Балаган — театральное зрелище, преимущественно комического характера на ярмарках и народных гуляньях (в России с середины XVIII века); (перен.
) нечто несерьезное, шутовское, грубовато-пошлое (Большой Энциклопедический словарь)
31 марта «Театральный хронограф» с удовольствием посмотрел караоке-спектакль «Энергичные люди» в постановке режиссёра и художественного руководителя Московского Губернского театра Сергея Безрукова.
Основой для этого действа послужила одноименная «сатирическая повесть для театра» Василия Шукшина, написанная в 1974 году.
Желающие ниже могут прочитать краткое содержание повести Шукшина, а не желающие могут пропустить несколько следующих абзацев.
Действие происходит в доме заведующего магазином Аристарха Петровича Кузькина и его жены, продавщицы ювелирного магазина «Сапфир», Веры Сергеевны.Аристарх, затейник и балагур, регулярно собирает у себя компанию: Брюхатого, Чернявого, Лысого, Курносого и Простого человека — спекулянтов, называющих себя «деловые и энергичные люди».
Они проводят время, опустошая рюмки и изображая то перелетных птиц, то поезд. Пляшут, ссорятся и мирятся.Вера Сергеевна терпит такую «веселую жизнь», пока не находит в кармане мужа любовную записку от некой Сони. Чтобы проучить и наказать изменника, женщина решается сообщить о спекуляциях мужа и его товарищей в прокуратуру.
Кузькин находит копию письма прокурору и собирает компанию с целью успокоить жену.Начинается настоящая комедия. Брюхатый рассказывает Вере о своем пребывании в тюрьме. Курносый пробует соблазнить женщину. Лысый утверждает, что посадят всех. Приятели даже делают вид, что решили убить непокорную. Соня, которую привел Чернявый, просит прощения за записку. Аристарх кается перед женой на коленях.
Помирившись, все рассаживаются за столом.Раздается звонок в двери. Входят милиционеры и просят предъявить документы.
22 июня 1974 года спектакль «Энергичные люди» был впервые поставлен Георгием Товстоноговым на сцене Ленинградского БДТ с гениальным Евгением Лебедевым в главной роли и в дальнейшем неоднократно и с различным успехом ставился на ведущих сценах театров СССР и уже нынешней России.
Вот и Московский Губернский театр под руководством народного артиста РФ Сергея Безрукова решил отметить 90-летие со дня рождения Василия Шукшина (1929–1974) инсценировкой его сатирической повести «Энергичные люди», премьера которой состоялась 30 и 31 марта с.г.
И что же в итоге видит зритель на сцене МГТ?
«Энергичные люди» Безрукова по словам самого худрука — это караоке-спектакль, где «трагическое» развитие событий, связанных с возможным арестом действующих лиц по вине супруги главного героя, сопровождается постоянным перформансом вокально-инструментального ансамбля под тем же названием «Энергичные люди» и сольными песнями практически всех героев, поющих до боли знакомые песни 70-х и 80-х годов. Зритель может подпевать и это даже приветствуется, а для забывших текст на видеоэкране задника сцены бегут слова почти как в караоке, так полюбившимся в современной России.
Вообще создаётся такое впечатление, что современные театральные режиссёры освоили несколько рецептов успешных, с их точки зрения, театральных постановок. Это обязательное использование микрофонов актёрами, трансляция видеоряда на заднике сцены, непременное пение популярных и не очень песен и суета на театральных подмостках, называемая в театре сценографией.
И спектаклю «Энергичные люди» всё это присуще. Особое внимание режиссёр уделяет гротескным образам персонажей. По его же словам, это практически такая комедия дель-арте, в которой уже изначально задаются характеристики масок на сцене.
Брюхатый, Чернявый, Лысый, Курносый, Человек с простым лицом — это почти как Панталоне, Арлекин и другие персонажи комедии масок. К тому же одеты и обуты они по последней моде того времени, а их внешний вид полностью соответствует «узнаваемому шукшинскому миру».
