Сочинение человек — это звучит гордо!

23.03.

  • 1. Литературная гостиная «Человек — это звучит гордо»
  • «Человек – это звучит гордо…»
  • 28 марта 2018 года исполняется 150 лет со дня рождения Максима Горького
  • (Алексей Максимович Пешков)
  • (1868 – 1936)

Ведуший 1. Жизнь Максима Горького была необычайно яркой и представляется поистине легендарной. Выходец из народных глубин, писатель уже при жизни воспринимался как крупнейший деятель русской культуры, как достойный приемник традиций великой русской литературы

Ведуший 2. Алексей Максимович Пешков родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде . Он рано потерял родителей.  Детские годы провел  в доме своего деда Каширина, владельца красильной мастерской.

Единственным светлым явлением в раннем детстве Горького была бабушка Акулина Ивановна, человек душевной доброты и сердечности. Она согревала его своей лаской.

Именно она познакомила Алёшу с чудесным творением народной поэзии.

Сочинение Человек - это звучит гордо!

Писатель (строгая чёрная одежда, в руках перо и книга).

 «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, — это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». («Детство»).

Сочинение Человек - это звучит гордо!

Ведущий 1. Когда мальчику исполнилось десять лет, дед  сказал ему : ««Ну, Лексей, ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди…». С этого времени началась жизнь Горького в «людях».

Кем только не был Алексей в последующие годы: работал при магазине, буфетным посудником на пароходе, пекарем, учеником в иконописной мастерской,  грузчиком на пристани, пекарем, разносчиком булок.

Он в полной мере познал тяжесть эксплуатации.

Писатель. «Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновлённой уверенностью, отвечаю себе — стоит; ибо это — живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день.

Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной.

            Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растёт доброе — человеческое, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой». 

Ведущий 2. Алексей страстно хотел учиться. В 1884 году он приехал в Казань, надеясь поступить в университет, но университетом для юноши стала сама жизнь.

И всё же будущий писатель осуществил свою мечту – стать высокообразованным человеком.

Обилие горестных впечатлений, с одной стороны, а с другой – знакомство с произведениями великих писателей – вот, что определяло настроения мальчика и подростка Алёши Пешкова.

Чтение учащимися о роли книг.

  •  Ты читай книги, в них должно быть всё, что надо. Неучёный человек – бык, его хоть в ярмо, хоть на мясо…

Сочинение Человек - это звучит гордо!

  • Вот они закончили есть, устало разошлись спать. Тогда я вынул книгу из подпечка, подошёл к окну: ночь была светлая, луна смотрела в окно. Читать хотелось мучительно, но мелкий шрифт не давался зрению. Тогда я забрался на лавку, в угол, к образам, начал читать стоя, при свете лампады, и , утомлённый, заснул, опустясь на лавку, проснулся от крика и толчков старухи.  Держа книгу в руках, она больно стучала ею по плечам.  «Пропала книга, изорвут», — думал я. За утренним чаем меня судили.

Сочинение Человек - это звучит гордо!

  • Читал я в сарае, уходя колоть дрова, или на чердаке, что было одинаково неудобно, холодно. Иногда я вставал ночью и зажигал свечу, но старая хозяйка, заметив, что свечи по ночам умоляются, стала измерять их лучинкой. Если утром в свече не доставала вершка, в кухне начинался яростный крик. Однажды старуха нашла на чердаке книжку и разодрала её в клочья. Это огорчило меня, но желание читать ещё более окрепло.

Сочинение Человек - это звучит гордо!

  • Это были поэмы Пушкина. Я прочитал их все сразу, охваченный тем жадным чувством, которое испытываешь, попадая в невиданное красивое место, всегда стремишься обежать его сразу. Так бывает после того, когда долго ходишь по моховым кочкам болотистого леса и неожиданно развернётся пред тобою сухая поляна, вся в цветах и солнце. Минуту смотришь на неё очарованный, а потом счастливо обежишь всю, и каждое прикосновение ноги к мягким травам плодородной земли тихо радует.      Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать её было неловко. Пролог к «Руслану» напоминал мне лучшие сказки бабушки, чудесно сжав их в одну, а некоторые строки изумляли меня своей чеканной правдой. Там, на неведомых дорожках, Следы невиданных зверей, — мысленно повторял я чудесные строки и видел эти, очень знакомые мне, едва заметные тропы, видел таинственные следы, которыми примята трава, ещё не стряхнувшая капель росы, тяжёлых, как ртуть. Полнозвучные строки стихов запоминались удивительно легко, украшая празднично всё, о чём говорили они; это делало меня счастливым, жизнь мою — лёгкой и приятной, стихи звучали, как благовест новой жизни. Какое это счастье — быть грамотным! Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну.

Сочинение Человек - это звучит гордо!

  • Книги сделали меня неуязвимым для многого. Персонажи учили меня быть стойким, не поддаваться силе обстоятельств, герои Дюма внушали желание отдать себя какому-то важному, великому делу.  

Сочинение Человек - это звучит гордо!

  • С книгами у нас стало как весной, когда зимние рамы выставят и первый раз окна на волю откроют. Трудно было доставать книги; записаться в библиотеку не догадались, но я все-таки как-то ухитрялся и доставал книжки, выпрашивая их всюду, как милостыню. Однажды пожарный брандмейстер дал мне том Лермонтова, и вот я почувствовал силу поэзии, ее могучее влияние на людей.

Помню, уже с первых строк «Демона» поэма волновала меня мучительно и сладко, у меня срывался голос, я плохо видел строки стихов, слезы навертывались на глаза.

Но еще более волновало глухое, осторожное движение в мастерской, вся она тяжело ворочалась, и точно магнит тянул людей ко мне.

Когда я кончил первую часть, почти все стояли вокруг стола, тесно прислонившись друг к  другу, обнявшись, хмурясь и улыбаясь.

 Ведущий 1.  Много читая, Горький впоследствии поражал окружающих своими энциклопедическими знаниями. На вопросы: «Откуда вы всё это знаете?» Горький шутливо отвечал: «Как же не знать! Сколько на свете замечательного!»

Ведущий 2. Первый литературный опыт заставил писателя поверить в своё призвание. На страницах столичных газет и журналов один за другим стали появляться рассказы Горького: «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Песнь о Соколе», которые сделали его знаменитым Это была активная, мужественная, устремлённая в будущее героическая поэзия.

