«Подлинное искусство всех народов и веков понятно всему человечеству.» К. С. Станиславский
Период правления династии Каролингов иногда именуют «Каролингским возрождением». С особенностями архитектуры этого времени вы уже знакомы. Но при чем тут термин «возрождение», ведь мы хорошо знаем, что оно наступило после окончания Средневековья? Или это какое-то другое возрождение?
Возрождение… И еще одно возрождение
Прежде всего, давайте постараемся избежать возможной путаницы в понятиях и терминах. Для большинства из нас термин «возрождение» (или «ренессанс») обозначает эпоху, которая в Европе пришла на смену Средневековью приблизительно ко второй половине XV столетия (в Италии — раньше).
Для этого периода характерно возрождение интереса к античной культуре и искусству (отсюда и название), восхищение красотой и возможностями человека — как самого прекрасного божьего создания.
Считается, что одним из первых термин «Возрождение» использовал итальянский художник, писатель, гуманист Джорджо Вазари (1511-1574).
Жан-Жак Ампер. Фото ок. 1870-х гг.
В искусствоведческой науке это слово начали активно употреблять в XIX столетии. В частности, в научный обиход его ввел историк и писатель Жюль Мишле (1798-1874).
В то время многие исследователи рассматривали Средневековье как мрачный, беспросветный период, заполненный войнами, эпидемиями и террором инквизиции; Возрождение же представлялось им как долгожданный расцвет культуры, свободомыслия, философии.
Но некоторые ученые заявляли: не следует недооценивать культурное значение Средневековья, так как в этот период тоже совершались значимые открытия, создавались великолепные произведения искусства… То есть не стоит противопоставлять одну эпоху другой. Они просто разные.
И в 1830-х годах французский историк Жан-Жак Ампер заявил, что некоторые культурные достижения, относящиеся к временам правления Каролингов, вполне сравнимы с теми, что совершали титаны европейского ренессанса в XV-XVI веках. Именно Ампер начал использовать словосочетание «Каролингское возрождение». Правда, не все с ним соглашались, но термин прижился и вошел в научный обиход.
Чем же прославились Карл Великий и его родственники на поприще культуры и искусства?
Скульптурные портреты
Уточним: словосочетание «Каролингское возрождение» относится не ко всему двухсотлетнему периоду правления Каролингов, а прежде всего к самому Карлу Великому (ок. 747-814) и двум его потомкам — Людовику Благочестивому и Карлу Лысому.
Хотя, конечно, заданный Карлом Великим высокий уровень развития культуры и науки так или иначе поддерживали практически все его наследники. О значимости правления Карла и о масштабности его самого как личности говорит хотя бы тот факт, что слово «король», по самой популярной версии, произошло от имени этого правителя.
К моменту своей смерти Карл владел практически всей территорией современной Европы!
«Архитектура, скульптура, живопись, музыка и поэзия по справедливости могут быть названы цветом цивилизованной жизни» (Герберт Спенсер)
Карла Великого описывают как могучего неутомимого воина (эксгумация останков короля показала, что он был почти двухметрового роста — по тем временам более чем внушительно!), любителя наук и искусств.
Правда, систематического образования он не получал и, видимо, был скорее самоучкой: современники писали, что Карл предпочитал слушать книги, а не читать их, и писал с большим трудом.
При этом свободно говорил по-латыни и по-гречески, хорошо разбирался в астрономии, был красноречив и сведущ в самых разных сферах знания. Правитель заботился об открытии школ, библиотек, покровительствовал монастырям, очень уважал ученых.
Вид на ансамбль кафедрального собора в Ахене. В центре виден восьмигранный приземистый купол капеллы Карла Великого
Огромные масштабы империи способствовали знакомству Каролингов с культурными достижениями соседей (в основном Византии). Видимо, в этом одна из причин того, что в годы «Каролингского возрождения» к довольно строгим и грубоватым канонам искусства франков примешиваются яркие краски «государства ромеев»…
В Лувре хранится небольшая бронзовая статуэтка, изображающая восседающего на коне правителя. Исследователи датируют ее IX веком и утверждают, что это скульптурный портрет Карла Великого.
Правда, в последнее время появились и другие, альтернативные версии: например, высказываются предположения, что это Карл Лысый, внук великого правителя. Можно также встретить мнение, что статуэтка изготовлена значительно позднее — едва ли не в 1600 году.
Но все же по своему стилю, по характеру, по технике исполнения это произведение относится скорее все-таки к эпохе Каролингов. Довольно простые формы, несколько скованная и статичная поза всадника, недетализированная проработка лица.
Это не столько портрет конкретного человека, сколько олицетворение могучего правителя, уверенного, властного и бескомпромиссного.
О том, что это, скорее всего, именно Карл Великий, говорят детали облика, вполне сопоставимые с прижизненными описаниями правителя франков: высокий рост (ступни всадника свисают едва ли не на уровень колен лошади), широкие плечи, короткая шея, пышные усы и коротко подстриженная борода. Безымянный создатель скульптуры явно ориентировался на римские образцы: несмотря на довольно грубое исполнение, изображение Карла чем-то напоминает, например, конные статуи знаменитого императора Марка Аврелия.
Своды капеллы Карла Великого в Ахене
По манере исполнения к изображению Карла близка фигура святой Веры, ныне хранящаяся в церкви Сен-Фуа во французском Конке. Это изображение представляет собой реликварий: в нем хранится частичка мощей.
образ святой решен в характерном для раннего Средневековья духе: застывшая поза (она сидит на троне, протянув вперед руки), легкая диспропорция (большая голова, короткие руки и ноги), напряженный взгляд в пространство. Но — что удивительно — такая трактовка придает изображению особую выразительную притягательность.
Судя по всему, реликварий служил не только для хранения святынь: одежда и головной убор Веры буквально усыпаны драгоценными камнями. Видимо, на протяжении нескольких веков фигурку украшали все новыми и новыми подношениями.
«Мы нуждаемся в художнике даже в минуту величайшего счастья и величайшей беды» (И. В. Гёте)
Священное писание: для грамотных и неграмотных
В оформлении храмов при создании иллюстраций к Священному Писанию широко использовались фреска и мозаика. Очень красивые и динамичные мозаики, создававшиеся под явным влиянием Византии, сохранились в «каролингских» храмах в Жерминьи де Пре, в церкви Святого Иоанна в Мюнстере, в церкви Сен-Жермен в Оксере.
К сожалению, до нас не дошли дворцы Карла Великого (в частности, дворцовый комплекс в Ингельсгейме), но, если верить описаниям современников, их залы нередко украшали мозаичные полотна, иллюстрировавшие легенды о знаменитых полководцах и героях древности — Ганнибале, Александре Македонском, Юлии Цезаре.
