Лев Толстой известен прежде всего своими масштабными произведениями. «Война и мир», «Воскресенье», «Анна Каренина» – эти романы вспоминаются в первую очередь. Но есть среди произведений Толстого и рассказы, простые и правдивые. Один из них – «Кавказский пленник». Два главных персонажа – Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика этих героев представлена в статье.
История создания
Прежде чем привести сравнительную характеристику Жилина и Костылина, стоит рассказать о том, с чего начиналась работа над «Кавказским пленником». Замысел произведения возник у писателя в молодости.
В основу сюжета легли события, произошедшие с Толстым во время его службы на Кавказе. В 1853 году Толстой едва не попал в плен. Как истинный художник, он сохранил это событие в своей памяти, а позже, вернувшись в Ясную Поляну, перенес на бумагу.
Правда, герою Толстого не удалось избежать пленения. Иначе сюжет не был бы столь занимательным.
Рассказ был впервые опубликован в 1872 году. Сам автор высоко ценил свое произведение и вспоминал о нем даже в трактате «Что такое искусство?». Критики хвалебно отзывались о «Кавказском пленнике». Важная особенность рассказа – простота изложения, которая не свойственна Толстому-романисту. Самуил Маршак назвал произведение «образцом маленькой повести для детей».
План
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина в статье дана одновременно с изложением рассказа. Автор создал два ярких портрета. Один принадлежит главному герою, другой – его антиподу. Есть еще несколько интересных образов.
Но на уроках литературы ученики прежде всего составляют сравнительную характеристику Жилина и Костылина. Почему? Поступки этих героев иллюстрируют авторскую идею. Один храбрый и благородный. Другой – трус и предатель.
Подобное противопоставление мы видим в произведениях других русских писателей, например в «Капитанской дочке».
Составим план сравнительной характеристики Жилина и Костылина:
- Внешность.
- Татары.
- В плену.
Письмо от матери
Главный герой рассказа – офицер по фамилии Жилин. Однажды он получает письмо от матери. Та просит сына приехать, проститься. Женщина чувствует скорую смерть, а потому поспешно подыскивает ему невесту. В то время на Кавказе было очень опасно. Повсюду сновали татары (так в XIX веке называли всех мусульман). Жилин не должен был покидать крепость без сопровождения солдат.
Костылин
В тот момент, когда Жилин раздумывал о том, не отправиться ли ему одному, без сопровождения солдат, к нему подъехал на лошади еще один офицер и предложил ехать вместе. Автор дает описание главному герою: это был невысокий, крепкий мужчина.
Составляя сравнительную характеристику Жилина и Костылина из «Кавказского пленника», стоит упомянуть: фамилии своим героям автор дал неслучайные, они соответствуют внешнему облику. Жилин – крепкий, жилистый. Костылин – грузный, полный, неповоротливый.
Итак, главный герой соглашается ехать. Но при условии: не разъезжаться ни при каких обстоятельствах. На вопрос о том, заряжено ли ружье, Костылин отвечает утвердительно.
Татары
Сравнительную характеристику Жилина и Костылина составлять нужно на основе сцены захвата в плен. Офицерам не удалось далеко отъехать от крепости – появились татары. Костылин в тот момент отъехал чуть поодаль.
Когда увидел приближающихся татар, стрелять не стал, а бросился прочь. Главный пункт в сравнительной характеристике Жилина и Костылина из «Кавказского пленника» – это поведение в критической ситуации. Первый никогда не терялся, был храбр.
Второй повел себя трусливо, предав товарища.
Выкуп
Татар было человек тридцать, и Жилину, конечно, не удалось им противостоять. Впрочем, быстро он не сдался.
«Не дамся живым», – так он подумал, и эта мысль как нельзя лучше раскрывает внутренний мир героя рассказа «Кавказский пленник». Характеристики Жилина и Костылина автором даны уже в начале произведения.
Но что же дальше произошло с офицером? Какова судьба предателя, который, увидев татар, «что есть духу закатился к крепости»?
Как уже сказано, Жилин был невысок, да удал. Несмотря на то что остался один, еще долго боролся с татарами, набросившимися на него. Однако те победили и увели пленника в свой аул. На него надели колодки и отвели в сарай.
Для того чтобы составить полноценную характеристику героев Жилина и Костылина, нужно вспомнить о том, как главный герой вел себя в плену. Ведь позже туда угодит и офицер, предавший его.
Татары, захватившие Жилина в плен, по-русски не говорили – позвали переводчика. Русского офицера привели к главному – Абдул-Мурату – и сказали, что он теперь его хозяин.
Тот, с помощью переводчика выдвинул требование: Жилина отпустят после того, как за него внесут три тысячи монет. Но у пленника богатых родственников не было, да и мать он не хотел расстраивать.
Татарам он сразу сказал, что больше пятисот рублей дать не сможет.
