Иван Гончаров — российский писатель и литературный критик, который родился в 1812 году. Прославился тем, что написал аналитическую статью, в которой разобрал сюжет известной пьесы Грибоедова «Горе от ума».
Произведение было настолько тщательно проанализировано автором, что, изучая статью, можно подробно узнать о каждом главном герое пьесы, его положительных и негативных качествах характера.
Статья получила название «Мильон терзаний», краткое содержание которой можно читать онлайн без особых затрат по времени.
Фактически критика Гончаровым пьесы Грибоедова — это не только анализ сюжетной линии произведения, но и сатира на жизненный уклад коренных жителей Москвы. Автор высмеивает их нравы, культуру, быт, отношение к жизни и окружающим людям. Ниже можно читать краткое содержание «Мильон терзаний»,которое представлено в сжатой форме.
Главный герой
Это персонаж, который, по мнению Грибоедова, обладает слишком острым умом. Его развитый разум мешает ему жить, строить обычный уклад жизни и развиваться. Гончаров отмечает, что, несмотря на это, Чацкий Грибоедова по сравнению с теми же главными героями произведений Лермонтова и Пушкина — Печориным и Онегиным — стоит на порядок выше их.
В первую очередь как личность Александр Андреевич Чацкий обладает большим количеством положительных черт характера.
Александр Андреевич всю жизнь основательно готовился к большим свершениям. Герой пьесы отлично учился в школе, много читал и посвящал львиную долю своего времени путешествиям, и поэтому ему присущи высокомерие и гордыня.
По этой причине молодой человек в свое время разошелся с министрами. Эту черту в характере Чацкого умело описал Грибоедов, использовав всего лишь одну фразу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Кроме гордыни, можно отметить и чувство собственного достоинства, которое весьма остро развито у героя.
Горячие споры между Фамусовым и Чацким, позволяют поймать саму суть ранее написанной пьесы.
Обратите внимание! Главный герой произведения является человеком совершенно новой эпохи.
Разум главного героя полон светлых и новых идей. Молодой человек осуждает нравы прошлых лет. По сюжетной линии Фамусов — это его полная противоположность, отстаивающая старые традиции, правила и устои прошлых лет.
Это интересно! Роман Мастер и Маргарита: краткое содержание произведения по главам
Два лагеря и любовный треугольник
В комедийной пьесе Грибоедова «Горе от ума» формируются два основных лагеря противников:
- Большая семья Фамусовых. Здесь автором описаны старшие и младшие братья, а также их отец.
- Один против всех, вечный искатель истины и новых идей — Чацкий.
Также в комедии разворачивается любовная интрига. Это треугольник отношений, образованный Софьей, Чацким и Молчалиным.
Софья влюблена в Молчалина, но не может сказать о своих чувствах, так как проявление женщиной страсти по отношению к мужчине является признаком пошлости. Несмотря на это, Софья всячески намекает Молчалину о том, что он ей не безразличен.
Во время прогулки на лошади девушка прикидывается, что потеряла сознание. Молчалин же настолько робкий и стеснительный человек, что находится в оцепенении и не способен распознать истинные намерения Софьи.
Александр Андреевич в свою очередь испытывает любовные чувства к Софье. Главный герой не скрывает своего отношения к объекту любви, но девушка не проявляет к нему никакого интереса.
Все ее мысли заняты исключительно Молчалиным. Из-за этого Чацкий считает соперника ничтожеством, которое не достойно любви столь прекрасной женщины, как Софья.
Себя же Чацкий относит к категории пылких и отважных мужчин, чью душу и разум разрывают «мильон терзаний».
Своими острыми и в то же время саркастическими репликами Чацкий добивается того, что настраивает Фамусовых, Софью и Молчалина против себя. И все же у него где-то в глубине души еще остается надежда на то, что Софья проявит к нему сострадание и ответит взаимностью на его любовные чувства.
Бедный молодой человек даже не подозревает, что в неприятельском лагере семьи Фамусовых против него готовится заговор.
До этого времени его острый разум колко уничтожал всех окружающих врагов, мысли быстро трансформировались в ядовитые слова, которые поражали самые больные места недоброжелателей.
Это интересно! Александр Куприн – Гранатовый браслет: читаем краткое содержание
Мильон терзаний
Чацкий уже устал бороться. Кажется, что весь мир против него, а все дальнейшие попытки победить врагов — это всего лишь пустая трата времени. В конспекте статьи Гончаров указал, что на этом этапе Чацкий становится грустным, придирчивым к окружающим.
Речь мужчины приобретает нетрезвость, становится сложно поймать суть его мыслей и высказываний. Это еще раз подтверждает слухи о сумасшествии, которые ранее распускала Софья.
Спустя некоторое время у Молчалина и Софьи завязывается любовный роман. Молодые люди договариваются о первом свидании и встречаются вдали от людских глаз. Только один Чацкий не прекращает следить за девушкой.
Он подсматривает, как молодые люди общаются наедине. Полный ревности и неразделенной любви, Александр Андреевич устраивает девушке истерическую сцену.
В этот момент мужчина похож на Отелло: начинает упрекать Софью за то, что та дала ему ложную надежду, увлекала за собой, а в итоге отвергла.
