- Меню статьи:
- Культура и природа, пропасть между культурным и природным – тема философских рассуждений, а также повести Виктора Астафьева «Царь-рыба», главные герои которой – в центре нашего внимания.
- Что ж, чтобы лучше понять идеи повести, обратимся к главным героям «Царь-рыбы».
Центральные персонажи литературного творения Виктора Астафьева
Герои, которых описывает автор, живут в лоне природы. Но это отчасти справедливо: в природе находятся их тела, но души не пребывают в гармонии с естественностью среды обитания.
Писатель создает правдоподобные образы жителей сибирских мест. Сибиряки выросли в объятиях природы, но не находятся с ней в согласии. Рыбаки эксплуатируют природу.
Литературный критик мог бы сказать, что тематика повести – экологическая.
О похожем – иными словами – говорит, к примеру, французский фотограф и режиссер Жан Артюс-Бертран, автор скандального фильма «Дом», запрещенного во многих странах.
Игнатьич
Зиновий – один из главных героев «Царя-рыбы». Игнатьич – сибиряк с «золотыми руками», поэтому односельчане и дали мужчине прозвище «механик», потому что тот делал и починил любые вещи. Главный герой мастерски разбирается в технических вопросах, Зиновий – уважаемый человек в селе. Соседи считают Зиновия правильным и нравственным, а потому ценят мужчину.
Игнатьич воспринимает себя немного горделиво: сибиряк имеет хороший, красивый дом, склонен к порядку, поддержанию чистоты. Зиновий – человек запасливый и бережливый, а потому на сберегательной «книжке» рыбака скопилось уже много средств.
Однако род занятий Игнатьича не вызывает одобрения: по крайней мере, со стороны современных экологов и правоведов. Он занимается браконьерством. Впрочем, это не новинка для окружения героя: все сибиряки с детства привыкли к охоте и убийству животных.
Однажды судьба сыграла с Зиновием злую шутку: пожадничав, Игнатьич позарился на крупную рыбу. Дела обернулись не так, как в произведении Эрнеста Хемингуэя: мужчина запутался в снастях, и рыба перетащила Зиновия за борт. В шаге от гибели, сибиряк задумывается о том, что делал в жизни неправильно. Герой вспоминает, как нанес обиду Глаше.
Глаша
Глашу Куклину можно назвать персонажем второстепенным. Логика повествования требует, чтобы характеристика девушки была дана здесь. Глашу сильно обидел, оскорбил Зиновий. Девушка выходит замуж, но внутри бедняга опустела и увяла. Героиня признается Зиновию, что больше не может ничего ощущать, что душа ее высохла.
В молодости Зиновий очень унизил девушку. Поначалу срамной поступок вызывал в юнце гордость, но с годами гордость перерастала в муку. Зиновий тайно мучился из-за того, что сделал с Глашей, пробуя просить прощение у девушки. Но та не простила обидчика.
Персонажем второго плана является также жена Зиновия – полная, крупная, «рубенсовская» женщина. Игнатьич привозит жену, когда возвращается со службы. Женщина работает в бухгалтерской контор
Младший брат Зиновия
Также фигурирует среди ключевых героев «Царь-рыбы» под именем командора. Брат питает к Игнатьичу искреннюю ненависть. Командор старается изгнать старшего брата с реки, постоянно бросает тому вызов.
Царь-рыба
Эта огромная рыбина – из тех, которые встречаются рыбаку единожды в жизни. Аллюзия на произведения Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» прослеживается постоянно: рыба способствует переосмыслению жизни Зиновием. Когда тот кричит «Прости!», адресуя просьбу отчаянья Глаше, рыба отпускает героя. Зиновий испытывает легкость: физическую и душевную.
Осетр, который попадается Зиновию на крючок, огромен. Главный герой повести «Царь-рыба» решает, что имеет достаточно сил, чтобы укротить рыбину самостоятельно, но терпит поражение: рыба переворачивает снасти и лодку, а рыбак оказывается в воде.
Зиновий понимает: он запутался в крючках и рыболовных принадлежностях, а осетр стремительно тянет его под воду. Игнатьичу удается вырваться из плена, но рыбак запутался в тех же сетях, что и добыча. Когда же Зиновий раскаивается в ошибках прошлого, в совершенных когда-то проступках, то просит Бога о прощении. Услышав мольбы рыбака, Господь дает Зиновию второй шанс, а осетр уплывает.
Идея царь-рыбы
Рыба, встречающаяся главным персонажам повести (или новеллы, как некоторые литературные критики называют произведение Виктора Астафьева), – это образ наказания, расплаты за грехи. Экология – важная тема для текста «Царь-рыбы», но здесь кроется еще одна идея – страх за человеческую душу, за то, во что превращается душа, смешиваясь с прегрешениями.
