Анализ стихотворения есенина спит ковыль

  • Спит ковыль. Равнина дорогая,
  • И свинцовой свежести полынь.
  • Никакая родина другая
  • Не вольет мне в грудь мою теплынь.
  • Знать, у всех у нас такая участь,
  • И, пожалуй, всякого спроси –
  • Радуясь, свирепствуя и мучаясь,
  • Хорошо живется на Руси.
  • Свет луны, таинственный и длинный,
  • Плачут вербы, шепчут тополя.
  • Но никто под окрик журавлиный
  • Не разлюбит отчие поля.
  • И теперь, когда вот новым светом
  • И моей коснулась жизнь судьбы,
  • Все равно остался я поэтом
  • Золотой бревенчатой избы.
  • По ночам, прижавшись к изголовью,
  • Вижу я, как сильного врага,
  • Как чужая юность брызжет новью
  • На мои поляны и луга.
  • Но и все же, новью той теснимый,
  • Я могу прочувственно пропеть:
  • Дайте мне на родине любимой,
  • Все любя, спокойно умереть!

Есенин гениален прежде всего тем, что создал неповторимо своеобразный, отличный от других образ родного края. Он воспел незамысловатый, чуть грустный, необъятный простор русской земли.

  1. Тема Родины проходит через все его творчество, «страна березового ситца» стала главной любовью его жизни:
  2. Если крикнет рать святая:
  3. «Кинь ты Русь, живи в раю!»
  4. Я скажу: «Не надо рая,
  5. Дайте родину мою.»

Есенина называют деревенским поэтом. Да, в какой-то мере это правомерно: он родился в деревне, с самого раннего детства в его душу вошла тихая красота бескрайних полей, милая простота березок и лип, уходящий в бесконечность «синий плат небес».

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» принадлежит к позднему периоду творчества автора. Уже много дорог пройдено, много слов сказано, он уже не «деревенский» парень, не хулиган, а человек, многое осознавший, несомненно более мудрый, уставший.

Все чаще в его стихах звучит мотив памяти («Ты запой мне ту песню, что прежде…»), попытка осознать пройденный путь («Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…»), и неизменной остается в его стихах Родина, все также горячо любимая и ненавидимая одновременно:

  • Неуютная жидкая лунность
  • И тоска бесконечных равнин,-
  • Вот что видел я в резвую юность,
  • Что, любя, проклинал не один.

Стихотворение «Спит ковыль…» открывается коротким, лаконичным описанием. Одним предложением нарисован образ вечерней степи, когда в сгущающихся сумерках засыпает природа, наполняется «свинцовой тяжестью» полынь.

Инверсия в первом стихе подчеркивает эпитет «дорогая» — так осторожно, плавно вводится мотив любви к родине. Чувствуешь, как дорога лирическому герою эта равнина, олицетворяющая его необъятную Русь.

  1. В третьем и четвертом стихе он утверждает:
  2. Никакая родина другая
  3. Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Перекрестная рифма («дорогая-другая» и «полынь-теплынь») придает строфе мягкое, мелодичное звучание. Необыкновенно точно и органично здесь употреблен глагол «вольет». Именно «вольет теплынь» в душу лирического героя, наполнив неизъяснимым блаженством.

Просторечный оборот («Знать, у всех у нас такая участь») словно включает читателя в диалог с лирическим героем, как будто лирический герой обращается к слушателю, делится с ним своим мнением.