Вот Вам уже и первое проявление «балагана».
Нельзя не рассказать об интерактивном фойе театра, практически полностью погружающим зрителя в атмосферу 70-х.
Это и инсталляции, имитирующие интерьеры того времени, и комната Шукшина в его родных Сростках, кухня, где висит мокрое белье, а с него капает в тазик; гостиная с включенным телевизором, где идут передачи того времени; гардеробная, где можно примерить платья и модные туфли на платформе.
Безруков пообещал, что зрители смогут посмотреть телепередачи того времени или сесть за кухонный стол с бутылкой «Пшеничной водки» и настоящими пельменями, однако и водка и пельмени на самом деле оказались ненастоящими.
Смотрим, что будет дальше. Итак, практически всю первую половину спектакля артисты на сцене с таким упоением и энтузиазмом упиваются различными напитками из советских 70-х. Кажется, ещё чуть-чуть и самые смелые зрители составят компанию артистам на сцене. А что стоит вертуозное исполнение известных мелодий главным героем пьесы Аристархом Петровичем (артист Сергей Вершинин) на бокалах различных величины, поскольку «Аристархушка крепко пил. И пил, собака, изобретательно.»
Редко в театральных постановках встретишь такое воспевание дружеских застолий, а уж «творческие» страдания того же Аристархушки на следующий день с банкой огурцов надо обязательно увидеть.
По одобрительной реакции зала и даже аплодисментам можно сделать однозначный вывод, что эта тема, как никакая другая, очень знакома российскому зрителю особенно мужского пола.
Как в свое время говорил русский князь Владимир Красно Солнышко «Руси есть веселие пити, не можем без того быти». Чем Вам не балаган?
Конечно Аристархушке в исполнении Сергея Вершинина далеко до образа Евгения Лебедева в постановке 45-летней давности, но он смог придать обаяние и вызвать сочувствие к своему герою, оказавшемуся в сложной ситуации.
Однако «пьянка» персонажей проходит в такой страшной суете и «броуновском» движении, что практически дошло до производственной травмы на театральных подмостках. Герой «человека с простым лицом» (артист Олег Курлов) получил чем-то или о кого-то по своему лицу и весь остаток спектакля отсвечивал большой ссадиной под глазом.
Сюжет продолжает развиваться, и с каждой неудачной попыткой «энергичных людей» уговорить «правдолюбку» Веру Сергеевну не стучать на родного мужа зрителю становится уже не так весело, а в конце спектакля, когда приходит время с морализаторской концовкой о любви, которую не достанешь за деньги, суете сует можно и вовсе заскучать. В принципе спекталь немного затянут, и если его сократить на полчаса его художественная ценность только выиграет.
Но вот наступает финал, и наших героев после неукратимого веселия настигает заслуженная кара в виде прихода милиционеров и посадки в милицийский «воронок» в лучших традициях «Джентельменов удачи», да ещё на видеоэкране и с участием самого Сергея Безрукова.
Спектакль закончен и наступает время поклонов и оваций.
Апофеозом этого действа является появление на сцене самого Худрука, который вместе с участниками спектакля поёт и самозабвенно танцует под мелодию «Не надо печалится» легендарного ВИА «Самоцветы».
Создаётся впечатление что, можно было бы не показывать весь спектакль, а ограничится только выходом Сергея Безрукова. Восторженный и благодарный зритель всё равно остался бы очень доволен.
Зритель в основной своей массе остался очень доволен и начинает строчить восторженные отзывы в духе — «Спектакль замечательный, игра актёров талантлива».
Однако надо заметить, что Шукшин написал свою сатирическую повесть для театра ровно 45 лет назад. Тогда эта сатира была как бомба. Сегодня — уже как ретро. За полвека мы сильно продвинулись вперед: если тогда речь шла о пяти украденных покрышках, то теперь — о пяти миллиардах рублей, верно? Но если в те годы был дефицит товаров, то сейчас дефицит чувств.
