Анализ стихотворения девушка пела в церковном хоре блока

Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре БлокаАнализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре Блока
Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре Блока

Краткая характеристика

Ознакомившись со стихом «Девушка пела в церковном хоре», стоит выделить основные анализируемые компоненты. Кратко они будут представлены следующим образом:

Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре Блока

  • автор — Александр Александрович Блок;
  • год написания — 1905;
  • событие, которому посвящено произведение, — подавление революционных восстаний (Кровавое воскресенье) и Цусимское сражение;
  • тема — надежда на светлое будущее, понимание обречённости;
  • жанр — лирика;
  • размер стиха — дольник;
  • композиция произведения — двухчастная;
  • эпитеты — «чужой край», «белое платье», «тихая заводь»;
  • метафоры — «корабли, ушедшие в море», «платье пело в луче», «пел её голос».

Этот краткий анализ может пригодиться на уроках русской литературы. Его можно использовать в качестве основы при написании сочинений или эссе. Однако для полного понимания сути произведения, следует рассмотреть более подробный анализ, чтобы вникнуть в его идею и прочувствовать переживания.

История написания

Знакомясь с творчеством Блока, можно заметить, что его ранние произведения наполнены идеями революции. В них есть что-то мятежное. Не стал исключением и стих «Девушка пела в церковном хоре».

Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре Блока

Женщина и её образ отражает скорбь и переживания людей. Вызваны эти эмоции историческими событиями, которые потрясли народ России в 1905 году.

Блок был настоящим патриотом своей родины, поэтому он не мог пройти мимо двух трагедий, которые упоминаются в стихе — расправа над рабочим классом (Кровавое воскресенье) и поражение русских солдат во время Цусимского сражения. Именно эти события и послужили причиной создания стиха, который сегодня стал классикой и достоянием русской литературы.

Суть стихотворения

Основные идеи произведения — надежда, ожидание светлого будущего и понимание того, что всё тщетно. Выражаются они в разных образах:

  • надежда — это невинная девушка, молящаяся настольно искренне, что все вокруг верят в благоприятный исход;
  • обречённость выражена в образе «причастного тайнам» младенца, который плачет «о том, кто не придёт назад».

Сложно сказать, что именно переживали люди, которые своими глазами видели страшные события. Однако можно предположить, что именно такие эмоции они пережили. Сострадая своему народу, именно это и постарался отразить в своём стихе «Девушка пела…» Блок.

Анализ идеи произведения говорит о том, что люди хотели верить в лучшее. Надежда на светлое будущее помогала пережить неспокойные и трагические времена. Однако многие понимали, что домой не вернутся многие солдаты, а восставший народ растоптан и подавлен.

Жанр и композиция

Стихотворение является лирическим. Через его текст автор выражает собственные переживания. Блок выражает суть страданий через образ молитвы, храма, невинной девушки, плачущего младенца. Это усиливает лирическую ноту произведения.

Если говорить о композиции стиха, то легко можно определить, что оно делится на две части. Каждая из них имеет своё настроение. Тропы в первой половине стиха наделены лёгкостью, нежностью, во второй половине — наполнены жестокой реальностью. В стихе используются лексические глагольные повторы и инверсия.

Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре Блока

Говоря об общем восприятии произведения, можно утверждать о жестокой драме произведения «Девушка пела в церковном хоре». Блок девочку изображает в роли светлого человека, через голос которого простилается сильная молитва.

Невинность образа заставляет читателя проникнуться и поверить в то, что всё будет хорошо. Однако последняя часть стиха, пусть и в мягкой форме, но указывает на печальный исход военных и политических событий, которыми переполнена жить обычного народа России.

Источник: https://nauka.club/literatura/analiz-stikhotvoreniy/devushka-pela-v-tserkovnom-khore.html

"Девушка пела в церковном хоре": анализ стихотворения. Образы и композиция :

А. Блок поддерживал идеи революционеров, но позднее у него наступило прозрение. Поэт понял, что такими методами нельзя вершить правосудие, слишком много боли это принесет людям. И это понимание он выразил в своем стихотворении «Девушка пела в церковном хоре», анализ которого представлен ниже.

События, предшествовавшие созданию стиха

Анализ «Девушка пела в церковном хоре» следует начать с краткой предыстории его создания. Как известно, Блок одобрял идеи и взгляды революционеров. Но после того, как в 1905 году митинги крестьян и рабочих жестоко подавлялись, а революционеры стремились любым способом, не считаясь с людьми, добиться своего, поэт словно прозревает.

Он осознает, что страна вступила на страшный путь, что может начаться Гражданская война. И люди будут готовы причинять друг другу страдания только лишь из-за того, что у них разные убеждения. В то неспокойное для страны время в храмах постоянно проходили службы во спасение Отечества. Возможно, впечатление от одной из таких служб Блок и выразил в своем стихотворении.

Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре Блока

Особенности композиции

При проведении анализа «Девушка пела в церковном хоре» следует описать композицию стихотворения. В его основе — антитеза, в которой противопоставлены две части. Одна из них описывает храм, образ девушки и волшебное пение. У людей, услышавших его, появляется надежда на то, что все будет хорошо.

Но второй частью поэт возвращает всех к действительности. Внезапно раздается детский плач. Будто ребенок предчувствует, что не закончились еще страдания людей. Блок уделил большое внимание описанию первой части. Возможно, это было связано с тем, что большинство людей еще не осознавали весь ужас революции. Они продолжали верить в то, что скоро в стране воцарится мир и все будут счастливы.

И лишь немногие, как плачущий ребенок, понимали: не сбудется песня девушки. Людей ждут впереди еще испытания, прежде чем воцарятся спокойствие и порядок.

Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре Блока

Звуко-ритмическая сторона произведения

Один из пунктов анализа «Девушка пела в церковном хоре» — это звуко-ритмическая характеристика стихотворения. Оно написано в форме свободного или акцентного стиха, в котором используется чередование разных размеров. Поэтому при чтении, чтобы не нарушать ритмическую целостность, строки, написанные двусложным размером, нужно читать медленнее.

В описании храма и образа девушки поэт прибегает к аллитерации на сонорные звуки и на шипящие. Это создает ощущение тишины при прочтении, чувство успокоения, надежды. Когда поэт описывает плач ребенка, он использует аллитерацию на звонкие согласные. Слушатели от громкого и резкого крика возвращаются в реальность, от которой они сбежали в страну мечтаний, послушав пение девушки.

Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре Блока

Образ народа

В описании прихожан можно увидеть образ русского народа, о чем нужно упомянуть в анализе стихотворения «Девушка пела в церковном хоре». Люди пришли в храм в надежде, что они найдут здесь покой. Ведь молитва — это все, что тогда оставалось у простых людей, не участвовавших в революции.

И в стихотворении нет четкого разделения среди прихожан. Потому что все, кто находился в храме, они все едины, все равны. Это могли быть семьи, уже потерявшие кого-то из близких. Или родные тех, кто принимал активное участие в событиях революции. А были и такие люди, которые просто молились за будущее своей Отчизны, за весь народ, за то, чтобы воцарился мир.

Поэтому прихожане так внимательно слушали пение девушки. Для них оно стало лучом надежды. Они поверили в то, что их молитва будет услышана. Поэтому тем неожиданнее был крик ребенка в той светлой тишине. Словно только ребенок понимал, что революция тогда только начиналась.

Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре Блока

Образ поющей девушки и плачущего ребенка

В анализе «Девушка пела в церковном хоре» Блока следует отметить, что образ девушки, во время пения которую освещает луч, занимает центральное место в стихотворении. Ее песня о кораблях, находящихся в море, является олицетворением надежды на то, что они вернутся обратно. Точно так же, как люди, принимающие участие в революции, вернутся к своим близким.

Ее песня — это луч света, озаривший жизнь всех собравшихся прихожан. Ее пение наполнено верой в лучшее будущее, оно прекрасно, потому что идет от чистого сердца. Люди, уставшие от митингов и гражданской войны, почувствовали спокойствие и мир в своих душах во время церковной службы. Девушка в стихотворении Блока является символом надежды, светлого будущего.

Но лишь ребенку, чистому душой и безгрешному в мыслях, открывается тайна: что еще не конец трагическим событиям. Ребенок предчувствует что-то ужасное впереди, и от непонимания, чего именно, он плачет.

Ему жаль того, что светлым надеждам этих людей не суждено сбыться. И поэт, один из немногих, кто понимает причину этого плача, осознает, что митинги 1905 года — это только начало страшных событий революции.

Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре Блока

Литературные приемы и тропы

Один из пунктов анализа стиха «Девушка пела в церковном хоре» — это литературные тропы, которые использовал поэт.

Блок использовал метафоры, синтаксический параллелизм, эпитеты и анафоры для придания еще большей выразительности образам, чтобы подчеркнуть противопоставление двух частей.

Музыкальную окрашенность произведению придают ассонансы, благодаря чему чтение строк получается напевным.

Анализ текста «Девушка пела в церковном хоре» позволяет читателям увидеть стремление поэта показать двойственность этого мира. Это произведение было посвящено жертвам расстрела у Зимнего дворца. Для А. Блока оно было очень дорого, и каждое свое публичное чтение он заканчивал именно этим стихотворением.

Источник: https://www.syl.ru/article/357501/devushka-pela-v-tserkovnom-hore-analiz-stihotvoreniya-obrazyi-i-kompozitsiya

Анализ стихотворения А. А. Блока «Девушка пела в церковном хоре»

1001student.ru > Литература > Анализ стихотворения > Анализ стихотворения А. А. Блока «Девушка пела в церковном хоре»

Разные темы можно найти в работах Александра Александровича Блока. Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» позволяет не только определить тему произведения, но и увидеть скрытый смысл. Поэт поделился эмоциями от кровавой расправы над рабочими и завуалировано поведал о Цусимском сражении.

Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре Блока

История создания

«Девочка пела в церковном хоре» Блока была написана в 1905 году. Этот период для поэта пронизан революционной тематикой, поэтому его работы были наполнены мятежным духом. Очередная его работа не стала исключением.

Под простым сюжетом скрывается глубокий смысл — Александр Александрович поделился своими чувствами от того, как жестоко были убиты революционно настроенные рабочие.

Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре Блока

Но еще одна история скрыта в работе Блока. Анализ «Девушка пела…» позволяет увидеть тяжелые переживания о Цусимском сражении. Поэт расстраивается не только из-за поражения, но и из-за гибели большого количества моряков. Александр Александрович был патриотом и поэтому поражение в русско-японской войне он воспринимал как личное горе.

Стих Блока можно условно разделить на 2 части. В первой поэт дает надежду на светлое и чистое будущее, но во второй уже чувствуется обреченность жизни, которая наполнена кровью и страданием. Избежать этого нельзя, ровно как и предотвратить. Остается только принять как неизбежное и оплакивать.

Краткое содержание

Текст начинается с описания того, как в храме девушка поет об ушедших кораблях, о тех, кто вынужден находиться на чужбине и о том, кто успел забыть радость. Во второй строфе поэт рассказывает, как ее чудесный голос разносился по всей церкви. Прихожане стояли во мраке церкви и внимали ее словам.

Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре Блока

Проникновенная песнь заставляла людей верить, что все корабли достигли тихой заводи, усталые люди на чужбине получили покой и умиротворение. Эта надежда позволяла им верить в лучшее. В стихотворении луч солнца словно связывает земную и божественную часть мира. Он тонкий и хрупкий, словно символизирующий, что молитву услышал бог.

Читайте также:  Затерянный мир - краткое содержание романа дойла

Но в четвертой строфе поэт рассказывает, что несмотря на сладкий голос девушки, все не так радужно. У Царских врат плакал ребенок, который прошел Причастие и находится у алтаря.

Ему открылись таинство божье, так как дети являются невинными душами. Он горько плачет, так как понимает: никто не вернется и многие погибнут в кровавом сражении.

Художественные приемы

В своей работе автор использовал разные тропы, которые позволили передать особую атмосферу стихотворения. Это лирическая работа, так как поэт делится личными чувствами и переживаниями. По его мнению, люди могли бы перестать вести бессмысленные столкновения, но они не хотят от этого отказываться.

Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре Блока

Поэт использовал нетипичный размер для написания стихотворения — дольник. Для него характерно использование нетипичного чередования ударных и безударных слогов. В итоге получается создать особый ритм.

Блок использовал в работе следующие средства выразительности:

  • эпитеты — край предстает чужим, платье белое, заводь стала тихой;
  • метафоры — платье поет в солнечном луче, корабли уходят, а голос поет;
  • анафоры — несколько строк в стихотворении имеют одинаковое начало.

Поэт не зря использовал образ девушки, а не женщины. Пела в церковном хоре невинная особь, которая символизировала Ангела. В конце стихотворения ребенку становится ясным: никто не вернется, все погибнут и это заставляет его плакать от горя.

Если разбирать кратко работу Блока, можно выделить основную идею — обреченность молитвы. Как бы люди не старались, кому-то придется погибать и проливать кровь. Через ребенка словно сам Бог оплакивает трагедию.

Источник: https://1001student.ru/literatura/analiz-stihotvoreniya/a-a-bloka-devushka-pela-v-tserkovnom-hore.html

Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Блока

Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре”, как и другие произведения Блока, полностью соответствует устоям символизма.

В то же время оно проникнуто горьким чувством утраты – это строки, посвященные революционным выступлениям и расстрелам.

Краткий анализ “Девушка пела в церковном хоре” по плану, использованный на уроке литературы, поможет учащимся 11 класса лучше понять поэта и настроение его эпохи.

Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре Блока

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Девушка пела в церковном хоре.

История создания – стихотворение написано в 1905 году и тесно связано с кровавыми событиями – подавлением революционных восстаний в стране. Также на поэта повлияли и рассказы о Цусимском сражении, поскольку именно в это время завершилась поражением русско-японская война.

Тема стихотворения – вера в светлое будущее, воплощенная в молитве невинной девушке, и заведомая обреченность этой молитвы.

Композиция – двухчастная. В первой части Блок показывает надежду на светлое и чистое будущее, воплощенуню в образе чистой душой девушки. Вторая часть полностью ей противоположна: в ней поэт демонстрирует жестокость бренной жизни, которая стоит на крови и страданиях.

  • Жанр – лирическое стихотворение.
  • Стихотворный размер – дольник.
  • Эпитеты – “чужой край”, “белое платье”, “тихая заводь”.
  • Метафоры – “пел ее голос”, “корабли, ушедшие в море”, “платье пело в луче”.

Ранняя поэзия Блока проникнута революционными идеями и мятежным духом. Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре”, написанное в 1905 году, исключением не стало. Оно основано на эмоциях, которые поэт испытывал в связи с кровавой расправой над революционно настроенными рабочими.

В то же время история создания этого произведения несколько сложнее: автор также завуалированно рассказывает о Цусимском сражении, в котором русская эскадра потерпела сокрушительное поражение. Будучи патриотом, Блок тяжело переживал не просто поражение флота, но и гибель огромного количества русских солдат.

Основная идея стихотворения – надежда и ее тщетность.

Первая выражается в образе невинной девушки, которая молитва так искренне, что все, кто ее слушает, начинают верить в благодать и в благополучный исход даже заведомо трагических ситуаций.

Идею тщетности выражает младенец, который находится близко к Богу, так что ему точно известно, что кровавая жертва уже принесена и никто из тех, о ком молятся, назад уже не вернется.

Стих легко разделить на две части, определив основную тематику и настроение каждой. Так, первая проникнута светом надежды. В ней чувствуется противопоставление похожей на ангела девушки, поющей о надежде и мире, жестокой реальности с ее кровавыми и беспощадными событиями. Искренность и чистота певицы заставляют находящихся в церкви людей верить в лучшее.

Но уже во второй части Блок указывает на тщетность их веры, завершая стихотворение словами “никто не придет назад“. Использованный им образ ребенка – это такой же символ, как и прекрасная девушка.

Дети – создания, наиболее близкие к Богу, так что его слезами как бы выражает сожаление сам Господь.

Кроме того, для автора это ребенок-пророк, который заранее плачет над печальным для России исходом войны и ее тяжелым будущим.

Это лирическое стихотворение, в котором поэт выражает собственные эмоции, связанные с жестокостью жизни и людей, которые ведут бессмысленные войны, хотя могли бы быть свободными и жить в мире. Стихотворный размер – дольник.

Блок подчеркивает эмоциональное содержание с помощью таких выразительных средств, как:

  • Эпитеты – “чужой край”, “белое платье”, “тихая заводь”.
  • Метафоры – “пел ее голос”, “корабли, ушедшие в море”, “платье пело в луче”.

