Здесь можно купить и скачать «Фазиль Искандер — Защита Чика» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Короткие истории, издательство Литагент «Эксмо»334eb225-f845-102a-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.
Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте
Описание и краткое содержание «Защита Чика» читать бесплатно онлайн.
«…в школе у Чика случилась ужасная неприятность. Учитель русского языка, Акакий Македонович, или, как его называли, Закидонович, сказал ему, чтобы он на следующий день пришел в школу с кем-нибудь из родителей.
И это было ужасно. Чик хорошо учился, и все домашние гордились его учебой. Мало того, что они гордились его учебой, они постоянно ставили его в пример старшему брату, который плохо учился и плохо вел себя в школе.
Родителей постоянно вызывали в школу из-за его старшего брата. Иногда учителя сами приходили домой жаловаться на него.
И вдруг Чик, гордость тетушки, сделал такое, что его родителей вызывают в школу! Чик понимал, какой это будет для тетушки невероятный удар…»
Фазиль Искандер
Защита Чика
Чик сидел на вершине груши, росшей у них в огороде. Он сидел на своем любимом месте.
Здесь несколько виноградных плетей, вытянутых между двумя ветками груши, образовывали пружинистое ложе, на котором можно было сидеть или возлежать в зависимости от того, что тебе сейчас охота.
Охота сидеть – сиди и поклевывай виноградины, охота лежать – лежи и только вытягивай руки, чтобы срывать виноградные кисти или груши.
Чик очень любил это место. Оно было во всех отношениях удобное и приятное. Во-первых, оно было хорошим, потому что прямо с этого места можно было рвать виноград, груши и даже инжир. Он рос в соседнем дворе, и между огородом, где росла груша, и инжировым деревом высилась стена.
Но одна ветка инжира вытянулась в сторону груши и прямо упиралась в нее. Так что при желании инжир можно было достать отсюда. Инжир был особенно вкусным именно потому, что дерево было чужим. Чик об этом сам догадался. Поедая чужие плоды, он удивленно думал над этой загадкой природы.
Инжир, который рос в их огороде, был того же сорта, но плоды чужого инжира были гораздо вкусней.
Кроме всего прочего, это место Чику нравилось и тем, что он отсюда всех видел, а его никто не видел. Вообще Чику взрослые не разрешали лазить по деревьям не потому, что жалели фрукты, а потому, что боялись, что он упадет с дерева. Но самое смешное заключалось в том, что, когда дома у него или у тетушки нужны были фрукты, ему давали корзину и просили нарвать винограду, груш или инжира.
– Только смотри, Чик, не упади, – предупреждали они.
– Да не бойтесь, не упаду, – отвечал Чик и с корзинкой проходил в огород.
По мнению взрослых, получалось, что раз они предупредили его, чтобы он не падал, значит, он будет крепче держаться за ветки.
По этому же нелепому мнению взрослых получалось, что если он сам залез на дерево, то он обязательно будет проявлять стремление падать с него.
Это было тем более глупо, что как раз с корзиной перелезать на дереве с ветки на ветку гораздо трудней и опасней, чем лазить по деревьям без всякой корзины.
Да, Чик любил это место. Кроме всего, это место имело еще одно достоинство, которое заключалось в том, что Чик здесь мог от всех отъединиться. Можно точно сказать: Чик любил людей. Но иногда они ему здорово надоедали.
И тогда Чик замечал, что люди сами же мешают себя любить. Ему надоедала тетушка со своими вечными рассказами о своей якобы изумительной молодости, надоедала бабушка, надоедали друзья. Даже сумасшедший дядюшка и то надоедал.
И когда они ему все надоедали, ему негде было от них укрыться, кроме как на вершине этой груши. И он потихоньку залезал на грушу и сидел там до тех пор, пока люди ему не переставали надоедать.
Бывало, час сидит на груше или два сидит на груше, а потом слезает и сам чувствует, что люди ему больше не надоедают.
И он посвежевшими глазами смотрит на них, разговаривает, играет, слушает их рассказы.
Но сегодня Чика не радовало ни его любимое место, ни ласковое солнце, которое просвечивало сквозь листья груши и винограда. Дело в том, что в школе у Чика случилась ужасная неприятность. Учитель русского языка, Акакий Македонович, или, как его называли, Закидонович, сказал ему, чтобы он на следующий день пришел в школу с кем-нибудь из родителей.