Это интересно! Александр Грин Бегущая по волнам: читаем краткое содержание
Сама же Софья оправдывается и убеждает сумасшедшего мужчину, что все это время только отталкивала его от себя. Чацкий не слышит Софью и продолжает настаивать на своих чувствах, которые она не способна принять.
Гончаров же отмечает, что в данном случае Чацкий не имел права на роль Отелло, которую тот так страстно исполнял по ходу пьесы, ведь в действительности Софья не давала ему никаких обещаний и даже малейших намеков на любовь.
Все пылкие чувства девушки были направлены в адрес робкого Молчалина.
Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/milon-terzanij.html
И.А. Гончаров, «Мильон терзаний»: краткое содержание
Статья «Мильон терзаний», краткое содержание которой здесь приведено, – это работа И.А. Гончарова, посвященная пьесе Грибоедова, «Горе от ума». В ней писатель выступил литературным критиком, проанализировав образ Чацкого и причины его страданий.
И. А. Гончаров, «Мильон терзаний», краткое содержание
В самом начале своей работы автор отмечает, что пьеса «Горе от ума» не потеряла свежести и актуальности. Он сравнивает ее со столетним старцем, рядом с которым даже более молодые люди выглядят блекло.
Они потихоньку умирают, а он здоров и бодр. Даже герои Пушкина, по мнению Гончарова, «уходят в небытие», а «Горе от ума» – нет. Автор статьи называет пьесу острой сатирой, где в лице 20 героев высмеяна вся Москва.
Далее идет подробный анализ главного героя комедии – Чацкого. Здесь Гончаров снова проводит параллели с Пушкиным, а также с Лермонтовым. Он сравнивает Чацкого с героями произведений этих гениев – Онегиным и Печориным, и считает грибоедовского персонажа умнее, образованнее и во всех отношениях выше их.
Ни Печорин, ни Онегин – не способны действовать. Это просто философы, люди, не вписавшиеся в жизнь. Однако Чацкий – натура деятельная и перспективная. Вот только не может найти себе применение, поскольку прислуживаться ему тошно, поэтому место достойной службы не подвернулось.
Черты Чацкого особенно ярко проявляются на фоне «лагеря Фамусовых» – представителей отжившего свое, но продолжающего диктовать условия, прошлого. Главному герою противны их взгляды. Он – прогрессивен и приветствует все новое. Чацкий влюблен в Софью. Однако она не отвечает ему взаимностью. Ее сердцу мил Молчалин – человек, по сути, ничтожный.
Софье его жаль и в глубине души она мечтает спасти Молчалина, возвысить его до себя, а затем посадить «под каблук» и всю жизнь руководить. Фактически своей любовью к Софья записала себя в «лагерь Фамусовых», хотя она не глупа, есть в ней что-то живое, настоящее. Именно это и привлекло Чацкого.
В какой-то момент главному герою удается раскрыть Софье глаза на настоящую сущность Молчалина. Однако любви этим он не добивается. Скорее наоборот, еще больше отталкивает девушку, ведь теперь она всегда будет воспринимать Чацкого как свидетеля своей глупости.
Безответная любовь сводит его с ума. Он мучается ревностью и ведет себя отвратительно. Его поступки часто возмутительны и смешны. Речь нетрезва, поведение развязно. Окружающие считают его сумасшедшим.
Чацкий сильно страдает. Он ослаблен и жалок. Автор статьи считает, что «мильон терзаний» – это удел таких людей, как Чацкий, их терновый венок. Людей умных, прогрессивных и отвергнутых теми, кого они любят.
В самом конце своей работы Гончаров утверждает, что ставить «Горе от ума» в театре обязательно надо. Однако актер не должен при создании образа Чацкого привязываться к временам написания пьесы. Герой должен соответствовать тому периоду, в котором живет зритель. Это еще раз подтверждает мнение писателя о свежести пьесы и из этого можно сделать вывод, что Чацкие есть в любые времена.
Такова статья Гончарова «Мильон терзаний» (краткое содержание для 9 класса). Ознакомившись с полным вариантом, можно узнать намного больше полезного и интересного по теме.
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/i-a-goncharov-milon-terzanij-kratkoe-soderzhanie.html
Гончаров "Мильон терзаний", краткое содержание, что написать?
В статье И.А.Гончарова «Мильон терзаний», появившейся в 1871 году, анализируется сюжет известной пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума», написанной в 1822-1824 годах.
Знаменитые герои прошлых лет – Онегин, Печорин становятся неактуальными, постепенно уходят в историю, оставаясь лишь литературными персонажами своего времени.
Пьеса «Горе от ума», даже разнесенная на меткие цитаты, не теряет своей злободневности. В первую очередь она осталась картиной нравов и узнаваемых персонажей, конечно, слегка изменившей колорит.
Оставляя неоспоримыми две определяющие, ключевые стороны пьесы – выразительность языка и отражение картины эпохи, Гончаров обращается к ее смыслу.
Пьеса не является комедией – интригой, в ней мало движения, основная динамика заложена во взаимодействие персонажей и двигателем ее, возбудителем, несомненно, является Чацкий.
