Исторические события в поэме полтава пушкина

Исторические события в поэме Полтава Пушкина
Петр I в Полтавской битве.
Иллюстрация
К. И. Рудакова

Поэма «Полтава» была написана в 1828 г. и впервые напечатана в 1829 г. В этой статье представлено описание исторических событий, упоминаемых в поэме «Полтава» А. С. Пушкина.

Смотрите:
Все материалы по поэме «Полтава»
Все материалы по творчеству Пушкина «В «Полтаве» рассказывается о знаменательных событиях петровской эпохи, сыгравших важную роль в истории России. Предпосылки этих событий восходят к более отдаленным временам. В первой половине XVII века Швеция — в ту пору самая могущественная держава на северо-востоке Европы — захватила восточное побережье Балтийского моря, искони принадлежавшее русскому народу. Таким образом, Россия лишилась выходов к морю, необходимых для ее нормального экономического и культурного развития.

Петр I, учитывая насущные интересы русского государства, поставил своей задачей восстановить Россию в ее законных правах на Балтийское море.

В 1700 году началась Великая Северная война между Россией и Швецией, которая все еще оставалась очень сильным в военном отношении государством, обладавшим отлично обученной и хорошо вооруженной армией.

Во главе шведской армии стоял молодой король Карл XII (род. в 1692 году) — человек горячий и воинственный.

Этот «любовник бранной славы» (так называет Карла Пушкин) обладал незаурядным талантом военачальника, был завидно храбр и вскоре прослыл «непобедимым» полководцем.

Об отваге и предприимчивости «шведского парадина» по всей Европе ходили преувеличенный рассказы. Отзвуки этих рассказов есть и в «Полтаве».

Северная война, продолжавшаясь свыше двадцати лет, послужила для русской армии трудной, но поучительной боевой школой. Сперва военные обстоятельства сложились неблагоприятно для русских. В сражении под Нарвой (20 ноября 1700 г.) русская армия потерпела жестокое поражение. Причины неуспеха были многообразны: и измена иностранных советников Петра, и неудачно выбранная позиция, и техническая отсталость русской армии. Наспех обученные и плохо вооруженные полки Петра сражались храбро, но не устояли перед отборными шведскими войсками. Другой на месте Петра после Нарвского поражения потерял бы голову, но Петр с присущей ему энергией и настойчивостью начал создавать новую армию. Железная воля Петра заставила всех работать на оборону страны. Сам Петр поспевал всюду, во все вникал, принимал быстрые и крутые решения. В короткий срок он сформулировал новую армию и заново вооружил ее, обратив особенное внимание на усовершенствование артиллерии и выучка командного состава. Уже через год после Нарвского сражения обновленная русская армия нанесла шведам первое поражение. Вслед за этим русские очищают от Шведов Ладожское озеро и с успехом штурмуют шведские крепости в районе Невы и побережья Балтийского моря, — в том числе и печально памятную Нарву. В результате успешных действий русских войск в этот период Северной войны 16 мая 1703 года Петром была заложена близ устья Невы Петропавловская крепость, положившая основание Петербургу — новой столице России. Здесь Петр решил осуществить свой гениальный план — прорубить «окно в Европу»… Северная соседка России — Швеция не желала мириться с победоносным продвижением русских на Запад, угрожавшим безраздельному шведскому господству на Балтийском море. Карл XII решил отбросить Россию назад и навсегда заколотить окно, прорубленное Петром. В 1708 году Карл перешел в решительное наступление. Со своей армией он вторгся в Россию из Польши и пошел по Смоленской дороге прямо на Москву — тем самым путем, которым сто четыре года спустя пошел Наполеон…

Ожесточенное сопротивление русской армии и всего народа вынудило Карла повернуть на юг, на Украину. Оттуда, собравшись с силами, он хотел предпринять новый поход на Москву. Кроме того на Украине Карла ждал тайный союзник — гетман Мазепа.

По договору с Москвой, Украина сохранила свое внутреннее самоуправление. Она управлялась гетманом — выборным вождем из числа украинских шляхтичей (дворян-помещиков). Обычно кандидат в гетманы намечался русским правительством. В то время, которое описано в поэме Пушкина, украинским гетманом был Иван Степанович Мазепа-Колединский.  Когда во главе русского государства встал Петр I (в 1689 году), Мазепа постарался войти в доверие к молодому царю. Он участвовал в походах Петра к Азову (против турок), всячески убеждая его в своей преданности. Один факт, о котором упоминает и Пушкин в «Полтаве», особенно должен был укрепить доверие Петра к Мазепе. В 1705 году польский король Станислав Лещинский тайным письмом предложил Мазепе заключить союз против Петра. Мазепа арестовал польского гонца, а письмо Станислава переслал Петру. Еще раньше Мазепа отверг такое же предложение крымского хана.

Такие поступки Мазепы, конечно, убеждали Петра в преданности гетмана. Многочисленные доносы на Мазепу царь оставлял без внимания. Больше того: он сурово наказывал доносчиков, якобы клевещущих на гетмана. Такая судьба постигла Кочубея, который хорошо знал тайны Мазепы и выдал их Петру, желая отомстить гетману за нанесенную им обиду.

Донос Кочубея и Искры попал в руки петровских вельмож, безусловно веривших Мазепе. Они вызвали Кочубея и Искру к себе и допрашивали с пристрастием. Не выдержав пытки, Кочубей и Искра объявили свой донос ложным. Тогда их переслали к Мазепе, который снова их пытал и, наконец, казнил 15 июля 1708 года.

