Создание комедии и премьера
Объявив о начале работы в конце августа, уже к 30 сентября драматург вплотную приблизился к последнему действию, не спеша, однако, завершать его. На постоянные просьбы поторопиться заинтересованного в новой роли Ф. Н.
Бурдина, актёра Александринского театра, чей бенефис был назначен на начало ноября, Островский отвечал в письме: «Сюжет так серьёзен, что торопиться нельзя. Особенно важен последний акт, который надо отделать хорошенько».
Впрочем, пьесу он закончил быстро — 7 октября.
Премьера, как и планировалось, состоялась 1.11.1868 в Петербурге и имела ошеломительный успех. Через пять дней на сцене Малого театра состоялся дебют и в Москве.
Восторженный приём зрительской аудиторией не разделяли однако те, кто по роду деятельности обязан был формировать публичное мнение — критики и рецензенты.
Каждый из них, отдавая должное несомненному таланту автора, при анализе произведения находил нестыковки, недоработки, надуманность в поведении персонажей, натянутость их реплик, водевильность в сюжете.
Опубликован текст был в «Отечественных записках» № 11 за 1868 год.
Развитие действия в пьесе
Главным персонажем и двигателем сюжета является Егор Дмитриевич Глумов, небогатый московский дворянин, снимающий со своей матушкой скромные апартаменты и мечтающий занять достойное место в обществе. В творчестве А. Н.
Островского это единственный герой, который вполне осознанно выбирает философию цинизма ради достижения поставленных перед собой целей.
Носитель говорящей фамилии (глум — старорусское «издевательство, насмешка, оскорбительная шутка») он желает получить от жизни «тёплое место да богатую невесту», воспользовавшись слабостями своих покровителей.
Завязка интриги
Начинается комедия с откровенного признания героя в том, какие средства для построения карьеры и собственного будущего он решил выбрать. Оглядывая людей, имеющих возможности оказать в этом поддержку, юноша невысоко оценивает их умственные способности и личные качества, но надеется лестью и подобострастием получить желаемое.
В его планах:
- добиться признания в московском свете;
- составить хорошую партию с богатой невестой (на примете уже есть племянница Турусиной);
- сделать карьеру.
По мнению самого Глумова, для этого вполне достаточно, что он «умён, зол и завистлив». Эти три качества в сочетании с «мёдом на устах» обязаны привести его к успеху во всех начинаниях.
Говоря о сильных мира сего, он пребывает в убеждении, что «им надобно льстить, грубо и беспардонно».
Конечно, для этого необходимо себя переломить, поступиться гордостью и чувством собственного достоинства, но результат, уж если браться за дело всерьёз, окупит любые нравственные переживания.
А мысли о собственном превосходстве и ничтожестве тех, перед кем ему предстоит пресмыкаться, молодой человек решает доверять дневнику. Туда Егор Дмитрич собирается изливать всю жёлчь и критические мысли о характерах своих высокопоставленных знакомых.
- Три визита в наёмную квартиру Глумовых раскрывают планы молодого человека и показывают, как конкретно он собирается вести свои дела.
- В течение часа в доме побывали:
- Жорж Курчаев, гусарский офицер, весёлый и простоватый малый, со своим приятелем Голутвиным, неудачником-журналистом на вольных хлебах.
- Нил Федосеич Мамаев, богатый московский барин, любитель поучать, приходящийся дальней роднёй и Глумову, и Курчаеву.
- Манефа, гадалка и прорицательница, которой Егор Дмитрич выдаёт 15 рублей на чай и кофе, с далекоидущими планами.
Первые двое зашли поделиться сплетнями, поболтать, а попутно попросить Глумова об одолжении: «дать стихов» Голутвину для учинения им небольшого литературного скандала в обществе, с тем чтобы составить себе имя.
В ходе разговора Егор узнаёт, что дядюшка их имеет блажь болтать и нравоучительствовать, а супруга его Клеопатра Львовна весьма заинтересовалась Глумовым, заметив его как-то в театре.
Находясь в лёгком подпитии, гусар-шутник рисует на дядю карикатуру, сопровождая её забавной подписью, да и забывает своё произведение на столе.
Едва появляется в дверях Мамаев, Глумов совершенно меняется. Вместо уверенного в себе и небрежного в общении дворянина, обнаруживается вдруг глуповато-заискивающее, неловкое и недалёкое создание, ищущее в жизни лишь одного: кто бы помог ему советом и направил на истинный путь, кто бы научил уму-разуму.
И в роли этой он так хорош и убедителен, что Мамаев сразу проникается к молодому человеку симпатией, и хоть не любит своей бедной родни, но приглашает его гостить завтра же.
Тут и появляется курчаевский рисунок, полуслучайно упомянутый в разговоре матерью Глумова. Один племянник компрометирует другого и оказывается в прямом выигрыше. Курчаеву отказано от дома, а в жизни Глумова сделан первый шаг на пути к заветным целям.
Взлёт главного героя
Следующее действие происходит в доме Мамаева, где хозяин и его гость, очень важный господин Крутицкий, беседуют о современных нравах и реформах, происходящих в обществе.
Старики не принимают изменений, а у Крутицкого готов уже и целый проект о бесполезности всяческих новшеств, написанный слогом великого Ломоносова. Жаль только, что стиль этот нынче устарел, и не может быть в таком виде опубликован.
Нил Федосеич тотчас же рекомендует ему в качестве помощника Глумова, который может изложить эти идеи хорошим современным языком.
Беседуют о Егоре Дмитриче и его матушка с Клеопатрой Львовной Мамаевой. Последняя, не скрывая своих симпатий, обещает поспособствовать молодому родственнику занять достойное положение, для чего знакомит его с Иваном Ивановичем Городулиным богатым барином, придерживающимся либеральных взглядов.
Замечательно при этом поведение самого Глумова, который для каждого из персонажей надевает на себя новую маску:
- с Мамаевым он послушный и почтительный бедный родственник, ловящий каждое слово своего благодетеля;
- с супругой его — влюблённый восторженный поклонник, пылкий и страстный, умеющий ухаживать и говорить комплименты;
- с Крутицким — сторонник патриархальных идей, полностью разделяющий мнение «о вреде реформ вообще»;
- с Городулиным — носитель передовых взглядов, речистый прогрессист, готовый в пух и прах разнести проект ретрограда Крутицкого, который сам же и редактировал.
Но главной целью этого маскарада является создание о себе выгодного впечатления в глазах видной московской барыни Софьи Игнатьевны Турусиной, у которой живёт племянница Машенька, завидная невеста и перспективная наследница крупного состояния своей вдовствующей тётушки.
В погоне за приданым
Дом Турусиной — яркий образчик московского быта. Сама хозяйка из купеческого сословия, удачно выйдя замуж, получила дворянские привилегии, но по воспитанию как была купеческой дочкой, так и осталась.
