Сочинение что такое преемственность поколений? (итоговое)

Сочинение Что такое преемственность поколений? (итоговое)

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Надежда Хвыля-Олинтер

Преемственность поколений – один из самых важных феноменов в жизни общества, поскольку благодаря ему сберегается прошлое, сохраняется целостность социума, определяется вектор его дальнейшего развития, поддерживается идентичность социальных групп.

Человек, только как представитель поколения, обретает связь с историей, становится осознанным участником исторического процесса.

Приведем интересное сравнение: «Если мировая история – океан, а индивид – капля в этом океане, то поколение можно сравнить с волной. Одна за другой набегают на берег волны.

Их гребень растет, поднимается, а затем круто падает вниз. Одна волна сменяет другую…» [1].

Проблема в том, что динамика современного общества опережает возможности механизма преемственности поколений. То есть скорость социальных изменений такова, что не позволяет личности адекватно адаптироваться к происходящим переменам. В идеале скорость кардинальных социальных изменений должна соответствовать ритму смены поколений.

Значимая перемена общественных устоев в традиционном обществе приходилась примерно на срок жизни трех поколений в семье (так называемый большой цикл смены генераций, когда происходит полное замещение населения). Такой ритм долгоживущих социально-экономических процессов позволял принять новацию, адаптироваться к ней и избежать конфликтов поколений.

Его можно прокомментировать следующей фразой: «первые осторожно, вторые уверенно, третьи окончательно». Формирование новой природы поколения происходит поэтапно. На первом этапе происходит «закладка» идеи, на втором – появляется поколение «переученных» и только затем «запечетлевающее» поколение нового типа.

[2] Процессы, жизненный цикл которых равен периоду ротации двух поколений (малая смена генераций), усиливает нестабильность общества и затрудняет процессы преемственности.

В современном российском обществе сосуществуют несколько поколений, образ жизни и мыслей которых обусловлены резкими социально-политическими переменами (СССР – СНГ — Россия). сосуществуют несколько систем ценностей, что обостряет конфликт поколений и не позволяет молодежи сформировать устойчивую идентичность.

Молодые люди отвечали на вопрос «Для молодого поколения одни ценности старшего поколения являются близкими, а другие ценности – далекими. По Вашему мнению, какие ценности старших для Вас сегодня являются близкими?» [3]. Распределение ответов представлено в таблице.

Сочинение Что такое преемственность поколений? (итоговое)

Рис. Отношение молодежи к ценностям старшего поколения (ранги).

Как видно из приведенной выше таблицы, такие ценности как уважение к культуре и истории своей страны, коллективизм, любовь к Родине не входят в число приоритетных в сознании современной молодежи.

Пренебрежительное отношение к нравственности и морали, свойственное молодым людям, и активно насаждаемое СМИ, культ эгоцентризма становится устойчивым маркером современного социума. В итоге формируются специфические ценностные установки, представляющие собой угрозу целостности российского общества и национальной безопасности.

Проследим особенности ценностных позиций молодых россиян, проанализировав, какие проблемы современной России в первую очередь их беспокоят.

Наиболее острыми вопросами, требующими незамедлительного решения, по мнению молодого поколения, являются следующие: инфляция, рост цен (60%), здравоохранение, образование (54%), преступность (52%), терроризм (50%).

Наименее актуальные проблемы – это отсутствие национальной идеи (15%), сокращение численности населения (19%), религиозная нетерпимость (20%), бездуховность населения (25%), деградация отечественной культуры (29%), угроза распада России (29%)[4].

Сочинение Что такое преемственность поколений? (итоговое)

Рис. Проблемы в стране, требующие, по мнению молодежи, незамедлительного решения, в %.

На диаграмме видно, что самыми острыми проблемами молодые люди считают те, которые касаются непосредственно их как индивидов. А явления, которые влияют на качество существования народа как самостоятельной уникальной нации, отступают на второй план и не кажутся молодому поколению актуальными. Однако, именно такие моменты как сохранение культуры, единство России, единое национальное самосознание, наличие национальной идеи наиболее важны для стабильности общества. Нельзя бороться с болезнями страны без четкого представления, о критериях ее здоровья. Без наличия ценностно обоснованной центральной идеи любые меры экономического, политического, социального характера будут подобны узорам на прибрежном песке – набежит новая волна (моды, либерального лобби, космополитизма и т.п.) и все усилия окажутся напрасными. Выработка национальной идеологии вопрос очень сложный, но при этом крайне необходимый как с точки зрения обеспечения механизма преемственности поколений, так и с точки зрения эффективности управления страной.

[1] Яковлев В.П. Социальное время. Издательство Ростовского университета, 1980. С. 66.

[2] См.: Иванов В.Г., Лезгина Д.В. Методология исследования научных  поколений // Теоретический журнал «Credo», 2006, №4.

[3] Отчет кафедры социологии молодежи социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова по исследованию «Политическая активность молодежи», 2008 г.

[4] См.: Гегель Л.А., Зубков В.И., Николаев Г.Г. Ценностные ориентации российской студенческой молодежи: социально-политический и образовательный аспекты (отчет о всероссийском социологическом исследовании). – М.: Изд-во ООО Типография «Парадиз», 2008.

Вернуться на главную

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть»

Источник: http://rusrand.ru/events/preemstvennost-pokolenij

Что такое преемственность поколений? :

Отдельно взятый человек как представитель своего рода становится полноценным участником и свидетелем всех происходящих событий только в том случае, если не потерял связь со своими корнями.

Оторванное от своей эпохи и не осознающее себя поколение не передаст никакого наследия потомкам, что может привести только к упадку общества.

Для сохранения вечных ценностей, жизненного опыта и уроков истории и существует принцип преемственности поколений.

Термин

В широком смысле, преемственность поколений — это процесс передачи знаний, ценностей, мироощущения и традиций.

