Зорькина песня — краткое содержание рассказа астафьева

Зорькина песня - краткое содержание рассказа АстафьеваГлавные герои рассказа Виктора Астафьева «Зорькина песня» — мальчик и его бабушка. Дом бабушки находился в деревне, расположенной на берегу сибирской реки Енисей. Сразу за бабушкиным огородом начинался пологий холм, поросший лесом.

Однажды рано утром бабушка вместе с внуком отправилась в этот лес за земляникой. Утро еще только начиналось, и в деревне стояла тишина. Было слышно только, как шумит вода в маленькой речушке, протекавшей через деревню и затем впадавшей в Енисей.

Герои рассказа поднимались по холму в плотном тумане, и мальчик крепко держал бабушку за руку. Они не разговаривали, чтобы не нарушать эту утреннюю тишину. По мере того, как бабушка и внук поднимались на холм, они постепенно выходили из тумана. Сначала из молочной пелены вынырнули их головы, потом показались плечи, затем туман опустился до пояса и, наконец, они вышли на яркий утренний свет.

В этот момент над головой мальчика запела птица. Бабушка сказала внуку, что это звучит зорькина песня. Есть такая птичка, зорька, или по-другому, зорянка, которая первой встречает утро и своим пением она оповещает других птиц о наступлении нового дня.

И действительно, после того, как зорянка пропела свою песню, защебетали и другие птицы. Но среди шумного птичьего пения мальчик продолжал слышать зорькину песню. От радости он запрыгал на месте. А бабушка сказала, что если зорька поет, значит, утро идет.

Когда взошло солнце, в его лучах ярко заблестели красные ягодки земляники. Мальчик наклонился, сорвал первую ягодку и аккуратно положил ее в туесок. А вокруг него на разные голоса пели свои песни лесные птицы.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Астафьева «Зорькина песня» заключается в том, что в любом деле, в любом начинании всегда есть кто-то первый. В лесу у деревни, где жили герои рассказа, самой первой встречала утро птица зорянка, которая своим пением будила остальных птиц.

Рассказ Астафьева «Зорькина песня» учит ловить мгновенья счастья от общения с природой. Учит летом как можно раньше отправляться в лес, чтобы насладиться утренней тишиной и первым добраться до лесных даров – ягод и грибов.

В рассказе мне понравилась бабушка мальчика, которая ранним утром повела внука в лес за земляникой. Мальчик узнал, как красива утранняя природа, как разливается туман по низинам, как встает солнце и как зорянка поет свою песню.

Какие пословицы подходят к рассказу Астафьева «Зорькина песня»?

Зорька поет, значит, утро идет.
Кто рано встает, тому Бог подает.

Ради земляники земле поклонишься не раз.

Источник: https://MadameLaVie.ru/otzyvy/otzyv_astafyev_zorkina_pesnya/

Читать

  • Жанна Александровна Браун
  • Зорькина песня

Часть первая

Взрыв заклубился, тряхнул кирпичную школу. Какое-то мгновение она ещё отстояла белая, строгая, а затем пошатнулась и рухнула.

Взрывная волна ударила Зорьку в грудь, бросила на асфальт… Зорька извернулась, как котёнок, упала на четвереньки, поднялась оглушённая и побежала к школе.

Школа горела. Известковая пыль, перемешанная с чёрным дымом, мутным занавесом колыхалась в воздухе. Среди горящих развалин уже метались люди. Они ныряли в огонь, появлялись и снова пропадали, молча, как на экране немого кино.

Навстречу Зорьке вереницей потянулись носилки. Зорька замедлила шаги, потом остановилась, потом снова пошла.

Она боялась даже взглянуть на испачканные сажей, запорошённые розовой кирпичной пылью лица ребят на носилках, но щемящее, болезненное любопытство словно толкало её в спину… Вот Вовка Череда, Миша Яковенко, Надя… Они всегда были вместе, сколько Зорька себя помнит. Вместе ходили в детский сад, вместе пошли в школу. Только попали в разные смены…

Известковая пыль лезла в глаза, щипала веки. Зорька отошла к каменной ограде, села на землю и тут же вскочила.

Прямо на неё в разорванном до бедра платье шла Валентина Васильевна, её учительница. Она шла по земле, как по лестнице, высоко поднимая ноги, и пристально смотрела перед собой неподвижными глазами. Короткие чёрные волосы свисали над её мертвенно застывшим лицом.

На руках Валентина Васильевна несла девочку в синем платье с белыми кружевными оборками.

— Валентина Васильевна! — крикнула Зорька и протянула руки. — Валентина Васильевна!

Ей вдруг захотелось опять сесть на землю, закрыть глаза и ничего не видеть.