И это было ужасно. Чик хорошо учился, и все домашние гордились его учебой. Мало того, что они гордились его учебой, они постоянно ставили его в пример старшему брату, который плохо учился и плохо вел себя в школе.
Родителей постоянно вызывали в школу из-за его старшего брата. Иногда учителя сами приходили домой жаловаться на него.
И вдруг Чик, гордость тетушки, сделал такое, что его родителей вызывают в школу! Чик понимал, какой это будет для тетушки невероятный удар. Вернее, какой это будет великолепный повод сыграть невероятный удар, который нанес ей Чик исподтишка.
В последние годы тетушка, как бы махнув рукой на старшего брата Чика, перестала говорить, что он загубил своей дурной учебой и плохим поведением ее лучшие, золотые годы. Она стала придерживаться версии, что старший брат Чика получился таким, потому что не она его воспитывала, а мать Чика. А Чик получился таким хорошим в учебе и поведении потому, что его воспитанием занималась она.
Чик с содроганием представлял, что будет говорить его тетушка. Она начнет с того, что бросила персидского консула, с которым жила как сыр в масле, ради своих инвалидов.
Имелась в виду бабушка, которая была вполне здорова, и дядюшка, который не был инвалидом, хотя и был сумасшедшим. Она будет снова говорить, что загубила молодость на брата Чика, хотя из него ничего не получилось.
Но у нее оставалась последняя надежда на Чика, и вот, оказывается, именно Чик нанес ей последний, смертельный удар, от которого она навряд ли выживет.
Нет, нет, Чик никак не мог сказать дома, что в школу вызывают родителей. Но, с другой стороны, прийти в школу без кого-нибудь из взрослых нельзя было, потому что Акакий Македонович никогда ничего не забывал. Он бы его просто не допустил до уроков.
«Что же делать?» – с отчаянием думал Чик и ничего не мог придумать. Хорошо бы вообще остаться на дереве и никогда с него не слезать. В тайном убежище Чика можно было даже спать без особого риска, а от голода спасали бы груши, виноград и соседский инжир.
Чик снова и снова вспоминал случившееся в школе. Был урок русского языка, который проводил Акакий Македонович.
У него была привычка в стихотворной форме писать правила русской грамматики на доске, а потом эти стихотворные правила ученики должны были переписать в свои тетради и заучить наизусть. Эти правила в стихах Акакий Македонович сам придумывал и тихо гордился этой своей способностью.
Другим учителям и в голову не приходило арифметические или физические законы представлять в стихотворной форме. Это умел только Акакий Македонович. И он этим тихо гордился, хотя ученики часто посмеивались над его грамматическими стихами.
Но они никогда не смеялись при нем, обычно на перемене. А тут Чик не утерпел. Сегодня Акакий Македонович своим красивым наклонным почерком написал на доске стихи на тему «Как пишется частица «не» с наречиями».
Как писать частицу «не»
В нашей солнечной стране?
То ли вместе, то ли врозь?!
Не надеясь на авось,
Вы поймете из примера,
Нужного для пионера.
НЕКРАСИВО жить без цели,
Это так, но в самом деле
НЕ КРАСИВО, а ужасно
Жить без цели, жить напрасно.
И теперь любому ясно,
Как писать частицу «не»
В нашей солнечной стране.
Это были обычные для Акакия Македоновича гладкие стихи, ласково всовывающие в головы учеников правила русской грамматики. Якобы всовывающие. Все равно ученики запоминали правила грамматики по учебнику, а стихи приходилось заучивать наизусть в угоду Акакию Македоновичу.
Чика всегда раздражали и смешили эти стихи. Они раздражали и смешили его своей вкрадчивой и наивной хитростью. Они как бы говорили: «А теперь, ребята, соберемся в кружок и поиграем в стихотворение. Это будет и приятно и полезно».
На самом деле Чик ничего в них ни приятного, ни полезного не находил. И другие ученики тоже не находили. Но всем приходилось смиряться и учить наизусть эти стихи.
На этот раз Чику особенно смешными показались строчки про солнечную страну. Чик, конечно, понимал, что, когда говорят так, имеют в виду не выпадение осадков в их республике, а то, что в солнечной Абхазии люди живут хорошо. И Чик был согласен, когда его страну называли солнечной. Но он никак не понимал, какое это отношение имеет к грамматическому правилу.
