Светское общество в романе «Война и мир» – одна из ключевых тем при изучении эпопеи. Ведь именно оно является неотъемлемой частью происходящих событий. На его фоне наиболее ярко заметны основные черты главных действующих лиц, которые являются его представителями. И, наконец, оно также косвенно участвует в развитии сюжета.
Общая характеристика
Светское общество в романе занимает видное место. И неслучайно именно с него начинается повествование. Аристократический салон одной из героинь становится своеобразной сценой.
На ней сталкиваются интересы, мнения, идеи дворян, среди которых оказываются и главные действующие лица произведения: князь Андрей Болконский и Пьер Безухов.
И у читателя сразу встаёт вопрос: а что собой представляет это самое светское общество, которое занимает столь видное место в романе?
Описание поведения
Важное место в первых главах произведения играет светское общество. «Война и мир» – это роман-эпопея. И поэтому психология главных героев разворачивается на широком фоне. В этом случае читатель видит центральных персонажей в окружении типичных представителей высшего дворянства.
Писатель описывает их как внешне очень воспитанных, манерных, вежливых и услужливых людей. Они производят приятное впечатление и кажутся добрыми. Однако автор сразу же даёт понять: это только видимость. Например, при описании князя Василия писатель подчёркивает, что его лицо было похоже на маску.
Тем самым он сразу даёт читателю понять, что всё происходящее в салоне — фальшиво и неестественно.
Салон княгини
Другая представительница высшего света, Анна Павловна Шерер, производит примерно то же самое впечатление. Хотя с первого раза она кажется очень общительной и добродушной. Но из того, как она относится к Пьеру, читатель понимает: её доброта и услужливость являются наигранными.
На самом деле эта женщина только заботится о благопристойности и чинности в своём салоне. Собравшееся у неё светское общество должно себя вести по строго установленному порядку. А тех, кто держится иначе, она не жалует.
Пьер позволяет себе напрямую и откровенно высказывать свои мысли, чем сразу вызывает у неё недовольство.
Дворяне Петербурга
Светское общество, представленное в романе, живёт в двух главных городах страны: Петербурге и Москве. Аристократия Северной столицы в основном проводит своё время, посещая балы, приёмы, предаваясь другим увеселениям.
Однако автор крайне негативно относится к этим людям, которые за внешней весёлостью и добродушием скрывают холодность, чопорность и надменность. Любое искреннее проявление чувств среди них не приветствуется.
Напротив, вся жизнь идёт по спланированному порядку, отступление от которого крайне нежелательно.
Искреннее проявление чувств, свободное высказывание своего мнения также встречает критику. Здесь не ценят внутреннюю, духовную красоту. Но, напротив, большое значение имеет показной лоск. Ярким примером является образ Элен Безуховой.
Внешне она очень красива и эффектна, однако на самом деле не является личностью в нравственном смысле слова. Неудивительно, что Пьер быстро с ней порывает: будучи искренним по натуре, он так и не смог примириться с лицемерием жены.
Аристократия Москвы
Светское общество столицы России автор описал с большей симпатией и теплотой. Обращает на себя внимание следующий любопытный факт.
На первый взгляд, эти люди очень похожи на столичное дворянство. Однако уже очень скоро выясняется, что они более искренны, добродушны, честны и общительны.
В целом они производят очень хорошее впечатление, несмотря на то что писатель отмечает их недостатки.
Описание светского общества в Москве следует начать с обзора семьи Ростовых. Её члены открыты, гостеприимны, дружелюбны, общительны. Они более открыты и непосредственны в проявлении своих мыслей и чувств, в отличие от иной аристократии. Так, старый граф очень весел и дружелюбен.
Он входит во все подробности предстоящего праздника, обнаруживая в общении черты человека очень добродушного и непосредственного.
Этим он сразу завоёвывает симпатии читателей, которые чувствуют разницу между ним и его гостями, княгиней Анной Шерер и её салоном, где все чопорны и заняты только тем, что исполняют формальности.
Семья Болконских как лучшие представители дворянства
Характеристика светского общества в рассматриваемом романе-эпопее должна быть дополнена обзором семей главных действующих лиц.
Поскольку именно в их персонажах автор воплотил те черты, которые считал наилучшими среди высшего света. Например, Болконские ведут довольно замкнутый образ жизни. И только князь Андрей периодически является в свете.
Но читатель сразу понимает, что он делает это исключительно для соблюдения необходимых формальностей.
На самом же деле он так явно чужой, хотя его везде принимают, как представителя богатого и знатного рода. Тем не менее князь не любит окружающих его людей, поскольку чувствует фальшь и лицемерие в их общении.
Поэтому он так и стремится на войну, чтобы вырваться из надоевшего ему существования, которое было наполнено бессмысленными визитами, балами и приёмами.
Это сразу выделяет князя среди остальных представителей знати Петербурга.
Княжна Марья, его сестра, вела очень уединённый образ жизни. И сохранила свои лучшие качества нравственного человека. Именно поэтому она привлекает Николая Ростова, который, в конце концов, женится на ней, а не на Соне, в которую был влюблён с самого детства.
Князь Николай Андреевич был старинным вельможей, который, несмотря на всю свою суровость, сохранил благородство, честность и открытость дворянина.
Возможно, именно поэтому он никак не вписывался в столичные аристократические круги и безвыходно сидел в своём поместье, никуда не выезжая.
Семья Ростовых
Эти люди также являются лучшими представителями дворянского сословия рассматриваемого времени. Они сильно отличаются от Болконских как по характеру, так и по образу жизни.
Однако их объединяет честное и порядочное поведение, открытость, доброта, искренность. Первые более замкнуты, другие – открыты, общительны, дружелюбны.
Однако ни те, ни другие никак не вписываются в привычное понятие светского общества.