Источник: https://r-book.club/sovremenniye-pisateli/viktor-astafjev/car-ryba.html
Краткое содержание «Царь-рыба»: пересказ повести Астафьева
«Царь-рыба» – это глава из одноименного сборника произведений Виктора Астафьева. В ней рассказывается о рыбаке Игнатьиче, которому в сети попадается огромный осетр. Это противостояние с рыбой приводит к тому, что Зиновий полностью переосмысливает свою жизнь. В статье можно читать краткое изложение произведения Астафьева «Царь-рыба».
Основные персонажи
- Зиновий Игнатьич – главный герой повести, лучший рыбак в деревне. Жадный и жестокий по отношению к природе человек, занимающийся браконьерством;
- Царь-рыба – осетр, который противостоял Игнатьичу. Рыба предстает в образе «доисторического» существа, напоминая человеку о том, что он – лишь маленькая частичка природы, существовавшей задолго до его появления;
- Командор – завистливый младший брат главного героя. Однажды Зиновий чуть не умер по его вине.
Также в рассказе упоминались:
- супруга Командора – женщина, заставившая мужа извиниться перед Зиновием за случай на реке;
- дед – еще маленькому Зиновию он советовал не связываться с Царь-рыбой, если на душе есть ноша;
- Глаша – возлюбленная Игнатия в юношестве. Загуляла с одним из трудармейцев.
Очень краткий пересказ
Чтобы написать сочинение по литературе и лучше подготовиться к экзамену, рекомендуется прочесть очень краткий пересказ повести.
Игнатьич – самый удалой рыбак в поселке. Свой талант Зиновий применяет в браконьерстве, совершенно не задумываясь о вреде, который он наносит природе. Как-то раз ему сильно повезло, и в сети попался большой осетр.
Игнатьич впервые увидел осетра таких крупных размеров
Вскоре главный герой понял, что не сможет с ним совладать, но не стал звать подмогу, потому что не хотел делиться добычей. Он попытался ударить рыбу топором по голове, но не удержал равновесия и упал в воду. Обратно подняться он уже не мог, потому что он застрял в удах. Осетр все бился о лодку, вгоняя уды глубже в себя и в Игнатьича.
Оба они слабели. Главный герой просил Бога развести их по разные стороны, но осетр все глубже вгонял уды в себя и в рыбака.
Тут он вспомнил, как еще в детстве старик советовал детям отпустить Царь-рыбу при встрече с ней, если на душе есть тяжкий груз.
В юности Игнатьич надругался над своей возлюбленной Глашей и бросил ее в реку за то, что та загуляла с другим. Он начал молить о прощении и Бога, и Глашу.
Неожиданно рыба качнулась и вырвалась из уд, разорвав свою кожу. Она уплыла, а сам Игнатьич попросил ее жить как можно дольше.
Краткое содержание повести
Хотя рассказ написан не по главам, все события в нем идут последовательно. Ниже составлено краткое содержание повести-противостояния рыбы и человека.
Зиновий Игнатьич живет в поселке Чуш, что на берегу Енисея. Ко всем он относится с определенной снисходительностью и всегда приходит на помощь нуждающимся. Плавал Игнатьич на лодке, окрашенной в бело-голубой цвет.
Он всегда был хорошо одет, на праздниках не напивался до беспамятства и со всеми общался вежливо. Часто свой талант он растрачивает впустую, занимаясь браконьерством. Так он вылавливает редкую рыбу, продает ее, тем самым опустошая водоемы.
Зиновий даже не задумывается о наносимом природе ущербе.
Местные очень уважают Игнатьича за его умение чинить любую технику и природный талант к рыбалке. Никто даже не сомневается, что Зиновий – лучший рыбак в поселке.
Единственным, кто завидовал Игнатьичу, был его младший брат Командор. С самого детства он рос в тени Зиновия, делая пакости, лишь бы обойти брата. Однажды он даже выгнал Игнатьича с рыбного места, но и на «Золотой карге» у умелого рыбака был удачный клев.
В порыве злости Командор чуть не убил Зиновия на реке, но все обошлось. Последний тогда вспомнил, как мать сожалела, что не убила младшего сына еще в младенчестве.
«Младший Утробин» пообещал во что бы то ни стало выжить старшего брата с реки или выгнать его в то место, где рыбы нет.
Супруга Командора, услышав о об этом конфликте, велела мужу идти извиняться перед старшим братом. Тот попытался оправдать свой поступок пьянством. На что Зиновий ответил, что за алкоголь его могут и капитанского звания лишить. Эта фраза лишь раззадорила Командора.
