Анализ стихотворения листопад бунина

Образование 19 ноября 2015

Иван Алексеевич всегда отличался яркими лиричными описаниями родной природы. В ней, такой простой и одновременно необъятной, поэт видел суть всей человеческой жизни.

Наблюдая за течением времени, за тем, как сменяются времена года, как идет дождь или мягко падает снег, мы отдаем должное великолепию природы. Все наши жизненные неурядицы на время отходят на второй план.

Именно через природу можно передать самые глубокие мысли.

Датировка стихотворения

Анализ стихотворения Листопад Бунина

Прежде чем начать анализ стихотворения «Листопад» Бунина, необходимо сказать пару слов о том, когда оно было создано и опубликовано. Интересующее нас произведение Ивана Алексеевича Бунина принадлежит к раннему периоду его творчества. Оно было написано в августе 1900 года, когда поэту было 30 лет. А в октябре того же года произведение было напечатано в петербургском журнале «Жизнь» с подзаголовком «Осенняя поэма» и посвящением Максиму Горькому. Этот стих Ивана Алексеевича дал название первому поэтическому сборнику этого автора, который появился в 1901 году. Сборник «Листопад» был удостоен Пушкинской премии (в 1903 году). До конца жизни дорожил интересующим нас произведением Бунин.

«Листопад» — стихотворение, анализ которого позволяет выявить множество любопытных особенностей, скрытых в нем. Так же и сам автор находит в осени то, что открывается лишь внимательному взору.

Тема стихотворения

Анализ стихотворения Листопад Бунина

Начать анализ стихотворения «Листопад» Бунина следует с определения темы. Это произведение относится к пейзажной лирике. Тема его — описание осенней природы. Автор, наблюдая за тем, как она меняется, размышляет о течении жизни человека. Эти раздумья вносят философские мотивы в стихотворение.

Построение и рифмовка

Настоящим мастером композиции является Бунин. «Листопад» — стихотворение, которое отличает своеобразное, весьма необычное построение. По рифмовке произведение состоит из 7 четверостиший и 2 двустиший, которые написаны четырехстопным ямбом.

При этом 1, 3 и 5 строфы характеризуются перекрестной рифмовкой, в них чередуются женские и мужские рифмы. Несколько иные особенности имеют 6, 8 и 9 строфы. Они написаны кольцевой рифмовкой. Что касается 2, 4 и 7 строф, то для них характерны смежные рифмы.

Многие критики справедливо отмечают, что стихотворение близко к фольклору и обладает особой напевностью.

Пространство и время в произведении

Проводя анализ стихотворения «Листопад» Бунина, следует непременно сказать о пространстве и времени в нем. В произведении они играют особую роль. Бунин на протяжении повествования расширяет его пространственные и временные границы. Время в начале поэмы кратко — это «сегодня», то есть один день. А действие произведения ограничено поляной.

Это позволяет читателям уловить последние моменты счастья: увидеть последнего мотылька, ощутить прощальное тепло солнца, услышать квохчущего дрозда. По ходу произведения время расширяется. Теперь оно охватывает уже целый месяц («Сентябрь, кружась по чащам бора…»). Это же можно сказать и о пространстве — оно становится больше, вмещая в себя все небо и целый лес.

Время и пространство в конце поэмы приобретают поистине всепланетные масштабы.

Образ осени

В стихотворении осень является собирательным понятием. С одной стороны, это время года. Но с другой, осень предстает самостоятельным существом. Это хозяйка леса, «тихая вдова». Через очеловеченный образ художник приоткрывает читателю внутреннюю жизнь природы. Ее мир наполнен радостью, болью и страданием.

Смена состояний природы

Анализ стихотворения Листопад Бунина

Поэт изображает смену состояний природы, используя различные художественные приемы и средства. В то же время, не отделяя естественную среду от человека, Иван Алексеевич удивительно тонко описывает смену настроения самого лирического героя. Бунин в своем стихотворении проводит идею цикличности процессов мироздания, а также вечной жизни. Для этого он создает кольцо в поэме. Мы видим, как красоту золотой осени сменяет красота страдания и увядания природы, а затем появляется новая красота — холодная, зимняя и прекрасная.

Образ осеннего леса

Иван Алексеевич в первой части своего произведения создает живописный образ осеннего леса.

Для этого он использует различные контрасты и краски («серебро паутины», «лиловый терем», «светлая, солнечная поляна», «янтарный отблеск листвы»).

Поэт, рисуя сказку осени, прибегает к соответствующей сказочной лексике. Он сравнивает лес с резным теремом, поляну — с широким двором, а просветы в листве для него — словно оконца.

Анализ стихотворения Листопад Бунина

Анализ стиха Бунина «Листопад» позволяет заметить, что светлое, бодрое восприятие осеннего леса постепенно сменяется в стихотворении минорным настроением. Оно связано с тем, что в произведении появляется образ «тихой вдовы», а также мотив смерти. Иван Алексеевич рисует картину теперь уже безмолвного оцепенения леса, который готовится к скорому умиранию.