У Шукшина всегда звучат «вечные» темы: любовь, верность, доброта, честность. Однако у Сергея Безрукова эти темы не получили должного развития. Практически они потонули в постановочных излишествах и продвинутой сценографии караоке-спектакля. Кажется, что цель режиссёра — не заставить зрителя думать, а всёго лишь развеселить. А с другой стороны, что Вы хотели от «балагана»?
Источник: https://teachron.livejournal.com/514179.html
Василий Шукшин в эпоху «энергичных людей»
25 июля — 90 лет великому русскому художнику, алтайскому мужику с израненной душой, Василию Макаровичу Шукшину. В этот день снимут дежурные телесюжеты, поставят спектакли, произнесут набор красивых слов (хотя бы в этот день, раз за целый год не вспомнили), но наверняка «забудут» сказать самое опасное для современников в творчестве Шукшина.
Как и в случае с юбилеями Высоцкого, родного ему, по сути, человека, промолчат о главном нерве шукшинского мировоззрения — неприятии омертвелости души человека, мещанства как раковой опухоли равнодушия, метастазы которого распространились и поглотили собой почти всё. И Василий Макарович, и Владимир Семенович — выразители русской души, пережившей великие трагедии XX века и в ужасе обнаружившей вместо светлого будущего надвигающуюся эпоху золотого тельца.
Шукшин и его лучшие герои, как ипостась его самого, не проживали жизнь, а сгорали, мучились сами и мучили других из-за несовершенства мира, пребывали в постоянном напряжении, пусть и не всегда осознанном, от неуловимости истины. Его «простой» мужик — русский человек в своей предельной откровенности, как раздетый догола — ставит вечные вопросы и никогда не довольствуется красивыми фразами или огульным материализмом.
Более того, он яростно отрицает самоудовлетворенность и мещанство, которые тогда начали поглощать советское общество, подводимое к перестройке и обществу частных собственников. Шукшину был ближе даже преступник, сбившийся с пути, если в нем не исчезло жжение совести, чем самодовольный обыватель или энергичный торгаш.
Василий Макарович, к его счастью, не дожил до первых кооперативов, комсомольских бизнесменов и «новых русских» 1990-х, так напоминающих нэпманов 1920-х, по выражению Корнея Чуковского, «крепкозубых, крепкощеких, с грудастыми крепкими самками» — но он их предсказал, так как увидел уже отложенные личинки, из которых они вылупятся. И безжалостно расписал их в пьесе «Энергичные люди», где вскрываются все механизмы и аргументы психологии так называемых успешных деловых людей — настоящих героев уже нашего с вами времени.
Главный герой Аристарх Кузькин, умудрившийся вести бизнес в социалистических условиях и при ОБХСС и наверняка вписавшийся затем в «святые 90-е», более чем откровенно объясняет философию избранности будущей экономической элиты, находившейся при Шукшине в подполье:
«Всякое развитое общество живет инициативой… энергичных людей. Но так как у нас — равенство, то мне официально не могут платить зарплату в три раза больше, чем, например, этому вчерашнему жлобу, который грузит бочки.
Но чем же тогда возместить за мою энергию? За мою инициативу… Все знают, что я — украду, то есть те деньги, которые я, грубо говоря, украл, — это и есть мои премиальные… это — мое, это мне дают по негласному экономическому закону… моя голова здесь нужна… а не канавы рыть…»
Уберите слова про «украду» (разве может деловой человек украсть?) — и получите типичные рассуждения нынешних идеологов рыночной экономики о пользе предприимчивости предпринимателей, о потреблении как двигателе экономики, о богатстве как оценке эффективности и умений человека. Если у кого миллион/миллиард — значит он талантлив, а если у кого нет — то, как откровенно выразился нувориш 2000-х Сергей Полонский, они «могут идти в ж!!!».
Энергичные люди Шукшина еще так откровенно не бросают вызов народу, наоборот, они боятся, живут в страхе перед равенством социализма, и потому вынуждены праздновать «нажитое непосильным трудом» втихаря на квартире.