Жилин понял: с татарами робеть нельзя. Разговаривал он с ними уверенно, даже с некоторым вызовом. Вдруг привели Костылина. Оказалось, ему не удалось убежать.
Он, в отличие от главного героя, вел себя смирно и тут же написал письмо домой – попросил выслать пять тысяч рублей. Жилин тоже написала, но адрес указал неверный. Он был уверен, что сбежит рано или поздно.
При этом потребовал от татар, чтоб они держали его вместе с товарищем. Даже в такие минуты он думал не только о себе, но и о другом пленнике, который, к слову, этого не заслуживал.
В сравнительной полной характеристике Жилина и Костылина нужно непременно сказать: главный герой, в отличие от второго пленного офицера, был готов бороться до последнего.
В плену
Жилин – это человек, привыкший к борьбе. Он не писал больше писем домой, понимал, что матери, которой он сам раньше отправлял деньги, не собрать и пятисот рублей. Он вынашивал план побега. В сочинении «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина» важно рассказать о том, как вели себя в плену офицеры.
Костылин либо спал, либо считал дни. Он написал еще одно письмо родственникам. Тосковал, скучал по дому, о побеге и не помышлял. Слишком труслив был, чтоб решиться на такой шаг.
Жилину стало скучно, а был он «на всякое рукоделие мастер». Начал делать игрушки из глины. Однажды смастерил куклу и подарил Дине – дочке своего «хозяина».
Девочка сперва испугалась, но со временем перестала бояться русского пленного и даже прониклась к нему симпатией. Вскоре Жилин смастерил Дине из глины еще одну куклу.
И она, в знак благодарности, принесла ему молока (татары держали своих узников на сухом пайке).
Дина стала каждый день приносить Жилину молока, а иногда, если повезет, лепешек или баранины. Вскоре весь аул узнал, что русский на все руки мастер. Вызвал однажды Жилина к себе Абдула и приказал отремонтировать сломанные часы, и тот быстро справился с заданием.
К пленному русскому стали приезжать и из ближних деревень. То часы починить, то ружье. Спустя два месяца он стал немного понимать язык жителей аула. Как-то обратились к нему с просьбой вылечить одного татарина. Этого уже Жилин не умел, но пошептал на воду и дал ее выпить больному. Татарин, к счастью, выздоровел.
Старый джигит
Обитатели аула полюбили русского пленного. Хозяин однажды признался: «Я бы тебя отпустил, но слово дал, да и денег потратил на тебя». Не любил Жилина только старый татарина, ходивший всегда в чалме.
История этого человека весьма интересная. Когда-то русские разорили деревню, убили всю его семью. Остался в живых только один сын, да и тот перешел на сторону врага. Старик отыскал изменника и убил его.
Он ненавидел русских и не раз требовал убить Жилина.
Подготовка к побегу
Жилин мастерил игрушки для татарских детей, наблюдал за жизнью аула. Но с участью своей не смирился. Но знал, что выкуп за него платить некому. Жилин понемногу делал подкоп в сарае. Костылин в этом участия не принимал. Он смиренно ждал денег, которые ему должны были прислать богатые родственники.
Жилин и не думал бежать один. Он разрабатывал план побега, но никогда бы не покинул аул без Костылина. Тот долго отказывался бежать. Костылину было страшно, к тому же дороги он не знал. Но жалости от татар ждать не приходилось. Один из них был убит русским солдатам.
Неудавшийся побег
Жилин было ловким и выносливым. Костылин – медлительным, неповоротливым. Тихой летней ночью они наконец решили бежать. Вылезли из сарая и отправились в сторону крепости.
Вот только Костылин то и дело останавливался, вздыхал и охал. Если б Жилин сам бежал, он не попался бы снова в руки татар. Костылин начал жаловаться и причитать. Словом, вел себя совсем не так, как подобает офицеру.
Жилину пришлось тащить его на себе – бросить товарища он не мог.
Беглецов быстро настигли татары. Отныне шансы на спасение стали совсем малы. Абдула обещал Жилину, что убьет их, если не получит в течение двух недель выкуп. Теперь их держали в темнице, порознь. Колодки не снимали и на свежий воздух не пускали.
Дина
В темнице было совсем мало места. Делать подкоп не имело смысла. К Жилину стала приходить Дина: приносила лепешки, черешню. А однажды сказала: «Тебя убить хотят».
Абдуле старики приказали уничтожить пленных, а на Кавказе перечить страшим не полагается. Жилин попросил девочку принести ему длинную палку, с помощью которой он смог бы выбраться из подвала.
Но она отказалась – боялась отца.
Как-то дочь Абдулы все же принесла ему длинный шест. В тот день почти никого не было в ауле, о чем она и сообщила Жилину. Костылин бежать не хотел, но помог товарищу выбраться из подвала. Жилин попрощался с ним. Дина проводил его до окраины аула.
