Жанр: стихотворение
Главные герои стихотворения «Я покинул родимый дом» и их характеристика
- Поэт. Лирический герой. Нежный, верный сын.
План пересказа стихотворения «Я покинул родимый дом»
- Расставание с домом
- Березняк в три звезды
- Луна в воде
- Седина в бороде
- Клен
- Поцелуи
- Сходство с поэтом
Главная мысль стихотворения «Я покинул родимый дом»
Дома всегда остаются те, кто нас никогда не забудет и всегда будет любить, наши родители.
- Чему учит стихотворение «Я покинул родимый дом»
- Отзыв на стихотворение «Я покинул родимый дом»
- Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом»
- Средства художественной выразительности в стихотворении «Я покинул родимый дом»
Стихотворение учит любить родной дом, любить и чтить отца и мать. Учит помнить о своих близких и никогда их не забывать. Учит не покидать родной дом без особой нужды.
Это очень красивое и трогательное стихотворение о своей малой родине, о своих родителях. Поэт находит очень искренние и теплые слова, чтобы описать свои чувства, и выразить сожаление о том, что ему пришлось покинуть дом.
Стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1918 году.
По жанру это бытовая лирика.
Стихотворение пронизано грустью и ностальгией поэта о родном доме, о тех, кого он больше всего любит, и кто любит его — о родителях поэта. Поэт понимает, что не может вернуться домой еще очень долгое время, и часто вспоминает о своих отце и матери. Он представляет как поседела борода отца и как грустит мать, целуя старый клен только оттого, что его кудрявые листья напоминают ей сына.
Стихотворный размер анапест, рифмовка перекрестная.
Эпитеты: родимый дом, голубую Русь, матери старой, золотой лягушкой, тихой воде, яблонный цвет, старый клен,
Метафоры: в три звезды березняк, лягушкой Луна, распласталась на воде, седина пролилась, звенеть пурге, клен на одной ноге, листьев дождь
Сравнения: седина словно яблонный цвет
Олицетворения: березняк теплит грусть, петь пурге, стережет клен, головой на меня похож.
Пословицы к стихотворению «Я покинул родимый дом»
На свете все найдешь, кроме отца и матери.
Живы мать-отец, почитай их, умерли — вспоминай.
Кто родителей почитает, век счастливым живет.
Нет в мире краше Родины нашей.
В гостях хорошо, а дома лучше. Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Я покинул родимый дом»
Поэт покинул родной дом и березняк над прудом теплит материнскую грусть.
Как лягушка луна распласталась в воде, а у отца поэта в бороде появилась седина.
Не скоро вернется поэт домой, а пока старый клен стережет его голубую Русь.
И родители целуют листья клена, радуясь, что он похож на кудрявую голову поэта.
Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Я покинул родимый дом»
Читать стихотворение «Я покинул родимый дом»
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть. Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде. Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге. И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
Источник: https://coolchtivo.blogspot.com/2020/03/blog-post5.html
С а есенин я покинул дом родной. краткий анализ стихотворения "я покинул родимый дом" есенина
Стихотворение Сергея Есенина “Я покинул родимый дом” было написано в 1918 году. Его идея зародилась в период, когда поэт находился в разлуке с родными, малой Родиной. Вам предлагается краткий анализ “Я покинул родимый дом” по плану. Он будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 8 классе.
Краткий анализ
- История создания
— стихотворение создано в 1918 году, когда поэт покинул село, в котором родился и вырос, в нем отразились последствия переезда: грусть по прошлому, переживания поэта. - Тема
— стих отражает тему, сквозную для лирики Есенина – любовь к малой Родине, тоска по ней. - Композиция
– линейная, можно выделить четыре последовательные части: воспоминания о матери, отце, печаль о том, что расставание не скоро закончится и сопоставление самого поэта с кленом, который “стережет голубую Русь”
, так любимую Есениным. - Жанр
— произведение относится к жанру лирического стихотворения. - Стихотворный размер
— произведение состоит из четырех строф, представляющих собой четверостишия, написанные анапестом (трехсложный размер с ударением на последний слог), используется точная и неточная, мужская рифма, способ рифмовки – перекрестный АВАВ. - Метафоры
— “березняк над прудом теплит… грусть”
, “Золотою лягушкой луна распласталась…”
, “седина у отца пролилась в бороде”
. - Олицетворения
– “долго петь и звенеть пурге”
, “Стережет голубую Русь старый клен на одной ноге”
. - Эпитеты
– “голубую Русь”
, “Золотою лягушкой”
, “на тихой воде”.