Стоит отметить местоимение «всех»: если в первой строфе двукратное повторение «мне» и «мною» словно настаивает на личных, глубоко интимных переживаниях лирического героя, то во второй строфе звучит мотив обобщения — каждый, кто живет здесь, «радуется», «свирепствует» и «мучается», но все же:

  • Хорошо живется на Руси.
  • Здесь открывается то самое противоречивое, болезненное, мучительное ощущение любви к Родине, которое присуще всем русским и которое на Западе получило название» загадочная русская душа».
  • Далее поэтическая мысль вновь обращена к ночному пейзажу:
  • Свет луны, таинственный и длинный…

Образ луны — один из любимейших образов автора, Есенин создал около 160 своеобразных и необыкновенно поэтичных образов луны (она и «красный теленок», и «жеребенок»). Яркие метафоры («плачут вербы, шепчут тополя») ведут мотив тихой грусти, какой-то светлой печали. И, вторя двум последним стихам второй строфы, поэт вновь утверждает:

  1. …Но никто под окрик журавлиный
  2. Не разлюбит отчие поля.
  3. Двойное отрицание «никто … не разлюбит» словно настаивает на этом.

Четвертая строфа нарушает плавный ход поэтической мысли, меняется общая интонация стихотворения. Надо заметить, что эта строфа автобиографична. В лирическом герое явно узнается сам автор. 25-й год: прошла революция, гражданская война, в расцвете «власть советов».

Есенин совсем неоднозначно воспринял новую Россию, сам себя он назвал «самым яростным попутчиком» своей новой родины.

Всем сердцем желая возрождения отчизны («Но и все же хочу я стальною видеть бедную, нищую Русь!»), он недоверчиво относился ко всему «новому» («все равно останусь я поэтом золотой бревенчатой избы»).

Интересна в четвертой строфе перекрестная рифма: «светом-поэтом», «судьбы-избы». Если присмотреться, то можно уловить подстрочный смысл: поэт-это светоч, певец родных песен; изба-это его деревенская судьба, его неразрывная, глубинная связь с родной землей.

  • Пятая строфа передает интимные ощущения лирического героя, его мучения и страхи:
  • По ночам, прижавшись к изголовью,
  • Вижу я, …
  • В этом «прижавшись» слышится какая-то надрывность, отчаяние.

На фоне «нового света» лирический герой горд тем, что верен своей пусть и отсталой, но самобытной родине. Антитеза «чужая» и «мои» еще более усиливает ощущение, что лирический герой сознательно отделяет себя от «нови» — он другой, он «старый», он не согласен меняться.

Его поляны и луга – это «его» родина, и никто не может и не смеет отнять ее.

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-stixotvoreniya-spit-kovyl-ravnina-dorogaya/

Анализ стихотворения Есенина “Спит ковыль. Равнина дорогая

Среди поэтов первой половины 20 века Сергей Есенин занимает особое место. Не только потому, что его произведения отличает особая образность и чувственность, свойственная творчеству имажинистов.

Все дело в том, что он – один из немногих, кто до конца своей жизни остался верен выбранной тематике и воспевал красоту родного края, считая, что в этом заключается его главное жизненное предназначение.

Неудивительно, что отношение к творчеству Есенина в первой половине прошлого столетия было двояким.

Выходцы из деревень, понимавшие, о чем именно пишет поэт, буквально его боготворили, считая, что никому еще не удавалось в своих стихах так ярко и точно представить сельских быт и восхитительную в своей красоте русскую природу.

Представители интеллигенции же, наоборот, считали творчество Есенина бесполезным и бессмысленным, а его попытки поэтизировать село – пустой тратой времени.

Несмотря на то, что основную часть своей жизни Есенин прожил в Москве, воспоминания о родном селе Константиново он сумел пронести через все свое творчество.

Более того, заграничные путешествия лишь укрепили поэта в мысли, что только в России он может быть по-настоящему счастлив, так как ему понятен и близок шепот березовых рощ и тихий говор кленов.

Именно эту мысль он пытался донести современникам в своих произведениях, считая, что русская природа дает ему силы жить и является одним из самых главных источников его поэтического вдохновения.

В 1925 году, примерно за 6 месяцев до своей трагической гибели, Есенин вновь обращается к теме родного края и создает удивительно лирическое стихотворение “Спит ковыль. Равнина дорогая…” . Это стихотворения можно расценивать как прощание поэта с тем, что для него было особенно дорогим и близким.

