Классика романтического стиля
Элегия немного грустна. И в то же время эта печаль не гнетёт, она светла и даже философична.
Описание того, что видит автор, не выглядит как какой-то абстрактный образ русской природы где-то в средней полосе. Всё это поэт видел в родных ему краях — Белёве и Мишенском:
- поля и рощи;
- дубраву и реку;
- закат над горой и городом, отражающимся в воде.
Величественный покой и красота пейзажа ассоциируется с божественным началом и совершенством мироздания. Поэт восхищённо воспринимает эту картину, ощущает своё единение с природой.
К нему приходит осознание собственного предназначенья: ценить красоту родной земли, слагать песни «во славу Божию», писать стихи о друзьях, счастье и любви. Это и стало главной темой произведения.
И всё же в каждом слове сквозит настроение Жуковского, ставшее отражением личной истории и событий трёхлетней давности. Тогда поэт столкнулся с беспощадной реальностью смерти. Это было потрясением для молодого ещё человека: ушёл из жизни его друг. Андрею Тургеневу было всего-то неполных 22 года.
Ещё одно печальное событие произошло с другим товарищем, Семёном Родзянко — в 20 лет он потерял рассудок. Молодых людей объединяли учёба в Университетском благородном пансионе и участие в Дружеском литературном обществе.
Непосредственно об этих двух людях в элегии — лишь краткое упоминание. Имён Жуковский не назвал, но всем, кто знал поэта, это было ни к чему: каждый понимал, о ком идёт речь. Ну а для потомков потрудились биографы и кратко объяснили, кого именно имел в виду зачинатель романтизма в России.
Показательно, что занимает лирического героя в этот тихий вечер:
- вспоминает о страданьях и блаженстве, оставшихся в прошлом;
- размышляет о разлуке с милыми сердцу спутниками;
- скорбит о безвозвратно потерянных друзьях.
Поэтому и в описании природы всё замирает, а летний вечер плавно переходит в ночь. Тихо веет зефир (ветерок), чуть слышен плеск воды — поэт словно медитирует, лёжа на траве под едва трепещущей ивой.
Но наступает утро. И поэт уже говорит о грядущем и своём месте в будущей жизни.
Немного об истории создания «Вечера»
Эта романтическая элегия была написана Жуковским в молодом возрасте — всего-то в 23 года. Произведение относится к ранним элегиям, с которых началась история романтизма и в творчестве поэта, и во всей русской литературе.
Место написания — село Мишенское, недалеко от города Белёв. Туда молодой человек приехал после окончания учёбы в Московском пансионе. Именно те края описаны в элегии. Поэтому так органично переплелись воспоминания о друзьях, прошедших событиях и размышления о будущем с лиричными пейзажами, которые соответствовали эмоциональному состоянию поэта.
Время написания элегии — с мая по июль 1806 года. Впервые была опубликована в «Вестнике Европы» в следующем году, в четвёртом номере журнала.
Характеристика элегии «Вечер»
В анализе композиции отмечается, что всё произведение состоит из 32 строф (катренов). В каждой из них — четыре строки. Рифма в катренах использована перекрёстная. Изо всех видов стихотворных размеров Жуковский отдал предпочтение шестистопному ямбу.
Можно попытаться разделить содержание этого стиха, ориентируясь на содержание. В таком случае получится план из трёх пунктов:
- Пейзаж родного края. Поэт не просто фиксирует всё, что видит вокруг себя, он любуется роскошью и величественным покоем равнины, который не может нарушить ни журчание ручья, ни птичьи голоса, ни лёгкий ветерок, колышущий листья ивы.
- Личные воспоминания и переживания.
- Размышления о месте и роли поэта в обществе.
Перелистывая страницы томика Жуковского, человек не только читает содержание очередного стихотворения, написанного в жанре романтической элегии.
Он чувствует и переживает вместе с автором, и, поддавшись магии художественного слова, любуется прекрасной картиной природы средней полосы России.
