Анализ стихотворения мы теперь уходим понемногу есенина

Анализ стихотворения Мы теперь уходим понемногу ЕсенинаАнализ стихотворения Мы теперь уходим понемногу Есенина
Анализ стихотворения Мы теперь уходим понемногу Есенина

История написания

Произведение увидело свет в период становления советской власти. Есенин был глубоко разочарован происходящим, он категорически не принимал новую власть большевиков. В произведениях этого периода четко просматривается душевное одиночество, трагическая обреченность, однако он стремится найти себя в новом мире, изменившем тысячи судеб.

Анализ стихотворения Мы теперь уходим понемногу Есенина

В этот же период душевных переживаний Есенин получает известие о внезапной смерти своего хорошего знакомого, поэта Александра Ширяевца. Причиной его быстрой и неожиданной кончины было заболевание менингитом. Молодому поэту было всего 37 лет.

Они не были закадычными друзьями, но их объединяло общее восприятие действительности. Эта новость потрясла поэта. Все свои переживания он вложил в стихотворение. Как бы подводя итог, Есенин обращается к родной земле, любимым местам, переосмысливая свою жизнь.

Стихотворение похоже на эпитафию, напоминание о неизбежности смерти.

Стих написан под впечатлением трагедии. Это настолько потрясло Есенина, что он сделал вывод о своем предстоящем уходе: «Может быть, и скоро мне в дорогу».

Тема стихотворения

В стихотворении затронуты несколько проблем. Тема жизни и смерти пронизывает все произведение. Также в стихотворении вспоминается прошлое, полученный опыт, утраченные чувства. Поэт понимает, что очень любит свое прошлое, ему дороги его пережитые чувства:

  • «Слишком я любил …»;
  • «Счастлив тем, что …».

Чувство ностальгии, жизнелюбия, любви к родной земле вложено в слова:

  • «Мир осинам, что …»;
  • «Милые березовые рощи…».

Анализ стихотворения Мы теперь уходим понемногу Есенина

Автор проводит параллель между жизнью и смертью, противопоставляет их: «Знаю я, что в той стране не будет…», свой страх не пытается скрывать: «Перед этим сонмом…».

За несколько лет до трагических событий в гостинице «Англетер» у Сергея Есенина были предчувствия своей гибели. Это легко можно заметить в стихах того периода, они наполнены чувством неизбежности и грусти.

А с середины 1923 года тема приближающейся смерти постоянно появлялась в его произведениях. Литератору приходит осознание, что молодость прошла, а все лучшее осталось позади.

Будущее видится ему смутным, не обещающим ничего хорошего.

Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» Есенина, анализ которого интересно сделать в наше время, наполнено чувством пессимизма.

Читателю становится понятно, что поэт прописывает свою жизнь, подводит итоги и готовится к близкому окончанию земного пути, хотя прямо речь об этом не идет. Он трогательно прощается с милыми сердцу местами: «Милые березовые рощи…».

Анализ произведения

Автор подчеркивает, как в прошлой удачной жизни был вполне счастливым, несмотря на обстоятельства: «И на этой на земле угрюмой…». Читатель может заметить, что в стихотворении автор говорит о себе в прошедшем времени, не пытается остановить события, не цепляется за жизнь. Только нотки глубокой тоски слышатся во всем произведении.

Поэт пытается представить картину после окончания жизни: «Знаю я, что не цветут там чащи». Такое представление не приносит ему утешения.

Поэт и драматург Александр Ширяевец уже оказался по ту сторону жизни, этот факт приводит Есенина в состояние паники и страха.

Он уже чувствует и понимает, что смерть неизбежна, что времени у него не так уж и много, он уже стоит у финальной черты. Поэтому начинает относиться к каждому моменту жизни с особым трепетом и смыслом.

Он уверен, что там нет ничего, кроме пустоты, холода и мрака.

Анализ стихотворения Мы теперь уходим понемногу Есенина

Выходец из простого народа, Сергей Есенин очень любит русскую природу с ее березовыми и осиновыми рощами, соловьиными трелями, полями и реками.

Он любит людей, которые окружают его, сожалеет, что не придется встретить их: «Оттого и дороги мне люди…». Этими словами поэт прощается с друзьями и своей жизнью.

Его сознание не принимает понятие вечности и бессмертия души, от этого ему становится особенно грустно.

Композиция стиха

Стихотворение по размеру небольшое, в нем всего семь строф. Однако по содержанию оно включает несколько частей, отличающихся по настроению. Начинается произведение размышлением, что смерть — явление неминуемое для каждого человека.

Рано или поздно люди уходят «в ту страну, где тишь и благодать». В другой части видна его любовь к жизни, родному краю, людям. Он предается воспоминаниям.

Затем появляется чувство страха перед неизбежностью и скорой смертью. Чувство грусти достигает своего высшего предела и неожиданно сменяется надеждой. Автор показывает свою привязанность и любовь к жизни дорогим его сердцу людям.

Жанр произведения

Стихотворение, в котором сочетается множество настроений, сложно отнести к какому-либо конкретному жанру. В нем переплетаются философия и лирика, а напевное и плавное звучание позволяет назвать его балладой.

Соблюдается перекрестный способ рифмовки, в котором первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой (АВАВ).