Это передача того уровня культуры, развития и знаний, которого достигло старшее поколение, следующему — младшему.

Благодаря этому потомки могут продолжить развитие общества с того момента, на котором остановились их предки, добавляя в течение жизни новые умения, знания, традиции и опыт к уже имеющемуся багажу.

Сочинение Что такое преемственность поколений? (итоговое)

Что такое преемственность и как это отражается на развитии общества

Поскольку каждое поколение имеет определенный набор уникальных черт, таких как отношение к жизни, мироощущение, культура, достижения и соблюдаемые традиции, то преемственность просто необходима, чтобы не потерять все, что было достигнуто.

Сочинение Что такое преемственность поколений? (итоговое)

Последующие поколения открывают новые горизонты, переосмысливая вместе с тем данную им от рождения ценностную базу. В связи с этим сохранение традиций, преобразование и поиск нового — вот что такое преемственность поколений.

Важные аспекты

Определившись с тем, что такое преемственность, необходимо подробнее взглянуть на законы, по которым проходит каждый цикл смены поколений:

  1. Эволюция, в том числе и социальная, предполагает полную замену участников этого процесса.
  2. Старшее поколение непременно уходит, оставляя весь ценностный багаж новому.
  3. Процесс протекает только локально, то есть «в одном месте в одно время».
  4. Осуществляется преемственность только при условии передачи культурного наследия.
  5. Описываемый процесс последователен и непрерывен.
  6. Одну из главных ролей в процессе преемственности выполняют традиции. Это могут быть письменные ценности, устные или образные ценности (язык, литература, кинематограф и т. д.).

Модель поведения старшего поколения становится нравственным ориентиром для младшего. Из всего этого формируется аутентичная традиция, которая выполняет не только роль образа, передающегося одним поколением другому, но и средства для открытия новшеств.

Сочинение Что такое преемственность поколений? (итоговое)

Можно спросить: каким же образом соблюдение традиций может привести к новым открытиям? Примером может послужить эпоха Возрождения, когда к необходимости соблюдения традиций добавилась необходимость соблюдения законов, следования новым социальным реалиям.

Единичные нарушения сложившихся устоев и компромиссы в пользу необходимости открытий создают, в свою очередь, новые традиции, которые в следующих циклах преемственности подвергаются новым нарушениям. Таким образом, можно сделать вывод, что гармоничный путь развития общества складывается из множеств противоречий.

Выяснив, что такое преемственность поколений, можно заключить следующее. Ни одно общество не может гармонично развиваться и открывать новые для человечества горизонты, потеряв традиции, а вместе с ними и осознанность жизни.

Источник: https://www.syl.ru/article/421954/chto-takoe-preemstvennost-pokoleniy

Соколов Алексей Емельянович: о преемственности поколений

Председатель Российского общественного благотворительного фонда ветеранов войны, труда и Вооружённых сил А. Е. Соколов: о преемственности поколений.

Время не идёт, а бежит. И что ни старше становишься, то кажется, что скорость течения времени убыстряется. Не успеешь оглянуться, как месяц уже прошёл. Да что месяц! Незаметно годы пролетают. Мы сами не замечаем, что становимся другими.

В диапазоне быстро текущего времени не всегда рационально используем отпущенное нам природой время жизни на Земле, чтобы успешнее двигать вперёд жизненные процессы, помогая и поддерживая друг друга, заниматься воспитанием молодого поколения, идущего нам на смену, создавать условия для совершенствования его дальнейшей жизни, передав ему всё то хорошее, что сделало наше, старшее поколение в жизни, чтобы это хорошее стало фундаментом и легло в основу молодым для совершенствования своей дальнейшей жизни, которая должна носить непрерывный улучшающийся характер.

Да. Жизнь человечества – это процесс непрерывный. Она требует укрепления связи поколений, единства стремлений и действий.

К сожалению, со временем жизнь человека меняется, иногда далеко не в лучшую сторону, что вызывает ненужные страдания людей, безразличие к чужому горю, даёт возможность делать карьеру аморальным путём, порождает в ряде случаев физическую и моральную гибель молодого поколения, рост преступности, жулья и казнокрадов, стремление некоторых умников жить беспечно за счёт труда других, купаться в незаработанных богатствах на фоне нищенства многих.

Сейчас в общении людей, особенно в периоды выборных компаний, широко процветают обман, извращение действительности в личных интересах, что мы наблюдали в США, во Франции при избрании президентов. Извращение истории и текущих событий становится, к сожалению, нормой взаимоотношений. И это, в конечном итоге, кроме вреда, пользы никакой не даёт обществу.

Памятуя о том, «что жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы», прежде всего следовало бы укрепить наше общество, начиная с повышения роли старшего поколения, используя его опыт как фундамент, как основу для действующего поколения.

Успешно развивать и укреплять общество невозможно без непрерывного взаимодействия всех поколений, где ведущим было бы старшее.

На различных участках жизненного процесса, наряду с выборными и утверждаемыми официальными органами управления государством, административной территорией, предприятием и организацией, целесообразно иметь советы старейшин из числа наиболее грамотных и опытных, с удовлетворительным здоровьем пенсионеров, придав им соответствующие права, в том числе и контрольные функции. Это даст возможность критически оценивать текущие дела, будет способствовать, используя опыт старшего поколения, целесообразнее строить жизненные процессы.

Сочинение Что такое преемственность поколений? (итоговое)

Обстоятельства требуют обратить самое серьёзное внимание на формирование и укрепление семьи, семейных устоев. Семья как ячейка общества является его началом и основой. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи.

Сегодня необходимо по линии государства, общественных организаций и производственных коллективов наделять молодёжь материальными возможностями для начала семейной жизни, в том числе жизненными условиями, обеспечивать работой.