Добиться такого эффекта поэт сумел, воспользовавшись различными выразительными средствами:
- эпитетами;
- анафорами;
- риторическими вопросами;
- восклицаниями;
- обращениями.
В своей элегии Жуковский показал читателям нечто совершенно фантастическое: как знакомый и привычный пейзаж с восходом ночного светила становится совершенно иным — зыбким, порой почти нереальным. В этом проявилась идея так называемого двоемирия.
Жизнь как тема для романа
В Википедии размещена статья, посвящённая Василию Андреевичу Жуковскому. Он был незаконнорождённым сыном наложницы-турчанки и секунд-майора Афанасия Ивановича Бунина, помещика, чьи владения были на землях трёх губерний:
- Орловской.
- Калужской.
- Тульской.
Однако своё имя младенцу дал не отец (он был женат, и в официальной семье росли его законнорождённые дети), а обедневший и проживавший у Буниных дворянин Жуковский. Он принимал участие в воспитании и обучении мальчика.
Можно только догадываться о том, какие страсти бушевали в семействе. Но в жизни Василия Андреевича Жуковского, так уж распорядилась судьба, было немало влиятельных и благородных людей, которые помогали ему выйти победителем из сложных проблем с получением образования и статуса дворянина.
В 34 года Василий Жуковский стал учителем русского языка великой княгини, которая впоследствии стала императрицей Александрой Фёдоровной. Когда родился цесаревич Александр Николаевич, выбор наставника был в пользу академика Жуковского. Этот талантливый человек пришёл в мир как незаконнорождённый, но сумел достичь невероятных высот в карьере.
История его происхождения и формирование отношений в семье будущего классика русского романтизма вполне могут претендовать на отдельный рассказ. А уж каким он будет, решит автор. Возможно, это будет даже симбиоз трагедии, любовного романтического чтива и исторического романа.
Источник: https://nauka.club/literatura/stikhi/vecher.html
Жуковский, "Вечер": анализ, краткое содержание и тема стихотворения
В стихотворении «Вечер» Жуковского соединяется с необычайной выразительностью формирование восторженного по своей сути образа с твердостью отображения, с легкой и искренней поэзией.
Не ученик, проявляющий свои способности, а мэтр, уверенной рукой изображающий мир так, как он ему видится и откликается в его сердце, — подобное представление стихотворца возникает перед теми, кто читает данную элегию, получившую бесконечную жизнь в сознании не одного поколения.
Анализ «Вечера» Жуковского: образ природы
Равно как и в предыдущих стихотворениях, то же самое явление незаметно ослабевающего света, знакомые очертания преображаются в бездонный полумрак. «Включается» луна, и возникает немыслимое, в дневное время нереальное: чуть заметная золотая тропа лунного блеска на водной глади. Само изображение природы динамично, она находится в движении — взять хотя бы строчку «ручей, виющийся по светлому песку». Дневная действительность заменяется ночной зыбучестью, и, следовательно, совсем другой стала интонация ощущений, отличным стал объект размышлений.
Размышления поэта
Он думает о том, что в окружающем мире все находится в гармонии, ибо череда времен года пребывает в собственном цикле, и в этой непрерывной периодичности цветения и угасания воплощена бесконечность. Но что касается человека, то с ним поступили нечестно: он не бессмертный, уникальный как индивидуум, обречённый на абсолютное вымирание.
Он будто куда-то неодолимо устремлен.
Но каково намерение такого поспешного влечения в загадочную перспективу? И что оно сулит ему, кроме гробовой доски над тлеющим прахом? Кому останутся столь ослепительные, безумные чувства, являющиеся украшением людского бытия, эти мучительные страдания, любовь, от которой бушевал мир, трепетали царства, появлялись новые направления перед обществом?
Проблематика
В элегии «Вечер» Жуковский осветил не только собственные внутренние думы и не только то, что тревожило русскую интеллигенцию, склонную к постижению жизни в мечтательном, меланхоличном духе. Это дает нам понять, что он обнажил проблему общечеловеческого масштаба.
