Визит старой дамы — краткое содержание дюрренматт

Фридрих Дюрренматт – известный швейцарский немецкоязычный драматург, прозаик и публицист. Он является лауреатом множества литературных премий: Мольеровской, Шиллеровской, австрийской Государственной премии.

Родился этот великий человек 5 января 1921 года в деревне Конольфинген, недалеко от кантона Берн. Через три года в семье появляется младшая дочь Врони. Из-за материального кризиса в 1935 году семья вынуждена была переехать в Берн.

Отец Фридриха был сельским пастором. В связи с этим мальчик воспитывался очень строго, что ограждало его от общества сверстников. Возможно, это и повлияло на развитие его талантов: с раннего возраста он начал рисовать и писать.

Для всех своих произведений иллюстрации он создавал собственноручно.

Творческие плоды

Через два года с начала творческой карьеры вышла первая пьеса «Ибо сказано». Она была поставлена в театре в 1947 году, но особого фурора не произвела.

Однако создание этой театральной постановки стало судьбоносным для Фридриха. Он познакомился с актрисой Лотти Гайсслер, вскоре они поженились и переехали в Лигерц.

Поскольку муж является главой, в семье с пятью детьми стал вопрос материального характера.

Удачные работы

Заниматься творчеством он не переставал, и вторая пьеса «Ромул Великий» принесла ему долгожданный успех.

Визит старой дамы - краткое содержание Дюрренматт

Третья пьеса «Брак господина Миссисипи» принесла ему славу. После постановки этих творений Фридрих Дюрренматт был признан драматургом национального масштаба.

Визит старой дамы - краткое содержание Дюрренматт

Помимо славы и популярности он практически избавился от проблем с финансами: до красивой жизни было еще далеко, однако не нужно было считать копейки, чтобы купить еды жене и пятерым детям.

Собственный стиль

К тому времени он нашел себя в драматургии, определился с собственным стилем и проблематикой в произведениях: лучше всего у драматурга получалось раскрывать темы человеческого бессилия и противостояние жестокому миру.

Его творения никогда не были легки в прочтении или просмотре, всегда были наполнены смыслом и тяжелы для психологического восприятия.

В тот момент будущее бессмертное творение (уже не краткое содержание «Визита старой дамы», а полноценная трагикомедия) готовилось к постановке на сцене.

Визит старой дамы - краткое содержание Дюрренматт

Триумф

Феноменальна пьеса «Визит старой дамы» (краткое содержание указано в данной статье). Описание главных тем человечества принесло автору всемирную известность. В своем творении автор затронул проблемные вопросы всех времен: верность, честность, месть, власть, любовь и страсть к деньгам.

Ф. Дюрренматт, «Визит старой дамы». Краткое содержание

Несмотря на то что пьеса психологически тяжела, множество людей не по одному разу перечитывают это творение. Хочется отметить, что даже краткое содержание «Визита старой дамы» интригует, шокирует и пробуждает желание посмотреть спектакль на большой сцене.

Визит старой дамы - краткое содержание Дюрренматт

Действие происходит в ХХ веке в маленьком городке Гюллене. Город решает навестить бывшая жительница Клара Цаханассьян, в девичестве — Вешер. На тот момент она является пожилой миллионершей.

Некогда промышленный город сейчас находится на грани нищеты: заводы и фабрики стоят, жители от безденежья сходят с ума. Узнав о приезде Клары, все надеялись, что та даст в дар денег на процветание города.

Подталкивать ее к этому решению предложили бакалейщику Иллу, с которым ранее у Клары был роман.

Эффектное появление Клары заставило всех жителей Гюллена вздрогнуть. Поезда не останавливаются в этом городке. Поэтому для того, чтобы выйти, ей пришлось сорвать стоп-кран. Увидев ее, появившуюся в окружении целой свиты, жители ахнули.

За некогда юной Кларой Вешер следовал ее седьмой муж, двое крупных мужчин, несущих ее шлейф, дворецкий, горничные и двое слепых — Коби и Лоби. Внешний вид дамы также поверг в шок: вместо правой руки и левой ноги у нее были инновационные протезы. Конечности она потеряла в авиа- и автокатастрофе.

Багаж, который несли за ней, состоял из бесчисленного количества чемоданов, гроба и клетки с черным барсом. Проходя мимо полицейского, она задала вопрос, умеет ли он закрывать глаза на происходящее в городе. Также Клара задала вопрос священнику, отпускает ли он грехи приговоренным к смертной казни.

Святой отец, в свою очередь, ответил, что кара смертью отменена. Главная героиня сказала, что ее вновь придется ввести. Свидетели этого диалога остались в полном недоумении.

Илл решил провести бывшую возлюбленную по местам их бурной любви, решить вопрос через нахлынувшие воспоминания. В дальнейшем Илл женился на Матильде Блюмхард, богатой наследнице молочной лавки, а Клара вышла замуж за миллионы Цаханассьяна. После любовных воспоминаний Илл признался, что всегда мечтал вернуть давно минувшие чувства, между чем просит возлюбленную помочь городу деньгами.

По возвращению из ностальгического путешествия на праздничном ужине, устроенном местной главой, Клара объявляет о том, что она пожертвует Гюллену миллиард: пятьсот миллионов на восстановление города, еще пятьсот разделит между жителями, но при условии если они совершат правосудие.

После этого заявления она просит выйти к народу своего дворецкого. Им оказался бывший судья Гюллена, которого узнали все. Он напоминает людям о судебном процессе, произошедшем 45 лет назад.

Тогда Клара Вешер ждала ребенка от Илла, а тот, в свое оправдание, привел двух пьяниц, которые за бутылку алкоголя дали показания, что также спали с Кларой, и отцовство не подтверждается. После этого юную Клару с позором выгнали из города.

Она попала в публичный дом, а новорожденную девочку отдали в детский дом, где она скончалась через год.

Для девушки это была большая трагедия, после чего она поклялась себе вернуться в город и отомстить. После замужества первым делом Клара велела громилам отыскать лжесвидетелей по ее делу и ослепить их. С тех пор Лоби и Коби живут рядом с ней.

После оглашения этой истории дама заявила, что Гюллен получит миллиард, если кто-то убьет Илла. Священник ответил, что никто из горожан не сможет быть в роли палача, однако Клара сказала, что у нее есть время подождать.

