Волгоградская оперная антреприза «Травиата». Опера в 3-х действиях, 4-х картинах. Либретто Ф.М. Пиаве по драме А. Дюма-сына «Дама с камелиями». |
- Совместный проект «Геликон-опера» (Москва) и Оперная антреприза (Волгоград) Режиссёр-постановщик: Дмитрий Бертман (Москва) Дирижёр-постановщик Анатолий Смирнов Дирижёр: Михаил Аркадьев, заслуженный артист РФ (Москва) Режиссёр: Константин Балакин (Москва) Художники-постановщики: Татьяна Тулубьева, Игорь Нежный, лауреаты премии правительства Москвы Хормейстер: Леонид Пономарёв, заслуженный артист РФ.
- Премьера оперы в Волгоградской оперной антрепризе состоялась 22 октября 1999 года.
- Действующие лица и исполнители: Виолетта Валери –Анна Девяткина -Марина Андреева (Москва) -Татьяна Куинджи (Москва), заслуженная артистка РФ Флора Бервуа, её подруга –Наталия Семёнова, заслуженная артистка РФ -Елена Юнеева -Ирина Соколова Аннина, горничная Виолетты –Валентина Пономарёва -Елена Юнеева -Алла Егунова Альфред Жермон –Николай Черепанов, заслуженный артист Украины Жорж Жермон, его отец –Николай Леонов -Леонид Завирюхин -Владимир Автомонов Гастон, виконт де Леторьер –Владимир Мингалёв Барон Дюфоль –Владимир Автомонов -Евгений Алёшин Маркиз д'Обиньи –Владимир Думенко Доктор Гренвиль –Владимир Думенко -Николай Лохов -Станислав Тимошенко Жозеф, слуга Виолетты –Юрий Шалаев Танцовщица –Лина Полонская
- Хор и оркестр Волгоградской Оперной Антрепризы
Краткое содержание
Картина первая
В доме куртизанки Виолетты Валери царит шумное веселье: поклонники Виолетты празднуют её выздоровление. Среди гостей – Альфред Жермон, недавно приехавший в Париж из провинции. Он с первого взгляда влюбляется в Виолетту, чем вызывает удивление и насмешки присутствующих. По просьбе гостей Альфред поёт застольную песню – гимн любви и радости жизни.
Из соседнего зала доносятся звуки вальса, и все устремляются туда, бросая в одиночестве внезапно почувствовавшую себя плохо хозяйку. С нею остаётся только Альфред. Он горячо убеждает Виолетту поверить в искренность его чувств к ней, изменить образ жизни.
Виолетта отвечает шутками на страстные признания Альфреда, однако на прощание дарит ему цветок и назначает свидание на завтра. Гости расходятся. Виолетта остаётся одна, с волнением вспоминает нежные речи Альфреда. Впервые в своей легкомысленной жизни она столкнулась с подлинным чувством.
И Виолетта понимает, что тоже готова полюбить…
Картина вторая
Виолетта и Альфред покинули Париж и уединились в загородном доме, наслаждаясь счастьем взаимной любви. Но идиллия длится недолго: служанка Аннина проговаривается Альфреду, что Виолетта тайно распродаёт своё имущество. Поражённый и пристыженный Альфред отправляется в Париж, чтобы уладить денежные дела. Виолетта тем временем разбирает пришедшую почту. Одно из писем – приглашение на бал-маскарад от её старой подруги – Флоры. Виолетта равнодушно откладывает его в сторону. Эта жизнь, эти связи и знакомства теперь от неё далеко, она не хочет возвращаться к ним.
Появляется отец Альфреда – Жорж Жермон.
Он обвиняет Виолетту в том, что она использует Альфреда, губит и его, и репутацию всей их семьи, и будущее сестры Альфреда, чьё замужество находится под ударом из-за этого скандала.
Он предлагает ей деньги за то, чтобы она бросила Альфреда. Виолетта в отчаянии – она знает, что умирает, что жить ей осталось недолго. Жорж Жермон лишает её последней радости в этой жизни. Но уступает его настояниям.
Возвратившийся Альфред удивлён волнением и слезами Виолетты, а после её ухода находит прощальное письмо… Жермон призывает сына вернуться в родной Прованс, к семье, но тот не слушает его. Внезапно Альфред замечает оставленную на столе записку Флоры. Теперь он уже не сомневается, что Виолетта ушла от него навсегда. Охваченный ревностью, он возвращается в Париж, чтобы отомстить за измену.
Картина третья
Бал-маскарад у Флоры. За карточным столом игроки, среди которых и Альфред. Входит Виолетта с бароном Дюфолем. Флора радостно её встречает, но и встреча с подругой, и суета бала не трогают Виолетту, она мучительно переживает разрыв с любимым. Альфред ищет ссоры с бароном. Виолетта, опасаясь за его жизнь, пытается предотвратить дуэль. Но Альфред, убеждённый в её измене, сзывает гостей и при всех оскорбляет Виолетту, бросая ей в лицо деньги – плату за любовь.
Картина четвёртая
Покинутая друзьями, сломленная болезнью и страданиями, Виолетта медленно угасает. Доктор Гренвиль пытается обнадёжить её, но Виолетта верит не ему, а своему предчувствию близкой смерти. Она велит служанке раздать бедным свои последние деньги и, оставшись одна, перечитыват письмо Жермона, который сообщает о скором возвращении сына. Альфред знает всё… Вбегает взволнованная Аннина и сообщает, что вернулся Альфред. Влюблённые радуются встрече, строят планы на будущее, мечтают о том, как они навсегда покинут Париж и начнут новую жизнь. Но силы начинают оставлять Виолетту, и её радость сменяется отчаяньем – она не хочет умирать именно теперь, когда счастье так близко. Вошедший Жермон с раскаяньем убеждается, что его разрешение на брак запоздало, Виолетту уже не спасти. Она умирает…
История создания
Сюжет «Травиаты» заимствован из драмы А. Дюма-сына «Дама с камелиями». Прототипом героини явилась знаменитая парижская куртизанка Мари Дюплесси, чьи красота и незаурядный ум привлекали многих выдающихся людей. Среди её поклонников был и начинающий литератор Александр Дюма.
Их разрыв и последовавшее за ним путешествие Дюма молва приписывала настояниям его отца – прославленного автора «Трёх мушкетёров». Вернувшись в Париж, Дюма не застал Мари Дюплесси в живых – она умерла от туберкулёза в 1847 году.
Когда вскоре после этого появился роман «Дама с камелиями», в его героине Маргарите Готье все узнали Мари Дюплесси, а в Армане Дювале – самого автора. В 1848 году Дюма переработал роман в пьесу, однако премьера её состоялась лишь 4 года спустя: цензура долго не разрешала постановку, считая пьесу безнравственной, бросающей вызов моральным устоям.
Получив доступ на сцену, «Дама с камелиями» сразу же завоевала шумный успех и обошла все театры Европы. На премьере в Париже присутствовал Верди, который вскоре принялся за создание оперы.
