«Мцыри» — романтическая поэма Михаила Юрьевича Лермонтова, написанная в 1838-39 годах. Впервые опубликована в 1840 году.
«Мцыри» рассказывает о мальчике-горце, который во время Кавказской войны попал в плен к русским, а затем рос в грузинском монастыре. Уже юношей он сбегает из обители в надежде добраться на родину.
Главный герой проводит три дня на воле — в горах, где получает смертельные раны в схватке с барсом. Юношу находят и возвращают в монастырь. Он умирает, успев рассказать о пережитом и о своих чувствах старому монаху.
- Прочитать полный текст поэмы «Мцыри» можно здесь
«Мцыри» — позднее произведение Лермонтова, созданное им за два года до гибели на дуэли. Основные идеи произведения — поиски свободы и борьба за счастье, которое в итоге оказывается недостижимым.
- Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. Портрет кисти Петра Заболотского, 1837 год
- «Мцыри» считается одним из последних образцов классического романтизма в русской поэзии.
- Поэма написана четырехстопным ямбом — он «звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву», писал литературный критик Виссарион Белинский.
«Мцыри»: кратчайшее изложение поэмы М.Ю. Лермонтова
Русский генерал во время Кавказской войны возвращается из похода и везет с собой пленного мальчика. Ребенок болен, и его оставляют на попечение монахам в неназванном грузинском монастыре.
У главного героя нет имени, по заглавию поэмы его называют Мцыри («послушник» по-грузински). Мальчик все время томится воспоминаниями о родине, воспринимает монастырь как тюрьму. О себе он говорит:
Я мало жил, и жил в плену.Таких две жизни за одну,Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Когда подросший Мцыри уже готовится принять монашеский обет, он внезапно исчезает из обители. Монахи находят юношу спустя три дня — израненного и умирающего.
Перед смертью Мцыри исповедуется старику-монаху, который некогда его крестил. Большая часть поэмы — это предсмертный монолог послушника.
Юноша рассказывает, что делал, видел и чувствовал на воле. Пораженный красотой и величием горной природы, он вдруг вспомнил родной аул и близких. Увидев красавицу-грузинку, впервые испытал томление любви. Сразившись с могучим барсом, он убил зверя, но и сам был тяжело ранен.
- Перед смертью юношу тяготит то, что он так и не повидал родной край:
- И я как жил, в земле чужойУмру рабом и сиротой.
- Мцыри просит похоронить его в дальнем углу монастырского сада, где на его могилу будут взирать горы Кавказа, и обещает, что это принесет ему успокоение.
Слушать поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри» в формате аудиокниги:
Что значит «мцыри» по-грузински? Перевод на русский
В примечании Лермонтова к поэме сказано: «Мцыри — на грузинском языке значит «неслужащий монах», нечто вроде «послушника»».
Но слово «мцыри» (მწირი) в грузинском языке имеет еще одно значение — пришелец, чужеземец, прибывший или насильно привезенный из чужих краев. В этом значении мцыри — одинокий человек, не имеющий родных и близких.
Слово «мцыри» не склоняется. Хотя иногда это вопреки правилам делают для создания комического эффекта — например, в фильме «Бакенбарды»: «Кто главный мцырь?»
Первоначально поэма Лермонтова носила название «Бэри». «Бэри — по-грузински монах», — указывал автор в примечании. Однако в прижизненный сборник стихов произведение вошло под названием «Мцыри» — его автор в итоге счел более подходящим.
Автограф поэмы «Мцыри»
О каких горах идет речь в произведении лермонтова?
- В поэме Лермонтова «Мцыри» речь идет о горах Кавказа. Сам автор указывает конкретное место:
- Немного лет тому назад,Там, где, сливаяся, шумят,Обнявшись, будто две сестры,Струи Арагвы и Куры,Был монастырь.
- Очевидно, что Лермонтов вдохновлялся храмом Джвари, расположенным близ Мцхеты, у впадения Арагви в Куру.
- Вид на гору Джвари. Wikimedia / Alexxx1979
- В конце произведения Мцыри называет горы, на которые будет смотреть его могила:
Когда я стану умирать,И, верь, тебе не долго ждать,Ты перенесть меня велиВ наш сад, в то место, где цвелиАкаций белых два куста…Трава меж ними так густа,И свежий воздух так душист,И так прозрачно-золотистИграющий на солнце лист!Там положить вели меня.Сияньем голубого дняУпьюся я в последний раз.Оттуда виден и Кавказ!
Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты. Картина М.Ю. Лермонтова, 1837 год
Рассказ старого монаха. Был ли Мцыри на самом деле?
Если верить первому лермонтовскому биографу П.А. Висковатову, Лермонтов якобы услышал историю о побеге молодого послушника на Кавказе в 1837 году, во время первой ссылки.
Путешествия по Военно-грузинской дороге, поэт «наткнулся в Мцхете на одинокого монаха», сообщает Висковатов. И «узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым…
Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы.
Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы…»
«Исповедь Мцыри». Иллюстрация Л.О. Пастернака. 1891 год
Многие считают эту версию сомнительной. Ведь еще в 1831 году Лермонтов наметил идею произведения: «Написать записки молодого монаха 17-и лет. — С детства он в монастыре; кроме священных книг не читал. — Страстная душа томится».
Впрочем, одно не исключает другого — первоначалная идея могла вобрать в себя рассказ монаха.
В период Кавказской войны горские дети и правда порой попадали в плен. Так, генерал Алексей Ермолов однажды привез в Тифлис чеченского мальчика: в дальнейшем тот выучился на художника и был известен под русским именем и фамилией — Петр Захарович Захаров (Захаров-Чеченец). Он стал портретистом, был академиком Академии художеств.