И потому эта дважды повторенная строка про солнечную страну показалась Чику особенно смешной. Он переглянулся с учеником Севастьяновым, и они закивали друг другу и заулыбались.
Севастьянов вместе с Чиком всегда первым чувствовал что-нибудь смешное или нелепое, происходящее в классе. И они всегда в таких случаях переглядывались и начинали улыбаться или смеяться.
И им было приятно, что они так хорошо друг друга понимают, и от того им становилось еще веселее.
Чик почувствовал, что Акакий Македонович заметил его улыбку и понял, что эта улыбка относится к стихотворению. Но Чик не придал этому значения, он тогда еще не знал, что на свете существует авторское самомнение.
– А теперь, ребята, – сказал Акакий Македонович, – хором прочтем стихи. Читайте с выражением и следите за моими руками.
Как писать частицу «не»
В нашей солнечной стране?! —
грянул класс тридцатью глотками.
Высокий, со смиренно-покатыми плечами, с детским чубчиком на лбу, Акакий Македонович стоял у стола. Выражением лица, а также дирижерскими движениями рук он подсказывал ребятам правильную интонацию и скорость, с которой надо читать стихи. Когда ребята читали строчку:
То ли вместе, то ли врозь? —
Акакий Македонович развел руками, и лицо его выразило полное недоумение по поводу этого страшно запутанного вопроса. Зато потом, когда ребята прочитали строчки:
Конец ознакомительного отрывка
ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?
Эта книга стоит меньше чем чашка кофе! УЗНАТЬ ЦЕНУ
Источник: https://www.libfox.ru/626672-fazil-iskander-zashchita-chika.html
Отзыв о рассказе Искандера «День Чика»
Главный герой рассказа Фазиля Искандера «День Чика», мальчик по имени Чик, живет в маленьком южном городке. Однажды он решил собрать команду из мальчишек и девчонок своего двора, чтобы отправиться в поход за мастикой. Мастику ребята добывали из сосновой смолы, которую растапливали на огне и процеживали через чистую ткань. Получалась вязкая и упругая масса, которую и называли мастикой. Эту мастику мальчишки и девчонки жевали, а еще выдували из нее пузыри.
Команду Чик собрал очень разношерстную. В нее вошел сын богатого портного Оник, который обещал раздобыть чистый носовой платок. Дело в том, что после процеживания мастики платок становился непригодным для употребления, отстирать его было невозможно. А в богатой семье Оника пропажу одного платка никто не заметит.
Еще с ним в поход пошли две девочки – Сонька, дочь бедной портнихи и Ника, девочка из богатой семьи, отец которой, знаменитый танцовщик, уже много месяцев находился под следствием.
В поход решено было взять и Лёсика, мальчика с больной ногой. Лёсик из-за своей ноги плохо ходил и часто падал. Поэтому родители никуда его со двора не выпускали.
Из-за Лёсика вся компания покидала двор тайком, сообщив взрослым, что они будут играть в саду, примыкавшем к дому. Пройдя через сад, ребята выбрались на улицу, и пошли вдоль небольшой речушки.
В одном месте им пришлось перебираться с осторожностью, потому что их мог заметить папа Оника, гладивший одежду на балконе.
На вершину горы, где росли сосны, было два пути. Тот путь, что был более прямым, не очень подходил ребятам. Дело в том, что с этой стороны, в пещере на склоне горы, жила одна семья, в которой было несколько сыновей. Их называли рыжими волчатами.
Волчата считали гору и сосны своей территорией и других ребят никогда к ней не подпускали. На гору надо было взобраться скрытно от волчат, и пришлось двигаться обходным путем, через территорию бывшего княжеского поместья, окруженного каменным забором.
Чик много раз ходил на гору обходной дорогой, но никогда не видел, чтобы в поместье кто-нибудь жил, хотя возле маленького домика, стоявшего на территории поместья, он постоянно наталкивался на щенка волкодава.
Когда команда под предводительством Чика приблизилась к поместью, путешественники увидели мальчишек, игравших в футбол. Среди них был здоровяк по имени Бочо, с которым Чик должен был драться, но он все время откладывал под разными предлогами эту схватку.