Семьи Кочубея и Искры были высланы в Сибирь…

Между тем уже в 1705 году, когда Мазепа переслал Петру письмо Станислава, он замыслил изменить России. Он вступил в сношения с врагами Петра — с польским королем, с крымским ханом, сидевшим в Бахчисарае, с турецким пашой (военачальником и губернатором), сидевшим в крепости Очаков, с атаманом донских казаков Кондратом Булавиным, с «буйной ватагой» запорожцев, наконец, с Карлом XII. В 1708 году Мазепа должен был получить титул владетельного князя. Сам он мечтал об украинской короне. Мазепа ждал только удобного случая, чтобы поднять восстание против Петра. Таким удобным случаем представлялся ему поход Карла на Москву. В победе шведского короля он не сомневался. Петр, всецело доверявший Мазепе, поручил ему защиту Украины от шведов. В 1708 году царь вызвал к себе гетмана по делам, связанным с обороной Украины, но лукавый старик объявил себя тяжело больным. Для отвода глаз он призвал к себе киевского митрополита, чтобы тот совершил над ним церковный обряд соборования (помазания елеем), к которому прибегали верующие, чувствуя приближение смерти. Но как только шведы повернули на Украину, Мазепа восстал с одра мнимой болезни и открыто перешел на сторону Карла. 25 октября 1708 года Мазепа со своими ближайшими соратниками (в их числе Орлик и Войнаровский, племянник Мазепы) переправился через реку Десну и присоединился к Карлу. Украинский народ не пошел за изменником. Мазепе удалось привести к Карлу всего полторы тысячи казаков. Позже к ним присоединилось еще около трех тысяч недовольных Петром запорожцев под начальством мятежного атамана К. Гордиенко. Весной 1709 года Карл XII со своими «синими дружинами» (шведские солдаты были одеты в мундиры синего цвета) осадил город Полтаву. Здесь он хотел дождаться подхода войск своих союзников — поляков, крымских татар и турок, чтобы возобновить наступление на Москву. Вскоре к Полтаве подошли и главные русские силы. К войскам прибыл Петр. Карл нетерпеливо искал сражения с русскими. Упоенный своими военным счастьем, он самонадеянно полагал, что победы русских — дело случая и что стоит только ему самому руководить решительным сражением, как повторится Нарва 1700 года. Но русская армия, выращенная Петром, была уже не та, что в 1700 году. На рассвете 27 июня 1709 года «грянул бой, Полтавский бой». План сражения был выработан Петром, он же взял на себя общее руководство сражением. Петру помогали его ближайшие соратники — Репнин, Брюс и Боур, «благородный» (в смысле родовитый) фельдмаршал Шереметев и А. Д. Меншиков — любимец Петра, человек необычайно удачливой судьбы… При Петре в Полтавской битве находился также и давний враг Мазепы — казацкий полковник Семен Палей, сосланный в 1705 году в Сибирь по доносу Мазепы и возвращенный из ссылки, как только обнаружилась измена гетмана. Карл накануне  сражения был ранен шальной пулей в ногу и вынужден был отказаться от непосредственного руководства войсками. Но чтобы воодушевить своих солдат, он приказал вынести себя на поле боя на носилках. Пушкин в «Полтаве» очень точно описал ход битвы. Шведы несколько раз кидались в отчаянные атаки, но, не выдерживая жестокого огня русской артиллерии, откатывались назад. Одна колонна шведских войск под командованием генерала Розена попала под перекрестный огонь русских пушек и отступила в беспорядке, укрывшись в лесу. Другая колонна под командованием генерала Шлиппенбаха вынуждена была сдаться в плен войскам Меншикова. Стремительная контратака русских, которою руководил сам Петр, опрокинула шведов и обратила их в паническое бегство. Беглецов пустилась преследовать русская конница. «Шведы, остановитесь!..» — напрасно кричал своим солдатам Карл. Сам он едва не попал в плен. Остатки «непобедимой» шведской армии сдались в плен на берегу Днепра, у деревни Переволочны. Карлу XII и Мазепе с небольшим отрядом удалось переправиться через Днепр и убежать в Бессарабию, принадлежавшую тогда Турции. Значение Полтавской победы было исключительно велико. Она навсегда подорвала военное могущество Швеции, сильно укрепила международное влияние России и обеспечила успех всей преобразовательной деятельности Петра по обновлению русского государства. Полтавская битва решила исход Великой Северной войны. Война продолжалась еще много лет, но успех всегда уже оставался на стороне русских. Война закончилась в 1721 году заключением Ништадтского мира, окончательно закрепившего позиции России на Балтийском море и во всей Европе. После Полтавской битвы Карла XII и Мазепу постигла жалкая судьба. Бежав к туркам, они поселились в бессарабском городке Бендеры. Мазепа вскоре умер (22 августа 1709 года; по другим сведениям — 18 марта 1710 года). Могила его затерялась. Карл же не оставлял своих воинственных планов. Он старался склонить турок на войну с Россией. Сперва турки поддерживали Карла, но в 1711 году, после заключения мира между Россией и Турцией, ему было предложено убраться восвояси.  Он отказался. У него оставался еще маленький войсковой отряд. С этим отрядом Карл решил сопротивляться туркам и укрепиться в Бендерах. Турки осадили город. Солдаты Карла сразу же сдались. Вокруг шведского короля осталась кучка личных слуг. С ними Карл продолжал бесполезное и отчаянное сопротивление. Наконец его осилили, и он бросил свою шпагу к ногам турецкого военачальника. Только в 1715 году Карл вернулся в Швецию. Через три года он был убит в бою с норвежцами.

Соблюдая точность в освещении исторических событий и в обрисовке характеров исторических героев, Пушкин, вместе с тем, не считал себя связанным в мелочах и подробностях сюжета.

Так, в рассказе о любовном увлечении Мазепы дочерью Кочубея он дополнил исторический факт поэтическим вымыслом. Дочь Кочубея (на самом деле ее звали не Марией, а Матреной) в 1704 году действительно убежала к Мазепе.

Но Кочубей послал за ней погоню, и беглянка сразу же была возвращена в родительский дом.

Весь эпизод с сумасшествием Марии, являющейся Мазепе после Полтавской битвы, вымышлен Пушкиным. На самом деле Матрена Кочубей после своего неудачного побега к Мазепе жила в монастыре, где и умерла. Также вымышлен и влюбленный в Марию казак, которого Кочубей посылает к Петру с доносом на Мазепу и который во время Полтавской битвы пытается зарубить Мазепу, но погибает от выстрела Войнаровского.»

(В. Н. Орлов, комментарии к книге «Поэма А. С. Пушкина «Полтава»», 1948 г.)

