У наших предков, живших в давние времена на Руси, праздники являлись важной частью как семейной, так и общественной жизни. Многие века русский народ чтил и свято хранил свои традиции, передававшиеся от отца к сыну в каждом поколении.
Повседневная жизнь обычного русского человека в те времена была непростой и посвящена тяжелому добыванию хлеба насущного, поэтому праздники были для него особенным событием, неким священным днем, когда происходило слияние жизни всей общины с их сакральными ценностями, духами предков и их заветами.
Традиционные русские праздники предполагали полный запрет на выполнение любой повседневной деятельности (косьбы, пахоты, колки дров, шитья, ткачества, уборки т.д.).
На время праздника все люди должны были одеваться в праздничные одежды, радоваться и веселиться, вести только радостные, приятные разговоры, за невыполнение этих правил полагался денежный штраф или даже наказание в виде битья плетями.
Каждое время года играло в жизни русского человека свою определенную роль. Зимний период, свободный от работ на земле, особенно славился своими гуляниями, шумными забавами и игрищами.
Основные русские праздники на Руси:
Зима
7 января (25 декабря) русский православный народ отмечал Рождество. Этот праздник, посвященный рождению Божьего сына Иисуса Христа в Вифлееме, заканчивает рождественский пост, который длится на протяжении 40 дней.
В его преддверии люди готовились прийти к нему чистыми душой и телом: мыли и убирали свое жилище, ходили в баню, одевали чистые праздничные одежды, помогали бедным и нуждающимся, раздавали милостыню.
6 января в Рождественский Сочельник за большим праздничным столом, на котором обязательным первым блюдом была ритуальная каша кутья или сочиво, собиралась вся семья. К ужину приступали после появления первой звезды, кушали, молча и торжественно.
После Рождества наступали так называемые святые дни, длившиеся до Крещения, во время которых было принято ходить по домам и славить Иисуса Христа молитвами и песнопениями.
Подробнее >>
Святки (Святочная неделя)
Праздничные дни у древних славян, а затем перешедшие и в церковное празднование, дни святок, начинаются от первой звезды в канун Рождества и до праздника Крещения, освящения воды («от звезды и до воды»).
Первая неделя Святок получила название Святочной недели, связана со славянской мифологией, связанной с поворотом зимы на лето, солнца становится больше, тьмы меньше.
В эту неделю вечерами, называемыми святыми вечерами, святость зачастую нарушалась мифологическими обрядами гаданием, что не приветствовалось церковью, а днём, наряженные в одежды с флагами и музыкальными инструментами кудесники, ходили по улицам, заходили в дома и потешали народ.
Подробнее >>
Крещение
19 января праздновалось православное Крещение, посвященное таинству крещения Иисуса Христа в реке Иордани, в этот день во всех церквях и храмах совершалось Великое водоосвящение, вся вода в водоемах и колодцах считалась святой и обладала уникальными, лечебными свойствами.
Наши предки считали, что свяченая вода не может испортиться и хранили её в красном углу под иконами, и верили что это лучшее лекарство от всех недугов как телесных, так и духовных.
На реках, озерах и других водоемах делали на льду специальную прорубь в виде креста под названием иордань, купание в которой считалось богоугодным и целебным занятием, избавлявшим от хворей и всяческих напастей на целый год.
Подробнее >>
Масленица
В самом конце зимы, когда по поверьям наших предков Весна-красна с помощью тепла и света прогоняла стужу и холод, наступал праздник Масленицы, известный своим раздольным веселием, который длился на протяжении целой недели в преддверии Великого поста. В это время было принято печь блины, которые считались символом солнца, ходить к друг другу в гости, веселиться и наряжаться, кататься с горок на санках, а в заключительное Прощеное Воскресенье палить и хоронить чучело-символ побежденной зимы.
Подробнее >>
Весна
В этот праздник Входа Господня в Иерусалим, хоть и в православии не имеет предпразднства, так как следом начинается Страстная седмица, верущие приносят в церковь ветки вербы (в славянских ими заменяли пальмовые ветви), которые на утрене после всенощного бдения окрапляют святой водой. Затем православные украшают в домах освященными вербами иконы.
Подробнее >>
Пасха
Самым большим праздником всего христианского народа на Руси считалась Святая Пасха, в этот день почиталось воскрешение Иисуса Христа и его переход от смерти на Земле к жизни на небесах.
Люди убирали и украшали свои дома, одевали праздничные одежды, обязательно посещали пасхальное богослужение в церквях и храмах, ходили в гости, угощая друг друга пасхальными крашеными яйцами и куличами, после Великого Поста.
Встречаясь люди говорили «Христос Воскрес!», в ответ нужно говорить «Воистину воскрес!» и троекратно целоваться.
Подробнее >>
Красная горка
Первое воскресенье после Пасхи называлось Красная Горка или Фомин день (от имени апостола Фомы, не верившего в воскресение Христа), она являлась символом прихода весны и долгожданного тепла.
На этот праздник народные гуляния начинались еще ночью и продолжались целый день, молодежь водила хороводы, каталась на качелях, молодые парни встречались и знакомились с девушками.
Накрывали праздничные столы с обильным угощением: жареной яичницей, караваями в виде солнца.
Подробнее >>
Лето
Одним из самых значительных праздников лета был Иван Купала или Иванов День, названный в честь Иона Крестителя и отмечавшийся в день с 6 на 7 июля, в летнее солнцестояние.
Этот праздник имеет этническое происхождение и глубокие языческие корни.
В это день жгут большие костры, прыгают через них, символизируя очищение тела и духа от греховных мыслей и поступков, водят хороводы, плетут красивые венки из цветов и луговых трав, пускают их по течению и гадают по ним на своего суженого.