Когда-то Бочо прекратил драку Чика и одного из рыжих волчат. С того момента все мальчишки стали считать Чика слабаком, и его авторитет стал падать. Чик понимал, что для поднятия авторитета он должен подраться с Бочо, но никак не мог решиться на это.
Вот и на этот раз он проигнорировал подначки футболистов и сказал, что он с друзьями идет за мастикой. Но футболисты заставили Чика пообещать, что на обратном пути он обязательно будет драться с Бочо.
Дав обещание, Чик со своей командой отправился к стене поместья. Все по очереди влезли на каменную стену, а потом совместными усилиями затащили на нее Лёсика. Пробираясь по стене, ребята наткнулись на ветку инжира, которую тут же всю и объели.
Потом у маленького домика они спрыгнули со стены и были атакованы щенком волкодава, которому было скучно и очень хотелось играть. Пока Чик сражался со щенком, ребята добежали до калитки, ведущей на вершину горы.
А потом и Чик, обманув щенка, оставил его по ту сторону калитки.
На вершине горы Чик и его друзья принялись исследовать сосны в поисках смолы. Чик и Оник залезли на сосны, а остальные члены команды искали смолу внизу. Чику удалось найти на одной из веток огромный комок смолы размером с кулак.
Когда смолы было собрано достаточно много, ребята отправились к роднику. Там, на камнях, они развели огонь и стали растапливать смолу в железной банке. Соньку отправили следить за той стороной горы, где жили рыжие волчата. Растопленную смолу вылили на платок, и сквозь него жидкая масса стала стекать прямо в ледяной ручей, застывая в воде.
Готовую мастику ребята разделили на пять частей и тут же принялись ее жевать. Потом они отправились за ягодами, на косточках которых можно было собрать вещество, позволяющее выдувать из мастики пузыри. Теперь уже друзья не только жевали мастику, но и увлеченно соревновались в выдувании из нее пузырей.
На обратном пути им не пришлось влезать на каменный забор, потому что в маленьком домике на территории княжеской усадьбы в этот день впервые им встретились жильцы.
К удивлению Чика, это оказалась подруга его тетушки и сын этой женщины, Омар, который проводил ребят к выходу из поместья.
По дороге он рассказал, что теперь это не поместье, а государственный заповедник, в котором работает его отец.
Выйдя за ворота, ребята увидели футболистов, которые напомнили про обещание Чика драться с Бочо. Пришлось Чику держать. И хотя Бочо был гораздо массивнее Чика, герою рассказа удалось в какой-то момент поставить здоровяку синяк над глазом. Драка после этого мгновенно прекратилась.
Когда Чик и его команда возвращались домой, душа победителя пела от радости. Теперь его авторитет вожака был восстановлен, и все мальчишки долго будут обсуждать синяк, который он поставил Бочо.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Искандера «День Чика» заключается в том, что авторитет — это дорогого стоит. Если у тебя есть авторитет среди ребят, значит ты — вожак, с тобой считаются, тебя уважают.
В рассказе прослеживается мысль, что не следует откладывать в долгий ящик то, что следует сделать. Чик под разными предлогами постоянно откладывал схватку с Бочо, и это отрицательно сказалось на его популярности среди местных мальчишек. Но победа над Бочо помогла герою рассказа восстановить подорванную репутацию лидера.
Рассказ Искандера «День Чика» учит быть дружным, уметь собирать команду для выполнения общего дела. Чик собрал команду для сбора мастики, и совместные действия ребят позволили им успешно совершить поход на гору. Попутно путешественникам удалось полакомиться инжиром.
В рассказе мне понравился главный герой, Чик, который сумел объединить под своим командованием местных ребят и успешно выполнить дело. Попутно Чик упрочил свой авторитет, победив здоровяка Бочо.
Какие пословицы подходят к рассказу Искандера «День Чика»?
Обещанного три года ждут
Назвался груздем – полезай в кузов.
Ищи друзей, а враги сами найдутся.
Источник: https://MadameLaVie.ru/otzyvy/otzyv_iskander_den_chika/
Краткое содержание Защита Чика Искандер
У Чика случилась ужасная неприятность. Учитель русского языка Акакий Македонович сказал, чтобы он привел в школу кого-нибудь из родителей. У учителя была привычка в стихотворной форме писать правила грамматики, а ученики должны были заучивать это стихотворение, а заодно и правило.