Вопрос о значении существования, о собственной смерти и вечности, о призвании человека стоял практически перед каждым думающим во все века.
Вклад элегии «Вечер» Жуковского в том, что в ней он высказал подобную гуманистическую проблему первым в литературе на уровне весьма необыкновенной, возвышенной поэзии с гигантской передающейся силой.
Если делать анализ «Вечера» Жуковского, то тут целая система поэтических средств подчинена естественному проявлению чувств и идей поэта. Все использованные художественные тропы помогают создать впечатление неустойчивости. Картина плавно перемещается с помощью метафорических описаний. Круг может быть крупным или небольшим, высеченным аккуратно или прерывисто, трясущейся рукой.
В этой элегии он соединяется с дефиницией не из материальной среды, а из совершенно другой: божественный круг – это понятие моральное или философское. Песни могут быть грустными или радостными, позитивными или негативными, исполненными профессионально или же несуразно.
Тут же огненные песни использованы фигурально, как воодушевляющие, свободные, восхваляющие не только поэзию, искусство, но и независимость.
Средства выразительности
Читатель не только ощущает природу, ведь лирический лунный вечер стал для него признанием. Молодой поэт показывает все оттенки личных терзаний.
Тишина в данном стихотворении – тишина настоящая и потому внутренняя. Она будет любимым образом в «Вечере» Жуковского (анализ это показывает).
И не увядание, не исчезновение, а этот изумительный символ тишины свяжет человека с природой в стихотворениях.
Перед нами поэтическое творение, полное трепетной страсти (свободный ямб, высокопарные вопросы, усугублённые единоначалием «когда» и «как»). Лексика возвышенного слога, без какой-либо манерности — все эти признаки говорят о том, что это шедевр великого мастера пера.
Немного об авторе
Жуковский заслуженно считается «поэтическим Колумбом России», приоткрывшим ей «Новый Свет романтизма в литературе». В начале 19-го столетия русский романтизм являлся новым течением, пришедшим к нам из поэзии Западной Европы.
Романтизм зародил новую проблематику, символы, настроение, поэтические приемы изображения. Помимо всего прочего, романтизм установил новое, восторженное мироощущение.
Проводником всего особенного и вдохновляющего, что вмещает в себя данное направление, и стал Жуковский.
Тема стихотворения
Тема стихотворения «Вечер» Жуковского пропитана особенной атмосферой романтизма, в которой проявляются эмоции, размышления, настроения, чувства его лирического персонажа. Их можно отметить и в балладах, и в сердечной поэзии. Однако очевидно, что в большей степени выразительно подобные восторженные лейтмотивы присутствуют в описании пейзажей, к таковым принадлежит и элегия «Вечер».
В ней создается необычная поэтическая природа, которая является открытием для поэзии России.
Отличие стиха заключается в том, что отображение пейзажа в элегии не столько показывает действительную картину, сколько демонстрирует внутренний настрой героя.
Наиболее типично для стихотворений молодого поэта грустное настроение и меланхолический дух. Данный жанр всегда пропитан тоской, сопряженной с личными душевными терзаниями человека, с его идеологическими раздумьями.
И все же спокойствие природы, затихающей в сумеречном безмолвии, радостно для Жуковского. Его герой открывается природе и не пытается дать ей отпор, не понимает существование в общем как что-то агрессивное его сознанию. Таким образом как бы звучит лейтмотивом согласие с могуществом Бога, признание его, объединённого с природой.
Крик о вероятности близкой кончины, завершающий элегию, не несет уныния. Растворение является общим мировым правилом. Как лучи небесного светила растворяются в вечерней мгле, сливаясь с тускнеющим естеством, так и люди увядают и все равно продолжают жить в наших воспоминаниях.
Краткое содержание
Краткое содержание «Вечера» Жуковского – это раздумья лирического персонажа о собственной участи, память о тех, кто был дорог для него.
Однако благодаря чему, невзирая ни на что, вечер отраден для стихотворца? Он наблюдает момент гармонии в природе, когда дуновение ветра и плеск воды находятся в едином порыве.
