Прометей прикованный — краткое содержание трагедии эсхила

Прометей прикованный - краткое содержание трагедии ЭсхилаПрометей прикованный - краткое содержание трагедии ЭсхилаИскусство и развлечения 18 октября 2014

О титане Прометее – благодетеле и заступнике человечества – упоминается у Гесиода в его «Теогонии».

Чем прославился титан Прометей? Краткое содержание поэмы мы начнем с небольшого обзора этого произведения.

В нем герой предстает перед читателями умным хитрецом, делящим между богами и людьми мясо принесенного в жертву быка, и делает так, что лучшая его часть достается людям.

Разгневанный Зевс не желает дать огонь смертным для того, чтобы они смогли приготовить и вкусить мясо. Прометей пошел против воли Зевса, похитил огонь и подарил его людям.

Разъяренный Зевс решил наказать непокорного титана, приковал его к столбу и приказал орлу клевать его печень.

Прометей будет подвергаться этой пытке на протяжении многих веков, пока не придет отважный Геракл и не освободит его, убив хищную птицу.

Другая версия мифа

Позднее эту легенду стали излагать иначе. Главным героем истории по-прежнему является Прометей. Краткое содержание ее немного иное. Теперь он предстает в роли величавого и мудрого провидца (Прометей и означает «Промыслитель»), а не хитреца, укравшего огонь.

С самого начала мира в период борьбы старых богов с олимпийцами (младшими богами) Прометей знал о том, что младших богов не удастся взять силой, нужно использовать хитрость.

Он предложил титанам свою помощь, но самоуверенные старшие боги отвергли его предложение. Предвидя их неминуемое поражение, Прометей занял сторону олимпийцев и помог им свергнуть врагов.

А вместо благодарности и вечной дружбы получил жестокую кару некогда бывшего союзника Зевса.

Олимпийцев преследует страх того, что наступит время – и их постигнет участь отцов. Они будут свергнуты своими же потомками – молодыми богами. Они не знают, как предотвратить это, но знает Прометей.

Краткое содержание этой версии повествует о том, что ему известно все, что ждет их в конце мира. Зевс хочет узнать у Прометея этот секрет, поэтому и подвергает его истязанию, но титан с гордостью молчит.

Тогда сын Зевса Геракл, еще не будучи богом, решает прекратить мучения Прометея в благодарность о том добре, которое титан сделал для смертных. Он расправляется с орлом и освобождает Прометея. В ответ на этот шаг Прометей рассказывает Гераклу, как сохранить власть Зевса и его соратников.

Зевс и богиня Фетида

Какую тайну знал Прометей? Краткое содержание этого мифа включает в себя историю о том, что Зевс добивается любви морской богини – прелестницы Фетиды.

Но Прометей знает, что Зевсу следует отказаться от нее, так как судьбой предначертано, что Фетида должна родить сына, который будет сильнее своего отца.

Если его отцом станет Зевс, то сын станет сильнее его и неминуемо свергнет его, власть олимпийцев на этом закончится.

Зевс прислушивается к Прометею и оставляет Фетиду, которая потом стала женой обычного смертного, от которого она родила Ахилла – самого сильного человека на свете.

Видео по теме

Поэма Эсхила: краткое содержание

На основе вышепересказанной версии мифа и создал поэму Эсхил – “Прикованный Прометей”. Краткое содержание произведения мы начнем с событий в далекой Скифии, расположенной в диких необжитых горах.

Начало

Что хочет поведать людям в своей поэме Эсхил («Прикованный Прометей»)? Краткое содержание произведения открывает читателям благородство и мужество главного героя на фоне жестокости богов.

Итак, на сцене появляется Прометей, сопровождаемый двумя демонами – Насилием и Властью. По воле Зевса он должен быть прикован цепями к скале своим товарищем – богом огня Гефестом. Последнему жаль друга, но он не может противиться великому Зевсу и своей судьбе.

Кандалы сковывают плечи, руки и ноги Прометея, а грудь пробивают железным колом, но Прометей безмолвствует. Дело сделано, палачам ничего не остается, как удалиться со сцены.

Напоследок Власть презрительно бросает фразу: «Ты – Промыслитель, так промысли, как самому тебе спастись».

Далее краткое содержание («Прометей прикованный») стоит продолжить сценой, где, оставшись наедине с собой, Прометей обращается к солнцу и небу, морю и земле, призывая их стать свидетелями того, как несправедливо обошлись с ним боги за похищение огня и стремление открыть людям путь к достойной жизни.

Разговор Прометея с Океанидами и Океаном

В этот момент краткое содержание «Прометей прикованный» должно продолжиться появлением нимф-Океанид, дочерей титана Океана, растревоженных лязгом и грохотом оков многострадального Прометея.

Он говорит им о том, что предпочел бы томление в Тартаре этому публичному унижению, и о своей уверенности, что его страдания не будут длиться вечно, а Зевс будет вынужден сменить свой гнев на ласку и смирение.

Хор нимф спрашивает Прометея, за что же Зевс так его наказывает? На что он отвечает, что причина в милосердии к людям, «…ибо сам он не милосерден» – говорит о Зевсе Прометей.

Затем легенда о Прометее, краткое содержание которой мы излагаем, рассказывает о появлении вслед за дочерями и самого Океана. Когда-то он воевал с титанами против младших богов. Но покорился, смирился, получил прощение и мирно несет свои волны по всему свету.

Он говорит, что смирение – единственный выход, и предупреждает о мстительности Зевса, который может обречь Прометея на еще более невыносимые муки. Однако последний с презрением отвергает доводы Океана и предлагает ему подумать о себе, ибо он может разгневать Зевса своим сочувствием преступнику.

Океан удаляется, а хор Океанид поет песнь сострадания, вспоминая в ней о брате Прометея Атланте, которого постигла мука вечно держать на своих плечах медный небосвод на западной стороне мира.

