Так говорил заратустра — краткое содержание романа ницше

Взялся таки за Фридриха Ницше. Ожидал встретить тяжелые философские заумствования, но оказывается книга написана в прозе.

Интересен тот факт, что во время Первой мировой войны именно произведение Ницше и Библия были самыми распространенными книгами, которые читали солдаты.

Также стоит напомнить, что ницшианская идеология, которая изложена в книге достаточно была востребована Третьим рейхом. В 1934 Гитлер объявил музей-архив Ницше центром национал-социалистической идеологии.

 Экземпляр книги Ницше «Так говорил Заратустра» вместе с «Майн Кампф» Гитлера и «Мифом двадцатого века» Розенберга был торжественно положен в склеп почившего президента Гинденбурга.

Так говорил Заратустра - краткое содержание романа Ницше

Основной идей произведения является идея сврехчеловека. Существующий же человек – это мост или канат между обезьяной и сверхчеловеком:

«Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в вас еще осталось от червя, Некогда были вы обезьяной, и даже теперь еще человек больше обезьяны, чем иная из обезьян».

«Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной».

Известная фраза «Бог умер» появилась в книге Ницше «Веселая наука», написанной в 1881-1882.  Книга «Так говорил Заратустра» начала издаваться в 1883. В ней Заратустра неоднократно произносит эту фразу:

«Но  когда Заратустра остался один, говорил он так в сердце своем: «Возможно ли это! Этот святой старец в своем лесу еще не слыхал о том, что Бог мертв»»

За фразой «Бог умер» скрывается не только отрицание религий как токовых. Во всем произведении отрицается наличие самого высшего начала, не только религиозного, но и вообще как такового.

Для Ницше нет высшей сущности человека, божественная искра погасла. Соответственно нет высшего смысла. Сверхчеловек – это анитичеловек, который научился жить без высшего начала.

Если такое и возможно, то это существо уже не может называться человеком.

«Я люблю тех, кто не ищет за звездами основания, чтобы погибнуть и сделаться жертвою – а приносит себя в жертву земле, чтобы земля некогда стала землею сверхчеловека».

Такая позиция к современному человеку формирует и особое отношение к культуре:

«У  них  есть  нечто, чем гордятся они. Но как называют они то, что делает их гордыми?  Они  называют  это  культурою,  она отличает их от козопасов».

Культура формирует человеческое в человеке, все дальше и дальше отдаляет человека от его животного начала к высшему, божественному образу, возделывает его душу. Такая культура Ницше не нужна.  Смысл культуры сводится к формированию сверхчеловека, «белой бестии».

Если не нужна культура, то незачем общественные нормы.

Ницше устами Заратустры отрицает любые морально-нравственные рамки, для сверхчеловека не должно быть глупых ограничений, выдуманных слабаками:

«Час, когда вы говорите: «В чем моя добродетель! Она еще не заставила  меня  безумствовать. Как устал я от добра моего и от зла моего! Все это бедность и грязь и жалкое довольство собою!»»

Нет добра и зла, есть сверхчеловек и его воля. Добро — это то что способствует реализации воли, зло — все, что мешает.

Похожее отношение к добру и злу изложены устами Волка Ларсена в произведении Джека Лондона «Морской Волк» (написан в 1904). Образ одного из главных героев романа взят на манер так называемого сверхчеловека.

Конечно, данное произведение критикует ницшианство и указывает на его ущербность. Не зря фашисты жгли книги Лондона. Вот что говорит Волк Ларсен:

— Коротко говоря, — начал он, — Спенсер рассуждает так: прежде всего
человек должен заботиться о собственном благе. Поступать так — нравственно
и хорошо. Затем, он должен действовать на благо своих детей. И, в-третьих,
он должен заботиться о благе человечества.
— Но наивысшим, самым разумным и правильным образом действий, —
вставил я, — будет такой, когда человек заботится одновременно и о себе, и
о своих детях, и обо всем человечестве.
— Этого я не сказал бы, — отвечал он. — Не вижу в этом ни
необходимости, ни здравого смысла. Я исключаю человечество и детей. Ради них
я ничем не поступился бы. Это все слюнявые бредни — во всяком случае для
того, кто не верит в загробную жизнь, — и вы сами должны это понимать. Верь
я в бессмертие, альтруизм был бы для меня выгодным занятием. Я мог бы черт
знает как возвысить свою душу. Но, не видя впереди ничего вечного, кроме
смерти, и имея в своем распоряжении лишь короткий срок, пока во мне
шевелятся и бродят дрожжи, именуемые жизнью, я поступал бы безнравственно,
принося какую бы то ни было жертву. Всякая жертва, которая лишила бы меня
хоть мига брожения, была бы не только глупа, но и безнравственна по
отношению к самому себе. Я не должен терять ничего, обязан как можно лучше
использовать свою закваску. Буду ли я приносить жертвы или стану заботиться
только о себе в тот отмеренный мне срок, пока я составляю частицу дрожжей и
ползаю по земле, — от этого ожидающая меня вечная неподвижность не будет
для меня ни легче, ни тяжелее.

Причем нести всем свою идею Заратустра не хочет:

«Ни пастухом, ни могильщикам не должен я петь. Никогда больше не буду я говорить к народу: последний раз говорил я к мертвому».Возникает элитарность и избранность. Не все способны преодолеть столь тяжкий путь к сверхчеловеку, только избранное меньшинство, одиночки, научившиеся жить в одиночестве:«Одиноким буду я петь свою песню и тем, кто одиночествует вдвоем…»

Знал ли какую гадину взращивает Ницше? Если бы он увидел ужасы Второй мировой, Освенцим, Дахау изменил бы себе?

Источник: https://vlavajir.livejournal.com/129838.html

Фридрих Ницше — Так говорил Заратустра (тезисы)

Так говорил Заратустра - краткое содержание романа НицшеЭто — сборник тезисов из замечательного произведения «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого«, написанного великим человеком. Каждая из фраз несет в себе глубокий смысл и повод для сомнений. Та трагедия борьбы, что заставляет одних опустить руки и сдаться, а других словно птицей поднимает к новым вершинам мироздания, наполняет каждую строчку этого произведения…
Конечно, тезисы — ничто, по сравнению с целой книгой, но в них главное, что хотел донести Фридрих Ницше до всего человечества. Они глубоко врезаются в память и вносят смуту в сложившееся мировоззрение.

  • ***
  • Я люблю того, кто бросает золотые слова впереди своих дел и исполняет всегда еще больше, чем обещает
  • И тотчас уснул он, усталый телом, но с непреклонной душою.

Я стремлюсь к своей цели, я иду своей дорогой; через медлительных и нерадивых перепрыгну я. Пусть будет моя поступь их гибелью!