Такое уникальное по красоте изображение вечера летом, наполненное яркими художественными тропами, не оставит безразличным и безучастным и современного человека.
Особенность поэзии Жуковского
В русской литературе впоследствии появится множество стихотворений, изображающих образ вечерней природы средней полосы России.
Все они весьма отличаются, поскольку созданы различными стихотворцами, у всякого из которых было собственное духовное видение, исключительное и индивидуальное.
Но поэзия Жуковского всегда будет являться золотым ресурсом русской лирики, ведь для любого человека его стихотворения — это дорога к познанию мироздания и себя самого. Анализ «Вечера» Жуковского поможет погрузиться в лирический мир поэта.
Первое стихотворение поэта «Вечер» стало высшим лирическим вкладом в этот период. В нем запечатлелось особенное свойство творчества Жуковского, что делает его новым и в то же время весьма знакомым для большинства людей, — это по-настоящему индивидуальное, жизненное начало.
Источник: https://FB.ru/article/354982/jukovskiy-vecher-analiz-kratkoe-soderjanie-i-tema-stihotvoreniya
Анализ стихотворения Жуковского «Вечер»: краткое содержание поэмы-элегии, жанр и основная идея
Элегия и баллада — любимые стили Василия Жуковского. В произведении «Вечер», которое было напечатано издательством «Вестник Европы» в 1800-х годах, раскрыт весь творческий потенциал автора. В нем видна глубина внутреннего мира поэта. Анализ стихотворения Жуковского «Вечер» позволит лучше понять цель, которую преследовал автор при его написании.
Детальный разбор поэмы
Василий Жуковский был приверженцем романтизма. Выпускать свои произведения на обозрение читателей он стал не сразу. Сначала ему нравилось переводить книги зарубежных авторов (немецких и английских).
Он подражал им и преклонялся перед их деятельностью. Но, несмотря на это, именно его можно считать основателем романтизма в России.
Произведения автора не хуже творений зарубежных писателей по своей выразительности, красоте и самовыражению.
Стихотворение Жуковского «Вечер», анализ которого будет полезен на уроках литературы, символизирует возникновение возвышенного биографизма как нового метода воспроизведения чувственного «Я» или выдуманного героя. Все вокруг себя он пропускает через призму собственных исследований и по-особенному передает читателям состояния своей души.
Что касается истории создания, то поэма была написана Жуковским во время его пребывания в селе Мишенском. Ему приходилось наблюдать в этот период уникальные природные картины, которые вдохновили его на сочинение романтического произведения.
Пейзажная лирика
Напечатанную в 1806 году элегию «Вечер» Жуковского можно назвать идеальным примером пейзажной лирики. Она полностью соотносится с духом зарождающегося романтизма. В ней он искренне восторгается окружающей природой, точно передает ее красоту в метафорах.
С самого начала произведения автор привлекает интерес читателя. Здесь он выступает не в роли стихотворца, а художника. Палитра красок заменена у него богатейшим русским языком. Он способен с помощью простых слов описать вкус и даже аромат, создать полный эффект погружения в природу.
Поэт способен заприметить каждую мелочь и описать ее в своем произведении. Восхищаясь окружающей красотой, автор обращается с просьбами к своей «музе», молит ее прийти к нему, чтобы подарить ему хоть несколько минут вдохновения. Мольбы автора как будто услышаны. Простой вечерний закат солнца видится ему в совсем ином свете.
День, приближающийся к вечеру, поэт сопоставляет со смертью, которая уничтожает яркие оттенки дня. Но и в вечерней полумгле автор подмечает нечто прекрасное.
Тишина летней ночи, сменяющая дневной шум и гам, приносит ему необычайное спокойствие.
Во времена, когда «луны ущербный лик встает из-за холмов», это не нарушает гармонии Вселенной, а лишь выделяет ее и добавляет новые оттенки в поэтический арсенал автора. Сумерки — самое подходящее время для:
- раздумий;
- иллюзий;
- воспоминаний.
