Четыре маленькие трагедии написаны Пушкиным осенью 1830 года в Болдине, где он задержался из-за холерного карантина.
На рукописях Александр Сергеевич оставил пометки, которые позволяют нам говорить о более-менее точных «днях рождения» пьес: 23 октября закончена работа над «Скупым рыцарем», 26-го — над «Моцартом и Сальери», 4 ноября — над «Каменным гостем», а 6 ноября — над «Пиром во время чумы».
Этот цикл до сих пор является загадкой для пушкинистов. Каждая из пьес — будто отрывок из утерянного произведения большой формы, но в этом отрывке предельно сконцентрированы суть конфликта и философия персонажей.
В случае «Маленьких трагедий» Пушкин явно мистифицировал читателя. Например, «Скупого рыцаря» он выдал за «Сцены из ченстоновой трагикомедии: The Covetous Knight», хотя такого произведения у поэта Шенстона нет вовсе.
А «Пир во время чумы» действительно перевод фрагмента трагедии Вильсона «Город чумы» (как и было обозначено Пушкиным в подзаголовке), но перевод столь вольный и превосходящий оригинал, что практически можно говорить о «Пире» как о самостоятельном произведении.
В одном ученые сходятся: «Маленькие трагедии» — эпическая фреска, на создание которой поэта вдохновили размышления о европейской культуре (ее частью стала ощущать себя и русская культура пушкинской поры).
В композиции цикла угадывается намерение «поиграть» с культурными мифами разных эпох: «Скупой рыцарь» — это Средневековье, «Каменный гость» — Возрождение, «Моцарт и Сальери» — Просвещение, а «Пир во время чумы» формально является переводом драматической поэмы Вильсона — поэта британской «озерной школы» эпохи романтизма.
Сценическая судьба «Маленьких трагедий» начала складываться еще при жизни Пушкина. 27 января 1832 года в Петербурге представили «Моцарта и Сальери», но успеха не случилось: трагедию сыграли во время съезда гостей, которые приобрели билеты на водевили Шаховского…
Премьера «Скупого рыцаря» была назначена на 1 февраля 1837 года, но за три дня до того скончался раненный на дуэли Пушкин, и спектакль был отменен. Вообще, «Маленькие трагедии» нельзя причислить к самым востребованным произведениям отечественной сцены. С момента первых опытов и по сей день над ними витает проклятье «несценичности».
Тем ценнее отважные попытки найти театральный эквивалент оригинальным драматическим опытам Пушкина.
Упорно штурмовали «Маленькие трагедии» в Александринском театре (носящем, кстати, имя А.С. Пушкина). В 1962 году там вышел спектакль «Маленькие трагедии», к которому режиссер Леонид Вивьен шел несколько десятилетий.
В спектакле были заняты прекрасные актеры — Николай Черкасов, Николай Симонов, Лидия Штыкан, Владимир Честноков, Нина Мамаева, но критики отмечали, что части постановки не получились равноценными.
«Слабым звеном» спектакля Вивьена признали «Каменного гостя», а «Моцарта и Сальери», «Скупого рыцаря» сочли удачными опытами интерпретации пушкинских пьес. Спектакль жил на сцене Александринского театра долго, претерпевал обновления и вводы новых актеров.
Существует видеоверсия целого спектакля (запись 1966 года), так и снятые позднее для телевидения отдельные «трагедии» («Маленькие трагедии. Скупой рыцарь. Моцарт и Сальери» 1971 года и «Каменный гость» 1971 года). Также в нашей коллекции — запись спектакля ГАБТа «Моцарт и Сальери» по одноименной одноактной опере Н. Римского-Корсакова (1981).
Больше везло «Маленьким трагедиям» с киноинтерпретациями. В 1979 году на телеэкраны вышел трехсерийный фильм Михаила Швейцера, где сюжеты и тексты трагедий оригинально присвоены Импровизатору из пушкинской повести «Египетские ночи». Вообще, «Маленькие трагедии» Швейцера — интересный коллаж из многих произведений Пушкина — и поэтических, и прозаических.
Назовем лишь несколько имен актеров и их персонажей. Роль Дона Гуана в картине Швейцера стала последней киноролью Владимира Высоцкого. Наталья Белохвостикова сыграла Донну Анну, а Матлюба Алимова — Лауру. Валерий Золотухин — Моцарта, а Иннокентий Смоктуновский — Сальери.