Актом страдающего и измученного Бога показался тогда мне мир. Сном показался тогда мне мир и поэтическим творением Бога: разноцветным дымом пред очами божественного недовольника. Добро и зло, и радость и страдание, и я и ты — все показалось мне разноцветным дымом пред очами Творца.

Отвратить взор свой от себя захотел Творец — и тогда создал он мир. Опьяняющей радостью служит для страдающего — отвратить взор от страдания своего и забыться. Опьяняющей радостью и самозабвением казался мне некогда мир.

Этот мир, вечно несовершенный, отражение вечного противоречия и несовершенный образ — опьяняющая радость для его несовершенного Творца, — таким казался мне некогда мир

  1. Кого окружает пламя ревности, тот обращает наконец, подобно скорпиону, отравленное жало на самого себя.
  2. Оттого должен ты любить свои добродетели — ибо от них ты погибнешь
  3. Ваше убийство, судьи, должно быть жалостью, а не мщением

Но одно — мысль, другое — дело, третье — образ дела.Между ними не вращается колесо причинности. 

Я — перила моста на стремительном потоке: держись за меня, кто может за меня держаться. Но вашим костылем не служу я

Кто поднимается на высочайшие горы, тот смеется над всякой трагедией сцены и жизни. Беззаботными, насмешливыми, сильными — такими хочет нас мудрость: она — женщина и любит всегда только воина.

Жизнь тяжело нести; но не притворяйтесь же такими нежными! 

Чего же ты пугаешься? С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, — ко злу

Когда я наверху, я нахожу себя всегда одиноким. Никто не говорит со мною, холод одиночества заставляет меня дрожать. 

Но моей любовью и надеждой заклинаю я тебя: не бросай своей любви и надежды! 

С тех пор как существуют люди, человек слишком мало радовался; лишь это, братья мои, наш первородный грех! И когда мы научимся лучше радоваться, тогда мы тем лучше разучимся причинять другим горе и выдумывать его. 

И не к тому, кто противен нам, бываем мы больше всего несправедливы, а к тому, до кого нам нет никакого дела.

Но если есть у тебя страдающий друг, то будь для страдания его местом отдохновения, но также и жестким ложем, походной кроватью: так будешь ты ему наиболее полезен.

И если друг делает тебе что-нибудь дурное, говори ему: «Я прощаю тебе, что ты мне сделал; но если бы ты сделал это себе, — как мог бы я это простить!» Так говорит всякая великая любовь: она преодолевает даже прощение и жалость. 

Надо сдерживать свое сердце; стоит только распустить его, и как быстро каждый теряет голову!? Горе всем любящим, у которых нет более высокой вершины, чем сострадание их! Так говорил однажды мне дьявол: «Даже у Бога есть свой ад — это любовь его к людям»

Я призываю вас не к миру, а к победе. 

Война и мужество совершили больше великих дел, чем любовь к ближнему. Не ваша жалость, а ваша храбрость спасала доселе несчастных. 

Вас называют бессердечными — но ваше сердце неподдельно

Ваша любовь к жизни да будет любовью к вашей высшей надежде — а этой высшей надеждой пусть будет высшая мысль о жизни! Но ваша высшая мысль должна быть вам приказана мною — и она гласит: человек есть нечто, что должно превзойти. Итак, живите своей жизнью повиновения и войны! Что пользы в долгой жизни! Какой воин хочет, чтобы щадили его! Я не щажу вас, я люблю вас всем сердцем, братья по войне!

Да, мой друг, укором совести являешься ты для своих ближних: ибо они недостойны тебя. И они ненавидят тебя и охотно сосали бы твою кровь. Твои ближние будут всегда ядовитыми мухами; то, что есть в тебе великого, — должно делать их еще более ядовитыми и еще более похожими на мух. Беги, мой друг, в свое уединение, туда, где веет суровый, свежий воздух!

  • И часто с помощью любви хотят лишь перескочить через зависть. Часто нападают и создают себе врагов, чтобы скрыть, что и на тебя могут напасть
  • Поэтому женщина не способна еще к дружбе: она знает только любовь. В любви женщины есть несправедливость и слепота ко всему, чего она не любит
  • Еще не способна женщина к дружбе: женщины все еще кошки и птицы.
  • Тяга к стаду старше происхождением, чем тяга к Я и покуда чистая совесть именуется стадом, лишь нечистая совесть говорит: Я. Поистине, лукавое Я, лишенное любви, ищущее своей пользы в пользе многих, — это не начало стада, а гибель его

Ты стал выше их; но чем выше ты подымаешься, тем меньшим кажешься ты в глазах зависти.Несправедливость и грязь бросают они вослед одинокому; но, брат мой, если хочешь ты быть звездою, ты должен светить им, несмотря ни на что! 

Я люблю того, кто хочет созидать дальше самого себя и так погибает

Если есть враг у вас, не платите ему за зло добром: ибо это пристыдило бы его. Напротив, докажите ему, что он сделал для вас нечто доброе. И лучше сердитесь, но не стыдите! 

Начните же учиться любить! И оттого вы должны были испить горькую чашу вашей любви. Горечь содержится в чаше даже лучшей любви: так возбуждает она тоску по сверхчеловеку, так возбуждает она жажду в тебе, созидающем!

Надо перестать позволять себя есть, когда находят тебя особенно вкусным, — это знают те, кто хотят, чтобы их долго любили. 

Когда ваше сердце бьется широко и полно, как бурный поток, который есть благо и опасность для живущих на берегу, — тогда зарождается ваша добродетель. Когда вы возвысились над похвалою и порицанием и ваша воля, как воля любящего, хочет приказывать всем вещам, — тогда зарождается ваша добродетель

Читайте также:  К вечному миру - краткое содержание произведения канта

Поэтому вы должны быть борющимися! Поэтому вы должны быть созидающими! Познавая, очищается тело; делая попытку к познанию, оно возвышается; для познающего священны все побуждения; душа того, кто возвысился, становится радостной.

Человек познания должен не только любить своих врагов, но уметь ненавидеть даже своих друзей.

Великий полдень — когда человек стоит посреди своего пути между животным и сверхчеловеком и празднует свой путь к закату как свою высшую надежду: ибо это есть путь к новому утру

Живые памятники должен ты строить своей победе и своему освобождению. Дальше себя должен ты строить. 

Над вами, вы, добродетельные, смеялась сегодня моя красота. И до меня доносился ее голос: «Они хотят еще — чтобы им заплатили!» Вы еще хотите, чтобы вам заплатили, вы, добродетельные! Хотите получить плату за добродетель, небо за землю, вечность за ваше сегодня? И теперь негодуете вы на меня, ибо учу я, что нет воздаятеля? 