Однажды осенью Игнатьич пошел рыбачить на лодке. Он уже собирал рыб из самолова, когда почувствовал, что в сети попалось что-то крупное. Зиновий браконьерничал, и в тот момент он очень боялся встретить рыбнадзор, потому что, если к ним попадешься – ждет тебя стыд и позор, а если сопротивляться начнешь – тюрьма. Сначала по реке проплыло грузовое судно, а за ним – «грустный кораблик».
По поведению рыбы он понял, что на наживку клюнул осетр. Однако был у него очень странный вид, по которому он больше походил на «ящера», нежели на рыбу. Еще Игнатьича удивило и то, что в этих водах осетр вымахал до таких размеров.
Зиновий взглянул на рыбу под кормой, и что-то в ее виде показалось ему зловещим. Осетр зацепился за несколько крючков, и для надежности Игнатьич прикрепил еще, но рыба и не дернулась. Он стал осознавать, что одному это чудище не побороть, поэтому придется звать подмогу – Командора и механика.
Рыбак насчитал, что с одного осетра ему достанется порядка двух ведер икры, делиться которой он не собирался. Жадность и скупость захватили разум Зиновия. Он не хотел отпускать добычу, но и идти за помощью Игнатьич тоже не стал. Он подумал, что словить «Царь-рыбу» удается только раз за всю жизнь, да и то не у всякого она клюнет.
В Игнатьиче, с детства любившего рыбалку, проснулся азарт выиграть в противостоянии с осетром.
Тут рыбак вспомнил, как еще в детстве дед говорил, что при встрече с Царь-рыбой стоит ее отпустить и продолжить жить. Он откинул все эти мысли, ухватил топор и ударил по рыбине, но обух лишь проскользил по ее лбу. Тут рыба дернулась, Игнатьича качнуло, и он оказался за кормой. Его оглушило от удара, и теперь Зиновий шел ко дну. Осетр продолжал отчаянно вонзать крючки в себя и в рыбака.
Игнатьич поплыл к лодке и попытался взобраться на нее, но по пути в него всадилось еще несколько уд. А рыба тем временем садила крючки и в себя, и в ловца.
Зиновий взмолился Богу, чтобы тот расцепил его с рыбой, но осетр не планировал сдаваться: он подплыл к лодке и уткнулся в бок Игнатьичу так, что тому показалось, будто рыба начала его жевать. Оба они теряли кровь и ослабевали. Зиновий вновь попытался взобраться в лодку, но рыба ухватила его за ногу. Тогда он начал бить ее по голове, а она потянула его за собой под воду.
Вдруг в ушах у него раздался шум, и Игнатьич решил, что потерял много крови и уже близок к смерти. Он начал вспоминать юные годы, когда его выдвигали в депутаты, но позже «отодвинули», потому что он – браконьер. Вспомнилось ему и то, как его племянницу сбили насмерть негодяи.
Он снова задумался о словах деда, который не советовал связываться с Царь-рыбой, если на душе есть тяжелая ноша. А у Зиновия такая ноша была. В 1942-м году в поселок заехали трудармейцы, с одним из которых загуляла Глашка, его возлюбленная.
После этого по поселку о ней поползли дурные слухи, и Зиновий, не выдержав, завел девушку к реке, надругался над ней и столкнул в воду. С тех самых пор двое людей хранили эту страшную тайну. Будучи «молокососом», Игнатьич хвалился и гордился этим бесчестным поступком.
Но время шло, он женился, и воспоминания о той ночи превратились в стыд и муку. Зиновий понял, что Царь-рыба – кара, посланная с небес.
Это фото иллюстрирует то, как Игнатьич из-за преступлений против природы находится на волоске от гибели, застряв в собственных удах
Уже с трудом открывая рот, он пытался просить у Глашки прощения. Неожиданно появился шум мотора и лодку качнуло водой. Осетр перевернулся и уплыл, разорвав свою кожу от самоловов.
Он кричал в след Царь-рыбе, чтобы та еще пожила. Сам Игнатьич был рад своему освобождению, ведь теперь и совесть его была чиста перед Глашкой. Он понял, что получил шанс жить иначе, без груза прежних ошибок.
Основная мысль повести
В этой повести В.П. Астафьев поднимает проблему экологии. По мнению автора, природа и человек неразрывно связаны, и к ней нужно относиться бережно и уважительно, иначе каждого может постигнуть наказание.
Игнатьич из жажды наживы расхищал водоемы, тем самым нанося огромный вред природе. Более того, в душе он нес еще более тяжелую ношу после своего надругательства над Глашей.
История, произошедшая с Зиновием, символизирует будущее человечества, если оно не перестанет беспощадно разрушать природу и не начнет жить в гармонии с ней.