Жизнь и смерть

В третьей части умирание передается с помощью соответствующих звуков. Мы видим, что уже канул в небытие карнавал ярких красок, а осень отправляется все дальше на юг. Но в заключительной части стихотворения наступает радостное событие. Зимние ветры приносят новую жизнь, которая опять сменяет смерть. Так наполняется жизнеутверждающим смыслом стихотворение, которое создал Иван Бунин.

«Листопад»: анализ средств выразительности

В произведении передача движения организована использованием выразительных средств, таких как инверсия в первой строфе («льет дождь», «кружатся листья»), а также антитеза, которая противопоставляет направленное («гуси держат перелет») и беспорядочное движение («кружатся листья»).

Анализ стихотворения Листопад Бунина

Обилием тропов характеризуется поэма «Листопад» (Бунин). Анализ ее позволяет также заметить, что автор использует анафору. Кроме того, Бунин применяет ассонанс «о» и «е», который придает стихотворению мелодичность. А звуковые образы шуршания листвы и тишины создает аллитерация звуков «с» и «ш».

Поэма Бунина насыщена сравнениями. Мотылька, например, он сравнивает с белым лепестком. А ткани блестят, будто «сеть из серебра». Кроме того, в произведении встречаются метафоры («пестрый терем», «среди широкого двора»), олицетворения (осень входит в «терем свой»), эпитеты («морозное серебро», «мертвое молчание», «тихая вдова»).

Мастерство Бунина

Анализ стихотворения Листопад Бунина

Завершая анализ стихотворения «Листопад» Бунина, отметим, что автор его — настоящий художник. В произведении ему удалось облечь в слова и передать многообразие окружающего нас мира, величие и красоту природы. Мнение многих литературоведов сходится в том, что «Листопад» является эталоном пейзажной лирики. В этом стихотворении мастерски подобраны слова, которые точно и просто до гениальности раскрывают происходящие в природе процессы. Складывается впечатление, что по лесу бродит не просто какое-то абстрактное существо, а реальная женщина-ведунья, которая скорбит о том, что жизнь заканчивается, прощается с владениями. Более того, читатель как будто вовлекается во все происходящее, становится его действующим лицом. Подобно осени, он может укрыться от одиночества и дождя в расписном тереме.

Предлагаем вам дополнить краткий анализ стиха «Листопад» Бунина. Наверняка и вы сможете найти интересные особенности произведения. Вероятно, и вас оно натолкнет на собственные размышления. Ведь стихотворение Бунина никого не оставляет равнодушным.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/184926/

Анализ стихотворения "Листопад" Бунина И. А. :

Анализ стихотворения «Листопад» Бунина помогает лучше узнать и понять этого автора, одного из отечественных классиков. Бунин больше известен, как прозаик, автор лирических рассказов и романов, например, «Жизнь Арсеньева», за который он был удостоен Нобелевской премии. Но это был еще и замечательный поэт, создавший десятки превосходных поэтических текстов.

Об авторе

Анализ стихотворения Листопад Бунина

Прежде чем начать анализ стихотворения «Листопад» Бунина, расскажем о самом авторе.

Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже. Он происходил из семьи обедневших дворян. Рано пошел работать, начал карьеру в журналистике. Будущий поэт признается, что вырос на Пушкине, стихи которого постоянно звучали в доме.

В детстве у мальчика был гувернер — студент Московского университета Николай Ромашков. Именно он пристрастил его к чтению. Бунин получил полноценное домашнее образование, которое включало в себя, помимо основных предметов, латынь и рисование.

Сам Бунин признавался, что среди первых книг, которые он прочитал самостоятельно, были сборники британской поэзии и «Одиссея» Гомера.

Первые неудачи

Анализ стихотворения Листопад Бунина

В молодости начинающий поэт сильно переживал из-за того, что критики и читатели обращали на него немного внимания. Сложности были связаны с тем, что у него не было литературных агентов, которые могли бы организовать рецензии в прессе. Он самостоятельно отправлял произведения всем своим знакомым с просьбой писать отзывы.

Дебютный сборник его стихов, который вышел в Орле, остался практически никем не замеченным. В 1897 году была напечатана его вторая книга под названием «На край света и другие рассказы».

На нее поступило около 20 отзывов от критиков. Все они были снисходительно-благодушными, но не более.

К тому же в то время такое небольшое количество отзывов выглядело мизерным по сравнению с оценкой работ Горького или Леонида, которыми восторгались критики.

Сборник «Листопад»

Анализ стихотворения Листопад Бунина

Составляя анализ стихотворения Бунина «Листопад», нужно обязательно учитывать, что оно входило в состав сборника, который стал первым успехом писателя.