Но он также использует и другие приемы, например, звукопись. Анафоры придают тексту благозвучие и повышают его эмоциональность, а многосоюзие только усиливает эмоциональное напряжение благодаря созданному им эффекту нанизывания.

Нежный образ девушки, чья чистота неоднократно подчеркивается эпитетом “белый”, оставляет сильное впечатление.

Все средства выразительности работают на идею, выражая противоречивость мира, которую остро ощущал сам Блок: в нем есть светлая нежная надежда с одной стороны и безжалостная жестокость – с другой.

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 34.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/blok/devushka-pela-v-cerkovnom-hore.html

Анализ стихотворения "Девушка пела в церковном хоре…" А. Блока

Девушка пела в церковном хореО всех усталых в чужом краю,О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

  • Так пел ее голос, летящий в купол,И луч сиял на белом плече,И каждый из мрака смотрел и слушал,
  • Как белое платье пело в луче.
  • И всем казалось, что радость будет,Что в тихой заводи все корабли,Что на чужбине усталые люди
  • Светлую жизнь себе обрели.
  • И голос был сладок, и луч был тонок,И только высоко, у Царских Врат,Причастный Тайнам,- плакал ребенок
  • О том, что никто не придет назад.

Филологический анализ стихотворения

Александр Блок – крупнейший поэт 20 столетия, начал свой путь как поэт-символист. Если стихотворения «Первой книги» стихотворений проникнуты мистицизмом и далеки от реальной жизни, то, начиная с 1905 года, у Блока обострился интерес к общественной жизни.

Русско-японская война, Первая русская революция открыла глаза поэта на реальную действительность. В связи с этим в творчестве Блока второго периода начали звучать мотивы, ведущие его к сближению с народом, родиной и жизнью.

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», написанное в августе 1905 года, вошло в цикл «Разных стихотворений» (1904 – 1905) «Второй книги» Блока. Поэт откликается на военные события русско-японской войны, в которой погибло огромное количество сыновей русской земли, многие были ранены, захвачены в плен.

Тема стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…» — молитва о погибших и не вернувших с войны, наполненная верой в светлое будущее и надеждой, что она будет услышана. Интересна и необычна идея стихотворения – показать обреченность этой молитвы. Рассмотрим подробнее стилистику, синтаксис, языковые единицы и образный строй текста.

Стихотворение состоит из четырех абзацев (строф), взаимосвязанных между собой. Каждая строфа имеет смысловую завершенность, что активизирует внимание читателя. Композиционно текст можно разделить на две части. Первые три четверостишия – молитва девушки, проникнутая светлой надеждой и святой верой в то, что всё будет хорошо.

Последняя строфа, а, следовательно, вторая смысловая часть, словно отрицает первую, показывая обреченность этой молитвы. Благодаря приему антитезы, перед нами предстает противоречивый мир: земное и божественное, вера в святость молитвы и её обреченность.

Целостность всего текста достигается не только по смыслу. Автор использует семантические повторы: точные лексические повторы («о всех», «луч», «радость», «корабли», «голос», «что», «и»), синонимические повторы («смотрел и слушал», «тихой» — «светлой», «сладок» — «тонок»), корневые повторы («кораблях» — «корабли», «чужой» — «чужбине», «усталых» — «усталые», «на белом» — «белое»).

Таким образом, нетрудно заметить, что стихотворение построено на повторах, и это, безусловно, является одной из сильных позиций данного стихотворения. Именно повторы являются ключевыми словами и составляют семантическую доминанту данного текста.У стихотворения особый размер – четырехударный дольник.

Известно, что дольник занимает промежуточное положение между силлабо-тонической и тонической системами стихосложения. Таким образом, данное стихотворение имеет ритмическую организацию, но в то же время число безударных слогов между ударными не постоянно.

Четырехударный дольник передает взволнованность героини, придает тексту напевность и мелодичность.

В стихотворение Блока чередуется мужская и женская рифма, что придает ему большую музыкальность и плавность (хОре – краЮ, мОре – своЮ, кУпол – плечЕ, слУшал – лучЕ, бУдет – кораблИ, лЮди – обрелИ, тОнок – ВрАт, ребЁнок – назАд). Мужская рифма в конце строфы подчеркивает законченность текста.

Стихотворение имеет перекрестную рифмовку, которая придает ему особую выразительность. В третьей строфе наблюдается неточная рифма:

И всем казалось, что радость будет,Что в тихой гавани все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

В каждом четверостишии нетрудно заметить анафору («о всех», «и», «что»), придающую тексту взволнованность и эмоциональность.Кроме того, в тексте используется приём многосоюзия.