***

«В поэме «Полтава» отображен один из эпизодов долголетней войны, которую русский царь Петр I вел со шведским королем Карлом XII. В 1700 г. Дания, Россия и Польша одновременно начали войну против Швеции. Неожиданным налетом Карл XII разбил Данию и заставил ее заключить с ним мир. После этого он осенью 1700 г. под Нарвой совершенно разгромил плохо обученную русскую армию. Справившись с двумя противниками, Карл двинулся на Польшу. Несколько лет вел победоносную войну в Польше и Саксонии и затем двинулся из Польши снова на Россию. Он пошел на Смоленск, приблизительно тем же путем, которым столетие спустя шел на Москву Наполеон. Русские опустошали перед шведами местность, сжигали жилища и провиант, тревожили непрерывными стычками. Карл повернул на Украину, на соединение с тайным своим сообщником, гетманом Украины, Мазепой. Мазепа прикидывался приверженцем Петра I, а сам подготовлял отделение Украины от России и рассчитывал при этом на помощь шведов. 27 июня 1709 г. произошла под Полтавой решительная битва между русскими и шведами. За последние годы Петр успел реорганизовать армию по европейскому образцу, шведы же были истощены долгими лишениями и сильно деморализованы. Битва кончилась полной победою русских, большинство шведских военачальников попало в плен, Карл и Мазепа с незначительным отрядом успели бежать в Турцию.»

Читайте также:  Чапаев - краткое содержание романа фурманова

(из книги «Полтава. А. С Пушкин» под ред. К. Пискунова, серия «Пушкинская библиотека», Москва, 1936 г.)

Это было описание исторических событий, упоминаемых в поэме «Полтава» А. С. Пушкина.

Смотрите:
Все материалы по поэме «Полтава»
Все материалы по творчеству Пушкина

Источник: https://www.literaturus.ru/2018/04/istoricheskie-sobytija-poltava-pushkin.html

Исторические события в поэме Пушкина Полтава сочинение

Произведение «Полтава» было написано в 1828 году и через год оно уже было опубликовано.

В этой поеме рассказывается о событиях, которые происходят при Петре. И эти события полностью изменили всю страну и имеют огромное значение для истории России. В 17 веке Швеция смола захватить восточное побережье Балтийского моря.

И Россия больше не имела выход к морю и не могла нормально культурно развиваться. Петр 1 поставил перед собой задачи вернуть России права на владение Балтийским морем. И уже в 1700 году началась война между Россией и Швецией.

Война продолжалась больше чем двадцать лет и была очень сложной для нашей страны.

В одном из сражений Россия проиграла из-за плохой армии. Многие на места правителя сразу бы сдались, но он создал новую более сильную армию.

Через год русская армия перешла к наступлению и сразу дала ответ шведам, которые проиграли сражение. После этого Россия смогла отвести шведские войска из многих участков нашей страны.

Но ведь Швеция тоже не хотела спокойно смотреть, как Россия ее разрывает.

В 1708 году шведские войска решили наступить на Россию. За Россию выступала Украина с ее правителем Мазепой. Он всегда был верен России и даже тогда когда польский правитель послал Мазепу письмо с целью закончить общение с Россией и подстроить все против Петра. Но Мазепа не согласился и переслал это письмо самому Петру.

А гонца, который его принес, он сказал казнить. Но на самом деле Мазепа ждал такой удобный случай, чтобы создать восстание против царя. А ведь Петр полностью доверял украинскому союзнику. Когда Петр позвал к себе Мазепу, то тот сказал, что он сильно болен. И даже позвал целителя, чтобы он сыграл роль врача.

А когда шведы вошли в Москву, то украинский правитель сразу перешел на сторону Карла. 

Должно быть, страшное сражение, но в этот день его ранили в ногу пулей. Но он не упал духом и попросил его вынести на носилках, прямо на поле.

Пушкин в своем произведение очень точно описал всю битву. Шведские войска очень часто шли в наступление, но все равно сдавались из-за сильных русских войск. В конце Полтавской битвы победу одержала Россия.

Швеция была полностью лишена власти во всем мире. Россия стала очень сильной и укрепила свое влияние. Полтавская битва практически решила всю битву Северной войны.

Конечно, война продолжалась еще несколько лет, но все равно успех был у русских.

Войска Швеции постигла ужасная судьба. Они бежали к туркам. Именно там Мазепа умер. Главный у шведских войск Карл пытался убедить турок начать войну с Россией.

Подробно события

В поэме «Полтава», написанной великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным, повествуется о знаменательных событиях, которые сыграли в истории Российского государства далеко не последнюю роль. Конечно же, предпосылки этих событий нужно искать в более ранних событиях и временах.

В начале восемнадцатого столетия Швеция считалась самым великим государством на северо-востоке Европы. Восточное побережье Балтийского моря, испокон веков принадлежащее русским, было захвачено этой самой великой державой. У Российской империи отобрали выход к морю, что, конечно же, отразилось на ее развитии.

Петр I, правитель Российской империи, действуя в интересах государства, решил действовать и восстановить права на выход к морю.

Так началась Северная война. Швеция в то время владела очень сильной, вооруженной и обученной армией.

Во главе шведов стоял горячий предводитель Карл XII. Он считался непобедимым полководцем из-за необыкновенной храбрости и таланта военачальника. Про его отвагу по Европе ходили сильно преувеличенные слухи. Отголоски этих слухов нашли свое отражение в «Полтаве».

Длившаяся более двух десятилетий Северная война стала для Российской империи тяжелой, но при этом многому научила. Сначала обстоятельства были не на стороне России. Осенью 1700 года в битве под Нарвой русских ожидало оглушительное поражение.

Предпосылок для этого было множество: начиная от измен приближенных советников императора и заканчивая отсталостью армии в техническом плане. Армия русских была обучена наспех и плохо вооружена.

И, несмотря на недюжинную храбрость русских солдат, это не спасло их от поражения перед отборной армией шведов.

Будь на месте Петра I другой полководец, он, может быть, опустил бы руки после поражения под Нарвой. Однако император начал тут же собирать новую армию с необыкновенной энергичностью и упорством.

Петр смог заставить всю страну трудиться на оборону. Император, как хороший руководитель, участвовал во всех сферах и умел принимать быстрые и рискованные решения. Он очень быстро создал армию и с нуля ее вооружил. Особое внимание Петр уделил образованию руководящего состава и усовершенствованию артиллерии.

И вот, спустя год после оглушительного поражения под Нарвой, русские наносят шведам поражение. После этого Россия с небывалым результатом штурмует крепости шведов на Неве и побережье Балтики, включая Нарву. И вот Петром заложена Петропавловская крепость, которая положила начало новой столице Российской империи. И здесь Петра посетила гениальная мысль – прорубить «окно в Европу».

Однако Швеция соглашаться с успехом русских не собиралась, ведь они угрожали господству шведов на Балтийском море. Правитель Швеции, желая заколотить окно, переходит в наступление и вторгается в Российскую империю из Польши. Шведы пошли на столицу России той самой дорогой, которым через столетие пойдет Наполеон.