Тем, кто хочет подробней изучить повесть, рекомендуется не ограничиваться чтением краткого содержания повести «Царь-рыба» и ознакомиться с ней целиком.
Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/astafev/tsar-ryba.html
Астафьев «Царь-рыба» Краткое содержание + анализ
- Главная › Литература
В начале произведения описывается главный герой – Игнатьич. К людям он относился снисходительно, но однако всем помогал. Занимался Игнатьич рыбалкой, работал наладчиком пил и станков, но все называли его механиком, т.к. он любил покопаться в технике.
Когда он рыбачил и видел чужую сломанную лодку, он всегда помогал разобраться в неполадках другому. Покопавшись в моторе, Игнатьич говорил, что мотор не исправен либо чинил его. После этого, он доставал мыло и тряпицу, мыл руки. В качестве благодарности ничего не просил.
Что касается рыбалки, то в этом деле Игнатьичу не было равных: он ловил лучше всех, больше всех. Он всегда справлялся с ловлей один, и делится добычей ни с кем не приходилось.
И был у Игнатьича брат-завистник, тоже рыбак. Брат хотел вытеснить Игнатьича на безрыбье, но даже когда у него это и получилось, Игнатьич и там ловил рыбу, хоть меньше, но зато самую отборную. Злился на него брат-командор за это и за то, что он был во всем лучше его.
Как-то раз встретились два брата на реке, командор стал угрожать Игнатьичу ружьем. Младший был взбешен, но старшему удалось уйти. После этого, по деревне прокатилась новость об этом. Пришлось младшему извиняться.
Дальше идет описание одного из дней рыбалки. Игнатьич проверял самоловы, которые он ставил до этого. В двух из них – стерляди оказалось очень много. Затемно он подошел к третьему самолову. На нем помимо стерляди, была еще какая-то крупная рыба, а с крупной нужно действовать осторожно.
Несмотря на то, что Игнатьич был увлечен рыбалкой, он и про осторожность не завывал. Ему, как браконьеру, следовало бояться рыбнадзора, поэтому он все время держал ухо востро. Проехала какая-то лодка.
Все встрепенулось в Игнатьиче, но на его счастье это был грузовой корабль, а за ним прогулочный.
Чуть остановил Игнатьич свою работу, полюбовался на прогулочный корабль, но его отвлекла та самая большая рыбина.
Приглядевшись к рыбе, Игнатьич понимает, что эта рыба – осетр, и что она очень умаялась. Теперь только тянется ко дну, не дергается.
Удалось рассмотреть ему рыбу поближе и что-то первобытное показалось ему в ее облике.
Он пытается своими шуточками, снять с себя напряжение, но ему это не удается. Рыба вдруг кажется Игнатьичу зловещей, и он еще раз осмотрел рыбу и всадил в нее еще несколько крючков.
Но рыбак в нем говорит, что не совладать ему одному, нужно насадить крючков еще побольше да бросить рыбину в глубь, а потом звать братца на подмогу. Но при мысли о дележе, все разумное в нем замолкает. Он не хочет делить ни рыбы, ни ее икру.
Его умом завладела жадность. Он на мгновенье задумывается: он не лучше своего младшего брата и других хапуг.
Он вспоминает покойного Куклина, который говорил, что до поры до времени некоторым людям удается скрывать свою сущность, но чрезвычайные ситуации расставляют всех по местам.
Однако, он сам себя отвлекает от рассуждений, подзадоривает себя, принимая жадность за азарт. Но какая-то его часть все же призывала к разуму, он специально вслух приказал себе остановится, но это не помогло. Он рассчитывает, как бы ему оглушить рыбу.
Тут в его уме случайно промелькнула мысль, что царь-рыбу нельзя упускать, так как она не каждому попадается. И сам удивился этому открытию. Это царь-рыба.
Тут ему вспомнилось, что дед советовал отпускать царь-рыбу, если она попадется. Отпускать и дальше мечтать о ней. Но Игнатьич не послушался совета.
Он делает попытку перевалить рыбу в лодку, но внезапно не удержав равновесия падает в реку.
Он вместе с рыбой запутался в самоловах и думает уже, что это конец – рыба тянет его ко дну. Но он выплыл наружу и схватился руками за лодку.
Он молится о спасении, сожалеет о том, что взялся ловить царь-рыбу.
А рыба все жалась к нему. Они оба слабели. Игнатьич размышляет, почему скрестились их пути, думает, что их ждет одна и та же смерть.
И вдруг он понимает, что не хочет умирать.
Дальше идет размышление Игнатьича или самого автора об одной участи человека и зверя. Но чтобы были связаны человек и рыба – не бывало такого.
