Меню статьи:
Творчество Александра Сергеевича – многогранное и часто непредсказуемое. Пушкин славился всесторонней образованностью. В произведении «Каменный гость» русский писатель обращается к фигуре Дона Жуана – вечному образу культуры. Зарубежная и русская литература считают образ этого героя нарицательным.
В основе сюжета пушкинского шедевра лежит известная легенда о наказании Дона Жуана. Согласно этому сказанию, ветреного героя наказала ожившая каменная статуя. Между тем, Александр Сергеевич пользуется новаторскими приемами, описывая образ Дона Жуана. Например, автор изменяет имя персонажа.
В пушкинском тексте фигурирует имя Дон Гуан.
О ключевом персонаже произведения
Пушкин изображает Дона Гуана противоречивым персонажем. Герой одновременно сочетает в себе благородные черты, элементы расчетливости, эгоизма. Дон Гуан поступает эгоистично, потому что привык задумываться только о своих капризах.
Однако Дона Гуана читатель не причислит ни к категории безнравственных людей, ни к нравственно чистым личностям. Герой – это образ, существующий отдельно от окружающей среды, от мира. Дон Гуан похож на кота, который гуляет сам по себе.
О, Дон Гуан красноречив — я знаю, Слыхала я; он хитрый искуситель. Вы, говорят, безбожный развратитель, Вы сущий демон. Сколько бедных женщин
Вы погубили?..
О сюжетной основе и смысле текста
Русский гений выстраивает простой сюжет. Герой пьесы входит в потусторонний мир. Это происходит не по воле Дона Гуана. Причина случившегося несчастья – ветреный и разгульный образ жизни пушкинского персонажа.
Герой рассказывает о своих чувствах героине. Донна Анна терпеливо выслушивает Дона Гуана. Анна считает, что Дон Гуан изменился. Женщина уверена: причина чудесных перемен – ее любовь.
Из-за любви Анны мировоззрение повесы изменилось в лучшую сторону.
Писатель изображает сцену поцелуя Анной возлюбленного – Дона Гуана. В этот момент на сцене появляется каменная статуя. Это Командор. Статуя прикасается рукой к повесе и убивает Дона Гуана.
Вот она… о, тяжело Пожатье каменной его десницы! Оставь меня, пусти — пусти мне руку…
Я гибну — кончено — о Дона Анна!
Литературоведы придерживаются мнения, что анализировать пушкинский текст нельзя без упоминания образа статуи. Таким образом, для начала необходимо раскрыть смысл фигуры Командора. Образ статуи наделен символическими смыслами.
Статуя олицетворяет судьбу человека, рок, перст судьбы. Пушкин не случайно пишет о рукопожатии статуи, то есть намекает на мотив перста, руки. Дон Гуан прожил развратную и нечестную жизнь, поэтому герой не может быть счастливым.
Из истории написания «Каменного гостя»
Пушкин закончил работать над своим произведением в 1830-м. Этот период творчества русского писателя называется Болдинской осенью. Осенний сезон, пребывание в Болдино считается самым плодотворным в литературной жизни автора. Однако сюжет «Каменного гостя» поэт придумал заранее. Произведение напечатали посмертно – в 1839-м. Пьеса вышла на страницах сборника «Сто Русских Литераторов».
Какими литературными источниками пользовался писатель?
Александр Сергеевич получил всестороннее образование. Пушкин читал комедии Мольера, знакомился с операми Моцарта. Оба автора использовали в своем творчестве образ Дона Жуана. Этот же образ вдохновил и русского писателя. Оперу венского музыканта, в частности, автор упоминает в эпиграфе к своему тексту.
Произведение «Скупой рыцарь» считают первым текстом из цикла с драматическими этюдами Пушкина. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием
Произведения французского автора и Моцарта основываются на известном сюжете о легендарном развратнике по имени Дон Жуан. Это традиционный сюжет, который повествует о наказании повесы за нечестивую жизнь.
Статуя – каменный гость – выступает в тексте в роли перста судьбы. Командор оживает, подходит к герою и низвергает Дона Жуана в пламя Ада.
Русский же автор задался целью сформировать новый характер, опираясь на традиционный сюжет.
О характерах персонажей и конфликте текста
Образ Дона Жуана
Пьеса принадлежит к пушкинскому циклу под названием «Маленькие трагедии». Этот цикл посвящен литературному исследованию психологии персонажей. Центральный персонаж этого произведения – Дон Жуан (у Пушкина – Дон Гуан).
Герой отличается комплексом черт: ветреность, склонностью к любовным приключениям, искренностью. Дон Жуан легко увлекается женщинами. Мужчина смелый, благородный, но также расчетливый. Герой – творческая натура: пишет стихи.
Впоследствии Лаура положила поэзии Дона Жуана на музыку.
Благодарим, волшебница. Ты сердце Чаруешь нам. Из наслаждений жизни Одной любви музыка уступает; Но и любовь мелодия… взгляни: Сам Карлос тронут, твой угрюмый гость. Второй Какие звуки! сколько в них души! А чьи слова, Лаура? Лаура Дон Гуана. Их сочинил когда-то
Мой верный друг, мой ветреный любовник.
Черты характера главного героя
Противоречивость характера центрального персонажа произведения, между тем, не развивает внутренний конфликт. Дон Жуан отличается искренностью – по крайней мере, читателям кажется, что герой искренний.
Дон Жуан говорит Анне, что она – единственная женщина, которую он когда-либо любил. Но правду ли говорит герой? Дон Жуан всю жизнь обманывал женщин, использовал девушек для услады.
Читатель не понимает, насколько серьезен герой в этот раз.
Дон Гуан Случай, Дона Анна, случай Увлек меня. — Не то вы б никогда Моей печальной тайны не узнали.
- Дона Анна
- Дон Гуан
- И понял я, что значит слово “счастье”.
И любите давно уж вы меня? Давно или недавно, сам не знаю, Но с той поры лишь только знаю цену Мгновенной жизни, только с той поры
Специфика внешнего конфликта произведения
Внутренний конфликт в душе героя не возник. Однако пьеса не способна существовать без внешнего конфликта, это требование развития сюжета. Дон Жуан прославился как дуэлянт. Участие в многочисленных дуэлях повлекло за собой изгнание героя. Ключевым стал поединок Дона Гуана и командора. Убийство командора вызвало приход каменной статуи, утащившей Дона Гуана в адскую бездну.
Характеристика образа слуги
Слугу в пушкинском произведении зовут Лепорелло. Образ этого персонажа – это повторение комедийного характера родственных Лепорелло фигур. В литературе уже существовали похожие образы. Герой отличается трусливостью.
Лепорелло не поддерживает любовные приключения, интриги Дона Гуана. Писатель говорит, что слуга страдает из-за нравственных мучений. С одной стороны, Лепорелло боится перечить хозяину.