Суеверная и богомольная она наводнила дом приживалками, которые развлекают её сплетнями и рассказами о всяких чудесах и проявлениях божественного.
Потому так велико в этом доме значение подкупленной Глумовым Манефы, которой являются видения и которая откровенно спекулирует на вере барыни во всё сверхъестественное.
Глумов заранее готовит почву для своего появления в качестве жениха, создавая о себе положительное суждение через Манефу и подкупленных матерью приживалок.
К тому же, играя на самомнении Крутицкого, просит того замолвить словечко перед Турусиной и быть посаженым отцом на свадьбе. Хитреца не смущает тот факт, что известие о его будущем браке становится сразу же известно Клеопатре Львовне, которая тотчас же стремится выяснить отношения.
Дабы не огорчить её раньше времени, он прилагает все усилия, чтобы разубедить женщину в каких бы то ни было чувствах к Машеньке.
Тем временем Турусиной все знакомые в один голос расписывают прекрасного малого, добродушного и многообещающего молодого человека, достойного жениха для её воспитанницы.
А усилиями Манефы, которая обронила в разговоре: «Вижу, едет Егор из далёких гор», — совпадение имён (Егор, Дмитрия Глумова сынок) становится верной приметой.
Сама же невеста готова выйти за кого угодно, лишь бы побыстрее освободиться от вечной опеки тётки, вырваться из дома, полного подглядывающих старух, и зажить, как говорится, свободно.
Всё складывается для Глумова как нельзя лучше. Если бы не дневник, в который он так щепетильно заносил свои мысли об окружающих и суммы расходов на приобретение нужного имиджа в их глазах.
Неожиданная развязка
Очередная встреча с Мамаевой, во время которой вновь происходит выяснение отношений, внезапно прерывается визитом Голутвина. Глумов просит Клеопатру Львовну скрыться в комнате, а сам встречает незваного гостя.
Тот объявляет ему, что, заинтересовавшись столь быстрыми успехами Егора Дмитриевича в обществе, провёл собственное журналистское расследование, понял его методы и готов вывести афериста на чистую воду.
Он откровенно шантажирует Глумова, требует деньги за молчание, но Егор осаживает наглеца, зная, что разговор слышит Клеопатра Львовна. В нём борются противоречивые чувства, но склоняется юноша к тому, что придётся заплатить выкуп.
Мамаева же обнаруживает дневник и незаметно исчезает с ним. Заключительная сцена перекликается с классикой драматического русского театра «Ревизором» и «Горем от ума».
Персонажи зачитывают друг другу выдержки из книги Глумова с характеристиками на каждого из них, а заключительный монолог героя напрямую отсылает зрителя к прощанию Чацкого с Москвой. Так же как у Гоголя персонажи пьесы отказываются читать точно подмеченные зарисовки о себе, и с большим удовольствием оглашают цитаты о других.
Однако общество в целом и люди уже изменились. Ни Мамаева, ни Городулин не оспаривают высказываний Егора Дмитрича. Да и представители старшего поколения отчасти согласны с ним, когда в порыве откровенности Глумов заявляет: «Вам без меня не обойтись».
Он покидает сцену, но старики, в частности, Кривицкий, соглашается с этим заявлением, чувствуя в молодом человеке глубокое духовное родство, просто проявляемое в условиях иного времени.
Вывод напрашивается сам собой: Глумова, конечно, стоит наказать для острастки, да затем и простить.
Краткий анализ
Значение «На каждого мудреца довольно простоты» заключается в широкой сатирической картине московского общества, нарисованной драматургом без единого положительного героя.
Консервативная Москва с её купеческими нравами, суевериями, допотопными ценностями не способна воспринять реформы, так необходимые государству.
Но в ней всегда могут найтись деятели, подобные Крутицкому, Городулину или Глумову, которые легко смогут заболтать любые нововведения.
Сама личность центрального персонажа, человека не без способностей, через записки которого автор создаёт наиболее острые критические замечания, не вызывает ни сочувствия, ни одобрения. Его запросы эгоистичны, низменны и не несут ни одной благородной черты.
Поговорка, вынесенная в заголовок произведения, имеет здесь значение, сходное с другой пословицей русского языка: «сколько верёвочка ни вейся, а конец всё равно будет».
Как ни умён Глумов, как хитро ни обставляет он свои дела, а досадная простота в виде слабости доверять личные впечатления дневнику, всё же опрокидывает его замысел.
Смысл пьесы в высмеивании обеспеченного общества, не понимающего, что происходит в стране и далёкого от насущных проблем государства. Поглощённые своими маленькими интересами люди эти, однако, обладают весом и влиянием, что означает и наличие возможностей стать помехой на пути прогрессивных изменений.
Отзывы о пьесе и спектакле
Смотрела в Малом театре «На всякого мудреца довольно простоты». Потрясающая постановка Бейлиса и завораживающая игра актёров. Муравьёва, Юдина, Вершинин, Клюев — имена, которые сами по себе гарантия высокого уровня исполнения.
Да и Островский располагает к тому, чтобы задуматься: а что, собственно, изменилось с тех пор в нашей жизни? Все хитрые ходы Глумова сегодня преподносятся психологами как техника НЛП или приёмы отзеркаливания и используются в торговой практике.
И желания основной части населения либо карьера, либо деньги, либо то и другое вместе.
По летнему заданию устроил себе онлайн-просмотр пьес Островского. «На всякого мудреца довольно простоты» от 1971 года, постановка театра им. Вахтангова. В главной роли Юрий Яковлев. Для исполнения молодого человека могли бы найти актёра и без седины.
Но, честно говоря, скучновато. Всё тонет в разговорах. Никакого движения. Проблемы архаичные и малопонятные. Вот если бы сделать современную обработку, поместить всех в сегодняшний день и заставить говорить современным языком, было бы зажигательней.
Образ Глумова мне всегда нравился. Хорошая умная смесь Чацкого и Молчалина. Всего должно быть в меру, а применяться к существующим условиям и вообще подсказывает здравый смысл. Что касается его целей, то они вполне житейские и сообразны талантам.
Желая жить лучше, он не совершает никакого преступления. Но прочитав «Бешеные деньги», разочаровался. Кто не в курсе — там этот персонаж появляется в роли секретаря престарелой миллионерши.
Злость осталась, а вот сам герой измельчал до похабства и мелких острот.
Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/na-vsyakogo-mudretsa-dovolno-prostoty.html
Краткое содержание «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского: характеристика героев и анализ произведения
Сатирическая комедия «На всякого мудреца довольно простоты» принадлежит перу замечательного драматурга Александра Николаевича Островского. Первая постановка этого шедевра русской классической драматургии была осуществлена на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге 1 ноября 1868 года.
В статье мы приведем краткое содержание комедии «На всякого мудреца довольно простоты» по действиям, а всего их пять.
Действие первое
События начинаются в опрятной комнате с хорошей мебелью. Молодой человек Егор Дмитриевич Глумов решает стать своим в кружке местных богатеев и завоевать сердце богатой невесты, племянницы вдовы Турусиной.
