Анализ стихотворения блока ветер принес издалека

Анализ стихотворения Блока Ветер принес издалекаАнализ стихотворения Блока Ветер принес издалека
Анализ стихотворения Блока Ветер принес издалека

Краткий анализ произведения

На уроке литературы каждый ученик проходит по программе творчество Александра Александровича. Наиболее простым для изучения и понимания лирики поэта считается стихотворение «Ветер принес издалека». Анализ произведения не отнимет много времени из-за небольшого размера стиха и выдержки пунктов приготовленного заранее плана:

Анализ стихотворения Блока Ветер принес издалека

  1. История создания и символичность текста, связанного с жизнью писателя.
  2. Тематика, основанная на предчувствии весны и надежде навстречу.
  3. Композиция и жанр.
  4. Стихотворный размер, авторские средства выразительности.

Материал, написанный или устно рассмотренный по четкой структуре, поможет разобраться в теме и написать при необходимости емкое сочинение.

История написания

Анализ стихотворения Блока Ветер принес издалека

Стих был написан поэтом в 1901 году. Именно тогда Александр Блок познакомился со своей возлюбленной и будущей супругой — Любовью Менделеевой. Тогда девушка отказала ему, официальных заявлений об отношениях не последовало. В те времена к простым романтическим встречам молодых людей относились очень строго. Разлука любимых была настолько длительна, что он написал для девушки чувственное лирическое стихотворение.

Примечательно то, что девушка не испытывала романтических чувств к Блоку. Более того, ее не вдохновляло творчество писателя. Она же, напротив, стала для Александра музой, вдохновлявшей его долгие годы. Знаменитая блоковская прекрасная дама — это писательское воплощение Любови Менделеевой.

Редкие свидания были приятными и долгожданными. Александр виделся с Любовью только весенней порой, когда семейство Менделеевых посещало дачу. Блок дружил с ними, поэтому часто гостевал в кругу семьи будущей жены.

Стихотворение было написано Блоком петербургской зимой (в январе). Тогда о предвестниках весны и заговаривать не стоило, но влюбленный мужчина видел во всем признаки скорой встречи в любимой.

Сердце писателя грела лишь мысль о будущей встрече. Поэтому можно смело утверждать, что история написания произведения тесно связана с личной жизнью автора. Ожидания писателя оправдались.

Ему удалось добиться расположения Менделеевой, вскоре она стала его женой (в 1903 году).

Тематика стихотворения

Главная тема основана на предчувствии весны, ассоциирующейся у центрального лирического персонажа не просто с приятным временем года, а с ожиданием долгожданной встречи с возлюбленной. Его одновременно переполняет тревога, мрачные ощущения и радость. Все чувства сменяют друг друга в каждой строчке. Все это символично высказывается автором в стихотворных строках.

Что касается основной идеи, то она заключается в ощущениях и чувствах влюбленного человека, неспособного говорить о них открыто. Слова стиха пронизаны внутренним миром томящегося в ожидании мужчины, который сам не знает, к чему приведет его любовь. Ему лишь остается надеяться на взаимность. Именно весна символизирует все те надежды на счастливое совместное далекое будущее.

Композиционные основы

Стихотворение представлено в виде кольцевой композиции. Трехстрофное произведение благодаря такому авторскому приему звучит максимально наполненно. В самом начале писатель настроен пессимистично.

В конце он словно пробуждает от сна, снова начинает верить в любовь и ожидает встречи с любимой женщиной. В морозном ветре и снежных узорах он видит весенних предвестников душевного тепла.

Анализ стихотворения Блока Ветер принес издалека

Лирический герой не наблюдает за окном чистое небо, но чувствует, что момент прихода весны близится. Он желает скорого наступления весны. По мнению автора, дикие зимние бури не бушуют, а плачут, так как скоро их время истечет, и им не так долго придется царить на земле. Такие рассуждения можно увидеть в первой строфе.

Во втором четверостишии рассказывается о страданиях Блока, который не может откровенно рассказать возлюбленной о собственных чувствах. Его любовь прячется глубоко в душе, всегда сидит в темных уголках сердца робко. Ему позволительно только видеть сны, где он счастлив с любимой женщиной. В противном случае он может скомпрометировать ее.

В третьей строфе тоска писателя постепенно уходит и перевоплощается в надежду. Ему слышатся звучные песни, словно намек приходящей весны. Он уверен, что что-то хорошее ждет его впереди.

Жанр и средства выразительности

Делая анализ «Ветер принес издалека» Блока, нельзя не упомянуть, что перед читателем классическая лирика Александра Александровича. Несмотря на пейзажные детали, главная цель поэтических строк — донесение авторских чувств, испытываемых писателем эмоций. Такой жанр всегда помогал Блоку максимально тонко выразить все, что его гнетет или радует.

К прочим особенностям стихотворения стоит отнести следующие факторы:

Анализ стихотворения Блока Ветер принес издалека

  1. Произведение написано трехстопным дактилем.
  2. В стихе присутствует перекрестная рифмовка, что облегчает чтение, делает строки легкими и понятными для восприятия.
  3. Автор использует мужскую и женскую рифмовку, демонстрируя необузданное желание воссоединения с любимой женщиной.
  4. Употребление классических и символичных троп для передачи настроения, донесения главной мысли.

А также писателем в стихотворении используются эпитеты, например, бездонная лазурь, звездные сны или звучные песни. В стихе присутствуют и метафоры — ветер принес, плакали бури, реяли сны и т. д.

С помощью этих средств выразительности Александр Блок хотел подчеркнуть сомнительность взаимности чувств. Слишком редко ему доводилось видеться с будущей супругой, чтобы ждать ответных чувств.

Он не знает, чего ждать в будущем, но мечтает, чтобы все сложилось хорошо для его любви.

Источник: https://nauka.club/literatura/stikhi/veter-prines-izdaleka.html

«Ветер принес издалека» анализ стихотворения Блока по плану кратко – год, история создания, средства выразительности

Стихотворение “Ветер принес издалека” – одно из многих в творчестве Блока, которое он посвятил своей жене, Любови Менделеевой. Чтобы ученики 6 класса могли лучше понять чувства поэта, на уроке литературы можно использовать краткий анализ “Ветер принес издалека” по плану. Это хороший дополнительный материал, помогающий разъяснить тему.

Краткий анализ

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Ветер принес издалека.
  • История создания – стихотворение относится к раннему периоду творчества Блока, оно написано в 1901 году, когда он уже ухаживал за своей будущей супругой Любовью Менделеевой.
  • Тема стихотворения – предчувствие весны, которая несет надежду на встречу с любимой женщиной.
  • Композиция – кольцевая, замыкающей фразой служит “ветер принес издалека“.
  • Жанр – лирическое стихотворение.
  • Стихотворный размер – трехстопный дактиль.
  • Эпитеты – “весенняя песня”, “бездонная лазурь”, “близкая весна”, “зимние бури”, “звездные сны”, “звучные песни”.
  • Метафоры – “ветер принес”, “открылся клочок неба”, “плакали бури”, “реяли сны”, “плакали струны”.

История создания

Произведение написано в 1901 году, зимой, когда Александр Блок уже был влюблен в свою будущую жену Любовь Менделееву, но девушка не ответила ему взаимностью и их отношения не были официальными.