Тут он вспоминает опять старика Куклина, как он канул в воду и никто его не нашел, вспоминает утопленника, которого он случайно видел всплывшим на поверхность. И понимает, что не хочет он разделить их участь. Он бьет рыбу, руки его от этого слабеют, но он помогает удержаться за лодку себе подбородком.
Он просил рыбу смириться, ведь умерев, рыба поможет ему спастись. Он разговаривает рыбой так, как будто она его понимает. В отчаянии, он зовет младшего брата. Но в ответ тишина. Нет вокруг никого: только он и эта рыба.
Стало уже совсем поздно. Он видит, что вокруг все желтое и безголосое. Он понимает, что умирает и заставляет свое тело прийти в себя.
Он чувствует, что рыба жмется к небу, он сравнивает ее с женщиной. Он думает на рыбу, что она оборотень. Ему кажется, что она что-то вспоминает перед смертью, возможно свои грехи.
Но что она может вспоминать? Ведь не было в ее жизни ничего. И вдруг он проникся отвращением к этой рыбине.
Дальше цитирую: «И из-за нее, из-за такой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла.»
Он вспоминает свою жизнь: детство, которого в общем-то и не было, т.к. он не учился, а постоянно думал о рыбалке; свои прежние должности и то, что его постоянно смещали с них, потому что его волновала только рыбалка, а на остальное он старался тратить как можно меньше времени.
Вспомнил, как задавили его племянницу Тайку. Вспомнил заветы деда, тот советовал ему: «А ешли у вас, робяты, за душой што есь, тяжкий грех, срам какой, варначество – не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды — отпушшайте сразу. Отпушшайте, отпушшайте!.. Ненадежно дело варначье».
Игнатьич думает, за какой же это грех ему такое наказание? И понял, что это ему за то, что Глашку обидел. Он из-за ревности сделал со своей невестой такое, чему нет ни прощения, ни оправдания. Долго он мучился из-за этого случая, прислал письмо с фронта, извинялся лично, но она не смогла его простить. Этот случай с царь-рыбой ему расплата за тот гнусный поступок.
Он кричит, просит прощения у Глаши, хочет уже отпустить руки от лодки, но пальцы онемели и не слушаются его.
Через некоторое время, он слышит мотор лодки.
От лодки проходит волна, рыбина оживляется из-за колебаний в воде, пытается уплыть с волной. Рыба рванулась и уплыла с множеством крючков в себе, а Игнатьич стал свободен. И телу, и душе стало легче.
Телу от того, что его не тянет вниз рыба, а душе «от какого-то не постигнутого умом освобождения.»
***
Главная тема этого рассказа, несомненно, — браконьерство. Игнатьич, пример человека, который не знает в рыбалке чувство меры, занимается ею все свое время и не относится бережно к ресурсам природы.
А надо бы и задуматься над последствиями. Рано или поздно это небрежное отношение к природе нам «аукнется». И тогда взвоет волком человек и пожалеет о том, что приносил окружающему миру вред.
Но рассказ не только об этом, а еще и о связи человека и природы. Мы не отдельно от нее, мы тесно с ней связаны. Она начнет утопать, гибнуть, и мы вместе с нею. Человек же очень часто думает, что он — бог, что он — царь природы, но нет. Человек и природа равны. Не стоит забывать об этом.
Много еще и «дополнительных» идей, таких как
«все плохое, что мы сделали, вернется к нам обратно»
«нужно знать во всем меру»
«во многих людях таится скрытая сущность, которую они не показывают до поры до времени» и т.д. Как говорится, каждый из книги выносит свой урок.
Источник картинки: bochkavpechatleniy.com
Источник: https://setadra.ru/2012/09/astafev-car-ryba-kratkoe-soderzhanie-analiz/
«Царь-рыба» (В. Астафьев)
Цитата: «Тишина. Такая тишина, что собственную душу, сжавшуюся в комок, слышно».
Проблематика:
- нравственная (покаяние как путь очищения и освобождения личности);
- экологическая (чем больше человек познаёт природу, тем больше губит её).
Смысл названия: Царь-рыба — это просто крупный осётр. Но в рассказе Астафьева он символизирует саму природу, которую человек пытается покорить себе и заставить служить своим целям.
В финале рыба уходит, едва не погубив рыбака. Она погибнет от всех этих крючьев, которые в неё вонзились.
И автор всерьёз опасается, что так может произойти и с природой: человек не покорит её себе, но основательно разрушит.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: рассказ.
Жанровые особенности: рассказ «Царь-рыба» — это часть большого одноимённого повествования в рассказах. Все рассказы объединены временем и местом действия, а вот герои в них разные.
Время и место действия: действие рассказа происходит в Сибири, время — современное автору.
Действующие лица
Игнатьич — рыбак, хваткий и деятельный мужчина.