«Травиата» была поставлена 6 марта 1853 года и потерпела скандальный провал. Однако Верди твёрдо верил в признание своего творения. Так и произошло – через год, в той же самой Венеции, опера была вновь поставлена и имела огромный успех. Дюма, познакомившись с «Травиатой», сказал: «Через пятьдесят лет никто не вспомнил бы о моей «Даме с камелиями», но Верди обессмертил её».
Все комментарии (цензурные и по возможности грамотные) рассматриваются в порядке живой очереди, принимаются к сведению и даже публикуются на сайте. Так что если тебе есть что сказать по поводу вышепрочитанного — мыль сюда!!! 😉
Источник: https://afishy.narod.ru/theatres/voa/traviata.html
Опера Верди «Травиата»
Сюжет «Травиаты» (1853 г.) заимствован из романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Как возможный оперный материал он привлек внимание композитора сразу после выхода в свет (1848 г.
) Роман имел сенсационный успех и вскоре писатель переработал его в пьесу. Верди был на ее премьере и окончательно утвердился в своем решении писать оперу.
Он нашел у Дюма близкую себе тему – трагедию загубленной буржуазным обществом женской судьбы.
Тема оперы вызвала бурную полемику: современный сюжет, костюмы, прически были очень непривычны для публики XIX века.
Но самым неожиданным явилось то, что впервые на оперную сцену в качестве главной героини, изображенной с нескрываемым сочувствием, вышла «падшая женщина» (обстоятельство, специально подчеркнутое Верди в названии оперы – именно так переводится итальянское «травиата»). В этой новизне – главная причина скандального провала премьеры.
Либретто
Как и во многих других операх Верди, либретто написал Франческо Пиаве. В нем всё предельно просто:
- минимум действующих лиц;
- отсутствие запутанной интриги;
- акцент не на событийной, а на психологической стороне – душевном мире героини.
Композиция
Композиционный план на редкость лаконичен, он сконцентрирован на личной драме:
- I д. – экспозиция образов Виолетты и Альфреда и завязка любовной линии (признание Альфреда и зарождение ответного чувства в душе Виолетты);
- во II д. показана эволюция образа Виолетты, вся жизнь которой совершенно преобразилась под влиянием любви. Уже здесь совершается поворот в сторону трагической развязки (встреча Виолетты с Жоржем Жермоном становится для нее роковой);
- в III д. содержится кульминация и развязка – смерть Виолетты. Таким образом, ее судьба является основным драматургическим стержнем оперы.
По жанру «Травиата» – один из первых образцов лирико-психологической оперы.
Обыденность и интимность сюжета привели Верди к отказу от героической монументальности, театральной зрелищности, эффектности, которыми отличались первые его оперные произведения. Это самая «тихая», камерная опера композитора.
В оркестре господствуют струнные инструменты, динамика редко выходит за пределы р. Гораздо шире, чем в других своих сочинениях, Верди опирается на современные бытовые жанры.
Это, в первую очередь, жанр вальса, который можно назвать «лейтжанром» «Травиаты» (яркие образцы вальса – застольная песня Альфреда, 2 часть арии Виолетты «Быть свободной…», дуэт Виолетты и Альфреда из 3 д. «Покинем край мы»). На фоне вальса происходит и любовное объяснение Альфреда в I действии.
Образ Виолетты. Первая характеристика Виолетты дана в краткой оркестровой прелюдии, вводящей в оперу, где звучат 2 противоположные по смыслу темы:
- тема «умирающей Виолетты», предвосхищающая развязку драмы. Дана в приглушенном звучании скрипок divizi, в скорбном h-moll, хоральной фактуре, на секундовых интонациях. Повторив эту тему во вступлении к III действию, композитор подчеркнул единство всей композиции (прием «тематической арки»);
- «тема любви» – страстная и восторженная, в яркой звучности E-dur, сочетает певучесть мелодики с плавной вальсовостью ритма. В самой опере она появляется в партии Виолетты во II д. в момент ее расставания с Альфредом.
1 действие
В I действии (картина бала) характеристика Виолетты строится на переплетении двух линий: блестящей, виртуозной, связанной с воплощением внешней сути образа, и лирико-драматической, передающей внутренний мир Виолетты.
В самом начале действия господствует первая – виртуозная. На празднике Виолетта кажется неотделимой от окружающей ее среды – веселящегося светского общества.
Ее музыка мало индивидуализирована (характерно, что Виолетта присоединяется к застольной песне Альфреда, которую вскоре подхватывает весь хор гостей).
После любовного объяснения Альфреда Виолетта находится во власти самых противоречивых чувств: здесь и мечта о настоящей любви, и неверие в возможность счастья. Вот почему ее большая портретная ария, завершающая I действие, строится на контрастном сопоставлении двух частей:
1 часть – медленная («Не ты ли мне…» f-moll). Отличается задумчивым, элегическим характером. Плавная вальсообразная мелодия полна трепета и нежности, внутреннего волнения (паузы, рр, сдержанный аккомпанемент).
В качестве своеобразного припева к основной мелодии выступает тема любовного признания Альфреда. Отныне эта прекрасная мелодия, очень близкая теме любви из оркестровой прелюдии, становится ведущей лейттемой оперы (т.н. 2-я т. любви).
В арии Виолетты она звучит несколько раз, сначала в ее партии, а потом у Альфреда, голос которого дан вторым планом.
2 часть арии – быстрая («Быть свободной…» As-dur). Это блестящий вальс, увлекающий стремительностью ритма и виртуозной колоратурой.
Подобное 2хчастное строение встречается во многих оперных ариях; однако Верди приблизил арию Виолетты к свободной снене-монологу, включив в нее выразительные речитативные связки (в них – отражение душевной борьбы Виолетты) и использовав прием двуплановости (голос Альфреда издалека).
Полюбив Альфреда, Виолетта покинула вместе с ним шумный Париж, порвав со своим прошлым. Чтобы подчеркнуть эволюцию главной героини, Верди во II действии коренным образом изменяет особенности ее музыкальной речи. Внешний блеск и виртуозные рулады исчезают, интонации приобретают песенную простоту.
2 действие
В центре II действия – дуэт Виолетты с Жоржем Жермоном, отцом Альфреда. Это, в полном смысле слова, психологический поединок двух натур: душевное благородство Виолетты противопоставлено обывательской посредственности Жоржа Жермона.
Композиционно дуэт очень далек от традиционного типа совместного пения. Это свободная сцена, включающая речитативы, ариозо, ансамблевое пение. В построении сцены можно выделить три больших раздела, связанных речитативными диалогами.
I раздел включает ариозо Жермона «Чистую, с сердцем ангела» и ответное соло Виолетты «Вы поймете ль силу страсти». Партия Виолетты отличается бурным волнением и резко контрастирует размеренной кантилене Жермона.
Музыка 2 раздела отражает перелом в настроении Виолетты. Жермону удается заронить в ее душе мучительные сомнения в долговечности любви Альфреда (ариозо Жермона «Минует увлеченье») и она уступает его просьбам («Дочери вашей…»). В отличие от 1-го раздела, во 2-м преобладает совместное пение, в котором ведущая роль принадлежит Виолетте.