Ведущий 2. Образ Данко стал символом беззаветной любви к людям.

Чтение. «Старуха Изергиль» — легенда о Данко

Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, – вот как!

Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.

– Ты, – сказали они, – ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!

– Вы сказали: „Веди!“ – и я повел! – крикнул Данко, становясь против них грудью. – Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!

Но эти слова разъярили их еще более. – Ты умрешь! Ты умрешь! – ревели они.

А лес всё гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них.

Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут.

И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня…

– Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко.

 И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

 – Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко всё был впереди, и сердце его всё пылало, пылало!

Сочинение Человек - это звучит гордо!Ведущий 1. В «Песне о Буревестнике» можно услышать силу гнева, пламя страсти и уверенности в победе.

        Чтение «Песня о Буревестнике»

Ведущий 2. Действие пьесы «На дне» разворачивается в ночлежке. В этом подвале, похожем на пещеру, оказались люди самого различного характера и социального положения. Но их объединяет одно – все они выброшены из жизни «на дно» в силу условий, царящих в обществе. Среди жалких, искалеченных, несчастных, бездомных бродяг  звучат слова о человеке.

Чтение наизусть. Монолог о человеке. «На дне»

 Человек может верить и не верить… это его дело! Человек -свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум -человек за все платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда!Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они,старик, Наполеон…

в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуручеловека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы… Всё — вчеловеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное -дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть…

не унижать его жалостью…

уважать надо! Хорошо это… чувствовать себя человеком!..

Ведущий 1. Горький был организатором и первым руководителем Союза советских писателей. Работоспособность Горького изумляла всех.  Творчество Горького проникнуто любовью к человеку. Известные произведения:

  1.         Повести
  2.  ДетствоВ людях
  3. Мои университеты
  4. Рассказы, очерки
  5. Макар ЧудраБывшие людиОчерки и рассказы (сборник)Сказки об Италии
  6. Заметки из дневника(цикл рассказов)
  7. Пьесы
  8. МещанеНа днеДачникиДети солнца
  9. Публицистика
  10. Мои интервьюО русском крестьянстве

Ведущий 2. 18 июня 1936 г. Оборвалась жизнь гениального писателя, величайшего художника слова. Максим Горький первый в русской литературе, может быть, первый в жизни вот так, лично, понял величайшее значение труда, значение работы над собой.

Ведущий 1. И хочется закончить слова М. Горького «Чем больше я читал, тем более книги роднили меня с миром, тем ярче, значительнее становилась для меня жизнь».

Сочинение Человек - это звучит гордо!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/chieloviek_eto_zvuchit_ghordo

Человек – это звучит гордо (по пьесе М.Горького "На дне")

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Человек – это звучит гордо (по пьесе М.Горького «На дне»).

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Пьеса Горького «На дне», безусловно, носит социально-философский характер. В ней раскрывается не только постепенное моральное «умирание» людей, попавших в тяжелейшие социальные условия, но и философские взгляды автора на различные проблемы.     Пьеса «На дне», написанная Горьким в 1902 году, принесла писателю мировую известность.

Это произведение было откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность сразу привлекла внимание русской общественности.     В пьесе обозначено много важных вопросов. Но, без всякого сомнения, можно сказать, что одной из основных проблем, поднятых в произведении, является раздумье о Человеке.

На самом деле, кажется необычным, что каждый из обитателей ночлежки имеет свою позицию относительно этой проблемы. Горький в своем произведении показывает нам страшный мир полной нищеты, беспросветного страдания, мир людей, поставленных в предельно бесчеловечные условия. И именно в этом обществе поднимается вопрос: что есть Человек.

    Конечно же, свою точку зрения высказывают все персонажи, но особенно хотелось бы выделить троих из них: Бубнова, Луку и Сатина.     Позиция Бубнова – это скепсис, фатализм, желание унизить человека. Он жесток, не желает сохранять в себе какие-либо хорошие качества. В Бубнове нет ни капли сострадания.

С его точки зрения, именно на абсолютном дне жизни обнажается истинная сущность человека, с него слетает наслоение цивилизованной, культурной жизни: «…все слиняло, один голый человек остался». Видимо, тем самым герой хочет сказать о животной сущности человека.

Бубнов видит в нем лишь низкое, эгоистичное, не желая принимать во внимание развитие общественной, культурной жизни.
    Что представляет собой гуманизм Луки? У него нет веры в человека.

Читайте также:  Собака на сене - краткое содержание пьесы вега

Для этого героя все люди одинаково ничтожны, слабы, нуждаются лишь в сострадании и утешении: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…» Думаю, не будет ошибкой предположить, что на самом деле Лука считал, что реальное положение человека изменить нельзя.

Можно изменить лишь его отношение к себе и к окружающим, изменить его сознание, самочувствие, самооценку, примирить с жизнью.
    Отличен от точек зрения Бубнова и Луки взгляд Сатина. Он говорит о свободном Человеке с большой буквы.

Сатин считает унизительным сострадательный гуманизм Луки: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…»     Сатин осуждает и утешительную ложь: «Ложь – религия рабов и хозяев…», «Правда – бог свободного человека!», «человек – вот правда!», «Существует только человек, все же остальное – дело его рук и мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!»     Но что такое человек для Сатина? «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!» — говорит он. Но романтической мечте Сатина о гордом, вольном, сильном Человеке противопоставлена реальность его жизни, его характер. Сатин – скептик. Он апатичен, пассивен в жизни. Его протест заключается в призыве к «ничегонеделанию»: «Я тебе дам один совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю!..» Сатин не просто был сброшен на «дно». Он сам туда пришел и обосновался там. Ему так удобней. И вот он обитает в подвале, пропивает и проигрывает свои возможности. Хотя от природы этот герой наделен живым умом, способностью мыслить. Хотелось бы верить, что встреча с Лукой может как-то изменить его жизнь, придать ему больше активности, но мы понимаем, что это будет не так. Этот человек продолжит сознательно губить свою жизнь, он может лишь философствовать и бездействовать.

    Крайне трудно рассуждать о верной и неверной позиции носителей философских мыслей о Человеке, да и нет в этом смысла.

И ложь, и правда хороши в свое время, ведь в различных ситуациях правдой можно как убить человека, так и дать ему стимул жить и бороться дальше.