- Сравнение
— “Словно яблонный цвет, седина”.
История создания
Стихотворение было написано молодым поэтом в 1918 году, когда он уехал из родного села, оставив там все, что ему дорого. Тоска по малой Родине вылилась в строки: “Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь” .
Это произведение хорошо отражает общую картину всей дореволюционной лирики Есенина, который любит родную страну, переживает за ее судьбу, скучает по родным местам.
Стих был опубликован в разгар славы поэта, ведь еще ри-четыре года назад он был неизвестен широкой публике.
Тема
Тема стихотворения “Я покинул родимый дом” – родина, тоска по знакомым с детства местам, привязанность к дому и семье. Поэт вспоминает местность, в которой жил, ярко описывает ее: “В три звезды березняк над прудом” , “Золотою лягушкой луна” .
Такое описание отчетливо рисует нам образы – прекрасной “голубой” Руси с ее удивительной по красоте природой, дома, оставленного поэтом, родителей, печалящихся по сыну и заметно стареющих: “Теплит матери старой грусть” , “…седина у отца пролилась в бороде” .
Родина для поэта – это и березняк, и отражающаяся в воде желтая луна, и яблонный цвет, и клен, который “стережет голубую Русь” .
Композиция
В произведении нельзя выделить какой-либо сюжет и его развитие, но поэт последователен в описании. Так, в первой строфе он сообщает читателю, что распрощался с родным домом, вспоминает о матери. Во второй строфе Есенин говорит об отце.
В третьей части он переживает о том, что не скоро снова увидит родных, так как долго еще “петь и звенеть пурге” . Завершается стихотворение описанием образа клена, который для лирического героя представляется стражем Руси, дома поэта. Есенин ассоциирует себя с этим с ним: “тот старый клен головой на меня похож” .
Автор не возвращается к уже упомянутому, поэтому композицию можно назвать линейной.
Жанр
“Я оставил родимый дом” представляет собой лирическое стихотворение. Стих состоит из четырех строф по четыре строчки (катрен).
Поэт использует разные виды рифмы: точную (дом – прудом, воде – бороде), неточную (Русь – грусть, в нем – клен), мужскую – ударение всегда падает на последний слог: дом, Русь, прудом, грусть, луна, воде и так далее.
Рифмовка – перекрестная, рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.
Средства выразительности
Стихотворение написано с использованием различных художественных средств, благодаря чему читатель представляет красочную картину, описываемую поэтом.
Есенин использует много метафор
: “березняк над прудом теплит… грусть” , “Золотою лягушкой луна распласталась…” , “седина у отца пролилась в бороде” . Кроме того, наблюдаются также и олицетворения
: “долго петь и звенеть пурге” , “Стережет голубую Русь старый клен на одной ноге” , сравнение
: “Словно яблонный цвет, седина” .
Разнообразны эпитеты
, примененные автором: “голубую Русь” , “Золотою лягушкой” , “на тихой воде” .
Интересным представляется способ, который характерен для Есенина как поэта. Он ассоциирует себя с природой. В данном случае – с деревом: “…тот старый клен головой на меня похож” .
Такой прием не только отражает привязанность, неотделимость поэта от природы, русской земли, родины, но и рисует нам образ самого поэта.
При этом он кажется старым, много пережившим, трудно представить, что это стихотворение написано 23-летним мужчиной.
Сергей Есенин – необыкновенный любитель творчества. Это человек, который пишет изумительно прекрасные стихи, романтичные, и иногда печальные. В данный момент, Это стихотворение относиться тоже немного к печальному тону произведений. Есенин недаром дал стиху такое название. В 1918 году Есенин пишет стихотворение «Я покинул родимый дом».
Этот стих был написан от всей души поэта. Его мысли, чувства вылились в милозвучный стих, который поражает своей неподдельной грустью и искренностью в своей печали. Есенин пишет этот стих после того, как повидал свой дом.
Это случилось после того, как он жил долгое время в городе, который являлся столицей. Есенин уехал туда только потому, что стал учиться в университете.
Также, из-за работы в типографической печати различной литературы, у него вообще не оставалось времени на личное пространство, или хотя бы для того, чтобы повидать родных.
