Сочинение на тему месть и великодушие

Многим людям месть приносит настоящее моральное наслаждение. Человеку приятно осознавать, что тому, кто его оскорбил или обидел, тоже больно. Многие упиваются восторжествовавшей, по их мнению, справедливостью, оправдывая тем самым внутреннюю незрелость. Так почему же месть вовсе не дело чести, а удовольствие низких людей?

В чем заключается смысл мести? Возможно, кому-то сложно себе в этом признаться, но люди мстят, чтобы причинить боль.

Именно страдания обидчика являются смыслом отмщения. И разве это достойно благородного человека, разве может это его успокоить?

Обратимся к роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Главный герой произведения не чурается мести. Враги горячат и волнуют его кровь, и Печорин привык следовать своим инстинктам, порой даже решая подобные вопросы силой.

Так, он вызывает на дуэль Грушницкого, распускавшего сплетни о возлюбленной героя княжне Мери. После убийства обидчика, пусть даже действительно поступившего подло и низко, солнце кажется Печорину тусклым.

И в самой, казалось бы, морально правильной ситуации, умный человек, отомстив, будет сожалеть о содеянном и страдать даже сильнее врага.

Месть калечит душу, терзает и мучает изнутри.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Однако это поистине значимо только для мыслящих людей. Неблагородный человек не задумывается о ценности и чистоте внутреннего мира, для него это не важно и не нужно. Низкие люди не избегают мести, потому что им кажется, что при удачном исходе у нее просто нет минусов.

  • При рассуждении о внутреннем мире человека невольно вспоминается стихотворение Николая Заболоцкого “Некрасивая девочка”:
  • Сосуд она, в котором пустота,
  • Или огонь, мерцающий в сосуде?

Так поэт говорит о человеке. Именно душа является излучающим тепло огнем в пустом сосуде тела. Не всем дано ее увидеть или почувствовать, но для благородных людей этот огонек играет огромную роль. Они стремятся всячески поддерживать мерцание и не позволят ветрам пошлости и низости, исходящим от мести, его затушить.

Месть — низость. Это один из тех поступков, которые выявляют порой тщательно скрытую бедность души, ведь если отмщение приносит человеку, считающему себя порядочным, удовольствие, то ему нужно тщательно работать над собой для искоренения этой жестокости. Люди должны опасаться мести, не дать низменным влечениям взять над собой верх и покалечить хрупкую душу.

Полезный материал по теме:

Сочинение на тему Месть и великодушие

Сочинение «Месть и великодушие» аргументы. Месть — удовольствие низких людей. Почему месть — это низость?Итоговые сочиненияСтр. 1

Сочинение на тему Месть и великодушие

Сочинение «Месть и великодушие» аргументы. Месть — удовольствие низких людей. Почему месть — это низость?Итоговые сочиненияСтр. 2

Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/mest-i-velikodushie-argumenty-mest—udovolstvie-nizkix-lyudej-pochemu-mest—eto-nizost

Сочинение на тему «Месть и великодушие»

Месть приносит удовольствие, продолжающееся всего лишь миг, а великодушием наслаждаются вечно.

Каждый человек хоть раз в своей жизни находился в приступе ярости за причиненную ему обиду или боль со стороны других людей. В такие минуты отключается сознание и здравый смысл, и в голове сидит лишь одна мысль – мысль о возможной мести.

Еще с раннего детства человека знакомят с такими проявлениями жизни, как добро и зло.

Русские сказки, известные десятки лет, добрые мультфильмы повествуют нам о том, что необходимо прощать каждого, кто, так или иначе, обидит или причинит боль, ведь добро побеждает зло, так как оно во много-много раз сильнее.

Однако, вырастая, мы забываем о том, чему учат сказки, особенно в моменты ярости. И получая боль, мы отвечаем на нее болью, иногда превосходящей нашу по силе и объему. Но верно ли так поступать? Разумеется, нет.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Месть – самая страшная реакция человека на какие-либо обстоятельства его жизни. Месть не знает границ, а ее жестокие последствия могут иметь глобальный масштаб и охватывать целые нации.

Жгучий яд под названием «месть» выедает человека изнутри, пожирает его душу и моральные принципы. Месть не может принести истинного удовольствия.

На момент ее обдумывания может показаться, что нет ничего лучше, чем отомстить за причиненные проблемы или, например, за жестокое обращение со стороны.