Центрует прихотливую композицию «Маленьких трагедий» Швейцера Импровизатор в исполнении Сергея Юрского.
А в 2009 году вышел совсем уж неординарный фильм «Маленькие трагедии» Ирины Евтеевой. Режиссер работает на стыке игрового и анимационного кино, в ее картине эпизоды проиграны актерами, а потом прорисованы художниками.
В итоге получается удивительная картинка, где реальность переплавлена в новый художественный мир. Но и тут можно говорить об актерах, послуживших прототипами конечных образов. Барона в «Скупом рыцаре» сыграл Сергей Дрейден, а его сына Альбера — Владимир Кошевой.
Лауру в «Каменном госте» — Елизавета Боярская.
источник:культурология.рф
Если статья понравилась, то поделитесь с друзьями в социальных сетях, буду благодарна!
Источник: https://izent.ru/posts/mirskoe/samorazvitie/994/Tajna_chetyrjoh_tragedij_Pushkina
Пир во время чумы
«Пир во время чумы» – небольшая пьеса, которая входит в цикл Маленькие трагедии, созданный Пушкиным в 1830 году. Она включает в себя 12 сцен и 3 акта. В тексте присутствует атмосфера смерти и безысходности.
Хотя персонажи ее живы и достаточно счастливы во время пира, читатель понимает, что они вскоре тоже умрут. Из этой пьесы в язык вошел фразеологизм «пир во время чумы», краткое содержание которого сводится к такому объяснению: радость среди смерти, бедствия, горя.
История написания
В них описана жизнь Лондона во время эпидемии. Там много персонажей разного характера: убийцы, астрологи, девушки, молодые люди. История написана в романтическом ключе, имеет слабую фабулу и размытый сюжет.
В 1830 году Пушкин прочитал это произведение. Через некоторое время он побывал в Болдине, который был окружен карантинными зонами, а до этого посетил госпиталь, в котором видел больных чумой людей. Это повлияло на его задумку написать что-то на эту тему.
Из обилия сцен в пьесе Вильсона Пушкин выбрал эпизод про пир. Этот отрывок текста он обработал в своем стиле, наполнил отдельной идеей, своей стилистикой, поэтикой, целостностью. В оригинальной пьесе сюжет не заканчивается на уходе священника, после этого еще происходят разговоры, объяснения в любви и даже дуэль.
Пушкин же сместил акценты, выделил этот эпизод как особенный, кульминационный, что сделало образ священника центральным, воплощением совести и правды. Это и придало пьесе целостность и завершенность, чего не хватало оригинальному тексту.
Важно! Пушкин доработал персонажей, «дорисовал» к их образам несколько штрихов, каждому создал историю. Таким образом эпизод из текста превратился в полноценное произведение с характерной идейно-сюжетной наполненностью.
Сюжет и композиция
Элементы сюжета – отрывки песен, стихов, зарисовки поведения людей, которые пируют. Одни смирились со смертью, другие – продолжают жить, третьи – пытаются не думать об этом.
Из разнообразия поведения складывается общая картина общества во время эпидемии: безысходность, растерянность, неопределенность.
Кульминационный момент пьесы – появление священника, который критикует веселящихся людей. Он обращается к ним с просьбой одуматься и переосмыслить свою жизнь, говорит, что такое поведение во время всеобщего горя неуместно.
Это интересно! Повесть Барышня Крестьянка Пушкина: читаем краткое содержание
Конфликт пьесы заключается в том, что в ней отсутствует любая внешняя борьба: люди сталкиваются со сложными философскими вопросами, смертью, значением жизни, но они лишь пассивные жители города, которые не хотят что-то предпринимать.
Все, что им остается – смириться со своей участью и пировать в разгар бушевания смерти. Финал пьесы – раздумья председателя – свидетельствует о том, что борьба продолжается внутри каждого участника представления.
- внешнее действие сюжета в пьесе очень слабое – не происходит практически никаких событий, персонажи просто пьют, едят и поют песни. Развитие происходит внутри героев, напряжение их положения во время эпидемии определяется по их словам и песням,
- все участники пира являются воплощением определенного типа отношения к смерти. Каждый из героев имеет свои причины для посещения пира. Луиза боится одиночества, Молодой человек хочет на таком мероприятии забыться, Мери пришла излить свои переживания и спеть о своей любви,
- кульминация раскрывается не в действии, а в диалоге. Священник и Председатель разговаривают про смерть, отношение к ней и необходимость оставаться смелыми,
- вся история наполнена песнями, стихами, монологами и диалогами.