По линии Министерств культуры, физкультуры и спорта, путём развития кружков по профессиональным интересам охватывать большинство молодёжи, чтобы дать ей возможность лучше познавать друг друга и жизнь.

Говоря о функциях в жизни мужчины и женщины, заметим, что в мире идёт перерождение людей в безвольных, изнеженных, эгоистичных мужчин и «современных» безжалостно жестоких и непомерно властных женщин, что является противоестественным человеческой природе. Искажение межполовых отношений является одним из оснований в будущей структурной нестабильности человечества.

А где их задача и обеспечение создания потомства?

Читайте также:  Животные степи - сообщение доклад

А где мать и отец своих детей? Где их отцовские и материнские чувства, забота о воспитании, организация их последующей жизни? Воспитание и взросление потомства, ввод во взрослую жизнь – это такая же обязанность отца и матери, как и обеспечение содержания, и является их главнейшей задачей. С этой точки зрения надо критически посмотреть на существующую проблему со стороны государства и общественности и сделать соответствующие выводы.

Общество должно обеспечивать себя достаточным количеством родильных домов с современной технологией обслуживания, детских яслей, общеобразовательных школ, качественным обучением, воспитывая в детях не зазубривание, а творческое отношение к учёбе. В наш век всем детям необходимо давать среднее образование.

Организация среднетехнических заведений и институтов необходимого профиля на государственном, а не на частном уровне является велением времени. Обществу нужны специалисты не только по диплому, но и обязательно по знаниям и опыту. Но этого мало. Плюс к этому каждый из нас должен учиться всю жизнь делать добро, бороться со злом, помочь слабому, быть честным и справедливым.

Только в этих условиях экономика страны может быстро развиваться, а народ будет любить свою Родину.

Роль старшего поколения, его знания и опыт работы в нашем обществе недооценивается.

Для исправления этого положения важно, не сбивая набранного темпа и технического уровня исполнения, передавать опыт старших, как говорят, на ходу своему преемнику – новому поколению.

В этом случае при смене исполнителей качество работы не теряется, даже наоборот – процесс пойдёт вперёд, и качество будет расти.

Особенно важно использование этого принципа между смежными поколениями среди мастеров, руководителей цехов и заводов, институтов по подготовке специалистов высшей квалификации, по совершенствованию технологических и организационных процессов управления, включая и госорганы по подготовке и переподготовке кадров разного профиля.

Многие государственные деятели предлагают увеличить возрастной срок перехода на пенсию. Это можно сделать при совершенствовании медицинского обслуживания населения.

В этом случае старшее поколение должно сыграть наставническую роль в организационной работе во всех направлениях общественного и государственного развития.

При таком раскладе кадровой политики будет укрепляться связь поколений, и самое главное – жизнь упорядочится.

Хотелось бы несколько слов сказать об открытости и объективности в оценке работы, организации тотальной борьбы с негативом в жизни и на производстве, о воспитании честности, здорового духа, уважения и доверия друг другу.

Укрепление государственности и общества, эффективность экономики и качество управления, находится в прямой зависимости от организации преемственности поколений на высшем – государственном уровне.

Преемственность поколений, как важнейший инструмент движения к лучшему, должна осуществляться во всех сферах жизнедеятельности людей.

Только в этом случае будут крепнут семья, общество и государство, начнётся последовательное поступательное развитие.

Сочинение Что такое преемственность поколений? (итоговое)

Обращают на себя особое внимание роль и место в этой работе средств массовой информации.

Если окинуть критическим взглядом работу, этого современного важнейшего средства формирования общественного мнения, по теме «пути совершенствования жизни», то возникает мысль о необходимости перестройки его на главную задачу – распространять и поддерживать интересные начинания, достижения нашего общества, показывать героев, передовиков движения вперёд; не взирая на лица, занимаемые посты, критически оценивать ошибки, недостатки, нарушения, сдерживающие ход развития, с тем, чтобы их незамедлительно устранять. Такой подход к делу будет способствовать совершенствованию нашей жизни, укреплению любови к Родине; позволит, что всегда необходимо, коллективно и дружно бороться за расцвет культуры и богатства России, за построение заинтересованной жизни народа.

Все виды средств массовой информации должны служить не кому­то, как мы иногда наблюдаем, а своему народу, помогать ему не совершать ошибки, целеустремлённее идти по пути совершенствования жизни всех слоёв народа.

Укрепление преемственности поколений, повышение культуры жизни и работы, взаимопомощь и поддержка друг друга – это тот путь, по которому предначертано идти России.

Источник: https://erapr.ru/article/3982/

Преемственность поколений и безопасность страны

Сочинение Что такое преемственность поколений? (итоговое)Преемственность поколений – это важный фактор, влияющий на развитие человечества. От того, насколько удачно старшим членам общества  удается передать детям накопленные знания, умения и навыки, зависит успешность сообщества. Такая передача позволяет выходить за границы развития конкретного человека, установленные краткостью  человеческой жизни. Каждое новое поколение имеет возможность использовать уровень развития, достигнутый прошлыми поколениями. И этот уровень  становится некоей стартовой точкой, основой для дальнейшего развития, для дальнейших достижений, которые в свою очередь будут переданы детям и внукам. 

Другими словами, человек может учитывать опыт не только свой, но и предшествовавших поколений. В техническом прогрессе  данные положения очевидны.  Будь иначе – никогда бы не были найдены ответы на многие вопросы,  человечество смирялось бы перед эпидемиями и не вышло бы в космос.

Иное дело – духовное и эмоциональное развитие. Здесь передача достигнутого уровня новым поколениям мало заметна, и кажется, будто  каждый ребенок свой духовный и эмоциональный путь всегда начинает с нуля.