Однако сопротивление русских вынудило шведов повернуть на юг, к Украине. Он планировал собраться с силами и оттуда вновь ударить по Москве. К тому же, на Украине у Швеции был союзник – Мазепа.

Украина тогда имела внутреннее самоуправление и, ей управлял гетман. Кандидат в гетманы назначался русским правительством.

Во времена, описанные в «Полтаве», Украиной управлял Иван Мазепа. Когда императором стал Петр, Мазепа старался войти к нему в доверие. Украинский гетман участвовал в Азовских походах, убеждая тем самым правителя в верности.

Особо укрепил доверие к гетману один факт. Польский король предложил Мазепе союз против императора, а Мазепа в ответ арестовал гонца, который принес письмо, само послание при этом передал Петру. Еще раньше гетман также ответил отказом на похожее предложение, поступившее от крымского хана.

Эти поступки укрепляли доверие правителя. Даже доносы на украинского гетмана он считал враньем и наказывал доносчиков.

А между тем Мазепа решил изменить Российскому государству. Для этого он вступил в заговор с врагами императора – польским королем, крымским ханом, турецким пашой, атаманом донских казаков и, конечно же, с правителем Швеции. Мазепа мечтал об украинской короне и ждал момента, чтобы восстать. И таким моментом ему казался поход Шведов на Москву, в успехе которого он был уверен.

Император, целиком и полностью доверявший Мазепе, дал тому поручение – защищать Украину. Однако гетман сказался больным. Но как только шведы повернули к Украине, Мазепа открыто примкнул к их армии.

Однако народ Мазепы за предателем не пошел. С Мазепой к шведам пришли только около полутора тысяч казаков. А позже – еще около 3 000 запорожцев под руководством мятежного атамана.

И вот весной 1709 года шведские солдаты осадили Полтаву. В планах Карла было дождаться здесь союзников, а затем вновь пойти на столицу России. Однако вскоре к Полтаве подошли русские силы во главе с императором.

Правитель Швеции полагал, что стоит ему самому встать во главе сражения, и русских будет ждать оглушительный провал. Однако и русские были уже не теми, что раньше.

27 июня 1709 года прогремела Полтавская битва. Весь план сражения был продуман Петром, Петр и взял на себя руководство.

Шведы не один раз бросались в атаки, и были остановлены русской артиллерий, на которую делал особый упор Петр. Контратака русских обратила шведов бегство, сам Карл чуть было не был пленен.

Остатки шведской армии сдались, а Карл с Мазепой сбежали в Бессарабию.

Значение Полтавской битвы никак не преуменьшить. Ведь, кроме переломного значения в войне, это сражение подорвало мощь Швеции и укрепило положение Российской империи на международной арене.

← Спицын в повести Дубровский
← Лиза в повести Пиковая дама↑ ПушкинАнализ поэмы Руслан и Людмила →
Анализ баллады Песнь о вещем Олеге →

Исторические события в поэме Полтава Пушкина

  • Русский национальный характер в повести Очарованный странник Лескова
    Н. С. Лесков причисляется к группе литераторов, которые думали, что смыслом собственных творений является анализ крестьянской повседневной жизни, которая создает неповторимый отечественный самобытный нрав.
  • Характеристика и образ Сони Ростовой в романе Толстого Война и мир сочинение
    Образ Сони Ростовой как будто отделен от женских образов романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Она – племянница графа, которая растет в его доме.
  • Идейно-художественное своеобразие рассказа После бала Толстого
    Рассказ «После бала» был написан в 1903 году. Данное произведение обладает своими специфическими особенностями, которые требуют особого рассмотрения. Произведение не слишком большое, но имеет точную суть и свои особенности рассказывания.
  • Сочинение на тему Бездомные животные
    Проблема бездомных животных очень актуальна в современном мире. Очень часто мы видим сюжеты с бездомными животными в фильмах и книгах. К сожалению, это стало привычным делом.
  • Сочинение по роману Не стреляйте в белых лебедей Васильева
    «Не стреляйте в белых лебедей» — потрясающий рассказ, повествующий о взаимодействии человека и природы. Написанный ещё в семидесятые годы, он не потерял актуальности, как ни печально, и в наши дни.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/istoricheskie-sobytiya-v-poltava

Анализ поэмы «Полтава» Пушкина

Пушкин всегда интересовался русской историей, которую он внимательно изучал, зачастую проводя параллели между историческими событиями и современностью.

Образ Петра Первого не раз появляется на страницах пушкинских произведений, таких как поэмы «Полтава», «Медный всадник», повесть «Арап Петра Великого», стихотворение «Стансы».

Сейчас вы сделаем анализ поэмы «Полтава» Пушкина, обратив внимание на ключевые детали написания и замысел автора. На нашем сайте вы найдете также краткое содержание поэмы «Полтава».

Историческая основа поэмы «Полтава» Пушкина

Исторические события в поэме Полтава Пушкина

Начнем мы анализ поэмы «Полтава» с ее предназначения: поэму Пушкин посвятил ключевому событию Северной войны (1700 – 1721) – произошедшей в 1709 году Полтавской битве между русским войском под началом Петра Первого и шведской армией под командованием Карла XII.

Битва началась в 3 часа утра. Вначале перевес был на стороне шведов, но артиллерия под руководством Меньшикова смогла исправить ситуацию. После временного затишья начались новые атаки.

Незадолго до решающего момента царь обратился к солдатам со знаменитой речью, в  которой сказал им, что они сражаются не за Петра, а за Отечество, «за род свой, за народ всероссийский».

Он сам возглавил войско, пули прострелили шляпу и седло царя. К 11 часам утра сражение было выиграно.

Победа над «непобедимой» шведской армией обозначила перелом во всём ходе войны и поставила Россию в ряды сильных военных держав. Без рассмотрения этих фактов анализ поэмы «Полтава» был бы неполным. Более подробно читайте о событиях, описанных Пушкиным, в кратком содержании «Полтава». Теперь обратимся к образу Петра Первого.

Анализ образа Петра Первого в поэме «Полтава» Пушкина

Образ Петра привлекал внимание Пушкина как значительная и неоднозначная фигура в российской истории. Однако в поэме «Полтава» Пушкин сосредоточил внимание на ратных подвигах царя, его роли в формировании военного могущества государства.

Анализ поэмы «Полтава» показывает, что Петр Первый изображен как бесстрашный полководец, настоящий герой и защитник Отечества. В решительные минуты боя он появляется перед войском и смело ведёт его за собой.

