Сахарный ребенок — краткое содержание рассказа ольги громовой

Ольга Громова Сахарный ребенок История девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской Стелле и Эрику. Я выполнила своё обещание. О. Г. Пролог Не хотелось думать ни об уроках вообще, ни конкретно о немецком языке — так хороша была за окном подмосковная ранняя осень с ярким осенним солнышком, так манила в лес.

Я вполуха слушала, как учительница объявляла результаты вчерашней контрольной. «Нудольская — три…» Ослышалась я, что ли? Класс недоумённо загудел, но под строгим взглядом нашей новой «немки» быстро затих. С первых парт изумлённо оглядывались на меня одноклассники: вторая тройка по немецкому за неделю.

Все знали, что по-немецки я говорю почти так же свободно, как по-русски, и школьный диктант ну никак не могла написать на тройку. А я вдруг всё поняла.

Картинка к рассказу Сейчас читают

  • Краткое содержание Таис Афинская Ефремова В этом историческом романе, автор рассказывает об известной афинской девушке – Таис, которая имела благосклонное отношение Александра Македонского. Повествование основывается на реальных событиях трехсотых годов до нашей эры
  • Краткое содержание Бойн Мальчик в полосатой пижаме Главный герой романа – мальчик Бруно.
    Внимание Ему всего девять лет, его жизнь прекрасна и беззаботна. У него есть родители, сестренка, прекрасный дом в столице Германии и много друзей. А еще в доме есть горничная Мария, которая к нему хорошо относится.
  • Краткое содержание Мальчик у моря Дубова Сегодня Сашук проплакал целый день. Причина была весомой: семья уезжала вместе с рыболовецкой артелью к морю, но питомца Сашука брать с собой не хотели.

Краткое содержание сахарный ребенок ольги громовой

Важно

И когда Эля пошла в десятый класс, маме с дочерью разрешили поселиться рядом с Москвой. Девочка пошла в школу. Училась она блестяще, но учитывая её прошлое, ей всегда в два раза уменьшали оценки.Эля закончила учиться в школе, и поступила в сельскохозяйственный техникум.

Учась на третьем курсе они с мамой получили документ, который говорил о том, что их оправдали, и они ни в чем не виноваты. Отец домой не вернулся. Сухая строчка телеграммы гласила, что он умер в 40-х годах. Рассказ учит терпению и выносливости в самых трудных ситуациях. Читать краткое содержание Громова — Сахарный ребенок. Краткий пересказ.

Ольга громова, «сахарный ребенок»: краткое содержание, главные герои, тема

Если я запускала туда руку (почти до плеча), там всегда находилось что-нибудь вкусненькое. Помню большую тёплую руку, за которую я держалась, когда по выходным мы ходили гулять.И голос — очень низкий, бархатный.

И вот папа рассказывает мне сказку.О том, как маленькая, но смелая девочка без имени спасает свою маму от злых разбойников и зарабатывает себе имя — Звёздочка. Краткое содержание сахарный ребенок ольги громовой Началась перестройка, и Громова с Нудольской стали обрабатывать эти воспоминания и публиковать их в виде очерков в газетах и журналах.

Вскоре с Севера вернулся ее сын. Он был неизлечимо болен и не мог работать так, как раньше. Главной целью жизни Нудольской стала забота о нем, посещение больниц и поликлиник, нужно было добывать необходимые лекарства.

Не сломалась она даже в тот момент, стал образцом стойкости и жизненной силы. И для самой Громовой, и для ее читателей.

Краткое содержание громова сахарный ребенок для читательского дневника

Она написана на основе воспоминаний Стеллы Нудольской. Именно она является прототипом главной героини — девочки Эли.

Как иронично отмечает автор на страницах романа, ее родители действительно были социально опасными элементами. По крайней мере, так в то время часто оценивались факты из биографии, которые были у родителей Эли.

Таким образом, получается, что эта книга единственная, которая повествует о сталинских репрессиях и при этом адресована детям. Нудольская, ставшая прототипом для этого романа, также писала собственную документальную биографию. Она получила название «Не позволяй себе бояться».

Сахарный ребенок

Роман «Сахарный ребенок», краткое содержание которого приведено в этой статье, это произведение писательницы Громовой. По сути, это документальная книга, написанная со слов реального персонажа, маленькой девочки Стеллы.

Ее детство пришлось на тяжелые времена в Советском Союзе — 30-40-е годы. Книга, написанная в начале 2010 годов, сразу стала бестселлером, завоевав любовь читателей и уважение литературных критиков.

Роман о девочке «Сахарный ребенок», краткое содержание которого позволяет понять, в чем суть произведения, это очень искренний роман. Читатели признаются, что он берет за душу и завораживает уже с первых страниц.

