Анализ стихотворение есенина нивы сжаты

Анализ стихотворение Есенина Нивы сжаты Описание слайда:

Урок литературного чтения для 3-го класса Выразительное чтение Тема урока: «Выразительное чтение стихотворе-ния С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»» Цели Образовательные: — учить выразительному эмоциональ-ному чтению; Развивающие: — развивать чувственное восприятие произведения; Воспитательные: — воспитывать чуткое отношение к языку произведения. Образовательные технологии обучение в сотрудничестве.

Описание слайда:

Урок литературного чтения для 3-го класса. Выразительное чтение стихотворения С.

Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение темы и цели урока. Учитель: Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.Есенина и будем учиться выразительно читать. III. Работа над произведением. 1.

Выразительное чтение стихотворения учителем (приём показа) Учитель выразительно читает детям стихо- творение. Учитель: Как хорошо вы слушали! Вам понравилось? Дети: Да, понравилось! Учитель: Может быть, кто-то хочет сказать, что он почувствовал, когда слушал эти стихи? Дети: Это стихотворение грустное и мне тоже стало грустно.

Это стихо-творение похоже на песню.

Описание слайда:

Урок литературного чтения для 3-го класса. Выразительное чтение стихотворения С.

Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»Учитель: Все ли вам понятно в этом стихотворении или его нужно обсуждать всем вместе, чтобы в нем разобраться? Есть для вас что-нибудь непонятное в этом стихотворении? Дети: Нет, в этом стихотворении все понятно, обсуждать не нужно. 2.

Анализ языка произведения. Учитель задает детям наводящие вопросы. Учитель: А никому не кажется, что в этом стихотворении есть неудачные места? Дети: Нет, таких мест нет. Учитель: Тогда объясните, почему автор пишет «колесом за сини горы солнце тихое скатилось»?.

Разве солнце похоже на колесо? Онобольше похоже на мяч или на старинный медный пятак, — он и по форме и по цвету похож на неяркое осеннее солнце. Или вот послушайте, как неприятно звучит строка: «Дремлет взрытая дорога…»

Описание слайда:

Урок литературного чтения для 3-го класса. Выразительное чтение стихотворения С.

Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» Учитель: Столько звуков «р» в одной строке. Вам не кажется, что это неудачное место?. Перечитайте стихотворение, может есть ещё неудачные строки? Дети читают стихотворение. Дети отвечают: 1. «…ждать зимы седой…», Поэт хотел наверное сказать «белой», но так было бы не в ртфму, и он написал «седой». Как будто у зимы есть волосы. 2. Месяц не похож на жеребёнка. 3.

Почему дорога мечтает о зиме, ведь зимой холодно и почему в последней строфе появляется «я»: «..

ах, и сам я …»? Учитель: Как же так получается, в стихотворении столько неудачных мест, а вы говорили, что оно вам понравилось? Когда же вы были правы? Когда говорили, что оно вам понравилось или сейчас, когда нашли в нем столько неудачных мест? А ведь это стихотворение понрави-

Описание слайда:

Урок литературного чтения для 3-го класса. Выразительное чтение стихотворения С.

Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» вилось не только вам, а многим людям, читающим стихотворения С.Есенина. Дети: Наверное, мы что-то не поняли в этом стихотворении. Учитель: Будем разбираться в стихотво-рении? Дети: Да. 2. Словесное рисование. Учитель: перечитайте стихотворение и ответьте на такой вопрос: Если бы вы были художниками и вам нужно было бы нарисовать к этому стихотворению одну картинку, что бы вы на ней нарисовали? Дети: Дорогу, а за ней горы, туман… Учитель: Я бы тоже нарисовала дорогу, потому что это стихотворение о дороге.

А часто ли в стихотворении встречается слово дорога? Дети: Один раз. Учитель: Верно, всего лишь один раз, во

Описание слайда:

Урок литературного чтения для 3-го класса. Выразительное чтение стихотворения С.

Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» второй строфе. А сказано ли что-нибудь о дороге в первой и в третьей строфах? Дети: Нет. Учитель: Значит, наша картина подходит только ко второй строфе? Дети: Нет, это стихотворение все о дороге. Учитель: Вы все согласны, ведь горы, нивы, рощи могут быть не только возле дороги? Дети: В последней строфе сказано, что жеребёнок запрягается в сани. Учитель: Правильно.

