Жизнь и творчество саши чёрного

Одним из лучших поэтов двадцатого века является Саша Черный, биография которого хоть и краткая, зато весьма интересная. Это тот человек, который сумел добиться всего самостоятельно.

Несмотря на все преграды, сложный жизненный путь и множество других проблем, которые преграждали дорогу поэту, он все же стал личностью, достойной своего звания. И это не может остаться без внимания и уважения.

 

Поэт Саша Черный. Краткая биография 

Жизнь и творчество Саши ЧёрногоЖизнь и творчество Саши ЧёрногоРодился Александр Михайлович Гликберг (именно он впоследствии взял псевдоним Саша Черный) 1 октября 1880 года в городе Одесса. Его родители были евреями, что в дальнейшем имело влияние на его развитие и восприятие мира благодаря специфическому воспитанию. В семье было пятеро детей, из которых двое имели имя Саша. Наш поэт был брюнетом, поэтому и получил прозвище «черный», которое в дальнейшем стало его псевдонимом.

Для того чтобы получить образование в гимназии, мальчика крестили в русской православной церкви, но учебное заведение он так и не окончил. Саша сбежал из дома и стал попрошайничать. Эту историю написали в газете, и местный благотворитель К. К.

Роше, растроганный историей мальчишки, взял его к себе на воспитание. Роше обожал поэзию и приучил к этому юного Гликберга, дал ему хорошее образование и подтолкнул к тому, чтобы Саша начал писать стихи.

Именно Роше можно считать крестным отцом Саши в области литературы и поэзии.

Молодые лета 

Жизнь и творчество Саши ЧёрногоС 1901 по 1902 год Александр служил рядовым солдатом, после этого работал в Новоселенской таможне. В это время газета «Волынский вестник» печатает первое произведение молодого писателя – «Дневник резонёра», подписанное «Сам по себе», что вызвало к нему особый интерес местной интеллигенции. Именно это дало парню кличку «поэт». 

Саша Черный не перестал писать даже в Санкт-Петербурге, куда переехал в 1905 году. Он издавался в таких газетах и журналах, как «Журнал», «Альманах», «Маски», «Зритель» и другие. Хоть и популярность поэта возрастала, но не все было так гладко, как могло казаться на первый взгляд.

Сатира «Чепуха», напечатанная в журнале «Зритель», привела к закрытию издания, а сборник «Разные мотивы» запретили в связи с несоблюдением цензуры.

Из-за этого молодой поэт имел проблемы с властями и владельцами журнала, некоторое время его не принимали в обществе, сделали своеобразным изгоем.

Однако газета быстро закрылась. Молодой человек, уже увлекшийся литературой, решает переехать в Петербург. Здесь Сашу приютили родные Константина Роше. Александр служил чиновником на Варшавской железной дороге.

Его начальницей была Мария Ивановна Васильева. Несмотря на то, что она была старше Саши на несколько лет, они сблизились и в 1905 году поженились. Александр Гликберг оставил работу в конторе и целиком отдался литературному творчеству.

Так он стал Сашей Черным. 

Жизнь и творчество Саши Чёрного

Учеба и работа 

Жизнь и творчество Саши ЧёрногоВо время проживания в Германии Александр не только творил и писал свои гениальные работы, но также обучался в Гейдельбергском университете на протяжении 1906-1908 годов. 

Первое же его стихотворение «Чепуха», опубликованное под никому не известным псевдонимом, привело к закрытию журнала «Зритель», в котором оно было опубликовано, и распространилось в списках по всей стране. Стихи Саши Черного – и саркастические, и нежные, приобрели всероссийскую популярность. Корней Чуковский писал: «…получив свежий номер журнала, читатель, прежде всего, искал в нем стихи Саши Чёрного».

  • В 1906 году вышел в свет сборник стихов «Разные мотивы», который вскоре был запрещен цензурой из-за политической сатиры, но это не останавливает автора.
  • В 1908 году он снова возвращается в Санкт-Петербург, где становится сотрудником журнала «Сатирикон», а также печатается в таких изданиях, как «Аргус», «Современный мир», «Современник», «Солнце России», «Одесские новости», «Русская молва» и «Киевские новости», издает первые книги.
  • В 1910-1913 годах поэт пишет детские книги. 
  • Революция и война

Жизнь и творчество Саши ЧёрногоВо времена Первой мировой войны (с 1914 года) Александр служил рядовым офицером в пятой армии при полевом лазарете. В это же время работал как прозаик, издавая сборники и детские книги. Однако, не выдержав ужасов войны, впал в депрессию и был помещен в госпиталь.

После Октябрьской революции осенью 1918 года Александр уехал в Прибалтику, а в 1920 году – в Германию. Некоторое время поэт жил в Италии, потом в Париже. На юге Франции провел он и последние годы жизни. 

За свою недолгую жизнь Саша Черный немало постранствовал по миру, побывал в Берлине, Ницце, Париже, Риме, Киеве, Тбилиси, но окончательно эмигрировал в 1920 г., поселился в Берлине. Его стихи эмигрантского периода проникнуты мучительной ностальгией. В 1923 г. В Германии вышел том стихотворений «Жажда» — очень грустная книга о жгучей тоске по родине, об эмигрантском сиротстве.

В эмиграции Саша работал в газетах и журналах, устраивал литературные вечера, ездил по Франции и Бельгии, выступал со стихами перед русскими слушателями, выпускал книги. Особое место в его творчестве теперь занимала проза, адресованная и взрослым, и детям.

Жизнь и творчество Саши Чёрного   Жизнь и творчество Саши Чёрного

Смерть Саши Черного была внезапной и неожиданной: рискуя жизнью, он помогал соседям тушить пожар, а потом, уже дома, у него произошел сердечный приступ. Умер Саша Черный во Франции в местечке Лаванду 5 августа 1932 года. Ему было всего 52 года.

Несмотря на всю гениальность и величественность поэта, могила Александра не найдена и до сегодня. Она затерялась, так как заплатить за нее было некому, да и не чем. 

Произведения Саши Черного 

В библиографию поэта вошло более 40 книг и сборников, около 100 цитат и поговорок, а также бесчисленное количество стихов. Все его работы были изданы под псевдонимами «Саша Черный», «Сам по себе» и «Мечтатель».

Наиболее популярными стали: повесть «Чудесное лето», сборник «Несерьезные рассказы», а также детские книги «Сон профессора Патрашкина», «Белка-мореплавательница», «Дневник фокса Микки», «Румяная книжка» и «Кошачья Санатория».

Жизнь и творчество Саши Чёрного

Все, что осталось 

Жена Александра умерла в 1961 году – единственный человек, который был дорог поэту, так как детей в семьи не было.

После ее смерти в 1978 году на кладбище Лаванду символически установили памятную доску, чтобы хоть как-то увековечить имя легендарного поэта.

Благодаря попечению Корнея Чуковского в 1960-х годах все произведения Саши были напечатаны в Большой и Малой сериях «Библиотеки поэта» в нескольких томах. 