Валентина Васильевна остановилась, девочка на её руках застонала. «Натка из первого класса», — узнала Зорька. Это платье сшила Натке её мама к началу учебного года. Все девчонки, даже старшеклассницы, завидовали кружевам.

— Это ты, Зорька? — бесцветным голосом выговорила Валентина Васильевна. — Иди домой, занятий сегодня не будет…

И прошла мимо Зорьки в самый дальний, самый солнечный угол школьного сада, к волейбольной площадке. Там, вперемежку, раненые и мёртвые, лежали рядами на зелёной мягкой траве ученики первой смены 356-й неполной средней школы.

А над белым тихим городом, над вишнёвыми красными садами, над волейбольной площадкой всё ещё рвался в недоброе бегучее небо вопль сирены.

Глава 1. До свиданья, бабушка!

— Нет, нет и нет, — решительно говорила бабушка Катя, — не могу. Я здесь родилась, здесь и умру…

Зорька поспешно втискивала в чемодан поверх платьев свои любимые книги — сказки братьев Гримм и «Повесть о рыжей девочке», забинтованную куклу Елизавету, пачку переводных картинок и с тревогой прислушивалась к спору. А что, если бабушка и в самом деле откажется ехать?

До недавнего времени немецкие самолёты прилетали раз в сутки, чаще всего ночью, а теперь бомбили непрерывно, днём и ночью. Фронт приближался.

Папа шагал по комнате, натыкаясь на вещи, и прикуривал одну папиросу от другой. Скомканные окурки валялись на столе, на полу, торчали в стакане. Когда папа сердился, он курил непрерывно и совал окурки куда попало, растирая огонёк пальцами.

— Екатерина Семёновна, поймите же наконец, у вас восемь детей и семеро из них коммунисты!

— Лёня на фронте вступит, — сказала бабушка.

— Не сомневаюсь, — устало согласился папа, — но вы-то погибнете! Верочка мне не простит и… я не могу больше ждать. Я сегодня должен быть в части. Неужели вы не видите, что творится?

Бабушка молчала и смотрела в окно, повернувшись к папе спиной. Тогда папа вскочил, снял с вешалки у двери винтовку, перекинул ремень через плечо и приказал:

— Одевайтесь! Если сами не понимаете, что делаете, то хотя бы слушайте, что вам говорят.

Бабушка отошла от окна и остановилась перед папой, высоко подняв голову, чтобы видеть его лицо.

— А Паша? — тихо спросила она.

Зорька несколько раз была у тёти Паши, бабушкиной подруги. Она лежала парализованная с самой гражданской войны. А вообще-то, раньше, ещё до ранения, бабушка говорила, что тётя Паша была ух какая боевая! Комиссар! У неё даже орден есть.

— Ты считаешь, Аркадий, что я могу оставить Пашу одну… в такое время?

Папа опустил голову. Постоял. Потом обнял бабушку и прижал ее голову к своему плечу.

Через полчаса Зорька сидела на чемодане в кузове зелёного военного грузовика, а бабушка стояла на балконе и плакала.

Кроме Зорьки в кузове сидели ещё трое красноармейцев. Они сумрачно смотрели себе под ноги и молчали.

Наконец из дома выбежал папа. Посмотрел на бабушку, нахлобучил пилотку и рывком перемахнул через борт. Грузовик тронулся.

— До свиданья, бабушка! — закричала Зорька. — Ты не скучай, я скоро приеду! Не скучай! Ладно?

— Ладно! — крикнула бабушка и закрыла фартуком рот.

— Бабушка! — надрывалась Зорька. — «Гулливера» никому не давай читать! Она библиотечная!

— Сиди, — сказал пожилой красноармеец с забинтованной ногой. Он посмотрел в хмурые глаза отца, вздохнул и вытащил из кармана раздавленную карамельку в розовой обёртке. — На, и сиди, не балуй, а то ещё вывалишься часом.

  1. Грузовик мчался по улицам, с рёвом объезжая противотанковые заграждения: колючие, ощетинившиеся ржавыми прутьями ежи, баррикады из мешков с песком — и наконец выбрался на широкую асфальтированную дорогу.
  2. Сзади, со стороны города, гремели, нарастая, выстрелы орудий.
  3. Зорька притихла.

За стеной тополей мелькали белённые известью дома, тонувшие в пышной зелени. Потом тополя поредели, пропади совсем — и вдоль дороги потянулись кирпичные корпуса завода на чёрной, словно выжженной земле.

Большое здание в центре завода было разрушено прямым попаданием. В других зданиях что-то гремело, отсвечивало в окна пламенем. На узкоколейке, рассекавшей завод на две части, стоял товарный эшелон.