Подробнее >>
Ильин день
Один из почитаемых с древних времен народный праздник, к которому приурочено много верований, примет и запретов. В канун праздника в четверг и пятницу пекли обрядовое печенье и прекращали полевые работы. А в сам Ильин день строго запрещалось проводить любую хозяйскую работу, считалось это не принесет результата.
Проводилась «братчина», приглашали на общую трапезу всех жителей ближайших селений, а после угощения заканчивались народными гуляньями с песнями и плясками.
И главное, Ильин день считается границей лета и осени, когда вода становится холодной, вечера прохладными, а на деревьях появляются первые признаки осенней позолоты.
Подробнее >>
Медовый Спас
В середине последнего летнего месяца, а именно 14 (1) августа, православные христиане отмечали праздник Медового Спаса (спас от слова спаситель), которым почитали смерть семи мучеников Маккавеев, принявших мученическую смерть за свою христианскую веру от древнего сирийского царя Антиоха.
Дома посыпались семенами мака, защищавшими их от нечистой силы, первые соты меда, собранные в этот день, когда пчелы прекращали собирать нектар, относились в храм для освящения. Это день символизировал прощание с летом, после которого дни становилась короче, ночи длиннее, а погода более прохладной.
Подробнее >>
Яблочный Спас
19 (6) августа наступал Яблочный спас или Праздник Преображения Господня, у наших предков он был одним из самых первых праздников урожая, символизировавшим начало осени и увядание природы. Только с его наступлением древние славяне могли есть яблоки с нового урожая, обязательно освященные в церкви. Накрывались праздничные столы, начинали есть виноград и груши.
Подробнее >>
Третий Спас
Последний, Третий Спас (Хлебный или Ореховый) отмечался 29 (16) августа, в этот день заканчивалась уборочная страда и хозяйки могли спечь хлеб из нового урожая зерна. В церквях освящали праздничные караваи, также туда приносили орехи, которые как раз поспевали в это время. Заканчивая жатву, земледельцы обязательно вязали последний «именинный сноп».
Подробнее >>
Осень
Одни из самых почитаемых праздников осени, пришедшим к древним славянам из Византии, был Покров день, отмечаемый 14 (1) октября.
Праздник посвящен событию, произошедшему в 10 веке в Константинополе, когда город был осажден сарацинами, и горожане приносили молитвы о помощи Святой Богородице в храмах и церквях.
Пресвятая Дева Мария услышали их просьбы и, сняв покрывало с головы, укрыла их от врагов и спасла город.
В это время полностью заканчивались уборочные работы, начиналась подготовка к зиме, заканчивались хороводы и гуляния, начинались посиделки с рукоделием, песнопениями и беседами. В этот день накрывались столы с угощениями, приносились дары убогим и сиротам, обязательно было посещение церковной службы, начиналась пора свадебных торжеств. Брак на Покрова считался в особенности счастливым, богатым и долговечным.
Подробнее >>
Источник: https://schci.ru/russkie_narodnie_prazdniki.html
Как на Руси проходили народные гулянья на Красную горку?
У православных в этот день заканчивается Светлая седмица, поэтому его иногда называют Антипасха, не в смысле противопоставления, а в значении «вместо Пасхи». В церкви служат последнюю литургию по пасхальному чину, после чего закрывают «Царские врата».
В этот день вспоминают явление апостолу Фоме Иисуса Христа, произошедшее на восьмой день после воскресения (Пасхи). До этого апостол не верил, что Христос воскрес (отсюда и поговорка «Фома неверующий»).
Только увидев Иисуса и ощупав его раны, он уверовал в воскресение Спасителя.
Это событие тоже нашло отражение в народном празднике, но в своеобразной форме — в виде различных загадок и розыгрышей «веришь — не веришь». Главным же содержанием праздника стало прославление и окликание весны, а также молодежные гулянья, открывающие период свадеб — с этого дня в церкви начинались венчания, не проводившиеся в период Великого поста и пасхальных праздников.
Слово «горка» связывают с возвышенными местами, просохшими после схода снега и половодья, на которых в этот период только и возможно массовое гулянье. Как вариант — на которых проводились весенние обряды и зажигались костры в честь одного из языческих богов.
Наверное, история возникновения праздника для нас не так уж и важна. Главное, весенний праздник, основательно подзабытый в советские времена, снова активно отмечается.
Любопытно, что на Руси это был деревенский праздник, практически не отмечавшийся в городах, где в этот день заканчивались пасхальные гулянья.
В наши дни его больше празднуют в городах, превратив стараниями местных администраций и энтузиастов в своеобразные театрализованные представления.
После призывов к весне девушка обходила собравшихся, одаривая их крашеными яйцами, или засевала символическую грядку. Зачастую эти ритуалы проводились только в присутствии женщин, завершаясь совместной трапезой, главным, а иногда и единственным блюдом которой была яичница.
Иногда обрядовые действия начинались еще затемно. Женщины и девушки обходили деревню, обмахивая её новыми холстами или полотенцами, что символизировало изгнание злых духов.
После чего собирались на пригорке встречать восход солнца, накрывая на холстах праздничную трапезу.
Если небо было закрыто облаками, разжигался костер, к которому обращались с просьбами о хорошей погоде, как к своеобразному «заместителю» солнца.
Основными развлечениями молодежи были хороводы, игры, катания на качелях и каруселях, прыжки через костер, обходы дворов с прославлением молодоженов или обрученных.
Обычно гулянье начиналось со «смотра невест», когда девушки в праздничных нарядах с песнями ходили по деревне, давая возможность хорошо рассмотреть себя потенциальным женихам и их родителям, озабоченным выбором будущей невестки.