Петр Захаров-Чеченец. Автопортрет. 1830-е годы
Что касается история о схватке Мцыри с барсом, то это отражение грузинского фольклорного сюжета. Известны полтора десятка вариантов древней песни «Юноша и тигр», этот же сюжет использовал в поэме «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели.
«Мцыри»: анализ произведения
«Мцыри» — один из последних шедевров русского романтизма. В отечественной литературе к концу 1830-х произошел поворот к реализму: уже стал классикой «Евгений Онегин», уже творил Гоголь. Но Лермонтов силой своего таланта сумел вернуть к жизни «устаревший» жанр, заставил читателя вновь принять законы романтизма.
Литературный романтизм предполагает описание исключительных героев в исключительных обстоятельствах. Потому события поэмы происходят в горах Кавказа, на фоне буйной экзотической природы.
Мцыри — также человек исключительный, сильный и гордый юноша с трагической судьбой. «Что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности» — писал о нем Виссарион Белинский.
В основе сюжета лежит традиционная романтическая ситуация — бегство из неволи. А поскольку Мцыри бежит на родину, это возвращение человека к самому себе. Родина в поэме — аллегория свободы и счастья. Но эта свобода и это счастье оказываются для героя недостижимы.
Мцыри так и не попадает домой, но его стремление к свободе самодостаточно, ценно в любом случае. Это естественное, природное чувство. Поэтому в произведение так много места уделено описаниям природы — ветра, скал, птиц. Они олицетворяют душевный порыв самого Мцыри. Природа — это величие и красота, недоступные среди людей.
Но затем природа превращается во врага Мцыри: он не может найти путь к дому и получает смертельные раны в бою с барсом. А окончательное поражение наступает, когда послушник вновь видит ненавистный монастырь и понимает — он вернулся туда, откуда пытался сбежать.
Три дня вольной жизни Мцыри противопоставлены в поэме всей его безрадостной юности. Эти три дня — время высшего наслаждения, настоящая жизнь. И одновременно — самый трагический момент, неотвратимое поражение.
Монастырь в поэме — символ действительности, которая враждебна природе, которая подавляет человека и лишает его свободы. Но и этот монастырь не вечен. Уже из вступления мы узнаем, что теперь на месте обители остались лишь руины.
Таким образом, автор смотрит на происходящее с высоты вечности. И это примиряет читателя с жизненной трагедией, дает успокоение.
Что значит слово фаталист. Загадка «Фаталиста» в «Герое нашего времени»
Если вы хотите глубже понять поэму «Мцыри», послушайте, как вдохновенно о ней рассказывал ведущий советский лермонтовед Ираклий Андроников:
Источник: https://www.anews.com/p/119292927-mcyri-kratkoe-soderzhanie-i-analiz-poehmy-lermontova-o-kakih-gorah-idet-rech-v-proizvedenii/
Легенды о М.Ю. Лермонтове в Тарханах, предания земляков
Версия для слабовидящих
От современников, лично знавших Михаила Юрьевича, они перешли к односельчанам нового поколения, уже не заставших поэта в живых, а от них через третьи-четвертые лица дошли до нас. В результате складывается легенда – произведение устного народного творчества, в которой порой трудно отличить правду от вымысла. Предания о М.Ю.
Лермонтове объединяет одно свойство: во всех без исключения великий земляк предстает в образе очень привлекательного человека – доброго, отзывчивого, щедрого, гуманного. Уже с детских лет он для крестьян родного села – заступник перед бабушкой.
В одной легенде говорится, как однажды повели дворовую девушку наказывать, а Миша остановил людей и кричит бабушке: “Не позволю бить”, а сам плачет. Елизавета Алексеевна вышла на крыльцо, отменила наказание и сказала: “Ишь защитник! Самого тебя побью за это”. (Из рассказа И.Д. Знаменского, р. 1866, со ссылкой на М.М. Коновалову). Г.П. Сорокин (р.
1868) подтверждал, что “когда Михаил Юрьевич был еще ребенком, он не позволял наказывать крестьян: бывало увидит, что мужиков ведут на порку, сейчас бежит к бабушке и говорит: “Бабушка, я запрещаю бить людей! Ведь мужики такие же люди, как и мы”. И барыня отменяла порку”.
Впоследствии, когда Михаил Юрьевич уехал из Тархан (сначала на учебу в Москву, а потом в Петербург), крестьяне всегда ожидали его с нетерпением, потому что при нем отменялись наказания розгами, а бедные получали хлеб и одежду. М.И. Грачунова (р.
1865) сообщала: “Слышала я от своей матери Анны Даниловны, которая работала в ткацкой при барском доме, что Михайло Юрьевич уродился по матери, которая была хорошая, часто приходила в ткацкую поговорить с народом и давала больным лекарства”. Е.Т. Баландина (р. 1831) отмечала, что “в молодости… Михаил Юрьевич был смугленький, черноглазый.
Одевался летом в белые рубашки и поясок с кисточками”. Его часто видели в саду с книгами. К детству М.Ю. Лермонтова относится пересказ И.Д. Знаменского – о любви к крепостной девочке: “Когда Миша подрос, то подружился с ровесницей – девочкой из дворовых. Красивая, говорят, была девочка. Полюбили они друг друга, да ненадолго: узнала об этом бабушка и разлучила их”.
Самой популярной стала легенда о том, как М.Ю. Лермонтов подарил тарханцам лес на избы и кирпич для печей, а те в ответ подарили молодому барину коня. Содержание ее сводилось к следующему. После долгой отлучки приехал Михаил Юрьевич на побывку. Бабушка от избытка чувств не знала, чем его порадовать.
Ну, Мишенька, проси, что угодно, все для тебя сделаю, — пообещала будто бы она. Внук сказал, что многие избы в селе обветшали, покосились от старости и вросли в землю. Пора бы заменить их новыми. Не ожидала бабка такого оборота дела, но все-таки вынуждена была согласиться дать лесу нуждающимся крестьянам. Выложил М.Ю.