Читайте также:  Граф калиостро - краткое содержание рассказа толстого

Рабочие и красноармейцы грузили в вагоны громадные решётчатые ящики.

— Куда же ты её? — спросил у папы красноармеец с забинтованной ногой.

— В детский дом. Их сегодня вывезут.

  • — А мамка-то где?
  • — Не отпустили из госпиталя… раненых много.
  • — Это верно, — согласился красноармеец, — само собой, если война.
  • Он повернулся к Зорьке и погладил её по голове.

— Ничего, малая, после войны мамку встренешь, верно я говорю? Мамка-то у тебя, видать, что надо, боевая!

— Верно, — сказала Зорька и улыбнулась, ободрённая хорошим разговором.

Глава 2. Коля-Ваня

Белый дом под красной черепичной крышей с резными зелёными ставнями стоял на широкой поляне в сосновом лесу. И все окна на двух этажах его были крест-накрест заклеены полосками разноцветной ёлочной бумаги. Дом был словно не настоящим, а сказочным. Казалось, сейчас откроется окно и выглянет девочка с голубыми волосами или выбежит из резной двери весёлый проказник Буратино.

Перед домом на поляне возвышалась тонкая голубая мачта с красным флагом. У подножия мачты, возле деревянного помоста сидели на траве ребята в одинаковых тёмных курточках. Рядом с ними примостилась девушка в белом халате. Она плакала и громко сморкалась в полосатый голубой передник, повязанный поверх халата.

— Ну, вот и приехали! — очень весело сказал папа, когда грузовая машина поравнялась с домом. Папа спрыгнул на землю, и красноармейцы подали ему сначала чемодан, а затем Зорьку.

— Быстрее! — крикнул из кабины шофёр.

— Где ваш директор? — спросил папа у ребят.

Девушка поднялась, всхлипнула, оправила халат и вытерла передником лицо. Она была толстенькая, коренастая, с желтовато-карими кошачьими глазами, мокрые щёки краснели, как райские яблочки.

— Директор? Та у себя в кабинете, — быстро и охотно сказала девушка. — Вы сходите, поглядите, первый этаж — и сразу направо. Никак дитё к нам определять привели? — Она жалостно вздохнула. — Дочка, чи как?

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=567003&p=1

Читать онлайн Зорькина песня страница 1. Большая и бесплатная библиотека

В первые же дни войны девятилетняя героиня этой повести Зорька осталась без родителей и попала в детский дом.

Так началось её вступление в жизнь. О том, как Зорька, выдержав все испытания, стала товарищем, человеком, гражданином, написана эта книга.

  • Содержание:
  • Часть первая 1
  • Часть вторая 15
  • Примечания 37

Жанна Александровна Браун Зорькина песня

Часть первая

Взрыв заклубился, тряхнул кирпичную школу. Какое-то мгновение она ещё отстояла белая, строгая, а затем пошатнулась и рухнула.

Взрывная волна ударила Зорьку в грудь, бросила на асфальт… Зорька извернулась, как котёнок, упала на четвереньки, поднялась оглушённая и побежала к школе.

Школа горела. Известковая пыль, перемешанная с чёрным дымом, мутным занавесом колыхалась в воздухе. Среди горящих развалин уже метались люди. Они ныряли в огонь, появлялись и снова пропадали, молча, как на экране немого кино.

Навстречу Зорьке вереницей потянулись носилки. Зорька замедлила шаги, потом остановилась, потом снова пошла.

Она боялась даже взглянуть на испачканные сажей, запорошённые розовой кирпичной пылью лица ребят на носилках, но щемящее, болезненное любопытство словно толкало её в спину… Вот Вовка Череда, Миша Яковенко, Надя… Они всегда были вместе, сколько Зорька себя помнит. Вместе ходили в детский сад, вместе пошли в школу. Только попали в разные смены…

Известковая пыль лезла в глаза, щипала веки. Зорька отошла к каменной ограде, села на землю и тут же вскочила.

Прямо на неё в разорванном до бедра платье шла Валентина Васильевна, её учительница. Она шла по земле, как по лестнице, высоко поднимая ноги, и пристально смотрела перед собой неподвижными глазами. Короткие чёрные волосы свисали над её мертвенно застывшим лицом.

На руках Валентина Васильевна несла девочку в синем платье с белыми кружевными оборками.

— Валентина Васильевна! — крикнула Зорька и протянула руки. — Валентина Васильевна!

Ей вдруг захотелось опять сесть на землю, закрыть глаза и ничего не видеть.

Валентина Васильевна остановилась, девочка на её руках застонала. «Натка из первого класса», — узнала Зорька. Это платье сшила Натке её мама к началу учебного года. Все девчонки, даже старшеклассницы, завидовали кружевам.