Жизнь и творчество Саши Чёрного

На сегодняшний день 

Саша Черный, биография которого является одной из наиболее интересных, оставил после себя большое наследство книг и стихотворений. Его работы изучают как в школе, так и в высших учебных заведениях. Его цитатами пользуются все люди, вне зависимости от возраста и положения в обществе, что свидетельствует о популярности и умении автора затронуть человека за живое.

Данный сайт разработан командой «Бобры» для IX Всероссийской дистанционной командной олимпиады по информационным технологиям «ИКТ Полиатлон»

Источник: https://www.smolsk.ru/sashacherny/

Саша Черный – Король юмора, который не любил улыбаться

Время чтения: 10 мин

Что сегодня читают с этим материалом?

Наша корова дура

Знаешь, Алексей, мы с ребенком недавно прочли Сашу Черного, «Дневник Фокса Микки», и пришли в полный восторг! Ребенок просто стал цитировать:

«Сделаюсь диким лесным фоксом, буду жить на каштане и питаться голубями!», «Наша корова дура. Зачем она дает столько молока? У нее ведь один теленок, а она кормит весь дом… даже смотреть жалко! Почему лошадь не дает столько молока?».

Или вот: «Почему Зинин папа сказал, что у него „глаза на лоб полезли“? Никуда они не полезли, я сам видел!». «Зачем рыбы лезут в пустую сетку? Не умеешь жить над водой — ну и сиди себе тихонько в пруду».Жизнь и творчество Саши Чёрного

Читаешь, и кажется, что автор — добрый, веселый и вечно молодой…

Могу тебя разочаровать, Анастасия. Скорее наоборот: Саша Черный был «вечно стареньким». Даже поседел рано, и с трудом соответствовал своему псевдониму Саша Черный. По этому поводу многие шутили, что Саша Черный постепенно превращается в Сашу Белого.

Саша Черный — исключение и побег

А из-за чего, интересно, он так рано поседел? Исследователи говорят, что именно об этом авторе известно немного, а то, что известно, вызывает множество вопросов. Как, например, почему он поседел раньше времени, или почему все время сбегал…

Думаю, в первую очередь потому, что жизнь его была довольно тяжелая. Ты знаешь, наверное, что он одессит…

Ну, этот факт как раз должен облегчать восприятие жизни, ведь в Одессе юмор передается с молоком матери.

Не перебивай, пожалуйста, Анастасия. В семье было пятеро детей. Мать — женщина истеричная, отец был крутого нрава и частенько избивал детей. До 10 лет Саша, — а он был самым старшим из мальчиков (самой старшей была его сестра Люлита), — терпел это все.

Жизнь и творчество Саши Чёрного

После исключения пришлось возвратиться домой, и отец снова начал его бить. Тогда он сбежал из дома и бродяжничал до 15 лет, пока о его истории не написали журналисты в газете…

Что сегодня читают с этим материалом?

Нет фото с улыбкой

Ну да, тогда еще газеты могли кого-то растрогать! Кажется, после статьи его приютил какой-то меценат и дал ему хорошее образование.

Да, этот житомирский меценат Константин Роше недавно сына потерял, потому взял Сашу к себе и воспитал, как сына, привил любовь к поэзии и к литературе вообще.

Но, в принципе, уже тогда Саша Черный был мальчиком с изломанной судьбой. Обрати внимание: нет фотографии, на которой бы он улыбался.

Точно! Даже на фото с женой он не улыбается… Хотя прожил с ней всю жизнь…

Саша Черный и жена-фрейлина

Может, потому и не улыбается? Шучу. С женой Александр познакомился, работая на железной дороге письмоводителем. Она была старше его на семь лет, с высшим образованием, эдакая фрейлина императрицы. Внешне они совершенно не подходили друг другу. И тем не менее прожили всю жизнь вместе…

Жизнь и творчество Саши Чёрного

Саша Черный с женой (слева)

Нашла в воспоминаниях Маршака о Саше Черном момент, когда они оба залезли под стол, чтобы читать там стихи — по их теории, именно в этом месте стихи звучат лучше. Словом, они залезли под стол, а тут заходит жена. И Саша Черный говорит: «Вот пришел мой синий чулок»…

Мария Ивановна дала Александру то, что не дала ему мать: заботу, нежность, любовь. Он больше не думал о том, что ему есть, что надевать. Всем занималась его жена, она решала даже, к каким издателям нести все его рукописи, причем занималась этим до последних дней.

Почему Саша Черный, а не Александр

Хорошо, а ты знаешь, почему он назывался именно Саша Черный, а не Александр Гликберг?

Ну, во-первых, это псевдоним, маска, под которой поэт мог спрятаться. А во-вторых, это далеко не единственный псевдоним, были еще: «Сам по себе», Гейне из Житомира, Заикающийся вояка. Есть мнение, что этот псевдоним выбран в протест Андрею Белому, который в то время был уже популярен.

Жизнь и творчество Саши Чёрного

Саша Черный, он же Александр Гликберг. Фото GettyImages

Но мнение это вряд ли правдоподобно. Скорее всего, псевдоним был родом из детства. Дело в том, что в семье Гликбергов был еще один Саша, блондин, поэтому в доме детей звали так: Саша Белый и Саша Черный. Именно под этом псевдонимом он и прославился.

  • Да, в журнале Сатирикон первым делом искали его стихи и фельетоны…
  • Да, это мы можем найти в воспоминаниях Чуковского. Саша Черный искал себя, писал высоким поэтическим слогом, используя разные жанры, метры, причем писал о чем-то низменном, двойственном в самой природе
  • человека.
  • Что сегодня читают с этим материалом?

«Дернул меня черт называться Сашей»

Но, кстати, уже в 25 лет, когда пришла слава, он пожалел, что взял именно такой псевдоним — «Саша». В него влюблялись, при встрече кидались ему на шею, думая, что он вот такой открытый и простой Саша. Но Гликберг был достаточно замкнут, и все это внимание посторонних очень быстро начало его раздражать.

Чуковскому он писал: «Дернул меня черт назваться Сашей Черным!» Где мог, он говорил: «Какой же я вам Саша? Я Александр Михайлович». Кстати, если до 1915 года он подписывался «С. Черный», то с 1915 года впервые в свет вышла его книга под подписью «А. Черный».

Жизнь и творчество Саши Чёрного

Дом Саши Черного в эмиграции

Понятно, что уже не Саша, а Александр — все-таки 30 с чем-то лет…

Кстати, хоть он высмеивал дореволюционную жизнь, но когда началась война, пошел рядовым — простым санитаром. Много смертей и ранений страшных повидал, сам был контужен.

Саша Черный и Маяковский

Где-то с 1916 года у Александра Михайловича началась страшная депрессия, но он продолжал писать сатиру, чего требовала его профессия. Хотя и лириком Саша Черный был серьезным.