В начале 20 века к этому относились очень строго, так что поэт не мог видеть любимую так часто, как ему хотелось бы. Приличия предписывали не допускать слишком частых свиданий.

И, по сути, наслаждаться общением с будущей супругой поэт мог только весной – семья Менделеевых выезжала на дачу, а Блок, который был с ними дружен, присоединялся.

И мысль о будущей встрече грела его душу серой петербургской зимой, в которой уже чувствовалось дыхание весны. Это ощущение поэт и описал в своем стихотворении “Ветер принес издалека”, история создания которого неразрывно связана с историей его любви.

Тема

Основная тема стиха – это предчувствие весны.

Душу лирического героя наполняют смутные ощущения – то мрачные предчувствия, то радость от того, что скоро он сможет увидеться с той, которая ему так желанна.

Именно эти ощущения Блок и пытается передать через наполненное символами произведение. Основная идея стихотворения – ощущения влюбленного человека, которому еще не позволено выражать свои чувства открыто.

Он рассказывает о том, как томится человек, которому неизвестно будущее его любви, как ему хочется верить в лучшее и надеяться на взаимность, А символом всех этих надежд выступает весна.

Композиция

Эмоциональная наполненность произведения очень плотная, чему способствует и закольцованная композиция. Если в начале этого трехстрофного стихотворения поэт настроен пессимистично, то конец – это скорее описание хорошего, светлого предчувствия.

Ветер символизирует в произведении приход скорой весны, предвещает ее. Лирический герой не видит пока чистого неба, но ощущает, что скоро наступит момент, когда можно будет насладиться наступлением весны. Он хочет, чтобы это время пришло поскорее и говорит о том, что зимние бури плачут – как будто чувствуя, что им недолго осталось царить на земле.

Вторая строфа иносказательно говорит о том, что Блок страдает из-за невозможности выразить свои чувства, которые пока что прячутся “робко темно и глубоко”. Он может позволить себе только сны, в противном случае его поведение может скомпрометировать дорогую ему женщину.

Наконец, третья строфа показывает, что тоска поэта понемногу рассеивается, он уже слышит звучные песни и чувствует, что впереди его ждет что-то хорошее. И действительно – в 1903 году Блок и Менделеева поженились.

Жанр

Это лирическое стихотворение – несмотря на пейзажные элементы, поэтические строки служат для того, чтобы передать чувства поэта, испытываемые им эмоции. Этот жанр помогает Блоку выразить то, что мучает его и то, что он хотел бы открыть миру.

Произведение написано трехстопным дактилем, который, в сочетании с перекрестной рифмовкой, делает его легким для восприятия. С умыслом Блок использует также чередование женской и мужской рифмы: таким образом он демонстрирует свою мечту о единении с возлюбленной.

Средства выразительности

Не только символы, но и классические тропы использует Блок в своем стихотворении, чтобы передать настроение и донести мысль. Это такие средства выразительности, как:

  • Эпитеты – “весенняя песня”, “бездонная лазурь”, “близкая весна”, “зимние бури”, “звездные сны”, “звучные песни”.
  • Метафоры – “ветер принес”, “открылся клочок неба”, “плакали бури”, “реяли сны”, “плакали струны”.

С их помощью автор передает свои сомнения в ответном чувстве – уж слишком мимолетными были встречи с будущей невестой, показывает все сомнения, которыми мучается влюбленное сердце, и в то же время – все надежды, которые его питают. Поэт не знает, что ждет их впереди, но хочет думать, что будущее будет хорошим.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/analiz-stihotvorenij/38417-veter-prines-izdaleka-analiz-stihotvoreniia-bloka-po-plany-kratko-god-istoriia-sozdaniia-sredstva-vyrazitelnosti.html

Анализ стихотворения Блока Ветер принес издалека



Стихотворение «Ветер принёс издалёка…» написано 29 янва­ря 1901 года — это одно из ранних стихотворений, в котором от­ражены юношеские мечтания: «песни весенней намёк», «бездон­ная лазурь», «звёздный сны». Оно представляет собой яркий контраст со стихотворением, созданным десять лет спустя: «Как тяжело ходить среди людей…». Сопоставляя подобные стихи, мы видим драматическую эволюцию души А. А. Блока.

Первые («Ветер принёс издалёка / Песни весенний намёк…») и последние («Ветер принёс издалёка / Звучные песни твои…») строчки стихотворения перекликаются следующим образом:

А. А. Блок — глубочайший символист, человек огромного мис­тического таланта, ему было доступно то, что для других совер­шенно не понятно или даже не существует.

Описывая быстрый приход весны, поэт отождествляет физический весенний свет с невозможностью созерцать без каких-либо внешних раздражите­лей тайные глубины иных миров. Только при отвлечении от всего суетного, мельтешащего можно уловить биение таинственных бездн, полных пророчеств.

Но зима, как и ночь, рано или поздно заканчивается. Наступает утро (весна), взгляд невольно цепляется за внешние перемены, поэтому и плачут «струны» поэта, плачут «робко, темно и глубоко», так как уже не могут досказать нача­тое. Характерна для стихов А. А.

Блока неясность того, чьи «звучные песни» принёс издалека ветер. Ускользание от прямо­линейного тщательного рассмотрения каждого определения — основа той загадочности и интровертности, что заложены в стихах поэта.

Анализ стихотворения Александра Блока «Ветер принес издалека»

17 декабря 2015

Что же удалось услышать стихотворцу в порывах ветра? Таким вопросом задается каждый, читающий строки «Ветер принес…». И не так просто ответить, ведь атмосфера стихотворения туманна, загадочна, а ветер приносит вовсе не одну весть.

Стих был создан Блоком на старте литературной карьеры. Совсем юный, в 1901 году, на исходе второго зимнего месяца, он ощущает первый клич весны. Это предчувствие, легкий намек. Как песня надежды врываются свежие потоки воздуха в комнату поэта.

Большая часть зимы наконец миновала, и рисуется в поэтическом воображении просвет небесной лазури. Серые тучи вальяжно расступаются, нехотя, грозно; бури «плакали», чуя последние моменты властвования на земле.

И «струны» души Блока сочувственно и созвучно тоскуют.

Новый поток воздушных волн приносит теперь иные песни. Но чьи же? Возможно, речь заходит о любимой женщине поэта. Он был самоотверженно влюблен в Любовь Менделееву. Их редкие встречи случались по приходу весны, на даче. Блок радуется первым весенним звоночкам, в которых слышится ему голос возлюбленной. Двумя годами позже эта пара обручилась – хорошие предчувствия автора не обманули.

Блок принадлежал к тому времени, когда на пике популярности в кругах литературной интеллигенции было направление символизма. Образность, скрытый смысл, таинственность – все это присутствует в произведении «Ветер принес…». Силы природы олицетворены, насколько это возможно, выражая полноту символизма. «Звездные сны» упоминаются автором в конце второй строфы, снова нагоняя туман.

Состоящее из трех строф стихотворение написано то белым стихом, то перекрестной рифмой. Трехстопный дактиль изобилует противоречивым смысловым содержанием. Доходящая до отчаяния зимняя хандра озаряется светом предчувствия весны, перемен. Эпитеты грусти рассеиваются солнцем. Автор использовал противоположные по смыслу слова: «темно» и «светло». Контрасты играют и навевают дымку загадки.

Юное сердце Блока еще наполнено робкими, радостными ожиданиями. Тенденция к большему драматизму в творчестве проявится чуть позже. А пока поэт всеми мыслями погружен в мечту о единении любящих сердец.