Однако благодаря зависимости ребенка от родителей на первых этапах жизни и эмоциям, связывающим членов семьи, происходит трансляция накопленного опыта и в этой сфере. От родителей к детям идет передача отношения к добру и злу, оценок поступков.

Родители, помня вложенное с детства в них самих, а также последствия своего самостоятельного выбора в моральной сфере, собственные ошибки и достижения, вкладывают в детей свое видение мира, свои ценности и чаяния.

И маленький человек, чья личность формируется под влиянием семьи и общества, имеет возможность опираться на уже достигнутое/опробованное/проверенное старшими поколениями. Более того, наличие за плечами человека опыта его предков придает ему силы (вне зависимости от того, как это достигается – осознанием, ощущением или верой, у всех – по-разному).

Обеспечение преемственности поколений – точка силы любого общества, ведь она увеличивает возможности как конкретных людей, так и всего сообщества в целом.

И нет ничего удивительного в том, что при наличии субъекта, стремящегося общество разрушить, на эту точку силы идут постоянные атаки. В современном мире при существующих технических и информационных технологиях разорвать связь между поколениями намного легче, чем раньше.

Заветам отцов и дедов, выстраданным кровью, с помощью средств массовой информации противопоставляются противоположные ценности и соблазны.

Сущность данного метода очень четко сформулирована Джозефом Наем, автором концепта «мягкой силы»: для достижения своей цели необходимо заставить объекты воздействия «хотеть того, чего хотите вы». При этом одновременная атака на семейные ценности облегчает разрыв между поколениями.

Вторая мировая война показала качества советского народа, позволившие отстоять его независимость и победить фашизм. По признаниям немецких руководителей, это были вера в идею, любовь к Отечеству и товарищество.

 Именно по этим точкам и наносились удары во время холодной войны – противостояния капиталистического Запада и социалистического СССР.

Причин развала Советского Союза много, и одна из них несомненна: поражение в холодной войне государства, выигравшего горячую войну, во многом было обусловлено подавлением его сильных точек.

Всего лишь несколько поколений жили при социализме. Вера в коммунистическую идею – в возможность построения нового справедливого общества, в котором свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех – была относительно молода.

Эту веру, несмотря на близость коммунистического идеала к православному, несмотря на успехи в развитии государства (достижения в областях образования, медицины, науки), несмотря на очевидность скрепления коммунистической  идеей в одно целое многонационального народа СССР, удалось разрушить у значительной части общества (следствием чего стало закрепление в Конституции вообще запрета на какую-либо государственную идеологию). 

Другие два качества – любовь к Отечеству и тяга к коллективизму – передавались из века в век, от поколения к поколению  (т.е. обеспечивались преемственностью поколений). Разрушить их оказалось значительно труднее. Возможно, именно поэтому сейчас идут атаки на ячейку общества, позволяющую связывать разные поколения, на семью. Коллективизму противопоставляются соблазны индивидуализма и эгоистического поведения под видом свободы. Всячески замалчиваются возможность и преимущества индивидуального развития в коллективе. Любовь к Отечеству пытаются ослабить, призывая к консолидации по этническому признаку и  разжигая национальную рознь. И одновременно с этим наносится удар по другой точке силы – преемственности поколений. 

Ослабить связь между поколениями можно разными способами. Например, через искусство – путем создания притягательных образов героев без прошлого, живущих здесь и сейчас.

Или через публицистику, внушая мысли о неизбежности конфликтов поколений и даже провозглашая такие конфликты движущей силой общества.

 Еще одним действенным ударом по условиям передачи жизненного опыта от отцов к детям являются ювенальные технологии – технологии «освобождения» детей от родителей под видом обеспечения прав детей. Образ родителей демонизируется и за счет этого проталкиваются законы, осложняющие воспитание.

В настоящее время в России фактически построена система, контролирующая семью на предмет обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетнего. Органы и учреждения этой системы (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи и т.д.

) обязаны выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении (ст.9 п.2).

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – это «лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия» (ст. 1).

При этом, «требования к воспитанию и содержанию» законом не определены, что дает возможность расширительно толковать  данный критерий в зависимости от исходных установок конкретных исполнителей.

 Отнесение ребенка в статус «находящегося в социально опасном положении» в свою очередь открывает дорогу к проведению индивидуальной профилактической работы с ним и с его семьей – для устранения причин такого положения. Эта система несет в себе угрозу внедрения ювенальных технологий.

 Весьма закономерным является тот факт, что семинары для работников данной системы проводятся западными структурами. На таких семинарах возможно внедрение западных ценностей, которые могут противоречить русской культуре и соответственно влиять на действия сотрудников системы профилактики безнадзорности.  Это вызывает большую обеспокоенность.

 Например, в России принуждение к учебе или к домашней работе, а также наказание с помощью запретов являются нормой, в то время как на Западе принято многие меры воспитания – запреты и принуждение – трактовать как моральное и психологическое насилие над ребенком. Таким образом, система контроля, созданная во благо ребенка, может оказаться инструментом, несущим ребенку вред с точки зрения русской культуры воспитания, поскольку «благо» – понятие относительное, и его определение зависит от исходных установок – базисных элементов и ценностей того, в чьих руках инструмент находится.

А недавно появился законопроект, вносящий существенный вклад в навязывании нашему обществу ювенальных технологий. Речь идет о законопроекте «О психологической помощи населению», который сейчас рассматривается в Комитете Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей (юристы РВС недавно представили его анализ).

Согласно этому законопроекту оказание психологической помощи детям может осуществляться без согласия родителей – как в случае признания ребенка в социально опасном положении (а такое признание зависит от исходных установок чиновников), так и просто в целях профилактики.

Это означает, что родители будут лишены возможности контролировать, в каком направлении идет психическое развитие ребенка, а значит их влияние на ребенка безусловно будет ослаблено.

