Циолковский — доклад сообщение (2, 3, 5, 9 класс)

Слайд 1Циолковский - доклад сообщение (2, 3, 5, 9 класс)Слайд 2Циолковский - доклад сообщение (2, 3, 5, 9 класс) Слайд 3Циолковский - доклад сообщение (2, 3, 5, 9 класс)Описание слайда:

К.Э. Циолковский родился 5 (17) сентября 1857 г. в селе Ижевском Рязанской губернии в семье бедного лесничего Эдуарда Игнатьевича Циолковского, где был одним из 13 детей. Он рос смышлёным, любознательным и впечатлительным ребёнком. Уже в эти годы формировался характер будущего учёного – самостоятельный, настойчивый и целеустремлённый. К.Э. Циолковский родился 5 (17) сентября 1857 г. в селе Ижевском Рязанской губернии в семье бедного лесничего Эдуарда Игнатьевича Циолковского, где был одним из 13 детей. Он рос смышлёным, любознательным и впечатлительным ребёнком. Уже в эти годы формировался характер будущего учёного – самостоятельный, настойчивый и целеустремлённый.

Слайд 4Циолковский - доклад сообщение (2, 3, 5, 9 класс)Описание слайда:

В 10-летнем возрасте его постигло большое несчастье – заболел скарлатиной и в результате осложнения почти полностью потерял слух. В обычной школе он учиться не смог, поэтому занимался самообразованием: сначала дома, а потом, когда ему было 16 лет, отец решил отправить его в Москву, где юноша три года самостоятельно занимался в библиотеке Румянцевского музея.

В 10-летнем возрасте его постигло большое несчастье – заболел скарлатиной и в результате осложнения почти полностью потерял слух. В обычной школе он учиться не смог, поэтому занимался самообразованием: сначала дома, а потом, когда ему было 16 лет, отец решил отправить его в Москву, где юноша три года самостоятельно занимался в библиотеке Румянцевского музея.

Слайд 5Циолковский - доклад сообщение (2, 3, 5, 9 класс)Описание слайда:

После возвращения из Москвы осенью 1879 года Константин Эдуардович экстерном сдал экзамен в Рязанской гимназии на звание учителя уездных училищ и спустя три месяца получил назначение в небольшой городок Боровск Калужской губернии.

После возвращения из Москвы осенью 1879 года Константин Эдуардович экстерном сдал экзамен в Рязанской гимназии на звание учителя уездных училищ и спустя три месяца получил назначение в небольшой городок Боровск Калужской губернии.

Слайд 6Циолковский - доклад сообщение (2, 3, 5, 9 класс)Описание слайда:

В течение 12 лет Циолковский жил и работал в Боровске, преподавая арифметику и геометрию. Там же он женился на Варваре Евграфовне Соколовой, ставшей его верной помощницей и советчицей, матерью его семерых детей.

В течение 12 лет Циолковский жил и работал в Боровске, преподавая арифметику и геометрию. Там же он женился на Варваре Евграфовне Соколовой, ставшей его верной помощницей и советчицей, матерью его семерых детей.

Слайд 7Циолковский - доклад сообщение (2, 3, 5, 9 класс)Описание слайда:

В 1892 г. в связи с переводом Константина Эдуардовича в Калужское уездное училище семья Циолковских переехала в Калугу. Многие годы семье пришлось жить на частных квартирах, прежде чем удалось приобрести на окраине города небольшой домик.

В 1892 г. в связи с переводом Константина Эдуардовича в Калужское уездное училище семья Циолковских переехала в Калугу. Многие годы семье пришлось жить на частных квартирах, прежде чем удалось приобрести на окраине города небольшой домик.

Слайд 8Циолковский - доклад сообщение (2, 3, 5, 9 класс)Описание слайда:

Деревянный домик с надстроенной светёлкой на Коровинской улице, круто спускающейся к р. Оке, в котором К. Э. Циолковский прожил с 1904 по 1933 г., превращён в дом-музей (теперь это дом № 79 по ул. Циолковского).

Деревянный домик с надстроенной светёлкой на Коровинской улице, круто спускающейся к р. Оке, в котором К. Э. Циолковский прожил с 1904 по 1933 г., превращён в дом-музей (теперь это дом № 79 по ул. Циолковского).

Слайд 9Циолковский - доклад сообщение (2, 3, 5, 9 класс)Описание слайда:

В Калуге рождается его бессмертное творение – «Исследование мировых пространств реактивными приборами», заложившее начало ракетодинамики и космонавтики. В Калуге рождается его бессмертное творение – «Исследование мировых пространств реактивными приборами», заложившее начало ракетодинамики и космонавтики.