Повторяются сочинительные и подчинительные союзы: «и луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал… И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди… И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко…». Этот стилистический приём создает эффект нанизывания сочинительных и придаточных частей подчинительных предложений. В связи с этим на протяжении всего стихотворения постепенно усиливается эмоциональное напряжение. В первом четверостишии прослеживается бессоюзие, благодаря чему молитва девушки становится более выразительной. Во втором четверостишие наблюдается инверсия «пел ее голос, летящий в купол», тем самым интонационно выделяющий слово «голос» для последующего причастного оборота, несущего в себе эстетизм.Своеобразна и временная организация стихотворения. В тексте немного глаголов, что говорит о статичности, отсутствии динамики. Интересно, что в первых трёх строфах (первой смысловой части) использованы глаголы несовершенного вида прошедшего времени («пела», «пел», «сиял», «смотрел и слушал», «пело», «казалось») что указывает на длительность и повторяемость действия. В связи с этим мы словно слышим многократное повторение молитвы. Произнося ее снова и снова, сила просьбы увеличивается, мы словно входим в состояние единения с Всевышним. Время будто замедляется, создавая иллюзию о светлом будущем. Однако во второй смысловой части помимо глаголов прошедшего времени несовершенного вида («был», «плакал») появляется глагол совершенного вида «не придёт» в будущем времени. Он указывает на завершенность действия – молитва услышана Богом. Следует обратить внимание и на то, что в данном случае глагол «не придёт» обозначает не только конец действия, но в то же время и его начало. Таким образом, выражение «никто не придет назад» приобретает дополнительный смысловой оттенок и становится метафорой, предвещающей будущие потрясения 20 столетия. Художественное время в данном тексте неразрывно связано с художественным пространством. Эту взаимосвязь принято называть хронотопом. В этом стихотворении читатель оказывается вовлеченным в два пространства, границы которых слишком размыты и практически не ощущаемы: с одной стороны, реальное и земное – девушка поет молитву в храме (1 – 3 строфы), с другой стороны – божественное (последняя строфа).Художественная выразительность и поэтичность текста стихотворения Блока достигается благодаря использованию однородных членов предложения, осложненных причастными оборотами. Автор использует причастные обороты для эстетического воздействия на чувства читателей.

Читайте также:  Евгения гранде - краткое содержание романа бальзака

Своеобразна фонетика стихотворения Александра Блока.

Аллитерация согласных р, л придает тексту благозвучие и музыкальность, молитва девушки словно произносится нараспев (пела, хоре, усталых, краю, кораблях, море, р адость, пел, голос, летящий, в купол, луч сиял, на белом, из мрака смотрел и слушал, белое платье пело в луче, казалось, корабли, усталые люди, светлую, обрели, сладок, только). Акцент на шипящие звуки является выражение той тишины, которая всегда царит в храме (девушка, чужом, ушедших, забывших, летящий, слушал, луч, чужбине, жизнь, Причастный, что, каждый). Для последней строфы характерна аллитерация на звонкие согласные (голос, сладок, луч, тонок, у Царских Врат, Причастный Тайнам, плакал ребёнок), что придает ощущение надрывности.

Таким образом, мотив обреченности молитвы усиливается с каждой строчкой стихотворения.

Особенна и тропика «Девушка пела в церковном хоре».

С помощью перифраз «у Царских Врат» и «Причастный Тайнам» Блок делает текст стихотворения более возвышенным, божественным.

Мы понимаем, что Царские Врата – это алтарь в церкви, а Причастный Тайнам – причащенный, т.е. приобщенный душой к высшей природе и к вечной жизни в ней.

Для придания красочности и выразительности автор использует эпитеты: «чужом краю», «голос, летящий в купол», «на белом плече», «в тихой заводи», «усталые люди», «светлую жизнь», «луч… тонок», «голос… сладок». Особенным является эпитет «голос был сладок», показывающий желанность и искренность молитвы.

Метафоры «пел ее голос» и «платье пело» подтверждают всепоглощенность молитвой по погибшим и не вернувшимся, искреннюю веру в ее силу.Несомненно слова-символы занимают одно из главных мест в стихотворении, являются его доминантой.

С помощью символов поэт помогает читателю понять систему художественных образов и развитие авторской идеи.

Дополнительный смысловой оттенок приобретает под пером Александра Блока слово «корабль». Он символизирует всех людей, ушедших на русско-японскую войну и не вернувшихся обратно.

«Купол» становится олицетворением самого Бога. Молитва, произносимая девушкой, взывает к Иисусу, поэтому она «летящая в купол», т.е. обращенная к Богу.

Да и сам образ девушки приобретает дополнительную семантическую окраску. Перед нами не просто девушка, а обобщенный образ женщины, ждущей своих сыновей с войны. Блок играет с символикой цвета. Недаром он использует белый цвет: девушка одета в белое платье.

Она словно ангел. Через белый цвет автор пытается воздействовать на мысли читателя, чтобы он смог понять чувства самого поэта. Белый цвет – многозначный символ.

Однако в данном стихотворении он символизирует нравственную чистоту души, невинность, материнскую заботу, приближенность к Богу.

Образ луча тоже символичен. С одной стороны, луч как символ надежды людей.

С другой стороны, луч как подтверждение того, что молитва услышана Богом. Кроме того, луч является связующей ниточкой мира земного и божественного, но она очень хрупка, поэтому «луч был тонок».

Особой символикой обладает образ ребёнка. Вообще, ребёнок – это символ чистой, искренней и безгреховной души. Он оказывается самым приближенным к божественному миру, поскольку проходит обряд Причащения. Ребенок плакал «высоко, у Царских Врат», потому что именно около алтаря (на престоле) проходило таинство принятия Святых Даров (хлеба и вина, которые во время причащения превращались в Тело и Кровь Христовы). Плач ребенка символизирует скорбь и сожаление самого Бога. Он знает, что «никто не придёт назад».Таким образом, слова-символы, синтаксическая и композиционная организация, семантические повторы являются доминантой стихотворения. Аллитерация, тропика и метрика усиливают эмоциональное воздействие на читателя, придают эстетизм. Благодаря приему антитезы, Александр Блок показывает нам, с одной стороны, святость молитвы и веру в ее исполнение, с другой – ее обреченность, скорбь самого Бога. Блок рисует нам противоречивый мир, наполненный надеждой на светлое будущее, но в то же время жестокостью и злостью.