Настоящий расцвет в государстве Каролингов переживает рукописная книга. Интересно, что в это время во множестве изготавливаются не только богослужебные манускрипты, но и творения античных мастеров.
В иллюстрациях уже явно намечаются отличия от «книг Меровингов»: появляется больше сюжетных картинок и меньше чисто орнаментальных композиций, художники становятся более уверенными в изображении человеческих фигур, а сами фигуры — уже более объемны, правильны и динамичны.
Старейшей дошедшей до нас книгой, созданной мастерами «придворной школы Карла Великого», историки считают «Евангелие Годескалька», относя его к 780-м годам.
Годескальк — имя монаха, переписывавшего книгу; обычно до нас крайне редко доходят имена тех, кто работал в средневековых скрипториях. Но этот манускрипт изготавливался для самого Карла и его жены Хильдегарды, поэтому, видимо, история сохранила о нем довольно обширные сведения.
Манускрипт выглядит очень торжественно и празднично: пергамент подкрашен пурпурной краской, а иллюстрации ярки и многоцветны.
«Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине» (Иммануил Кант)
К числу лучших творений «книжных мастеров» государства Каролингов относится так называемый «Золотой кодекс из Лорша», или «Лоршские евангелия» — иллюминированная рукописная книга, созданная на рубеже VIII—IX веков.
Свое условное название кодекс получил благодаря обильному использованию золотой краски в оформлении. Создавался он, предположительно, в Лоршском монастыре, который при Карле Великом становится одним из главных центров культуры и «книжного учения».
От самого монастыря, к сожалению, осталась ныне только надвратная часовня с частью ворот.
Характерными особенностями «Золотого кодекса из Лорша» являются яркие краски миниатюр и орнаментов (сохранности способствует высокое качество пергамента, на котором написана книга), четкая структурированность текста, очень аккуратное и грамотное исполнение.
Текст написан так называемым каролингским минускулом. Минускул (от лат. minusculus — «маленький») — это алфавитное письмо из строчных букв, в отличие от маюскульного, состоящего из прописных. Минускульное письмо возникло в латинской письменности во II веке, при Каролингах же достигло своего расцвета.
Этот шрифт очень прост, четок и в то же время декоративен.
К сожалению, «Золотой кодекс из Лорша» в XVII веке, во время Тридцатилетней войны, серьезно пострадал: его попросту разорвали на части и распродали их по отдельности. Ныне части кодекса находятся в Ватиканской библиотеке, в румынской библиотеке Батьяни, в лондонском Музее Виктории и Альберта
Примером творчества мастеров Реймсской художественной школы, весьма известной и уважаемой в государстве Каролингов, может служить «Евангелие Эббона», названное так по имени архиепископа — заказчика рукописи и созданное в 820-х годах.
Предположительно, работали над ним мастера аббатства Сен-Пьер. Миниатюры этой книги отличаются несколько резким, нервным исполнением, довольно жесткими линиями и очень индивидуальной трактовкой образов святых и евангелистов.
Ныне этот шедевр средневекового книжного искусства хранится в библиотеке Эперне (Франция).
Большого мастерства достигли резчики времен «Каролингского возрождения», создававшие, например, оклады для священных книг из слоновой кости, каменные рельефы и капители.
Изображение Спасителя. «Золотой кодекс из Лорша»
Поделиться ссылкой
Источник: https://SiteKid.ru/kultura_i_iskusstvo/laquokarolingskoe_vozrozhdenieraquo_i_ego_cherty.html
Культурное каролингское возрождение: интересные факты
В истории Франции много интересных и славных страниц. Были там и героические битвы, и военные походы, и мудрые короли, и каролингское возрождение, о котором мы подробно расскажем в этой статье.
Принято считать, что эпоха возрождения была в XIV веке, началась она в Италии (развитие искусства, литературы, поэзии, архитектуры, различные школы художников.) и распространилась по всей Европе. На самом деле, еще раньше, чем в Италии, феномен Возрождения возник в королевстве франков.
Что такое «Каролингское возрождение»
Каролингское возрождение (La Renaissance Carolingienne) — это исторический период культурного и интеллектуального возрождения в Западной Европе в конце VIII— середине IX века.
И все это – в эпоху правления королей франков из династии Каролингов (Les Carolingiens) – Карла Великого (Charlemagne), его сына – Людовика Благочестивого (Louis Le Pieux)и сына Людовика – Карла Лысого (Charles Le Chauve).
Этот славный период отметился расцветом литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, теологических изысканий.
Во время Каролингского возрождения сильный толчок получило развитие средневековой латыни, на основе латинского алфавита возник особый шрифт, который назвали каролингский минускул.
При монастырях были открыты школы и библиотеки. И всему этому культурному подъему покровительствовали франкские короли.
Карл Великий
Всем известна личность этого короля, не зря в историю он вошел под именем Великий.
Сын не менее славного отца, Пипина Короткого, Карл Великий создал мощную империю, в которую входили обширные территории Франции, Германии и Италии, он осуществил много завоеваний.
Это была выдающаяся личность, без которой в Европе не принимались важные решения. Ведь не зря в то время сложилась поговорка «Франка имей другом, но не соседом», с намеком на то, что такой «сосед» в любое время может завоевать все по соседству!
Карл Великий – император франков
Карл провел много битв, большинство из которых были победоносными. Король стал центральным персонажем французского народного героического эпоса. О нем слагали песни, легенды и стихи. Один из знаменитых французских эпосов – это «Песнь о Роланде», где король предстает добрым отцом народа и храбрым воином.
Что касается короля, как отца народа, он действительно заботился о своей стране и о завоеванных территориях. Он развивал сельское хозяйство, строил города и монастыри, церкви и дворцы, он автор подробнейших постановлений, касающихся управления государством.
Но, к сожалению, как это всегда бывает, великие империи рушатся и на их месте возникают более мелкие государства. Сын Карла Великого, Людовик Благочестивый, был человеком мягким, и ему кое-как удавалось удержать империю и завоевания отца. А вот внуки Карла, сыновья Людовика, придя к власти, полностью поделили между собой территории, потому что каждый хотел править сам.
Королем Франции стал Карл Лысый, очень мудрый и толковый человек. Он продолжил дело культурного возрождения, которое начал его дед.
Ученье – свет, а неученье – тьма
Хоть это и русская поговорка, наверняка, так думал и Карл Великий, начиная окультуривание государства. Его личная любовь к учености сыграла значительную роль в Каролингском возрождении. Наверное, поэтому феномен культурного возрождения затронул многие сферы искусства.
Давайте же понаблюдаем, какое развитие получили эти сферы.