Но с другой стороны, слуга осуждает Дона Гуана и его безнравственную жизнь.
И слава Богу. Чем далее, тем лучше. Всех бы их,
Развратников, в один мешок да в море…
Характеристика образа Дона Карлоса
Образ Дона Карлоса тоже играет большую роль в пушкинском произведении. Этот герой участвует в развитии действия пьесы. Дон Гуан в свое время убил брата Дона Карлоса. Это обстоятельство объясняет неприязнь, даже ненависть, которую герой испытывает к Дону Гуану.
Лаура Что? что Гуан на поединке честно Убил его родного брата? Правда: жаль,
Что не его…
О родственных связях Дона Карлоса читателю остается только догадываться. Например, существует предположение, что Дон Карлос и Дон Альвар – братья. Дон Альвар, в свою очередь, командор, которого убил Дон Гуан, приходится мужем Донне Анне.
Характеристика образа Лауры
Пушкин вводит образ Дона Карлоса, чтобы продемонстрировать характеры Лауры и Дона Гуана. Лаура видит остывшее тело. Только что девушка клялась Дону Карлосу в своих искренних чувствах. Но вот проходит минута, и героиня уже занята дилеммой, куда же спрятать труп. Лаура – это образ авантюристки.
Что там? Убит? прекрасно! в комнате моей! Что делать мне теперь, повеса, дьявол?
Куда я выброшу его?..
Авантюризм роднит Лауру с Доном Гуаном. Герой же, не думая ни секунды, соглашается на вызов оскорбленного брата Дона Альвара. Дон Гуан готовится к неминуемой и скоропалительной дуэли.
Характеристика образов женщин
Александр Сергеевич приводит и другие образы в этом произведении. Например, три женщины, упоминаемые в тексте, тоже помогают раскрыть характер ключевого героя произведения. Читатель понимает, что эти три женщины – лишь капля в море разбитых сердец для Дона Гуана.
Образ Инезы
Первую женщину зовут Инезой. Дон Гуан называет девушку бедной. Судьба Инезы тяжела: ранняя смерть. Вероятно, героиню убил суровый негодяй-муж. Дон Гуан видит в Инезе мало истинно прекрасных черт.
Девушка описана бледной, с помертвелыми губами, тихим, слабым и больным голосом. Единственное, что выделялось в облике героини, – чернота глаз и пронзительный взгляд. Эти изюминки покоряют Дона Гуана.
Повеса грустно и нежно вспоминает об умершей любовнице.
Инеза! — черноглазая… о, помню. Три месяца ухаживали вы,
За ней; насилу-то помог лукавый…
Образ Лауры
Вернемся еще раз к фигуре Лауры. Девушка тоже была любовницей ветреного красавца. Однако нрав Лауры похож с нравом Дона Гуана. Героиня отличается любовью к свободе. Девушка живет беззаботной жизнью, поступает так, как хочет. Лаура может позволить себе делать лишь то, что нравится.
Лаура – одаренная артистка. Игра девушки вдохновенная, интуитивная, чувственная. Героиня выбирает мужчин по тем же принципам – по велению сердца, по вдохновению. С любовниками Лаура ведет себя правдиво и искренне. Дон Карлос тоже становится любовником красавицы.
Оказывается, Лаура очень любила Дона Гуана, поэтому и выбрала Карлоса. Мужчина напоминал девушке бывшего возлюбленного. Лаура с Доном Гуаном не верны друг другу, но не скрывают этого. Отношения актрисы и повесы перешли в разряд дружбы.
Героев объединяет духовное родство, схожесть характеров.
Образ Анны
Писатель изображает Анну благочестивой женщиной, которая верна мужу. Анна уважает супруга и желает быть достойной его. Когда Дон Гуан убивает Дона Альвара, Анна не ощущает неприязни к злодею. Напротив, героиня заигрывает с убийцей, соглашаясь на ухаживания Дона Гуана.
Характер Анны отличается скромностью, искренностью, но также и страстностью. Страсть пытается вырваться из души девушки: Анна не может противиться влечению к коварному соблазнителю. Внезапно на героиню нахлынула волна чувств к Дону Гуану. Пушкин говорит о наивности девушки, которая верит в чувства красавца-повесы.
Однако Анна порой обращается к иронии.
И я поверю, Чтоб Дон Гуан влюбился в первый раз,
Чтоб не искал во мне он жертвы новой!..
Дон Гуан понимает, что Анна пробудила в нем действительно глубокие эмоции. Герой ведет себя с девушкой очень искренне. Однако Пушкин не говорит, правдивы ли чувства Дона Гуана. Лишь читатель может судить об этом.
…Так, разврата Я долго был покорный ученик, Но с той поры, как вас увидел я, Мне кажется, я весь переродился. Вас полюбя, люблю я добродетель И в первый раз смиренно перед ней
Дрожащие колена преклоняю…
О сюжете и композиции пьесы
Пушкин написал произведение, которое включает четыре сцены. Каждая сцена раскрывает определенные черты персонажей. Пьеса отличается психологизмом. Поначалу читатель негативно относится к Дону Гуану. В первых сценах герой предстает ловеласом и убийцей-дуэлянтом.
Однако позже Пушкин раскрывает личность Дона Гуана в новых гранях. Герой – поэт, тонко чувствующий мир. Дон Гуан по-своему страдает. Эти черты порождают сочувствие в душах читателей. Характер персонажа проявляется с помощью образов женщин: Инезы, Лауры и, наконец, Анны.
Последняя сцена показывает Дона Гуана в новом свете. Ветреный герой, ранее неспособный не стабильные чувства, теперь ощущает счастье. Дон Гуан полюбил женщину. До этого момента герой ощущал лишь влюбленность, но не любовь. В заключительной сцене Дон Гуан, готовый к чистым отношениям, принимает гибель от руки собственного прошлого.
Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама» – одно из самых известных произведений в прозе, яркое явление в литературе XIX века. Предлагаем читателям ознакомиться с ее описанием
Структурно, кульминация и развязка произведения – это одно и то же. Эта черта отличает все «Маленькие трагедии» русского автора. Произведение лаконично, содержательно объемно, драматично. Пушкин оставляет некую недосказанность, поэтому читатель интерпретирует некоторые части сюжета по-своему.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-pushkin/kamennyj-gost.html
Анализ стихотворения Дон Пушкина
Произведение входит в кавказский цикл сочинений поэта, созданных им во время его путешествий по казачьим станицам.
Повествование в стихотворении ведется от имени лирического героя, не отличающийся яркими выраженными особенностями и характерными чертами, отодвинутого автором на задний план произведения.
Данная композиционная особенность стихотворения заключается в своеобразии авторской стилизации произведения, приближенной к фольклорному народному творчеству, отличающемуся нарочитой простотой и легкостью, а также особыми лексическими и синтаксическими выражениями.