Но прославился именно сатирой. Кстати, издать его однотомник удалось только Корнею Чуковскому, и то с большим трудом, уже после смерти автора. Это несмотря на славу и всеобщее обожание в начале века. Даже Маяковский считал его своим учителем…

Да, он обожал цитировать своим коллегам по цеху стихотворение Саши Черного «Мясо»:

  1. «Брандахлысты в белых брючках
  2. В лаун-теннисном азарте
  3. Носят жирные зады.
  4. Вкруг площадки, в модных штучках,
  5. Крутобедрые Астарты,
  6. Как в торговые ряды,
  7. Зазывают кавалеров
  8. И глазами, и боками,
  9. Обещая все для всех».
Читайте также:  Горящий светильник - краткое содержание романа о. генри

Жизнь и творчество Саши Чёрного

Что сегодня читают с этим материалом?

Саша Черный и Куприн

Да, поэзия Саши Черного уникальна и, увы, недооценена до сих пор. Думаю, отчасти это связано с его эмиграцией. Саша Черный не принял Октябрьский переворот, эмигрировал в Берлин, потом переехал в Париж, стал работать в газете с Куприным.

И именно там, как и Куприн, он стал «говорить языком животных»: обратился к детской литературе. Чуковский пишет, что именно под влиянием Саши Черного он написал «Айболита». Так вот именно «Дневник фокса Микки», который читали вы с сыном, принес поэту и прозаику неимоверную славу среди детей эмигрантов.

Дневник фокса Микки

Кто-то из исследователей сравнил его с Винни-Пухом по степени популярности. Эта книга настолько сделала популярным Сашу Черного, что он даже стал выступать, проводил целые концерты, хотя был неимоверно скромным…

Жизнь и творчество Саши Чёрного

Популярность Саши Черного была такая, что даже спустя два года после его смерти в Голливуде был человек, который выдавал себя за Сашу Черного! Брал деньги, причем целые миллионы, за написание какого-то несуществующего сценария, тогда как сам Саша Черный был уже давно в могиле!

Похоронен в общей могиле

Кстати, с его могилой какие-то были неясности… Кажется, его похоронили в общей могиле, как Моцарта, или нет?

Нет. Просто по законам Ле Лаванду, если за могилу перестают платить, в нее подхоранивают. После смерти жены платить было некому, и в могилу Черного похоронили другого человека…

Потому известно лишь кладбище, где он похоронен, а место точно неизвестно. А фокстерьер действительно существовал: говорят, когда Александр Михайлович умер, то фокстерьер запрыгнул к нему, лег на грудь — и умер от разрыва сердца.

Что сегодня читают с этим материалом?

Саша Черный и его Сатиры

Алексей, а какую книгу Саши Черного любишь ты больше всего?

Люблю его Сатиры. Как по мне, его лирика настолько грустна и пессимистична, что просто повеситься хочется.

Жизнь и творчество Саши Чёрного

А в лирике Саши Черного никакой любви, никакого света, одна беспросветность, причем страшная и мучительная. Исключение составляет стихотворение, посвященное девочке Лизе трех с половиной лет. Есть у него стихотворения, в которых он грустит, скучает по Родине, по утраченным возможностям, о том, что он стареет.

Его могли взволновать такие простые моменты, как мальчик, который катается на качелях. Он раскачал его, этот мальчик улыбнулся, и Саша Черный напишет:

«Спасибо тебе французский мальчишка за подаренную улыбку».

Что сегодня читают с этим материалом?

Саша Черный и Набоков

Он любил, когда дети смеются и улыбаются. Кстати, своих детей у Черного не было… Когда он умер, Набоков сказал, что это большая потеря для русской литературы. И что после смерти Саши Черного, цитирую дословно, от него «осталось всего несколько книг и таинственная и нежная тень».

Да Набоков вообще редко хвалил кого-то. Даже классиков, того же Достоевского, он мог «пригвоздить».

Ты знаешь, Анастасия, как Набоков обучал своих студентов истории литературы? Нет? Он заходил в аудиторию, включал одну лампочку, светящуюся в темноте, и говорил: «Это Пушкин». Потом он включал вторую лампочку, и говорил: «Это Гоголь». Наконец, включал весь свет и говорил: «Это Толстой». А вот к творчеству Александра Михайловича Набоков относился с огромным уважением и почтением.

Это несмотря на всю грусть и тоску в стихах. Вообще очень часто слышу, что те, кто пишет (или играет) с юмором, на самом деле пессимисты и часто страдают депрессией. Почему так?

Ну, следует снова вспомнить, что Александр Черный родом из Одессы — как Ильф, Петров, Бабель… Считается, что солнце дает такой юмористический заряд. Но переезжая в более холодную страну, единственное, что их может согреть, — это внутренний свет юмора. Ведь известно, что юмор иногда греет, иногда жжет.

А может, все намного проще? Когда смешное становится орудием твоего труда, предметом работы, хочется иногда отдохнуть. Побыть самим собой — погрустить, подумать, почитать серьезную литературу. А отдохнув, снова ринуться… Или бывает так, что ты израсходовал свое орудие труда — юмор — на работе. И у тебя просто не хватает юмора на жизнь…

Что сегодня читают с этим материалом?

Количество просмотров: 616

Источник: https://lifegid.media/history-people/sasha-chernyj-korol-yumora.html

Саша Черный — поэт который оставил яркий след в русской литературе

Саша Черный — поэт который оставил яркий след в русской литературе

Изображение: архив

Этот талантливый человек, будучи писателем, поэтом, журналистом, оставил яркий след в истории русской литературы. Детворе он оставил замечательный «Дневник фокса Микки», герой которого считал себя самым умным из зверей, а также много рассказов и стихотворений. Взрослые люди ценят его за язвительную сатиру в большинстве произведений. Подлинное имя этого талантливого человека – Александр Михайлович Гликберг, но всем почитателям поэзии Серебряного века он известен как Саша Черный. В октябре 1880 в довольно состоятельном еврейском семействе, жившем на улице Ришельевской в Одессе, родился второй ребенок – мальчик, которого назвали Александром. Его отец, Мендель Давидович, служил агентом фармацевтической компании, а мать, Марьям Мееровна, купеческого происхождения, воспитывала детей. После Лидии и Александра в семье появились на свет еще трое ребятишек. Безрадостной и беспокойной была обстановка, в которой жил Саша. Отец, находящийся в постоянных разъездах, практически не видел своих детей. Его воспитание заключалось лишь в наказаниях, на которые он был скор после жалоб матери на поведение отпрысков. Мать отличалась болезненностью и истерическим характером, поэтому дети у нее были на втором плане. Жизнь и творчество Саши Чёрного

  • Благодарю Тебя, Создатель, Что я в житейской кутерьме Не депутат и не издатель И не сижу ещё в тюрьме. Благодарю Тебя, Могучий, Что мне не вырвали язык, Что я, как нищий, верю в случай
  • И к всякой мерзости привык.