Рассказ Прометея о его помощи людям

О чем далее повествует легенда о Прометее? Краткое содержание продолжается рассказом Прометея Океанидам о том, сколько добра он сделал для смертных. Люди были неразумны, словно дети, и Прометей одарил их умом и речью. В пору томления заботами он успокаивал их надеждами.

Им было тяжело жить в пещерах, каждый приход ночи внушал им страх, они были бессильны перед зимними холодами – и Прометей научил их строить дома.

Он рассказал им о том, как меняются времена года и как при этом движутся небесные светила, научил их писать и считать, убедил передавать эти знания из поколения в поколение.

Что еще сделал для людей Прометей? Эсхил (краткое содержание поэмы этого автора мы рассматриваем) указывает в своем произведении, что никто иной, как Прометей, показал смертным залежи подземных руд, научил строить телеги, чтобы передвигаться по земле, и корабли, чтобы бороздить морские просторы, показал, как впрягать быков, чтобы обрабатывать плодородные земли. Он открыл смертным секреты целебных трав, чтобы они смогли лечить болезни.

Люди ничего не понимали о вещих знамениях, которые посылали им боги и мать-природа, благородный Прометей научил их гаданиям по внутренностям животных, крикам птиц и жертвенному огню.

Океаниды внемли ему и поразились тому, что, обладая такими знаниями и даром предсказания, мудрый Прометей не смог уберечь себя от гнева Зевса. На что титан ответил, что судьба сильнее его и Зевса. Тогда нимфы спросили его о том, что же уготовано судьбой Зевсу? Но Прометей не стал открывать им свою великую тайну, а хор продолжил петь свою песню сочувствия.

Встреча с царицей Ио

Краткое содержание трагедии Эсхила «Прометей прикованный» должно содержать эти воспоминания о прошлом, которые затем прерываются будущим. На сцене появляется возлюбленная бога Зевса – прекрасная царевна Ио, превращенная им в корову.

Опасаясь гнева своей ревнивой жены, богини Геры, Зевс превратил царевну в животное. Но Гера разгадала эту хитрость и потребовала, чтобы муж подарил эту корову ей. Зевс выполнил ее требование, и тогда Гера наслала на несчастную страшного овода.

В поисках спасения от его непрекращающихся укусов Ио скиталась по всему свету.

Измученная и доведенная болью до отчаяния на грани безумия, она забралась на Прометееву скалу. Известный своим милосердием Прометей пожалел царевну и рассказал ей о том, что ее ждет.

Из уст титана она узнает, что ее скитаниям пока не видно конца, ей предстоит преодолеть холод и зной, бродя по Азии и Европе, увидеть чудовищ и дикарей, прежде чем она достигнет египетских земель. Там она родит Зевсу сына, потомком в двенадцатом колене которого станет Геракл.

Он придет на эту гору, чтобы освободить Прометея. Ио спрашивает о том, что будет, если Зевс не позволит Гераклу сделать это, на что Прометей отвечает, что тогда Зевс погибнет сам.

Царевна хочет знать, кто же решится погубить бога Зевса, а титан объясняет ей, что причиной гибели Зевса станет его неразумный брак. А далее Прометей говорить отказывается. Тут на царевну вновь нападает зловредный овод, и ей ничего не остается, как умчаться прочь.

Посещение Прометея Гермесом

После воспоминаний и предсказаний пора вернуться к настоящему. Появляется вестник Зевса – бог Гермес, презираемый Прометеем за прихлебательство перед олимпийцами, и требует титана повторить то, что он говорил о судьбе Зевса, угрожая ему новыми муками. Но Прометей не желает говорить с Гермесом, предпочитая страдания.

Он говорит о том, что бессмертен и был свидетелем падения Урана и Крона, дождется и падения бога Зевса. Затем Гермес уходит, а Прометей призывает в свидетели своих безвинных страданий Небо и Землю. На этом краткое содержание книги «Прометей прикованный» можно закончить.

Источник: https://marketvirkutske.ru/zarubezhnoe/kratkoe-soderzhanie-prometej-prikovannyj-eshil-tochnyj-pereskaz-syuzheta-za-5-minut.html

Краткое содержание трагедии «Прометей прикованный» Эсхила

Трагедия «Прометей прикованный» Эсхила, написанная в 444–443 годах до н. э., является одним из самых известных античных произведений, оказавших большое влияние на мировую литературу.

Для читательского дневника рекомендуем прочитать краткое содержание «Прометей прикованный» по эписодиям.

Несмотря на то, что книга была написана сотни лет назад, она и в наши дни не теряет своей актуальности.

Основные персонажи трагедии

Главные герои:

  • Прометей – отважный, бескомпромиссный, решительный титан, пожертвовавший собой ради счастья людей.

Другие персонажи:

  • Зевс – главный бог Олимпа, жестокий и деспотичный.
  • Власть и Сила – верные прислужницы Зевса.
  • Океаниды – прекрасные нимфы, дочери Океана.
  • Океан – титан, могущественное речное божество.
  • Ио – бывшая возлюбленная Зевса, превращенная в корову.
  • Гермес – верный помощник Зевса, бог хитрости, ловкости и красноречия.

«Прометей прикованный» в сокращении

Эсхил «Прометей прикованный» краткое содержание для читательского дневника:

Эсхил для написания своего произведения взял за основу миф о титане Прометее, который вступил в соперничество с богом Зевсом. Прометей боролся против титанов на стороне Зевса, но бог решил истребить человечество.  Прометей решил украсть огонь для людей и своим поступком навлёк на себя беду.

По приказу Зевса бог Гефест приковывает Прометея к скале.  Каждое утро к нему на грудь садился орёл и клевал печень, а за ночь она отрастала вновь. Прикованный Прометей ведёт диалог с ветром.

