Анализ стихотворения стихи о петербурге ахматовой

Петербург всегда будоражил воображение творческих людей. Этому городу на Неве посвящены художественные полотна, музыкальные произведения, поэмы, стихи, романы. В этом городе разворачиваются сюжеты многих известнейших произведений русской литературы: «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского, «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя, «Медного всадника» А. С. Пушкина.

Этот город стал «колыбелью трех революций». Поэтому не могли остаться в стороне и писатели ХХ века: так появился мистический «Петербург» Андрея Белого, знаковые места прекрасного русского города, запечатленные в ранней поэзии Александра Блока (театр, аптека, фонарь, памятник Петру Первому).

Свой город увидела и юная Анна Ахматова, которая выросла и получила свое первое образование в пригороде Петербурга — знаменитом Царском Селе.

Незримую связь с Пушкиным, столетием раньше ходившим по дорожкам Екатерининского парка, любовавшимся Царскосельской статуей, Анна Андреевна чувствовала всю жизнь.

Свое произведение Ахматова назвала просто: «Стихи о Петербурге». Это небольшой цикл из двух стихотворений, написанных в 1913 году. Они объединены не столько самим городом, сколько именем его основателя. В первом восьмистишии возникают самые узнаваемые образы Петербурга — Исаакиевский собор и Медный Всадник.

Только вот их окружение претерпело изменения: вокруг памятников архитектуры «черные трубы», с которых «душный и суровый ветер сметает гарь». Да, начало ХХ века и в России ознаменовалось индустриализацией.

Появление заводов и фабрик стало символом прогресса в Европе, но русские люди, привыкшие к патриархальному, деревенскому укладу, неоднозначно относились к переменам.

Позже Александр Блок отзовется на эту тему своей «Фабрикой», а Сергей Есенин в знаменитом «Сорокоусте» передаст свое отношение к противостоянию «живого» и «железного» с помощью поединка между «тонконогим жеребенком» и поездом, летящим «на чугунных лапах». Конечно, поединок выиграет железное чудовище, но симпатии героя навсегда останутся на стороне живой природы.

Отношение Ахматовой выражено лаконичней, но оно очевидно:

…своей столицей новойНедоволен государь.

В первой части Петербург выглядит городом императора-победителя, там царит величественность и холод. Во второй части цикла ледяная монолитность уступает нежной хрупкости инея, сквозь которую проступает биение живого любящего сердца. Второе стихотворение цикла о любви.

В нем в большей степени проявляются особенности акмеизма — литературного течения, под влиянием которого еще находилась в то время юная Анна Ахматова, только-только вышедшая замуж и родившая своего первенца.

Акмеизм культивировал внимание к деталям, и их здесь великое множество: арка над Галерной, нераскрытый веер в руке героя, розовый месяц в небе над Летним Садом.

Любовь героев освящена присутствием Петербурга, ведь их тени навсегда останутся под аркой на Галерной. Отсюда чувство спокойствия, которое сквозит в каждой строке:

Сердце бьется ровно, мерно…Вся любовь утолена.

Это чувство утоленной любви, уже не требующей «томительных свиданий у постылого окна», и создает ощущение покоя и в то же время свободы. По мысли автора, любовь родившаяся в Петербурге, останется вечной, как у «вечной» Сонечки Мармеладовой из романа «Преступление и наказания», как у Маши Мироновой — «капитанской дочки», отвоевавшей у государыни Екатерины свое право на женское счастье.

Спокойствие подчеркнуто и самим ритмом стиха: четырехстопный хорей замедляется с помощью чередования женской и мужской рифмы. Однако последние строки стихотворения у внимательного читателя вызывают и другие ассоциации: «холодная улыбка императора Петра» невольно напоминает о «горделивом истукане», которого увидел безумный Евгений в Медном Всаднике.

Петербург навсегда останется для Анны Ахматовой свидетелем ее жизни: здесь она обрела любовь, здесь терпела первую «любовную пытку».

В страшном 1938 году «простояла триста часов» возле стен знаменитой тюрьмы «Кресты», ожидая вестей о единственном сыне Льве Гумилеве. В этом городе встретила начало войны и пережила первые дни блокады.

И любовь к этому прекрасному городу тоже осталась в сердце поэтессы навсегда.