Читайте также:  Сочинение друга за деньги не купишь рассуждение по пословице

Пушкин подчёркивает, что царь сражается за правое дело: он выходит из шатра «свыше вдохновенный», сподвижники слышат: «За дело, с Богом!» «Звучный глас Петра» воодушевляет войско.

Описание царя говорит об отношении самого Пушкина:

… Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

Короткие, рубленые фразы отражают стремительность, динамичность образа Петра, его грозную красоту и силу. Полки встречают Петра криками «ура». Вдохновляющую энергию царя Пушкин подчёркивает глаголом «промчался» и сравнением «могущ и радостен, как бой». Продолжим анализ поэмы «Полтава».

Важные детали и выводы при анализе поэмы «Полтава»

Петру в поэме «Полтава» противопоставлен шведский король Карл XII. Обычно отмечают приём контраста, использованный Пушкиным при изображении двух полководцев. Раненый Карл явился на поле боя «несомый верными слугами, в качалке, бледен, недвижим».

Его медлительные движения противопоставлены одухотворённой решимости Петра. Тем не менее Пушкин не умаляет достоинства противника. Карл назван «героем», войско послушно каждому ему движению: неслучайно «слабым манием руки на русских двинул он полки».

Примечательно, что после победы Петр угощает в своём шатре не только «своих вождей» (полководцев и соратников), но и «вождей чужих» (генералов шведской армии). Такой поступок говорит о великодушии, душевной щедрости и истинном могуществе царя. Ведь только по-настоящему сильный человек способен уважительно относиться к побеждённому противнику.

Анализируя эпилог поэмы «Полтава», можно увидеть, что Пушкин ещё раз подчёркивает важную для него мысль: справедливость и важность деяний Петра Первого проверена временем, он остался в народной памяти как герой. Победы Петра стали «огромным памятником», воздвигнутым им не ради собственной славы, а во славу России.

Надеемся, что представленный выше анализ поэмы «Полтава» Пушкина оказался полезным для вас, и эту информацию вы сможете учесть, когда будете читать произведение или краткое содержание поэмы «Полтава». Наш литературный блог создан с целью собрать анализы известных произведений и характеристики персонажей. Посетите его. по теме:

  • Краткое содержание поэмы «Полтава» Пушкина
  • Биография Александра Пушкина

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-poemy-poltava-pushkina

Полтавский бой в поэме Пушкина "Полтава" | Инфошкола

В 1828 г. Пушкин пишет поэму «Полтава». Он рассказывает в ней о подвиге народа, защищавшего свое отечество в битве под Полтавой в 1709 году.

Идейным содержанием «Полтавского боя» является прославление военного могущества и героизма русского народа.

Анализ картины боя, образ русского войска, образы Петра и Карла, их противопоставление, наблюдения над выразительностью поэтического языка, звучанием стиха дают возможность оценить высокое мастерство Пушкина-художника, говорить о Пушкине-патриоте, о его любви к родине, о чувстве национальной гордости поэта.

Пушкин горячо любил родину и внимательно изучал историю родного народа. Его глубоко трогали и волновали славные героические события истории народа. Он говорил: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно». Его интересовали и образы вождей народного движения Степана Тимофеевича Разина и Емельяна Ивановича Пугачева, и Пётр 1, замечательный государственный деятель.

Приступая к анализу Полтавской битвы, следует указать на историческую основу поэмы. В конце XVI века Швеция захватила исконные русские земли на побережье Финского залива.

Она отрезала Русское Государство от выхода в Балтийское море, необходимого для экономического и культурного развития страны. Началась длительная война со
Швецией.

Вторгшись в пределы России, шведы полагали, что им придется иметь дело только с русской армией, но на защиту родной страны поднялся весь народ, против захватчиков началась народная война.

Весной 1709 года шведский король Карл XII подошел к Полтаве хотел взять её штурмом. Он был талантливым полководцем, а шведская армия считалась тогда лучшей армией в Европе. Король был уверен том, что Полтава будет быстро взята. Но небольшой гарнизон и вооружившиеся жители города отбили яростные атаки шведов и сумели продержаться до подхода главных русских сил под командованием Петра.

Царь решил дать под Полтавой генеральное сражение с целью уничтожения шведской армии. Перед началом битвы войскам прочли приказ Петра. «Воины. Вот пришел час, который решит судьбу отечества Итак не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство Петру вручённое, за род свой, за Отечество… »

27 июня 1709 года около трёх часов утра битва началась. Шведы начали сражение стремительной атакой на расположение русских. Однако все их усилия сломить сопротивление русских полков были напрасны. Отбив атаки шведов, русские войска перешли в решительно наступление.

Под мощным напором русского войска армия шведов дрогнула и обратил ась в паническое бегство. Русские солдаты показали Полтавской битве исключительную силу в наступлении. Пётр руководи боем и появлялся в самых опасных местах. Его шляпа и седло были прострелены пулями. Разгром шведов под Полтавой был полный.

Значение Полтавской битвы для России было огромно. Победа на полях под Полтавой завершилась борьба русского народа за выход России к морю, борьба за укрепление Русского государства.

  • Таким образом, для своей поэмы Пушкин избрал одно из замечательных событий в истории родины, героем которого был народ — её защитник.
  • Разбор отрывка «Полтавский бой» следует начать с анализа того как рисует Пушкин начало боя. Читаем первые строки:
  • Горит восток зарёю новой.
    Уж на равнине, по холмам
  • Грохочут пушки …

Итак, описание боя начинается с точного указания времени и местности, где он произошёл. Вместе с тем, образ «горит Восток зарёй новой» — аллегория, это выражение имеет другой, скрытый смысл: образ зари как начала новой жизни, победы Востока над Западом.

В описании самого боя отмечается несколько этапов. Первый этап наступление шведов, русские теснят их. Следует разъяснить смысл отдельных образных выражений. Почему шведы «сыны любимые победы?»

Шведская армия была сильной, победоносной. Почему поле битв роковое? Исход битвы решает судьбу народов. В выражении «бог браней», то есть войн, Пушкин имеет в виду Марса, бога войны древних римлян. Чем же достигает поэт живости, яркости в описании боя?

Перечитываем текст: со слов «Грохочут пушки» до слов: «И бога браней благодатью / Наш каждый шаг запечатлён » Все изображено в движении, в действии: грохочут пушки, катятся ядра, свищут пули, рассыпались стрелки, рвутся шведы, конница летит и т.д.