З раздел («Умру, но памяти моей») посвящен показу самоотверженной решимости Виолетты отречься от своего счастья. Его музыка выдержана в характере сурового марша.
Следующая за дуэтом сцена прощального письма Виолетты и ее расставания с Aльфредом полна душевного смятения и страсти, которая достигает кульминации в экспрессивном звучании т. любви из оркестровой прелюдии (на словах «Ах, Альфред мой! Я так люблю тебя»).
Драма Виолетты, решившейся уйти от Альфреда, продолжается на балу у Флоры (финал 2 д. или 2 картина 2 д.) Вновь, как и в начале оперы, звучит беззаботная танцевальная музыка, но теперь пестрая суета бала тяготит Виолетту; она мучительно переживает разрыв с любимым. Кульминация финала 2 д. – оскорбление Альфреда, бросающего к ногам Виолетты деньги – плату за любовь.
3 действие
III действие почти целиком посвящено Виолетте, измученной болезнью и всеми покинутой. Уже в небольшом оркестровом вступлении возникает ощущение приближающейся катастрофы. Оно основано на теме умирающей Виолетты из оркестровой прелюдии к I действию, только в более напряженном c-moll. Характерно, что во вступлении к III действию нет второй, контрастной темы – темы любви.
Центральный по значению эпизод III действия – ария Виолетты «Простите вы навеки». Это прощание с жизнью, с минутами счастья. Перед началом арии в оркестре появляется 2-я т. любви (когда Виолетта читает письмо Жоржа Жермона). Мелодия арии очень проста, строится на плавных мотивах опевания и песенных ходах на сексту.
Очень выразителен ритм: акценты на слабых долях и длительные паузы вызывают ассоциации с затрудненным дыханием, с физическим изнеможением. Тональное развитие от a-moll направлено к параллельному, а затем к одноименному мажору, тем горестнее возвращение в минор. Форма куплетная.
Трагизм ситуации усугубляют праздничные звуки карнавала, врывающиеся в открытое окно (в финале «Риголетто» в аналогичной роли выступает песенка Герцога).
Атмосферу приближающейся смерти ненадолго озаряет радость встречи Виолетты с вернувшимся Альфредом. Их дуэт «Покинем край мы» – это еще один вальс, светлый и мечтательный. Однако силы вскоре покидают Виолетту.
Торжественно и скорбно звучит музыка последнего прощания, когда Виолетта дарит Альфреду свой медальон (хоральные аккорды в остинатном ритме на рррр – характерные признаки траурного марша).
Перед самой развязкой снова звучит тема любви в предельно тихой звучности струнных инструментов.
Источник: https://musike.ru/index.php?id=87
Травиата
Странное красивое итальянское слово «Травиата» на русский язык старались не переводить никогда, так оно и прижилось, словно имя собственное – имя заглавной героини одной из любимых во всем мире опер. Меж тем такое красивое итальянское слово – «traviare» – означает «сбить с пути», «развратить», а образованное от него «traviata» – просто-напросто падшую женщину.
Так в исступленной молитве всего раз называет себя сама Виолетта, никто другой не осмеливается попрекнуть ее подобным образом жизни. Но именно это определение оказывается смыслообразующим для Джузеппе Верди и его либреттиста Франческо Марии Пьяве, сочинявших оперу для карнавального сезона 1853 года в венецианском театре Ла Фениче.
«Для Венеции пишу «Даму с камелиями», которая будет называться, скорее всего, «Травиата», – пишет Верди своему другу Джузеппе Де Санктису, уточняя, что речь о современном сюжете. – Другой, возможно, и не взялся бы за это дело, думая о костюмах, о временах, о тысяче других обстоятельств… Я же делаю это с большим удовольствием. Все возмущались, когда я вывел на сцену горбуна.
И вот пожалуйста: я был счастлив написать «Риголетто»…». Впрочем, для премьеры современность слегка приглушили: авторы и руководство театра перенесли действие в XVIII век, и роскошные отложные воротники, ботфорты и «мушкетерские» камзолы сопровождали «Травиату» еще минимум полвека на самых разных сценах мира.
Но публика едва замечала антураж, настолько ее шокировала сама возможность говорить в опере о любви, выходящей за рамки высокого долга или героических обстоятельств. «Травиатой», сбившейся с пути, Виолетта называет себя только в заключительном акте. И, возможно, имеет в виду отнюдь не свое ремесло куртизанки.Социальный пафос в вердиевскую партитуру вчитывают редко.
Гораздо чаще историю Виолетты и Альфреда трактуют как чистую мелодраму в красивой оболочке. Любовь, болезнь, истаивающая жизнь, нежные мечты, аромат Парижа – такой «Травиату» привыкла видеть публика, и Майкл Майер в Метрополитен не намерен ее разочаровывать.
Для него действие оперы разворачивается между мечтой и реальностью, рисуя последний год жизни больной Виолетты как цепочку эпизодов, от весны и надежды до смертельной зимы. Янник Незе-Сеген охотно подхватывает рассуждения режиссера: самым важным в партитуре он считает ее нежность, хрупкость и в то же время неослабевающее драматическое напряжение.
«В «Травиате» сконцентрирован весь Верди», – считает главный дирижер Мет. Куртизанка Виолетта Валери знает, что скоро умрёт, истощённая своей беспокойной жизнью. На балу ей представляют давно в неё влюблённого Альфреда Жермона. Говорят даже, будто бы он каждый день справлялся о её здоровье. Гостей забавляют его наивность и эмоциональность, и Альфреда просят произнести тост.
Он предлагает выпить за истинную любовь, а Виолетта отвечает тостом за свободную любовь. Она тронута искренностью юноши. Внезапно она ощущает слабость, и гости удаляются. Только Альфред остаётся с ней и объясняется ей в любви. Виолетта отвечает, что в её жизни нет места такому чувству, однако дарит ему камелию и просит вернуться, когда цветок завянет.
Альфред понимает, что увидит её уже на следующий день. Оставшись одна, Виолетта разрывается между противоречивыми чувствами: она не хочет расставаться со своим образом жизни, но в то же время чувствует, что Альфред пробудил в ней мечту об истинной любви.Виолетта выбрала Альфреда, и они наслаждаются своей любовью в загородном доме, вдали от света.
Когда Альфред выясняет, что ради такой жизни Виолетте пришлось продавать своё имущество, он немедленно отправляется в Париж, чтобы раздобыть средства. Виолетта получает приглашение на бал-маскарад, но ей больше неинтересны подобные развлечения. В отсутствие Альфреда к ней приходит его отец, Жорж Жермон.
Он хочет, чтобы Виолетта рассталась с его сыном, так как их связь угрожает будущему браку его дочери. Однако в процессе разговора Жермон понимает, что Виолетте не нужны деньги его сына, она любит его от чистого сердца. Он взывает к великодушию Виолетты и объясняет, что в буржуазном обществе у их с Альфредом отношений нет будущего.