В центре повествования — маленькая Эля. Она растет в крепкой семье, где царят любовь и уважение друг к другу. Счастливая идиллия рушится в один момент, когда выясняется, что ее отца признали «врагом народа».

Что это такое, она еще не до конца понимает.

Ольга громова — сахарный ребенок

И недавняя тройка по русскому за сочинение (учительница сказала, что я стала допускать стилистические ошибки и не раскрыла тему), и сегодняшняя уже не показались такими удивительными.

Обидными — да, несправедливыми — конечно… Но в эту минуту мне стало ясно, что теперь, в последнем классе, эти тройки станут появляться неизбежно, как бы я ни старалась. И тогда у меня в конце года выйдут четвёрки по русскому и немецкому.

И не видать мне ни золотой медали, ни даже серебряной, несмотря на все мои «пятёрочные» табели прошлых лет.

Я совсем перестала слушать урок. Я думала. Понятно, что четвёрки по русскому не избежать — тогда мне точно не дадут медаль. Можно получить медаль, даже имея две четвёрки за последний год, но не в том случае, если одна из них по русскому.

Это закон. А похоже, так и будет. Обидно и неясно, почему вторым предметом стал именно мой любимый немецкий.

Читать онлайн «сахарный ребенок»

С трёх лет родители учили девочку разным языкам, и сейчас живя в этих местах, девочка с мамой старались изучить язык местного населения. В Киргизском посёлке девочку стали звать Эля. Мама часто рассказывала дочке разные сказки и пела песни.

Малышка быстро подружилась с другими детьми. Они играли на улице, учились кататься на лошадях. Лошадь в тех краях очень ценилась. Однажды возле их юрты проскакал какой-то всадник.

Он выкрикивал какие-то слова, и нежно смотрел на девочку. Как выяснилось позже, он кричал: «Ак бала, кант бала», что в переводе означало «белый ребёнок, сахарная девочка».

С его лёгкой руки Элю так и называли. Это было в тридцатые годы. Затем была война 1941 года, отголоски которой доносились и в те края.

Война принесла с собой голод. Люди старались выжить, как могли, по зернышку собирая пшеницу. Война закончилась.

One more step

Игра Сегодня за ужином мы попали в волшебную страну эльфов и гномов, где, как всем известно, в кисельных берегах текут молочные реки. В глубоких тарелках с крутым ярким ягодным киселём и налитым по краям молоком нужно «пропружать», прокладывая русла для молочных речек в кисельных берегах.

Если не торопиться и действовать аккуратно, в тарелке получится карта страны с озёрами, реками, ручьями и океаном вокруг. Мы долго возимся, а потом сравниваем, у кого лучше получилось: у меня, у мамы или у папы.

Папа даже умудрился построить какую-то гору из киселя и уверяет, что именно из неё течёт вот эта молочная река. Пока мы рассматриваем картины в тарелках, гора расползается и получается мутное море. Мы с мамой смеёмся, а няня ворчит: «Ну, собрались младенцы — баловство одно».

— Ладно, Мосявка, — говорит папа, — доедаем быстро кисель и спать. — А сказка будет? — Будет тебе сказка.

Пока не было кроватки, я спала в чемодане, стоявшем на большом стуле, а крышка его была привязана к спинке. Тогда меня называли Мосявка, Буба или как-нибудь ещё.

И вот это создание должно было получить имя. Папе нравились одни имена, маме — другие, и спорили они без конца. Один из друзей семьи предложил: — Назовите девочку Myccop — это по-турецки «звезда».

Но мама решила мусором дочку не называть.

Спорили бы ещё долго, если бы через два месяца родителям не принесли строгую повестку о штрафе и официальное напоминание о том, что в стране существуют загсы, куда им и следует явиться зарегистрировать ребенка.

Пошли втроём: папа, мама и их друг Александр. Пока родители в коридоре у окна бурно спорили, как же будет называться это чудо, они передали ребёнка другу, чтоб подержал, покуда они что-то решат.

А брат — это дядя Лапа? — Ну, например он, хотя в жизни-то его никто так не зовёт, только одна маленькая девочка. А вот девочку очень долго называли всякими разными словами, но никак не по имени… Потому что имени у неё не было.

Ольга громова — сахарный ребенок Игра Сегодня за ужином мы попали в волшебную страну эльфов и гномов, где, как всем известно, в кисельных берегах текут молочные реки. В глубоких тарелках с крутым ярким ягодным киселём и налитым по краям молоком нужно «пропружать», прокладывая русла для молочных речек в кисельных берегах.