Интерьер дворцовой капеллы в Ахене
- Изобразительное искусство. В этот период Северная Европа познакомилась с римским искусством. И сразу вдохновилась создавать что-то свое. Появилось готическое искусство. Развивалась книжная миниатюра, настенная фреска, мозаика, скульптура. При Карле Великом была организована целая книжная мастерская в которой трудились мастера книжной росписи. Книги оформлялись необычайно красочными миниатюрами, которые поражают своей живостью и яркостью.
- Архитектура того периода причудливо переплетает в себе стили античной, византийской и средневековой архитектур. Это связано с тем, что Карл совершал военные походы в Италию, откуда и был взят опыт строительства базилик, колонн и украшений. Исторические источники свидетельствуют, что в то время велось обширное строительство, но до нас дошли очень немногие архитектурные работы того периода.
- Карл Великий и его приближенные любили музыку и покровительствовали ей. Церковное пение было широко распространено, ему профессионально обучались в специальных школах. Появилась единая система записи музыки. Обучение музыке входило в обязательную систему образования. В то время были и свои композиторы.
- Для того времени была неплохо развита юриспруденция. В 802 году император Карл приказал записать обычное право всех народов, которые находились под его властью. Сам он издал 65 трактатов (капитуляриев) по разным областям жизни, которые стали одной из основ средневекового права. Он также провел административную и финансовую реформы, чтобы еще больше централизовать власть.
Людовик Благочестивый и Карл Лысый продолжили развивать образовательное дело своего отца и деда. Можно с уверенностью утверждать, что Каролинги внесли огромный вклад в мировое развитие культуры и науки.
Знаменитые личности Каролингского возрождения
Друзья, стоит упомянуть славных людей того культурного подъема и всплеска науки!
В первую очередь, это Алкуин, руководитель кружка «Дворцовая Академия» при дворе Шарлеманя. Алкуин был выдающимся ученым, богословом и поэтом того времени. По происхождению англосакс, он получил образование в Йорке и обладал огромной эрудицией.
Карл быстро смекнул, что такой человек принесет пользу его государству и приблизил его к себе. Он стал советником короля в реформах образования и богослужения.
Он автор множества поучительных стихотворений, а также учебников по диалектике, догматике, риторике, литургике.
Карл Великий принимает ученого Алкуина
Знаменитый Эйнхард, ученый, культурный деятель, историк, настоятель монастырей, был еще и биографом, хроникером Карла Великого. Он написал биографию короля еще при его жизни, которая вошла в историю под названием Vita Karoli Magni.
Ни одно культурное возрождение не обходится без поэзии. Свой поэт был и в Каролингском возрождении – аббат и христианский святой, ученик Алкуина, – Ангильберт. Он был воспитателем одного из сыновей Карла, а также гражданским мужем одной из его дочерей, с которой у него было два сына. Ангильберт внес существенный вклад в поэзию того времени.
Источник: https://francelex.ru/znaete/karolingskoe-vozrozhdenie.html
Каролингское возрождение
[Каролингский ренессанс; англ. Carolingian Renaissance; нем. Karolingische Renaissance; франц. renaissance carolingienne], период культурного подъема в Зап. Европе в кон. VIII — кон. IX в., в правление франк. королей и императоров из династии Каролингов. В основе К. в. лежал интерес к дохрист.
и раннехрист. наследию Древнего Рима. К. в. было непосредственно связано с политикой кор. Карла Великого, направленной на повышение образовательного уровня франк.
духовенства, и проявилось в развитии литературы, философии, богословия, охватывало изобразительное искусство и архитектуру, в меньшей степени музыку.
Карл Великий. 2-я пол. IX в. (Лувр, Париж)Карл Великий. 2-я пол. IX в. (Лувр, Париж)Идею «возрождения до Возрождения» выдвинул в 1-й трети XIX в. франц. историк лит-ры Ж. Ж. Ампер; согласно его т. зр., до эпохи итал. Ренессанса было еще 2 средневек. возрождения — Каролингское и т. н. ренессанс XII в. Широкое распространение термин «Каролингское возрождение» получил в 1-й пол. XX в., когда началось системное исследование культурного подъема IX в. (Э. Патцельт, П. Леманн, Ф. Л. Гансхоф). В сер.- 2-й пол. ХХ в. К. в. стали рассматривать в контексте общей истории культуры раннесредневек. Европы и трактовать как естественный этап ее эволюции (Г. фон Фихтенау, П. Рише, П. Шрамм, Д. Тромпф). Постепенно в оценке культурных реформ каролингской эпохи особое значение стали придавать их религиозной составляющей (В. Ульманн, К. Ф. Морриссон, Й. Флеккенштайн). Т. о., культурный подъем IX в. исследователи связывали прежде всего с христианизацией и укреплением Церкви. Историки отмечали такие черты К. в., как кумулятивность, способность собирать, концентрировать и транслировать духовное (прежде всего литературное) наследие предшествующих эпох (Ж. Ле Гофф). Современные исследователи (Дж. Контрени, Р. Мак-Киттерик) предпочитают говорить о неоднозначности культурных процессов IX в. Они считают, что основной целью франк. правителей являлось укрепление христианства на подвластных территориях. Отечественные исследователи, в целом позитивно оценивая культурные процессы IX в. во Франкском гос-ве, видят в них прежде всего возрождение лат. словесности, а главные достижения эпохи связывают с появлением оригинальной лат. лит-ры (М. Л. Гаспаров, М. Л. Андреев, Б. И. Ярхо).
К кон. VIII в. в результате завоеваний Каролингов в Зап. Европе возникла обширная Франкская держава. Стержнем политики франк. правителей, начиная с сыновей Карла Мартелла — Карломана и Пипина Короткого, но особенно при Карле Великом и имп.
Людовике Благочестивом, было стремление к всестороннему «исправлению» (correctio) народа франков, к-рый воспринимался как наследник Римской империи. Поскольку, согласно принятому в христ. историософии делению мировой истории на 6 веков (aetates), последний, 6-й век, начало к-рого соответствовало правлению имп. Августа Октавиана и земной жизни Иисуса Христа (Aug.
De civ. Dei. XXII 30), вскоре, как ожидалось, должен был завершиться, существование Франкского государства имело эсхатологический смысл. В соответствии с каролингской концепцией королевской власти, разработанной в кон. VIII в.
Алкуином и его ближайшим окружением, на короля франков возлагалась особая задача — сделать все необходимое, чтобы подготовить подданных к будущему спасению через распространение и укрепление христианства. В таком контексте опорой королевской власти оказывалась Церковь.