Такой подход в описании сюжета создает атмосферу напряженности, которая существовала во времени эпидемии чумы.
Это интересно! Роман Евгений Онегин: читаем краткий пересказ
Главные герои и образы
В пьесе есть такие действующие лица:
- председатель Вальсингам – персонаж, который очень боится смерти, он прославляет «царство чумы», говорит о том, что ее действия – это повод для наслаждений. В кульминационный момент пьесы он осознает жестокость своих мыслей. После разговора со священником председатель осознает, что поведение его и остальных членов пира – это признание собственной слабости и проигрыша. В то время, когда пир продолжается, он продолжает думать о своем поведении. На этом Пушкин обрывает историю, создавая открытый финал,
- священник – образ, который является ключевым в пьесе. Через него говорит голос разума, он обращается к совести пирующих, напоминает им о том, что смерть рядом, что их поведение – это не радость и не протест, это капитуляция перед лицом смерти.
- Мэри – задумчивая девушка, которая через песню рассказывает историю своей жизни. Она вспоминает о юности, счастливых днях. Через строки песни она показывает себя готовой на жертву, верной и преданной девушкой.
Важно! Действующих лиц в пьесе немного, но через их поведение, слова и истории раскрываются ключевые темы и идеи произведения – вопрос об отношении человека к смерти, поиск смысла жизни, формирование позиции человека по отношению к смерти вокруг.
Содержание пьесы
Краткий пересказ событий, происходящих в произведении, не займет много времени. Действие происходит в Лондоне в 1665 году во время эпидемии чумы. В городе все скорбят от количества смертей. На одной улице несколько мужчин и женщин собрались за столом, чтобы беззаботно предаться веселью. Они возглашают тосты, поют песни, вспоминают умерших.
Часть гостей начинает хвалить Мэри, часть – критиковать. Во время бурного обсуждения за окном провозят тележку с мертвыми. Начинает петь Вальсингам, призывая не унывать и не терять надежды.
Затем к пирующим подходит священник и начинает их критиковать за такое поведение. Его прогоняют из дома.
Это интересно! Роман Дубровский: краткое содержание произведения по главам
Только Вальсингам внезапно понимает, что священник прав, и начинается оправдывать такое поведение ужасом и страхом, говорит о том, что в его доме пусто, и он не может туда вернуться. Священник просит прощения у него и окончательно уходит. Пир в это время продолжается, все веселятся, и только председатель погружен в задумчивость, не принимает участие в пире.
Источник: https://tvercult.ru/literatura/malenkie-tragedii-pir-vo-vremya-chumyi-chitaem-kratkoe-soderzhanie
Пушкин «Маленькие трагедии» – краткое содержание — Русская историческая библиотека
статью Пушкин «Маленькие трагедии» – анализ
«Маленькие трагедии» – пушкинский цикл из четырёх пьес: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Все они были написаны Пушкиным в Болдино, в 1830 году, и все объединены общим мотивом изображения греховной страсти, которая разъедает саму основу человеческой души, даже если та глубока и сильна.
Вот краткие содержания всех четырёх «Маленьких трагедий»:
Трагедия «Скупой рыцарь» – кратко
Престарелого рыцаря-барона скупость доводит почти до помешательства.
Смысл своей жизни он видит в том, чтобы спускаться в подвал и досыпать новые пригоршни золота в свои шесть сундуков с сокровищами. Деньги барон добывает притеснениями и обманом.
Жадность глушит в нём голос раскаяния. Старый рыцарь проводит целые часы, зажигая в подвале свечи и любуясь на свои сундуки. (См. Монолог Скупого рыцаря.)
20-летнего сына Альбера скупец держит в чёрном теле. Юноше не хватает денег ни на коня, ни на рыцарское вооружение. Альбер ненавидит отца, чья мелочность вынуждает его влезать в долги к бессердечному еврейскому ростовщику Соломону.