Когда мы слышим жеребенок, сани, мы сразу вспоминаем зимнюю дорогу. Правда, у Сергея Есенина не жеребёнок запрягается, а месяц, который только-только под- нялся над землёй. Поэтому он рыжий. Когда месяц низко над землёй, да ещё в тумане, он бывает рыжим. Особенно, когда холодно.

Правильно вы подмети-ли: когда мы читаем последнюю строфу, нам представляется зимняя

Описание слайда:

Урок литературного чтения для 3-го класса. Выразительное чтение стихотворения С.

Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» дорога. А на картине к стихотворению мы нарисуем зимнюю дорогу или нет? Если да, то какую? Дети: Мы нарисуем осеннюю дорогу. Учитель: Я тоже так думаю. В первой и во второй строфах поэт изображает позднюю осень. А сказано ли в первой строфе о дороге? Дети тянут руки. Один из них отвечает: Мне кажется, что поэт едет по дороге в телеге и описывает то, что видит вокруг: Нивы сжаты, рощи годы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. И поэтому солнце напоминает ему колесо, потому что он едет сам.

Учитель: Да, действительно солнце похоже на колесо, потому что едущему на телеге сельскому жителю солнце прежде всего напоминает колесо.

Описание слайда:

Урок литературного чтения для 3-го класса. Выразительное чтение стихотворения С.

Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» 4. Выявление отклоняющегося подтекста. Учитель: А какая дорога, гладкая, ровная? Дети: Нет, нивы уже сжаты, с полей по дороге возили урожай, её взрыли, разбили. Учитель: Верно, она взрыта потому, что уже давно туманы, сырость, а по ней возят с полей на телегах урожай. А сейчас вечер поздней осени настал. Как вы думаете, тепло бывает в такой вечер? Дети: Холодно. «Совсем, совсем немного ждать зимы седой осталось».

Учитель: А как вы думаете, что в такой холодный вечер происходит с изъезженной, грязной дорогой, со всеми её ранами и шрамами? Дети: Он замерзает. Учитель: И вот по этой дороге, по замерз- шим буграм и колдобинам едет телега. Вчитайтесь в стихотворение, вслу-шайтесь в него.

Может вы услышите, как трясёт телегу?

Описание слайда:

Урок литературного чтения для 3-го класса. Выразительное чтение стихотворения С.

Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» Дети: Да телега дребезжит по замерзшей дороге. Вот почему столько звуков «р». «Дремлет взРытая доРога Ей сегодня пРимечталось…» Учитель: А о чем же мечтает застывшая дорога? Дети: О зиме. Учитель: Верно, о зиме. А почему о зиме? Ведь зимой холодно, зимой как будто все умирает. Дети: Дорога устала. Она хочет отдох-нуть.

Зимой выпадает снег, и её больше не будут ранить колёса. По ней, по снегу заскользят полозья саней. Сани как будто гладят дорогу. Учитель: Может теперь вам понятно, почему С.Есенин написал о зиме «седая», а не белая? Дети: Потому что зима похожа на старость.

Дорога мечтает о спокой-ной старости. Учитель: Вот сколько всего мы увидели, когда вчитались в это произведение,

Описание слайда:

Урок литературного чтения для 3-го класса. Выразительное чтение стихотворения С.

Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» вчувствовались. Может быть «ах и сам я..» тоже здесь не случайно? Дети: Да! С.Есенин тоже устал, он тоже мечтает о старости. Это стихотворение не о дороге. Это он все о себе написал. Ему было очень грустно. Учитель: Мне тоже так кажется. Вы сразу почувствовали грусть этого стихотворения, но не так сильно, как сейчас. Верно? Дети: Да. Учитель: Выходит, что это стихотворение безысходное, даже страшное, ведь так грустно и даже страшно мечтать о старости. Дети: В конце оно не очень грустное. Учитель: Почему? Дети: Там появляется жеребёнок. Учитель: Да, я тоже почувствовала это.