Кульминация

Илл стал замечать, что у большинства жителей начали появляться новые вещи, они стали покупать дорогие продукты. Он старался не воспринимать происходящее близко к сердцу, но вскоре чувство безысходности от скорой смерти овладело им.

Тем временем Клара играет очередную свадьбу с молодым актером, горожане веселятся на пиршествах. Народ постепенно забывает о нищенстве, промышленные предприятия города один за другим возобновляют свою работу. Бургомистр, не выдержав всего происходящего, просит Илла покончить с собой и дать городу шанс зажить нормальной жизнью.

Пожилой бакалейщик отказывается, но последнее событие добивает Илла. У миллионерши сбежал черный барс, которого она привезла с собой. В юности Клара называла Илла «своим черным барсом». В скором времени барса отлавливают в лесах и убивают. Бывший возлюбленный окончательно смирился с собственной смертью.

На городском собрании все жители единогласно голосуют за казнь мужчины.

После собрания Клара подошла к Иллу и сказала, что до сих пор его любит, но эта любовь подобна чудовищу внутри нее. После чего отважные горожане лишают бакалейщика жизни. Зажиточная старая дама сдержала свое обещание: деньги отданы городу и народу. Уезжая из города, Клара забирает тело в гробу и отвозит в поместье у моря, где помещает его в мавзолей.

Краткий анализ пьесы

Суть трагикомедии тесно связана с народом наших дней.

Многие преступления, происходящие в реальной жизни, схожи с пьесой: кто-то просто отстраняется от проблемы, кто-то занимает «моральную» точку зрения, а в итоге все становятся соучастниками, так как никто не попытался помочь и решить противозаконную ситуацию.

Произведение гласит не только о самом факте убийства, но и о второстепенных факторах: соблазне, ради которого горожане пошли на это. Автор показал, какое влияние имеют деньги, и как они могут изменить даже священника и полицейского.

Также Дюрренматт заставил задуматься нас о своих поступках для того, чтобы в жизни каждого не пришла своя «старая дама». Анализ и краткое содержание «Визита старой дамы» Дюрренматта показывает, что темы, затронутые в пьесе 1955 года, актуальны по сей день.

Постановка на сцене

Визит старой дамы - краткое содержание Дюрренматт

Краткий пересказ содержания «Визита старой дамы» приводит в восторг. Несомненно, это гениальная пьеса, затрагивающая насущные проблемы людей того времени и наших дней. Впервые краткое содержание спектакля «Визит старой дамы» в Москве было представлено режиссером Иланом Роненом. Зал Малого театра заполнялся бесчисленным количеством зрителей, билеты возможно было купить только за несколько месяцев до спектакля. Такого аншлага Малый театр не видел давно. Швейцарский писатель Дюрренматт даже в кратком содержании «Визита старой дамы» смог заинтриговать миллионы людей, а полноценная пьеса оставляла зрителей в диком восторге.

Источник: https://autogear.ru/article/369262/analiz-i-kratkoe-soderjanie-vizita-staroy-damyi-dyurrenmatta/

Краткое содержание «Визит старой дамы» Дюрренматта

Действие происходит в захолустном швейцарском городке Гюллене в 50-е гг. XX в. В городок приезжает старая мультимиллионерша Клара Цаханассьян, урожденная Вешер, бывшая жительница Гюллена.

Некогда в городке работало несколько промышленных предприятий, но один за другим они обанкротились, и городок пришел в полнейшее запустение, а его жители обнищали. Обитатели Гюллена возлагают большие надежды на приезд Клары. Они рассчитывают, что она оставит родному городу несколько миллионов на его обновление.

«Обрабатывать» гостью, пробуждать в ней ностальгию по былым временам, проведенным ею в Гюллене, жители города доверяют шестидесятилетнему бакалейщику Иллу, с которым у Клары в юности был роман.

Чтобы сойти в городе, в котором редко останавливаются поезда, Клара срывает стоп-кран и появляется перед жителями в окружении целой свиты своих приближенных, состоящей из ее седьмого мужа, дворецкого, двух громил, все время жующих жвачку и несущих ее паланкин, горничных и двух слепцов Коби и Лоби.

У нее нет левой ноги, которую она потеряла в автокатастрофе, и правой руки, утраченной в авиакатастрофе. Обе эти части тела заменяют первоклассные протезы. За ней следует багаж, состоящий из огромного количества чемоданов, клетки с черным барсом и гроба.

Клара проявляет интерес к полицейскому, любопытствуя, умеет ли он закрывать глаза на то, что происходит в городе, и священнику, спрашивая его, отпускает ли он грехи приговоренным к смерти.

На его ответ, что в стране смертная казнь отменена, Клара высказывает мнение, что ее, вероятно, снова придется ввести, чем повергает жителей Гюллена в недоумение.

Клара решает вместе с Иллом обойти все те места, где некогда бурлила их страсть: Петеров сарай, Конрадов лес.

Тут они целовались и любили друг друга, а потом Илл женился на Матильде Блюмхард, точнее, на ее молочной лавке, а Клара вышла замуж за Цаханассьяна, за его миллиарды. Тот нашел ее в гамбургском публичном доме. Клара курит.

Читайте также:  Гуттаперчевый мальчик краткое содержание рассказа григоровича

Илл мечтает о возврате давно минувших дней и просит Клару помочь родному городу материально, что она и обещает сделать.

Они возвращаются из леса в город. На праздничном обеде, устроенном бургомистром, Клара объявляет, что подарит Гюллену миллиард: пятьсот миллионов городу и пятьсот миллионов разделит поровну между всеми жителями, но при одном условии — при условии свершения правосудия.

Она просит своего дворецкого выйти вперед, и жители узнают в нем окружного судью Хофера, который сорок пять лет назад был судьей города Гюллена. Он напоминает им о судебном процессе, состоявшемся в те времена, Клара Вешер, как звали госпожу Цаханассьян до замужества, ждала ребенка от Илла.

Однако тот привел на суд двух лжесвидетелей, которые за литр водки показали, что тоже спали с Кларой, так что отцом ожидаемого Кларой ребенка якобы не обязательно является Илла.