Читайте также:  Знаменитые и великие люди россии - доклад сообщение

Он размышляет о том, что человечество раньше не осознавало увиденного и услышанного. Огонь и искусства, которым он обучил людей, были им нужны. Океаниды и Океан сочувствуют герою, но на просьбу помириться с Зевсом титан отвечает отказом.

По ходу произведения выясняется, что именно титан научил людей управлять лошадью и построил для них корабли. Любимая Ио в виде коровы, в образ которой заключила ее Гера, приходит на скалу. Пребывать рядом с возлюбленным она не может, так как её постоянно жалит овод. Прометей говорит ей, что его спасёт Геракл, который будет её потомком. Титан имел дар предвидения.

В дальнейшем, Прометея просят снова помириться с Зевсом, но тот отвергает предложение. В своей речи, которую он произнёс, мы видим честного и храброго мужчину. Зевс титана убить не может, поэтому он продолжает терпеть кару от своего противника.

Божественный огонь не должен был попасть к людям. Прометей в произведении – это борец за светлую жизнь. Он выступает положительным героем, который хочет своим поступком усилить прогресс человеческого рода. Антагонистом выступает бог Зевс, который против освоения людьми новых технологий.

Громовержец показан тираном и деспотом. В трагедии мы видим борьбу нового со старым, отход людей от верований в богов и создание новых условий для жизни. Ревнители и блюстители старины не хотят перемен в лице Зевса и Геры, которые теряют власть над людьми. С помощью репрессий верховный бог может удержать власть на Олимпе, но теряет её над человечеством, которое становится свободным.

Вывод:

Прометей не считается вором для потомков, он стал символом прогресса и борца за свободу. Память о его подвиге осталась запечатлённой в веках.

Трагедия «Антигона» Софокла была написана в 442 г. д. н. э. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Антигона» по главам для лучшей подготовки к уроку по античной литературе. В основе сюжета древнегреческого произведения лежит противостояние между государственными законами и сводом родовых неписаных правил.

Короткий пересказ «Прометей прикованный»

Краткое содержание «Прометей прикованный» Эсхил:

С титаном Прометеем, благодетелем человечества, мы уже встречались в поэме Гесиода «Теогония». Там он — умный хитрец, который устраивает делёж жертвенного бычьего мяса между людьми и богами так, чтобы лучшая часть досталась в пищу людям.

А затем, когда разозлённый Зевс не хочет, чтобы люди могли варить и жарить доставшееся им мясо, и отказывается дать им огонь, Прометей похищает этот огонь тайком и приносит людям в полом тростнике.

За это Зевс приковывает Прометея к столбу на востоке земли и насылает орла выклёвывать его печень. Только через много веков герой Геракл убьёт этого орла и освободит Прометея.

Потом этот миф стали рассказывать иначе. Прометей стал величавей и возвышенней: он не хитрец и вор, а мудрый провидец. (Само имя «Прометей» значит «Промыслитель».)

В начале мира, когда старшие боги, Титаны, боролись с младшими богами, Олимпийцами, он знал, что силою Олимпийцев не взять, и предложил помочь Титанам хитростью; но те, надменно полагаясь на свою силу, отказались, и тогда Прометей, видя их обречённость, перешёл на сторону Олимпийцев и помог им одержать победу. Поэтому расправа Зевса со своим бывшим другом и союзником стала казаться ещё более жестокой.

Мало этого, Прометею открыто и то, что будет в конце мира. Олимпийцы боятся, что как они свергли в своё время отцов-Титанов, так и их когда-нибудь свергнут новые боги, их потомки. Как это предотвратить, они не знают. Знает Прометей; затем Зевс и терзает Прометея, чтобы вызнать у него эту тайну. Но Прометей гордо молчит.

Только когда Зевсов сын Геракл — ещё не бог, а только труженик-герой — в благодарность за все добро, которое Прометей сделал людям, убивает терзающего орла и облегчает Прометеевы муки, то Прометей в благодарность открывает тайну, как спасти власть Зевса и всех Олимпийцев.

Есть морская богиня, красавица Фетида, и Зевс добивается ее любви. Пусть он не делает этого: судьбой назначено, что у Фетиды родится сын сильнее своего отца. Если это будет сын Зевса, то он станет сильнее Зевса и свергнет его: власти Олимпийцев придёт конец.

И Зевс отказывается от мысли о Фетиде, а Прометея в благодарность освобождает от казни и принимает на Олимп. Фетиду же выдали замуж за смертного человека, и от этого брака у неё родился герой Ахилл, который действительно был сильнее не только своего отца, но и всех людей на свете.

Вот по этому рассказу и сделал свою трагедию о Прометее поэт Эсхил.

Действие происходит на краю земли, в дальней Скифии, средь диких гор — может быть, это Кавказ. Два демона, Власть и Насилие, вводят на сцену Прометея; бог огня Гефест должен приковать его к горной скале. Гефесту жаль товарища, но он должен повиноваться судьбе и воле Зевса: «Ты к людям свыше меры был участливым».

Руки, плечи, ноги Прометея оковывают кандалами, в грудь вбивают железный клин. Прометей безмолвен. Дело сделано, палачи уходят, Власть бросает презрительно: «Ты — Промыслитель, вот и промысли, как самому спастись!»

Только оставшись один, Прометей начинает говорить. Он обращается к небу и солнцу, земле и морю: «Взгляните, что терплю я, бог, от божьих рук!» И все это за то, что похитил для людей огонь, открыл им путь к достойной человека жизни.

Является хор нимф — Океанид. Это дочери Океана, другого титана, они услышали в своих морских далях грохот и лязг Прометеевых оков. «О, лучше бы мне томиться в Тартаре, чем корчиться здесь у всех на виду! — восклицает Прометей. — Но это не навек: силою Зевс ничего от меня не добьётся и придёт просить меня о своей тайне смиренно и ласково».