Только после нескольких проходов по деревне, а иногда и по нескольким близлежащим деревням, девушки отправлялись к месту, где будет проходить гулянье.
Оно заранее оборудовалось парнями: выравнивалась площадка для хоровода и танцев, рядом с ней делались скамейки, как для участников гулянья, так и для зрителей, неподалеку оборудовались качели и простейшие «аттракционы».
«Танцевальную» часть праздника открывали девичьими хороводами. Существовало несколько их вариантов, но основным их содержанием была тема возрождения земли после зимы и весеннего сева, это видно даже по названиям: «Посеем лен», «А мы просо сеяли» и т. п.
В этот период девушки должны были выглядеть целомудренно и неприступно. Но это не надолго: ближе к лету в хороводах появятся элементы заигрывания и обольщения. Пока же танцуют только девушки, парни к ним приглядываются и отпускают комплименты. Пора грубоватых шуток и напрашиваний на поцелуи, как и совместных танцев, еще не наступила.
В играх же можно было позволить себе и небольшие вольности, особенно при качании на качелях. Качели, карусели, гигантские шаги, бегунки, подкидки устанавливались еще на пасхальной неделе.
В больших селах и городах это были крупные красочные сооружения, в деревнях же ограничивались более простыми.
Качелями могла быть обычная доска, подвешенная на веревках между столбами или деревьями, а подкидкой — длинная доска, уложенная на высокий чурбак (подобные можно увидеть в цирках). Для гигантских шагов использовался столб с одной или двумя длинными веревками.
На гигантских шагах и подкидках свое ухарство обычно демонстрировали только парни. Не обходилось и без травм, но, чтобы понравиться девушкам, приходилось рисковать.
Кстати, для деревенской молодежи гулянье на Красную горку считалось практически обязательным. Тем, кто в нем не участвует, прочили неудачи в семейной жизни, а то и бобыльство. Зато приглядеть себе в этот день суженного или невесту — большая удача, сулящая счастье в совместной жизни.
На Красную горку в деревнях традиционно проводился обход молодежью дворов с прославлением (окликанием) молодоженов, вступивших в брак прошедшей осенью и зимой.
Для таких молодоженов именно с весны начиналась настоящая совместная хозяйственная жизнь — посев, последующий уход за урожаем и уборка, разведение домашней птицы, приплод скотины и т. д.
Именно с этим их и предстояло поздравить, пожелав хорошего урожая, большого приплода, да и пополнения в собственном семействе.
Обход дворов молодоженов мог быть «театрализованным», напоминающим колядование, либо просто группами молодежи в праздничной одежде. Молодожены заранее готовили угощения и ждали славельщиков у окна.
Выслушав поздравления и пожелания, которые часто сопровождались специальными песнями (вьюницами), они раздавали угощения.
Для парней, как правило, выставлялось вино, брага или водка, а для девушек — выпечка, пряники, сладости и яйца.
Зачастую групп славельщиков могло быть несколько, в том числе из детей, взрослых женщин и мужчин. В этом случае обход начинали дети, затем шла молодежь и только после неё взрослые, которые могли не ограничиться подаренным угощением, а напроситься на застолье.
На Красную горку открывался сезон свадеб, но их было еще не много. Как правило, в это время свадьбы играли в зажиточных семьях, остальные же откладывали создание семей на осень. После уборки урожая появлялась возможность провести свадьбу с меньшими затратами.
Красную горку традиционно праздновали весело. Развлекалась не только молодежь, были свои развлечения и у взрослых: традиционные хождения по деревне с песнями и частушками, розыгрыши и шутки над знакомыми, застолья и пляски. Приближалась посевная пора с её тяжелым крестьянским трудом, поэтому народ спешил нагуляться от души.
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/27495/
Как раньше проходили народные праздники и гулянья (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Я очень люблю приезжать в гости к бабушке в деревню. Там так спокойно, тихо, совсем не так, как в городе.
Мне нравится летом отдохнуть от городской суеты, но праздники я все же люблю проводить дома, где шумно и весело, много детей и молодежи.
Зимой в деревне совсем тоскливо и пусто, под Новый год все сидят по домам, едят салаты и смотрят телевизор. Да и опустела деревня, в основном живут здесь сейчас одни старики. Но бабушка рассказывает, что так было далеко не всегда.
Много лет назад жизнь в деревне была намного веселее, люди очень любили праздники и отдыхали с размахом. Раньше люди были очень религиозны, поэтому и главные праздники в году совпадали с церковными.
Сегодня главным праздником в году считается Новый год, однако раньше народ придерживался постов, поэтому новый год встречали достаточно скромно. Однако на Рождество устраивались народные гулянья, которые длились несколько дней.
Это время называлось Святками.
Люди надевали самую лучшую, самую нарядную одежду. Празднование начиналось с церковной службы, а потом люди расходились по домам и садились за праздничный стол. На улицах устраивались ярмарки, где продавались разнообразные угощения, и вообще было очень весело. Для многих людей такие праздники были возможностью и на других посмотреть, и себя показать.
Народные праздники были особым временем для молодежи. Принимать участие в гуляньях считалось обязательным для всех незамужних девушек и неженатых парней. Дети и молодежь катались с ледяных горок, играли в подвижные игры, водили хороводы.
На Святки девушки гадали, чтоб узнать что-нибудь о своем будущем суженом. Парни же участвовали в разнообразных состязаниях, где демонстрировали свою ловкость и удаль.
Все эти затеи давали возможность молодым лучше присмотреться друг к другу, да и вообще отдохнуть и вдоволь повеселиться.