В очередной раз автор мысленно обращается к “свинцовой свежести” полыни, плачущим вербам и шепчущим тополям, так знакомым и милым ему с раннего детства.

Автор отмечает, что “никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь”, тем самым, подчеркивая, что он остался совершенно равнодушен к красотам заморских стран.

При этом Есенин отмечает, что ему уже не суждено стать тем босоногим сельским мальчишкой, который когда-то приехал в Москву, чтобы стать знаменитым поэтом. Это время для него безвозвратно утеряно, однако теперь, когда “новым светом” окрашена его жизнь, он все равно остался поэтом “золотой бревенчатой избы”.

При этом автор испытывает сожаление о том, что теперь по любимым лугам и полям бегают совсем другие босоногие мальчишки, у которых в жизни все еще впереди. И им невдомек, что радость от пережитых ощущений останется с ними на долгие годы, став одним из самых ярких и теплых воспоминаний.

Есенину грустно оттого, что он может вернуться в свое прошлое лишь мысленно. Ведь теперь он – известный поэт, который, тем не менее, не может чувствовать себя счастливым под бременем славы. Но, в то же время, и в селе, где прошла его юность, он никому не нужен.

Этот удивительный мир, наполненный ароматами свежескошенных трав и шумом весеннего дождя, потерян для него безвозвратно.

Читайте также:  Пармская обитель - краткое содержание романа стендаля

Двойственность чувств, которые испытывает поэт в последний год своей жизни, очевидна. Он понимает, что в любой момент может быть арестован за то, что весьма скептически относится к советской власти и не желает превозносить ее достижения в своих произведениях.

С другой стороны, Есенин не представляет своей жизни вдали от родины, поэтому отказываться остаться за границей, хотя и понимает, что возвращение в Россию является для него смертным приговором.

На своей жизни поэт действительно поставил крест, поэтому простит лишь об одном: “Дайте мне на родине любимой, все любя, спокойно умереть!”.

Эти слова оказываются пророческими, однако гибель Есенина до сих пор является загадкой для историков и исследователей его творчества, которые убеждены, что поэт не покончил жизнь самоубийством, а стал жертвой политических интриг.

(2 votes, average: 5.00

Источник: https://goldsoch.info/analiz-stixotvoreniya-esenina-spit-kovyl-ravnina-dorogaya/

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая»

Сергей Александрович Есенин — великий русский поэт, чьи произведения знакомы каждому с раннего детства. Его лирика отличается откровенностью, эмоциональностью, напевностью, многие стихи его были переложены на музыку известными композиторами.

Литературный дебют Есенина состоялся в 1916 году с выходом сборника «Радуница». Несмотря на то, что Есенин неожиданно и стремительно ворвался в литературу, он был принят. В его ранних произведениях преобладает тема «малой родины», которая постепенно эволюционирует в тему России.

«Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины — основное в моём творчестве, « — говорил Есенин.

Этой теме посвящены многие стихи: Среди них и «Спит ковыль. Равнина дорогая» Оно было написано в июле 1925 года и опубликовано в газете «Бакинский рабочий» за полгода до смерти поэта. Композиционно это стихотворение состоит из шести строф, каждая из которых четверостишие.

Его можно логически разделить на две части: в первой поэт описывает красоту окружающей природы и говорит о своей любви к родине, во второй — о том, что он несмотря ни на какие перемены, произошедшие в социальной жизни, никогда не изменит этому чувству.

Главная тема стихотворения — глубокая, выстраданная любовь поэта к родному краю. Есенин не представляет своей жизни без бескрайних просторов полей, лугов и лесов. В трудные минуты воспоминания о любимых уголках природы согревают душу и придают силы поэту.

Читая это стихотворение, слышишь голос лирического героя, который пронизан чувством грусти, сожаления. Повествование течёт спокойно и размеренно, он словно сдерживает душевные муки.

Перед моим внутренним взором представилась картина: ночь, залитая лунным светом равнина, насыщенный запах луговых трав.