Лермонтов перед бабкой и вторую просьбу: выделить им и кирпич для труб, чтобы избы топились по-белому. Обещала она и кирпич.
Тогда Михаил Юрьевич назвал и третью просьбу: отпустить всех крестьян на волю, наделив их землей. Бабке отступать было некуда, и она дала слово уважить и третью просьбу. Первые две стали выполняться сразу же, а с третьей замешкалась. Все откладывала да откладывала.
А тут и срок отпуска истек, и Михаил Юрьевич уехал, но перед отъездом напомнил Елизавете Алексеевне о своей последней просьбе. Она дала слово сделать так, как он просит. Но слова своего не сдержала. Будто бы барыню отговорила ее любимая холопка ключница Дарья Куртина.
В основе этой легенды лежат подлинные события. М.Ю. Лермонтов действительно выпросил у бабушки лес для изб своим землякам. В благодарность они, как гласит предание, вскладчину купили в Чембаре серого в яблоках коня и подарили своему любимому барину. Побывавший в 1880 и 1881 гг. в Тарханах П.А.
Висковатый уже тогда слышал рассказ о том, что “молодой барин” роздал 25 десятин лесу, и “все тогда и избы, и изгороди справили”. Новые жилища крестьяне строили будто бы “с резными фигурками коней на крышах” по желанию Михаила Юрьевича.
“Такие избы, — рассказывали сторожилы в 1939, — простояли долго и впоследствии сгорели во время нескольких больших пожаров”.
Подарок крестьян А.Плесцов, 1954
По-особому, по-родственному, относился М.Ю. Лермонтов к кормилице Лукерье Шубениной и ее детям. Сохранился рассказ ее правнучки Устиньи Григорьевны Чуглиной (р. около 1870): “Прабабушка моя, Лукерья Алексеевна, была кормилицей Михаила Юрьевича, а дедушка Василий Иванович – его молочным братом.
Лукерью Алексеевну Миша страсть как почитал, словно мать родную. Называл он ее “мамушкой”. Бывало, когда приедет в Тарханы, так беспременно навестит свою мамушку. Зайдет, поздоровается, ребятишкам раздаст гостинцы, а ей иль материи на сарафан, а то даст бумажку (деньги).
Лукерья Алексеевна не раз ездила к нему в Москву, когда осенью возили провизию, и подолгу гостила там.
Семья наша имела большой дом, который отоплялся по-белому, и была освобождена от барщины. У Василия Ивановича, брата его молочного, много книг было. Миша его чтению научил.
Сказывал дедушка, что Миша росту был среднего, в плечах широкий, лицом не больно красив, но уж больно приятный. Бывало прощается со своей кормилицей и говорит: “Жив буду, мамушка, всех вас награжу”. На стороне-то у него жизнь, видно, невеселая была.
Бывало взгруснет он и скажет: “Только мне и жизни было хорошей, пока в Тарханах находился”.
Вся наша семья вспоминает его и слез удержать не можем; уж больно душевный был человек: “тогда-то, поди, и вовсе народ наш души в нем не чаял”. О том же, о “жальливости” и о щедрости Михаила Юрьевича говорится в другом предании, о котором сообщила в 2003 году праправнучка кормилицы Наталья Васильевна Столярова (1915 – 2009). Сын кормилицы Василий Иванович умер в 1905 году и в семье еще живы были его рассказы о М.Ю. Лермонтове. “Прамдед Василий, — читаем в ее письме, — был отцом моий бабушки овдотьи и дедом мому отцу, а мать прамдеда Василия была Кормилицой Лермонтова”. Все эти данные подтверждаются документально.
От бабушка “Овдотьи”, т.е. от дочери Василия Ивановича, и внучка Наталья слышала не раз семейное предание, о котором написано так: “Когда подрос дед [правильно прадед], Лермонтов подарил ему 5 лошадей 5 коров 5 душ земли и дедушка Василий стал богатым, у него была маслобойка, дранка, пчелы…”.
Был ли М.Ю. Лермонтов крестным отцом своего младшего молочного брата, подтвердит нельзя, потому что метрическая запись о рождении и крещении Василия Ивановича не найдена. По другим данным считается, что Михаил Юрьевич был старше его на 3-4 года. У Василия Ивановича действительно имелись и маслобойка, и дранка, и пчелы. К реформе 1861 года он вместе со старшим братом Степаном Васильевичем владел 5-ю душевыми наделами земли, как и указано в предании Н.В. Столяровой (один надел составлял 4,5 десятины). Разумеется, все эти дары выделены были семье Лукерьи с согласия владелицы имения Елизаветы Алексеевны, но благодарность шла также и от родителей Михаила Юрьевича, и от него самого. Потому неслучайно благодеяния тарханских господ кормилице так тесно связаны с именем поэта. Страницы данного издания дают возможность ознакомиться с другими легендами: о кулачных боях в присутствии М.Ю. Лермонтова, о посадке им дуба и яблонь в тарханском саду, о совместном купании барчука с Василием Кормилицыным в Большом пруду и др., а также прочесть варианты уже известных преданий. Там же приведен рассказ современницы М.Ю. Лермонтова Елены Трофимовны Баландиной о перевозе праха поэта из Пятигорска в Тарханы в 1842 году. Землячке М.Ю. Лермонтова в это время было 11 лет. Вот что она запомнила: как пришла весть о смерти Михаила Юрьевича, Елизавета Алексеевна “стала хлопотать о перевозе тела в Тарханы. Снарядили наших тархановских и поехали на Кавказ. После рассказывали мужики, что в деревянном гробу он целехонький лежал, только потемнел немного. Вложили они деревянный гроб в свинцовый, запаяли его и тронулись обратно. Долго ездили мужики, далек был путь – три месяца туда и обратно”.