Соломон в конце концов прекращает давать Альберу в долг и намекает, что ему было бы неплохо извести родителя отравой. Молодой рыцарь в гневе прогоняет еврея, однако в глубине души чувствует: он был бы не прочь последовать его совету.
Когда скупой рыцарь и его сын случайно встречаются во дворце их общего сюзерена, герцога, взаимная вражда закипает с такой силой, что они бросаются друг на друга с оружием. Отец при этом умирает от волнения, вспоминая перед смертью лишь про ключи от сундуков.
На нашем сайте вы можете прочесть другое краткое содержание «Скупого рыцаря» в отдельной статье, анализ и полный текст этой трагедии.
Скупой рыцарь. Картина К. Маковского, 1890-е
Трагедия «Моцарт и Сальери» – кратко
Знаменитый композитор Сальери, сухой, лишённый вдохновения человек, изучил музыкальную гармонию по типу алгебры и пишет мелодии на манер искусного ремесленника: математически подбирая тона.
Но славу трудолюбивого Сальери начинает затмевать молодой Моцарт, весёлый гуляка, который достигает всего не мелочным упорством, а необыкновенным талантом.
Сальери проникается к Моцарту чёрной завистью, которая поглощает всё его существо. (См. Монолог Сальери.)
Он наконец решает отравить соперника и приглашает его на совместный обед в трактир. Моцарт грустно рассказывает, что предчувствует скорую свою смерть, и играет для Сальери своё новое – самое гениальное – произведение, «Реквием». Завистник подсыпает яд Моцарту в бокал. Тот выпивает его и уходит, обречённый на гибель.
Но Сальери западает в душу фраза, сказанная Моцартом перед расставанием: гений и злодейство – две вещи несовместные. Получается, что злодей-убийца не может быть гением в музыке. Правота этой мысли возбуждает в душе Сальери новые страстные мучения. Убийством Моцарта он думал успокоить свою зависть – но не спасается его неё.
На нашем сайте вы можете прочесть другое краткое содержание «Моцарта и Сальери» в отдельной статье, анализ и полный текст этой трагедии.
Моцарт и Сальери. Иллюстрация М. Врубеля к трагедии А. С. Пушкина, 1884
Трагедия «Каменный гость» – кратко
Прославленный повеса и дуэлянт Дон Гуан тайно приезжает в Мадрид из ссылки, обуреваемый неуёмной страстью бросать вызов всем правилам морали и приличий. Едва явившись в столицу, он убивает в схватке на шпагах своего врага, Дона Карлоса.
Гуан скрывается от следствия по этому делу в одном из пригородных монастырей и узнаёт, что здесь похоронен ещё один павший от его руки человек – командор де Сольва. К надгробной статуе каждый день приезжает молиться вдова командора, Донна Анна.
Дон Гуан проникается желанием соблазнить её.
Подойдя к Донне Анне под видом монаха, он заводит с нею сладострастный разговор. Измученная одиночеством молодая вдова соглашается принять Гуана у себя. Тот торжествует свою очередную дерзкую победу – над женой им же убитого человека. Когда Донна Анна уходит, Гуан глумливо приглашает каменную статую командора прийти и постоять на часах во время завтрашнего свидания с его супругой.
Дон Гуан и Донна Анна у могилы командора. Картина И. Репина, 1885
Статуя вдруг кивает головой. Слуга Гуана, Лепорелло, приходит в ужас, но его отважный господин не думает отказываться от встречи с Донной Анной. Во время неё он открывает молодой женщине своё имя – имя убийцы. В это время раздаётся стук в дверь. Входит каменный гость – статуя с гробницы. Исполняя наказание свыше, командор хватает Гуана за руку и увлекает его в ад.
На нашем сайте вы можете прочесть другое краткое содержание «Каменного гостя» в отдельной статье и полный текст этой трагедии.
Трагедия «Пир во время чумы» – кратко
Во время страшной лондонской чумы 1665 погребальные повозки тысячами везут умерших на кладбища. Повсюду раздаются стоны и плач, однако на одной из улиц несколько гуляк напоказ предаются разврату и пьянству за накрытым столом. Однако их веселье наигранно. Участники кощунственного пира лишь стараются утопить в вине печаль по родственникам и близким, которых теряют каждый день.
Одна из пирующих, желтоволосая Мери, запевает жалобную песню о чуме, но товарищи высмеивают её за «слезливость». Председатель пира, мрачный Вальсингам, встаёт с кубком и исполняет исступлённый гимн чуме.