Он безусловно умен, честен, искренен, горяч. Готов служить, но не личности, а делу, государству.
Чацкий любит Софью, дочь Фамусова, и в первую очередь именно к ней возвращается из трехлетнего отсутствия. Но Софья за это время сильно изменилась, вполне усвоила нравы и мораль своего окружения и влюблена в Молчалина, имея в виду возможность покровительствовать ему, поднять до своего уровня и в итоге иметь при себе вечного мужа – слугу, знающего свое место.
Та Софья, которую знал Чацкий – непосредственная, искренняя, с живым умом и верными инстинктами, безвозвратно перешла в следующую стадию, предписываемую ее кругом и общественным мнением.
Чацкий сначала пытался разгадать причину ее холодности, надеялся достучаться до прежней Софьи.
Искренне недоумевая, борясь, негодуя он постепенно восстанавливает против себя московское общество, разоблачает и бичует его представителей за ложь и предрассудки, низкопоклонство и праздность, приобретая и испытывая при этом «Мильон терзаний».
Под их воздействием Чацкий и сыграл в пьесе обозначенную ему Грибоедовым роль, гораздо более значимую, чем безответная любовь, роль, вокруг которой и задумана была вся пьеса.
Ему противостоит Фамусов – представитель и защитник отживших традиций, удобно существующий в своих правилах и активно их отстаивающий.
Чацкий сломан старой силой, в свою очередь вызвав к жизни новые веяния. Он победитель как начинатель и всегда жертва, как первая ласточка.
Всякое изменение, обновление порождает своих Чацких, способных противостоять Фамусовым – таковы законы развития общества.
Источник: https://www.bolshoyvopros.ru/questions/3021511-goncharov-milon-terzanij-kratkoe-soderzhanie-chto-napisat.html
Краткое содержание статьи Гончарова «Мильон терзаний»
Иван Гончаров отмечает свежесть и моложавость пьесы «Горе от ума»:
Она как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых.
Несмотря на гений Пушкина, его герои «бледнеют и уходят в прошлое», пьеса же Грибоедова появилась раньше, но пережила их, считает автор статьи. Грамотная масса сразу разобрала ее на цитаты, но пьеса выдержала и это испытание.
«Горе от ума» — это и картина нравов, и галерея живых типов, и «вечно острая, жгучая сатира». «В группе двадцати лиц отразилась… вся прежняя Москва». Гончаров отмечает художественную законченность и определенность пьесы, какая далась лишь Пушкину и Гоголю.
Все взято из московских гостиных и перенесено в книгу. Черты Фамусовых и Молчалиных будут в обществе до тех пор, пока будут существовать сплетни, безделье и низкопоклонничество.
Главная роль — роль Чацкого. Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, «а Пушкин отказал ему вовсе в уме».
Между тем Чацкий как личность несравненно выше и умнее Онегина и Печорина. Он искренний и горячий деятель, а те — паразиты, …начертанные великими талантами, как болезненные порождения отжившего века.
- В отличие от неспособных к делу Онегина и Печорина Чацкий готовился к серьезной деятельности: учился, читал, путешествовал, но разошелся с министрами по известной причине: «Служить бы рад, — прислуживаться тошно».
- Споры Чацкого с Фамусовым открывают основную цель комедии: Чацкий — сторонник новых идей, он осуждает «прошедшего житья подлейшие черты», за которые стоит Фамусов.
- Образовались два лагеря, или, с одной стороны, целый лагерь Фамусовых и всей братии «отцов и старших», с другой — один пылкий и отважный боец, «враг исканий».
Развивается в пьесе и любовная интрига. Обморок Софьи после падения Молчалина с лошади помогает Чацкому почти угадать причину. Теряя свой «ум», он прямо нападет на соперника, хотя уже очевидно, что Софье, по ее же словам, милей его «иные». Чацкий готов выпрашивать то, что выпросить нельзя — любовь. В его молящем тоне слышны жалоба и упреки:
Но есть ли в нем та страсть? То чувство? Пылкость та? Чтоб, кроме вас, ему мир целый
Казался прах и суета?
Чем дальше, тем слышнее в речи Чацкого слезы, считает Гончаров, но «остатки ума спасают его от бесполезного унижения». Софья же сама себя почти выдает, говоря о Молчалине, что «Бог нас свел». Но ее спасает ничтожество Молчалина. Она рисует Чацкому его портрет, не замечая, что он выходит пошлым:
- Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел; При батюшке три года служит, Тот часто без толку сердит, А он безмолвием его обезоружит… …от старичков не ступит за порог… …Чужих и вкривь и вкось не рубит, —
- Вот я за что его люблю.
- Чацкий утешает себя после каждой похвалы Молчалину: «Она его не уважает», «Она не ставит в грош его», «Шалит, она его не любит».
Другая бойкая комедия ввергает Чацкого в пучину московской жизни.
Это Горичевы — опустившийся барин, «муж-мальчик, муж-слуга, идеал московских мужей», под башмаком своей приторной жеманной супруги, это Хлестова, «остаток екатерининского века, с моськой и арапкой-девочкой», «руина прошлого» князь Петр Ильич, явный мошенник Загорецкий, и «эти NN, и все толки их, и все занимающее их содержание!»