Он все это время, а ели быть точнее – несколько долгих лет, показавшиеся ему вечностью, просто еле выносил разлуку с домом и родными.
Ему также хотелось просто увидеть родные места – там, где он родился и вырос. Там, где прошла его юность и стадия взросления.
Но Есенина ждало разочарование, так как после долгой разлуки на несколько лет, он все же появился у родного дома, но был очень разочарован.
Ведь все вокруг изменилось, и даже дело не во внешнем виде, а в более глубоком плане. Даже его родные – мать и отец, стали как будто немного печальнее, и уже не такими беззаботными, как в дни его юности. Ведь прошла революция, и она все изменила. Стихотворение «Я покинул родимый дом» написано с грустью и сожалением о прошедших днях.
В первых же строках стиха написано о том, что поэт покинул не только свой дом родимый, но и навсегда оставил «Голубую Русь». Это сравнение родины с голубой Русью подмечено тонком и метко. Но эти времена той Руси миновали, а поэтому Есенин очень сильно переживает эти перемены, которые только тонкого душевного склада человек смог бы увидеть и почувствовать.
Поэт начинает понимать, что детство и юность никогда не повторятся, и его мир рушиться. Ему трудно это пережить, именно поэтому в его стихе есть строчки, где он утверждает, что никогда больше не сможет жить как раньше и не вернется на родину никогда! В стихотворении Есенин себя сравнивает со старым кленом, который не слишком любить перемены.
Анализ стихотворения Я покинул родимый дом по плану
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Дул север. Плакала трава Фета
В позднем творчестве Афанасий Фет фактически отказывается от пейзажной лирики, он описывает только личные переживания, вся его лирика становится интимной. - Анализ стихотворения Мандельштама За гремучую доблесть грядущих веков
Произведение по жанровой направленности относится к гражданской лирике поэта и в качестве основной тематики рассматривает трагическую судьбу творческой личности, живущей в страшную и жестокую сталинскую эпоху. - Анализ стихотворения Бог и дьявол Бальмонта
Поскольку Бальмонт является поэтом серебряного века. Именно ему как никому другому удавалось писать произведения на тему мироздания. Каждый писатель по-своему понимал и понятие «Дьявол» и «Бог» - Анализ стихотворения Возвращение Некрасова
Некрасов в мае 1864 года вынужден отправиться за границу, его поездка была около трех месяцев, на протяжении которых он находился в Париже. Произведение «Возвращение» было написано Николаем Алексеевичем на момент приезда в родную страну. - Анализ стихотворения Муза Некрасова
Некрасов дает оценку своему собственному творчеству, поэтому в 1852 году он пишет стихотворение «Муза», здесь он старается пояснить, что именно вдохновляет его на создание великих произведений.
- Я покинул родимый дом,
- Голубую оставил Русь.
- В три звезды березняк над прудом
- Теплит матери старой грусть.
- Золотою лягушкой луна
- Распласталась на тихой воде.
- Словно яблонный цвет, седина
- У отца пролилась в бороде.
- Я не скоро, не скоро вернусь!
- Долго петь и звенеть пурге.
- Стережет голубую Русь
- Старый клен на одной ноге.
- И я знаю, есть радость в нем
- Тем, кто листьев целует дождь,
- Оттого, что тот старый клен
- Головой на меня похож.
- Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку
Источник: https://www.kolpinovet.ru/davlenie/s-a-esenin-ya-pokinul-dom-rodnoi-kratkii-analiz-stihotvoreniya-ya-pokinul.html
Особенности поэзии Сергея Есенина. Страницы биографии. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
I. Артикуляционная разминка Учим и коллективно проговариваем одну из скороговорок, которая может настроить на яркое, образное мышление, например: Ал лал, Бел алмаз, Зелен изумруд.
Лал — рубин (драгоценный камень алого цвета).
II. Особенности поэзии Сергея Есенина. Страницы биографии
Слово учителя Русская литература знает много поэтических имен. Есть у нас поэты талантливые, известные, выдающиеся, а есть великие. Чем же выделяются великие поэты? Как правило, их стихи невозможно не узнать, невозможно перепутать со стихами других поэтов. У каждого великого поэта есть, как говорят, своей голос. Голос Пушкина звучен и полнокровен, голос Лермонтова проникнут звездным ощущением загадочности мира, голос Некрасова звучит как народная песня, Блока — окружает нас предчувствием тайны. Сегодня мы с вами будем читать стихи Сергея Есенина. Послушайте несколько стихотворений и попробуйте понять, какая особенность их объединяет.