Сборник «Листопад» был издан в издательстве «Скорпион» в 1901 году. Ходасевич отмечал, что именно ей Бунин обязан своей популярности. Тогда же поэт обратился к Чехову с просьбой выдвинуть «Листопад» и вышедший несколькими годами ранее перевод «Песни о Гайавате» на Пушкинскую премию.

Чехов согласился, но для начала проконсультировался с известным юристом Анатолием Кони. Чехов признавался, что сам уже неоднократно получал премии, но сам своих книг никогда не посылал. Поэтому просто не знал, как действовать, кому писать, куда отправлять произведения.

Кони он просил помочь советом, подсказать, как действовать в такой ситуации.

Читайте также:  Доклад на тему язык - орган вкуса 4 класс окружающий мир

В феврале 1903 году стало известно, что рецензентом Бунина по присуждению Пушкинской премии назначен известный отечественный поэт, прозаик и публицист Арсений Голенищев-Кутузов, потомок легендарного полководца.

Вскоре отзыв на сборник появился и в «Литературных вечерах «Нового мира».

В нем Платон Краснов отмечал, что стихи весьма однообразны, сравнив с Фетом и Тютчевым, отметил, что Бунину не удается писать о природе настолько увлекательно.

Отзыв Голенищева-Кутузова, наоборот, оказался восторженным. Он отметил, что Бунину свойственен уникальный, ни на что не похожий свой язык.

Источник: https://www.syl.ru/article/347884/analiz-stihotvoreniya-listopad-bunina-i-a

284,Анализ стихотворения И, бунина «листопад»

Пейзажная лирика занимает в творчестве И. Бунина почетное место. Одним из лучших своих творений поэт считал «Листопад». В школе его изучают в 4 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Листопад» по плану.

Анализ стихотворения Листопад Бунина

Анализ стихотворения Ивана Бунина «Листопад»

Анализ стихотворения Листопад Бунина

Бунин всегда отличался своими лиричными, яркими описаниями природы. В ней, в простой и, в тоже время, необъятной, он видел саму суть всей нашей жизни. Если наблюдать за течением времени, за сменой времен года, за мягко падающим снегом или весенним дождем, то постепенно все жизненные неурядицы отходят на второй план, пасуя перед великолепием природы. И именно через природу, через пейзажи, можно передать любые, даже самые глубокие мысли.

Стихотворение «Листопад» является ярким представителем пейзажного творчества. Бунин написал его в 1900 году, открыв им свой одноименный сборник, который впоследствии принес ему Пушкинскую премию.

«Листопад» был написан в едином творческом порыве, слова исходят от самого сердца автора. Под впечатлением от яркой осени, которую он наблюдал, строфы идут друг за другом в ладном, стройном осеннем ритме. По своей структуре, стихотворение напоминает фольклорные напевы, тягучие, не имеющие строгой последовательности, но столь красивые и запоминающиеся.

Поразительное количество красочных метафор показывает читателю настроение автора: здесь и сравнение леса с расписными хоромами, и багряные листья, и синяя вышина чистого неба.

Поэт поражен тем, насколько прекрасна осень, пора увядания, время, что предшествует зиме. Казалось бы — жизнь замирает и готовится к долгому сну.

И пусть на сердце легкая печаль и непонятная тревога, все же — как она прекрасна, осень. Бунин сравнивает ее с хозяйкой леса, с тихой, заботливой вдовой.

Да, круговорот жизни неотрывно связан со смертью, листья увядают и опадают, трава жухнет, птицы улетают на юг, а звери готовятся к трудным временам.

Однако, осень дает начало для новой жизни. Опавшая листва укутывает землю, словно одеяло, согревает ее и служит пристанищем для многих животных. Осень позаботится о том, чтобы весной жизнь заиграла новыми красками. А сейчас — время для красок печальных, но не менее прекрасных. Янтарные отблески, светлая, «пустая» поляна, лиловым теремом стоят деревья.

Жизнь готовится ко сну, замирает. Вокруг лишь мертвый сон и молчанье, и редкие отзвуки уже ушедшего лета.

Бунин постепенно расширяет охват своего очарования: если сперва мы видели одну лишь поляну, и видели один лишь день, то к концу стихотворения перед нами предстает весь сентябрь в своем холодном, сыром великолепии, а сценой ему служит весь лес. Уже почти спящий, оголенный. Автор прощается с ним, казалось бы, жалеет об ушедших дня. Но, на самом деле, мы еще вернемся сюда, и увидим великолепие зимы.

Это интересно: 283,Анализ стихотворения Звезда М, лермонтова

История создания

Анализируемое стихотворение было написано И. Буниным в 30-летнем возрасте (1900 г.). Тогда поэт работал в газете «Орловский вестник». Известно, что он очень любил выезжать за город, чтобы прогуляться и насладиться природой. Она вдохновляла Ивана Алексеевича на создание прекрасных художественных образов и пейзажей, которые заняли почетное место в русской литературе.