Для достижения этой цели, любящий на досуге писать эпиграммы, он бросает это занятие, но заводит дневник, «летопись людской пошлости», чтобы «изливать желчь на его страницы» — в то время как на устах будет «один только мед».
Глумов уверен в своих силах. Он речист, остроумен и хитер.
Неожиданно заглянувшие в гости гусар Курчаев, тоже Егор, племянник барина Мамаева, и человек без определенных занятий, якобы журналист на вольных хлебах Голутвин, наводят главного героя на мысль, что первым делом надо бы сблизиться с Мамаевым, который тоже является его дядей и даже не знает об этом — столько у него племянников и всяческой родни. Кроме того, по сообщению Курчаева, молодой человек понравился жене Мамаева Клеопатре Львовне (она увидела его в театре), и это стоит использовать. Глумов начинает свою игру.
Такова завязка в пьесе А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», краткое содержание которой мы представляем вашему вниманию.
Появление Мамаева
В следующем явлении в комнату входит слуга Мамаева, а следом и сам барин. Главный герой сделал вид, что сдает занимаемую им квартиру внаем — якобы ему надо переехать в большую, а средств не хватает. Когда тот, изумляясь, спрашивает о причинах такого поступка, Глумов спокойно признается, что он, дескать, глуп — ума недостаточно. А поучить его некому.
И Мамаев седлает любимую лошадь — пускается в рассуждения о том, что нынешняя молодежь не любит слушать наставления старших. Глумов ему поддакивает. А потом рассказывает, что вот он бы и рад послушать умного человека, и есть, мол, у него один родственник, да вот беда — богат. Стало быть, если придешь к нему — подумает, за деньгами:
Ведь как ему растолкуешь, что мне от него ни гроша не надобно, что я только совета жажду, жажду – алчу наставления, как манны небесной. Он, говорят, человек замечательного ума, я готов бы целые дни и ночи его слушать.
Мамаев осведомляется, кто же этот родственник. Вот так дядя находит еще одного своего племянника. И тут же приглашает его в гости.
В следующем явлении Мамаев знакомится и с матерью Глумова, которую хитрый Глумов представляет как женщину недалекую, но очень добрую. Мать, рассматривая Мамаева, замечает, что не похож на портрет оригинал-то.
«О каком портрете речь?» — строго спрашивает Мамаев. И вот тут-то извлекается карикатура на барина, которую, забавляясь, начеркал гусар Курчаев, еще один из мамаевских племянников, да уходя, и забыл у Глумова.
«Ай да, племянничек!» — говорит Мамаев, качая головой. Глумов добился чего хотел — положение Курчаева, главного претендента на мамаевское наследство, сильно пошатнулось .
Следующей навещает Глумовых гадалка Манефа. Ей главный герой вручает пятнадцать рублей и потчует кофе. Манефа ходит по домам, собирает сплетни и разносит слухи, она ему нужна.
А последним появляется огорченный Курчаев, которому внезапно и дядя, и местные богачи Турусины отказали от дома. Смутно догадываясь, что тут дело не обошлось без интриг Глумова, гусар ему угрожает.
Однако главный герой радуется: «Сделан первый шаг. Дядя прогнал Курчаева».
Действие второе
Упомянем в кратком содержании «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, что следующее действие начинается в доме Мамаева.
«Важный господин» старик Крутицкий спрашивает хозяина, не порекомендует ли он ему какого-нибудь молодого человека пообразованнее и поскромнее для литературной обработки его трудов. Тот обещает прислать к нему Глумова.
Клеопатра Львовна в разговоре с матерью Глумова восхищается внешностью молодого человека и обещает приложить все силы для его лучшего устройства в жизни.
В разговоре с женой Мамаева Глумов осторожно намекает, что был бы не прочь получить приятное место у местного сановника Городулина. Клеопатра Львовна кокетничает, думая, что Глумов в нее влюблен, но сводит его с Городулиным.
Тот, послушав молодого человека, приходит в восторг от его красноречия и умения выстраивать фразы. Назавтра ему предстоит выступить с речью, а текста еще нет и думать, как он выражается, «совершенно некогда». Поэтому он просит Глумова набросать для него речь, а взамен обещает подумать о теплом местечке.
А Мамаев, в свою очередь, сулит свести его с Крутицким, но советует немного подольститься к нему. Кроме того, учит героя, как надо вести себя с теткой. Пофлиртуй, мол, с ней немного:
Она женщина темперамента сангвинического, голова у ней горячая, очень легко может увлечься каким-нибудь франтом, черт его знает что за механик попадется… В этих прихвостнях бога нет. … А тут, понимаешь ты, не угодно ли вам, мол, свой, испытанный человек. И волки сыты, и овцы целы…
Глумов добавляет, что не худо бы тогда уж познакомить его с богатой вдовой купчихой Турусиной — если он будет ухаживать за ее племянницей, даже посватается к ней, одновременно заигрывая с тетушкой, никому ничего дурного наверняка в голову не придет. Мамаев поддерживает эту идею и обещает способствовать вводу Глумова в кружок Турусиной.
Клеопатра Львовна вынуждает Глумова признаться ей в любви. Тот красноречиво рассказывает ей о своей страсти. Он получил карт-бланш от дядюшки и нисколько не смущается:
Я ваш раб на всю жизнь. Карайте меня за мою дерзость, но я вас люблю. Заставьте меня молчать, заставьте меня не глядеть на вас, запретите мне любоваться вами, еще хуже – заставьте меня быть почтительным; но не сердитесь на меня!
Действие третье
В кратком содержании «На всякого мудреца довольно простоты» упомянем, что это действие начинается на даче Турусиной в Сокольниках.
Вдова, разговаривая со своей племянницей Машенькой, показывает себя женщиной мнительной и суеверной: она отложила прогулку только потому, что дорогу перешла какая-то женщина, да еще с правой стороны.
Это был дурной знак, считает Турусина, а знакам надо верить. Известно, что
дурная встреча красноречивей всяких слов.
Турусина ругает оказывающего ее племяннице знаки внимания гусара Курчаева за то, что он смеется над приживалками в ее доме. Сама она считает всякого рода странников и юродивых святыми людьми.
Кроме того, она получает письма с предостережениями от таинственного анонима. В посланиях говорится, что Курчаев — плохая партия для ее племянницы:
…Выбор вами такого человека, как Егор Васильевич Курчаев, заставляет меня заранее проливать слезы об участи бедной Машеньки…
Расчетливая Машенька не влюблена в Курчаева, она заявляет тетке, что согласна на любого подходящего жениха, лишь бы дали ей хорошего приданого. Девушке скучно, ей хочется блистать и развлекаться.
Турусина задумывается: где ж взять такого человека? Нужен ведь еще и «знак свыше» — принять кого-либо в качестве претендента на машенькино сердце без рекомендации от небесных сил она не решится.