Но это категорически неверно. Месть может принести сиюминутное удовольствие, настолько ничтожное, что даже способно забрать часть положительной энергетики человека, его скрытых побуждений к добру и миру.

Причины, по которым человек решается на столь коварное преступление как месть, существует великое множество. Во главе их стоит неспособность понять и простить «обидчика». Если окунуться глубже, то можно заметить, что часто месть проявляется из приступа жгучей зависти и эгоизма. В таком случае человека нужно спасать.

Ведь это явный признак того, что он нравственно погибает, так как не нашел себя и своего места в жизни. Месть может стать также результатом излишней мнительности. Такое часто наблюдается у замужних женщин, подозревающих любимых мужчин в связи на стороне.

Злорадное и жестокое чувство побуждает их самих совершить преступление против любви и брачного союза – пойти на измену.

Какой бы ни была причина мести, человек не должен вставать на ее путь. Месть порождает еще большую месть, а потому образуется порочный круг, в котором нет места великому проявлению сердца – великодушию.

Простить кого бы то ни было за причиненные неудобства или даже боль – единственное верное решение.

Даже одна лишь мысль о том, что высшая сила, например Бог, жестоко покарает «обидчика», отдаляет человека от истинного великодушия.

Великодушие приносит подлинное наслаждение. Только глубоко поняв человека и отпустив его грехи и неверные поступки, можно успокоить свою душу. Прощение отпускает не только того, кто прощен, но и того, кто сам простил.

Ведь если человек будет помнить о нанесенной ему когда-то обиде, даже без готовности отомстить, его душа, мысли и чувства не будут знать покоя. Великодушие делает свободными всех – и обидчика, и обиженного. А потому оно приносит нескончаемое и вечное удовольствие.

Детские сказки и мультфильмы о добре были правы. Месть – это не то, что украшает душу человека и приносит наслаждение. Великодушие – вот к чему должен стремиться человек, охраняющий свое сердце. Только великая сила прощения имеет право на жизнь. Только простив, человек получит истинное удовольствие.

Источник: https://sochinyalka.ru/2018/12/sochinenie-na-temu-mest-i-velikodushie.html

Проблема мести и великодушия. Аргументы к сочинению

 

  •    Проблема мести и великодушия важнейшая во многих произведения как русской, так и зарубежной художественной литературы.
  •    Источником мести всегда выступает гордыня человека, заставляющая думать, что он лучше и выше других, что обида, нанесённая ему, не может быть прощена, но только отомщена, очень часто жизнью обидчика.
  •    Великодушие, напротив, это умение прощать, способность откликнуться на просьбу о помощи и добровольно отказаться от собственных благ в пользу других – словом, всё то, что принято называть душевным благородством.
  • Так,

мы видим, что главный герой не хочет проявить великодушие и простить своего товарища – Владимира Ленского – за маленький обман, когда тот, приглашая Онегина на именины Татьяны Лариной, говорит, что будут лишь близкие люди, тогда как на праздник уже приглашены все соседи и дальние родственники. Евгений Онегин затевает игру и весь вечер флиртует с Ольгой Лариной – невестой Владимира Ленского. Итогом этой «мести» был вызов на дуэль, от которой главный герой не в силах отказаться. Онегин не может признать свою неправоту и попросить прощения. Его страшит «мненье света», который непременно осудит его за слабость и отказ от поединка.

   Переполнен местью и другой герой А.С. Пушкина.

не может простить главного героя – Петра Гринёва – за то, что тот оказался счастливее его и Маша Миронова отдала сердце не ему, Швабрину, а именно Гринёву. Швабрин вызывает Гринева на дуэль, где, воспользовавшись невнимательностью соперника, подло ранит его.

В дальнейшем Швабрин силой удерживает Машу Миронову у себя, принуждая её выйти за него замуж и грозясь в противном случае выдать её Пугачеву как дочь коменданта Белогорской крепости, оказавшего повстанцам сопротивление и за это повешенного.

Не прощает герой Гринёву и того, что тот, обратившись за помощью к Пугачеву, вызволяет Машу из плена Швабрина. Мы можем догадаться, что это именно Швабрин пишет донос на Гринёва, где сообщает, что тот якобы перешёл на сторону Пугачева и пользуется расположением главаря бунтовщиков.

В результате этого доноса Гринёв арестован и его ждет неминуемая смерть за предательство, от которой его спасает лишь любовь Маши и великодушие самой императрицы, которую растрогал рассказ героини обо всём случившемся, и она решает помиловать Гринёва.