— Это ты, Зорька? — бесцветным голосом выговорила Валентина Васильевна. — Иди домой, занятий сегодня не будет…

И прошла мимо Зорьки в самый дальний, самый солнечный угол школьного сада, к волейбольной площадке. Там, вперемежку, раненые и мёртвые, лежали рядами на зелёной мягкой траве ученики первой смены 356-й неполной средней школы.

А над белым тихим городом, над вишнёвыми красными садами, над волейбольной площадкой всё ещё рвался в недоброе бегучее небо вопль сирены.

Глава 1. До свиданья, бабушка!

— Нет, нет и нет, — решительно говорила бабушка Катя, — не могу. Я здесь родилась, здесь и умру…

Зорька поспешно втискивала в чемодан поверх платьев свои любимые книги — сказки братьев Гримм и «Повесть о рыжей девочке», забинтованную куклу Елизавету, пачку переводных картинок и с тревогой прислушивалась к спору. А что, если бабушка и в самом деле откажется ехать?

До недавнего времени немецкие самолёты прилетали раз в сутки, чаще всего ночью, а теперь бомбили непрерывно, днём и ночью. Фронт приближался.

Папа шагал по комнате, натыкаясь на вещи, и прикуривал одну папиросу от другой. Скомканные окурки валялись на столе, на полу, торчали в стакане. Когда папа сердился, он курил непрерывно и совал окурки куда попало, растирая огонёк пальцами.

— Екатерина Семёновна, поймите же наконец, у вас восемь детей и семеро из них коммунисты!

— Лёня на фронте вступит, — сказала бабушка.

— Не сомневаюсь, — устало согласился папа, — но вы-то погибнете! Верочка мне не простит и… я не могу больше ждать. Я сегодня должен быть в части. Неужели вы не видите, что творится?

Бабушка молчала и смотрела в окно, повернувшись к папе спиной. Тогда папа вскочил, снял с вешалки у двери винтовку, перекинул ремень через плечо и приказал:

— Одевайтесь! Если сами не понимаете, что делаете, то хотя бы слушайте, что вам говорят.

Бабушка отошла от окна и остановилась перед папой, высоко подняв голову, чтобы видеть его лицо.

— А Паша? — тихо спросила она.

Зорька несколько раз была у тёти Паши, бабушкиной подруги. Она лежала парализованная с самой гражданской войны. А вообще-то, раньше, ещё до ранения, бабушка говорила, что тётя Паша была ух какая боевая! Комиссар! У неё даже орден есть.

— Ты считаешь, Аркадий, что я могу оставить Пашу одну… в такое время?

Папа опустил голову. Постоял. Потом обнял бабушку и прижал ее голову к своему плечу.

Через полчаса Зорька сидела на чемодане в кузове зелёного военного грузовика, а бабушка стояла на балконе и плакала.

Кроме Зорьки в кузове сидели ещё трое красноармейцев. Они сумрачно смотрели себе под ноги и молчали.

Наконец из дома выбежал папа. Посмотрел на бабушку, нахлобучил пилотку и рывком перемахнул через борт. Грузовик тронулся.

— До свиданья, бабушка! — закричала Зорька. — Ты не скучай, я скоро приеду! Не скучай! Ладно?

— Ладно! — крикнула бабушка и закрыла фартуком рот.

— Бабушка! — надрывалась Зорька. — «Гулливера» никому не давай читать! Она библиотечная!

— Сиди, — сказал пожилой красноармеец с забинтованной ногой. Он посмотрел в хмурые глаза отца, вздохнул и вытащил из кармана раздавленную карамельку в розовой обёртке. — На, и сиди, не балуй, а то ещё вывалишься часом.

  1. Грузовик мчался по улицам, с рёвом объезжая противотанковые заграждения: колючие, ощетинившиеся ржавыми прутьями ежи, баррикады из мешков с песком — и наконец выбрался на широкую асфальтированную дорогу.
  2. Сзади, со стороны города, гремели, нарастая, выстрелы орудий.
  3. Зорька притихла.

За стеной тополей мелькали белённые известью дома, тонувшие в пышной зелени. Потом тополя поредели, пропади совсем — и вдоль дороги потянулись кирпичные корпуса завода на чёрной, словно выжженной земле.

Большое здание в центре завода было разрушено прямым попаданием. В других зданиях что-то гремело, отсвечивало в окна пламенем. На узкоколейке, рассекавшей завод на две части, стоял товарный эшелон.

Рабочие и красноармейцы грузили в вагоны громадные решётчатые ящики.

— Куда же ты её? — спросил у папы красноармеец с забинтованной ногой.

Читайте также:  Гроздья гнева - краткое содержание романа стейнбека

— В детский дом. Их сегодня вывезут.