Мини-концерт
Учитель читает детям (желательно наизусть) несколько стихотворений Есенина (не вошедших в учебник). Цель — дать детям почувствовать музыкальность, напевность, задушевность, лиричность есенинских строк. Лучше всего это получится, если учитель сам любит стихи Есенина, знает их наизусть и вкладывает в чтение душу.
В таком случае педагог сможет вдохнуть в сердца детей любовь к прекрасному русскому поэту. Многие стихи Есенина знакомы детям по начальной школе. Хорошо, если они сумеют их вспомнить. Перечислить эти стихотворения сложно, так как сейчас в начальной школе действуют несколько различных учебных комплектов, в которые включены разные тексты.
Дети называют особенности стихов Есенина, вместе записываем их на доске и в тетрадях.
Коллективно читаем с детьми вступительную статью учебника (с. 49—50). Учитель сделает необходимые комментарии. Хорошо, если есть возможность показать иллюстративный материал, связанный с детством Есенина. Можно обратиться к справочному материалу учебника, где помещен очерк «Село Константиново» (с. 289—291) с фотографией дома родителей Есенина.
Четвертый абзац начинается словами: «После окончания школы поэт отправился в Москву». Запишем с детьми дату переезда: 1912 год.
III. «Я покинул родимый дом…»
Анализ текста — Прочитайте стихотворение «Я покинул родимый дом…» про себя, приготовьтесь читать его вслух. Продумайте паузы, логические ударения, интонацию. Дадим ученикам три минуты на самостоятельное знакомство со стихотворением. Затем несколько человек представляют свое видение этого текста, после прочтения объясняя особенности своей интерпретации. Учитель поможет ученикам осознать ее с помощью вопросов, например: — Почему вы поставили логическое ударение именно на это слово? Почему вы сделали именно эти паузы? Как вы объясните свои интонации, что вы хотели ими выразить? — Теперь давайте вчитаемся в это стихотворение поглубже. Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918 год. Сколько лет было в этом году Есенину? Сколько лет прошло после его отъезда из родных мест? В 1918 году Есенину 23 года. 6 лет прошло с тех пор, как он уехал из Константинова. — Какие события за это время произошли в России? На этот вопрос детям ответить будет трудно: они еще плохо знают историю нашей страны. Напишем несколько дат и расскажем о значимости происходивших событий.
1914 год — начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.
1917 год — отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская. 1918 год — международная интервенция, попытка захвата территорий России войсками стран-участников Первой мировой войны. — Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта? Поможем детям понять, что мысли о родной рязанской земле давали Есенину силы, питали его энергией. В буре событий, захвативших молодого поэта, малая родина стала восприниматься им как сказочная земля, где все осталось по-прежнему, где его ждут отец и мать. После этого прочитаем стихотворение построчно — с карандашом.
Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. |
— Как вы думаете, есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый! Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый! Родной — прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально.
Эпитет родимый отражает чувство нежности и душевной близости, употребляется в разговорной речи. — Поэт пишет, что он «оставил Русь». Значит ли это, что он уехал из России? Какую Русь поэт имеет в виду? В 1918 г. поэт не уезжал из России. Русь для него — это древняя рязанская земля.
(Кстати, Рязань упоминается в летописи раньше Москвы, под 1095 годом.)
— Почему поэт называет Русь голубой? Какой образ возникает благодаря этому эпитету?
Образ голубых небес над просторами полей.
В три звезды, березняк над прудом Теплит матери старой грусть. |
— Что мы представляем, когда читаем эти строки? Нам кажется, будто мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом. Перед нами сложная метафора.
Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. |
Яркая, праздничная метафора: отражение луны в воде пруда сравнивается с золотой лягушкой (словно бы лягушкой-царевной), которая «распласталась на тихой воде». — Почему вода названа тихой? Нет ветра, вода неподвижна.
Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде. |
Поэт сравнивает седину у отца в бороде с яблонным цветом. Это очень необычное сравнение, которое помогает нам представить одновременно и весну, и отца, ждущего сына в деревне.
Обратим внимание детей на звукопись во второй строфе: в ней всего три раза используется звук [р] и один — [к]. Зато сонорные звуки звучат очень часто: [л] и [л’] в сумме — девять раз, [н] — пять раз. Эта особенность создает мягкость, гибкость, мелодичность звучания.