  • «Реквием», анализ поэмы Ахматовой
  • «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сжала руки под темной вуалью…», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сероглазый король», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Двадцать первое. Ночь. Понедельник», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сад», анализ стихотворения Анны Ахматовой
  • «Песня последней встречи», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Родная земля», анализ стихотворения, сочинение
  • «Вечером», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Гость», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Мне голос был», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Белой ночью», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Смятение», анализ стихотворения Анны Ахматовой, сочинение
  • «Уединение», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Поэма без героя», анализ произведения Ахматовой
  • По произведению: «Стихи о Петербурге»
  • По писателю: Ахматова Анна Андреевна

Источник: https://goldlit.ru/ahmatova/1169-stihi-o-peterburge-analiz

Стихи Анны Ахматовой о Петербурге

Петербург в стихах Анны Ахматовой – это не фон, не второстепенный персонаж, а реальный, осязаемый образ, с которым связаны все самые яркие переживания и жизненные впечатления поэтессы.

Детские годы Ахматовой прошли в Царском Селе, и, ступая по аллеям Екатерининского парка, она ощущала связь времен и тот лицейский дух, который когда-то воспел ее великий предшественник, Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении “19 октября 1925”.

Ниже вы можете ознакомиться с анализами стихов о Петербурге.

Петербург в творчестве Анны Ахматовой

Как приятно тёплым весенним вечером пройтись по улицам Петербурга, посетить Невский, увлекающий людей в бесконечное движение ночной жизни, пройтись по маленьким улочкам центра и, наконец, забрести на Дворцовую площадь и долго стоять и смотреть в тёмное звёздное, потрясающее своей таинственностью небо.

И тут же возникает ощущение необъяснимости, неразгаданности всего города, ощущение того, как мало известен город людям, которые в нём живут, как много нераскрытого в нём, какое множество тайн скрывает он на своих улицах, площадях и садах.

Как же изучить этот город, чтобы он стал понятным каждому, кто живёт в нём?  Это очень просто: открыть сборник стихотворений Анны Андреевны Ахматовой, где в любом стихотворении можно обнаружить строки, посвящённые Петербургу. Её стихи открывают нам этот величественный город: и старый Петербург, и Петроград, и Ленинград.

Город в стихах Ахматовой предстаёт одухотворённым, прекрасным, согретым теплотой её души. Город становится не просто местом обитания, а хорошим и верным другом. Петербург-один из главных героев лирики Ахматовой.

Наверное, это случается со всеми поэтами, жившими в нём. Ахматова видит Петербург не как человек, поражённый его красотой, а как человек, который видит его как бы изнутри.

В стихотворениях образы Петербурга точны и конкретны, но они не перестают волновать и удивлять своей поэтичностью.

  • Внимание к подробностям и деталям пейзажа становится особенностью стихов Ахматовой. Для неё ‑город, “горькой любовью любимый”, Нева, Фонтанка, Невский, каналы и дома-места обитания её духа:
  •  Вновь Исакий в облаченьи
  • Из литого серебра
  • Стынет в грозном нетерпеньи
  • Конь Великого Петра. (“Стихи о Петербурге”)

Именно в Петербурге происходят главные события любовной лирики Ахматовой. Город в её стихах — не фон событий, а участник всего происходящего. Воспоминания любви в стихах непременно перекликаются с образом города. Это единство города и переживаний Ахматовой становится особенностью, чем-то новым, что внесла Ахматова в тему Петербурга:

  1. А мы живём торжественно и трудно
  2. И чтим обряды наших горьких встреч,
  3. Когда с налёту ветер безрассудный
  4. Чуть начатую обрывает речь, —
  5. Но ни на что не променяем пышный
  6. Гранитный город славы и беды,
  7.  Широких рек сияющие льды,
  8.  Бессолнечные мрачные сады
  9.   И голос Музы еле слышный. (“ Ведь где-то есть простая жизнь и свет”)

” Чудесный город Петров” переходит в город” обречённый” к концу 1913 года, который стал рубежом, разделяющим мирную жизнь и ужасы гражданской войны. Город для неё-” грешник, видящий райский перед смертью сладостный сон”. Но город не перестаёт быть любимым для Ахматовой.

  • Тот голос, с тишиной великой споря,
  • Победу одержал над тишиной
  • Во мне ещё, как песня или горе,
  • Последняя зима перед войной!
  • Белее сводов Смольного собора
  • Таинственней, чем пышный Летний сад,
  • Она была. Не знали мы, что скоро
  • В тоске предельной поглядим назад. ( “Тот голос, с тишиной великой споря”)
Читайте также:  Крейцерова соната - краткое содержание повести толстого

Итак, жить в Петербурге становилось” торжественно трудно”, но это была жизненная необходимость, судьба поэтессы. Это сочетание трагичности и невозможности разлуки Ахматовой с городом несёт в себе совершенно новые описания Петербурга.  Город из” прекрасного станет “опальным”.