Структурная составляющая стихотворения, являющаяся кольцевой, состоит из четырех строф в виде самостоятельных частей, первая из которых представляет собой приветственную речь автора, исполненную радостного блеска великолепного донского пейзажа, во второй строфе поэт передает весточку от находящихся на полях воинских сражений сынов, утомленных битвами и смертями, третья часть описывает авторское предзнаменование скорого окончания военных действий и возвращения далеких сынов на родную землю, а в четвертой лирический герой преклоняется и восторгается казачьими характерными чертами в виде удали, свободолюбия и бесстрашия.
В качестве средств художественной выразительности в стихотворении используются многочисленные эпитеты и олицетворения, усиливающие восприятие созданного автором образа донского казачества, а также передающие мечтания о будущей свободной жизни.
Основным лейтмотивом произведения является тема войны, появляющаяся в косвенной форме в первых строках стихотворения, к которой у поэта имеется глубоко отрицательно отношение. Однако, несмотря на это, лирический герой восхищается воинской доблестью донского казачества, превознося их смелость и гордясь подвигами.
- Кроме воинских почестей, поэта привлекает в казаках огромная воля к свободе, а также необыкновенная щедрость в виде даров донских виноградников.
- Стихотворение проникнуто духом свободолюбия, выражающегося в безграничном просторе донских степей с их многочисленными великими реками и сильными, непокорными жителями.
- Финал произведения представляет собой обращение лирического героя в виде призыва, жаждущего осуществить награждение храбрых воинов донского казачества, описанного в простой, лаконичной поэтической форме.
Анализ 2
Когда Пушкин путешествовал на Кавказе, он записывал свои впечатления, которые потом легли в основу его книги. Он написал девять стихотворений. Последнее называлось «Дон». Четыре четверостишия рисуют картину безграничного простора среди широких полей.
Дон – это та самая река, которая привольно течёт в южных землях России. Именно сюда убегали люди, которые мечтали жить свободно. Так и появились донские казаки. Они умели не только воевать, но и обрабатывать плодородную землю, выращивать овощи и фрукты, разводить породистых лошадей выносливой донской породы. Их ещё называли «дончаки».
Важный мотив стихотворения – тема войны. Она угадывается в самом первом четверостишии в словах «от сынов твоих далёких». Сыновья Дона – это казаки, которые служат России вдали от родных берегов. Они устали от войны, устали от погони. Лошади тоже устали от погони, поэтому, они с таким наслаждением пьют вкусную холодную воду из реки.
Пушкин примеряет на себя роль гонца, который привёз на родину, на свободолюбивый Дон, в семьи поклоны от сыновей. Даже на войне они не забывают родную сторонку.
И вот этот гонец приносит радостную весть – войне скоро конец. И возвратятся казаки в родные станицы. Из чего Пушкин сделал такой вывод? Из того, что вот уже пьют воду кони из реки Арпачай. По ту сторону реки – другое государство Турция. Через реку казаки переправляться не будут, нет приказа из Петербурга.
Пушкин естественно, как и всякий разумный человек, был против войны. Но он восхищается казачьей доблестью и отвагой, особенно их любовью к свободе.
В последнем четверостишии он просит реку наградить своих героев чаркой молодого вина из донских виноградников. Вино вкусное, оно искрится на солнце. Дон питает виноградники водой, поэтому, ягоды вырастают крупные, сочные. И вино получается отличного качества, ничуть не хуже европейского.
Угостить чаркой не просто героев, а «лихих наездников». Казаки с детства умели отлично сидеть в седле и управляться с саблей и нагайкой. Из них вырастали отличные войны – смелые, выносливые. Казаки были оплотом царизма.
В своём творчестве Пушкин часто возвращался к теме казачества. Особенно реально она раскрыта в «Истории Пугачева».
Для того, чтобы сделать стихотворение более выразительным и насыщенным, Пушкин использует эпитеты и олицетворения.
Анализ стихотворения Дон по плану
Источник: https://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/stih-don
«Дон» А. Пушкин
Блеща средь полей широких,
Вон он льется!.. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
- Я привез тебе поклон.
- Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон;
От Аракса и Евфрата - Я привез тебе поклон.
- Отдохнув от злой погони,
Чуя родину свою,
Пьют уже донские кони - Арпачайскую струю*.
- Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный - Виноградников твоих.
Дата создания: 1829 г.
*Арпачай — приток Аракса, в XIX в. граница между Россией и Турцией.
Анализ стихотворения Пушкина «Дон»
В 1836 году Пушкин планировал опубликовать книгу, поместив в нее раздел под названием «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)». В серию, которую литературоведы окрестили кавказским циклом, поэт намеревался включить девять лирических произведений. Последним в списке значился «Дон».
В предшествующих ему стихотворениях действие по большей части разворачивалось в пересеченном пространстве – в горах и неподалеку от протекающих там бурных рек, в ущельях. В рассматриваемом тексте перед читателями предстает совершенно другой пейзаж.
Кардинальные различия отражены уже в первых строках, где царит безграничный простор:
Блеща сред полей широких,
Вот он льется!.. Здравствуй, Дон!
Связь с кавказской темой дается через упоминание ряда топонимов – рек Арпачай, Аракс, Ефрат.
Лирический герой лишен характерных черт, ярко выраженных особенностей. Его личность отходит на второй план. Обусловлено это стилизацией фольклорного авторства.
Обратите внимание на лексику, которую выбирает Пушкин, — «тихий Дон», «наездники лихие», «поля широкие». Кроме того, первая и вторая строфа завершаются одинаково – «я привез тебе поклон».
Желанием стилизовать фольклорное авторство объясняется и нарочитая простота «Дона».
Важнейший мотив стихотворения – мотив войны. Косвенно он заявлен в первой строфе, когда лирический герой передает великой реке поклон от «сынов ее далеких». Они устали от борьбы с врагом, утомлены погоней за ним.
В третьем четверостишии дается намек на скорое завершение боев – «пьют уже донские кони арпачайскую струю». Река Арпачай во времена Пушкина служила обозначением русско-турецкой границы. К кавказской войне Александр Сергеевич относился отрицательно.
Тем не менее, он явно восхищался доблестью и смелостью казаков, гордился их многочисленными подвигами, совершенными на поле брани. Оттого стихотворение «Дон», по верному замечанию Павла Васильевича Анненкова, «исполнено блеска и радости».
В финале лирический герой просит вознаградить храбрых воинов по заслугам, дав им возможность насладиться щедрыми дарами донских виноградников. В казаках Пушкина привлекала не только их воинская доблесть, но и необыкновенное свободолюбие.