Ростовы пользуются всеобщим уважением и любовью. И это является показательным в том смысле, что не все высшие слои были чопорны и холодны, как гости в салоне княгини Шерер. Образы старого графа, его жены, Сони, юной Наташи, её братьев – Николая и Петра – очень симпатичны и привлекательны. Они сразу к себе располагают открытостью и непосредственность.
Вместе с тем писатель, стремясь к максимальному реалистичному изображению действительности, описывает и недостатки этих людей, показывая, что им также свойственно ошибаться. Например, Николай Ростов проигрывает крупную сумму и вообще ведёт разгульный образ жизни. И всё же в этих людях больше положительных качеств, чем отрицательных.
Поэтому автор именно их, наряду с Болконскими, считает лучшими представителями дворянского сословия.
Несколько слов в заключение
Итак, изображение дворянского сословия и его образа жизни представлено в романе достаточно подробно, выразительно, а главное – реалистично. В этом случае вспоминается то, что говорит княгиня о светском обществе: оно, по её мнению, является неким костяком тогдашней общественной жизни. Поэтому при обращении к произведению следует уделять много внимания этой теме.
Источник: https://autogear.ru/article/245407/chto-takoe-svetskoe-obschestvo-ponyatie-i-opisanie-po-romanu-voyna-i-mir/
Дворянство и светское общество в романе "Евгений Онегин": образ и характеристика
Главная страницаПушкин
Онегин на балу. Художник А. Самохвалов |
Роман в стихах «Евгений Онегин» — это настоящая энциклопедия русской жизни начала XIX.
Среди образов, представленных в романе «Евгений Онегин», особое место занимают образы поместного дворянства, московского и петербургского светского общества.
В романе «Евгений Онегин» одну из важнейших ролей играет русское дворянство и столичное светское общество.
В романе представлено множество эпизодов с описанием различных деталей из жизни дворянства и высшего общества.
Автор описывает балы и званые ужины, столичные театры, одежду, манеры и привычки знатных жителей Москвы и Петербурга и т.д.
Автор довольно иронично и шутливо говорит о высшем обществе и дворянах в целом.
Он тонко высмеивает глупость и пустоту скучающих аристократов.
Высший свет Москвы и Петербурга ведет пустую и однообразную жизнь :
«…Однообразная семья, / Все жадной скуки сыновья…» :«…И даже глупости смешной / В тебе не встретишь, свет пустой…»На обедах у аристократов подаются роскошные блюда, экзотические фрукты и дорогое вино:
Вошел: и пробка в потолок, Вина кометы брызнул ток; Пред ним roast-beef* окровавленный (*-ростбиф) И трюфли, роскошь юных лет, Французской кухни лучший цвет, И Страсбурга пирог нетленный Меж сыром лимбургским живым И ананасом золотым.У всех состоятельных дворян имеется целый штат прислуги, лакеи, кучера и т.д.:
Еще усталые лакеи На шубах у подъезда спят; […] И кучера, вокруг огней, Бранят господ и бьют в ладони.
На балах, куда съезжаются знатные особы, всегда полно людей. На балы приезжают видные гвардейские офицеры, дамы в продуманных нарядах, юные красавицы на выденье и т.д. Танцы обычно продолжаются до поздней ночи:
Полна народу зала; Музыка уж греметь устала; Толпа мазуркой занята; Кругом и шум и теснота; Бренчат кавалергарда шпоры; Летают ножки милых дам; По их пленительным следам Летают пламенные взоры, И ревом скрыпок заглушен Ревнивый шепот модных жен.Люблю я бешеную младость, И тесноту, и блеск, и радость, И дам обдуманный наряд.Дворянство в провинции тоже устраивает себе праздники. Правда провинциальные балы и вечера проходят с меньшим блеском, но при этом пышно и широко. На обеде в честь именин Татьяны Лариной собирается множество гостей. Все танцуют и пьют вино:
Но целью взоров и суждений В то время жирный был пирог (К несчастию, пересоленный); Да вот в бутылке засмоленной, Между жарким и блан-манже, Цимлянское несут уже; За ним строй рюмок узких, длинных.Как в столице, так и в провинции дворяне проводят много времени за игрой в карты. Все это происходит, конечно же, от скуки и отсутствия реальных занятий. Так например, после обеда на именинах Татьяны гости тоже садяться играть в карты — в бостон, вист и т.д.:
Столы зеленые раскрыты: Зовут задорных игроков Бостон и ломбер стариков, И вист, доныне знаменитый, Однообразная семья, Все жадной скуки сыновья…»После карточной игры гостей угощают чаем и снова звучит музыка:
Но чай несут: девицы чинно Едва за блюдечки взялись, Вдруг из-за двери в зале длинной Фагот и флейта раздались […] И в залу высыпали все, И бал блестит во всей красе.Собираясь на светских вечерах и балах, дворяне обсуждают пошлый вздор, то есть говорят о самых пустых вещах. Скучающие аристократы собираютс сплетни и от скуки не знают, чем заняться. Как и все умные и глубокие люди, Татьяная Ларина чувствует себя чужой в этом пустом светском обществе:Но всех в гостиной занимает Такой бессвязный, пошлый вздор; Всё в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно; В бесплодной сухости речей, Расспросов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в целы сутки, Хоть невзначай, хоть наобум Не улыбнется томный ум, Не дрогнет сердце, хоть для шутки. И даже глупости смешной В тебе не встретишь, свет пустой.Столичное общество всегда надменно относится к провинциальным гостям. Так, дворянство в Москве поначалу не обращает внимание на провинциальную Татьяну Ларину:
Не обратились на нее Ни дам ревнивые лорнеты, Ни трубки модных знатоков Из лож и кресельных рядов.Татьяна Ларина посещает роскошные светские вечера в Москве. Здесь она видит московских красавиц, нахальных франтов, блестящих гусар и т.д.:
Ее привозят и в Собранье. Там теснота, волненье, жар,Музыки грохот, свеч блистанье, Мельканье, вихорь быстрых пар, Красавиц легкие уборы, Людьми пестреющие хоры, Невест обширный полукруг, Всё чувства поражает вдруг. Здесь кажут франты записные Свое нахальство, свой жилет И невнимательный лорнет. Сюда гусары отпускные Спешат явиться, прогреметь, Блеснуть, пленить и улететь.Только приехав в Мосвку, тихая и скромная Татьяна чувствует себя чужой в этом шумном светском обществе:
Шум, хохот, беготня, поклоны, Галоп, мазурка, вальс… Меж тем Между двух теток, у колонны, Не замечаема никем, Татьяна смотрит и не видит, Волненье света ненавидит; Ей душно здесь.Выйдя замуж за знатного князя, Татьяна Ларина становится богатой княгиней и поселяется в Петербурге. Со временем Татьяна привыкает к светскому обществу, ее неловкость проходит. Теперь Татьяна сама принимает у себя «весь цвет столицы»:
Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые глупцы; Тут были дамы пожилые В чепцах и в розах, с виду злые; Тут было несколько девиц, Не улыбающихся лиц; Тут был посланник, говоривший О государственных делах; Тут был в душистых сединах Старик, по-старому шутивший.В романе «Евгений Онегин» автор не раз обращает внимание читателей на пороки светского общества: лень и пустоту, пошлость и отсутствие занятий, непрактичность и беспечность, склонность к растратам, любовь к картам и т.д. Читателю становится ясно, что за внешним блеском дворянской жизни порой скрывается полная безнравственность и разврат. Лишь в редких случаях в светском обществе Москвы и Петербурга встречаются по-настоящему интересные, самодостаточные и глубоки люди, как например, Татьяна Ларина. Это были цитаты с описанием жизни дворянства и светского общества в романе «Евгений Онегин» Пушкина.
Смотрите: Все материалы по роману «Евгений Онегин»
Источник: https://www.literaturus.ru/2015/06/evgenij-onegin-svetskoe-obshhestvo-roman-evgenij-onegin.html
Светское общество в романе «Война и Мир»
Л.Н. Толстой изначально хотел написать небольшой роман о декабристе, возвратившимся из ссылки домой. О его взглядах на жизнь, переменах в мировоззрении.
Но в процессе работы, понял, что без предшествующей истории не обойтись. Нужно было раскрыть истоки декабристского движения, характер русской знати и простого народа.
Но этот мир настолько многогранен, что произведение вылилось в объемный, по-настоящему легендарный роман-эпопею.
Отношение к войне
Наряду с этими историческими событиями Толстой описывает различные классы российского общества с точки зрения их участия в войне и того, какое влияние война оказала на их жизнь. В начале романа, русский аристократический класс настаивает на участии России в войне. Они хотели быстрой победы, гордости за российское дворянство. Но не ожидали, что война разрушит дома, сельское хозяйство, унесет много жизней соотечественников. Однако, большинство этого класса не планировали сами участвовать в войне, но собирались выиграть сражения руками крестьян.
Этот класс представляет салон Анны Павлова Шерер в начале произведения – высшее сословие, которое говорит только по-французски, рассматривает русский язык как нецивилизованный, грубый, полезный только для крестьян. Они переняли французскую культуру, носят одежду парижского стиля, и в то же время, они хотят бороться с Наполеоном.
Эти аристократы, несмотря на свое высокое образование, власть, ничего не сделают, чтобы помочь выиграть войну. Они живут как паразиты на теле российского общества.
Так Толстой описывает этот класс в целом, но он также изображает двух представителей этого высшего класса: Андрея Болконского и Пьера Безухова, которые были более интеллектуальными, чьи жизни, взгляды на войну и жизнь изменились в результате пережитых событий.
В начале романа представители аристократии мечтают о войне, восхищаясь гением Наполеона. Для них не имеет значения сколько сражения унесут жизней человеческих, скольких людей сделают калеками, сколько останется сирот.
Во время кровопролитных и затяжных противоборств знать произносит уже другие пафосные речи, ругая французского полководца. Меняется отношение и к французскому языку, так восхваляемому совсем недавно.
Вводятся штрафы на эту речь.
Антагонизм персонажей
Толстой подводит читателя к осознанию истинных и ложных моральных ценностей, патриотизма, чести и бесчестия. Такие, как Друбецкой рвутся на войну лишь для собственной выгоды. Путем гибели сотен людей, хотят получить высокий офицерский чин. Их стремления низменны, подлы, пошлы, лживы.
А простые, неприметные люди, как Тушин действительно радеют за победу, сострадают людям, любят, болеют душой за свою Родину. То же касается и женщин в романе. Юная Наташа Ростова, которую многие считали ветреной, несознательной, отдает свои подводы раненым, понимая, что из-за этого не сможет вовремя эвакуироваться.
Автор мягко подталкивает нас к сравнению Элен Курагиной и Марьи Болконской. Элен все считают красавицей, многие в нее влюблены. Она востребована в светском обществе. Мария же обладает неприметной внешностью, скромна, тиха. Но она обладает тонко чувствующей душой, добродетельна, красива внутренне.
Это понимаешь, лишь прочитав роман целиком.
Отношение к крестьянам
Вся московская и петербургская знать того времени – помещики. Но лишь немногие из них относились к крестьянам как к людям. Тогда можно было легко продать человека, выменять или проиграть в карты.
И измерялись крестьяне «душами». Это говорит о том, что аристократы мнили себя почти богами, думая, что владеют душами человеческими.
Тем временем, русский народ – это и есть истинный герой великого произведения.
Заключение
Изображению дворянского сословия писатель уделил много внимания. Лев Николаевич дает нам понять ничтожество этих людей. Они холодны, надменны, чопорны. Личная выгода, деньги, чины, сплетни для них важнее чести, истины, морали.