Рефераты. Скачать реферат

История написания стихотворения начинается с любви. Созданное в конце января 1901 года оно пронизано ожиданием, предчувствием скорой весны, встречи с любимой.

Читайте также:  Сочинение почему нельзя собирать мухоморы 3 класс

Той серой петербургской зимой поэт был влюблен в Л. Д. Менделееву, дочь своего друга, но виделись они редко. Приличия не позволяли частых свиданий.

И только весной, когда семья Менделеевых выезжала на дачу, Блок мог к ним присоединиться.

Вестником скорой весны выступает в стихотворении ветер. Клочок чистого неба, который Блок не видит, но чувствует, что он есть где-то, полон предчувствия перемен, желания увидеть наконец-то чистое небо полное солнца. В лазури нового неба «плакали зимние бури», словно ощущая свой скорый уход.

Ранние стихотворения поэта пропитаны духом символизма, чрезвычайно распространенного в XX веке направления в искусстве. Основной признак этого течения – доходящий до отчаяния пессимизм. Это отчетливо слышится в следующих строках: «плакали зимние бури», «плакали струны мои». К концу произведения тоска поэта рассеивается, пробивается лучик надежды («Ветер принес издалёка/Звучные песни твои»).

В стихотворении Блока много недосказанности. Автор хочет очень многое поведать читателю, противоречивые чувства терзают его и не дают ясности.

Взять хотя бы следующие образы: «где-то светло и глубоко», «реяли звездные сны» и «робко, темно и глубоко». Такая глубокая тоска символизирует невозможность открыться своей любви.

И только робкие жесты и «звездные сны» поэт может позволить себе, чтобы не скомпрометировать любимую.

Силлабо-тоническая система стихосложения в стихотворении компенсирует приблизительные рифмы в первом четверостишии. Рифмы последних двух четверостиший – точные.

Автор внезапно вдыхает «светло и глубоко» первые строчки, позабыв о правилах стихосложения, а затем, опомнившись, дописывает последние две строфы. Стихотворение состоит из 3 строф (всего 12 строк).

Рифмовка в первом четверостишии отсутствует (белый стих). В последних двух – рифмовка перекрестная. Стихотворный размер: трехстопный дактиль.

В первой и третьей строке каждого четверостишия рифма женская, стопа усечена на один слог. Во второй и четвертой – мужская, стопа усечена на два слога.

Чередование женской и мужской рифмы для столь искушенного в стихосложении автора снова наводит на мысли о некой влюбленной женщине, имя которой Любовь Дмитриевна Менделеева.

Таким замысловатым способом, случайно или намеренно, в мир пробивается мечта о единении двух сердец.

Свадьба Блока и Менделеевой состоялась в 1903 году, но почти до самой церемонии автор не знал — действительно ли он любим. Ведь их встречи были редки и мимолетны. В их семейной жизни было много трагических моментов, но символ любви-весны остался с Блоком навсегда.

«Ветер принес издалека…» А.Блок

  • «Ветер принес издалека…» Александр Блок
  • Ветер принес издалёка Песни весенней намек, Где-то светло и глубоко
  • Неба открылся клочок.
  • В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны Плакали зимние бури,
  • Реяли звездные сны.
  • Робко, темно и глубоко Плакали струны мои. Ветер принес издалёка
  • Звучные песни твои.

Анализ стихотворения Блока «Ветер принес издалека…»

Начальный этап творчества Александра Блока тесно связан с символизмом – культурным течением, которое проповедовало образность и яркое, нестандартное выражение мыслей. Поэтому ранние произведения поэта отличаются обилием метафор и сравнений, которые создают особую, утонченную атмосферу.

В таком ключе выдержано и стихотворение «Ветер принес издалека…», написанное в последних числах января 1901 года. Однако в серости холодной петербургской зимы Блок сумел уловить первые признаки приближающейся оттепели, которую, как утверждает автор, «ветер принес издалека» .

Символизм предполагал повышенное внимание к различным мелочам и их трактовку, как некое предзнаменованием.

Таким необычным вестником весны для поэта стал клочок голубого чистого неба, который открылся «где-то светло и глубоко». Автор подчеркивает, что в этом кусочке небесной лазури словно бы растворились все горести и печали.

При его появлении «плакали зимние бури», словно бы предчувствуя, что им недолго осталось царствовать на земле.

Подобные метаморфозы природы Блок воспринимает сквозь призму личных переживаний. Приближающаяся весна, запах которой еще только витает в морозном январском воздухе, затронули сокровенные чувства поэта, который отмечает, что «робко, темно и глубоко плакали струны мои».

Однако причина душевных волнений поэта кроется совсем не в приближающейся весне. Гораздо важнее для него то, что «ветер принес издалека звучные песни твои».

Речь в данном случае идет о Любви Менделеевой, с которой поэт был знаком с самого детства, однако после длительной разлуки едва сумел узнать в чернобровой красавице ту несмышленую девочку, с которой играл когда-то на даче.

Однако больше всего поэта поразило то, что подруга его детства восприняла Блока, как пижона и никчемного человека, который значительно приукрашивает свои литературные способности. Стоит ли удивляться тому, что поэт влюбился в эту холодную и совершенно равнодушную к нему особу, которой суждено было стать его литературной музой.

Блок и Менделеева обручились лишь в 1903 году, но практически до самой свадьбы поэт не был уверен в том, что действительно любим женщиной, которая поразила его не только своей красотой, но и умом, благородством, великолепным чувством юмора. Так как виделся он со своей избранницей редко, и, по большей части, лишь на даче, то весна стала для него символом возрождения любви и приближающейся встречи с той, которая навеки завоевала его сердце.

«Ветер принес издалека…», анализ стихотворения Блока

История написания стихотворения начинается с любви. Созданное в конце января 1901 года оно пронизано ожиданием, предчувствием скорой весны, встречи с любимой.

Той серой петербургской зимой поэт был влюблен в Л. Д. Менделееву, дочь своего друга, но виделись они редко. Приличия не позволяли частых свиданий.

И только весной, когда семья Менделеевых выезжала на дачу, Блок мог к ним присоединиться.

Вестником скорой весны выступает в стихотворении ветер. Клочок чистого неба, который Блок не видит, но чувствует, что он есть где-то, полон предчувствия перемен, желания увидеть наконец-то чистое небо полное солнца. В лазури нового неба «плакали зимние бури», словно ощущая свой скорый уход.

Ранние стихотворения поэта пропитаны духом символизма. чрезвычайно распространенного в XX веке направления в искусстве. Основной признак этого течения – доходящий до отчаяния пессимизм.

Это отчетливо слышится в следующих строках: «плакали зимние бури», «плакали струны мои». К концу произведения тоска поэта рассеивается, пробивается лучик надежды («Ветер принес издалёка/Звучные песни твои»).

В стихотворении Блока много недосказанности. Автор хочет очень многое поведать читателю, противоречивые чувства терзают его и не дают ясности.

Взять хотя бы следующие образы: «где-то светло и глубоко», «реяли звездные сны» и «робко, темно и глубоко». Такая глубокая тоска символизирует невозможность открыться своей любви.

И только робкие жесты и «звездные сны» поэт может позволить себе, чтобы не скомпрометировать любимую.