  1. Когда война поставит под угрозу само существование Петербурга, Ахматова ощутит, что город-это живое существо, и Ахматова, вынужденная покинуть город, тяжело будет переносить разлуку. Отечественная война сильно его изменит:
  2. Ленинградскую беду
  3. Руками не разведу,
  4. Слезами не смою,
  5. В землю не зарою,
  6. За версту я обойду
  7. Ленинградскую беду.
  8. Я не взглядом, не намёком,
  9. Я не словом, не попрёком,
  10. я земным поклоном
  11.      В поле зелёном
  12.              Помяну.( ” Причитание”)

Рушилась жизнь поэтессы, рушился город, дорогой и любимый. Судьбу Ахматовой нельзя отделить от судьбы Петербурга Тема города в её стихах-это удивительный поэтический мир..В ”  Поэме без героя” тема города откроется полнее.Прошлое Ахматова видит уже из 60-ых, но с необыкновенной точностью

  • Петербург в 1913 году
  • За заставой воет шарманка,
  • Водят мишку, пляшет цыганка
  • На заплеванной мостовой.
  • Паровозик идет до Скорбящей,
  • И гудочек его щемящий
  • Откликается над Невой.
  • В черном ветре злоба и воля.
  • Тут уже до Горячего Поля,
  • Вероятно, рукой подать.
  • Тут мой голос смолкает вещий,
  • Тут еще чудеса похлеще,
  • Но уйдем — мне некогда ждать.

У Ахматовой в образах города нет символических описаний, есть лишь восхищение им, разговор с ним. Город-это лучшее, что есть в её жизни.Мы в праве назвать Ахматову поэтом одной темы-любви.Но эта тема лишь заглавная в её творчестве, все остальные переплетаются или проходят сквозь неё.

  1. “Петербург был самым большим подарком, который получила от жизни Ахматова. Редко кто мог разговаривать о городе, да и с самим городом, как Ахматова”
  2. В ” Поэме без героя” есть единственные в своём роде строфы-обращения к миру на языке любовной лирики:
  3. Ты мой грозный и мой последний,
  4. Светлый слушатель тёмных бредней,
  5. Упованье, прощанье, честь.
  6. Предо мной ты горишь, как пламя, 
  7. Надо мной ты стоишь, как знамя,
  8. И целуешь меня, как лесть, Положи мне руку на темя, —
  9. Пусть теперь остановится время
  10. На тобою данных часах…
  11. Многие поэты и прозаики писали про этот прекрасный и до сих пор неразгаданный город.

Достоевский, Некрасов, Блок посвящали свои произведения Петербургу. Но для них город  был лишь местом обитания, а для Ахматовой Петербург явился предметом любви, именно ему она посвятила всё своё творчество.

«Стихи о Петербурге», анализ цикла стихотворений Ахматовой

Петербург всегда будоражил воображение творческих людей. Этому городу на Неве посвящены художественные полотна, музыкальные произведения, поэмы, стихи, романы. В этом городе разворачиваются сюжеты многих известнейших произведений русской литературы: «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского, «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя, «Медного всадника» А. С. Пушкина.

Этот город стал «колыбелью трех революций». Поэтому не могли остаться в стороне и писатели ХХ века: так появился мистический «Петербург» Андрея Белого, знаковые места прекрасного русского города, запечатленные в ранней поэзии Александра Блока (театр, аптека, фонарь, памятник Петру Первому).

Свой город увидела и юная Анна Ахматова, которая выросла и получила свое первое образование в пригороде Петербурга — знаменитом Царском Селе. Незримую связь с Пушкиным, столетием, раньше ходившим по дорожкам Екатерининского парка, любовавшимся Царскосельской статуей, Анна Андреевна чувствовала всю жизнь.

Свое произведение Ахматова назвала просто: «Стихи о Петербурге». Это небольшой цикл из двух стихотворений, написанных в 1913 году. Они объединены не столько самим городом, сколько именем его основателя. В первом восьмистишии возникают самые узнаваемые образы Петербурга — Исаакиевский собор и Медный Всадник.

Только вот их окружение претерпело изменения: вокруг памятников архитектуры «черные трубы», с которых «душный и суровый ветер сметает гарь». Да, начало ХХ века и в России ознаменовалось индустриализацией. Появление заводов и фабрик стало символом прогресса в Европе, но русские люди, привыкшие к патриархальному, деревенскому укладу, неоднозначно относились к переменам.