В 1887 в Российской империи была принята норма, согласно которой в гимназии не должно учиться больше 10% лиц еврейской национальности. Мендель Гликберг, сам ставший Михаилом, окрестил семейство. Так девятилетний Саша попал в провинциальную белоцерковскую гимназию, учение в которой не представляло труда для способного мальчика. А вот тяжести семейной атмосферы он не выдержал и в 15-летнем возрасте убежал из дома. Александра поначалу приютила родная тетка, перевезшая его в Петербург и отдавшая на полный пансион в гимназию. Однако там подростку было сложно учиться. Из-за проблем с алгеброй его оттуда выставили. Родители практически отказались от блудного сына, который вынужден был просить милостыню, чтобы не умереть с голода. Однако судьба сжалилась над ним. Новичок в журналистике Александр Яблонский написал статью о бедном парне, которая была опубликована в газете «Сын отечества». Прочитавший эту драматическую историю Константин Роше, служащий, поэт, филантроп из Житомира, пригласил Александра к себе. Правда, очередная попытка завершить образование, вновь окончилась для него неудачей. Гликберг поссорился с директором гимназии и был отчислен с «волчьим билетом», лишавшим его права на дальнейшее обучение. Жизнь и творчество Саши Чёрного Двадцатилетний парень отправился на 2 года служить вольнонаемным в армию. После этого трудился на таможне, находящейся на австро-венгерской границе, стал писать. В 1904 в «Волынском вестнике» был напечатан его «Дневник резонера». Дебютное произведение оказалось удачным, и Александра приняли в штат редакции фельетонистом. Однако спустя несколько месяцев газета закрылась, и молодой Гликберг отправился в Петербург. «Говорящие» псевдонимы для русской литературы – не редкость. Достаточно вспомнить такие имена, как Максим Горький, Эмиль Кроткий, Демьян Бедный. Однако Саша Черный, что называется, «из другой оперы». Гликберг подписывался различными псевдонимами, среди которых были: Гейне из Житомира, Сам по себе и другие. А то имя, под которым его знают читатели, родом из детских лет, когда его называли Сашей черным в отличие от иного Саши, тоже Гликберга, имевшего белый цвет волос.

Трепов — мягче сатаны, Дурново — с талантом, Нам свободы не нужны, А рейтузы с кантом. Сослан Нейдгарт в рудники, С ним Курлов туда же, И за старые грехи — Алексеев даже… Монастырь наш подарил Нищему копейку, Крушеван усыновил

Старую еврейку…

Первое поэтическое произведение, подписанное знаменитым псевдонимом, выйдя в 1905, ошеломило читателей. В стихотворении «Чепуха» публика увидела хлесткую сатиру на министров, депутатов Государственной Думы и даже самого царя-батюшку. После его публикации журнал «Зритель» был закрыт. А вот Саша Черный стал очень популярен благодаря сатирической поэзии, которая печаталась в «Молоте», «Масках», «Альманахе». Спустя год появился сборник стихов автора. Однако за политическую вредоносность весь тираж издания был арестован. Сам же автор сумел избегнуть ареста и поехал в Германию. Там он как вольнослушатель стал посещать университетские лекции в Гейдельберге.

Время года неизвестно. Мгла клубится пеленой. С неба падает отвесно

Мелкий бисер водяной.

В 1908 возвратился в город на Неве. В течение 3-х лет тогдашний редактор «Сатирикона» Аркадий Аверченко публиковал творения Саши Черного в своем журнале. Произведения поэта-сатирика имели огромный успех. Их ждали в «Одесских новостях, «Современнике», других журналах. Критики были щедры на похвалы в адрес поэта. Однако, достигнув успеха, Саша так и не преодолел замкнутости еврейского мальчика. В 1912 на о. Капри поэт встретился и сблизился с пролетарским писателем М. Горьким. Под его влиянием стал пробовать себя как прозаик. В 1914 после начала Первой мировой войны Александр, призванный в армию, служил санитаром сначала в петербургском госпитале, затем в полевом лазарете. Военные события повлияли на его моральное состояние. Он впал в тяжелую депрессию, которую впоследствии пришлось лечить. Частично спасало литературное творчество. Саша Черный писал и издавал книги для детей. Его удивительные произведения открывали перед ребятами целый мир. Особенностью его творчества являлась, с одной стороны, проникновенная любовь к детям, а с другой, способность встать рядом с ребенком, разговаривая с ним по-взрослому. Дети для мастера были и читателями, и персонажами его произведений, как, например, в рассказе «Домик в саду».

В саду было пусто. Только на полянке, за елками на весь сад весело стучал топор. Стучал да стучал. На стук топора из белого дома приплелась кошка Маргаритка.

Села на кучу прошлогодних листьев и видит: стоит среди поляны рыжий плотник Данила и тешет бревна.

Обошла кошка вокруг Данилы, обнюхала пахучую желтую щепку, которая, как сумасшедшая, прыгнула к ней прямо на нос из-под топора, и давай мяукать. — Мяу-мур, — мур и мяу, — я знаю, что это будет.

— А что, госпожа кошка? — вежливо спросил скворец с березы и нагнул вниз голову со своей жердочки.

Что касается взрослых стихотворений, то в них сочеталась безжалостная сатира с душевной болью, приправленной пессимизмом. В его поэтических творениях самая разная ориентация. Лирический с ироничным оттенком «Апельсин», легкие и воздушные «Галчата», «Гиена», читаемая как миниатюра, предназначенная для детей, но с моралью, взывающей к миру взрослых. Приход к власти большевиков не понравился Саше Черному, поэтому он отправился в эмиграцию. Жил в европейских странах, печатался в местных изданиях, проводил литературные вечера, на которых декламировал свои стихотворения. Именно в это время появился знаменитый «Дневник фокса Микки» и другие детские книги талантливого автора. Две из них «Солдатские сказки», «Белка-мореплавательница» были изданы после его ухода из жизни.

Есть горячее солнце, наивные дети,
Драгоценная радость мелодий и книг.
Если нет — то ведь были, ведь были на свете

И Бетховен, и Пушкин, и Гейне, и Григ…

Всего же мастером написано больше 40 книг, его перу принадлежит порядка сотни афоризмов, большое количество поэтических произведений. Саша Черный остался в истории и как переводчик Генриха Гейне, Кнута Гамсуна и других известных литераторов. Его «Сатиры» положены на музыку именитым композитором Д. Шостаковичем. Саша Черный был однолюбом. Его суженой до конца жизни стала начальница Службы сборов Варшавской железной дороги, где он одно время работал, Мария Ивановна Васильева. Причем помехой для их отношений не стали ни разное социальное положение, ни уровень образования. Мария стала прочным тылом, окутав супруга нежностью, заботами, освободив от решения бытовых задач. Пара в гармонии, правда, без детей прожила всю жизнь. Жизнь и творчество Саши Чёрного В 1929 Саша Черный приобрел земельный надел в южной части Франции, в местечке Ла-Фавьер, ставшей пристанищем русских эмигрантов, где и построил дом. Поэта называли настоящей душой общества. Здесь Саша был обворожительно прост, умел вести веселую беседу, потчевал гостей, среди которых было множество музыкантов, литераторов, художников, не только вином, но и неисчерпаемыми смешными историями. Как личное горе восприняли обитатели Ла-Фавьер безвременную и скоропостижную смерть Александра Михайловича. По воспоминаниям Н.Станюковича, его поразил солнечный удар во время тушения пожара, куда он примчался без головного убора. Мастер так и не смог от него оправиться, скончавшись 5 августа 1932.