В том же 1900 году стихотворение напечатали в петербургском журнале «Жизнь». В первой публикации оно имело название «Осенняя поэма». Посвящено произведение М. Горькому.

Анализ стихотворения Бунина Листопад 3 вариант

В стихотворении И. А. Бунина «Листопад», очень ярко и красочно описана картина осенней природы. Это стихотворение является ярким представителем пейзажной лирики, которая занимает значительное место в творчестве автора.

Именно пейзажная лирика, помогает автору передать глубину его размышлений о смысле жизни и её быстротечности, а также о вечной любви и радости бытия. В этом стихотворении, пёстрыми красками золотой осени завуалирована осенняя грусть увядания и оскудения.

Особенно отчетливо автор передает это состояние во второй части стиха, слегка приоткрыв вуаль.

Бунин в стихотворении «Листопад», очень искусно и красочно, с множественным использованием эпитетов и сравнений, передал картину золотой осени, которую он наблюдал «над светлою поляной». В описании природы осени использовано множество красок:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный

Картина чудесной осени завораживает автора, и он исподволь становится свидетелем таинства осенней сказки – здесь и «терем расписной», и «оконца» просветов неба в листве деревьев. А во второй части стиха картина осени предстает в образе тихой вдовы осени, входящей в свой лес-терем, окруженный тишиной:

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Но, после этих строк облик красочной осени наполняется грустным мотивом вечной тишины и покоя. Этот мотив усиливается использованием таких слов: «последний», «замирает», «мертвое молчанье», «тишина».

Даже красочная, «светлая поляна», которая была в первой части стиха, с приходом тихой осени вдовы, становится «пустой поляной».

А играющий последний мотылек — единственный одушевленный персонаж, во второй части стиха – «на паутине замирает».

В последнем четверостишье, автор снова возвращается к поэтическому образу осени, но в ее описании использует уже не красочные и яркие сравнения, а тишину, которая объяла все:

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине

Стихотворение И. А. Бунина «Листопад», передает и красоту осенней природы, и глубокую полноту светлой грусти. Пусть это уже осень и очень скоро придет тишина и полная пора увядания, однако эта печаль светлая и яркая, как золотая осень.

Композиция

Разбор стихотворения будет неполным без характеристики композиции. По смыслу его можно разделить на несколько частей: описания леса, залитого красками ранней осени, рассказ об Осени-вдове, пейзажи, изображающие позднюю осень, обращение Осени к лесу. Формально стихотворение состоит из строф, каждая из которых относительно завершенная по смыслу.

Жанр

Жанр произведения – элегия, ведь в нем преобладают пейзажи, в которых преобладают нотки грусти и тоски. Есть в стихотворении и признаки сюжетной лирики. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. В «Листопаде» представлены все виды рифмовки, есть мужские и женские рифмы.

Это интересно: 288,Анализ стихотворения И, бунина «детство»

Средства выразительности

Осенний пейзаж и образ Осени создаются при помощи художественных средств. Автор использовал олицетворение, чтобы очеловечить время года.

В тексте есть метафоры – «березы желтою резьбою блестят в лазури голубой», «пестрый терем», «мертвый сон», эпитеты – «лес… лиловый, золотой багряный», «мертвое молчанье», «глубокий и немой покой», «туманная высота» и сравнения – «лес, точно терем расписной», «паутины ткани блестят, как сеть из серебра», мотылек, «точно белый лепесток».

Послушайте стихотворение аБунина Листопад

Картинка к сочинению анализ стихотворения Листопад

Анализ стихотворения Листопад Бунина

Поделитесь в соц.сетях:

Источник: https://school1208.ru/raznoe/284-analiz-stihotvoreniya-i-bunina-listopad.html

Анализ стихотворений "Листопад" и "Одиночество": поэзия Бунина как проза

Определение 1

Элегия – это лирическое произведение, проникнутое грустью.

Стихотворение «Листопад» И. А. Бунин написал в 1900 году, в период своей работы в издании «Орловский вестник». Поэт очень любил поездки за город, любил гулять и наслаждаться природой.

Природа вдохновляла Бунина на создание прекрасных пейзажей и ярких художественных образов. Стихотворение в том же году было напечатано в петербургском журнале «Жизнь» под названием «Осенняя поэма».

Произведение Бунин посвятил М. Горькому.

В стихотворении «Листопад» Бунин развивает осеннюю тему, охватывает все перемены, наблюдаемые в это время года. В произведении три главных образа: лирический герой, лес, Осень.

Лирический герой здесь выступает в роли рассказчика. В начальных строках стихотворения он «подводит» читателя к осеннему лесу, который поражает буйством красок. Лес – это терем, где живет Осень. Бунин очеловечивает время года, осень он сравнивает с вдовой.