  • — А мамка-то где?
  • — Не отпустили из госпиталя… раненых много.
  • — Это верно, — согласился красноармеец, — само собой, если война.
  • Он повернулся к Зорьке и погладил её по голове.

— Ничего, малая, после войны мамку встренешь, верно я говорю? Мамка-то у тебя, видать, что надо, боевая!

— Верно, — сказала Зорька и улыбнулась, ободрённая хорошим разговором.

Глава 2. Коля-Ваня

Белый дом под красной черепичной крышей с резными зелёными ставнями стоял на широкой поляне в сосновом лесу. И все окна на двух этажах его были крест-накрест заклеены полосками разноцветной ёлочной бумаги. Дом был словно не настоящим, а сказочным. Казалось, сейчас откроется окно и выглянет девочка с голубыми волосами или выбежит из резной двери весёлый проказник Буратино.

Перед домом на поляне возвышалась тонкая голубая мачта с красным флагом. У подножия мачты, возле деревянного помоста сидели на траве ребята в одинаковых тёмных курточках. Рядом с ними примостилась девушка в белом халате. Она плакала и громко сморкалась в полосатый голубой передник, повязанный поверх халата.

— Ну, вот и приехали! — очень весело сказал папа, когда грузовая машина поравнялась с домом. Папа спрыгнул на землю, и красноармейцы подали ему сначала чемодан, а затем Зорьку.

— Быстрее! — крикнул из кабины шофёр.

— Где ваш директор? — спросил папа у ребят.

Девушка поднялась, всхлипнула, оправила халат и вытерла передником лицо. Она была толстенькая, коренастая, с желтовато-карими кошачьими глазами, мокрые щёки краснели, как райские яблочки.

— Директор? Та у себя в кабинете, — быстро и охотно сказала девушка. — Вы сходите, поглядите, первый этаж — и сразу направо. Никак дитё к нам определять привели? — Она жалостно вздохнула. — Дочка, чи как?

— Дочка.

— Дочка?! — Девушка всплеснула короткими руками. — Ох ты ж моя бедолага! — Она взяла Зорьку за плечи, притянула к себе и крепко обняла.

Шофёр в грузовике засигналил.

Папа оглянулся, махнул ему рукой и, придерживая пилотку, торопливо побежал по дорожке к дому.

— Ты теперь с нами будешь? — спросила Зорьку худенькая девочка с длинными и нежными, точно светлый шёлк, волосами.

— Тебе, Дашка, всегда больше всех надо знать. — Рыжий конопатый мальчишка засмеялся и дёрнул девочку за волосы.

Зорька подумала, что Даша сейчас рассердится и ударит мальчишку, но, к её удивлению, Даша не рассердилась. Она посмотрела на обидчика прозрачными, как крыжовник, глазами и виновато улыбнулась.

Источник: https://dom-knig.com/read_175061-1

Урок внеклассного чтения по рассказу В.П. Астафьева "Зорькина песня"

Изучение в школе творчества одного из
талантливых писателей современности Виктора
Петровича Астафьева дает возможность обогатить
учащихся не только приобщением к творческому
миру очень самобытного автора, но и знакомством с
истинно народной жизнью, с ее духовностью и
моральной стойкостью.

В этом неоценимую помощь
учителю оказывает повесть «Последний поклон”,
где проявились лучшие качества прозы писателя.
Каждый рассказ этой замечательной книги –
нравственный урок, своеобразная «затесь”
становления личности.

Герои естественны, чужды
какой – либо надуманности, лишены литературного
лоска, поэтому они и близки читателю, особенно
юному. Вся повесть (особенно ее первая книга)
пронизана радостным ощущением полноты бытия.

Увидеть сказку в обычной жизни поможет небольшая
лирическая миниатюра «Зорькина песня”, которую
мы читаем в 5 классе, помимо программного
«Васюткиного озера”. Урок проводится после
изучения рассказов В. Бианки и М. Пришвина в
разделе «Родная земля в стихах и прозе 20 века”.
Вид урока – творческая мастерская.

  • Цели урока:
  • – расширение представления учащихся о
    пейзажной живописи и языковом мастерстве
    писателя; знакомство с понятием «лирическая
    проза”;
    – выработка умений работы с художественным
    текстом и создания своего текста;
  • – воспитание культуры общения.

К уроку ученики выполняют опережающие
домашние задания (групповые) одна группа готовит
стенд – выставку об Астафьеве; вторая –
рекомендацию рассказов из «Последнего поклона”
(«Монах в новых штанах”, «Ангел – хранитель” в
форме рекламы, «Ночь темная – темная” в форме
инсценировки) индивидуальные задания: выучить
наизусть стихотворение Н. Рубцова «Утро” и
подготовить сообщение о содержании «Последнего
поклона”. Всем ученикам было предложено
принести цветные карандаши или фломастеры.