  1. Вы сидели в манто на скале, Обхвативши руками колена. А я — на земле, Там, где таяла пена, — Сидел совершенно один
  2. И чистил для вас апельсин.
  3. Приглашаем на наш Телеграм-канал c материалами об Израиле и еврействе, еврейском юморе и актуальными новостями.
Читайте также:  Анализ стихотворения державина памятник 9 класс

Источник: https://IsraLove.org/load/13-1-0-2487

Саша чёрный

Александр Михайлович Гликберг.

Русский поэт, прозаик, переводчик, журналист.

Александр Гликберг родился 1 (13) октября 1880 года в Одессе в семье провизора, агента химической лаборатории. Из пятерых детей в семье двое сыновей носили одинаковые имена – Саша.

Чтобы различать их, светловолосого прозвали «белым», а темноволосого, будущего поэта – «черным». Это определило выбор псевдонима в будущем. Сам писатель писал об этом: «Нас было двое в семье с именем Александр. Один брюнет, другой блондин.

Когда я еще не думал, что из моей «литературы» что-нибудь выйдет, я начал подписываться этим семейным прозвищем». 

Чтобы мальчик мог поступить в белоцерковскую гимназию вне «процентной нормы» для евреев, отец крестил его в 10 лет по православному обычаю. В гимназии он, однако, проучился недолго: его несколько раз отчисляли за неуспеваемость.

В 15 лет Саша, как и его старший брат, сбежал из дома в Петербург, но не сдав экзамен по алгебре, вскоре остался без средств к существованию. Родители, которым он написал письмо, отказали ему в помощи, и некоторое время он нищенствовал, жил на подаяния.

  О его судьбе написали в петербургской газете «Сын Отечества». Статья попалась на глаза председателю Крестьянского присутствия Житомира К.К. Роше, филантропу, недавно потерявшему сына, который взял Александра к себе, устроил его в гимназию.

Однако через некоторое время его снова исключили из гимназии «без права поступления». Увлечение К. Роше поэзией оказало большое влияние на будущего писателя.

С 1900-го по 1902 год Александр Гликберг служил рядовым в учебной команде 20-го Галицкого полка, оттуда перешел на работу в Новоселицкую таможню. В эти годы в газете «Волынский вестник» публикуется его первое произведение – «Дневник резонера».

В 1905 году Александр переехал в Петербург, устроился на службу чиновником Варшавской железной дороги. В том же году он женился на Марии Ивановне Васильевой, ученице философа А.И.Введенского, родственнице купцов Елисеевых, бывшей его начальницей. Это позволило ему оставить службу и посвятить себя литературе.

Первая же его публикация в Петербурге – сатирическое стихотворение «Чепуха» — привела к закрытию журнала «Зритель», но принесла популярность автору. Корней Чуковский писал: «…получив свежий номер журнала, читатель, прежде всего, искал в нем стихи Саши Чёрного. Не было такой курсистки, такого студента, врача, адвоката… которые не знали бы их наизусть».

Сборник «Разные мотивы», вышедший в 1906 году, также был запрещен цензурой.

В 1906 году Саша Черный уехал в Гейдельберг, где в течение двух лет посещал университетские лекции, заполняя пробелы в образовании. В 1908 году поэт вернулся в Петербург и стал одним из ведущих авторов «Сатирикона».

1908 – 1911 годы стали очень плодотворными для Саши Черного: его стихи печатались в «Аргусе», «Солнце России», «Современном мире», «Русской молве» и т.д., в это же время увидели свет его первые книги – «Всем нищим духом», «Невольная дань», «Сатиры», «Сатиры и лирика».

В 1911 году он ушел из «Сатирикона», занимался переводами с немецкого, писал детские книги («Тук-тук», «Живая азбука»).

С началом Первой мировой войны писатель ушел на фронт – служил «рядовым из вольноопределяющихся» в 13-м полевом госпитале в районе Варшавы.

Однако тяготы и переживания, связанные с войной, стали причиной тяжелой депрессии, в результате чего Александр Гликберг был помещен в госпиталь.

Спасла его жена, которая добилась для него перевода в другую часть, под Псков. На фронте был написан цикл стихотворений «Война».

В марте 1917 года, с приходом к власти Временного правительства, Саша Черный был назначен заместителем комиссара Совета солдатских депутатов Северного фронта.

Несмотря на предложение большевиков возглавить газету в Вильно, поэт не принял Октябрьской революции и уехал в Прибалтику осенью 1918 года.

С 1920 года он жил в Берлине, в 1923 – 1924 годах – в Риме, в семье Л. Андреева, с 1924 года – в Париже. В 1929 году поэт купил участок на юге Франции, в местечке Ла Фавьер.

Там он построил собственный дом, где подолгу гостили русские писатели, музыканты, художники.

В эмиграции он сотрудничал с русскими газетами и журналами («Последние новости», «Возрождение», «Сатирикон»), выступал со стихами на литературных вечерах в студии Ф.Малявина, участвовал в выпуске детского альманаха «Русская земля». В 1923 году Саша Черный на свои средства издал сборник «Жажда».

В эти годы писатель обращается к прозе: выходят в свет детские книги «Сон профессора Патрашкина», «Кошачья санатория» и др. Героем книги «Дневник фокса Микки»  стал его фокстерьер. В 1930 – 1931 годах он пишет поэму «Кому в эмиграции жить хорошо».

В 1933 году, уже после смерти писателя, увидели свет его «Солдатские сказки».

Умер Саша Черный 5 августа 1932 года. После пожара в доме соседей, который он помогал тушить, писатель вернулся домой и умер от сердечного приступа. Похоронен в местечке Лаванду на юге Франции.

На могильной плите, по завещанию, были высечены слова Пушкина: «Жил на свете рыцарь бедный». Могила была утеряна, потому что некому было платить за нее.

В 1978 году на кладбище была установлена памятная доска с именем поэта.

В 2015 году была учреждена литературная премия Саши Черного.

Сочинения

Собрание сочинений в 5-ти тт. М., 1996. Стихотворения. СПб., 1996.

Литература

  • Миленко В. Саша Чёрный: Печальный рыцарь смеха. ЖЗЛ. М., 2014.
  • Спиридонова Л. «Смех – волшебный алкоголь» (А.Черный)//Бессмертие смеха: Комическое в литературе русского зарубежья. М., 1999.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/sasha_chiornyi

Саша Черный

(настоящее имя — Гликберг Александр Михайлович)

(1880-1932) российский прозаик и поэт

Детство Саши Черного прошло в украинском местечке Белая Церковь. Отец мальчика работал провизором в аптеке, а затем стал агентом по продаже химических реактивов. Некоторое время Саша обучался в хедере, но не смог освоить еврейский язык, и тогда отец решил дать ему классическое образование.

Семья Гликбергов перебралась в Житомир, там Александр крестился. С десяти лет он начал обучаться в городской гимназии. Впоследствии он вспоминал об этом времени как о самом тяжелом периоде детства.