Слайд 10Циолковский - доклад сообщение (2, 3, 5, 9 класс)Описание слайда:

Поражает многогранность научного творчества Циолковского. Он работает над проблемами солнечной и приливной энергетики, проектом подводного аппарата для изучения океанских глубин и транспорта на «воздушной подушке».

Поражает многогранность научного творчества Циолковского. Он работает над проблемами солнечной и приливной энергетики, проектом подводного аппарата для изучения океанских глубин и транспорта на «воздушной подушке».

Слайд 11Описание слайда:

«Основной мотив моей жизни – сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперёд. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы. Но я надеюсь, что мои работы, может быть скоро, а может быть в отдалённом будущем, дадут обществу горы хлеба и бездну могущества».

«Основной мотив моей жизни – сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперёд. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы. Но я надеюсь, что мои работы, может быть скоро, а может быть в отдалённом будущем, дадут обществу горы хлеба и бездну могущества». К. Э.

Циолковский

Слайд 12Описание слайда:

К.Э.Циолковский очень любил Заго-родный парк. Летом, в хорошую погоду, он бывал в нём чуть ли не ежедневно: или катался на велосипеде по боковым аллеям, или сидел на лавочке на центральной площадке, или любовался закатом солнца с откоса горы, на которой стоит парк.

К.Э.Циолковский очень любил Заго-родный парк. Летом, в хорошую погоду, он бывал в нём чуть ли не ежедневно: или катался на велосипеде по боковым аллеям, или сидел на лавочке на центральной площадке, или любовался закатом солнца с откоса горы, на которой стоит парк.

Слайд 13Описание слайда:

19 сентября 1935 г. учёный умер. Похоронен Циолковский в любимом им загородном пар-ке, который носит теперь имя этого учёного. 19 сентября 1935 г. учёный умер. Похоронен Циолковский в любимом им загородном пар-ке, который носит теперь имя этого учёного.

Слайд 14Описание слайда:

Над его могилой в центре парка в 1936 г. установлен трёхгранный обелиск (автор проекта памятника архитектор Б.П. Дмитриев.) Над его могилой в центре парка в 1936 г. установлен трёхгранный обелиск (автор проекта памятника архитектор Б.П. Дмитриев.)

Слайд 15Описание слайда:

«Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство». «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство». К. Э. Циолковский

Слайд 16Описание слайда:

Эти слова великого русского учёного начертаны на памятнике, установленном в 1958 году на площади Мира в ознаменование столетия со дня рождения К. Э. Циолковского (скульптор А. Файдыш-Крандиевский, архитекторы М. Барщ, А. Колчин). В небо устремлена своим остриём многометровая ракета, готовая к старту. Внизу у ракеты установлена скульптура учёного.

Эти слова великого русского учёного начертаны на памятнике, установленном в 1958 году на площади Мира в ознаменование столетия со дня рождения К. Э. Циолковского (скульптор А. Файдыш-Крандиевский, архитекторы М. Барщ, А. Колчин). В небо устремлена своим остриём многометровая ракета, готовая к старту. Внизу у ракеты установлена скульптура учёного.

Слайд 17Слайд 18Описание слайда:

«Пройдут годы, десятилетия, столетия, но значение работ К. Э. Циолковского, а вместе с этим и города, где он жил и творил, будет постоянно расти…» Ю. А. Гагарин «Пройдут годы, десятилетия, столетия, но значение работ К. Э. Циолковского, а вместе с этим и города, где он жил и творил, будет постоянно расти…» Ю. А. Гагарин

Слайд 19Описание слайда:

При въезде в город гостей встречает художественно-архитектурный комплекс в честь 600-летия г. Калуги (скульптор Л.Е. Кербель). У входа на парадную лестницу комплекса установлен огромный куб из красного гранита, на котором высечен портрет К. Э. Циолковского.

При въезде в город гостей встречает художественно-архитектурный комплекс в честь 600-летия г. Калуги (скульптор Л.Е. Кербель). У входа на парадную лестницу комплекса установлен огромный куб из красного гранита, на котором высечен портрет К. Э. Циолковского.

Слайд 20Описание слайда:

Здесь Циолковский жил. Землёю этой Здесь Циолковский жил. Землёю этой Засыпан он. Восходит лунный диск. И на него космической ракетой Пророчески нацелен обелиск. А он не думал вечно спать в могиле.

Считал он: «Космос нужен для того, Чтоб дружным роем люди в нём кружили, Которые бессмертье заслужили, – Ведь воскресят их всех до одного!» Он был великим. Он был гениальным. Он путь открыл в те звёздные края… В.

Д. Берестов

Слайд 21Описание слайда:

Ему воздвигнуты памятники, его имя носит кратер на обратной стороне Луны, учреждена медаль Циолковского за выдающиеся работы в области межпланетных общений. Ему воздвигнуты памятники, его имя носит кратер на обратной стороне Луны, учреждена медаль Циолковского за выдающиеся работы в области межпланетных общений.