Решимость Виолетты угасает, и она в конце концов соглашается оставить Альфреда навсегда. Только после её смерти ему суждено узнать истинную причину того, почему она вернулась к прежней жизни. Она принимает приглашение на бал и пишет своему любовнику прощальное письмо. Альфред возвращается и, пока он читает письмо, появляется его отец и утешает сына.
Но никакие воспоминания о доме и счастливой семье не в состоянии смирить гнев и ревность Альфреда, решившего отомстить Виолетте за измену.На балу распространяется новость о том, что Виолетта и Альфред расстались. Гротескные танцевальные номера высмеивают брошенного возлюбленного. Тем временем на бал прибывает Виолетта с новым любовником, бароном Дюфолем.
Альфред играет с бароном в карты и выигрывает большую сумму – не везёт в любви, повезёт в картах. Когда гости расходятся по другим залам, Альфред ссорится с Виолеттой. В гневе она говорит, что любит барона. Альфред в ярости призывает гостей в свидетели, швыряет Виолетте в лицо свой выигрыш и объявляет, что он ей ничего не должен.
Жорж Жермон, прибывший в этот момент, упрекает сына за недостойное поведение. Барон вызывает своего соперника на дуэль.Виолетта умирает. Её последний друг, доктор Гренвиль, знает, что ей осталось всего несколько часов. Виолетте прислал письмо отец Альфреда, сообщив, что Альфред не пострадал на дуэли.Раскаивающийся Жермон рассказал сыну о жертве Виолетты, и Альфред хочет как можно скорее увидеться с возлюбленной. Виолетта опасается, что может быть уже слишком поздно. На улице слышны звуки празднества, а Виолетта мучается в агонии. Но Альфред действительно приезжает, и воссоединение даёт Виолетте новые силы. К ней возвращаются энергия и радость жизни.Кажется, словно горе и страдание покидают её – последняя иллюзия перед смертью.
3 часа 17 минут с двумя антрактами
Дива в роли Дивы: Анна Нетребко исполняет роль Адрианы Лекуврёр.
Долгожданный дебют Анны Нетребко в роли Аиды.
Боги, герои и просто люди в самой лиричной опере Рихарда Вагнера.
Йонас Кауфман и Эва-Мария Вестбрук в оперном вестерне.
Благочестие и французская революция в опере Франсиса Пуленка.
Комическая опера с переодеваниями и виртуозными ариями.
Роковая цыганка и влюбленный солдат: «Кармен» снова на экранах.
Психологический триллер Альфреда Хичкока на оперной сцене.
Элина Гаранча и Роберто Аланья в библейской истории.
Диана Дамрау и Хуан-Диего Флорес в новой версии классической мелодрамы.
Источник: https://www.theatrehd.ru/ru/kiev/films/la-traviata-2018
История постановок оперы Джузеппе Верди "Травиата"
Опера итальянского композитора Джузеппе Верди (1813-1901) «Травиата» была написана по сюжету романа французского писателя Александра Дюма-сына (1824-1895) «Дама с камелиями». Прототипом героини явилась знаменитая парижская куртизанка Мари Дюплесси, чья красота и ум привлекали многих знаменитых людей того времени. Среди ее поклонников был и Дюма-сын, тогда начинающий литератор.
Их разрыв и последовавшее путешествие Дюма-сына молва приписывала настояниям его отца. Вернувшись в Париж, Дюма не застал Мари Дюплесси в живых – она умерла от туберкулеза в 1847 году. Когда вскоре после этого появился роман «Дама с камелиями», в его героине Маргарите Готье все узнали Мари Дюплесси, а в Армане Дювале, – юноше, которого Маргарита полюбила, склонны были видеть самого автора.
В 1848 году Дюма переработал роман в пьесу, однако премьера ее состоялась лишь четыре года спустя: цензура не разрешала постановку, считая пьесу безнравственной, бросающей вызов моральным устоям общества. Получив, наконец, доступ на сцену, «Дама с камелиями» сразу же завоевала успех и обошла все театры Европы.
На премьере в Париже присутствовал Джузеппе Верди, который вскоре принялся за создание оперы.
В своей «Травиате» композитор частично отразил события личной жизни – роман с оперной дивой Джузеппиной Стреппони, с которой Верди прожил 11 лет, прежде чем официально женился.
Либретто оперы было написано Франческо Пиаве (1810-1876). Композитор также активно участвовал в разработке либретто, добиваясь сжатости действия.
Верди сделал героиней оперы женщину, отвергнутую обществом, подчеркнув это в названии: «Травиата» – по-итальянски падшая, заблудшая. Композитор показал благородство и душевную красоту своей героини куртизанки Виолетты, ее превосходство не только над средой, которая ее окружает, но и над представителем светского общества – отцом Альфреда.
Премьера «Травиаты» состоялась 6 марта 1853 года в венецианском театре Ла Фениче, и опера встретила не самый теплый прием. Год спустя «Травиата», показанная в Театре Сан-Бенедетто в Венеции в костюмах XVIII века, имела большой успех.
В мировой премьере «Травиаты» под управлением маэстро Гаэтано Мареза пели сопрано Фанни Сальвини-Донателли, представитель известной певческой семьи тенор Лодовико Грациани и знаменитый баритон Феличе Варези, первый исполнитель партий Макбета, Риголетто и ряда других.
Триумфальное мировое шествие «Травиаты» началось в 1855 году – Вена, Мадрид, Барселона. В 1856 году ее впервые услышали парижане, где в «Театре Итальен» партию Виолетты исполнила певица Мариэтта Пикколомини. В том же году состоялись премьеры в Лондоне и Нью-Йорке, в 1857 году опера была поставлена в Гамбурге.
Российская история «Травиаты» началась в 1856 году в Петербурге и связана с именами итальянских исполнителей – сопрано Анджолины Бозио в роли Виолетты и лирического тенора Энрико Кальцолари в роли Альфреда, которые имели заслуженный успех у публики. Первая постановка «Травиаты» в Большом театре на итальянском языке состоялась 14 ноября 1858 года. В спектакле были заняты сопрано Элеонора Бушек (Виолетта), тенор Михаил Владиславлев (Альфред) и баритон Константин Божановский (Жермон).
В переводе на русский опера впервые прозвучала в Мариинском театре в 1868 году в исполнении сопрано Аделаиды Бюдель-Адами, лирического тенора Николая Андреева и баритона Ивана Мельникова.
Партия Виолетты стала любимой для примадонн всех поколений. Среди ее исполнительниц – итальянские певицы Аделина Патти, Роза Понсель, Рената Тебальди, греческое сопрано Мария Каллас, австралийская оперная дива Джоан Сазерленд, испанская оперная певица Монсеррат Кабалье, канадское лирическое сопрано Тереза Стратас.
В ХХ веке опера «Травиата» связала классическую музыку и кинематограф. В 1982 году итальянский режиссер Франко Дзеффирелли создал экранизацию оперы.
Дзеффирелли несколько раз ставил «Травиату» на сцене: в Далласе (1958), в миланском «Ла Скала» (1964), в нью-йоркском Метрополитен-опера (1979).