Поиски жениха
В кратком описании «На всякого мудреца довольно простоты» скажем, что пришедшего кстати навестить ее Крутицкого она спрашивает, нет ли у того на примете хорошего молодого человека, жениха для Маши. Тот горячо рекомендует Глумова:
Скромен не по летам, умен, дворянин, может сделать отличную карьеру. Вообще славный малый… Его рекомендовали мне для некоторых занятий; ну, я того, знаете ли, попытал его, что, мол, ты за птица! Парень хоть куда! Далеко пойдет, далеко, вот увидите.
Благосклонно отзывается о нем же и Городулин, заглянувший после:
Честный человек, я больше ничего не знаю. Кроме шуток, отличный человек.
Вдова задумывается: если два таких разных человека хорошо отзываются об одном лице — очень может быть, что этот Глумов подходящий жених для Машеньки.
Турусина зовет приживалок, чтобы раскинули карты. Следом приходит и Манефа. Турусина спрашивает, не было ли ей видения о женихе для Машеньки.
Было видение, было. Идет Егор с высоких гор. —
таинственно сообщает прорицательница. — «Так, значит, его зовут Егор. А каков он из себя?» — нетерпеливо спрашивает Турусина. Манефа отвечает, что, мол, белокур, и что скоро придут гости.
И тут входит слуга и объявляет, что приехал Нил Федосевич Мамаев и с ним незнакомый молодой белокурый барин.
«Белокур! Ах!» — восклицают дамы.
Вошедший Мамаев представляет своего племянника Егора Дмитриевича Глумова.
«Егор! Ах!»
Таким образом, таинственные обещания Манефы плюс рекомендации Мамаева обеспечивает Глумову благосклонность Турусиной.
Действие четвертое
Здесь первое явление «На всякого мудреца довольно простоты» (в сокращении) начинается в приемной Крутицкого, где Глумов отдает ему сделанную работу — «Трактат о вреде реформ вообще».
Далее он сообщает, что помнит весь трактат наизусть, настолько язык его грациозен, мысли глубоки и есть, где учиться уму-разуму. Глумов цитирует целые цитаты из трактата по памяти.
Старик Крутицкий польщен.
Герой говорит, что собрался жениться на племяннице Турусиной и просит старика быть посаженным отцом. Тот обещает.
Следующей после ухода Глумова появляется Мамаева. В разговоре Крутицкий сообщает ей, что молодой человек нашел свою избранницу и уже собрался под венец. И якобы исключительно по большой любви, а не из-за денег. Для Клеопатры Львовны эта новость большой удар — как же, ведь Глумов клялся в любви ей! Она прощается и быстро выходит.
Действие возвращается в комнату Глумова, в которой начиналась пьеса. Мы застаем главного героя, заносящим все свои разговоры в дневник. Он описывает своих знакомых, включая дядюшку и его жену. Кропотливо подсчитывает расходы на подарки слугам и приживалкам.
В комнату входит разгневанная Клеопатра Львовна. Она обвиняет Глумова во лжи и предательстве.
Тот убеждает его, что совсем не хочет жениться, и невеста ему не нравится, а это все, мол, дядюшка хочет устроить его судьбу из-за большого приданого — «не все же ему быть бедным писарьком».
Герой обещает нынче же сказать Мамаеву, что жениться не собирается. Просит тетушку подождать и не вмешиваться. Та обещает, но подозревает, что Глумов лжет, чтобы она успокоилась и отстала.
И тут к Глумову приходит Голутвин, и герой просит Мамаеву пройти в соседнюю комнату, пока он не избавится от посетителя.
Неожиданный гость оказался шантажистом. Он просит с Глумова двадцать пять рублей за «историю его жизни», которую он собрал: о том, как герой строит свою карьеру и добивается богатой невесты, а также о том, что это он посылает Турусиной анонимные письма о Курчаеве. Глумов прогоняет визитера и выходит вслед за ним, провожая его.
Кража дневника
На сцену из соседней комнаты выходит Мамаева. Она находит на столе брошенный дневник Глумова и пролистывает его. Прочитанное ее удивляет и возмущает — Клеопатра Львовна решает забрать эти записки, чтобы отомстить за предательство:
О, как я могу его унизить! Как мне приятно будет видеть его унижение! Когда все отвернутся от него, бросят, выкинут его, как негодную вещь, какой кроткой овечкой он приползет ко мне.
Ничего не подозревающий о планах Мамаевой Глумов напоследок обещает ей вечную любовь и решительно подтверждает, что готов отказаться от брака с племянницей Турусиной. Дама делает вид, что верит ему и уходит.
А Глумов начинает готовиться к визиту к богатой невесте Машеньке. Вот тогда-то он и обнаруживает пропажу дневника. Понимая, что его похитила, скорее всего, обиженная тетушка, он собирается кинуться ей в ноги -«пойти прямо в пасть к гиене» — и применить все свое красноречие, чтобы она не мстила ему. Ничего другого ему не остается.
Пятое действие
Развязка является обязательным компонентом драматургического произведения. В кратком содержании «На всякого мудреца довольно простоты» упомянем, что она наступает на даче Турусиной.
Машенька недоуменно делится с Курчаевым, что дело идет к свадьбе как-то само собой, очень быстро: все знакомые рекомендуют Глумова, странницы тетушки и Манефа видят его во сне.
— Судьба моя в руках тетушки, а она им совершенно очарована.
Глумов умело играет суевериями вдовы и рассказывает ей, как он был у предсказательницы, и она сообщила ему, что скоро его отведут в дом, где он и встретит свою невесту. И в этот же день дядюшка привел его к Турусиной. Этой истории мнительная вдова верит безоговорочно.
Приходит почтальон, приносит газетный лист, запечатанный в конверт. На нем статья о Глумове — «Как выходят в люди» и его портрет. Сюда же вложен глумовский дневник.
Все общество, собравшееся у Турусиной, открывает на закладке и читает о том, как герой раздавал деньги гадалкам вдовы и Манефе за то, чтобы те предсказывали брак Глумова и Машеньки.
Было заплачено и слуге, который привел Мамаева на квартиру Глумова в начале пьесы. Почерк чиновники знают — они уже присмотрелись к руке Глумова.
Входит герой. Ему предъявляют дневник. Он ничего не отрицает, но, защищаясь, говорит, что такой человек, как он, всем им нужен. Действительно, чиновники понимают это. И хотя посрамленный герой уходит, вслед ему, как неуслышанное утешение, звучит реплика Крутицкого:
А ведь он все-таки, господа, что ни говори, деловой человек. Наказать его надо; но, я полагаю, через несколько времени можно его опять приласкать.
Мы привели краткое содержание пьесы «На всякого мудреца довольно простоты».