Приемы выразительности

Анализ стихотворения Мы теперь уходим понемногу Есенина

Автор применяет в написании красивые метафоры: «нив, златящихся во мгле», «…лебяжьей шеей рожь», «цветут там чащи». Прием олицетворения используется для описания родных уголков природы, столь любимых поэтом: «…осинам, что… загляделись в розовую водь». В стихотворении встречаются эпитеты: «бренные пожитки», «на земле угрюмой». В приеме аллитерации шипящие звуки, повторяясь, передают шелест ржаных колосьев: «…лебяжьей шеей рожь».

Автор применяет всевозможные приемы выразительности для передачи настроения лирического человека, которого переполняет тоска по прошлому, страх перед неизбежностью, отсутствие будущего. И это ему удается. Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу», анализ которого оставляет неизгладимое впечатление, наполняет сердце тихой грустью.

Еще материалы по творчеству Сергея Есенина:

Источник: https://nauka.club/literatura/analiz-stikhotvoreniy/my-teper-ukhodim-ponemnogu.html

«Мы теперь уходим понемногу…»: о восприятии, смыслах и оценке есенинского шедевра

Меню статьи:

Трагичность жизни, смерть – это проблема, которая издавна волнует человеческие умы. Есенин тоже задумывался о конечности жизни. Эти размышления вылились в произведение под названием «Мы теперь уходим понемногу…».

Люди, однако, боятся называть вещи своими именами. Суеверия приучили людей, что это может привлечь беду. Поэтому язык породил множество идиом и фразеологизмов для обозначения конечности человека, смертности.

Это произведение – одна сплошная метафора неотвратимости конца.

Анализ стихотворения Мы теперь уходим понемногу Есенина

Произведение родилось в 1924-м. Есенин переживает кризис мировоззрения. Окружающая действительность разочаровывает писателя, приносит поэту боль.

Литератор не желает примириться с советской властью, одержавшей победу. Есенин мучается от душевного одиночества. Психологические страдания толкают писателя думать об обреченности, о безысходности.

Есенин – трагическая личность, которая не может прижиться в постоянно меняющемся мире.

Об истории создания произведения

Текст родился из-за очень грустного повода: умер поэт Александр Ширяевцев. Есенинское творение пронизывает грусть, философская атмосфера размышлений о жизни. Покойный поэт и Есенин познакомились сначала заочно – читая произведения друг друга и сочиняя письма.

В 1921-м литераторы встретились лично. После встречи писатели продолжили общаться. Их роднил общий образ мыслей и мировоззрение. Однако Есенин не называл Ширяевцева своим лучшим другом. Внезапная кончина молодого человека, между тем, потрясла писателя.

Ширяевцева загнала в могилу смертельная болезнь.

Смерть товарища вынудила Есенина пересмотреть взгляды на мир. Литератор поддает сомнению опыт собственной жизни. Поэт переосмыслил прошлое, пережитое.

Таким образом, безвременная кончина коллеги по литературному цеху толкнула Есенина на написание этого произведения. В рукописной версии теста значилось, что стих посвящается «ровесникам».

Грустный повод оправдывает отстраненную, печальную атмосферу произведения. Есенинское творение похоже на эпитафию: чистое, светлое напоминание о смерти.

О тематике есенинского творения

В своем шедевре русский поэт затрагивает несколько тем:

  • Жизнь и смерть;
  • Прошлое, пережитый опыт;
  • Воспоминания о былых чувствах;
  • Размышления о радостях жизни и счастье;
  • Любовь к жизни;
  • Ностальгия;
  • Трепетное отношение к памяти;
  • Переживания о смерти;
  • Страх, ужас перед неизбежной кончиной;
  • Призыв жить здесь и сейчас.

О жанровой и композиционной специфике произведения

Текст относится к лирико-философскому жанру. Когда читаешь произведение вслух, вспоминается песня. Эта особенность связана с тем, что автор пользовался пятистопным хореем, включал в текст безударные стопы. Присутствие такого приема в каждом рядке порождает напевное, плавное звучание стиха.

Анализ стихотворения Мы теперь уходим понемногу Есенина

Произведение включает семь строф. Текст делится также на условные части. Во-первых, писатель иносказательно делает введение к своему повествованию. Во-вторых, поэт размышляет о неизбежности смерти.

Наконец, в-третьих, Есенин призывает любить и ценить каждый момент жизни, возвращаться к воспоминаниям. Литератор пересматривает взгляды на жизнь, подводя черту под анализом внутренних переживаний.

Композиционные детали стиха

Композиция произведения тоже характеризуется плавностью. Первая строфа содержит вступление, которое намекает читателям на мотив написания стиха:

Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать. Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать…

Местоимение «мы» обобщает всех людей, равняя их, ведь все люди смертные. Есенин говорит, что смерть – это то, что объединяет и уже мертвых людей, и ныне живущих личностей.

Вторая строфа содержит множество обращений-восклицаний. Этот прием, который часто встречается в балладах, делает произведение более эмоциональным:

Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящим

Я не в силах скрыть своей тоски…

Вторая половина произведения пестрит анафорами, которые подчеркивают лиризм текста. Есенин создает эффект песни, спетой под гитару. Не удивительно, что произведение почти сразу же после публикации положили на музыку.