В творчестве Александра Сергеевича казачья тема встречается часто. Причем раскрывал ее поэт в разное время по-разному. Если ранний «Казак» (1814) окрашен в романтические тона, то в «Истории Пугачева» (1833-34) ставка сделана на реализм.
Источник: https://pishi-stihi.ru/don-pushkin.html
Анализ стихотворения Пушкина “Дон”
В 1836 году Пушкин планировал опубликовать книгу, поместив в нее раздел под названием “Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)”.
В серию, которую литературоведы окрестили кавказским циклом, поэт намеревался включить девять лирических произведений. Последним в списке значился “Дон”.
В предшествующих ему стихотворениях действие по большей части разворачивалось в пересеченном пространстве – в горах и неподалеку от протекающих там бурных рек, в ущельях.
В рассматриваемом тексте перед читателями предстает совершенно другой
пейзаж. Кардинальные различия отражены уже в первых строках, где царит безграничный простор: Блеща сред полей широких, Вот он льется!.. Здравствуй, Дон!
Связь с кавказской темой дается через упоминание ряда топонимов – рек Арпачай, Аракс, Ефрат.
Лирический герой лишен характерных черт, ярко выраженных особенностей. Его личность отходит на второй план. Обусловлено это стилизацией фольклорного авторства. Обратите внимание на лексику, которую выбирает Пушкин, – “тихий Дон”, “наездники лихие”, “поля широкие”.
Кроме того, первая и вторая строфа завершаются одинаково – “я привез тебе поклон”. Желанием стилизовать фольклорное авторство объясняется и нарочитая простота “Дона”.
Важнейший мотив стихотворения – мотив войны. Косвенно он заявлен в первой строфе, когда лирический герой передает великой реке поклон от “сынов ее далеких”. Они устали от борьбы с врагом, утомлены погоней за ним.
В третьем четверостишии дается намек на скорое завершение боев – “пьют уже донские кони арпачайскую струю”. Река Арпачай во времена Пушкина служила обозначением русско-турецкой границы. К кавказской войне Александр Сергеевич относился отрицательно. Тем не менее, он явно восхищался доблестью и смелостью казаков, гордился их многочисленными подвигами, совершенными на поле брани.
Оттого стихотворение “Дон”, по верному замечанию Павла Васильевича Анненкова, “исполнено блеска и радости”. В финале лирический герой просит вознаградить храбрых воинов по заслугам, дав им возможность насладиться щедрыми дарами донских виноградников. В казаках Пушкина привлекала не только их воинская доблесть, но и необыкновенное свободолюбие.
В творчестве Александра Сергеевича казачья тема встречается часто. Причем раскрывал ее поэт в разное время по-разному. Если ранний “Казак” (1814) окрашен в романтические тона, то в “Истории Пугачева” (1833-34) ставка сделана на реализм.
(No Ratings Yet) Loading… Анализ стихотворения Пушкина “Дон”Краткое содержание романа Э. Золя “Нана” »
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/analiz-stixotvoreniya-pushkina-don/
Урок – путешествие по литературе в 8 классе. А.С.Пушкин на Донской земле. план-конспект урока (литература, 8 класс) по теме
Урок – путешествие по литературе в 8 классе.
А.С.Пушкин на Донской земле.
- ЦЕЛИ УРОКА:
- — познакомить учащихся со страницами жизни поэта на Донской земле;
- — продолжить обучение комплексному анализу лирических произведений;
- — развивать интерес к дальнейшему изучению творчества Пушкина;
- — способствовать развитию творческого воображения;
— продолжить работу по формированию чувства патриотизма на материале литературного краеведения, связанного с именем А.С.Пушкина;
— формирование эстетического вкуса.
ХОД УРОКА:
I. Оргмомент.
Слайды «Степь, Дон,…»
Вступление.
— Впечатляет? Какие мысли вызвали увиденные пейзажи?
- Родная степь…
- Бескрайние покосы
- Кузнечики куют, как ковами,
- Да солнце по колено бродит в росах,
- Да шепчутся о чем-то ковыли
- Вдыхаю полной грудью терпкий запах,
- И радостно кружится голова!
- Бреду за солнцем по траве на запад,
- Шепчу земле хорошие слова.
- Поля мои, сады мои зеленые,
- Мой тихий Дон, озера как моря.
- Моя Донщина, солнцем прокаленная
- Ты – сердце, ты кровинушка моя.
Эти проникновенные строки написал наш поэт – земляк Борис Куликов. Красота и величие донской земли вряд ли кого оставит равнодушным.
Вы знаете, ребята, ведь красота нашего края затронула душу поэта – А.С.Пушкина, который бывал на Дону проездом. Свои впечатления он потом выразил в стихотворениях. Говорят, что именно на берегу Таганрогского залива он увидел сказочное Лукоморье: «У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…».
II. Тема, цель.
— Предлагаю вам поговорить о Пушкине. Почему о Пушкине? Потому что за окном осень – любимое время года поэта, потому, что разговор о Пушкине это всегда праздник.
Праздник творчества, душевной чуткости, доброты, нравственности.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми страницами жизни поэта, совершим путешествия по пушкинским метам на донской земле, познакомимся с его стихотворениями о нашем крае.
- Эпиграфом к уроку я взяла слова Семена Степановича Гейченко, человека, который много лет был директором пушкинского заповедника в Михайловском.
- «Пушкин – это всегда —————— и всегда —————.»
- — Попробуйте сделать предложения, какие слова скрыты.
- — «Пушкин – это всегда открытие и всегда тайна».
— Как вы понимаете высказывание? Почему именно так сказано о Пушкине?
— Сделать свои маленькие открытия и узнать тайны – задача урока.
III. Основная часть.
1. Путешествие.
В 1820 году, когда Пушкин впервые побывал на Дону, ему был 21 год. За вольнолюбивые стихи он был сослан на юг, в глухой городишко Екатеринослав. Здесь его нашёл генерал Н.Н.Раевский, герой войны 1812 г..
Он уговорил генерала Инзова, своего боевого товарища, предоставить поэту отпуск для поправки здоровья; и вскоре кортеж из нескольких карет двинулся в сторону Кавказа, славившегося своими целебными источниками.
Степной воздух, как целительный бальзам, вернул здоровье Александру Сергеевичу.
1) Первая остановка была в Таганроге. Пушкин и Раевские остановились в одном из лучших в городе каменном доме на Греческой улице. Поэт долго бродил по улицам, внимательно всё рассматривал.
2) Утром выехали в Ростов. Он в то время уже был городом, ещё не большим, но многонациональным и шумным, путешественники смотрели крепость Святого Дмитрия Ростовского с высокими бастионами, помнившими Суворова и Синявина, но уже потерявшими боевое значение.
В версте от крепости лежал армянский город Нахичевань; путешественники прошли по торговым рядам, подивились обилию товаров и многоязыкой пестрой толпе.
