Жизнь и творчество Людвига ван Бетховена
В Бонне в декабре 1770 года в семье придворного музыканта Бетховена родился сын, который был назван Людвигом. Это был уже второй по счету Людвиг первый родился на два года раньше и вскоре умер. Точная дата его рождения неизвестна.
В те времена не было принято записывать дату рождения младенцев «третьего сословия». Сохранилась лишь запись в метрической книге боннской католической церкви Святого Ремигия о том, что Людвиг Бетховен крещен 17 декабря 1770 года. Следовательно, он родился на день-два раньше.
В 1774 и 1776 годах в семье появились на свет еще два мальчика Каспар Антон Карл и Николай Иоганн.
Людвиг родился в мрачной комнате с низким потолком и косой наружной стеной. Это жилище впоследствии стало бетховенским музеем. Уже ребенком Людвиг отличался редкой сосредоточенностью и замкнутостью. Впрочем, не надо представлять себе маленького Бетховена самоуглубленным меланхоликом. Напротив, это был здоровый, крепкий мальчуган, не чуждавшийся детских шалостей.
Отец принуждал его заниматься музыкой обнаружив у сына незаурядный талант, он заставлял его часами просиживать за клавесином. Слава маленького Моцарта не давала ему покоя. По семь-восемь часов в день отец заставлял несчастного ребенка играть упражнения.
А иногда у него появлялось желание позаниматься с ним и ночью. Никакие уговоры перепуганной матери не могли помешать этим мучительным ночным урокам.
И только яркий талант ребенка, его непреодолимое влечение к музыке помогли ему перенести такое жестокое обращение и не отпугнули навсегда от искусства.
Портрет работы Карла Штилера (1820 год)
В восемь лет маленький Бетховен дал первый концерт в городе Кёльне. Концерты мальчика состоялись и в других городах.
После выступления в Роттердаме, где юный музыкант имел успех, он остался недоволен голландцами.
«Я больше туда не поеду, — решительно заявил коренастый крепыш по приезде домой, — голландцы — копеечники». Отец, видя, что не может больше ничему научить сына, перестал с ним заниматься.
До десяти лет Людвиг посещал начальную школу, где главным предметом являлась латынь, а второстепенными — арифметика и немецкое правописание. Школьные годы дали маленькому Бетховену весьма мало. Он так и не овладел тайнами умножения, а со знаками препинания всегда бывал не в ладу.
Среднего образования Людвигу не удалось получить семья жила в нужде. Однако, жадно стремясь восполнить пробелы в своих познаниях, Людвиг много читал и пытался заниматься с более развитыми товарищами. Он был настойчив и упорен.
Через несколько лет юный Бетховен научился бегло читать по-латыни, переводил речи Цицерона, овладел французским и итальянским языками.
В десять лет Бетховен начал постигать тайны композиторской техники, учась у Нефе искусству контрапункта и генералбаса. Нефе с самого начала обучения понял, что его гениальному ученику, обладающему необузданной фантазией, недостает сдержанности, дисциплины и культуры.
Путь к ним лежал через глубокое и всестороннее изучение творчества великих композиторов. В одной из своих журнальных статей Нефе писал, что изучил с маленьким Бетховеном сборник прелюдий и фуг Иоганна Себастьяна Баха «Клавир хорошего строя».
Имя Баха было в то время известно лишь узкому кругу музыкантов и высоко чтилось ими.
Дом, где родился композитор
К 1782 году относится первое известное нам сочинение Бетховена — фортепианные вариации на тему марша ныне забытого композитора Э. Дресслера. Следующее произведение — три сонаты для клавесина — написано в 1783 году, когда Бетховену шел тринадцатый год.
Развлечения отца требовали денег, рушилось материальное благополучие семьи. Измученная лишениями и невзгодами, заболела мать Людвига. Мальчик был вынужден работать. Он поступил в придворную капеллу в качестве органиста.
Окрепнув как композитор и пианист, Бетховен осуществил свою давнишнюю мечту — в 1787 году он едет в Вену, чтобы встретиться с Моцартом.
Бетховен играл в присутствии прославленного композитора свои произведения и импровизировал. Моцарт был поражен смелостью и богатством фантазии юноши, необычайной манерой исполнения, бурной и порывистой.
Обращаясь к присутствовавшим, Моцарт воскликнул «Обратите внимание на него! Он всех заставит о себе говорить!»
Но встретиться вновь двум великим музыкантам не было суждено. Умерла мать Бетховена, так нежно и преданно им любимая. Юноша вынужден был принять на себя все заботы о семье.
Воспитание двух маленьких братьев требовало внимания, забот, денег. Бетховен стал служить в оперном театре, играл в оркестре на альте, выступал с концертами, давал уроки.
Начались суровые будни, тяжелая, полная труда и лишений жизнь.
Бетховен в 30 лет
В эти годы Бетховен складывается как личность, формируется его мировоззрение. Большую роль сыграли здесь его занятия в университете, который он, правда, очень недолго, посещал по совету Нефе.
Как раз в это время (1789) по другую сторону Рейна, во Франции, произошло великое событие — революция, провозгласившая свободу, равенство, всечеловеческое братство. Эти высокие стремления восставшего против королевской власти народа нашли в душе Бетховена горячий отклик.
Заветам революции он остался верен всю жизнь. Юноша полон сил, смелых замыслов. Энергия его ищет выхода в новых сочинениях, в концертной деятельности. Его родной город становится ему тесен.
Встреча с Гайдном, проезжавшим через Бонн, укрепила в нем решение ехать в Вену и учиться у знаменитого композитора.
Первый публичный концерт Бетховена состоялся в Вене в 1795 году. Затем молодой музыкант отправился в длительное путешествие — через Прагу, Нюрнберг, Лейпциг — в Берлин. Три года спустя он вновь гастролировал в Праге. Бетховену льстила его артистическая слава.
Тереза Брунсвик, верный друг и ученица Бетховена
Бетховен выступал преимущественно в салонах венской знати. Он сразу обратил на себя внимание не только гениальной игрой, но и независимым, бескомпромиссным характером.