Но выражение «Человек-это звучит гордо» со временем стала крылатой. Я считаю, что этот факт свидетельствует об истинности такой фразы.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Человек – это звучит гордо (по пьесе М.Горького «На дне»)

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00074801184864209418

Человек – это звучит гордо!

Надо уважать человека!

М. Горький. На дне

Яркий, многогранный талант М. Горького нашел свое выражение и в драматургии. В пьесе “На дне” писатель открыл читателям и зрителям неизвестный до тех пор пласт русской жизни: надежды и радости, беды и страдания босяков, “бывших людей”, никому не нужных, выброшенных за борт активной общественной жизни.

С самого начала мы попадаем в ночлежку, видим все ее убогое убранство, “каменные своды… с обвалившейся штукатуркой”, “все некрашеное и грязное”. На первых же страницах персонажи раскрываются ярко и глубоко, и читатель с головой окунается в суровый незнакомый мир. Живущие в ночлежке – несчастные, потерявшие надежду, опустившиеся “на дно” люди, недалекие, равнодушные друг к другу.

Их круг общения очень узок, пропитание они добывают воровством, шулерством.

Ярким представителем господствующего класса является хозяин ночлежки Костылев – жестокий эксплуататор, не желающий знать ничего, кроме денег: “Разве доброту с деньгами можно равнять?”

Из самих обитателей ночлежки резко выделяется фигура Клеща. Он здесь единственный человек, не потерявший надежду “вырваться”, у него золотые руки, и пока остальные бездельничают, Клещ работает – он взял с собой инструменты. Этот человек не хочет быть тунеядцем, он считает себя выше других, но его презрение к окружающим, жестокое обращение с умирающей женой Анной безобразны.

Неожиданное появление Луки в ночлежке можно сравнить с лучом света для ее обитателей. Жестокие сердца смягчаются, глаза искрятся, в сердце поселяется надежда, люди становятся снисходительные и к себе, и к окружающим.

Лука умудряется всем уделить внимание, успокоить, поддержать, помочь. Он обнадеживает Актера, помогает ему поверить в себя, уговаривает его бросить пить, лечиться.

Утешает умирающую Анну, защищает Настю: “Коли ты веришь, что была у тебя настоящая любовь… значит – была она!

Была!” Лука советует Пеплу бросить Василису и уйти одному или с любимой Наташей строить новую жизнь.

Странник Лука вызывает у меня восхищение, поскольку он делает добрые дела совершенно бескорыстно, он умудряется возвысить души человеческие над той грязью, которая их окружает. Он верит в человека и тем самым помогает ему выжить в суровом мире.

Вся пьеса пронизана мрачноватым юмором Сатина, сумевшего пронести его через всю жизнь. Его история похожа на истории многих других: сидел за убийство в тюрьме, разорился, попал на “дно”. Но это единственный из всей компании образованный человек, и может, именно поэтому Горький дал ему возможность подняться над иллюзиями и ложью: “Человек – вот правда! Понимаешь?

Это – огромно! В этом все начала и концы. Чело-век! Это – великолепно!

Это звучит… гордо!” То есть, каким бы ни был “плохим” человек, в нем обязательно должна жить искорка гордости, веры в себя. “Надо уважать человека!” – говорит Горький устами Сатина, и он прав. Ведь что может быть лучше человека? И совсем безразлично, беден он или богат, главное, что это – человек!

В высшем понимании этого слова!

(2 votes, average: 5.00

Источник: https://goldsoch.info/chelovek-eto-zvuchit-gordo/

Человек…это звучит гордо?

ЧЕЛОВЕК… ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО?

«Человек! Это – великолепно!  Человек — это звучит гордо!»

М.Горький.

Услышав взволнованный разговор на лестничной площадке, Дарья Ивановна открыла дверь. Обе соседки замолчали и как-то смущённо посмотрели на неё.

— Вот, Дарья Ивановна, послушайте Свету. У неё опять с Пашкой проблемы.

— Заходите, что стесняетесь. Ну, во что Пашка опять влип? — Хозяйка поставила чайник. Все уютно разместились на кухне.

Света нервно перебирала пальцы. Ей чуть более сорока, но выглядит усталой, пожилой женщиной. Такая потухшая блондинка с глазами напуганной лани.

Сурово обошлась с ней жизнь. Дарья Ивановна, разливая чай, вспоминала её весёлой хохотушкой, стройной блондинкой, всегда в окружении парней. Вспомнили свадьбу, первую дочурку с глазами белорусских озёр. Тот короткий счастливый период в её жизни… Замолкли.

И каждая уже про себя прокручивала разлом её жизни — «до» и «после». … Отдыхая у родных в деревне, Светлана не заметила, как трёхлетняя Татошка вышла за калитку и угодила в яму с водой. Захлебнулась. Оцепенели не только мать и отец, но и вся деревня. Отец девочки оказался слабее. Взял охотничье ружьё, ушёл в лес…

А под сердцем у Светланы зарождалась новая жизнь. Вскоре родился Пашка. Почернела  красавица. Пашка рос на искусственном вскармливании, молока у матери не было. Но был он на удивление тихим мальчонком. Соседи баловали его, как могли. Светлана рано вышла на работу, тогда ещё ей могла помогать мама.

Через три года она всех удивила. Привела в дом какого-то зряшного мужичка. Хилого, неопрятного. Отмыла- отогрела. Родила ему дочь. И он отблагодарил — запил и смылся восвояси… Заболела мать. Но надо отдать должное не сломалась Света. На трёх работах работала.

Детей держала в строгости, но относилась к ним с любовью и всячески поддерживала. Нашли как-то ребята подбитую собачку, притащили домой. Все дружно выходили её. Так и живут в маленькой двушке четверо… плюс собака. Пашка вырос ершистым, упрямым.

Он по-своему жалел мать и частенько конфликтовал в школе с учителями, когда они упрекали её в скупости при отказе сбрасываться на нужды школы. Прошлым летом подработал в колхозе. Поступил в колледж на платное отделение, а тут опять конфликты… …

— Твой Пашка прямо магнитом притягивает неприятности. Весь в тебя. Опять что-то с дракой?

— Хуже. В колледже руководство пронюхало от девиц, что парни пробуют травку. Назвали Серёгу, вы знаете, он из 2- ой квартиры. А у него три привода в милицию. Вот Пашка и взял на себя эту «травку». Его обследовали медики. В крови никаких следов. И дома, естественно, ничего не нашли. А на учёт всё-таки поставили.