Позже Александр Блок в “Фабрике” отзовется на эту тему, а Сергей Есенин в знаменитом «Сорокоусте» передаст свое отношение к противостоянию «живого» и «железного» с помощью поединка между «тонконогим жеребенком» и поездом, летящим «на чугунных лапах». Конечно, поединок выиграет железное чудовище, но симпатии героя навсегда останутся на стороне живой природы.

  • Отношение Ахматовой выражено лаконичней, но оно очевидно:
  • …своей столицей новой
  • Недоволен государь.

В первой части Петербург выглядит городом императора-победителя, там царит величественность и холод. Во второй части цикла ледяная монолитность уступает нежной хрупкости инея, сквозь которую проступает биение живого любящего сердца. Второе стихотворение цикла о любви.

В нем в большей степени проявляются особенности акмеизма — литературного течения, под влиянием которого еще находилась в то время юная Анна Ахматова, только-только вышедшая замуж и родившая своего первенца. Акмеизм культивировал внимание к деталям, и их здесь великое множество: арка над Галерной, нераскрытый веер в руке героя, розовый месяц в небе над Летним Садом.

  1. Любовь героев освящена присутствием Петербурга, ведь их тени навсегда останутся под аркой на Галерной. Отсюда чувство спокойствия, которое сквозит в каждой строке:
  2. Сердце бьется ровно, мерно…
  3. Вся любовь утолена.

Это чувство утоленной любви, уже не требующей «томительных свиданий у постылого окна», и создает ощущение покоя и в то же время свободы.

По мысли автора, любовь родившаяся в Петербурге, останется вечной, как у «вечной» Сонечки Мармеладовой из романа «Преступление и наказания», как у Маши Мироновой — «капитанской дочки» Пушкина, отвоевавшей у государыни Екатерины свое право на женское счастье.

Спокойствие подчеркнуто и самим ритмом стиха: четырехстопный хорей замедляется с помощью чередования женской и мужской рифмы. Однако последние строки стихотворения у внимательного читателя вызывают и другие ассоциации: «холодная улыбка императора Петра» невольно напоминает о «горделивом истукане», которого увидел безумный Евгений в Медном Всаднике.

Петербург навсегда останется для Анны Ахматовой свидетелем ее жизни: здесь она обрела любовь, здесь терпела первую «любовную пытку».

В страшном 1938 году «простояла триста часов» возле стен знаменитой тюрьмы «Кресты», ожидая вестей о единственном сыне Льве Гумилеве. В этом городе встретила начало войны и пережила первые дни блокады.

И любовь к этому прекрасному городу тоже осталась в сердце поэтессы навсегда.

Анализ стихотворения Ахматовой «Стихи о Петербурге»

  • 1
  • Вновь Исакий в облаченьи
  • Из литого серебра.
  • Стынет в грозном нетерпеньи
  • Конь Великого Петра.
  • Ветер душный и суровый
  • С чёрных труб сметает гарь…
  • Ах! своей столицей новой
  • Недоволен государь.
  • 2
  • Сердце бьётся ровно, мерно.
  • Что мне долгие года!
  • Ведь под аркой на Галерной
  • Наши тени навсегда.
  • Сквозь опущенные веки
  • Вижу, вижу, ты со мной,
  • И в руке твоей навеки
  • Нераскрытый веер мой.
  • Оттого, что стали рядом
  • Мы в блаженный миг чудес,
  • В миг, когда над Летним Садом
  • Месяц розовый воскрес, —
  • Мне не надо ожиданий
  • У постылого окна
  • И томительных свиданий.
  • Вся любовь утолена.
  • Ты свободен, я свободна,
  • Завтра лучше, чем вчера, —
  • Над Невою темноводной,
  • Под улыбкою холодной
  • Императора Петра.

Тема Петербурга занимает важнейшее место в творчестве Ахматовой. К городу на Неве она всегда относилась с особой любовью.

Недаром поэтесса не хотела покидать Северную столицу, когда началась Великая Отечественная война. В эвакуацию Анна Андреевна уехала только по настоянию врачей. При этом при первой же возможности Ахматова вернулась – поздней весной 1944 года. Во втором ее сборнике – «Четки» – есть небольшой цикл под говорящим названием «Стихи о Петербурге». В его состав вошли всего два стихотворения, написанных в 1913 году.