— «За что он казнит тебя?» — «За милосердие к людям, ибо сам он немилосерден». За Океанидами входит их отец Океан: он когда-то воевал против Олимпийцев вместе с остальными Титанами, но смирился, покорился, прощён и мирно плещется по всем концам света.

Пусть смирится и Прометей, не то не миновать ему ещё худшей кары: Зевс мстителен! Прометей презрительно отвергает его советы: «Обо мне не заботься, позаботься о себе: как бы тебя самого не покарал Зевс за сочувствие преступнику!» Океан уходит, Океаниды поют сострадательную песню, поминая в ней и Прометеева брата Атланта, который вот так же мучится на западном конце света, поддерживая плечами медный небосвод.

Прометей рассказывает хору, сколько доброго он сделал для людей. Они были неразумны, как дети, — он дал им ум и речь. Они томились заботами — он внушил им надежды. Они жили в пещерах, пугаясь каждой ночи и каждой зимы, — он заставил их строить дома от холода, объяснил движение небесных светил в смене времён года, научил письму и счету, чтобы передавать знания потомкам.

Это он указал для них руды под землёй, впряг им быков в соху, сделал телеги для земных дорог и корабли для морских путей. Они умирали от болезней — он открыл им целебные травы. Они не понимали вещих знамений богов и природы — он научил их гадать и по птичьим крикам, и по жертвенному огню, и по внутренностям жертвенных животных.

«Воистину был ты спасителем для людей,- говорит хор, — как же ты не спас самого себя?» «Судьба сильней меня», — отвечает Прометей. «И сильнее Зевса?» — «И сильнее Зевса». — «Какая же судьба суждена Зевсу?» — «Не спрашивай: это моя великая тайна». Хор поёт скорбную песню.

В эти воспоминания о прошлом вдруг врывается будущее. На сцену вбегает возлюбленная Зевса — царевна Ио, превращённая в корову. Зевс обратил ее в корову, чтобы скрыть от ревности своей супруги, богини Геры.

Гера догадалась об этом и потребовала корову себе в подарок, а потом наслала на неё страшного овода, который погнал несчастную по всему свету. Так попала она, измученная болью до безумия, и к Прометеевым горам.

Титан, «защитник и заступник человеческий», ее жалеет; он рассказывает ей, какие дальнейшие скитания предстоят ей по Европе и Азии, сквозь зной и холод, среди дикарей и чудовищ, пока не достигнет она Египта. А в Египте родит она сына от Зевса, а потомком этого сына в двенадцатом колене будет Геракл, стрелок из лука, который придёт сюда спасти Прометея — хотя бы против воли Зевса.

«А если Зевс не позволит?» — «Тогда Зевс погибнет». — «Кто же его погубит?» — «Сам себя, замыслив неразумный брак». — «Какой?» — «Я не скажу ни слова более». Тут разговору конец: Ио вновь чувствует жало овода, вновь впадает в безумие и в отчаянии мчится прочь. Хор Океанид поёт: «Да минет нас вожделенье богов: ужасна их любовь и опасна».

Сказано о прошлом, сказано о будущем; теперь на очереди страшное настоящее. Вот идёт слуга и вестник Зевса — бог Гермес. Прометей его презирает как прихлебателя хозяев Олимпийцев.

«Что сказал ты о судьбе Зевса, о неразумном браке, о грозящей гибели? Признавайся, не то горько пострадаешь!» — «Лучше страдать, чем прислужничать, как ты; а я — бессмертен, я видел падение Урана, падение Крона, увижу и падение Зевса».

— «Берегись: быть тебе в подземном Тартаре, где мучатся Титаны, а потом стоять тебе здесь с раною в боку, и орёл будет клевать твою печень». — «Все это я знал заранее; пусть бушуют боги, я ненавижу их!» Гермес исчезает — и действительно Прометей восклицает:

  • «Вот и впрямь вокруг задрожала земля,
  • И молнии вьются, и громы гремят…
  • О Небо, о мать святая, Земля,
  • Посмотрите: страдаю безвинно!»
  • Это конец трагедии.

Это интересно: В трагедии «Медея», которая написана в 431 до н. э., древнегреческий драматург Еврипид рассказывает, как яростная героиня страшным злодеянием коверкает судьбу не только ненавистного её человека, но и свою собственную. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Медеи» для читательского дневника.

Сюжет трагедии «Прометей прикованный» по главам

«Прометей прикованный» Эсхил краткое содержание с описанием каждого эписодия (главы) произведения:

Пролог

По приказу великого громовержца Зевса его верные слуги – Власть и Сила – привели скованного Прометея в глухие скифские земли на самый край земли, чтобы «к скалистым здешним кручам крепко-накрепко железными цепями приковать навек». Проступок Прометея очень тяжелый – «огонь похитил он для смертных».

Помимо своей воли Гефест приковал своевольного титана к высокому утесу. Оставшись один, Прометей «в цепях, без крова, опозоренный» принялся оплакивать свою горькую участь. Со стороны моря появились Океаниды, которые стали утешать мученика.

Читайте также:  Простая душа - краткое содержание повести флобера

Эписодий первый

Океаниды попросили Прометея поведать им причину, по которой Зевс столь сурово наказал его. Он рассказал им, как помог Зевсу одержать верх в битве с титанами, и его «стараньем в черной пасти Тартара бесследно сгинул древний Крон». Однако Зевс позабыл об этой неоценимой услуге, и жестоко наказал Прометея, когда тот решил помочь людям.

Узнав, что Зевс хотел полностью уничтожить людей, «чтобы новый род растить», Прометей стал единственным, кто встал на их защиту. Кроме того, он «у смертных отнял дар предвиденья», наделив слепыми надеждами. Но самое главное это то, что от Прометея люди получили величайший дар – огонь, с помощью которого овладели многими знаниями, ремеслами и искусствами.