Царь-рыба — гигантская рыба (по всей видимости, осётр). По мнению обитателей деревни, эта рыба вершит суд над грешниками.
Краткое содержание
Игнатьич — человек непростой: вроде бы и толковый, и деловитый, а с людьми у него отношения не ладятся. Даже с родным братом Игнатьич не может найти общий язык.
Игнатьич очень любит ловить рыбу. Ему в этом деле везёт: на клёв жаловаться не приходится. Иногда Игнатьич браконьерствует, отлавливая слишком много рыбы. Но угрызения совести его не мучают: Игнатьич только опасается, что его поймают.
Однажды снасти Игнатьича принесли сказочный улов — гигантскую царь-рыбу. Рыба была столь велика, что Игнатьич подумал было: не вытащу сам, надо звать на подмогу. Но тут перевесила жадность: делиться ведь придётся.
Представив, что в этой рыбе примерно два ведра икры, Игнатьич собрался с духом и попытался оглушить осетра обухом топорика, но сам попал в воду.
Запутавшись в своих же снастях, Игнатьич оказался с царь-рыбой на равных: они оба стремились освободиться, но крючки ранили их всё больше.
И тогда Игнатьичу вспомнилась история, рассказанная старым дедом-рыбаком: если у тебя на душе есть какой-нибудь грех, царь-рыба тебя погубит.
Игнатьич стал вспоминать обо всех своих прегрешениях, и ему пришло в голову, что когда-то он поглумился над своей невестой Глашей, так любившей его… Игнатьич просит у девушки прощения и молится о своём спасении.
И царь-рыба высвобождается из рыболовных снастей, перестаёт затягивать Игнатьича на глубину. Игнатьич чувствует, что он освободился — не только от рыбы, но и от давней душевной тяжести. Начинается новая жизнь.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Как звали девушку, которую обидел когда-то главный герой рассказа «Царь-рыба»?
Ответ. Глаша.
Обозначьте основную проблему рассказа В. П. Астафьева «Царь-рыба».
Ответ. Нравственная проблема. Проблема экологии является в рассказе лишь следствием проблем человечности: думая только о себе, мы забываем об окружающих (в том числе и о братьях наших меньших).
Что в царь-рыбе особенно сильно интересовало Игнатьича?
Ответ. Икра. Игнатьич подозревал, что сам не справится с царь-рыбой. Но звать на помощь не стал: он надеялся, что в рыбе не меньше двух вёдер икры, и не хотел делиться.
Поделиться ссылкой
Источник: https://SiteKid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/laquocar-rybaraquo_v_astafev.html
Краткое содержание Царь-рыба В. П. Астафьев
В. П. Астафьев
Царь-рыба
Игнатьич – главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает “ладно” и разумно.
Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом.
В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством.
Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, он сознает незаконность и неблаговидность своих поступков, боится “сраму”, который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора.
Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой.
Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой.
Рыба походила на “доисторического ящера”, “глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе”.
Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних “козявках” и “вьюнцах”, он с удивлением называет его “загадкой природы”.
С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то “зловещее” показалось ему в ней, и позже понял, что “одному не совладать с этаким чудищем”.
Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: “Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!” Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств.
Но через некоторое время “жадность он почел азартом”, а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была еще одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая. “А-а, была не была! – подумал главный герой новеллы. – Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не “всякому Якову”.
Отбросив сомнения, “удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу…”. Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы.
“Реки царь и всей природы царь – на одной ловушке”, – пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осетр “не по руке ему”.
Да он и знал это с самого начала их борьбы, но “из-за этакой гады забылся в человеке человек”.
Игнатьич и царь-рыба “повязались одной долей”. Их обоих ждет смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. “Ну что тебе!..
Я брата жду, а ты кого?” – молит Игнатьич. Жажда жизни толкает героя и да то, чтобы перебороть собственную гордыню. Он кричит: “Бра-ате-ельни-и-и-ик!..”
Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба “плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом”. Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы.
Он понял: осетр жмется к нему потому, что их обоих ждет смерть. В этот момент человек начинает вспоминать свое детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством.
Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжелым грузом. Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: “А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество – не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды – отпушшайте сразу”.
Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака.
Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой – наказание за его дурные поступки.
Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: “Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!” Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: “Прос-сти-итееее… ее-еээээ… Гла-а-аша-а-а, прости-и-и”.
После этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле “десятки смертельных уд”. Игнатьичу сразу становится легче: телу – оттого что рыба не висела на нем мертвым грузом, душе – оттого что природа простила его, дала еще один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни.
(2 votes, average: 4.50
Источник: https://goldsoch.info/kratkoe-soderzhanie-car-ryba-v-p-astafev/
Виктор Астафьев «Царь-рыба»
Широко известное повествование в рассказах, связанных единым авторским замыслом и местом действия — Сибирью.