Силлабо-тоническая система стихосложения в стихотворении компенсирует приблизительные рифмы в первом четверостишии. Рифмы последних двух четверостиший – точные.

Автор внезапно вдыхает «светло и глубоко» первые строчки, позабыв о правилах стихосложения, а затем, опомнившись, дописывает последние две строфы. Стихотворение состоит из 3 строф (всего 12 строк).

Рифмовка в первом четверостишии отсутствует (белый стих). В последних двух – рифмовка перекрестная. Стихотворный размер: трехстопный дактиль.

В первой и третьей строке каждого четверостишия рифма женская, стопа усечена на один слог. Во второй и четвертой – мужская, стопа усечена на два слога.

Чередование женской и мужской рифмы для столь искушенного в стихосложении автора снова наводит на мысли о некой влюбленной женщине, имя которой Любовь Дмитриевна Менделеева.

Таким замысловатым способом, случайно или намеренно, в мир пробивается мечта о единении двух сердец.

Свадьба Блока и Менделеевой состоялась в 1903 году, но почти до самой церемонии автор не знал — действительно ли он любим. Ведь их встречи были редки и мимолетны. В их семейной жизни было много трагических моментов, но символ любви-весны остался с Блоком навсегда.

Послушать стихотворение Блока Ветер принес издалека

Темы соседних сочинений

← Весна↑ БлокВетхая избушка →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/bloka/veter-prines-izdaleka

Анализ стихотворения «Ветер принес из далека..». Александр Александрович Блок (1880 – 1921) на протяжении многих лет считал себя символистом и очень трепетно. — презентация

1 Анализ стихотворения «Ветер принес из далека..»

2 Александр Александрович Блок (1880 – 1921) на протяжении многих лет считал себя символистом и очень трепетно относился к знакам судьбы, пытаясь распознать их даже тем, где они отсутствовали.

Символизм – культурное течение, которое проповедовало образность и яркое, нестандартное выражение мыслей. Поэтому ранние произведения поэта отличаются обилием метафор и сравнений, которые создают особую, утонченную атмосферу.

В таком ключе выдержано и стихотворение «Ветер принёс издалёка…», написанное в последних числах января 1901 года. А.А.Блок – поэт-символист

3 А.А.Блок «Ветер принёс издалёка…» Ветер принес издалёка Песни весенней намек, Где-то светло и глубоко Неба открылся клочок. В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны Плакали зимние бури, Реяли звёздные сны. Робко, темно и глубоко Плакали струны мои. Ветер принёс издалёка Звучные песни твои.

4 История создания стихотворения «Ветер принёс издалёка…» Приближающаяся весна, запах которой ещё только витает в морозном январском воздухе, затронули сокровенные чувства поэта, который отмечает, что «робко, темно и глубоко плакали струны мои». Поэт подчеркивает, что в небесной лазури словно растворились все его горести и печали.

При появлении бездонной лазури «плакали зимние бури», предчувствуя, что им недолго осталось царствовать на земле. Однако причина душевных волнений поэта кроется совсем не в приближающейся весне. Гораздо важнее для него то, что «ветер принёс издалёка звучные песни твои».

Речь в данном случае идет о Любви Менделеевой, с которой поэт был знаком с самого детства и которой и посвятил стихотворение «Ветер принёс издалёка…»

5 После длительной разлуки поэт едва сумел узнать в чернобровой красавице несмышлёную девочку, с которой играл когда-то на даче в Шахматово. Однако больше всего поэта поразило то, что подруга его детства не восприняла юношу всерьёз. Блок влюбился в эту холодную и совершенно равнодушную к нему особу, которой суждено было стать на долгие годы его литературной музой.

  • 6 Анализ стихотворения «Ветер принёс издалёка…» Тема стихотворения: Рассказ о природе в то же время о чувствах лирического героя
  • 7 Основная задача автора стихотворения: Показать красоту окружающего мира и внутренний мир лирического героя (передать любовные переживания, воспоминания минувших дней)
  • 8 Природа в стихотворении: Очаровательная, прекрасная, нежная, живая (ветер принёс песни намёк, бури плакали) Автор проводит параллели между описанием природы и внутренним миром лирического героя, передаёт влияние окружающего мира на человека и поднимает проблему гармонии человека с природой. Лирический герой в этом произведении пережил чувство любви, он влюблённый романтик, которому теперь остались лишь воспоминания
  • 9 С помощью изобразительно-выразительных средств поэт передаёт красоту природы и рисует картину реальной жизни человека ЭПИТЕТЫ : песни весенней бездонной лазури близкой весны зимние бури звездные сны звучные песни МЕТАФОРЫ : ветер принёс плакали бури плакали струны реяли сны неба клочок песни намёк

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1378429/

План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Конспект открытого урока по литературе в 10 классе

на тему: «А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалека…».

  •  Своеобразие лирических интонаций Блока»
  • Цели урока:
  • — познакомить учащихся с ранним творчеством А. Блока, приобщая их к сложным духовным поискам литературы серебряного века;
  • — показать своеобразие лирики и особенности поэтики Блока;
  • — развивать чувство прекрасного, умение читать стихи, воспринимать, эмоционально на них откликаться  и интерпретировать поэтическое произведение;                                
  • — совершенствовать навыки анализа поэтического текста;
  • — способствовать развитию художественного вкуса подростков;

— воспитывать интерес учащихся к лирике  А .Блока.

Оборудование: презентация “Жизнь, творчество, личность А. Блока”.

  1. Методические приёмы: лекция с элементами беседы, выразительное чтение стихотворения, его разбор.
  2. Ход урока
  3. I.Организационный момент  
  4. II. Проверка домашнего задания

III. Изучение новой темы. Знакомство с биографией поэта

1. Вступительное слово учителя         (Слайды № 1- 2)

   Сегодня вас ждет встреча с одним из самых загадочных поэтов серебряного века А.А.Блоком.

 Поэтом,  который  своим  творчеством  завершил  поэтические искания  всего  19  века  и  открыл  путь  поэзии  века нового — 20,  таким образом соединив  в  своем  творчестве  русскую  классику  и  новое  искусство.

(Слайд № 3)   Цели нашего урока:

(Слайд № 4)   Словарь урока: Серебряный век русской поэзии. Символизм. Мистика

2. Детство и юность    

 (Слайд № 5)   28 ноября 1880 года в Петербурге родился Александр Блок.      

 (Слайд № 6)   Отец поэта, Александр Львович Блок, обрусевший немец. Видный юрист, профессор  Варшавского университета.      

 (Слайд № 7)  Мать, Александра Андреевна Бекетова, дочь знаменитого профессора – ботаника  Андрея Николаевича Бекетова, ректора Петербургского университета. Переводчица художественной литературы.

  (Слайды № 8)     Родители разошлись сразу после рождения мальчика, поэтому с отцом своим Блок встречался редко, но никогда не забывал. Мать после развода вернулась в дом своего отца.      

 (Слайды № 9 — 10)   Детство и юность А. Блок проводит в доме деда Андрея Николаевича Бекетова и в подмосковном имении Бекетовых —  Шахматове. 