В первом произведении, состоящем из восьми строк, на передний план выходит изображение Северной столицы. Поэтесса упоминает два известных топонима – величественный Исаакиевский собор, облаченный в литое серебро, и памятник Петру I работы Фальконе, известный как Медный всадник.

Во второй строфе Ахматова переходит от парадного Петербурга к Петербургу фабричному и окраинному. В этом городе гуляет душный и суровый ветер, сметающий с черных труб гарь. Похожий образ встречается в урбанистической поэзии Блока.

Северная Венеция в апокалипсических декорациях оказывается не по нраву ее основателю.

Читайте также:  История создания романа отцы и дети тургенева

Второе стихотворение цикла относится к интимной лирике. Петербург предстает перед читателями в качестве «сокровищницы любовной памяти». Чувства персонажей произведения, благодаря Северной столице, становятся вне времени. Тени героев навсегда останутся под аркой на Галерной улице.

Арка эта, кстати, — топоним весьма примечательный. Она фигурирует в повести Мандельштама «Египетская марка» 1927 года, когда идет перечисление мест, которые петербуржцы чаще всего предпочитают для назначения свиданий.

Осип Эмильевич характеризует ее как невзрачную и неспособную даже дать приют от дождя.

В стихотворении «Сердце бьется ровно, мерно…» также упоминается Летний Сад – топоним, достаточно часто встречающийся в лирике Ахматовой разных лет. Финал рассматриваемого текста не так благостен, как его предыдущие строки. Появляется темноводная Нева, которая в поэтическом мышлении 1910‑х годов нередко связывалась с Летой – рекой забвения из древнегреческой мифологии.

Получается, Анна Андреевна представляет несколько ипостасей любимого города, мирно сосуществующих друг с другом. Северная столица – это место вечной памяти и любви, омываемое рекой забвения, и кромешный ад, уготованный каждому жителю.

Источник: https://litfest.ru/analiz/ahmatova-stihi-o-peterburge.html

Особенности художественного осмысления Петербурга в творчестве А.А. Ахматовой



Творческое наследие Анны Андреевны Ахматовой изучается в современном литературоведении очень активно. Имя великого художника, большого поэта привлекает внимание многих исследователей [1].

Творчество Анны Ахматовой, с одной стороны, отражает общую типологию пространственного воплощения мира в поэзии первой трети XX века, с другой стороны, в нем воплощается сугубо авторская концепция пространства.

Вот почему изучение пространственной семантики Ахматовой в их образном, мотивном и композиционном преломлении представляется весьма актуальным.

Объектом исследования является поэтическое творчество Анны Ахматовой. Конкретный предмет исследования — образ Петербурга в контексте ее поэтического мира.

Исходя из темы исследования, нами были сформулирована задача:

Изучить Петербург — Петроград — Ленинград как образ и текст в лирических произведениях Ахматовой и выявить их структурные особенности и функциональность. Тема рассматривается на материале лирики и поэм Ахматовой; в качестве основного источника принимается двухтомное издание, подготовленное М. М. Кралиным и отличающееся достаточной репрезентативностью [2].

Петербург — Петроград — Ленинград в стихотворениях А. А. Ахматовой складывается из различных образов, ощущений, ассоциаций, связанных в поэтическом сознании Ахматовой с Петербургом. Поэтесса запечатлела огромные масштабы города на Неве, его детали и создала целостное геокультурное пространство во времени.

  • Мы проанализировали несколько стихов Анны Ахматовой, в котором предстает образ Петербурга.
  • «Как люблю, как любила глядеть я…» (1916 г)
  • «Реквием» (1940 г)
  • «Летний сад» (1959 г)
  • «Петербург в 1913 году» (1961 г)

Русский литературовед, лингвист Виктор Максимович Жирмунский писал: «Петербург Ахматовой показан реалистически, но вместе с тем монументально, в классической пушкинской манере, в которой личные воспоминания сплетаются с национальной историей» [3].

Соглашаясь с мнением литературоведа, мы считаем, что ее поэзия и город на Неве похожи: строгость и грандиозность! Город напрямую повлиял на ее творчество: архитектурный облик Петербурга проявился в ее поэзии, такой же воздушной, невесомой и одновременно каменно-тяжёлой и серьезной, как и петербургские белые ночи, вид Невского и его настроение.

  1. «Как люблю, как любила глядеть я…»
  2. …И воистину ты — столица
  3. Для безумных и светлых нас;
  4. Но когда над Невою длится
  5. Тот особенный, чистый час
  6. И проносится ветер майский
  7. Мимо всех надводных колонн,
  8. Ты — как грешник, видящей райский
  9. Перед смертью сладчайший сон…
  10. Второе предложение стихотворения представляет собой обращение к Петербургу, причем называет героиня его на «ты», как старого доброго друга.