— Это грозит исключением?

— Так он же лезет вновь на рожон. Всем велено написать сочинение — «Человек — это звучит гордо». Почитайте, что он написал, — протягивает несколько листиков, небрежно карандашом написанных предложений.

….Человек… это звучит гордо? Смешно. В нашем доме этих гордых навалом… Пьянь, мат, моча на лестнице. А девки? Гордо мечтают о «папеньках». А эта Катька из 18 квартиры? Зайдите к ней…..вонь, гряз, вечно накуренный хахаль, но так гордо заявляет — «Мой». Нет, не всё то,  что человеческое звучит гордо.

И ещё мне смешно, что это «мудрое изречение» пришло к нам от тех, кто сидел «на дне»… Горький хотел, как лучше.., а вот не получилось… Океан захватывает сушу, а на земле дно…всё шире и шире. И правы герои пьесы, что всё занудство жизни — «дело рук и мозга человека». Как выбраться человеку из этого дна? Стать просто человеком.

Пусть не гордо, но чтобы было заметно — человек… Вот это вопрос…….

— Света, Паша знает, что вы это читали и кому-то показывали записки?

— Нет. Мне просто стало страшно, вот и пришла посоветоваться.

— Давайте договоримся так — вы забыли об этих черновиках. Ни слова Павлу. Скажите, что я прошу его забежать ко мне, мол, что-то телевизор барахлит. Знаете, а мне эти записки понравились. Парень думает. Всё утрясётся.

Через пару дней Павел пришел к Дарье Ивановне.

— Что случилось с телевизором? — Здрасте.

— Изображение пропадает, посмотри, пожалуйста.

Павел деловито достал из кармана брюк какие-то коробочки, инструменты, развернул к себе телевизор и вдумчиво всё осмотрел, что-то подкрутил, вставил.

— Смотрите. Там ерунда, предохранитель заменил.

— Паша, не зря мама тобой гордится. Золотые у тебя руки и голова вроде на месте.

— Гордится? Она вечно ждёт, что я что-нибудь отчубучу. Волнуется, плачет. Непутёвый я вообще-то. Не получается быть тихим и пушистым.

— А, что не так?

— Последнее? Не могу о людской гордости рассуждать, как положено. А завтра сочинение сдавать — «Человек — это звучит гордо», — лицо стало хмурым и непроницаемым.

— А, что собственно тебя смущает? Я так и считаю:  человек — это, действительно, звучит гордо.

— Да уж, идя по нашему подъезду, сомневаться не приходится — «занатто» гордые здесь живут.

— Павел, а шире смотреть не пробовал? Как правило, люди замечают что-то одно. А судить о людях вообще дело не очень благодатное. Разные они.

Павел встал, махнул рукой.

— Только не надо мне внушать, что человек высшее творение природы. Зверь он. Вечно воюет с собой и другими. А вообще-то, всем друг на друга наплевать.

— Подожди, подожди, а что ты у меня делаешь? Испугался маму и прибежал из под палки помогать?

— Ну, тоже мне, скажите. Сам пришел. Помню, когда в школе учился вы мне часто помогали.

Стоит перед Дарьей Ивановной юноша….. весь сжался, ожидает нападения и на глазах нарастает в нём агрессивность. Она немножко растерялась. Как не прервать эту тоненькую ниточку доверия.

— Присядь, Паша. Ты зря горячишься. Серо вокруг, согласна. Но единичное не есть общее. Человек-то ведь саморазвивающаяся система. Между тем, он хрупок и слаб. Очень зависим от среды обитания, — вздохнула, не скрывала своего волнения. — Помоги мне с верхней полки достать пару книг.

Павел встал на стул и довольно охотно выполнял подсказки — «Чуть левее… да, второй том Вернадского,… а чуть ниже… Вересаева — первую книгу , а рядом возьми — «Записные книжки» Ильи Ильфа. Последняя книга удивила паренька.

— Это кто? Ильф и Петров? -хозяйка улыбнулась.

— Нет, это просто Ильф. Посмотри, какие у него замечательные рисунки.

Паше стало интересно. С удивлением листал книгу.

— Вообще-то я хотела тебе одну запись зачитать. Дайка мне на минутку томик.

Дарья Ивановна листала книгу,  а Павел рассматривал две другие.

— Вот нашла: — «Двое молодых. На все жизненные явления отвечают только восклицаниями: первый говорит — «жуть», второй — «красота».

Оба улыбнулись. Она тому, что это так похоже на оценки действительности у большинства взрослых, а он — узнавал себя.

— Но это книги, — не сдавался Павел, — есть что-то, но в жизни всё хуже.

— Павел, книги пишут люди. Как правило, умные люди. Они не спешат сортировать людей, как картошку, — хороший, плохой. Они пробуют их понять. Я очень люблю Вернадского. Сейчас найду тебе кое-что.

Дарья Ивановна искала и немножко нервничала.- «Поймёт ли?». Внимательно посмотрела на собеседника. Зачитала: — «Мыслящий и работающий человек, есть мера всего. Он есть огромное планетное явление».

Гость отреагировал очень быстро.

— Знаете, — Павел включался в обсуждение, — противно, что люди, даже те которые хорошие, всё у них на словах , а когда надо действовать — они в кусты. Вот наш физрук, клёвый дядька. Вроде бы за нас. А вот возникла проблема вокруг Серёги и он первый его сдал. Испугался за свою шкуру.

Читайте также:  Памятник победы - звонница на прохоровском поле - сообщение доклад

— Не спеши, парень, не спеши. Будь осторожнее в суждениях о людях. Они в разных ситуациях бывают разными. Может быть жизнь его к стенке прижала. Страх стал сильнее его. Бывает.

Взяла у Павла другую книгу.

— Послушай, интересная мысль о людях у Вересаева. Ещё помучаю тебя немножко: — «Дать им (людям) подходящие условия, поставить в нужную обстановку — и как они могут быть прекрасны!».

— Точно помучили. Я так с книгами никогда не общался, — сказал и по-ребячьи рассмеялся.

— Хорошо, что тебе не скучно. А может быть и поймёшь, что даже если своим глазами видишь, что кто-то поступил не по твоим правилам, это не значит, что ты прав. Нельзя осуждать людей за то, что они такие, какие есть. У тебя ведь к друзьям другая мерка.