Читайте также:  Краткое содержание судьба человека шолохов

Если не торопиться и действовать аккуратно, в тарелке получится карта страны с озёрами, реками, ручьями и океаном вокруг. Мы долго возимся, а потом сравниваем, у кого лучше получилось: у меня, у мамы или у папы.

Папа даже умудрился построить какую-то гору из киселя и уверяет, что именно из неё течёт вот эта молочная река.

Источник: http://tk-advokat.ru/2018/04/21/kratkoe-soderzhanie-saharnyj-rebenok-olgi-gromovoj-po-glavam/

Сахарный ребенок читать онлайн краткое содержание. Ольга ГромоваСахарный ребенок. История девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской. Ольга громова — сахарный ребенок

Обидно и неясно, почему вторым предметом стал именно мой любимый немецкий. Читать онлайн «сахарный ребенок» В романе описываются 10 лет, а все последующие события жизни главных героев кратко излагаются в эпилоге.

Для кого эта книга? «Сахарный ребенок» — это книга для семейного чтения тихими вечерами. Отличная возможность наладить внутренний диалог в семье, рассказать детям о неприятных и страшных страницах истории страны, о которых все-таки необходимо не забывать.

К тому же это прекрасный роман, способный продемонстрировать всем современным людям, как необходимо оставаться человеком и не терять свое достоинства, даже оказываясь в самых тяжелых условиях.

Тем, кому не посчастливилось попасть в жернова истории, удается сохранить веру в хороших людей, а также любовь к своей земле и своей Родине. По сути, это вечный сюжет, основанный на новом для детской отечественной литературы материале.

Краткое содержание сахарный ребенок ольги громовой по главам

  • Краткие содержания
  • Разные
  • Громова — Сахарный ребенок

Маленькая девочка по имени Стелла жила в прекрасной квартире с мамой и папой.

Родители всегда находили время на ребёнка, играли с девочкой, пели песни, и рассказывали ей сказки. В одно солнечное утро маленькая Стелла проснулась, и увидела, что мама зашивает разорванные животы её мягким игрушкам.

Оказывается, у них был обыск. Отца Стеленого осудили.

Спустя годы, станет известно, что его просто оклеветали… После всего, мать с шестилетней дочерью отправили в ссылку в Киргизию, где прошли детские годы маленькой Стеллы.

Вместе они растапливали печь, варили мамалыгу.

Краткое содержание сахарный ребенок ольги громовой

Внимание

Краткое содержание громова сахарный ребенок для читательского дневника И недавняя тройка по русскому за сочинение (учительница сказала, что я стала допускать стилистические ошибки и не раскрыла тему), и сегодняшняя уже не показались такими удивительными. Обидными — да, несправедливыми — конечно… Но в эту минуту мне стало ясно, что теперь, в последнем классе, эти тройки станут появляться неизбежно, как бы я ни старалась.

И тогда у меня в конце года выйдут четвёрки по русскому и немецкому. И не видать мне ни золотой медали, ни даже серебряной, несмотря на все мои «пятёрочные» табели прошлых лет.

Я совсем перестала слушать урок. Я думала. Понятно, что четвёрки по русскому не избежать — тогда мне точно не дадут медаль. Можно получить медаль, даже имея две четвёрки за последний год, но не в том случае, если одна из них по русскому.

Это закон. А похоже, так и будет.

Ольга громова, «сахарный ребенок»: краткое содержание, главные герои, тема

По ее мнению, рабство — это только состояние души. Если же человек внутренне свободен, то его невозможно сделать рабом. Роман «Сахарный ребенок», краткое содержание которого есть в этой статье, был отмечен призами и наградами.

В частности, книга вошла в лонг-лист престижной литературной премии «Книгуру», получила диплом премии имени известного фантаста Крапивина. Краткое содержание романа Далее постарамся подробнее остановится на сюжете произведения, чтобы лучше понять те идеи, которые заложил автор.
Практически каждый найдет что-то свое в «Сахарном ребенке».

Краткое содержание — отличное доказательство этому. В центре повествования — мать, перенесшая костный туберкулез и получившая из-за этого инвалидность, и ее 6-летняя дочь.

Из-за ареста главы семьи они оказываются просто в нечеловеческих условиях лагеря для нежелательных в советском обществе элементов.

Краткое содержание громова сахарный ребенок для читательского дневника

Инфо

Все краткие содержания за 2 минуты

  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Громова — Сахарный ребенок

Стелла – это девочка, которая была маленькой, и она жила в квартире вместе со своей мамой, также и с папой. Родители девочки всегда были просто отличными людьми, так как они, будучи занятыми, все равно умудрялись сделать деть девочки более радостным и веселым.