  •      Замечательные люди окружали и маленького Сашу Блока.
  •   (Слайд № 11)   Его дед — знаменитый ученый, ботаник Андрей Николаевич Бекетов был для него другом его детских лет.  
  •   (Слайд № 12)    Бабушка Елизавета Григорьевна Бекетова — дочь известного путешественника, исследователя Средней Азии Григория Силыча Корелина. Она была  переводчиком с нескольких языков
Читайте также:  Сочинение на тему детство – это огромный край, откуда приходит каждый

   (Слайд № 13)   Будущий поэт  рос  в  обстановке  всеобщей  любви  и  заботы, но рос вдали от отца. Чувство  безотцовщины  в дальнейшем  скажется на  характере  мальчика  и  на его мировосприятии.  Саша был  замкнут и необщителен. Печать семейной драмы ожила в глубинах его видения мира, и многие темы поздней лирики Блока навеяны неустроенностью, отсутствием твердой опоры в жизни.      

  (Слайд № 14)   Мать Блока второй раз выходит замуж. Её супругом стал офицер лейб-гвардии Гренадерского полка Франц Феликсович Кублицкий-Пиоттух, человек добрый, мягкий. Александра Андреевна надеялась, что отчим сможет в какой-то мере заменить сыну отца. Но никакой душевной близости отчим и пасынок друг к другу не почувствовали.   

  1.    (Слайд № 15)    Блок рано начал писать, ещё в пятилетнем возрасте.    
  2.   Ранние попытки писать обнаруживают только великую нежность Саши к матери, а также его пристрастие к кораблям и кошкам».
  3. (Слайд № 16)   Стих
  4. Жил-был маленький котенок,    
  5. И совсем еще ребенок.
  6. Ну, и этот котя милый
  7. Постоянно был унылый.

Почему? Никто не знал.

Котя это не сказал.

                   (из самых ранних стихов 1885 — 1886 гг.)

    (Слайд № 17)    В 1891 году будущий поэт поступает в петербургскую Введенскую гимназию. Со своими одноклассниками  сходится трудно. Его постоянные увлечения гимназических лет — сценическое искусство, декламация и свой журнал “Вестник”, который Блок “издавал” с 1894 по 1897 год, выпустив 37 номеров.

       3. Университет. Начало творческого пути.

   (Слайд № 18)   Окончив гимназию в 1898 году, Александр Блок поступил на юридический факультет Петербургского университета, однако  в 1901 г. перевёлся на филологический факультет (окончил  в 1906 г.).     

    (Слайд № 19)   Летом 1898 г.в Боблово (имении Менделеевых) Блок познакомился с Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью великого химика Дмитрия Ивановича Менделеева.

Молодые люди полюбили друг друга.   

  (Слайд № 20)    В это же время Блок увлекается философией древнегреческого мыслителя Платона, знакомится с поэзией и философией Владимира Соловьёва, который писал о том, что близится преображение мира Красотой и сошествие на землю Вечной Женственности, Прекрасной Дамы.      

    В.Соловьёв стремился уверить, что Идеал может быть воплощён на земле.

    Под влиянием философии В.Соловьёва Блок воспринимал свою любовь к Менделеевой как возвышенный «мистический роман».  

   СЛОВАРЬ. (Слайд № 21)    Мистика – вера в сверхъестественное, таинственное. Мистика – нечто загадочное, непонятное, необъяснимое.  

  (Слайд № 22)    Блок с живостью откликнулся на идею грандиозного преображения земли, связанную с ожиданием и появлением Вечной Женственности.

Ожидание снисхождения Таинственной Девы выливается в убеждение, что Вечная Женственность сама должна подать и подаёт некие знаки. Таким мистическим знаком, посланным  Вечной Женственностью, и одним из её ликов была признана Любовь Дмитриевна Менделеева.

Она была земным воплощением Вечной Женственности, образом мистической красоты и нравственного совершенства.   

    (Слайд № 23)   Период раннего творчества  Блока — период душевных мучений, терзаний и мистики, в  которых слились воедино:

  • ощущения наступающих перемен, которые несет новый 20  век;
  • неземное чувство любви, испытываемое к  Л.Д. Менделеевой;
  • впечатления от идей философа и поэта  Владимира  Соловьева.
  •      Юный  Блок  был  охвачен  мистическими  настроениями.
  •      Для мистика реальный мир — лишь покров, под которым скрыта загадка.
  • Милый друг, иль ты не видишь,
  • Что все видимое нами —
  • Только отблеск, только тени

От незримого очами …

                      В. Соловьёв

    И, действительно, поэт обретает способность «двойного видения» мира: за планом реальности он видит, или угадывает другой мир. Об этом видении свидетельствует стихотворение, написанное 10 июня 1900г.  

(Слайд № 24)    На небе зарево. Глухая ночь мертва.      

  1.                           Толпятся вкруг меня  лесных  дерев  громада,
  2.                            Но явственно доносится молва
  3.                            Далекого, неведомого града.
  4.                            Ты различишь домов тяжелый  ряд,
  5.                             И башни, и зубцы бойниц  его  суровых,
  6.                             И темные сады за камнями оград,
  7.                             И стены гордые  твердынь  многовековых…
  8. Вопрос:

— В  чем  вы  видите  мистицизм  стихотворения? (за  деревьями  поэт  видит  не  леса,  а  древний  город).

 (Слайд № 25)    С начала 1900 г. Александр Блок сближается с поэтами — символистами Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус в Петербурге, с Валерием Брюсовым и Андреем Белым в Москве.

      В 1903 г. в журнале «Новый Путь», которым руководил Мережковский, состоялся поэтический дебют Блока. Был опубликован его цикл «Из посвящений».

  •       Свой поэтический путь Блок начал как символист.
  •  СЛОВАРЬ: (Слайд № 26)   Символизм  — одно из крупнейших течений в искусстве, характеризующееся стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности.
  •    Главным средством изображения непознанной тайны мира становится символ.
  •    Итак, на смену традиционной поэтике пришла нарочитая эскизность, отрывочность, невнятность.
  •      (Слайд № 27)    В 1903 году Блок женился  на Любови Менделеевой
  •      (Слайд № 28)   Итогом начального периода творчества стала книга «Стихи о Прекрасной Даме»  (1904)
  •       Книга Блока была полна света, радости, любви, ожидания чуда.
  •       Некоторое представление о ней даст нам стихотворение «Ветер принёс издалёка…» (1901)
  •       Мы  приоткроем  завесу  тайны блоковской поэзии, своеобразия лирических интонаций Блока,  кратко  проанализировав это стихотворение.
  • (Слайды № 29)   СТИХ
  • Ветер  принес  издалёка
  • Песни  весенней  намек,
  • Где–то  светло  и  глубоко
  • Неба  открылся  клочок.
  • В  этой  бездонной лазури,
  • В  сумерках  близкой  весны
  • Плакали  зимние  бури,
  • Реяли  звездные  сны.
  • Робко,  темно  и  глубоко
  • Плакали  струны  мои.
  • Ветер  принес  издалёка
  • Звучные  песни  твои.
  • IV. Закрепление нового материала
  1. Анализ стихотворения «Ветер принёс издалёка…» (1901)
  1. (Слайды № 30)  
  2. — Что  вы  можете  сказать  о  характере  этого  стихотворения?
  3. (стихотворение  очень  напевное, мелодичное,  музыкальное)
  4. — Чем  создается  его  музыкальность?  (автор  использует  ассонанс)
  5.  (Слайды № 31)    Ассонанс —  сочетание  гласных  звуков.
  6.    В  этом  стихотворении  каждый  звук  как  бы  ведет  свою  партию:  первые  две  строки – звуки  «и», «о»,  «е»  напоминают  флейту,  в  двух  следующих  звуки  «а»  и  «о» – гобой  и  так  далее.
  7.  Таким образом,  перед нами  целый  оркестр  звуков,  создающий  звучащий  символ  этого  стихотворения.
  8. (Слайды № 30)  
  9. — Попробуйте  определить  настроение  стихотворения. (светлое, таинственное)
  10. — Какими  образами  создается  это  настроение? (настроение  создается звуковыми  и  цветовыми  образами:  плакали  бури; бездонной  лазури
  11. — Какие  слова  указывают  нам  на  таинственность  происходящего? (издалека, намек, где-то, метафора: сумерки  весны,  олицетворения:  ветер  принес,  плакали  бури,  плакали  струны)

— Какое  значение  в  стихотворении  имеют  слова  «весна»,  «весенний»?   (эти  слова  употреблены  в  переносном  значении  и  являются  здесь  символом  пришествия,  рождения  чего-то  нового  чистого,  ясного).