добродетель сама себе награда

Но не для того пришел Заратустра, чтобы сказать всем этим лжецам и глупцам: «Что знаете вы о добродетели! Что могли бы вы знать о ней!» — Но чтобы устали вы, друзья мои, от старых слов, которым научились вы от глупцов и лжецов; Чтобы устали от слов «награда», «возмездие», «наказание», «месть в справедливости»; Чтобы устали говорить: «Такой-то поступок хорош, ибо он бескорыстен». Ах, друзья мои! Пусть ваше Само отразится в поступке, как мать отражается в ребенке, — таково должно быть ваше слово о добродетели! 

«Остерегайтесь харкать против ветра!» Так говорил Заратустра

Но я советую вам, друзья мои: не доверяйте никому, в ком сильно стремление наказывать! Это — народ плохого сорта и происхождения; на их лицах виден палач и ищейка. Не доверяйте всем тем, кто много говорят о своей справедливости!

Ибо так говорит ко мне справедливость: «люди не равны». И они не должны быть равны! Чем была бы моя любовь к сверхчеловеку, если бы я говорил иначе? Пусть по тысяче мостов и тропинок стремятся они к будущему и пусть между ними будет все больше войны и неравенства: так заставляет меня говорить моя великая любовь!

Поистине, тот, кто некогда здесь, в камне, воздвигал свои мысли вверх, знал о тайне всякой жизни наравне с мудрейшим из людей! Что даже в красоте есть борьба, и неравенство, и война, и власть, и чрезмерная власть, — этому учит он нас здесь с помощью самого ясного символа.

Быть голодным, сильным, одиноким и безбожным — так хочет воля льва. Быть свободным от счастья рабов, избавленных от богов и поклонения им, бесстрашным и наводящим страх, великим и одиноким, — такова воля правдивого.

В пустыне жили исконно правдивые, свободные умы, как господа пустыни; но в городах живут хорошо откормленные, прославленные мудрецы — вьючные животные.

Ибо всегда тянут они, как ослы, — телегу народа! За это не сержусь я на них; но слугами остаются они для меня и людьми запряженными, даже если сбруя их сверкает золотом

И только там, где есть могилы, есть и воскресение

Все живое есть нечто повинующееся. И вот второе: тому повелевают, кто не может повиноваться самому себе. Таково свойство всего живого. Но вот третье, что я слышал: повелевать труднее, чем повиноваться.

И не потому только, что повелевающий несет бремя всех повинующихся и что легко может это бремя раздавить его: Попыткой и дерзновением казалось мне всякое повелевание, и, повелевая, живущий всегда рискует самим собою.

И даже когда он повелевает самому себе — он должен еще искупить свое повеление. Своего собственного закона должен он стать судьей, и мстителем, и жертвой.

И вот какую тайну поведала мне сама жизнь. «Смотри, — говорила она, — я всегда должна преодолевать самое себя.

Конечно, вы называете это волей к творению или стремлением к цели, к высшему, дальнему, более сложному — но все это образует единую тайну: Лучше погибну я, чем отрекусь от этого; и поистине, где есть закат и опадение листьев, там жизнь жертвует собою — из-за власти! Мне надо быть борьбою, и становлением, и целью, и противоречием целей; ах, кто угадывает мою волю, угадывает также, какими кривыми путями она должна идти! 

И ни от кого не требую я так красоты, как от тебя, могущественный; твоя доброта да будет твоим последним самопреодолением. На всякое зло считаю я тебя способным; поэтому я и требую от тебя добра.

Поистине, я смеялся часто над слабыми, которые мнят себя добрыми, потому что у них расслабленные лапы.

К столпу добродетели должен ты стремиться: чем выше он подымается, тем становится он красивее и нежнее, а внутри тверже и выносливее.

***

to be continued…

Источник: https://mz-planet.blogspot.com/2011/08/friedrich-nietzsche-zarathustra.html

Так говорил Заратустра. Краткое содержание романа. Читается за 10 минут

nietzschecm_ru[chajkajonatan]

Роман состоит из четырёх частей, каждая из которых содержит притчи на различные морально-нравственные и философские темы. По стилю поэтически-ритмизированную прозу сочинения относят к жанру «философской поэмы».

Часть первая

Заратустра возвращается к людям после десяти лет одиночества в горах, чтобы донести весть о Сверхчеловеке.

Спустившись с гор, он встречает отшельника, говорящего о любви к Богу. Продолжая путь, Заратустра недоумевает: «Возможно ли это?! Этот святой старец в своём лесу ещё не слыхал о том, что Бог умер!»

В городе мудрец видит толпу, которая собравшуюся поглазеть на канатного Плясуна.

Заратустра говорит людям о Сверхчеловеке: он призывает людей быть «верными земле» и не верить «неземным надеждам», потому что «Бог умер». Толпа смеётся над Заратустрой и смотрит выступление канатного Плясуна.

В результате козней Паяца канатоходец падает и погибает. Подобрав труп погибшего, мудрец покидает город. Его сопровождают Орёл и Змея.

В своих «Речах», состоящих из двадцати двух притч, Заратустра смеётся над фальшивой моралью и устоями человечества.

Мудрец начинает с рассказа о «трёх превращениях духа»: сначала дух есть Верблюд, который превращается во Льва, а Лев становится Ребёнком. Дух навьючивают, но он хочет обрести свободу и, подобно льву, стать господином. Но Лев не может стать Духом-Созидателем без Ребёнка — «священного утверждения» духа.

Многие парадоксальные жизненные устремления и разные типы людей обсуждает Заратустра:

Он осуждает богоподобных — они желают, чтобы «сомнение было грехом». Они презирают «здоровое тело — сильное и совершенное». Философ проклинает священников — этих проповедников смерти, которые должны исчезнуть «с лица земли».

Заратустра учит уважать воинов — они «преодолевают человека в себе», не желая долгой жизни.

Он говорит «о тысяче и одной цели», когда доброе одного народа у другого народа считается злым, потому что «у человечества нет ещё цели».

Мудрец вещает о «новом кумире», которому поклоняются люди — о государстве. Гибель этого мифа означает начало нового человека.

  • Он советует избегать славы, паяцев и актёров, так как вдали от этого «жили всегда изобретатели новых ценностей».
  • Заратустра называет глупостью, когда отвечают добром на Зло — это унижение для врага, а «маленькая месть человечнее отсутствия мести».
  • Браком называет он «волю двоих создать единое, большее тех, кто создал его», а истинно целомудренными называет снисходительных и весёлых.
  • Говорит мудрец и о любви к «созидающим в уединении» — они способны «творить сверх себя».
  • Юноше Заратустра повествует о злой природе человека, который подобен дереву и «чем настойчивее стремится он вверх, к свету, тем с большей силой устремляются корни его вглубь земли, вниз, во мрак — во зло».

О природе женщины упоминает мудрец — разгадкой её является беременность, а правило обращения с ней одно: «Идёшь к женщинам? Не забудь плётку!»