Читайте также:  Жизнь и творчество карло гоцци

   Великодушным в повести оказывается и сам Емельян Пугачёв. Так, он не забывает милости, оказанной ему Петром Гринёвым, когда тот дарит Пугачеву шубу как благодарность за своё спасение во время метели. Пугачёв узнаёт Гринёва и его дядьку Савельича и отпускает Гринёва на все четыре стороны даже после того, как главный герой в категоричной форме отказывается присягать бунтовщику на верность.

   Великодушен лирический герой стихотворения

Он влюблён в женщину, но, зная, что сердце возлюбленной не может ему принадлежать, не хочет огорчать её непрошеными чувствами и лишь желает, чтобы её когда-нибудь любили так же нежно и искренне, как сейчас любит её он сам.

   Ещё одну героиню произведения А.С. Пушкина терзает чувство мести. Вернее, даже не героиню, а её призрак. Это графиня

Она жестоко мстит Германну за свою смерть и за обман, на который пошёл герой ради получения сведений о трёх заветных картах. Призрак графини зло смеётся над Германном, когда в игре ему выпадает не желанный туз, а дама. В результате герой сходит с ума и заканчивает свои дни в лечебнице для душевнобольных.

   Проблема великодушия и мести играет важную роль и

Грушницкий не может простить счастливого соперника Печорина за то, что княжна Мери отдаёт ему предпочтение. Он желает мстить и выбирает для этого очень некрасивый способ – клевету. Он обвиняет Печорина в том, что тот тайно посещает княжну Мери по ночам.

Конечно же, после таких слов, сказанных прилюдно, Печорин не мог не вызвать Грушницкого на дуэль. Но и во время дуэли Грушницкий продолжает вести себя подло, с помощью секундантов он решает дать своему сопернику пистолет с холостыми патронами, но Печорин по счастливой случайности узнаёт об этом.

Во время поединка, когда наступает очередь стрелять Печорину, главный герой просит заменить пистолет и, проявляя таким образом великодушие, обращается с призывом к Грушницкому отказаться от клеветы в свой адрес и примириться. Но обида Грушницкого так велика, что он отказывается признавать свою вину.

Для него лучше принять смерть, поэтому он говорит Печорину, что если тот оставит его в живых, то он встретит его однажды и посчитается с ним окончательно.

   Страшная месть за предательство своих земляков и Родины, да ещё и не просто от кого-то, а от рук собственного отца, ждала героя

Сын главного героя Андрий влюбляется в польскую панночку и ради неё предаёт казаков, перейдя в стан врага. Тарас Бульба не может простить сыну измены, для главного героя честь превыше всего, поэтому он убивает собственного ребёнка.

проявляет великодушие к своему идеологическому сопернику – Павлу Петровичу Кирсанову.

На дуэли, на которую Базарова вызвал Кирсанов, якобы оскорбившись отношением главного героя к Фенечке, Павел Петрович получает ранение.

Но Базаров проявляет великодушие и, вместо насмешек над неудачливым соперником, помогает ему. Перевязав рану Кирсанова, Евгений, не сказав о происшествии ни слова, уезжает из поместья.

мы видим, как Андрей Болконский страдает, желая отомстить Анатолю Курагину, уговорившему Наташу Ростову на побег и незаконный брак. Все мысли Болконского только о том, какое наказание он изберёт для своего соперника. Но всё меняется, когда во время Бородинского сражения Андрея тяжело ранят и он, лежа в лазарете, вдруг осознаёт, что, несмотря ни на что, любит Наташу, а вместе с нею и весь мир.

И, даже увидев на соседнем койке раненого Анатоля Курагина, не чувствует к нему прежних чувств вражды и мести. Вместо этого в его сердце пришла любовь, о которой так много говорила сестра Марья и которую прежде Андрей понять не мог. Эта любовь ко всем ближним, к угнетающим и оскорбляющим нас, любовь, что заставляет подставлять правую щеку, когда ударят по левой, та любовь, которой учит Бог.

   Великодушен и другой герой романа – Пьер Безухов. Он знает об изменах своей жены Елен, но продолжает содержать её и оплачивать безумные расходы на туалеты и драгоценности. Пьер не может по-другому, ведь для него брак – это в первую очередь ответственность.

И пусть жена перестала быть ему по-настоящему женой, перед Богом и людьми они венчаны, поэтому его долг быть с ней до конца. Пьер вызывает на дуэль любовника Елен Долохова, ранит его, но потом глубоко раскаивается в своём поступке, ему нестерпимо больно, что он мог опуститься до подобного, пусть даже его честь глубоко задета.