Возвращение
Но и на этот раз не обошлось без приключений. Жилин уже подходил к крепости, когда увидел татар. К счастью, неподалеку находились казаки, которые ринулись на его крик. Жилин был спасен. Еще долго он рассказывал товарищам о том, что ему довелось пережить эти месяцы.
Костылин вернулся через месяц. За него все-таки выплатили пять тысяч рублей. Привезли его еле живым.
Костылин – слабый человек. В отличие от Жилина, готов на какие угодно унижения, лишь бы не бороться. Но он не подлец. Во время первого побега он просит товарища оставить его, не тащить на себе. Но тот отказывается. Принцип Жилина: погибнуть, но не оставить друга в беде.
Герои воспитаны в разных условиях. Автор почти ничего не говорит о семье Жилина, но известно, что он небогат, незнатен. Однако он привык заботиться не только о себе, но и о матери. Костылин же из богатой знатной семьи. Вероятно, за него всегда кто-то принимал решение. Он не привык действовать – привык плыть по течению.
«Кавказский пленник» в кинематографе
Рассказ дважды экранизирован. Впервые в 1975 году. Второй фильм по произведению Льва Толстого вышел в середине девяностых. Снял его Сергей Бодров-старший. Однако в киноленте 1995 году события происходит в годы Первой чеченской войны.
Источник: https://www.syl.ru/article/376697/sravnitelnaya-harakteristika-jilina-i-kostyilina-v-rasskaze-kavkazskiy-plennik
Костылин
Второстепенный персонаж рассказа Льва Толстого «Кавказский пленник». Русский офицер, служит на Кавказе, попадает в плен к татарам вместе с главным героем Жилиным, но по слабости и нерешительности характера отказывается сбежать, когда подворачивается возможность.
История создания
Писатель Лев Толстой
Лев Толстой подготовил школьное пособие, по которому дети должны были учиться чтению, письму и арифметике. Рассказ «Кавказский пленник» писался специально для этого пособия, а опубликован был впервые в литературно-политическом журнале «Заря» в 1872 году. Рассказ назван автором так же, как одна из поэм Александра Пушкина.
В основе рассказа частично лежит личный опыт Толстого, который служил на Кавказе в 50-х годах XIX века и едва не попал в плен. Толстой ехал верхом вместе с чеченцем, который был его большим другом.
Спутников настигли преследователи, которые имели некий повод мстить другу Толстого, и собирались взять обоих в плен. Однако ситуация разрешилась благополучно — погоню заметил часовой, и Толстого с другом отбили.
По собственному признанию писателя, это был «чувствительный» эпизод в его биографии, который, видимо, и вдохновил Толстого на рассказ.
«Кавказский пленник»
Сюжет рассказа таков: два российских офицера, Костылин и Жилин, на Кавказе попадают в плен. Татары держат тех в сарае, а на ноги героям надевают колодки, чтобы не сбежали. От обоих требуют написать письмо с просьбой о выкупе.
Костылин
В финале рассказа Жилину удается сбежать из плена, в то время как пассивный Костылин от побега отказывается. Герой чувствует себя скверно и говорит, что сил бежать у него нет.
На успешный исход этого предприятия Костылин не рассчитывает и смиряется с тем, что ему не вырваться.
Татары отпускают героя только через месяц после того, как Жилин благополучно сбегает, – когда татары получают за Костылина выкуп, собранный родственниками.
Костылин — русский офицер из обеспеченного дворянского рода. Герой служит на Кавказе, но к военной жизни не привык. Это изнеженный человек, который плохо переносит трудности и легко сдается. Физическая подготовка Костылина оставляет желать лучшего — во время попытки побега герой постоянно отстает и жалуется на измученные ноги.
Кадр из фильма «Кавказский пленник» (1975 год)
Неуклюжесть героя тоже создает проблемы — тот запинается о камни, шумит, позволяет себе издавать крики и не думает о том, что выдает собственное местоположение преследователям. Герой оправдывает собственную фамилию, всю дорогу являясь «костылем» для Жилина — то есть, мешая главному герою выбираться из неприятностей.
Внешне Костылин грузен, красен лицом. Из-за лишнего веса герой сильно потеет и плохо приспособлен к пешим переходам по лесу. Помимо этого, он еще и труслив и, едва увидев татар, норовит спрятаться в крепость.
Как товарищ Костылин ненадежен. Герои выезжают из крепости с обозом, но в итоге решают от обоза оторваться и ехать вдвоем, чтобы добраться до места скорее. Офицеры договариваются не разъезжаться и держаться вместе.
Однако при первых признаках опасности Костылин бросает Жилина и сбегает. Татары подстрелили лошадь Жилина, и тот из-за предательства товарища попадает в плен.