Заратустра осуждает людей, которые «пребывая в жалком самодовольстве», погрязли в этих «добродетелях». Человек на пути к Сверхчеловеку должен хранить «героя в душе своей», быть верным земле, найти себя и «желать одной волей», отрицая всякую другую веру.

Заканчиваются «Речи» пророчеством о наступлении «Великого Полдня», когда на пути от животного к Сверхчеловеку человек «празднует начало заката своего».

«Умерли все боги: ныне хотим мы, чтобы жил Сверхчеловек» — так, по мнению Заратустры, должен звучать девиз человечества.

Часть вторая

Заратустра удаляется в свою пещеру. Спустя годы, мудрец снова решает идти к людям с новыми притчами.

Он снова говорит об отрицании религии, потому что «это мысль, которая всё прямое делает кривым». Существование богов убивает любое творение и созидание. Прочь от богов и от священников, которые гибнут в огне за ложные идеи.

Истинная добродетель для человека — это Самость, которая «проявляется во всяком поступке». Нужно возлюбить созидание больше сострадания, так как сострадание ничего не способно создать.

Заратустра раскрывает ложь понятия «равенство» — этот миф используется для мщения и наказания сильных, несмотря на то, что люди не равны и «они не должны быть равны!»

Все «прославленные мудрецы», подобно ослам, служили «народу и народному суеверию, а не истине». Но настоящие мудрецы живут в пустыне, а не в городах. Поэтому настоящий мудрец избегает толпы и не пьёт из её «отравленных родников».

Заратустра учит о «воле к власти», которую он видел «всюду, где было живое» и которая побуждает слабого подчиниться сильному: «Только там, где есть жизнь, есть и воля: но не воля к жизни — воля к власти! Так учу я тебя». Именно «воля к власти» делает человека сильным и возвышенным, подобно колонне — «чем выше она, тем нежнее и прекраснее, тогда как внутри — твёрже и выносливее».

Он говорит о «культуре», которая мертва и исходит из иллюзорной действительности. Учёные этой мёртвой реальности выдают себя за мудрецов, но их истины ничтожны. Заратустра призывает к «незапятнанному» и чистому познанию, «чтобы всё глубокое поднялось на высоту мою!»

Над поэтами он смеётся за их «вечную женственность» — они слишком «поверхностны и недостаточно чистоплотны: они мутят воду, чтобы казалась она глубже».

Все великие события, уверяет Заратустра, должны вращаться «не вокруг тех, кто измышляет новый шум, а вокруг изобретателей новых ценностей». Лишь «воля к власти» может уничтожить сострадание и вызвать к жизни Великое.

Заратустра учит своих слушателей трём человеческим мудростям: давать себя обманывать, «чтобы не остерегаться обманщиков», больше остальных щадить тщеславных и не допускать, «чтобы из-за вашей трусости мне стал противен вид злых».

В глубокой печали он покидает своих непонимающих слушателей.

Часть третья

Заратустра снова в пути. Он повествует попутчикам о своей встрече с Духом Тяжести — «на мне сидел он, полукрот, полукарлик; хромой, он и меня пытался сделать хромым». Этот Карлик оседлал мудреца, пытаясь увлечь его в бездну сомнений. Только мужество спасает философа.

Заратустра предостерегает, что Дух Тяжести даётся нам с рождения в виде слов «добро» и «зло». Этого врага, говорящего «добро для всех, зло для всех» побеждает лишь тот, «кто говорит: вот моё добро и моё зло». Нет ни хорошего, ни плохого — есть «мой вкус, которого мне не надо ни стыдиться, ни скрывать».

Нет и универсального пути, который можно указать каждому — есть лишь индивидуальный выбор каждого в вопросах морали.

«Не должно ли быть так: всё, что может произойти, уже проходило некогда этим путём? Не должно ли быть так: всё, что может случиться, уже случилось некогда, свершилось и миновало?» — задаётся вопросом Заратустра, утверждая идею о Вечном Возвращении. Он уверен: «всё, что может произойти и на этом долгом пути вперёд — должно произойти ещё раз!»

Мудрец говорит о том, что всю жизнь определяет «самая древняя аристократия мира» — Случайность. А ищущий счастья никогда не находит его, потому что «счастье — женщина».

Возвращаясь в свою пещеру через города, Заратустра опять говорит об умеренной добродетели, которая совмещается с комфортом. Люди измельчали и почитают «то, что делает скромным и ручным: так превратили они волка в собаку, а людей — в лучшее домашнее животное человека».

Мудрец опечален глухотой людей к истине и говорит, что «там, где нельзя больше любить, там нужно пройти мимо!»

Он продолжает издеваться над «старыми, ревнивыми, злобными» пророками, говорящими о единобожии: «Не в том ли и божественность, что существуют боги, но нет никакого Бога?»

Заратустра восхваляет сладострастие, властолюбие и себялюбие. Это здоровые страсти, бьющие «ключом из сильной души, соединённой с возвышенным телом» и они будут свойственны «новой аристократии».

Эти новые люди разрушат «старые скрижали» морали, заменив их новыми.

«Неустрашимая отвага, долгое недоверие, жестокое отрицание, пресыщение, надрезывание жизни» — вот что, по словам Заратустры, характеризует новую элиту и рождает истину.

Для того чтобы быть сильным, надо иметь «широкую душу», которая свободна от внешних обстоятельств и «бросается во все Случайное». Эта душа обладать жаждой воли, мудростью и любовью, «в которой все вещи обретают стремление и противоборство».

Только тот, кто хочет преодолеть себя, обладает «волей к власти» и широкой душой будет спасён. Слабых и Падающих нужно толкнуть и учить «быстрее падать!» — призывает Заратустра.

Читайте также:  Сочинение что толкает человека на месть? итоговое

Лучшие должны стремиться к господству во всех сферах жизни. Мужчина должен быть «способным к войне», а женщина — к деторождению. «Вы заключаете брак: смотрите же, чтобы не стал он для вас заключением!» — предостерегает философ.

  1. Заратустра отрицает «общественный договор», ведь общество «это попытка, это долгое искание того, кто повелевает».
  2. Он воспевает «всё злое в человеке», потому что «всё дурное и злое есть наилучшая сила и твёрдый камень в руке высочайшего из созидающих».
  3. После этих проповедей звери называют Заратустру «учителем Вечного Возвращения».

Часть четвёртая и последняя

Заратустра состарился и «волосы его поседели».

Он продолжает верить в «тысячелетнее царство Заратустры» и придерживается главного лозунга Сверхчеловека — «Будь тем, кто ты есть!»

Однажды он слышит крик о помощи и идёт искать попавшего в беду «высшего человека».