В конце зимы с особым весельем праздновали Масленицу. Этот праздник знаменовал конец зимы и начало нового трудового года, когда уже вскоре должны были начаться полевые работы. Празднование Масленицы сопровождалось сжиганием чучела и разнообразными соревнованиями, ярмарками, шумным весельем.
За Масленицей следовал Великий пост, который заканчивался еще одним значительным церковным праздником – Пасхой. Это был особо торжественный и радостный день; всю неделю после Пасхи, не переставая, гудели церковные колокола, люди пекли куличи, отдыхали, ходили друг к другу в гости.
Раньше люди отдыхали по-другому, и мне кажется, во многом это время было даже веселее, чем наши современные праздники.
Источник: https://resoch.ru/kak-ranshe-proxodili-narodnye-prazdniki-i-gulyanya-sochinenie/
Народные праздники и гуляния
Из далеких времен идут к нам русские народные гуляния. Массовое проведение мероприятий под открытым небом в честь какого-либо праздника сегодня превратилось в хорошую традицию.
Народные гуляния на Руси всегда сопровождались всевозможными играми, хороводами, плясками, пением, прыганием через костер и, конечно, вкусными приемами пищи.
Сегодня мало что изменилось, только расширился ряд мероприятий на народных гуляньях.
К основным традиционным сегодня также добавились ярмарки, на которых можно купить еду и сувениры, на народные гуляния начали приглашать фотографов и ведущих, поют как обычные люди, так и профессиональные певцы.
Русское народное гуляние пришло к нам из глубины веков. Ранее многодневные гуляния были обычным делом, и всегда устраивались на Рождество, Масленицу, Ивана Купала, Святки и множество других праздников. Иными словами, народные гуляния устраивались по малейшему поводу и длились иногда до недели.
В городах и селах во время народных гуляний открывались ярмарки, на которых, как правило, торговали всевозможными сладостями, мороженным, фруктами и различными напитками. В общем, всем тем, от чего дети и взрослые не могли бы отказаться.
Если гуляние проходило за городом или селом, например, в роще или на поляне, классической традицией было установление больших парусиновых шатров, под которыми располагались всевозможные торговцы.
В селах русско народные гуляния обыкновенно проходили не центральной улице, на площади или же на поляне рядом с деревней. Все молодые люди, которые достигли брачного возраст, принимали участие в обязательном порядке.
Для них посещение всевозможных деревенских праздников было не только способом поразвлечься, но и возможностью найти вторую половинку. Если вдруг кто-то отказывался принимать участие в молодежных развлечениях, то он тут же превращался в человека, над которым насмехается все село.
Кроме того, считалось большим грехом не веселиться, когда обстановка обязывает, и поплатиться за него можно ранним вдовством, бездетностью, безбрачием или смертью близких.
Обязательной частью русских народных гуляний были игры, причем преимущественно подвижные, в которых участие принимали как девушки, так и парни, как участники, так и зрители. Главная часть любого народного гуляния — хороводы, после которых выбирались пары и начинались танцы и пляски.
Отличительной чертой всех народных гуляний было привлечения максимального количества человек от мала до велика. Поэтому хороводы и пляски всегда устраивались рядом с традиционными кострами, ледяными горками и деревенскими качелями. Это делалось для того, чтобы обеспечить развлечениями как можно больше людей.
Народные праздники и гуляния неразрывно связаны между собой. Самые большие гуляния устраивались на следующие праздники:
- Масленица;
- Рождество;
- Ивана Купала;
- Пасха.
Какие же народные гуляния в России устраивались к данным праздникам? Итак, начнем с традиционных гуляний в теплое время года. Например, на Ивана Купала. Праздник этот является своеобразным днем летнего солнцестояния у восточных славян, хоть их даты и не совпадают. Ночь накануне праздника считается намного важнее его самого.
Большинство обрядов совершалось именно ночью, с помощью трав, воды и огня. Обычаи эти сохранились и до сих пор. С наступлением сумерек разжигаются костры, через которые впоследствии прыгают влюбленные, взявшись за руки. Совершить данный обряд считает хорошей приметой: ежели огонь не смог разлучить влюбленных, то не страшны им никакие беды.
Еще одной важной составляющий ночи на Ивана Купала считалось гадание. А заканчивалось все запуском венков по реке. Девушки оставались на одном ее берегу, а молодые мужчины переходили на другой. В воду опускались венки, сплетенные из трав и полевых цветов. По старинным поверьям, если венок, запущенный девушкой, прибьет к ногам мужчины, ей будет суждено выйти замуж в этом году.
А вот если венок утонет, значит ходить незамужней его обладательнице еще несколько лет.
Еще один праздник, отмеченный массовыми народными гуляньями — это Пасха. Праздничные народные гулянья по данному поводу могли длится от нескольких дней до двух-трех недель, и назывались Красной горкой.
На пасхальных гуляньях дети устраивали покатушки (чье яйцо дальше укатиться) и соревнования, чье яйцо крепче. Традиционно все пасхальные яйца раскрашиваются, что является символом начала новой жизни. Часто крашенки катали по земле, чтобы обеспечить земле хорошее плодородие.
Традиционно также выпекание пасхального кулича и приготовления разнообразнейших блюд.
Не стоит забывать и про народные зимние гуляния, которые подразумевают празднование Рождества, Нового года, Масленицы. Для Рождественских гуляний чаще всего использовали всевозможные костюмы: переодеваться в стариков и животных было не только весело, но и считалось хорошей приметой.
Помимо этого хозяйки накрывали столы из вкуснейших блюд, после отведывания которых начинались рождественские гадания. Пользовались они популярностью как среди молодых, так и среди старших поколений. Масленица также полна традиций: сжигание соломенного чучела, приготовление всевозможных блинчиков, хороводы, игры, песни и пляски.