Читайте также:  Краткое содержание произведений достоевского

Как будто поэт говорит: «Да, я тоже устал, и мечтаю о старости, но

Описание слайда:

Урок литературного чтения для 3-го класса. Выразительное чтение стихотворения С.

Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» жизнь продолжается: вот народился новый жеребёнок, он побежал по зимней дороге навстречу весне!» 5. Интонационные упражнения. (коллективная работа) Учитель: Определите место пауз, логичес-кое ударение, мелодику речи в первой строфе. Дети: Нивы сжаты, рощи голы/ грустно, печально Средне Над землёй туман и сырость.// Колесом за сине горы Солнце тихое скатилось.// Учитель: Хорошо.

А теперь, давайте поду-маем, с каким чувством нужно читать эти строки? Дети: С грустью, печалью, сожалением о том, что теплое лето и золотая осень прошли.

Описание слайда:

Урок литературного чтения для 3-го класса. Выразительное чтение стихотворения С.

Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» Учитель: С какой силой звучания будем читать? Дети: Не сильно тихо, и несильно громко. Учитель: Да, со средней силой звучания. А второе четверостишье? Дети: Дремлет взрытая дорога/ печально Средне Ей сегодня примечталось.// надежда, ожидание Взволнованно Что совсем – совсем немного Ждать зимы седой осталось.

// Учитель: И третья строфа? Дети: Ах, /и сам я в чаше звонкой Увидал вчера в тумане: Оживленно Рыжий месяц жеребёнком, / с надеждой Запрягался в наши сани.//

Описание слайда:

Урок литературного чтения для 3-го класса. Выразительное чтение стихотворения С.

Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» 6. Выразительное чтение учащихся. Учитель: Давайте прочитаем стихотво-рение, стараясь наполнить его чувствами, которые возникли у вас при его обсуждении. Дети читают. IV. Итог урока. Рефлексия. Учитель: Расскажите пожалуйста, какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок? Что вы для себя открыли? Дети: Когда читаешь внимательно, вчув-ствовавшись, можно увидеть очень многое и многое для себя открыть. IV. Домашнее задание. Учитель: Наш урок подошел к концу.

Запишите пожалуйста домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, по желанию нарисовать иллюстрацию к этому произведению.

Источник: https://ppt4web.ru/literatura/vyrazitelnoe-chtenie-stikhotvorenija-sesenina-nivy-szhaty-roshhi-goly.html

Анализ стихотворения С. Есенина "Нивы сжаты"

Конспект анализа стихотворения.

Учитель читает стихотворение детям.

— Ребята, вы прослушали стихотворение С. Есенина. Какие чувства оно у вас вызывает? (Грустные, печальные)

— А почему ? (Потому что природа печальная, она готовится к зиме)

— Какова тема этого стихотворения? (Смена времен года с осени на зиму).

— В стихотворении Есенин описывает природу. А какие образы рисует воображение вам? (меняется время года, природа уже готова к наступлению зимы, деревья стоят без листьев).

— Давайте найдем в тексте приметы увядающей осенней природы. (Нивы сжаты, рощи голы, туман и сырость)

— Обратите внимание на слова «нивы сжаты» — что это значит? (урожай собран)

— Как вы понимаете «рощи голы»? (пусты, открыты, на них ничего нет).

— Послушайте: «колесом за сини горы солнце красное скатилось». Что хочет сказать нам автор? С чем сравнивает он солнце? (с колесом).

А случайно ли такое сравнение? Колесо какое? (круглое, оно катится). Верно, колесо катится, оно не ходит, поэтому Есенин не сказал «солнце зашло», а сказал «скатилось» как колесо.

Представьте, как солнышко, словно колесо, скатывается с неба по горам и прячется за них.

— Обратите внимание на необычную форму слова в словосочетании «сини горы»

А может быть Есенин просто ошибся или в тексте опечатка?

Нет, Есенин не ошибся. Он использовал не обычную форму слова, а старинную, чтобы приблизить нас к своим чувствам. Обратите внимание на оттенок сказки в этих словах, мы сразу испытываем трепет и благоговение перед природой. А возникли бы у нас такие чувства, если бы автор сказал просто «синие горы»? (Нет)

— А почему солнце автор назвал «красным»? на какое время суток это указывает? (вечер).