Своими едкими репликами и сарказмами Чацкий настраивает всех их против себя. Он надеется найти сочувствие у Софьи, не подозревая о заговоре против него в неприятельском лагере.
«Мильон терзаний» и «горе!» — вот что он пожал за все, что успел посеять. До сих пор он был непобедим: ум его беспощадно поражал больные места врагов.
Но борьба его утомила. Он грустен, желчен и придирчив, замечает автор, Чацкий впадает почти в нетрезвость речи и подтверждает распущенный Софьей слух о его сумасшествии.
Пушкин, вероятно, отказывал Чацкому в уме из-за последней сцены 4-го акта: ни Онегин, ни Печорин не повели бы себя так, как Чацкий в сенях.
Он не лев, не франт, не умеет и не хочет рисоваться, он искренен, поэтому ум ему изменил — он наделал таких пустяков! Подглядев свидание Софьи и Молчалина, он разыграл роль Отелло, на какую не имел прав.
Гончаров отмечает, что Чацкий упрекает Софью, что та его «надеждой завлекла», но она только и делала, что отталкивала его.
- А между тем Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты, в которой жили все…
- Чтобы передать общий смысл условной морали, Гончаров приводит двустишие Пушкина:
- Свет не карает заблуждений, Но тайны требует для них!
Автор замечает, что Софья никогда не прозрела бы от этой условной морали без Чацкого, «за неимением случая». Но она не может уважать его: Чацкий ее вечный «укоряющий свидетель», он открыл ей глаза на истинное лицо Молчалина.
Софья — это «смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения,… умственная и нравственная слепота…» Но это принадлежит воспитанию, в ее собственной личности есть что-то «горячее, нежное, даже мечтательное».
Женщины учились только воображать и чувствовать и не учились мыслить и знать.
Гончаров отмечает, что в чувстве Софьи к Молчалину есть что-то искреннее, напоминающее пушкинскую Татьяну. «Разницу между ними кладет „московский отпечаток“».
Софья так же готова выдать себя в любви, она не находит предосудительным первой начать роман, как и Татьяна. В Софье Павловне есть задатки недюжинной натуры, недаром ее любил Чацкий.
Но Софью влекло помочь бедному созданию, возвысить его до себя, а потом властвовать над ним, «сделать его счастье и иметь в нем вечного раба».
Чацкий, говорит автор статьи, только сеет, а пожинают другие, его страдание — в безнадежности успеха. Мильон терзаний — это терновый венец Чацких — терзаний от всего: от ума, а еще более от оскорбленного чувства. Ни Онегин, ни Печорин не подходят на эту роль. Даже после убийства Ленского Онегин увозит с собой на «гривенник» терзаний! Чацкий другой:
Он требует места и свободы своему веку: просит дела, но не хочет прислуживаться, и клеймит позором низкопоклонство и шутовство.
Идея «свободной жизни» — это свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество. Фамусов и другие внутренне согласны с Чацким, но борьба за существование не дает им уступить.
Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и при том победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва.
Этот образ вряд ли состарится. По мнению Гончарова, Чацкий — наиболее живая личность как человек и исполнитель роли, доверенной ему Грибоедовым.
…Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым… Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого…
«Две комедии как будто вложены одна в другую»: мелкая, интрига любви, и частная, которая разыгрывается в большую битву.
Далее Гончаров говорит о постановке пьесы на сцене. Он считает, что в игре нельзя претендовать на историческую верность, так как «живой след почти пропал, а историческая даль еще близка. Артисту необходимо прибегать к творчеству, к созданию идеалов, по степени своего понимания эпохи и произведения Грибоедова». Это первое сценическое условие. Второе — это художественное исполнение языка:
Актер, как музыкант, обязан… додуматься до того звука голоса и до той интонации, какими должен быть произнесен каждый стих: это значит — додуматься до тонкого критического понимания всей поэзии…
«Откуда, как не со сцены, можно желать услышать образцовое чтение образцовых произведений?» Именно на утрату литературного исполнения справедливо жалуется публика.