Они всегда находили время пообщаться со своей маленькой дочуркой, то есть порасказывать ей сказки, спеть песни и конечно, поиграть с ней. Но однажды случилось такое происшествие, которое навсегда изменило жизнь девочки, да и родителей тоже, навсегда.

Когда-то девочка, будучи еще маленькой, проснулась, и увидела, как ее мама зашивает почему-то игрушки ее, которые были разорваны. На самом деле произошло то, что отца девочки просто-напросто оклеветали, но полиция все равно забрала ее отца.

Сахарный ребенок

Сегодня моя очередь. — А можно ты прямо сейчас начнёшь, чтобы знать, про что… а потом я пойду чистить зубы и умываться? — Давным-давно… — Когда и солнце было ярче, и вода мокрее? — Господи, а это ты откуда взяла? — Это Полюшка ей так сказки рассказывает, — улыбаясь, говорит мама. Полюшка — это моя няня. И она, кстати, никогда не зовёт меня Мосявкой.

Считает, что это собачья кличка, и ворчит, когда меня так зовут. Но папа её ворчания не боится. — Не отвлекайте меня. Так вот… давным-давно жила-была в Москве семья: папа, мама, няня и совсем маленькая девочка. Папу звали… папой. Маму… Папа называл её Юленька, мамины старшие сёстры — Люськой, брат — Пунечкой. —

А брат — это дядя Лапа? — Ну, например он, хотя в жизни-то его никто так не зовёт, только одна маленькая девочка. А вот девочку очень долго называли всякими разными словами, но никак не по имени… Потому что имени у неё не было.

Ольга громова — сахарный ребенок

Она быстро подружилась с другими детьми, и ее стали звать все вокруг – скорочено, Эля. Она играла на улице, каталась на лошади, а вернее училась.

Но это были не такие уж частные случаи, ведь ей приходилось еще и помогать маме. А потом была война 1941 года.

Когда она прошла вместе с голодом, Эля пошла все-таки в десятый класс, но оценки она получала плохие, так как, несмотря на то, что училась хорошо, все учителя помнили ее прошлое.

После окончания школы, Эля все же поступила в техникум сельскохозяйственный. А потом, их оправдали. Но отец так и не вернулся домой, потому что вскоре пришла записка, что он умер еще до войны.

Можете использовать этот текст для читательского дневника Громова — Сахарный ребенок.

Читать онлайн «сахарный ребенок»

Пока мы рассматриваем картины в тарелках, гора расползается и получается мутное море. Мы с мамой смеёмся, а няня ворчит: «Ну, собрались младенцы — баловство одно». — Ладно, Мосявка, — говорит папа, — доедаем быстро кисель и спать. — А сказка будет? — Будет тебе сказка. Сахарный ребенок, стр.

1 Не математика, не физика… Может быть, потому, что наша новая классная руководительница преподаёт немецкий и, похоже, не очень-то хорошо его знает… а значит, ей не нравятся те, кто знает лучше неё? Или просто она в нашем посёлке недавно, ещё не своя вроде бы, и потому именно ей поручено выполнить чью-то «установку»? Моя мама тоже преподаёт немецкий.

В той же школе. Но ей старшие классы не дают, только с пятого по седьмой. Мы и живём при школе — в маленькой служебной квартире.

Маме, конечно, тоже будет обидно за мой немецкий, но я точно знаю, что ни она, ни я сама спорить не станем.

One more step

Но и даже тут они не отчаиваются, всячески пытаясь поднять настроение друг другу, больше всего боясь не за себя, а за то, что могут ранить близкого человека. Созданный ими внутренний мир противостоит внешнему ужасу.

Но даже это не дает героям ожесточиться и опустить руки. Жизнь после лагеря Далее Громова в «Сахарном ребенке» описывает жизнь героев после лагеря. Правда, им не позволяют вернуться в родной город, а отправляют в далекие киргизские села.

Здесь они встречают хороших и добрых людей, которые с пониманием относятся к ситуации, в которой оказались мать и дочь. Тут живут оседлые киргизы, раскулаченные украинские семьи.

Не математика, не физика… Может быть, потому, что наша новая классная руководительница преподаёт немецкий и, похоже, не очень-то хорошо его знает… а значит, ей не нравятся те, кто знает лучше неё? Или просто она в нашем посёлке недавно, ещё не своя вроде бы, и потому именно ей поручено выполнить чью-то «установку»? Моя мама тоже преподаёт немецкий. В той же школе. Но ей старшие классы не дают, только с пятого по седьмой. Мы и живём при школе — в маленькой служебной квартире. Маме, конечно, тоже будет обидно за мой немецкий, но я точно знаю, что ни она, ни я сама спорить не станем.