Здесь не принято открыто, вслух высказывать свои мысли, а личное мнение должно соответствовать мнению толпы. Любое искреннее проявление чувств находит здесь лишь осуждение.
Некоторые из них, такие, как: Пьер Безухов, Наташа Ростова, Андрей Болконский через физические и нравственные страдания смогли очиститься, прийти к внутренней гармонии после жестокого самоанализа. Но их единицы.
Раскрывает писатель и роль женщины в обществе. Не кокеткой она должна быть, как Элен Курагина, не светской леди, как Анна Шерер, а матерью и женой. Такой становится главная героиня романа – Наташа Ростова.
Автор не забыл про изначальную цель романа, подвел читателя к пониманию почему в России зародилось движение декабристов.
Источник: https://spadilo.ru/svetskoe-obshhestvo-vojna-i-mir/
Одна из основных проблематик, которая лежит в основе произведения и моего сочинения на тему «Светское общество в романе «Война и Мир», – это сущность русского народа, со всей его многогранностью, недостатками и достоинствами.
В романе целью Толстого было без украшений и лести показать истинное лицо общества начала ХІХ века, для того чтобы на его фоне изобразить сущность русской души и главных национальных ценностей, таких как дом, семья и государство.
Образ общества служит не только силой, формирующей взгляды, мнения, принципы мышления и идеалы поведения, но и фоном для выражения за счет него ярких личностей, благодаря высоким моральным качествам и героизму которых была выиграна война, что во многом отразилось на дальнейшей судьбе государства.
Образ светского общества в романе «Война и мир» (2 вариант)
В романе “Война и мир” Толстой создал правдивую и целостную картину русской жизни первой четверти XIX века. В этот период в России главную общественную роль играли дворяне, поэтому немалое место в романе отводится описанию светского общества.
Надо отметить, что высший свет в тот период был представлен в основном двумя столичными обществами, довольно сильно отличающимися друг от друга: петербургским и московским. Петербург — столица, холодный, неприветливый город, стоящий в одном ряду с европейскими городами.
Петербургский высший свет — особый мир со своими законами, обычаями, нравами, интеллектуальный центр страны, ориентированный на Европу. Но первое, что бросается в глаза при описании взаимоотношений в этом обществе, — неестественность.
Все представители высшего света привыкли играть роли, навязанные им обществом или взятые ими добровольно, недаром князь Василий в романе сравнивается с актером. Одним из основных видов времяпрепровождения членов высшего света были светские приемы, на которых обсуждались новости, положение в Европе и многое другое.
Человеку новому казалось, что все обсуждаемое важно, а все присутствующие очень умные и думающие люди, всерьез заинтересованные предметом беседы. На самом же деле в этих приемах есть что-то механическое, равнодушное, и Толстой сравнивает присутствующих в салоне Шерер с разговорной машиной.
Человека умного, серьезного, пытливого не может удовлетворить такое общение, и он быстро разочаровывается в свете. Однако основу светского общества составляют те, кому такое общение нравится, для кого оно необходимо. У таких людей вырабатывается определенный стереотип поведения, который они переносят и в личную, семейную жизнь.
Поэтому в их отношениях в семье мало сердечности, больше практичности и расчета. Типичная петербургская семья — семья Курагиных. Совсем другим предстает перед нами московское светское общество, которое, впрочем, в чем-то все же сходно с петербургским. Первым изображением московского света в романе является описание именин в доме Ростовых.
Утренний прием гостей напоминает светские приемы в Петербурге: обсуждение новостей, правда уже не общемирового масштаба, а местных, притворные чувства удивления или негодования, но впечатление сразу меняется с появлением детей, которые приносят в гостиную непосредственность, счастье, беспричинное веселье.
На обеде у Ростовых проявляются все качества, присущие московскому дворянству: хлебосольство, радушие, семейственность. Московское общество во многом напоминает одну большую семью, где все всем известно, где прощают друг другу маленькие слабости и могут прилюдно поругать за проказы.
Только в подобном обществе могла появиться такая фигура, как Ахросимова, и снисходительно оценена выходка Наташи. В отличие от петербургского, московское дворянство ближе к русскому народу, его традициям и обычаям. Вообще симпатии Толстого, по-видимому, на стороне московского дворянства, недаром его любимые герои Ростовы живут в Москве.
И хотя многие черты и нравы москвичей писатель не может одобрить' (сплетничество, например), он и не заостряет на них внимание. В изображении светского общества Толстой активно пользуется приемом “отстранения”, позволяющим с неожиданной точки зрения взглянуть на события и героев.
Так, при описании вечера у Анны Павловны Шерер писатель сравнивает салон с прядильной мастерской, освещая с неожиданной стороны . светский прием и позволяя читателю проникнуть в суть взаимоотношений на нем. Французский язык в речи героев тоже является приемом “отстранения”, давая возможность полнее создать образ светского общества, говорившего в то время в основном по-французски. Роман “Война и мир” был создан во второй половине XIX века. Это означает, что с жизнью светского общества начала века Толстой был знаком лишь по литературе того времени или по рассказам современников той эпохи. Поэты и писатели начала XIX века нередко обращались к изображению дворянства в своих произведениях, то есть в литературе тогда уже существовала определенная традиция в изображении высшего света, и Толстой во многом продолжает эту традицию, хотя часто и отходит от нее. Это позволило ему создать очень . полный и достоверный образ светского общества России начала XIX века.
Образ светского общества в романе «Война и мир» (3 вариант)
Толстой вспоминал, что на написание романа «Война и мир» его вдохновила «мысль народная». Именно у народа Толстой учился сам и советовал это делать другим. Поэтому главными героями романа у него являются выходцы из народа или те, кто близко стоял к простым людям. Не отрицая заслуги дворянства перед народом, он делит его на две категории.
К первой категории относятся те, которые по своему характеру, взгляду, мировоззрению близки народу или же через испытания приходят к этому. Лучшими представителями дворянства в этом отношении являются князь Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья Болконская.Но есть и другие представители дворянства, так называемое «светское общество», которые составляют особую касту.