Краткое содержание статьи Гончарова «Мильон терзаний»
- Мильон терзаний Чацкого Из огня тот выйдет Мильон терзаний Чацкого Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышет воздухом одним, И в нем…
- Заметки о жизни и творчестве И. А. Гончарова. Гончаров И. А Заметки о жизни и творчестве И. А. Гончарова. Родился Иван Александрович Гончаров в Симбирске в богатой семье купца. Родители отдали…
- Образ Чацкого по произведению И. А. Гончарова Образ Чацкого по произведению И. А. Гончарова «Мильон терзаний» Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы…
- Краткая биография Ивана Александровича Гончарова Великий русский писатель Гончаров Иван Александрович был рожден 18-ого июня 1812-ого года в Симбирске, в богатой семье купцов. Мать Гончарова…
- Краткое содержание романа Гончарова «Обрыв» Петербургский день клонится к вечеру, и все, кто обычно собирается за карточным столом, к этому часу начинают приводить себя в…
- Краткое содержание «Обыкновенной истории» Гончарова Это летнее утро в деревне Грачи начиналось необычно: с рассветом все обитатели дома небогатой помещицы Анны Павловны Адуевой были уже…
- Краткое содержание романа Гончарова «Обломов» Часть первая В Петербурге, на Гороховой улице, в такое же, как и всегда, утро, лежит в постели Илья Ильич Обломов…
- Краткое содержание «Горя от ума» Грибоедова Ранним утром служанка Лиза стучится в спальню к барышне. Софья откликается не сразу: она всю ночь беседовала со своим возлюбленным,…
- Краткий обзор литературных произведений Гончарова Достаточно было бы только объективности и беспристрастия Аксакова, чтобы выделить его из всех русских романистов середины девятнадцатого века. Все остальные…
- Из статьи «И. С. Тургенев. «Отцы и дети» Собственно говоря, отцы и дети изображены в литературе нашей не одним романом, что было бы не под силу и такому…
- Сочинение по роману Гончарова «Обыкновенная история» Первые произведения Гончарова относятся к концу 30-х годов, это были стихи, написанные в модном тогда романтическом духе. Постепенно направление писателя…
- Предметный мир в романе А. И. Гончарова «Обломов» Роман И. А. Гончарова «Обломов» исследовался в различных аспектах, с разных точек зрения многими литературными критиками. Действительно, этот роман многопланов,…
- Сочинение на тему «Чацкий — образ «нового человека» Комедия О. С. Грибоедова «Горе от ума» Сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и морального воспитания нескольких поколений русских людей….
- Письменная работа по творчеству И. А. Гончарова — 1 вариант Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2. Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни…
- Социальная интрига в столкновениях Чацкого с Фамусовым, Скалозубом и Молчалиным Последовательно развивается социальная интрига. Она выдвигается на первый план в столкновениях Чацкого с Фамусовым, Скалозубом и Молчалиным. И противоположная сторона…
- Комическое и трагическое в романе И. Гончарова «Обломов» Сочинения по литературе: Комическое и трагическое в романе И. Гончарова «Обломов» Я считаю, что «Обломов» Гончарова — это роман-трагикомедия: в…
- Трактовка характеристики Ольги Ильинской в романе Гончарова «Обломов» Принято считать, что в образе Ольги Ильинской Гончаров воплотил не только лучшие черты настоящей женщины, но и все лучшее в…
- Религиозные и мистические мотивы в романе Гончарова «Обрыв» Обострение идейной борьбы в 60-е годы, неприятие романистом материалистических и революционных идей демократов, их трактовки женского вопроса, а также ряд…
- Роль любовной драмы Чацкого в основном конфликте комедии «Горе от ума» «Горе от ума» — это единственное широко известное произведение А. С. Грибоедова. Эта комедия была написана в первой четверти девятнадцатого…
- Темы сочинений по творчеству И. А. Гончарова Обломов и Штольц I. Принцип антитезы — характерная черта романов И. А. Гончарова: 1) каждая историческая эпоха рождает «новых людей»…
Источник: https://ege-russian.ru/kratkoe-soderzhanie-stati-goncharova-milon-terzanij/
Краткое содержание «Мильон терзаний» Ивана Гончарова
Критический разбор сюжета книги А.С. Грибоедова «Горе от ума», Гончаров вывел в своём произведении. В нём он достаточно глубоко проводит идеологический и социальный анализ грибоедовской комедии.
Комедия отличается от многих произведений того времени своей более прочной долговечностью, какой-то новизной и непосредственностью.
Общество, которое испытывает на себе переход в капиталистический строй, уже не в состоянии увлечь пушкинские и лермонтовские герои. Так Печорин и Онегин, могут дать людям меньше, чем новоявленный герой Чацкий.
Свежесть этого образа, несомненно востребована в силу необычности своего взгляда на такие аспекты как: образование, общественная деятельность, роль человека в обществе.
Это произведение, хоть и было написано позже многих других, которые казалось бы, должны иметь успех у читателя, но тем не мене оно их пережило.
Проблемы, которые затронул Грибоедов, актуальны были во времена Пушкина и Лермонтова, также будут актуальны и спустя несколько эпох.
Читают это произведение разные слои населения, с разными пристрастиями, с разным желанием что-то найти в нём для себя интересное и познавательное.
Одним будет интересно узнать, как жили люди в Москве в начале 19 века, их нравы и обычаи. Тем более автору удалось очень удачно передать саму сущность дворянства, его дух в данный период.
Типажи, которые прописаны в комедии, настолько живые и естественные, что кажется читателю, будто это его соседи или близкие знакомые.
Любой, кто читал это произведение, может с лёгкостью назвать в своём кругу кого-то похожего на Молчалина или Фамусова.
Есть читатели, которых не могут не привлечь меткие эпиграммы, запоминающиеся цитаты, сатирические фразы. Ведь во всех них, по мнению Гончарова, есть «соль языка».
Он называет эту пьесу самым настоящим кладезем, где можно черпать остроумные ответы, на каждый случай жизни. Цитаты, которые звучат в этом произведении, давно пошли в народ и стали афоризмами.
Например, кто из нас не знает эту фразу: ‘’Счастливые часов не наблюдают’’ или “Дым Отечества нам сладок и приятен”.