Егор Глумов и другие персонажи
Вот требования, которые Егор Глумов считает необходимыми для успешного построения карьеры. Эти слова очень похожи на монолог Молчалина из комедии Грибоедова «Горе от ума», что лишний раз доказывает универсальность такого типа едва ли не во все времена:
Не рассуждать, когда не приказывают, смеяться, когда начальство вздумает сострить, думать и работать за начальников и в то же время уверять их со всевозможным смирением, что я, мол, глуп, что все это вам самим угодно было приказать.
Кроме того, нужно иметь еще некоторые лакейские качества, конечно в соединении с известной долей грациозности: например, вскочить и вытянуться, чтобы это было и подобострастно и неподобострастно, и холопски и вместе с тем благородно, и прямолинейно, и грациозно.
Когда начальник пошлет за чем-нибудь, надо уметь производить легкое порханье, среднее между галопом, марш-марш и обыкновенным шагом.
В то же время глумовский образ совершенно несопоставим с главным персонажем другой, более ранней пьесы Островского, «Доходное место» — Жадовым. Этот идеалист имел свои принципы, он считал, что можно жить по совести, не выслуживаясь и не беря взяток:
Я хочу сохранить за собой дорогое право глядеть всякому в глаза прямо, без стыда, без тайных угрызений, читать и смотреть сатиры и комедии на взяточников и хохотать от чистого сердца, откровенным смехом.
И вот на смену ему снова приходит беспринципный проныра Глумов, умный, хитрый, лицемерный. Он находится в окружении туповатых фразеров, реакционеров, ханжей и продажных писак — Мамаева, Городулина, Крутицкого, Турусиной, Голутвина. Из простых честных людей здесь лишь гусар Курчаев — да и тот, по общему мнению, ничего из себя не представляет и не обещает в будущем.
Смысл названия
Название пьесы «На всякого мудреца довольно простоты» кратко передает ее содержание.
Это русская поговорка, смысл которой в том, что любой, даже самый хитрый и сообразительный человек может «оплошать» — ведь нельзя всего знать заранее, особенно находясь среди таких же умников.
То есть тешить себя надеждой на то, что все пройдет, как надо, можно, но опасно и непредусмотрительно. Слово «простота» в данной фразе следует понимать как наивность.
Островский нередко использовал русские поговорки в названиях своих произведений. Их тематика разнообразна. Таковы его комедии «Не все коту масленица», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Не в свои сани не садись», «Правда хорошо, а счастье лучше» и др.
Мы привели краткое содержание пьесы «На всякого мудреца довольно простоты». Анализ ее, а также обзор персонажей пьесы тоже представлены в статье.
Источник: https://autogear.ru/article/384/347/kratkoe-soderjanie-na-vsyakogo-mudretsa-dovolno-prostotyi-a-ostrovskogo-harakteristika-geroev-i-analiz-proizvedeniya/
Краткое содержание На всякого мудреца довольно простоты Островский
А. Н. Островский
На всякого мудреца довольно простоты
Действие происходит в Москве, в первое десятилетие реформ Александра II. Первый акт пьесы – в квартире, где с матерью-вдовой живет молодой человек Егор Дмитриевич Глумов. В ней, по ремарке автора, чистая, хорошо меблированная комната.
В комнату входят, продолжая начатый разговор, Глумов с матерью. Глумов говорит ей: “Я весь в вас – умен, зол и завистлив” и заявляет, что отныне будет делать карьеру через знакомства в свете: “Эпиграммы в сторону! Этот род поэзии, кроме вреда, ничего не приносит автору.
Примемся за панегирики!” Теперь Глумов для себя будет вести дневник и в нем писать откровенно, что думает о людях, расположения которых добивается.
Приходят гусар Курчаев, знакомый Глумова, с ним Голутвин, человек, не имеющий занятий. Они собрались издавать журнал и просят у Глумова его эпиграммы или дневник, о котором уже что-то слышали. Глумов отказывает.
Курчаев, дальняя родня Глумову через сановника Нила Федосеевича Мамаева, рассказывает Глумову о привычке Мамаева смотреть попусту сдаваемые внаем квартиры и при этом поучать всех и каждого, и за разговором набрасывает на Мамаева карикатуру, приписав “новейший самоучитель”. Ее хочет взять Голутвин. Курчаев не дает: “Все-таки дядя”.
Она остается Глумову. Курчаев сообщает Глумову, что жена Мамаева “влюблена, как кошка” в Глумова. Курчаев и Голутвин уходят.
В последующем разговоре Глумова с матерью выясняется, что Глумов уже подкупил слугу Мамаева, и Мамаев сейчас прибудет смотреть якобы сдаваемую внаем квартиру Глумовых.
Является слуга, за ним сам Мамаев. Мамаев пеняет слуге: зачем тот привез его в жилую квартиру. Глумов объясняет, что, нуждаясь в деньгах, хочет из этой квартиры переехать в большую, и на недоуменные вопросы Мамаева заявляет: “Я глуп”.
Тот сперва ошарашен, но быстро начинает верить, что перед ним молодой человек, жаждущий советов, поучений и наставлений.
Глумова показывает Мамаеву карикатуру Курчаева. Мамаев уходит. Приходит Манефа, “женщина, занимающаяся гаданием и предсказанием”.
Глумов принимает ее с деланным почтением, дает пятнадцать рублей, отсылает угощаться чаем и кофе, записывает в дневник расходы: на Манефу и три рубля слуге Мамаева. Внезапно возвращается Курчаев, которому встретившийся по дороге Мамаев не велел показываться на глаза. Курчаев подозревает Глумова в интриганстве и говорит ему об этом. Они ссорятся.
Курчаев уходит. “Дядя его прогнал. Первый шаг сделан”. Этими словами Глумова заканчивается первое действие комедии.
В доме Мамаева хозяин и Крутицкий – “старик, очень важный господин”, сетуют на пагубность реформ и перемен и на свое неумение владеть пером и “современным слогом”. У Крутицкого готов труд, написанный стилем, “близким к стилю великого Ломоносова”, и Мамаев предлагает дать его Глумову в обработку. Оба уходят.
Появляются Мамаева и Глумова. Глумова жалуется на недостаток средств. Мамаева ее подбадривает, суля Глумову свое покровительство. Вошедшему Мамаеву Глумова расписывает восхищение своего сына его умом. Мамаев, уходя, обещает Глумовой дать “не денег, а лучше денег: совет, как распорядиться бюджетом”.
Мамаевой же Глумова принимается рассказывать о том, как влюблен в нее Глумов. Глумова уходит. Мамаева кокетничает с вошедшим Глумовым.
Приезжает Городулин, “молодой важный господин”. Мамаева просит для Глумова место, “разумеется, хорошее”, зовет Глумова и оставляет его с Городулиным. Глумов заявляет себя либералом и демонстрирует речистость, восхищающую Городулина, который тут же просит помочь ему приготовить спич.
Глумов готов написать.
Городулина сменяет Мамаев, который принимается учить Глумова ухаживать за своей женой. Глумов остается с Мамаевой, объясняется ей в любви и уходит.