Перечитаем строфу вслух, чтобы убедиться в этом. По контрасту в третьей строфе идет резкое усиление жесткости с помощью [р]:
Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. |
Здесь же можем обратить внимание детей на богатые мужские рифмы при перекрестной рифмовке. Все строки оканчиваются ударными слогами, и это создает ощущение звучности и законченности, твердости и ясности звучания.
— Какое время года мы видим, читая первую и вторую строфы? Цветущие яблони, отражение луны в тихой воде пруда, березняк, голубые небеса — перед нами встает картина конца весны — начала лета.
— Как вы понимаете строку: «Долго петь и звенеть пурге»? Почему поэт создает перед нами образ пурги? Здесь нам придется вспомнить стихотворение А. А. Фета «Задрожали листы, облетая…», где образ мятущегося мира создается с помощью строк:
…С поля буря ворвавшися злая Рвет и мечет и воет в лесу. |
Первая мировая война, две революции, иностранная интервенция — события огромного масштаба будоражили Россию. Эти события, как пурга, как вьюга, закружили поэта, завладели его сознанием и воображением. И в то же время он верит, что его «голубая Русь», его родина словно под охраной удивительных сил:
Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге, И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый кленГоловой на меня похож. |
Перед нами — метафора: старый клен предстает перед нами одноногим сторожем, охраняющим старинные традиции и особую атмосферу русской деревни. В русской народной поэзии клен обычно кудрявый, сам поэт был кудрявым, это позволяет ему сказать: «тот старый клен / Головой на меня похож».
Но клен перед нами не зеленый, а желтый, осенний; это понятно из фразы: «тем, кто листьев целует дождь». «Дождь листьев» — это листопад. Тот, кого стережет желтый клен, целует опадающие листья и радуется, вспоминая поэта.
Кто может видеть кудрявую голову юноши даже в листве клена? Наверное, мать, которая много лет назад часто гладила кудри сына. Перед нами вновь возникает образ матери, но не четкий, а словно бы растворенный в природе, который теплится в душе поэта, как священная лампада.
В заключение стихотворение читает учитель и несколько раз (возможно, хором) дети, воплощая в чтении свое понимание текста.
IV. «Низкий дом с голубыми ставнями…»
В менее подготовленном классе мы рекомендуем выразительно прочитать это стихотворение с детьми, передавая интонацию грустного лиризма, но не анализировать его подробно. В сильном классе это стихотворение можно сопоставить с первым. — Каким годом датировано это стихотворение? 1924-м. — Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом…»? Прошло шесть лет, которые прокатились по стране огненным валом гражданской войны. Каждый год из этих шести может засчитываться для каждого из живших тогда людей за несколько лет. Что же звучит в душе поэта, какая музыка?
В двух прочитанных стихотворениях поэт говорит о любви к родной земле. В первом стихотворении слово любовь не сказано прямо, но в каждой строке мы видим любование голубой Русью, восхищение перед родимой землей.
Во втором стихотворении поэт прямо говорит о любви, но это любовь, близкая к горькому душевному переживанию, к страданию, поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит ее еще больше:
Как бы я и хотел не любить, Все равно не могу научиться, И под этим дешевеньким ситцемТы мила мне, родимая выть. |
Поэт ощущает, что годы, уже ушедшие, «отзвучавшие в сумрак», не исчезли совсем, он чувствует их как совсем недавние, как будто он только что уехал с родины. Картины родной земли снятся ему постоянно. Это помогает ему помнить о родной земле, воспевать ее в стихах.
Стихотворение «Я покинул родимый дом…» кажется более ярким, праздничным, чем второе — «Низкий дом с голубыми ставнями…». Сравним несколько строк:
«Я покинул родимый дом…» | «Низкий дом с голубыми ставнями…» |
…Голубую оставил Русь… | …Наше поле, луга и лес, Принакрытые сереньким ситцемЭтих северных бедных небес |
…Старый клен на одной ноге… | Только видели березь да цветь, Да ракитник, кривой и безлистый… |
Долго петь и звенеть пурге | …Да разбойные слышали свисты, От которых легко умереть |
…И я знаю, есть радость в нем… | …Нежность грустную русской души |
В первом стихотворении мы встречаем яркие, праздничные метафоры, например: «Золотою лягушкой луна / Распласталась на тихой воде», «кто листьев целует дождь» (листопад сравнивается с дождем из листьев).