Клару выгнали из города, она попала в публичный дом, а ребенок, девочка, родившаяся у нее, умерла через год после рождения на руках у чужих людей, в детском доме, в который, согласно закону, ее поместили.

Тогда Клара поклялась, что вернется когда-нибудь в Гюллен и отомстит за себя. Разбогатев, она велела разыскать тех лжесвидетелей, которые, по их словам, являлись ее любовниками, и приказала своим громилам оскопить и ослепить их. С тех пор они живут рядом с ней.

Клара требует, чтобы свершилось, наконец, правосудие. Она обещает, что город получит миллиард, если кто-нибудь убьет Илла. Бургомистр с достоинством от лица всех горожан заявляет, что жители Гюллена — христиане и во имя гуманизма отвергают ее предложение. Лучше быть нищими, чем палачами. Клара уверяет, что готова подождать.

В гостинице «Золотой апостол» в отдельном номере стоит привезенный Кларой гроб. Ее громилы ежедневно носят с вокзала в гостиницу все новые и новые траурные венки и букеты.

В магазин Илла входят две женщины и просят продать им молока, масла, белого хлеба и шоколада. Подобной роскоши они никогда себе не позволяли. Причем получить все это они хотят в кредит. Следующие покупатели просят дать им коньяку и самого лучшего табака, и тоже в кредит. Илл начинает прозревать и, страшно волнуясь, спрашивает, чем все они собираются расплачиваться.

Тем временем из клетки Клары, которая уже успела сменить седьмого мужа на восьмого, киноактера, сбегает черный барс. Надо сказать, что в молодости Илла она тоже называла «своим черным барсом». Все жители Гюллена принимают меры предосторожности и ходят по городу с оружием. Атмосфера в городе накаляется. Илл чувствует себя загнанным в угол.

Он идет к полицейскому, к бургомистру, к священнику и просит их защитить его, а Клару Цаханассьян арестовать за подстрекательство к убийству. Все трое советуют ему не принимать случившееся близко к сердцу, ибо никто из жителей не принял предложение миллиардерши всерьез и не собирается его убивать. Илл, однако, замечает, что на полицейском тоже новые ботинки, а во рту золотой зуб.

Бургомистр красуется в новом галстуке.

Дальше — больше: горожане начинают покупать себе стиральные машины, телевизоры, автомобили. Илл чувствует, к чему идет дело, и хочет уехать на поезде.

До вокзала его провожает толпа с виду доброжелательных горожан.

Илл, однако, так и не решается войти в поезд, потому что боится, что, как только он окажется в вагоне, его сразу же схватит кто-нибудь из них. Черного барса наконец подстреливают.

К Кларе приходят городской врач и школьный учитель. Они сообщают ей, что город находится в критическом положении, поскольку их сограждане слишком много себе накупили, и теперь настал час расплаты. Они просят дать им кредиты, чтобы возобновить деятельность предприятий города.

Предлагают ей купить их, разработать залежи железной руды в Конрадовом лесу, добывать нефть в долине Пюкенрид. Лучше вложить по-хозяйски миллионы под проценты, чем выбросить на ветер целый миллиард. Клара сообщает, что город и так уже давно целиком принадлежит ей.

Она хочет лишь отомстить за ту рыжую девчонку, которая дрожала от холода, когда жители прогоняли ее из города и смеялись ей вслед.

Горожане же тем временем веселятся на свадьбах Клары, которые она устраивает одну за другой, чередуя их с бракоразводными процессами. Они приобретают все более и более зажиточный и элегантный вид. Общественное мнение складывается не в пользу Илла.

Бургомистр беседует с Иллом и просит его, как порядочного человека, покончить с собой собственноручно и снять грех с горожан. Илл отказывается это сделать. Однако с неизбежностью своей участи он, похоже, уже почти смирился.

На собрании городской общины горожане единодушно принимают решение покончить с Иллом.

Перед собранием Илл беседует с Кларой, которая признается, что до сих пор любит его, но эта любовь, как и она сама, превратилась в окаменевшее чудовище. Она собирается отвезти его тело на берег Средиземного моря, где у нее есть имение, и поместить его в мавзолей.

Тем же вечером, после собрания, мужчины окружают Илла и лишают его жизни, уверяя, что делают это лишь во имя торжества справедливости, а не из корысти.

Клара выписывает бургомистру чек и под восхищенно-хвалебные возгласы горожан покидает Гюллен, где уже вовсю дымят трубы завода, строятся новые дома, повсюду кипит жизнь.

Источник: https://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-vizit-staroj-damy-dyurrenmatta/

Фридрих Дюрренматт — Визит старой дамы

Фридрих Дюрренматт

ВИЗИТ СТАРОЙ ДАМЫ

Посетители:

  • Клара Цаханассьян — урожденная Вешер, мультимиллионерша.
  • Седьмой муж.
  • Восьмой муж.
  • Девятый муж.
  • Дворецкий.
  • Тоби и Роби — громилы, жующие резинку.
  • Коби и Лоби — слепцы.
  • Илл.
  • Его жена.
  • Дочь.
  • Сын.
  • Бургомистр.
  • Священник.
  • Учитель.
  • Врач.
  • Полицейский.
  • Первый, Второй, Третий, Четвертый — жители Гюллена.
  • Художник.
  • Первая женщина.
  • Вторая женщина.
  • Луиза.
  • Начальник станции.
  • Начальник поезда.
  • Кондуктор.
  • Судебный исполнитель.
  • Первый газетчик.
  • Второй газетчик.
  • Радиокомментатор.
  • Кинооператор.
  • Фотокорреспондент.
  • Действие происходит в захолустном городке Гюллене.

Те, кого посещают:Остальные:Непрошеные гости:

Время действия: наши дни. Антракт после второго действия.

Сначала слышен удар вокзального колокола, затем подымается занавес и открывается дощечка с надписью: «Гюллен».

Это название заштатного, обнищавшего городка, очертания которого едва различимы в глубине. Вокзал также пришел в запустение — на стене ободранное расписание, за дверью с надписью: «Вход воспрещен» — ржавый селектор.