Источник: http://rusteacher.ru/poleznye-materialy/113-analiz-stihotvorenija-devushka-pela-v-cerkovnom-hore

Блок. «Девушка пела в церковном хоре…» • Расшифровка эпизода

Какие символы выбирал Блок, чтобы описывать газетные новости

В августе 1905 года Блок пишет стихотворение «Девушка пела в церков­ном хоре»:

Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели. И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко, у Царских врат, Причастный Тайнам, — плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

О каких кораблях идет речь в этом стихотворении? В комментарии к нему легко прочитать, что речь идет о гибели русской эскадры в Цусимском сра­жении. Сражение это произошло 14–15 мая того же 1905 года, и это было незадолго до окончательного поражения России в Русско-японской войне.

Что поет хор — и девушка в этом хоре? Это ектения, это молитва — за плава­ющих и путешествующих. Царские врата — это вход в алтарь в православной церкви, а ребенок, причастный Тайнам, — это, по-видимому, изображение Спасителя. И стихотворение заканчивается строчкой «Никто не придет назад».

Не надо забывать, что для Блока сражение при Цусиме, ход Русско-японской войны были вполне злободневными фактами, настолько же злободневными, насколько для нас злободневны сюжеты телевизионных новостей, или первые полосы газет, или интернет-новости.

Но как об этом пишет Блок? Стихотворение написано дольником, стихотвор­ным размером, который стал популярен в XX веке, в XIX веке мало кто рисковал к нему прибегать (можно его найти у Фета, например).

Дольник — это стихо­творный размер, в котором на один слог нарушено правильное чередование ударных и безударных слогов  В стихотворении «Девушка пела в церковном хоре…» между двумя ударными слогами иногда стоят два безударных, а иногда — только один.

Например, схема ударений в первой строке выглядит так: / _ _ / _ _ / _ / _. И он создает совершенно особый, индивиду­аль­ный ритм. 

Блок очень много писал дольником, но здесь не только стихотворный размер любопытно работает, а еще и звук этого стихотворения. Блок однажды при­знал­ся: «Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов». Ключевые слова здесь — это и есть слова-символы.

Нетрудно понять, что в этом стихотворении такими ключевыми словами являются слова «пел» или «пела», слово «белый» (это цвет святости, чистоты, молитвы), слово «луч», «свет».

Причем очень важно направление света — сверху, и это стремление вверх, к небу, к младенцу над Царскими вратами — это и есть молитвенное состояние, которое в этом стихотворении, безусловно, передается.

Расстояние между этими ключевыми словами Блок заполняет звуком, му­зыкой. Ведь платье не поет — но строчка «Белое платье пело в луче» не очень царапает даже очень внимательных и чутких читателей.

Потому что Блоку важно сохранить это сочетание губного «б» или «п» и звука «ль» на протя­же­нии всего стихотворения: «пело», «белое», «платье». И этот звуковой поток и создает музыку стихотворения.

Это очень существенно, это очень важно.

«Радость будет» — это тоже цитата. Может быть, не сразу заметная сего­дняш­нему читателю, но современнику Блока — совершенно, конечно, ясная.

Потому что это цитата из Евангелия от Иоанна: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна». «Радость будет» — слова Христа.

Но посмотрите, как у Блока обрамлено это выражение, эта цитата: «И всем каза­лось». А младенец (Спаситель, ребенок у Царских врат) знает, что никто не придет назад.

Надо сказать, что в поэзии Блока 1905–1907 годов это очень устойчивый мо­тив — мотив ушедших и невернувшихся кораблей. Это есть в стихотворении «Взморье», это есть в стихотворении «Старость мертвая бродит вокруг», это есть в драме «Король на площади», где прямо сказано: «Корабли не придут. Их уничтожит буря».

Вообще, 1905–1907 годы для Блока очень трудные. Это годы, когда еще не про­шло, не улеглось, не преодолено отчаяние второго тома его лирики — то, что, собственно, сделало его второй том совершенно безнадежным, декадентским, упадочным.

Но он сам говорил о том, что для него этот путь от первого тома к третьему, от стихов «О Прекрасной Даме» через падение, через отчаяние, через страшный мир — к циклу «Родина», к земному и обретенному им иде­алу, — это путь неотменимый.

Этот путь нельзя переиграть, его нельзя пройти еще раз, и на этом пути важны абсолютно все станции, все вехи.

Очень любопытно, как перекликаются в этом стихотворении строчки из раз­ных строф. Первая строфа перекликается с третьей: усталые люди, корабли в тихой заводи, радость будет.

Скажем, в первой строфе: «о всех усталых в чу­жом краю», а в третьей — «на чужбине усталые люди». В первой — «о всех кораблях, ушедших в море», а в третьей — «в тихой заводи все корабли».

В первой — «о всех, забывших радость свою», в третьей — «и всем казалось, что радость будет».

А в четных уже своя перекличка. И если в нечетных главное пространство — это даль и горизонт, то в четных это вертикаль и устремленность к небу. И это важно.

Таким образом, мы оказываемся перед вопросом, как реальный факт осмыслен у Блока в его поэзии — поэзии, которую совершенно основательно называют симво­листской. И дело не в том, что Блок как-то подписывал договор о своем участии в литературном направлении или литературном течении. Конечно, нет.

Для Блока символ — это всегда земной знак иного, неземного мира. И это всегда знак какой-то высокой ценности, которую мы на Земле можем только угадать — а можем и не угадать, не заметить. Таким образом, для Блока сим­волом может, в принципе, стать многое из того, что встречается нашему взору.

Это может быть корабль как знак путешествия в незнакомую, в дальнюю страну. У него есть совершенно потрясающее стихотворение:

  • Ты помнишь? В нашей бухте сонной Спала зеленая вода, Когда кильватерной колонной
  • Вошли военные суда.