Ему навстречу попадаются различные персонажи — мрачный Прорицатель, два Короля с ослом, Совестливый духом, старый Чародей, последний Папа, Самый безобразный человек, Добровольный нищий и Тень.

Все они рассказывают Заратустре свои истории и хотят найти «высшего человека». Мудрец отправляет их к своей пещере и продолжает свой путь.

Утомившись, Заратустра возвращается в пещеру и видит там всех путников, встреченных за день. Среди них Орёл и Змея. Мудрец произносит проповедь о признаках «высшего человека», резюмируя все идеи, сказанные в ранних проповедях.

После этого он устраивает «вечерю», где все пьют вино, едят барашков и восхваляют мудрость Заратустры. Все гости, включая осла, молятся.

  • Мудрец называет своих гостей «выздоравливающими» и воспевает наступление «Великого Полдня».
  • Утром Заратустра покидает свою пещеру.
  • 1885

Пересказал Константин Жидков.

https://briefly.ru/nitcshe/tak_govoril_zaratustra/

Источник: https://nietzschecm-ru.livejournal.com/120684.html

Анализ произведения "Так говорил Заратустра" Ф. Ницше

Выбирая объект для написания 
эссе, передо мной встала очень непростая 
задача.

В конце концов, список литературы, пригодный для этого, был достаточно объемен, и, помимо Ницше, там есть множество, без преувеличений, достоиных философов и их трудов. Но остановился я все-таки на работе Фридрица Ницше.

В дальнейшем я постараюсь объяснить почему, расскажу, что меня привлекло в этой книге, какие выводы я сделал и чем философское учение Ницше уникально. Но обо всем по порядку.

Начать придется, как бы это банально ни звучало, с биографической справки. Фридриц Ницше одился в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше.

С раннего детства проявил способности к филологии и музыке. Его авторству принадлежит 73 музыкальных сочинения.

Прекратил заниматься музыкальной композицией в 29-летнем возрасте, после того как подвергся критике со стороны ведущих музыкантов своего времени. 

Ницше был блестящим студентом 
и приобрёл прекрасную репутацию 
в научных кругах. Благодаря этому 
он уже в 1869 году в возрасте 24 лет 
получил должность профессора классической филологии Базельского университета.

С перерывами на болезни и участие во Франко-прусской войне 1870—1871 гг. он проработал там около 10 лет.

В самом начале профессорской карьеры демонстративно отказался от прусского гражданства, всю свою последующую жизнь оставаясь гражданином мира.

В 1879 году Ницше был вынужден уйти в отставку по состоянию здоровья (почти ослеп, у него были невыносимые головные боли, которые он лечил опиатами, проблемы с желудком). В 1879-89 годах он вёл образ жизни независимого писателя, переезжая из города в город, и создал в этот период все свои основные произведения.

Лето Ницше обычно проводил в Швейцарии (в окрестностях горы Санкт-Мориц, Граубюнден), а зиму в итальянских городах Генуя, Турин и Рапалло и французской Ницце. Он весьма бедно жил на пенсию по инвалидности от университета Базеля, но также получал финансовую помощь от своих друзей. Доходы Ницше от публикации своих произведений были минимальными.

Популярность пришла к нему в конце 1880-х годов.

Творческая деятельность Ницше оборвалась в начале 1889 года в связи с помутнением рассудка. Существует несколько версий, объясняющих причину болезни.

Среди них — плохая наследственность (душевной болезнью в конце жизни страдал отец Ницше); возможное заболевание нейросифилисом, спровоцировавшим безумие; а также помутнение разума, вызванное «заказным отравлением», которое связано с активной политической деятельностью, которую развернул Ницше в конце 1880-х годов.

Философ немедленно был помещён в провинциальную психиатрическую больницу и скончался 25 августа 1900 года. Он был похоронен в старинной реккенской церкви, датируемой первой половиной XII века. Рядом с ним покоятся его родные.

Как я уже сказал, популярность пришла к Ницше в конце 1880-х 
годов, совсем незадолго до его кончины. Основным фактором для обретения 
признания и популярности стала 
именно небезызвестная работа «Так говорил Заратустра», о которой, собственно, в дальнейшем и пойдет речь.

«Так говорил 
Заратустра. Книга для всех и ни для кого» философский роман Фридриха Ницше, впервые изданный в 1885 году. Изначально книга состояла из трёх отдельных частей, написанных в течение года. Ницше намеревался написать ещё три части, но закончил только одну — четвёртую. После смерти Ницше все четыре части были опубликованы в одном томе.

Говоря кратко и совсем уж скупо, можно со стопроцентной 
уверенностью сказать, что данное произведение очень глубокое по своим форме и содержанию. Тут, конечно, нужно объясниться. Почему? Да по нескольким причинам:

  1. Заратустра – единый персонаж для всех 4 книг.

На протяжении всей работы идет повествования о судьбе и учении бродячего философа, взявшего себе имя Заратустра в честь древнеперсидского пророка Заратуштры. Это очень необычно для философской книги (в дальнейшем я постараюсь объяснить почему), так повествование идет непосредственно через определенного персонажа.

Стоит пояснить, что, прежде всего, Заратустра – это образ. Легенда о древнеперсидском пророке Заратуштре настолько вдохновила и привлекла Ницше в свое время, что именно через такой образ он хотел спроецировать все свое мироощущение в одной книге.

Изучение легенды о Заратуштре – один из «необязательных» ключей к полному пониманию работы Ницше:

«Гаты («Песнопения», часть Авесты) рисуют нам Заратуштру как историческую личность, наделённую всеми человеческими страстями.

В этих проповедях-песнях он громогласно бичует своих противников, сторонников старой арийской религии, обожествлявшей силы природы, называя их поимённо; выступает против кровавых жертвоприношений и оргиастического культа хаомы.

В своей проповеди Заратустра отделил добро и зло как две изначально существующие в мире природы, не имеющие между собой ничего общего. Призвал следовать добру и отвергать зло.

Лишь чужие (греческие) и свои позднейшие (поздне-авестские и пехлевийские) источники окутали эту живую личность нимбом легенд, отчасти уподобив его своим древним мудрецам или наделив его и его потомство сверхъестественными эсхатологическими атрибутами и заданиями.»

Именно эти черты перенял 
и в дальнейшем развил Ницше в 
своем персонаже-образе.

  1. Книга легко воспринимаема как художественная.

Во многом многогранность книги – заслуга возможности 
восприятия ее, как художественное произведение. То есть, у нее есть для этого все основания. Как я уже сказал выше, в книге есть один единый персонаж, который идет с читателем с первой до самой последней страницы, подобно художественному произведению.

Повествование, как уже много раз было сказано, делится на 4 книги, каждая из которых представляет собой сборник рассказов-притч, которые изложены в афористической манере, что, безусловно, опять же позволяет воспринимать книгу, как художественное произведение.