  • (Слайды № 32 — 33)   — Давайте обратимся к учебнику (ЗАЧИТАТЬ стр. 53) 1 – читает учитель, 2 – читают дети
  • (Слайды № 30)  
  • — В  чем  особенности  синтаксиса  стихотворения?  (автор использует  повторы  слов  и  предложений)
  • — Какие  композиционные  особенности  увидели? (кольцевая композиция:  начинается  и  заканчивается  одинаковыми  конструкциями)
  • — Как  вы  думаете,  почему  такая  организация  стихотворения,  с  какой  целью  автор  использует  все  эти  средства? (с  помощью  такой  необычной  организации  стихотворения  автор  передает  свои  чувства,  состояние  души)

— Так  о  чем  же  это  стихотворение? (тему  его  определить  очень  сложно,  нет  конкретных  образов  и  картин,  потому  что  автор  передает  свое  состояние  предчувствия,  ожидания  прихода  в  свою  жизнь  чего-то  нового  и  светлого.  Передать  это  простыми  словами  очень сложно,  поэтому  автор  и  использует  символы  на  различных  уровнях

  1. 2.  Вывод
  2.  Сделаем  выводы
  3. (Слайд № 34)    Основными чертами символистской лирики Блока становятся
  • Музыкальность стиха (ассонанс);
  • Выразительный  ритм;
  • Метафоричность  языка;
  • Возвышенность тематики;
  • Многозначность;
  • Мистическая настроенность;
  • Недосказанность;
  • Расплывчатость образов
  • Символика  образов  и  красок
  1. Заключительное слово учителя  (Слайд № 35)    

       А. Блок своим  творчеством   завершил  поэтические искания  всего  19  века  и  открыл  путь  поэзии  века нового — 20,  таким образом соединив  в  своем  творчестве  русскую  классику  и  новое  искусство. В своем творчестве Александр Блок отразил существенные черты этой бурной, переломной эпохи.

       Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Поэзия эта проникнута острым чувством истории и действительности.

  •      Лирический стиль Блока — не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание элементов самых различных стилей.
  • V. Итог урока  (Слайд № 36)    
  • — Наш рассказ о Блоке я хочу закончить стихотворением  Владимира Лазарева, посвящённым Александру Блоку.
  • Звучи, звучи, живая речь                                   В ноябрь туманный, в тёплый август,

Поэта Александра Блока.                                  И в тяжкий, и в счастливый день.      

Встреч разуму и свету встреч                          …И не отринуть, не отречь  

В порыве мощном и глубоком.                         Строку от Родины и сроков.

  1. Звучи же, вписываясь равно                              Звучи, звучи, живая речь  
  2. В мир городов и деревень,                                 Поэта Александра Блока!  
  3. VI. Домашнее задание
  4. 1) Рассказ о жизни Блока на основе лекции и учебника.
  5. 2) Наизусть стихотворение из цикла “Стихи о Прекрасной Даме”.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/02/20/konspekt-otkrytogo-uroka-po-literature-v-10-klasse-na-temu-a-a

Анализ стихотворения Блока "Ветер далекий навеял" | Инфошкола

«Ветер далекий навеял …» (1901)

В стихотворении отразилось увлечение А.Блока идеалистической философией Платона о существовании, кроме реального, «над реальной», высшего «мира идей» — прекрасного и непознанного, а также русского философа В.Соловьева, который углубил учение Платона соображениями о мистической силе, Мировой Душе (или Вечную Женственность), который спасет человечество.

Стихотворение построено в символическом плане, на противопоставлении двух миров — того, что вокруг, и дальнего, неведомого.

Окружающий мир темный и безрадостный. Душа лирического героя не может найти в нем убежища, стремясь к высоким, неземных идеалов. Как «благую весть» воспринимает он намек о существовании второго мира, где царят только Она (Вечная Женственность) и Красота.

  • Ветер далекий навеял
  • Песни весенней тонн,
  • Где-то на солнце надежды
  • Небо озарилось между крон.
  • (Перевод П. Перебейноса)

Символами высокого мира есть чистое небо, весна, голубая высь, песня. Душа лирического героя открывается навстречу прекрасному, она словно просыпается от тяжелого сна, полного ужасных видений, и стремится осознать незаурядные ценности через прикосновение к «миру идей».

  1. Плыл в синеве незримой
  2. Призрак близкой весны.
  3. Плакали снежные низины,
  4. Неслись звездные сны.

В стихотворении действуют два человека — Он и Она, но это произведение nро любви. «Она» не имеет конкретного лица, это скорее символе той неземной реальности влечет человека, желающего найти! высокий идеал в жизни. «Она» недостижима, как звезда, но стремление к ней придает смысл существованию лирического героя.

Стихотворение полон светлой надежды на преодоление противоречия между двумя, казалось бы, несовместимыми мирами, которые должны объединиться в душе личности.

Первая фраза — «Ветер далекий навеял» — повторяется в конце произведения, придавая ему, кольцевой целостности.

Ветер — не просто явление природы, это | символ сдвигов в сердце лирического героя, это изменения в его душе,: который видит «звездные сны», стремясь преобразования реальности.

В начале стихотворения весенние мелодии еще едва ощутимые, на небе открывается лишь маленький кусочек голубой! возвышенности, но в конце свет становится сильнее, а песни звучат в полный голос.

  • Щемно, как слезы на ресницах,
  • Плакали струны во мне.
  • Ветер далекий навеял
  • Пение твои гласные.

Стихотворение отличается особой мелодичностью. Это своеобразная «музыка в слове», который создается за счет ассонансов, аллитераций, лейтмотивних повторов. Гармоничность формы отражает поиски автором мировой и душевной гармонии.