Идею экранизации «Травиаты» режиссер вынашивал с 1950 года, желая снять в главной роли знаменитую певицу Марию Каллас, выступавшую в его постановках 1958 и 1964 годов.
Драматическая интерпретация этой партии, сделала Каллас одной из лучших исполнительниц партии.
Главные роли в фильме «Травиата» исполнили канадская оперная певица греческого происхождения Тереза Стратас и известный испанский тенор Пласидо Доминго. В сцене бала-маскарада танцевали известные солисты советского балета Екатерина Максимова и Владимир Васильев.
В 1992 году итальянский продюсер Андреа Андерманн взялся за большой проект – фильм «Травиата в Париже», который готовился в течение восьми лет – с 1992 по 2000 год. В течение двух дней постановка 2000 года транслировалась в прямом эфире в 125 странах мира.
Съемки проходили в местах, где непосредственно разворачивалась эта любовная драма: первое действие – в итальянском посольстве в Париже, второе действие – в Версале, третье – во дворце «Пари Пале», четвертое – на острове напротив Собора Парижский Богоматери.
Главную роль исполнила российская певица Этери Гвазава.
«Травиата» не теряет свою популярность – каждый режиссер пытается поставить свою оперу, отличную от предыдущих.
В Москве оперный экспериментатор режиссер театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман в постановке «Травиаты» 1995 года поместил на сцене огромную кровать и окружил Виолетту детскими игрушками.
Режиссер и хореограф Алла Сигалова в московском театре «Новая Опера» перенесла действие в Париж 1930-х годов, определенно указав род занятий героини и посадив ее на велосипед. Премьера спектакля состоялась в 1999 году.
Режиссер Александр Титель в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко представил современную Виолетту. Режиссер прочел классический сюжет «Травиаты», как историю современных прожигателей жизни. Светская жизнь на сцене скорректирована с учетом современных потребностей: вместо ампирных балов ХIХ века — элитные клубные развлечения для vip-класса.
Премьерой новой «Травиаты» в 2004 году начались гастроли оперной труппы театра в США.
В Москве премьера спектакля состоялась в ноябре 2006 года. В роли Виолетты – солистка оперы сопрано Хибла Герзмава.
Наиболее известной постановкой начала XXI века стал спектакль «Травиата» на Зальцбургском фестивале 2005 года. Он был поставлен немецким режиссером Вилли Декером. Сцена почти лишена декораций и представляла собой светлый полукруг, выгороженный голубоватой вогнутой стеной – полусферой, вдоль которой расположена скамья-ступень.
Единственным постоянно присутствующим на сцене предметом (за исключением финала) являются огромные круглые часы с движущимися черными стрелками. Режиссер акцентировал тему: «звезда» – идол и игрушка толпы.
В спектакле участвовало звездное трио: русское сопрано Анна Нетребко, мексиканский тенор Роландо Виллазона и американский баритон Томас Хэмпсон.
Выпущенная на DVD «Травиата» Декера разошлась большим тиражом.
В канун Нового 2011 года Вилли Декер осуществил свою постановку в «Метрополитене». Главные роли исполнили российское сопрано Марина Поплавская, американский лирический тенор Мэтью Поленцани и польский баритон Анджей Доббер.
С Анной Нетребко в главной роли состоялась премьера «Травиаты» в постановке режиссера Шарля Рубо в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в декабре 2002 года.
В марте 2009 года состоялась премьера оперы «Травиата» на сцене Михайловского театра в Петербурге под управлением известного в Европе маэстро Петера Феранеца. В главных партиях выступили Наталья Миронова, Дмитрий Головнин и Александр Ненадовский.
7 октября 2012 года состоялась премьера оперы в Большом театре в постановке известного в музыкальных театрах Америки и Европы режиссера Франчески Замбелло. Спектакль начинается со сцены в лечебнице, где умирает Виолетта, перед которой проходят видения ее жизни — самые счастливые моменты ее романа с Альфредом и самые трагические.
Финальная сцена — последнее прощальное свидание с Альфредом — происходит также в больнице. Больничные палаты в мгновение превращались в роскошные залы, или в цветущий пригород Парижа, куда привез Альфред Виолетту, которая покидает этот уголок в настоящей карете, запряженной живой лошадью.
Для масштабной постановки было создано 186 костюмов.
В роли Виолетты в спектаклях Большого театра заняты известные сопрано Венера Гимадиева, Вероника Джиоева, Альбина Шагимуратова и Оксана Шилова. Роль Альфреда исполняют российские тенора Алексей Долгов Евгений Наговицын и мексиканец Артуро Чакон-Крус. В роли Жермона, отца Альфреда, выступают баритоны Эльчин Азизов, Игорь Головатенко и Василий Ладюк.
Воспоминания знаменитой куртизанки на сцене Большого. Фото >>
Аудио:1. Вступление (На балу у Флоры) из оперы «Травиата». Исполняют Г. Диомидова и С. Лемешев, оркестр ГАБТа. Запись 1983 года2. Рената Скотто исполняет арию Виолетты из оперы «Травиата». Запись 1964 года3. Галина Вишневская и Сергей Лемешев исполняют дуэт из оперы «Травиата». Запись 1963 года
- Предоставлено ФГУП «Фирма Мелодия»
- Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Источник: https://ria.ru/20130306/926078576.html
Краткое содержание: Джузеппе Верди. Травиата
- ТРАВИАТА
- Опера в трех актах (четырех картинах)1
- Либретто Ф. Пиаве
- Действующие лица:
|
|
- Знакомые Виолетты и Флоры, гости, маски, слуги.
- Действие происходит в Париже и его окрестностях в
середине XIX века. - ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Сюжет «Травиаты» заимствован из драмы А. Дюма-сына «Дама
с камелиями». Прототипом героини явилась знаменитая парижская куртизанка Мари
Дюплесси, чья красота и незаурядный ум привлекали многих выдающихся людей.
Среди ее поклонников был и Дюма, тогда начинающий литератор. Их разрыв и
последовавшее путешествие Дюма молва приписывала настояниям его отца —
прославленного автора «Трех мушкетеров». Вернувшись в Париж, Дюма не застал
Мари Дюплесси в живых — она умерла от туберкулеза в 1847 году. Когда вскоре
после этого появился роман «Дама с камелиями», в его героине Маргарите Готье
все узнали Мари Дюплесси, а в Армане Дювале, — юноше, которого Маргарита
полюбила чистой и беззаветной любовью, склонны были видеть самого автора. В
1848 году Дюма переработал роман в пьесу, однако премьера ее состоялась лишь
четыре года спустя: цензура долго не разрешала постановку, считая пьесу
безнравственной, бросающей вызов моральным устоям буржуазного общества.
Получив, наконец, доступ на сцену, «Дама с камелиями» сразу же завоевала шумный
успех и обошла все театры Европы. На премьере в Париже присутствовал Верди,
который вскоре принялся за создание оперы. Его сотрудником был Ф. Пиаве (1810—1876)
— один из лучших либреттистов того времени. Композитор активно участвовал в
разработке либретто, добиваясь сжатости действия. «Травиата» была поставлена 6
марта 1853 года в Венеции и потерпела скандальный провал.