  Именно эти факторы позволяет трактовать любое произведение Ницше, поимо «Так говорил Заратустра», как угодно (в этом, как я считаю, заключается главная прелесть философской школы Ницше, но об этом я постараюсь рассказать чуть ниже), что, в свою очередь, до сих пор порождает множество споров относительно однозначности и смысловой нагрузки его трудов.

  1. Сверхчеловек – как мера всего идеального.

Ни для кого не секрет, что одной из основных идей работы Ницше заключалась в превозношении 
сверхчеловека над обычными людьми. Для начала стоит пояснить, что 
же все-таки такое – сверхчеловек в понимании Фридриха Ницше:

Сверхчелове́к— образ, Ницше для обозначения особого типа людей, которые по своему могуществу должны превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьяну.

Сверхчеловек, будучи в соответствии с теорией философа смыслом истории человеческого вида, должен олицетворять средоточие витальных аффектов жизни.

Сверхчеловек — это человек, чье осмысление бытия доходит до наиболее высоких границ, человек, который полностью самораскрывает себя, творец, могущественная воля которого направляет вектор исторического развития.

К прототипам Сверхчеловека, являвшими 
собой «непревзойдённых виртуозов 
жизни», Ф.Ницше относил Александра Македонского, Юлия Цезаря, Чезаре Борджиа и Наполеона.

Через всю книгу протягивается 
явное, а порой незримое и мимолетное, присутствие сверхчеловека. Его 
образ, так же как и образ самого Заратустры, незримо, но крайне плотно вплетен в нить повествования. Все, о чем сказано в этой книге 
является рекламой, если можно так 
сказать, сверхчеловека, как нечто, во что человек должен превзойти.

Это – основные показатели, по моему скромному мнению, которые 
указывают на несомненную глубину 
произведения. Конечно же, было бы нелепо отрицать, что их больше, но объем 
мне, к сожалению, не позволяет расписать, проанализировать и восхититься 
каждой деталью этой книги.

Поэтому я сразу же хочу перейти к анализу философии 
Ницше в целом, благодаря этой книге, которая является в свою очередь 
ключом для понимания всех (ну или, во всяком случае, подавляющего большинства) трудов Фридриха Ницше, на чем я бы и хотел поставить точку.

Анализируя мироощущение и философию Ницше относительно этой книги, я пришел к ряду выводов, которые я просто, как и раньше, перечислю и опишу:

  • Как я уже сказал выше, повествование в книге в крайней степени афористично, а в связи с этим еще и крайне метафорично. В этом основная прелесть Ницше, о чем я уже тоже говорил. Трактовать его можно как угодно, а любая трактовка имеет право на сущестсование. Каждый видит в Ницше именно то, что ему ближе всего. Воспринимать его буквально – самый легкий из путей, который не откроет и половины дверец, заложенных в этой книге. 
  • Учение Ницше крайне радикально. Это связано с тем, что Ницше, как и его Заратустра, очень негативно, я бы даже позволил себе сказать – пренебрежительно относятся ко всему, что существует на планете. Это проявляется в существенной степени недовольством всем, что окружает Ницше. Все человеческие потуги добродетели вызывают у Ницше, если не отвращение, то непонимание – совершенно точно. Это вызвано тем, что Ницше не отрицает грязь внутри себя и старается ее отчистить в себе в процессе перехода к Сверхчеловеку, а не прячет ее под напускным лицемерием добродетели. Ницше критикует все. Нынешнюю опошленную и обесцененную интерпретацию понятия любви, власть, государство, веру («Бог мертв») и многое другое. Но критика – конструктивна, имеет обоснованную точку зрения, и даже какое-никакое преодоление, а точнее возможность преодоления, этих недостатков. Ницше, а именно его Заратустра, не брезгует применением таких понятий, как месть, зло, а так же горечь, обида и так даже и тому подобное. Он не идеализирует человека, а даже наоборот, не идеализирует Заратустру, именно поэтому себе и позволяет применение таких вещей. 
  • Ницше – атеист, но не в привычном понимании этого слова. Бог мертв – так говорится буквально на первых страницах книги и тянется незримой нитью на протяжении всей работы, как и во многих других его трудах. Но в четвертой и последней части книги происходит вполне четкое разделение на Старого Бога, который наверняка мертв и Нового Бога, который вполне мог бы быть, по мнению Заратустры. Именно этот Бог приближен к Сверхчеловеку, а не наоборот, именно поэтому об атеистичности Ницше не стоит говорить так однозначно.

На этом я хотел бы поставить 
точку. Все, что я смог для себя извлечь в этой книге на данном отрезке своего жизненного пути, я 
постарался осознать и анализировать 
максимально корректно.

Таким произведениям 
нужно время для того, чтобы 
открыться для читателя полностью. Возможно, когда-нибудь я снова вернусь 
в чудесный мир Заратустры, в мир 
этого просвещенного отшельника.

А пока мне хотелось бы завершить 
все это наиболее приглянувшимися 
строчками из книги:

  • Пустыня ширится сама собой:
  • горе 
    тому, кто сам в себе свою пустыню 
    носит!
  • Что бы это ни значило.

Источник: https://www.referat911.ru/Filosofiya/analiz-proizvedeniya-tak-govoril-zaratustra/37169-1305732-place1.html

Краткое содержание романа Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»

Роман состоит из четырех частей, каждая из которых содержит притчи на различные морально-нравственные и философские темы. По стилю поэтически-ритмизированную прозу сочинения относят к жанру «философской поэмы».

Часть первая

Заратустра возвращается к людям после десяти лет одиночества в горах, чтобы донести весть о Сверхчеловеке.

Спустившись с гор, он встречает отшельника, говорящего о любви к Богу. Продолжая путь, Заратустра недоумевает: «Возможно ли это?! Этот святой старец в своем лесу еще не слыхал о том, что Бог умер!»

В городе мудрец видит толпу, которая собравшуюся поглазеть на канатного Плясуна.

Заратустра говорит людям о Сверхчеловеке: он призывает людей быть «верными земле» и не верить «неземным надеждам», потому что «Бог умер». Толпа смеется над Заратустрой и смотрит выступление канатного Плясуна.

В результате козней Паяца канатоходец падает и погибает. Подобрав труп погибшего, мудрец покидает город. Его сопровождают Орел и Змея.

В своих «Речах», состоящих из двадцати двух притч, Заратустра смеется над фальшивой моралью и устоями человечества.

Мудрец начинает с рассказа о «трех превращениях духа»: сначала дух есть Верблюд, который превращается во Льва, а Лев становится Ребенком. Дух навьючивают, но он хочет обрести свободу и, подобно льву, стать господином. Но Лев не может стать Духом-Созидателем без Ребенка — «священного утверждения» духа.