Стихотворение  Николая Рубцова “Родная деревня” – с первого слова – приоткрывает завесу над смыслами, которые писатель заложил в ядро своего текста. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Следующая часть повествования посвящается размышлениям о собственной жизни. Писатель говорит, как сильно любит жизнь. Третья строфа продолжает логику предыдущей части. Здесь развивается тема о красоте земли. Писатель эмоционально, страстно обращается к неживым предметам. Так автор выражает тоску, грусть, печаль, ведь однажды придется покидать этот мир:

Слишком я любил на этом свете Все, что душу облекает в плоть. Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь…

Философский характер текста

Есенин будто размышляет вслух, откровенно облекая свои мысли в текст. В целом, произведение носит задумчивый, философский характер. Почему люди так дорожат жизнью? Почему нам так тяжело прощаться с этим миром? Автор прямо не задает эти вопросы, но дает на них ответы.

Читайте также:  Дон карлос - краткое содержание оперы верди

Анализ стихотворения Мы теперь уходим понемногу Есенина

Люди ощущают счастье уже оттого, что дышат и живут. Тяжесть жизни не умаляет значения дара, которым Бог наградил человека: дара бытия. Писатель перечисляет радости, которые ощущал в жизни:

Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил, И на этой на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил. Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве, И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове…

Воспоминания об этих радостях снова возвращают поэта к счастливым минутам. Есенин обретает себя – свою истинную натуру, еще не испорченную богемной средой и попойками. Пятая строфа очень простая, она выбивается из возвышенной атмосферы произведения. Есенин не пишет заумных, сложных текстов, все его творения идут от души, выливаясь прямо в тетрадь.

Скорбные размышления поэта

Произведение словно разделилось на две части. Одна часть посвящается воспоминаниям про счастливые времена. Литератор говорит о радостных минутах, о прекрасных моментах жизни. Автор считает, что радость приносят простые вещи.

Другая часть насыщена философскими отступлениями, мыслями о загробном существовании, о смерти. Писатель намекает, что какой бы длинной ни была жизнь, ее все равно окажется мало.

Автору жаль, ведь он столько не успеет пережить, почувствовать, попробовать:

Знаю я, что не цветут там чащи, Не звенит лебяжьей шеей рожь. Оттого пред сонмом уходящим

Я всегда испытываю дрожь…

Текст полнится замечательными метафорами: «цветут чащи», «златятся нивы», «звенит лебяжьей шеей рожь» и т. д. Эти фразы отражают грусть поэта, ведь однажды придет день смерти.

Предпоследняя строфа замыкает композицию произведения в кольцо. Слова о «сонме уходящих» напоминают начало стиха. Эти мысли вгоняют автора в дрожь, заставляют ощущать тоску.

В этой части текста эмоциональный заряд достигает своего апогея. Есенин придает стиху настроение обреченности.

Любовь к жизни

Между тем, есенинское творение не выражает одну лишь скорбь. Сквозь тоскливые, жалостливые нотки чувствуется любовь к жизни. Писатель перечисляет вещи, которые ему дороги, людей, которых он любит.

Стихотворение Сергея Есенина «Гой ты, Русь, моя родная» увидело свет в начале первой мировой войны.  Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения, которое пронизано особенными образами природы, родины и веры.

Грусть неизбежной кончины воплощается в гимне жизни. Есенин призывает любить и ценить каждое мгновение жизни. Последней строфой выражается и кульминационная часть, и заключение.

Эти строки поднимают читателей от печального настроения к надеждам на светлое грядущее. Прощальный есенинский совет придает произведению светлый флер, лишает текст уныния.

Но писатель таким приемом все же напоминает людям о неизбежности конца:

Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле. Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

О средствах выразительности и размере произведения

Для создания этого текста писатель использовал хорей. Автор прибегает к точной рифме: «пески» рифмуются со словом «тоски», «сложил», соответственно, рифмуется с «жил». Но порой в произведении встречается и неточная рифма: слово «чащи» писатель рифмует с «уходящим», а слово «свете» – с «ветви». Есенин использовал перекрестную рифмовку.

Есенин мастерски прибегает к различным приемам и средствам выразительности. Выше мы приводили примеры использованных метафор. Этот прием отличается тонкостью и возвышенностью. Кроме метафор, по тексту встречаются олицетворения: «…осинам, что… загляделись в розовую водь».

Анализ стихотворения Мы теперь уходим понемногу Есенина

Есенин пользуется также эпитетами: «розовую водь», «на земле угрюмой», «бренные пожитки». Аллитерация – популярный прием, который наблюдается чуть ли не в каждом рядке текста.

Писатель часто делает акцент на шипящих звуках. В начале произведения читатель встретит ассонанс звука «у». Такой прием позволяет автору придать тексту печальное настроение.

Писатель чувствует скоротечность жизни, силится найти нравственную опору для существования.

Человеческая жизнь и природа

Животный мир относится к смерти иначе, чем мир людей. Природа компенсирует кончину одного существа рождением другого создания. Это называется продолжением рода. Естественный ход человеческой жизни тоже включает рождение потомства. Однако духовный аспект жизни человека не удовлетворяется обычным физическим продолжением себя в наследниках.