Резкий и прямой, Бетховен не терпел любого насилия над собой и в горделивом сознании своей гениальности не щадил сановных меценатов.
Так, в пылу гнева он написал одному из них «Князь! Тем, чем вы являетесь, вы обязаны случаю и происхождением; тем, чем я являюсь, я обязан самому себе. Князей есть и будет тысячи, Бетховен — один!»
Несмотря на успех пианиста, главным для него было творчество. К сожалению, Моцарта Бетховен уже не застал в живых, а занятия с Гайдном не принесли желаемого результата — контакты между учителем и учеником не наладились.
Совершенно иными были взаимоотношения между Бетховеном и Антонио Сальери.
Маститый композитор с вниманием и симпатией относился к молодому Бетховену, который несколько лет изучал под руководством итальянского маэстро искусство легко и выразительно писать оперные партии.
Занятия с Сальери доставляли большое удовлетворение Бетховену. Их добрые отношения сохранились и после прекращения занятий. Как-то в 1809 году, зайдя к Сальери и не застав его дома, Бетховен оставил записку следующего содержания «Сюда заходил ученик Бетховен».
Итак, Бетховен учился у лучших музыкантов-педагогов Вены. Моцарт и Гайдн, величайшие из его предшественников, показали ему образец творческого труда в новом классическом направлении.
Альбрехтсбергер основательно прошел с ним контрапункт, мастерским владением которого Бетховен справедливо прославился. Сальери ввел молодого композитора в круг художественных проблем буржуазной музыкальной трагедии.
Алоис Ферстер учил Бетховена искусству квартетной композиции. Одним словом, гениальный композитор с жадностью впитал в себя не только передовую музыку своего времени, но и богатейший творческий опыт наиболее знающих музыкантов-современников.
В соединении с невероятной трудоспособностью вся эта усвоенная и переработанная им музыкальная культура сделала Бетховена образованнейшим музыкантом своей эпохи.
Бетховен сочиняет Шестую симфонию
К середине девяностых годов Бетховен уже полностью сложился как композитор; в 1796 году он, наконец, решился опубликовать свои первые фортепианные сонаты.
Бетховен и в дальнейшем часто обращался к этому музыкальному жанру. В 32 сонатах, образующих в совокупности самую ценную часть фортепианного наследия Бетховена, полней всего отразилась его творческая эволюция, его неистощимая изобретательность в использовании художественных возможностей крупного инструментального цикла.
Вехи этой эволюции отмечают три популярнейшие сонаты — «Патетическая», «Лунная» и «Аппассионата».
Лирико-драматическая сущность «Патетической» и «Лунной» характерна для первого периода творчества Бетховена. Второй период запечатлен в пламенной выразительности «Аппассионаты».
Быть может, ни в каком другом музыкальном произведении трагизм борьбы не нашел столь потрясающего выражения, как в «Аппассионате».
Очень интенсивно протекало музыкальное развитие Бетховена в первое десятилетие пребывания в Вене.
За эти годы он создал более 100 произведений в разных жанрах 17 фортепианных сонат, 9 сонат для скрипки с фортепиано, 3 фортепианных концерта, 2 сонаты для виолончели с фортепиано, музыку к балету «Творения Прометея» — единственному у Бетховена! — и многое другое.
Словно набираясь творческих сил, он сравнительно поздно обратился к симфонии Первую закончил в 1800 году. Вслед за ней была задумана Вторая симфония. Но между ними пролегла полоса жестоких испытаний и личных переживаний.
Источник: https://tunnel.ru/post-lyudvig-van-betkhoven
Бетховен — один из величайших композиторов мира
Жизнь этого человека была сплошной борьбой. Сначала внутри собственной семьи. Потом с теми людьми, кто не верил в него. Затем с жестокой болезнью. Но он всюду вышел победителем. И теперь имя Людвига Ван Бетховена записано золотыми буквами в историю мировой музыки.
Начало биографии: детские годы
Будущий композитор появился на свет в 1770 году. Его родина — Германия, город Бонн. Музыкальный дар мальчик получил по наследству. Дед и отец Людвига служили придворными певцами. Мама не имела отношения к музыке, но была очень заботливой и нежной к своим троим сыновьям.
Отец Бетховена обучал наследника игре на фортепиано и скрипке. Он хотел сделать из него артиста и возить по городам, чтобы тот зарабатывал концертами деньги для семьи. Но отцовское воспитание было жестоким и суровым.
Первое выступление Людвига состоялось в возрасте 8 лет. А в 10 он познакомился со своим первым учителем Кристианом Нефе. Обучение помогло Бетховену уже в 12 лет написать и издать первые сочинения.
Юность. Первая известность
В 17 лет юный талант поехал в Вену учиться у великого композитора Моцарта. И получил от него одобрение и похвалу. Но учёба не состоялась. Вскоре пришло сообщение о болезни матери, и Людвигу пришлось вернуться домой.
Бетховен в молодости.
Мама умерла, и Бетховен стал заботиться о подрастающих братьях. Он начал давать уроки музыки, одновременно играл в оркестре и не переставал писать новую музыку. Из юношеских трудов особенно известна песня «Сурок». Её слова принадлежат немецкому поэту Гёте.
Юноша снова уехал в Вену, он очень хотел учиться дальше. Моцарт к тому времени уже умер, поэтому Бетховен стал заниматься с другими известными композиторами.
В этот период раскрылся его дар как пианиста. Публика полюбила эмоциональную игру молодого исполнителя. Бетховена считают первым музыкантом в истории, который сумел зарабатывать на жизнь своими выступлениями.
Расцвет творчества и лучшие сочинения
Особенно Бетховен любил писать сонаты. Так называется музыка, которую исполняет один или несколько инструментов. Весь мир знает фортепианную «Лунную сонату». Её композитор создал, когда расстался с любимой девушкой. Другие знаменитые сонаты — «Аппассионата» (что значит «страстная») и Патетическая («взволнованная»).