Герои книги — люди сложной судьбы. Их жизнь тесно связана с суровой и прекрасной природой края, отношения к которой различны: одни ощущают себя её детьми, у других — чисто потребительский подход, разрушающий и сибирскую тайгу, и душу того, кто не осознаёт свою ответственность за сохранение природы.
© Восточно-Сибирское книжное издательство
Впервые полностью повествование в рассказах было напечатано в сокращенном виде, в номерах 4-6 журнала «Наш современник» за 1976 год, за исключением глав-рассказов «Дамка» и «Норильцы».
«Дамка» появилась в «Литературной России» за 1976 год, глава «Норильцы», снятая цензурой, увидела свет только спустя 25 лет. В 1990 году Астафьев восстановил текст этой главы и опубликовал в журнале «Наш современник» №8/1990 г.
под названием «Не хватает сердца».
К 1993 году в России, республиках и за рубежом книга выдержала более 100 изданий, по ней был снят фильм «Таёжная повесть», а всяческих дискуссий и научных работ по ней сделано куда больше объёма самой книги. В 1978 году ей присудили Государственную премию СССР.
- Содержание цикла:
- Обозначения: циклы романы повести графические произведения рассказы и пр.
- Входит в:
- Награды и премии:
1977 г. 1978 г. 1978 г. 1980 г. 1980 г. 1981 г. 1982 г. 1984 г. 1984 г. 1984 г. 1984 г. 1986 г. 1986 г. 1987 г. 1987 г. 1987 г. 1988 г. 1988 г. 1989 г. 1989 г. 1990 г. 1991 г. 1993 г. 1994 г. 1997 г. 2000 г. 2002 г. 2002 г. 2003 г. 2003 г. 2003 г. 2004 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г. 2009 г. 2011 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2015 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. 2018 г. 2018 г. 1976 г. 1976 г. 1976 г. 1976 г. 1977 г. 1983 г. 2006 г. 2014 г. Издания на иностранных языках: 1979 г.
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Ank, 14 января 2009 г.
Хочу отметить не просто высокий, а какой-то запредельный словарный запас писателя. Это не обычная фантастика, где новые слова можно придумать. Не могу вспомнить ни одного современного автора с такой же свободой владения русским языком.
О самой книге: фантастика в ней символическая, ее почти что и нет. Астафьев описывает поселок Чуш на берегу Енисея. Два забора, три двора. Один магазин. Ни газет, ни телевизора. Два культурных развлечения: водку пить и бабу бить. Все ловят рыбу. Ловят – это мягко сказано. Рыбу в реке просто изводят, самым жестоким способом из всех придуманных.
И здесь начинается что-то необычное. В повести не один раз подчеркивается, что природа и человек неразделимы, река – это жизнь, а значит рыбаки – по сути, дети этой реки. Вспомните детство Акима, его ответ на вопрос, кто его отец. Получается, что браконьеры – это неразумные дети.
Что делают с такими детьми? А теперь вспомните, что со всеми с ними стало. Кто наказывает браконьеров? В материальном мире нет такой силы, которая может это сделать.
Существует много толкований этой повести, и мое – одно из многих. Скажу только, что это непростая книга, которую нужно читать не один раз.
И еще после таких книг понимаешь, насколько блеклая и плоская даже самая невероятная обычная фантастика.
Dan-Master, 14 января 2009 г.
Виктор Петрович Астафьев- относиться к моим любимейшим писателям! А царь рыбу можно перечитывать десятки раз не уставая удивляться с какой любовью автор описывает красоту Енисея, тайги и всей земли сибирской. Пронзительное произведение, состоящее из нескольких новелл, трогает до глубины души, и подобно скальпелю вскрывает пласты времени, показывая непростую историю освоения Енисея в нашем недавнем прошлом.
P.S. К настоящему времени енисейский осетр практически полностью уничтожен как популяция! Причиной тому стала Ангарская ГЭС и просто человек с самоловом.
Шербетун, 21 октября 2019 г.
Чудесная книга о жизни человека, душевная, светлая. И, конечно же, Сибирь, именно Сибирь – основной герой произведения, а человек лишь идет с ней в связке, только благодаря природе он раскрывается перед читателем.
Вереницей проходят судьбы людей, личные трагедии, во всей полноте раскрываются характеры. А ценности, воспеваемые автором, неизменны – единение с природой, чистота душевная, любовь к Родине,..
Злободневны темы, поднимаемые Астафьевым – это и браконьерство, и бездумное расточительное использование природных богатств,..