На доске записан эпиграф:

Солнце, птицы! Блеск и счастье! Луг росист, цветет сирень…

А. Майков.

Начинает урок вступительное слово
учителя: «Рассказ, который мы сегодня прочитаем,
раскроет вам еще одну грань таланта В.П.
Астафьева: его дар замечательного пейзажиста.
Совсем недавно мы с вами познакомились с его
замечательным Васюткой , пережили вместе с ним
его приключение.

Сегодня мы увидим Астафьева –
тонкого лирика, удивительно нежно и трепетно
относящегося к родной природе. Вы помните, что он
знает и любит тайгу, уважает ее законы. И герои
его произведений такие же.

Откуда это знание,
почитание, любовь? Они начинаются с детства,
природы, что тебя окружает, людей, рядом с
которыми ты живешь, или с обычного летнего утра,
неповторимого и прекрасного, когда ты обнаружил
свое единение с природой, почувствовал себя ее
частичкой, приобщился к ее тайне. И оно, это утро,
врезалось тебе в память, будоражит и волнует всю
жизнь.

Отсюда начинается любовь к родине,
земле. Человек начинает замечать красоту даже в
обычных лопухах и картошке. Таким человеком был
Виктор Астафьев, до конца жизни не переставший
восхищаться природой.

Таким он стал благодаря
своей бабушке Катерине Петровне, деду Илье
Евграфовичу и всем родным и близким людям,
которые окружали его в детстве. Это они научили
его любить свою землю и людей, которые трудятся
на ней.

И спустя многие годы, уже прошедший через
суровые жизненные испытания, Виктор Астафьев
поклонится этим людям в пояс, до земли, в своей
книге «Последний поклон”. Здесь он оживил
картины своего детства и милых, дорогих его
сердцу людей”.

Далее следует сообщение ученика о
книге «Последний поклон” (место действия,
персонажи, главный герой), в ходе сообщения
используются материалы выставки. Затем ученикам
предлагаем подумать , что означает фамилия
Потылицын ( если затрудняются с ответом, можно
разобрать слово по составу).

После короткого
обсуждения приходим к мысли, что «Потылицын”
происходит от словосочетания » в поте лица”, а
это выражение относится к людям, которые честно
трудятся (обычно говорят: работать в поте лица).

Учениками делается предположение, что в книге
главные герои – очень трудолюбивые люди, которые
честно зарабатывают свой хлеб.

Затем подготовленные ученики делают
рекомендацию книги «Последний поклон” в форме
рекламы. Они показывают книгу, иллюстрации.
Приведем их выступление:

– Я прочитал рассказ «Монах в новых
штанах”. Это рассказ о том, как герой мечтал о
новых штанах. В далекие тридцатые годы обновка
была большим праздником. К намеченному сроку, дню
рождения, штаны сшиты не были, потому что бабушка
серьезно заболела. Но как только ей стало лучше,
она принялась за них.

Уже на второй день они были
готовы. Мальчик надел их, чистую рубаху,
починенные сапоги и отправился на заимку к
дедушке. Витя шел через всю деревню, и каждый
встречный восхищался им, хвалил бабушку. Но Вите
не удалось похвастать своим видом дедушке.

Что
этому было причиной, вы узнаете, когда прочитаете
рассказ до конца.

Второй ученик: «Я зачитаю отрывок из
рассказа «Ангел – хранитель”: «Шарик, которого
бабушка звала насмешливо ангелом – хранителем…
помочился на веник под рукомойником” ( дальше
читает со слов: «Я те удозорю…” до «…под
крыльцом”). Эта история про хитрую собачку
начиналась не так весело. Каким было начало и
почему обычная дворняжка стала ангелом –
хранителем, вы узнаете, прочитав этот
замечательный рассказ”.

Следующая группа учащихся
инсценировала эпизод из рассказа «Ночь темная –
темная”. Далее учитель читает рассказ «Зорькина
песня” (5–7 минут). По ходу чтения проводится
словарная работа: салик – это три – четыре
бревна, связанные между собой, используется как
плавсредство; поскотина – загон для домашнего
скота; кудель – волокнистая часть льна, пеньки.

После чтения даем понятие «лирическая
проза”. Обращаем внимание на простоту сюжета:
его можно пересказать в одном предложении. В
основе рассказа лежит не событие как таковое, а
чувство, внутреннее состояние героя.

Такое
эпическое произведение, где дается описание
чувств, настроений героя, то есть его душевное
состояние, называется лирической прозой.
Определение записывается в тетрадь. Затем
переходим к обсуждению рассказа.