Посреди сцены — убогая привокзальная улочка, отгороженная или не отгороженная от перрона. Но и улочка и перспектива городка в глубине только едва-едва намечены. Слева маленький домишко без окон, под черепичной крышей; его стены оклеены вылинявшими плакатами. Слева надпись — «Женская», справа — «Мужская». Все это освещено еще ярким осенним солнцем.

Между женской и мужской уборными скамья, на которой сидят четверо мужчин. Пятый в столь же потрепанном костюме, как и остальные, выводит красной краской на большом полотнище: «Добро пожаловать, Клерхен». Нарастает шум проносящегося мимо экспресса. Начальник станции поднимает флажок, пропуская состав. Сидящие на скамье поворачивают головы слева направо, провожая поезд.

Первый. Экспресс «Гудрун», Гамбург-Неаполь.

Второй. А в одиннадцать двадцать семь пройдет «Неистовый Роланд», Венеция-Стокгольм.

Третий. Вот и осталось в жизни — смотреть, как проносятся поезда.

Четвертый. А пять лет назад и «Гудрун» и «Неистовый Роланд» останавливались в Гюллене. И «Дипломат», и «Лорелея»… В Гюллене останавливались все знаменитые поезда.

Первый. Поезда мирового значения!

Второй. А теперь и почтовые проходят мимо. Останавливаются только два: из Каффигена и тот, что приходит в час тринадцать из Кальберштадта.

Третий. Да, все пошло прахом.

Четвертый. Вот и фирма Вагнера лопнула.

Первый. Бокман обанкротился.

Второй. И фирма «Место под солнцем» тоже на замке.

Третий. Что нам осталось? Пособие по безработице.

Четвертый. И тарелка бесплатной похлебки.

Первый. Разве это жизнь?!

Второй. В чем душа держится…

Третий. Одной ногой в гробу.

Четвертый. Как и весь наш город.

Удар колокола.

Второй. В самый раз приехать миллиардерше. Слыхали, она построила в Кальберштадте госпиталь.

Третий. Да-да, а в Каффигене — ясли. В столице отгрохала собор.

Художник. И мазиле Цимту заказала портрет. Да разве он художник-натуралист!

Первый. Что ей стоит при ее-то деньгах. Имея всю араратскую нефть, железные дороги Запада, радиостанции Севера и все притоны Гонконга.

Шум приближающегося поезда. Начальник станции поднимает флажок, пропуская его. Четверо на скамейке провожают взглядом уходящий поезд.

Четвертый. Экспресс «Дипломат».

Третий. Да, когда-то мы были культурным городом.

Второй. Одним из лучших в стране.

Первый. Европе!

Четвертый. Гете провел здесь целую ночь. В гостинице «Золотой апостол».

Третий. Брамс создал у нас свой квартет.

Удар колокола.

Второй. Бертольд Шварц изобрел порох!

Художник. А я с блеском окончил Школу изящных искусств в Париже. Для чего? Чтобы малевать здесь вывески?!

Шум приближающегося поезда. Слева появляется кондуктор, по-видимому, он соскочил с подножки вагона.

Кондуктор (объявляет протяжно). Гюллен!

Первый. Пассажирский из Каффигена.

Пассажир проходит мимо сидящих на скамейке и скрывается за дверью с надписью: «Мужская».

Второй. Судебный исполнитель.

Третий. Явился описывать мебель в ратуше.

Четвертый. Политически нам тоже теперь грош цена.

Начальник станции (поднимая флажок). Отправление!

Из городка появляются бургомистр, учитель, священник и Илл — мужчина лет шестидесяти пяти. У всех потрепанный вид.

Бургомистр. Высокая гостья прибудет в час тринадцать почтовым из Кальберштадта.

Учитель. В ее честь выступит смешанный хор и детский ансамбль.

Священник. Ударит пожарный колокол. Его еще не заложили.

Бургомистр. На базарной площади в честь миллиардерши будет играть духовой оркестр, а спортсмены построятся в пирамиду. Потом в «Золотом апостоле» будет дан завтрак. Увы! На иллюминацию собора и ратуши нету денег…

Судебный исполнитель выходит из домика.

Судебный исполнитель. Добрый день, господин бургомистр, сердечный привет!

Бургомистр. Судебный исполнитель Глютц? А вы-то здесь зачем?

Судебный исполнитель. Уж кто-кто, а вы, господин бургомистр, это знаете. Мне предстоит огромная работа. Шутка ли — описать имущество целого города!

Бургомистр. У города не осталось никакого имущества, кроме старой пишущей машинки.

Судебный исполнитель. А вы забыли, господин бургомистр, музей города Гюллена?

Бургомистр. Три года, как продан в Америку. Городская касса пуста. Налогов никто не платит.

Судебный исполнитель. Это надо выяснить. Страна благоденствует, а Гюллен с его «Местом под солнцем» пошел по миру.

Бургомистр. Это какая-то экономическая загадка!

Первый. Масонский заговор.

Второй. Жидо-масонский!

Третий. Происки акул капитализма.

Четвертый. Сюда протянули свои щупальца коммунисты.

Читайте также:  Школа - краткое содержание рассказа гайдара

Удар колокола.

Судебный исполнитель. Уж я-то что-нибудь выищу. Все вижу насквозь. Пойду проверю городскую кассу. (Уходит.)

Бургомистр. Пусть лучше грабит сейчас, чем после приезда миллиардерши.

Художник закончил писать плакат.

Илл. Это уж чересчур, бургомистр. Слишком фамильярно. Надо было написать: «Добро пожаловать, Клара Цаханассьян».

Первый. Но мы всегда звали ее Клерхен.

Второй. Клерхен Вешер.

Третий. Она здесь выросла.

Четвертый. Отец ее здесь строил.

Художник. Я напишу на обороте: «Добро пожаловать, Клара Цаханассьян». А когда она пустит слезу, мы повернем плакат лицом.

Второй. Курьерский «Биржевик», Цюрих-Гамбург.

Еще один экспресс проносится справа налево.

Третий. Минута в минуту. Можно проверять часы.

Четвертый. Валяйте! Только у кого из нас остались часы?

Бургомистр. Господа, миллионерша — наша последняя надежда.

Священник. Не считая Господа Бога.

Бургомистр. Да, не считая Господа Бога.

Учитель. Но Бог денег не платит.