Фотография: правнучка кормилицы М.Ю. Лермонтова Наталья Васильевна Самлянова (в замужестве Столярова), 1960 год
Автор: научный сотрудник музея-заповедника “Тарханы” П.А. Фролов
Источник: https://tarhany.ru/lermontov/biography/legendi_o_m_ju__lermontove_v_tarhanah__predanija_zemljakov
Люди и страсти. Menschen und Leidenschaften
1830
Действия:
I
II
III
IV
V
Тобою только вдохновенный,
Я строки грустные писал,
Не знав ни славы, ни похвал,
Не мысля о толпе презренной.
Одной тобою жил поэт,
Скрываючи в груди мятежной
Страданья многих, многих лет,
Свои мечты, твой образ нежной;
На зло враждующей судьбе
Имел он лишь одно в предмете:
Всю душу посвятить тебе,
И больше никому на свете!…
Его любовь отвергла ты,
Не заплативши за страданье.
Пусть пред тобой сии листы
Листами будут оправданья.
Прочти — он здесь своим пером
Напомнил о мечтах былова.
И если не полюбишь снова,
Ты, может быть, вздохнешь об нём.
|
(Действие происходит в деревне Громовой.
)
Читать Действие I
«Люди и страсти» — одна из ранних драм Михаила Лермонтова (1830). В ней нашла отражение семейныйй конфликт между отцом и бабушкой, обострившийся к 1830 году.
Лермонтов переносит в драму и воспоминания о недавнем пребывании в Пансионе, прозрачно намекая на царивший среди воспитанников дух свободомыслия, а также на конфликт с начальством, очевидно, ставший причиной его ухода из Пансиона. Связь персонажей пьесы с их прототипами основана не на близости характеров, а на сходстве ситуаций. Рисуя участников семейной драмы, юный драматург поднимается до определенных обобщений, затрагивающих социальные отношения эпохи, философские настроения, судьбы молодых современников.
В драме намечен один из этапов развития антикрепостнической темы у Лермонтова. Действие происходит в помещичьей усадьбе; бытовые сцены помогают понять психологию действующих лиц.
Денежный расчет, определяющий распад семейных связей, эгоизм, черствость, извращенность родственных чувств предстают в драме как выражение социальных примет времени, следствие известных общественных отношений, а не просто дурных человеческих наклонностей и страстей.
Главный герой драмы Юрий Волин выражает собой иной тип сознания: возвышенные идеалы, благородство духа, гуманизм, искренность и силу чувств.
Душевный склад героя близок автору, но Юрий Волин — не автопортрет Лермонтова, это ранняя попытка воспроизвести психологический облик своего поколения, трагическое мироощущение человека последекабрьской эпохи.
Отсюда особая близость внутреннего мира Юрия Волина герою лирики 1830 года, который также страдает от одиночества, сознания безысходности (стихотворения «Одиночество», «Гроза», «1830 год. Июля 15-го» и другие).
Драма свидетельствует о знакомстве Лермонтова с популярными в среде его передовых современников теориями социалистов-утопистов. Юношеская мечта героя о «земном общем братстве» восходит, по мысли Н. Бродского, к книге А. Сен-Симона «Новое христианство».
С Юрием Волиным связана одна из сильных сторон драмы — ее богоборческий пафос, протест против философии примирения человека с небом; монологи Юрия о боге близки речам героя драмы В.Г. Белинского «Дмитрий Калинин». Но бунт против бога — единственное проявление мятежных устремлений Юрия Волина.
Активное сопротивление окружающему злу не могло стать уделом человека, надломленного жизнью.
И Лермонтов обнажает в пьесе трагедию юноши-гуманиста, мучительно трудно расстающегося со своими идеалами; в его пессимизме, ранней разочарованности, бездействии и тоске по настоящей жизни выражены те приметы эпохи, которые определят в будущем облик «героя времени» — Печорина.
Драма «Menschen und Leidenschaften» намечает знаменательный поворот в развитии творческого метода Лермонтова: становление лермонтовского реализма было связано с решением необычной и сложной задачи изображения романтического героя в бытовом окружении. Это первое произведение Лермонтова, где высокий герой показан не в условно-романтической среде, а в буднично-реальной обстановке.
В создании реалистичных образов и сцен Лермонтова опирался не только на знание быта, психологии, речи обитателей дворянской усадьбы, но и на классические образцы бытовой комедии 18 века; отсюда некоторая прямолинейность в обрисовке персонажей (Марфа Ивановна Громова, Дарья), еще не наделенных полнотой психологических характеристик.
Образ Юрия Волина демонстрирует особенности раннего романтического стиля Лермонтова (обостренная экспрессия в изображении чувств, пышная риторичность, фразеология, свойственная романтической стихотворной традиции). Настроения и чувства героя изменчивы, жизнь его души предстает в сильных, резких движениях, без переходов, оттенков.
Но внимание Лермонтова к изображению переживаний героя следует оценить как его первый опыт психологического раскрытия образа.
Лермонтов широко использует традицию прозаической драмы Ф.
Шиллера, отдавая дань характерному для того времени увлечению возвышенным пафосом идеи и бунтарскими образами ранних шиллеровских драм (стилизация «под Шиллера» названия драмы, трактовка семейного сюжета как высокой трагедии — «ein Trauerspiel», обнажающей в частном, обыденном, социальные и нравственно-психологические конфликты эпохи, приподнято эмоциональный строй произведения, броские метафоры, антитезы, тенденция к афористичности).