Народные гуляния сплочали жителей села, помогали людям почувствовать себя частью чего-то большего.
Несмотря на прошедшие годы, сегодня народные гуляния пользуются такой же популярностью, как раньше. В маленьких селах или городах-миллионниках обычным делом стали ярмарки и всевозможные развлечения в честь праздников. Наша компания занимается проведением народных гуляний к любому празднику. Раскрась свою жизнь вместе с ASTRA Congress!
Источник: https://astra.teatrdom.spb.ru/stati/russkie-narodnie-gulyaniya
Сочинение "Что за прелесть эти народные праздники!"
- МОУ «Бик-Утеевская основная общеобразовательная школа Буинского района РТ»
- ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ
- НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ!
- Работу выполнила ученицы 8 класса:
Гамирова Г., Самитова Й.
Учитель: Нигъматуллина Р.Г.
Гоголь, чудесный чародей слова, Гоголь, гневный обличитель мира корысти и угнетения, является наряду с Пушкиным родоначальником новой русской литературы. Его могучее творчество давно стало достоянием всего человечества.
Вся жизнь Гоголя была посвящена служению народу художественным словом. Он сказал суровую правду о современной ему царской России, показал в художественно обобщенных образах страшный мир взяточников, плутов, тунеядцев и «небокоптителей», лишенных человеческого подобия.
Это обличающее слово продиктовано было писателю его горячей и преданной любовью к своей родине и к своему народу.
Писатель – патриот, Гоголь обнажал язвы крепостнического общества во имя светлого будущего народа, во имя тех высоких и благородных идеалов, которые составляют отличительную черту русской литературы.
Роль Гоголя этим не ограничивается. Он создал типы и характеры, имеющие общечеловеческое значение. Писатель заглянул в самые глубины души человека и показал в своих произведениях пример высокого гуманизма, жажду светлого будущего.
Гоголь был пламенным рыцарем правды, писателем – гражданином, всем своим творчеством он проповедовал высокие идеалы гуманности и красоты, верности искусства жизни. Его творчество проложило новые дороги в литературе, которыми пошли такие выдающиеся художники слова, как Гончаров, Достоевский, Салтыков – Щедрин, Чехов и многие другие.
Путь Гоголя был труден и во многом трагичен. Это был путь самоотверженного подвижничества, которое возникло из сознания высокого назначения писателя.
Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля (20 марта по ст.ст.) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы, неподалеку от Миргорода, на Украине. Родители Н.В.Гоголя – Василий Афанасьевич Гоголь – Яновский и его жена Мария Ивановна – были украинскими помещиками.
Детские годы будущего писателя прошли в отцовском имении – в селе Васильевке, Полтавской губернии. От отца Гоголю передалось увлечение театром. В 1821 году он поступил в Нежинскую гимназию высших наук, где получил хорошее образование.
После окончания гимназии он отправился в Петербург, мечтая заняться полезной для Отечества деятельностью. Но он не смог поступить на достойную государственную службу, а нашел только место переписчика в департаменте. Тогда же он начал заниматься литературным творчеством.
В 1830 году появились в печати повести из « Вечеров на хуторе близ Диканьки».
В Петербурге Гоголь познакомился с Жуковским, Дельвигом, Пушкиным. В 1835 году в печати появились новые произведения Гоголя: «Тарас Бульба», «Вий», « Записки сумасшедшего», «Невский проспект» и др.
В сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» входят несколько произведений, такие как «Ночь перед Рождеством», «Сорочинская ярмарка», «Пропавшая грамота», «Майская ночь, или Утопленница».
Украина, её народ, сияющая, напоенная солнцем природа, полные поэзии народные предания входят с повестями Гоголя в русскую литературу.
Храбрые деревенские парубки, девчата, пленяющие своей чарующей красотой, полные юмора бытовые сценки – весь этот пёстрый и многоцветный мир народной жизни предстал перед русским читателем во всей своей красочности. Самый пейзаж Украины, пейзаж в «Сорочинской ярмарке» или «Майской ночи», полон пленительной красоты, лирической патетики.
Да и герои его повестей – кузнец Вакула, Грицко, Левко, Параска, Оксана и другие – привлекают своей молодостью, красотой, душевной чистотой, обаянием здоровых и прекрасных людей. Их любовь, их борьба за своё счастье и составляет основное содержание повестей. Гоголь любит контрастные, яркие краски, не прибегая к полутонам.
В его книге всё или залито ослепительным светом, или сковано таинственным мраком. Его герои или необыкновенно красивые и смелые, или уродливые и отвратительные, враждебные всему человеческому, как колдун в « Страшной мести ».
Кузнец Вакула, парубки и девушки возникли из украинских дум, песен, преданий, «вертепных» интермедий. Национальная красочность «Вечеров», их расцвеченность фольклорными мотивами, стилистическая яркость, героическое начало в выражении национального характера являются отличительной чертой романтизма.
Одним из выдающихся произведений Гоголя является «Ночь перед Рождеством». Писатель долго не думал, а назвал своё произведение потому, что все происшествия, которые описаны, происходят в ночь перед Рождеством.
В повести этой создан замечательный эпически масштабный образ простого человека – кузнеца Вакулы, перед энергией которого, умом и трудолюбием отступают злые козни, злые силы, людские пороки и происки чертей. Любовь Вакулы к Оксане может удивить всех читателей.
Он понимает, что она самовлюблённая, капризная семнадцатилетняя девушка. Оксаной все восхищаются, и кузнец даже решает утонуть из-за неё, потому что та не отвечает ему взаимностью.