В случае если родители не несут угрозы ребенку (таких родителей, любящих ребенка и делающих все возможное для его блага, – подавляющее большинство!), то ослабление их влияния будет неоправданным, а под угрозой окажется преемственность поколений.

Атака на точки силы нашего общества идет непрерывно. Мы останавливаем внедрение ювенальных законов, но на их месте появляются новые. Это означает, что расслабляться родительскому сообществу нельзя. Ведь только от нас зависит, какое будущее ждет наших детей.

Читайте также:  Дурачок - краткое содержание рассказов лескова

Ольга Горянина. РВС.

Источник: https://rvs.su/novosti/2014/preemstvennost-pokoleniy-i-bezopasnost-strany

Отцы и дети. Проблема преемственности поколений

Проблема преемственности поколений в произведениях русских писателей.

Проходят годы, десятилетия, века, а проблема взаимоотношений старшего и молодого поколений остаётся. Как часто можно услышать: «Что за молодёжь пошла! Вот в наше время…» Станем взрослыми мы и, наверное, то же самое будем говорить своим детям.

Я думаю, что на особенности каждого поколения людей влияет то время, в которое они живут, социальные и бытовые условия, политическая ситуация в стране.

Но вечно существуют общечеловеческие ценности, передаваемые от поколения к поколению, которые мы впитываем в себя в семье, в школе, в том обществе, в котором нам довелось родиться и взрослеть.

Проблемы взаимоотношений «отцов и детей» всегда интересовали писателей и, конечно, нашли отражение в художественной литературе. Преемственность поколений, конфликт между старшими и молодыми, отношения родителей и детей – это далеко не полный перечень вопросов, отражённых в различных произведениях русских писателей. Обратимся к примерам.

Одна их проблем, отражённых в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», — преемственность поколений. Возьмём семью Ростовых. Отец и мать Ростовы своей честностью, добротой, хлебосольством, отношением к людям были примером для детей. Всё лучшее впитало с себя молодое поколение этой семьи.

Старший сын Николай защищал Родину во время наполеоновского нашествия, стал позже помещиком, крепким хозяином. Во многом благодаря жене, старался искоренить свои недостатки, стать нравственно выше. Любимая героиня Толстого Наташа восхищает нас своей искренностью, радостным отношением к жизни. Она умеет глубоко сопереживать.

Убедила родных отдать все подводы раненым, чтобы вывезти их из Москвы, с самоотверженной любовью ухаживает за князем Андреем. Затем мы видим Наташу любящей женой и матерью.

Андрей и Марья Болконские многое восприняли от своего отца: ум, честь, высокую нравственность.

Нельзя не вспомнить слова старого князя, провожающего на войну сына, который сказал, что ему будет горько, если сын погибнет, но будет очень стыдно, если тот поведёт себя не как Болконский. И мы видим, что князь Андрей на войне – это достойный офицер и патриот.

А княжна Марья, став женой и матерью, не теряет своего нравственного богатства, передаёт его не только детям, но и мужу. Я думаю, что для многих молодых девушек, выходящих замуж, она может послужить примером.

В известной повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» представлены три поколения одной семьи. Старуха Дарья, которая всю жизнь свою прожила на острове Матёра. Нет для неё важнее и роднее места на свете. Именно эта земля научила её жить по совести, трудиться, беречь родное гнездо, любить природу и людей, которые живут рядом, помогать им в трудную минуту.

Её сын, Павел, впитал в себя все лучшие качества своих предков. Он неустанно трудится на благо страны и своей семьи, честен, ответствен, но уже наполовину оторван от родной земли. Затоплена будет Матёра, людей переселяют на «большую землю», получил и Павел квартиру в посёлке.

И хотя новое жильё не совсем удобно для тех, кто привык иметь своё хозяйство, свой дом, приходится приспосабливаться к иным условиям. Ещё дальше уходит от своей малой родины внук Дарьи, сын Павла – Андрей. Как и других молодых людей, его зовут новые города, большие стройки, другая жизнь. И это закономерно. Но главное – сохранить в себе то лучшее, что дал родной дом, предки.

Тогда не нарушится связь между прошлым и настоящим, сохранятся все нравственные ценности прошлых поколений в человеке.

В заключение хотелось бы сказать, что не может быть одинаковых поколений. Но самое важное, я думаю, чтобы каждое последующее вбирало в себя всё лучшее, что накопили предки. Только тогда сохранится жизнь на Земле.

Вернуться к списку: Сочинение по литературе

Источник: https://rusulitka.ru/otcy-i-deti-problema-preemstvennosti-pokolenij.html

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

Отношения между поколениями фигурируют во многих произведениях мировой литературы, ведь проблема отцов и детей не даром является “вечной”. При чем не стоит забывать, что отношения между старшими и младшими не всегда являются конфликтными. Это может быть и ярое противостояние друг другу, и полное взаимопонимание.

О чем может быть ваше сочинение об отцах и детях? Можно рассматривать разные поколения в самом широком смысле, а можно обратиться лишь к семейным взаимоотношениям. Это могут быть размышления в духе Базарова о разности взглядов, а может быть проникновенный монолог о любви к матери и отцу. Все будет зависеть от конкретной формулировки темы (ее вы узнаете лишь за 15 минут до начала сочинения).

Не будет лишним приготовить заранее несколько универсальных цитат для эффектного введения или эпиграфа. Например:
Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями.

(Фалес)
Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили. (Ф. Шиллер)
Все отцы хотят, чтобы их дети осуществили то, что не удалось им самим. (И. Гете)
Каждому возрасту присущи свои особенности. (М.

Цицерон)
Тот является отцом, кто воспитывает, а не тот, кто родит. (Менандр)

Предлагаем возможный круг тем по данному направлению. Обращаем внимание, что это лишь предположение, реальные темы сочинений находятся в закрытом доступе и станут известны в день написания итогового сочинения.