Это люди, которые признают лишь несколько ценностей: титул, власть и деньги. Только тех, кто имеет в наличии одну или все из перечисленных ценностей, они пускают в свой круг и признают своими. Светское общество насквозь пустое, так же как пусты и ничтожны его отдельные представители, люди без каких-либо моральных или нравственных устоев, без жизненных целей.
Так же пуст и ничтожен их духовный мир. Но, несмотря на это, они имеют большую силу. Это та верхушка, которая управляет страной, те люди, которые вершат судьбы сограждан.Толстой старается в романе показать всю нацию и всех ее представителей. «Война и мир» начинается со сцен, рисующих высшее дворянское общество. Автор показывает в основном современность, но затрагивает и про шлое.
Толстой рисует вельмож этой уходящей эпохи. Ераф Кирилл Безухов — один из их представителей. Безухов богат и знатен, у него хорошее имение, деньги, власть, которые получены от царей за мелкие услуги. Бывший фаворит Екатерины, кутила и развратник, он всю жизнь посвятил наслаждениям. Ему противостоит старый князь Болконский — его ровесник.
Болконский — верный защитник отечества, которому он служил верой и правдой. За это он неоднократно был в опале и в немилости со стороны власть имущих.Антинародность, полное пренебрежение нуждами простых людей, жажда наживы — таковы отличительные черты высшего дворянского общества. Эти черты присущи и гостям фрейлины Шёрер, и посетителям французского салона графини Безуховой.
Здесь царят эгоистичность, корыстолюбие, карьеризм и интриганство. Светские разговоры — не что иное, как обыкновенное злоязычие, нередко переходящее в клевету. За маской добродушия скрываются лицемерие и притворство, ставшие привычкой. Все нормальные человеческие чувства искажены, все пропитано ложью, от дружбы и любви осталась лишь видимость.
Истоки морального разложения высшего общества Толстой видит в паразитизме и праздности. Он не зря всех его представителей называет трутнями. Салтыков-Щедрин, давая характеристику роману «Война и мир», заметил: «А наше так называемое «высшее общество» граф лихо прохватил».
«Светское общество» даже с наступлением войны 1812 года мало изменилось: «спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ.
Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги…» Изменились разве что разговоры — больше стали поговаривать о Наполеоне и патриотизме.На верхушке дворянского общества находился император Александр I. Александр I показан именно таким, каким его представляло большинство дворян.
Но в облике императора уже проступают черты двуличия, позерства и той жеманной чувственности, в которой льстецы усматривали проявление «высокой душт царя. Подлинный облик Александра I особенно ярко показан в сцене приезда царя в армик после разгрома оккупантов. Кутузова царь заключает в объятия, сопровождая их злобнык шипением: «Старый комедиант».
Толстой считает, что верхушка нации омертвела и теперь живет «искусственной жизнью». Все приближенные царя ничем не отличаются от него са-. мого. Страной управляет кучка иностранцев, которым нет никакого дела до России. Министры, генералы, дипломаты, штабные офицеры и другие приближенные императора заняты собственным обогащением и карьерой.
Здесь царит та же ложь, те же интриганство, приспособленчество, что и везде. Именно Отечественная война 1812 года показала настоящую сущность представителей власти. Ложный патриотизм их прикрыт громкими словами о родине и народе. Но их бездарность и неумение управлять страной хорошо видно в романе.В «Войне и мире» представлены все слои московского дворянского общества.
Толстой, характеризуя дворянское общество, стремится показать не отдельных представителей, но целые семьи. Ведь именно в семье закладываются как основы добропорядочности и нравственности, так и духовной пустоты и праздности. Одной из таких семей является семья Курагиных. Ее глава Василий Курагин занимает достаточно высокий пост в стране. Он министр, призванный заботиться о народе.
Вместо этого все заботы старшего Кура-гина направлены на самого себя и на собственных детей. Его сын Ипполит — дипломат, который совершенно не умеет говорить по-русски. При всех его тупости и ничтожестве он жаждет власти и богатства. Анатоль Курагин не лучше брата. Единственным его развлечением являются кутежи и попойки.
Кажется, что этот человек совершенно ко всему безразличен, кроме потворства собственным прихотям. Его друг Друбецкой — постоянный спутник Анатоля и свидетель его темных делишек.С этими людьми мы знакомимся уже на первых страницах романа, где Толстой описывает посетителей и завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер.
Здесь крутятся и холодный и расчетливый проходимец Василий Курагин, который ищет ловкие ходы «к крестику ли, к местечку», и его сын Ана-толь, которого сам отец называет «беспокойным дураком», и разрушители чун;их судеб Ипполит и Элен. Элен — первая красавица города, но при этом холодный и душевно пустой человек. Она осознает свою красоту и выставляет ее напоказ, позволяя любоваться.
Но эта женщина далеко не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Автор подчеркивает улыбку Элен — она «неизменна». Саму Элен хочется сравнить с Еленой Прекрасной, античной героиней, из-за которой началась Троянская война. Элен также приносит одни неприятности. Позже она, воспользовавшись доверчивостью Пьера, заманит его в свои сети и женит на себе.
В салоне Шерер мы видим и Пьера, и Андрея Болконского. Автор противопоставляет этих живых людей мертвому высшему свету. Мы понимаем, что Пьер попал в общество, которому он чужд и которое совсем не понимает его. Только вмешательство Андрея помогает избежать скандала.Борис Друбецкой — еще один представитель высшего дворянского общества. Он один из тех, которые придут на смену старшему поколению.
Но автор рисует его таким же далеким от народа, как и всех остальных. Борис заботится лишь о своей карьере. У него холодный ум и трезвый рассудок, он точно знает, что ему надо в этой жизни. Он ставит цель и добивается ее.