— Ребята. А вы знаете, что в народном творчестве слово «красный» означает не только цвет; «красный» значит «красивый». Издавна люди говорили «красна девица». Даже у нас в городе есть улица с красивым названием – Красная площадь.

— Давайте посмотрим дальше. «Дремлет взрытая дорога». Прочитав эту строку, какой вы ее себе представляете? (коричневая, перекопанная, с бугорками)

— Ребята, давайте хорошо произнесем: «дремлет взрытая дорога». Послушайте, звуки в словах как раз помогают нам представить эту картину. «Взрытая» — сразу чувствуется как колесо дребезжит по замерзшей дороге. Этот прием в литературе называется звукопись. Автор как бы пишет звуками, отсюда такое название. В старших классах вы будете изучать звукопись более подробно.

— А теперь обратите внимание, как автор наделил дорогу человеческими качествами: «дремлет». Кто может дремать? (человек). Верно, а что Есенин хотел этим сказать? ( Что природа живая, и она ждет наступления зимы). А в каких еще словах автор олицетворяет дорогу? (примечталось, ждать).

— Подумайте и приведите свой пример наделения неодушевленных предметов человеческими качествами. (грустная береза, спокойное море, идет дождь).

— Молодцы. А какой автор называет зиму? (седой) А что может быть седым? (борода у дедушки, волосы у пожилого человека) мы видим, что и здесь автор наделяет зиму человеческими качествами. Какой она вам представляется? (белой, седой, спокойной, унылой)

— Давайте прочитаем стихотворение дальше. Автор чащу называет звонкой. А что может звенеть в чаще? (волк воет, деревья скрипят, подают замерзшие ягоды) А почему мы можем расслышать все эти звуки? Самое главное в этой звонкой чаще – тишина! Каждый-каждый звук отчетливо слышен!

— Посмотрите Есенин о месяце говорит так: «Рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани». Как вы себе это представляете? (месяц ярко оранжевого цвета заходит за облака).

Мы сразу представляем картины деревенского быта, которые так удачно передал автор с помощью этого сравнения.А почему месяц сравнивается с маленьким жеребенком? (Потому что месяц еще молодой)

— Вот мы с вами прослушали и разобрали все стихотворение. А теперь давайте подумаем: какая же у этого стихотворения идея? Что хотел передать нам автор, для чего он написал свое стихотворение? (Он хотел показать нам красоту осенней природы, которая ждет зимы. А главное, он хотел сказать нам, что природа живая, она может как человек о чем-то думать, мечтать.)

— А теперь давайте посмотрим в окно и каждый из вас скажет что-то о природе сегодня: какая она? (ясное небо, чистое небо, яркий, блестящий снег).

— Молодцы. Когда вы придете их школы домой и потом соберетесь гулять, понаблюдайте за снегом, опишите его, попробуйте так же, как Есенин, представить, что снег живой и что он может думать и переживать, когда жить ему осталось совсем немного, последние весенние денечки.

А на следующем уроке каждый нам расскажет, что он увидел. Также все желающие могут найти интересные загадки и пословицы о весенней природе, мы их с интересом послушаем и разгадаем. А может среди нас найдутся такие, кто сможет сочинить стихотворение также, как и Есенин.

Источник: https://infourok.ru/analiz-stihotvoreniya-s-esenina-nivi-szhati-657529.html

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы»

Нивы сжаты, рощи голы,От воды туман и сырость.Колесом за сини горыСолнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога.Ей сегодня примечталось,Что совсем, совсем немногоЖдать зимы седой осталось. Ах, и сам я в чаще звонкойУвидал вчера в тумане:Рыжий месяц жеребёнкомЗапрягался в наши сани.

1917

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы»

Трудно вспомнить более народного поэта, чем С. А. Есенин. Каждая его строчка пронизана любовью к природе, деревне, народу, русским красавицам, бескрайним просторам, Родине. Тема патриотизма первостепенна в его лирике. Тексты певучи, раскатисты, плавны, гармоничны, их хочется петь. Неудивительно, ведь поэт был воспитан на фольклоре, с колыбели слышал народные песни, сказки.