Сам Костылин, впрочем, тоже скоро оказывается в плену в том же горном ауле, что и Жилин.
Жилин пишет письмо домой
Бороться с обстоятельствами Костылин не склонен. Попав в плен, герой смиряется с ситуацией и пишет письмо домой, чтобы родные заплатили за него выкуп, без каких-либо условий и мыслей о побеге.
После этого Костылин решает, что все необходимое сделано, и больше не предпринимает ничего, а только пассивно ждет, когда из дома пришлют деньги. Идею побега герой встречает с пессимизмом.
Костылин убежден, что незнание местности и ночная темнота — препятствия, которые не преодолеть.
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина
Жилин
Жилин — полная противоположность Костылину. Герой не перекладывает ответственность за собственное спасение на семью и, когда от него требуют написать матери с просьбой о выкупе, пишет на письме неправильный адрес. В плену Костылин ведет себя пассивно: либо спит, либо ждет вестей о выкупе, который должны прислать родные. Жилин же не сидит в плену без дела и мастерит кукол для местной ребятни.
Жилин сумел вызвать симпатию у Дины, тринадцатилетней дочери человека, в плену у которого находится. Девочка приносит герою лепешки и мясо, а позже помогает сбежать.
Днем ноги героев заковывают в колодки, но это не мешает Жилину изучать аул и окрестности. Прогуливаясь, герой прикидывает, в каком направлении располагается российская крепость, как лучше бежать.
Ночи герой проводит, делая в сарае подкоп.
Жилин сбегает из плена дважды. В первый раз через подкоп. Костылин отправляется вместе с ним. Жилин собран, решителен и готов идти до конца, в то время как изнеженный и неповоротливый Костылин сильно задерживает их обоих.
В результате героев ловят и возвращают обратно. После побега героев отправляют не в сарай, а в яму, а колодки перестают снимать на ночь.
Однако Жилин ухитряется сбежать и оттуда, в то время как Костылин сдается и от побега отказывается.
Иллюстрация к рассказу «Кавказский пленник»
Различия между Жилиным и Костылиным прослеживаются даже во внешности и жизненных обстоятельствах.
Жилин невысок ростом, «удал» и ловок, происходит из небогатой семьи, оптимистично смотрит на вещи и не смиряется с обстоятельствами. Разница между героями проявляется даже в отношении к лошадям.
Костылин во время погони жестоко избивает лошадь плетью, как неодушевленный предмет, в то время как Жилин разговаривает с лошадью и просит ту «вынести».
В то время как Костылин ждет помощи со стороны, Жилин рассчитывает только на собственные силы. При этом Жилин не бросает товарища на произвол судьбы и пытается сбежать вместе с Костылиным, даже несет того на себе. Герой не боится татар, в то время как Костылин относится к горцам со страхом. Неудивительно, что у таких разных героев — разные судьбы.
Экранизации
В 1975 году вышел фильм «Кавказский пленник» режиссера Георгия Калатозишвили. Лента снималась на киностудии «Грузия-фильм», в роли Костылина выступил актер Владимир Солодников.
Олег Меньшиков и Владимир Солодников а роли Костылина
Второй фильм вышел в 1996 году. Это не буквальная экранизация рассказа Толстого, а лента, снятая по мотивам. События разворачиваются в 90-е годы прошлого века в обстановке Чеченской войны. Герои попадают в плен к человеку из горного аула, чей сын тоже томится в плену. Жилина и Костылина захватывают, чтобы организовать обмен пленными.
Режиссер — Сергей Бодров-старший, роль прапорщика Костылина, которого в фильме именуют «Саня», исполнил актер Олег Меньшиков. Съемки проходили в Казахстане и Дагестане, в частности в городе Дербент и у Хучнинского водопада. Фильм номинировали на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
Цитаты
Источник: https://24smi.org/person/6860-kostylin.html
Жилин и Костылин — сравнительная характеристика
«Кавказский пленник» — назидательный рассказ Л. Н. Толстого для детей. В нем писатель показал два ярких противоположных образа: смелого и находчивого Жилина и слабого и трусливого Костылина. Контраст между этими людьми усилен экстремальной ситуацией — попаданием в плен.
До плена
Всю дорогу Костылин думает только о еде, совершенно забывая о возможном нападении горцев. Даже при въезде в ущелье он игнорирует предостережение Жилина: «Что смотреть? Поедем вперед». В этом уже проявляется огромная разница между двумя офицерами.
Жилин — предусмотрительный командир. Он поднимается на гору и замечает горцев. Вдвоем у офицеров были шансы отстреляться, чтобы отступить к обозу. Однако Костылин нарушает уговор, предает боевого товарища и бросается в бегство.
Когда Жилин понимает, что вырваться из ловушки уже не удастся, он принимает мужественное решение: «Не дамся же живой…». Под храбрым офицером убивают лошадь. Жилин до конца пытается отбиться, но, навалившись толпой, горцы берут его в плен.