Лишь только осень переступает порог терема, вся природа замирает в предчувствии перемен. Предчувствует их и лирический герой, который знает, что это последние теплые дни, однако грусть не сразу вкрадывается в его душу. Сначала лирический герой наслаждается теплом, светом, шуршанием листьев, игрой мотыльков. Пение птиц вторит настроению лирического героя.

Анализ стихотворения Листопад Бунина

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Но вдруг эта пелена счастья спадает. Лес погружается в странное молчание, являющееся «предвестником долгого ненастья». Даже Осень чувствует себя неуютно. Ночи становятся холодными, все вокруг пророчит свою смерть.

Совиный хохот и аромат гнилых листьев дополняет мрачную картину. Лирический герой знает о том, что поздней осенью бессмысленно ждать утреннего солнца, его сменяет мгла и холодный дождь.

Лес снова сравнивается с теремом, но потемневшим и полинявшим.

Осень не может просто так уйти, не попрощавшись с лесом. Она его утешает тем, что очень скоро дни станут ласковей и украсят все серебром. Она уверена, что все жители леса будут рады сугробам, зимней свежести и сиянию.

Читайте также:  Анализ произведения первая любовь тургенева

Замечание 1

Главная мысль стихотворения Бунина заключается в том, что не следует поддаваться мимолетной грусти, которая навеяна слякотной погодой, – в каждом времени года есть своя прелесть.

Стихотворение по смыслу можно разделить на несколько частей:

  • Описание леса, раскрашенного красками ранней осени;
  • Сравнение Осени с вдовой;
  • Изображение поздней осени;
  • Обращение Осени к Лесу.

Формально произведение состоит из строф. Каждая строфа относительно завершена по смыслу.

Стихотворение «Листопад» относится к жанру элегии – описание пейзажей с нотками тоски и грусти. Присутствуют в произведении и признаки сюжетной лирики. В стихотворении представлены все виды рифмовки, присутствуют и женские, и мужские рифмы. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Стихотворение «Листопад» отличается обилием тропов. Поэт использует анафору, аллитерацию «ш» и «с», которая создает звуковые образы шуршания листвы и тишины, ассонанс «Е» и «О», который придает стихотворению мелодичность.

В поэме много сравнений («…ткани блестят, точно сеть из серебра»), олицетворений («Осень..вступает в терем свой», метафор (пестрый терем, среди широкого двора), эпитетов (мертвое молчание, тихая вода, морозное серебро), метафор-олицетворений («Дымы встают столбами»).

Бунин как настоящий художник в стихотворении «Листопад» сумел все величие природы, ее красоту, многообразие окружающего мира облечь в словесную форму.

Краткий анализ стихотворения И. А. Бунина «Одиночество»

Одиночество является одной из ведущих проблем в творчестве И. А. Бунина. история создания этого стихотворения связана с жизнью не только писателя, но и его товарища. Произведение посвящено другу Бунина, художнику Петру Нилусу, который, как и поэт, страдал от одиночества.

На момент написания стихотворения отношения Бунина с женой очень ухудшились. Он страдал от того, что его супруга не разделяет его взгляды. Жена, в свою очередь, упрекала мужа в черствости. Через год совместной жизни Цакни уехала в Одессу. Эти события Бунин переживал крайне тяжело.

В 1903 году в Константинополе он написал стихотворение «Одиночество», в котором, видимо, и отразились эти события.

Автор в произведении развивает темы разрыва отношений и одиночества, взаимосвязанные между собой. Для этого он применяет пейзажные и психологические зарисовки. Сцена расставания воспроизведена в стихотворении очень лаконично.

В центре произведения находятся лирический герой и его возлюбленная.

Произведение начинается с описания пейзажа, создающего печальную атмосферу одинокого пребывания лирического героя на даче. Он с грустью смотрит на пустой сад, погода тоже не добавляет оптимизма: «и ветер, и дождик, и мгла».

Пейзаж передает внутреннее состояние лирического героя, отражает то, что творится в его душе. Далее читатель узнает, что стало причиной его грусти. Лирического героя бросила любимая женщина. Он знает, что все попытки ее вернуть будут бесполезны, и поэтому отпускает ее со словами: «проживу и один – без жены…».

Следующий день тоже оказался хмурым, пасмурным, словно даже природа плачет над разбитым сердцем лирического героя. Он до последнего вглядывается в темноту, надеясь на то, что любимая вернется.

В последней строфе поэт демонстрирует свое знание женской натуры. Лирический герой уверен, что женщины легко отпускают прошлое, а бывшие возлюбленные для них быстро становятся совершенно чужими людьми. Он не видит выхода из этой ситуации, опускает руки и намеревается затопить камин и пить. Отчаявшись найти верную спутницу, лирический герой мечтает о собаке.

В контексте темы одиночества развивается идея о том, что нельзя давать человеку надежду, если знаешь, что будущего у отношений нет. Поэт призывает беречь чувства.