Он был старше других учеников в классе, но отставал из-за плохой памяти и неумения сосредоточиться. Вдобавок он был практически лишен материнской ласки. В шестом классе Александра исключили из гимназии с «волчьим билетом», т. е.

без права поступления в аналогичное учебное заведение.

Отчаявшись, он убегает из дома и добирается до Петербурга, где, поселившись у родственников, все-таки поступает в гимназию. Однако чтобы получить аттестат зрелости, Александру пришлось вернуться в Житомир.

Неожиданно умирает его отец, мать выходит замуж и практически отказывается от сына. Воспитателем Александра становится знакомый семьи К. Роше, занимавший крупный пост в губернском крестьянском присутствии.

Он поручился за юношу, и того вновь принимают в гимназию.

Роше оказал на Александра благотворное влияние, познакомил его с поэзией, которой страстно увлекался сам.

Получив аттестат зрелости, Александр устраивается на работу в качестве конторского служащего в местной таможне. Но фактически работает секретарем Роше, ставшего его опекуном.

Тогда же он начинает печататься в только что открывшейся городской газете «Волынский вестник»: пишет рецензии, хронику местной светской жизни, а в 1904 году публикует цикл очерков под общим названием «Дневник резонера».

В начале 1905 года жизнь Александра неожиданно меняется, так как его опекун становится начальником Варшавской железной дороги и переезжает в Петербург. Роше устраивает Александра старшим канцеляристом в управление дороги. Руководившая канцелярией Н. Васильева влюбляется в юношу и вскоре становится его женой.

Васильева вводит начинающего писателя в круг петербургских ученых и философов. Сама она была племянницей известного философа профессора Петербургского университета А. Введенского и дальней родственницей предпринимателя Г. Елисеева.

После переезда в Петербург Гликберг начинает печататься в одном из ведущих журналов того времени «Зритель». 27 ноября 1905 года он опубликовал антиправительственный памфлет «Чепуха», под которым впервые поставил псевдоним Саша Черный.

Публикация, в которой усмотрели намеки на Николая II, вызвала резкую реакцию властей: на некоторое время журнал закрывают. Но скандал сделал имя Черного известным, его произведения стали печатать различные сатирические журналы.

Цензура четко отслеживала публикации Саши Черного, ведь его произведения сразу же становились известными, заучивались наизусть. Когда он подготовил к печати сборник стихов и сатирических очерков «Разные мотивы» (1905), тираж почти полностью был конфискован.

Чтобы избежать возможного ареста, знакомые и издатели посоветовали Саше Черному покинуть Россию. Летом 1906 года Гликберги уехали в Германию и провели за границей больше года. Александр много и напряженно работал, слушал лекции в университете, написал цикл лирических сатир, множество очерков. С 1906 года он выступает как прозаик.

Вернувшись в Россию в начале 1908 года, Саша Черный становится сотрудником еженедельного сатирического журнала «Сатирикон». Вскоре издание приобретает всероссийскую популярность и становится ведущим сатирическим органом, а поэт — всероссийской знаменитостью.

Современники даже называли его российским Гейне, королем поэтов «Сатирикона». Приведем мнение издателя М. Корнфельда: «Саша Черный — сатирик Божьей милостью». Свои произведения Саша Черный объединяет в два сборника — «Сатиры» (1910) и «Сатира и лирика» (1913).

Первый из них выдержал к 1917 году пять изданий.

Ему удалось создать свой тип героя, худосочного, жиденького и гадкого, иногда склонного к саморазоблачению.

Поэт создает сатиры политического характера, обращается к социально-бытовой тематике, пишет лирические стихи. Эти произведения интересны образными характеристиками, меткими эпитетами («сплошной карнавал мелюзги», «двуногие кроты, не стоящие дня земного срока») яркими деталями («бросает в пот склонившуюся плешь», «на блюдце киснет одинокий рыжик»).

На протяжении всей своей жизни Саша Черный пытался отойти от амплуа сатирика, но тем не менее его воспринимают именно как автора подобных произведений.

Осознавая несовершенство отношений в «Сатириконе», он активно сотрудничает с разными журналами, пишет сатиры, лирические стихотворения, пейзажные и бытовые зарисовки, выступает как прозаик и автор стихов для детей, пробует свои силы как переводчик.

В 1911 году Саша Черный написал первое стихотворение для детей — «Костер», за ним последовали другие: «Трубочист», «Летом», «Бобкина лошадка», «Поезд». Горький привлекает его к работе над сборником «Голубая книжка», в котором появляется первая сказка Черного — «Красный камешек». В 1912 году начинается его сотрудничество с Чуковским в журнале «Жар-птица».

Стихи Саши Черного, написанные простым, ясным языком, часто напоминают детские стишки, считалки. В них виден характер ребенка-почемучки, образно воспринимающего мир. В 1913 году выходит «Детская азбука», по которой обучается грамоте не одно поколение детей.

В годы Первой мировой войны поэт уходит добровольцем на фронт, работает в госпитале, занимается общественной деятельностью. Военные впечатления отразились в ряде его произведений. После революции был опубликован цикл стихов «Война», а в эмиграции Черный опубликует «Солдатские сказки»(1933), созданные на основе услышанных в армии рассказов.

Его герой создан в стилистике бытовой сказки об умелом и бывалом солдате.

Черный выступает как блестящий имитатор сказа, исследователи отмечали искусство стилизации, невозможность различия собственно народных пословиц и приговорок от авторских: «Казакам для форсу начес полагается», «Звание у тебя полуофицерское, а в голове у тебя тараканы портянку сосут», «Один я, как клоп на одеяле, остался».

Октябрьскую революцию Саша Черный не принял и уехал в Литву. Там, на тихом хуторе, он пытается осмыслить происходящее и приходит к выводу, что стал беженцем, эмигрантом. Поэт с горечью констатирует, что он значительно вырос и из Саши превратился в Александра, так он теперь и подписывает свои произведения — Александр Черный.

Постепенно ему удается подготовить к изданию свои прежние стихотворные сборники и выпустить новый сборник, уже третий по счету, — «Жажда» (1923). Но основные интересы Саши Черного сосредотачиваются вокруг написания произведений для детских журналов. Мир ребенка был хорошо знаком писателю: его жена давала уроки в частных школах и гимназиях.

Жизнь в эмиграции налаживалась постепенно, вначале Гликберги жили в Берлине, но из-за издательского кризиса им пришлось уехать в Рим. В 1925 году они поселяются в Париже, на гонорар от «Дневника фокса Микки» (1927) даже смогли построить в русской колонии на юге Франции на берегу Средиземного моря небольшой дачный домик.

Читайте также:  Анализ стихотворения вся суть в одном-единственном завете твардовского

Саша Черный активно сотрудничает в разных эмигрантских изданиях, издает одну за другой книги для детей: «Библейские сказки» (1922), «Сон профессора Патрашкина» (1924), «Белка-мореплавательница» (1926), «Румяная книжка» (1931), «Серебряная елка» (1929), «Кошачья санатория» (1928), «Чудесное лето» (1930).