Даже на войне Друбецкой думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии». Знакомства он тоже заводит только те, которые выгодны ему. Вспомним, как отвернулись Друбецкие от Ростовых, когда те оказались разорены. Это несмотря на то, что когда-то семьи были дружны.Высшая знать отличается от народа даже своим языком. Язык дворянской знати — это офранцуженный язык. Он такой же мертвый, как и все общество. В нем сохранились пустые штампы, раз и навсегда сложившиеся выражения, готовые обороты, которые применяются в удобных случаях. Люди научились скрывать свои чувства за расхожими фразами.
Таким образом, рисуя дворянское общество, Толстой показывает его бездеятельность и неспособность управлять страной. Дворянская знать изжила себя и должна уйти со сцены истории. Необходимость и неизбежность этого убедительно показала Отечественная война 1812 года.
Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/sochinenie-po-proizvedeniyu/vojna-i-mir-tolstoj-l-n/6418-obraz-svetskogo-obshchestva-v-romane-vojna-i-mir
Презентация на тему :"Светское общество в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
Слайд 1
Светское общество “ Война и мир ”
Слайд 2
Толстой писал, что на создание романа «Война и мир» его вдохновила «мысль народная». Именно у народа Толстой учился сам и советовал это делать другим. Не отрицая заслуг дворянства перед народом, он делит дворян на две категории.
К первой относятся те, которые по своему характеру, взглядам, мировоззрению близки народу или же через испытания приходят к этому. Лучшими представителями дворянства в этом смысле являются князь Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья Болконская. Но есть и другие, так называемое «светское общество», которые составляют особую касту.
Это люди, которые признают лишь титул, власть и деньги. Только тех, кто обладает этими «ценностями», они пускают в свой круг и признают своими. Светское общество насквозь пустое, так же как пусты и ничтожны его стремления. Это люди без каких-либо моральных или нравственных устоев, без жизненных целей. Так же пуст и ничтожен их духовный мир.
Но, несмотря на это, они имеют большую силу. -Это та верхушка, которая управляет страной, те люди, которые вершат судьбы. Лев Толстой
Слайд 3
Толстой стремился показать в романе всю нацию. И «Война и мир» начинается со сцен, рисующих высшее дворянское общество. Толстой рисует вельмож уходящей эпохи. Граф Кирилл Безухов — один из них.
Он богат и знатен, у него хорошее имение, деньги, власть, которые получены от царей за мелкие услуги. Бывший фаворит Екатерины, кутила и развратник, он всю жизнь посвятил наслаждениям. Ему противопоставлен старый князь Болконский — его ровесник.
Болконский — верный защитник отечества, которому он служил верой и правдой. Он неоднократно был в опале. князь Балконский
Слайд 4
Антинародность , полное пренебрежение нуждами простых людей, жажда наживы — таковы отличительные черты высшего дворянского общества. Эти черты присущи и гостям фрейлины Шерер , и посетителям французского салона графини Безуховой.
Здесь царят эгоистичность, корыстолюбие, карьеризм и интриганство. Светские разговоры — не что иное, как обыкновенное злоязычие, нередко переходящее в клевету. За маской добродушия скрываются лицемерие и притворство, ставшие привычкой.
Все нормальные человеческие чувства искажены, все пропитано ложью, от дружбы и любви осталась лишь видимость.
Слайд 5
Светское общество даже с наступлением войны 1812 года мало изменилось: «Спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ.
Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги…» Изменились разве что разговоры — больше стали поговаривать о Наполеоне и патриотизме. Венчает дворянское общество император Александр I. Он показан именно таким, каким его представляло большинство дворян.
Но в облике императора уже проступают черты двуличия, позерства и той жеманной чувственности, в которой льстецы усматривали проявление «высокой души» царя. Подлинный облик Александра I особенно ярко показан в сцене приезда царя в армию после разгрома оккупантов.
Кутузова царь заключает в объятия, сопровождая их злобным шипением: «Старый комедиант». Толстой считает, что верхушка нации омертвела и теперь живет «искусственной жизнью». Все приближенные царя ничем не отличаются от своего господина. Страной управляет кучка иностранцев, которым нет никакого дела до России.
Министры, генералы, дипломаты, штабные офицеры и другие приближенные императора заняты собственным обогащением и карьерой. Здесь царит та же ложь, те же интриганство, приспособленчество, что и везде. Именно Отечественная война 1812 года открыла настоящую сущность представителей власти.
Ложный патриотизм их прикрыт громкими словами о родине и народе. Но их бездарность и неумение управлять страной очевидны. В «Войне и мире» представлены все слои московского дворянского общества.
Слайд 6
Толстой , характеризуя дворянское общество, стремится показать не отдельных представителей, но целые семьи. Ведь именно в семье закладываются как основы добропорядочности и нравственности, так и духовной пустоты и праздности. Например, семья Курагиных. Ее глава Василий Курагин занимает достаточно высокий пост в стране. Он министр, призванный заботиться о народе.
Вместо этого все заботы старшего Курагина направлены на самого себя и на собственных детей. Его сын Ипполит — дипломат, который совершенно не умеет говорить по-русски. При всей его тупости и ничтожестве он жаждет власти и богатства. Анатоль Курагин не лучше брата. Единственным его развлечением являются кутежи и попойки.
Кажется, что этот человек совершенно ко всему безразличен, кроме собственных прихотей.
Слайд 7
С этими героями мы знакомимся уже на первых страницах романа, где Толстой описывает посетителей и завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер .
Здесь крутятся и холодный и расчетливый проходимец Василий Курагин, который ищет ловкие ходы «к крестику ли, к местечку», и его сын Анатоль, которого сам отец называет «беспокойным дураком », и разрушители чужих судеб Ипполит и Элен . Элен — первая красавица города, но при этом холодный и душевно пустой человек.
