Мрачный юмор, продажа могильных камней и Германия, медленно сходящая с ума от бедности.
Рожденного в 1898 г. Эриха Марию Ремарка, как и многих его современников, искалечила Первая мировая война.
В его случае — не буквально: в окопах того самого Западного фронта, где нечего ждать перемен, Ремарк был всего полтора месяца в 1917 году.
Получив ранение, остаток войны провел в госпиталях, но успел увидеть достаточно, чтобы на всю жизнь возненавидеть войну, а вернувшись домой, задуматься: как убивавшие и гнившие в окопах абсолютно ни за что будут жить дальше?
Классический Ремарк
Именно о поколении немцев, зажатом между двумя мировыми войнами, Ремарк писал почти всю жизнь. Непосредственно грязь, кровь и бессмыслицу Первой мировой он описал спустя десять лет после войны, в книге «На Западном фронте без перемен». Дальше, в «Возвращении», рассказал, как сломанные люди вернулись домой, и оказалось, что Германии они не нужны, а сами они не понимают, как жить в вызывающе пошлом мире, который ничему не научился.
Дальше были новые романы, неизменно крепкие сюжетно, но, в общем, похожие один на другой. Во всех действуют герои — выходцы из «потерянного поколения», мрачно охреневающие от творящегося вокруг ада (к власти приходят нацисты и Европа движется к новой мясорубке).
Неизменно присутствуют красивые, томные женщины, как правило, неизлечимо больные — вдохновленные одной из пассий Ремарка.
Все ведут слегка напыщенные разговоры о любви и смысле жизни, гибнут или выживают, но обязательно много курят и пьют, особенно любимый автором кальвадос.
Получается, с одной стороны, трагично, с другой — богемно.
Поэтому книги Ремарка — идеальное чтение для подросткового возраста, когда только начинаешь знакомиться и с печальными парадоксами бытия, и с алкоголем и сигаретами (как правило, употребляемыми тайком от мамки).
Правда, со временем, когда читательский опыт растет, неизбежно понимаешь, что фразы вроде «любовь озаряет радугой мечты серое небо повседневности» (из «Триумфальной арки») вызывают болезненное желание пробить себе лицо рукой у всякого, кому больше шестнадцати.
Чем «Черный обелиск» отличается от других романов Ремарка
Ханна Хёх, «Разрез кухонным ножом пивного живота Веймарской республики». 1919
Не поймите меня неправильно: я до сих пор люблю Ремарка. Он мог иногда быть пафосным, иногда — повторять собственные мотивы. Но как ни крути, он умело сочетал захватывающий сюжет с идеей, а гуманизм со скепсисом. При этом Ремарк уделял внимание обычным людям, наблюдавшим, как из старой Европы, расколотой Первой мировой, рождается что-то новое и чудовищное. Именно об этом «Черный обелиск» — на мой вкус, самая сильная книга Ремарка.
Роман написан в 1956 году, когда автору было под шестьдесят и он жил в эмиграции.
Отгремела Вторая мировая, давно побежден Гитлер, и на этом фоне, несколько отстранившись от ужаса 30-х и 40-х, Ремарк мысленно возвращается в собственную молодость в Германии межвоенных лет.
Тогда ему было двадцать с небольшим, он перебивался случайными заработками — то бухгалтер, то учитель… приходилось и торговать надгробиями, и играть на органе для душевнобольных. Этим занимается и Людвиг Бодмер, главный герой «Черного обелиска».
Дело происходит в крошечном немецком городишке Верденбрюке, списанном с родного города автора, Оснабрюка.
Вместе с армейским товарищем Георгом и его непроходимо тупым братом Генрихом Людвиг работает в похоронном бюро, сбывая родственникам свежепреставившихся надгробные камни, кресты и прочие украшения могил.
Черный обелиск из заглавия — никому не нужное здоровенное сооружение, которое товарищи давно отчаялись продать.
Такая работа и сама по себе не очень весела, а тут еще и ситуация в стране — хуже некуда. Инфляция зашкаливает, курс доллара с каждым днем бьет новые рекорды. То, что вчера было деньгами, назавтра превращается в бумагу. Честные бюргеры из XIX века, не понимающие, как такое возможно, разоряются один за другим и то и дело кончают с собой.
Выживают и процветают только хитрые воротилы, вовремя разжившиеся ценными бумагами или недвижимостью. Но главные герои к ним не относятся: они, скорее, коммерсанты-неудачники, которые каждый день отчаянно барахтаются, чтобы остаться на плаву.
И если практичный сорокалетний Георг относится ко всему философски, двадцатипятилетний главный герой, поэт в душе, то и дело пускается в мрачные рассуждения:
Инфляция: дети играют с пачками обесценившихся купюр.
«Если судить по извещениям о смерти и некрологам, то можно вообразить, что человек — абсолютное совершенство, что на свете существуют только благороднейшие отцы, безупречные мужья, примерные дети, бескорыстные, приносящие себя в жертву матери, всеми оплакиваемые дедушки и бабушки, дельцы, в сравнении с которыми даже Франциск Ассизский покажется беспредельным эгоистом, любвеобильнейшие генералы, человечнейшие адвокаты, почти святые фабриканты оружия — словом, если верить некрологам, оказывается, на земле живут целые стаи ангелов без крыльев».
Отто Дикс, «Метрополис», триптих, 1927–28.
По воскресеньям Людвиг играет на органе в церкви при сумасшедшем доме, где встречает прекрасную девушку с шизофренией и множественными личностями — Изабеллу — которая принимает его за своего возлюбленного. Изабелла рассуждает, мягко говоря, странно: боится, что зеркала украдут ее душу и верит, что предметы исчезают, когда их не видишь.