Бургомистр. Вы были ее близким другом, Илл, все теперь зависит от вас.

Священник. У вас, кажется, тогда произошел разрыв? До меня дошли какие-то слухи… Вы не хотите ничего рассказать своему духовному пастырю?

Илл. Да уж, когда-то мы с ней были в дружбе… Ближе некуда! Молодые, горячие… Я был парнем хоть куда сорок пять лет назад.

А она, Клара, так и вижу ее, выходит ко мне навстречу из темного сарая или бежит босая по мху и листве в Конрадовом лесу, рыжие волосы, а сама гибкая, стройная как тростинка, нежная… дьявольски хороша была, прямо колдунья! Жизнь нас разлучила, только жизнь, так это всегда и бывает.

Источник: https://mybrary.ru/books/poetry-/dramaturgy/246405-fridrih-dyurrenmatt-vizit-staroi-damy.html

"Визит старой дамы" — спектакль, после которого мне страшно жить

Недавно смотрела в Новом драматическом театре спектакль «Визит старой дамы». Пьесу написал швейцарец Фридрих Дюрренматт. И только это меня немного успокаивает.

Сам спектакль замечательный и очень интересный. Игра актёров тоже на уровне. Особенно хороша исполнительница главной роли Клары Цаханассьян Екатерина Демидова. О ней обязательно напишу ещё отдельно. Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить.

Но сама пьеса чудовищна, как бы ни была интересна.

Богатая дама предлагает своему родному разорившемуся городу огромную сумму денег, но с одним условием. Деньги будут отданы, только, если жители убьют бывшего возлюбленного этой дамы. Который много лет назад бросил её беременную, а жители выгнали с позором из города.

  • И всех зрителей мучает вопрос, совершат ли люди убийство ради денег.
  • В антракте были слышны фразы:
  • — Конечно, они его грохнут!
  • — Убьют его обязательно!

Я знала, чем должен закончиться спектакль, но до последнего верила в великую силу прощения.

Очень не хотелось, чтобы спектакль закончился так, как он закончился.

Понимаю амеканцев, которые любят хэппи-энды. Поэтому в фильме, снятом Голливудом по этой пьесе, Клара прощает своего возлюбленного и не позволяет жителям его убивать. А деньги все равно отдаёт.

Все таки неприятно, что люди в этой пьесе показаны такими моральным уродами. Но немного успокаивает, что эту пьесу нельзя перенести в нашу действительность. В нашей литературе тоже есть подобный сюжет, это «Воскресение» Льва Толстого. Но там заканчивается все совсем по-другому. И есть место прощению и покаянию.

  1. Искренне думаю, что наши бы не убили ради денег, это только в Швейцарии такое возможно, или в воображении автора пьесы.
  2. А иначе, тогда жить совсем страшно.
  3. А в спектакле так ещё и усилили эффект весёлыми танцами с участием всех жителей города в том числе детей и жены убиенного.

Я, конечно, понимаю, что Старая дама — это гипотетическая смерть, которая с каждого строго спросит за его деяния. Но почему чужими руками? При чём руками целого города вполне себе замечательных людей?

А что вы думаете об этом спектакле и об этой пьесе?

Пишите в х и подписывайтесь на канал КультПрогулка

Новый московский драматический театр, которому очень не повезло с адресомФильм 1989 года «Визит дамы». Почему он мне не нравится

Источник: https://zen.yandex.ru/media/kultprogulka/vizit-staroi-damy-spektakl-posle-kotorogo-mne-strashno-jit-5e35cc6bfeb8b677a6d4e745

Краткое содержание пьесы Дюрренматта «Визит старой дамы» — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

нем. Der Besuch der alten Dame · 1956Краткое содержание пьесы

Читается за 7 минут, оригинал — 2 ч

Действие происходит в захолустном швейцарском городке Гюллене в 50-е гг. XX в. В городок приезжает старая мультимиллионерша Клара Цаханассьян, урождённая Вешер, бывшая жительница Гюллена.

Некогда в городке работало несколько промышленных предприятий, но один за другим они обанкротились, и городок пришёл в полнейшее запустение, а его жители обнищали. Обитатели Гюллена возлагают большие надежды на приезд Клары. Они рассчитывают, что она оставит родному городу несколько миллионов на его обновление.

«Обрабатывать» гостью, пробуждать в ней ностальгию по былым временам, проведённым ею в Гюллене, жители города доверяют шестидесятилетнему бакалейщику Иллу, с которым у Клары в юности был роман.

Чтобы сойти в городе, в котором редко останавливаются поезда, Клара срывает стоп-кран и появляется перед жителями в окружении целой свиты своих приближённых, состоящей из её седьмого мужа, дворецкого, двух громил, все время жующих жвачку и несущих её паланкин, горничных и двух слепцов Коби и Лоби.

У неё нет левой ноги, которую она потеряла в автокатастрофе, и правой руки, утраченной в авиакатастрофе. Обе эти части тела заменяют первоклассные протезы. За ней следует багаж, состоящий из огромного количества чемоданов, клетки с черным барсом и гроба.

Клара проявляет интерес к полицейскому, любопытствуя, умеет ли он закрывать глаза на то, что происходит в городе, и священнику, спрашивая его, отпускает ли он грехи приговорённым к смерти.

На его ответ, что в стране смертная казнь отменена, Клара высказывает мнение, что её, вероятно, снова придётся ввести, чем повергает жителей Гюллена в недоумение.

Клара решает вместе с Иллом обойти все те места, где некогда бурлила их страсть: Петеров сарай, Конрадов лес.

Тут они целовались и любили друг друга, а потом Илл женился на Матильде Блюмхард, точнее, на её молочной лавке, а Клара вышла замуж за Цаханассьяна, за его миллиарды. Тот нашёл её в гамбургском публичном доме. Клара курит.

Илл мечтает о возврате давно минувших дней и просит Клару помочь родному городу материально, что она и обещает сделать.

Они возвращаются из леса в город. На праздничном обеде, устроенном бургомистром, Клара объявляет, что подарит Гюллену миллиард: пятьсот миллионов городу и пятьсот миллионов разделит поровну между всеми жителями, но при одном условии — при условии свершения правосудия.