Океаниды поинтересовались, как долго продлится жестокое наказание, и Прометей ответил: «Один лишь срок: покуда не смягчится Зевс». Со стороны моря на крылатом коне прилетел старик Океан, который также хотел утешить мученика. Он посоветовал Прометею смириться и покаяться перед Зевсом, и не лезть на рожон, когда «у власти непреклонный и жестокий царь».

Океаниды принялись петь скорбную песнь, а вместе с ними оплакивали незавидную судьбу Прометея и все люди.

Эписодий второй

Прикованный Прометей уверял, что у него «ни спеси, ни бахвальства нет». Его терзали не только физические муки, но и сознание несправедливости богов, которым он «в удел назначил и почет и власть».

Вина Прометея была в том, что он посмел пробудить в дотоле глупых людях «ум и сметливость». Ранее они жили, словно муравьи, копошась в своих подземных пещерах.

Люди были лишены разума и чувств, и только благодаря Прометею они приобрели несметные богатства: способность творить, учиться, размышлять, плавать по морям, приручать диких животных, врачевать, извлекать из земных недр разнообразные сокровища.

«Богатство, знание, мудрость» – все это приобрел род человеческий благодаря сострадательному Прометею.

Решая помочь людям, Прометей знал, что неизбежно навлечет на себя кару Зевса. Также ему был известен и срок его наказания – «Только после тысяч мук и после тысяч пыток плен мой кончится». Однако это не остановило его.

Эписодий третий

К скале, на которой был распят Прометей, подбежала Ио. Когда-то она была красивой девушкой, возлюбленной самого Зевса. Однако ревнивая супруга вседержителя – богиня Гера – превратила девушку в телку, сохранив при этом человеческий разум. С тех пор Ио скиталась по свету, преследуемая оводом, чьи болезненные укусы доставляли ей невыносимые страдания.

Незаслуженные мучения девушки заставили позабыть Прометея о собственной участи. Он пожалел Ио, и решил раскрыть тайну, каковыми окажутся все «ее скитанья и какой им срок сужден». Прометей рассказал, что возлюбленной Зевса суждено проделать еще немалый путь из Европы в Азию.

Кроме того, ей предстояло еще пережить «бушующее море неизбывных мук». Услышав это, несчастная Ио была готова покончить жизнь самоубийством. Однако Прометей успокоил ее, сказав, что их мученьям придет конец, как только Зевс лишится владычества.

Тайна судьбы вседержителя была хорошо известна Прометею, и Зевс, испугавшись за свое будущее, подослал к нему Гермеса выведать ее. Прикованный к скале титан с презрением выслушал гонца, и не ответил ни на один его вопрос. Гермес пытался выведать судьбу своего хозяина и хитростью, и угрозами, но у него ничего не вышло.

Тогда Зевс обрушил на упрямца все подвластные ему стихии: загрохотал гром, засверкали молнии, поднялся сильный ветер. В скалу, к которой был прикован Прометей, ударила молния, и титан провалился под землю.

Трагедия «Царь Эдип» Софокла является прекрасным образцом древнегреческой драматургии, сохранившейся до наших дней. Представляет большую культурную ценность, поскольку признана одной из наиболее совершенных трагедий античности. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Царя Эдипа» по главам, которое пригодится при подготовке к уроку литературы.

Видео краткое содержание Прометей прикованный

Идея трагедии Эсхила заключается в борьбе с жестокой и несправедливой властью, подавляющей любое инакомыслие. Прометей становится примером отважного борца с тиранией, образцом мужества и верности собственным идеалам.

Источник: https://litfest.ru/shortwork/prometey-prikovannyy.html

Анализ трагедии Эсхила «Прометей прикованный» | Литерагуру

Пьеса выдающегося древнегреческого драматурга Эсхила «Прометей прикованный» — одна из самых известных античных трагедий, которая заняла достойное место среди шедевров мировой литературы и оказала влияние на поэзию и драматургию последующих эпох.

Образ главного героя стал нарицательным, к нему обращались и им вдохновлялись такие великие деятели мировой культуры, как Гёте, Шиллер, Байрон, Максим Горький, Карл Маркс и многие другие.

И сегодня, спустя тысячи лет после создания, «Прометей прикованный» не теряет актуальности.

История создания

История создания пьесы Эсхила окутана тайнами. Трагедия была написана предположительно в 444-443 гг. до н.э.,  но о первой постановке ничего не известно.

«Прометей прикованный» — единственная дошедшая до нас в полном виде часть тетралогии великого древнегреческого драматурга, куда входили также «Прометей-огненосец», «Освобожденный Прометей» и произведение, название которого не сохранилось.

Хронологически «Прикованному Прометею», вероятно, предшествует трагедия «Прометей-огненосец», в которой, как считают исследователи, изображалось похищение Прометеем божественного огня, а «Освобожденный Прометей» затрагивает события, произошедшие после изгнания Прометея в Тартар.

Суть

Произведение Эсхила основано на распространённом античном мифе о восставшем титане, который захотел помочь людям. Как известно, Прометей, пойдя против воли Зевса, обучил человека добывать и использовать огонь.

Также его ученики смогли приручить животных, освоить моря, отыскать подземные дары и сокровища. Кроме того, он надоумил их начать писать и считать.

Так он поколебал власть богов и очень рассердил громовержца, который хотел видеть своих подданных в первобытном состоянии и вечном страхе перед владыкой. Невежество и рабская зависимость были основой власти царя Олимпа.

Верховный бог решил наказать дерзкого титана, приковав его к скале. Прометей был прикован в Скифии. Для Эсхила, как и для других великих древнегреческих трагиков, то, о чем он поведал, служит лишь условным средством, с помощью которого он раскрывает глубокие философские темы и проблемы.