Правители из династии Каролингов установили тесные отношения с Римскими понтификами, поддерживали миссионеров, которые проповедовали христианство в населенных язычниками приграничных областях Франкской державы, создавали новые еп-ства на подчиненных территориях, жестоко подавляли мятежи, жаловали земли и привилегии храмам и мон-рям, принимали их под королевское покровительство. В VIII в. во Франкском королевстве появились тысячи мон-рей и церквей, причем далеко не всегда это было следствием усилий со стороны королевской власти или миссионеров; часто храмы и монашеские обители возводились по инициативе представителей местной знати также и на территории зарейнской Германии. Важным направлением церковных реформ стала унификация богослужения; была организована работа по исправлению литургических книг (о церковной политике, литургической и монастырской реформах см. ст. Каролинги).
Образование
Проводя реформы, королевская власть столкнулась с отсутствием достаточного количества грамотных клириков, владеющих латынью, способных совершать богослужения, следуя каноническим предписаниям, читать проповеди, наставлять прихожан в христианской вере и бороться с язычеством, что обусловило внимание правителей к проблеме школьного образования.
В послании Карла Великого «О попечении над образованием» (784/5 (?)) (Karoli Epistola de litteris colendis // MGH. Capit. T. 1. P. 78-79), первоначально адресованном Баугульфу, настоятелю монастыря Фульда, а затем разосланном всем епископам и аббатам Франкского королевства, содержался призыв не пренебрегать изучением словесности, без которого невозможно понимание текстов Свящ.
Писания, и предписывалось привлекать в качестве наставников людей, к этому пригодных. Капитулярием «Всеобщее увещание» (789) (Admonitio generalis // MGH. Capit. T. 1. P. 53-61) король обязывал епископов и аббатов открывать школы при мон-рях и кафедральных соборах, где могли бы учиться не только клирики, но и миряне.
Уровень образования в таких школах был немногим выше начального, в них изучали грамматику, риторику и арифметику, а также основы музыки.
Источник: https://pravenc.ru/text/1681119.html
Каролингское возрождение — это… Что такое Каролингское возрождение?
Пример каролингского минускула
Каролингский Ренессанс (фр. renaissance carolingienne) — период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII—середине IX века, в эпоху правления королей франков Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого из династии Каролингов. В это время наблюдался расцвет литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, а также теологических изысканий. Во время Каролингского возрождения мощный импульс получило развитие средневековой латыни, на основе латинского алфавита возник особый шрифт, каролингский минускул, что обеспечило принятие европейскими нациями общего языка и стиля письма.
Централизация власти, которую осуществил Карл Великий, а также его личная любовь к учёности сыграли центральную роль в Каролингском возрождении.
Каролингское возрождение было тесно связано с военно-политическими и административными задачами, которые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей территории империи, для чего было необходимо подготовить служебно-административные кадры, образованное духовенство.
Эти цели преследовало насаждение новых школ (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Райхенау и др.). Центром Каролингского возрождения был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, так называемая «Дворцовая Академия», которой руководил Алкуин. В кружке участвовали Карл Великий, его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт и др.
В период Каролингского возрождения вырос интерес к светским знаниям, «Семи свободным искусствам» (их новое средневековое толкование — применительно к условиям феодально-церковной культуры — стремились дать Алкуин, аббат Фульдского монастыря Рабан Мавр и др.). Особое место среди деятелей Каролингского возрождения занимали выходцы из Ирландии — Седулий Скотт, знаток греческого языка, поэт и учёный, и Иоанн Скот Эриугена, первый оригинальный философ Средневековья, создатель пантеистической системы.
Историография
Жан-Жак Ампер, введший в оборот понятие «каролингское возрождение»
Термин «возрождение» применительно к средневековой истории (в том числе и словосочетание «каролингское возрождение») появился благодаря французскому историку Жан-Жаку Амперу в 1830-х годах[1]. Ампер упомянул его в своих работах наперекор укоренившемуся тогда представлению о Средневековье (особенно до 1000 года) как о ретроградном периоде, как его описывает, например, французский историк Жюль Мишле. Но только в XX веке, в начале 1920-х годов, термин, упомянутый Ампером, получил широкое распространение. Историк и профессор Венского университета Эрна Патцельт в 1924 году назвала одну из своих работ «Die Karolingische Renaissance»[2]. В 1920-х годах также в обиход вошли понятия «оттоновское возрождение» и «возрождение XII века».
Термин «каролингское возрождение» означает, что культурное обновление Каролингской империи — это феномен, сравнимый с Возрождением XVI века во многих его аспектах (возобновление работы ученых, новое открытие интеллектуального наследия античности, художественные творения). Однако сравнивать эти два возрождения можно лишь в определенных пределах. Термин «возрождение» (фр. renaissance) не имеет эквивалентов в латыни[3], поэтому современники использовали слово renovatio.
Концепция «каролингского возрождения» достигла наибольшего успеха после войны, особенно среди исследователей англосаксов[4]. Однако находились и критики этого понятия, например, французский историк Жак Ле Гофф[5].
Позднее появились другие интерпретации понятия.
Французский историк Пьер Рише упоминает три последовательных «каролингских возрождения»: первое — во время правления Карла, второе — при его наследниках и третье — то возрождение, которое в историографии получило название «оттоновского»[6].
В отечественной медиевистике А. Я. Гуревич понимает под термином «Каролингское возрождение» попытку возрождения античной словесности (классического латинского языка) и воссоздания Римской империи[7].
Изобразительное искусство
Четыре Евангелиста. Книжная миниатюра
Каролингское искусство развивалось на отрезке приблизительно в 100-лет, между 800—900. За этот короткий период Северная Европа познакомилась с римским искусством, что подготовило почву для появления готического искусства и искусства Возрождения. В этот период развились книжная миниатюра, скульптура, мозаика и фреска.
До и после Каролингского возрождения в скрипториях копировали в основном Библию и сочинения отцов церкви. В IX веке наблюдается всплеск интереса к литературе языческой античности. Рукописей с античными произведениями, датированных IX веком, больше, чем рукописей любого другого столетия, за исключением XV-го.
В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство книжной миниатюры. В конце VIII в.
под покровительством Карла Великого в Ахене была организована книгописная мастерская, позже подобные мастерские возникли в других городах его империи — Реймсе, Туре.
Из всех работ, выполненными этими мастерскими, наиболее известны «Евангелие Годескалька» (около 781—783) и «Утрехтская псалтырь» (IX век). Эти книги оформлены необычайно красочными миниатюрами, которые поражают яркостью и живостью образов.
Из пластики этого периода наиболее известна статуэтка «Карл Великий» (хранится в Лувре, возможно, изображён Карл Лысый).
Наряду с раннехристианской традицией, восходящей к античности, элементами пространства и объёма в монументальной живописи 9 в. наблюдаются черты порывистости, экспрессии.
Ещё сильнее они проявились в книжной миниатюре (изображения евангелистов, библейских сцен, монархов каролингской династии).
В некоторых миниатюрах («Евангелие Годескалька», около 781—783, Национальная библиотека, Париж; «Евангелие Ады», начало 9 в.