Писатель более пессимистично изображает смерть. Кончина носит неотвратимый характер, жизнь предстает перед людьми хрупкой и короткой. Человек рождается, живет, развивается. Но итог жизни всегда один – смерть. Роковой конец неизбежен.

Народная традиция гласит, что перед смертью необходимо попрощаться. Мотив прощания воплощается второй строфой есенинского текста. Автор пронзительно и тревожно обращается к читателям. Есенин пытается разгадать загадку собственных страданий, внутренних терзаний и тягостных чувств.

Эти усилия приводят поэта к ощущению духовного единства с природой.

Роль памяти в круговороте жизни

Еще один повторяющийся мотив есенинского шедевра – память, воспоминания. Смерть принесла в культуру традицию вспоминать жизнь перед уходом в мир иной. Автор и герой (что для этого текста одно и то же) вглядываются в гряду прожитых лет. Есенин обращается к чувствам, радостям, горестям прошлого.

Память – это то, что остается от человека, когда он умирает. Память остается в этом мире, в универсуме живых людей. Близкая кончина напоминает человеку о радостях жизни. Радость приносят самые простые вещи: поцелуй женщины, красота окружающей среды, вкусный хлеб, труд.

Есенин сожалеет, что однажды придется оставить все эти прекрасные вещи и отправиться в другой мир.

Встреча со смертью

Человек проявляет свою природу во встрече со смертью. В этот момент раскрывается величие, масштаб души человека. Для писателя смерть предстает неизбежной. Необходимость ухода в мир иной является самым тягостным испытанием из тех, которые судьба приготовила людям.

Есенин в своих метафорах воплощает религиозное осмыслением смерти. Конец жизни – это переход из одного мира в другой мир, это трансформация состояния души.

Этот момент объясняет настроения есенинского стиха. С одной стороны, читатель ощутит в строках писателя надрывную, трагическую тоску.

С другой же стороны, произведение пропитано умиротворением, покоем, любованием красотами окружающего мира.

Любование миром

Есенин желает навечно запечатлеть в памяти радостные и прекрасные моменты жизни. Что окружает поэта? Песчаные равнины, мещерские леса, березы и осины, розоватые закаты, отсвет заходящего солнца в озерной и речной воде. Есенин, по-видимому, описывает типичный среднерусский пейзаж. Критики считают, что на эти картины писателя вдохновила его родная Рязанщина.

Природа заставляет писателя любить жизнь, это правда. Но Есенин любит также людей. Человек украшает мир трудолюбием, величием души, добротой сердца.

Литератор не делит людей на категории, поэт называет дорогими всех людей, которые живут на земле. Есенин идет против традиции, не выделяя в конце произведения адресата – мать, друга, возлюбленную и т. д.

Текст носит исповедальный характер и обычно предполагает адресацию. В этой черте тоже состоит особенность есенинского творения.

Источник: https://r-book.club/shkolnoe/stihi/myl-teper-uhodim-ponemnogu.html

Краткий анализ стихотворения Есенина «Мы теперь уходим понемногу…» по плану

1. История создания

Есенин всегда искал душевные силы в обращении к природе, к тем местам, где он родился и вырос. Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» относится как раз к таким произведениям.

Оно было опубликовано примерно за год до трагической смерти поэта – в 1924 году. Тогда уже установилась советская власть, которую Есенин не мог и не хотел принять. Поэт ощущал обреченность, пребывал в тоске и депрессии, и все это очень сильно ощущается в тексте.

Кроме того, произведение родилось еще и как попытка переосмыслить и пережить боль, которую принесло автору известие о смерти его хорошего знакомого – поэта Ширявцева. Вот почему оно пронизано такими грустными, безнадежными нотками.

2. Литературное направление

Автор творил в таком направлении, как имажинизм, что проявляется в образной системе стихотворения.

Также тут очень сильно ощущается романтизм характерной обреченностью, фатальностью. Кроме того, слышатся нотки реализма.

3. Род

Родовая принадлежность произведения – лирика.

4. Жанр

По жанру это философская лирика, очень близкая к балладе.

5. Проблематика

Автор затрагивает проблему смерти, страха человека перед этой «темной бездной», которую ему не дано познать.

6. Тематика

Автор затрагивает такие темы, как горячая любовь к жизни, любовь к природе – неповторимым пасторальным пейзажам, безбрежным золотым нивам.

Есенин говорит о привязанности к земному существованию, и потому боится смерти. Также мелькает тема любви к родине, свойственная всему творчеству этого поэта.

7. Идея

Стихотворение родилось, как попытка осмыслить смерть, побороть свой суеверный страх перед ней, рассказать о гнетущих чувствах миру и людям.

Автор говорит, что нужно уметь жить здесь и сейчас, наслаждаясь мгновениями, которые вернуть невозможно.

8. Пафос

Произведение наполнено грустью. Автор писал его в угнетенном, подавленном состоянии, что очень хорошо ощущается в строчках. Настроение передается читателю и заставляет задуматься над темой, поднятой поэтом.

9. Система образов

Автор рисует образы родной природы, которую он «слишком любит» и к которой привязан так сильно, что не хочет уходить в иной мир.