Для развития этой темы Бунин выбрал форму монолога. Стихотворение по смыслу можно разделить на три части:

  • Зарисовка пейзажа;
  • Рассказ об уходе любимой жены;
  • Описание внутреннего состояния героя, который переживает душевную драму.

Формально стихотворение состоит из четырех шестистиший.

Произведение относится к жанру элегии с элементами послания. Здесь лирический герой с тоской и грустью рассказывает о своих душевных терзаниях, а затем обращается к своей возлюбленной. Стихотворный размер – трехстопный анапест. В стихотворении использованы параллельная и перекрестная рифмовка, все рифмы – мужские.

Это произведение не отличается богатством на средства выразительности, однако они помогают поэту передать чувства лирического героя и весьма оригинально интерпретировать тему одиночества. В произведении есть эпитеты («ненастный день», «холодная пустыня», «предвечерняя серая тьма»), метафоры («жизнь до весны умерла», «пустыня воды»).

Интонация придает выразительности эмоциям лирического героя. Бунин использует восклицательные предложения и оборванные синтаксические конструкции. При помощи аллитерации «з». «р», «ш», «ж»» передается мрачное настроение: «Но для женщины прошлого нет: разлюбила – и стал ей чужой».

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/analiz_stihotvoreniy_listopad_i_odinochestvo_poeziya_bunina_kak_proza/

Анализ стихотворения Бунина "Листопад" |

Анализ стихотворения Листопад БунинаОдно из самых красивых стихотворений об осени – стихотворение Бунина “Листопад”.

Прочтите с ребенком стихотворение.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой


  • Вступает в пестрый терем свой.
  • Сегодня на пустой поляне,
    Среди широкого двора,
    Воздушной паутины ткани
    Блестят, как сеть из серебра.
    Сегодня целый день играет
    В дворе последний мотылек
    И, точно белый лепесток,
    На паутине замирает,
    Пригретый солнечным теплом;
    Сегодня так светло кругом,
    Такое мертвое молчанье
    В лесу и в синей вышине,
    Что можно в этой тишине

  • Расслышать листика шуршанье.

На прогулке наберите разноцветных листьев, внимательно рассмотрите их. Спросите у ребенка, какой месяц осени можно назвать “золотым”? А какой “листопадным”?

  1. Предложите ребенку сделать аппликацию из собранных листьев или зарисовать то, что он услышал в стихотворении.
  2. В последующей беседе отметьте сравнения, встречающиеся в стихотворении.
  3. — С чем сравнил поэт осенний лес? ( лес, точно терем расписной)
  4. — Саму осень? ( …Осень тихою вдовой)
  5. — Паутинки, блестящие на солнце? ( …воздушной паутины ткани
    блестят, как сеть из серебра)
  6. — Белого мотылька, порхающего над паутинкой? ( …точно белый лепесток…)
  7. — Просветы в небе?  ( просветы в небо, что оконца…)
  8. — Елочки? (как вышки, елочки темнеют…)
  9. Спросите, какое настроение было у поэта, когда он писал это замечательное стихотворение?

Обратите внимание ребенка на то, что хотя в лесу еще тепло, солнечно и красиво, мы уже чувствуем светлую грусть. Какие образы ее вызывают?

  • – Образ Осени как женщины-вдовы, тихо идущей в свой терем через пустую поляну в мертвом молчании и наблюдающей за игрой последнего мотылька, последней яркой вспышкой разноцветья перед холодной, унылой и суровой зимой.
  • Стихи об осени

Источник: https://www.tarologiay.ru/?p=1351

“Листопад” анализ стихотворения Бунина

Стихотворение “Листопад” относится к раннему периоду творчества И. Бунина. 30-летний поэт написал его в августе 1900 года, а в октябре стихотворение с посвящением М. Горькому и подзаголовком “Осенняя поэма” было опубликовано в петербургском журнале “Жизнь”. Произведение дало название поэтическому сборнику 1901 года, удостоенному в 1903 году Пушкинской премии.

Сам поэт дорожил стихотворением до конца жизни.

“Листопад” – произведение пейзажной лирики, посвященное описанию осенней природы. Наблюдая за изменяющейся картиной природы, автор размышляет о течении человеческой жизни, внося в стихотворение философские мотивы.

“Листопад” отличает необычное, своеобразное построение: по Рифмовке стихотворение состоит из семи четверостиший и двух двустиший, написанных четырехстопным ямбом. Первая, третья и пятая строфы произведения имеют перекрестную рифмовку с чередованием женской и мужской рифм. Шестая, восьмая и девятая строфы написаны кольцевой рифмой, а вторая, четвертая и седьмая строфы – смежными рифмами.

Особенность стихотворения – его напевность и близость к фольклору.

На протяжении всего повествования Бунин расширяет его временные и пространственные границы.