Стоит тишина, но если прислушаться, то можно услышать, как лёгкий ветерок слегка колышет тонкие травинки и где-то вдалеке раздаётся крик журавля. Есенин описывает дорогие ему уголки окружающей природы: бескрайние просторы родных полей, лесов, лугов.

Стихотворение начинается двумя предложениями, которые вводят нас в мир природы, окружающий лирического героя: Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Слово «дорогая» стоит в сильной позиции, для чего Есенин использует инверсию.

Вводя нас в мир чувственного восприятия природы, автор использует в качестве олицетворения глагол «спит». Это описание позволяет нам ощутить настроение лирического героя.

Наблюдая уголок родного края, у него возникает чувство теплоты и любви к родине: Никакая родина другая Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

Созерцая природу, лирический герой замечает малейшие изменения, происходящие в окружающем: «спит ковыль», «свинцовой свежести полынь». Следующая строфа состоит из двух предложений.

Здесь перед нами предстаёт картина философских размышлений лирического героя, которые в основном передаются путём использования глаголов и деепричастий.

Знать, у всех у нас такая участь. И, пожалуй, всякого спроси — Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живётся на Руси. Лирический герой принимает жизнь такой, как она есть, во всех её проявлениях и противоречиях.

Следующие строки являются связующим компонентом первых двух четверостиший. В первой части окружающий мир, описанный в начале стихотворения, наполняется деталями: Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя.

Вторая часть, — Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля, — Продолжает философские размышления лирического героя на тему отношения к родине. Чем дальше читаешь это стихотворение, тем больше оно нравится.

В последних строфах находит свое развитие философская проблема, поставленная в начале произведения.

Здесь повествуется о серьёзных переменах, произошедших в социальной жизни и мировоззрении людей: И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы Это подтверждается использованием однокоренных слов «новым светом», «новью».

Но эти перемены на истинные чувства лирического героя не повлияли: Всё равно остался я поэтом Золотой бревёнчатой избы. Идеал Есенина — патриархальная, «Голубая» Русь, а не «железная», какой она стала при советской власти.

Лирический герой желает остаться в старом мире, воспринимает все перемены как враждебные: Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга. Лирический герой видит окружающий мир как продолжение себя, и поэтому появление новой жизни воспринимается им как вторжение в личный мир.

Он не принимает изменений, но и не выступает против них, а остаётся в своём прежнем мире: Но и всё же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть: Дайте мне на родине любимой, Всё любя, спокойно умереть! Есенин, возможно, предчувствуя свою гибель, пишет эти пророческие строчки.

Не случайно слова «пропеть» и «умереть» рифмуются в этой строфе. Поэт мечтает оставить после себя достойную своей родины песню, чтобы живущие после него ощутили притягательную силу родных мест.

Отдав таким образом дань родине, поэт считает свою миссию выполненной. Стихотворение звучит очень выразительно и музыкально.

Этому способствует аллитерация звуков «в», «н», «с», «т» («ковыль», «равнина», «луны», «таинственный», «теснимый») и ассонанс гласных «о», «и» («равнина», «полынь», «окрик», «изголовью»).

Есенин не понимал советскую власть, он воспринял «новый свет» как нечто враждебное, он до конца своих дней остался поэтом золотой бревёнчатой избы, его идеал — патриархальная Русь.

Значение стихотворения в поэзии, На мой взгляд, стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая» можно отнести к лучшим произведениям Есенина.

Оно привлекло меня своей искренней большой любовью к окружающему миру, к родной природе.

Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки.

Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный «свет луны», противостоит «новый свет», скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии.

И в противоположность ему звучит признание лирического героя есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу.

Особенно значим у поэта эпитет «золотой»: «Все равно останусь я поэтом — Золотой бревенчатой избы». Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С. Есенина, но обычно он связан с цветовым понятием: золотой — то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: «роща золотая», «золотою лягушкой луна».

В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией.

Читайте также:  Ирбис (снежный барс) - сообщение доклад про редкое животное

Деревенская изба — это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С.

Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора. Таким образом, тема родины в поэзии С.

Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции.

Источник: https://historylib.net/analiz-stixotvoreniya-sergeya-esenina-spit-kovyl-ravnina-dorogaya/

Анализ стихотворения С. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…» — по русскому языку и литературе

«Моя лирика живёт одной большой любовью к Родине», — утверждал Сергей Есенин. Тема родины — основная в творчестве поэта.

Есенин — выходец из крестьянской семьи, он родился и долгое время жил в деревне, поэтому родина для него — это прежде всего природа.

Тем не менее Октябрьская революция, будучи одним из самых значительных событий в истории России, тоже нашла отражение во многих произведениях Есенина.

В июле 1925 года, за полгода до самоубийства поэта, было написано стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (по первой строчке), в котором, на мой взгляд, Есенин, помимо чувства любви к родине, выражает свое отношение к изменениям, произошедшим в России.

Произведение можно отнести к философской лирике (основная тема — тема Родины, наряду с темами перемен, судьбы, жизни и смерти), хотя в нем есть и пейзажные зарисовки, помогающие автору передать отношение к родине, которая, как известно, ассоциировалась у Есенина именно с природой.

Стихотворение состоит из шести строф (каждая представляет собой одно-два отдельных предложения), его можно условно разделить на две части.

В первой (первые три строфы) автор пишет о переменах, произошедших в России, во второй же появляется “я” лирического героя (здесь, очевидно, им является сам Есенин), затрагиваются более личные темы.

Начинается стихотворение с пейзажной зарисовки:

Спит ковыль.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Слышится ассонанс на [а], который в сочетании с пятистопным хореем (а также перекрестной рифмовкой и чередованием мужской и женской рифм) создает размеренное, спокойное звучание, настраивает читателя на размышления о родине. Есенин использует олицетворение «спит ковыль», эпитет «равнина дорогая».

Но наиболее интересным приемом в этих строках я считаю метафору «свинцовая свежесть полыни». Полынь, которая широко распространена в России, как известно, растение горькое, да и не самое красивое, при этом она полезна и широко используется в народной медицине.

Поэтому даже горечь полыни — это неотъемлемая часть цельного образа родины для поэта. Эпитет «свинцовая свежесть» может также отсылать нас к кровопролитной Октябрьской революции. Стихотворение было написано через 8 лет после нее, поэтому воспоминания о ней — и не самые хорошие — все еще свежи.

Мы знаем, что Есенин так и не смог до конца принять революцию, но его любовь к родине это не ослабило. «Никакая родина другая // Не вольёт мне в грудь мою теплынь», — пишет поэт. Оксюморон «родина другая» (как известно, родину не выбирают) подчеркивает непринятие Есениным революции.

Вероятно, поэт описывает пейзаж села Константиново, где он родился, где ничего не поменялось и которое напоминает ему “ту самую” Россию из его детства. Разговорное слово «теплынь» также отсылает нас к русским деревням.

«Знать, у всех у нас такая участь…», — пишет Есенин. Кто такие «мы»? Возможно, все бывшие крестьяне. «И, пожалуй, каждого спроси — … хорошо живётся на Руси» — поэт отсылает нас к Некрасову с его поисками счастливых русских людей.

Ряд однородных членов «радуясь, свирепствуя и мучась», я считаю, можно назвать градацией, потому что здесь слова “радоваться” и “свирепствовать” не выступают в роли антонимов, они называют чувства, которые неотъемлемы от нашей жизни, какими бы они ни были: положительными или отрицательными.

Третью строфу стихотворения Есенин начинает описанием типичного пейзажа России: “Свет луны, таинственный и длинный, // Плачут вербы, шепчут тополя”. Используется олицетворение. Природа для поэта будто живая, это еще раз подчеркивает его любовь к родной земле.