, Городская библиотека, Трир) античная стилистика сочетается со средневековой символикой и орнаментикой, другие («Евангелие Эббо», около 816—835, Городская библиотека, Эперне; «Утрехтская псалтырь», 9 в.
, библиотека университета в Утрехте) поражают страстной взволнованностью, непосредственностью наблюдений, свободой и динамикой композиции и рисунка. Различается ряд местных школ миниатюры (дворцовая в Ахене, реймсская, турская и др.).
Архитектура
В архитектуре Каролингского Ренессанса переплелись стили античной, византийской и средневековой архитектур. Это было связано с походами Карла в Италию, где его архитекторы могли познакомиться с опытом строительства базилик, а также украшения колонн и капителей.
Вместе с тем, появляются и собственно франкские новшества, например, вестверк. Любовь к многоалтарным храмам с башнями впоследствии была унаследована романским стилем. Из светской архитектуры появляются пфальцы — «путевые дворцы» для временного проживания императора.
В них чётко прослеживаются древнеримские традиции.
Из исторических источников известно, что в это время велось обширное строительство, однако до наших дней дошли только немногие сооружения.
Среди памятников каролингской архитектуры наиболее сохранны палатинская капелла в Ахене (788—805), капелла-ротонда Санкт-Михаэль при Фульдском аббатстве (820—822), монастырские ворота в Лорше (около 800).
Храмы и дворцы часто украшались внутри мозаиками и фресками.
Музыка
Карл и его приближённые покровительствовали развитию музыки, пришедшей к тому времени в упадок. Ещё Пипин Короткий пожертвовал галликанским пением в угоду стандартизации.
При Карле были заимствованы элементы итальянских обрядов (амвросианского и староримского), что впоследствии послужило основой для повсеместного распространения григорианского пения.
Кроме того, появилась единая система записи музыки, обучение музыке вошло в квадривиум.
Юриспруденция
В 802 году Карл приказал записать обычное право всех народов, находящихся под его властью. Сам он издал 65 капитуляриев по разным областям жизни, ставших одной из основ средневекового права. Для большей централизации государства Карл провёл административную и финансовую реформы.
Библиография
- Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века.
Примечания
- ↑ Рише упоминает в своей книге «Les Carolingiens. Une famille qui fit l’Europe» (p. 354) 1839 год, когда появилась «Литературная история Франции до XII века» Ж.-Ж. Ампера. Однако этот термин историк мог использовать и ранее — в своих статьях и лекциях.
- ↑ Patzelt E. Die Karolingische Renaissance: Beiträge zur Geschichte der Kultur des frühen Mittelalters. Wien, Österreichischer Schulbücherverlag, 1924.
- ↑ Впервые термин «возрождение» упомянул Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях» в 1550 году.
- ↑ Ullmann W. The Carolingian Renaissance and the Idea of Kingship (The Birkbeck Lectures 1968-69). New York: Barnes and Noble, 1969; Hubert J., Porcher J., Volbach W. Carolingian Renaissance. New York, Braziller, coll. «Arts of Mankind», 1970; Trompf G. W. The Concept of the Carolingian Renaissance // Journal of the History of Ideas. Vol. 34. № 1 (январь-март 1973). P. 3-26; Wallace-Hadrill. A Carolingian Renaissance Prince: Charles the Bald // Proceedings of the British Academy. № 64. 1978; Godman P. Poetry of the Carolingian Renaissance. Norman: University of Oklahoma, 1985.
- ↑ Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. С. 10-13. Задаваясь вопросом, было ли каролингское возрождение, Ле Гофф отвечает: «Для возрождения у него отсутствуют те количественные показатели, которые предполагаются самим этим понятием. Да, повысился уровень культуры детей аристократов, учеников дворцовой школы, тех из клириков, кто обучался в немногих крупнейших монастырских и епископальных центрах. Но одновременно Каролингское возрождение практически положило конец остаткам начального образования, которое меровингские монастыри распространяли среди детей из окрестных деревень. Во время великой реформы бенедиктинского ордена 817 г., на которую императора Людовика Благочестивого вдохновил св. Бенедикт Анианский и которая заключалась в замыкании на себе самом первоначального бенедиктинского монашества, „внешние“ школы монастырей были закрыты. Ренессанс для замкнутой элиты — крайне малочисленной — должен был послужить клерикальной Каролингской монархии небольшим питомником, выращивающим чиновников и политиков. Республиканские учебники французской истории заблуждаются в своих восхвалениях Карла Великого (кстати, неграмотного), делая из него покровителя школ и предшественника Жюля Ферри».
- ↑ Riché P., Verger J. Des nains sur des épaules de géants. Maîtres et élèves au Moyen Âge. Tallandier, Paris, 2006.
- ↑ Гуревич А. Я., Харитонович Д. Э. История Средних веков. М., 2008. С. 59.
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/140463
Ответы Mail.ru: что такое каролингское возрождение? (пример, вывод, и значение)
Каролингское возрождение — период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII —середине IX века, в эпоху правления королей франков Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого из династии Каролингов .
В это время наблюдался расцвет литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, а также теологических изысканий.
Во время Каролингского возрождения мощный импульс получило развитие средневековой латыни, на основе латинского алфавита возник особый шрифт, каролингский минускул, что обеспечило принятие европейскими нациями общего языка и стиля письма.
Центром Каролингского возрождения был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, так называемая «Дворцовая Академия» , которой руководил Алкуин . В кружке участвовали Карл Великий, его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт и др.
интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII —середине IX века, в эпоху правления королей франков Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого из династии Каролингов .
интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII —середине IX века, в эпоху правления королей франков Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого из династии Каролингов .
интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII —середине IX века, в эпоху правления королей франков Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого из династии Каролингов .
Каролингское возрождение — период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII —середине IX века, в эпоху правления королей франков Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого из династии Каролингов .
В это время наблюдался расцвет литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, а также теологических изысканий.
Во время Каролингского возрождения мощный импульс получило развитие средневековой латыни, на основе латинского алфавита возник особый шрифт, каролингский минускул, что обеспечило принятие европейскими нациями общего языка и стиля письма.
Центром Каролингского возрождения был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, так называемая «Дворцовая Академия» , которой руководил Алкуин . В кружке участвовали Карл Великий, его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт и др. 24 Нравится Пожаловаться
Каролингское возрождение — период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII —середине IX века, в эпоху правления королей франков Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого из династии Каролингов .
В это время наблюдался расцвет литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, а также теологических изысканий.
Во время Каролингского возрождения мощный импульс получило развитие средневековой латыни, на основе латинского алфавита возник особый шрифт, каролингский минускул, что обеспечило принятие европейскими нациями общего языка и стиля письма.