Далее путь лежал в казачью станицу Аксайскую. Остановились на ночлег на конно-почтовой станции. Ее строения сохранились до наших дней, здесь теперь музей.
Побывали в новой столице Войска Донского в Новочеркасске. Войсковой атаман Андриан Карпович Денисов, боевой товарищ Раевского, встретил гостей у атаманского дворца. Во время обеда песенники из Атаманского полка исполняли казачьи песни. Поэт с интересом слушал залихватски протяжные и неслыханные им прежде мелодии.
На следующий день отправились в Старый Город (Старочеркасск). Атаман снарядил многовесельную шлюпку, чтобы гости увидели разлив Дона. Потом осматривали город. Многое здесь было связано с именами Разина, Булавина, Пугачева.
Правительство разжаловало город в простую станицу, чтобы вытравить дух казачьей вольницы, но казаки хранили в памяти песни и легенды об атаманах-бунтарях. Однако с приезжими держали ухо востро, ОТКАЗЫВАЛИСЬ ПЕТЬ, ДЕСКАТЬ «НЕ ВЕЛЕНО». Но, проникнувшись доверием к поэту, казаки исполнили несколько песен.
Гости осмотрели девятиглавый Воскресенский собор, увидели железную цепь, на которую был посажен Разин перед отправкой в Москву. Некоторое время спустя путешественники, переехав Дон у стан. Аксайской, отбыли на Кавказ.
В другой раз Пушкин побывал в наших краях в 1829 году. На кавказских рубежах страны развернулись боевые действия против турок, и поэт, не получив разрешения, отправился в действующую армию. Зачем ему нужно было ехать на Кавказ? Там шли боевые действия.
Неспокойно вели себя горцы. Воинственные черкесы нападали на небольшие отряды русских, забирали в плен солдат и продавали их в рабство.
Пушкин называл две причины: первая – «ехать для свидания с братом и некоторыми из моих приятелей», вторая – «желание видеть войну и сторону малоизвестную».
В Новочеркасске он встретился с графом Мусиным – Пушкиным, и дальше они поехали вместе. В сальских степях встретил Пушкин девушку – калмычку, он посвятил ей стихотворение.
Чуть позже в Карсе с посланием «Калмычке» произойдет курьезный случай. На почтовой станции начальник-турок потребовал у поэта документ, дающий право на получение лошадей. Недолго думая, Александр Сергеевич вынул листок с этими стихами. Не знавший русского языка турок долго рассматривал «документ», но лошадей все же дал.
На театре военных действий Пушкин встречался с донскими казаками и даже сам побывал в бою. Но о своем мужественном поступке он умолчал. О храбрости поэта рассказал Ушаков в «Истории военных действий в Азиатской Турции в 1828-1829 гг.».
Это было 14 июня 1829 года. Когда наши позиции атаковали турки, Пушкин в поэтическом порыве вскочил на лошадь и мгновенно очутился на наших аванпостах (передовой пост).
Воодушевленный отвагой, он, схватив пику одного из убитых казаков, устремился против неприятельских всадников».
Командующий русской армией генерал Паскевич высоко оценил храбрость поэта, подарив ему турецкую саблю.
Но для Пушкина более ценным был подарок донских казаков – нагайка (короткая ременная плеть). Поэт помнил отважных, простодушных сынов Дона и хранил казачью нагайку.
- Вскоре здесь же Александр Сергеевич написал такие строки:
- Был и я среди донцов,
- Гнал и я османов шайку;
- В память битвы и шатров
- Я домой привез нагайку.
- На походе, на войне
- Сохранил я балалайку –
- С нею рядом на стене
- Я повешу и нагайку.
- Что таиться от друзей –
- Я люблю свою хозяйку,
- Часто думал я об ней
- И берег свою нагайку.
- 1829 г.
А на одной из страниц рукописей он изобразил себя в бурке и шляпе, с пикой наперевес скачущим в битву. Донцы охотно приняли в свою боевую семью странствующего поэта. Позднее, после возвращения с Кавказа, он был даже официально зачислен в казаки Таганрогского округа.
В своих записях Пушкин рассказывал как он в сопровождении донцов, отслуживших свой срок, возвращался на родину.
Вот уже колеса брички протарахтели по плашкоутному (понтонному) мосту в виду станицы Аксайской. После подъёма в гору показались приветливые строения конно-почтовой станции. А навстречу уже шагал смотритель, узнавший Пушкина и приветствовавший его.
Заказав ужин и умывшись, странствующий поэт присел у окна, любуясь широкой панорамой задонских далей, маячившим справа вдали Буян — островом, где по преданию Разин зарыл клад; вспоминал образы вольных жителей Дона, раздумывая об их полной романтики жизни. Вспоминал недавнее прошлое. Следом за ним на Дон должны были прийти победоносные казачьи полки. Складывались стихи:
- Дон
- Блеща средь полей широких,
- Вот он льется, здравствуй, Дон!
- От сынов твоих далеких
- Я привез тебе поклон.
- — Пушкину представилось, как по пути на родину казаки поят коней в пограничной реке Арпачай.
- Отдохнув от злой погони,
- Чуя родину свою,
- Пьют уже донские кони
- Арпачайскую струю.
- — Радуясь возвращению станичников в родные края, поэт обращается к Дону со словами:
- Приготовь же, Дон заветный,
- Для наездников лихих
- Сок кипучий, искрометный
- Виноградников своих.
— Торопливо записав строки стихотворения, черкнув заглавие «Дон», Пушкин надел фрак и спустился к реке. Рыбаки зажгли костер, собираясь варить уху в большом казане.
Казачки предложили ему купить свежей рыбы, но он отказался, шутливо заметив, что все равно не довезет ее до Петербурга, а сам шагнул к костру, попросил казаков что-нибудь спеть.
Они охотно запели походные песни, среди которых поэт услышал нечто знакомое:
- За решеткой железной в темнице золотой
- Вскормлён в неволе орёлик молодой.
- Кровавую пищу клюет он под окном.
- Клюёт и бросает, сам смотрит в окно
- — Давай, брат, давай речь задумаем одну.
- Давай, брат, давай из неволи улетим.
- Туда, брат, туда, где синеют моря,
- Туда, брат, туда, где светлеет заря,
- Туда, брат, туда, где маменька родна.
— Пушкин узнал свои стихи, но как переделали певцы, приспособив к складу своих песен, да и вместо абстрактного образа романтического узника появился образ реального казака, по-видимому, томящегося в турецком плену, тоскующего по родному Дону и милой маменьке, проводившей его в поход! Может, в этот момент в его сознании родилась строчка, ставшая крылатой: «Нет, весь я не умру!».
В Новочеркасске Александр Сергеевич задержался. Там он подружился со служивым людом. Побывал в винном погребке, и в книжной лавке, где с ним произошёл забавный случай. Зайдя в книжную лавку, он поинтересовался:
— А есть у вас сочинения Пушкина?