Без персонажа Чацкого, как справедливо отмечает автор, вместо весёлой и увлекательной комедии, скорее всего, получилась бы скучная картина нравов. Как известно, у Чацкого есть прототип – это знаменитый в то время философ и публицист Чаадаев, которого объявили ненормальным за его смелые взгляды.
В пьесе, Чацкого постигает та же участь. Ведь всё горе главного героя именно в его уме.
Хотя Пушкин, в своё время с этим изречением был не согласен, мало того, он искренне недоумевал по этому поводу, считая Чацкого человеком очень недалёкого ума.
Добролюбов же вообще отнёсся с большой иронией к этому персонажу. Всё же, несомненно, Чацкий является первооткрывателем новой эпохи и нового столетия, и в этом его предназначение.
В комедии мы наблюдаем противостояние между двумя сильными личностями, бросающими друг другу вызов. Прослеживается начало и финал битвы двух непростых персонажей – Чацкого и Фамусова. Один выражен автором изящно и лаконично, что можно сравнить с оперной увертюрой.
Другой, Фамусов, отец Софьи, ретроград и консерватор. И получается, перед читателем открывается два лагеря, в одном из которых старшие или «отцы», во главе с Фамусовым, а в другом всего один Чацкий. Он как благородный воин ведёт свою борьбу до конца, неистово, что так похоже на естественный отбор, ведущийся в мире животных.
Есть в книге, так называемое государство Молчалиных. Это люди бездуховные, которые могут подобострастно преклоняться, а потом с лёгкостью предать. Они бурно симулируют полезную деятельность, на самом же деле всё это только для карьерных дерзаний. Молчалин Алексей Степанович, подлый и бездарный секретарь Фамусова, он является полной противоположностью Чацкого.
В его образе нет ничего природного и живого. Он глуп и труслив, при этом воздержан и прилежен в карьере, в будущем это типичный бюрократ. Его кредо, с которым он идёт по жизни – рабство и угодничество. Он рассчитал всё верно, ведь именно такие личности, будут в последствие замечены и возвышены начальством, они, не имеющие своего мнения и голоса, будут помогать править.
То, что в итоге сумел получить Чацкий – всего лишь мильон терзаний. Он, человек очень остроумный и бойкий на язык, до поры до времени был непобедим в разных словесных дуэлях.
Своим умением разить врага сатирическим словом, замечать его слабые места, он пользовался с поразительной беспощадностью. Но в сражении с Фамусовым, он почувствовал неприятный вкус проигрыша и душевную муку, к которым добавляется и горе.
Он был вынужден уехать прочь, так и не найдя ни в ком поддержки и моральной близости.
Всё что он увозит с собой, это терзания. В заключение, Гончаров делает вывод, что литература всегда будет биться заточённая в круг проблем, которые затрагивает Грибоедов.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-milon-terzanij-ivana-goncharova.html
Краткое содержание Мильон терзаний Грибоедов
В своем критическом этюде “Мильон терзаний” И. А. Гончаров описывал “Горе от ума”, как живую острую сатиру, но в тоже время и комедию, в которой показаны нравы и исторические моменты Москвы и ее жителей.
В пьесе Грибоедов затронул довольно важные вопросы такие как: воспитание, образование, гражданский долг, служба отечеству, крепостное право и поклонение всему иностранному.
В произведении описывается огромный период жизни русского народа, от Екатерины до императора Николая, символизированного группой из 20 гостей на приеме у Фамусова, на который попадает Чацкий – главный герой комедии.
Писатель показал борьбу прошлого и нынешнего в образах Чацкого ифамусовского общества.
Когда Чацкий приезжает в дом Фамусова к своей возлюбленной Софье, он сталкивается с людьми, живущими во лжи и лицемерии.
Людьми, которым интересны только званые обеды и танцы, которые совсем не интересуются чем-то новым.
Чацкий олицетворяет человека с новым строением ума и души, который воодушевлен новыми идеями и знаниями, который ищет новые горизонты. Ему претит служение Отечеству только ради чинов и богатств.
А что же Софья? Софья не любила Чацкого, изменила ему, выбрав недалекого Молчалина, который знает где и кому прислужиться. Объявив Чацкого сумасшедшим, Софья примыкает к “мучителям”Чацкого, которые смеются и издеваются над ним.
В обществе Фамусова Чацкий остается непонятым. Он видит и понимает ужас крепостного права и то, что владеют этим миром те господа, которым абсолютно наплевать на проблемы простого народа и государства, их больше волнует свое собственное благо. В то же время Чацкий не понимает, как можно променять человека на собаку, или забрать ребенка у родителей, для удовлетворения воли барина.
К сожалению ни его речи, ни его страдания никого не волнуют и высказывая все, что у него накопилось, Чацкий еще больше настраивает всех против себя. А выступает он супротив людей, которые ценят власть и богатства, но очень боятся просвещения и правды.
Он рассказывает о том, что прогресс общества связан с развитием личности, расцветом наук и просвещением. Но увы, это все чужое и чуждо обществу старой Москвы. Ему все время указывают на его предков, что нужно быть таким же. Чацкий очень умен и образован и не понимает, как можно не жить, а только играть свои роли.
Осмеянный и никем не понятый он уезжает из дома Фамусова со своими неразрешенными терзаниями.