Верди сделал героиней своей оперы женщину, отвергнутую
обществом; он специально подчеркнул это названием («Травиата» — по-итальянски
падшая, заблудшая).
Композитор показал благородство и душевную красоту Виолетты,
ее превосходство не только над той легкомысленной средой, которая ее окружает,
но и над добродетельным представителем светского общества — отцом Альфреда.
Горячее сочувствие к жертве социального неравенства, беспощадное осуждение
лицемерной буржуазной морали, показ на оперной сцене современной жизни — все
это нарушало обычную традицию и было главной причиной провала оперы.
Однако Верди твердо верил, что «Травиата» добьется признания.
Через год опера вновь была поставлена в Венеции и имела огромный успех.
Для
этой постановки Верди согласился убрать современные костюмы: действие было
перенесено в более отдаленную эпоху, на полтора столетия назад (вскоре, однако,
он восстановил современную обстановку драмы).
Спустя некоторое время «Травиата»
стала одной из самых знаменитых опер в репертуаре мирового музыкального театра.
Дюма, познакомившись с «Травиатой», сказал: «Через пятьдесят лет никто не
вспомнил бы о моей «Даме с камелиями», но Верди обессмертил ее».
СЮЖЕТ
В доме куртизанки Виолетты Валери царит шумное
веселье: поклонники Виолетты празднуют ее выздоровление. Среди гостей — Альфред
Жермон, недавно приехавший в Париж из провинции. С первого взгляда он полюбил
Виолетту чистой восторженной любовью. Его пылкие чувства вызывают удивление и
насмешки присутствующих.
По просьбе гостей Альфред поет застольную песню — гимн
любви и радости жизни. Из соседнего зала доносятся звуки вальса; гости устремляются
туда. С Виолеттой, внезапно почувствовавшей себя плохо, остается Альфред. Он
горячо убеждает Виолетту изменить образ жизни, поверить его чувству.
Вначале
Виолетта отвечает шутками на страстные признания Альфреда. Однако на прощание
дарит ему цветок, назначая свидание на завтра. Гости расходятся. Оставшись
одна, Виолетта с волнением вспоминает нежные речи Альфреда.
Впервые в своей
блестящей и легкомысленной жизни она столкнулась с подлинным чувством; в ее
сердце зажглась ответная любовь.
Виолетта и Альфред покинули Париж, уединившись в
загородном доме. Здесь, в сельской тиши, они нашли свое счастье. Безмятежные
грезы Альфреда прерывает приход служанки Аннины, которая проговаривается, что
Виолетта тайно распродает свои вещи.
Пораженный и пристыженный жертвой
возлюбленной, он отправляется в Париж, чтобы уладить денежные дела. Виолетта
рассеянно просматривает полученные письма. В одном из них — приглашение от
старой подруги Флоры на бал-маскарад. Виолетта равнодушно откладывает его в
сторону. Появляется отец Альфреда — Жорж Жермон.
Он обвиняет Виолетту в том,
что она ведет его сына к гибели, губит репутацию их семьи. Виолетта в отчаянии:
любовь к Альфреду — ее единственная радость. А жить ей осталось недолго: она
смертельно больна. Уступая настояниям Жермона, Виолетта решается пожертвовать
своим счастьем.
Она пишет возлюбленному прощальное письмо. Возвратившийся
Альфред удивлен волнением и слезами Виолетты, а после ее ухода находит письмо,
которое повергает его в отчаяние. Жермон зовет сына вернуться в родной Прованс,
к семье, но тот не слушает его. Внезапно Альфред замечает оставленную на столе
записку Флоры.
Теперь он уже не сомневается, что Виолетта навсегда покинула
его. Охваченный ревностью, он спешит в Париж, чтобы отомстить за измену.
Бал-маскарад у Флоры. Веселье в разгаре. За карточным
столом, среди других игроков, Альфред. Входит Виолетта с бароном Дюфолем. Флора
радостно встречает ее.
Пестрая суета бала чужда Виолетте; она мучительно
переживает разрыв с любимым. Альфред ищет ссоры с бароном. Виолетта, в тревоге
за жизнь возлюбленного, пытается предотвратить дуэль.
Но Альфред сзывает гостей
и при всех оскорбляет Виолетту, бросая ей в лицо деньги — плату за любовь.
Сломленная страданиями и болезнью, покинутая друзьями,
Виолетта медленно угасает. Доктор Гренвиль обнадеживает ее, но Виолетта знает,
что конец близок. Она велит служанке раздать деньги бедным и, оставшись одна,
перечитывает письмо Жермона, который сообщает о скором возвращении сына.
Теперь
Альфред знает все: отец рассказал ему о самопожертвовании Виолетты. С улицы
доносится веселый шум карнавала. Вбегает взволнованная Аннина. Она сообщает,
что Альфред вернулся. Счастье влюбленных беспредельно; они мечтают навсегда
покинуть Париж и начать новую жизнь.
Но силы оставляют Виолетту: радость ее сменяется
бурным отчаянием — она не хочет умирать, когда счастье так близко! Вошедший
Жермон с раскаянием убеждается, что его запоздалое согласие на брак сына с
Виолеттой уже не может ее спасти.
В последнем порыве Виолетта бросается к
Альфреду и умирает на его руках.
МУЗЫКА
«Травиата» — одна из первых в мировой оперной
литературе лирико-психологических опер — интимная драма сильных и глубоких
чувств.
Современный сюжет, простота и обыденность интриги позволили Верди
создать подлинно реалистическое произведение, поражающее своей правдивостью,
трогающее человечностью.
В опере богато использованы ритмы и мелодии бытовой
музыки — главным образом вальса, то веселого и грациозного, то драматичного и
скорбного.
Небольшая оркестровая прелюдия воссоздает печальный
облик умирающей; широко струится светлая, мелодия любви.
В первом акте два раздела: первый рисует беспечный
мир, в котором живет Виолетта, второй содержит ее лирическую характеристику.
Радостный хор гостей вводит в атмосферу шумного празднества.
Приподнятое настроение
сохраняется и в ликующей застольной песне Альфреда «Высоко поднимем мы кубки
веселья», подхватываемой хором, и в стремительном вальсе за сценой.
Центральный
эпизод дуэта — нежное признание Альфреда «В тот день счастливый», выразительная
мелодия которого повторяется в опере неоднократно, приобретая значение темы
любви. Дуэт заключается беззаботным хором гостей.
В большой арии Виолетты
напевная, задумчивая мелодия в духе медленного вальса «Не ты ли мне в тиши
ночной» передает мечты о счастье, ей противостоит блестящая, расцвеченная
колоратурами вторая часть арии «Быть свободной, быть беспечной», в которую
вплетается музыкальная тема любви (ее повторяет за сценой Альфред).
От безмятежного счастья к мучительным сомнениям и
драматическому взрыву чувств развивается музыкальная драматургия второго акта.