Он изображает пейзажи настолько четко и красиво, что читатель проникается этой горечью и понимает, почему лирический герой так боится смерти. Вся система образов работает на то, чтобы донести мысли автора человеку, который поймет стихотворение и почувствует то же самое.

Одновременно поэт пытается сообщить и еще одно важное послание. Нужно уметь жить, не растрачивая себя на мелочи. Жизнь прекрасна – это нужно ценить и понимать!

Читайте также:  Глупый француз - краткое содержание рассказа чехова

10. Центральные персонажи

Автор описывает собственное состояние, делится самым интимным, тем, что происходит в его внутреннем мире. Персонажей тут нет как таковых, все вращается только вокруг лирического героя.

11. Лирический герой

Стихотворение во многом биографично, поэтому лирический герой тут – сам Есенин, вернее, его художественно переосмысленная проекция. Нам сообщаются чувства поэт, помогающие понять его внутреннее состояние.

12. Сюжет

Перед нами – почти классический образец слияния философской и пейзажной лирики. Как такового, сюжета тут нет. Автор просто переживает серьезные внутренние изменения, хочет осмыслить их и излить свою душу перед читателем.

13. Композиция

Композиция линейная.

Литературоведы делят стихотворение на четыре условные части.

  • Первая часть, и она же экспозиция, представляет собой некое вступление в тему.
  • Затем автор начинает вспоминать о том, что было и почему он любит этот мир. Эту часть, самую большую по объему, можно назвать завязкой и развитием действия. Он вспоминает о прекрасных видах русской природы, о своих думах и мыслях, о женщинах, которых целовал, так развивается тема произведения.
  • Затем наступает кульминация (третья смысловая часть), в которой лирический герой сообщает о своем страхе перед смертью.
  • Наконец, наступает развязка, в которой слышатся некие оптимистические нотки. Поэт говорит, почему он любит людей и жизнь в целом.

14. Художественное своеобразие произведения

Как и все произведения Есенина, это стихотворение написано очень живым, образным и в то же время простым языком.

Автор через яркие картинки, знакомые и близкие любому русскому человеку, передает собственное душевное состояние и те мысли, которые терзали его на момент создания своего творения.

15. Размер, рифма, строфика

В стихотворении семь катренов, написанных перекрестной рифмой (АБАБ).

Размер – пятистопный хорей. Рифмовка точная и неточная, что очень характерно для всей поэзии Серебряного века.

16. Средства художественной выразительности

Есенин мастерски пользовался огромным количеством средств художественной выразительности. В этом сравнительно большом произведении их тоже очень много.

  • Метафоры: «не звенит лебяжьей шеей рожь», «нив, златящихся во мгле».
  • Эпитеты: «бренные пожитки», «розовая водь» (одновременно слово «водь» еще и авторский окказионализм).
  • Есть риторические обращения: «Милые, березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески!».
  • Также автор использует иносказания, называя загробный мир не прямо, а завуалированно: «В ту страну, где тишь и благодать».

17. Значение произведения

Стихотворение очень важно для понимания внутреннего состояния Есенина в конце его жизненного пути. Поэт находился в депрессии, возможно, что-то предчувствовал. Он пытался сообщить миру, что любит эту жизнь и не хочет умирать.

18. Актуальность

Люди всегда испытывали и испытывают страх перед смертью, пытаются осознать это состояние, понять его. Произведение актуально до сих пор.

19. Моё отношение

Мне нравится это произведение, так как оно написано очень живым, красочным и точным языком, и заставляет о многом задуматься. Возможно, стоит остановиться на мгновение, чтобы осознать ценность нашей жизни.

20. Чему учит

Несмотря на депрессивные нотки, оно учит любить жизнь и радоваться каждому мгновению, пока мы находимся в этом мире.

Источник: http://hronika.su/analiz-stihotvoreniya-esenina-my-teper-uhodim-ponemnogu-po-planu/

Решу егэ

Задание 16 № 544

В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чем они перекликаются с есенинским стихотворением?

Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.

  • Мы теперь уходим понемногу
  • В ту страну, где тишь и благодать.
  • Может быть, и скоро мне в дорогу
  • Бренные пожитки собирать. 
  • Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

  1. Перед этим сонмом уходящим
  2. Я не в силах скрыть своей тоски.
  3. Слишком я любил на этом свете
  4. Все, что душу облекает в плоть.
  5. Мир осинам, что, раскинув ветви,
  6. Загляделись в розовую водь.
  7. Много дум я в тишине продумал,
  8. Много песен про себя сложил,
  9. И на этой на земле угрюмой
  10. Счастлив тем, что я дышал и жил.
  11. Счастлив тем, что целовал я женщин,
  12. Мял цветы, валялся на траве,
  13. И зверье, как братьев наших меньших,
  14. Никогда не бил по голове.
  15. Знаю я, что не цветут там чащи
  16. Не звенит лебяжьей шеей рожь.
  17. Оттого пред сонмом уходящим
  18. Я всегда испытываю дрожь.
  19. Знаю я, что в-той стране не будет
  20. Этих нив, златящихся во мгле.
  21. Оттого и дороги мне люди,
  22. Что живут со мною на земле.