Во втором стихотворении метафора одна: «северные бедные небеса» кажутся поэту «принакрытыми сереньким ситцем», и в этой метафоре употреблен не яркий («голубая Русь»), а совсем иной цветовой эпитет: «серенький».
— Обратим внимание на эпитеты в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями…». Как они окрашены?
«Сереньким ситцем», «северных бедных небес», «нежность грустную», «седых журавлей», «в тощие дали», «сытных хлебов не видали», «ракитник, кривой и безлистый». Эпитеты окрашены в тусклые, грустные, бедные тона.
— Какие два эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся? «Голубая Русь» — «голубые ставни»: романтический образ словно противопоставлен простому бытовому образу.
«Родимый дом» — «родимая выть»: представление о доме словно расширяется, «родимый дом» — это уже не только та изба, в которой жил поэт, но и вся земля, которая кормит русский люд и которая полита крестьянским потом, земля, на которой спето много радостных и горестных песен, — родимая выть.
— Какие строки из этого стихотворения сразу подсказывают нам, что перед нами поэзия Есенина? Стихи Есенина очень легко узнать среди многих других стихов. Поэт часто употребляет слова и выражения, которые не встречаются у других поэтов и сразу запоминаются. Например: — «…Наше поле, луга и лес, / Принакрытые сереньким ситцем / Этих северных бедных небес» — это сравнение неба с ситцем первым употребил в своей поэзии Есенин, и оно звучит как визитная карточка его поэзии;
— «Только видели березь да цветь…» — журавли видели не сытные хлеба, а березь, т. е. березняки, которые могут расти на небогатых почвах, да цветь, т. е. неприхотливые, мелко цветущие растения;
— родимая выть. Выть — это диалектное слово, т. е. такое, которое встречается только в отдельных областях. Выть в рязанских говорах обозначает пашню, вспаханное поле. В стихах это слово впервые употребил Есенин. Можно потренироваться в определении типов рифмовки. В стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями…» в 1—4-й и в 7-й строфах рифмовка перекрестная, в 5—6-й строфах рифмовка опоясывающая (кольцевая). Стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками:
Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда… |
Перед нами кольцевая композиция. Поэт в финале возвращает нас к тому, с чего начиналось стихотворение, показывая свою верность главной идее: любви к родной земле.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Я покинул родимый дом…».
Источник: https://uchitel-slovesnosti.ru/load/prepodavanie_literatury_metodicheskie_sovety/5_klass_posobie_o_a_ereminoj/osobennosti_poehzii_sergeja_esenina_stranicy_biografii_stikhotvorenija_ja_pokinul_rodimyj_dom_nizkij_dom_s_golubymi_stavnjami/155-1-0-3678
Анализ стихотворения Сергея Есенина «Я покинул родимый дом»
Это стихотворение создано автором в 1918 г. Здесь идет речь об отношении к земле, но в тоже время имеются нотки тоски, одиночества. Издано это произведение было в 1920 году. Оно стало образцом лирического жанра, который написан в манере, присущей только Есенину. В нем автор высказывает свои мысли о том, какие его родители, как он любит свою землю.
В стихотворении применяются различные образы, символы, определения экспрессии. Это стихотворение больше относится к направлению имажинистов. Это дает все произведению запоминающийся стиль. Основная мысль – это разлука поэта с родной сторонкой, родными. Он считает, что Родина единая: березы, луна, старое дерево, каждый листочек.
Сюжет строится на воспоминаниях поэта. Сначала Есенин говорит, что уехал из родного дома, покинул Россию, мать. Потом рассказывает о седеющем отце. В третьей части стихотворения автор говорит о будущем. И домой он вернется еще не быстро, но воспоминания о родной сторонке никогда не исчезнет.
Написано это стихотворение анапестом, поэтому акцент попадает на последние сочетания звуков трехсложного ямба. Так как все находится в последовательности, композиция его имеет линейность. В произведении много средств выразительности. А сам автор пишет свои произведения высоким слогом, которые можно угадать везде. В нем много сравнений, аллегорий и эпитетов.
Русь стали называть «голубой». Луна в стихотворении «распласталась золотою лягушкой». Седые волосы отца Есенин сравнивает с яблоневым цветом. Пурга представлена живым образом. Лучше представить пургу помогает олицетворение. Клен раскидистый как-бы стережет Россию, он напоминает существо, которое мыслит, переживает.