Источник: https://mikhaillermontov.ru/menschen.htm
Жестокая любовь Михаила Лермонтова
Лермонтов остался в памяти людей, как великий поэт, сменивший на этом поприще Пушкина. Судьба его была трагична, а прожил он совсем не долго. Стихотворения Лермонтова — своеобразный дневник его жизни. В своем наследии поэт оставил немало любовных стихотворений, при этом это чувство не приносило ему счастья. Любовь в жизни Лермонтова была такой же нелегкой, как и вся его жизнь.
Wikipedia
По своей натуре поэт был человеком с весьма сложным характером. Может, поэтому девушки неохотно открывали ему свое сердце. За 26 лет своей жизни он три раза испытал такое сильное чувство как любовь, но проявлялось оно у него по-разному.
Месть за ребяческие слезы
В 15 лет Мишель, как называли тогда будущего поэта, увлекся Екатериной Сушковой, которую знакомые называли мисс Black eyes (черные глаза). Она была старше его на три года. Сама же дама сердца смотрела не только на Лермонтова, но и на всех своих «провинциальных» друзей несколько свысока.
Над чувством юного поэта, как и над его стихами она смеялась. В своих мемуарах она потом вспоминала, что ее отношение порой бесило Лермонтова. Сама она ощущала себя королевой, а будущему ночному светилу русской поэзии тогда отводила роль пажа.
Первые стихотворения, посвященные Сушковой, были как раз об этом ее отношении.
Но Мишель со своим непростым характером не мог просто так простить девушке эти «издевательства». Он решил отомстить Катеньке, когда ему было уже 20 лет. В это время родные вывозили мисс Black eyes на балы с целью поиска ей мужа, но ей откровенно не везло.
Тут и нарисовался наш поэт, который напомнил ей о былых обидах. Герои сблизились, танцевали вместе. А тем временем Лермонтов периодически писал в письмах к своей родственнице и подруге Сушковой.
В одном из них он признался, что сначала вновь сблизился с Катенькой для развлечения, затем же стал думать о расчете. Поэт признался, что он стремился влюбить ее в себя, когда же почувствовал, что это произошло, то он стал с ней жесток, дерзок и даже насмешлив.
В это время Сушкова потеряла одного из своих ухажеров, а вот Лермонтов просто отдалился от нее, написав ей некое анонимное письмо. Девушка оказалась в весьма незавидном положении.
Месть Лермонтова на этом не закончилась. Всю довольно гнусную историю он изложил в своем неоконченном романе «Княгиня Лиговская».
В нем прототипом Катеньки стала Лиза Негурова, которой покрутил Печорин, да потом, не зная как ее отвадить от себя, написал ей анонимное письмо, в котором излагались нелицеприятные моменты о нем самом же и его чувстве к ней. Героиня даже принять у себе дома не захотела Печорина, на что он и рассчитывал.
Понятно, что такой роман Лермонтов опубликовать не мог бы: уж слишком много подробностей его жизни там было изложено. А прототипы оказаться незамеченными уже не могли бы.
Зашифрованная влюбленность
Вторая любовь Лермонтова оказалась довольно загадочной, потому что исследователи его творчество долго ломали голову над тем, что означают инициалы Н.Ф.И в его стихотворениях. Позднее стало известно, что речь идет о Наталье Ивановой, дочери одного известного в то врем драматурга.
Первая встреча Мишеля с Натальей состоялась в 1830 году, когда поэту было 16 лет. Лермонтов встречался с ней в Москве, а также в Тимонове на Клязьме, где часто проводил каникулы. Но и это чувство не принесло еще юному поэту счастливых минут. «Я не унижусь пред тобою», — такие строчки были посвящены Ивановой. Она предпочла молодому таланту другого человека.
При этом поэт продолжил с ней общаться даже после ее замужества. Мишель бывал у нее в гостях, а она хранила в шкатулке его стихи и письма. В какой-то момент ее муж очень сильно заревновал ее и сжег всю шкатулку с ее содержимым.
Самое сильное чувство
Но самой большой любовью Михаила Лермонтова была Варенька Лопухина, в доме которой его принимали как родного и близкого человека.
Поэт практически сразу, как у него появилась влюбленность к этой пытливой и умной девушке, посвящал ей свои стихи. Эту любовь он хранил долго в своей душе.
Прототипом Вареньки стала возлюбленная Печорина из романов «Княгиня Лиговская» и «Герой нашего времени» — Вера Лиговская.
В 1835 году поэт узнал о том, что Лопухина собирается замуж. Ее супругом стал 37-летний Николай Бахметев, у которого была отличная репутация и хорошее состояние. Поэт истолковал произошедшее как «измену», считал, что брак Вареньки — это женитьба по расчету, что она или ее семья просто повелись на деньги.
При этом это замужество для Вареньки счастливым не стало. Муж постоянно ревновал, а имени Лермонтова и слышать не хотел.
Последний раз она виделась с поэтом весной 1838 года, когда была в Петербурге с мужем и намеревалась ехать за границу. Лермонтов же находился в Царском селе.
Каким-то образом он узнал о том, что Варенька в столице. Состоялась их последняя встреча. Но о чем они говорили так и осталось тайной.
Три истории любви Лермонтова отчетливо показывают, что даже будучи великим поэтом, человек остается человеком.
Несмотря на пылкий ум, правдивое изображение жизни, понимание важных философских проблем мироздания не делает человека безукоризненно чистым. Он может быть мстительным, где-то подлым, где-то слишком ранимым.
Таким был и Михаил Лермонтов, оставивший потомкам немаленькое литературное наследие.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5af462d748c85e93123b1b81/5b02dfe25a104f8a07ff5a9c
Герои произведений Лермонтова: характеристика и особенности героев
Михаил Юрьевич Лермонтов создал уникальный тип героя в русской и мировой литературе. Образ героя является самой заметной и значительной художественной особенностью в творчестве Лермонтова.