Снова вместе
Попав в плен, Жилин не приходит в отчаяние. Он с интересом рассматривает аул и запоминает все детали. которые могут пригодиться при побеге.
Жилин безусловно знает о жестокости горцев, однако ведет себя и разговаривает с ними очень смело: «С ними что робеть, то хуже». Даже под угрозой наказания офицер заявляет, что отказывается платить три тысячи рублей. Такое поведение невольно вызывает уважение у врагов: «Джигит урус!».
Во время спора о размере выкупа Жилин вновь встречается с Костылиным. Оказывается, что трус также не смог скрыться. В отличие от Жилина воля Костылина была сломлена еще до плена. Горцы без труда заставили его написать письмо с просьбой заплатить пять тысяч рублей.
Офицеров специально свели вместе, чтобы повлиять на несговорчивого Жилина. Задумка горцев не удалась. Жилин все равно добился снижения выкупа до 500 рублей («Хотите — убивайте, пользы вам не будет»), да еще и вытребовал для себя с товарищем приличное содержание.
Поведение в плену
Костылин полностью смирился с судьбой. Все надежды он возлагает только на выкуп, «считает дни… или спит».
Жилин надеется на собственные силы. Зная, что старуха-мать с трудом сможет собрать даже пятьсот рублей, он отправил письмо на ложный адрес.
Умелые руки Жилина позволили ему добиться доверия Дины и еще большего уважения хозяина. Со всей округи офицеру на починку приносят разные вещи. Слава мастера была нужна Жилину только для отвлечения внимания. Тайком он начал рыть подкоп в сарае, а однажды, взобравшись на гору, наметил путь к бегству.
Первый побег
Инициатива побега принадлежит исключительно Жилину. Ему даже пришлось уговаривать товарища бежать вместе. Костылин с самого начала стал обузой для Жилина. Он постоянно жаловался на усталость и израненные ноги. В порыве раздражения Жилин пожалел о том, что взял «колоду эту с собой… Один бы я давно ушел».
Негативное отношение к Костылину немного смягчается, когда он просит Жилина бросить его и бежать одному. Но пойти на это офицер не может. Жилин мужественно взваливает толстого Костылина на плечи.
Даже с тяжелой ношей Жилин мог бы уйти от преследователей. Беглецов выдал крик Костылина.
Второй побег
Неудача тяжело подействовала на обоих пленников. Костылин в яме разболелся и уже перестал на что-либо надеяться. Даже Жилин не видел выхода из ситуации.
Помогли Жилину дружеские отношения, установившиеся с Диной. Девочка поначалу подкармливала пленников, а затем решилась помочь им бежать. На вторую попытку у Костылину сил не нашлось: «Уж мне, видно, отсюда не выйти».
Жилину удалось сбежать и добраться до казаков. «Еле живого» Костылина выкупили через месяц.
Итоговая характеристика
Жилин в рассказе — пример для подражания, образец мужественного поведения. Этот офицер никогда не отчаивается и верит в собственные силы. Жилин заботится не только о себе, но и о предавшем его товарище.
Костылин вызывает лишь жалость и презрение. Такому человеку нечего делать на войне. Он представляет собой обозу для армии и легкую жертву для врагов.
Источник: https://spadilo.ru/zhilin-i-kostylin-sravnitelnaya-xarakteristika/
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина — Кавказский пленник
Офицеры Жилин и Костылин — центральные герои рассказа «Кавказский пленник» Льва Толстого. В данной статье мы подробно разберем характеристику этих персонажей.
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина в рассказе «Кавказский пленник» | |
Жилин | Костылин |
Место службы: Кавказ |
Место службы: Кавказ |
Военное звание: Офицер |
Военное звание: Офицер |
Статус: Офицер был из обедневшего рода. Цитата — «…он, может, богат, а я не богат…» |
Статус: Является дворянином. Денег было достаточно. Цитата — «Жилин говорит: он, может, богат, а я не богат… « |
|
|
|
|
Отношения читателя к персонажу: Читатель мог почувствовать всю силу духа и мужество данного человека. |
Отношения читателя к персонажу: Читатель думает, что данный человек способен любить только самого себя, он слаб духом. |
Способность любить: Любит свою лошадь и других животных. Проявляет к ним сострадание и жалость. |
Способность любить: Любит только себя. |
|
|
Общие характеристики: Жилин смог определить дорогу и поднялся на гору, выкопал подкоп и пытался не падать духом. Он борется за свою жизнь, а также помогает товарищам. |
Общие характеристики: Костылин не имеет целей, он слаб духом и может легко предать друзей, чтобы спасти свою жизнь. Трудности — это не для него. |
В данном рассказе автор симпатизирует Жилину, даже сами татары, которые взяли мужчину в плен, относятся к нему с уважением. Даже будучи в плену Жилин не теряет человеческих качеств, он ценит дружбу и остается сильным в любых условиях. В данном произведении Лев Николаевич раскрывает особенности личности героев, а также показывает всем, что значит огромная сила воли.