Она осознает свою красоту и выставляет ее напоказ, позволяя любоваться собой. Но эта женщина далеко не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Автор подчеркивает улыбку Элен — она «неизменна». Саму Элен хочется сравнить с Еленой Прекрасной, античной героиней, из-за которой началась Троянская война.
Элен также приносит одни неприятности. Позже она, воспользовавшись доверчивостью Пьера, заманит его в свои сети и женит на себе. Анна Павловна Шерер Элен Кругина Василий Курагин
Слайд 8
В салоне Шерер мы видим и Пьера, и Андрея Болконского. Автор противопоставляет этих живых людей мертвому высшему свету. Мы понимаем, что Пьер попал в общество, которому он чужд и которое совсем не понимает его. Только вмешательство Андрея помогает избежать скандала.
Слайд 9
Борис Друбецкой — еще один представитель высшего дворянского общества. Он один из тех, которые придут на смену старшему поколению. Но автор рисует его таким же далеким от народа, как и всех остальных. Борис заботится лишь о своей карьере. У него холодный ум и трезвый рассудок, он точно знает, чего хочет в этой жизни . Он ставит цель и добивается ее.
Даже на войне Друбецкой думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии». Знакомства он тоже заводит только те, которые выгодны. Вспомним, как отвернулись Друбецкие от Ростовых, когда те оказались разорены.
Это несмотря на то, что когда-то семьи были дружны.
Слайд 10
Даже язык высшей знати отличается от народного. Язык салонов такой же мертвый, как и все общество. В нем сохранились пустые штампы, раз и навсегда сложившиеся выражения, готовые обороты, которые применяются в удобных случаях.
Люди научились скрывать свои чувства за расхожими фразами. Таким образом, рисуя дворянское общество, Толстой показывает его бездеятельность и неспособность управлять страной. Дворянская знать изжила себя и должна уйти со сцены истории.
Необходимость и неизбежность этого убедительно доказала Отечественная война 1812 года.
Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/05/16/prezentatsiya-na-temu-svetskoe-obshchestvo-v-romane
светское общество война и мир, война +и мир семья курагиных | Инфошкола
Одновременно с изображением быта и характера простого народа Толстой рисует яркие картины жизни и нравов высшего слоя дворянства, горделиво именовавшего себя «светом». В центре внимания автора здесь семья князя Василия Курагина с его сыновьями Ипполита Анатолем и дочерью Элен.
Князь Василий Курагин — «важный и чиновный» представитель правящей верхушки; от него зависят судьбы многих людей, но единственным движущим началом всех его действий является личная выгода «Князь Василий не обдумывал своих планов.
Он еще менее думал сделать людям зло для того, чтобы приобрести выгоду.
Он был только светский человек … Он не говорил себе, например: «Вот Пьер богат, я должен заманить его жениться на дочери и занять нужные мне сорок тысяч»; но человек в силе встречался ему, и в ту же минуту инстинкт подсказывал ему, что этот человек может быть полезен, и князь Василий сближался с ним … льстил, становился фамильярным, говорил о том, о чем нужно было … Его постоянно притягивало к тем, кто сильнее и богаче его, и он имел талант быть ловить именно ту минуту, когда можно было пользоваться людьми».
Целью приезда его на вечер к Анне Шерер было намерение устроить сына Ипполита первым секретарем в Вену. Своего второго сына Анатоля, который разоряет его своими кутежами, он хочет женить на богатой невесте Марии Болконской.
Курагин искусно разыгрывает в доме Болконских роль расчувствовавшегося человека. Когда не удается похищение завещания графа Безухова и Пьер делается наследником всех его богатств, князь Василий, пользуясь его непрактичностью и жизненной неопытностью, женит его на своей дочери.
Пока Кутузов в немилости, Курагин отзывается о нем весьма презрительно, но как только его назначают главнокомандующим, «лукавый царедворец» начинает превозносить его.
И характерно, что, за исключением одного неопытного человека, это никого не удивляет, и князь Василий пользуется общим уважением светского общества, что в полной мере характеризует это общество.
В старшем сыне князя Василия, Ипполите, Толстой подчеркивает его глупость. Но она не мешает молодому князю делать дипломатическую карьеру. Значительно чаще, чем Ипполит, на страницах «Войны и мира» появляется его младший брат Анатоль, красивый блестящий офицер.
Уже при первой встрече с ним, благодаря небольшому штриху: «Анатоль стоял прямо, разинув глаза», в нем чувствуется отсутствие высшей внутренней жизни. Его духовное и умственное ничтожество с достаточной ясностью проявляется в разговоре со стариком Болконским.
Умственная ограниченность, развращенность и низменность натуры Анатоля сказались и в его поведении с француженкой, компаньонкой его предполагаемой невесты. Но наиболее ярко выступает его зоологический эгоизм и полная беспринципность в попытке похищения Наташи Ростовой. Вместе с тем он считал себя безукоризненным человеком.
«Анатоль всегда был доволен своим положением, собою и другими. Он был инстинктивно, всем существом своим убежден в том, что ему нельзя было жить иначе, чем так, как он жил, и что он никогда в жизни не сделал ничего плохого».
Все было дозволено, и единственной мерой хорошего и дурного было то удовольствие (при этом грубое, низменное), которое доставлял ему тот или иной поступок.
Четвертым членом семьи Курагиных была красавица Элен, глупая, но очень хитрая, развратная, беспринципная женщина. «Где вы, там разврат, зло», — говорит ей Пьер, и эти слова вполне выражают мнение о ней самого автора. Курагины не были исключением в среде аристократического общества.
Все члены этой семьи — типичные представители своего круга, своего времени. Это их и людей им подобных, составляющих подавляющее большинство так называемого светского общества, Андрей Болконский называет «придворными лакеями и идиотами», указывает на их «эгоизм, тщеславие, ничтожество во всем».