Читайте также:  Анализ рассказа малиновая вода тургенева

Детство его прошло на Рязанской земле, на воле, что помогло ему сроднится с лесами, полями, реками. Поэтому в его творчестве так много олицетворений, художественного параллелизма. Для него природа – главное действующее лицо.

Тонкоствольная белая березка – любимая героиня поэта, олицетворяет юную скромную красавицу, деревенскую девушку. Черемуха – барышня, ее наряд дорог, одета по моде.

Себя же он сравнивает с опавшим, заледенелым кленом, выжженным эмоционально и физически.

Психология, душа русского народа сквозит в каждом катрене. Здесь нет спокойствия, только эмоции, буря, безудержность во всем.

Будучи истинным певцом России, вышедшим из крестьянской жизни, Сергей Александрович умел находить прекрасное в любом сезоне, погоде.

В звонких весенних ручейках, которые напитывают влагой почву, в летней грозе, которая прекрасна своей несдержанностью, кратковременностью, в заснеженных лесах и полях, которым нет конца.

Осень – время особенное для поэта. Это пора сбора урожая, как материального, так и жизненного, философского, время подведения итогов.

Ведь для любого крестьянина, новый год наступает осенью после торжественного окончания полевых работ.

Поэтому так важно то, что останется с человеком после того, как будут сжаты последние нивы и окончательно опустеют рощи, скинув свою листву. Будет ли это тоска, одиночество или надежда на светлое будущее, радужные планы.

Стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы» написано в 1917 году – непростой для страны период. Тогда каждый понимал, что урожай собран, итоги подведены, старое разрушено на корню. Но никто не мог однозначно утверждать каким будет то новое, за которое так боролись. Тем не менее стихотворение не несет прямых подтекстов и относится к пейзажной лирике автора.

У Есенина осень еще острее, пронзительнее, чем у Лермонтова. Здесь нет пушкинского восторга от поздней осени, но и душевного метания, неприятия, как у Фета, читатель не встретит.

Сергей Александрович, как настоящий художник, рисует нам картины осенней природы, передавая унылость, тоску, горечь, но выбирая яркую, глубокую, насыщенную палитру.

Облетевшие рощи, опустевшие нивы, сырость, туман – все это поглотило былую радость жизни, навеяло легкую грусть. Заставило задуматься о будущем.

В природе все естественно, гармонично, что стремится передать автор. Поля, леса, изрытая дорога находятся в предвкушении, в ожидании зимы. Это неудивительно, что дороге мечтается о пушистом снеге, который скоро на нее ляжет.

Ведь она с весны до поздней осени трудилась, потому изрыта. По ней часто ездили, возили собранный урожай. Зима – отдых для крестьянина, труженика поля. Поэтому ожидание нового времени года так остро в стихотворении.

Осталось совсем немного.

Ключевые образы стихотворения: явления, происходящие в природе и лирический герой, то есть сам рассказчик. Кажется будто автор стоит в эпицентре предстоящих перемен. Но от него ничего не зависит, он лишь наблюдатель.

Примечательно описание «рыжего месяца». Использовано сравнение его с жеребенком. Конь, жеребенок – любимые образы автора, которые появляются достаточно часто в его стихах. Лошадь – это перевозчик, способный привезти что-то новое. А жеребенок – олицетворение чего-то невинного, незащищенного.

Речь Есенина, яркая, образная. Использовано много средств художественной выразительности. Солнце сравнивается с колесом, месяц с жеребенком. Эпитеты: «седая зима», «звонкая чаща». Дорога отождествляется с живым существом, которому «примечталось» скорое наступление зимы.

Композиция стиха простая. Он включает три катрена, изложенных с помощью перекрестной рифмы. Чтобы придать певучести, мелодичности строкам, автор останавливается на четырехстопном хорее. Интонация спокойная, размеренная. Текст читает легко, певуче. Остаются приятные эмоции после прочтения.

Источник: https://NatWorld.info/o-prirode-dlja-shkoly/stihotvorenija-o-prirode/s-a-esenin-nivy-szhaty-roshhi-goly-chitat-onlajn-analiz-stihotvorenija

Анализ стихотворение Есенина Нивы сжаты

Данное стихотворение Есенин написал в самый разгар войны, что, казалось бы, неуместно. Но, не смотря на всю свою суровость, достаточно гневное отношение к некоторому политическому строю и собственную оппозицию он был человеком достаточно открытым и чувствительным, что априори присуще всем великим поэтам.