В облике города у Ахматовой часто ощущается строгость, жестокость, холод. Мрачный Петербург выражается в «бессолнечных мрачных садах», в «балконах, куда столетья не ступала ничья нога», в «грозных айсбергах Марсова поля».

Строгость и мрачность и есть составляющие величественной красоты Петербурга, которую Ахматова остро чувствует.

Зима «белее сводов Смольного собора, таинственней, чем пышный Летний сад», ночь — алмазная, «лебяжья лежит в хрусталях», а «снежный прах» тепло серебрится в случайном луче уличного фонаря.

Обобщая анализ текстов, мы пришли к следующему выводу:

В соответствии с пушкинской традицией тема судьбы отдельного человека на фоне образа города приобретает драматический характер. И в этом случае следование традициям можно расценивать как творческую, избирательную переработку предыдущего художественного опыта, его обогащение и развитие.

В процессе исследования перед нами закономерно встал вопрос о новаторстве Ахматовой при освещении петербургской темы.

В любовной истории героини город играет огромную роль — роль участника, определяющего настроение и развитие лирического сюжета. Можно сказать, что Ахматова создает историю петербургской любви — любви трагической, несостоявшейся и оставившей глубокий след в сердцах героев, навсегда связанной с образом города.

Например, в раннем творчестве Ахматова испытывала «горькую» любовь к городу. Это можно заметить во многих стихотворениях, таких как «О, это был прохладный день…», «Летний сад».

  • «Стихи о Петербурге» Анна Ахматова
  • (вторая часть)
  • Сердце бьётся ровно, мерно.
  • Что мне долгие года!
  • Ведь под аркой на Галерной
  • Наши тени навсегда.
  • Оттого, что стали рядом
  • Мы в блаженный миг чудес,
  • В миг, когда над Летним Садом
  • Месяц розовый воскрес, —
  • Мне не надо ожиданий
  • У постылого окна
  • И томительных свиданий.
  • Вся любовь утолена.
  • Ты свободен, я свободна,
  • Завтра лучше, чем вчера, —
  • Над Невою темноводной,
  • Под улыбкою холодной
  • Императора Петра.

Второе стихотворение цикла относится к интимной лирике. Петербург предстает перед читателями в качестве «сокровищницы любовной памяти».

Финал рассматриваемого текста не так благостен, как его предыдущие строки. Появляется темноводная Нева. Чувства персонажей произведения, благодаря Северной столице, становятся вне времени. Тени героев навсегда останутся под аркой на Галерной улице.

Получается, Анна Андреевна представляет несколько ипостасей любимого города, мирно сосуществующих друг с другом. Северная столица — это место вечной памяти и любви, омываемое рекой забвения, и кромешный ад, уготованный каждому жителю.

Тема Петербурга присутствует у Ахматовой и в стихах военного времени. Если в ранних стихах любовь к городу у поэта была «горькой», то во время блокады она превращается в острое материнское чувство.

Для стихов блокадного города характерны интонации материнского причитания, боли и сострадания.

Еще недавно величественный и холодный, в этих стихах Петербург — Ленинград становится кровно близким и дорогим, словно сыном или братом.

  1. В поэме «Реквием» Ленинград предстает страшным, зловещим городом, несущим смерть:
  2. Это было, когда улыбался
  3. Только мертвый, спокойствию рад,
  4. И ненужным привеском болтался
  5. Возле тюрем своих Ленинград.
  6. В последней части поэмы Ахматова пишет о памятнике, который, может быть, ей когда-то поставят в Петербурге. Она просит поставить памятник около тюрьмы, где она столько выстрадала:
  7. И пусть с потемневших и бронзовых век.
  8. Как слезы, струится подтаявший снег,
  9. И голубь тюремный пусть гулит вдали,
  10. И тихо идут по Неве корабли.

По утверждению Ирэны Вербловской [4], Петербург — это не просто действующее лицо, но и свидетель, фон всей жизни Ахматовой: «Ахматовский Петербург — это сгусток исторических и литературных реминисценций, на который накладывается ее личная судьба… Вся жизнь Ахматовой была неразрывно связана с Петербургом. Это был ее город, и она принадлежала ему»

Таким образом, историко-культурное бытие Петербурга — Петрограда — Ленинграда определяет содержание и формирует структуру петербургского текста, который, с одной стороны, является индивидуальным, сугубо «ахматовским», с другой же стороны, восходит к «петербургскому мифу», укорененному в русской культуре.