Но после общения с ушлыми спекулянтами, кровожадными патриотами, пафосными поэтами и расчетливыми вдовами, которые требуют от него мавзолеев, главный герой не может отделаться от мысли, что болезненно искренняя Изабелла — самый нормальный человек во всем Верденбрюке и постепенно в нее влюбляется. Параллельно, впрочем, он крутит романы и с другими девицами, с переменным успехом:
Проститутки и драгдилер, Веймарская республика.
«Стиснутая лапами какой-то обезьяны в мужском костюме, ко мне приближается справа, сквозь толпу танцующих, моя подруга Эрна. Она меня не видит, но я еще издали узнаю ее рыжие волосы. Без всякого стыда виснет она на плече типичного молодого спекулянта.
Я продолжаю сидеть неподвижно, но у меня такое ощущение, словно я проглотил ручную гранату.
Вон она танцует, эта бестия, которой посвящены целые десять стихотворений из моего ненапечатанного сборника «Пыль и звезды», а мне она уже целую неделю морочит голову, будто у нее было легкое сотрясение мозга и ей запрещено выходить».
В этом, кстати, весь «Черный обелиск» — рассуждения о смысле жизни и любви здесь больше, чем где бы то ни было у Ремарка, приправлены иронией и оттого выглядят не так тяжеловесно: самые высокопарные речи отданы Изабелле как девушке не совсем от мира сего. Все остальные, кроме, может, неприкаянного Людвига, очень рациональны:
«— Курт, — спрашиваю я, — если бы тебе обещали, что твое желание исполнится немедленно, чего бы ты пожелал?— Тысячу долларов, — отвечает он не задумываясь и берет на гитаре дребезжащий аккорд.— Фу, черт! А я-то воображал, что ты идеалист.
— Я и есть идеалист. Поэтому и желаю иметь тысячу долларов. А идеализма мне желать нечего. Его у меня хоть отбавляй. Чего мне не хватает — так это денег».
Еще, в силу бизнеса героев, в романе постоянно царит атмосфера несколько макабрического веселья: все, как традиционно у Ремарка, бухают, кто-нибудь засыпает в гробу, пьяный фельдфебель каждую ночь методично обоссывает тот самый черный обелиск, Людвигу приходится гонять парочки, которые занимаются сексом на надгробиях… в общем, творится полный хаос. Все не очень понимают, куда все движется — инфляция все более бешеная с каждым днем — и живут как в последний раз.
Впрочем, Ремарк не был бы Ремарком, если бы не напомнил, что будет дальше.
Одна из самых сильных сцен «Черного обелиска» — когда главный герой становится свидетелем демонстрации инвалидов войны: безруких, безногих, слепых и искалеченных, бедных и всеми забытых, чьи пенсии сожрала инфляция.
Они с молчаливым протестом идут сквозь центр города и выходят к церкви, где их ждут национал-социалисты с плакатом «Адольф Гитлер вам поможет!».
Пожалуй, «Черный обелиск» — лучшая книга Ремарка именно потому что в ней он наконец-то нашел идеальные ингредиенты для своего коктейля. Тягостное ощущение неизбывности войны и смерти — прошлой и будущей — смягчено нежной ностальгией по юности, которую вспоминает уже пожилой человек.
Философствования поданы легко, под соусом острого юмора, местами вскипающего до желчи. Картину зарождения нацизма из непроходимой тупости и реваншизма оттеняют лирические, нежные сцены с Изабеллой. Все в меру, где нужно — трогательно, где нужно — смешно, а кое-где и просто невыносимо.
И над всем этим немым укором высится черный обелиск, такой же нелепый и не на своем месте, как Людвиг Бодмер — да и все люди в этой прекрасной книге.
Источник: https://disgustingmen.com/reading/black-obelisk-remarque/
Чёрный обелиск, Эрих Мария Ремарк — отзыв
Привет всем!
Как же я люблю читать Ремарка, но к его произведениям прикасаюсь не чаще, чем раз в пол года, дабы не испытывать ощущения дежавю, ведь все его произведения имеют нечто общее → военное/послевоенное время, персонажи без конца пьют водку/вино/кальвадос, а в конце умирают… конечно это слишком образно сказано, но тем не менее некоторые творения автора между собой действительно сильно похожи и иногда это портит впечатления от новой книги.
«Черный обелиск» — пятый роман Ремарка, который я взяла в руки и еще книги 3-4 ждут своей очереди.
Чёрный обелиск, Ремарк
???? ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
- Книга впервые опубликована в 1956 году.
- В электронном варианте количество страниц 727
В какой-то степени роман основан на реальных событиях — главный герой немного олицетворяет собою жизнь автора в послевоенное время.
???? СЮЖЕТ | ПЕРСОНАЖИ
Германия, на дворе 1923 год, не так давно закончилась война, но страна переживает не лучшие времена — царит гиперинфляция, цены поднимаются каждый день, а иногда и по два раза в день. Сегодня на 1000 марок можно было купить хороший костюм, а завтра на эти деньги еле хватит пообедать…
Чёрный обелиск, Ремарк
Людвиг Бодмер (около 25 лет) — главный герой романа, он участвовал в первой мировой войне и выжил, сейчас работает (и проживает) в фирме, торгующей надгробьями. Увлекается поэзией и музыкой.
- Георг Кроль (около 40 лет) — является владельцем фирмы по продаже надгробий, а еще он однополчанин Людвига, они вместе были на передовой и после войны остались хорошими друзьями.
- Женевьева Терговен (Изабелла) (около 20 лет) — девушка, которая лечится в психбольнице от шизофрении, у нее раздвоение личности.
Раздвоение личности — это обычное желание убежать от самого себя.