Она просит своего дворецкого выйти вперёд, и жители узнают в нем окружного судью Хофера, который сорок пять лет назад был судьёй города Гюллена. Он напоминает им о судебном процессе, состоявшемся в те времена, Клара Вешер, как звали госпожу Цаханассьян до замужества, ждала ребёнка от Илла.

Однако тот привёл на суд двух лжесвидетелей, которые за литр водки показали, что тоже спали с Кларой, так что отцом ожидаемого Кларой ребёнка якобы не обязательно является Илла.

Клару выгнали из города, она попала в публичный дом, а ребёнок, девочка, родившаяся у неё, умерла через год после рождения на руках у чужих людей, в детском доме, в который, согласно закону, её поместили.

Тогда Клара поклялась, что вернётся когда-нибудь в Гюллен и отомстит за себя. Разбогатев, она велела разыскать тех лжесвидетелей, которые, по их словам, являлись её любовниками, и приказала своим громилам оскопить и ослепить их. С тех пор они живут рядом с ней.

Клара требует, чтобы свершилось, наконец, правосудие. Она обещает, что город получит миллиард, если кто-нибудь убьёт Илла. Бургомистр с достоинством от лица всех горожан заявляет, что жители Гюллена — христиане и во имя гуманизма отвергают её предложение. Лучше быть нищими, чем палачами. Клара уверяет, что готова подождать.

В гостинице «Золотой апостол» в отдельном номере стоит привезённый Кларой гроб. Её громилы ежедневно носят с вокзала в гостиницу все новые и новые траурные венки и букеты.

В магазин Илла входят две женщины и просят продать им молока, масла, белого хлеба и шоколада. Подобной роскоши они никогда себе не позволяли. Причём получить все это они хотят в кредит. Следующие покупатели просят дать им коньяку и самого лучшего табака, и тоже в кредит. Илл начинает прозревать и, страшно волнуясь, спрашивает, чем все они собираются расплачиваться.

Тем временем из клетки Клары, которая уже успела сменить седьмого мужа на восьмого, киноактёра, сбегает чёрный барс. Надо сказать, что в молодости Илла она тоже называла «своим черным барсом». Все жители Гюллена принимают меры предосторожности и ходят по городу с оружием. Атмосфера в городе накаляется. Илл чувствует себя загнанным в угол.

Он идёт к полицейскому, к бургомистру, к священнику и просит их защитить его, а Клару Цаханассьян арестовать за подстрекательство к убийству. Все трое советуют ему не принимать случившееся близко к сердцу, ибо никто из жителей не принял предложение миллиардерши всерьёз и не собирается его убивать. Илл, однако, замечает, что на полицейском тоже новые ботинки, а во рту золотой зуб.

Бургомистр красуется в новом галстуке. Дальше — больше: горожане начинают покупать себе стиральные машины, телевизоры, автомобили. Илл чувствует, к чему идёт дело, и хочет уехать на поезде. До вокзала его провожает толпа с виду доброжелательных горожан.

Илл, однако, так и не решается войти в поезд, потому что боится, что, как только он окажется в вагоне, его сразу же схватит кто-нибудь из них. Чёрного барса наконец подстреливают.

К Кларе приходят городской врач и школьный учитель. Они сообщают ей, что город находится в критическом положении, поскольку их сограждане слишком много себе накупили, и теперь настал час расплаты. Они просят дать им кредиты, чтобы возобновить деятельность предприятий города.

Предлагают ей купить их, разработать залежи железной руды в Конрадовом лесу, добывать нефть в долине Пюкенрид. Лучше вложить по-хозяйски миллионы под проценты, чем выбросить на ветер целый миллиард. Клара сообщает, что город и так уже давно целиком принадлежит ей.

Она хочет лишь отомстить за ту рыжую девчонку, которая дрожала от холода, когда жители прогоняли её из города и смеялись ей вслед.

Горожане же тем временем веселятся на свадьбах Клары, которые она устраивает одну за другой, чередуя их с бракоразводными процессами. Они приобретают все более и более зажиточный и элегантный вид. Общественное мнение складывается не в пользу Илла.

Бургомистр беседует с Иллом и просит его, как порядочного человека, покончить с собой собственноручно и снять грех с горожан. Илл отказывается это сделать. Однако с неизбежностью своей участи он, похоже, уже почти смирился.

На собрании городской общины горожане единодушно принимают решение покончить с Иллом.

Перед собранием Илл беседует с Кларой, которая признается, что до сих пор любит его, но эта любовь, как и она сама, превратилась в окаменевшее чудовище. Она собирается отвезти его тело на берег Средиземного моря, где у неё есть имение, и поместить его в мавзолей.

Тем же вечером, после собрания, мужчины окружают Илла и лишают его жизни, уверяя, что делают это лишь во имя торжества справедливости, а не из корысти.

Клара выписывает бургомистру чек и под восхищённо-хвалебные возгласы горожан покидает Гюллен, где уже вовсю дымят трубы завода, строятся новые дома, повсюду кипит жизнь.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/pereskazy/50860-kratkoe-soderzhanie-pesy-djurrenmatta-vizit-staroj-damy.html

Аллегорически-моральное содержание сюжета драмы «Визит старой дамы»

В эссе «Проблемы театра» Фридрих Дюрренматт утверждал, что наиболее удачной формой для освещения конфликтов современности есть трагикомедия.

Гротескные преувеличения, балаганные шутки и неожиданные парадоксы присущи трагикомедии, разрешают, по его мнению, изобразить не только настоящую природу мира и человека, но и показать механизмы несправедливости.

«Гротеск – одна из широких возможностей быть точным», – говорил он. Итак, не случайно его наилучшая пьеса «Визит старой дамы» написана именно в таком жанре.

Читайте также:  Доклад про семь чудес света (сообщение)

Много писателей в своих произведениях старались раскрыть причины преобразования обычного человека в убийцу.

Но тяжело назвать хотя бы одно произведение, где это происходит не с одним человеком, а сразу со всеми жителями целого города. Ф.

Дюрренматт в своей пьесе старается понять саму способность людей принимать преступление за норму, раскрывает социальные и психологические причины, которые объясняют инертность или откровенное содействие злу.