Он зовёт не проклинать, а славить великое бедствие, ибо страшная опасность возвышает человеческий дух.
«Есть упоение в бою, и бездны мрачной на краю… Всё, всё, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья…»
Пушкин. Пир во время чумы. Песня председателя. В роли Вальсингама — А. Трофимов
Проходящий мимо священник призывает Вальсингама прекратить безбожные выходки и напоминает, как недавно он безутешно скорбел от потери любимых матери и жены. Но председатель отвечает, что невыразимое горе навсегда погубило его душу – и он не жалеет об этом. Монах молит Бога спасти Вальсингама и уходит. Пир продолжается. Председатель сидит за столом в глубокой задумчивости.
На нашем сайте вы можете прочесть другое краткое содержание «Пира во время чумы» в отдельной статье и полный текст этой трагедии.
© Автор статьи – Русская историческая библиотека
Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/3376-pushkin-malenkie-tragedii-kratkoe-soderzhanie
Пушкин "Маленькие трагедии", какое краткое содержание?
Скупой рыцарь. Сцена 1. В башне
Альбер со слугой обсуждает рыцарский турнир, сетуя на то, что он испортил шлем. а на новый денег нет. К тому же, у Альбера нет приличной одежды, для того, чтобы показаться при дворе. Причиной победы Альбера на турнире стала его ярость оп поводу повреждения его шлема. Альбер интересуется, дал ли еврей Соломон в долг? Иван отвечает что тот «кряхтит и жмется».
Приходит Соломон, Альбер просит денег, говоря, что он единственный наследник отца-Барона, который скуп и «служит деньгам». На что Соломон говорит, что можно ускорить смерть отца, прибегнув к яду. Альбер в ярости кричит на него и грозит виселицей. Соломон пугается и предлагает взятку, но Альбер прогоняет его.
Альбер хочет выпить вина, но вина нет. Он решается пойти к Герцогу искать управы на отца.
______________________________
Сцена 2. Подвал
Открывается сцена тем. что барон перебирает свои сокровища, дожидаясь встречи с ними, как «молодой повеса ждет свидания…». он опасается за судьбу сокровищ: «..кто вслед за мною примет власть на нею? Мой наследник! Безумец, расточитель молодой…»
_________________________________
Сцена 3. Во дворце
Альбер рассказывает Герцогу о своих трудностях. Приходит Барон, Альбер не желая встречи с ним, прячется в соседней комнате.
Герцог говорит Барону о том, что он хотел бы видеть его сына при своей дворе, но для этого он должен получить все необходимое. Барон в ответ клевещет на сына, уверяя что сын порочен и буен.
Затем он уверяет герцога в тома, что Албер хотел его убить, для того, чтобы обокрасть.
Альбер вбегает в комнату и обвиняет отца во лжи, Барон в свою очередь вызывает сына на дуэль(бросает а перчатку). Герцог возмущен их поведением и выгонят их. Барону становится плохо и он падает, ища в последние минуты жизни ключи от сокровищ. Герцог сокрушается» ужасный век, ужасные сердца!».
**Следующая часть: Моцарт и Сальери.**
Сцена 1. Комната.
Сальери рассуждает о своем призвании и творчестве. О ранних невзгодах, о том что «предался неге творческой мечты». В конце он достиг в творчестве степени высокой. Ему улыбнулась слава, но он стал завистником Моцарта.
Входит Моцарт, рассказывая о том, что стал свидетелем того, как слепой скрипач играл Моцарта. Он привел его с собой, для того, чтобы он сыграл. Старик играет, но перевирает.
В ответ Моцарт смеется, а Сальери возмущается:»Мне не смешно, когда маляр негодный/Мне пачкает мадонну Рафаэля». Скрипач уходит, а Моцарт показывает Сальери на фортепьяно свою «безделицу».
Сальери поражен, тем, что Моцарт идя с произведением, стоял и слушал слепца: «Ты, Моцарт, недостоин сам себя».
Сальери приглашает Моцарта отобедать в трактир «Золотого льва». Моцарт согласившись уходит, а Сальери решает его отравить.
Сцена 2. Трактир.