Великодушие Безухова проявляется и тогда, когда он всеми усилиями пытается спасти Наташу Ростову от позора после неудавшегося побега с молодым Курагиным: он ездит по знакомым и на все расспросы о случившемся отвечает, что было лишь предложение руки и сердца, на которое Наташа ответила отказом.

Он же даёт Анатолю деньги, лишь бы тот уехал подальше от Москвы и не подогревал интерес к произошедшему.

   Проблема великодушия занимает важнейшее место и в

Недаром писатель избирает в качестве эпиграфа фразу из Евангелия «Мне отмщение и аз воздам», что значит – не мстите за себя, но предоставьте это дело Господу. Муж Анны – Алексей Александрович Каренин – хочет простить жену за измену, но делает это больше умом, чем сердцем.

Только однажды он по-настоящему чувствует прощение по отношению к Анне: во время её родов, когда она, умирая, просит мужа простить её и позаботиться о новорожденной дочери. Сердце Алексея Александровича наполняется любовью и милосердием к страданиям жены.

Но длится это недолго: Каренин так и не смог до конца открыть свою душу состраданию, он запрещает Анне видеться с сыном Сергеем, а мальчику говорит, что мать умерла.

Сам же надевает маску глубоко обиженного человека, чтобы хоть как-то смягчить позор и склонить общественное мнение на свою сторону.

   Великодушен

Ценой собственной жизни он спасает мальчика больного дифтерией, отсасывая у него из горла дифтерийные плёнки, чтобы ребёнок не задохнулся. Дымов мог этого не делать, но долг врача и человеколюбие не позволили ему поступить иначе.

   Ещё одного литературного героя, но тоже доктора, также можно назвать человеком с большой душой. Это

Пирогов с радостью откликается на слова другого персонажа произведения – отца семейства Мерцаловых, доведенного до отчаяния бедностью и болезнями детей и уже готового наложить на себя руки. После осмотра доктор выписывает маленькой дочери Мерцалова рецепт, тайком оставляет крупную сумму денег и даже не называет своего имени.

также можно назвать великодушным человеком. Он любит свой народ и хочет вывести его из смрадных болот, где люди живут после, как их загнало туда более сильное и смелое племя. Данко не щадит собственного сердца, которое вырывает из груди, чтобы оно могло осветить путь соплеменникам, сбившимся с пути.

   Великодушен главный герой

Егор не выдаёт своего родственника Федора Ипатовича Бурьянова, когда тот с дружками избивает его до полусмерти за то, что, став вместо Бурьянова егерем, он запрещает охотиться и рыбачить в заповедном лесу. Бурьянов не может простить Егору обиду.

Сам, будучи человеком алчным, готовым за лишний рубль и всю липовую рощу на лыко ободрать, и рыбу динамитом глушить, Федор Ипатович не может понять бедного родственника Полушкина, за собственные деньги покупающего лебедей, чтобы вновь заселить их на Чёрном озере, отказывающийся от «дармовой», легкой наживы.

И Бурьянов мстит Егору за все – за потерю теплого местечка (хотя Полушкин никоим образом не напрашивался на место егеря), за наказание, что ждёт Бурьянова, если не предоставит начальству документы на лес, использованный при строительстве нового дома. Застигнутый Полушкиным во время того, как он с подельниками убивает лебедей на озере, Бурьянов избивает Егора.

Но даже при смерти Егор не выдаёт никого: он знает, что дома Бурьянова ждут маленькие дети, а может, надеется, что страх и раскаяние заставят Федора переосмыслить свою жизнь, стать другим человеком.

   Проявляют великодушие и героини

прощая маленькой Люсеньке то, что она съела единственную отраду девочек из детского дома – золотых аквариумных рыбок. В голодные годы Великой Отечественной войны в детском доме Люсенька была самой младшей, и старшие девочки мало интересовались, чем она живёт, что её волнует.

Узнав, что золотые рыбки пропадают по вине Люсеньки, девочки вначале злятся, но потом, хорошенько разглядев тонкую, почту прозрачную кожицу Люси, через которую просвечивают голубые жилки, прощают её и просят у нянечки кусочек хлеба, чтобы покормить ребенка, буквально умирающего от голода.