Читайте также:  Анализ стихотворения вознесенского сага

Источник: https://myslide.ru/presentation/skachat-keciolkovskij

Константин Эдуардович Циолковский — презентация, доклад, проект скачать

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Константин Эдуардович Циолковский. Доклад-сообщение содержит 7 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Циолковский - доклад сообщение (2, 3, 5, 9 класс)Описание слайда:

Константи́н Эдуа́рдович Циолко́вский (5/17.09.1857-19.09.1935)

Слайд 2Циолковский - доклад сообщение (2, 3, 5, 9 класс)Описание слайда:

Биография Циолковский, Константин Эдуардович- русский и советский учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель. Основоположник современной космонавтики. Обосновал вывод уравнения реактивного движения, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» — прототипов многоступенчатых ракет. Автор работ по аэродинамике, воздухоплаванию и другим наукам.

Слайд 3Циолковский - доклад сообщение (2, 3, 5, 9 класс)Описание слайда:

Биография Потеряв слух, после перенесенной скарлатины, мальчик занимался самостоятельно. Когда Константину исполнилось шестнадцать лет, отец отправил его в Москву к своему знакомому Н. Федорову, работавшему библиотекарем Румянцевского музея.

Под его руководством Циолковский много занимался и осенью 1879 года сдал экзамен на звание учителя народных училищ. В 1880 году Циолковский был назначен на должность учителя арифметики и геометрии в Боровское уездное училище.

В Боровске Циолковский проработал несколько лет и в 1892 году был переведен в Калугу. Здесь он преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище, а все свободное время посвящал научной работе.

Не имея средств на покупку приборов и материалов, он все модели и приспособления для опытов делал собственными руками.

Слайд 4Циолковский - доклад сообщение (2, 3, 5, 9 класс)Описание слайда:

Биография За вторую опубликованную работу «Механика животного организма» Циолковский был избран действительным членом Русского физико-химического общества. Столетов познакомил Циолковского со своим учеником Николаем Жуковским, после чего Циолковский стал заниматься механикой управляемого полета.

Накопленный им материал был положен в основу проекта управляемого аэростата. Так Циолковский назвал дирижабль, поскольку само это слово в то время еще не придумали. Циолковский первым предложил идею цельнометаллического дирижабля, и построил его работающую модель.

При этом ученый создал и прибор для автоматического управления полетом дирижабля, а также схему регулирования его подъемной силы.

Слайд 5Циолковский - доклад сообщение (2, 3, 5, 9 класс)Описание слайда:

Биография Циолковскому удалось опубликовать описание своего проекта в журнале «Научное обозрение» и таким образом закрепить за собой приоритет на это изобретение, несмотря на опровержение проекта Русским техническим обществом по причине аналогичного предложения от австрийского изобретателя Шварца.

В 1903 году он опубликовал книгу «Исследования мировых пространств реактивными приборами», где впервые доказал, что единственным аппаратом, способным совершить космический полет, является ракета.

Учение о реактивном звездолете только тогда было замечено, когда начало печататься вторично, в 1911-1912 годах, в известном и богато издающемся столичном журнале «Вестник воздухоплавания». Благодаря ранним работам Циолковского его приоритет был доказан.

В этой статье и последовавших ее продолжениях (1911 и 1914 годах) он заложил основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя. Им впервые была решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы.

Слайд 6Циолковский - доклад сообщение (2, 3, 5, 9 класс)Описание слайда:

Биография В 1926-1929 годы Циолковский решает практический вопрос: сколько нужно взять топлива в ракету, чтобы получить скорость отрыва и покинуть Землю. Константину Эдуардовичу удалось вывести формулу, которая называется формулой Циолковского. Выяснилось, что конечная скорость ракеты зависит от скорости вытекающих из нее газов и от того, во сколько раз вес топлива превышает вес пустой ракеты.

Расчет показывает: для того чтобы жидкостная ракета с людьми развила скорость отрыва и отправилась в межпланетный полет, нужно взять топлива в сто раз больше, чем весит корпус ракеты, двигатель, механизмы, приборы и пассажиры, вместе взятые. А это вновь создает очень серьезное препятствие. Ученый нашел оригинальный выход — многоступенчатый межпланетный корабль.

Он состоит из многих ракет, соединенных между собой. В передней ракете, кроме топлива, находятся пассажиры и снаряжение. Ракеты работают поочередно, разгоняя весь поезд. Когда топливо в одной ракете выгорит, она сбрасывается, при этом удаляются опустошенные баки и весь поезд становится легче. Затем начинает работать вторая ракета и т. д.

Передняя ракета, как по эстафете, получает скорость, набранную всеми предыдущими ракетами.