Ему подали экземпляр.
— Сколько стоит эта книжка? – спросил Пушкин.
Торговец заломил неимоверно высокую цену, в 4-5 раз превышающую номинальную.
— Почему так дорого? – улыбаясь спросил Пушкин.
— А очень уж приятная книжка.
Случалось ли вам пить чай без сахара? – вдруг спросил торговец.
— Да ведь это очень неприятно.
— Ну, так вот, пойдите домой, возьмите эту книжку и велите налить себе чаю без сахара. Пейте чай и читайте эту книжку – будет так же сладко, как и с сахаром.
Но главным было творчество. Он приводил в порядок свои впечатления, работая над «Путешествие в Арзрум», сочиняя стихи. Одно стихотворение связано непосредственно с воспоминаниями о недавних боевых событиях, называется оно «Делибаш», что означает «отчаянный человек», «сорви голова»:
- Перестрелка за холмами;
- Смотрит лагерь их и наш;
- На холме пред казаками
- Вьётся красный делибаш.
- Делибаш! Не суйся к лаве,
- Пожалей свое житье;
- Вмиг аминь лихой забаве:
- Попадешься на копье.
- Эй, казак! Не рвися к бою:
- Делибаш на всем скаку
- Срежет саблею кривою
- С плеч удалую башку.
- Мчатся, сшиблись в общем крике…
Посмотрите! Каковы?
Делибаш уже на пике,
А казак без головы.
-Такими были последние дни Пушкина на донской земле. Он уезжает, но в его памяти остается вольный Дон, его живописная природа и отчаянно смелые казаки со своими залихватски протяженными песнями. Бережно сохраняют жители Дона места, связанные с именем Пушкина.
Имя Александра Сергеевича Пушкина никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в его прекрасных книгах, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях.
В 1957 г., к 120-летию со дня смерти великого поэта на здании бывшей Аксайской почтовой станции установлена мемориальная доска с надписью:
В Новочеркасске на фасаде одноэтажного здания бывшей почтовой ямской станции на Советской улице также укреплена мемориальная доска, установлена она и в Таганроге на здании, в котором останавливался поэт.
В 1860 году в Ростове на одной из красивейших улиц – Пушкинской был торжественно открыт бронзовый памятник А.С. Пушкину. Поэт стоит, опершись о прибрежный камень, и задумчиво смотрит вдаль…
Можно сказать, Пушкин стал частицей каждого русского человека, частицей сердец, частью нашей Родины.
IV. Анализ материала.
- 1. Беседа:
- — Скажите, каково отношение Александра Сергеевича к Дону и донцам?
- — Как выражает его поэт в своих стихах?
- — Какие жизненные впечатления определили содержание стихотворений?
— Какие мысли, чувства и настроения, выраженные Пушкиным вы разделяете? Почему?
- 2. Анализ стихотворения «Был и я среди донцов»
- — Прочитаем стихотворение.
- — О чём рассказывает Пушкин?
— Какое настроение вызывают воспоминания у поэта? (рассказ о жестоких сражениях русских солдат и казаков с турками. С гордостью, что «гнал османов»… С радостью о подарке).
- — Частью кого считает себя поэт?
- — О чем напоминает нагайка?
- — Что для него нагайка?
- — Какую коллекцию пополнит?
- — Как относится к нагайке?
- — Как вы думаете почему каждое заканчивается словом нагайка?
- — Какое местоимение употребляет Пушкин?
- — Посчитайте, сколько раз?
— С какой целью? (Изобраз. сила личных мест. Придает оттенок искренней взволнованности).
— Скажите использует Пушкин в этом стихотворении эпитеты, метафоры, сравнения?
— Как вы думаете почему?
— Какой стих. Размер?
- Почему такой?
- 3. Анализ стихотворения «Дон»
- — Прочитаем стихотворение.
- — Скажите, а какое оно по своей тональности?
- — О чем пишет Пушкин?
- — Какие чувства вызывает у поэта Дон, казаки?
- — Скажите, что позволяет нам говорить о том, что Пушкин рад этой встрече?
— Чем для него стал Дон? Донская земля?
— Какой образ Дона он создаёт?
— Какие художественные средства помогают выразить отношение поэта к Дону, донской земле?
— Здесь есть эпитеты, которые создают облик Дона. Он «заветный». Значит сокровенный, задушевный, свято-хранимый, очень ценный».
— Одно слово, но какая глубина! Пушкин, может показаться, скуп в описании донского пейзажа. Но здесь многословность и не нужно, так как эти несколько слов очень глубоки по своему содержанию и эмоциональности. Именно они позволяют увидеть красоту и богатство Донского края, его «полей широких», виноградников «сок кипучий, искрометный».
— Прислушаемся к ритму.
— Каким размером написано? (Ямб).
— Случайно ли это? (Нет).
— Что придает этот размер? (Динамичность).
Через ритмику поэт выразил нетерпение поскорее увидеть Дон. Позади много драматических моментов, поэтому так радостна встреча с Доном и искренна его любовь к донской земле.
- — Как вы думаете, почему так легко и быстро родилось это стихотворение?
- — Не знаю, каковы ваши ощущения но я, когда читаю или слышу эти строки, вижу синюю ленту тихого Дона, казаков, которые поят своих коней и преклоняюсь перед талантом поэта.
- — А что чувствуете вы?
4. Итог урока.
1. Вернемся к эпиграфу урока.
- — Пушкин – это всегда открытие и всегда тайна»
- — Какие открытия вы сделали?
- — Какие тайны разгадали?
- — Кто может сказать, что гораздо лучше узнал поэта?
2. Проверим?
- — Пушкин бывал на Дону?
- — Сколько раз Пушкин бывал на Дону?
- — В каком городе он открыл Лукоморье?
- — Девушке какой национальности посвятил стихотворение?
- — Какова история появления рисунка «Пушкин с пикой?»
- — Какова была цель поездки Пушкина на Кавказ?
- — Какие черты характера Пушкина проявились?
- — В каком городе с ним произошёл забавный случай в книжной лавке?
- — Чем покорили его казаки?
- ВЫВОД: Пушкин – это наше национальное достояние.
- Как внешний воздух, плеск реки,
- Как первый снег в просторе синем,
- То чудо сказочной строки
- И гордой песни о России
- Свободы, мужества полны,
- Добра и чести гимны эти
- В краях неведомых слышны
- На пробудившейся планете.
- Но необъятен океан,
- Неисчерпаем мир поэта:
- В его глубинах – тайна света,
- Который нам, как солнце, дан…
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/01/24/urok-puteshestvie-po-literature-v-8-klasse-aspushkin-na-donskoy
Александр Пушкин — Дон: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих
Блеща средь полей широких, Вон он льется!.. Здравствуй, Дон! От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.