Все вокруг дает автору настрой на раздумья. Он вспоминает товарищей, которых забрала земля. Из общения с ними он черпал дополнительное вдохновение.
Годы идут. Вместе с ними в прошлое уходят «всех радостей струны» и «Вакховы пиры при шуме зимних вьюг», а также обещания, которыми друзья обменивались, чтобы сохранить дружбу на века.
Чувство одиночества
Одиночество становится постоянным спутником Жуковского. В тот памятный вечер он остро ощущает себя никому не нужным. Он осознает, что должен стать родоначальником русского романтизма. Его участью становится восхищение красотами природы, он создает из них нечто невероятное в своих стихах.
Поэт не представляет свою дальнейшую жизнь и признает, что будущее неизбежно. Он все равно не в силах что-либо изменить в нем. Жуковский грезит о деятельности, связанной с поэзией. Ради этого он готов остаться одиноким, отречься от общения с друзьями. Автор думает, что разговоры с его «музой» сейчас более важны для его самовыражения.
Поэт расхваливает спокойное существование без лишних споров и притязаний. В произведении он создает героя, воспринимающего красоту окружающего мира во всех его прелестях.
Именно этот природный мир, вызывающий в лирическом «Я» прихотливые и изменчивые переживания и настроения, образует смысл элегии. «Вечер» характеризуется как непривычный по приемам тип романтического текста.
Ему присущи:
- меняющиеся друг за другом воспоминания;
- раздумья;
- эмоции.
Они должны преподносить оригинальный душевный опыт персонажа. Особенно герой искренен в разговорах о недолговечности жизни и утратах на пути существования человека. Главной задачей Жуковского можно считать воссоздание реакций романтического «Я» в привлекательной и своеобразной для читателей манере.
Жанр произведения
Стих можно отнести к элегии-медитации. Он вдумчив и нескоротечен в своих размышлениях в моменты перехода в плавный поток, который вбирает настроение изображаемого и выражаемого. Поэтическая односторонность автора преподносит исключительный подход к миру романтических чувств.
Можно предполагать, что произведение положило начало новой поэзии XIX—XX вв. Жуковский в нем создает лирический пейзаж. Для него характерны мрачные оттенки проходящего дня и потерянного времени.
Центральной темой русской поэзии становится теперь насыщенность окружающего мира (дуновение ветра, веяние природы, дыхание воздушных струй).
Эталонная жизнь окружающей среды вне вещественной конкретики — одно из творений Жуковского-романтика, предваряющее поэзию А. Блока.
Детальный анализ и краткое содержание помогут ученикам понять лучше идею произведения, а также составить правильный план на уроках литературы. Стихотворение изучают в 9 классе школы. Обзор дает возможность определить идею и проанализировать композицию поэмы.
Также он полезен учащимся, которым необходимо ответить на вопросы преподавателя относительно стихотворения либо написать по нему сочинение. Произведение очень живое, яркое и может служить олицетворением эпохи, когда писались самые лучшие российские поэмы.
Источник: https://na5.club/literatura/analiz-stihotvorenij/vasiliya-zhukovskogo-vecher.html
Анализ стихотворения Жуковского Вечер
После блистательного стихотворения «Сельское кладбище» образ поэта-мечтателя, возвышенно мыслящего и чувствующего, остро воспринимающего противоречия окружающей его действительности, становится ведущим в творчестве В. А. Жуковского. По меткому определению Пушкина, Жуковский был настоящим «гением перевода». А вот в рабочих тетрадях Василия Андреевича, относящихся к 1804–1805 годам, находятся свидетельства того, что поэт задумал создать свою первую оригинальную элегию, получивую впоследствии название «Вечер» (1806).
Это стихотворение проникнуто настроениями грусти и меланхолии, наполнено раздумьями поэта о смысле жизни, о сущности человека, о его связи с окружающей действительностью. Основная идея стихотворения состоит в утверждении того, что есть истина. Она в обретении гармонии человека и природы, в осознании необходимой веры в дружбу и любовь.