Многие парадоксальные жизненные устремления и разные типы людей обсуждает Заратустра:

Читайте также:  Писатель иван бунин. жизнь и творчество

Он осуждает богоподобных — они желают, чтобы «сомнение было грехом». Они презирают «здоровое тело — сильное и совершенное». Философ проклинает священников — этих проповедников смерти, которые должны исчезнуть «с лица земли».

Заратустра учит уважать воинов — они «преодолевают человека в себе», не желая долгой жизни.

Он говорит «о тысяче и одной цели», когда доброе одного народа у другого народа считается злым, потому что «у человечества нет еще цели».

Мудрец вещает о «новом кумире», которому поклоняются люди — о государстве. Гибель этого мифа означает начало нового человека.

  • Он советует избегать славы, паяцев и актеров, так как вдали от этого «жили всегда изобретатели новых ценностей».
  • Заратустра называет глупостью, когда отвечают добром на Зло — это унижение для врага, а «маленькая месть человечнее отсутствия мести».
  • Браком называет он «волю двоих создать единое, большее тех, кто создал его», а истинно целомудренными называет снисходительных и веселых.
  • Говорит мудрец и о любви к «созидающим в уединении» — они способны «творить сверх себя».
  • Юноше Заратустра повествует о злой природе человека, который подобен дереву и «чем настойчивее стремится он вверх, к свету, тем с большей силой устремляются корни его вглубь земли, вниз, во мрак — во зло».

О природе женщины упоминает мудрец — разгадкой ее является беременность, а правило обращения с ней одно: «Идешь к женщинам? Не забудь плетку!»

Заратустра осуждает людей, которые «пребывая в жалком самодовольстве», погрязли в этих «добродетелях». Человек на пути к Сверхчеловеку должен хранить «героя в душе своей», быть верным земле, найти себя и «желать одной волей», отрицая всякую другую веру.

  1. Заканчиваются «Речи» пророчеством о наступлении «Великого Полдня», когда на пути от животного к Сверхчеловеку человек «празднует начало заката своего».
  2. «Умерли все боги: ныне хотим мы, чтобы жил Сверхчеловек» — так, по мнению Заратустры, должен звучать девиз человечества.
  3. Часть вторая

Заратустра удаляется в свою пещеру. Спустя годы, мудрец снова решает идти к людям с новыми притчами.

Он снова говорит об отрицании религии, потому что «это мысль, которая все прямое делает кривым». Существование богов убивает любое творение и созидание. Прочь от богов и от священников, которые гибнут в огне за ложные идеи.

Истинная добродетель для человека — это Самость, которая «проявляется во всяком поступке». Нужно возлюбить созидание больше сострадания, так как сострадание ничего не способно создать.

Заратустра раскрывает ложь понятия «равенство» — этот миф используется для мщения и наказания сильных, несмотря на то, что люди не равны и «они не должны быть равны!»

Все «прославленные мудрецы», подобно ослам, служили «народу и народному суеверию, а не истине». Но настоящие мудрецы живут в пустыне, а не в городах. Поэтому настоящий мудрец избегает толпы и не пьет из ее «отравленных родников».

Заратустра учит о «воле к власти», которую он видел «всюду, где было живое» и которая побуждает слабого подчиниться сильному: «Только там, где есть жизнь, есть и воля: но не воля к жизни — воля к власти! Так учу я тебя». Именно «воля к власти» делает человека сильным и возвышенным, подобно колонне — «чем выше она, тем нежнее и прекраснее, тогда как внутри — тверже и выносливее».

Он говорит о «культуре», которая мертва и исходит из иллюзорной действительности. Ученые этой мертвой реальности выдают себя за мудрецов, но их истины ничтожны. Заратустра призывает к «незапятнанному» и чистому познанию, «чтобы все глубокое поднялось на высоту мою!»

Над поэтами он смеется за их «вечную женственность» — они слишком «поверхностны и недостаточно чистоплотны: они мутят воду, чтобы казалась она глубже».

Все великие события, уверяет Заратустра, должны вращаться «не вокруг тех, кто измышляет новый шум, а вокруг изобретателей новых ценностей». Лишь «воля к власти» может уничтожить сострадание и вызвать к жизни Великое.

  • Заратустра учит своих слушателей трем человеческим мудростям: давать себя обманывать, «чтобы не остерегаться обманщиков», больше остальных щадить тщеславных и не допускать, «чтобы из-за вашей трусости мне стал противен вид злых».
  • В глубокой печали он покидает своих непонимающих слушателей.
  • Часть третья

Заратустра снова в пути. Он повествует попутчикам о своей встрече с Духом Тяжести — «на мне сидел он, полукрот, полукарлик; хромой, он и меня пытался сделать хромым». Этот Карлик оседлал мудреца, пытаясь увлечь его в бездну сомнений. Только мужество спасает философа.

Заратустра предостерегает, что Дух Тяжести дается нам с рождения в виде слов «добро» и «зло». Этого врага, говорящего «добро для всех, зло для всех» побеждает лишь тот, «кто говорит: вот мое добро и мое зло». Нет ни хорошего, ни плохого — есть «мой вкус, которого мне не надо ни стыдиться, ни скрывать».

Нет и универсального пути, который можно указать каждому — есть лишь индивидуальный выбор каждого в вопросах морали.

«Не должно ли быть так: все, что может произойти, уже проходило некогда этим путем? Не должно ли быть так: все, что может случиться, уже случилось некогда, свершилось и миновало?» — задается вопросом Заратустра, утверждая идею о Вечном Возвращении. Он уверен: «все, что может произойти и на этом долгом пути вперед — должно произойти еще раз!»

Мудрец говорит о том, что всю жизнь определяет «самая древняя аристократия мира» — Случайность. А ищущий счастья никогда не находит его, потому что «счастье — женщина».

Возвращаясь в свою пещеру через города, Заратустра опять говорит об умеренной добродетели, которая совмещается с комфортом. Люди измельчали и почитают «то, что делает скромным и ручным: так превратили они волка в собаку, а людей — в лучшее домашнее животное человека».

Мудрец опечален глухотой людей к истине и говорит, что «там, где нельзя больше любить, там нужно пройти мимо!»

Он продолжает издеваться над «старыми, ревнивыми, злобными» пророками, говорящими о единобожии: «Не в том ли и божественность, что существуют боги, но нет никакого Бога?»

Заратустра восхваляет сладострастие, властолюбие и себялюбие. Это здоровые страсти, бьющие «ключом из сильной души, соединенной с возвышенным телом» и они будут свойственны «новой аристократии».

Эти новые люди разрушат «старые скрижали» морали, заменив их новыми.

«Неустрашимая отвага, долгое недоверие, жестокое отрицание, пресыщение, надрезывание жизни» — вот что, по словам Заратустры, характеризует новую элиту и рождает истину.