Герой ранней лирики Лермонтова и его юношеских драм (1828-1832) — личность почти биографическая, живая, страстная. Даже названиями некоторых стихотворений Лермонтова служат даты дней, когда поэт писал их или которые ему памятны, например «1831-го июня 11 дня».
А в драмах «Люди и страсти» и «Странный человек» главный герой воспринимается как сам автор.
Герои произведений Лермонтова имеют между собой много общего. Они наделены сильным и целеустремлённым характером, несокрушимой волей и жаждой правды.
Таким был главный герой юношеского романа «Вадим» (1832-1834), герой драмы «Маскарад» Арбенин, юноша-беглец — герой поэмы «Мцыри» (1839) и, наконец, противоречивый и загадочный Печорин в романе «Герой нашего времени» (1837-1840).
Эти разные герои получили в литературоведении название — «лермонтовский человек», потому что каждый из них нёс в себе что-то от самого автора. «Лермонтовского человека» безошибочно можно было узнать среди героев других писателей.
Главная черта героя Лермонтова — верность себе, своему назначению, вера в жизнь. Он утверждает свою правоту и идёт в этом до конца, невзирая на опасности и возможную гибель.
Так, юноша-инок в поэме «Мцыри» бежит из монастыря, совершая безнадёжную попытку обрести родину и дом; или Печорин из романа «Герой нашего времени» на дуэли бестрепетно становится под дуло пистолета, защищая честь девушки и своё достоинство.
Лирического героя Лермонтова отличает богатая палитра переживаний, что ярко выражено в лирике поэта: нежность как главное чувство в стихотворении «Ангел», стремление к покою — в «Парусе», горечь от участи своего поколения — в «Думе», гражданский пафос — в «Поэте».
Последний, зрелый, период творчества Лермонтова начался в 1837 году и завершился гибелью поэта на дуэли 15 июля 1841 года. В этот период были созданы главные шедевры его поэзии и прозы.
Если в раннем творчестве герой Лермонтова был в основном романтиком и бунтарём, то и позже он не утратил этих качеств, но личность его обогатилась пониманием жизни.
Кажется, что в произведениях Лермонтова тех лет можно найти немного жизнеутверждающих мотивов, однако даже самые печальные произведения наполнены добром и внутренним светом. Такой была и душа героя Лермонтова: каким бы горьким ни было её ощущение, она всегда хранила идеал любви.
Источник: Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/lermontov_m_ju/geroi_proizvedenij_lermontova_kharakteristika_i_osobennosti_geroev/54-1-0-2119
10 самых известных произведений Михаила Юрьевича Лермонтова
Самые известные произведения – это, как правило, те, которые считают лучшими, их включают в школьную программу и рекомендуют к прочтению каждому обывателю.
В статье мы приведем список произведений такого великого русского поэта, как Михаил Юрьевич Лермонтов. Мало кто знает, что он был еще и прекрасным художником, его любовь к изобразительному искусству была обнаружена еще с детства.
Стихи Лермонтова остаются востребованными по сей день – поэт затрагивал в них тему любви, писал о Кавказе, природе, о Родине, а также стихотворения для детей.
Из статьи вы узнаете самые известные произведения Михаила Юрьевича Лермонтова – если какие-то из списка ранее не были прочитаны – обязательно уделите чтению немного времени и прочитайте.
10. На севере диком стоит одиноко…
- Год написания: 1814;
- жанр: элегия.
Стихотворение «На севере диком стоит одиноко…» школьники изучают в 6 классе. Писатель поведал в нем о своих душевных переживаниях – он мечтал о родственной душе, писал об одиночестве, тревожащем каждого человека. Свои переживания Лермонтов воплотил в природе, беря для образов пальмы, сосны.
С сосной читатель знакомится сразу – она стоит одиноко на Севере, и ее единственное утешение – сновидение. Сон уносит сосну в теплые края, где живет одинокая пальма.
Сосна и пальма страдают, каждая от разного – сосна от северного холода, а пальма от жаркого климата. Северное дерево принимает пальму за свою родственную душу, но до нее, к сожалению, никак не добраться… Единственная возможность – наслаждаться обрывками сновидений.
9. Утес
- Год написания: 1841;
- жанр: пейзажно-философская лирика.
«Утес» был написан за несколько недель до смерти автора – Лермонтов умер в июне 1841 г. в возрасте 26 лет на дуэли с Н.С.Мартыновым.
Поэт неоднократно возвращался в своих произведениях к теме одиночества, ей посвящено и стихотворение «Утес». Он говорит о том, что повстречать кого-то, кто вызовет душевный трепет, можно только на короткий миг – все остальное время человеку приходится пребывать в «пустыне».
Интересный факт: образ «пустыни» не случайно используется автором в его произведениях, ведь она является символом отрешения и одиночества.
Смысл стихотворения заключается в том, что человек не может всегда быть счастлив – это происходит только случайно, мимолетно. Тема одиночества очень явно присутствует особенно в последних строках, возможно, утес вспоминает свою молодость, являясь уже стариком.
8. Парус
- Год написания: 1832;
- жанр: лирическая новелла.
В стихотворении описывается парус – он одиноко плывет по морю. Одиночество являлось очень важным для Лермонтова – он принимал его за свободу.
«Парус» олицетворяет неспокойного героя, на долю которого выпало немало трудностей, в стихотворении есть такие слова, как «кинул», «ищет» – это можно объяснить мечущейся душой.
Герой произведения, возможно, пытается обрести внутри себя гармонию, и испытывает горечь от каких-либо потерь. Одинокий парус, плывущий в море, привлекает его тем, что он также одинок, как и он сам.
7. Песня про купца Калашникова
- Год написания: 1837;
- жанр: поэма.
«Песня про купца Калашникова» – это поэма о дуальности добра и зла. Несмотря на то, что главные герои поэмы (купец Калашников и опричник Кирибеевич) оба хороши собой, сильны и молоды, разительно отличаются друг от друга.