Людвиг познакомился с Изабеллой в клинике, куда он приходил играть на органе в определенные дни. Изабелла называет его то Рольфом, то Рудольфом и Людвиг ей в этом подыгрывает, к тому же его тянет к этой девушке, хотя он прекрасно понимает, что она для него недосягаема.
Хочется так же отметить Эдуарда Кноблоха — этот человек является владельцем гостиницы и ресторана «Вальгалла», куда частенько наведываются Людвиг и Георг с талонами, купленными в «удачное время», с каждым днем эти талоны обесцениваются, через месяц на один талон не купить и куска хлеба, но по закону владелец не имеет права отказать гостям в оплате (когда-то купленными) талонами, поэтому друзья пользуются своим преимуществом и каждый раз за бесценок отлично обедают или ужинают.
Чёрный обелиск, Ремарк
Конечно в книге полно и других персонажей, не менее значимых, ибо каждый герой внес какой-то свой смысл в жизнь этого небольшого городка — Генрих Кроль (брат Георга), фельдфебель Кнопф (пьяница, живущий по соседству с конторой по продаже надгробий), Герда Шнейдер (гимнастка), Вацек (мясник) и его жена Лиза (тоже соседи погребальной конторы) и другие.
???? ВПЕЧАТЛЕНИЯ | РАССУЖДЕНИЯ
Как обычно, читая Ремарка, я мгновенно окунаюсь в эту особую атмосферу послевоенного времени, в начало XX века. Жизнь в тяжелейшие годы Германии представляется мне такой сложной, серой и унылой, ведь кто не умеет жить обманом, вынуждены голодать и побираться, т.к. цены каждый день растут в геометрической прогрессии.
Деньги — вещь очень важная. Особенно когда их нет.
Главные герои как обычно зависают в заведениях, где обязательно есть выпивка, в «Черном обелиске» предпочитают пить водку, вино и редко шампанское.
Я так привыкла к тому, что в произведениях Ремарка герои постоянно бухают, что эта картина мне кажется такой родной, будто я сама сижу за столиком ресторана с приглушенным светом, слушаю философские дебаты на различные темы под звуки живой музыки, табачный дым и цоканье рюмок!
Просто какая-то волшебная атмосфера, ты просто гуляешь по страницам книги и наслаждаешься обществом главных героев.
Чёрный обелиск, Ремарк
Мрачную картину в тяжелое для страны время скрашивает оптимизм главных героев, их тяга к жизни и не угасающий сарказм. Забавно было наблюдать за тем, как Людвиг и Георг каждый раз доставали бедного Эдуарда своими талонами (купленными, кстати, заблаговременно оптом при помощи друзей), как злился Эдуард, как скрепя зубами вынужден был подавать свои блюда за бесценок → его реакция на появление этих двоих в его ресторане просто бесценна
Чёрный обелиск, Ремарк
В книге много разговоров «за жизнь», много философии, но я такое обожаю, да и диалоги мне не кажутся скучными, они живые.
Немного раздражала Изабелла со своей мудростью о вселенной (что такое свет, что такое дождь и т.п.), даже иной раз казалось, что она просто претворяется больной (и Людвиг так же думал), но это ведь немыслимо? Кто в здравом уме будет притворяться шизофреником и жить в таком месте…
В полночь вселенная пахнет звездами.
Сочувствие эта девушка лично у меня не вызывала, а вот другие люди в лечебнице, которые сошли с ума после войны (из-за травм головы), раздирали всю душу, вы только представьте тот ужас, что каждый солдат испытывал лежа в окопах, когда снаряды разрываются где-то в десяти метрах от тебя, вокруг умирают твои товарищи страшной смертью, а в мыслях лишь одно, чтобы все это поскорее закончилось… Вот это по настоящему страшно и ведь теперь эти люди живут «в своей голове», каждый день проживая то опасное для жизни время.
Я где-то читал, что моржи остаются совершенно равнодушными, когда охотники, нападая на стадо, убивают дубинками их соседей, — и я видел, как во время войны целые народы вели себя совершенно так же.
Чёрный обелиск, Эрих Мария Ремарк
В романе все события развиваются довольно ровно: жизнь течет своим чередом, у кого-то бурный роман, кто-то сочинил новый стих и пытается найти издателя, кто-то спекулирует на понижении курса доллара и на этом зарабатывает громадные деньги, а кто-то не умеет жить обманом и вынужден суетиться, чтобы не помереть с голоду.
Стань богаче других, если тебя злит их богатство.
- Я все ждала, ну когда же случится что-то плохое, ведь обычно в романах Ремарка всегда кто-то умирает, но на удивление «Черный обелиск» немного отличается от того, что я уже читала, здесь никто не болеет туберкулезом, например
- Нет, безусловно в произведении прослеживается стиль автора, он отлично чувствует войну и послевоенное время, сразу ясно, что сам автор жил в тот период → атмосфера передана великолепно и персонажи хорошо раскрыты (даже второстепенные).
Чёрный обелиск, Эрих Мария Ремарк
Чего-то такого захватывающего здесь нет, герои просто живут, рассуждают о жизни/смерти, пьют и продают надгробья. Но есть здесь что-то такое теплое, что заставляет не торопиться с прочтением, хотя роман читается очень легко и быстро из-за большого количества диалогов, но я тянула время как могла.
- Каждая глава в среднем составляет 30 электронных страниц и я редко когда за раз читала по нескольку глав, мне не хотелось расставаться с персонажами так скоро.
Чёрный обелиск, Эрих Мария Ремарк
У меня почти не было слез от прочтения, лишь в самом конце, когда главный герой вернулся в город после окончания второй мировой, а там нет ничего знакомого…
все разрушила война, от этого вида было больно, будто я и сама в том городишке прожила большую часть своей жизни.