Источник: https://pristor.ru/sravnitelnaya-xarakteristika-zhilina-i-kostylina-kavkazskij-plennik/
Характеристика Костылина
«Кавказский пленник» – небольшой рассказ Л. Н. Толстого о силе духа и способности не сломаться в тяжелые моменты жизни. Здесь идет повествование о двух героях, которые противопоставляются друг другу – Костылине и Жилине. Какова же характеристика Костылина?
Костылин – один из главных персонажей повести Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Автор описывает его как плотного и грузного человека со слабым здоровьем.
Оказавшись в плену, он полностью подчиняется татарам. Костылин даже не пытается вырваться из плена, а ждет, когда родные пришлют за него выкуп. Этот человек слаб не только физически, но и морально. Договорившись с соратником Жилиным не бросать друг друга, завидев татар, он первый бросается наутек.
Даже, когда Жилин предлагает ему побег, который сам полностью спланировал, герой сомневается и еле поддается уговорам. Хотя, казалось бы, за него все сделал другой человек, и он должен радоваться такому ходу событий. Однако мужчина даже в такой ответственный момент не может взять себя в руки и направить все силы, чтобы обрести спасение.
Из-за его медлительности побег не удался, татары поймали их и жестоко наказали.
Жилин не сдается и организовывает еще одну попутку бегства. Но Костылин в этот раз отказывается бежать, отдается в руки судьбы и ждет, пока за него заплатят выкуп. Несмотря на то, что герой – взрослый мужчина, поведение его довольно инфантильно. Он не готов бросать вызов ударам судьбы в отличие от его друга по плену Жилина.
Противопоставление Костылина и Жилина
Костылин и Жилин – два главных героя повести. Хоть они и оказались в одинаковых условиях, ведут они себя при этом совершенно по-разному. Жилин не потерял чувство гордости и остался верен себя.
Даже в плену он не сидит без дела. Он зарекомендовал себя среди татар хорошим мастером и доктором, добился, чтобы их кормили и разрешали спать без кандалов.
Костылин же ничего не делал, а просто смиренно ждал, когда за него выплатят огромный выкуп.
Автору явно больше импонирует самостоятельный и неунывающий Костылин. Эти двое стали «кавказскими пленниками», но если Костылин полностью подчинился татарам и даже был готов умереть, не попытавшись сопротивляться, то Жилин не потерял силу духа и веру в себя, что его и спасло.
Данная статья поможет школьникам 5 класса написать сочинение на тему «Характеристика Жилина». Здесь описывается внешняя характеристика героя, его поведение в различных жизненных ситуациях.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/kavkazskiy-plennik/harakteristika-kostylina-5-klass.html
Образ и характеристика Костылина в рассказе «Кавказский пленник» (Л. Н. Толстой) | Литерагуру
(356 слов) Лев Николаевич Толстой мастерски сотворил галерею уникальных и неординарных персонажей в своих трудах.
К примеру, в произведении «Кавказский пленник» автор, помещая людей в одинаковые ситуации, раскрывает их положительные и отрицательные качества.
Один из основных персонажей произведения – офицер Жилин, его можно охарактеризовать, как отважного и добросовестного человека. Второй главный герой – русский офицер Костылин, который, по сути, является антиподом напарника. О нем хочется поговорить подробнее.
Автор описывает Костылина, как человека слабого, избалованного и чересчур ленивого. Его фамилия возникла от слова «костыль».
Возникает предположение, что Толстой как бы подсказывает его фамилией, что Костылину необходима помощь других людей, как физически нездоровым людям.
Герой совершенно не может принимать серьезные решения самостоятельно, он прячется от ответственности и проблем, порой даже не только в переносном смысле.
Костылин — друг Жилина, это показывает нам автор в самом начале рассказа. В пути они отрываются от своей группы, чтобы как можно раньше попасть домой. Но Костылин едет за кампанию, потому что легко попадает под влияние чужих людей.
В какой-то момент их настигли татары, Жилин сражался до конца без какого-либо оружия и взывал о помощи к Костылину, у которого оно, к слову, было. Однако напарник предает его, поддается трусости и сбегает. Безоружному офицеру не удается отбиться от татар, и его берут в плен.
По воли случая беглеца приводят в этот же аул. Русских офицеров закрывают в сарае. Главный татарин заставляет пленных написать родственникам записки о выкупе за них. Костылин в этой ситуации заботится лишь о собственной жизни и соблюдает все озвученные требования горцев.
И даже, когда Жилин корпит над составлением плана побега, Костылин не проявляет никакого участия.