Слайд 7Циолковский - доклад сообщение (2, 3, 5, 9 класс)Описание слайда:

Биография Циолковский отстаивал идею разнообразия форм жизни во Вселенной. Он первый предложил «выдвигающиеся внизу корпуса» — шасси. Ему принадлежит разработка принципа движения на воздушной подушке, реализованного только много лет спустя. Умер Циолковский 19 сентября 1935 года.

Источник: https://mypresentation.ru/presentation/86833_konstantin-eduardovich-ciolkovskij

Константин Эдуардович Циолковский — основоположник космонавтики

На севере Москвы неподалеку от ВДНХ располагается мемориальный музей космонавтики. Его главная часть — монумент, изображающий полёт ракеты. Рядом с монументом возвышается памятник основоположнику космонавтики — Константину Эдуардовичу Циолковскому. Личности этого величайшего учёного и его вкладу в освоение космоса посвящается наше сообщение.

Циолковский - доклад сообщение (2, 3, 5, 9 класс)

Детские годы Циолковского

В 1857 году в семье уездного лесничего, проживавшего в одном из сел Рязанской губернии, родился сын. При крещении в честь местного батюшки мальчик был назван Константином. Детские годы мальчика были заполнены обычными забавами деревенских ребятишек.

В семье Циолковских придавали большое значение образованию. Поддерживали родители и интерес сынишки к мастерству. Однако в 9 лет мальчик заболел скарлатиной и в результате болезни почти полностью потерял слух. Глухота препятствовала его учёбе в школе и общению со сверстниками. Школу пришлось оставить навсегда.

Циолковский - доклад сообщение (2, 3, 5, 9 класс)

Мальчик пристрастился к чтению. Особый интерес подростка привлекла математика. Он с интересом осваивает один учебник за другим. Вскоре в естественных науках и математике Константин обгоняет своих сверстников.

Теперь он мастерит уже не детские игрушки, а всякие технические приспособления. Среди них — небольшой токарный станок, астролябия, самодвижущиеся коляски. Вскоре подросток всерьез заинтересовался дирижаблями и изготавливает бумажную модель аэростата.

Однако запуск заполненной водородом модели не удался. Константин понимает, как необходима ему дальнейшая учеба.

Московские годы

Видя тягу сына к знаниям и технике, отец посылает его для продолжения учебы в московское техническое училище. Однако юноша предпочитает заниматься самостоятельно в единственной бесплатной библиотеке. За 3 года он самостоятельно освоил курс гимназии и часть университетской программы и вскоре получает разрешение на преподавание в школе арифметики.

Все свободное от работы в школе время Циолковский отдает своим исследованиям. Работа над рукописями и чертежами, сменяется экспериментами в домашней лаборатории.

Циолковский - доклад сообщение (2, 3, 5, 9 класс)

Однако глухота по-прежнему мешает ему общению с коллегами. Он изготавливает специальные трубки — «слухачи», позволявшие ему немного слышать собеседника.

Циолковский - доклад сообщение (2, 3, 5, 9 класс)

Калуга

Признав его заслуги на преподавательском поприще, юношу переводят на работу в уездное училище города Калуги. 43 года — самую плодотворную часть своей жизни Циолковский прожил в этом красивом, древнем городке.

30 лет он преподавал в училищах Калуги физику, математику и астрономию. Здесь увидел свет его первый научный труд, в котором он излагает основы теории газов.

Затем следуют работы по биологии, астрономии и даже философии.

Именно в Калуге у него зарождается идея покорения космического пространства за счёт принципа реактивного движения. Многолетняя работа учёного с чертежами, расчётами, испытанием моделей в самодельной аэродинамической трубе, увенчалась его знаменитой статьей «Исследование мирового пространства реактивными приборами».

Это была первая в мире научная работа по такой тематике. Циолковский убедительно доказал, что только ракета способна преодолеть земное тяготение.

Циолковский - доклад сообщение (2, 3, 5, 9 класс)

Он в деталях разработал конструкцию жидкостно реактивного двигателя, использующего горючее и окислитель, размещенные на самом аппарате. Широта и глубина рассматриваемых в этой работе вопросов просто невероятна. Это:

  • создание «ракетных поездов» (многоступенчатых ракет) для достижения ими космических скоростей;
  • условия посадки космического аппарата на поверхность планеты при отсутствии атмосферы и возвращение его на Землю;
  • создание искусственных спутников Земли, а также и обеспечение длительной работы человека в космосе, путём создания орбитальных космических станций;
  • воздействие космического полёта на организм человека и многое другое.

Учёный выводит основное уравнение движения ракеты, позволяющее рассчитать максимальную скорость её движения. Это открытие и ныне, спустя столетие, используется при проектировании ракет.