Автор исполняет свою музыку.
Ещё Бетховен был мастером симфоний. Симфония — музыкальное сочинение для большого оркестра. Создание такой сложной музыки под силу только настоящему таланту.
Интересна история сочинения одной из симфоний, Третьей. Сначала автор посвятил её французскому полководцу Наполеону. Но позже разочаровался в нём и дал симфонии название «Героическая».
Любима слушателями и пианистами также пьеса «К Элизе». Она была найдена в архивах композитора и сыграна на публике уже после его смерти.
Борьба с глухотой. Последние годы и смерть
В 26 лет Людвиг стал терять слух. Это привело его в отчаяние. Глухота значила, что он уже не сможет быть пианистом. Но она не отнимала возможности творчества.
Бетховен со всей страстью принялся сочинять и записывать музыку, которую представлял и слышал у себя в голове.
Людвиг Ван Бетховен — знаменитый композитор.
Он делал это почти 30 лет. Писал не только произведения для инструментов, но и для голоса. А ещё обрабатывал по-своему песни разных народов мира.
Когда композитору исполнилось 54 года, он создал лучшую и последнюю свою Симфонию № 9 для оркестра и хора. После её исполнения зал встал и приветствовал автора долгими аплодисментами.
Бетховен умер в 56 лет от болезни печени. Его провожала на кладбище толпа из 20 тысяч человек.
Факты из жизни композитора
Как многие гении, этот человек имел сложный и противоречивый характер. Современники рассказывали о нём следующее:
- Людвиг был от природы открытым, благородным и жизнерадостным человеком. Но жестокое воспитание отца и неизлечимая болезнь сделали его угрюмым и раздражительным.
- Он мог прекратить играть и уйти, если зрители разговаривали.
- Бетховен считал всех людей равными и не терпел несправедливости. Очень любил своих друзей и всегда помогал им, чем мог. А друзья поддерживали его в самые трудные годы.
- Композитор не имел собственной семьи: у него не было жены и детей.
- Полжизни Бетховен общался с людьми с помощью «разговорных книг». Ему писали вопросы, он писал ответы. Таких книг было около 400. Часть из них опубликована, и мы можем лучше понять мысли композитора.
Наследие и память
Мастер оставил нам великие работы в разных жанрах и для многих инструментов. В их числе 9 симфоний, 7 концертов, опера, 48 сонат, церковные произведения, музыкальные пьесы и песни. Их исполняют лучшие оркестры и музыканты.
Памятник композитору в родном Бонне на площади Munsterplatz.
В мире насчитывается около сотни памятников Бетховену. В Бонне находится музей его имени. Там же проводится ежегодный фестиваль «Бетховенфест».
Когда в космос отправляли лучшие образцы земной культуры, в них включили и отрывки из музыки Бетховена.
Источник: https://www.doklad-plus.ru/muzyka/beethoven.html
Бетховен и Моцарт. Первая поездка Бетховена в Вену
Продолжаем говорить о биографии Бетховена, и сегодня мы поговорим о первой поездки композитора в Вену, а также выясним, встречался ли он с Моцартом.
В 1787 году курфюрст Максимилиан Франц дал молодому Бетховену возможность уехать в музыкальную столицу — Вену, отпустив его в шестимесячный отпуск. Традиционно считается, что к такому шагу курфюрста натолкнул тогдашний учитель и, можно сказать, наставник юного Бетховена — тот самый Нефе, о котором мы уже не раз упоминали на сайте.
Что касается материального спонсирования такой дальней и длительной поездки — многие биографы считают, что Людвигу помог сам курфюрст. Другие же биографы выдвигают мнение, что Людвиг сам собрал необходимые средства, полученные от преподавательской деятельности (помимо работы в капелле Людвиг также давал частные уроки игры на фортепиано).
Однако стоит отметить, что Максимилиан Франц (тогдашний кёльнский курфюрст) был гораздо щедрее своего предшественника (Максимилиана Фридриха) в отношении дел, связанных с культурой и, в особенности, музыкой.
А, учитывая любовь Максимилиана Франца к Моцарту, вполне допустимо, что кёльнский курфюрст и вправду мог покровительствовать самому перспективному музыканту своего придворного оркестра — шестнадцатилетнему Бетховену, давно желавшему попасть на обучение к великому маэстро.
Точная дата отъезда Бетховена из Бонна также подвергается спорам со стороны разных биографов. По одним данным Бетховен выехал из Бонна 20 марта. По другим данным Людвиг покинул родной город еще в январе 1787 года.
Оспаривается также и дата прибытия Бетховена в Вену. По одним данным молодой композитор прибыл в музыкальную столицу в Пасхальное воскресенье 7 апреля и остался там на 3 недели.
Однако другие данные свидетельствуют о прибытии композитора в музыкальную столицу 20 числа этого же месяца.
Третий источник, вообще, свидетельствует о пребывании Бетховена в Вене с января по апрель 1787.
Однако временные рамки нахождения Бетховена в Вене являются далеко не самым жарким спором, связанным с его биографией. Сейчас узнаете, почему!
Встречался ли Бетховен с Моцартом?
Мы без сомнения уверены в том, что стать учеником великого Моцарта молодой Людвиг мечтал с детства. Также без сомнений мы можем полагать, что именно это являлось для Бетховена по сути главной причиной первой его поездки в Вену.
- Одним из важнейших споров среди биографов, изучавших жизнь Бетховена, является вопрос, затрагивающий сам факт встречи молодого композитора с великим Моцартом.
- По одной из легенд чуть ли ни первое, что сделал Людвиг в музыкальной столице — направился в дом великого Моцарта, что стоял неподалеку от собора Святого Стефана в центре города.
Моцарт уже тогда, как и сейчас, бесспорно считался гением музыки. Просто так в дом Моцарта попасть было нельзя, и поэтому наиболее вероятно, что «входным билетом» для Бетховена служило письмо-предупреждение от упомянутого выше курфюрста Максимилиана Франца.