Пушкин подчеркивает здесь стремительность боевого удара. Говоря о далеком прошлом, поэт употребляет глаголы настоящего времени, тем самым как бы приближая к нам события; мы живее, ярче представляем их.

Наличие большого количества коротких предложений также дает возможность передать быстроту, силу действий. Следует понаблюдать, как в связи с содержанием у поэта меняется самое звучание стиха: волнуясь, конница летит: Волнуясь, конница летит; Пехота движется за нею. И тяжкой твердостью своею. Ее стремление крепит.

Так, топот ног множества людей хорошо передаётся рядом слов, начинающихся на букву «т» (тяжкой твёрдостью), а также имеющих «т» в окончании («крепит»).

Рассмотрим, как изображен у поэта сам Петр. Его образ производит впечатление красоты, силы, величия. Обратим внимание на описание внешности царя, его «звучный глас» (отметим старинную неполно-гласную форму слова «глас»). «Его глаза сияют. Лик его (отметим архаизм «лик» вместо «лицо») ужасен» (то есть грозен, страшен для врага).
«Движенья быстры. Он прекрасен / Он весь, как Божия гроза».

Смысл сравнения Петра с «Божьей грозой» состоит в том, что Петр так же прекрасен и грозен, как величественное явление природы — гроза, буря.

О чем говорят слова Петра, обращённые к войскам: «За дело, с богом!»? Для Петра война со шведами — это общее, народное справедливое дело. Вот почему «его глаза сияют», он верит в победу, в то, что правое дело должно победить.

Мощь, величие Петра поэт перелает языковыми средствами. Рисуя его образ, Пушкин употребляет необычные, старинные формы слов, как бы подчеркивая этим, что Пётр — герой, человек необыкновенный.

В звучании самого стиха, в форме предложений используются короткие предложения. В ряде случаев предложение не укладывается, как обычно, в одну стихотворную строчку, а заканчивается в середине следующей строки. Такое построение стиха, сжатость предложений создают впечатление энергии, силы, быстроты движений, напряжённости действия.

Проанализируем картину передышки в бою. Какой замечательный образ битвы дает поэт («Как пахарь, битва отдыхает»). В чем смысл этого образа, почему битва сравнивается с отдыхающим пахарем?

Эта битва в понимании поэта — дело народное, дело трудное и тяжелое. Но необходимое и благородное. Образ этот навеян народной поэзией. Как замечателен и выразителен эпитет при описании образа пушек! («На холмах пушки, присмирев, прервали свой голодный рев»).

Пушки уподоблены диким голодным зверям. Как дикий голодный зверь пожирает свою добычу, так выстрелы из пушек уносят много человеческих жизней. И вновь поэт рисует образ Петра: и в бою и в момент краткой передышки он с войсками, со своим народом. С чем сравнивается здесь Пётр?

И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой…

Пётр не один, он появляется в окружении своих «товарищей, сынов», их много, они «за ним вослед неслись толпой».

Замечательна характеристика Меншикова, в нескольких словах поэт рассказал обо всей его жизни. Он был «безродный», незнатного происхождения, но благодаря Петру, умевшему разбираться в людях и оценившему острый ум Меншикова, он быстро возвысился, стал вельможей, ближайшим другом и советником царя, «полудержавным властелином».

Далее следим, как рисует поэт появление полководцев перед своими войсками, как изображает появление Карла на поле боя. Образ Карла во всём противоположен образу Петра.

И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Вожди героя шли за ним.
Он в думу тихо погрузился.
Смущенный взор изобразил
Необычайное волненье.
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье…
Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки.

Делаем вывод, что Петр у Пушкина сознает свою силу и правду, он вместе со своим народом. Карл — слабый, уже не верящий в свои силы и победу. Пушкин возвеличивает Петра как такого исторического деятеля, которому дороги интересы государства, и осуждает Карла, который воюет лишь для себя, для своей славы, а интересы государства для него ничто.

Сравним, как звучит стих, когда Пушкин говорит о Петре и когда он говорит о Карле. Налицо различное построение предложений: краткие предложения, создающие впечатление энергии, быстроты, силы, напряжённости действий, событий и длинная, медлительно развивающаяся фраза.

Новая картина — бой в разгаре. Победа. Что поражает в этом описании боя, как рисует поэт необычайную напряжённость, героизм борьбы? Выделим наиболее яркие картины схватки:

Изображая ожесточённый рукопашный бой, Пушкин вновь использует обилие глаголов, показывая напряжённость борьбы. Все дано в движении, в стремительности действий. Словами поэт рисует звуки боя (звукопись):

Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся сплеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

В этих строках отражается любовь поэта к родине, радость и гордость, что победа осталась за русскими. Восклицательные предложения передают силу чувства поэта, его восторг, восхищение.

Наконец поэт вновь возвращается к образу Петра, мудрого государственного деятеля, который умеет учиться у своих врагов.

Пирует Пёцз. и горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
При кликах войска своего,

  1. В шатре своем он угощает
  2. Своих вождей, вождей чужих,
    И славных пленников ласкает,
    И за учителей своих
  3. Заздравный кубок подымает.

Источник: https://info-shkola.ru/poltavskij-boj-v-poeme-pushkina-poltava/

Полтава

ПосвящениеПеснь перваяПеснь втораяПеснь третияПримечания

(1828—1829)

The power and glory of the war, Faithless as their vain votaries, men, Had pass'd to the triumphant Czar. Byrоn(0).

Тебе — но голос музы темной
Коснется ль уха твоего?
Поймешь ли ты душою скромной
Стремленье сердца моего?
Иль посвящение поэта,
Как некогда его любовь,
Перед тобою без ответа
Пройдет, непризнанное вновь?

Узнай по крайней мере звуки,
Бывало, милые тебе —
И думай, что во дни разлуки,
В моей изменчивой судьбе,
Твоя печальная пустыня,
Последний звук твоих речей
Одно сокровище, святыня,
Одна любовь души моей.

Читайте также:  Иван федоров - первопечатник сообщение доклад

«Полтава» — поэма Александра Пушкина, написанная им в 1828 году.
Поэма посвящена Марии Волконской, дочери генерала Раевского, героя войны 1812 года, которая последовала за своим мужем-декабристом в сибирскую ссылку.

Поэма состоит из трех песен. В первой песне повествуется о Марии (дочери В. Л. Кочубея), украинском гетмане Мазепе и о событиях Великой Северной войны. Во второй песне рассказывается о казни Кочубея.