Источник: https://literarus.ru/russkiy-yazyk/podgotovka-k-ege-2/problema-mesti-i-velikodushiya/

Материалы к ИТОГОВОМУ. МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ

Если рассматривать в данном направлении диаметрально-противоположные понятия, то наиболее точным антонимом слова «месть» является слово «прощение».

Читайте также:  Доктор фаустус - краткое содержание романа томас манн

Учитывайте это при подготовке к  декабрьскому сочинению.

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

  • Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане. 
  • Аспекты направления: 
  • Месть. 

Причины мести: обида, зависть и т.д. 

  1. Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). 
  2. Последствия мести.
  3. Прощение и его последствия. 
  4. Месть и прощение как тяжелый нравственный  выбор. 
  5. Месть и великодушие как две стороны одной медали. 
  6. Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. 
  7. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. 
  8. Великодушие к врагу. 
  9. Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением. 
  10. Месть как чувство и действие 
  11. Кровная месть как социально-историческое явление. 
  12. Рассмотрим 3 взаимосвязанных  понятия: 
  13. МЕСТЬ/ ВЕЛИКОДУШИЕ/ПРОЩЕНИЕ
  14. МЕСТЬ 
  15. Определение: 

Месть как действие: намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Желание наказать того человека, который причинил вам зло. Кровной местью называют обычай у некоторых народов карать смертью человека, который убил родственника или кого-либо из родных. = возмездие, вендетта 

Синонимический ряд: вендетта, мщение, отплата, отмщение, разг. отместка, сатисфакция, реванш, кара, расплата, воздаяние, наказание, возмездие, злопамятство, жестокость. 

Словоупотребление: 

Насладиться местью, месть свершилась, вынашивать месть, замышлять месть, месть настигла, упиваться местью, предвкушать месть, лелеять месть, обрушить месть, утолить жажду мести, удовлетвориться местью, отплатить местью, задумать месть, продиктовано местью, жажда мести, месть за месть, грозить местью, обдумывать план мести, оправдывать месть. 

Какой бывает месть (определения)? грозная (Жуковский, Рылеев); губительная (Рылеев); жестокая (Белый); кровавая (Пушкин); лютая(Рылеев); свирепая (Полевой); слепая (Фруг); ярая (Козлов) праведная, изощрённая, справедливая, мелочная, удовлетворённая, банальная, родовая, сладостная, запоздалая, беспощадная, утончённая, сладкая, долгожданная, своеобразная, жестокая, личная, немедленная, страшная, мелкая, грядущая, злобная, достойная, коварная, слепая, священная, возможная, маленькая, бессмысленная, желанная, жалкая, благородная, ужасная, маленькая, лучшая, ответная, святая, скорая, народная, глупая, низкая, предстоящая, будущая, идеальная, тайная, жуткая, простая, обычная, великая, настоящая, небольшая, подобная, политическая, единственная, хорошая, последняя, собственная. 

  • ВЕЛИКОДУШИЕ 
  • Определение: 
  • Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами. 
  • Простить обиду в порыве великодушия. 
  • Наличие высоких душевных качеств, щедрость души; благородство. 

Итак, великодушие — это положительное моральное качество; такая форма проявления человечности в повседневных взаимоотношениях людей, при которой гуманность превосходит меру общепринятых норм или проявляется по отношению к тому, кто ее не вполне заслуживает.

Моральным сознанием общества оцениваются как великодушие такие случаи проявления гуманности как самопожертвование ради интересов других, отказ от требования наказать совершившего проступок или причинившего ущерб, гуманное отношение к побежденному.

В христианской морали великодушие понимается как всепрощение. Людям вменяется «не помнить зла», им причиненного, прощать «ближним» все их прегрешения, «любить врагов своих», быть терпимым.

Оборотной стороной этой заповеди является отсутствие требовательности к людям, попустительство злодеяниям. 

  1. Синонимы: благородство, терпимость, милосердие, снисходительность, величие души, прощение, бескорыстность, благородность, благородство, великосердие, возвышенность, высокость, рыцарство, щедрость. 
  2. Устойчивые выражения и словоупотребление: взывать к великодушию, проявить великодушие, в порыве великодушия, играть в великодушие, уповать на великодушие, простите великодушно. 
  3. ПРОЩЕНИЕ 
  4. Определение: 
  5. Отказ от возмездия за обиду и нанесенный ущерб. 