На даче Турусиной, “богатой вдовы, барыни из купчих”, окруженной приживалками, гадальщицами, странницами, Турусина, только что выехавшая было в город, но приказавшая поворотить экипаж из-за плохой приметы, выговаривает своей спутнице, племяннице Машеньке, за “вольнодумство” и симпатию к Курчаеву. К тому же она получила два анонимных письма, предостерегающих от знакомства с Курчаевым. Машенька отвечает, что она “московская барышня” и спорить не станет, но пусть тогда тетя и подыщет сама ей жениха. Машенька уходит.
В гости заходит живущий по соседству Крутицкий. Турусина делится с Крутицким заботами: как подыскать Машеньке хорошего жениха. Крутицкий рекомендует Глумова и уходит. Приезжает Городулин. Как и Крутицкий, он высмеивает пристрастие Турусиной к странникам и приживалкам и сообщает: одна из таких знакомых Турусиной осуждена за мошенничество и отравление богатого купца.
С Городулиным повторяется тот же разговор с тем же результатом. Городулин всячески рекомендует Турусиной Глумова. И наконец, взамен Городулина появляется Манефа. Она тут желанная гостья. Ее принимают с почетом и речам ее внимают с трепетом.
Она вещает, приживалки поддакивают. Все хором предвещают Глумова как что-то уже почти сверхъестественное. Появлением Глумова с Мамаевым и обещанием Турусиной полюбить его, как родного сына, действие заканчивается.
Глумов приносит Крутицкому “Трактат о вреде реформ вообще” – обработку мыслей Крутицкого. Крутицкий доволен. “Трактат” – острая пародия на ретроградство. Глумов просит Крутицкого быть посаженым отцом на свадьбе и несколько перебирает в угодничестве, что и отмечает Крутицкий по его уходе.
Приходит Клеопатра Львовна Мамаева дополнительно замолвить словечко за Глумова. Взбодрившийся после ухода Глумова старик обрушивает на нее архаические цитаты из любимых с юности трагедий, видя в стареющей Мамаевой чуть не ровесницу. Но куда неприятней для нее оброненное Крутицким известие о сватовстве Глумова к Машеньке по любви. “Что ее кольнуло. Поди вот с бабами.
Хуже, чем дивизией командовать”, – недоумевает Крутицкий, глядя ей вслед.
Глумов дома записывает в дневник расходы и впечатления и учит мать, уходящую к Турусиной, как задабривать и задаривать ее приживалок. Внезапно является Мамаева. Это необычно, и Глумов настораживается. Последующий разговор с ней то подтверждает, то успокаивает опасения Глумова.
Он принимается объясняться Мамаевой в своих чувствах, несколько злоупотребляя красноречием, но та прерывает его вопросом: “Вы женитесь?” Глумов сбивается, пускается в объяснения и, как ему кажется, более или менее успокаивает Мамаеву. Звонок у двери. Глумов уходит.
Пришел Голутвин. Глумов, спрятав Мамаеву в соседней комнате, принимает его. Оказывается, тот, выражаясь современным языком, собрал на Глумова материал и шантажирует его: если Глумов не заплатит, Голутвин напечатает пасквиль. Решительным тоном отказывая Голутвину, Глумов на деле колеблется, не желая неприятностей ввиду выгодной женитьбы на Машеньке.
Голутвин лезет в соседнюю комнату, допытывается, кто там. Глумов еле выпроваживает его, но затем решает догнать и все-таки заплатить. В комнату входит Мамаева, замечает дневник, читает о себе самой что-то, что приводит ее в ярость, и уносит.
Сперва Глумову кажется, что он “все уладил”. Но убедившись, что дневник взят, он приходит в отчаяние, бранит себя: “Глупую злобу тешил. Вот и предоставил публике “Записки подлеца” им самим написанные”.
На даче, где собралось все общество, Курчаев, беседуя с Машенькой о невиданных добродетелях и успехах Глумова, говорит: “Еще с кем-нибудь другим я бы поспорил, а перед добродетельным человеком я пас никогда этим не занимался”.
Между добродетельными беседами с будущей женой и тещей Глумов договаривается с Городулиным “отделать хорошенько” трактат Крутицкого под подписью Городулина и убеждает Мамаеву, что женится по расчету. Слуга приносит переданный кем-то пакет.
В нем напечатанная статья “Как выходят в люди” с портретом Глумова и пропавший дневник.
Мамаев читает записи вслух, справки о расходах на приживалок “за то, что видели меня во сне”, острые характеристики Крутицкого, Манефы, Турусиной . Появляется Глумов.
Ему отдают дневник и предлагают “удалиться незаметно”. Но Глумову уже терять нечего. “Почему же незаметно”, – отвечает он и принимается обличать присутствующих уже устно.
Суть обличений: в напечатанной статье нет ничего для них нового.
Не настолько на самом деле глупы Крутицкий и Мамаев, чтоб и впрямь не чувствовать фальши в угодничестве Глумова: просто оно им удобно и приятно. То же и с Мамаевой, и с Городулиным. Но и та и другой неожиданно останавливают глумовское красноречие, начиная сразу же с ним соглашаться. Глумов уходит.
После паузы все сходятся на том, что, спустя время, надо опять его “приласкать”. “А уж это я беру на себя” – финальная реплика Мамаевой.
Источник: https://goldsoch.info/kratkoe-soderzhanie-na-vsyakogo-mudreca-dovolno-prostoty-ostrovskij/
Краткое содержание «На всякого мудреца довольно простоты» Островского
Москва, десятилетие реформ Александра Второго. В небольшой, хорошо убранной квартире проживают мать-вдова со своим молодым сыном Егором Дмитриевичем Глумовым.
Из разговора становится понятным, что Глумов говорит матери о том, что он попытается добиться успеха через свои знакомства, а не как ранее. Он также говорит, что полностью пошел в свою мать — такой же умный, завистливый и злой.
Он собирается вести дневник, в котором будет откровенно записывать, что он думает о людях.
В гости к ним приходят гусар Курчаев в сопровождении своего друга Голутвина, который, как известно, ничем особенным не занимается. Как оказалось, они собираются издавать журнал, поэтому им необходима помощь Глумова, в частности его дневник, о котором уже пошли слухи. Глумов отказывает им.
Перед уходом, Курчаев, который является дальним родственником Глумова, уговаривает взять на себя карикатуру, созданную на их дядю — Мамаева. Глумов снова отказывается. Тогда гусар говорит ему, что жена Мамаева сильно влюблена в него, после чего уходит вместе со своим товарищем.
Тут же Глумов признается, что уже подкупил слугу своего дяди, и тот сейчас приедет смотреть на их квартиру, которую они как будто сдают внаем. В этот момент появляется сам Мамаев, вместе со своим слугой.
Он упрекает слугу в том, что тот привез его в жилую квартиру, однако Глумов сообщает ему, что он хочет переехать в более просторное жилище, так как ему нужны деньги.