В третьей — описывается Полтавская баталия.

В поэме Пушкин обращается к славным страницам истории нашей родины. Смело и широко он рисует Полтавскую битву, от исхода которой зависело существование России как самостоятельного государства. При работе над поэмой Пушкин обращался к историческим источникам, а также к молдавским преданиям, народным украинским песням и думам.

  • Мазепа — украинский гетман.
  • Мария Кочубей — дочь В. Л. Кочубея.
  • В. Л. Кочубей — генеральный судья.
  • Любовь — жена его.
  • Петр Великий — русский царь.
  • Карл XII — шведский король.

Действие поэмы происходит на Украине в городе Полтава.

Начав весной 1828 г. и вскоре бросив работу, Пушкин вернулся к поэме осенью (когда к нему обычно приходило вдохновение) и необыкновенно быстро, по его словам, «в несколько дней», закончил свою вторую по величине (после «Руслана и Людмилы») поэму.

Сохранился рассказ об этом со слов Пушкина в воспоминаниях его знакомого М.Юзефовича: «Это было в Петербурге. Погода стояла отвратительная. Он уселся дома, писал целый день. Стихи ему грезились даже во сне, так что он ночью вскакивал с постели и записывал их впотьмах.

Когда голод его прохватывал, он бежал в ближайший трактир, стихи преследовали его и туда, он ел на скорую руку что попало и убегал домой, чтобы записать то, что набралось у него на бегу и за обедом. Таким образом слагались у него сотни стихов в сутки.

Иногда мысли, не укладывавшиеся в стихи, записывались им прозой. Но затем следовала отделка, при которой из набросков не оставалось и четвертой части».

«Полтава» была новаторским произведением, не понятым ни современниками, ни позднейшей критикой. В пределах одной поэмы Пушкин захотел объединить несколько важных политических и личных тем, волновавших его в ту эпоху, и, как казалось ему и его ближайшим друзьям-поэтам, он успешно осуществил эту задачу(1).

Первая тема «Полтавы» — судьба русского государства среди других европейских государств, способность русского народа отстоять свою
самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками.

Эта тема (борьба
Карла XII с Петром) связывалась в сознании Пушкина с недавними, памятными
еще ему событиями — нашествием Наполеона и поражением его, «когда падением
ославил муж рока свой попятный шаг».

Пушкин считал, что, победив в тяжкой
борьбе с могучим врагом, Россия показала свою внутреннюю крепость и силу.

Но в искушеньях долгой кары,
Перетерпев судеб удары,
Окрепла Русь. Так тяжкий млат,
Дробя стекло, кует булат.

Героем, стоящим в центре этой темы в «Полтаве», является Петр, а
центральным эпизодом — Полтавский бой и пир после победы.

Другая тема, которая не могла не встать перед Пушкиным как государственным мыслителем, — тема многонациональности русского государства, исторической закономерности объединения разных наций в пределах одного государства и прочности их связи с русским народом и государством.

Эту тему Пушкин развивает на примере Украины, поставив в центре образ Мазепы, пытавшегося при помощи шведских войск оторвать Украину от России. В поэме Пушкин (в строгом соответствии с историей) показывает Мазепу не как патриота, борющегося за освобождение своей родины(2), а как коварного
властолюбца, на деле презирающего и свободу и родину.

Эту национальную тему
Пушкин, видимо, сначала хотел выдвинуть на первое место, назвав в рукописи
свою поэму «Мазепа».

Пушкин не был бы великим гуманистом, если бы ограничился в своей поэме
поэтическими размышлениями о государстве, восхвалением его мощи, забыв о
человеке. Третья тема «Полтавы» — тема частного человека, раздавленного
колесом истории. Мария — сильная и страстная женщина.

Преодолев и религиозные препятствия, и проклятие родителей, и позор в глазах общества,
она завоевывает себе счастье, но неожиданно и невинно погибает жертвой игры
грандиозных и страшных исторических событий. Выделенная поэтом в конце поэмы
(и в конец эпилога), драма Марии придает трагический характер и всему
произведению.

«Сильные характеры и глубокая, трагическая тень, набросанная
на все эти ужасы, вот что увлекло меня», — писал Пушкин о «Полтаве» в статье
«Опровержение на критики».

Пушкин придавал большое значение исторической верности описания и освещения событий в своей поэме, так же как и изображения исторических лиц в
ней.

Он предпослал «Полтаве» в первом издании предисловие, где подчеркивал достоверность изображаемого, и сопроводил поэму примечаниями, цитируя в них подлинные исторические документы; он горячо полемизировал с критиками, упрекавшими его в искажении истории.

Эту подлинно реалистическую по содержанию поэму Пушкин написал несколько приподнятым, поэтически украшенным стилем, напоминающим некоторыми чертами стиль народных украинских песен, исторических сказаний, дум (см.

начало поэмы — «Богат и славен Кочубей», или описание красоты Марии, или
стихи «Не серна под утес уходит…», поэтический монолог Кочубея о трех
кладах; звучащие, как песня, стихи о казаке: «Кто при звездах и при луне так
поздно едет на коне?»(3)).

«Полтаве» предпослано необыкновенно поэтическое, полное глубокого чувства посвящение. Кому оно адресовано — до сих пор точно не установлено. Есть предположение, что Марии Волконской (урожденной Раевской), жене декабриста С. Н. Волконского, поехавшей за мужем в сибирскую каторгу (см. стихи «Твоя печальная пустыня, последний звук твоих речей…»).

(0) Мощь и слава войны,
Как и люди, их суетные поклонники,
Перешли на сторону торжествующего царя.
Байрон (англ.).
(1) «Самая зрелая изо всех моих стихотворных повестей, — писал Пушкин в заметке «Опровержение на критики», — та, в которой все почти оригинально (а мы из этого только и бьемся, хоть это еще и не главное), «Полтава», которую Жуковский, Гнедич, Дельвиг, Вяземский предпочитают всему, что я до сих пор ни написал… «Полтава» не имела успеха». (2) В противополжность Рылееву, именно так изобразившему Мазепу в своей
романтической поэме «Войнаровский» (1825). (3) Сначала Пушкин написал эти стихи даже иным стихотворным размером по
сравнению со всей поэмой, подобно вставленным в поэму «Цыганы» стихам о птичке.