Требование прощения исторически формируется как конкретизация более широкого требования непричинения зла в ответ на совершенное зло и снисхождения к обидчику, широко представленного в древних религиозно-этических текстах: “Недобрым делай добро, будь верен также и неискренним…

На ненависть нужно отвечать добром” (“Даоде цзин”, § 49, 63), “Нельзя ударить брахмана, но и брахман пусть не изливает свой гнев на обидчика. Позор тому, кто ударил брахмана, и еще больший позор излившему гнев на обидчика” (“Дхаммапада”, 389).

Смысл милосердного прощения не просто в забвении причиненного зла (забыть можно в презрении, в равнодушии к тому, кто совершил зло или стремился к этому), а в отказе от мщения как первом условии возможного примирения. Прощение — это забвение обиды и согласие на мир в прощении происходит признание другого, а через признание — принятие его.

Прощение соотнесено с раскаянием, нравственный смысл которого заключается в искреннем признании собственных прегрешений.

Не противореча требованию непримиримости ко злу (ненависть к нему не означает непременной ненависти к тем, кто совершил зло), милосердное прощение, в частности, выражается и в том, что, ненавидя порок, следует относиться к порокам других так, как по долгу совершенства человек относится к своим собственным порокам, т. е. делать все возможное, чтобы исправлять их.

Но прощение не должно быть истолковано как попустительство (ведь есть нечто, в чем нельзя уступать); Этически сложна ситуация, в которой человек должен прощать обиды, нанесенные не ему, а тем, кого он любит и о ком призван заботиться. На это указывает Ф. Ницше, уточняя: прощай обиды, нанесенные тебе, но недопустимо прощение обид, нанесенных другу, твоим другом самому себе.

В отличие от этики милосердия и совершенства прощение рассматривается в контексте заключенных договоров и принятых обязательств и соответственно как зависящее от них. Так, у Т.

Гоббса требование прощения, рассматриваемое как один из естественных законов, — обязательно, однако не абсолютно и допустимо при условии, что: а) имеются гарантии в отношении будущего, б) обидчик раскаивается, в) обидчик просит прощения и тем самым желает восстановления мира.

При другом подходе к морали прощение и забвение обид трактуются как проявление неблагоразумия: прощать и забывать — значит не учитывать приобретенный опыт, и каждый отдельный случай прощения может стать предпосылкой новых обид и ущерба себе или другим (А. Шопенгауэр). В конце 20 в. понятие прощения проблематизируется в этико-психологических исследованиях и психотерапевтических разработках, где рассматривается не столько как нравственное требование, сколько как конкретная жизненная задача, решение которой необходимо и насущно либо с целью восстановления отношений с близкими людьми после нанесенной ими обиды (оскорбление, унижение, измена и т. п.), либо с целью перестраивания собственной жизни после нанесенного непоправимого ущерба (намеренное разорение, нанесение увечья человеку или его близким, убийство близких и т. д.). 

  • Синонимы к слову прощение: помилование,  отпущение, оправдание, амнистия, извинение, пощада, милосердие. 
  • Словоупотребление и устойчивые выражения:  заслужить прощение, просить прощения, умение/неумение прощать.
  • Тезисы по проблеме «Месть и великодушие»

Месть. Причины мести: обида, зависть и т.д. Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). Последствия мести. Прощение и его последствия.

Месть и прощение как тяжелый нравственный  выбор. Месть и великодушие как две стороны одной медали.

Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. Великодушие к врагу.

  1. Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.
  2. Месть как чувство и действие.
  3. Кровная месть как социально-историческое явление
  4. Список литературы

•«Война и мир» Л.Н. Толстой 

•«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтов 

•«Капитанская дочка» А.С Пушкин 

•«Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков

•«Граф Монте-Кристо» А. Дюма 

•«Маскарад» М.Ю. Лермонтов 

  • •«Три мушкетера» А. Дюма 
  • •«Гамлет» У. Шекспир 
  • •«Ромео и Джульетта» У. Шекспир 
  • •«Макбет» У. Шекспир 

•«Выстрел» А.С. Пушкин

•«Моцарт и Сальери» А.С. Пушкин

•«Электра»  Софокл 

•«Страшная месть» Н.В. Гоголь 

•«Дубровский» А.С. Пушкин 

•«Дочь Ивана, мать Ивана»  Г.Е. Распутин 

  1. •«Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Р. Бах
  2. •«Искупление» И. Макьюэн 
  3. •«Ребекка» Д. Дюморье 
  4. •«Отелло» У. Шекспир 
  5. •«Грозовой перевал» Э. Бронте 