Просто говоря, девушка издевается, подшучивает над его чувствами, но он всё-таки любит её и сам говорит, что ничего не может поделать, что все мысли только о ней и ни о чём другом он не думает.
Вакула любит её так сильно, что решается лететь в Петербург на чёрте, за черевиками, которые носит сама царица. И всё равно он достаёт эти черевики ради своей любимой.
Всё прекрасное происходит на земле – здесь соединяются в конце влюблённые. Здесь торжествует добро, добытое своими руками. В небе же роятся у Гоголя черти и ведьмы, там летают на метлах, крадут сияющие звёзды, задумывают хитрые, идущие во вред людям интриги.
Народ крепко стоит, ему нет дела до загробной жизни, до поповских россказней о райских кущах,- справедливость должна царить на земле.
Так думают Гоголь и его герои из «Вечеров на хуторе близ Диканьки », такова и народная точка зрения, делающая «Ночь перед Рождеством » произведением по – настоящему народным.
«Ночь перед Рождеством» — произведение программное ещё и потому, что именно здесь начала складываться та уникальная в русской, да и в мировой классике гоголевская манера письма, которая будет называться впоследствии «смехом сквозь слёзы », как определил её сам автор, как писали об этом, говоря о Гоголе, великие его соратники Пушкин и Белинский.
Все, без исключения произведения, заставляют нас узнавать поистине главное, распознать и отделить, что хорошо и что плохо. Они рассказывают о разных героях, описывают происшествия и события, которые заставляют нас задумываться. Давайте задумаемся о празднике, который описывается в произведении « Ночь перед Рождеством ».
Весь деревенский народ, особенно девушки и юноши, колядовали – то есть пели под окнами накануне Рождества песни. Это очень заинтересовало меня. Мне хотелось узнать об этом празднике больше. И вот то, что я узнала.
Колядки – святочные народные песни. Колядки широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются сравнительно редко.
Коляда – дохристианский славянский праздник 25 декабря, связанный с зимним солнцестоянием и новым годом, позднее вытесненный или слившийся с Рождеством и Святками.
Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки, переодевания и потребление хмельных напитков.
В украинских колядках языческий элемент проявляется в обрядах, в запевах с Авсеня, с восхода солнца, и, быть может, всего сильнее в колядовании с козой. Под козой здесь, несомненно, разумеется, какое- то мифическое существо. Обход с козой представляет остаток верования, в том, что душа нивы есть козло или козообразное существо.
Рождественские песни в узком смысле называются колядками. Начинает Колядки Оусень (Овсень) т.е. Осень (совр.) который уступает место Зиме. Кроме Оусеня, выступают ряженые – коза со свитой из зверей, которые подпевают. Животные представляют собой родовых тотемных животных. Также в свиту могут входить духи.
Ряженых всегда встречают приветливо, ибо в них являются Духи Предков, которые решили пожелать добра. В произведении этот праздник отмечают очень весело. Колядующие заходят в дома, поют и тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозяин, или кто останется дома, колбасу, хлеб, кто, чем богат. Дать что-то должен был каждый, это своего рода такой обычай.
Молодые даже соревновались: у кого мешок быстрее наполнится угощениями. При конце желали здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому. А позже пировали.
- Вот отрывки – примеры украинских праздничных приветствий – колядок.
- …На райских дверях Господь Бог стоит И чабаны с ягнёночком
- Господь Бог стоит, сам три службы служит: Перед Божьим ребёночком
- Первую службу – за хозяина. На колени становятся
- Вторую службу – за хозяйку Царя – бога восхваляют:
- Третью службу – за челядочку Ой, ты, Царю, наш Царю
- За челядочку, за сына и дочери… Наш небесный Обладателю
- Пусть даст вам Бог! Пошли, Боже, лета многи
- Новая радость стала, какая не бывала: Этого дома Хозяину,
- Звезда десны над вертепом Чтобы и хлеб родился,
- Весь мир осияла. Чтобы и скот плодился
- Где Иисус родился Чтобы и господин – хозяин
Там мир просветился. Ничем не сокрушался.
- Описывая добродетели и красоту хозяев дома, колядовщики прибегают к поэтическим образам:
- В том саду три терема: Ясный месяц – господин хозяин
- В одном – красное солнце Красное солнце – женщина его
- Во втором – ясный месяц Мелкие звёзды – его детишки.
В третьем — мелкие звёзды. Добрый вечер!
Гоголь очень любил свою Украину, украинский народ и в своих произведениях отобразил всю прелесть народных праздников, обрядов.
Национальные праздники – одна из самых важных и ярких граней культуры всех народов. Они подкрепляют сознание того, что история народов уходит глубокими корнями в цивилизационное начало. Праздники, которые мы сейчас отмечаем как нечто красочное и колоритное, были некогда ритуалами, благословляющими природу и её сезонные изменения.
У каждого народа свои обычаи, свои традиции, свои праздники. Я хочу вам рассказать о нашем празднике Науруз. «Почему именно о нём? — спросите вы меня. — Ведь есть другие праздники». Да, правда, у нас много праздников, но, рассказав о Наурузе, мы сможем найти некоторое сходство между Наурузом и колядой, то есть провести параллель.
«Науруз» — новый день (год)- наступление Нового года по солнечному летоисчислению, который совпадает с весенним равноденствием. Это один из наиболее ярких и красочных праздников, дошедших до нас из глубины веков.
Науруз отмечают в Азербайджане, Казахстане, республиках Средней Азии, в Афганистане, в некоторых регионах России, в том числе и в Татарстане. Цель этого древнего праздника — помочь людям забыть о своих обидах и ссорах, простить вину, жить в мире и согласии, объединяться для общих благородных дел.