Центром Каролингского возрождения был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, так называемая «Дворцовая Академия» , которой руководил Алкуин . В кружке участвовали Карл Великий, его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт и др.
Каролингское возрождение — период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII —середине IX века, в эпоху правления королей франков Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого из династии Каролингов .
В это время наблюдался расцвет литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, а также теологических изысканий.
Во время Каролингского возрождения мощный импульс получило развитие средневековой латыни, на основе латинского алфавита возник особый шрифт, каролингский минускул, что обеспечило принятие европейскими нациями общего языка и стиля письма.
Центром Каролингского возрождения был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, так называемая «Дворцовая Академия» , которой руководил Алкуин . В кружке участвовали Карл Великий, его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт и др. 24 Нравится Пожаловаться
Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/83584732
Каролингское возрождение — причины проявления, деятели и значение — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады
Каролингское возрождение — это интеллектуальный и культурный подъём, который пережила Северная Европа в течение полутора веков в период раннего средневековья. Оно заложило основу культурного, научного и государственного развития на много веков.
Что такое каролингское возрождение
С начала восьмого и до середины девятого веков в Западной Европе правила династия Каролингов.
Один из наиболее известных правителей этого времени — Карл Великий, который объединил под своей властью большую часть европейского континента. В этой династии также правили Людовик Благочестивый, Карл Лысый.
Предыдущий исторический период характеризовался застоем во всех основных сферах жизни средневекового общества. Карл Великий собрал при дворе наиболее талантливых людей своего времени. Он сделал это для того, чтобы возродить культурную жизнь после веков упадка.
Одной из целей было дать образование в философской, научной и художественной сферах представителям различных общественных классов на самом высоком доступном в это время уровне.
Один из фактов, который характеризует степень отсталости в это время — это то, что король не смог в своём государстве найти качественно сделанную Библию и полный текст правил Бенедиктинского ордена. За ними пришлось посылать в Рим.
Одной из причин такого усердия Карла Великого является, кратко говоря, то, что он хотел достигнуть единства франкской церкви на всей территории его государства. Это было для него особенно важно в связи с тем, что он имел полный над ней контроль.
В чем проявлялось каролингское возрождение
Термин Ренессанс оспаривается некоторыми современными историками в связи с тем, что возрождение происходило в значительной степени в сфере духовенства и не сопровождалось общественными движениями подобно итальянской Эпохе Возрождения.
Однако при этом нужно учитывать, что в Европе, в этот период истории, христианство было основной интегрирующей силой культуры и той основой, на которой происходило развитие общества.
Основная часть изменений была сделана под руководством Карла Великого. Его сын и внук — Людовик Благочестивый и Карл Лысый — продолжили осуществление начатых им реформ. Впоследствии, после распада империи, культурное развитие на время практически прекратилось.
Архитектура
- В период возрождения происходило активное строительство религиозных и светских зданий.
- Церковь при монастыре Сан-Дени
- В период с 768 по 855 годы на территории империи Карла Великого было возведено:
- 27 соборов;
- 417 монастырских сооружений;
- 100 королевских резиденций.
На этом проведение строительных работ не ограничилось. В большом количестве создавались города, крепости, школы, мосты и больницы.
Монастырь Сен-Рикье
Примерами строений, возведённых в это время, являются монастыри Сен-Дени и Сен-Рикье. Даже в наше время специалисты отмечают продуманность организации пространства в них, где создаётся эффект непрерывности.
Базилика Сан-Витале в Равенне
Были созданы два архитектурных стиля — романский и готический. Во время походов на территории Апеннинского полуострова Карл Великий увидел и ввёл в обиход использование базилик, колонн, оформление с использованием фресок.
Изобразительное искусство
Знакомство с искусством Древнего Рима было важным импульсом для развития художественной культуры империи франков. Со временем это привело к возникновению готического стиля в живописи.
Мастер Псалтирь Людовика Святого. Валаамова ослица
При переписывании книг в это время были введены не только стандарты письма, но и активно использовались книжные иллюстрации с использованием золотых и ярких красок, выполненные на высоком художественном уровне. Для работы над ними в это время создавались специализированные мастерские.
Наука
Хотя император покровительствовал развитию религии, тем не менее он понимал важность развития наук. Главное, чтобы религиозность не вырастала в мракобесие.
При его жизни учёные могли заниматься исследованиями без опасений о том, что церковь может им помешать.
Книжная культура
В предыдущие годы переписывание старинных рукописей монахами происходило без должного контроля за качеством выполненной работы. Это приводило к тому, что тексты переписывались с большим количеством ошибок. Например, в новых экземплярах пропускались знаки препинания или не делались пропуски между словами.
При этом отсутствовали стандарты письма в таких случаях. Не было, например, предусмотрено начертаний больших букв, стандартов оформления переписанных рукописей, отсутствовало академическое описание языка. Их определение было необходимо для улучшения качества работы.
В Эпоху Возрождения ситуация меняется. Происходит подробное изучение имеющихся рукописей, был установлен стандарт для написания латинских текстов.
Музыка
До Карла Великого музыка находилась в упадке. В это время происходило активное усвоение и переработка приёмов, которые использовались в обрядовой музыке различных стран и народов, в том числе итальянской.
При его правлении активно поощрялось развитие церковного пения. Придворные любили дворцовое пение и всячески поддерживали его развитие. В специализированных школах производилось обучение этому искусству.
В развитии музыкальной культуры большую роль сыграла популяризация церковного григорианского пения.
При обучении в Академии использовалось понятие квадривиума — основных наук и искусств, необходимых образованному человеку. Теперь музыка входила в этот набор наряду с наукой.
Юриспруденция
В 802 году Карл Великий распорядился произвести запись действующих на тот момент законов.
Он лично руководил изданием 65 капитулятов (трудов на юридическую тему). Они стали юридическим наследием и основой средневекового права в течение многих веков.
Были проведены реформы в административной и финансовой сферах, целью которых были централизация и укрепление императорской власти.
Заключение
Хотя каролингское возрождение в основном послужило развитию религии, однако не нужно забывать, что в средневековой жизни христианство было основой практически всех проявлений культурной, государственной и экономической жизни.
ПредыдущаяСледующая
Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/kulturologi/92378-karolingskoe-vozrojdenie-prichiny-proiavleniia-deiateli-i-znachenie.html
Каролингское возрождение
(каролингский Ренессанс) — эпоха культурного подъема раннего средневековья в империи Карла Великого и правителей династии Каролингов в VIII–IX вв. в основном на территории современных Франции и Гер-мании.
Каролингское Возрождение было отмечено успехами образования, науки, искусства, привлечением к королев-скому двору крупных деятелей культуры, вниманием к античности, светскими знаниями и тра-дициями.