Молодой и талантливый Людвиг, безусловно, восхищался творчеством этого великого гения. В ту пору Моцарт, вдохновленный успешной постановкой «Свадьбы Фигаро» в Праге, работал над сочинением знаменитого «Дон Жуана».
Дальнейший вариант развития событий трактуется почти во всех российских источниках, посвященных биографии Бетховена. Однако во многом эта гипотеза основывается на словах известного биографа, Отто Яна.
По словам Отто Яна (эта не совсем прямая цитата, а ее суть):
Юный музыкант Бетховен прибыл в Вену весной 1787 года, но смог остаться там лишь на короткое время. Тем временем он был представлен Моцарту и играл для него по своей же инициативе. Однако Моцарт, послушав фрагмент, исполняемый Бетховеном, не был особо доволен, а наоборот, отнесся к этому с некоторым холодом.
Упрямый Бетховен, обратив на это свое внимание, попросил у Моцарта тему для импровизации. Вдохновленный присутствием великого маэстро, он играл так хорошо, что в процессе игры постепенно завоевал все внимание Моцарта.
Тот, в свою очередь, повернулся к свидетелям и решительно сказал: «Запомните этого молодого человека; Он еще сделает себя имя в этом мире!»
По сути именно эта легенда, которую часто любил рассказывать Отто Ян, и легла в основу одной из гипотез, полюбившейся многим биографам. Более того, некоторые из них, взяв за основу эту легенду, дополняют ее какими-то своими обстоятельствами (вероятнее всего, вымышленными), записывая это в своих книгах и сайтах.
В частности, некоторые биографы даже называют какие-то конкретные произведения, которые Людвиг якобы играл Моцарту на прослушивании. Чаще всего в этих источниках упоминается «до-минорный» фортепианный концерт Моцарта.
Другие биографы даже добавляют, что на прослушивании присутствовала и супруга Моцарта — Констанция. Нередко в биографических источниках встречается мнение, что Людвиг даже успел взять у великого Моцарта пару уроков.
Но было ли это все на самом деле? — Мы не знаем. По факту Моцарт никогда не упоминал о своих занятиях с Бетховеном ни в своих переписках, ни в других официальных источниках (еще бы, ведь Бетховен прославился уже задолго после смерти Моцарта). Да и жена Моцарта после его смерти также не могла ничего вспомнить ни об их совместных занятиях, ни даже о факте их встречи.
То есть, все эти рассказы про то, что якобы «Моцарт прослушал юного Бетховена и предсказал ему великое музыкальное будущее», не имеют никакого документального подтверждения и основываются лишь на словах Отто Яна, которые другие биографы распространили и где-то даже дополнили эту историю, откровенно говоря, вымышленными обстоятельствами.
Да и сам Ян не уточнял, откуда ему стало известно об этом событии. Он лишь отметил, что «это было ему сообщено в Вене от знающих людей из окружения Бетховена».
По сути ни один современный документ (например, письма самого Бетховена или Моцарта или рассказы любого из современников Бетховена) не подтверждает эту историю.
Поэтому, стоит ли доверять этой легенде, так популярной в нашей стране? К сожалению, мы не знаем.
Важно!
Стоит отметить, что задолго до Отто Яна очень похожую легенду о встрече двух композиторов рассказывал и Игнац Ксавер фон Зайфрид, который, кстати говоря, также не видел эту встречу своими глазами и, следовательно, мог выдумать все, что угодно.
Некоторые источники свидетельствуют о том, что скрипач и секретарь Бетховена, Карл Хольц, тоже поддерживал историю, так полюбившуюся Отто Яну.
Вполне возможно, что именно Хольц был тем самым «человеком из окружения Бетховена» и мог поведать эту историю биографу Яну (в прочем, как и Зайфриду, ведь все-таки их рассказы очень похожи). Но это, в свою очередь, также не может служить доказательством факта встречи двух титанов классической музыки и, тем более, факта обучения Бетховена у зальцбургского гения.
Однако нам также известно, что сам Карл Черни как-то раз процитировал Отто Яну знаменитые слова своего учителя (Бетховена) о том, что «Моцарт играл прекрасно, но его игра была какой-то прерывистой, практически без legato.»
Слова Черни в случае их достоверности и вправду могут считаться хоть и косвенным, но все же доказательством факта встречи Бетховена с Моцартом. Ведь, насколько нам известно, кроме той самой первой поездки Людвига в Вену в 1787 году Бетховен больше нигде не мог слышать, как играет Моцарт (однако факт совместных уроков они все равно не доказывают).
Более того, известно и мнение другого биографа — Мейнарда Соломона. Он, в свою очередь, совершенно не ссылаясь на Отто Яна, выдвинул легенду о том, что Людвиг действительно был прослушан Моцартом. Однако, по его же словам, великий маэстро, озабоченный своими собственными проблемами (у Моцарта их было, действительно, много), отказал Бетховену в том, чтобы давать ему уроки.
Но опять же, можно ли использовать слова нескольких человек как доказательство встречи двух гениев? Ведь кроме этих слов — слов уже умерших биографов — нет ни одного документального доказательства, подтверждающего факт встречи двух великих композиторов.
- К сожалению, вывод такой:
- Доказать факт встречи Бетховена с Моцартом и, тем более, факт их совместно проведенных уроков в формате «ученик-учитель» мы никак не можем.
- Этот вопрос, наверное, никогда не найдет ответа, и популярная среди биографов история про то, что «Моцарт услышал игру юного Бетховена и предсказал ему великое музыкальное будущее», навсегда останется легендой.
Другие периоды биографии Бетховена:
Биография Бетховена — вся информация о Биографии Бетховена
Источник: https://ludvig-van-beethoven.ru/betxoven-i-mocart-pervaya-poezdka-betxovena-v-venu.html
30 фактов о великом композиторе, чувство юмора которого может сравниться только с его гениальностью
Вольфганг Амадей Моцарт — один из величайших композиторов в истории. Написанные им произведения и по сей день исполняются в концертных залах и филармониях по всему миру, собирая миллионы слушателей. Найти музыкального гения, подобного Моцарту, довольно сложно, его талант уже при жизни был оценен достаточно высоко.