Символом может стать луч. Это понятно, это общий поэтический символ: свет и высота — так же, как символом может стать звезда. Символом может стать буря. Символом может стать снежная метель. Все может стать символом — и все таким образом приобретает уже не только конкретный, а обобщенный, глубокий, историософский смысл (историософия — это философия истории).

Читайте также:  Жизнь и творчество уильяма шекспира

Не случайно во второй главе поэмы «Возмездие» Блок скажет:

  1. Раскинулась необозримо Уже кровавая заря, Грозя Артуром и Цусимой,
  2. Грозя Девятым января…

То есть 1905 год как предчувствие катастрофы — это кровавая заря, обеща­ющая 9 января, расстрел мирной демонстрации  9 января 1905 года — дата Кровавого вос­кресенья, когда солдаты открыли огонь по мирной демонстрации рабочих, направ­лявшихся с петицией к Николаю II.

Крова­вое воскресенье послужило началом рево­люции 1905 года., обещающая Порт-Артур и Цусиму — крупнейшие поражения русской армии и русского флота в Русско-японской войне. И именно художник, поэт прозревает эту связь между кон­кретным фактом и его символическим значением.

Источник: https://arzamas.academy/materials/1839

Лингвопоэтический анализ стихотворения александра блока «девушка пела в церковном хоре…»

к АНАЛИЗ 1 ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЕХЗ ТЕКСТА

Лингвопоэтический анализ а.в.белова стихотворения Александра Блока Москва «Девушка пела в церковном хоре…»

Это стихотворение, по мнению ряда исследователей, явилось своеобразным откликом на трагическую гибель русского флота под Цусимой (в мае 1905 г.). а в более широком смысле оно есть ответ на первую русскую революцию. Р.

Якобсон в работе, посвященной этому стихотворению, называет его «прорицанием»1. Представляется интересной позиция Якобсона, связанная с жанровой принадлежностью данного текста, которую он определяет как стансы.

Заметим, что ни в одном издании стихотворений Блока нет сведений о жанре этого произведения. Однако особенности жанра стансов прямо связаны с содержанием стихотворения.

По Квятков-скому, для стансов характерно «спокойное течение стиха, полного мысли»: «Каждый станс — это замкнутая строфа, заключающая в себе ясно выраженную, законченную мысль. После чтения каждого станса предполагается некоторая остановка, пауза, как бы для обдумывания сказанного»2.

Анализируя стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре…», необходимо иметь в виду две важные особенности: во-первых, жанровые признаки текста; во-вто-

1 См.: Якобсон Р. Работы по поэтике. — М., 1987.

г Квятковский А. П. Школьным поэтический словарь. — М., 2000.

рых, то, что «в истории русского символизма поэзия Блока обозначает высшую ступень — наиболее утонченные приемы в пользовании метафорой и символом как способами преобразования действительности и знаменования ее привычными образами — иных реальностей…»3.

Стихотворение имеет обобщенно-символическое значение. Его архитектоника представляет собой переплетение мира конкретного, реального с миром представляемым, невидимым. Символическая многозначность конкретного стихотворения и блоковского поэтического языка в целом менее всего поддается разложению на смыслы.

Жирмунский пишет о том, что у поэта «всегда присутствует таинственный двойной смысл, мистический задний фон, который углубляет всякое положение, сообщает ему иную, бесконечную перспективу; и здесь поэт обозначает с помощью метафорического иносказания соприкосновение двух миров, ощущение иной действительности, входящей в этот мир».

И. И. Ковтунова замечает: «В стихах Блока обычно присутствуют детали внешнего мира, взятые из видимой, конкретной, а потому узнаваемой реальности. Но слова, называющие эти детали, могут одновременно быть сложными в нут ре н-

3 Ж и р м V н с к и й В. М. Поэтика русской поэзии. — СПб.. 2001.

ними символами и иметь множество иных смыслов, с первого взгляда не очевидных, но часто внушаемых словесной музыкой и передающих реальность душевной жизни поэта»4.

Двуплановость данного текста состоит в том, что перед нами помимо реальной картины — литургического богослужения в храме — возникает другая картина: образ дали, чужого берега, важного вообще в символике Блока и приобретающего в этом контексте образ земли обетованной (усталые люди Светлую жизнь себе обрели). И этот второй план по значимости становится не менее важным для понимания содержания текста. Между этими мирами возникает глубинная связь, порождающая образ пути, также символический, ибо он воплощает и долгий путь усталых в чужом краю; путь всех кораблей, ушедших в море; путь к тихой заводи, где можно обрести светлую жизнь. Это и путь (молитвенный) к Богу о спасении забывших радость свою, и путь, соединяющий тех, кто там, и тех, кто здесь. Это, наконец, путь очищения совести через покаяние и причастие.

  • Первое четверостишие открывается простым предложением с однородными дополнениями, структурированными анафорически сочетанием О всех:
  • Девушка пела в церковном хоре
  • О всех усталых в чужом краю,
  • О всех кораблях, ушедших в море,
  • О всех забывших радость свою.

Поэт сразу показывает эти два мира: зримый (образ поющей девушки, хор, храм) и символический, невидимый. Отметим здесь троекратный повтор определительного местоимения весь во множественном числе, а также синекдоху (целое через его часть): о всех усталых, о всех кораблях, о всех забывших…

* Ковтунова И. И. Поэтика Александра Блока. — М.. 2004. — С. 10.

Песнопение в храме содержит просьбы к Богу о заступничестве за всех мореплавателей и странников. Тревога, волнение передаются психологическими эпитетами усталый, чужой, ушедший, забывший.