Широта взглядов и эрудиция этого талантливого учёного-самоучки не может не вызывать восхищения. Великий учёный задумывался над будущим планеты, заботился о разумном использовании земных богатств и их возобновлении. Он предвидел увеличение численности населения Земли, возникающие в связи с этим трудности и необходимость освоения иных планет.

В 1930 году К. Э. Циолковский познакомился с С. П. Королёвым — будущим генеральным конструктором ракет, а тогда ещё начинающим учёным. Эта встреча сыграла значительную роль в решении Сергея Павловича заняться полётами в стратосферу на реактивных аппаратах. Спустя 5 лет Циолковский ушёл из жизни. Так завершилась биография этого талантливого и целеустремленного человека.

Читайте также:  Волоколамское шоссе - краткое содержание повести александра бека

Циолковский - доклад сообщение (2, 3, 5, 9 класс)

А под руководством Королёва был осуществлен запуск космического корабля с первым в истории человечества космонавтом Юрием Гагариным. После завершения полёта на встрече с журналистами Гагарину был задан вопрос, с какими неожиданными ощущениями он встретился в космосе. Ответ последовал незамедлительно: «реальность почти не отличалась от ощущений, описанных в работах Циолковского».

Драчёва Светлана Семёновна

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте. А ещё — спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»:

Источник: http://www.doklad-na-temu.ru/lyudi/ciolkovskii.htm

Константин Эдуардович Циолковский. Краткая биография

Циолковский - доклад сообщение (2, 3, 5, 9 класс)

Константин Эдуардович Циолковский родился в селе Ижевское, что находилось в Спасском районе Рязанской Губернии, в 1857 году 5 сентября. Он был великим советским ученым, исследователем и изобретателем в сфере ракето- и аэродинамики, а также главным основоположником современной космонавтики.

Как известно, Константин Эдуардович был ребенком в семье обычных лесничих, а в детстве вследствие заболевания скарлатиной практически полностью потерял слух. Данный факт стал причиной тому, что великий ученый не смог дальше учиться в средней школе, и ему пришлось перейти на самостоятельное обучение.

В период своих юношеских годов Циолковский проживал в городе Москва, и там же изучал математические науки по программе высших школ. В 1879 году он благополучно сдал все экзамены, а на следующий год был назначен учителем геометрии и арифметики в Боровском училище, находящегося в Калужской губернии.

Именно к этому времени относится наибольшее количество научных исследований Константина Эдуардовича, которые отметил такой ученый-энциклопедист и физиолог, как Иван Михайлович Сеченов, что и послужило причиной принятия Циолковского в российское физико-химическое сообщество. Практически все работы этого великого изобретателя были посвящены реактивным аппаратам, самолетам, дирижаблям, а также многим другим аэродинамическим исследованиям.

Стоит особо отметить, что именно Константину Эдуардовичу принадлежала совершенно новая идея для тех времен постройки аэроплана, имеющего металлическую обшивку и каркас. К тому же в 1898 году Циолковский стал первым российским гражданином, самостоятельно разработавшим и построившим аэродинамическую трубу, которая впоследствии стала использоваться во многих летающих аппаратах.

Страсть познать небо и космос побудила Константина Эдуардовича написать более четырех сотен работ, которые известны лишь малому кругу его почитателей.

Помимо всего прочего, благодаря уникальным и продуманным предложениям этого великого исследователя, на сегодняшний день практически вся военная артиллерия использует эстакады для запуска залпового огня. Кроме этого, именно Циолковский продумал способ дозаправки ракет во время их непосредственного полета.

  • У Константина Эдуардовича родилось четыре ребенка: Любовь, Игнатий, Александр и Иван.
  • В 1932 году Циолковский был награжден орденом Красного Трудового Знамени, а в 1954 году ко дню столетия его именем была названа медаль, которая вручалась ученым за особые труды в области межпланетных сообщений.
  • Ушел из жизни Константин Эдуардович Циолковский в 1935 году 19 сентября.

Источник: https://cosmos-online.ru/people/konstantin-eduardovich-cziolkovskij-kratkaya-biografiya.html

К изучению темы «к.э. циолковский и книги»

Т.Н. Желнина

Доклад на Девятнадцатых Чтениях, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского (Калуга, 17 – 20 сентября 1984 г.). Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского и история авиации и космонавтики».

Опубликован: Т.Н. Желнина. К изучению темы «к.э. циолковский и книги» // Труды Девятнадцатых Чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э.

Циолковского (Калуга, 17 – 20 сентября 1984 г.). Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского и история авиации и космонавтики». К.Э. Циолковский – научное творчество и научные связи. – М.

: ИИЕТ АН СССР, 1986. – С. 47 – 66.