Сергей Александрович родился и вырос среди свежего воздуха, потрясающих пейзажей и прекрасного времен, чего ему так не хватало в холодной Москве. Детство его прошло под Рязанью, о красотах которой он неоднократно упоминает в своих произведениях.

Сразу же уехав из любимого селенья, Есенин начинает безумно скучать по родным местам, скучать по солнцу, по распустившимся листьям сирени, по беззаботному существованию вдали от лицемерия и мнимой важности политики.

Это чувство тоски заметно обостряется в тягостные моменты его жизни. Одним из таких моментом как раз и стала революция.

В самом же произведении поэт описывает замечательное явление – позднюю осень. Поэт показывает нам, что жаркому лету давно уж пришел конец и даже остаточное тепло осени испаряется вместе с туманом. Сергей Есенин является сторонником такого приема, как олицетворение, он привык одаривать неживую природу свойствами живых существ.

Так он показывает, что уставшее солнце тихо скатилось за синие горы, взрытая дорога давно уж мечтает о шикарной снежной пелене, которая укроет ее и согреет суровой русской зимой, что стоит на пороге.

И совсем уж скоро светлый день сменится ночью, в которой будет тускло сиять рыжий месяц.

Есенин будто вместе с природой нетерпеливого ожидает момент наступления холодов, именно то мгновенье, когда задержавшаяся осень сменится красавицей – зимой.

Он будто верит, что начавшийся снегопад в силах очистить землю от грязи, а его душу от забот и переживаний.

(No Ratings Yet) Loading… Анализ стихотворение Есенина Нивы сжаты« Биография Модеста Богданова“Еврей Зюсс” Фейхтвангера в кратком содержании »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/analiz-stixotvorenie-esenina-nivy-szhaty/

План-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

  • 2. Речевая разминка
  • 3.Подготовительная работа
  • 4.Первое чтение
  • 5.Проверка первичного восприятия
  • 6.Второе чтение и анализ
  • 7.Синтез
  • 8.Рефлексия
  • -Подарите улыбку друг другу и пожелайте удачи!
  • -Что вам необходимо для успешной работы?
  • -Подготовим речевой аппарат к работе.
  • -Я прочитаю скороговорку.
  • -А вы внимательно послушайте, какие звуки встречаются чаще всего?
  • — О чем скороговорка?
  • -Медленно читаем, выделяя звуки

-Теперь быстрее, очень быстро. Прочитайте друг другу в паре.

-Теперь тренируем силу голоса. Начинаем читать тихо и постепенно увеличиваем силу голоса и наоборот

Наша задача сегодня познакомиться со стихотворением С.А.Есенина и научиться его выразительно читать.

  1. Рассказ об авторе, работа с портретом.
  2. Вопросы по биографии
  3.  -Сейчас мы будем читать замечательное стихотворение, которое написал Сергей Александрович Есенин.
  4. -Я прочитаю стихотворение, а вы послушайте и постарайтесь представить себе картины осени, изображенные в тексте, но для этого надо вслушаться в каждое слово.

-После чтения подготовьте ответ на вопрос: — Вам понравилось стихотворение?  Чем?

 — Какое чувство вы испытывали, когда слушали?

— Вам понравилось стихотворение?  Чем?  — Какое чувство вы испытывали, когда слушали?

— Какие картины вам представились?  (Ответы детей).

    — Работа над картиной М.О. Оболенского «Жнитво».

— Если сравнивать с картинами художников,  какую картину нарисовал поэт?  (Пейзаж).

  •   — А сейчас прочитайте стихотворение про себя, чтобы найти слова, которые помогли вам нарисовать эти картины в своем воображении.
  • — Какое время года изобразил автор в стихотворении?
  • — Какие картины природы описывает?
  •   —  С помощью, каких слов описывает осеннюю природу?

-Как  называем «рисующие слова»? (Эпитеты).

— Кто нашел приемы сравнения?

-Как выдумаете,  почему поэт сравнивает солнце с колесом, а месяц – с жеребенком

— Что помогло вам читать стих. выразительно?  