  • В чем заключается конфликт между поколениями?
  • Почему разные поколения не понимают друг друга?
  • Нужно ли учитывать опыт старших поколений?
  • Почему конфликт отцов и детей вечен?
  • Почему отцы всегда поучают детей?
  • Почему нужно уважать старших?
  • К чему ведет конфликт отцов и детей?
  • Каковы последствия разрушения преемственности поколений?
  • Что такое преемственность поколений?
  • Как изменился конфликт отцов и детей со временем?
  • Как помирить отцов и детей?

Примерный список литературных произведений по направлению «Отцы и дети»

  • А.Н. Островский, «Гроза»;
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»;
  • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;
  • М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
  • А.С. Пушкин: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
  • И.А. Бунин, «Тёмные аллеи»;
  • И.А. Гончаров, «Обломов»;
  • В.Г. Распутин, «Уроки французского”;
  • И.С. Тургенев “Отцы и дети”;
  • А.С. Грибоедов “Горе от ума”;
  • Н.В. Гоголь “Мертвые души”;
  • А.П. Чехов “Вишневый сад”;
  • Б. Васильев “Завтра была война”.

Произведения и аргументы по направлению «Отцы и дети»

Произведение На что обратить внимание
И.С. Тургенев «Отцы и дети» Спор Евгения Базарова И Павла Кирсанова отражает разницу взглядов на уровне поколений. Базаров для Кирсанова – выскочка разночинец, а Кирсанов для Базарова – никчемный и пустой праздный барин. Павел Петрович мог бы научить Базарова такту и сдержанности, а Евгений мог бы открыть для стариков мир преобразований. Но обе стороны слишком категоричны и бескомпромиссны, чтобы понять друг друга.
И. Гончаров «Обломов» Воспитание во многом определяет судьбу подрастающего поколения. Главный герой стал ленивым и праздным человеком без перспектив, потому что семья с детства баловала Обломова. Противоположным примером является Штольц. Его отец решил, что дорогу в жизнь Андрей должен пробивать себе сам. Он стал успешным предпринимателем, который добился всего самостоятельно.
А.С. Грибоедов «Горе от ума» Консерватизм Фамусова портит и молодежь, которая подстраивается под стариков ради получения высокого чина. Фамусов не признает необходимости образования и выступает за сохранение крепостного права. Кроме того, это общество погрязло в пороках и не пытается прислушаться к Молчалину, представителю младшего прогрессивного поколения.
А.Н. Островский «Гроза» Старшее поколение своим деспотизмом и консерватизмом обрекло город на застой. Поэтому мы наблюдаем в Калинове господство невежества, социальное расслоение и ханжеские нравы времён средневековья. Очевидно, что «отцы» правы далеко не всегда, ведь со временем их система ценностей устаревает и нуждается в обновлениях, которые может принести только новое поколение.
Л.Н. Толстой «Война и мир» Семья Ростовых — идеал семейного бытия для Толстого. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Они чтут русские традиции, всем членам семьи Ростовых свойственны живость и непосредственность. После отъезда из Москвы семья осталась фактически разорена. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Отношение к родителям воплощает нравственную сущность человека. О главной черте в характере Раскольникова можно получить представление из слова его матери о поведении сына: «Вы думаете его бы остановили тогда мои слезы, мои просьбы, моя болезнь, моя смерть? – спрашивает Пульхерия Александровна и сама же отвечает: -Преспокойно бы перешагнул через все препятствия». Главная черта Раскольникова — вовсе не любовь к людям, а самолюбие, стремление во что бы то ни стало осуществить свое хотение.Противоположный пример — Соня Мармеладова. Она смогла преступить все законы морали ради спасения своей семьи от голодной смерти.
К.Г. Паустовский «Телеграмма» Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. На старости лет Катерина Петровна осталась совсем одна, хотя у нее была дочь. Одиночество каждый день разрушало ее, единственное, что держало Катерину Петровну – это ожидание встречи с дочерью. Она ждала три года, но ей не хватило всего пару дней. Очень часто равнодушие по отношению к близким убивает сильнее, чем болезни. Возможно, будь Настя более чувствительной, то не пришлось бы больному человеку умирать в одиночестве.
Р. Брэдбери «Вельд» Отец детей убежден, что «дети должны получать всё самое лучшее». Но не всегда родители в полной мере может осознать последствия своей опеки. В данном рассказе показно, что родители пытались во всем угодить своему чаду, не запрещая им пользоваться детской, даже когда пребывание там приобрело пугающие масштабы. Решившись поставить точку и ограничить нахождение в комнате, отражающей мысли, родители столкнулись с жестокостью и безжалостностью собственных детей. К трагичному финалу приводит избалованность и отсутствие взаимопонимания между «отцами» и «детьми».

Другие направления итогового сочинения:

Источник: https://examer.ru/ege/2020/itogovoe-sochinenie/otcy_i_deti

В чем заключается преемственность поколений? (декабрьское сочинение, отцы и дети)

Что такое преемственность поколений? Преемственность поколений -это передача ценностей, норм, черт характера, опыта от представителей одного поколения представителям другого.

Родители-это те люди, которые служат примером для своего ребенка, поэтому не стоит удивляться, если ребенок перенимет на себя как положительные, так и отрицательные качества от своих родителей.

Старшее поколение оказывает большое влияние на младшее, ведь в семье человек усваивает ценности, которые буду с ним на протяжении всей его жизни.

Тема преемственности поколений показана многими писателями. На мой взгляд, наиболее ярко эта тема раскрыта в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Примером человека, которые перенял качества своей матери, является Митрофанушка. Госпожа Простакова не образована, жестока по отношению к слугам, эгоистична.

Она не видит пользы в образовании и гордится тем, что сама не умеет читать и писать. Простакова нанимает учителей своему сыну только из-за веяний моды, а учителя занимаются преподавательской деятельностью только из-за желания заработать денег.