Мы в AdMe.ru восхищаемся этим незаурядным человеком и хотим поделиться с вами любопытными фактами из его биографии.
- Моцарт родился в 1756 году, умер в 1791-м. За свою недолгую жизнь он написал более 600 произведений. Писать музыку юный композитор начал в 5 лет и продолжал это делать до последних дней жизни.
- Любовь к музыке была у мальчика с рождения. Отец, Леопольд Моцарт, был непревзойденным виртуозом игры на органе и скрипке, и для игры на ней написал учебник, считающийся одним из лучших пособий того времени. Моцарт-старший, кроме того, был руководителем церковного хора и композитором при дворе архиепископа Зальцбургского. Старшая сестра Вольфганга, Мария Анна, которую в семье звали Наннерль, также с раннего детства овладела игрой на фортепиано и клавесине.
- Имя Амадей означает «любимый Богом». Сам же композитор предпочитал имя Вольфганг.
- Моцарт почти до 10 лет боялся звучания трубы, если на ней играли без сопровождения других инструментов, — ее звук был слишком резким и громким для его тонкого слуха.
- Чтобы дети Моцартов могли появляться при австрийском императорском дворе в более красивой одежде, чем та, что у них была, императрица Мария Терезия подарила Моцартам 2 костюма — для Вольфганга и его сестры.
© The Boy Mozart / Mozarteum, Salzburg / commons.wikimedia
Портрет 6-летнего Вольфганга в костюме, подаренном императрицей.
- Существует популярный анекдот: после концерта в императорском дворце в Вене маленький Моцарт играл с эрцгерцогинями, своими ровесницами. Во время игр мальчик поскользнулся и упал, а одна из дочерей императрицы помогла ему подняться. Моцарт якобы воскликнул: «Какая Вы славная, когда я повзрослею, непременно хочу на Вас жениться!» Этой девочкой была Мария Антуанетта, будущая королева Франции.
- Чтобы помочь своему сыну сделать карьеру, отец научил Вольфганга играть на клавесине с завязанными глазами или по ткани, покрывающей клавиши, — такие трюки в то время ценились больше, чем музыкальный талант.
- Для продвижения карьеры сына Леопольд также решил представить Вольфганга музыкальному миру как виртуоза, поскольку тот, кто хотел заслужить репутацию композитора, должен был зарекомендовать себя как исполнитель. В надежде получить для сына хорошую должность и найти покровителя среди дворянских особ Моцарт-старший совершил поездку с семейством по Европе.
Семья Моцартов. На стене — портрет матери.
- На одном из концертов маленького Моцарта на сцену выбежала кошка. Когда мальчик увидел животное, он с восторгом бросился к нему, забыв о зрителях. Рассерженный Леопольд потребовал, чтобы сын вернулся к инструменту, на что мальчик ответил, что клавесин никуда не денется, а вот кошка может убежать.
- После одного из выступлений во Франкфурте-на-Майне к Моцарту подошел 14-летний мальчик и восхитился, как тот замечательно играет, а также посетовал, что ему самому так играть никогда не научиться. Композитор в ответ поинтересовался, пробовал ли он записывать музыку, которая приходит ему в голову. Мальчик сказал, что ему в голову приходят только стихи и что писать их куда легче, чем музыку. Этим мальчиком был Иоганн Вольфганг Гете.
- Однажды к Моцарту обратился молодой человек, мечтающий стать композитором. Он спрашивал маэстро, как написать симфонию. Моцарт спросил, почему бы ему не начать с чего-то попроще, ведь он так молод, на что молодой человек возразил: «Но вы написали первую симфонию в 7 лет!» Моцарт не растерялся и ответил: «Да. Но мне в то время не пришло в голову спросить, как это сделать».
- Один приятель Моцарта любил пошутить. Он придумал розыгрыш: отправил на адрес композитора огромный сверток, в котором не было ничего, кроме бумаги и записки «Дорогой Вольфганг! Я жив и здоров!» В ответ на это Моцарт, который и сам любил посмеяться, отправил ответное послание — тяжелую посылку с камнем внутри. На камне было написано: «Дорогой друг, этот камень свалился у меня с души, когда я получил твое послание!»
- В Нидерландах, куда семья Моцартов приехала с концертами, было категорически запрещено исполнять музыку в период поста. Голландское духовенство, однако, сделало исключение для Вольфганга, сочтя его способности божьим даром.
Леопольд, Вольфганг и Наннерль.
- 12-летний Моцарт написал оперу по заказу правителя Священной Римской империи. Мальчик выполнил работу за несколько недель, правда, оперу сочли неудачной и не стали ставить на сцене.
- Первая любовь Моцарта — известная певица Элоиза Вебер. Она умело играла на чувствах молодого человека. А в итоге просто отказалась от его общества. Разочарованный композитор сразу же заметил ее сестру, которая стала его единственной женой.
- Когда Моцарт решил жениться, отец не одобрил его выбор. Путь к браку с Констанцией Вебер был для Моцарта долгим, и в какой-то момент он пообещал написать мессу, если женитьба все же состоится. Констанция в итоге стала его женой, мессу Моцарт начал писать, но так и не закончил.
- Вольфганг и его жена привыкли жить на широкую ногу. Гонорары Моцарта были большими, но уже через 2 недели он сидел без гроша в кармане и вынужден был занимать деньги у друзей. Один из них спросил композитора: «У тебя нет ни замка, ни дорогой любовницы, ни кучи детей, ни конюшни. Куда же исчезают твои деньги?», на это композитор ответил: «У меня есть жена, она мой замок, моя любовница, куча моих детей и моя конюшня».
- Моцарт очень любил играть в бильярд и не жалел на него денег.
Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-muzyka/istoriya-kompozitora-mocarta-kotoryj-poluchil-orden-ot-papy-rimskogo-za-to-chto-my-sejchas-nazyvaem-piratstvom-2147265/
«Как Бетховен и Моцарт относились к творчеству друг друга?» – Яндекс.Кью
литература, культурология, философия , музыка и психоанализ
Бетховен восхищался Моцартом. Приехал из родного города в Вену, чтобы стать его учеником. Моцарт попросил юношу сесть и сыграть что-нибудь. Тот начал играть что-то из самого Моцарта.
Потом понял, что маэстро не в восторге от его исполнения, остановился и стал импровизировать. Тогда Амадей был потрясён, он вышел из комнаты и сказал гостям: «Этот юноша заставит о себе говорить весь мир!». сам Бетховен не слышал этих слов.
А ещё через несколько дней заболела и утёрла его мать. Он вернулся чтоб обеспечивать братьев.
Ну как относились… Встретит Моцарт, бывало, Сальери и всё жалуется ему: «Такую личную неприязнь испытываю к музыке Бетховена, что кушать не могу!» А Сальери ему советует: «Не можешь кушать? — Откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро».
Мульти-инструменталист, певец, композитор, музыковед
Этот вопрос уже содержит в себе немного черного юмора, поскольку (помимо проблемы перемещения во времени) пришлось бы решать и проблему со слуховым аппаратом. Но если отбросить плоские шутки в сторону, то стоит немного порассуждать.
Жанр «Буги-Вуги» зародился спустя почти 100 лет после смерти Бетховена, и зародился почти искусственным образом, ибо в недорогие кафе нужны были пианисты-тапёры, которые могли бы играть музыку, по стилистике схожую с той, что играли джазовые биг-бэнды. То есть, задачей стиля является адаптация масштабной музыки для камерного исполнения.
Те, кто хоть раз слушал сонаты Людвига ван Бетховена, могут смело заметить, что в его фортепианной музыке больше симфонического, нежели клавирного (не в плане техники, а именно музыкальной специфики, драматургии и фактуры). А багатели (цикл фортепианных миниатюр) и вовсе содержат гармонические ходы, которые близки к джазовой гармонии 1920х.
Также стоит отметить и тот факт, что, несмотря на драматизм и патетичность творчества композитора, его основной целью было именно достижение торжества Света и ликования, удивляясь и восхищаясь, как его старший товарищ по цеху, Йозеф Гайдн, мог быть настолько оптимистичен в своих произведениях. И действительно, буги-вуги — это Гайдн с примесью свинга и небольшим количеством альтераций.
Еще один важный момент — импровизационность.
Безусловно, у буги-вуги есть своя почти неприкосновенная гармоническая последовательность, однако каждый раз на эту последовательность накладываются совершенно новые мелодические ходы, которые усложняются с каждым новым проведением.
Это, между прочим, один из любимых приёмов героя нашего вопроса, и этот приём вырос в «32 вариации на собственную тему» (1806 год, расцвет творчества композитора), одно из самых ярких и сложных произведений Бетховена.
Будучи новатором в своё время, Людвиг вряд ли бы отнесся к «буги-вуги» поверхностно и скептически.
Если из читающих эти строки есть пианисты, способные импровизировать, попробуйте немного «сломать» парочку произведений (возьмите самые известные, к примеру, «К Элизе», «Лунную сонату» или даже первую часть 5-ой симфонии) в сторону американского стиля, и Вы поймёте, что звучать это начнёт по-новому и вполне удобоваримо для слуха.
А напоследок… очень надеюсь, что Бетховен у людей будет ассоциироваться с классической музыкой, а не собакой породы сенбернар.
Спасибо за внимание!
Прочитать ещё 5 ответовСтарший научный сотрудник ИНЭОС РАН, химик, музыкант и радиолюбитель
Тут вопрос, какой уровень музыкальной неграмотности имеется в виду?
Если человека просят на репетиции, например, сыграть фа-диез, а он спрашивает, где это, то конечно вряд ли, что такой человек станет успешным музыкантом.
Но что касается чтения с листа, которое совершенно естественно и обязательно для классического музыканта, то музыкант, который играет в рок-группе довольно легко может это проскочить. Как только ты начинаешь снимать на слух достаточно хорошо, то заставить себя учиться читать ноты и играть с листа очень сложно.
На практике у современного музыканта гораздо больше материала для обучения в виде аудиозаписей, чем в виде нот, общение в группе, джемы и аранжировки легко обходятся без нотной записи.
Но чисто статистически, пианисты гораздо чаще умеют читать с листа, чем гитаристы.
Прочитать ещё 4 ответастудентка факультета романо-германской филологии
Мой папа. Нет, он даже не великий, и вклад в мировую историю его ограничивается нашим крохотным селом на юге Украины. Нет, он точно не идеал, таковым не был и не будет.
Рядовой учитель на пенсии, немножко прокрастинатор, холостяк в душе, а по вечерам поэт и большой любитель погрустить о прошлом. Два раза спасал жизнь единственной дочурке и три раза проиграл ей в шахматы. Научил сверхсекретному языку общения с любым животным, труду на земле и (само)ироничному отношению к жизни.
До сих пор не прочь дать нагоняй за несъеденный завтрак и рассказать на ночь народную сказку.
Этот герой моего времени — пример для меня как положительный, так и отрицательный. На его ошибках учусь, его советам внемлю, их же и оспариваю. Его жизнь — кладезь самого разнообразного опыта, поделиться которым отец, увы, рад не всегда.
Прочитать ещё 11 ответов
А почему нет? Музыка очень разнообразна. Вот есть например дроун. Это когда в треке один звук гудит, скажем, 8-9 минут, незначительно меняясь при этом. Дроун — это вполне себе музыкальный стиль. Точно так же и рэп. С чего ему не быть музыкой?Рэп кстати не всегда прост в производстве.
За известным и хорошим рэпером, скажем, уровня Кендрика Ламара, обычно стоит целая команда его штатных продюсеров (в хип-хопе называющихся битмейкерами), занимающихся этим годами, знающих досконально весь софт и железо, нужное для продакшна.