«Мы присутствуем в одном из наибольших социальных экспериментов нашей эпохи», – говорит радиокомментатор в пьесе. Так, сюжет пьесы оборачивается вокруг события, действительно весьма похожей на эксперимент: в небольшой городок Гюллена приезжает старая и очень зажиточная дама, которая предлагает подарить городу миллиард за убийство бывшего любовника.

Когда-то Иль предал Клер Цаханесин и отказался от отцовства, купив за литр водки двух лжесвидетелей, не догадываясь, что наказание может постичь его через много лет. Но настоящий конфликт пьесы не в этой истории любви, а в том, как именно и почему жители Гюллена соглашаются совершить убийство.

Клер выступает в роли катализатора конфликта между обществом и личностью.

Гюллен – маленький городок, который находится в состоянии упадка. Даже поезда по обыкновению не останавливаются на станции, но жители помнят о лучших временах, когда Гюллен был «одним из первых в стране» и даже «в Европе». В этом городе живут обычные люди. В авторском комментарии к пьесе Дюрренматт умышленно делал ударение на том, что «они именно такие, как и мы».

Клер, уверенная в том, что за деньги можно купить все, обещает подарить миллиард за убийство Иля. Сначала бургомистр делает вид, что предложение его привело в негодование («Лучше быть нищим, чем палачом»), другие люди или не воспринимают ситуацию серьезно, или почти искренне протестуют против преступления. Но со временем отношение к будущему событию постепенно изменяется.

Показательным есть смена отношения учителя, который сначала осуждает действия Клер, но постепенно становится одним из наиболее активных участников преступления, так как «соблазн весьма большой, а наша бедность весьма горька». Но он, в отличие от других, хотя бы понимает, что творится именно преступление, – большинство обманывают сами себя, ищут моральные оправдания убийству.

Дескать, убить Иля надо ради подъема общей нравственности, восстановления справедливости и т.п.. Конечно, настоящей причиной есть обещанные деньги. Никто не замечает собственного лицемерия. Создается впечатление, что достаточно нескольких демагогических заявлений – и оправдать можно будь-что. «Умер от радости», – утверждает бургомистр после того, как толпа набросилась на Иля.

Именно толпа: убивают Иля всем вообще.

«Однако нет ничего ужаснее бедности, так как в ней нет благородства», – уверяет хор в финале.

Бедность материальная дополняется у обывателей бедностью морали или вообще бедностью души. Даже Иль, который отнюдь не был порядочным человеком, на общем фоне становится похожим на героя перед финалом пьесы.

Что ужаснее: выдвинутое Клер условие или это «оправданное» убийство? Прямо этот вопрос не ставится, но ход событий пьесы намекает, что худшим есть само оправдание преступления перед его осуществлением, так как оно потенциально открывает возможность новым подобным преступлениям и даже большим. У Клер были «личные причины» для мести, а жители Гюллена просто продали за деньги свои принципы.

Но снова таки в комментарии к пьесе Дюрренматт подчеркивает: «Эти люди тоже не воры», они просто слабовольные, легкомысленные, верят, что «все пройдет». Итак, объектом осуждения автора были не отдельные поступки подобных людей, а сам принцип эгоистически равнодушного отношения к справедливости.

Можно прибавить, что большинство масштабных преступлений в реальной жизни, если внимательнее присмотреться, осуществляется по похожему принципу: кто-то первым дает «моральное» оправдание, кто-то просто устраняется от решения моральной проблемы, а в результате все становятся соучастниками (не имеет значения – активными или пассивными).

Это делает содержание пьесы аллегорическим: в ней идется не только о конкретном убийстве, а о механизмах, которые заставляют обычных людей незаметно для самих себя становиться соучастниками любых преступлений.

Бедность и унижения, с одной стороны, соблазн – с другой, а результат: преступление совершено, и еще одно вранье получило право на жизнь.

Выводя убийство за границы отдельного конфликта между отдельными лицами, Ф. Дюрренматт заставляет нас задуматься в том числе и над природой собственных поступков.

Практически у каждого из жителей Гюллена была возможность на самом деле выступить за законность, но этого не произошло. Они получили свои деньги, но потеряли кое-что большее: совесть и душу.

Преступление тянет за собой другое преступление, за которое придется отвечать, отныне к каждому может прийти такая старая дама.

Или следует когда-то положить край молчаливому соучастию в преступлениях?

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/allegoricheski-moralnoe-soderzhanie-syuzheta-dramy-vizit-staroj-damy.html

Краткие содержания произведений — фридрих дюрренматт — визит старой дамы

фридрих дюрренматт — визит старой дамы

Действие происходит в захолустном швейцарском городке Гюллене в 50-е гг. XX в. В городокприезжает старая мультимиллионерша Клара Цаханассьян, урожденная Вешер, бывшая жительницаГюллена. Некогда в городке работало несколько промышленных предприятий, но один за другимони обанкротились, и городок пришел в полнейшее запустение, а его жители обнищали.

Обитатели Гюллена возлагают большие надежды на приезд Клары. Они рассчитывают, что она оставитродному городу несколько миллионов на его обновление.

«Обрабатывать» гостью, пробуждатьв ней ностальгию по былым временам, проведенным ею в Гюллене, жители города доверяютшестидесятилетнему бакалейщику Иллу, с которым у Клары в юности был роман.

Чтобы сойти в городе, в котором редко останавливаются поезда, Клара срывает стоп-крани появляется перед жителями в окружении целой свиты своих приближенных, состоящейиз её седьмого мужа, дворецкого, двух громил, все время жующих жвачку и несущихеё паланкин, горничных и двух слепцов Коби и Лоби.

У нее нет левой ноги, которую онапотеряла в автокатастрофе, и правой руки, утраченной в авиакатастрофе. Обе эти части телазаменяют первоклассные протезы. За ней следует багаж, состоящий из огромного количествачемоданов, клетки с черным барсом и гроба. Клара проявляет интерес к полицейскому,

любопытствуя, умеет ли он закрывать глаза на то, что происходит в городе,

и священнику, спрашивая его, отпускает ли он грехи приговоренным к смерти. На егоответ, что в стране смертная казнь отменена, Клара высказывает мнение, что её, вероятно, сновапридется ввести, чем повергает жителей Гюллена в недоумение.Клара решает вместе с Иллом обойти все те места, где некогда бурлила их страсть: Петеровсарай, Конрадов лес.