Читайте также:  Сочинение образы отцов в романе отцы и дети тургенева

Митрофанушка не хочет учится, по прошествии 3 лет он ничего не выучил, ничего не узнал, ведь учителя не заставляли его учиться. Врангель, Кутейкин, Цыфиркин, видя усталость своего ученика, естественно отпускали его.

Эгоистичность и жестокость Митрофанушки мы можем наблюдать в конце комедии, когда мать говорит «Один ты у меня остался» и сын, которого она горячо любит и делает все для него, грубит ей в ответ. Каков же характер Митрофанушки? Он эгоистичен, груб, жесток. Чрезмерная опека над ним привела к тому, что он стал избалованным ребенком.

Взглянув на Митрофанушку, мы можем сказать, что он является полной копией своей матери. Родители должны помнить о том, что они являются примером для своих детей, и должны стараться искоренить в себе отрицательные черты, ведь младшее поколение может перенять их и воспитать своих детей такими же жестоким, грубыми, каким является Митрофанушка.

Преемственность поколений можно наблюдать в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Тарас Бульба-казак, являющийся настоящим защитником Родины, православия, почти не бывает дома.

После возвращения Остапа и Андрия с Киева, где те получали образование, отец отправляется вместе с ними в Запорожье, так как убежден в том, что настоящий мужчина должен проявить свою силу в боях. Мысли Остапа, старшего сына, заняты только войной, сражениями.

Товарищи, видя, что он может оценить опасность и сразу же найти путь для решения проблемы, избежания опасности, выбрали его в атаманы курения. Он, как и его отец, защищает Родину от неприятеля. Андрий же хотя и стремится совершать подвиги, но его мысли заняты любовью.

Остап до последнего бьется с врагами, когда те напали на него с Тарасом Бульбой в лесу, но его берут в плен и казнят в Варшаве. Влияние отца на характер старшего сына огромно. Смелость, мужество, патриотизм-все это Остап наследовал у отца.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что преемственность поколений-это передача знаний, умений, навыков из поколения в поколение.

Родители играют определенную роль в становлении личности своего ребенка, они являются образцом для него.

Ребенок смотрит на поведение, привычки родителей и перенимает их на себя, поэтому родители должны стараться контролировать себя, свои поступки, чтобы их отрицательные черты не передались младшему поколению.

474 слова

Источник: https://soch100.info/?page_id=102

Отцы и дети: Что такое преемственность поколений, что написать в сочинении? — Ответ на 5!

  • Как написать итоговое сочинение: Что такое преемственность поколений (Отцы и дети)?
  • Что написать в итоговом сочинении: Что такое преемственность поколений (Отцы и дети)?
  • Итоговое сочинение ЕГЭ 2018-2019.
  • Божья коров­ка
  • В итоговом сочинении мы порассуждаем о преемственности поколений.

Сначала раскроем само понятие, что такое преемственность, как мы это понимаем, а затем можно привести уже аргументы из произведений.

Самым ярким примером, используемым в теме отцов и детей, поколений остается «Отцы и дети» Тургенева.

Итак, преемственностью поколений можно назвать передачу и сохранение того богатого опыта, которым владеют наши предки. Опыт как материальный, так и духовный.

Почти в каждой семье есть бабушки и дедушки, которые передавали свой опыт, знания, самые разные, свои детям и внукам-правнукам, а те — своим. Так и осуществляется преемственность.

Конечно, не всегда эта связь прочная, что мы можем видеть в произведении Тургенева. Даже больше, могут быть и те, кто полностью отрицает опыт отцов и дедов, а идет своей дорогой, своими некими познаниями.

Таким был Базаров, отрицающим опыт отцов. Конечно, такое явление нельзя назвать исключительно положительным, видимо поэтому писатель не дает шанса Базарову выжить.

Вспомним и другое произведение. В «Капитанской дочке» Пушкина мы видим положительный пример преемственности поколений. Петр Гринев вынес из своей семьи понятия чести и долга, поэтому сохранил их и в своей жизни.

Milli Kess

Каждый человек появляется на свет в семье. У него есть мама и папа, а у них свои мама и папа. Первые годы жизни ребёнка воспитывают родители, а также бабушки и дедушки.

Каждый из них делится с малышом своим личным жизненным опытом и представлениями о том, что такое хорошо, а что такое плохо.

С воспитания, получаемого ребёнком в семье, и открывается преемственность поколений, представляющая собой ту информацию, которая передаётся от матери к дочери, от бабушки к внучке и т.д., и т.п.

Каждое поколение несёт в себе знание о прошлом, которое со временем забывается, но сохраняется внутри конкретных людей и передаётся дальше, по наследству. Люди делятся со своими близкими памятью и вещами, жизненным опытом и моральными ценностями.

Преемственность поколений — неразрывная связь между людьми, которая выражается ещё и в генетической памяти, делающей нас похожими на наших родителей и понимающими их жизненные установки.

Вера 2018

Мудрые старики щедро делятся накопленным опытом с молодым поколением, а юные прислушиваются к советам, воспринимают всё самое ценное, чему их научили родители и пожилые члены семьи, учителя в школе, те взрослые, которые готовы поделиться бесценным опытом.

Юные с уважением и благодарностью используют эти богатства в своей жизни и бережно сохраняют, чтобы передать следующему поколению. В этом заключается преемственность поколений. Это беспрерывная эмоциональная, информационная и духовная связь между людьми разного возраста.

Отношение к вечным ценностям, приоритеты — это важно. Многое меняется со временем, но это остаётся. Без этого не может быть взаимопонимания.

Разные поколения должны преодолевать разногласия, неизбежные конфликты, связанные с различием в мировоззрении, возрастными особенностями восприятия мира и себя в нём.