Это праздник, который на протяжении тысячелетий отмечался разными народами, он очень тесно перекликается и с русской Масленицей.
Традиционные предновогодние обряды и ритуалы начинаются с появлением бутонов первых весенних цветов. Группы людей, чаще детей, начинают ходить с букетами подснежников или тюльпанов по домам и распевать песни, посвящённые наступлению весны.
Хозяева приглашают певцов в дом, произносят различные пожелания для своих близких и гостей, угощают праздничными сладостями, блюдами и дарят им подарки.
В день празднования « Науруза » города и сёла превращаются в большой очаг торжеств, все радуются и ликуют, высказывают друг другу пожелания.
Этот предновогодний праздник связан с культом огня и по сей день, распространён среди таджиков, азербайджанцев.
До наступления сумерек люди зажигали факелы и под аккомпанементы флейт, сурны, дойры, барабанов, направлялись к берегам рек. Там разжигали костёр, пели песни, плясали, прыгали через костёр, купались.
Совершалось это в целях избавления от всяких болезней, несчастий, бедствий.
Сам праздник Науруз отмечают в день солнечного равноденствия, когда день длится 12 часов, и ночь – 12 часов (это 21 марта), и продолжается в течение последующих двух недель. У него свои специфические обряды и символы
За две недели до Науруза в небольшую посуду высевают пшеницу, рожь и другие зерновые культуры. К празднику они прорастают. Это надежда на новый, богатый урожай. Ими украшают праздничные столы.
Народные праздники описывают в своих произведениях многие писатели. Например, праздник Сабантуй очень подробно и красочно описал наш знаменитый татарский писатель Гумер Баширов в романе “ Туган ягым яшел бишек ”. Я хочу вам рассказать о том, как наша школа отмечает праздник Науруз, в котором, конечно, мы сами принимаем активное участие.
Весна. Утро 21 марта всегда отличается от других своей особенностью.Просыпаешься от запаха пирогов, пирожных, сладостей и разных угощений, которые приготовила мама.Всё в этот день проснулось в праздничном настроении.
И даже в природе есть что-то необычное:солнце на небе светит так ярко,его лучи так ласкают; птички льют свои трели, и их песня кажется звонче, красивее;даже вороны на обочине дорог кажутся царскими птицами. Все ребята собрались около школы. Молодёжь поделилась на группы.
Юноши и девушки разошлись по улицам поздравлять своих односельчан с праздником. У всех восхищённые лица. Мы шли так легко и торжественно. Всю дорогу пели частушки:
Ач ишегең, керәбез, Нәүрүз әйтә киләбез,
Хәер-дога кылабыз, аш-сый көтеп торабыз. Нәүрүз мөбарәкбад!
Очень приятно в этот день видеть улыбающиеся лица бабушек, дедушек. Люди, услышав наши песни, выглядывали из окон, выходили на улицу. Мы заходили в дома и поздравляли хозяев:
Эшләрегез уң булсын, теләгәнегез юш булсын,
Күңелләрегез хуш булсын. Нәүрүз мөбарәкбад!
В этот день конечно все ждали нас.За песни, частушки они с удовольствием угощали участников праздника.Обходя дома, мы возвращались в школу и всё ещё продолжали петь любимые песни:
Яз, яз, яз җитә,тәрәзәне ачтылар,
Тып,тып,тып итә, эре,эре тамчылар.
Собранные угощения — яйца, крупу, изюм, рис мы отдаём нашим поварам. Пока готовится вкусная каша и праздничный стол, Науруз продолжается в спортивном зале. Там проходят спортивные соревнования, конкурсы на лучшую песню, на лучший танец, на лучшие стихи, на лучший рисунок, посвящённый народному празднику.
Никто не остаётся в стороне: все, от мала до велика принимают участие в общем торжестве. Но момент, который захватывает весь дух, ещё впереди. В конце праздника мы сжигаем соломенное чучело. Без чучела не может быть праздника. Ведь оно символизирует проводы зимы, начало весны. Если чучело сгорит дотла, то значит весь год будет урожайным.
Этот праздник у нас любят все без исключения.
А теперь давайте найдём схожие черты двух праздников: Науруз и Коляда. Оба этих праздника символизируют приход Нового года. В этот день люди празднуют,поют песни и частушки, поздравляют друг друга,ходят по домам, угощают всех, желают всего наилучшего, веселятся, радуются. У каждого праздника свои прелести, свои традиции.
Народные праздники являются зеркалом каждого народа. Праздники отражают душу народа, который его создал. Они жили, живут, и будут жить. Сохранить их — наш долг. Без праздников наша жизнь была бы скучна и скупа, ведь что за прелесть эти народные праздники!
«Ночь перед Рождеством» — повесть поистине народная, и не потому только, что в основе её лежит множество фольклорных мотивов и народных поверий, но потому, что основу её составляет подлинно народное отношение к добру и злу, к нравственному и безнравственному. Нравственно то, что связано с трудом, с чистой любовью, со стремлением послужить людям. Безнравственно всё-то, что приносит в жертву наживе земные естественные человеческие чувства.
Мы с удовольствием читаем каждый раз заново эту гоголевскую повесть, мы с радостью слушаем оперы, смотрим балеты, встречаемся с инсценировками в детском и взрослом театре, сделанными по этой повести. Она давно уже стала для нас и вечно мудрой классикой, и всегда живым, очищающим душу наслаждением.
В «Авторской исповеди» Н.В.