  1. ***
  2. Ветер принес издалека
  3. Песни весенней намек,
  4. Где-то светло и глубоко
  5. Неба открылся клочок.
  6. В Этой бездонной лазури,
  7. В сумерках близкой весны
  8. Плакали зимние бури,
  9. Реяла звездные сны.
  10. Робко, темно и глубоко
  11. Плакали струны мои.
  12. Ветер принес издалека
  13. Звучные песни твои.
  14. А.Блок
  15. ***
  16. Ветер принес с далекой
  17. Песни весенней течение.
  18. Там, где летает аист
  19. Неба мы видим клин.
  20. В этом бездонном небе
  21. Вместе с приходом весны
  22. Звиялись темнеет бури,
  23. Приснились звездные сны.
  24. Плакали нежно и глубоко
  25. Жалобные струны мои.
  26. Ветер принес с далекой
  27. Пение твои волшебные.
  28. (Перевод рапия Оксаны)
Читайте также:  Сочинение на тему экология стала самым громким словом на земле

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-stixotvoreniya-bloka-veter-dalekij-naveyal/

Анализ стихотворения Блока Ветер принес издалека

Данный стих появился во втором месяце зимы. Начинается он с чувств, предвидений приближающейся весны, свидания с любимым человеком. В то время А. Блок безумно влюблен Л. Д. Менделееву, дочь друга, но их встречи очень редки. Правила этикета не разрешают делать это чаще.

И только с наступлением весны, когда Менделеевы уезжали на дачу, поэт мог находиться рядом с ними.

Весть о том, что скоро придет весна в данной прозе является ветер. Кусок ясного неба, который поэт не созерцает, не ощущает, но полон чувством перемен, желанием увидеть небо, наполненное светом солнца.

Раннее творчество Блока пропитано символизмом. Пессимизм, очень хорошо ощущается на протяжении всего произведения и лишь к концу его чувствуется какой-то просвет, грусть потихоньку развеивается.

Поэт в своем произведении много что хочет рассказать, но противоречивые эмоции не позволяют это сделать. Грусть показывает невозможность раскрыться в своих чувствах. И только несмелые движения он может допустить, чтоб не испугать избранницу свою.

В первой и третьей строке четверостишия рифма женская, во второй и четвертой – мужская. Подобная смена для такого искусного писателя, опять приводит к мысли, что он постоянно думает и о своей любимой женщине. Подобным образом, специально или нет, в мир приходит единение двух любящих сердец.

Бракосочетание Александра Блока и Любови Мендеелевой, состоялась через два года после написания стихотворения, но бедный писатель до последнего момента сомневался в чувствах самой девушки. Ведь они так мало встречались, и так быстро проходили их свидания. В их семье тоже было много горести, но символ любви – весны остался с писателем на всю жизнь.

Данная работа сделана с применением разных приемов выразительности художественного слова, это мы видим на протяжении всего стихотворения.

(2 votes, average: 4.00

Источник: https://soch.biographiya.com/analiz-stixotvoreniya-bloka-veter-prines-izdaleka/

Конспект урока по литературе на тему: А.А. Блок. Слово о поэте. Ветер принёс издалека, О, я хочу безумно жить Своеобразие лирических интонаций Блока

Конспект урока по литературе

на тему: «А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалека…», «О, я хочу безумно жить…»

  • Своеобразие лирических интонаций Блока».
  • Цели урока:
  • — познакомить учащихся с ранним творчеством А.Блока;
  • — показать своеобразие лирики и особенности поэтики Блока;
  • — развивать чувство прекрасного, умение читать стихи, эмоционально на них откликаться;
  • — совершенствовать навыки анализа поэтического текста;
  • — способствовать развитию художественного вкуса подростков;

— воспитывать интерес учащихся к лирике А.Блока.

  1. Ход урока
  2. I.Организационный момент
  3. II. Знакомство с биографией поэта
  4. 1. Вступительное слово учителя

Сегодня вас ждет встреча с одним из самых загадочных поэтов серебряного века А.А.Блоком.

  • Поэтом, который своим творчеством завершил поэтические искания всего 19 века и открыл путь поэзии века нового — 20, таким образом, соединив в своем творчестве русскую классику и новое искусство.
  • 2. Детство и юность
  • 28 ноября 1880 года в Петербурге родился Александр Блок.

Отец поэта, Александр Львович Блок, обрусевший немец. Видный юрист, профессор Варшавского университета.

Мать, Александра Андреевна Бекетова, дочь знаменитого профессора – ботаника Андрея Николаевича Бекетова, ректора Петербургского университета. Переводчица художественной литературы.

Детство и юность А. Блок проводит в доме деда Андрея Николаевича Бекетова и в подмосковном имении Бекетовых— Шахматове. Замечательные люди окружали и маленького Сашу Блока.

Егодед— знаменитый ученый, ботаник Андрей Николаевич Бекетов был для него другом его детских лет.

Будущий поэт рос в обстановке всеобщей любви и заботы, но рос вдали от отца. Чувство безотцовщины в дальнейшем скажется на характере мальчика: Саша был замкнут и необщителен.

Блок рано начал писать, ещё в пятилетнем возрасте.

В1891 году будущий поэт поступает в петербургскуюВведенскую гимназию. Его увлечения гимназических лет —сценическое искусство, декламация и свой журнал “Вестник”, который Блок “издавал” с 1894 по 1897 год, выпустив 37 номеров.

Университет. Начало творческого пути.

Окончив гимназию в 1898 году, Александр Блок поступилна юридический факультет Петербургского университета, однако в1901 г. перевёлся на филологический факультет (окончил в 1906г.).

Летом1898г. Блок познакомился с Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью великого химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Молодые люди полюбили друг друга.

С начала 1900 г. Александр Блок сближается с поэтами – символистами. Свой поэтический путь Блок начал каксимволист.

Символизм— одно из крупнейших течений в искусстве, характеризующееся стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности.

Главным средством изображения непознанной тайны мира становится символ.

В1903 г. в журнале «Новый Путь» был опубликован его цикл «Из посвящений«.

В 1903году Блокженилсяна Любови Менделеевой. Итогом начального периода творчества стала книга «Стихи о Прекрасной Даме» (1904). Книга Блока была полна света, радости, любви, ожидания чуда.

  1. Некоторое представление о ней даст нам стихотворение«Ветер принёс издалёка…» (1901)
  2. III.Анализ стихотворения «Ветер принёс издалёка…»(1901)
  3. История создания – стихотворение относится к раннему периоду творчества Блока, оно написано в 1901 году, когда он уже ухаживал за своей будущей супругой Любовью Менделеевой.

1). Выразительное чтение стихотворения (подготовленным учеником) стр. 73

-Какова тема стихотворения? (природа, весна)

Стихотворения, в которых изображаются картины природы, мы относим к жанру пейзажной лирики. Пейзажная лирика — это описание того, что человек видит вокруг себя. Довольно часто природа в стихах отражает состояние лирического героя. Она то спокойна, то радостна, а иногда наполнена грустьюи переживаниями. Природа сама является олицетворением человеческой души.

– Какое впечатление производит на вас это стихотворение? (рассказ о природе и в то же время о чувствах лирического героя).

  • 2). Чтение стихотворения учащимися
  • Словарная работа
  • Намёк – слабое подобие чего — нибудь
  • Бездонной лазури — очень глубокая лазурь
  • Реять-летать плавно, медленно двигаться в высоте

3). Беседа по содержанию. 

-Каков жанр произведения? (Этолирическое стихотворение – несмотря на пейзажные элементы, поэтические строки служат для того, чтобы передать чувства поэта, испытываемые им эмоции. Этот жанр помогает Блоку выразить то, что мучает его и то, что он хотел бы открыть миру).

Что вы можете сказать о характере этого стихотворения? (стихотворение очень напевное, мелодичное, музыкальное)-Какие приметы, детали говорят о скором приходе весны? 

 -Как влияет приход весны на поэта? (Бодрит, волнует, наполняет жизнью, радует сердце). 