С. А. Есенин, 1924

1

Задание 10 № 536

Укажите классический жанр лирики, черты которого присутствуют в есенинском стихотворении (грустное философское размышление о смысле бытия).

Пояснение.

Такой жанр называется элегией. Элегия — лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

  • Много дум я в тишине продумал,
  • Много песен про себя сложил,
  • И на этой на земле угрюмой
  • Счастлив тем, что я дышал и жил.

Лирический герой размышляет о прошлом так, будто его жизнь уже подошла к концу. Ему грустно и тоскливо, но само то, что он «дышал и жил» наполняет его душу счастьем.

Ответ: элегия.

Ответ: Элегия

ПояснениеСпрятать пояснение · · Видеокурс · Сообщить об ошибке · Помощь

2

Задание 11 № 537

В стихотворении С. А. Есенина осины, заглядевшиеся в «розовую водь», наделены человеческими свойствами. Укажите название этого приема.

Пояснение.

  1. Олицетворение — изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
  2. Осины глядеть в розовую водь не могут.
  3. Ответ: олицетворение.

Ответ: Олицетворение

ПояснениеСпрятать пояснение · · Видеокурс · Сообщить об ошибке · Помощь

3

Задание 12 № 538

  • В четвертой строфе стихотворения смежные строки имеют одинаковое начало:
  • Много дум я в тишине продумал, Много
  • песен про себя сложил,
  • Как называется эта стилистическая фигура?

Пояснение.

Данная стилистическая фигура называется анафорой или единоначатием. Единоначатие, или анафора — одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, состоящий в повторении созвучий отдельных слов или одинаковых синтаксических построений в начале стихотворных строк и строф или отдельных фраз в прозаическом художественном произведении.

  1. Много дум я в тишине продумал,
  2. Много песен про себя сложил,
  3. Повторяется слово много.
  4. Ответ: анафора.

Ответ: Анафора|единоначатие

ПояснениеСпрятать пояснение · · Видеокурс · Сообщить об ошибке · Помощь

4

Задание 13 № 539

Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («на земле угрюмой»)?

Пояснение.

Эпитет — художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т. п.

Ответ: эпитет.

Ответ: Эпитет

ПояснениеСпрятать пояснение · · Видеокурс · Сообщить об ошибке · Помощь

5

Задание 14 № 540

Укажите размер, которым написано стихотворение С. А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу…» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп).

Пояснение.

  • Данное стихотворение написано размером «хорей».
  • Хорей — двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.
  • МНОго ПЕсен ПРО сеБЯ слоЖИЛ.
  • Ответ: хорей.

Ответ: Хорей

ПояснениеСпрятать пояснение · · Видеокурс · Сообщить об ошибке · Помощь

6

Задание 15 № 543

Каким предстает внутренний мир лирического героя в стихотворении С. А. Есенина?

Пояснение.

Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» — монолог поэта, который делится своими самыми сокровенными думами и чувствами.

Основная интонация стихотворения исповедальная, доверительная, грустная, прощальная и в то же время благодарная за счастье жить на этой земле. Жизнь быстротечна, молодость безвозвратно уходит – об этом поэт жалеет.

Но в стихотворении звучат и жизнеутверждающие ноты: ему довелось испытать жизнь с ее радостями и горестями – и это прекрасно.

  1. И на этой на земле угрюмой
  2. Счастлив тем, что я дышал и жил. —
  3. говорит поэт, и эти слова вызывают светлое чувство.

ПояснениеСпрятать пояснение · · Видеокурс · Сообщить об ошибке · ПомощьПояснение.

В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных» автор размышляет о неотвратимости смерти, постоянные мысли о ней неотвязно следуют за поэтом. Он, думая о бессмертии, находит его в будущем поколении:

  • Младенца ль милого ласкаю,
  • Уже я думаю: прости!
  • Тебе я место уступаю:
  • Мне время тлеть, тебе — цвести.

Размышляя над этой темой, поэт приходит к такому выводу: жизнь кончается, а смерть, возможно, лишь этап жизни. Пушкин не ограничивается рамками земной жизни одного человека — бессмертие каждого в его внуках и правнуках — в его потомстве.

Тема жизни и смерти — вечная в литературе — является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти, думами о конце человеческой жизни проникнуты многие стихи поэта.

В стихотворении «И скучно и грустно…» поэт размышляет о том, что жизнь быстротечна и скоро предстоит перейти в какое-то другое измерение.

Лирический герой хоть и говорит об этом с грустью, но без страха: смерть – естественное явление, не надо жалеть о жизни, растраченной впустую:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —

Такая пустая и глупая шутка…

Лирический герой стихотворения Есенина «Мы теперь уходим понемногу» словно оглядывается перед уходом и смотрит на то, что оставляет в этом мире.

Он сожалеет лишь о двух ценностях этого света: о неповторимых красотах природы, которых, увы, нет в той благодатной стране, и о людях, которые живут на земле, обрабатывают ее, делая еще прекраснее (сеют хлеб, «золотящийся во мгле»). В природе смерть одного человека компенсируется продолжением рода, появлением новых живых душ: детей, внуков, правнуков.