Роман получился трогательным, но с чувством юмора.
В конце было жаль некоторых персонажей и главных героев в том числе, но я считаю, что роман закончился не трагично. Каждый прожил свою жизнь, у каждого была своя судьба, свой путь и место в этой жизни.
Странное дело: если бы близкие при жизни иного покойника хоть наполовину так заботились о нем, как тогда, когда им от этого уже нет никакой пользы, трупы наверняка охотно отказались бы от самых дорогих мавзолеев; но уж таков человек: по-настоящему он дорожит только тем, что у него отнято.
Чёрный обелиск, Эрих Мария Ремарк
Прекрасное произведение, в которое хочется вернуться! Черный обелиск → отличный старт для знакомства с творчеством автора.
- Спасибо за внимание и приятного чтения.
- _________________________________________
Источник: https://irecommend.ru/content/nikto-tak-khorosho-ne-chuvstvuet-poslevoennoe-vremya-kak-remark-1923-god-giperinflyatsiya-ly
Черный обелиск ремарк краткое содержание. Эрих Мария Ремарк «Чёрный обелиск
«Черный обелиск», написанная в рамках конкурса «Моя любимая книга». Автор рецензии: Екатерина Борцова. .
Произведения этого автора всегда меня будоражили, заставляли задумываться над каждой прочитанной фразой, полной глубокого смысла. Но книга «Черный обелиск» разрушила, взорвала и перечеркнула все мои стереотипы и убеждения. Она настолько полна жизни, жизни «с изнанки», жизни, которую мы не привыкли видеть…
1920-е… небольшой немецкий городок… голод… происходят глобальные изменения в стране, что не может не сказаться на жизни обычных граждан, таких как Людвиг Бодмер, который работает в бюро по продаже надгробий.
Его история, на первый взгляд, проста и обыденна: Первая Мировая война, бедность, несчастная любовь, бегство от самого себя…Но на самом деле все эти вопросы о Боге, смысле жизни, земной и небесной любви, над которыми размышляет главный герой, не теряют своей актуальности-они жизненны.
Философские рассуждения Людвига со своей возлюбленной, страдающей раздвоением личности, Женевьевой-Изабеллой, споры с врачом психиатрической больницы, долгие разговоры с пастором церкви…наводят и на меня размышления о душевных терзаниях людей, их страданиях и настроениях.
Произведения Ремарка всегда поневоле заставляют задуматься о течении жизни, жизни без прикрас. И этот роман не исключение.
Существование Людвига Бодмера, его окружение, разговоры, повседневная суета и весь хитросплетенный клубок жизненных обстоятельств и приключений потому и интересен, что представлен нам через призму ощущений, чувств, размышлений обыкновенного человека, такого, как и мы с вами.
О символике произведения, я думаю, не стоит и говорить. Каждый найдет для себя что-то свое, по-своему истолкует то или иное высказывание, даже название книги.
Проблемы, которые ставит перед нами Ремарк, глобальны по масштабам: период между двумя мировыми войнами, время зарождения фашизма, нравственные искания людей, находящихся на распутье. Эту книгу я читала на одном дыхании с всепоглощающим удовольствием. После нее я долго не могла опомниться, взять в руки другое произведение.
Приходилось перечитывать целые главы, чтобы понять смысл вложенного, даже заучивать некоторые фразы. Надлом, который случился во мне после прочтения этого романа, никогда не зарастет. Мощь, сила и тяжесть произведения потрясли меня и оставили неизгладимый след не только в моем читательском опыте, но и во всей моей жизни.
Рецензия написана в рамках конкурса “ ”.
Идея романа появилась у Ремарка в один из самых сложных периодов его жизни. Писателя беспокоила болезнь Меньера, но это не стало поводом для прекращения работы. Ремарка поддерживала Полетт Годдар, с которой у него были близкие отношения. Несмотря на серьёзные проблемы со здоровьем, писатель всё же смог закончить книгу. В 1956 году роман был опубликован.
Некоторые события, описанные в произведении, были взяты из жизни самого автора. В начале 20-х годов будущий писатель был демобилизован и вернулся в свой родной город.
Чтобы заработать на жизнь, ему пришлось устроиться в агентство ритуальных услуг коммивояжёром по продаже надгробий. Заработной платы всегда не хватало, и Ремарк был вынужден подрабатывать в часовне местной больницы.
Умение играть на органе давало Ремарку право обедать бесплатно. Через год после возвращения домой будущий писатель нашёл работу и покинул родной город.
Мнение критиков
«Чёрный обелиск» – очень сложное произведение. Читать его нужно вдумчиво и внимательно. В разные годы критики относились к этому роману по-разному. Многие считают, что автор слишком часто делает лирические отступления, отклоняется от сюжетной линии.
Размышления Ремарка о Боге и смысле жизни могут показаться лишними. В романе наблюдается отсутствие динамики развития сюжета.
При этом критики не могли не отметить, что исторический фон в романе прорисован настолько хорошо, что «Чёрный обелиск» можно читать не только как художественное произведение, но и как историческую хронику.
События романа разворачиваются в начале 1920-х годов в небольшом немецком городе Верденбрюк. Экономическая ситуация в стране ухудшается с каждым днём. Несколько раз в сутки меняются цены на товары и услуги. Люди боятся голодной смерти. Приход к власти фашистов становится неизбежным.
История рассказана от лица участника Первой мировой войны Людвига Бодмера, который работает в бюро по продаже надгробий. Георг Кроль, однополчанин Людвига, руководит компанией. В свободное от основной работы время главный герой подрабатывает органистом в церкви при психиатрической больнице.