Ария Альфреда «Мир и покой в душе моей» окрашена в светлые, спокойные тона.
Противоречивые настроения воплощены в развернутом дуэте Виолетты и Жермона — столкновении
двух сильных характеров.
В арии Жермона «Ты забыл край милый свой» благородная
напевная мелодия очерчивает облик любящего и преданного отца.
Третий акт2 по характеру музыки перекликается с первым, но здесь беззаботному веселью
гостей противопоставлен драматизм переживаний Виолетты.
Маскарадные хоры
цыганок и испанских матадоров оттеняют следующую за ними сцену карточной игры;
на фоне мрачного звучания кларнетов выделяются скорбные, патетические фразы
Виолетты.
Возбужденное объяснение Виолетты с Альфредом вырастает в развернутую
массовую сцену — кульминацию драмы; акт завершается драматичным октетом с
хором.
Четвертый акт3 резко контрастирует с предшествующим. Он открывается небольшим оркестровым
вступлением, построенным на уже знакомой по увертюре музыкальном теме умирающей
Виолетты. Отголоски этой печальной мелодии сопровождают разговор Виолетты со
служанкой; светлым воспоминанием звучит у скрипок тема любви.
Центральный
эпизод акта — ария Виолетты «Простите вы навеки, о счастье мечтанья» — пронизан
щемящей грустью расставания с жизнью. Одиночество Виолетты подчеркивается
неожиданно врывающимся шумным карнавальным хором.
Дуэт Виолетты и Альфреда
передает взволнованные, трепетные чувства влюбленных: светлая, мечтательная
мелодия «Край мы покинем, где так страдали» сменяется музыкой бурного отчаяния «Как
страшно, горько смерти ждать». В центре финала — большой квинтет.
Обращение
Виолетты к Альфреду «Этот портрет, любимый мой» овеяно дыханием смерти — в
оркестре звучат траурные аккорды; в последний раз у скрипок просветленно звучит
мелодия любви.
- 1 Опера ставится обычно в четырех актах.
- 2 У Верди — вторая картина второго акта.
- 3 У Верди — третий акт.
Источник: https://vsekratko.ru/opera/030.html
Травиата — это… Что такое Травиата?
«Травиата» (итал. La traviata «падшая», «заблудшая», от гл. traviare — сбивать(ся) с пути) — опера Джузеппе Верди на либретто Франческо Мария Пьяве по мотивам романа «Дама с камелиями» А. Дюма-сына.
«Травиата» была впервые представлена публике 6 марта 1853 года в оперном театре Ла Фениче в Венеции и сначала потерпела провал, однако, переработанная, стала одной из самых знаменитых опер за всю историю.
Постановки в Европе шли примерно в одно время с выходом «Дамы с камелиями» Дюма.
Необычным для оперной постановки того времени являлся в первую очередь выбор главной героини — куртизанка, умирающая от неизлечимой болезни. Как и ранее в «Риголетто» и «Трубадуре» Верди поставил на центральную роль персонаж, отвергнутый обществом.
Содержание оперы
Композиция
Оригинальная партитура оперы делится на три акта, где действие первого проходит в салоне Виолетты, второго — в её загородном доме и во дворце Флоры Бервуа, третьего — в последней квартире Виолетты.
[1] Большая длина второго акта привела к тому, что при постановке его естественным образом стали разбивать на два действия, и в наши дни «Травиата» обычно ставится как опера в четырёх действиях с тремя антрактами.
Главные роли и голоса
Сюжет
1 акт.
Октябрь, середина XIX века, Париж. Куртизанка Виолетта Валери устраивает один из вечеров в своём салоне.
Ей представляют молодого человека, недавно приехавшего в Париж из провинции, Альфреда Жермона, который производит впечатление более внимательного и чуткого мужчины, чем её спутник барон Дуфоль. Он произносит страстный тост про любовь.
Когда Виолетта отдыхает после внезапного приступа кашля, Альфред находится рядом с ней и признается в любви, а также пытается убедить её изменить образ жизни. Она объясняет ему, что не умеет любить (дуэт Un di, felice, eterea).
Виолетта даёт юноше цветок камелии, который Альфред должен вернуть, когда тот засохнет. Гости расходятся. В одиночестве Виолетта почти готова принять подлинные чувства юноши, но пытается отогнать мысли при помощи хвалебной песни материальным благам.
2 акт.
1 часть
Январь. Через три месяца Альфред и Виолетта живут в загородном доме. Случайно Альфред узнает, что его возлюбленная тайком распродаёт своё имущество, чтобы обеспечить их жизнь за городом. Пристыженный, он возвращается в Париж с надеждой улучшить финансовое положение.
Пока он отсутствует, Виолетту навещает отец Альфреда, Жорж Жермон, который считает, что куртизанка губит репутацию его сына; жених его дочери (сестры Альфреда) говорит, что расторгнет помолвку, если Альфред не порвет с Виолеттой, поэтому отец Альфреда требует прекратить любовные отношения.
Виолетта знает, что она больна туберкулезом и в скором времени умрет, поэтому соглашается на уговоры отца. Она уезжает, оставив Альфреду прощальное письмо. Альфред сначала считает, что она покинула его из-за денег, однако из прочитанного письма узнает, что Виолетта решила вернуться к старому образу жизни. Жорж Жермон уговаривает сына вернуться домой, но тот не соглашается.
Неожиданно он находит приглашение от подруги Виолетты Флоры Бервуа. Альфред спешит к Флоре, чтобы отомстить за измену.
2 часть.
Бал-маскарад во дворце Флоры. Виолетта входит под руку с бароном Дуфолем, но не веселится, остро переживая разрыв с возлюбленным. Среди переодетых гостей находится и Альфред, которому везёт в карточной игре. Альфред ищет ссоры с бароном.
Когда гости расходятся по другим залам, Виолетта просит Альфреда покинуть бал, опасаясь за жизнь молодого человека. Он согласен уйти лишь в том случае, что она уйдёт с ним, она отказывается, говорит, что любит Дуфоля. Ревнивый Альфред собирает в зале всех гостей и публично оскорбляет Виолетту, бросив ей в лицо выигранные деньги в качестве платы за любовь.
Виолетта падает без сознания на пол. Сам отец Альфреда упрекает сына за такой поступок. Дуфоль вызывает соперника на дуэль. Виолетта опечалена, потому что не может сказать Альфреду правду.
3 акт.
Февраль. Состояние Виолетты сильно ухудшилось, она не встаёт с постели и приказывает раздать все деньги беднякам. Жорж Жермон пишет в письме, что во время дуэли его сын ранил барона, поэтому должен был на некоторое время уехать за границу, но в скором времени возвращается — старик не выдержал угрызений совести и признался, что это он вынудил Виолетту покинуть Альфреда.
Из открытого окна слышится шум и песни — в Париже карнавал! Внезапно приезжает Альфред, влюблённые счастливы, строят планы на будущее. Вдруг силы покидают Виолетту. Альфред клянется ей в любви, она же дарит ему медальон, который должна носить будущая невеста Альфреда. Альфред в отчаянии просит её не уходить, на мгновенье она чувствует прилив сил, но затем умирает на руках Альфреда.