В начале поэмы время кратко – один день, “сегодня”, а действие ограничено поляной, что позволяет уловить последние мгновения счастья – заметить последнего мотылька, почувствовать прощальное солнечное тепло, услышать квохчущего дрозда. Постепенно время расширяется до месяца , а пространство охватывает целый лес и все небо.

В конце поэмы время и пространство приобретают всепланетные масштабы.

Осень в стихотворении выступает как собирательное понятие: это и время года, и Осень – самостоятельное существо, “тихая вдова”, хозяйка леса. Художник через очеловеченный Образ Осени приоткрывает мир внутренней жизни природы, наполненный радостью, страданием и болью.

Смену состояний природы поэт изображает при помощи различных художественных средств и приемов, одновременно, не отделяя природу от человека, удивительно тонко передавая смену настроения лирического героя.

Проводя идею вечной жизни и цикличности всех процессов мироздания, Бунин создает в поэме кольцо, идя от красоты золотой осени через красоту увядания и страдания природы к новой красоте – зимней, холодной и прекрасной.

В первой части стихотворения Бунин создает великолепный Образ осеннего леса, используя разнообразные краски и контрасты . Рисуя осеннюю сказку, поэт прибегает к сказочной лексике, сравнивая поляну с широким двором, лес с резным теремом, а просветы в листве – с оконцами.

Бодрое, светлое восприятие картины осеннего леса сменяется минорным настроением, связанным с появлением в поэме образа “тихой вдовы” Осени и Мотива смерти. Поэт рисует картину безмолвного оцепенения леса в преддверии скорого умирания.

В третьей части картина умирания природы передается с помощью звуков, карнавал ярких красок канул в небытие, а осень уходит все дальше на юг. Однако в заключительной части жизнь, принесенная зимними ветрами, снова сменяет смерть, а природа вновь обретает радость .

Читайте также:  Анализ стихотворений антона дельвиг

Передача движения в произведении организована при помощи разнообразных выразительных средств: инверсии в первой строфе , антитезы, противопоставляющей беспорядочное и направленное движение .

“Листопад” отличает обилие Тропов. Бунин использует анафору, ассонанс “о” и “е”, придающий мелодичность стихотворению, аллитерацию звуков “ш” и “с”, создающую звуковые образы тишины и шуршания листвы.

Поэма насыщена сравнениями , метафорами , олицетворениями , метафорами-олицетворениями , эпитетами .

Настоящий художник, Бунин в “Листопаде” сумел облечь в словесную форму и передать все многообразие окружающего мира, всю красоту и величие природы.

Источник: https://studentguide.ru/sochineniya-na-raznye-temy/listopad-analiz-stixotvoreniya-bunina.html

Произведение листопад. Природа в стихах И

Главная » Двускатная » Произведение листопад. Природа в стихах И

Текст этого небольшого по объему стихотворения
мы анализировали с семиклассниками. Взяли его
для того, чтобы попробовать написать рецензию. Я
пыталась вызвать у ребят интерес к тексту и
помочь им найти подступы к его анализу.

Ивана Алексеевича Бунина ученики 7 класса знают
как прозаика по рассказам “Цифры” и “Лапти” и
немного как поэта.

Приступая к работе над текстом, задаю детям
вопрос: Когда вы слышите слово “листопад”, какие
ассоциации у вас возникают? Ответы получаю самые
разнообразные, записываем их на доске, объясняем.
Затем обращаемся к стихотворению: интересно
узнать, как это слово звучит у поэта. Читаем
текст.

Листопад

Льет дождь холодный, точно лед, Кружатся листья по полянам, И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелет.

  • Но дни идут. И вот уж дымы Встают столбами на заре, Леса багряны, недвижимы,
  • Земля в морозном серебре.

Можно ли сказать, что здесь рассказывается о
листопаде? – Нет. – О чем же? Что является
предметом, объектом внимания автора? (Это тема
текста.)
Составляем смысловые гнезда:

Почему же Бунин дает именно такое название
стихотворению? Ведь о листопаде всего одна
строка: “Кружатся листья по полянам
”.

(Основная
мысль
текста – главная мысль произведения,
выражающая отношение автора к действительности,
к предмету своего внимания.

)В ходе беседы
приходим к мысли о том, что поэт тоскует по
уходящей красоте, по движению, символизирующему
жизнь, и настроение у него грустное. А вы что
испытываете, когда читаете бунинский текст?
Понятна ли вам позиция автора?

Обращаем внимание на то, что поэта интересуют
не отдельные детали, из которых складывается
картина. Эти детали (дождь, листья, гуси…)
находятся в едином пространстве. Проследим за
взглядом художника слова:

Переходя к разговору о языковых средствах
исходного текста, ребята в первую очередь видят в
нем изобразительные средства (тропы) и без
особого труда их называют.

Картина осени – зимы
рисуется автором с помощью эпитетов:
дождь
“холодный”, “длинный” караван, леса
“багряны”, “морозное” серебро; сравнения:

“дождь холодный, точно лед”; метафор-олицетворений:

“кружатся листья”, “караван гусей”, “дымы
встают столбами”, “дни идут”, “земля в
серебре”.