С Каролингским возрождением также связано интенсивное строительство крупных монастырских комплексов, крепостей, дворцов, церквей, украшенных мозаиками и фресками. В монументальной живописи и миниатюре традиции античной величественности со-четались с христианской символикой.
Важную роль в этом этапе европейской культуры сыграла реформа образования, предпринятая Карлом V, благодаря которой латинский язык стал языком богослужения, государственного аппарата, церковной и светской литературы. Окружение франкского короля стремилось ни в чем не уступать деятелям античности.
При дворе Карла Великого, ставшего культурным цен-тром государства, был образован научный кружок, названный «Академией», члены которого именовали себя Флакком (Алкуин), Гомером (Ангильберт), вели диспуты, собирали античные рукописи, переписывали и исправляли их.
При содействии англосакса Алкуина, учителя и наставника детей короля, была открыта школа в Туре, где обучали писцов «каролингскому минускулу». Это ускорило процесс работы над пере-пиской рукописей. Произведения Аристотеля, Вергилия, Платона и других античных авторов вклю-чались в школьное преподавание.
Сподвижники Карла Великого занимались научной и литературной деятельностью: Алкуин написал учебники по риторике, грамматике, диалектике, Павел Диакон прославился как создатель «Истории лангобардов», франк Эйнхард стал автором лучшей раннесредневековой биографии «Жизнеописание Карла Великого», поэты Теодульф и Ангильберт воспели деяния Карла в дидактических по-эмах и аллегорических стихотворениях. В столице им-перии Ахене, Вормсе и в других городах велось интенсивное строительство: дворцовая часовня Карла Великого в Ахене, столичная капелла, напоминавшая церковь Сан-Витале в Равенне, виллы, церкви с двумя апсидами. Во фресковой живописи утверждается образ Иисуса Христа-Пантократора на троне, на Страшном суде, появляются новые символы. После распада империи Карла великого (IX в.) начался временный упадок культуры.
Источник: Мировая художественная культура. Словарь
культурный подъем во Франкском государстве в период правления Карла Великого. Термин введен историографией XIX в. «К.в> — вершина культурного развития Раннего Средневековья. Культурные преобразования Карла были частью его общей политики. Сам он был просвещенным человеком, знал лат. и греч.
языки, ценил образованных людей, интересовался всеми существовавшими тогда науками, заботился о просвещении духовенства, через которое стремился влиять на своих подданных. Реформы в культурной жизни были начаты с сопоставления различных списков Библии и установления единого канонич. ее текста для всего государства.
По решению Карла была создана комиссия для проверки канонич. текста Библии и устранения ошибок, появившихся в результате переписки. Тогда же была осуществлена реформа литургии, установлено ее единообразие и соответствие рим. образцу; сложилась рим. католич. литургия, единая для всех земель. В соответствии с бенедиктинским уставом были реорганизованы монастыри.
Культурные реформы Карл проводил в союзе с церковью. Главной идеей «К. в.» было создание единой христиан, культуры (хотя и включающей светские элементы).
Центрами грамотности в период «К.в> стали монастыри. В 787 г. Карл издал знаменитый «Капитулярий о науках», после чего в империи были созданы школы при монастырях и епископствах. Учились в них клирики, а иногда и миряне. Обучение стало обязанностью духовенства. Для создания образованной королев, администрации, обучения королев, семьи и придворных появилась придворная школа.
Главным центром «К.в.» был своеобразный науч. кружок при дворе Карла Великого в столице Каролингского государства Ахене — т.наз. «Академия». В город съезжались наиболее образованные люди тогдашней Европы — из Италии, Ирландии, Британии, Испании: Павел Диакон, Алкуин, Эйнгард, позднее — Храбан Мавр, Нитард, Годескалък и др.
Руководил Академией выходец из брит. Нортумбрии, англосакс Алкуин, называвший себя Флакком (по имени рим. поэта Горация Флакка). В работе кружка участвовал сам Карл («Давид»), его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт («Гомер») и др. При дворе Карла расцвел жанр историографии. Ок. 789 г. были переработаны в апологетич.
духе «Королевские анналы»; выдающимся ист. произведением явилась «История лангобардов» Павла Диакона (до 744 г.). Придворный биограф Эйнгард написал «Жизнеописание Карла Великого», ставшее классикой жанра в Средневековье. Большую ценность представляет переписка деятелей «К.в.», а также полит, трактаты архиепископов Агобарда и Гинкмара.
Особое место среди деятелей позднего «К.в.» занимают выходцы из Ирландии: Седулий Скотт — знаток греч. языка, поэт, ученый,и Иоанн Скот Эриугена — автор богослов, и филос. произведений. Эстафету Алкуина принял его ученик Храбан Мавр. В период «К.в.» было выработано новое легко читаемое письмо — каролингский минускул.
Вырос интерес к светским знаниям — к «Семи свободным искусствам», были составлены учебники по различным школьным дисциплинам (напр., Алкуин подготовил ряд учебников по грамматике, риторике, астрономии, которые использовались на протяжении нескольких столетий). Развернулось строительство дворцов и храмов по подобию византийских.
Важнейшим памятником архитектуры «К.в.» является Ахенская капелла (ок.798— 805). Интерес представляет книжная миниатюра каролингского периода (Ахенское Евангелие, Евангелие Эбо, Утрехтская псалтырь). После смерти Карла культурное движение пошло на спад, постепенно сосредоточившись в монастырях.
Из этой монастырской (чисто провинциальной) среды вышли авторы позднего «К.в.» — Серват Луп, Гинкмар, Ноткер Заика, Рихер.
Лит.: История всемирной литературы: В 9 т. Т. 2. М., 1984-1985; История Европы. Т. 2. М., 1992; Рамм БЯ. «Каролингское возрождение» и проблемы школьной образованности в раннем Среднейековье // Ученые зап. Ленинградского гос. пед. ин-та им. М.Н. Покровского. Т. 5. Ист. фак. Вып. 1. 1940.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Каролингский ренессанс», — известный культурный подъем во Франкском гос-ве в 8 — 1-й пол. 9 вв., выразившийся в организации новых школ, привлечении к королев. двору ряда образованных деятелей, большем внимании к произведениям антич.
лит-ры и к светским знаниям вообще, а также в заметном улучшении самого письма, в развитии иск-ва и архитектуры. Термин «К. в.» введен бурж. историографией в 19 в. (франц. историк Ж. Ампер, нем. К. Бэр и др.), в 20 в. его широко применяют нем. историки Э. Патцельт, С. Зингер, Г. Науман, франц. историк П. Рише и др.
Культурные преобразования были тесно связаны с большими воен.-политич., адм. и орг. задачами, к-рые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей терр. империи. Необходимо было подготовить служебно-адм.