Отношение к реальности
Мари Дюплесси
Поскольку опера написана по мотивам «Дамы с камелиями», а роман, в свою очередь, создан автором по мотивам личных переживаний, главным персонажам оперы соответствуют реальные прототипы. Прототипом Виолетты стала знаменитая парижская куртизанка Мари Дюплесси, считавшаяся не только очень красивой, но также и весьма умной женщиной. Среди поклонников Дюплесси был и Александр Дюма-сын. Считается, что в разрыве с Дюплесси и отъезде сына виноват Дюма-отец. Вернувшись в Париж, Дюма-сын не застал любимую в живых — она умерла от туберкулёза в 1847 году. Через некоторое время вышел роман «Дама с камелиями». В 1848 году роман был переработан для театральной постановки, но был разрешён только четыре года спустя, поскольку был признан безнравственным.
Фрагменты
- Дуэт Un di, felice, eterea
Дискография
- Исполнители: Виолетта — Личия Альбанезе, Альфред — Жан Пирс, Жермон — Роберт Мерилл, хор и оркестр NBC, дирижер — Артуро Тосканини.
- Исполнители: Виолетта — Елизавета Шумская, Альфред — Иван Козловский, Жермон — Павел Лисициан, хор и оркестр Большого театра СССР, дирижёр — Александр Орлов, 1947 год.
- Исполнители: Виолетта — Рената Тебальди, Альфред — Гиацинт Пранделли, Жермон — Джино Орландини, Флора — Лилиана Пеллегрино, хор и оркестр Итальянского радио, дирижёр — Карло Мария Джулини, 1952 год.
- Исполнители: Виолетта — Мария Каллас, Альфред — Альфредо Краус, Жермон — Марио Серени, хор и оркестр театра «Сан-Карлуш» (Лиссабон), дирижер — Франко Гийоне, 1959 год.
- Исполнители: Виолетта — Монсеррат Кабалье, Альфред — Карло Бергонци, Жермон — Шерил Милнс, хор и оркестр итальянского отделения RCA, дирижер — Жорж Претр, 1967 год.
- Исполнители: Виолетта — Галина Вишневская, Альфред — Владимир Атлантов, Жермон — Алексей Большаков, хор и оркестр Большого театра СССР, дирижёр — Борис Хайкин, 1968 год.
- Исполнители: Виолетта — Беверли Силлз, Альфред — Николай Гедда, Жермон — Роландо Панераи, Королевский филармонический оркестр, дирижёр — Альдо Чеккато, 1971 год.
- Исполнители: Виолетта — Кристина Галлардо-Домас, Альфред — Роберто Ароника, Жермон — Владимир Чернов, хор и оркестр театра «Метрополитен-опера», дирижер — Роберто Аббадо, 2000 год.
Исполнители: Виолетта — Амалия Гогешвили, Альфред — Сергей Балашов, Жермон — Евгений Поликанин, Флора — Ирина Ващенко, Гастон — Валерий Микицкий, Дюфоль — Дмитрий Ульянов, Маркиз — Денис Макаров, Доктор — Дмитрий Степанович, Аннина — Валерия Зайцева, хор и оркестр Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, дирижёр — Феликс Коробов, 2007 год.
В астрономии
В честь главной героини оперы Джузеппе Верди назван астероид (557) Виолетта (англ.)русск., открытый в 1905 году.
Музыкальные фрагменты
Ah! fors'è lui и Sempre libera, первый акт. Исполняет Lucrezia Bori, 1910 К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя. Вы можете загрузить ролик или загрузить проигрыватель для воспроизведения ролика в браузере. |
Ah, fors e lui. Исполняет Нелли Мельба, 1907 К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя. Вы можете загрузить ролик или загрузить проигрыватель для воспроизведения ролика в браузере. |
Sempre libera. Нелли Мельба, 1904 К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя. Вы можете загрузить ролик или загрузить проигрыватель для воспроизведения ролика в браузере. |
Примечания
- Синопсис оперы Травиата
- Либретто оперы «Травиата»
- 1970 М. C. Друскин. 100 опер. История создания, сюжет, музыка. Издательство «Музыка», Ленинград. — онлайн версия
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/453188
Травиата
ФОТОАЛЬБОМ
ТРАВИАТА
Дж. Верди
Продолжительность: 1 ч. 40 мин.
Режиссёр-постановщик — Дмитрий Бертман
Музыкальный руководитель — Валерий Крицков
Художники-постановщики — Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева
Премьера состоялась 18.11.2006
«Травиата» Верди – одна из самых репертуарных опер в мире, которая может идти в одном городе в двух или даже трех театрах одновременно. Виолетта, Альфред, Жорж Жермон – имена знакомые каждому любителю оперы, и нет таких сопрано, теноров и баритонов, которые не мечтали бы об этих партиях!
В репертуаре «Геликона» нынешняя постановка «Травиаты» уже третья, а в личном послужном списке Дмитрия Бертмана – пятая. Премьера ее состоялась в 2000 году в Страсбурге (Франция), затем спектакль был показан в США.
Спектакль совсем не похож на геликоновскую постановку 1995 года. Нет больше ни мягких игрушек, ни инфантильных героев – «взрослая» трактовка, жесткое визуальное решение.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРЫ
Куртизанка Виолетта Валери даёт бал. Среди гостей – Альфред Жермон. Он признаётся ей в любви. Впервые в сердце Виолетты родилось большое чувство. Три месяца они живут вместе. Чтобы избежать нужды, Виолетта тайно от Альфреда продаёт своё состояние. Случайно узнав об этом, Альфред спешно уезжает: он должен смыть свой позор.
Тем временем к Виолетте приезжает отец Альфреда Жорж Жермон, чтобы убедить Виолетту отказаться от связи с его сыном. Эта связь мешает браку дочери Жермона. Виолетта вынуждена уступить, и после короткой встречи с вернувшимся Альфредом, она уезжает, оставив записку. Альфред в отчаянии. Жорж Жермон пытается утешить сына, но тот не слышит увещеваний отца.
Зная, что Виолетта приглашена на бал к Флоре Бервуа, Альфред спешит туда, чтобы отомстить.
Бал у Флоры. Гости обсуждают сенсационную новость: Виолетта рассталась с Альфредом. Появляется Альфред. В разгар веселья он видит Виолетту вместе с бароном Дюфолем. Во время игры в карты Альфред обыгрывает своего врага и соперника.
Желая спасти любимого от дуэли, Виолетта просит его уехать. Альфред требует, чтобы Виолетта уехала вместе с ним, но она отказывается. Альфред в бешенстве. Он публично оскорбляет Виолетту: бросает ей выигранные в карты деньги, как бы возвращая долг.
Жорж Жермон упрекает сына за его поступок.
Виолетта смертельно больна. Даже неожиданный приезд Альфреда и Жоржа Жермона не может вернуть её к жизни. Виолетта умирает в окружении безутешных друзей.
Источник: https://www.helikon.ru/ru/performances/traviata.html