С третьей строки начинается новое предложение с союзом “но”, при этом я не вижу явного противопоставления двух предложений строфы. Вероятно, Есенин опускает слова (строки) о переменах, произошедших в России, и дает читателю возможность задуматься.

Противопоставляются скорее “окрик журавлиный” (метафора, символизирующая перемены) и “отчие поля” (природа) — поэт разделяет красоту родного края и социально-политические процессы.

Образ “я” лирического героя появляется в четвертой строфе. Затрагивается тема судьбы.

Поэт говорит об изменениях, произошедших в его жизни: несмотря на то что он — бывший крестьянин — стал известным на всю Россию поэтом (“новым светом… коснулась жизнь судьбы”), он не забывает, с чего все началось.

“Золотая бревенчатая изба” — символ родины для Есенина. Эпитет “золотая” может символизировать как цвет избы, так и вечность этого образа.

Если в первой—четвертой строфах художественное время было абстрактным, то в пятой оно становится более конкретным: “по ночам”. Ночь обычно ассоциируется у нас с самыми сокровенными, тайными мыслями, с нашими страхами и волнениями. Опять же, Есенин затрагивает тему перемен в России, боится, что он потеряет свою родину, что она изменится до неузнаваемости.

Возможно, здесь также затрагивается тема жизни и смерти (не стоит забывать, что написано стихотворение за полгода до самоубийства). Есенин предчувствовал свою смерть, и, несмотря на то что ему самому на момент написания стихотворения не было и тридцати, он пишет о “чужой юности”, будто подразумевая, что ему самому осталось недолго.

Есенин называет “поляны и луга” своими и ревностно пишет о том, как они будут принадлежать (а может, уже принадлежат) кому-то более юному (“сильному врагу” — метафора): возможно, поэт говорит просто-напросто о следующем поколении, а возможно, и о большевиках.

Глагол “брызжет” — один из немногих в стихотворении, который обозначает активное действие, а не состояние; большинство остальных глаголов описывают либо природные явления, либо душевное состояние лирического героя — в стихотворении нет сюжета как такового.

Мне кажется, что Есенин неспроста использовал слово “новь” (причем дважды), — оно рифмуется со словом “кровь”; возможно, это тоже напоминание об ужасах Октябрьской революции. Используется аллитерация на [ж], придающая звучанию напряженность:

  • По ночам, прижавшись к изголовью,
  • Вижу я, как сильного врага,
  • Как чужая юность брызжет новью
  • На мои поляны и луга.

Последняя строфа выступает в роли заключения. Есенин еще раз утверждает, что “новь” его теснит, ему нравится та Россия, какой она была в его детстве. При этом он может “прочувственно” (неологизм) пропеть” — поэт не прекращает писать о родине, потому что он все еще ее любит, несмотря ни на что.

Снова затрагивается тема жизни и смерти: Есенин просит дать ему “спокойно умереть”. Как известно, в последний год жизни поэту пришлось лечиться от алкоголизма и депрессии в клинике (по инициативе Софии Толстой), к нему была приставлена охрана — вряд ли он был счастлив. Похоже, Есенин действительно хотел умереть — но только на родине.

Поэт с целью усиления использует совсем рядом однокоренные слова “любимой” и “любя”, чтобы, опять же, подчеркнуть свое отношение к родине.

Читайте также:  Петербургские повести - краткое содержание гоголя

Таким образом, Россия, в частности, “золотая бревенчатая изба” (символ малой Росии, деревень) — это то место, с которым поэт хочет себя ассоциировать, где он хочет жить и где хочет умереть (в этом, мне кажется, заключается идея стихотворения).

Тем не менее те перемены, которые произошли на глазах поэта (когда произошла революция, Есенину было 22), непонятны и, может быть, даже неприятны ему, поэтому родина стала для него противоречивым местом. Вероятно, поэт предчувствовал, что “изба” скоро перестанет быть символом России, а может, даже перестанет существовать, и не хотел этого застать, поэтому и совершил самоубийство.