В лечебнице Людвиг познакомился с девушкой, которая страдает раздвоением личности, называя себя то Женевьевой, то Изабеллой. Людвига Женевьева-Изабелла называет или Рольфом, или Рудольфом. Доктор, лечащий девушку, рассказывает Людвигу о причине её болезни. Женевьева была влюблена в друга семьи Рудольфа, который впоследствии стал её отчимом.
Неразделённая любовь доводит Женевьеву до помешательства.
Молодые люди сразу же полюбили друг друга. На протяжении всего повествования Женевьева и Людвиг ведут долгие беседы о Боге, любви и смысле жизни. Девушка мечтает отдаться своему возлюбленному. Роман между Женевьевой и Людвигом заканчивается после выздоровления девушки. Она утверждает, что не знает Бодмера и ничего не помнит.
К главному герою за помощью обращается мясник Вацек. Жена мясника стала любовницей Георга Кроля. Людвиг даёт знакомому различные советы, например, начать пользоваться парфюмерией. Мясник в романе олицетворяет приближающуюся войну. Вацек не скрывает своих симпатий к будущему фюреру.
Людвиг влюбляется в гимнастку по имени Герда Шнейдер. Некоторое время они встречаются, а затем Герда уходит к владельцу местного ресторана. Бодмер понимает, что его больше ничего не держит в Верденбрюке. Главный герой уезжает в Берлин, куда его пригласили работать журналистом.
Бодмер вернулся в Верденбрюк через много лет, после Второй мировой войны. Он узнаёт много нового о жизни своих знакомых, например, о том, что мясник Вацек, получив во времена правления фашистов значительный пост, отправил Георга Кроля в концлагерь.
Воспользовавшись служебным положением, Вацек отомстил любовнику своей жены. Георг умер в стенах концлагеря.
Символы в романе
Чёрный обелиск
Мастерство Ремарка выражено в его умении давать своим произведениям ёмкие и в то же время многозначительные названия. Каждый читатель может понять название «Чёрный обелиск» по-своему. И каждый по-своему будет прав.
В любом случае, подобное название не может вызывать светлые жизнерадостные ассоциации. Невольно представляется некий мрачного вида памятник чёрного цвета.
Кому мог быть поставлен этот памятник, читатели также должны решить самостоятельно.
Назначение обелиска – напоминать о тех, кто отдал свою жизнь в Первую мировую войну, защищая чужие интересы. Печальный памятник напоминает о великом прошлом Германии и о её кошмарном настоящем. Обелиск свидетельствует о нравственной смерти людей.
Можно рассматривать болезнь Женевьевы-Изабеллы и в более глобальных масштабах. Девушка пытается уйти не только от личных переживаний, но и от существующей реальности. Для многих писателей начала прошлого века, немецких в том числе, характерны сюжеты, в которых главные герои пытаются убежать от суровой действительности различными способами.
«Потерянное поколение»
«Потерянное поколение» – это социологический термин, возникший в период между Первой и Второй мировыми войнами. Многие известные писатели начала ХХ века выбрали это понятие в качестве лейтмотива для своего творчества. В числе этих писателей был и Ремарк, принимавший участие в Первой мировой войне.
Потерянная юность
К «потерянному поколению» относили молодых людей, едва успевших стать совершеннолетними. Юношей, часто не окончивших школу, забирали на фронт. Те, кому посчастливилось вернуться домой, уже не были прежними. Вместо восемнадцатилетних юнцов родственники видели перед собой взрослых, познавших жизнь мужчин.
Война не делала их более зрелыми и самостоятельными. Ежедневная необходимость убивать превращала убийство в нечто обыденное. Сердца черствели и становились жестокими. Мирная жизнь не удовлетворяла бывших бойцов.
Вернувшись с фронта, солдаты не могли адаптироваться. Послевоенная разруха в Германии, нестабильность, безработица и нищета также не способствовали успешной адаптации вчерашних бойцов к мирной жизни.
Многие из них заканчивали самоубийством, сходили с ума или спивались.
Год издания книги: 1956
Книга «Черный обелиск» Ремарка впервые была опубликована в 1956 году. Произведение является автобиографическим и рассказывает об опыте писателя, приобретенном во время работы коммивояжером. «Черный обелиск» роман упоминается во многих фильмах, в том числе и в советской картине «Следствие ведут знатоки. Дело №9, свидетель».
Сюжет романа «Черный обелиск» кратко
В книге Ремарка «Черный обелиск» читать можем о событиях, которые происходят в 1920-х годах в одном из маленьких немецких городков. В те времена в результате поражения Германии в Первой мировой войне экономическая ситуация по всей стране становится все хуже и хуже.
Цены на товары меняются по несколько раз на протяжении дня. Люди бояться голода, а Германия постепенно готовится к приходу к власти фашистов. Людвиг Бодмер, двадцатипятилетний служащий, работает в компании, которая занимается продажей надгробий.
Еще несколько лет назад он принимал участие в Первой мировой войне, а сейчас его начальником стал однополчанин Людвига по имени Георг Кроль. На должности он выполняет работу за нескольких человек сразу и очень устает.
Однако Бодмер находит время и на творчество – по вечерам он пишет стихотворения.
Если произведение Ремарка «Черный обелиск» скачать, то узнаем, что параллельно главный герой подрабатывает в психиатрической лечебнице. Там он играет на органе в небольшой церквушке.
Как-то раз он знакомится с девушкой, которая страдает тяжелым психическим расстройством – у нее обнаружили раздвоение личности. Новую знакомую Людвига зовут Женевьева. Однако она предпочитает называть себя Изабеллой. Главного героя девушка именует не иначе, как Рудольф.