Акакий Македонович гордился своим стихотворным даром, ученики же посмеивались. На этот раз стихотворение было такое, что Чик просто трясся от смеха. И учитель не выдержал: “Что там смешного, Чик?” Поскольку Чик еще не имел представления об авторском самолюбии, он взялся объяснить, чем смешны эти стихи.
И возможно, Акакий Македонович смог бы дать отповедь критикану, но прозвенел звонок. “Придется поговорить с твоими родителями”, – сказал он. Но это было невозможно. Для тетушки, воспитывавшей Чика и гордившейся его хорошей учебой и поведением, вызов в школу был бы немыслимым потрясением.
“Что же делать?” – с отчаянием думал Чик, уединившись на верхушке груши, где виноградные лозы образовывали удобное пружинистое ложе.
Тягостные раздумья не мешали Чику наблюдать за жизнью их двора. За тем, как вернулся с работы торговец сластями Алихан и сидит сейчас, опустив ноги в тазик с горячей водой и играет в нарды с Богатым Портным.
Или за своим сумасшедшим дядей Колей, у которого случайный прохожий пытается выяснить какой-то адрес, а Богатый Портной посмеивается, наблюдая эту сцену. “Отстань!” – наконец громко сказал дядя Коля по-турецки, отмахиваясь от прохожего.
Небольшой словарь дяди Коли, по подсчетам Чика, составляли около восьмидесяти слов из абхазского, турецкого и русского языков. С прохожим заговорил Богатый Портной, и вот тут Чика осенила гениальная идея: в школу он поведет дядю Колю. Надо только выманить его со двора. Самый лучший способ – пообещать лимонад.
Больше всего на свете дядя Коля любит лимонад. Но где взять деньги? Дома не попросишь. Деньги нужно выпросить у приятеля Оника. Но что предложить взамен? И Чик вспомнил про теннисный мяч, застрявший на крыше у водосточной трубы, – должен же его когда-то смыть дождь.
Чик подошел к Онику: “Мне позарез нужны сорок копеек. Я тебе продаю теннисный мяч”. – “А что, он уже выкатился?” – “Нет, – честно сказал Чик, – но скоро начнутся ливни, и он обязательно выскочит”. – “Все-таки неясно, выкатится или нет”.
– “Выкатится, – убежденно сказал Чик. – Если тебе жалко денег, так я у тебя потом выкуплю мяч”. – “А когда выкупишь?” – оживился Оник, “Не знаю. Но ведь чем дольше я не буду выкупать, тем дольше ты будешь пользоваться бесплатным мячом”.
Оник побежал за деньгами.
На следующее утро, выбрав момент, Чик подошел к дяде Коле, показал деньги и громко сказал: “Лимонад”. “Лимонад? – обрадованно переспросил дядя. – Пошли”. И добавил по-турецки: “Мальчик хороший”.
На улице Чик вынул из портфеля заранее упакованный отцовский пиджак. “Можно?” – спросил дядя и радостно посмотрел на Чика. Дядюшку распирала радость. В магазине продавец Месроп открыл две бутылки лимонада.
Дядя быстро налил в стакан желтый бурлящий лимонад и так же быстро выпил. После первой бутылки он сделал передышку и, слегка опьянев от выпитого, попытался объяснить продавцу, что Чик довольно добрый мальчик.
После второй бутылки дядя был в восторге, и когда они вышли из магазина, Чик показал в сторону школы: “Пойдем в школу”.
Перед учительской на открытой веранде прогуливались учителя. “Здравствуйте, Акакий Македонович, – сказал Чик. – Это мой дядя. Он плохо слышит”. Учитель, взяв под руку дядю, начал прогуливаться по веранде. До Чика доносились слова: “Что он нашел смешного в этих стихах?.. Сказывается влияние улицы”.
По лицу дяди было заметно, что он доволен разговором, который ведет с ним серьезный взрослый человек. “Улица, улица”, – повторил дядя по-русски знакомое слово. “Надеюсь, Чик, ты осознал свое поведение”, – остановился наконец против него учитель. “Да”, – ответил Чик. “Не скрою, – продолжил учитель, – твой дядя показался мне странным”. – “Он малограмотный”. – “Да это заметно”.