-Прочитайте стихотворение друг другу и подумайте, какое настроение было у поэта, когда он писал эти стихи? Менялось ли оно?

  1. — Ребята, а как вы считаете,  кого имеет в виду поэт в словах «Ах, и сам я…»?  
  2. Учитель: — В любом случае мы здесь ощущаем присутствие человека, который также восхищается осенью.
  3. — Как будет меняться  интонация при чтении стихотворения?
Читайте также:  Былина садко - краткое содержание

Слушание музыки. Отрывок или вся пьеса П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» (из цикла «Времена года».

  • — Ребята, вам понравилась музыка?
  • — А что вам хочется делать под эту музыку?  (
  • — Подготовьтесь к выразительному чтению.
  • -Постарайтесь передать эту мелодию осени, в своем чтении.
  • Выразительное чтение.

Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение С.А. Есенина.

-Какие задачи стояли перед вами?

— На сколько справились с ними?

Что у вас хорошо получилось? Над чем предстоит работать?

  1. Настраиваются на урок.
  2. -Быть внимательным и активным.
  3. Работают со скороваркой хором, в парах.
  4. Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.
  5. Ученики обмениваются впечатлениями от первого знакомства с произведением).
  6. (Немножко грустное; мне было приятно слушать: автор пишет об осени так красиво, интересно, немножко таинственно и загадочно).
  7. Называют: «рощи голы»; «дремлет…дорога»; «солнце тихое»; «ей (дороге)… примечталось»; «взрытая дорога»; «зимы седой»; «сини горы»; «колесом… солнце… скатилось».)

— Да, менялось: сначала оно было грустное. И сонливое: «дремлет», «примечталось», «солнце тихое».

— а в последнем четверостишии настроение игривое: «в чаще звонкой», «Рыжий месяц жеребенком//Запрягался в наши сани».

Наверное, себя.  А возможно,  другого человека, который наблюдал и переживал эту картину.)

Побродить по лесу, понаблюдать за его красотой. Слушать и слушать эту музыку. Думать о чем-нибудь приятном. Нарисовать красивую осеннюю картину.)

  • РУУД:
  • Организовать себя на продуктивную работу на уроке
  • РУУД:
  • материала;
  • — выполнять учебное действие в соответствии с целью;
  • -осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного
  • КУУД:
  • — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
  • — использовать речевые средства для представления результата деятельности.
  • — формулировать собственное мнение и позицию, в рамках учебного диалога;
  • РУУД:
  • — выполнять учебное действие в соответствии с целью;
  • ПУУД:
  • -определять настроение лирического произведения и обосновывать свое мнение;
  • ПУУД:
  • — определять особенности лирического произведения и обосновывать свое мнение;
  • — соотносить сюжет картины с содержанием лирического текста и обосновывать свое мнение;
  • — подбирать интонацию, передающую радостное и грустное настроение автора  и обосновывать свое мнение;
  • — определять средства художественной выразительности текста и обосновывать свое мнение;
  • — определять настроение автора и обосновывать свое мнение.
  • -формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.
  • КУУД:
  • — использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2018/01/22/konspekt-uroka-tema-izobrazhenie-oseni-v-stihotvorenii-s-a

Сергей Есенин — Нивы сжаты, рощи голы: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

  • Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного
  • Ждать зимы седой осталось.
  • Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком
  • Запрягался в наши сани.

Анализ стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы» Есенина

Есенин еще в молодости переехал из села Константиново в Москву. В первые годы он находил время, чтобы съездить в родные места, но постепенно обретал известность и все больше погружался в городскую жизнь.

Не имея возможности вырваться в деревню, поэт постоянно испытывал тоску по родине, которая у него ассоциировалась с русским пейзажем. Все стихотворения Есенина, посвященные природе, основаны на воспоминаниях о родном селе.

Одним из них является «Нивы сжаты, рощи голы…» (1917 г.).

Поэт считал прекрасным любое время года и умел находить в природе доказательства этому. Он описывает позднюю осень. Картины увядающей природы полны тихой грусти, но при этом наполнены своеобразной красотой. Автор использует образную метафору, сравнивая заходящее солнце со скатившимся колесом.