•«Три товарища» Э.М. Ремарк

  • •«Медея»  Еврипид 
  • •«Белый олеандр» Дж. Фитч 
  • •«Кэрри» С. Кинг 
  • •«Милые кости»  Э. Сиболд 
  • •«Замок из стекла» Дж. Уоллс 

•«Театр» У.С. Моэм 

  1. •«Тигр, тигр!» Альфред Бестер 
  2. •«Рита Хейуорт или побег из Шоушенка»  С. Кинг 
  3. •«К востоку от рая» Дж. Стейнбек 
  4. •«Амстердам» И. Макьюэн 
  5. •«Убийство в «Восточном экспрессе»»  А. Кристи 

•«Овод» Э.Л. Войнич 

  • •«Джентльмены и игроки» Дж. Харрис 
  • •«Притворяясь мертвым» С. Каста 
  • •«Кадиллак» Доллана  С. Кинг 
  • •«Клоун Шалимар» С. Рушди 

•«Ворошиловский стрелок» В.А. Пронин 

•«Декамерон»  Дж. Боккаччо 

•«Дом, в котором» М.С. Петросян 

•«Мемуары гейши» А. Голден 

•«Белая голубка кордовы» Д.И. Рубина 

•«Выживший» М. Панке 

•«Алая буква» Н. Готорн 

•«Опасные связи» П. Ш. де Лакло 

  1. •«Престиж» К. Прист 
  2. •«Срок авансом» У. Тенн 
  3. •«Все мои враги мертвы» Р. Брэдбери 

•«Месть» А.П. Чехов 

•«Бабка» В.А. Осеева 

•«Любовь к жизни» Дж. Лондон

•«Друг» Л.Н. Андреев (возмездие) 

•«Смертный приговор» А. Азимов 

•«Приказ есть приказ» Б. Фредерик 

Е.М.Майорова

Источник: https://www.xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/dlya-uchenikov/ege-po-russkomu-yaziku/159-vypusknoe-2019/3062-materialy-k-itogovomu-mest-i-velikodushie

Презентация на тему: Итоговое сочинение.
Тематическое направление
«Месть и великодушие »

1

Первый слайд презентации

Итоговое сочинение.
Тематическое направление
«Месть и великодушие »

Читайте также:  На графских развалинах - краткое содержание повести гайдара

3

Слайд 3

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы,
на поступки других людей, анализируют
поведение героев в ситуации
нравственного выбора
как в личностном, так и в
социально-историческом плане.

4

Слайд 4

« Месть и великодушие » : список произведений
В.В. Быков « Сотников»
Л.Н. Толстой, «Война и мир »
3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка », «Евгений Онегин»
4. Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие …»
5. Ф.М.

Достоевский «Преступление и наказание »
6. М.А. Шолохов « Судьба человека »
7. В.М. Гаршин «Трус », «Сигнал»
8. А.Т. Твардовский «Василий Тёркин »
9. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
10. В.

Закруткин «Матерь Человеческая»

5

Слайд 5

Примерный список тем для итогового сочинения в 2018/2019 учебном году по направлению — «Месть и великодушие ».

— Что такое месть?
— Как вы понимаете фразу: «Глаз за глаз, зуб за зуб»?
— Почему человеку нужно быть великодушным к братьям нашим меньшим?
— Что такое великодушие?
— Нужно ли мстить врагу?
— Можно ли оправдать месть?
— Что такое «кровная месть»?
Чем великодушие отличается от благородства?
Как убедить человека отказаться от мести?
Чем великодушие отличается от доброты?
Как научить подрастающее поколение великодушию ?

6

Слайд 6

— Что значит достойно пережить поражение ?
— Сила или слабость человека проявляется в великодушии?
Как вы понимаете фразу А.С. Пушкина «милость к падшим призывал»?
Почему человеку иногда приходится делать выбор между местью и великодушием?
Может ли мстительный человек быть счастливым ?
Согласны ли вы с мнением И.Фридмана : «Месть – это прощение»?

7

Слайд 7

Великодушие — кротко переносить чужую погрешность. Демокрит
То, что кажется великодушием, весьма часто – только замаскированное честолюбие, презирающее мелкие выгоды, чтобы достигнуть гораздо больших. Ф.

Ларошфуко
Поверьте, признак мудреца — великодушное забвенье.
Лопе де Вега
Посредственный человек редко бывает великодушным
Жан де Лабрюйер
Великодушие — это не что иное, как сострадание благородного сердца.