И Чик начал уводить дядю со двора школы. Внезапно дядя остановился у колонки и начал мыть руки. Чик украдкой оглянулся и, встретив недоумевающий взгляд Акакия Македоновича, слегка пожал плечами, как бы давая знать, что необразованные люди всегда моют руки, как только попадается им под руки какая-нибудь колонка. Наконец Чик вывел дядю на улицу и направил его в сторону дома.
Быстрой походкой дядя удалялся. Прозвенел звонок, и счастливый Чик побежал в свой класс.
Вариант 2
Однажды родителей Чика вызвали в школу.
Причиной такого вызова послужила насмешка Чика под стихами Аркадия Македоновича – учителя грамматики, который в стихотворной форме излагал правила по данному предмету.
Тетушка, воспитывавшая Чика, считала его прилежным мальчиком. Чик боялся, что вызов в школу станет для нее сильным потрясением. Он с отчаянием думал о том, как ему поступить, взобравшись на грушу.
Сидя на дереве, он наблюдал за жизнью во дворе. За торговцем сладостями Алиханом, игравшем в нарды с Богатым Портным. За сумасшедшим дядей Колей, который отмахнулся от прохожего, желающего у него узнать какой-то адрес.
Дядя Коля отличался небольшим словарным запасом, который включал всего около восьмидесяти слов из абхазского, турецкого и русского языков. Чику пришла в голову гениальная мысль – повести в школу дядю Колю, посулив ему лимонад. Достать деньги было проблемой. Дома просить нельзя.
Чик решает одолжить их у приятеля Оника, пообещав ему теннисный мяч. Мяч застрял на крыше у водосточной трубы, но Чик надеялся, что его смоет скоро дождем.
Он обратился к другу с просьбой одолжить ему сорок копеек, которые ему очень нужны. Чик сообщил Онику, что он продает ему теннисный мяч. Если Онику жалко денег, то он готов позже выкупить мяч. Оник согласился и побежал за деньгами. Утром следующего дня, Чик выманил дядю Колю со двора лимонадом.
На улице Чик достал из портфеля отцовский пиджак. Дядя Коля с радостью его одел и был горд собой. В магазине продавец Месроп продал им две бутылки лимонада. Дядя быстро выпил одну бутылку. В перерыве между первой и второй бутылками, дядя Коля на ломаном языке попытался объяснить продавцу, что Чик очень добрый мальчик. Когда дядюшка выпил второю бутылку, Чик повел его в школу.
Учителя прогуливались на открытой веранде перед учительской. Чик поздоровался и представил своего дядю, сообщив, что он глухой. Учитель с дядей Колей стали прогуливаться под руку по веранде. Чик слышал не все, до него доносились обрывки фраз: “Что он нашел смешного в этих стихах? Сказывается влияние улицы”.
На лице дядюшки выражалось явное удовлетворение от разговора с учителем, которого он считал умным и серьезным человеком. “Улица, улица”, – повторял дядюшка единственное знакомое ему русское слово. Учитель обратился к Чику с надеждой, что тот осознал свое поведение и исправиться. Чик согласился. Учителю дядюшка показался довольно странным.
Чик объяснил странность своего дядюшки малограмотностью. Он стал уводить дядюшку со школьного двора.
Дядя Коля внезапно остановился у колонки и стал мыть руки. Учитель еще раз отметил странное поведении дяди. Наконец Чик вывел дядю со двора и направил его домой. А сам радостный вернулся в класс.
Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-zashhita-chika-iskander/
«Защита Чика» Искандера в кратком изложении на Сёзнайке.ру
У Чика случилась ужасная неприятность. Учитель русского языка Акакий Македонович сказал, чтобы он привел в школу кого-нибудь из родителей. У учителя была привычка в стихотворной форме писать правила грамматики, а ученики должны были заучивать это стихотворение, а заодно и правило.
Акакий Македонович гордился своим стихотворным даром, ученики же посмеивались. На этот раз стихотворение было такое, что Чик просто трясся от смеха. И учитель не выдержал: «Что там смешного, Чик?» Поскольку Чик еще не имел представления об авторском самолюбии, он взялся объяснить, чем смешны эти стихи.
И возможно, Акакий Македонович смог бы дать отповедь критикану, но прозвенел звонок. «Придется поговорить с твоими родителями», — сказал он. Но это было невозможно. Для тетушки, воспитывавшей Чика и гордившейся его хорошей учебой и поведением, вызов в школу был бы немыслимым потрясением.