На недоумение Мамаева он говорит, что является глупцом. Через некоторое время Мамаев начинает думать, что этот молодой человек нуждается в его ценных советах и наставлениях. Мать Глумова демонстрирует Мамаеву карикатуру, которую сделал Курчаев, после чего тот уходит.
Вместо него приходит Манефа — старая провидица и гадалка, которую Глумов терпеть не может. Он дает ей пятнадцать рублей и отправляет восвояси. При этом делает пометку в своем дневнике — 15 рублей Манефе и 3 рубля слуге Мамаева. Неожиданно прибегает Курчаев, который уже получил строгий выговор от Мамаева.
Он подозревает Глумова в интриганстве. Друзья ссорятся и Курчаев уходит. Глумов делает запись в дневнике о том, что первый шаг сделан. Дом Глумовых посетил Крутицкий — очень важный господин, считающий себя великим писателем. Он написал какое-то творение, которое, по его словам, не хуже, чем у Ломоносова.
Мамаев рекомендует отдать рукопись на обработку Глумову. После их ухода появляются жена Мамаева и Глумова.
Мать Глумова жалуется на недостаток денег, однако Мамаева успокаивает ее, говоря, что будет покровительствовать ее сыну. В этот момент приходит Мамаев, и Глумова начинает хвалить своего сына. Однако Мамаев говорит, что денег не даст, а поможет ценным советом. Глумова уходит вместе с ним. Позже приходит сам Глумов, и жена Мамаева начинает с ним кокетничать.
Прибывшему молодому господину Городулину Мамаева рассказывает о талантливости Глумова. Тот решает послушать. Глумов демонстрирует чудеса красноречия и Городулин просит его написать для него спич. Глумов соглашается. После этого приходит Мамаев, который неожиданно учит Глумова как правильно ухаживать за его женой. После его ухода Глумов признается в любви Мамаевой.
Богатая вдова из купчих Турусина возвратилась домой из-за плохой приметы. В своем богатом доме она выговаривает своей московской племяннице Машеньке за ее увлечение Курчаевым. Машенька не спорит, так как она воспитанная барышня, однако просит тетю найти ей жениха, после чего уходит. В гости к Турусиной приезжает Крутицкий.
Вдова начинает делиться с ним переживаниями по поводу того, где ей найти достойного жениха. Крутицкий советует Глумова и уезжает.
Вместо него появляется Городулин, который, немного посмеявшись над пристрастием купчихи к странникам, на ее вопрос о женихе для Машеньки также рекомендует Глумова. Последним гостем в усадьбе Турусиной была гадалка Манефа — удивительно, но она тоже посчитала, что Глумов станет лучшим женихом для ее племянницы купчихи. Приезжают Мамаев и Глумов.
Турусина обещает ему полюбить его как родного сына. Глумов приносит с собой готовую работу, которую ему поручил Крутицкий. Тот очень доволен, так как этот трактат является острой пародией. Крутицкий предлагает Глумову свои услуги посаженного отца на свадьбе, и тот соглашается.
Но при этом несколько перебирает, о чем думает Крутицкий, пока ход его мыслей не перебивает прибывшая жена Мамаева. Крутицкий начинает с ней кокетничать, видя в Мамаевой едва ли не свою ровесницу. Неожиданно Мамаева уходит, получив известие о скорой свадьбе Глумова с Машенькой, чем озадачивает Крутицкого.
Глумов заполняет свой дневник, внося в него все расходы и учит мать, как себя вести у Турусиной. Неожиданно появляется Мамаева, которая намерена устроить скандал. Глумов всячески пытается ее успокоить, говоря, что никакой свадьбы не будет. Мамаева ему верит.
В этот момент раздается стук в двери, и Глумов, пряча Мамаеву в комнате, идет узнать, кто к нему пожаловал. Как оказалось, это Голутвин. Он сообщает Глумову, что у него есть доказательства его интриг, и он его выдаст, если тот ему не заплатит.
Сначала Глумов категорически отказывается, однако сомневается, так как не хочет потерять перспективную свадьбу с Машенькой. Рвущегося узнать, кто в комнате Голутвина он выгоняет, но потом все же догоняет и платит ему за молчание. В это время Мамаева находит дневник, читает о себе и разгневанная уходит.
Вернувшийся Глумов видит, что Мамаева унесла с собой дневник и понимает, что все пропало. На даче у Турусиной собралось все общество. Курчаев рассказывает Машеньке о том, какой Глумов невиданный добродетель. Сам Глумов пытается убедить Мамаеву, что он женится по расчету. Неожиданно приносят пакет, в котором свежий журнал с фотографией Глумова. Журнал называется «Как выходят в люди».
Мамаев начинает его читать, обличая во всем Глумова. После его просят тихонько удалиться с этим журналом. Однако Глумов, понимая, что терять ему нечего, пытается обличить всех присутствующих в устной форме. Но, как оказалось, он не произносит ничего нового — ведь все присутствующие не такие глупые люди, как думал Глумов, и знали, какую цель он преследует. Пораженный Глумов удаляется.
Присутствующие решает, что через некоторое время снова его приласкают. Мамаева берет это на себя.
Вы сейчас читаете сочинение Краткое содержание «На всякого мудреца довольно простоты» Островского« Краткое содержание «Юшка» ПлатоноваКраткое содержание «Галоша» Зощенко »
Источник: https://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-na-vsyakogo-mudreca-dovolno-prostoty-ostrovskogo/
"На всякого мудреца довольно простоты": описание и анализ пьесы из энциклопедии
«На всякого мудреца довольно простоты» — комедия А.Н. Островского. Время создания — сентябрь-октябрь 1868 г. Первая публикация: журнал «Отечественные записки», 1868, №11.
Эту пьесу принято определять как «общественную» комедию, написанную «в щедринской манере», критика оценила ее как «едкую сатиру на отживающее в России поколение», отметив черты новой манеры драматурга: «утрировки», «карикатуры», «шаржа», «фарса». Закономерно, что художественный тип Глумова был подхвачен и развит М.Е.
Салтыковым-Щедриным в целом ряде сатирических обозрений: в цикле «В среде умеренности и аккуратности», в «Письмах к тетеньке», в романе «Современная идиллия» и пр.
Только там, где у Щедрина доминирует «литературная злость», у Островского возникает лукавая усмешка по поводу «мудрецов» московского общества и ирония, направленная на «мудреца», вздумавшего поиграть в кошки-мышки с каждым из них в отдельности и с обществом в целом.
Особый «московский» колорит комедии «На всякого мудреца довольно простоты» (отзвук грибоедовского «Горя от ума») роднит ее с такими пьесами, как «Бешеные деньги» и «Последняя жертва».
Оживленное, шумное, активное разноголосье триптиха московской жизни разительно отличается от стиснутой, сдавленной атмосферы пьес «из жизни захолустья», от содержательной духовности исторических драм, от широты и раздолья «волжского» цикла («Гроза», «Воевода», «Горячее сердце»), от насыщенной религиозности таких пьес, как «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется», «Грех да беда на кого не живет».