А тысячи битмейкеров рангом пониже мечтают написать для этого рэпера биты, и готовы отдать ему их бесплатно лишь за упоминание в названии трека. А «аккомпанимент только из фрагментов чужих песен», или вообще бесплатные биты используют в основном совсем начинающие рэперы.
Ну и в завершении, послушайте Flohio, послушайте Dälek, ну тоже ведь хип-хоп, но там никаких фрагментов чужих песен нет, для Flohio биты вообще писали God Colony и даже группа Modeselektor.
Прочитать ещё 4 ответастудент факультета психологии МГУ
Все зависит от вашего начального уровня знаний. Если в школе вы биологию учили и основные ее моменты помните, то можете переходить к следующему абзацу. Если же школьная программа забылась, то стоит сначала повторить ее. Для этого подойдут учебники Сонина или Рувинского (второй — профильный уровень).
Не знаю, можно ли назвать этот трехтомник «библией» биологии, но прочный фундамент для дальнейшего изучения науки он даст. Насколько мне известно, по этой книге изучают биологию на первых курсах многих вузов.
Это — Тейлор, Стаут, Грин — «Биология». В трех томах затрагиваются все основные направления биологии: от биохимии и цитологии, до экологии и СТЭ.
Лично меня порадовало изложение материала: с хорошим знанием основ биологии все будет понятно.
Прочитать ещё 1 ответ
Источник: https://yandex.ru/q/question/kak_betkhoven_i_motsart_otnosilis_k_drug_8fb2a081/
Людвиг ван Бетховен биография
Людвиг ван Бетховен (1770-1827) – великий немецкий композитор, пианист и дирижер, представитель музыкального направления «венский классицизм».
Бетховен родился предположительно 16 декабря (точно известна только дата его его крещения – 17 декабря) 1770 года в городе Бонн в музыкальной семье. С детства его стали обучать игре на органе, клавесине, скрипке, флейте.
Впервые серьезно заниматься с Людвигом стал композитор Кристиан Готлоб Нефе. Уже в 12 лет в биографии Бетховена пополнилась первой работа музыкальной направленности – помощник органиста при дворе. Бетховен изучал несколько языков, пытался сочинять музыку.
Бетховен любил читать, особенно популярными у него были древнегреческие авторы Гомер и Плутарх, и более современные поэты Уильям Шекспир, Гёте и Фридрих Шиллер.
После смерти матери в 1787 году он взял на себя материальные обязанности семьи. Людвиг Бетховен стал играть в оркестре, слушать университетские лекции. Случайно столкнувшись в Бонне с Гайдном, Бетховен решает брать у него уроки. Для этого он переезжает в Вену.
Уже на этом этапе после прослушивания одной из импровизаций Бетховена, великий Моцарт сказал: «Он всех заставит говорить о себе!». После некоторых попыток Гайдн направляет Бетховена на занятия к Альбрехтсбергеру.
Затем учителем и наставником Бетховена стал Антонио Сальери.
Гайдн кратко отметил, что музыка Бетховена была мрачной и странной. Однако в те годы виртуозная игра на пианино приносит Людвигу первую славу. Произведения Бетховена отличаются от классической игры клавесинистов. Там же, в Вене, были написаны знаменитые в будущем сочинения: Лунная соната Бетховена, Патетическая соната.
Грубый, самолюбивый на людях композитор был очень открытым, доброжелательным по отношению к друзьям. Творчество Бетховена следующих лет наполнено новыми произведениями: Первая, Вторая симфонии, «Творение Прометея», «Христос на Масличной горе». Однако дальнейшая жизнь и работа Бетховена были осложнены развитием болезни уха – тинита.
Композитор уединяется в городе Гейлигенштадте. Там он работает над Третьей – Героической симфонией. Полная глухота отделяет Людвига от внешнего мира. Однако даже это событие не может заставить его прекратить сочинять. По мнению критиков, Третья симфония Бетховена полностью раскрывает его величайший талант. Опера «Фиделио» ставится в Вене, Праге, Берлине.
В 1802-1812 годах Бетховен писал сонаты с особым желанием и рвением. Тогда были созданы целые серии произведений для фортепиано, виолончели, знаменитая Девятая симфония, Торжественная месса.
Отметим, что биография Людвига Бетховена тех лет была наполнена славой, популярностью и признанием. Даже власть, не смотря на его откровенные мысли, не смела трогать музыканта. Однако сильные переживания за своего племянника, которого Бетховен взял на попечительство, быстро состарили композитора. А 26 марта 1827 года Бетховен умер от болезни печени.
Многие произведения Людвига ван Бетховена стали классикой не только для взрослого слушателя, а и для детей.
Великому композитору установлено около ста памятников по всему миру.
- Великий композитор был третьим в роду Людвигом ван Бетховеном. Первым был его дедушка, ставший известным боннским музыкантом, а вторым – старший брат, родившийся на 6 лет раньше.
- посмотреть все интересные факты из жизни Бетховена
После прочтения краткой биографии Бетховена – проверьте свои знания:
Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку
Источник: https://obrazovaka.ru/alpha/b/betxoven-lyudvig-van-beethoven-ludwig-van
Моцарт и Бетховен 2020
Моцарт против Бетховена
Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, Австрия. Он был одаренным ребенком, сочинял свою первую пьесу в возрасте 5 лет и стал придворным музыкантом в возрасте 17 лет. Он сочинил свои величайшие произведения в Вене, где провел большую часть своей взрослой жизни.
Он был одним из самых популярных классических композиторов своего времени, а также одним из самых универсальных, сочиняющих музыку разных жанров от классических до симфоний, концертов и опер. В дополнение к своему природному таланту он также учился у других.
Его стиль отличается ясностью, балансом, простотой и точностью. Звук каждой ноты очень ясен и приятен для ушей. Он также определяется его легкой индивидуальностью, создавая удобную и очень легкую музыку.
Он писал музыку, которую могут играть даже те, у кого меньше технических навыков или даже тех, у кого нет опыта. Он создал музыку и в разных настроениях.