Павел как бы пропустил эти слова мимо ушей. Ему интересно было просто листать книги.

— Мне понятно, что книги могут помочь поискать своё место в жизни , — улыбнулся, — но лень их читать. Хотя эти бы я взял почитать. Ладно, пойду писать, — поднялся и пошёл к двери.

Дарья Ивановна протянула ему книги.

— Бери, бери, и тихонько напела… «Человек оставляет людям песни, книги и города…». У Хиля была такая песенка, не слышал?

Не оборачиваясь, Павел помотал головой.

И уже в дверях Дарья Ивановна на минуточку задержала парня. Душевно поблагодарила его за починку телевизора и напутствовала:а

— Паша, ты не спеши отказываться от своего мнения. Гордости достойны те люди, которые умеют, сохраняя в себе самих себя, прислушиваться и учиться.

А про себя она подумала, — «Хороший парень. Вроде бы мы слышали друг друга»…..

Рейтинг работы: 138 Количество рецензий: 15 Количество сообщений: 29 Количество просмотров: 778 © 26.11.2014 Ди.Вано

Свидетельство о публикации: izba-2014-1190672

Рубрика произведения: Проза -> Рассказ

Источник: https://www.chitalnya.ru/work/1190672/

Сочинение Человек – это звучит гордо по пьесе Горького На дне

Горький написал пьесу “На дне” в 1902 году в сложный для России период. Приближается первая русская революция, в народе зреет недовольство, во власти разброд. Народ выходит из тени и все больше заявляет о себе царскому режиму.

Горький не первый писатель, который писал о социальных нарывах общества. Он первый ввел неизвестного героя – люмпена и босяка и показал обществу их сущность.

Пьеса рождалась нелегко. Горькому понадобилось двадцать лет наблюдений над миром “бывших людей”, чтобы изложить все на бумаге. Несколько раз менялось название произведения. Чтобы вжиться в образы персонажей некоторые актеры и режиссер пьесы даже попытались пожить в ночлежке.

Это существенно обогатило образы героев пьесы.

Все действие пьесы происходит в ночлежке Коростелева, абсолютно безнравственного типа, который к своим постояльцам относится хуже, чем к тараканам. Саму ночлежку Горький сравнивает с пещерой и подземельем.

Смрад, вонь, сырость превращает людей в неких существ, которые просто хотят выжить. При этом у каждого своего героя Горький видит человеческие лица.

Рабочий Клещ хочет честно трудиться, вор Васька Пепел устал от воровской жизни и хочет жить правильно, Актер с умилением рассказывает о своей славе, Настя хочет большой любви.

Горький специально не раскрывает их биографий, он показывает их в момент свершившегося факта, когда они уже на дне жизни. “Человек – это звучит гордо” – так и останется словами, потому что герои Горького только рассуждают, не совершая при этом поступков, чтобы изменить свою жизнь.

Странник Лука, придя в ночлежку, видит тяжелую участь постояльцев и невозможность что – либо изменить. Он хочет их исцелить и примирить с настоящей жизнью с помощью лжи.

Анне он рассказывает, как ей хорошо будет после смерти, Пеплу, как хорошо можно жить в Сибири, Актеру, что его болезнь можно исцелить.

В момент лживых обещаний Луки, все постояльцы обретают человеческие лица. Но ложь не лечит и не спасает.

Все о чем говорит Лука – фантазия.

В противовес Луке выступает Сатин. Он говорит: “Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека!”. Каждая буква в его словах верна. Но сам Сатин не относится к положительным героям.

Говоря о правде и гордом имени человека, он не зовет на борьбу, не предлагает выхода из положения, в котором они все оказались. Сатин для Горького был своеобразным рупором. Через него он хотел донести и правду жизни босяков, и их безысходность, и то, что они тоже люди, хоть и на дне.

Беспросветная жизнь обитателей ночлежки становится еще страшнее. Находясь в одном месте, они грызутся и ненавидят друг друга. Это особенно страшно, когда каждый из них человек, и это должно звучать гордо.

Для жителей ночлежки все заканчивается плохо: Анна умирает, Актер повесился, Пепел возвращается в тюрьму, Коростелева убивают.

Пьесу “На дне” мало сказать встретили хорошо, она произвела фурор. Актерам рукоплескали и долго не отпускали со сцены. Так как пьесу показали в доступном театре, там были люди, близкие к героям пьесы Горького.

Они плакали и говорили: “Это мы!”.

“Человек – это звучит гордо!” – закрепилось в сознании многих людей. Сейчас эти слова звучат как побуждение к действию, только действуя, можно не оказаться на дне.

Источник: https://studentguide.ru/shkolnye-sochineniya/sochinenie-chelovek-eto-zvuchit-gordo-po-pese-gorkogo-na-dne.html

Сочинение на тему: Человек — это звучит гордо в пьесе На дне, Горький

­Главная>Сочинения по произведению На дне

Человек — это звучит гордо

Максим Горький считается одним из лучших драматургов XX века. В своей пьесе «На дне» он затронул неизведанную ранее тему надежды и радости для людей, находящихся на дне.

Все герои произведения по тем или иным причинам оказались в бедной, убогой ночлежке, где спали на нарах, питались плохо, при этом много пили, ссорились и играли в карты.

На протяжении всей пьесы автор пытается провести своих героев через процесс очищения, осознания своей внутренней силы и как результат возрождения.

Однако «дно» оказывается сильнее. Оно напрочно затягивает каждого находящегося в ночлежке человека и не отпускает. Многие там так и погибают, а те, кто остаются живы, постепенно погибают изнутри. Хозяин ночлежки 54-летний М. И. Костылев — человек трусливый и лицемерный.

Его 26-летняя жена Василиса время от времени бегает на свидания к одному из постояльцев, Ваське Пеплу, и уговаривает его убить мужа. Васька по профессии вор, но он мечтает о лучшей жизни, всей душой желает измениться.

При этом любит он не Василису, а ее младшую сестру Наташу, которая гораздо порядочнее.

Когда в ночлежке появляется мудрый странник Лука, он дает влюбленному надежду, говорит, что тот мог бы уехать в Сибирь и начать там новую жизнь, но у судьбы свои планы. В конце произведения Васька все-таки убивает Костылева в случайно завязавшейся драке и идет под суд.