Так рождается образ дали (корабли, ушедшие в море), чужого берега, чужбины — пространство текста расширяется.

Эта широта и противопоставленность родного чужому подчеркивается и антонимически: чужой край — радость своя (забывших радость свою).

Второе четверостишие открывает нам реальный мир в деталях и подробностях: голос, купол, луч (дважды), плечо, каждый из мрака, платье:

Так пел ее голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче.

Образ девушки дан через поющий голос (Так пел ее голос — синекдоха) и поющее платье (Как белое платье пело… — метонимия). Троп платье пело усиливается лексическим глагольным повтором и инверсией. Образуется кольцевая структура повторов: Так пел ее голос… Как белое платье пело в луче.

Вторая строфа прежде всего раскрывает нам реальный мир, мир в храме — в деталях и подробностях. Вся строфа строится на цветовом контрасте света и мрака. Голос, летящий в купол, и сами хоры — место, где стоят певчие, которые как бы находятся над теми, кто в храме, и свет, ослепительно белый, — это все вверху.

Сияющий луч на белом плече рождает, возможно, образ ангела на этом плече, потому что солнечный луч, и без того яркий, еще и сиял на белом плече, — сгущение цветовой гаммы. Эта концентрация вызывает усиление образности. Строка И каждый из мрака смотрел и слушал создает контраст к первой строфе, к анафорическим О всех…

Определительное местоимение весь имеет лексическое значение полноты, целостности, нераздельности.

Местоимение каждый этого же разряда, напротив, выражает значение отдельности, ограниченности, и поэтому мрак в данном случае приобретает дополнительный смысл реально большого количества людей, он как бы соткан из всех тех прихожан, которые находятся в храме. При этом каждый из мрака смотрел и слушал, т.е.

каждый был устремлен к этому голосу и к этому лучу. В последнем стихе образ поющего белого платья строится на аллитерациях плавного бокового [л]. Отметим, что этот звук употреблен в строфе 15 раз (для сравнения: в первой строфе — 3 раза, в третьей — 6, в четвертой — 7).

При этом он поддерживается консонантным повтором пл — пл: платье пело и усиливается в последующем луче.

Но это лишь первый план строфы.

За ним, служа ему фоном, возникает иной, потаенный символический смысл стихотворения, который уже ощущался в первой строфе в аллюзиях-намеках — в молитвах о путешествующих и плавающих.

Этот смысл ощущается в невидимом образе ангела, в поющем голосе, сияющем луче и в незримом присутствии тех, кто участвует в молитве. В этом четверостишии возникает образ надежды, упования на Бога.

Первые два стиха — простые предложения с инверсией (пел… голос, луч сиял), а два последних стиха -сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. В целом они называют три уровня реального мира. Самый первый, нижний уровень — это те, кто во мраке (каждый из мрака смотрел и слушал).

Второй уровень — это хор, поющая в хоре девушка и верхняя часть самого храма. Третий уровень — это уровень, куда возносится молитва всех тех, кто молится.

Образ луча, с одной стороны, показывает присутствие небесного мира и внимание, милость к земному, а с другой стороны, символизирует молитвенное обращение, надежду, устремление вверх. Этот подъем духа

подчеркивает и упоминание купола (голос, летящий в купол).

Третья строфа является семантической оппозицией первой. Она открывается безличным предложением И всем казалось, на которое словно нанизаны три однородных придаточных с многосоюзием (по-лисиндетон — что). В этом четверостишии возникает образ светлой жизни, тихой заводи:

И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли. Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели.

Поэт вновь включает в структуру стихотворения определительное местоимение весь во множественном числе, но теперь его обобщающее, целостное значение связывается не с теми, кто далеко на чужбине, а с молящимися в храме.

Песнопения и образ поющей девушки преображают мрак. Поэтому всем казалось звучит утверждающе по сравнению с предыдущей строфой (и каждый из мрака), что закрепляется еще одним словоупотреблением: в тихой заводи все корабли.

Особую семантическую роль в этой строфе играет последнее слово обрели. Оно символизирует итог исканий. Казалось бы, это долгожданный венец трудного пути.

В тексте стихотворения формы несовершенного вида имеют значение непредельного действия, передавая созерцательный, медитативный характер содержания: пела, пел, летящий, сиял, смотрел и слушал, пело, казалось, (радость) будет, был (сладок), был (тонок), плакал.

Несмотря на то, что среди этих примеров преобладают глаголы прошедшего времени, процесс, ими обозначаемый, воспринимается как протекающий в настоящем. Особенно это наглядно в стихе Так пел ее голос, летящий в купол, в котором причастная форма настоящего времени соседствует с глаголом прошедшего времени.

В целом реальный, объективный мир дан через конструкции несовершенно-

го вида. Отметим двуплановость значения (и для реальных людей, и для тех, кого в храме нет) такой словоформы, как (радость) будет.

Форм совершенного вида в тексте всего четыре: это причастия прошедшего времени ушедших, забывших в первой строфе, в своей семантике имеющих оттенок отторжения, ухода, невозвратности, а также глаголы в третьем и четвертом стансах — обрели и не придет, которые выступают как контекстуальные антонимы.

Последняя строфа — итоговая -соединяет все семантические нити стихотворения и является определенной разгадкой его внутреннего трагизма. Она открывается анафорическим ы, усиленным многосою-зием:

И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко, у царских врат. Причастный тайнам, — плакат ребенок О том, что никт

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/lingvopoeticheskiy-analiz-stihotvoreniya-aleksandra-bloka-devushka-pela-v-tserkovnom-hore

Ссылка на основную публикацию