Ученикам
предлагается подумать над такими вопросами:

Читайте также:  Темные аллеи - краткое содержание рассказа бунина

Какое впечатление произвело на
мальчика это утро? (Неизгладимое, рассказчик
помнит это утро, уже будучи взрослым человеком).

Почему оно так запомнилось? (Он увидел
восход солнца, красоту природы, услышал в первый
раз пение зорянки).

Каким вы представляете мальчика?
(Маленький, немного испуганный, наблюдательный,
знает названия растений, умеет их различать).

А какой вам кажется бабушка? (Много
знающей, мудрой, доброй).

Действительно, бабушка научила внука
не только различать разные растения, но и
замечать красоту окружающей природы. Посмотрим в
тексте, какой предстает природа: «Фокинская
речка, как расшумевшееся дитя…”, «…дремал
туман”, «тихо умирали туманы”, «ромашки
приморщили белые ресницы на желтых зрачках”.

Природа в рассказе живая, одушевленная. Как
называется такой прием в литературе? Почему
автор использует олицетворение? Так он
показывает свое отношение к ней: он любит ее,
воспринимает как живое существо.

Кроме мальчика
и бабушки , в рассказе есть еще два очень ярких
образа: кто они? Это образ Енисея и Фокинской
речки. Автор наделил их человеческим характером.
Какими они вам представляются? Устно нарисуйте
их ответ. Енисей кажется седым старцем, а
Фокинская речка – маленькой девочкой.

Делаем
вывод по данному этапу урока: художественное
мастерство Астафьева так велико, что мы можем
ярко и образно представить описанную им картину
природы.

Предлагаем ученикам карточки с
фрагментами художественных произведений с
описанием восхода:

«Солнце наконец взошло; тонко заржала
в лугах лошадь, и как-то необыкновенно быстро
посветлело, порозовело все вокруг; еще
отчетливей стала видна седая роса на елках и
кустах, а туман пришел в движение, поредел и стал
неохотно открывать стога сена. …Как славно и
легко дышится… (Ю.П. Казаков «Тихое утро”).

«С самого раннего утра небо ясно;
утренняя заря не пылает пожаром: она разливается
кротким румянцем.

Солнце – не огнистое, не
раскаленное, как во время злой засухи, не тускло
– багровое, как перед бурей, но светлое и
приветно – лучезарное, мирно всплывает под узкой
и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в
лиловый ее туман.

Верхний, тонкий край
растянутого облачка засверкает змейками, блеск
их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять
хлынули играющие лучи, – и весело, и величаво,
словно взлетая, поднимается могучее светило”
(И.С. Тургенев «Бежин луг”).

«Не успел я отойти двух верст, как уже
полились кругом меня по широкому мокрому лугу и
спереди меня по зазеленевшим холмам, от лесу до
лесу, и сзади по длинной пыльной дороге, по
сверкающим, обагренным кустам, и по реке,
стыдливо синевшей из-под редеющего тумана,
полились сперва алые, потом красные, золотые
потоки молодого, горячего света… Все
зашевелилось, проснулось, запело, зашумело,
заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись
крупные капли росы” (И.С. Тургенев «Бежин луг”).

«Где-то в вершине соседней речки, за
лесами, за подтаежьем обозначило себя солнце.

Еще
ни единый луч его не прошил острой иглой овчину
тайги, но по небу во всю ширь расплылась размоина,
и белесая глубь небес все таяла, таяла, обнажая
блеклую, прозрачно-льдистую голубизну, в которой
все ощутимей глазу или другому, более памятному и
восприимчивому зрению, виделась пока несмелая,
силы не набравшая теплота. Живым духом полнилась
округа, леса, кусты, травы, листья. …Солнце разом
во всем сиянии поднялось над лесом, пробив его из
края в край пуками ломких спиц, раскрошившихся в
быстро текущих водах Опарихи” (В.П. Астафьев
«Капля”).

«И вдруг навстречу из-за дальних
увалов полоснуло ярким светом, празднично
заискрилось, заиграло в лапках пихтача, на
камнях. На валежинах, на упругих шляпках молодых
маслят, в каждой травинке и былинке” ( В.П.
Астафьев «Зорькина песня”).

«На восточной окраине аласа лес
наподобие пилы зубьями вверх. Пики сосен черны,
валуны льдисто – зелены, а небо наливается алым
жаром, отчего котловина аласа светлеет на глазах,
все больше алых искр вспыхивает в воздухе и под
ногами. И вдруг, словно пробив головой горизонт,
над лесом появляется наконец солнце: «Люди, ура!
Я здесь! Вот оно я!” (С.П. Данилов «Бьется
сердце”).