Василиса остается довольна. В свою очередь Лука старается дать надежду каждому, кто живет под крышей этого ночлежного дома. Тяжело больной Анне он обещает, что есть свет и в другой жизни.

Девице легкого поведения Насте, мечтающей о настоящей и чистой любви, он говорит, что все еще впереди.

Таким образом, он хочет донести до каждого, что жить — это здорово, только нужно работать над собой, чтобы выбраться из «дна». Однако слова мудрого Луки так и остаются словами. Единственный, кто казалось, понимает, как бороться с удручающими обстоятельствами, это Сатин.

Он когда-то работал телеграфистом, а затем сел в тюрьму за убийство человека, совершенное в защиту своей сестры. Несмотря на людскую несправедливость и жестокость, герой сумел не обозлиться, не потерять вкус к жизни.

В отличие от своего друга Актера, он с легкостью воспринимает окружающий его быт.

Сатин знает, что в человеке есть сила, которой он может либо погубить себя, либо спасти и умело этим пользуется. Ранимый душой Актер в конце пьесы погибает. Как показывает писатель, нужно жить в ладу с обществом и с самим собой.

Это была первая пьеса, в которой была подчеркнута ценность Человека. Свое мировоззрение о свободном человеке автор хотел донести до читателей через философский монолог Сатина и ему это неплохо удалось.

А фраза «Человек — это звучит гордо» со временем стала крылатой.

  • см. также:Другие сочинения по произведению На дне, Горький
  • Характеристики главных героев произведения На дне, Горький
  • Краткое содержание На дне, Горький
  • Краткая биография Максима Горького

Источник: https://www.sdamna5.ru/chelovek_gordo_na_dne

Драма «На дне» — этапное произведение в творчестве Горького. И написано оно было в переломное для страны время. В 90-х годах в России разразился жестокий экономический кризис.

После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян уходили из деревень в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи людей оказались без крова и средств к существованию.

Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество люмпенов — «босяков», которые опускаются на дно жизни.

Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы темных трущоб нашли способ извлекать пользу из своих зловонных подвалов, превратив их в ночлежки, где обретали приют безработные, нищие, бродяги, воры и другие «бывшие люди».

Написанная в 1902 году пьеса «На дне» и изображала жизнь этих людей.

Сам Горький писал о своей пьесе: «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще «люмпен-пролетариев», но и некоторую часть интеллигентов, «размагниченных», разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. Я очень рано почувствовал и понял, что люди эти — неизлечимы». Но пьеса не только завершила тему о босяках, но и отвечала новым требованиям, которые выдвигала напряженная предреволюционная эпоха.

Действие пьесы «На дне» происходит в мрачном полутемном подвале, похожем на пещеру, со сводчатым, низким потолком, который давит на людей своей каменной тяжестью, где темно, нет простора и трудно дышать. Убога и обстановка в этом подвале: вместо стульев — грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам — нары.

Здесь собрались воры, шулеры, нищие, калеки — все, кто выброшен из жизни; различные по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные: бывший аристократ Барон, спившийся Актер, бывший интеллигент Сатин, слесарь-ремесленник Клещ, несчастная падшая Настя, вор Васька.

У них нет ничего, все отнято, потеряно, стерто и затоптано в грязь.Все обитатели ночлежки вытолкнуты «хозяевами» на дно жизни, но в них не окончательно растоптано человеческое. В этих людях, лишенных права жизни, обреченных на беспросветное существование, опустившихся, сохранилось чувство собственного достоинства.

Васька Пепел, сильная и широкая натура, страстно мечтает об иной жизни; Настя, наивная, трогательная и беспомощная, стремится спрятаться от окружающей ее грязи, мечтая о чистой и преданной любви. Актер — безвольный алкоголик, потерявший не только место в жизни, но даже за ненужностью свое имя, в то же время — мягкий, лирически настроенный романтик и поэт в душе.

Судьба сделала Клеща озлобленным и жестоким, но все-таки он упорно, мучительно, честным трудом старается подняться со «дна». Татарина Асана отличает честность, Наташу — душевная чистота и нежность. И только Бубнов и Барон представляют собой предел падения человеческой личности. Они не проявляют каких бы то ни было стремлений изменить свою жизнь.

Бубнов ко всему равнодушен, он не любит людей и ни во что не верит. А Барона паразитическое существование привело к полному моральному разложению.Такова пестрая галерея персонажей пьесы, и все это жертвы.

Даже здесь, на самом дне жизни, обессиленные и обездоленные вконец, они служат объектом эксплуатации, даже здесь хозяева, мещане-собственники, не останавливаются ни перед каким преступлением и пытаются выжать из несчастных хоть несколько грошей.

Судьбы всех этих людей и самое существование «дна» доказывают неправомерность строя и служат разоблачением и грозным обвинением мира, где возможно такое «бытие» человека.В этой пьесе Горький обрушился на буржуазную философию утешительной лжи. Лука считает всех людей ничтожными, жалкими, слабыми, не способными к активной борьбе за свои права и нуждающимися в соболезновании и утешении.

Лука — сеятель иллюзий, утешительных сказок, за которые жадно хватались отчаявшиеся слабые люди. «Ложь во спасение» — вот принцип, которому следует Лука.

Ваське Пеплу он внушает мысль о поездке в Сибирь, где тот может начать новую, честную жизнь; Актеру обещает назвать город, где вылечивают от алкоголизма в роскошной лечебнице; умирающую Анну успокаивает надеждой, что за свои нестерпимые муки на земле она после смерти обретет покой и вечное блаженство на небе. Утешающая ложь Луки встречает сочувствие у ночлежников.

Ему верят, так как хотят поверить в существование иной правды, так как страстно желают вырваться из ночлежки и пробиться к другой жизни, хотя пути к ней неясны.

Горький в одном интервью 1903 года так высказался об основном вопросе, поставленном в пьесе: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» Утешители ненавистны Горькому, и в образе Луки писатель разоблачил их несостоятельность.

Решение вопроса, что же надо делать, чтобы изменить жизнь и уничтожить «дно», дает в своих речах Сатин, образ которого противопоставлен утешителю Луке. Горький не идеализирует этого героя: как и другие босяки, Сатин не способен ни к общественно полезному труду, ни к революционному действию, он заражен анархическими настроениями.