Циолковский - доклад сообщение (2, 3, 5, 9 класс)

К.Э. Циолковский в рабочем кабинете у полки с книгами.

Вряд ли нуждается в специальном обосновании тезис о том, что творчество К.Э. Циолковского представляет собой одно из ярчайших явлений культуры последней четверти XIX – первой трети XX вв.

Совершенно очевидно также, что, находясь в каждый момент жизни и деятельности в движении от незнания к научному знанию, ученый вместе с тем двигался в общем потоке культуры, в частности, печатной культуры. При этом он впитывал печатную культурную традицию, а с другой стороны соотносил себя с научной и художественной литературой.

Поэтому поиск ответов на вопросы: какое место в жизни и творчестве Циолковского занимали книги, что и как он читал, представляется неотъемлемой, органичной частью работы по изучению историко-культурной детерминированности творчества ученого, методики его исследовательского труда, творческой истории его научных произведений.

Однако до настоящего времени тема «Циолковский и книги» остается неразработанной, хотя ее отдельные аспекты в той или иной степени рассматривались в некоторых работах [1-8].

Так, В.С. Зотов впервые описал некоторые книги и журналы из личной библиотеки Циолковского [1, с.22-23]. Статьи [2-4] содержат обзоры пометок, оставленных ученым на страницах прочитанных им книг и журналов.

В целом положительно оценивая стремление их авторов привлечь внимание исследователей к этой разновидности подготовительных материалов Циолковского, отметим, что существенным недостатком данных статей является отсутствие анализа содержания пометок, который позволил бы сделать выводы о характере и особенностях использования им литературы в процессе научной работы.

В статье В.П. Боярского и В.Л. Гвоздецкого предпринята попытка раскрыть в общих чертах роль книг в творческой биографии Циолковского и показать зависимость формирования круга его чтения от «степени распространения естественнонаучной и технической литературы среди населения страны, от общего и в количественном и в качественном отношении уровня книгоиздательского дела в России» [5, с.41].

Значительный интерес, на наш взгляд, представляют статьи [6-8], авторы которых, обратившись к анализу трудов Циолковского, изучали их параллельно с современной ему литературой и таким образом смогли установить целый ряд изданий, послуживших ученому источником многих идей и выводов, развитых в его сочинениях.*

*Нельзя не подчеркнуть существенную сложность реконструкции круга чтения ученого путем выявления изданий, содержащих положения, которые перекликались с высказанными им мыслями и были необходимы для него как отправная точка рассуждений. Заключения, к которым приходят исследователи в ходе такой реконструкции, должны основываться на достаточных доказательствах.

Произвольные, неточные допущения здесь не могут иметь места. В этой связи нужно отметить малообоснованный, с нашей точки зрения, вывод Р.С. Шихранова о том, что К. Циолковский в 70 – 80 годы XIX века был знаком не только с частичными переводами на русский язык сочинениями И.

Ньютона «Математические начала натуральной философии», но и читал его издания на латинском и немецком языках (6, с. 91). < …>

Названные статьи являются хорошим заделом для дальнейшего углубленного и всестороннего исследования темы «Циолковский и книги». Однако уже явно недостаточно продолжать исследование, не увязывая отдельные работы друг с другом и не согласуя их с единой целью, которой должно быть подчинено ее изучение.

К существенным сдвигам в разработке данной темы приведут только комплексные исследования, проводимые с целью: установить круг чтения Циолковского, показать роль книг в его жизни и научном творчестве, выявить конкретные формы влияния прочитанной ученым литературы на формирование и развитие его творческой мысли, раскрыть сущность свойственных ему приемов работы с книгами.

Исходя из поставленной цели можно наметить три направления исследований:

  • — выявление и анализ литературы, использованной Циолковским в процессе самообразования и научного творчества;
  • — анализ методики читательской деятельности ученого;
  • — изучение его художественных вкусов.

Рассмотрение всех вопросов, связанных с решением столь сложных задач – дело большой и специальной работы. Предлагаемые соображения и заметки имеют целью сосредоточить внимание лишь на некоторых из них.*

*Эти заметки не следует рассматривать как наставления или тем более указания исследователям темы «К.Э. Циолковский книги». Они возникли в процессе анализа малоизученных и неизвестных ранее источников о жизни и деятельности К.Э. Циолковского и были подчинены только одной задаче – дать описание источниковой базы для изучения названной темы.

Прежде всего напомним, что источниковая база для изучения темы «Циолковский и книги» представляет собой огромный массив источников, включающий библиотеку ученого, его изданные и неопубликованные произведения и исследовательские материалы, его переписку, записные книжки, автобиографии, воспоминания и переписку его родных и знакомых.

Весь этот обширный комплекс документов требует тщательного анализа с учетом специфических особенностей их различных видов. Одно из значительных мест в нем принадлежит личной библиотеке Циолковского. Первое очень лаконичное описание части библиотеки, хранящейся в Государственном музее истории космонавтики имени К.