Прекрасны пейзажи, занимательна и колоритна речь героев, живая, богатая диалектизмами. Пришлось порой рыться в интернете, чтобы найти значение некоторых слов, но это не умалило удовольствия, полученного от чтения этой замечательной книги.
Подписаться на отзывы о произведении
Источник: https://fantlab.ru/work109196
Астафьев, Царь-рыба. Какие особенности авторского повествования вы заметили?
Прочитайте предложенный текст из произведения Астафьева «Царь-рыба», подумайте над его смыслом.
Писатель обращается к важным проблемам человеческого существования — к взаимной связи человека и природы.
В изображенной трагической ситуации Астафьев ищет ключ к объяснению нравственных достоинств и нравственных пороков личности, через отношение к природе осуществляется проверка духовной ценности и состоятельности этой личности.
Какими художественными средствами передает писатель свое отношение к миру природы?
Жанр «Царь-рыбы» — «повествование в рассказах». Одним из ведущих художественных средств передачи своего отношения к миру природы является использование ассоциаций между человеком и природой. Автор во всех рассказах цикла видит человека через природу, а природу через человека. Для этого используются самые разнообразные метафоры и сравнения.
Вот одно из таких сравнений: «И рыба и человек слабели, истекали кровью. Человечья кровь плохо свертывается в холодной воде. Какая же кровь у рыбы? Тоже красная. Рыбья. Холодная. Да и мало ее в рыбе. Зачем ей кровь? Она живет в воде. Ей греться ни к чему. Это ему, человеку, в тепло надо, он на земле обитает.
Так зачем же перекрестились их пути? Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке, в холодной осенней воде».
Отношения человека и природы Астафьев рассматривает Kaк родственные, отношения матери и дитя, и тем самым достигает идеи единства, понимания, что человек — это часть, это дитя природы. Природа в критические моменты помогает человеку осознать его грехи, даже очень давние.
Даже когда самый осторожный и порядочный из браконьеров — Игнатьич был стянут в воду гигантской рыбой и превратился в пленника собственной добычи, он вспоминает свои былые преступления и воспринимает случившееся с ним как кару: «Пробил крестный час, пора отчитаться за грехи…»
Проанализируйте раздумья Игнатьича./О чем сожалеет он и почему?
В момент пребывания между жизнью и смертью Игнатьич думает о прожитом, анализирует его, наиболее остро ощущает утраты духовного начала, которые произошли из-за постоянной погони за наживой. Из-за нее «забылся в человеке человек! Жадность его обуяла!». С горечью думает Игнатьич о детстве, которого-то и не было. На уроках думал о ловле рыбы.
Всего лишь четыре зимы с мукой отсидел в школе, сожалеет Игнатьич, что после школы и в библиотеку не заглядывал, своими детьми не занимался. Хотели в депутаты выдвинуть — и отвели, потому что тихомолком рыбу ловит, все время в погоне за прибылью. Не уберегли от бандитов прекрасную девушку, потому что сами на ловле были.
Обострилась совесть в критический момент, когда оказался он на грани пропасти.
Почему стало на душе Игнатьича легче, когда освободилась царь-рыба? Почему он обещает никому ничего не говорить о ней?
Легче потому, что отступила смерть. Телу стало легче, потому что уже не тянуло вниз. «А душе — от какого-то, еще не постигнутого умом освобождения». Быть может, появилась надежда что-то исправить в своей жизни. Быть может, и рад был Игнатьич, что осталась жива эта волшебная царь-рыба, тяжко раненная, но яростная и неукрощенная.
Это была жестокая, но поучительная для Игнатьича встреча с одной из величайших тайн природы. И решил он никому не говорить про царь-рыбу, чтобы не возбуждать к ней интереса браконьеров. «Поживи, сколько Можешь!»
Какие особенности авторского повествования вы заметили?
Авторское повествование в этом отрывке часто сливается с раздумьями героя — Игнатьича. Порой трудно отделить слова самого Астафьева от размышлений прозревающего героя, осознающего смысл жизни, ответственность за содеянное.
Поражает умение уловить и передать тончайшие оттенки движений природы («Тишина! Такая тишина, что собственную душу, сжавшуюся в комок, слышно»). Порой повествование приобретает сказовый характер.
Следует также отметить в повествовании наличие элементов разговорной речи, диалогической структуры во внутренних монологах автора и его героя.
На этой странице искали :
- проанализируйте раздумья игнатьича о чём сожалеет он и почему
- прочитайте предложенный текст из произведения астафьева царь-рыба
- астафьев царь-рыба анализ
- проанализируйте раздумья Игнатьича
- какими художественными средствами передает свое отношение писатель к миру природы
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/astafev-car-ryba-kakie-osobennosti-avtorskogo-povestvovaniya-vy-zametili.html