И объяснять ничего никому не будем. А одноклассники… ну что ж, поудивляются и привыкнут. В десятом классе у всех своих забот хватает. Потом, когда-нибудь… когда станет можно… я расскажу свою историю хотя бы самым близким друзьям.

Читайте также:  Хронологическая таблица ахматовой (жизнь и творчество)

Но это будет нескоро. Если вообще будет. А пока я могу вспоминать только молча. I.

Источник: https://centerkik.ru/otdelochnye-materialy/saharnyi-rebenok-chitat-onlain-kratkoe-soderzhanie-olga-gromovasaharnyi.html

Книга Ольги Громовой «Сахарный ребенок» как «роман воспитания»

Ульяна Алексеевна Клабукова, магистр 2 курса специальности «Педагогическое образование. Литературное образование»,

ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»

Научный руководитель – д.п.н., профессор Е.О. Галицких

Книга Ольги Громовой «Сахарный ребенок»

как «роман воспитания»

Эту книгу практически невозможно достать в книжных магазинах, потому что ее мгновенно раскупают: для себя, для знакомых, для родственников. Лишь изредка можно достать экземпляр в интернет-магазине. Так чем же эта книга покорила сердца читателей, какое открытие мы совершаем вместе с ней?

Книга имеет подзаголовок «История девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской». Действие происходит в 30-40-е годы ХХ века. Пятилетняя Эля (Стелла) растет в любящей семье.

И хотя родители много работали, девочке не казалось, будто она растет сама: «Ни разу я не слышала «отойди», «займись своими игрушками», «мне некогда», «поговорим потом» [1, с.10]. Но однажды этой идиллии приходит страшный конец: «Пропали конфеты, фрукты, и вообще «вкусненькое» появлялось крайне редко.

Соседи … делали вид, что нас не замечают… В доме стало тихо: перестали приходить гости, замолчал телефон» [1, с. 22].

Арест отца, ссылка матери как члена семьи изменника Родины в Киргизию, тяготы и невзгоды по-настоящему трудной жизни – все это составляет страшный и непонятный опыт детства девочки. Мама Стеллы находит в себе силы, и в самый ужасный момент (роют яму для ночлега) она переводит действительность в игру: «Неплохая гостиница… и вид отсюда прелестный… В котором часу здесь подают ужин?» [1, с.27].

Непобедимая любовь к жизни присутствует в каждой строчке романа. В каждой главе можно найти афоризм: «Рабство – это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя» [1, с. 36]. Это настоящий «роман воспитания» для родителей, которые хотят не только видеть в ребенке продолжение себя, но и вырастить настоящего Человека.

«Если мной бывали довольны, мне говорили «хороший человечек», а высшая похвала звучала как «хороший человек» [1, с. 11]. И сразу же можно провести параллель с романом А. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени»: «Наказаний у деда было два: не буду гладить тебя по головке и – не поцелую на ночь» [2, с. 75].

Родители внушают Эле несколько принципов, которым она беспрекословно следует на протяжении всей жизни:

  1. Хороший человек все делает сам.

  2. Хороший человек ничего не боится.

  3. Хороший человек развязывает все узлы сам.

Кроме того, автор говорит не только о совместной деятельности родителей и ребенка, но и об огромной пользе детско-взрослого чтения: «Каждую новую книгу читали все вместе вслух. После ужина садились за круглый стол, а читала всегда мама. Читала артистически!» [1, с. 15].

Ребенок в такой семье чувствует себя не центром Вселенной (какова сегодняшняя практика семьи), а полноправным участником ее жизни. Такой ребенок сам совершает открытия, следует пути самообразования, развивает самостоятельное мышление. Чтение этой книги можно организовать на уроках внеклассного чтения.

Для этого воспользуемся стратегиями предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности [3].

  1. Технологии предтекстовой деятельности. Работа с заголовком.

Рассмотреть словосочетание «сахарный ребенок», дать ему определение.

Найти в тексте романа ответ на вопрос. Оказывается, Стеллу так назвали, потому что она отличалась от остальных детей цветом кожи. («Ак бала, кант бала» (белый ребенок, сахарная девочка )[1, с 76].

  1. Стратегии текстовой деятельности.

На уроке можно использовать прием «чтение с остановками», когда читается эпизод и к нему задаются вопросы.

  1. Послетекстовая деятельность.

Используем стратегию «Соревнуемся с писателем». Цель данной стратегии – мотивировать школьника на прочтение книги [3, с.55]. Задание заключается в том, чтобы дать возможность выстроить прогноз развития сюжета после просмотра иллюстраций.