В разгар обеда, Моцарт грустен, его тревожит «Реквием», над которым он работает. Далее он рассказывает историю заказа: трижды к нему приходил человек в черном и заказывал произведение, но затем исчезал, хотя заказ был выполнен. Теперь ему всюду мерещится этот человек и даже кажется что этот человек сидит с ними.
Сальери успокаивает Моцарта, вспоминая слова Бомарше:
На что Моцарт вспоминает слух о том, будто Бомарше был отравлен, но он не верит в это, ведь гений и злодейство несовместимы.
Сальериа бросает в стакан яд и Моцарт его выпивает. Затем Моцарт играет «Реквием», а Сальери плачет. Моцарту становится плохо и он уходит. Сальери остается один. Он говорит, что Моцарт уснет надолго, но неужели он прав? И Сальери не гений?
- ______________________________
- Далее Каменный гость.
- Сцена 1.
Дон Гуан и его слуга Лепорелло прибывают в Мадрид, где его могут узнать многочисленный недруги, но он их не боится.
Липорелло напоминает, что если король узнает о его возвращении из ссылки, которую он был сослан за убийство Командора, то ему не поздоровится.
Дон Гуан вспоминает о соблазненных им женщинах, которых он бросил. Сравнивает андалузских крестьянок и светлых красавиц, которых он встречал в ссылке.
Дон Гуан решает посетить одну из своих бывших возлюбленных — Лауру. Разговаривая они подходят к Антоньеву монастырю. Появляется монах, Донг Гуан интернируется кого он ждет? В ответ монах говорит, что должна приехать вдова Командора, Донна Анна. В монастыре стоит памятник Комнадора.
Дон Гуан интересуется не дурна ли она собой? Приходит Доннна Анна. Но Дон Гуан кроме узенькой пятки из под черного покрывала ничего не видит. Лепорелло говорит ему. что и этого довольно. Дон Гуан решает познакомиться с ней. На что Лепорелло называет его бессовестным, ведь он убил ее мужа.
___________________________________
Сцена 2. Комната. Ужин у Лауры.
Мужчины восхваляют красоту Лауры,ее талант играть на гитаре и пение. Всем интересно кому принадлежат слова в песне, она отвечает, что Дону Гуано. Один из гостей, Дон Карлос называет Дона Гуано мерзавцем и безбожником, а Лауру дурой.
В ответ Лаура велит слугам убить обидчика. Но гости мирят их. Все гости уходят, а Лаура просит Дона Карлоса остаться, т.к он напомнил ей Дона Гуано. На впро люит ли она Дона Гуано, Лаура отвечает, что любила сильно, но теперь любит его.
Узнав, что ей 18 лет, он спрашивает:
Входит Дону Гуан и Лаура кидается ему на шею. Дон Карлос требует поединка теперь и сейчас. Дерутся и Дон Карлос погибает. Дон Гуан клянется в любви Лауре, затем спрашивая в шутку, как давно она С Доном Карлосом? Остается с ней на одну ночь.
_______________________________________________
Сцена 3. Памятник Командора.
Дон Гуан наряжается отшельником и ждет Донну Анну. Разглядывает памятник, размышляя о том, что памятник большой, а в жизни Командор был мал и тщедушен. Пр приходе Анны, он признается ей в люби, представляясь Диего де Кальвадо. Она приглашает его в гости. Дон Гуан уходя приглашает статую в гости, Липорелло пугается, тк статуя кивает им.
__________________________________
Сцена 4. Комната Донны Анны.
Анна в беседе с Доном Гуаном признается, что если бы встретила убийцу мужа. то сама убила бы его. Дон дает ей кинжал и признается, что он Дон Гуан. Но она не верит. Она спрашивает скольких женщин он погубил? Он говорит, что ни одной не любил. На прощание она целует его. Раздается стук — является статуя Командора. Дон Гуан жмет ей руку и вместе с ней проваливается.
Пир во время чумы.Улица. Накрытый стол. Вальсингам вспоминает тех, кто уже умер от чумы, говоря о Джаксоне, рассказы которого он славил под общий хохот. Далее он говорит, что живых еще много и им нет причины печалиться. Вальсингам просит спеть Мери. Она поет от торжестве любви над смертью. В этот момент едет телега полная мертвых тел.