Читайте также:  Жизнь и творчество виталия бианки

«Петербургский миф» реализуется в творчестве Ахматовой в мотиве гибнущего города, однако своеобразие ахматовской интерпретации этого традиционного мифа в том, что этот город существует одновременно под знаком «беды» и знаком «славы».

И это единство «беды» и «славы», существования «на краю бездны» и истинного величия является, по убеждению Ахматовой, судьбой Петербурга, неизменной от самых первых дней его возникновения — и навсегда.

Но этот другой город — одновременно всё тот же — царственный и сиротливый, жестокий и беззащитный, обречённый и торжествующий — её родной и любимый город, в котором она стала поэтом. Эта мысль настойчиво проходит через весь ахматовский «Петербургский текст», организуя в единый комплекс разные по содержанию и жанру произведения.

В структуру ахматовского «Петербургского текста» встраиваются и пушкинский Петербург, и Петербург Достоевского, и Петербург Блока. Формирование образа современного города эволюционирует от довоенного Петербурга к Ленинграду военного времени. Предметность, детализированность «Петербургского текста» А. А.

Ахматовой необходима для передачи чувства в его кульминационном проявлении. Это чувство — всегда конкретное, поэтому требует отражения в конкретных вещах, в реальных предметах. В ахматовских произведениях о Петербурге переплетаются патетические, лирико-интимные, иронические и трагические ноты, сливаясь в сложную и могучую «симфонию» «Петербургского текста».

На основании вышеизложенного можно сформулировать несколько выводов

1. Петербург в лирике А.

Ахматовой осмысливается как город Петра, творческая колыбель поэта и источник вдохновения, сложный в своей культурной иерархии город, в котором поэт выделяет различные пласты, принципиально важные в ахматовском восприятии Города: «Петербург Пушкина», «Петербург Достоевского», «Петербург Блока», «Петербург Гумилёва», «Петербург Ахматовой». Художественные детали, которые определяют поэтическую «биографию» Города и структуру «Петербургского текста» Ахматовой.

2. Если Ахматова избегала именовать город, то Ленинград всегда для нее был Ленинградом. Это имя Города освящено блокадой.

3. В лирике последних двух десятилетий «Петербургский текст» Ахматовой характеризуется мотивом памяти, который определяет его структуру и содержание.

Литература:

  1. Галаева, М. Образ «дома» в поэзии Анны Ахматовой: Дисс.. канд. филол. наук. — М., 2004
  2. Крутий, С. «Архитектурность» художественных образов в поэзии акмеистов. О. Мандельштам и А. Ахматова: Дисс. канд. филол. наук. — Магнитогорск, 2005
  3. Смирнова, Н. Символизм как текст культуры в творческом сознании Анны Ахматовой: Дисс. канд. филол. наук. — Иваново, 2004
  4. Фоменко, О. Православно-христианские основы творчества Анны Ахматовой: Дисс. канд. филол. наук. — Нерюнгри, 2000
  5. Мусатов, В. К проблеме анализа лирической системы Анны Ахматовой // Царственное слово: Ахматовские чтения. — М., 1992. Вып. 1. — С. 103–110
  6. Мусатов, В. «В то время я гостила на земле…» Лирика Анны Ахматовой. — М.: Словари.ру, 207. 496 е.;
  7. Тименчик, Р. Д. Художественные принципы предреволюционной поэзии Анны Ахматовой: Автореф. дис.. канд. филол. наук. — Тарту, 1982
  8. Пахарева, Т. А. Художественная система Анны Ахматовой. — Киев, 1994 и др.
  9. Ахматова, А. Соч.: В 2 т. — М.: Правда, 1990.
  10. Жирмунский, В. М. Творчество Анны Ахматовой. — Л., 1973.
  11. Вербловская И. Горькой любовью любимый… Петербург Анны Ахматовой. СПб, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): Петербург, Ленинград, Нева, город, Петроград, любимый город, образ Петербурга, северная столица, военное время, стих.

Источник: https://moluch.ru/archive/144/40417/

Анализ стихотворного текста а.а. ахматовой "стихи о петербурге"

Стихотворение А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге» написано ей в 1913 году. Оно вошло в сборник «Четки», выпущенный в 1914 году. Это вторая книга стихов поэтессы. Как писала сама Анна Андреевна в статье «Коротко о себе», «жизни ей (книге) было отпущено примерно шесть недель. В начале мая петербургский сезон начал замирать, все понемногу разъезжались.