Давая срез специфично московского общества, способного «заболтать» и окарикатурить любые общественно значимые идеи, Островский раскрывает его интересы, идеалы и возможности. «Идеи, попавшие в общество» (ср. у Достоевского: «идея, попавшая на улицу»), являются в комически-искаженном, смехотворно-сниженном варианте.
В жажде учительства богатого барина Мамаева легко угадываются идеи просвещенного консерватизма; в «прожектах» «очень важного господина» Крутицкого — убежденное, упертое, несгибаемое охранительство; в легковесной суетности «молодого, важного господина» Городулина — общественные воззрения русских либералов; в жалком поденщике бульварной прессы Голутвине — разоблачительный пафос героев «благодетельной гласности». Образ Мамаевой вводит тему типичной «московской тетушки», с помощью связей устраивающей карьеры многочисленных «красавцев-мужчин». Образы «московской барышни» Машеньки Турусиной, лукаво подтрунивающей над «ма тант» («Я буду грешить и буду каяться так, как вы») и светского оболтуса гусара Жоржа Курчаева, желающего жениться на ней, — довершают картину нравов московского общества. Все эти лица и составляют «кружок Турусиной», куда мечтает пробиться ведомый социальной завистью Глумов.
Образ «богатой барыни из купчих», начавшей «ханжить» под старость, — олицетворение самой матушки Москвы.
Дача Турусиной — с приживалками, лакеями, воспитанницей-племянницей, множеством дальних родственников, приятельниц, знакомых и привечаемых «блаженных», «уродливых», странников («которые скитающие») — типичный уголок московской старины.
Ее религиозные чувства — с легкомысленной жаждой пророчеств и «видений», с суеверным разбиранием примет — образец вырождения старорусской святости. В ее высказываниях легко узнается противостояние «старой Москвы» современному «вольнодумству» («Нынче принято ни во что не верить…»).
Глумов — единственный персонаж в драматургии Островского, сознательно избравший своим жизненным кредо философию цинизма. «Маменька, я умен, зол и завистлив», — говорит он, приступая к осуществлению своих планов.
Эти «исходные» человеческие данные оказываются «необходимы и достаточны» для его целей. Дар наблюдательности и талант сатирика помогают ему успешно осуществлять «цинизм в действии».
Решив выступить автором и режиссёром этой комедии, он набрасывает сценарий, наскоро распределяет роли (себе отводя, разумеется, главную роль) и берется за организацию «случайностей»: заставляет маменьку писать подметные письма, подкупает человека Мамаева ради «нечаянной» встречи с дядей, задаривает приживалок Турусиной, привлекает к заговору «пророчицу» Манефу — и все ради «теплого места и богатой невесты».
Случайность — пружина водевильной интриги, на ней держится весь водевильный механизм действия. Но жизнь оказывается «водевильней» затеянной интриги, неожиданней и «случайней» сочиненного сценария. Она подбрасывает Глумову все новые и новые задания.
Мамаеву нужно отвлечь от жены поклонников, и он просит Глумова поухаживать за женой. Мамаевой, в свою очередь, необходим пылкий молодой обожатель, чтобы освежить свои чувства. Крутицкому нужно написать трактат «о вреде реформ вообще», а Городулину — спич о «благодетельности» реформ.
Турусиной необходимо какое-нибудь «предзнаменование», без которого она не решается выдать замуж племянницу. Нужно, чтобы Мамаева не узнала о сватовстве к Машеньке, чтобы Жорж Курчаев не вызвал на дуэль (или просто — не побил), чтобы Глутвин прекратил шантажировать…
Одно лепится к другому, нагромождается, растет и в любую секунду этот возведенный «на острие игры» замысел Глумова может обвалиться, как карточный домик.
Одной «грубой, беспардонной лести» оказалось недостаточно, чтобы «подделаться к тузам». Глумову пришлось бесстыдно лицедействовать (глумотворствовать, «глум творить»), накапливая вслед за «подлостью в манерах» и «подлость в душе».
Изливая в дневник накопившуюся за время общения с «тузами» злобу и желчь, ведя «летопись людской пошлости», Глумов и сам превращается в пошляка. Мгновенная смена личин характеризует Глумова как бессовестного шута, исполняющего лакейскую должность при сильных мира сего.
(Шут — лицо, презираемое Островским, изображаемое им в качестве низменного прихлебателя при дворце царя («Василиса Мелентьева»), воеводы («Воевода, или Сон на Волге») или одуревшего от богатства купца («Горячее сердце»).
Желая «использовать» людей («пользоваться их слабостями»), герой очутился в положении человека, которого вовсю использовали те самые люди, которых он презирал и считал дураками. Глумов «перемудрил», и жизнь посмеялась над ним: отомстила руками оскорбленной им женщины, случайно прочитавшей записи в его дневнике.
Играя в этой комедии роли «злого умника», «фата», «героя-любовника», «либерала», «консерватора», «жениха», разыгрывая попеременно то Чацкого, то Молчалина, он в итоге оказался водевильным «простаком». «На всякого мудреца довольно простоты», — предупреждает Островский молодых людей, желающих вступить на стезю бессовестной игры с жизнью.
Глумова эта игра привела к «достойному» венцу его карьеры: должности «секретаря» при богатой старухе.
Первая общественная комедия Островского — «Доходное место» — предваряла эпоху либеральных реформ, вторая — подводила ее итоги, вылившиеся в «обширную говорильню».
На смену герою-идеалисту пришел герой, воплотивший «безыдеальный» дух времени.
Живописуя нравы московского общества, Островский показал человеческое преломление общественных идей и убеждений: как «общественный порок», обретая человеческий облик, становится «личным пороком» персонажа.
Первая постановка пьесы состоялась 1 ноября 1868 г. на сцене Александринского театра (Петербург); премьера в Малом театре (Москва) — 6 ноября 1868 г. В XX веке пьесу ставили многие режиссеры: В.И. Немирович-Данченко (1910 г., МХТ), С.М. Эйзенштейн (1923 г., Первый Рабочий Театр Пролеткульта, Москва), А.М. Лобанов (1958 г.
, театр Сатиры, Москва), А.И. Ремизова (1968 г., театр имени Е. Вахтангова, Москва), Г.А. Товстоногов (1985 г., БДТ имени М. Горького), М.А. Захаров (1989 г., театр имени Ленинского комсомола, Москва). Зарубежные постановки: театр «Юнити» (1945 г., Кардифф), спектакль А. Кука (1956 г.
, Нью-Йорк; под названием — «Дневник подлеца»), театр «Феникс» (1963 г., Лондон).
Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/ostrovskij_a_n/na_vsjakogo_mudreca_dovolno_prostoty_opisanie_i_analiz_pesy_iz_ehnciklopedii/65-1-0-1359