У Есенина же конечность человеческого бытия звучит вдвойне пессимистично: процесс ухода неотвратим, а жизнь хрупка и коротка. Поступательное движение человека по жизни лишь приближает его к роковому концу.

Читайте также:  Герои рассказа хорь и калиныч тургенева

Проанализировав стихотворения Пушкина, Лермонтова и Есенина, нельзя не заметить их очень похожего отношения к проблеме жизни и смерти.

Источник: https://lit-ege.sdamgia.ru/problem?id=544

Стихотворение С.А.Есенина «Мы теперь уходим понемногу…» (восприятие, истолкование, оценка)

    Творчество С.А. Есенина наполнено философскими проблемами. В 1924 .г.

в его стихах неожиданно появляется множество вопросов, обращенных, в первую очередь, к самому себе: чем я жил? что я успел? Эти вопросы, так и остающиеся без ответа, отражают смятение его и потерянность, мысли о близком конце.

Таким тяжелым душевным состоянием были оплачены последние шедевры его философской лирики, к которой относится и стихотворение «Мы теперь уходим понемногу».

    Это произведение было написано в 1924 году на смерть Александра Васильевича Ширяева, «новокрестьянского» поэта, с которым на протяжении многих лет Есенин был связан крепкой дружбой. Это подведение итогов буйной и неспокойной жизни, это размышление о преходящем характере нашего бытия: «Мы теперь уходим понемногу // В ту страну, где тишь и благодать».

    Очень осторожно упоминается «та страна», страна усопших. «Тишь и благодать», царящие там — это ниспосланная Господом награда за земную жизнь. Так начинается первая строфа, пронизанная пророческим предчувствием близкого конца.

Но о смерти говорится завуалировано: «Может быть, и скоро мне в дорогу // Бренные пожитки собирать». Эпитет «бренные» придает строфе почти трагическое звучание, однако разговорное слово «пожитки» одновременно наполняет её легкой иронией. Мысль высказана с утвердительной интонацией.

Нет сомнений в том, что все произойдет именно так.

    Однако вторая строфа совсем иная по настроению. Она убеждает, что лирический герой еще не готов пройти по этой скорбной дороге.

Яркие олицетворения, трогательный эпитет, восклицательная интонация, обращения и использование личных местоимений свидетельствуют о жизнелюбии, о трепетном отношении к русской природе: «Милые березовые чащи! // Ты, земля! И вы, равнин пески!».

Именно к природе взывает лирический герой, именно с ней горше всего прощаться, стоя у роковой черты. Но люди умирают… 

    «Сонм уходящих»- как горестно, тоскливо звучит это сочетание! Впечатление усиливается и от принадлежности этого выражения к высокому стилю. 

    Три следующих строфы – размышление о смысле существования в этом мире, ведь перед смертью по христианским традициям надлежит исповедаться.

Уж не исповедь ли это? Все глаголы в этих строфах употреблены в прошедшем времени. Это создает ощущение безысходности, безвозвратности, однако суффикс «-л-» наполняет строки напевностью и плавностью.

Этой же цели служит пятистопный хорей с пиррихиями в каждой строке.

    Откровенное признание в излишней любви к земному, к тому, «что душу облекает в плоть», то есть к разгульной жизни, сменяется восторженным взглядом на картины природы.

Вот где можно найти умиротворение, вот чем можно успокоить израненное сердце! Как молитва звучит пожелание : «Мир осинам».

Перефразическое олицетворение «загляделись в розовую водь» — красивейший образ, окрашенный в один из излюбленных есенинских тонов, принадлежащих к русской традиции иконописи.

    Но не только плотскими страстями была наполнена жизнь лирического героя: «Много дум я в тишине продумал // Много песен про себя сложил». В этих строках – прямое указание на автобиографический характер есенинского творчества, поэтому оправдана анафора «много», ведь его лирика многогранна. 

    На этом противоречивом пути, на этой «земле угрюмой» были моменты, окрашенные в мажорные тона. Чувство полного, высшего удовлетворения не чужды герою, поэтому вновь анафорически звучат строки: 

    Счастлив тем, что я дышал и жил.

    Счастлив тем, что целовал я женщин,    Мял цветы, валялся на траве.

    Радоваться каждому дню, каждой минуте – в этом, наверное, и заключается высшее счастье. Особое звучание приобретают строки: 

    И зверьё, как братьев наших меньших,

    Никогда не бил по голове.

    Множество есенинских стихотворений посвящено животным. Они – гимн животному царству, без взаимодействия с которым не может совершаться самоопределение всего человечества.

Мы живем по законам природы, только люди гораздо безжалостней, чем звери… Есенин дал фразеологизму «братья наши меньшие» новое значение – «животные, за которых люди в ответе».

Тогда как этимология этого сочетания иная – Христос называл так людей низшего сословия, обездоленных. По-моему, в этом подтексте есть очень глубокий смысл. 

    Последние две строфы объединены общим смыслом. В них взор вновь обращается в тот печальный и безмолвный мир. Есть ли там что-нибудь? Герой уверен лишь в том, что там нет тех красот, которыми можно тешить взгляд на этом свете: «.. не цветут там чащи», «…не будет… этих нив, златящихя во мгле», «не звенит лебяжьей шеей рожь». 