В качестве домашнего задания мы предложили учащимся прочитать роман, ответить на вопрос: «Что значит фраза «Не позволяй душе бояться?». Можно выписать из текста 10 афоризмов, высказать свои впечатления после прочтения всей книги.

Подростковый роман «Сахарный ребенок» вошел в лонг-лист премии «Книгуру — 2013». Эта книга понравится и детям, и взрослым. Она открывает опыт правильного воспитания без назиданий.

Взрослые найдут в нем силы и почерпнут вдохновение, дети познакомятся с историей характера удивительной стойкой девочки.

Это «роман воспитания», роман о бескорыстной и мужественной родительской и дочерней любви, роман о сложном времени и непростой ситуации, выходом из которой становится вера в семью и в силу человеческого духа.

Список литературы

  1. Громова, О.К. Сахарный ребенок: история девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской. – 2-е изд., испр. – М.: КомпасГид, 2014. – 160 с.

  2. Чудаков, А.П. Ложится мгла на старые ступени: Роман-идиллия. – М.: Время, 2012. – 640 с.

  3. Сметанникова, Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М.: Баллас, 2013. – 128 с.

Источник: https://infourok.ru/kniga-olgi-gromovoy-saharniy-rebenok-kak-roman-vospitaniya-391214.html

Сахарный ребенок. История девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской — Ольга Громова — читать книгу онлайн, на iPhone, iPad и Android

Роман-антидепрессантВ издательстве «КомпасГид» вышла подростковая книга, которая лет двадцать назад наверняка стала бы событием

Несколько лет назад немало зрителей приковал к телеэкранам документальный фильм «Подстрочник»: простейшая по форме – героиня смотрит в камеру и говорит, лишь изредка этот план сменяется архивными снимками, – история одной жизни трогала сильнее, чем иные лихо закрученные сюжеты. Позже воспоминания переводчицы Лилианны Лунгиной были изданы и в виде одноименной книги, ставшей бестселлером.

«Сахарный ребенок» Ольги Громовой – произведение во многом близкое «Подстрочнику», однако стать столь же популярным ему суждено едва ли по одной-единственной причине: никто не снял (и, есть риск, не снимет) по нему фильма, ни игрового, ни документального. Сегодня литература находится в роли догоняющего относительно других видов искусств, и книге стать подлинным событием культурной жизни невероятно тяжело. А лет двадцать назад «Сахарный ребенок» на звание события претендовал бы уверенно.

История, рассказанная в этом небольшом романе, напоминает признанную букеровским жюри лучшей книгой прошлого десятилетия «Ложится мгла на старые ступени…» Александра Чудакова: главный герой обеих книг – ребенок, чье детство превратилось в испытание.

Пятилетняя Стелла Нудольская и ее мама высланы в Киргизию как члены семьи изменника родины – и здесь им приходится заново возвращаться к нормальной жизни, имея за душой лишь котомку с вещами.

Причем возвращаться неоднократно, потому как раз за разом обстоятельства бросают их в неизвестное и отнюдь не более легкое «завтра».

Жанр романа-воспитания – из числа бессмертных, и сколько ни меняй фон, на котором происходит взросление, какие проблемы перед детьми или подростками ни ставь, у такого рода произведений не отнять главного – постоянного развития если не сюжета, то персонажа.

За тем, как малышка Стелла осваивает премудрости взрослого мира на дюжину лет раньше, чем положено, наблюдать даже увлекательнее, чем за краткими, но емкими этнографическими зарисовками.

Ольга Громова дает ровно столько «духа эпохи» и «духа места», сколько необходимо для оптимального баланса между аккуратностью исторических деталей и простором для читательского воображения.

Автору парадоксальным образом помогли обстоятельства написания книги, изложенные в послесловии: с реальной Стеллой Дубровой она познакомилась, когда та уже была в летах, и выведать больше подробностей из ее детства просто не успела. Зато успела почерпнуть из воспоминаний «свидетельницы истории» несколько ярких сцен, сюжетную канву и – отдельное счастье для нас, читателей! – хорошо, по всей видимости, отрефлексированные и переосмысленные детские впечатления.

«Сахарный ребенок», несмотря на рассказ от лица маленькой девочки, не дает никакого «детского взгляда» на историю 1930-1940-х, не играет с нами в надуманные «перевоплощения в ребенка»: напротив, за рассказом якобы девочки отчетливо просматривается взрослый человек, достаточно отстранившийся от описываемых событий, чтобы обнаруживать потаенные причинно-следственные связи в течении собственной жизни и своем психологическом становлении. Например, в первой же главе Стелла, кроме шуток, расшифровывает смыслы, которые скрываются за словами «хороший человек», обращенными к ней отцом. «Хороший человек умеет делать все сам», «Хороший человек ничего не боится», «Хороший человек развязывает все узлы сам» – эти слова, будучи для совсем уж непонятливых выделенными курсивом, очевидно выполняют функцию Стеллиного кредо: весь дальнейший сюжет можно рассмотреть как попытку девочки стать «хорошим человеком» в отцовском понимании.