  1. — Попробуйте определить настроение стихотворения (светлое, таинственное)
  2. — Какими образами создается это настроение?(настроение создается звуковыми и цветовыми образами: плакали бури; плакали струны мои; бездонной лазури)
  3. — Какие слова указывают нам на таинственность происходящего?(издалека, намек, где-то, метафора: сумерки весны, олицетворения: ветер принес, плакали бури, плакали струны)

Какое значение в стихотворении имеют слова «весна», «весенний»? (эти слова употреблены в переносном значении и являются здесь символом пришествия, рождения чего-то нового чистого, ясного).

— В чем особенности синтаксиса стихотворения? (автор использует повторы слов и предложений)

— Какие композиционные особенности увидели? (кольцевая композиция: начинается и заканчивается одинаковыми конструкциями замыкающей фразой служит “ветер принес издалека).

— Так о чем же это стихотворение?(Основная тема стиха – это предчувствие весны. Автор передает свое состояние предчувствия, ожидания прихода в свою жизнь чего-то нового и светлого; предчувствие весны, которая несет надежду на встречу с любимой женщиной).

-Какова идея стихотворения? (Основная идея стихотворения – ощущения влюбленного человека, которому еще не позволено выражать свои чувства открыто).

-Лирический герой пережил чувство любви, но теперь остались лишь воспоминания, поэтому автор подбирает слова-символы: песни весенней НАМЕК, ЗВЕЗДНЫЕ СНЫ (мечты, ведь в снах часто люди видят сказку или то, что не может сбыться наяву) .

Лирический герой уже успокоился, забыл, но вдруг нахлынули воспоминания с приходом весны (ветер принес издалека звучные песни твои (когда любишь — душа поет, поэтому звучит).

Назовите художественные средства:1) автор проводит параллели между описанием природы и внутренним миром лирического героя (плакали зимние бури, плакали струны мои, ветер принес издалека песни весенней намек, ветер принес издалека звучные песни твои) . С помощью этого средства автор передает влияние окружающего мира на человека и поднимает проблему гармонии человека с природой.

2) эпитеты (песни весенней, бездонной лазури, близкой весны, зимние бури, звездные сны, звучные песни), с помощью которых автор передает красоту природы и рисует картинку реальной жизни человека.

3) олицетворения (ветер принес, плакали бури, плакали струны), с помощью которых автор оживляет природу, чтобы передать ее сходство с чувствами и эмоциями, присущими лирическому герою.

2. Чтение и анализ стихотворения «О, я хочу безумно жить…»

—Но душа поэта возрождается, и уже в стихотворении, написанном в 1914 году, мы читаем: «О, я хочу безумно жить…». Какое страстное желание заключено в этих строчках? (Жажда жизни)

1). Выразительное чтение стихотворения (подготовленным учеником) стр. 74

-Какова тема стихотворения? (любовь к жизни, роль поэта в обществе и поэтическое творчество;эти темы тесно переплетаются, дополняют друг друга).

2). Чтение стихотворения учащимися

– Какое впечатление производит на вас это стихотворение? (В центре стихотворения лирический герой, который эмоционально выплескивает все, что накопилось в его душе;рассказ о чувствах лирического героя).

-Кто скрывается под образом лирического героя? (под образом лирического героя скрывается поэт, который увековечивает истинные ценности в слове. В последней строфе А. Блок показывает, каким должен быть настоящий поэт: «дитем добра и света», «свободы торжеством»).

  • Словарная работа
  • Безумно – очень сильно
  • Грядущий– следующий во времени, наступающий
  • Угрюмство– невесёлость, суровость

3). Беседа по содержанию. 

-Каков жанр произведения? (Жанр произведения – элегия, так как в нем преобладают философские размышления, кроме того заметна грусть героя: он понимает, что жизнь не вечна).

Элегиялирическое стихотворение, передающее глубоко личные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

Какова композиция стихотворения? (Композиция произведения проста. Оно написано в форме монолога лирического героя, который по смыслу можно разделить на две части: откровение лирического героя о желании жить и надежды на то, что он сможет оставить после себя хорошую память).

Уже первый стих – откровение героя о его «безумной» любви к жизни. Он хочет сделать все то, что может не каждый человек: увековечить сущее, вочеловечить то, что безлично, воплотить мечты. Тяготы жизни совсем не пугают его, хоть и душат. Надежды помогают лирическому герою жить.

Все они обращены к потомкам. Мужчина осторожно мечтает о том, что когда-то какой-то веселый юноша вспомнит о нем добрым словом. А. Блок понимал, что не все его стихотворения жизнерадостные, есть и угрюмые.

Его лирический герой надеется, что потомки поймут: угрюмство – лишь внешняя оболочка, середина же светлая и добрая.

— В чем же высшая цель человека и поэта?

…Всё сущее — увековечить,

Безличное — вочеловечить,

Несбывшееся — воплотить!

— Что это значит? Как вы понимаете эти слова?

  1. («Всё сущее — увековечить»: все существующее в жизни предать памяти;
  2. «безличное — вочеловечить»: найти слова для смутного, доселе непознаваемого, понять скрытые пружины жизни;
  3. «несбывшееся — воплотить»: осуществить мечты, которые пока еще не сбылись).

— Легче ли стала жизнь на земле для лирического героя стихотворения? Найдите соответствующие строки.

(Жизнь на земле — со всей ее обыденностью — тяжела: «Пусть дышит жизни сон тяжелый, /Пусть задыхаюсь в этом сне…»).

— Почему жизнь названа сном? (Жизнь не есть единственная реальность, есть реальность высшая, скрытая, и поэтому жизнь — сон, а подлинная жизнь — в тайном мире.)

— А если жизнь – лишь сон, то имеет ли смысл существования поэта? Как поэт говорит об этом?

  • (Существование поэта имеет смысл, и этот смысл становится ясен из обращения в будущее:
  • Быть может, юноша веселый
  • В грядущем скажет обо мне:
  • Простим угрюмство — разве это
  • Сокрытый двигатель его?
  • Он весь — дитя добра и света,
  • Он весь — свободы торжество!)

-Какова идея стихотворения? (Основная идея стихотворения — человек, не только поэт, должен любить жизнь и жить так, чтобы оставить после себя хороший след).

Назовите средства выразительности:метафоры: ««все сущее увековечить», «пусть душит жизни сон», «дитя добра и света», «он весь свободы торжество». Эпитеты: «сон тяжелый», «юноша веселый».

3. Чтение стихотворения «О, я хочу безумно жить…» несколько раз, отработка правильной интонации, работа над выразительностью.

Вывод:Стихотворения А.Блока передают чувства тревоги, одиночества, тоски, утраты душевного покоя.

Заключительное слово учителя

А. Блок своим творчеством завершил поэтические искания всего 19 века и открыл путь поэзии века нового — 20, таким образом, соединив в своем творчестве русскую классику и новое искусство.

  1. Александр Блок создал особый тип лирической поэзии.
  2. Лирический стиль Блока — не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание элементов самых различных стилей.
  3. IV. Итог урока
  4. V. Домашнее задание
  5. 1) Рассказ о жизни Блока на основе лекции и учебника.
  6. 2) Наизусть стихотворение из цикла “Стихи о Прекрасной Даме” (по выбору)

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/348095-konspekt-uroka-po-literature-na-temu-aa-blok-

Ссылка на основную публикацию