Жанр

Произведение Эсхила написано в типичном для античной драматургии «серьёзном» жанре трагедии.

Однако в «Прометее прикованном», в отличие от других книг Эсхила (например, трилогии «Орестея»), имеют гораздо меньшее значение реплики Хора, которые в пьесах античных авторов играют ключевую роль в донесении авторского замысла. Это лишает трагедию возвышенной ораторской силы и помогает читателю сосредоточиться на образе главного героя.

Главные герои и их характеристика

  1. Главный герой трагедии, Прометей, чье имя вынесено в название, занимает в книге центральное место. Его главные черты — это стремление к независимости, верность собственным принципам и героическая смелость.

    Он знает, что за помощь, оказанную людям, его ждут жестокие наказания от богов, но, тем не менее, все равно делает добро для человечества. «Добровольно, добровольно я совершил это», — говорит он.

    Независимость героя показывает сцена его диалога с океанидами, когда Прометей, несмотря на уговоры смириться и покориться Зевсу, отказывается изменить своим идеалам. Глубоко характер героя раскрывает также его реплика из диалога с Гермесом: «Я никогда не променяю своего несчастья на твое рабское прислужничество».

    Прометей остается верным своему слову до самой смерти: когда тиран низвергает его под землю, тот умирает непокоренным, «несломленным».

  2. Зевс — герой-антагонист Прометея, жестокий деспот и рутинёр. Его главные слуги носят «говорящие» имена — Власть и Насилие, и являются «отражением» личности их повелителя.

    «Всегда ты безжалостна и полна гнева», — так характеризуется в пьесе Власть. Образ Зевса раскрывается также с помощью других действующих лиц.

  3. Второстепенные персонажи – боги, служащие верховному правителю, с помощью которых Эсхил показывает, насколько пагубно и страшно влияние тирании.

    Гефест предстает перед читателем добрым, но малодушным и сломившимся под властью деспота богом, Океан – подлым ренегатом, заботящимся только о собственном благополучии, а Гермес – низким рабом, беспрекословно, как собака, исполняющим любую волю своего хозяина.

Проблематика

Центральный конфликт в пьесе Эсхила — это столкновение между двумя поколениями богов: титанами, к которым принадлежит Прометей, и обитателями Олимпа во главе с Зевсом. Когда-то титаны пали жертвой своего же отца, Кроноса, который поглотил их из страха перед возможным заговором.

Их мать горько жалела об утрате, поэтому сохранила жизнь своему очередному отпрыску – Зевсу, он и освободил всех остальных из чрева родителя. Тогда между титанами и богами завязалась война, в которой победила команда громовержца.

Немногие титаны остались в живых, и те с условием, что принимают власть победившего родственника. Таким образом, конфликт этих древних и своенравных существ очень древний и восходит еще к временам, когда этот мир только создавался.

Именно поэтому гнев небожителя можно оправдать, ведь он по старинной семейной традиции боялся бунта людей и своего свержения. Противостояние героев можно рассмотреть на социально-политическом и на философском уровнях.

На социально-политическом уровне конфликт между героями тесно связан с общественными устремлениями времен жизни Эсхила, показавшего победу прогресса (Прометей) в развитии общества, в государственном устройстве, над архаикой и деспотизмом (Зевс).

На философском уровне противостояние между героями можно определить как общечеловеческий конфликт между «старым» и «новым». Прометей олицетворяет борьбу за стремление вперед, а Зевс — рутинёрство, застой, который противостоит прогрессу.

В чем смысл трагедии?

Литература Древней Греции актуальна даже сегодня, например, главная идея трагедии Эсхила — в том, что необходимо бороться с жестокой и несправедливой властью, которая лишь подавляет подданных, а стимулирует страну к развитию.

Даже тогда мысль о свободе, равенстве и братстве не давала покоя творческой интеллигенции. Очевидно, что Прометей — это образ революционера своего времени, бунтаря, способного низвергнуть тиранию, пусть и ценой собственной жизни.

Его жертва не пропала даром, он внес свою лепту в развитие человечества, то есть вдохновил угнетенных на борьбу с угнетателем.

По мнению автора, иногда для того, чтобы достичь этой высокой цели, нужно пройти через мучительные страдания, но в итоге прогресс всегда побеждает. Главная мысль Эсхила заключается в том, что Зевс, внешне «победивший» Прометея и свергнувший его в Тартар, в идейном плане проигрывает непокоренному, верному своим идеалам титану.

Северьян Цагарейшвили

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-tragedii-eshila-prometej-prikovannyj/

Билет 21. Анализ трагедии «Прометей прикованный»

Предыдущий вопрос Список вопросов Следующий вопрос

Анализ трагедии «Прометей прикованный»

Эсхил (525-456 до н.э.).Его творчество связано с эпохой становления Афинского демократического государства.Это государство формировалось в период греко-персидских войн,которые велись с небольшими перерывами с 500 до 449 г. до н.э. и носили для греческих государств-полисов освободительный характер. Известно,что Эсхил принимал участие в сражениях при Марафоне и Саламине.

Битву при Саламине он описал как очевидец в трагедии «Персы». В надписи на его надгробии,сочиненной,по преданию,им самим,ничего не говорится о нем как о драматурге, но сказано, что он проявил себя мужественным воином в сражениях с персами. Эсхил написал около 80 трагедий и сатировских драм .

До нас дошли полностью только семь трагедий; из других произведений сохранились небольшие отрывки.

Трагедии Эсхила отражают основные тенденции его времени,те огромные сдвиги в социально-экономической и культурной жизни,которые были вызваны крушением родового строя и становлением афинской рабовладельческой демократии.