    Эпитеты и метафоры помогают воссоздать поистине волшебную картину. Видимо, эта земля не настолько угрюма, если она исполнена таких красот. 

    Лейтмотивом звучат строки: «Оттого пред сонмом уходящих // Я всегда испытываю дрожь». В них тоска по ушедшим в тот мир друзьям, в них горестный вздох о быстротечности нашей земной жизни. Что же делать? 

    Оттого и дороги мне люди,

    Что живут со мною на земле.

    Последние строки стихотворения – это своеобразный вывод, итог глубоких размышлений, но это и скрытый призыв к читателю. Нужно ценить то, что дала нам жизнь, нужно радоваться каждому дню, нужно любить живых, нужно чаще признаваться им в этом, иначе можно не успеть…

    Лексика стихотворения очень разнообразна по стилистической окраске. Здесь и слова высокого стиля: «сонм», «плоть», «благодать»; и разговорного стиля «валялся», «зверье». Будто вся душа русского поэта, полная мучительных терзаний, раскрыта перед нами…Так и в нашей жизни много прекрасного, граничащего с низким.

    «Мы теперь уходим понемногу» — одно из последних стихотворений поэта, в котором сквозит оптимизм и любовь к жизни. Стихотворения последнего года наполнены черной меланхолией, в них явственно звучат прощальные нотки. Тем не менее, все лирика Есенина «жива одной большой любовью – любовью к Родине».

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/esenin-s-a/raznoe/3831-stikhotvorenie-s-a-esenina-my-teper-ukhodim-ponemnogu-vospriyatie-istolkovanie-otsenka

Мы теперь уходим понемногу | БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ

  • Мы теперь уходим понемногу
    В ту страну, где тишь и благодать.
    Может быть, и скоро мне в дорогу
  • Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим

  1. Я не в силах скрыть своей тоски.
  2. Слишком я любил на этом свете
    Все, что душу облекает в плоть.
    Мир осинам, что, раскинув ветви,
  3. Загляделись в розовую водь.
  4. Много дум я в тишине продумал,
    Много песен про себя сложил,
    И на этой на земле угрюмой
  5. Счастлив тем, что я дышал и жил.
  6. Счастлив тем, что целовал я женщин,
    Мял цветы, валялся на траве,
    И зверье, как братьев наших меньших,
  7. Никогда не бил по голове.
  8. Знаю я, что не цветут там чащи,
    Не звенит лебяжьей шеей рожь.
    Оттого пред сонмом уходящим
  9. Я всегда испытываю дрожь.
  10. Знаю я, что в той стране не будет
    Этих нив, златящихся во мгле.
    Оттого и дороги мне люди,
  11. Что живут со мною на земле.

Сергей Есенин предчувствовал собственную гибель за несколько лет до трагических событий в ленинградской гостинице «Англетер».

Об этом свидетельствуют стихи поэта, наполненные грустью и ощущением неизбежности всего происходящего.

Рефрен о скорой смерти присутствует в них с завидным постоянством, начиная с середины 1923 года, когда поэт вдруг осознал, что молодость осталась в прошлом, а будущее не сулит ему ничего нового и увлекательного.

В 1924 году Есенин публикует стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…», пронизанное духом упадничества и пессимизма. Чувствуется, что автор внутренне готовится к смерти, хотя напрямую и не говорит об этом. Однако мысленно он прощается с дорогими ему местами, отмечая: «Перед этим сонмом уходящих я не в силах скрыть свою тоску».

Следует отметить, что само стихотворение было написано под впечатлением от смерти поэта Александра Ширяевца, который внезапно скончался от менингита в возрасте 37 лет.

Он был одним из закадычных друзей Есенина, поэтому его смерть поэт воспринял, как личную трагедию, сделав из нее соответствующие выводы: «Может быть, и скоро мне в дорогу».

В этом произведении автор признается, что очень много думал о собственной жизни, которую считает вполне удачной. Однако Есенин не относит себя к разряду людей, которые цепляются за каждое мгновение существования в этом бренном мире.

Даже о самом себе он говорит уже в прошедшем времени, отмечая: «И на этой на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил». Представляя себе жизнь после смерти, поэт с внутренним трепетом отмечает: «Знаю я, что не цветут там чащи». Поэтому перспектива кануть в небытие кажется ему удручающей.

Александр Ширяевец уже переступил эту грань, перед которой Есенин испытывает настоящую панику. Тем не менее, автор понимает всю неизбежность смерти и чувствует, что очень скоро станет ее очередной добычей. Поэтому каждый момент земной жизни приобретает для него особый смысл.

Ведь за чертой, к которой уже подошел Есенин, его ждет неизвестность, хотя сам автор убежден, что там – мрак, холод и пустота. Поэт не верит в бессмертие души и не стремится к вечности, понимая, что она бессмысленна без любимых полей и рек, без осин и березок, пурпурных гроздьев рябины и соловьиных трелей.

Но больше всего Есенин боится того, что никогда уже не встретит тех, кто был с ним рядом все эти годы. «Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле», — отмечает поэт, прощаясь не только с другом, но и с самой жизнью.

Источник: https://maxpark.com/community/5653/content/6514855

Ссылка на основную публикацию