Молодой человек поет гимн в честь чумы. Появляется священник и требует прервать пир, удивляясь тому, что Вальсингам председательствует на пиру, ведь три недели назад он оплакивал свою мать. Вальсингам говорит, что пир его вызван воспоминаниями страшными. Далее он бредит о соей жене. Священник просит спасти его душу и уходит. Пир продолжается.
Вальсингам остается сидеть в задумчивости.
Источник: https://www.bolshoyvopros.ru/questions/3180094-pushkin-malenkie-tragedii-kakoe-kratkoe-soderzhanie.html
"Моцарт и Сальери" (Маленькие трагедии А.С. Пушкина): краткое содержание
Первая сцена начинается в комнате, где живет Сальери. Он один в комнате. Сцена начинается его монологом. Сальери любит музыку и с детства он заслушивался величественными звуками церковного органа. Добросовестно изучал гармонию, тайны музыкальных созвучий, учится играть. Все свое время он посвящал музыке, отказавшись от юношеских забав. Науки, не имевшие отношения к музыкальной грамоте, его не интересовали.
Антонио Сальери стал оперным композитором. Своим наставником он в монологе назвал известного в Вене оперного композитора Кристофа Глюка.
Когда великий Глюк
Явился и открыл нам новы тайны
(Глубокие, пленительные тайны),
Не бросил ли я все, что прежде знал,
Что так любил, чему так жарко верил,
И не пошел ли бодро вслед за ним…
Сальери добился в своей жизни немалого. Он был придворным композитором. И по сюжету Пушкина завидовал Моцарту – человеку, которому талант был дан свыше. Сальери кажется, что Моцарту все дается легко и шутя.
Вот он вошел в комнату. Моцарт рассказал о том, что когда шел к Сальери, он увидел слепого музыканта. Его игра на старенькой скрипке развеселила композитора. Он просит старика сыграть «из Моцарта нам что-нибудь».
Слепой музыкант, конечно, не мог видеть, что перед ним два великих композитора, и начал играть арию из «Дон Жуана». Моцарт весело смеется.
А Сальери не в состоянии понять своего приятеля, как можно веселиться, когда твое творение так бессовестно искажают. Сальери говорит:
Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля,
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери.
Пошел, старик.
Моцарт дает старику деньги и выпроваживает его. Он принес Сальери ноты своего нового произведения. Но перед этим говорит:
Представь себе… кого бы?
Ну, хоть меня — немного помоложе;
Влюбленного — не слишком, а слегка —
С красоткой, или с другом — хоть с тобой,
Я весел… Вдруг: виденье гробовое,
Незапный мрак иль что-нибудь такое…
Ну, слушай же.
Музыка приводит Сальери в восторг, но восторг, смешанный с удушающей завистью. Сальери понимает, что никогда не напишет такой музыки, что Моцарт, этот «гуляка праздный», всегда будет лучше его, выше его. Он не понимает, как можно, имея партитуру столь божественного музыкального произведения, слушать какого-то слепого скрипача, который к тому же бессовестно фальшивит.
Боже!
Ты, Моцарт, недостоин сам себя.
- Моцарт
- Что ж, хорошо?
- Сальери
Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Моцарт признается, что голоден и предлагает Сальери отобедать в трактире «Золотого Льва». И тут Сальери решается использовать яд, который 18 лет хранил у себя на всякий случай.
В жизни были ситуации, когда люди причиняли душевную боль, и было велико искушение пустить этот яд в ход. Но он сдерживал свои эмоции и страсти. Теперь он не в силах совладать с собой.
Ему кажется, что убив гения, он спасет мир музыки.
Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты еще достигнет?
Подымет ли он тем искусство? Нет;
Оно падет опять, как он исчезнет:
Наследника нам не оставит он.
Вторая сцена происходит в трактире. Моцарт признается, что его тревожит его Реквием. Однажды к нему пришел человек в черном одеянии, и заказал Реквием.
Прошло уже недели три, а – заказчик более не приходил, не интересовался тем, как идет работа, хотя произведение почти закончено. Но у Моцарта постоянно возникает странное чувство, будто этот «человек в черном» ходит за ним повсюду.
Вот и сейчас Моцарту казалось, что этот человек «сидел вместе с ними за столом». Приятели вспоминают известного французского драматурга Пьера Бомарше, который советовал:
Как мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти «Женитьбу Фигаро».