Мировоззрение Эсхила в основе своей было религиозно-мифологическим. Он верил,что существует извечный миропорядок,который подчиняется действию закона мировой справедливости.Человек,вольно или невольно нарушивший справедливый порядок,будет наказан богами,и тем самым равновесие восстановится.Идея неотвратимости возмездия и торжества справедливости проходит через все трагедии Эсхила.

Эсхил верит в судьбу-Мойру,верит,что ей повинуются даже боги.Однако к этому традиционному мировосприятию примешиваются и новые взгляды,порожденные развивающейся афинской демократией.

Так,герои Эсхила-не безвольные существа,безоговорочно выполняющих волю божества:человек у него наделен свободным разумом,мыслит и действует вполне самостоятельно.Почти перед каждым героем Эсхила стоит проблема выбора линии поведения.

Моральная от- ветственность человека за свои поступки-одна из основных тем трагедий драматурга.

Эсхил ввел в свои трагедии второго актера и тем открыл возможность более глубокой разработки трагического конфликта,усилилдейственную сторону театрального представления.

Это был настоящий переворот в театре:вместо старой трагедии,где партии единственного актера и хора заполняли всю пьесу,родилась новая трагедия,в которой персонажи сталкиваются на сцене друг с другом и сами непосредственно мотивировали свои действия.

Внешняя структура трагедии Эсхила сохраняет следы близости к дифирамбу ,где партии запевалы перемежались с партиями хора.

Из дошедших до нашего времени трагедий великого драматурга особо выделяется «Прометей Прикованный»-возможно,самая известная трагедия Эсхила,повествующая о подвиге титана Прометея,подарившего огонь людям и жестоко за это наказанного. О времени написания и постановке ничего не известно.

Исторической основой для такой трагедии могла послужить только эволюция первобытного общества, переход к цивилизации. Эсхил убеждает зрителя в необходимости борьбы со всякой тиранией и деспотией. Эта борьба возможна благодаря только постоянному прогрессу.

Блага цивилизации, по мнению Эсхила,— прежде всего теоретические науки: арифметика, грамматика, астрономия, и практика: строительство, горное дело и т.п. В трагедии он рисует образ борца, морального победителя. Дух человека нельзя ничем побороть. Это повесть о борьбе против верховного божества Зевса (Зевс изображен деспотом, предателем, трусом и хитрецом).

Вообще произведение поражает краткостью и незначительным содержанием хоровых партий (лишает трагедию традиционного для Эсхила ораторного жанра). Драматургия тоже очень слаба, жанр декламации. Характеры также монолитны и статичны как и в других произведениях Эсхила. В героях никаких противоречий, они выступают каждый с одной чертой. Не характеры, общие схемы.

Действия никакого нет, трагедия состоит исключительно из монологов и диалогов (художественны, но совсем не драматичны). По стилю—монументально-патетическая (хотя действующие лица только боги, патетизм ослаблен—длинные разговоры, философское содержание, довольно спокойный характер).

Тональность восхвалительно-риторическая декламация в адрес единственного героя трагедии Прометея.Все возвышает Прометея. Развитием действия является постепенное и неуклонное нагнетание трагизма личности Прометея и постепенное нарастание монументально-патетического стиля трагедии.

Эсхил известен как лучший выразитель общественных устремлений своего времени.В своих трагедиях он показывает победу прогрессивных начал в развитии общества,в государственном устройстве,в морали. Творчество Эсхила оказало заметное влияние на развитие мировой поэзии и драматургии. Эсхил—поборник просвещения, эта трагедия просветительская, отношение к мифологии критическое.

Предыдущий вопрос Список вопросов Следующий вопрос

Источник: http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/bilety/prometej-prikovannyj.htm

Доклад на тему: "«Миф о Прометее и его трактовка в трагедии Эсхила “Прометей Прикованный”. Особенности поэтического языка трагедии о Прометее»

  • «Миф о Прометее и его трактовка в трагедии Эсхила “Прометей Прикованный”. Особенности поэтического языка трагедии о Прометее»
  • Выполнила:
  • Савченко Наталья Евгеньевна
  • Москва, 2016 год

Миф о Прометее и его трактовка в трагедии Эсхила “Прометей Прикованный”. Особенности поэтического языка трагедии о Прометее.

Миф о Прометее имеет очень важное значение в греческой религии. Этот миф стал одним из любимых предметов поэзии, так как представляет легенду о ходе развития человеческой цивилизации.

Прометей – герой древнегреческого эпоса, титан. Является сыном Титана Иапетаи океаниды Климены. Известен тем, что подарил людям огонь знаний и ремесел, превратив их из зверей в разумных существ и запустив технический прогресс. Но совершил он это деяние против воли богов, за что ему и пришлось поплатиться.

Миф о Прометее повествует о тех давних временах, когда люди немногим отличались от животных, жили в пещерах, не знали, что такое огонь, не могли защитить себя в то время, как боги жили на вершине Олимпа, были сильны, обладали несокрушимой властью над миром и над людьми. Но также существовали Титаны – порождения Земли и Неба, существа более древние, ведущие свое происхождение от первозданного хаоса. Одним из этих титанов и был Прометей.

И вот увидел Прометей, что боги на Олимпе только развлекаются в то время, как на земле страдают и гибнут люди от холода и голода. Он решил прийти людям на помощь. Для этого Титан отправился в кузницу Гефеста, где незаметно взял уголек из огня, который впоследствии отнес на землю и передал людям.

Когда Зевс взглянул на землю, он увидел, что люди научились обогревать свои жилища, делать орудия труда, готовить еду, в общем, получили знания и встали на путь развития. Разозлился он, понимая, что однажды люди смогут сопротивляться богам и даже поднимать восстания против них. Зевс понял, что кто-то ослушался его.