- Как прославленного брата, Реки знают тихий Дон; От Аракса и Евфрата
- Я привез тебе поклон.
- Отдохнув от злой погони, Чуя родину свою, Пьют уже донские кони
- Арпачайскую струю.
- Приготовь же, Дон заветный, Для наездников лихих Сок кипучий, искрометный
- Виноградников твоих.
Анализ стихотворения «Дон» Пушкина
На донской земле осталась память о посещениях Александром Сергеевичем Пушкиным этих мест.
Стихотворение написано в 1829 году. Его автору в эту пору исполнилось 30 лет, и он уже не впервые видит берега «тихого Дона». Прошло 9 лет, как он переправлялся через реку, держа путь на Кавказ. Теперь он словно повторяет тот же путь, только в пределах русско-турецкой границы идет столкновение с турками.
Собственно, третий раз он прошел этой дорогой уже покидая Арзрум. Поэт оказался своеобразным вестником победы. Однако причины, по которым поэт отправился в действующую армию, были довольно мучительными для его сердца. К этому времени относится его знакомство с Н. Гончаровой. Его матримониальные намерения были отвергнуты близкими девушки.
Разочарованный, упавший духом, он просится в армию И. Паскевича. Впрочем, не желая подвергать его жизнь опасности, И. Паскевич советует поэту ехать в Тифлис. Кстати говоря, возращение не прояснило ситуацию с женитьбой. А. Пушкин даже намеревался ехать теперь уже за границу, в чем ему было отказано.
По жанру – пейзажная лирика с патриотическим подтекстом, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, 4 строфы. Рифмы открытые и закрытые. Лирический герой – сам автор. Произведение написано по действительным впечатлениям путешествия, глазами очевидца.
В первой же строфе поэт не может удержаться от восторженного приветствия: здравствуй, Дон! Река в его стихах одушевлена. Интонация непосредственная, чуть торжественная, восхищенная. «Вон он льется!» Герой кланяется реке как другу, родне от имени «далеких сынов». Во второй строфе поэт описывает все содружество могучих рек, для которых Дон будто брат.
Казачьи «донские кони», дождавшись, наконец, мирной передышки, «пьют Арпачайскую струю». Этот поток – приграничный, настоящий водораздел между Родиной и вражеской территорией. В заключительной строфе герой просит «Дон заветный» вскормить виноградники этих солнечных, плодородных земель, чтобы поить кипучим, хмельным соком «наездников лихих».
Удалые воины, победители, возвращаются домой, в свои дома и семьи. Герою кажется, что вся природа приветствует их. Эпифора и умышленный повтор рифмы: Дон-поклон. Собственно, 1 и 2 строфы завершаются также рефреном. Эпитеты: злой, искрометный, тихий, прославленного. Инверсия: пьют кони.
Произведение «Дон» А. Пушкина — своеобразный гимн природе и воинам, победившим турок на рубежах империи.
Слушать аудио-стихотворение:
Читать стих поэта Александр Пушкин — Дон на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник: https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-don/
«Города и годы» анализ стихотворения Дона Аминадо по плану кратко – кому посвящено, история создания — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады
Дон-Аминадо (он же – Аминад Петрович Шполянский) написал стихотворение “Города и годы” после семи лет в эмиграции, собрав в нем все свои воспоминания. Краткий анализ “Города и годы” по плану расскажет ученикам 5 класса историю этого произведения и может быть использован на уроке литературы как основной или дополнительный материал.
Краткий анализ
История создания – стихотворение написано в 1927 году, когда автор уже семь лет прожил в эмиграции. Он ностальгировал по родине, выразив свою ностальгию в этом произведении.
- Тема стихотворения – любовь к Родине, которая наиболее остро ощущается после того, как много попутешествуешь по миру, нигде не найдя настоящего дома.
- Композиция – одночастная, автор посвящает по одной строфе каждому городу, отводя две последние своим воспоминаниям и выводу.
- Жанр – лирическое стихотворение.
- Стихотворный размер – хорей с перекрестной рифмовкой.
- Эпитеты – “старый Лондон”, “ослепительный Неаполь”, “тухлая рыба”, “знаменитый добрый сыр”, “прекрасная чайная роза”, “вечные запахи”, “поздний вечер”, “бренная жизнь”, “русский запах снега”.
История создания
Стихотворение “Города и годы” Дон-Аминадо написал в 1927 году, ностальгируя по покинутой России. Эмигрировал поэт еще в 1920 году, незадолго до того, как добровольческая армия потерпела окончательное поражение. Дон-Аминадо не приветствовал революцию, предпочтя ей жизнь в Париже, однако все равно скучал по Родине, с которой и связана история создания стихотворения.
К моменту написания этого произведение он объездил много европейских городов, найдя в каждом что-то неповторимое, но все же России осталась для него самым прекрасным местом в мире.
Тема
Стихотворение рассказывает о любви к Родине. Россия – вот кому посвящено это произведение, несмотря на то, что оно рассказывает и о множестве прекрасных городов в Европе.
Показывая многообразие и красоту мира, которые он очень ценит, автор все же показывает контраст между ними и Родиной.
Запахи всех городов, которые он посетил – это часть прекрасных воспоминаний, но запах русского снега – это запах недостижимого дома, к сожалению, почти позабытый.
Композиция
Дон Аминадо использует для раскрытия своей идеи простую односложную композицию. Он уделяет по одной строфе каждому из городов, потом говорит о запахе русского снега, в последней строфе подводя итог.
Последовательно он перечисляет Лондон, Неаполь, Гамбург, Севилью, Париж – каждый из них связан со своим ароматом, почувствовав который легко вспомнить город.
Эти воспоминания, как указывается в шестой строфе, охватывают лирического героя в тот момент, когда он начинает чувствовать приближение смерти (хотя на самом деле поэт проживет еще тридцать лет). Он думает о своих путешествиях с радостью, ведь его бренная жизнь была наполнено путешествиями, а сердце радостно впитывало множество впечатлений.
И все же – это указывается в предпоследней строфе – особый запах для него есть только один – это аромат Родины, которая пахнет снегом. Чистый снежный запах противопоставляется всему, чем пахнут посещенные города.
Подводя итоги своей жизни (а тени уже толпятся у последнего порога), лирический герой говорит о том, что не может вспомнить этот запах – таким образом Дон-Аминадо символически намекает на то, что Россия для него закрыта навсегда.
Автор осознает, что испытываемое им чувство тоски по Родине останется навсегда, но надежды на возвращение нет, да и скучает он по стране, которой больше нет.
Жанр
Это лирическое стихотворение, поскольку автор описывает не просто города, а свои впечатления от них, в конце рассказывая о предчувствии скорой смерти. Он показывает былое в тонкой дымке печали по тому, что уже никогда к нему не вернется.