Есенин также применяет свой излюбленный прием – олицетворение природы. Он одухотворяет весь окружающий мир. Даже обычная деревенская дорога наделяется качествами живого существа. Он отмечает, что дорога «взрытая», т. к. ей в последнее время часто пользовались при уборке урожая и для приготовлений на зиму.

Хозяйственные хлопоты крестьянства миновали, дорога может отдыхать до начала нового земледельческого цикла. Поэтому она дремлет и видит свои особенные сны. В мечтах дороге представляется зима, которая вот-вот наступит. Вся земля будет занесена толстым слоем снега и получит возможность долгожданного отдыха.

В последней строфе появляется сам лирический герой. В своем богатом воображении он стал свидетелем слияния природного и человеческого миров. Находясь в таинственной волшебной атмосфере («в чаще звонкой… в тумане»), он увидел, как «месяц жеребенком запрягался в… сани».

Городская жизнь не могла изменить крестьянского мировоззрения Есенина. Он продолжал с большой любовью относиться к окружающей природе. Во всех природных явлениях поэт видел глубокий внутренний смысл. Он не пользуется традиционными поэтическими сравнениями.

Его образы имеют прямую связь с крестьянской жизнью (солнце – колесо, месяц – жеребенок). Есенин считает человека неотъемлемой частью природы. Поэтому поэт идеализирует деревенский образ жизни.

По его мнению, только следуя законам природы, человек сможет сохранить чистоту своей души.

Читать стих поэта Сергей Есенин — Нивы сжаты, рощи голы на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/sergej-esenin-nivy-szhaty-roshhi-goly/

Анализ стихотворения Есенина “Нивы сжаты, рощи голы…”

Есть люди, которые любят зиму или же мечтают о солнечном лете. Поэт Сергей Есенин с одинаковым восторгом воспринимал любое время года, считая, что природа прекрасна в любом своем проявлении. Именно по этой причине подавляющее большинство своих стихов этого поэта выдержано в ключе пейзажной лирики. Среди них – произведение “Нивы сжаты, рощи голы…”, написанное в 1917 году.

К этому времени Сергей Есенин уже жил в Москве и считался достаточно перспективным молодым литератором. Тем не менее, мысленно он постоянно возвращался в родное

село Константиново и сильно страдал из-за того, что лишен возможности увидеть, как распускаются листья на любимых березах или же всходит на небо молодой месяц, заливая всю округу бледным желтоватым светом.

Между тем, память услужливо подсказывала поэту картины из прошлого, которые и ложились в основу его произведений.

Именно так и появилось на свет стихотворение “Нивы сжаты, рощи голы…”, в которое одновременно сквозят и грусть, и умиротворение.

Образность, свойственная произведениям Есенина, и на этот раз позволяет автору при помощи нескольких точных метафор воссоздать идиллическую картину. “Колесом

за сини горы солнце тихое скатилось”, – отмечает поэт и, развивая эту тему, рассказывает о том, каким волнующим может быть осенний закат за сельской околицей. Привычка наделять свойствами живых людей неодушевленные предметы также придает произведениям Есенина особый шарм.

“Дремлет взрытая дорога”, – отмечает автор, указывая на то, что она мечтает как можно скорее получить в подарок роскошное снежное покрывало. Действительно, глубокой осенью природа выглядит уныло и негостеприимно. Однако Есенин даже в осиротевших лесах и скошенных полях видит определенную романтику.

И также, как распаханная десятками телег дорога, мечтает о предстоящей зиме, которая в одно мгновение преобразит мир. Глядя на небо, поэт видит, как “рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани”.

Эта очень яркая метафора указывает на то, что и сам Есенин мечтает о снеге, ему неуютно чувствовать себя одиноким и неприкаянным среди лесов и полей, которые заняты приготовлениями к зимней спячке. Однако поэт мысленно уговаривает себя подождать еще немного и полюбоваться ночным небом.

Он знает, что зима не заставит себя ждать, но пытается уловить тот момент, когда она придет на смену осени, очистив землю от грязи, а душу – от нелепых переживаний.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-esenina-nivy-szhaty-roshhi-goly/

Ссылка на основную публикацию