Конечно, обман Прометея был раскрыт. И был свергнут с Олимпа за свой поступок и прикован на веки вечные к скале на Земле, обреченный на страдания. А приковать титана приказали его другу Гефесту, вонзив стальной кол ему в грудь, и как бы больно ему не было, пришлось выполнить приказ.

Было предсказано Прометею, что страдать ему придется до тех пор, пока один из смертных не освободит его.

Титан, стиснув зубы, выдержал мучительную боль, которую причинил ему Гефест. Только после его ухода Прометей позволил себе закричать от боли. Но это было еще не самое страшное.

Зевс послал к нему своего орла, который каждый день прилетал и клевал печень Прометея. Он не мог избавиться от этих страданий, у мереть, так как был бессмертным титаном. Именно поэтому каждую ночь раны его затягивались, а на следующий день пытка повторялась.

Однако Прометей не жалел о своем поступке, так как видел, что помог людям.

Не вечно длились страдания Прометея. Во время странствия своего наткнулся Геракл на прикованного к скале титана, который поведал греческому герою, за что обречен на такие муки. Во время разговора прилетел Орел, посланный Зевсом, а Геракл сразил его стрелой. С Олимпа явился Гермес, чтобы узнать, что произошло. Геракл, сын Зевса, стал просить у Гермеса поговорить с отцом.

Зевс к тому времени все переосмыслил и понял, что люди ему не соперники, поэтому позволяет Гераклу вырвать из груди Прометея кол, который держал его. Так и сбылось предсказание о том, что освободит титана смертный.

В сюжете трагедии Эсхила «Прометей прикованный» есть несколько отличий от мифа. Трагедия состоит из сцен, которые изображают посещение прикованного к скале Прометея сначала дочерями океана, Океанидами, выражающими ему глубокое сочувствие, потом самим Океаном, предлагающим помириться с Зевсом.

Далее Эсхил описывает длинные речи Прометея о своих благодеяниях. Затем следует встреча с Ио, бывшей возлюбленной Зевса, которую его жена Гера превратила в корову, преследуемую оводом.

Безумная Ио бежит неизвестно куда, наталкивается на скалу Прометея, выслушивает от него пророчества о своей собственной судьбе и о будущем освобождении самого титана. В последнем явлении перед нами предстает Гермес, угрожающий Прометею, мудрому провидцу, новыми карами Зевса, и требует раскрыть важную для Зевса тайну.

Но титан остается непреклонен, за что его постигает новая кара Зевса: среди грома и молний, бури, смерчей и землетрясения Прометей вместе со скалой низвергается в подземный мир.

При подробном рассмотрении данного произведения можно отметить, что Эсхил создает новую форму трагедии. Он первым увеличивает количество актеров от одного до двух и придает важность диалогу на сцене. Актеры, хор и зрители у Эсхила связаны единой нитью происходящего.

Публика участвует в спектакле, выражая одобрение героям или негодуя по поводу их поступков. Диалог между двумя актерами часто сопровождается ропотом, криками ужаса или плачем зрителей. Хор в трагедии Эсхила становится выразителем мыслей и чувств персонажей.

Однако хоровые партии короткие и их содержание незначительно.

Если обратить внимание на развитие действия в трагедии Эсхила «Прометей прикованный», то складывается такое впечатление, что никакого действия и нет, а значит и его развития тоже. Все происходящее состоит практически из монологов и диалогов, которые не сменяют действие. В диалогах и монологах практически отсутствует драматичность, свойственная трагедиям.

Основным моментом Эсхиловского стиля считается патетизм (пафос) – прием обращения к эмоциям аудитории, характеризующийся эмоциональной возвышенностью, воодушевлением, драматизацией.

В данной трагедии патетизм ослаблен длинными разговорами философского содержания, которые тоже довольно спокойного характера.

Эмоциональная возвышенность и драматизация наблюдается главным образом в начальных сокрушениях Прометея, где он жалуется на несправедливость Зевса, в сцене с обезумевшей Ио и в момент природной катастрофы, которая приводит к низвержению Прометея в подземный мир.

Хоры в трагедии Эсхила «Прометей прикованный» тоже не отличаются своей драматичностью. Они, скорее, необходимы для углубления монументального и патетического стиля трагедии. Речи парода, первого стасима помогают описать личность Прометея в отношении к нему всего окружающего. Второй и третий стасим подчеркивают величие дела титана.

На протяжении трагедии происходит постепенное нагнетание трагизма личности Прометея и постепенное нарастание патетического стиля «Прометея прикованного». Рассказы Прометея о его благодеяниях, совершенных для людей, наделяют героя глубоким смыслом, а описание странствований Ио с названием мест, через которые она уже прошла и еще должна пройти, добавляют мудрости титану.

Этой трагедией Эсхил хочет убедить читателя и зрителя в необходимости борьбы с тиранией и деспотизмом в защиту слабого и угнетенного человека. Эта борьба возможна благодаря цивилизации, а цивилизация возможна благодаря постоянному прогрессу.

Блага цивилизации Эсхил очень подробно перечисляет: теоретические науки, затем техника и мантика (толкование сновидений, примет и т.д.). Прометей изображен в виде борца, непреклонной личности.

Остальные герои изображены менее значительно: Океан – старик, желающий помочь Прометею, Ио – физически и морально страдающая женщина, Гефест и Гермес – исполнители воли Зевса. Но стоит обратить внимание на личность Зевса в «Прометее прикованном».

Здесь он изображен тираном, деспотом, предателем, хитрецом и трусом. Именно поэтому трагедия восхваляет великого и непреклонного борца (Прометея) с тиранией (Зевсом).

Источник: https://infourok.ru/doklad-na-temu-mif-o-prometee-i-ego-traktovka-v-tragedii-eshila-prometey-prikovanniy-osobennosti-poeticheskogo-yazika-tragedii-o-3064583.html

Ссылка на основную публикацию