Гончаров считает, что Чацкий сломлен количеством старой силы, но в свою же очередь он нанес ей смертельный удар качеством силы новой, тем самым начиная новый век.
Бессмертное произведение известного классика Грибоедова “Горе от ума”, по которому постоянно ставились и продолжают ставиться спектакли во многих театрах мира с течением времени актуальности не потеряло.
(1
Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-milon-terzanij-griboedov/
Анализ критической статьи И.А. Гончарова "Мильон терзаний"
Конспект урока по русской литературе на тему «Анализ критической статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний».
Цели урока:
Обучающие:
-
Познакомить учащихся с личностью И. А. Гончарова. Познакомить с критической статьёй «Мильон терзаний»;
-
Совершенствовать навыки анализа.
Развивающие:
-
Формирование познавательного интереса, усиление положительной мотивации обучения;
-
Развитие речи (умение обосновывать свои рассуждения, строить простейшие умозаключения).
Воспитательные:
1. Воспитание интереса к искусству слова, к познанию человека.
- 1.
- Оргмомент
- 3 мин.
- 2.
- Выступление ученика
- 4 мин.
- 3.
- Групповая работа
- 25 мин.
- 4.
- Беседа
- 8 мин.
- 5.
- Вывод
- 3 мин.
- 6.
- Домашнее задание
- 2 мин
- Итого:
- 45 мин.
- Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята. Мы с вами закончили чтение комедии Грибоедова «Горе от ума». На дом у вас было задание прочитать критическую статью И. А. Гончарова «Мильон терзаний». |
«Мильон терзаний» — критическая статья известного русского писателя Ивана Александровича Гончарова. Написана в 1872 году и посвящена комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Само название статьи происходит от фразы Чацкого из «Горя от ума». Гончаров особо подчёркивает, что произведение Грибоедова не утратило своей важности со временем.
Давайте послушаем доклад нашего ученика об Иване Александровиче Гончарове.
Доклад ученика.
Иван Александрович Гончаров — русский писатель, автор таких произведений как «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Все три романа Гончарова были посвящены изображению дореформенной России, которую он хорошо знал и понимал.
За свою жизнь Гончаров написал несколько очерков. В историю русской литературной критики прочно вошли его этюды. Один из которых мы сегодня и разберем на уроке. Статья «Мильон терзаний» написана в 1872г. и посвящена произведению «Горе от ума» Грибоедова. Критический этюд Гончарова был впервые опубликован в журнале «Вестник Европы».
Учитель: Сегодня мы с вами составим план этой статьи и обучимся навыкам конспектирования.
Давайте откроем свои тетради и запишем тему нашего урока «Критическая статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний».
Ребята, сегодня на уроке мы будем работать в группах. Каждой группе нужно будет доказать тезис, использую цитаты из текста.
- Группа 1: Место комедии «Горе от ума» среди других произведений русской литературы.
- Группа 2: Образ Чацкого среди других героев.
- Группа 3: Мильон терзаний Софьи.
- Группа 4: Последствия мильона терзаний Чацкого.
- Группа 5: Язык композиции «Горе от ума».
- Далее идёт работа в группах.
Проверка задания. Каждая группа зачитывает свой ответ, который появляется на слайдах в презентации. Ученики записывают ответы к себе в тетради.
Учитель: Итак, мы с вами подробно разобрали статью. Давайте теперь попробуем понять точку зрения Гончарова.
Главную роль в комедии автор отводит Чацкому. Что же послужило, по мнению Гончарова, поводом к «мильону терзаний» этого героя?
Ученик: Неприятие его фамусовским обществом. Отсутствие ответного чувства Софьи- всё это изматывает его.
Учитель: Правильно, молодцы. А какой же главный конфликт в комедии «Горе от ума»?
Ученик: Здесь образовалось два поколения: старшие и младшие, среди которых нет понимания, но также, в комедии появляется один пылкий и отважный боец, «враг исканий».
Учитель: И.А. Гончаров считал: «Литература не выбьется из магического круга, начертанного Грибоедовым, как только художник коснётся борьбы понятий, смены поколений…». Так в чём же ценность комедии?
Ученик: Комедия «Горе от ума» принадлежит к тем немногим произведениям мирового искусства, которые не теряют, а как бы набирают силу от эпохи к эпохе. Произведения эти содержат некую высшую идею своего времени, но эта идея обладает свойством развития, устремлена в будущее.
Будучи выражением национальной культуры, эти шедевры становятся достоянием всех людей в разные времена, что отнюдь не противоречит ни национальному характеру этих произведений и героев, ни исторической их обусловленности.
Учитель: молодцы, ребята. Сегодня мы провели с вами очень ёмкую работу. Вы все сегодня очень хорошо работали. Давайте запишем д/з. Написать сочинение на тему: «Чацкий — победитель или побеждённый» или сочинение — рассуждение «Нужны ли Чацкие в XXI веке?»
Комедия «Горе от ума» держится каким- то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и
более крепкой живучестью от других произведений слова. Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черед.
Образ Чацкого среди других героев
« Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом, -это человек не только умный, но и развитой, с чувством.»
«Он «чувствителен, и весел, и остер!»