Алена Дмитриевна (жена купца) стала причиной ссоры между ними, Кирибеевич пытался увести у него жену. У царского двора произошел поединок, Кирибеевич был убит купцом.
Царь велел отправить Калашникова на казнь, но он поступил достойно, защищая честь своей семьи. Купец Калашников не побоялся ни царского гнева, ни опричника.
6. Смерть поэта
- Год написания: 1837;
- жанр: лирический монолог.
В своем стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов пишет о том, что в смерти поэта повинно общество. Он написал его после гибели Пушкина (он умер на дуэли в 1837 году в возрасте 37 лет), которая потрясла Лермонтова до глубины души.
В порыве отчаяния поэт написал стихотворение, в котором выразил свое несогласие с политикой своего государства, а также с высокопоставленными чиновниками, которые оправдывали убийцу Пушкина – французского военного деятеля Дантеса.
В «Смерти поэта» написано о несправедливом и раннем уходе Пушкина, Лермонтов осуждает тех, кто надменно относился и насмехался над талантливым поэтом.
5. Демон
- Год написания: 1839;
- жанр: поэма.
«Демон» – одна из лучших поэм в российской литературе, читающаяся на одном дыхании. Она полна философских размышлений о добре и зле, невозможности любви.
В «Демоне» немало отсылок к мифологическим мотивам. Если кратко выводить мысль, которую автор хотел донести до читателя – в поэме говорится, что стоит податься соблазнам и усомниться – как дьявол, не раздумывая, совратит человеческую душу и поведет его по пути зла.
Но стойкость духа, обращение к Господу способно защитить человека от проделок дьявола.
Интересный факт: иллюстрации к поэме Лермонтова «Демон» рисовал русский художник-символист Михаил Врубель.
4. Мцыри
- Год написания: 1839;
- жанр: романтическая поэма.
Тему можно определить, как рассказ о юном послушнике, бежавшем из монастыря. В «Мцыри» явно прослеживается бунт главного героя против обыденной жизни, существующей в монастыре, к дальнейшей трагедии – гибели.
Лермонтов раскрыл тему борьбы за свою свободу, непонимание окружения, а также тему любви – к своей семье и Родине.
Смысл поэмы – призвать к борьбе, отстаивая свою свободу. «Мцыри» – это своеобразный идеал для революционеров – независимый и гордый юноша хочет освободиться, и не важно, что за свою мечту придется поплатиться жизнью.
Интересный факт: монастырь в современной критике рассматривается как символ тюрьмы духа человеческого, откуда выбраться не так легко. И, убежав, Мцыри некуда возвращаться, он не находит счастья, а мир природы уже давно для него чужд…
3. Кавказский пленник
- Год написания: 1828;
- жанр: русская классика.
Судьба поэта Михаила Юрьевича сложилась таким образом, что Кавказ оставил в нем наиболее яркие детские воспоминания. В 1825 году он побывал там, после чего перенес свое восхищение природой на бумагу – он рисовал акварельные пейзажи.
В знаменитой поэме «Кавказский пленник» можно обнаружить живой интерес автора к быту и обычаям кавказских горцев. Пленник выступает как романтический герой, однако в нем нет черт разочарованности. Герой испытывает тоску по своей родине и нуждается в поддержке друзей.
Черкешская девушка, будучи отверженной пленником, не мстит ему, а помогает бежать. Это делает ее благородной и доказывает, что помысли ее чисты. Но развязка весьма драматична – погибают оба героя.
2. Герой нашего времени
- Год написания: 1841;
- жанр: социальный роман, включающий в себя несколько жанров.
Неизвестно, когда точно был начат роман «Герой нашего времени», автор работал над ним продолжительное время. Он хотел создать произведение, которое удивило бы его современников.
Лермонтов прочитал «Евгений Онегин» Пушкина Александра Сергеевича, после чего вдохновился на создание романа. Основная тема произведения – это лишний человек.
Печорин видит больше других, он умнее, расчетливее, холоднее, циничнее всех остальных, но в этом его беда. Другие, может быть, менее умны и дальновидны, но они живут: любят, переживают, страдают…
Смысл произведения в том, что можно быть образованным и умным, но потерять суть своего существования.
Для справки: знаменитое произведение Лермонтова учит читателей целеустремленно идти к своим целям.
1. Бородино
- Год написания: 1837;
- жанр: поэма.
Стихотворение автора «Бородино» посвящено Бородинскому сражению (крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 г., между русской и французской армиями; русская противостояла армии Наполеона).
Лермонтов задумывал свое стихотворение как подарок ветеранам и всей России на 25-летие Бородинской битвы.
Эскизы будущего стихотворения созрели у поэта еще в детстве – он близко общался с братом бабушки Елизаветы Алексеевны, Афанасием Столыпиным, который был участником Бородинского сражения, и охотно слушал его рассказы.
Источник: https://top10a.ru/samye-izvestnye-proizvedeniya-lermontova.html
Лермонтов — Мцыри: Читать полностью онлайн текст поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова — Стих на РуСтих
1
Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь.
Из-за горы И нынче видит пешеход Столбы обрушенных ворот, И башни, и церковный свод; Но не курится уж под ним Кадильниц благовонный дым, Не слышно пенье в поздний час Молящих иноков за нас.
Теперь один старик седой, Развалин страж полуживой, Людьми и смертию забыт, Сметает пыль с могильных плит, Которых надпись говорит О славе прошлой — и о том, Как, удручен своим венцом, Такой-то царь, в такой-то год, Вручал России свой народ.
___
- И божья благодать сошла На Грузию! Она цвела С тех пор в тени своих садов, Не опасаяся врагов,
- 3а гранью дружеских штыков.