Тут они целовались и любили друг друга, а потом Илл женилсяна Матильде Блюмхард, точнее, на её молочной лавке, а Клара вышла замужза Цаханассьяна, за его миллиарды. Тот нашел её в гамбургском публичном доме. Кларакурит. Илл мечтает о возврате давно минувших дней и просит Клару помочь родному городуматериально, что она и обещает сделать.

Они возвращаются из леса в город. На праздничном обеде, устроенном бургомистром, Клараобъявляет, что подарит Гюллену миллиард: пятьсот миллионов городу и пятьсот миллионов разделитпоровну между всеми жителями, но при одном условии — при условии свершения правосудия.

Она просит своего дворецкого выйти вперед, и жители узнают в нем окружного судью Хофера,

который сорок пять лет назад был судьей города Гюллена. Он напоминает им о судебномпроцессе, состоявшемся в те времена, Клара Вешер, как звали госпожу Цаханассьяндо замужества, ждала ребенка от Илла.

Однако тот привел на суд двух лжесвидетелей, которыеза литр водки показали, что тоже спали с Кларой, так что отцом ожидаемого Кларой ребенкаякобы не обязательно является Илла.

Клару выгнали из города, она попала в публичный дом,

а ребенок, девочка, родившаяся у нее, умерла через год после рождения на руках у чужихлюдей, в детском доме, в который, согласно закону, её поместили.Тогда Клара поклялась, что вернется когда-нибудь в Гюллен и отомстит за себя. Разбогатев,

она велела разыскать тех лжесвидетелей, которые, по их словам, являлись её любовниками,

и приказала своим громилам оскопить и ослепить их. С тех пор они живут рядом с ней.Клара требует, чтобы свершилось, наконец, правосудие. Она обещает, что город получит миллиард,

если кто-нибудь убьет Илла. Бургомистр с достоинством от лица всех горожан заявляет, чтожители Гюллена — христиане и во имя гуманизма отвергают её предложение. Лучше бытьнищими, чем палачами. Клара уверяет, что готова подождать.В гостинице «Золотой апостол» в отдельном номере стоит привезенный Кларой гроб.

Её громилы ежедневно носят с вокзала в гостиницу все новые и новые траурныевенки и букеты.В магазин Илла входят две женщины и просят продать им молока, масла, белого хлебаи шоколада. Подобной роскоши они никогда себе не позволяли.

Причем получить все это они хотятв кредит. Следующие покупатели просят дать им коньяку и самого лучшего табака, и тожев кредит. Илл начинает прозревать и, страшно волнуясь, спрашивает, чем все онисобираются расплачиваться.

Тем временем из клетки Клары, которая уже успела сменить седьмого мужа на восьмого,

киноактера, сбегает черный барс. Надо сказать, что в молодости Илла она тоже называла «своимчерным барсом». Все жители Гюллена принимают меры предосторожности и ходят по городус оружием. Атмосфера в городе накаляется. Илл чувствует себя загнанным в угол.

Он идетк полицейскому, к бургомистру, к священнику и просит их защитить его, а КларуЦаханассьян арестовать за подстрекательство к убийству. Все трое советуют емуне принимать случившееся близко к сердцу, ибо никто из жителей не принял предложениемиллиардерши всерьез и не собирается его убивать. Илл, однако, замечает, чтона полицейском тоже новые ботинки, а во рту золотой зуб.

Бургомистр красуется в новомгалстуке. Дальше — больше: горожане начинают покупать себе стиральные машины, телевизоры,

автомобили. Илл чувствует, к чему идет дело, и хочет уехать на поезде. До вокзала егопровожает толпа с виду доброжелательных горожан. Илл, однако, так и не решается войтив поезд, потому что боится, что, как только он окажется в вагоне, его сразу же схватиткто-нибудь из них. Черного барса наконец подстреливают.

К Кларе приходят городской врач и школьный учитель. Они сообщают ей, что город находитсяв критическом положении, поскольку их сограждане слишком много себе накупили, и теперьнастал час расплаты. Они просят дать им кредиты, чтобы возобновить деятельность предприятийгорода.

Предлагают ей купить их, разработать залежи железной руды в Конрадовом лесу,

добывать нефть в долине Пюкенрид. Лучше вложить по-хозяйски миллионы под проценты, чемвыбросить на ветер целый миллиард. Клара сообщает, что город и так уже давно целикомпринадлежит ей. Она хочет лишь отомстить за ту рыжую девчонку, которая дрожала от холода,

когда жители прогоняли её из города и смеялись ей вслед.Горожане же тем временем веселятся на свадьбах Клары, которые она устраивает однуза другой, чередуя их с бракоразводными процессами. Они приобретают все более и болеезажиточный и элегантный вид. Общественное мнение складывается не в пользу Илла.

Бургомистр беседует с Иллом и просит его, как порядочного человека, покончить с собойсобственноручно и снять грех с горожан. Илл отказывается это сделать. Однакос неизбежностью своей участи он, похоже, уже почти смирился. На собрании городской общиныгорожане единодушно принимают решение покончить с Иллом.Перед собранием Илл беседует с Кларой, которая признается, что до сих пор любит его,

но эта любовь, как и она сама, превратилась в окаменевшее чудовище. Она собирается отвезтиего тело на берег Средиземного моря, где у нее есть имение, и поместить его в мавзолей.

Тем же вечером, после собрания, мужчины окружают Илла и лишают его жизни, уверяя, что делаютэто лишь во имя торжества справедливости, а не из корысти. Клара выписывает бургомистручек и под восхищенно-хвалебные возгласы горожан покидает Гюллен, где уже вовсю дымят трубызавода, строятся новые дома, повсюду кипит жизнь.

См. также:

Милан Кундера Невыносимая Легкость Бытия, Руссож Юлия, Или Новая Элоиза, Гогольнв Ночь Перед Рождеством, Джон Голсуорси Сага О Форсайтах, Трифонов Юв Долгое Прощание, Джон Гей Опера Нищего

Источник: http://www.terminy.info/literature/summary-of-works/fridrih-dyurrenmatt-vizit-staroy-damy

Ссылка на основную публикацию