Людми­ла197­9

Преемственность поколений проявляется в передаче от старшего поколения к младшему определенных жизненных ценностей, морально-нравственны­х (или безнравственных, как мы видим на примере семьи Курагиных в «Войне и мире») устоев, либо каких-то навыков.

Последнее может проявляться в так называемых династиях, когда какой-либо профессией занимаются разные поколения одной семьи. Например, может быть династия врачей. Передаваться могут и знания какие-то.

Когда есть преемственность поколений, это очень хорошо, это сглаживает конфликт отцов и детей, это означает что представители младшего поколения готовы воспринимать опыт поколения старшего.

-Irin­ka-

Сочинения по направлению Отцы и дети на тему «преемственность поколений» нужно начать с того, чтобы дать определение преемственности.

Преемственность это передача знаний, опыта, навыков из поколения к поколению. В этом случае, младшее поколение является преемником, так как принимает по наследству опыт отцов, своих предков.

Конечно, важность преемственности огромна для юного поколения, так как зачастую именно она и определяет образ жизни, профессию м даже натуру подрастающего поколения.

На примере Обломова мы видим, что он привык к праздной жизни, ведь именно к такому образу жизни, его и приучила маменька. Его одной мечтой в жизни и является то, что он хочет провести свою жизнь в отдыхе и ничего не деланьи.

  1. Примером преемственности могут служить семьи в которых из поколения в поколение передается профессия: семьи учёных, учителей или врачей.
  2. Преемственность не плоха, ведь она помогает взрослеющему поколению определиться в жизни, обрести знания и навыки, которые ему (поколению) так необходимы.
  3. Прейс­куран­т

Преемственность поколений — есть наилучшее гармоничное отношение между двумя поколениями. Вот, смотрите, даже в наши времена есть династии художников, династии врачей, династии литераторов, а это означает, что в таких семьях конфликт между двумя поолениями сглаживаются обоюдными интересами.

Родители в творческом плане передают свои знания и навыки своим детям, дают им возможность развить научные и творческое интересы в новых условиях, и поэтому здесь мы можем говорить не о решении конфликта между отцами и детьми, а о творческом союзе, научном союзе.

В основе всего лежит правильное воспитание нового поколения, не понуканием, а с пониманием заводя своих детей в сферу своих творческих изысканий и развивая в них стремление творчески переосознать, пересотворить старое учение в новое.

Это и есть преемственность поколений, сводящая к нулю вековой конфликт между отцами и детьми…

Corel­paint­er

Во многих произведениях литературы авторы показывают преемственность поколений на основе своих героев. Возьмём хотя бы того же Обломова: он воспитывался в своей семье баловнем, его не приучали родители к труду. Его отец и мать любили проводить неспешно время за чаем или кофе ничего не делая и Обломов, став взрослым, мечтал так же жить.

В отличие от Обломова его друг Андрей Штольц вырос совсем в другой семье, где его отец никогда не сидел без дела, он постоянно трудился и целенаправленно приучал сына трудиться, поэтому Штольц вырос активным и деятельным человеком, которому под силу было решать самые трудные вопросы и поэтому Штольц так часто выручал беспомощного Обломова из беды.

Vyach­et

Так как человечество существует уже много лет и за это время оно успело накопить огромный опыт, то не пользоваться этим бесценным багажом было бы просто безрассудно.

Кроме того, человеческое общество находится в постоянном движении и развитии и поэтому все новым и новым поколениям приходится перенимать жизненную эстафету от своих отцов.

Такая практика как раз и называется преемственностью поколений.

Преемственность поколений дает огромную пользу для общества, поскольку позволяет сохранять и накапливать полезные знания.

Поэтому нельзя подобно герою тургеневского романа Базарову отбрасывать опыт и достижения наших родителей, но в то же время молодым людям у него можно поучиться умению жить собственным умом.

То есть нужно быть уравновешенным перенимая опыт старших поколений и согласовывать его с новейшими достижениями науки и современными взглядами на жизнь.

Принимая в расчет данные факты нам не следует откидать моральные нормы «стариков» как безнадежно устаревшие, ведь существуют непреходящие жизненные принципы, которые будут актуальными всегда, но и отказываться от возможности собственного познания жизни было бы совсем неправильным.

color­e

преемственность поколений -понятие достаточно распространенное и довольно обширное по своему смыслу. проявляться оно может в разных сферах. как в широком смысле, когда одно поколение перенимает опыт другого, так и в узком смысле, когда в какой-то сфере деятельности дети перенимают в полной мере опыт отцов, так сказать, идут по пятам.

нельзя сказать о преемственности поколений в «Отцах и детях», ведь Базаров отрицает все то, что нажито предыдущими поколениями. а вот в романе «Война и мир» семья Ростовых подает нам пример преемственности. Дети Ростовых стремятся быть похожими на своих родителей во всем. преемственно и семейство Курагиных, только в отрицательном смысле.

  • Муроч­ка полос­атая
  • Преемственность поколений — это понятие, когда от старшего поколения к младшему передается что-то.
  • К примеру, если дед работал доктором, потом и отец стал врачом, ну а внук продолжил добрую семейную традицию и тоже пошел учиться на доктора, в результате получилась семейная династия.

Преемственность поколений очень важна, если она передает что-то хорошее и доброе, когда старшее поколение передает свой бесценный опыт младшему поколению. Поэтому, очень важно соблюдать хорошие и добрые семейные традиции, к примеру навещать своих дедушек и бабушек, ходить на совместные прогулки, все это важно для укрепления прочных семейных ценностей.

Источник: www.bolshoyvopros.ru

Источник: https://otvetna5.ru/question/otcy-i-deti-chto-takoe-preemstvennost-pokolenii-chto-napisat-v-sochinenii/

Ссылка на основную публикацию