На этот раз расставание с Петербургом оказалось вечным. Мы вернулись не в Петербург, а в Петроград, из XIX в. Попали в XX, все стало иным, начиная с облика города». Из примечания к собранию сочинений А.А. Ахматовой в двух томах видно, что герой этого цикла, по видимому, Н.В.

Недоброво, об этом косвенно свидетельствует его стихотворение «Светлое воскресенье четырнадцатого года», основу которого составляет та же тема взаимной свободы, являющейся основной темой «Стихов о Петербурге».

Необходимо также отметить, что в эти годы Ахматова принадлежала к акмеизму, литературному течению, сплотившему больших русских поэтов, прежде всего Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Анну Ахматову. Акмеизм этих лет генетически был связан с символизмом, но противостоял его крайностям.

Ахматова в стихах этого периода пыталась заново открыть ценность человеческой жизни, простого предметного мира, первоначальную ценность слова. Главная тема раннего творчества поэта – любовь. Чувство это проявляется драматически. Сама Ахматова говорила: «Стихи – это рыдание над жизнью». Любовь уже в ранних ее сборниках – чувство абсолютно земное, лишенное лирической потусторонности. Красота реального, вещного мира – философия акмеизма.

Любовь в «Стихах о Петербурге» — любовь спокойная, непоколебимая, свободная, а от того и счастливая. Любовь утолена. Но участник любви двоих – Петербург, им определяется ее нетленность: «Ведь под аркой на Галерной наши тени навсегда».

Ахматова писала, что в ее сознании было несколько Петербургов. Один из них был связан с именем Ф.М. Достоевского, а другой – может быть вот этот, рождающийся сейчас, в этих стихах. Этот Петербург дарит блаженство, утоляющее любовь, и надежно хранит память о ней.

Летний сад, Исакий, «конь великого Петра», Галерная – все величественные места города связаны с моментами ее свиданий с любимым. Ей приятно об этом говорить. Она как бы вновь переживает минуты, проведенные с любимым. Хотя ее любовь и «утолена», она еще ее не пережила. Все впереди.

И месяц над Летним садом – «розовый воскрес», а «завтра лучше, чем вчера».

Все это освящает любовь и свидетельствует о ней перед вечностью. Потому-то и оказывается возможным назвать стихи о любви в Петербурге стихами о самом Петербурге как колыбели высокой любви и сокровищнице любовной памяти. Эти строки являются ответом на вопрос: почему рассказ об утоленной любви превращается в признание в любви к Петербургу?

Реальный образ города передается мерным ритмом стиха, и «сердце бьется ровно, мерно». Это подчеркивает стройную гармонию между душевным состоянием героини и строем петербургских пространств. Все строго, высоко, непоколебимо, на века. И лексика архаично высока: «облаченье», «грозное нетерпенье», «блаженный миг чудес».

Правда, надо отметить, что в этих стихах присутствует и сочетание разговорной или повествовательной интонации с патетическими восклицаниями, местами приближающими к речитативному фольклору – к частушкам и причитаниям: «Ах, своей столицей новой недоволен государь», «Что мне долгие года!».

Всегда в стихах о Петербурге упоминается Нева. Здесь она «темноводная», и это сразу как-то настораживает, отрезвляет. Для поэтического мышления 10-х годов было характерно отождествлять Неву с Летой, позднее использованное Ахматовой в «Поэме без героя».

Стало быть, жизнь человеческая в Петербурге мыслится на пороге между вечной памятью и полным забвением.

Поэтому здесь присутствуют слова, обозначающие острое переживание бега времени: «нетерпенье», «сердце бьется», «долгие года», «навсегда», «навеки», «миг», «воскрес», «ожидания», «завтра», «вчера».

Но Петербург, «горькой любовью любимый», здесь еще не весь. Зловеще чернеют трубы, «душный и суровый» ветер сметает с них гарь – а на этом фоне Исакий из «литого серебра» и «стынет в грозном нетерпеньи конь великого Петра», Медный Всадник – кошмар пушкинского героя, «холодная улыбка императора Петра».

Все навевает мысль о вечной красоте и вечном покое, о блаженной любви и возмездии – все как бы на границе жизни и смерти, незабвенности и гибели. Петербург – город Ахматовой, столица ее поэзии. Он входит в ее стихи на правах вечного героя.

Сердечной близостью с городом, чувством вечной связи с ним проникнуты «Стихи о Петербурге».

Источник: https://allpoetry.ru/analiz/167/ahmatova-a-a

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]