С 1911 года он опубликовал 25 книг для детей: собственные стихи, рассказы и пьесы, а также переводы и издания других авторов. Некоторые из них издавались до 1930 года даже в Советской России.

Взрослые произведения Саши Черного выходят в 1928 году — он объединяет в книге «Несерьезные рассказы» произведения, опубликованные ранее в журналах.

Трагическая случайность обрывает жизнь писателя. После произошедшего у соседа пожара он почувствовал недомогание и, вернувшись домой, вскоре умер.

Источник: https://biografiivsem.ru/sasha-chernyy

Основные даты жизни и творчества саши черного

Основные даты жизни и творчества саши черного

1880, 1(13) октября — в Одессе в семье Менделя Давидовича Гликберга, провизора, и Мариам Гликберг родился сын Александр.

1890 — крещен. Поступает в приготовительный класс гимназии города Белая Церковь.

1895 (?) — бежит из дома, приезжает в Петербург; поступает в гимназию.

1897, весна — «проваливает» экзамен по алгебре, оставлен на второй год в 5-м классе; брошен родителями без средств к существованию.

1898, октябрь — становится воспитанником статского советника Константина Константиновича Роше и переезжает в Житомир; поступает в 5-й класс 2-й житомирской мужской гимназии.

1899, май — июль — вместе с приемным отцом К. К. Роше участвует в поездке на голод в Белебеевский уезд Уфимской губернии.

  • 1900 — исключен из 6-го класса 2-й житомирской гимназии без права дальнейшего поступления.
  • 1 сентября — зачислен вольноопределяющимся 2-го разряда в 18-й пехотный Вологодский Его Величества короля Румынского полк.
  • 1902, 25 октября — демобилизован из армии.
  • 1902–1904, лето — работает в таможне города Новоселицы Хотинского уезда Бессарабии.

Июнь — дебютирует как литератор в газете «Волынский вестник» (Житомир). После закрытия газеты работает помощником начальника житомирской железнодорожной станции Южного общества подъездных путей.

Осень — переезжает в Петербург, работает таксировщиком в службе сборов Варшавской железной дороги. Знакомится с Марией Ивановной Васильевой; женится на ней.

1905, зима — поселился на улице Николаевской, 74.

Лето — проводит с М. И. Васильевой медовый месяц в Италии.

  1. 27 ноября — дебютирует стихотворением «Чепуха» под псевдонимом Саша Черный в сатирико-юмористическом журнале «Зритель» (Петербург).
  2. 1906, зима — выпускает первый сборник стихов «Разные мотивы».
  3. Апрель — уезжает с женой в Гейдельберг, где в качестве вольнослушателя посещает лекции в университете в течение двух семестров.

1908, январь — начинает работать в возрожденном журнале «Зритель». Живет по адресу: Васильевский остров, 15-я линия, 72, квартира 37.

Апрель — принимает участие в выпуске первого номера «Сатирикона». Становится постоянным сотрудником этого журнала.

  • Лето — отдыхает в Шмецке (Гунгербург).
  • 1909, январь — проводит новогодние праздники в Сальмела (Финляндия), посещает водопад в Иматре.
  • Май — июнь — проходит кумысолечение в деревне Чибинли (Башкирия).
  • Июль — август — отдыхает в Шмецке (Гунгербург).

1910 — выпускает сборник «Сатиры» в издательстве М. Г. Корнфельда. Начинает сотрудничать с журналами «Солнце России», «Современный мир», газетами «Одесские новости», «Киевская мысль» и др.

Лето — отдыхает на курорте Санта-Маргарита (Италия).

1911, январь — проводит новогодние праздники в Кавантсаари (Финляндия). Становится сотрудником журнала «Современник».

Апрель — уходит из «Сатирикона». Посещает Киев.

Лето — отдыхает в Крыму (Мисхор), затем в селе Кривцово Мценского уезда Орловской губернии.

Осень — выпускает сборник «Сатиры и лирика» в издательстве «Шиповник»; переезжает на Крестовский остров, Надеждинскую улицу, 5.

11 сентября — умирает М. Д. Гликберг, отец поэта.

1912, август — сентябрь — отдыхает в Италии, где посещает на острове Капри М. Горького, а в Феццано — А. В. Амфитеатрова.

1913 — переиздает сборник «Сатиры и лирика» в издательстве «Шиповник»; выпускает детскую книгу «Тук-тук!» в «Издательстве И. Д. Сытина» (Москва) с иллюстрациями В. Д. Фалилеева.

Лето — работает над поэмой «Ной»; отдыхает в Ромнах на Полтавщине.

1914 — выпускает детскую книжку-раскраску «Живая азбука» в издательстве «Шиповник» с иллюстрациями В. Д. Фалилеева.

Апрель — публикует поэму «Ной» в альманахе издательства «Шиповник».

Май — июль — отдыхает в Шмецке (Гунгербург).

Июль — мобилизован из запаса в действующую армию в связи с началом войны. Распределен в 13-й полевой запасный госпиталь в Петербурге.

Август — отправлен в составе госпиталя на фронт, под Варшаву.

1915, март — переведен из госпиталя на должность зауряд-военного чиновника в штаб 5-й Армии (Двинск).

1916, зима — переведен из системы Красного Креста в подразделения Всероссийского союза городов; служит смотрителем госпиталя в Гатчине. Возвращается к литературной работе, сотрудничая в детских альманахах «Радуга» («Елка») и «Для детей».

Декабрь — переведен в Псков, служит палатным надзирателем 18-го полевого запасного госпиталя.

1917, февраль — переведен в Управление военных сообщений штаба Северного фронта (Псков).

Осень — работает начальником отдела Управления военного комиссара Северного фронта (сначала В. Б. Станкевича, затем В. С. Войтинского).

1 октября — посещает в Острове генерала П. Н. Краснова, командующего 3-м Конным корпусом.

1918, август — уезжает из Пскова.

1919–1920 — живет на хуторе под Вильно, затем в Вильно. Работает над книгой стихов «Детский остров». Получает в Ковно литовское подданство.

1920, март — приезжает в Берлин, становится сотрудником газеты «Голос России». Живет по адресу: Вальштрассе, 61 (в районе Шарлоттенбург).

Декабрь — выпускает книгу «Детский остров» в берлинском издательстве «Слово» с иллюстрациями Б. Д. Григорьева.

1921, лето — отдыхает на курорте Кёльпинзе. Участвует в подготовке нового литературно-художественного журнала «Жар-птица», где редактирует литературный отдел.

Декабрь — переиздает сборник «Сатиры» в берлинском издательстве «Грани».

1922 — переиздает сборник «Сатиры и лирика» в берлинском издательстве «Грани»; «Живую азбуку» — в берлинском издательстве «Огоньки» с иллюстрациями М. Дризо; выпускает альманах для детей «Цветень».

1923, январь — отдыхает в деревне Шмилька (Саксонская Швейцария).

Зима — весна — редактирует стихотворный сборник «Горний путь» В. В. Набокова (Сирина); выпускает на собственные средства сборник стихов «Жажда».