Гоголь пишет: «Автор, творя творение своё, должен почувствовать и убедиться, что он исполняет тот долг, для которого он призван на землю, для которого именно даны ему способности и силы, и что, исполняя его, он служит в то же самое время также государству своему…» И я думаю, что Н.В.Гоголь в повести «Ночь перед Рождеством» остался верен своему высокому долгу писателя.
Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/11/04/sochinenie-chto-za-prelest-eti-narodnye-prazdniki
Как раньше проходили народные праздники и гулянья
Наши бабушки и дедушки прекрасно умели веселиться на народных гуляниях. Самые крупные и масштабные праздники устраивали на Рождество, Масленицу.
Празднование Масленицы
Довольно популярный и всему любимый праздник славян — Масленица. Как и на любой другой праздник люди готовили много вкусной еды, а главным угощением были блины. В одни из семи дней масленицы :зятья приходили к тещам отведать вкуснейших блинов, а те в то время учили своих дочерей готовить. Были и дни, которые в то время называли заигрышами. Начиналось безудержное веселье.
Все от мала до велика бросались снежками, катались с горы и пели песни, частушки. В последний день собравшись все вместе, люди сжигают соломенное чучело, этот ритуал означает приход весны.
Рождество
Рождество не менее важный праздник в жизни славян. Его отмечали 7 января. После народных гуляний, обычно был пост. В связи с этим люди готовили все самые вкусные блюда к праздничным застольям.
Традиционными блюдами в старину были: запеченный гусь или свинья с яблоками, жаренное мясо, различные пироги и ватрушки. После застолья, люди собирались в группы и ходили колядовать по домам. Они распевали песни, а взамен получали угощения.
Как раньше проходили народные праздники и гулянья
- Занятие на тему «Народные сезонные праздники» из цикла «Любимые праздники в России и Англии» Игра поможет систематизировать и расширить знания о народных сезонных праздниках, о фольклорных играх, песнях и танцах, особенностях проведения весенних праздников…
- Урок для 5 класса по теме: «Праздник и народные гулянья» — скачать бесплатно СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ Конспект урока Изобразительному искусству По ____________________________________ Тема урока __ Праздник и народные гулянья…
- Праздники в США В США много праздников. Многие из них связаны с историей страны. Существуют также праздники, берущие начало от старых колониальных дней….
- Рождественские праздники в формировании духовности Родственный обряд накануне Нового года на Щедрый вечер. Все люди с нетерпением ждут Нового года. Считается, что это какая-то граница,…
- Cочинение на тему Народные песни Народные песни являются превосходным свидетельством огромного таланта людей, которые проживают на определенной территории. Они отражают исторические события, содержимое легенд и…
- Урок. Праздники моей семьи. Досуг семьи Цель: ознакомить учеников с названиями праздников: Днем Святого Николая, Нового года, Рождества Христова, Масленицы; обсудить с учениками, чем можно заниматься…
- Культурные народные традиции Придет Покров, девке голову покроет. Русские народные традиции уходят своими корнями в глубь веков. Россия по сути — страна крестьянская,…
- Украинские народные традиции и верования в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголь вырос в украинском поместье. Мир простых украинских селян был ему близок и понятен. С детских лет писатель…
- Конспект урока по ОРКСЭ «Праздники и календари» Калиниченко С. В. Учитель истории МОАУ СОШ № 4, г. Орск, Оренбургская область. Урок ОРКСЭ, модуль: Основы мировых религиозных культур…
- Как мы проходили роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» Разговоры о «Докторе Живаго» начались еще в июне, когда Дети приходили на «практику». Почему-то из всего летнего списка они первым…
- Внеклассное мероприятие по английскому языку для 6 классов «Праздники страны изучаемого языка. Рождество» Внеклассное мероприятие по английскому языку для 6 классов «Праздники страны изучаемого языка. Рождество» Аннотация к работе Тема: Праздники страны изучаемого…
- Народные героико-романтические драмы. «Лодка» Драма «Лодка» получила широкое распространение. В. Ю. Крупянская, исследовавшая эту драму, писала, что старейшими очагами ее бытования были Петербург с…
- Тема урока. Весенние праздники. Пасха Цель: ознакомить учеников с народными обычаями, традициями, которые связаны с началом весеннего календарного обрядового цикла; познакомить с символикой знаков на…
- Осенние народные приметы для детей Осенние народные праздникиБеседа об осенних приметах Жмурова Анастасия Александровна Место работы и должность: Инструктор по физической культуре, МБДОУ Нововасюганский ЦРР…
- Потешки и Народные сказки Пестушки незаметно переходят в потешки — песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками , В этих играх есть…
- Народные обряды в повести Г. Квитки-Основьяненко «Маруся» Григорий Федорович Квитка-Основьяненко — основатель новой украинской прозы — стремился правдиво отражать действительность, стремился к народности в своих произведениях, к…
- Конспект урока на тему «Русские народные инструменты» Русские народные инструменты. Тип урока: урок изучения нового материала. Тема: Русские народные духовые инструменты . Цель: познакомить учащихся с русскими…
- Почему народные песни изобилуют образами природы? Жизнь наших предков была неотделима от жизни природы. Поэтому все свое существование — внешние обстоятельства, отношения с другими людьми и…
- Сценарий интеллектуального занятия в начальной школе по литературному чтению: «Русские народные сказки» Внеклассное мероприятие по сказкам в начальной школе. СценарийСценарий интеллектуального занятияпо литературному чтению: «Русские народные сказки» Агаджанова Виктория Станиславовна, студенткаГБОУ…
- Народные истоки характера Катерины «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой — сельский вид», — такой ремаркой Островский открывает «Грозу». Действие русской трагедии…
Источник: https://ege-russian.ru/kak-ranshe-proxodili-narodnye-prazdniki-i-gulyanya/