Э, Циолковского (ГМИК), дали, как уже отмечалось, В.С. Зотов, а также В.В. Казакевич [3, с. 66].

Читайте также:  Бегущий за ветром - краткое содержание романа хоссейни

Однако до настоящего времени еще не предпринималась попытка раскрыть особенности ее формирования и оценить, хотя бы приблизительно, насколько полно отражает дошедшее до нас собрание книг и журналов состав библиотеки ученого, сложившейся к 19 сентября 1935 г., т. е. ко дню смерти Циолковского.

Личную библиотеку ученый начал собирать в годы жизни в Москве (1873 – 1876 гг.).**

**Он писал об этом: «Я получал из дома 10-15 рублей в месяц. Питался одним черным хлебом… Зато покупал книги, трубки, реторты, ртуть, серную кислоту и прочее… У меня до сих пор сохранился учебник аналитической геометрии Брио и Буке, купленный мною в Москве еще в юности.

Кажется, сохранились и другие книги этого времени» (11, л. 10 об., 21 об.).

Таким образом, история ее формирования насчитывает около 60 лет. Опираясь на имеющиеся сегодня в нашем распоряжении данные, трудно выделить в этом процессе какие-либо этапы. Следует только иметь в виду, что его библиотека несла значительные потери, вызванные наводнениями (последнее – весной 1908 г.

), пожаром, а также частыми переездами семьи, связанными с переменой места жительства. Формирование же библиотеки в последние 27 лет жизни Циолковского (1908 – 1935 гг.) протекало в условиях более благоприятных с точки зрения сохранности книг. Таким образом, библиотека ученого к сентябрю 1935 г.

содержала литературу в большей мере собранную им после 1908 г., чем до этого времени.

Наряду с утратой книг во время стихийных бедствий нужно учитывать и то обстоятельство, что часть изданий Циолковский дарил знакомым. Любовь Константиновна Циолковская вспоминала об этом: «Многое из своей библиотеки он дарил приезжей молодежи, иногда для библиотеки, иногда в личную собственность» [12, л. 10]. Имеется также свидетельство С.И.

Самойловича о том, что в свое время ученый подарил ему книгу Я. Линцбаха «Принципы философского языка. Опыт точного языкознания» (впоследствии она была передана Самойловичем в Государственный музей истории космонавтики) – [13]. Не сохранились и некоторые произведения художественной литературы из тех, что дочери ученого давали читать своим подругам. Л.К.

Циолковская писала по этому поводу: «Другой шкаф занят был беллетристикой, хотя мы по своему легкомыслию давали читать ее своим подругам, многое не возвращалось нам обратно, поэтому в целости, кажется, один Лев Толстой, остальные писатели в разрозненных томах» [14, л. 200].

В целом, основываясь на описании библиотеки Циолковского, которое Любовь Константиновна сделала для Б.Н. Воробьева в первые месяцы после кончины ученого [12; 14-16], можно полагать, что собрание принадлежавших ему изданий, сложившееся к сентябрю 1935 г., было относительно небольшим.

Оно размещалось в двух шкафах: в одном – рядом с письменным столом ученого находилась научная, научно-популярная, учебная и справочная литература, в другом – художественная. В мастерской хранились газеты и журналы [14, л. 200].

Источник: http://www.gmik.ru/2017/09/22/k-izucheniyu-temyi-k-e-tsiolkovskiy-i-knigi/

Константин эдуардович циолковский (1857-1935). к.и. циолковский – русский ученый, пионер космонавтики и ракетной техники. родился 17 (29) сентября 1857. — презентация

1 КОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ ЦИОЛКОВСКИЙ ( )

2 К.И. Циолковский – русский ученый, пионер космонавтики и ракетной техники. Родился 17 (29) сентября 1857 в селе Ижевское под Рязанью.

После перенесенной в детстве скарлатины почти полностью потерял слух, что лишило его возможности поступить в учебное заведение. Образование получил самостоятельно, в 1879 экстерном сдал экзамены на звание учителя.

Преподавал физику и математику в Боровском уездном училище Калужской губернии, а затем в гимназии и епархиальном училище в Калуге, где проработал до выхода на пенсию в 1920.

3 Основные работы Циолковского после 1884 были связаны с научным обоснованием: цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке ракеты для межпланетных путешествий.

4 Первым печатным трудом о дирижаблях был «Аэростат металлический управляемый» (1892), в котором дано научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой. Прогрессивный для своего времени проект дирижабля не был поддержан: автору было отказано в субсидии на постройку модели.