В нем немало пороков, привитых ему ночлежкой: он пьяница и шулер, подчас жесток и циничен, но все-таки от других босяков его отличает ум, относительная образованность и способность мыслить. В ночлежке раздаются знаменитые слова Сатина, заявляющие о праве «человека на личную свободу и человеческое достоинство»: «Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Человек! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» Эти слова отразили самые высокие мечты предреволюционного периода. «Ложь — религия рабов и хозяев…Правда — бог свободного человека!» — такое высказывание Сатина воспринималось как революционный призыв, как «сигнал к восстанию».Заявляя о своей глубокой вере в творческие силы, разум и способности свободного человека, Горький утверждал высокие идеи гуманизма. Писатель понимал, что в устах спившегося босяка Сатина слова о гордом и свободном человеке звучат искусственно, но эти слова должны были звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы самого автора и отмечая, что эту речь, «кроме Сатина… некому сказать, и лучше, ярче сказать — он не может».

В пьесе «На дне» Горький опроверг все основные принципы идеализма: идеи непротивления, всепрощения, смирения, — давая понять, за какими силами будущее. Вся пьеса проникнута верой в человека — гордого и сильного, не нуждающегося в жалости, сочувствии, прощении и потому немного обделенного человечностью.

Читайте также:  Темные аллеи - краткое содержание рассказа бунина

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/10-000-samykh-luchshikh-sochinenij/sochineniya-po-gorkomu-m/3500-chelovek-eto-zvuchit-gordo-po-pese-m-gorkogo-na-dne

Человек — это звучит гордо. Но при чем тут Горький?

geliyУвидел у себя во френдленте фразу «М. Горький сказал: «Человек — это звучит гордо!». Да, действительно… Наверное, только в СССР могли такое вбить… Гордо — это когда обманываешь? Ведешь войну с себе подобными, убивая миллионы невинных? Гордо — это когда ищешь козла отпущения или когда предаешь?»Ну, далее в таком же духе: справедливый гнев на странную в своей помпезности фразу.Все вроде понятно, Горький — буревестник революции, да и штамп известный. Но никак не могу в него поверить: ведь Горький-то далеко не дурак был. Много видел, много пережил, кем только не работал. Обо всем имел свое мнение, и не прогибался ни под царскую, ни под советскую власть. В общем, я решил разобраться. Итак, фраза взята из пьесы «На дне», которую Горький написал в 1902 году.

Вложена она в уста пьяного зэка Сатина. Сатин, согласно рефератам советского разлива, был «самым свободолюбивым и справедливым персонажем», и является резонером самого Горького, то есть выразителем истинных чувств и чаяний автора.

Привожу полный отрывок речи Сатина:

Сатин. Когда я пьян… мне все нравится. Н-да… Он — молится? Прекрасно! Человек может верить и не верить… это его дело! Человек -свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они…

нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы… Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…

 уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает.) Хорошо это… чувствовать себя человеком!.. Я — арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся и оглядываются… и часто говорят мне — «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего?Чтобы быть сытым? (Хохочет.

) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми… Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек — выше! Человек — выше сытости!.. Барон (качая головой). Ты — рассуждаешь… Это — хорошо… это, должно быть, греет сердце… У меня — нет этого… я — не умею! (Оглядывается и — тихо, осторожно.) Я, брат, боюсь… иногда. Понимаешь? Трушу…

Потому — что же дальше?Сатин (уходит). Пустяки! Кого бояться человеку?

Хорош персонаж, — ничего не скажешь. Стоит всех остальных. Вдумайтесь: Выпьем за человека, Барон! Хорошо это… чувствовать себя человеком!.. Я — арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся и оглядываются…

и часто говорят мне — «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего?По логике, если Сатин — резонер Горького, то так или иначе это резонерство должно проявляться в других местах пьесы. А что мы видим в других местах? Вот почти самое начало:

Сатин.

Дай мне пятак, и я поверю, что ты талант, герой, крокодил, частный пристав… Клещ, дай пятак!

Чуть ниже:

Сатин. Гиблартарр! Нет на свете людей лучше воров!

Но, может быть, с ним что-то случилось по ходу развития сюжета? Вот концовка всей пьесы (это почти сразу после того самого рассуждения о гордом человеке): Дверь быстро отворяется.

Барон (стоя на пороге, кричит). Эй… вы! Иди… идите сюда! На пустыре… там… Актер… удавился!

Молчание. Все смотрят на Барона. Из-за его спины появляется Настя и медленно, широко раскрыв глаза, идет к столу.

Сатин (негромко). Эх… испортил песню… дур-рак!

Ничего святого. Типичная гордыня законченного зэка, извращенная мораль тунеядца, который ни во грош не ставит ни чужую жизнь, ни свою. Гуляет-пьет, презирая труд, считая его чем-то недостойным, – практически трусостью перед голодом.

И вот, в прогнившей дыре, как пауки в банке грызутся и убивают друг друга пьяницы, игроки, беглые, жадные, хитрые и развращенные люди. Реальное дно — оно и есть дно, и те, кто по нему ползают, вполне заслуживают названия «гады».

Однако все это дно освещает и оттеняет единственный светлый человек-странник Лука — он забрел сюда переночевать, и конечно же его убили за то, что он назвал порок пороком. Лука — это истинно христианская душа, мудрая, битая жизнью, но чистая, и все его речи от начала и до конца пропитаны духом Христовым. Вот, к примеру:

Лука.

А всь — люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь… И всь, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее… и хоть живут — все хуже, а хотят — все лучше… упрямые!

Или вот: 

Наташа (указывая на дверь в кухню). Туда, иди, дедушка…

Лука. Спасибо, девушка! Туда так туда… Старику — где тепло, там и родина…А вот еще — откровенное в своей простоте:

Лука. Ишь ты! А я думал — хорошо пою. Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя — хорошо я делаю! Хвать — а люди недовольны…

Никто из остальных персонажей не обладает даже зачатками подобного самоанализа.Или вообще космическое:

Лука. Все мы на земле странники… Говорят, — слыхал я, — что и земля-то наша в небе странница.

Почему такой человек, выраженный Горьким с такой лесковской глубиной — не резонер? Ведь он явно симпатичен автору. Но Лука — вроде как христианин, а Горький — человек не верующий.