И уже на глазах читателей старое дерево меняется, у него появляются уникальные черты возвышенного и романтичного. И этот клен просто похож на самого автора. И он является звеном для связки поэта и его родными.
Стихотворение написано в уникальном ярком жанре, которое говорит о хорошем мастерстве поэта.
Есенин был всегда патриотом, поэтому он любил Россию такую, какая она есть: с ее неустроенностью, постоянные перемены в жизни.
(6 votes, average: 3.00
Источник: https://school-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-sergeya-esenina-ya-pokinul-rodimyj-dom.html
Анализ стихотворения Есенина “Я покинул родимый дом
В 1912 году 17-летний Сергей Есенин, получит диплом сельского учителя, отказался от возможности преподавать в родной школе и отправился в Москву, чтобы попытаться устроиться на работу в газету. Будущий поэт тогда еще не подозревал, что покидает село Константиново навсегда. Отныне он всегда будет здесь чужаком в силу различных обстоятельств.
В первые годы столичной жизни Есенин буквально бредил родным домом, однако из-за работы в типографии и учебы в университете у него не было возможности повидать отца и мать. А после революции он осознал, что уже никогда не сможет быть по-настоящему счастлив в Константиново, где, как и во многих российских селах, полностью изменился уклад жизни.
В 1918 году он написал стихотворение “Я покинул родимый дом…” , наполненное грустью и болью оттого, что судьба сыграла с ним злую шутку, лишив родины, которую он боготворил. В этом произведении автор впервые попытался донести до читателей мысль, как легко стать изгоем в собственной стране, которая способна разрушить детские иллюзии любого человека.
Первые строчки этого стихотворения повествуют о том, что поэт не только покинул свою малую родину, но и “голубую оставил Русь”. Однако в этот период Есенин Находился в России и даже не мог предположить, что когда-нибудь ему удастся побывать за границей.
Тогда почему же он утверждает обратное? Все дело в том, что та “голубая Русь”, которую так любил поэт, навсегда осталась в прошлом, и теперь лишь существует в воспоминаниях автора. Поэтому Есенин, который все же на несколько дней заехал в гости к родителям, отмечает, что даже они изменились.
Так, “словно яблоневый цвет, седина у отца пролилась в бороде”, а мать, измученная слухами о непутевом сыне и волнующаяся за его судьбу, даже при встрече с ним продолжает грустить.
Понимая, что мир детский грез разрушен окончательно и бесповоротно, поэт отмечает: “Я не скоро, не скоро вернусь!”. Действительно, пройдет почти пять лет, прежде чем Есенин вновь побывает в Константиново и с трудом сможет узнать родное село.
Не потому, что оно так сильно изменилось, а из-за того, что сами люди стали другими, и в их новом мире поэту, пусть даже такому знаменитому и талантливому, попросту нет места. Но в то момент, когда писались эти строчки, Есенин имел ввиду совсем другое.
Он был уверен, что еще не скоро сможет увидеть свою родину такой, какой она была до революции.
Автор и не предполагал, что изменения, происходящие в стране, будут настолько глобальными и масштабными, однако верил в то, что рано или поздно все встанет на свои места, и его “голубая Русь”, которую стережет “старый клен на одной ноге”, по-прежнему распахнет перед ним свои объятия.
Себя Есенин также сравнивает со старым кленом, так как новая власть для него немногим лучше предыдущей. Как крестьянский сын, поэт понимает, что теперь его односельчане имеют гораздо больше возможностей для самореализации.
Однако поэт не может простить того, что сам дух села с его самобытностью разрушается, людей заставляют менять свои традиции и взгляды, которые создавались поколениями.
Поэтому, проводя параллель между собой и кленом, автор хочет тем самым подчеркнуть, что также стоит на страже той, старой Руси, так как именно в ее истоках люди с незапамятных времен черпали свою душевную силу. Теперь же, когда этот источник иссяк, Есенин просто не узнает свою родину, погрязшую в гражданской войне.
И ему больно осознавать, что после этой кровавой бойни люди уже никогда не смогут быть прежними – открытыми, рассудительными и живущими по совести, а не по указке партии, которая занята не столько нуждами народа, сколько укреплением собственных позиций и распределением сфер влияния в обществе.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://goldsoch.info/analiz-stixotvoreniya-esenina-ya-pokinul-rodimyj-dom/