Русские офицеры сбегают от татар, и даже тогда Костылин ведет себя низко. Персонаж не прекращает жаловаться о том, что сапоги натерли ему ноги. Жилин — человек чести, поэтому не может оставить друга и несет его на себе. Как итог: их снова ловят и возвращают обратно в плен. Снова бежать из плена трусливый Костылин не решился, и предпочел ждать выкуп.
«Кавказских пленников» было двое, но один нашел силы для преодоления трудностей и смог сбежать, а второй проявил слабость и эгоизм и решил покорно ждать выкупа. Но никакие деньги не принесут герою свободу. Костылин – пожизненный пленник, ведь он находится в заключении у собственного бессилия.
Дарья Попова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/obraz-i-harakteristika-kostylina-v-rasskaze-kavkazskij-plennik-l-n-tolstoj/
Характеристика героя Костылин, Кавказский пленник, Толстой. Образ персонажа Костылин
Главная>Характеристики героев Кавказский пленник
Характеристика героя Костылин
Костылин — один из отрицательных героев рассказа Льва Толстого «Кавказский пленник», русский офицер, попавший в плен к татарам. Внешне, это грузный, толстый и неповоротливый мужчина.
Он отправился в отпуск, и по дороге познакомился с Жилиным, после чего, было решено ехать вместе, так как во время Кавказской войны дороги были не безопасны. И на самом деле, вскоре, их настигли татары. У Костылина на этот случай имелось ружьё, но он им не воспользовался.
Когда Жилин попросил Костылина стрелять, тот испугался и сбежал, бросив товарища. В результате, Жилин оказался в плену, а Костылина тоже скоро нагнали, так как лошадь под ним стала, а ружьё осеклось.
В плену этот герой показал себя не с лучшей стороны. Вместо того, чтобы мобилизовать все свои силы и подумать, как выйти из сложившейся ситуации, он быстро сдался. По приказу татар он написал домой письмо с просьбой о выкупе в пять тысяч монет.
Жилин, в отличие от Костылина, согласился написать такое письмо только c условием, что их накормят, дадут свежую одежду и снимут с них кандалы. При этом, адрес на письме он указал неверный, чтобы не дошло. Пока Костылин ждал выкуп, Жилин обдумывал план побега и делал подкоп под сараем. И даже во время побега Костылин подвёл товарища.
По дороге он столько стонал, что ему ноги натёрло, что Жилин согласился нести его на себе. В результате, их заметил один татарин и оба были возвращены в аул.
Костылин отчаялся и второй раз бежать не согласился. Он решил покорно ждать, пока за него заплатят выкуп. Жилин, с помощью девочки Дины, сумел все-таки бежать и, несмотря на все трудности, дошёл до родных полей.
Оказавшись на русской стороне, он рассказал казакам, которые спасли его, о своих приключениях и сказал, что останется служить на Кавказе.
Через месяц пришёл выкуп за Костылина и его освободили, но бедняга был измученный и еле живой.
Видео краткой характеристики (для тех, кто предпочитает слушать)
-
-
- см. также:Характеристики главных героев произведения Кавказский пленник, Толстой
- Краткое содержание Кавказский пленник, Толстой
- Сочинения по произведению Кавказский пленник, Толстой
- Краткая биография Льва Толстого
Источник: https://www.sdamna5.ru/kostylin
Методическая разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин .Сравнительная характеристика. план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.
Цели урока:
; Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по системе образов рассказа
- Регулятивные: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;
- Личностные: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать; с честью выйти из самой трудной ситуации, обучение культуре речевого общения и этикету.
- Береги платье снову, а честь смолоду.
- Сам погибай, а товарища выручай.
- Пословицы.
- Ход урока
- 1) Оргмомент.
3). Устная работа по домашнему заданию и цитатному плану, который составил ученик дома.
— Тема и идея художественного произведения;
Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.
— Сюжет и композиция. Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.
Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.
- Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.
- Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.
- Кульминация – второй побег.
- Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.
- Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.
- -Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте.
Основное противопоставление это , конечно, два главных героя. Именно их автор противопоставляет друг другу.
4) Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. Слайд 1
1)- Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое? Слайд 2
Два героя рассказа — это два пути поведения в плену.
Иными словами, КАЖДЫЙ «кавказский пленник» может унижаться и ждать, пока его выкупят из плена родные, а может пытаться вырваться на свободу самостоятельно.
То есть, каждый человек (сам по себе, ОДИН! ) делает свой собственный выбор в жизни. А два героя нужны лишь для того, чтобы показать, к чему в итоге это может привести!
- 2)- Что общее у героев и что их различает?
- Давай найдем в учебнике портретные характеристики Жилина и Костылина. Слайд 3
- Слайд 4 Костылин: «Грузный» — тяжёлый
- «Толстый » — полный
- «Красный» — вспотевший.