Источник: https://www.pushkinpoetry.ru/poltava.htm

История создания "Полтавы" Пушкина, главные герои

Поэма «Полтава» написана Пушкиным в 1828 г. Пушкин был хорошо подготовлен к изображению событий на Украине, совпавших с царствованием в России Петра I.

Личность Петра глубоко интересовала поэта и всего за год до работы над «Полтавой» нашла отражение в его «Арапе Петра Великого» и «Стансах». Интерес к теме был понятен ещё и потому, что Украина начала XVIII в.

давала такие же яркие, сильные характеры, как и Русь начала XVII в., изображённая поэтом в трагедии «Борис Годунов».

Пушкин воспользовался историческими работами о личности и эпохе Петра I (Вольтера, Бантыш-Каменского, князя Щербатова, Голикова и др.). Они помогли поэту дать правильное освещение исторических событий.

Но в биографию героини поэмы Пушкин внёс некоторый вымысел: он заменил имя Матрёна (дочь Кочубея) более романтическим именем Мария и устранил некоторые другие факты из её жизни (замужество и удаление в монастырь).

Поэтический замысел, стоявший перед поэтом, привёл к упрощению и изменению отдельных исторических фактов (например, допрос Кочубея у него ведёт Орлик, а не министры Шафиров и Головкин, как было на самом деле).

Но все важнейшие события, связанные с борьбой Карла XII и Мазепы с Петром I, освещены в точном соответствии с историческими источниками. Это дало право Пушкину сказать в своих «Критических заметках»: «Мазепа действует в моей поэме точь-в-точь, как и в истории, и речи его объясняют его исторический характер».

Сам Пушкин говорит, что мысль написать эту поэму внушило ему прочитанное им в одной современной поэме (в «Думах» Рылеева) известие о несчастной любви дочери Кочубея к Мазепе. Таким образом, по первоначальному плану, этот романический эпизод должен был стоять в центре действия — вот почему поэма и начинается с изображения характера Марии.

Но, начавши с этой частной завязки, Пушкин не остановился на ней и значительно расширил рамки своего сюжета, придавши ему более общий интерес внесением в повествование исторического элемента, поэтому на ряду с Мазепой выдающееся место занял в поэме Пётр Великий и вся поэма получила название «Полтава», а частный, любовный эпизод отступил на второй план перед изображением великого исторического события.

Поэт-гражданин, с напряжённым интересом наблюдавший развитие современной ему политической жизни и много размышлявший над историческим прошлым своей страны, Пушкин не мог ограничиться только психологической темой, тем более что герой поэмы не был простым человеком. Поэт подошёл к обрисовке Мазепы как исторического деятеля, не только раздвинув тем самым рамки поэмы, но и превратив её в поэму политическую.

В связи с этим изменением замысла в поэму вошла тема родины в один из ответственнейших моментов её истории. Центральным событием, изображённым в поэме, стала Полтавская битва 1709 года, а основным героем — Пётр I.

Это перенесение центра тяжести с личных переживаний на исторические события вызвало и замену первоначального названия поэмы новым — «Полтава», и превращение произведения из психологической поэмы-новеллы в поэму героическую, то есть стихотворную повесть об исторических событиях, имеющих важное значение для страны и народа.

Основной темой произведения стала тема народного и антинародного исторического деятеля, а основными образами — Пётр I, Мазепа и Карл XII. Такова, вкратце, история создания «Полтавы».

Источник: Пишем сочинения по поэмам А.С. Пушкина. М.: «Грамотей», 2006

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/istorija_sozdanija_poltavy_pushkina_glavnye_geroi/53-1-0-262

Сочинение по поэме Пушкина “Полтава”

“Полтава” (1828) посвящена воспеванию славного исторического события – Полтавской битвы, знаменовавшей укрепление русского государства. У Пушкина это был первый опыт исторического произведения в стихах, основанного на специальном изучении исторических работ (например, “Истории Малой России” Д. Ы. Бантыша-Каменского и др.).

В поэме соединяются две жанрово-стилевые линии: любовно-романтическая (Мазепа – Мария) и историко-эпическая (Петр – Мазепа – Карл XII). Ведущей для Пушкина была тема Полтавской победы. Поэтому и произведение

названо “Полтава”, а не “Мазепа”, как первоначально предполагалось. Тем не менее образ Мазепы Пушкина очень интересовал – и в плане политическом, и в плане историко-литературном (как полемика с поэмой Рылеева “Войнаровский”).

По существовавшей литературной традиции Мазепа мог бы восприниматься как типичный романтический герой, не признающий над собою человеческого суда, ибо он выше “толпы”.

Но Пушкин, не подвергавший сомнению выводы официальной историографии и поставивший целью возвеличить Петра I, судит Мазепу как личность, противопоставившую себя родине и народу.

В пушкинской поэме Мазепа и Петр даны как антиподы. Мазепа одинок, Петр окружен единомышленниками.

Мазепа думает прежде всего о себе, Петр воодушевлен идеей государства. В предисловии к первому изданию поэмы Пушкин писал, что некоторые писатели (имея в виду Рылеева) хотели сделать из Мазепы “героя свободы, нового Богдана Хмельницкого. История представляет его честолюбивым, закоренелым в коварстве и злодействах”.

Не меньшее значение имеет в системе образов противопоставление Петра и Карла XII, проявляющееся и в стилистической сфере. Сила и вдохновение Петра передаются с помощью коротких фраз, передающих энергию и стремительность героя “Полтавы”:

…Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия Гроза.

О Карле, “венчанном славой беспощадной”, Пушкин пишет распространенными предложениями, создающими впечатление медлительности и даже какой-то неуверенности.

Существенно, что Пушкин в поэме провозглашает идею о единстве национальных и государственных интересов русского и украинского народов. Действие поэмы происходит на Украине. Естественно, что Пушкин стремится воссоздать национальный колорит и споем повествовании.

С этой целью он насыщает текст этнографическими деталями, воссоздает пленительные картины украинской Природы, вводит в поэму ряд украинизмов: хата, кат, рада и т. д.

Правдивое, конкретно-историческое изображение Полтавской битвы и событий, ей предшествовавших, сочетается в поэме с явно романтическими чертами.

Резко выраженный конфликт сильных характеров, эффектные сцены столкновения Марии с матерью и ее безумие, некоторая загадочность персонажей – все эти романтические мотивы придавали повествованию о важнейших исторических событиях эмоциональную приподнятость и лирическую взволнованность.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-po-poeme-pushkina-poltava/

Ссылка на основную публикацию