  1. В наши дни произведение Есенина звучит актуально. Мне при чтении вспомнились строки из стихотворения Кушнера:
  2. Времена не выбирают,
  3. В них живут и умирают.

Есенин, несмотря на то что не принял Октябрьскую революцию, не уехал из России. Родина — это то место, где человек вырос, где он сказал первое слово, где учился читать и писать. Нельзя не быть благодарным за это, нельзя отрекаться от родины.

Мне, если честно, трудно представить, каково было жить в России во времена Есенина; думаю, было действительно трудно, ведь социалистическая революция — это то, что принять чрезвычайно тяжело.

Сегодня же идея стихотворения кажется вполне реальной, потому что любой человек может реализовать себя, если у него есть желание.

Полезный материал по теме:

Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/analiz-stihotvoreniya-s-esenina-spit-kovyly-ravnina-dorogaya-

Анализ стихотворения Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая»

С.А.Есенин известен как истинно русский поэт. Эта истинность заключается в той бесконечной любви к родной земле, которой пронизано все его творчество. Так, как любил Русь Есенин – искренне, нежно, горячо и неистово – могут любить немногие. Свидетельством этому является его стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая», главная тема которого – любовь к Родине.

Стихотворение было написано в июле 1925 года и опубликовано за полгода до смерти поэта. Оно стало итогом философских размышлений С.А.

Есенина на тему того, принимает ли он новый социально-политический строй – советскую Россию, новую экономическую модель – индустриализированную Россию, новый уклад быта и новую модель общества.

Ответ содержится в самом стихотворении: все новое, что появилось в России, поэту враждебно, но он готов ее любить и такую.

В жанровом отношении это стихотворение относится к общественно-политической лирике и не имеет сюжета, а содержит мысли и переживания самого поэта – лирического героя стихотворения о судьбах его Родины.

Практические все шесть строф стиха построены по принципу антагонизма: в первых двух строках дается некое утверждение, а в оставшихся – мнение автора по этому поводу. При этом в большинстве случаев авторская позиция доносится через отрицание и противопоставление.

Примером этому могут служить его слова: «никакая родина другая», «но никто», «все равно остался я», «но и все же».

Вводные слова «знать», «пожалуй» отражают внутренний диалог лирического героя, терзаемого противоречиями. На эту же идею работает постоянно встречающаяся инверсия: «равнина дорогая», «окрик журавлиный», «свет луны таинственный и длинный», «родине любимой».

Антагонизмом, противоречиями проникнуто все стихотворение. Так, свежесть полыни – свинцовая, а на Руси, даже если в ней радуются, свирепствуют и мучаются, все равно жить хорошо. Этот антагонизм работает на идею стихотворения: автору не нравится новая Родина, он остался поэтом «золотой бревёнчатой избы», но он все равно ее любит и хочет здесь «спокойно умереть».

Стихотворение написано пятистопным хореем, при этом первая стопа чаще всего бывает безударной, а пятая – усеченной. Рифма – перекрестная.

Поэт настолько любит Родину, что она для него – живая. Это подтверждают многочисленные олицетворения: «плачут вербы», «шепчут тополя», «спит ковыль».

Насыщенность эпитетами («сильный враг», «золотая бревенчатая изба», «чужая юность») говорит о глубине чувств поэта. В то же время аллитерация звуков (например ,«в», «р,» «л» («ковыль», «теплынь», «другая», «грудь») и постоянный ассонанс гласных (например, «и» («теснимый» – «родине любимой»), «у» «луны» – «журавлиный») создает особую напевную мелодику стиха.

Рифмуя в последней строке слова «пропеть» и «умереть», поэт, видимо, предчувствовал скорую смерть и писал это стихотворение как завещание о том, как нужно любить свою Родину.

Источник: https://school-essay.ru/stixotvorenie-esenina-spit-kovyl-ravnina-dorogaya.html

“Спит ковыль. Равнина дорогая…” анализ стихотворения Есенина

Свободно и легко рассказывает о своей любви к Родине, борьбе старого и нового миров, грусти и щемящей тоске Сергей Есенин в стихотворении “Спит ковыль. Равнина дорогая…” Поэт делится с читателями мыслями, рассказывает о своих чувствах, подчеркивает единение с народом.