5 Циолковскому принадлежит идея постройки аэроплана с металлическим каркасом. В статье «Аэроплан, или Птицеподобная (авиационная) летательная машина» (1894) даны описание и чертежи моноплана, который по своему внешнему виду и аэродинамической компоновке предвосхищал конструкции самолётов, появившихся через 1518 лет.

6 Циолковский построил в 1897 первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью, разработал методику эксперимента в ней. Но работа над аэропланом, так же как над дирижаблем, не получила признания у официальных представителей русской науки.

На дальнейшие изыскания ученый не имел ни средств, ни моральной поддержки. Аэродинамическая труба К. Э.

Циолковского Много лет спустя, в 1932 он разработал теорию полёта реактивных самолётов в стратосфере и схемы устройства самолётов для полёта с гиперзвуковыми скоростями.

7 В 1890-х годах Циолковский начал исследования, связанные с использованием реактивного движения для создания межпланетных летательных аппаратов. В 1903 вышла статья «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В ней ученый вывел уравнение движения ракеты как тела с переменной массой.

8 Циолковский обосновал возможность применения ракет для межпланетных сообщений, предсказал явление невесомости, изложил основы теории жидкостных ракетных двигателей, рассмотрел и рекомендовал к использованию различные топлива (в качестве наиболее эффективного смесь жидких кислорода и водорода). Схемы ракет К. Э. Циолковского

9 В 1929 Циолковский опубликовал работу » Космические ракетные поезда «, в которой изложил теорию особого вида составных ракет прообраза современных многоступенчатых ракет.

Трёхступенчатая ракета с продольно- поперечным разделением Союз-2 Он первым решил задачу о движении ракеты в неоднородном поле тяготения, рассмотрел влияние атмосферы на полёт ракеты, вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли.

10 Циолковский основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, доказав осуществимость межпланетных полётов.

Он первым изучил вопрос о ракете искусственном спутнике Земли, высказал идею создания околоземных станций, использующих энергию Солнца, и промежуточных баз для межпланетных сообщений.

Рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полётах.

11 Ученый испытал влияние «философии общего дела» Н.Федорова. В своих сочинениях философского характера он развивал учение «панпсихизма» («монизма»), согласно которому космос представляет собой живое и одушевленное существо. Циолковский — автор ряда научно-фантастических произведений, а также исследований области лингвистике, биологии и др.

12 Циолковский первый идеолог и теоретик освоения человеком космического пространства.

В связи с этим он выдвигал проекты новой организации человечества, в которых переплетаются идеи социальных утопий различных исторических эпох.

В создании идеального общества Циолковский решающую роль отводил науке. Ему принадлежит знаменитая фраза: Планета – колыбель разума, но нельзя же вечно жить в колыбели

13 В 1923 году вышла книга немецкого ученого Г.Оберта Ракета к планетам, популяризовавшей идею космической ракеты без всяких ссылок на близкие вычисления и проекты Циолковского.

После этого в СССР начали популяризировать исследования Циолковского.

Его работы имели большое значение для формирования в стране интереса к ракетно-космической технике и привлечения, вследствие этого, различного рода энтузиастов к практическим работам в этой области.

14 В связи со 100-летием со дня рождения ученого в 1954 АН СССР учредила золотую медаль им. К. Э. Циолковского «За выдающиеся работы в области межпланетных сообщений».

В Калуге и Москве сооружены памятники учёному; создан мемориальный дом-музей в Калуге; его имя носят Государственный музей истории космонавтики и педагогический институт в Калуге, Московский авиационный технологический институт.

Именем Циолковского назван кратер на Луне. ГМИК имени К.Э. Циолковского в Калуге

15 За рубежом информация о работах Циолковского в области космонавтики начала распространяться в Германии с 1920 г., в США — с 1921 г., во Франции — со второй половины 20-х годов.

В 1965 году в издании НАСА вышли в переводе на английский язык «Собрание сочинений К.Э. Циолковского». В Национальном музее авиации и космонавтики в г.

Вашингтоне в 1973 году создан в экспозиции новый раздел, посвященный Циолковскому.

16 Труды Константина Эдуардовича Циолковского в значительной степени способствовали развитию ракетной и космической техники в СССР и других странах.

Циолковский был первым, кто начал всерьез задумываться о полетах в космос и стал делать на этот счет научные вычисления и писать статьи. Он страстно пропагандировал дирижаблестроение и привлекал к нему внимание общественности.

Наконец, он привлек внимание исследователей к необходимости проведения широких работ в области экспериментальной аэродинамики

17 «Циолковский перевернул мне душу. Это было куда сильнее Жюля Верна, Герберта Уэллса и других писателей-фантастов. Меня поразила уверенность, с которой твердо, по-хозяйски вторгалась в космос мысль ученого…» Юрий Гагарин

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1228874/

Ссылка на основную публикацию