- Какой вывод мы можем сделать?
- Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания образа слайд 5
- Слайд 6
3). Как повели себя офицеры при первой встрече?
- 4)Почему Жилин хочет поехать один, а почему Костылин?
- 5)Как характеризует поведение героев в плену?
- 6)Почему Костылин просит прислать за него выкуп, а Жилин нарочно пишет письмо так чтобы оно не дошло.
- Слайд 7
- 7)- Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения ?
- ( Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.)
8) А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях. Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?
( Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал.
Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама.)
- 9 )найди в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина: (запись в тетради)
- Жилин Костылин
- ходит по аулу спит
- всматривается скучает
- выпытывает информацию считает дни
- рукодельничает ждет ответ на письмо
-Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.
- 10) Как завоевывает Жилин симпатию горцев?
- (Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;
- — Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное колесо;
- — однажды выступил в качестве врача.
- 11)Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?
- (Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз.)
- 12 ) А Костылин?
- (Он безвольно ждет решения своей судьбы.)
- Слайд 8 Итак, мы видим как живут два наших героя в плену.
- А сейчас мы с тобой заполним табличку , чтобы еще раз сравнить Жилина и Костылина.
- 5)
. -Какие качества характера проявляют эти герои во взаимоотношениях друг с другом и с другими людьми.
Жилин | Костылин | ||||||||
мать | дети | горцы | Дина | Костылин | мать | дети | горцы | Дина | Жилин |
|
|
|
|
|
Эгоизмиждивенчество | равнодушие | Леньнеуважение | равнодушие | Предательствоиждивенчество |
Делаем выводы из наших наблюдений. Слайд 9.
Вывод: Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.
Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.
Посмотри какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина ? Почему?»
Вывод: При описании Жилина- глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя.
- — Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»? Слайд 10
- Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий
- Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных
- Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?
- — В чём смысл названия рассказа?
- ( Уже в названии заложено противопоставление – (антитеза ) двух героев Жилина и Костылина. Слайд 11
В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами.
Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе.
Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.
Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.)
6). Итог урока. Рефлексия.
1. Чему учит рассказ?
2. Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?
— Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?
Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.
7).Домашнее задание. Мы целый урок сравнивали двух героев. И теперь дома, по предложенному плану будем писать сочинение. «Жилин и Костылин: разные судьбы».
Сравнительная характеристика.
План.
1. Портрет.
2. Поведение героев.
3. Речь.
4. Отношение к окружающим.
5. Взаимоотношение героев.
6. Отношение автора.
«Жилин и Костылин: разные судьбы».
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/08/23/razrabotka-uroka-literatury-dlya-5-klassa-po-rasskazu-l-n
Характеристика героя Костылин, Кавказский пленник, Толстой
Костылин
Костылин – один из героев рассказа Л. Н. Толстого “Кавказский пленник”, русский офицер, попавший в плен к татарам. Внешне это грузный, толстый и неповоротливый мужчина. Также как и Жилин он отправился в отпуск, а во время Кавказской войны дороги были не безопасны. У Костылина на этот случай имелось ружье, но и им он не смог быстро воспользоваться.
По дороге он познакомился с Жилиным, после чего решено было ехать вместе, но их настигли татары. Когда Жилин попросил Костылина стрелять, тот испугался и сбежал. В результате, Жилин
оказался в плену, а Костылина скоро тоже нагнали, так как лошадь под ним стала, а ружье осеклось.
В плену этот герой показал себя не с лучшей стороны. Вместо того чтобы мобилизовать все свои силы и подумать, как выйти из сложившейся ситуации, он быстро сдался. По приказу татар он написал домой письмо с просьбой о выкупе в пять тысяч монет. Жилин, в отличие от Костылина, согласился написать такое письмо только c условием, что их накормят, дадут свежую одежду и снимут с них кандалы.
При этом адрес на письме он указал неверный, чтобы не дошло. Пока Костылин ждал выкуп, Жилин обдумывал план побега и делал подкоп под сараем. И даже во время побега Костылин подвел товарища.
По дороге он столько стонал, что ему ноги натерло, что Жилин согласился нести его на себе. В результате, их заметил один татарин и оба были возвращены в аул.
Костылин отчаялся и второй раз бежать не согласился. Он решил покорно ждать, пока за него заплатят выкуп. Жилин с помощью Дины сумел все-таки бежать и, несмотря на все трудности, дошел до родных полей.
Оказавшись на русской стороне, он рассказал казакам, которые спасли его, о своих приключениях и сказал, что останется служить на Кавказе. Через месяц пришел выкуп за Костылина и его освободили, но бедняга был измученный и еле живой.
(No Ratings Yet) Loading… Характеристика героя Костылин, Кавказский пленник, Толстой« Облачко разбор стихотворения
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/xarakteristika-geroya-kostylin-kavkazskij-plennik-tolstoj/