И, чтобы верно расставить акценты и обозначить свое отношение к вере, Горький вкладывает в уста Луки хитрую фразу о бытии Божием:

Лука (негромко). Коли веришь, — есть; не веришь, — нет…

Во что веришь, то и есть…

Тем самым Горький (попутно решив основной вопрос философии в пользу идеализма) объяснил читателю, что Христианство — вещь весьма субъективная, – лишь бы верилось во что-нибудь хорошее.

Любопытная деталь: В этом же, 1902 году Горький становится крестным и приемным отцом еврея Зиновия Свердлова, который взял фамилию Пешков и принял Православие.

Это было необходимо для того, чтобы Зиновий получил право жить в Москве.

Такой христианский по своей сути поступок, где на номинальное христианство марксисту Горькому, скорее всего, было как раз наплевать.Но почему фраза, вырванная из уст блатного, шулера, убийцы и тунеядца, стала такой важной, такой горьковской, такой советской? Горький тут ни при чем.

Я думаю, это уже просто уродливые последствия идеологизации литературы.В 1922 году уплывает философский пароход. Затем уходят из жизни Есенин (1925) и Маяковский (1930). Горький, в знак протеста против перегибов советской власти живет за рубежом, но его мнение все еще весомо для советского имиджа.

И он, по просьбе руководства возвращается (1932) в СССР, чтобы через четыре года умереть при невыясненных обстоятельствах. Зато вовремя — ведь на родине, и в качестве восхищенного преобразованиями буревестника революции.

И, думается мне, что Горький был человек совестливый, прямой, резкий, и, заподозрив неладное, тут же бы устроил шум на весь мир, да и вернулся бы назад в свое Сорренто. Не успел, и почил героем.

А советские учебники, не вдаваясь в серьезный анализ, стали клепать из его цитат все мало-мальски пригодное для противопоставления царского «плохо» и советского «хорошо». 

Только это мало-мальское с личностью этого писателя не имеет ничего общего.

UPD: lndian_summer

Источник: https://geliy.livejournal.com/161802.html

Черты героя советской эпохи

Ирина Михайлова

Сочинение о человеке, написанное в СССР

«Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо!»

А.М.Горький

Коммунизм – самая гуманная организация общества. Одним из принципов коммунистической морали является социалистический гуманизм – забота о человеке, уважение его достоинства.

Руководствоваться принципом гуманизма – значит любить человека, уважать его, верить ему, заботиться о нем, видеть в человеке высшую ценность.

В нашем моральном кодексе строителя коммунизма этот принцип нашел свое выражение в словах: «Человек человеку – друг, товарищ и брат».

В условиях социалистического общества, где подлинно гуманные отношения людей основываются на чувствах коллективизма и взаимопомощи, где интересы одного не противоречат, а, наоборот, совпадают с интересами коллектива, созданы все условия для дальнейшего расцвета таких замечательных моральных качеств, как дружба и товарищество.

В Советском Союзе трудятся все. В процессе труда проявляются лучшие черты нашего молодого человека – строителя коммунизма. Труд в нашей стране подлинно коллективный процесс. В нем раскрываются характер человека, его лучшие качества: самоотверженность, бескорыстие, стремление сделать его делом чести.

В труде люди глубже узнают друг друга, и это способствует сближению их. Дружба в труде героя советской эпохи самая прочная и благородная. Поступок Валентины Гагановой – это рука дружбы, протянутая отстающим товарищам с бескорыстной целью помочь им преодолеть оставание и выйти в первые ряды борцов за коммунизм.

По примеру Гагановой тысячи и тысячи рук помощи протянулись отстающим, и развернулась всенародная борьба за ликвидацию отставания, за помощь товарищу.

Только тогда, когда люди объединяют свои цели и стремления в одну цель, объединяют свои мечты в одну большую мечту, только тогда, когда они говорят о себе не «я», а «мы», — тогда рождается единство человеческих отношений, трудовое сотрудничество, товарищество.

Именно крепкая дружба в сочетании с высоким сознанием долга оказала неоценимую помощь четверке отважных советских солдат победить стихию океана, дала им возможность стойко бороться за свое существование и существование своих товарищей, перенести холод, голод, жажду. Смертельная опасность, жестокие испытания не сломили высокого чувства товарищества. В обстановке, в которой люди сходили с ума, кончали жизнь самоубийством, четверка героев, проявив мужество, самообладание, сумела выстоять и одержать победу.

Герой нашей эпохи всегда правдив и честен по отношению к себе и своим товарищам. Пусть не всегда правда будет приятна, но «дружба крепка не лестью, а правдой и честью» — гласит народная пословица. Мне запечатлелась Наташа – героиня рассказа Веры Ткаченко «Верность и дружба».

Наташа – студентка четвертого курса механико-математического факультета. Ее сломило несчастье. Она сильно заболела и долгие месяцы пролежала в больнице. Но она вернулась в институт. И этому помогли наши замечательные юноши и девушки.

Студентки и студенты установили график дежурства возле постели Наташи, носили ей конспекты, газеты, цветы. У нее был любимый человек, который солгал ей и в то время, когда она лежала в больнице, он женился. Тяжело было больной Наташе.

Но и в этом горе ей помогли чуткие сердца друзей, и она чувствовала себя не одинокой и покинутой.

А сколько примеров самоотверженности, благородства, патриотизма, желание отдать жизнь за счастье Родины дает нам эпоха Великой Отечественной войны: Зоя Космодемьянская и молодогвардейцы, Лиза Чайкина и герои Брестской крепости, Андрей Соколов и тысячи других, которые отдали свои прекрасные молодые жизни за наше счастье и благополучие. В период строительства коммунистического общества дела героев советской эпохи наполняются более глубоким и весомым содержанием. Человек человеку в наших условиях не просто друг по взаимной склонности или сходству характера. Дела нашего советского человека, построенные на совместном участии в великом деле созидания общества будущего предполагают подлинно гуманное отношение и взаимное уважение между людьми.

Мы уважаем нашего человека, как борца за светлое будущее человечества, как революционера, продолжателя дел минувших поколений. У нас человек человеку не только друг, он товарищ, он брат потому, что все мы члены одной семьи – семьи строителей коммунизма.

« Назад к списку

Источник: http://www.rhapsody.ru/compositions/chert_ger_sov.html

Ссылка на основную публикацию