Произвести впечатление на читателя, вызвать в
его душе отклик помогают выразительные средства
языка (фигуры речи).

Это антитеза
, которая
присутствует во всем стихотворении: движение в
первой строфе и его отсутствие в последней
строке, дождь и “морозное серебро”,
беспорядочное движение (“кружатся листья”) и
строго направленное (“гуси держат перелет”); инверсия

в первой строфе, с помощью которой на первое
место выходит действие: “льет дождь”, “кружатся
листья”; звукопись
представлена
аллитерацией на звуки [л], [д], [т] в начале и на звук
[р] в конце первой строфы и ассонансом на звук [о]
(в первой строке он встречается пять раз) и на
звук [а] (во второй строке он повторяется семь
раз), что позволяет говорить о смене настроения в
тексте. Если затронуть вопрос о цветописи,
то
она здесь не очень яркая: “лед”, “дымы”,
“багряны”, “серебро”. Как видим, преобладают
ахроматические цвета. Обратим внимание на
багряный цвет. Спрашиваю у ребят: “Значение его в
данном тексте такое же, как и в знакомом с пятого
класса отрывке из другого стихотворения
И.А.Бунина и тоже с названием “Листопад”:

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный
, Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной?”

– Нет. В нашем тексте леса багряны не оттого,
что они покрыты разноцветными листьями, а потому,
что автор их увидел зимой на заре.

Относительно новый материал для
семиклассников – синтаксические средства языка.
Посмотрим на предложения в стихотворении. Их
всего три: первое и третье бессоюзные сложные, и
второе – простое нераспространенное. В виде
схемы это выглядит так:

Как все четко: определенность, стройность формы
текста и соответствие каждого из трех
предложений трем микротемам (осень – время –
зима)
! И “но” здесь не “сочинительный
противительный союз”. Через него автор передает
неизбежность течения времени и свою грусть об
ушедшем.

Наблюдение за глаголами – сказуемыми
показывает, что все они стоят в настоящем времени
и плавно переходят в краткие прилагательное –
сказуемое “багряны” и причастие- сказуемое
“недвижимы”, а в последнем предложении совсем
отсутствуют. О чем это может говорить? Так поэт
показывает постепенный переход природы из
одного состояния в другое, от жизни ко сну. Самый
“живой” глагол в тексте – “кружатся”, он же и
самый “веселый”.

Не проходим мимо и “серьезного”
словосочетания (высокий стиль) – “держат
перелет”. Почему поэт не говорит просто: гуси
летят на юг? Дети замечают, что Бунин к этому
явлению относится серьезно и с уважением,
сравнивая его с тем, как человек держит свой путь.

И совсем коротко об элементах стихосложения.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом (—»
—» —» —«) с использованием пиррихия
(двусложная
безударная стопа – пропуск очередного
метрического ударения – в ямбе и хорее) во всех
строках, кроме первых в каждой строфе. Рифмовка
разная: в первом четверостишии – кольцевая, во
втором – перекрестная. Рифма в основном точная,
как мужская, так и женская.

Заканчивая работу над текстом стихотворения
И.А.Бунина “Листопад”, ребята говорят о том, что
этот текст содержит загадку, заставляет думать о
серьезных вещах, что автор его – И.А.Бунин – поэт
интересный.

  1. «Листопад» Иван Бунин
  2. Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Веселой, пестрою стеной
  3. Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая —
И снова все кругом замрет.

Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой —
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу…
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной

В пустынной тишине ночной.

Теперь уж тишина другая:
Прислушайся — она растет,
А с нею, бледностью пугая,
И месяц медленно встает.
Все тени сделал он короче,
Прозрачный дым навел на лес
И вот уж смотрит прямо в очи
С туманной высоты небес.

0, мертвый сон осенней ночи!
0, жуткий час ночных чудес!
В сребристом и сыром тумане
Светло и пусто на поляне;
Лес, белым светом залитой,
Своей застывшей красотой
Как будто смерть себе пророчит;
Сова и та молчит: сидит
Да тупо из ветвей глядит,
Порою дико захохочет,
Сорвется с шумом с высоты,
Взмахнувши мягкими крылами,
И снова сядет на кусты
И смотрит круглыми глазами,
Водя ушастой головой
По сторонам, как в изумленье;
А лес стоит в оцепененье,
Наполнен бледной, легкой мглой
И листьев сыростью гнилой…
Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце. Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят,-
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Все, что она пережила
В немую ночь, и одиноко
Запрется в тереме своем:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи
И на поляне волчьи очи
Зеленым светятся огнем!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал

И таять стал, все умертвив…

Источник: https://iammangageek.ru/dvuskatnaya/proizvedenie-listopad-priroda-v-stihah-i-a-bunina-analiz/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]