Искренность и задушевность поэтической интонации, которыми пронизана элегия «Вечер», связаны с тем, что поэт рисует здесь не воображаемые, а реальные картины природы родного села Мишенского.
Места, где протекало детство поэта, легко угадываются в стихотворении. Это «поля, холмы родные», тот ручей, на берегу которого любит сидеть поэт.
«И в зеркало воы колеблющийся град» — это уездный городок Беев, куда Жуковский спешил каждое утро, чтобы даать уроки своим племянницам Протасовым.
Природа живет в элегии Жуковского какой-то удивительной жизнью: она движется, изменяется, наполняется глубоким внутренним смыслом. Это просходит потому, что в самих пейзажных зарисовках незримо присутствует чутко воспринимающий красоту природы человек со сложным и многогранным внутренним миром:
Ручей, виющийся по светлому песку, Как тихая твоя гармония приятна! С каким сверканием ты катишься в реку!
Приди, о муза благодатна…
Проникнутые лиризмом картины природы подготавливают дальнейшее развитие и самого элегического сюжета.
Круг поэтических размышлений о быстротечности юности, о неизбежности потерь, о смысле человеческой жизни кажется на первый взгляд вполне традиционным для жанра элегии, в которой образ лирического героя обретает психологически достоверные черты, потому что выражает душевный опыт самого поэта с его реальными переживаниями и горестями.
Исследователи творчества Жуковского считают, что в стихотворении нашли отражение некоторые факты биографии поэта. Например, известно, что один из его ближайших друзей — поэт Андрей Тургенев — очень рано умер, и его смерть потрясла Жуковского. Причинило душевную боль поэту и известие о сумасшествии друга по пансиону Родзянко.
Конечно, личные переживания Жуковского заметны в элегии «Вечер», однако автор не стремится к буквальному отражению обстоятельств своей жизни: все это служит лишь опорой, поводом для развития теы. В самой элегии образ лирического героя обобщен.
Исследователи отмечают, что в процессе работы над стихотворением «Вечер» Жуковский нередко заменял вполне реальные образы окружающего мира условными, литературными: соловья — мифологической «Филомелой», крестьянина-пахаря — «оратаем», дома — «башнями». В этом, как ни странно, проявилось стремление приблизить воссозданную картину к эстетическому опыту читателя-современника, еще не воспринимавшего в поэзии бытовую конкретность.
Стихотворение «Вечер» относится, как и «Сельское кладбище», к так называемой медитативной лирике, главными элементами которой являются созерцание и размышление. Но в сравнении с «Сельским кладбищем» стихотворение «Вечер» более стройное, понятное и эмоциональное.
Это достигается прежде всего использованием разговорно-просторечных слов: «упредить», «скликаясь». Эмоциональность стихотворения усиливается за счет обращения к смысловой многозначности лексики, когда слово используется не в прямом, а в переносном значении. Например: «блестящая струя.
угасает», «и солнце, восходя по рощам голубым», «как бледно брег ты озлатило».
Стихотворение «Вечер» привлекает пластичностью описаний красоты природы. Этому способствуют, в частности, индивидуальные, созерцательно-сентиментальные эпитеты: «виющийся ручей, «пенистые» воды, «ущербный» лик луны, «тихий утра час».
Достичь музыкальности описаний помогает звукопись, начинающая в этот период играть в поэзии Жуковского все более и боее заметную роль. В стихотворении часто используются звукоподражательные слова: поток «журчит», тростник «колышется».
Отчетливо видны здесь и обращения к приемам аллитерации («И веслами струи согласно рассекают», «В дубраве упредить пернатых пробуждение») и ассонанса («Как тихая твоя гармония приятна»).
Элегия «Вечер» пленяет изяществом сжатой фразы. Поэт при помощи бессоюзия и устранения второстепенных членов предложения добивается ее максимальной краткости, естественности, легкости произнесения и понимания: «Все тихо; рощи спят; в окрестности покой».