Стихотворение написано ямбом – для произведений Дона-Аминадо характерен приоритет содержания перед формой. Также он использует простую перекрестную рифму. Главное для поэта – донести свою идею, при этом “красивости” его интересуют мало.
Средства выразительности
По той же причине он использует простые выразительные средства – эпитеты – “старый Лондон”, “ослепительный Неаполь”, “тухлая рыба”, “знаменитый добрый сыр”, “прекрасная чайная роза”, “вечные запахи”, “поздний вечер”, “бренная жизнь”, “русский запах снега”.
По мнению автора, их достаточно для того, чтобы ярко обрисовать каждый город и раскрыть те мысли, которые он хочет передать.
В то же время он использует прием противопоставления, показывая, что каждый город пахнет по-своему, и каждый из этих запахов прекрасен, но аромат Родины – только один: “но один есть в мире запах и одна есть в мире нега“. С помощью антитезы он выделяет запах русского снега в отдельную категорию – еще и потому, что в любой из описанных городов автор может вернуться, только родные места для него недосягаемы.
ПредыдущаяСледующая
Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/analiz-stihotvorenij/38341-goroda-i-gody-analiz-stihotvoreniia-dona-aminado-po-plany-kratko-komy-posviasheno-istoriia-sozdaniia.html
«Каменный гость», анализ пьесы Пушкина
«Каменный гость» был написан в 1830 г. в Болдине, но задуман несколькими годами ранее. Был напечатан после смерти поэта в 1839 г. в сборнике «Сто Русских Литераторов».
Литературные источники
Пушкин был знаком с комедией Мольера и оперой Моцарта, которая упомянута в эпиграфе. Оба эти произведения основаны на традиционном сюжете, легенде о развратном Дон Жуане, наказанном ходящей и говорящей статуей и ввергнутом в адское пламя. Цель Пушкина – создать новые характеры в рамках традиционного сюжета.
Характеры героев и конфликт
Как и в других «Маленьких трагедиях», Пушкин изображает прежде всего психологию героев. Дон Жуан соединяет в себе многие черты: он ветреный любовник, но искренне увлекающийся человек; он смел, благороден, но расчётлив; он поэт (его песню поёт Лаура).
Характер главного героя противоречив, но это не приводит к внутреннему конфликту, потому что Дон Гуан всегда искренен или кажется таковым.
Читатель не может понять, насколько правдив Дон Гуан, когда говорит Доне Анне, что до неё по-настоящему не любил ни одной женщины.
Внешний конфликт в пьесе нужен для развития сюжета: именно многочисленные дуэли стали причиной изгнания Дон Гуана, дуэль с командором и его убийство привели к приходу каменного гостя.
Характер слуги Лепорелло во многом повторяет комедийный характер предшествующих литературных образов: он труслив, осуждает любовные похождения своего хозяина и страдает от того, что должен всё это переносить. Ещё менее значителен для развития действия характер Дон Карлоса, чьего брата убил Дон Гуан.
Читатель может только догадываться, является ли Дон Карлос братом Дона Альвара, командора, мужа Доны Анны. Образ Дона Карлоса помогает показать, каковы Лаура и Дон Гуан. Увидев мёртвое тело, Лаура, только что клявшаяся Дону Карлосу в любви, заботится только о том, куда девать убитого.
Она такая же авантюристка, как и Дон Гуан, который ни минуты не размышляет, принимая вызов Дон Карлоса к немедленной битве.
Важны для раскрытия характера Дон Гуана образы трёх его женщин, а показаны в пьесе только три из множества. Первая из них, Инеза, называется Дон Гуаном бедной.
Она рано погибла, возможно, от руки мужа, сурового негодяя. В ней «мало было истинно прекрасного»: помертвелые губы, тихий и слабый, как у больной, голос. Но чёрные глаза и взгляд покорили Дон Гуана.
Он с грустью и нежностью вспоминает её.
Другая возлюбленная, Лаура, похожа на самого Дон Гуана. Она живёт свободно и делает то, что ей нравится. Лаура актриса, играющая вдохновенно, от сердца.
Так же вдохновенно она выбирает любовников и правдива с ними. Дону Карлосу она говорит, что выбрала его, потому что он напоминает Дон Гуана, когда сердится.
Ни Лаура, ни Дон Гуан не скрывают, что изменяют друг другу. Их любовь близка к дружбе, единению двух похожих людей.
Образ Доны Анны полон внутренних противоречий. Она благочестива, хочет быть верной своему достойному мужу, но не обнаруживает ненависти к его убийце. Дона Анна даже кокетничает с Дон Гуаном и принимает его ухаживания. Она скромна, искренна, но страстность её ищет выхода, и женщина не в силах противостоять внезапно нахлынувшим чувствам.
Дона Анна наивна, верит любви Дон Гуана, но при этом иронизирует: «О, Дон Гуан красноречив – я знаю» . Дона Анна пробуждает в Дон Гуане, казалось бы, искренние и глубокие чувства: «Так, разврата Я долго был покорный ученик, Но с той поры, как вас увидел я, Мне кажется, я весь переродился!» О том, насколько искренен Дон Гуан, судить читателю.
Сюжет и композиция
Пьеса состоит из 4 сцен, в каждой раскрываются новые черты характера главного героя. Первоначальное отношение к нему читателя как к ловеласу и убийце-дуэлянту меняется, возникает сочувствие.
В первой сцене характер проясняется через связь с Инезой, во второй — с Лаурой, в третьей и четвёртой – через чувства к Доне Анне. В третьей сцене Дон Гуан шутя зовёт к Доне Анне статую командора.
В четвёртой сцене Дон Гуан как никогда близок к счастью: он по-настоящему любит Дону Анну, она узнаёт его истинное имя и прощает его, готовая к взаимной любви. Но злой рок настигает человека, близкого к счастью.
Образ статуи командора – это судьба, символ прошлых проступков Дон Гуана, тяжёлых, как пожатие каменной руки, не допускающих счастливой жизни. Кульминация совпадает с развязкой, как и в других «Маленьких трагедиях».
Художественное своеобразие связано с лаконизмом изложения, при котором создаётся объёмность и драматичность характеров и остаётся недосказанность и возможность для интерпретаций.
- «Каменный гость», краткое содержание по сценам пьесы Пушкина
- «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
- «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
- «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
- «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
- «Метель», анализ повести Пушкина
- «Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина
- «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
- «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
- «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
- «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
- «Дубровский», анализ романа Александра Пушкина
- «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
- «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
- «Вольность», анализ произведения Александра Пушкина
- По произведению: «Каменный гость(Пушкин)»
- По писателю: Пушкин Александр Сергеевич
Источник: https://goldlit.ru/pushkin/807-kamennyi-gost-analiz