Молодые люди проводят очень много времени вместе и как в влюбляются в друг друга.
«Черный обелиск» книга рассказывает, что позже Людвиг узнает о причине болезни девушки. Дело в том, что Женевьева на протяжении длительного времени была влюблена в мужчину по имени Рудольф, который был другом ее семьи. Однако после смерти ее отца Рудольф стал отчимом Женевьевы, женившись на ее матери.
От неразделенной любви девушка стала сходить с ума, из-за чего была помещена в психиатрическую лечебницу. Ежедневно Людвиг и Женевьева болтают обо всем на свете. Они рассуждает о Боге, любви и смысле своего существования. Неожиданно для главного героя Женевьева приходит в себя и забывает обо всем, что происходило между ней и Людвигом.
Она даже не помнила, как хотела отдаться своему возлюбленному. Это стало концом их отношений.
Роман «Черный обелиск» Эриха Ремарка рассказывает, что тем временем к главному герою в гости приходит его товарищ – мясник по имени Вацек. Как и Людвиг, он также был участником Первой мировой войны. Сегодня же Вацек почитает фашизм и прославляет Адольфа Гитлера.
Он признается Бодмеру, что его супруга изменяет ему с владельцем фирмы по продаже надгробий Георгом Кролем. Людвиг пытается спасти брак своего боевого товарища. Он дает ему несколько советов о том, как вернуть любовь жены. Однако тот боится применять эти советы на практике.
Мясник считает, что, если начнет пользоваться парфюмерией, как это рекомендует ему сделать Людвиг, все вокруг подумают, что он гомосексуалист. Тогда Бодмер просит друга заменить свою повседневную одежду на новый и более дорогой костюм. Тот отправляется в магазин и вместо этого приобретает мундир штурмовика.
Немного позже Людвиг выясняет, что Вацек принадлежит к группе фашистов, в которой собралась вся местная молодежь, и которая как-то раз напала на Бодмера.
В произведении Ремарка «Черный обелиск» читать можем о том, что, забыв уже о Женевьеве, Людвиг встречает молодую гимнастку Герду Шнайдер. Молодая и красивая девушка все еще так наивна и не испорчена жизнью, как сам Бодмер.
Он влюбляется в нее, однако позже девушка заявляет, что не хочет продолжать отношения. Герда всегда стремилась к достатку, который Людвиг ей, увы, обеспечить не мог.
Поэтому она нашла более выгодную партию в лице владельца одного из крупных ресторанов города, который также когда-то служил вместе с главным героем. Бодмер понял, что теперь его уже ничего не держит в маленьком городишке. Он решает покинуть свой дом и отправиться в Берлин.
Перед этим он решает разобраться со всеми «долгами» — рассчитаться из профсоюзов, завершить работу и продать наконец-то черный обелиск, который висел на доске объявлений уже более двух лет. Также непосредственно перед отъездом Бодмер сжигает свои стихи.
В Берлине молодой человек проживает несколько лет, работая журналистом в одной из газет. В романе «Черный обелиск» читать можем о том, что спустя некоторое время он возвращается в родной Верденбрюк. На тот момент уже закончилась Вторая мировая война, и в городе произошло много изменений.
Герда так и не вышла замуж за владельца ресторана. Бывший товарищ главного героя Вацек в период правления фашистов стал довольно влиятельным человеком. Это позволило ему обвинить Георга Кроля в предательстве и отправить его в концлагерь, где тот скоропостижно скончался. Таким образом бывший мясник смог отомстить любовнику своей супруги.
Сама жена Вацека умерла во время бомбежки.
Книга «Черный обелиск» на сайте Топ книг
После двух прочитанных книг Ремарка, я зарёкся читать его творчество. Однако полное собрание сочинений так и не кануло в лету с электронной книги. Последняя прочитанная книга, столько навела на меня грусти, и это постоянное упоминание кальвадоса… (как-то я себя поймал на том что уже нахожусь в отделе со спиртным и отыскиваю его).
Вернёмся к этой книге.
С самого начала сюжет заинтересовал меня (подглядывать за женщиной в окно? :-)), и поднятая тема про инфляцию и что доллара вырос…
(у нас на данный момент та же ситуация в стране, доллар вырос и сильно), простым языком объяснено как инфляция разоряет (для меня не новость конечно, но хоть клиентам советуй первую главу к прочтению:-) (работаю в торговле)). И вот уже первая глава прочитана, а интерес всё возрастает.
В Верденбрюке весна, запах распустившейся сирени и тополя, — я тоже люблю эти запахи по весне! И у меня рядом с домом они растут:-) С первых двух глав настолько стала близка книга, что я по новому взглянул на творчество Ремарка!
Они живут в смутное время, страшная инфляция, они одиноки после войны, вокруг смерти и голод. Но тем не менее не падают духом (разве что много пьют). А всевозможные комичные моменты, и как они «глумятся»:-) Не ожидал юмора у Ремарка, но я смеялся!
Вот главный герой продаёт надгробия, вот проводит время с друзьями, вот он подрабатывает играя на органе, и вот его встречи с подругами. На протяжении всей книги эти сюжеты чередуются, что-то смешное, что-то просто интересно и любопытно. Не без грустных моментов конечно, но ведь сюжет повествует события послевоенного времени.
За этой книгой я отдыхал и приятно проводил время. Читал про драки, пьянства, любовь, дружбу и вообще жизнь. Всего в меру. Все герои живые, я будто был рядом с ними и знаком с каждым лично несколько лет. Чёрный обелиск, — тоже герой романа:-) И какую важную роль сыграл в конце!