Для того чтобы быть сильным, надо иметь «широкую душу», которая свободна от внешних обстоятельств и «бросается во все Случайное». Эта душа обладать жаждой воли, мудростью и любовью, «в которой все вещи обретают стремление и противоборство».

Только тот, кто хочет преодолеть себя, обладает «волей к власти» и широкой душой будет спасен. Слабых и Падающих нужно толкнуть и учить «быстрее падать!» — призывает Заратустра.

Лучшие должны стремиться к господству во всех сферах жизни. Мужчина должен быть «способным к войне», а женщина — к деторождению. «Вы заключаете брак: смотрите же, чтобы не стал он для вас заключением!» — предостерегает философ.

  1. Заратустра отрицает «общественный договор», ведь общество «это попытка, это долгое искание того, кто повелевает».
  2. Он воспевает «все злое в человеке», потому что «все дурное и злое есть наилучшая сила и твердый камень в руке высочайшего из созидающих».
  3. После этих проповедей звери называют Заратустру «учителем Вечного Возвращения».
  4. Часть четвертая и последняя
  5. Заратустра состарился и «волосы его поседели».
  6. Он продолжает верить в «тысячелетнее царство Заратустры» и придерживается главного лозунга Сверхчеловека — «Будь тем, кто ты есть!»

Однажды он слышит крик о помощи и идет искать попавшего в беду «высшего человека».

Ему навстречу попадаются различные персонажи — мрачный Прорицатель, два Короля с ослом, Совестливый духом, старый Чародей, последний Папа, Самый безобразный человек, Добровольный нищий и Тень.

Все они рассказывают Заратустре свои истории и хотят найти «высшего человека». Мудрец отправляет их к своей пещере и продолжает свой путь.

Утомившись, Заратустра возвращается в пещеру и видит там всех путников, встреченных за день. Среди них Орел и Змея. Мудрец произносит проповедь о признаках «высшего человека», резюмируя все идеи, сказанные в ранних проповедях.

После этого он устраивает «вечерю», где все пьют вино, едят барашков и восхваляют мудрость Заратустры. Все гости, включая осла, молятся.

Мудрец называет своих гостей «выздоравливающими» и воспевает наступление «Великого Полдня».

Утром Заратустра покидает свою пещеру.

Краткое содержание романа Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»

  1. Притягательность идей Ницше В своем письме Минне Каутской Фридрих Энгельс очертил эстетическую программу критического реализма, которая могла послужить ориентиром не только для социалистической…
  2. Краткое содержание романа Пруса «Фараон» Роман в трех книгах, насыщенный отрывками из подлинных древнеегипетских текстов, соседствующими с подчеркнуто осовремененными реалиями социальной жизни далекого прошлого, начинается…
  3. Краткое содержание романа Гелиодора «Эфиопика» Уроженец Финикии из города Эмесса (эллинизированного и преимущественно с греческим населением), Гелиодор имел духовный сан. Известно: местный синод, полагая, что…
  4. Краткое содержание романа Шлегеля «Люцинда» Юлий пытается найти Люцинду там, где он привык ее видеть — в ее комнате, на их кушетке, — и, не…
  5. Краткое содержание романа Тургенева «Рудин» В деревенском доме Дарьи Михайловны Ласунской, знатной и богатой помещицы, бывшей красавицы и столичной львицы, которая и вдали от цивилизации…
  6. Краткое содержание романа Апдайка «Давай поженимся» Уединенный пляж на коннектикутском побережье близ вымышленного города Гринвуда. Джерри Конант и Салли Матиас встречаются там тайком. У каждого из…
  7. Краткое содержание романа Воннегута «Колыбель для кошки» «Можете звать меня Ионой» — такой фразой открывается роман. Герой-повествователь считает, что именно это имя куда более подходит ему, чем…
  8. Краткое содержание романа К. Абэ «Человек-ящик» Человек-ящик, сидя в своем ящике, приступает к запискам о человеке-ящике. Он подробно описывает, какой ящик пригоден для человека-ящика, как его…
  9. Краткое содержание романа Робертса «Шантарам» Часть первая Рассказчик, сбежавший из тюрьмы и скрывающийся под именем Линдсея Форда, приезжает в Бомбей, где знакомится с Прабакером —…
  10. Краткое содержание романа Платонова «Чевенгур» Через четыре года в пятый голод гнал людей в города или в леса — бывал неурожай. Захар Павлович оставался в…
  11. Краткое содержание романа К. Абэ «Чужое лицо» Исследователь, заведующий лабораторией в институте высокомолекулярной химии, во время эксперимента обжег себе лицо жидким кислородом, отчего все его лицо покрылось…
  12. Краткое содержание романа М. Дюрас «Любовник» Повествователь-женщина рассказывает о своей юности, прошедшей в Сайгоне. Основные события относятся к периоду с 1932 по 1934 г. Девочка-француженка пятнадцати…
  13. Краткое содержание романа А. Кристи «Н или М?» Весна 1940 года. Бывшие агенты спецслужб супруги Бирсфорд, Томми и Пруденс (которую в семье зовут Таппенс), переживают, что их не…
  14. Краткое содержание романа А. Кристи «Берег удачи» Часть первая Один из заседателей клуба «Коронейшн» майор Портер находит в газете заметку о смерти миллионера Гордона Клоуда. В его…
  15. Краткое содержание романа Оруэлла «1984» Первая часть 1984 г. Лондон, столица Взлетной полосы I, провинции Океания. 39-летний невысокий тщедушный Уинстон Смит, сотрудник Министерства правды со…
  16. Краткое содержание романа Кинга «Оно» Часть первая. Тень прошлого Лето 1958 года. Небольшой городок Дерри в штате Мэн терроризирует загадочный серийный убийца, с нечеловеческой жестокостью…
  17. Краткое содержание романа Франса «Остров пингвинов» В предисловии автор сообщает, что единственная цель его жизни — написать историю пингвинов. Для этого он изучил множество источников, и…
  18. Краткое содержание романа Моэма «Театр» Джулия Лэмберт — лучшая актриса Англии. Ей сорок шесть лет; она красива, богата, знаменита; занята любимым делом в самых благоприятных…
  19. Краткое содержание романа Кестнера «Фабиан» Вместе с героем романа Якобом Фабианом мы проживаем короткий отрезок времени — может быть, несколько недель или еще меньше. За…
  20. Краткое содержание романа Керуака «Бродяги Дхармы» Произведение содержит автобиографические детали, повествование ведется от первого лица. Рассказчик, Рей Смит, молодой человек из поколения «битников», путешествует по Америке…

Источник: https://ege-russian.ru/kratkoe-soderzhanie-romana-f-nicshe-tak-govoril-zaratustra/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]