Напевно-мелодическая тональность, душевность, сердечность элегии «Вечер» достигается восклицательно-вопросительной интонацией («Ах!», «Но что?»), обащениями («Приди, о Муза»), анафорами («Как слит с прохладою. Как тихо веянье»).
Основой поэтического стиля стихотворения «Вечер» при всей его индивидуальной характерности служит прежний эстетический опыт, хотя и значительно обновленный.
Инерция старых поэтических форм — своеобразных «клише» сентиментальной лирики — сказывается, например, в последней строфе, поэтично, хотя и несколько условно, завершающей элегию:
Как, петь есть мой имел. но долго ль. как узнать? Ах! скоро, может быть, с Минваною унылой Придет сюда Альпин в час вечера мечтать
- Над тихой юноши могилой!
- Этот вполне традиционный для сентиментализма мотив, однако, получает в стихотворении новое назначение: он становится своего рода символом умонастроения, в рамках которого мир интимных переживаний одинокого мечтателя приобретает своеобразную вещность.
Стихотворение «Вечер» явилось первым образцом элегии нового типа, романтической и по способам отражения реальной действительности, и по методам психологического анализа.
Предромантическая элегия не знает такой цельности и единства в раскрытии внутреннего мира личности, такой психологической глубины и достоверности в передаче чувств, такой сосредоточенной самоуглубленности и вместе с тем способности откликаться на внешние впечатления, как элегия В. А. Жуковского «Вечер».
анализ стихотворения «вечер» жуковского
- джуди смит
Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/zhukovskogo/vecher
Анализ стихотворения Жуковского «Вечер»
Поклонник романтизма, Василий Жуковский далеко не сразу отважился публиковать собственные стихи.
Поначалу он лишь восхищался творчеством немецких и английских поэтов, переводя их произведения и пытаясь подражать своим кумирам.
Но, так или иначе, именно Жуковский по праву является родоначальником русского романтизма. И его произведения по своей образности, изяществу и красоте ничуть не уступают стихам зарубежных поэтов.
Примером тому является элегия «Вечер», опубликованная в 1806 году. Точность и поразительная образность метафор, искреннее восхищение окружающим миром — это произведение по праву можно считать образцом пейзажной лирики, выдержанной в духе раннего романтизма.
«Ручей, виющийся по светлому песку, как тихая твоя гармония приятна!», — с первой строчки автор задает тон всему произведению, выступая не столько в роли поэта, сколько в качестве живописца.
Но вместо палитры красок он использует богатство русского языка, и простыми словами передает цвет, вкус и даже запах, создавая иллюзию присутствия на берегу ручья каждого, кто пожелает мысленно перенестись в удивительный мир поэта.
Восторгаясь увиденным Жуковский взывает к собственной Музе и просит, чтобы она посетила его «в венке из юных роз с цевницею златой», чтобы хоть на несколько мгновений одарить вдохновением.
И просьба автора исполняется, потому что самый обычный вечерний закат предстает перед ним совершенно в ином свете.
Автор подмечает каждую мелочь и органично вплетает ее в общее полотно своего романтического пейзажа.
Багряный блеск последних лучей догорающего солнца, погружающиеся в сумрак рощи, одинокий рыбак, возвращающийся домой со своим уловом — все это занимает достойное место в коллекции образов и впечатлений поэта.
Уходящий день Жуковский сравнивает со смертью, которая стирает все краски дня. Однако в вечерних сумерках поэт также видит свое очарование.
Удивительное чувство покоя и умиротворенности дарит ему тишина, которая приходит на смену дневной суете.
Даже когда «луны ущербный лик встает из-за холмов», то это не нарушает гармонии Вселенной, а лишь подчеркивает ее и привносит новые краски в поэтическую палитру автора.
Вечер — прекрасное время для размышлений, воспоминаний и мечтаний. Сама природа настраивает автора на философский лад и заставляет задуматься о бренности бытия. Он сожалеет о друзьях, которых в этот момент нет рядом.
Их общество в свое время давало Жуковскому не только пищу для размышлений, но и вдохновение.