кадры (советников, дипломатия, агентов, сотрудников канцелярии) и образованное духовенство, способное осуществлять идеологич. воздействие католич. церкви на массы. Эти цели преследовало насаждение новых школ (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Рейхенау и др.). Клас. характер «К. в.
» подчеркивался в постановлениях Ахенского собора 789, Тионвильского съезда 805, Шалонского и Майнцского соборов 813 и др., где было сказано, что в школы нужно привлекать «сыновей свободных», т. е. феодалов, что целью обучения должно быть «знание своих законов» и т.п.
Центром «К. в.» был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, т. н. «Академия», к-рой руководил Алкуин, называвшийся Флакком (по имени рим. поэта Горация Флакка). В кружке участвовал сам Карл Великий («Давид»), его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт («Гомер») и др. В период «К. в.» вырос интерес к светским знаниям, «семи свободным искусствам» (septem artes liberales), изучавшимся по антич. традиции в 2 комплексах — тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Новое ср.-век. понимание этих наук (применительно к условиям феод.-церк. культуры) стремились дать Алкуин (автор ряда учебников по грамматике, риторике, астрономии, сохранявших свое значение в течение неск. столетий), аббат фульдского монастыря Рабан Мавр (784-856), ученик Алкуина Валафрид Страбон (808-49), поэт и автор произв. из различных областей знания (ботаники, с. х-ва и др.). Особое место среди деятелей позднего «К. в.» занимают приближенные при дворе Каролингов выходцы из Ирландии Седулий Скотт (ум. после 858), знаток греч. языка, поэт и ученый, и Иоанн Скот Эриугена, автор мн. богословских и филос. произв. (важнейшее — трактат «О разделении природы»). Эриугена — первый оригинальный философ средневековья; его идеи, проникнутые духом неоплатонич. пантеизма, вступали в противоречие с нек-рыми положениями христ. догмы. Среди др. философов-богословов «К. в.» известны Павлиний Аквилейский, Дунгал, Иона Орлеанский, Агобард Лионский, Пасхазий Радберт, Ратрамн и др. Значит. развития в период «К. в.» достигла историография. При дворе Карла Великого ок. 789 были переработаны в апологетич. духе «Королевские анналы» («Лоршские»), получившие продолжение в погодных записях (до 829). Со 2-й трети 9 в. развивается местное летописание, особое значение получили «Фульдские анналы» (680-901), «Сен-Бертинские анналы» (741-882), «Хроника»Регинона Прюмского (доведенная до 906). Выдающимся ист. произв. «К. в.» является «История лангобардов» Павла Диакона (до 744). Другим видом историографии были политич. трактаты, написанные видными деятелями этого времени — архиепископами Агобардом и Гинкмаром, аббатом Пасхазием Радбертом и др. Большую ценность представляет также переписка деятелей этой эпохи, особенно Карла Великого, Алкуина, Эйнгарда, Лупа Феррьерского, Гинкмара и др; «К. в.» ознаменовалось появлением серии биографий королей (биография Карла Великого, написанная Эйнгардом, «О деяниях Карла Великого» сен-галленского монаха, биографии Людовика Благочестивого, написанные епископом Теганом (период 813-35), неизвестным «Астрономом» (период 778-840) и аквитанским поэтом-лириком Эрмольдом Черным (в стихах)), епископов и аббатов. По военной истории была написана история войн во Франкском государстве в 840-43 военачальником Нитгардом. В период «К. в.» получила развитие лит-ра, формировались нар. языки (романские и германские), выработалось новое легко читаемое письмо «каролингский минускул». Среди грамматиков и филологов известны Петр Пизанский, Фридугиз, Луп Феррьерский, Хейрик и Ремигий Оксерские и др., среди поэтов — Валафрид Страбон, Теодульф Орлеанский, Эрмольд Черный, Гукбальд Сент-Аманский и др. В мастерских (скрипториях) при монастырях переписывались книги, образовавшие ценнейший фонд каролингских рукописей, в к-рых сохранилось не только все созданное в период «К. в.», но и почти все, что было унаследовано ранним средневековьем от античности (осн. масса трудов антич. авторов дошла до нас в рукописях кон. 8-9 вв.). В архитектуре создавались композиц. основы романского стиля. Важнейшим архит. сооружением «К. в.» из числа дошедших до нас является Ахенская дворцовая капелла, (ныне собор) (ок. 798-805), построенная арх. Одо из Меца. В период «К. в.» получили большое развитие искусство миниатюры (школы Трира, Реймса и др.), монументальная живопись (фрески и мозаика), резьба по слоновой кости. Ко времени «К. в.» относится возникновение обширного цикла легенд, народных сказаний, исторических песен, развившихся позже в знаменитые поэмы средневековья «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде». Распад империи Карла Великого при его преемниках, усилившаяся феод. раздробленность и быстрый рост натур. х-ва лишали «К. в.» реальной почвы. Вместе с тем против культурных начинаний открыто выступали и нек-рые церк. деятели. Уже монастырская реформа Бенедикта Аньянского, закрепленная постановлением Ахенского собора 817, ликвидировала школы для светских людей и запретила обучение светским наукам в монастырских школах. Со 2-й пол. 9 в. наступает глубокий упадок культуры. Значение «К. в.» заключается в том, что оно сохранило и переработало элементы культуры, переданные 4-5 вв., и способствовало проникновению этой культуры через школу в относительно более широкие круги населения. Культура «К. в.» в значит. степени искусственная, подражательная, насаждавшаяся сверху, оплодотворилась в известной мере живыми творч. традициями, поддерживавшимися в народе, что способствовало дальнейшему развитию многих ее элементов. Лит.: Фортунатов А. A., Алкуин как деятель Каролингского Возрождения, Уч. зап. Моск. гор. пед. ин-та, т. 3, вып. 1, 1941; его ж е, Алкуин и его ученики, там же, т. 8, кафедра истории ср. веков, вып. 1, 1948; Рамм Б. Я., «Каролингское возрождение» и проблемы школьной образованности в раннем средневековье, Уч. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та им. М. Н. Покровского, т. 5, ист. ф-т, вып. 1, 1940; его же, К вопросу об источниках по истории школы в каролингскую эпоху, Уч. зап. Ленингр. гос. педагогич. ин-та им. Герцена, т. 68, 1948; Manitius M., Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters, Bd 1, M?nch., 1911; Laistner M. L. W., Thought and letters in Western Europe a. d. 500 to 900, (new. ed.), L., 1957; Hin?s R., Carolingian art, L., 1935; Rich? P., ?ducation et culture dans l´Occident barbare. VI-VIII si?cles, P., 1962. Б. Я. Рамм. Ленинград.
Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.
Источник: https://interpretive.ru/termin/karolingskoe-vozrozhdenie.html