- 2
Однажды русский генерал Из гор к Тифлису проезжал; Ребенка пленного он вез. Тот занемог, не перенес Трудов далекого пути; Он был, казалось, лет шести, Как серна гор, пуглив и дик И слаб и гибок, как тростник. Но в нем мучительный недуг Развил тогда могучий дух Его отцов.
Без жалоб он Томился, даже слабый стон Из детских губ не вылетал, Он знаком пищу отвергал И тихо, гордо умирал. Из жалости один монах Больного призрел, и в стенах Хранительных остался он, Искусством дружеским спасен.
Но, чужд ребяческих утех, Сначала бегал он от всех, Бродил безмолвен, одинок, Смотрел, вздыхая, на восток, Гоним неясною тоской По стороне своей родной.
Но после к плену он привык, Стал понимать чужой язык, Был окрещен святым отцом И, с шумным светом незнаком, Уже хотел во цвете лет Изречь монашеский обет, Как вдруг однажды он исчез Осенней ночью. Темный лес Тянулся по горам кругом.
Три дня все поиски по нем Напрасны были, но потом Его в степи без чувств нашли И вновь в обитель принесли. Он страшно бледен был и худ И слаб, как будто долгий труд, Болезнь иль голод испытал. Он на допрос не отвечал И с каждым днем приметно вял. И близок стал его конец; Тогда пришел к нему чернец С увещеваньем и мольбой; И, гордо выслушав, больной Привстал, собрав остаток сил,
И долго так он говорил:
3
«Ты слушать исповедь мою Сюда пришел, благодарю. Все лучше перед кем-нибудь Словами облегчить мне грудь; Но людям я не делал зла, И потому мои дела Немного пользы вам узнать, А душу можно ль рассказать? Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть, Одну — но пламенную страсть: Она, как червь, во мне жила, Изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной Вскормил слезами и тоской; Ее пред небом и землей Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю.
4
Старик! я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас — Зачем? .. Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок, Я вырос в сумрачных стенах Душой дитя, судьбой монах. Я никому не мог сказать Священных слов «отец» и «мать». Конечно, ты хотел, старик, Чтоб я в обители отвык От этих сладостных имен, — Напрасно: звук их был рожден Со мной.
И видел у других Отчизну, дом, друзей, родных, А у себя не находил Не только милых душ — могил! Тогда, пустых не тратя слез, В душе я клятву произнес: Хотя на миг когда-нибудь Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть незнакомой, но родной.
Увы! теперь мечтанья те Погибли в полной красоте, И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.
5
Меня могила не страшит: Там, говорят, страданье спит В холодной вечной тишине; Но с жизнью жаль расстаться мне.
Я молод, молод… Знал ли ты Разгульной юности мечты? Или не знал, или забыл, Как ненавидел и любил; Как сердце билося живей При виде солнца и полей С высокой башни угловой, Где воздух свеж и где порой В глубокой скважине стены, Дитя неведомой страны, Прижавшись, голубь молодой Сидит, испуганный грозой? Пускай теперь прекрасный свет Тебе постыл; ты слаб, ты сед, И от желаний ты отвык. Что за нужда? Ты жил, старик! Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, — я также мог бы жить!
6
Ты хочешь знать, что видел я На воле? — Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел груды темных скал, Когда поток их разделял.
И думы их я угадал: Мне было свыше то дано! Простерты в воздухе давно Объятья каменные их, И жаждут встречи каждый миг; Но дни бегут, бегут года — Им не сойтиться никогда! Я видел горные хребты, Причудливые, как мечты, Когда в час утренней зари Курилися, как алтари, Их выси в небе голубом, И облачко за облачком, Покинув тайный свой ночлег, К востоку направляло бег — Как будто белый караван Залетных птиц из дальних стран! Вдали я видел сквозь туман, В снегах, горящих, как алмаз, Седой незыблемый Кавказ; И было сердцу моему Легко, не знаю почему. Мне тайный голос говорил, Что некогда и я там жил, И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней…
7
И вспомнил я отцовский дом, Ущелье наше и кругом В тени рассыпанный аул; Мне слышался вечерний гул Домой бегущих табунов И дальний лай знакомых псов.
Я помнил смуглых стариков, При свете лунных вечеров Против отцовского крыльца Сидевших с важностью лица; И блеск оправленных ножон Кинжалов длинных… и как сон Все это смутной чередой Вдруг пробегало предо мной.
А мой отец? он как живой В своей одежде боевой Являлся мне, и помнил я Кольчуги звон, и блеск ружья, И гордый непреклонный взор, И молодых моих сестер… Лучи их сладостных очей И звук их песен и речей Над колыбелию моей… В ущелье там бежал поток.
Он шумен был, но неглубок; К нему, на золотой песок, Играть я в полдень уходил И взором ласточек следил, Когда они перед дождем Волны касалися крылом. И вспомнил я наш мирный дом И пред вечерним очагом Рассказы долгие о том, Как жили люди прежних дней,
Когда был мир еще пышней.
8
Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.
И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал.
О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил… Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой,
Меж бурным сердцем и грозой?..
9
Бежал я долго — где, куда? Не знаю! ни одна звезда Не озаряла трудный путь. Мне было весело вдохнуть В мою измученную грудь Ночную свежесть тех лесов, И только! Много я часов Бежал, и наконец, устав, Прилег между высоких трав; Прислушался: погони нет. Гроза утихла.
Бледный свет Тянулся длинной полосой Меж темным небом и землей, И различал я, как узор, На ней зубцы далеких гор; Недвижим, молча я лежал, Порой в ущелии шакал Кричал и плакал, как дитя, И, гладкой чешуей блестя, Змея скользила меж камней; Но страх не сжал души моей: Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз и прятался, как змей.
10
Источник: https://rustih.ru/mixail-lermontov-mcyri-poema/