«Все люди этой партии ловили рубли, кресты, чины и в этом ловлении следили только за направлением флюгера царской милости…»
Беспощадно разоблачая этот мир, Толстой иногда сознательно преувеличивает его отрицательные стороны, заостряет образы, подчеркивает их типичность. В этом отношении особенно характерны высказывания князя Василия Курагина о Кутузове, вызывающие общее сочувствие в салоне Шерер.
До назначения главнокомандующим Кутузов, по отзывам князя Василия, — «человек самых дурных правил», «дряхлый и слепой», пригодный только для игры в жмурки. После назначения Кутузов — «умнейший человек», и князь Василии «счастлив» по случаю самого удачного выбора главнокомандующего.
Тот же прием сознательного заострения образа применяется Толстым и к Анатолю Курагину (его поведение во время сватовства к Болконской), и к Элен (погоня за двумя новыми мужьями, письмо Пьеру и пр.), и к Ипполиту, и к Анне Павловне Шерер, и к другим.
Это сознательное преувеличение сатирических элементов в образах представителей придворной знати характеризует общественно-политические взгляды Толстого. Законченный тип карьериста дан в лице Бориса Друбецкого. Потомок знатной, но обедневшей фамилии, он с большой ловкостью и настойчивостью прокладывает себе дорогу к богатству.
Получив благодаря хлопотам своей пронырливой матери назначение в гвардию, он направляет свои усилия на то, чтобы заручиться там выгодными связями.
В частности, он пользуется поддержкой Андрея Болконского. Когда в 1812 году Кутузов стал увольнять из штаба всех лишних людей, Борис сумел там удержаться. Так же ловко устраивает Борис и свои материальные дела, женившись на Жюли Курагиной, внушавшей ему отвращение, но богатой.
Не говоря ничего непосредственно от своего лица об Александре 1, Толстой, однако, всей совокупностью отдельных действий и высказываний царя показывает непонимание им совершающихся событий, неумение разбираться в людях, надменность и тщеславие, слабость как общественного деятеля, особенно ярко проявляющуюся в период Отечественной войны. Окруженный придворными льстецами и карьеристами, которых Толстой называет «трутневым населением», русский император далек от понимания истинных интересов России и не умеет ценить действительно полезных ей людей, как это было с Кутузовым. Присутствие Александра 1 в действующей армии настолько мешает ее действиям и ослабляет ее, что государственный секретарь Шишков с группой других государственных деятелей «почтительно и под предлогом необходимости для государя воодушевить к войне народ в столице предлагал государю оставить войско». И действительно, с отъездом Александра дела в армии пошли успешнее, особенно с назначением Кутузова, со стороны императора тоже вынужденным.
В освещении поместного дворянства с большой симпатией Толстой изображает семьи Болконских, Ростовых. Пьера Безухова. Симпатии к ним вызваны главным образом их активным участием в совершающихся исторических событиях, их тяготением к русскому народу, презрением к хищничеству и карьеризму.
Широкое гостеприимство, простодушие, доверчивость, беззлобие, отсутствие мелкой расчетливости, щедрость Ростовых, их глубокая взаимная привязанность делают эту семью очень привлекательной.
Ростовы в Петербурге жили так же гостеприимно, как в Москве, и к ним на ужин сходились самые разные лица: соседи но Отрадному, старые небогатые помещики с дочерьми и фрейлина Перонская, Пьер Безухов и сын уездного почтмейстера, служивший в Петербурге.
В подборе гостей и знакомств нет никакого расчета, никакой корыстной мысли, здесь чувствуется бескорыстное радушие. Жизнь Ростовых в деревне носит еще более патриархальный характер: крепостные на святках наряжаются и веселятся вместе с господами. Ростовым чужда какая бы то ни была расчетливость.
И когда при трудных обстоятельствах мать спросила Николая, что делать с векселем Друбецких, теперь уже богатых людей, он разорвал этот вексель, вызвав этим восхищение старой графини. Но вместе с тем это отсутствие расчетливости переходит в характерное для значительной части дворянства мотовство, вследствие привычки к роскоши и безделью.
Оба молодых Ростова участвуют в войнах с Наполеоном, службу свою
несут без какого бы то ни было оттенка карьеризма, проявляют большую отвагу и пользуются любовью окружающих их людей. «Дурацкая порода ростовская», — взволнованно говорит Денисов о Ростовых, вкладывая в это выражение совсем иной смысл.
Этот смелый человек, много раз без страха смотревший в лицо смерти, плачет навзрыд, увидев убитого Петю. Толстой любит семью Ростовых, и все же великий художник-реалист берет в нем верх над фамильными преданиями (как известно, в лице Николая Ростова он изобразил своего отца).
Сущность ростовского благодушия предстает перед нами совершенно в другом свете, когда мы обращаемся к воспитанной в их семье бедной родственнице, сироте Соне, «невольна выученной своей зависимой жизнью скрытности». Та беспорядочная доброта, которая характеризует Ростовых, носила (может быть, кроме Наташи) больше внешний характер и проявлялась до тех пор, пока ничего им не стоила.
Недостаток высокой внутренней жизни у Николая Ростова (Толстой называет его «посредственностью») тягостно чувствует и его жена, графиня Марья.
Этот недостаток выступает и в споре с Пьером о тайном обществе, и в «гусарских привычках», в результате которых он бьет мужиков, и многом другом.
Но все же в том противопоставлении простоты, доброты, выносливости, трудолюбия и истинного героизма народа притворству, фальши, эгоизму, изнеженности, паразитизму, хищничеству и карьеризму высшего дворянства, которое лежит в основе композиции «Войны и мира», семья Ростовых занимает промежуточное место, так как она ближе к простому народу, в ней сильны национальные начала. Толстой все время проводит параллель между простым народом и тяготеющей к нему лучшей частью дворянства, с одной стороны, и оторвавшейся от народа, от родины придворной знатью — с другой.
Источник: https://info-shkola.ru/svetskoe-obshhestvo-vojna-i-mir/