«Что же делать?» — с отчаянием думал Чик, уединившись на верхушке груши, где виноградные лозы образовывали удобное пружинистое ложе.
Тягостные раздумья не мешали Чику наблюдать за жизнью их двора. За тем, как вернулся с работы торговец сластями Алихан и сидит сейчас, опустив ноги в тазик с горячей водой и играет в нарды с Богатым Портным.
Или за своим сумасшедшим дядей Колей, у которого случайный прохожий пытается выяснить какой-то адрес, а Богатый Портной посмеивается, наблюдая эту сцену. «Отстань!» — наконец громко сказал дядя Коля по-турецки, отмахиваясь от прохожего.
Небольшой словарь дяди Коли, по подсчетам Чика, составляли около восьмидесяти слов из абхазского, турецкого и русского языков. С прохожим заговорил Богатый Портной, и вот тут Чика осенила гениальная идея: в школу он поведет дядю Колю. Надо только выманить его со двора. Самый лучший способ — пообещать лимонад.
Больше всего на свете дядя Коля любит лимонад. Но где взять деньги? Дома не попросишь. Деньги нужно выпросить у приятеля Оника. Но что предложить взамен? И Чик вспомнил про теннисный мяч, застрявший на крыше у водосточной трубы, — должен же его когда-то смыть дождь.
Чик подошел к Онику: «Мне позарез нужны сорок копеек. Я тебе продаю теннисный мяч». — «А что, он уже выкатился?» — «Нет, — честно сказал Чик, — но скоро начнутся ливни, и он обязательно выскочит». — «Все-таки неясно, выкатится или нет».
— «Выкатится, — убежденно сказал Чик. — Если тебе жалко денег, так я у тебя потом выкуплю мяч». — «А когда выкупишь?» — оживился Оник, «Не знаю. Но ведь чем дольше я не буду выкупать, тем дольше ты будешь пользоваться бесплатным мячом».
Оник побежал за деньгами.
На следующее утро, выбрав момент, Чик подошел к дяде Коле, показал деньги и громко сказал: «Лимонад». «Лимонад? — обрадованно переспросил дядя. — Пошли». И добавил по-турецки: «Мальчик хороший».
На улице Чик вынул из портфеля заранее упакованный отцовский пиджак. «Можно?» — спросил дядя и радостно посмотрел на Чика. Дядюшку распирала радость. В магазине продавец Месроп открыл две бутылки лимонада.
Дядя быстро налил в стакан желтый бурлящий лимонад и так же быстро выпил. После первой бутылки он сделал передышку и, слегка опьянев от выпитого, попытался объяснить продавцу, что Чик довольно добрый мальчик.
После второй бутылки дядя был в восторге, и когда они вышли из магазина, Чик показал в сторону школы: «Пойдем в школу».
Перед учительской на открытой веранде прогуливались учителя. «Здравствуйте, Акакий Македонович, — сказал Чик. — Это мой дядя. Он плохо слышит». Учитель, взяв под руку дядю, начал прогуливаться по веранде. До Чика доносились слова: «Что он нашел смешного в этих стихах?.. Сказывается влияние улицы».
По лицу дяди было заметно, что он доволен разговором, который ведет с ним серьезный взрослый человек. «Улица, улица», — повторил дядя по-русски знакомое слово. «Надеюсь, Чик, ты осознал свое поведение», — остановился наконец против него учитель. «Да», — ответил Чик. «Не скрою, — продолжил учитель, — твой дядя показался мне странным». — «Он малограмотный». — «Да это заметно».
И Чик начал уводить дядю со двора школы. Внезапно дядя остановился у колонки и начал мыть руки. Чик украдкой оглянулся и, встретив недоумевающий взгляд Акакия Македоновича, слегка пожал плечами, как бы давая знать, что необразованные люди всегда моют руки, как только попадается им под руки какая-нибудь колонка. Наконец Чик вывел дядю на улицу и направил его в сторону дома.
Быстрой походкой дядя удалялся. Прозвенел звонок, и счастливый Чик побежал в свой класс.
Источник: https://www.seznaika.ru/literatura/kratkoe-soderjanie/5988-zashita-chika-iskandera-v-kratkom-izlojenii