Никола Себастиан Шамфор
Без великодушных идей человечество жить не может.
Ф. М. Достоевский

8

Слайд 8

Настоящий способ мстить врагу — это не походить на него. —  Марк Аврелий
Месть — это слабых душ наследство,
В груди достойного ему не место.
— Карл Теодор Кёрнер
Чтоб быть справедливым возмездье могло,
Лишь злом воздавать подобает за зло.

— Фирдоуси
Месть есть наслаждение души мелкой и низкой.
— Ювенал Децим Юний
Часто бывает так, что лучше не заметить оскорбления, чем потом мстить за него.

— Сенека Луций Анней (Младший )
Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его.
— Фрэнсис Бэкон

9

Слайд 9

Аргументы по направлению «Месть и великодушие»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
Умение прощать облагораживает душу человека. Далеко не все могут побороть в себе чувство злости, разочарования.

Князь Андрей, узнав об измене Наташи, сказал Безухову, что падшая женщина не может быть прощена. Но спустя время, пусть и не сразу, он простил свою возлюбленную.

Особенно трогательно выглядят сцены перед смертью Болконского, когда он чувствует любовь ко всему миру и объясняется с Наташей.

10

Слайд 10

Лев Николаевич Толстой
«Война и мир»
Андрей Болконский проявляет благородство, великодушие, когда он видит своего врага Анатоля Курагина без ноги. В душе Андрея уже нет ненависти и злобы. Он смог его простить и забыть прошлые обиды.

11

Слайд 11

А. Дюма «Граф Монте Кристо »
Проблема мести отражена в романе французского писателя Александра Дюма «Граф Монте Кристо «. Главный герой, моряк Эдмон Дантес, в результате лживого доноса оказывается заключенным замка Ив.

Там молодой человек знакомится с аббатом Фариа, таким же узником. Все вокруг твердят, что аббат сумасшедший, а он открыл Дантесу причину его заточения и назвал виновных. Отныне Дантес даёт слово отомстить обидчикам и сдерживает клятву.

Впоследствии он станет богатым и влиятельным человеком, графом Монте Кристо.

12

Слайд 12

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Пушкин в своем романе доказывает, что
благородство и способность к великодушным
поступкам – это качества человека, не зависящие
от происхождения. Это доказывает образ Е мельяна
Пугачева, предводителя восставших крестьян.
Перед нами человек слова.

Это становится понятно
в его общении с Петром Гриневым. Пугачев не забыл
сделанное ему добро. Благодаря этому молодой человек остался в живых. Благородно поступил Пугачев, когда отпустил Машу Миронову, хотя мог и не спасать девушку, она была дочерью коменданта крепости.

Гринев ценил человеческие качества Пугачева, ему даже было жалко, что его предадут казни.
..Казалось, суровая душа Пугачева была тронута. «Ин быть
по-твоему ! — сказал он. — Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай.

Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет !»
(Глава » Сирота«)

13

Слайд 13

(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол.

(5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
(6)— Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! — восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.
(8)В это время в класс вошёл мой сосед по парте — Колька Бабушкин. (9)Носатый, долговязый, нескладный…

(10)У него не было отца. (11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. (12)Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

( 13)Увидев Бабушкина, всё сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она лежала на его половине парты. (16)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.
(17)— Санёк, глянь! — толкнул меня Петька.

(18)Я от возмущения разинул рот. (19)Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.
(20)Он посмотрел на нас и вдруг сказал: — Спасибо за подарок!
(21)— Положи книгу на место и не трогай чужого! — выйдя из оцепенения, прорычал я. (22)Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу. (23)Все засмеялись.

(24)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
(25)— Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что…
(26)Тридцать лет прошло с тех пор.

(27)Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку.

(28)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
(29)А эта книга… (30)Колек, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (31)Да мы бы всё тебе отдали…
(32)Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета.

(33)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.
(По В. Дроганову, «Несостоявшийся подарок»)

14

Слайд 14

Я согласна с автором рассказа, потому что часто бывают ситуации, когда люди могли бы быть более великодушными, отзывчивыми, человечными. А совершая некрасивый поступок, человек впоследствии осознает свою вину, но исправить уже ничего не может.

И это должно стать для него уроком на будущее.
Позиция автора по этой проблеме заключена в финале рассказа: «Человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят».

16

Последний слайд презентации: Итоговое сочинение.
Тематическое направление
«Месть и великодушие »

Источник: https://slide-share.ru/itogovoe-sochinenietematicheskoe-napravleniemest-i-velikodushie-10060

Ссылка на основную публикацию