И вот она подошла к концу… Но впереди еще есть не читанные книги автора! И с новым взглядом на его творчество, я думаю найдутся не менее достойные произведения:-)
С этого романа я полюбил Ремарка! (Первые 2 прочитанные до этой не пошли). Эта книга будет всегда актуальна!
P.S. Герда и «Изабелла» — это мои знакомые (на столько схож характер и поступки), как они попали в прошлое, в роман Ремарка под другими именами? о.О
Источник: https://sherstinka.ru/rezyume/chernyi-obelisk-remark-kratkoe-soderzhanie-erih-mariya-remark-ch-rnyi-obelisk/
Краткая рецензия на книгу Э.М. Ремарк "Черный обелиск"
igor_akulich
Эрих Мария Ремарк «Черный обелиск». Москва, Издательство АСТ, 2010
Те, кто смотрели фильм Эмира Кустурицы «Черная кошка, белый кот», должны помнить одну из сцен, в которой женщина по имени Черный обелиск вытягивает пятой точкой гвозди из столбов.
Мало кто знает, что Кустурица позаимствовал этот образ у одного из персонажей Эриха Мария Ремарка: фрау Бекман, которая, благодаря своей способности вырывать из стены задом железные гвозди средней величины, помогала своему другу Карлу Брилю выигрывать пари и заработать хоть какие-то деньги в трудные послевоенные 1920-е годы в Германии.
«Черный обелиск» мне понравился с первых страниц, читал его увлеченно, вдумчиво, некоторые моменты требовали повторного обращения, и их приходилось перечитывать. Как всегда, особо приглянувшиеся цитаты взял себе на вооружение.
Книга повествует о так называемом «потерянном поколении», зажатом между двумя мировыми войнами, поколении, потерявшем себя после проигранной мировой войны, тоскующем по былому величию своей империи и в большей своей массе молчаливо позволившем Гитлеру прийти к власти.
По мнению автора, целью поколения двадцатых является «бесстыдная погоня за собственностью» и деньгами, жажда к которым, порожденная нуждой и желанием вернуть себе былую роскошь довоенной жизни, возводит их в ранг сакрального («Деньги – иллюзия; каждый это знает, но многие до сих пор не могут в это поверить»).
Но гиперинфляция, не позволяющая накапливать сбережения, заставляет людей моментально их тратить, тем самым, порождая с новой силой пьянство, разгул и разврат, — единственно верное капиталовложение для поколения, желающего забыться. Нравственные и этические принципы отбрасываются, потому что они «приводят только к банкротству», а «терпимость звучит как слово на незнакомом языке».
Жизнь заставляет людей становиться жесткими, решительными и грубыми. С поставленной перед собой задачей показать как, чем и ради чего живет «потерянное поколение» автор, бесспорно, справился великолепно.
Главный герой Людвиг (прототип самого Ремарка) один из тех людей, которые видят пропасть, в которую катится немецкое общество, и до глубины души переживают за его судьбу. В сердцах он не готов мириться с действительным положением вещей, но он одинок, он в меньшинстве и ищет убежища.
Таким убежищем для него служит больница для душевнобольных, в часовню которой Людвиг ходит играть на органе, где ведет за трапезой нескончаемый спор с викарием Бодендиком о Боге и о церкви (их интереснейшая дискуссия заслуживает более подробного анализа), проводит время в обществе больной шизофренией девушки Изабеллы, для которой он то Рольф, то Рудольф.
Там он находит успокоение от будничной суеты, там он влюбляется, но эта любовь, как и вся книга Ремарка, оказывается трагичной.
Ремарк не может закрывать глаза на зарождение фашизма в немецком обществе (эта тема одна из ключевых в книге), его появление он видит в экономическом кризисе, классовом расслоении, нищете одних и богатстве других, неудачном исходе войны и возникшей патриотической истерии по канувшей в небытие кайзеровской Германии. Его пугает «та меднолобая масса, которую можно вновь и вновь гнать на войну: ничто их не в состоянии вразумить, они родились «руки по швам» и гордятся, что так и умрут».
Чему учит нас эта книга, по праву ставшая классикой литературы ХХ века? Наверно, тому же, чему и остальные произведения Ремарка: быть чуткими друг к другу, добрыми, не терять в себе человеческое несмотря ни на что, любить свободу, быть справедливым, ненавидеть фашизм в любых его проявлениях от улиц и до правительственных трибун, презирать капитализм – и все это для того, чтобы жить по-настоящему, быть Человеком. А, главное, просит автор «Черного обелиска», это научиться слышать голос своего поколения для того, чтобы услышать голос своей эпохи.
Источник: https://igor-akulich.livejournal.com/2820.html
Черный обелиск — Эрих Мария Ремарк — читать книгу онлайн, на iPhone, iPad и Android
«Есть люди, которые привыкают к смерти, как к четвертому партнеру при игре в скат». Э.М.Ремарк «Черный обелиск»
Фундаментальным изваянием вечности, высоко над горизонтом, сияет на небосклоне мировой литературы Черный Обелиск — шедевр художественного творчества, выполненный из черного шведского гранита. Материал указывает на то, что природа, в отличии от нобелевского комитета, изначально признала Эрих Мария Ремарка.
Время не властно над вечными ценностями классической литературы и этот автор был признан всегда, во все времена. В годы, когда его запрещали в Германии и даже печатали в СССР.
Пройдя в течении всей своей очень активной, перенасыщенной событиями жизни огонь, воду и медные трубы, этот, в общем-то довольно скромный по натуре человек, сумел сохранить в своем сердце живой родник, который до сих пор притягивает читателей.