Стихотворение лирическое, в нем автор и лирический герой едины. Используются в произведении символы, экспрессивные обороты, яркие определения, характерные для Имажинизма.

Стихотворение было написано и опубликовано в 1925-м году. Тогда Сергей Есенин подводил некие

итоги своей жизни, много размышлял об историческом процессе в стране, что и нашло отражение в данном произведении.

Композиция, сюжет и тема стихотворения “Спит ковыль. Равнина дорогая…”

Главными темами стихотворения стали любовь к родной земле, перемены, происходящие в стране. Поэт с сомнением говорит о перестройке государства, но подчеркивает, что его любовь к Родине не может уменьшиться из-за исторических перемен.

Явного событийного сюжета в стихотворении нет, однако определенная последовательность размышлений, логичность повествования прослеживается четко. Просто сюжет здесь лежит в области

мыслей и чувств. В первой строфе поэт рассказывает о сне ковыля, полыни, равнины. Он отмечает, что у него не может быть другой Родины, которая так грела бы его грудь. Затем поэт говорит, что участь у россиян действительно непростая, но каждый все равно ответит, что ему хорошо живется на Руси.

Радость, мучения и гнев – все это есть, но даже самые тяжелые испытания не уменьшают любви к родной земле.

В третьей строфе читатели видят, что много впереди неизвестного, возможно, опасного. Тополя шепчутся, вербы плачут. Но Русь никто не разлюбит. В четвертой строфе Есенин пишет о “новом свете”, но отмечает, что он все равно остался поэтом “золотой бревенчатой избы”. Автор рассказывает читателям о сомнениях, страхе перед переменами.

Заканчивается стихотворение просьбой, обращенной к тем, кто несет неизведанное новое. Поэт хотел бы спокойно умереть, но только на родной земле.

Композиция кольцевая, поскольку в начале и конце произведения поэт делает одно и то же заключение: у него только одна Родина, любовь к ней неизменна.

Стихотворение написано Хореем. Рифма перекрестная. В произведении шесть строф.

Художественные средства

В стихотворении “Спит ковыль. Равнина дорогая…” Сергей Есенин использует яркие символы, образы, олицетворения, антитезу, красочные прилагательные. Экспрессивный стиль, легкий слог и логичность повествования позволяют отлично воспринимать произведение, полное сложных сравнений и противопоставлений, завуалированных размышлений об исторической ломке в стране.

Читатель сразу видит Олицетворение “спит ковыль”. Природа у Есенина выступает как одушевленное существо. Полынь имеет “свинцовую тяжесть”. Это определение сразу уводит читателя в область эмоций, предчувствий.

Здесь мы ощущаем опасность, нечто неизведанное, что ожидает впереди. Сама Родина у Есенина тоже одушевлена: она “вливает” в грудь поэта “теплынь”. Далее используется смысловая Антитеза, экспрессивная лексика: “…радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси”. Определения у поэта яркие, запоминающиеся.

Свет луны “длинный”, “таинственный”, изба “золотая”. Тополя и вербы тоже олицетворены. Они “шепчут”, “плачут”.

Полная перестройка государства именуется здесь “новым светом”.

Символика тоже использована в произведении. Поэт говорит о людях, которые строят новый мир: “чужая юность брызжет новью”. Здесь читатели сразу поймут, что речь идет о кровопролитной борьбе.

Поэт завершает стихотворение строками о том, что он может “прочувствованно пропеть” о своей любви к родной земле, попросить дать ему умереть на ней спокойно.

Стихотворение Сергея Есенина написано ярко, оригинально, оно полно символов, раскрывает перед читателями Проблему исторического перелома.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/spit-kovyl-ravnina-dorogaya-analiz-stixotvoreniya-esenina/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]