Для выполнения первого задания класс
делится на группы по четыре человека, после того
как одна группа справилась со своим заданием, она
обменивается с другой группой карточками. Таким
образом, все шесть карточек должны быть
разобраны всеми группами.

Задание: выписать из
отрывков слова и словосочетания, наиболее ярко и
полно характеризующие восход солнца, обозначая
авторов. Так составляется словарь тематических
слов. Представитель от каждой четверки
зачитывает свой словарь, остальные проверяют,
дописывают.

После того, как все ученики
справились с заданием, им предлагается другое:
отдельно выписать слова, которые есть во всех
отрывках. Это слова: свет, тепло, весело, алый.

Третье задание: продолжить
ассоциативный ряд (3–4 слова). Четвертое задание:
подобрать однокоренные слова к слову «солнце”.
Следующее задание: написать текст на тему
«Солнце” (5–6 предложений), можно
проиллюстрировать.

Дети пишут с увлечением,
затем желающие зачитывают свой текст, их работы
оценивают сами ученики, при этом каждый должен
обосновать свое решение (задача учителя –
проследить за корректностью высказываний и
объективностью оценок).

Работы пятиклассников, конечно же,
несовершенны в плане стилистики и логики, зато
они искренни, эмоциональны. Приведем некоторые
работы учащихся:

«Солнце – это самое теплое слово на
свете. Солнце – это лето, каникулы, радость. Когда
светит солнце, всем хорошо: и людям, и растениям, и
животным. Без него не было бы жизни на земле.
Пусть всегда светит солнце!” (Женя К.).

«Много – много миллионов лет светит
солнце. Оно светило и тогда, когда на Земле еще
ничего не было, и динозаврам, и первобытным людям,
и сейчас оно нас всех согревает. Я где – то
слышал, что через какое – то время оно может
погаснуть или взорваться. Но я думаю, через много
лет люди, может быть, даже наши дети, станут еще
умнее и придумают какой – нибудь выход” (Миша Б.).

«Я никогда не видела восход солнца.
Наверное, это очень красиво. Летом, когда всей
семьей поедем на рыбалку на речку Нюйку, я
обязательно посмотрю, как начинается утро. Может
быть, потом смогу описать рассвет в своем
сочинении. А с помощью цветных карандашей не
передашь красоту солнца: таких цветов нет. Я
лучше сама увижу, потом опишу” (Кристина К.).

В итоге оценивается работа каждого в
группе, исходя из степени его участия в
выполнении задания, культуры поведения, при этом
учитывается мнение лидера группы.

На заключительном этапе еще раз
обращаемся к эпиграфу урока и говорим о том, что в
какое бы время ни жили поэты, писатели, к каким
группам, сословиям ни относились, больших
русских писателей объединяло одно: их
неподдельная, непреходящая любовь к родной
земле, природе.

На уроке дети приобщились к
великой тайне рождения писательского слова и
сами поработали над созданием текста,
почувствовали силу и красоту родного языка.

Завершает урок чтение наизусть стихотворения
талантливого поэта Николая Рубцова, большого
друга Виктора Астафьева, «Утро”.

Когда заря, светясь по сосняку, Горит, горит, и лес уже не дремлет, И тени сосен падают в реку, И свет бежит на улицы деревни, Когда, смеясь, на дворике глухом Встречают солнце взрослые и дети, Воспрянув духом, выбегу на холм И все увижу в самом лучшем свете. Деревья, избы, лошадь на мосту, Цветущий луг – везде о них тоскую. И, разлюбив вот эту красоту,

Я не создам, наверное, другую.

Проза Астафьева, будь то воспоминания
о детстве или зарисовки, наблюдения, связанные с
жизнью природы, дает ощущение полноты мира.
Светлые , полные любви страницы книги «Последний
поклон”, главы из которой предлагаются к
изучению в среднем звене, учат школьников видеть
чудесное и доброе в людях и помогают им открыть
для себя красоту родной природы, ее чистоту и
непогрешимость.

В старших классах, изучая повесть
«Пастух и пастушка”, рассказ «Людочка”, роман
«Царь – рыба”, молодой человек начинает
постигать сложность человеческих отношений,
нравственные законы жизни.

Заставляя задуматься
над проблемами войны и мира, взаимосвязи
человека и природы, проблемами гуманизма и
отношения к насилию, произведения В.П.

Астафьева
являются мощным стимулом для духовного роста
личности.

Источник: http://xn--d1ababeji4aplhbqk6k.xn--p1ai/load/urok_vneklassnogo_chtenija_po_rasskazu_v_p_astafeva_quot_zorkina_pesnja_quot/41-1-0-14627

Ссылка на основную публикацию