Опустошающий ужас войны, цинические годы послевоенной депрессии, эмиграция, где каждый за себя, где лишь бы выжить, трагедии личной жизни — подобного слишком много для одного человека, даже для писателя, но в итоге все это, только обострив чувства, сделав автора одним из главных представителей «потерянного поколения», не смогло поколебать главного — какого-то внутреннего стержня, чего-то типа врожденного ощущения прекрасного, собственного понимания человеческой чистоты. Среди озлобленности, повседневщины, обывательского равнодушия, тоскливого пьянства — недрогнувшими и вечными остались чуткость к ближнему, настоящая дружба, способность любить.
Произведения Ремарка четкие, ясные и конкретные, он, как и другие великие авторы, создавал одну большую бесконечную книгу жизни, состоящую из разных частей — «Три товарища», «На западном фронте без перемен», «Триумфальная арка» и прочее, прочее, прочее.
«Черный обелиск» — яркое и важное произведение, характеризующее во всей своей полноте все творчество Ремарка, где он вновь, после «Трех товарищей», обращается к теме «потерянного поколения». Война давно закончилась, но она продолжается в сердцах, о ней говорят, ее помнят, ею живут.
Главный герой, Людвиг Бодмер, особенно остро это ощущает, потому что смерть , главная сподручница войны, и теперь с ним рядом, он работает в похоронном бюро и каждый день видит людей, погибающих на фронтах нелегкой послевоенной жизни. Тема инфляции в Германии 1923 года особенно актуальна для нас нынешних.
В тот далекий год курс доллара менялся так, что деньги работникам выплачивали два раза в день и делали перерыв, чтобы они могли успеть хоть что-то купить.
В «Черном обелиске» перед нами гораздо более зрелый Ремарк, поднимающий серьезные вопросы бытия. Это неудивительно, ибо на тот момент автору было уже ближе к шестидесяти годам.
Тема любви и дружбы в «Черном обелиске» проходит фоном, как нечто само собою разумеещееся, она только подогревает сюжет, возможно, именно это несколько уменьшило популярность произведения, но не сделало его менее интересным.
Мне «Черный обелиск» всегда виделся одним из лучших произведений Ремарка, если вообще уместно сравнивать, ибо они, несмотря на злословие некоторых критиков, совершенно разные.
Поиск себя в течении времени, где Черный Обелиск- мрачный символ вечности, представлялся мне всегда наиболее весомым на фоне всего творчества Ремарка. Текст при этом довольно легко читаемый, предельно ясный, рукою мастера автор ставит глубинные вопросы бытия в такой форме, что над ними задумываешься непроизвольно.
Реализм или фантазии, что же присуще тебе самому? Вот перед тобой букет цветов, который Людвиг Бодмер смог подарить только третьей по счету девушке.
Первое, что приходит в твою голову — как же эти цветы не успели засохнуть? Как хочется мужчине причислить себя к живущим в мире настоящем, ты уже потираешь руки, радуешься сам за себя. Но оказывается, что, задумавшись Ремарком, ты уже минут 15 едешь в противоположном направлении.
Вот он, твой реальный мир. А тут еще и Изабелла, которая пьет Луну, которую ты, если не изменяет память, пытался всего лишь съесть на студенческой практике.
Ремарк интересен в любом возрасте и дело даже не в разном восприятии, не в багаже знаний, не в подготовленности читателя. На разных этапах собственной жизни ты отдаешь предпочтение разным его произведениям, разным частям одного и того же произведения.
Цитировать же автора вообще дело неблагодарное, это кладезь уже устоявшихся известных выражений, поэтому вообще не стану этого делать, лишь могу порекомендовать ранее не читавшим Ремарка — обратиться к списку его крылатых фраз, что приведет к неминуемому чтению.
Самая неоднозначная сюжетная линия в «Черном обелиске» — это тема Изабеллы, девушки из сумасшедшего дома. Кстати, основа, как всегда,была взята Ремарком из собственной жизни, в произведении он описывает родной город, ему довелось работать в похоронном бюро и играть на органе в церкви при клинике для душевнобольных.
Но и здесь автор не стал делать из больной девушки блаженную или пытаться сыграть на сострадании читателей. Для Ремарка подобный ход был бы слишком неестественным и нарочито коммерческим. Благодаря Изабелле автор выразил какую-то настоящую сущность человеческую, которая скрывается в каждом из нас.
То, чем он хотел бы быть сам где-то в глубине души. Все мы имеем несколько обличий — для дома, работы, родственников и т.д. И везде мы пытаемся казаться естественными, хотя и не считаем подобное раздвоение — растроение чем-то ненормальным. «Так кто же идиот?» — спросил бы Ф.М.Достоевский.
Вернее, не спросил бы, а подтолкнул к этому вопросу. Внешне непохожие Ремарк и Достоевский мне видятся единым целым в той части, что , пробившись через бюрократические рогатки бытия, они оба сохранили некоторую первозданность.
Или, как говорится в «Черном обелиске», «икру и капусту нельзя хранить вместе, потому что капуста не получит ничего от икры, но икра пропахнет капустой». Эта икра так и не стала капустной.
Переплетение фактов и чего-то неземного, холодного цинизма и воздушной романтики, мудрого юмора и всепоглощающей тоски — все это и есть Эрих Мария Ремарк. И, если сомнения — оборотная сторона веры (Э.М.
Ремарк), желания — оборотная сторона смерти (Т. Уильямс), любовь — оборотная сторона равнодушия (народная мудрость), то Ремарк — не оборотная сторона лирики, а оборотная сторона смерти, равнодушия и где-то самого себя.
Там, где у кого-то утверждения, у Ремарка — вопросы.
Спасибо за дополнительный стимул, получил огромное удовольствие, перечитав «Черный обелиск».
Источник: https://MyBook.ru/author/erih-mariya-remark/chernyj-obelisk/