Читайте также:  Моющие средства - сообщение доклад

Поскольку роман рассчитан прежде всего на подростков, экзистенциальные проблемы, с которыми сталкивается героиня, предельно обнажены. Даже там, где они присыпаны будто бы беспристрастными фактами, чувство несправедливости, преодоление страха смерти и научение самой себя быть свободной все равно управляют героиней.

Наивно ожидать от беллетризованных воспоминаний (а это все-таки именно что мемуары, местами за текстом Ольги Громовой даже угадывается неотредактированная речь Стеллы Дубровой, особенно когда речь идет о ее матери) философских прозрений кьеркегоровской глубины, но «Сахарный ребенок» и без того содержит больше, чем можно было ожидать.

Это не просто цепочка разрозненных сцен рубежа 30-40-х, где сюжет заменен описанием развития личности, а сильнодействующий антидепрессант: какие бы испытания ни выпадали семейству Нудольских, хороших людей вокруг всегда оказывается больше. Может, это и прегрешение против истины ad verbum, но потому книга и проходит по ведомству художественной литературы.

За буквализмом и всей палитрой людской мерзости – к литературе документальной.

Источник: https://MyBook.ru/author/olga-gromova-2/saharnyj-rebenok-istoriya-devochki-iz-proshlogo-ve/

Сахарный ребенок

Ольга Константиновна Громова

Сахарный ребёнок. История девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской

© Громова О. К., 2014

© ООО «Издательский дом «КомпасГид», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Стелле и Эрику.

Я выполнила своё обещание.

О.Г.

Пролог

Не хотелось думать ни об уроках вообще, ни конкретно о немецком языке – так хороша была за окном подмосковная ранняя осень с ярким осенним солнышком, так манила в лес. Я вполуха слушала, как учительница объявляла результаты вчерашней контрольной.

«Нудо́льская – три…» Ослышалась я, что ли? Класс недоумённо загудел, но под строгим взглядом нашей новой «немки» быстро затих. С первых парт изумлённо оглядывались на меня одноклассники: вторая тройка по немецкому за неделю.

Все знали, что по-немецки я говорю почти так же свободно, как по-русски, и школьный диктант ну никак не могла написать на тройку.

А я вдруг всё поняла. И недавняя тройка по русскому за сочинение (учительница сказала, что я стала допускать стилистические ошибки и не раскрыла тему), и сегодняшняя уже не показались такими удивительными.

Обидными – да, несправедливыми – конечно… Но в эту минуту мне стало ясно, что теперь, в последнем классе, эти тройки станут появляться неизбежно, как бы я ни старалась. И тогда у меня в конце года выйдут четвёрки по русскому и немецкому.

И не видать мне ни золотой медали, ни даже серебряной, несмотря на все мои «пятёрочные» табели прошлых лет.

Я совсем перестала слушать урок. Я думала. Понятно, что четвёрки по русскому не избежать – тогда мне точно не дадут медаль. Можно получить медаль, даже имея две четвёрки за последний год, но не в том случае, если одна из них по русскому. Это закон. А похоже, так и будет.

Обидно и неясно, почему вторым предметом стал именно мой любимый немецкий.

Не математика, не физика… Может быть, потому, что наша новая классная руководительница преподаёт немецкий и, похоже, не очень-то хорошо его знает… а значит, ей не нравятся те, кто знает лучше неё? Или просто она в нашем посёлке недавно, ещё не своя вроде бы, и потому именно ей поручено выполнить чью-то «установку»?

Моя мама тоже преподаёт немецкий. В той же школе. Но ей старшие классы не дают, только с пятого по седьмой. Мы и живём при школе – в маленькой служебной квартире.

Маме, конечно, тоже будет обидно за мой немецкий, но я точно знаю, что ни она, ни я сама спорить не станем. И объяснять ничего никому не будем. А одноклассники… ну что ж, поудивляются и привыкнут.

В десятом классе у всех своих забот хватает.

Потом, когда-нибудь… когда станет можно… я расскажу свою историю хотя бы самым близким друзьям. Но это будет нескоро. Если вообще будет. А пока я могу вспоминать только молча.