Моцарт спросил у Сальери: а правда ли что Бомарше кого-то отравил? И тут же ответил самому себе:
Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство —
Две вещи несовместные.
В этот момент Сальери бросает яд в бокал Моцарта. Моцарт выпивает шампанское и садится за пианино, играет Реквием. Сальери чувствует облегчение, словно он исполнил некий долг, он плачет, слушая заупокойную мессу в трактире, но одна мысль все-таки тревожит его душу:
Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные.
Таково краткое содержание трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери», но право же лучше прочесть текст пьесы целиком! Тем более, что она невелика.
Но кстати: следует отметить, что, к великому сожалению, вслед за венскими современниками Пушкин оболгал Сальери — тот точно не был причастен к смерти великого Моцарта.
Источник: https://PoetPushkin.ru/pesy/malenkie-tragedii/motsart-i-saleri-kratkoe-soderzhanie.html
Краткое содержание трагедии "Моцарт и Сальери" Пушкина: пересказ сюжета по сценам (главам), пьеса в сокращении
Главная страницаПушкин
«Моцарт и Сальери». Иллюстрация М. Врубеля |
Произведение «Моцарт и Сальери» входит в состав знаменитого цикла «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина. «Моцарт и Сальери» — это небольная пьеса в двух сценах. В ее основе лежит миф о том, что композитор Сальери якобы отравил великого Моцарта из зависти к его таланту. В этой статье представлено краткое содержание пьесы «Моцарт и Сальери» Пушкина: пересказ сюжета по сценам (главам), произведение в сокращении для читательского дневника.
Смотрите:
— Все материалы по трагедии «Моцарт и Сальери»
— Все материалы по творчеству Пушкина
Сцена I
Композитор Сальери один в комнате, он беседует сам с собой. Сальери говорит, что посвятил музыке всю жизнь. Благодаря упорному труду он стал уважаемым и известным музыкантом. Он был счастлив и никогда не испытывал зависти. Но теперь он мучительно завидует Моцарту. По мнению Сальери, «безумец» и «гуляка» Моцарт не заслуживает своей гениальности.
В комнату входит Моцарт. Он приводит с собой слепого музыканта из трактира. Моцарта развеселило то, как мужчина играл отрывки из его опер. Сальери не понимает, как Моцарт может радоваться такому. Сальери прогоняет музыканта. Моцарт дает мужчина немного денег.
Моцарт играет для Сальери несколько своих новых сочинений. Сальери восхищается этими работами. Он называет Моцарта богом музыки, но упрекает его в том, что тот не достоин сам себя. Сальери предлагает Моцарту пообедать в трактире. Тот соглашается, но сначала идет домой, чтобы предупредить жену.
Оставшись один, Сальери говорит себе, что он должен остановить Моцарта. По его мнению, гениальный Моцарт все равно не принесет пользы искусству, потому что после его смерти музыка вернется к прежнему уровню. Сальери решает отравить приятеля с помощью яда.
Сцена II
Моцарт и Сальери в трактире. Моцарт признается, что его тревожит его новое произведение «Реквием (Requiem)» — заупокойная месса. Три недели назад мужчина в черной одежде заказал ему этот реквием. Моцарт уже закончил работу, но заказчик все не приходит. Моцарту не дает покоя мысль об этом незнакомце.
В ходе беседы Моцарт называет себя и Сальери гениями. Он также говорит, что гений и злодейство не совместимы, то есть гениальный человек не может быть злодеем. В это время Сальери незаметно бросает яд в стакан Моцарта. Тот пьет за здоровье Сальери и их дружбу. Затем Моцарт играет на фортепиано свой реквием, Сальери плачет. Вдруг Моцарту становится плохо, он уходит домой. Сальери понимает, что несчастный скоро умрет.
Сальери спрашивает себя: гений ли он сам, если совершил такое злодейство — убийство Моцарта.
-
Конец.
- Смотрите:
- — Все материалы по трагедии «Моцарт и Сальери»
- — Все материалы по творчеству Пушкина
Таково краткое содержание пьесы «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина: пересказ сюжета по сценам (главам), произведение в сокращении для читательского дневника.
Источник: https://www.literaturus.ru/2019/02/kratkoe-soderzhanie-mocart-i-saleri-pushkin-pereskaz-sjuzhet-v-sokrashhenii-po-scenam-glavam.html