Лето — переезжает в Рим, где гостит в семье Анны Ильиничны Андреевой (на виа Роверетто, 15). Работает над главами поэмы «Дом над Великой», детской книгой «Кошачья санатория».

1924, март — переезжает в Париж.

Май — октябрь — отдыхает в усадьбе в Гресси, под Парижем. Работает над циклом «Из дневника фокса Микки».

Сентябрь — становится сотрудником журнала «Иллюстрированная Россия», где ведет рубрику «Страничка для детей» под псевдонимом «профессор Фаддей Симеонович Смяткин».

Декабрь — организует свой первый в Париже литературный вечер в мастерской художника Ф. А. Малявина.

1925, 24 марта — участвует в вечере памяти Аркадия Аверченко, выступает с чтением стихотворения «Сатирикон».

Апрель — становится ведущим новой рубрики сатиры и юмора «Бумеранг» в «Иллюстрированной России».

Август — сентябрь — отдыхает на курорте Ле Буле вместе с семьей Н. В. Сорина.

7 октября — вместе с Тэффи, П. П. Потемкиным, Б. К. Зайцевым, А. И. Куприным и другими принимает участие в открытии «Дома артиста» на парижской рю Аспомпсьон, 70.

17 октября — участвует в «Вечере юмористов» вместе с Тэффи и Дон Аминадо (в зале Виктора Гюго на парижской рю Дидье, 46-бис).

18 октября — с А. И. Куприным участвует в «Детском утре» Общества русских студентов.

24 октября — принимает участие в вечере Общества русских студентов.

18 ноября — присутствует на балу русской прессы (в парижском отеле «Лютеция»), для которого написал лубок «Петрушка в Париже». Декабрь — снимает квартиру по адресу: авеню Теофиль Готье, 8.

  1. 1926, 2 января — участвует в празднике детской елки, организованном Тургеневской библиотекой, пишет для него пьесу-шутку «Мистер Кукки и его труппа», в которой играет сам вместе с фоксом Микки.
  2. Март — входит в состав Комитета по устройству общежития для русских мальчиков в Париже.
  3. 7 марта — принимает участие в детском утреннике в Медоне.

5 апреля — вместе с А. И. Куприным, И. С. Шмелевым, фельетонистом Лери и другими участвует в литературно-вокальном вечере в Собрании Союза галлиполийцев.

25 апреля — принимает участие в литературно-вокальном вечере в Собрании Союза галлиполийцев вместе с профессором В. П. Катеневым.

10 мая — присутствует на банкете в ресторане «Рампону» по случаю двухлетней годовщины «Иллюстрированной России».

16 мая — присутствует на банкете в честь трехлетия Союза галлиполийцев, слушает речь барона П. Н. Врангеля, фотографируется для прессы в обществе генералов А. П. Кутепова, Н. Н. Баратова и М. И. Репьева.

Июнь — вместе с А. И. Куприным выступает перед русскими эмигрантами в Брюсселе, в помещении Университетского дома.

Июль — гостит в Брюсселе; переносит воспаление легких.

5 августа — впервые приезжает в Лаванду, на пляж Ла Фавьер.

Октябрь — участвует в мероприятиях памяти П. П. Потемкина.

Ноябрь — передает рубрику «Бумеранг», которую вел в «Иллюстрированной России», фельетонисту Лери.

12 декабря — присутствует на банкете в честь 25-летия творческой деятельности Б. К. Зайцева.

1927, 13 января — участвует в праздничной встрече русского Нового года в отеле «Лютеция».

Февраль — переиздает книгу «Живая азбука» с иллюстрациями Ф. С. Рожанковского.

24 февраля — принимает участие в вечере памяти П. П. Потемкина.

17 апреля — участвует в литературном вечере Союза галлиполийцев вместе с фельетонистом газеты «Возрождение» Н. Я. Рощиным.

24 мая — на вечере Очага друзей русской культуры читает новый рассказ «Московский случай».

Лето — на собственные средства выпускает отдельное издание «Дневника фокса Микки» с иллюстрациями Ф. С. Рожанковского; отдыхает в Ла Фавьере на даче Б. А. и А. А. Швецовых.

Осень — становится сотрудником газеты «Последние новости».

19 декабря — устраивает литературный вечер, для которого пишет пьесу-шутку в одном действии «Третейский суд», обыгрывающую распри землевладельцев в Ла Фавьере, играет в ней одну из ролей, остальные распределены между Е. Н. Рощиной-Инсаровой, А. И. Куприным и М. А. Осоргиным.

1928, зима — заводит собственного жесткошерстного фокстерьера Микки; выпускает детскую книгу «Кошачья санатория» с иллюстрациями Ф. С. Рожанковского.

26 января — выступает с докладом «Русские народные песни по записям Гоголя» в Юношеском клубе Русского студенческого христианского движения (далее — РСХД).

15 марта — принимает участие в масленичном балу Союза русских писателей и журналистов во Франции в отеле «Лютеция».

27 мая — выступает вместе с А. М. Ремизовым в Медоне.

14 июня — принимает участие в пасхальном вечере в Юношеском клубе РСХД.

23 июня — 8 июля — выступает вместе с А. А. Яблоновским в Лионе, Гренобле, Марселе, Каннах и Ницце.

Осень — выпускает сборник юмористических рассказов для взрослых «Несерьезные рассказы».

1929 — издает в Белграде детскую книгу «Серебряная елка» с иллюстрациями Г. И. Самойлова.

21 марта — читает рассказ «Три спортсмена и табачный патриот» на вечере в Тургеневском артистическом обществе.

Апрель — присутствует на освящении детского приюта «Голодной пятницы» в Монморанси.

Лето — покупает участок земли в Ла Фавьере; отдыхает в Ла Фавьере на даче П. Н. Милюкова вместе с семьями Билибиных и Станюковичей, занимается благоустройством собственного участка, заказывает проект постройки дачного дома.

1930, 12 января — принимает участие в семейном вечере Союза адвокатов в Тургеневском клубе, читает святочные солдатские сказки.

13 марта — читает в Юношеском клубе РСХД доклад об апокрифах Н. Лескова по случаю 35-летней годовщины со дня смерти писателя.

  • Март — празднует 25-летие литературной деятельности.
  • Апрель — выпускает детскую книгу «Чудесное лето» (издательство «Москва — Логос»).
  • Лето — живет в Ла Фавьере в собственном доме.
  • 31 декабря — читает святочные рассказы в Юношеском клубе РСХД.

1931 — выпускает в Белграде детскую «Румяную книжку» с иллюстрациями Г. И. Самойлова.

Апрель — становится сотрудником возрожденного М. Г. Корнфельдом журнала «Сатирикон».

  1. Лето — отдыхает в Ла Фавьере.
  2. Осень — публикует в «Последних новостях» поэму «Кому в эмиграции жить хорошо».
  3. 1932, 14 апреля — проходит ритуал посвящения в масонскую ложу «Свободная Россия».

5 августа — Саша Черный умирает в Ла Фавьере. Похоронен на кладбище в Лаванду.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://biography.wikireading.ru/251651

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]