Он умер от болезни 5 декабря 1791 года в возрасте 35 лет.
Людвиг ван Бетховен, с другой стороны, родился 16 декабря 1770 года в Бонне, Германия. Он был одним из самых популярных классических и романтичных композиторов своего времени. Он был поклонником Моцарта и хотел учиться вместе с ним, но вместо этого учился у Гайдна.
Большинство его работ были сделаны с моцартами в качестве моделей, но его стиль сильно отличался от Моцарта, поскольку он был одиноким и капризным человеком, качествами, которые проявились в музыке, которую он создал. Он создал свою музыку ни с кем в памяти, и звук его музыки отмечен вариациями и изменениями.
Его работы были труднее сыграть для тех, кто не технически квалифицирован, поскольку он был написан с беспощадностью, которая ознаменовала его личность. Он был очень одаренным, хотя и продолжал сочинять и исполнять даже после того, как стал глухим.
Как и Моцарт, он сочинил музыку разных жанров и разных инструментов. Его карьера была отмечена тремя периодами; в ранний период, когда на его музыку влияли Моцарт и Гайдн, средний период, который был отмечен началом его глухоты, и поздний период, когда он создавал музыку с глубиной. Он умер 26 марта 1827 года в возрасте 56 лет.
Резюме:
1. Вольфганг Амадей Моцарт был австрийским композитором, а Людвиг ван Бетховен был немецким композитором. 2.
Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года и умер 5 декабря 1791 года, а Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря 1770 года и скончался 26 марта 1827 года. 3.
Оба были очень одаренными и универсальными, но музыку Моцарта было легко играть даже менее искусными, в то время как Бетховену было тяжело. Музыка Музарта была также очень ясной, точной и приятной для слушателей, в то время как музыка Бетховена не была. 5.
Оба были классическими композиторами, но Бетховен был тем, кто проложил путь для романтической музыки. 6. Моцарт умер молодым, в возрасте 35 лет, в то время как Бетховен умер в возрасте 56 лет.
Источник: https://ru.esdifferent.com/difference-between-mozart-and-beethoven
Сочинение «Мой Моцарт»
Сочинение «Мой Моцарт» — страница №1/1
Сочинение «Мой Моцарт»
***
Турецкий марш – это взрыв, всплеск красок и радуг. Все так красиво и радостно! Охота бегать, прыгать, танцевать, резвиться на солнышке.
Такое необычное чувство, как в озере, когда солнце проникает сквозь лодки и создает рисунок из солнечных красок. На горе ты можешь смотреть далеко ввысь и радоваться, что есть эта музыка.
Такие красивые места можно разглядеть с горы и почувствовать свободу и радость, что есть я!
Райс Дмитрий, 5А класс
***
Музыка Моцарта очень красивая! Она помогает успокоиться, поднимает настроение. У Моцарта очень много произведений. Все произведения по-своему хороши, ритмичны. Моцарт – очень талантливый композитор.
Музыка на меня повлияла хорошо. Например «Маленькая ночная серенада» — очень веселая и энергичная, «Анданте» — спокойное, задумчивое. Я думаю, что если человек находится в плохом настроении, то ему надо послушать музыку Моцарта. Она поможет успокоиться.
Я считаю, что эту музыку можно слушать каждый день.
Орлова Яна, 5А класс
***
Музыка Моцарта очень интересная, захватывающая.
Мне очень нравится ее слушать! Я решила поставить дома опыт: взяла цветок и в течение 3-х недель включаю произведения Моцарта: «Реквием», Симфония № 40, «Рондо в турецком стиле, «Анданте», «Волшебная флейта». И 11 мая цветок расцвел! Музыка Моцарта очень проявляла интерес моей розе. Скорее всего музыка очень спокойная, поэтому цветку очень понравилось!
На меня эти произведения тоже очень влияют. Когда я слушаю музыку Моцарта, я просто начинаю отдыхать, чувствую себя спокойно. Мне очень нравится «Рондо в турецком стиле». Это произведение я могу слушать часами.
Итог такой: музыка Моцарта очень влияет на все живое.
Если сравнить музыку Моцарта и Баха, мне больше нравится Моцарт, потому что в его произведениях в основном лидирует скрипка. А звук скрипки очень красивый!
Шуватова Анастасия ,5Б класс
***
Музыка Моцарта очень повлияла на меня. Он пишет веселые произведения, но бывают и грустные. Например «Реквием». Слушая «Реквием», у многих людей на глазах появляются слезы, настолько она грустная. Музыке Моцарта не нужны слова. Ее можно понять и без слов.
Если грустно, можно включить «Маленькую ночную серенаду». Настроение сразу меняется. А если вечером не можешь уснуть, можно послушать спокойную музыку, например «Анданте». Мое любимое произведение Моцарта – это Симфония № 40. Оно влияет даже на растения и воду.
Сейчас таких великолепных композиторов не найти. Музыка Моцарта очень влияет на человека и ее надо слушать!
Абзалутдинов Данил, 5Б класс
***
Наверное, один из моих любимых композиторов – это Вольфганг Амадей Моцарт.
В его детстве все было по-другому, а не как сейчас. Постоянные выступления в разных городах и сама любовь маленького Моцарта к музыке была для меня удивительна! Как маленький мальчик садится за инструмент и начинает сочинять новое произведение. И так практически всегда!
Одно произведение Моцарта, которое мне безумно нравится – это «Реквием», похоронная месса. Это произведение просто поразило меня. Печальное, но в то же время волевое! Чуть меньше, но тоже нравится «Рондо в турецком стиле»: это произведение написано в стиле марша и какой-то шутки.
Все произведения Моцарта хорошие. Но я все же повторюсь и отдам предпочтение — «Реквием»! Это произведение всегда будет звучать у меня в сердце, потому что оно величественное и печальное.
Я считаю, что произведения Моцарта слушать надо, так как эта музыка написана действительно с душой.
Коротовская Наталья, 5Б класс
Источник: https://shikardos.ru/text/sochinenie-moj-mocart/