« Всякий шаг, почти всякое слово в пьесе тесно связаны с игрой чувства его к Софье…»
- «Мильон терзаний» Софьи
- «Вглядываясь глубже в характер и обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность (но и не «Бог», конечно) «свели ее» с Молчалиным».
- «На другие идеалы негде было наткнуться в доме Фамусова».
- «Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха».
- Язык композиции комедии «Горе от ума»
- Соль, эпиграмма, сатира, этот, кажется, никогда не умрут, как и сам рассыпанный в них острый и едкий , который Грибоедов заключил, как волшебник
- духа какого-нибудь в свой замок, и он рассыпается там. Нельзя представить
- себе, чтоб могла явиться когда-нибудь
- другая, более естественная, простая,
- более взятая из жизни речь. Проза и
- стих слились здесь во что-то
- нераздельное, затем, кажется, чтоб их легче
- было удержать в памяти и пустить
- опять в оборот весь собранный автором
- ум, юмор, шутку и русского ума и языка.
- Последствия «мильона терзаний» Чацкого
- «Он как раненый, собирает все силы, делает вызов толпе — и наносит удар всем, — но не хватило у него мощи против соединенного врага».
- «Он впадает в преувеличения; почти в нетрезвость речи».
« Наконец, просто доходит до брани, изливая желчь и кипит бешенством на всех И уезжает из Москвы искать «уголок оскорбленному чувству», произнося всему беспощадный суд и приговор!
Источник: https://infourok.ru/analiz-kriticheskoy-stati-ia-goncharova-milon-terzaniy-1549009.html
Доклад на тему “И. А. Гончаров “Мильон терзаний”
Сначала он доказывает это на примере образов Онегина и Печорина и бессмертной комедии «Недоросль», которые, несмотря на гений того же Пушкина, «застыли как монументы» и поблекли со временем, оставшись напоминаниями о героях того времени.
Чацкие же появляются каждый раз при смене одной эпохи другой, пусть и несколько видоизмененными, – также, как и Фамусовы, Молчалины, Скалозубы и прочие.
Помимо этого комедия была растаскана «на клочья, на стихи, полустишия, развела всю соль и мудрость пьесы в разговорной речи, точно обратила мильон в гривенники, и до того испестрила грибоедовскими поговорками разговор, что буквально истаскала комедию до пресыщения», но при этом не опошлилась, а стала только ближе зрителю.
Гончаров в своей статье также отмечает художественную законченность и определенность пьесы. которая удавалась, разве что, Пушкину и Гоголю: «Горе от ума» — это и картина нравов, и галерея живых типов, и «вечно острая, жгучая сатира».
«В группе двадцати лиц отразилась… вся прежняя Москва».
«В ней местный колорит слишком ярок, и обозначение самых характеров так строго очерчено и обставлено такою реальностью деталей, что общечеловеческие черты едва выделяются из-под общественных положений, рангов, костюмов и т. п.»
В пьесе, отмечает Гончаров, есть непрерывное действие – с самого первого появления Чацкого у Фамусовых, до его ставшего крылатым выражения: «Карету мне, карету!».
Почему же Грибоедов приписывает Чацкому горе от ума, а Пушкин вовсе отказывает ему в наличие оного? Если говорить о его умственном и ментальном развитии, Чацкий действительно умен: его речь жива и остра, рассуждения не лишены логики и правоты («Фамусовский лагерь» внутренне соглашается с его рассуждениями, но никогда открыто этого не признает»). Он «чувствителен, весел и остер». И Гончаров заявляет, что как личность Чацкий был умнее и выше тех же Онегина и Печорина. Он настоящий деятель, искренний и горячий, в то время как те – «паразиты», осознающие перемены, но не желающие им содействовать или попросту уйти от них. Они будут пребывать в «интересной скуке», «ими заканчивается время», в то время как Чацкий со всей горячностью будет стараться способствовать наступлению перемен, он искренний, активный деятель. Отчего же Пушкин отказал Чацкому в уме? «Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме.»
Онегин и Печорин были озлоблены, что не мешало им франтить (Онегину), развеивать свою скуку интригами с разными девушками, а впоследствии выражать по отношению к ним искреннее презрение (Печорин).
Все, что знали они, это «науку страсти нежной», а учились «чему-нибудь и как-нибудь». Чацкий был готов к активной деятельности, писал, занимался переводами, путешествовал, явно был личностью разносторонней и по-настоящему образованной.
И любил он серьезно и искренне, а не развлечения ради, воспринимал Софью, как будущую супругу.
Он был искренне озадачен ее холодностью, пытался выяснить причины, соперников. Очевидно, что в Москву он приехал только ради нее, ведь так сильно он бранит московское общество с его архаическими ценностями и нравственностью, жестоко казня «век минувший».
- На балу, когда он уже пытается уговорить Софью на признание, его слова похожи на мольбу, в которой под конец даже слышатся слезы:
- Но есть ли в нем та страсть, то чувство, пылкость та…
Чтоб, кроме вас, ему мир целый
Казался прах и суета?
Чтоб сердца каждое биенье - Любовью ускорялось к вам… —
Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/doklad-na-temu-i-a-goncharov-milon-terzanij/