Однако молодость проходит, и вместе с ней остаются в прошлом «всех радостей струны» и «Вакховы пиры при шуме зимних вьюг», а также пламенные клятвы, которые молодые люди давали друг другу, обещая хранить дружбу.
В этот вечер поэт особенно остро испытывает свое одиночество, которое давно уже стало его верным спутником. Поэт понимает, что вынужден «брести неведомой стезей», то есть, быть первооткрывателем в мире русского романтизма.
Его удел восхищаться полями, лесами и реками, создавая утонченные образы. «Так, петь есть мой удел… но долго ль. Как узнать. », — вопрошает поэт, задаваясь вопросом, который задает себе каждый из нас.
Автор не знает, каким будет его жизненный путь, но с покорностью принимает все, что уготовано ему судьбой. Даже если скоро «придет сюда Альпин в час вечера мечтать над тихой юноши могилой», подобный поворот уже ничего не изменит в жизни поэта, который мечтает посвятить ее поэзии.
Ради этой цели он готов смириться с одиночеством и потерей друзей, считая, что общение с музой в данном случае является гораздо более важным занятием.
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Жуковского «Вечер»Северные рассказы Джека Лондона »
Источник: https://schoolessay.ru/analiz-stixotvoreniya-zhukovskogo-vecher/
Анализ стихотворения Жуковского «Вечер» (1807)
Наиболее значительной элегией Жуковского раннего периода творчества является стихотворение «Вечер» (1807). Элегия начинается лирической картиной вечера, в которой видна тонкая кисть художника. Лирический характер придается пейзажу постоянными восклицаниями, в которых тот или иной признак наступающего вечера не просто отмечается, но как бы оценивается воздействие его на человека:
- Как слит с прохладою растений фимиам!
- Как сладко в тишине у брега струй плесканье!
- Как тихо веянье зефира по водам
- И гибкой ивы трепетанье!
Но природа не только вызывает у поэта тот или иной эмоциональный отклик. Она рождает мечты, воспоминания, мысли.
Раскрывая свой внутренний мир, поэт вспоминает о «священном круге» друзей, которых объединяли не только «Вакховы пиры при шуме зимних вьюг», но и «песни пламенны и Музам и свободе». Все это ушло, одни идут «своей тропою», иных уже нет.
Но поэт надеется, что воспоминания «о радостях души» будут сильнее суетных интересов. Свое призвание Жуковский видит в том, чтобы
- …брести неведомой стезей,
- Дышать над сумраком дубравной тишиной
- И, взор склонив на пенны воды,
- Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.
Колокольчиков, привязанных к рогам домашних животных (примечание к переводу, напечатанному в «Вестнике Европы»). В конце элегии опять возникает мысль о близкой смерти.
Уже в этих ранних произведениях нельзя не почувствовать «стихов пленительную сладость», которая, по справедливому суждению А. С. Пушкина, свойственна поэзии Жуковского.
«Меланхолия», превратившаяся у эпигонов Карамзина в условно-литературный шаблон, в лирике Жуковского стала конкретным психическим состоянием человека, для которого поэт нашел адекватные и разнообразные средства выражения.
Глубоко пережитые автором чувства не могли не воздействовать на читателя. Элегия «Вечер» обогащала его внутренний мир, развивала у него способность к более тонкому восприятию природы. Увлекал и самый колорит пейзажа, всей обстановки. Как откровение новой, неведомой доселе поэзии могли читаться, например, строки:
- Луны ущербный лик встает из-за холмов…
- О тихое небес задумчивых светило,
- Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!
- Как бледно брег ты озлатило!
Помимо изобразительной точности в описании лунного света, помимо впечатляющей выразительности в передаче настроения, здесь не могла не поражать музыка стиха: плавность ритма шестистопных ямбов, периодически замыкаемых четырехстопной концовкой строфы, перекличка гласных и согласных звуков («луны ущербный лик», «зыблется твой блеск», «бледно брег»).
Источник: https://soshinenie.ru/analiz-stixotvoreniya-zhukovskogo-vecher-1807/