I. Игра

Сегодня за ужином мы попали в волшебную страну эльфов и гномов, где, как всем известно, в кисельных берегах текут молочные реки. В глубоких тарелках с крутым ярким ягодным киселём и налитым по краям молоком нужно «пропружать», прокладывая русла для молочных речек в кисельных берегах.

Если не торопиться и действовать аккуратно, в тарелке получится карта страны с озёрами, реками, ручьями и океаном вокруг. Мы долго возимся, а потом сравниваем, у кого лучше получилось: у меня, у мамы или у папы. Папа даже умудрился построить какую-то гору из киселя и уверяет, что именно из неё течёт вот эта молочная река.

Пока мы рассматриваем картины в тарелках, гора расползается и получается мутное море. Мы с мамой смеёмся, а няня ворчит: «Ну, собрались младенцы – баловство одно».

– Ладно, Мосявка, – говорит папа, – доедаем быстро кисель и спать.

– А сказка будет?

– Будет тебе сказка. Сегодня моя очередь.

  • – А можно ты прямо сейчас начнёшь, чтобы знать, про что… а потом я пойду чистить зубы и умываться?
  • – Давным-давно…
  • – Когда и солнце было ярче, и вода мокрее?
  • – Господи, а это ты откуда взяла?
  • – Это Полюшка ей так сказки рассказывает, – улыбаясь, говорит мама.

Полюшка – это моя няня. И она, кстати, никогда не зовёт меня Мосявкой. Считает, что это собачья кличка, и ворчит, когда меня так зовут. Но папа её ворчания не боится.

– Не отвлекайте меня. Так вот… давным-давно жила-была в Москве семья: папа, мама, няня и совсем маленькая девочка. Папу звали… папой. Маму… Папа называл её Юленька, мамины старшие сёстры – Люськой, брат – Пунечкой.

– А брат – это дядя Лапа?

– Ну, например он, хотя в жизни-то его никто так не зовёт, только одна маленькая девочка. А вот девочку очень долго называли всякими разными словами, но никак не по имени… Потому что имени у неё не было.

– Это про меня сказка, да? А приключения будут?

– Будут-будут. Иди умывайся и ложись.

Мама обычно читает или рассказывает мне удивительные истории из жизни разных богов, героев, волшебников, да ещё на разных языках. А папа редко рассказывает «правильные» сказки, то есть народные или литературные, – чаще на ходу сочиняет. Я бегу умываться, предвкушая сказку про саму себя, потому что правдивую историю о том, как у меня не было имени и откуда оно взялось, я уже знаю.

По всем приметам родиться должен был мальчик, которого хотели назвать Генрихом. И вдруг раньше срока родилось нечто крошечное, весом без восьмушки пять фунтов[1] (так няня по старинке считала) и чуть больше сорока сантиметров в длину, и оказалось девочкой. Родители долго не могли решить, как же им назвать это неожиданное явление.

Пока не было кроватки, я спала в чемодане, стоявшем на большом стуле, а крышка его была привязана к спинке. Тогда меня называли Мосявка, Буба или как-нибудь ещё. И вот это создание должно было получить имя. Папе нравились одни имена, маме – другие, и спорили они без конца. Один из друзей семьи предложил:

– Назовите девочку Муссо́р – это по-турецки «звезда».

Но мама решила мусором дочку не называть. Спорили бы ещё долго, если бы через два месяца родителям не принесли строгую повестку о штрафе и официальное напоминание о том, что в стране существуют загсы, куда им и следует явиться зарегистрировать ребенка.

Пошли втроём: папа, мама и их друг Александр. Пока родители в коридоре у окна бурно спорили, как же будет называться это чудо, они передали ребёнка другу, чтоб подержал, покуда они что-то решат.

Тот тихо зашёл в комнату (из которой полчаса назад выдворили родителей доспоривать в коридоре) и зарегистрировал ребёнка, благо и ребёнок, и документы были в руках у дяди Саши.

С чувством выполненного долга он предложил родителям доспорить как-нибудь в другой раз, так как эту девочку зовут Стелла, что на латыни значит «Звезда».

Когда в доме появилась няня Поля, она придумала сокращение от имени Стелла – Эля. С тех пор близкие так меня и звали.

Лица папы я не помню. Зато помню карман его пальто. Если я запускала туда руку (почти до плеча), там всегда находилось что-нибудь вкусненькое.

Помню большую тёплую руку, за которую я держалась, когда по выходным мы ходили гулять. И голос – очень низкий, бархатный. И вот папа рассказывает мне сказку.

О том, как маленькая, но смелая девочка без имени спасает свою маму от злых разбойников и зарабатывает себе имя – Звёздочка.

Источник: https://lib-king.ru/210542-saharnyy-rebenok.html

Ссылка на основную публикацию