Однако эта философия избранничества, безобидная вроде бы предприимчивость, доводит их до попытки убийства жены одного из энергичных людей.
Здесь Шушкин выносит приговор всем дельцам, всему роду предприимчивых собственников и фактически предупреждает катастрофу 1990-х: предприимчивые энергичные люди в погоне за прибылью готовы пустить под нож хоть жену, хоть мать, хоть Родину.
Поразительно, но пьеса «Энергичные люди» ставится и в наши дни, более того, «на ура» воспринимается самими энергичными людьми. Но в каком прочтении! Актер и режиссер Сергей Безруков рассказывает так о своей постановке Шукшина:
«Они живут энергично, драйвово, потому и возникла мысль сделать ансамбль — ВИА «Энергичные люди», который задает действию ритм, драйв. Для меня важно, что они в принципе-то неплохие люди.
Но, как у Булгакова, «их испортил квартирный вопрос».
Энергии масса, им бы действительно изобретать, импровизировать и зарабатывать на этом честные деньги, — но сам уклад жизни вынуждает их жить именно так, как они живут».
Вот как — вся беда энергичных в том, что им не давали импровизировать! А бедняга Шукшин-то не понимал, он-то думал, что проблема в них самих, в их паразитическом образе жизни, когда всё сводится к личным материальным благам. Но нет, Сергей Безруков поправляет Шукшина и вместо обличения меркантилизма создает пьесу-гимн энергичным нуворишам.
Ну как же, им, «в принципе неплохим людям», советский режим не давал импровизировать (подумаешь, какие-то краденые покрышки!), не позволял роскошно жить и тем самым доводил будущий цвет нации до стресса, из-за которого они даже вынуждены были идти на убийство жены (лишь бы молчала). Как восклицал герой Миронова в фильме «Берегись автомобиля», такой же энергичный делец: «Господи, почему я должен так жить… таиться, приспосабливаться, выкручиваться. Почему я не могу жить свободно, открыто?»
То ли дело сейчас — импровизируй — не хочу.
И предприимчивые люди с лихвой импровизируют: продают просроченные продукты, от которых травятся тысячи покупателей, строят торговые центры, которые горят как спичечные коробки, продают билеты в детские лагеря, где нет никаких мер безопасности, экономят на зарплатах сотрудников, уклоняются от налогов, вырубают сибирские леса и даже на строительстве космодрома умудряются увести миллиарды рублей. Им же нет разницы, на чем энергично присваивать деньги — на нефти или космосе с больницами. Деньги не пахнут. Люди — новая нефть.
От их импровизаций не знаешь, куда бежать спасаться. Им бы остановиться и подумать — зачем это всё? Куда это им? Но энергичные не могут остановиться, это смерти подобно: остановишься — и кто-то перехватит жирный кусок перед твоим носом.
А вслед за ними и все остальные, все мы в России, в том числе, и не предприимчивые, те, кому не интересно делать деньги, тем не менее, пытаемся что-то ухватить, встроиться в рынок, устроиться в успешную компанию.
И вот мысли уже только о деньгах, контрактах, выручке, акциях, распродажах, в голове — только циферки и ценники.
А Шукшин своим честным взглядом этому мешает.
Всё его творчество, особенно позднее, пронизано неприятием комфортной жизни и приспособленчества, омертвелости души. Если бы правильно поставить его «Энергичных людей» или другие рассказы, то они бы в лоб били каждого такого делового человека почище Маяковского.
Заставляли бы задуматься об ущербности и опасности стяжательства как центра экономической системы. При этом Шушкин, как большой художник, был далек от политических прокламаций и проникал в саму суть явлений, в души людей, и он видел источник мещанства именно там.
Он показывает, как и при социализме, и при любом, даже самом идеальном общественном строе, всегда есть риск, что душой человека, его помыслами завладеет «рупь», золотой телец. Так, в фильме «Печки-лавочки» герой Шукшина, деревенский мужик, при знакомстве с попутчиком сразу бьет в лоб:
«Кто в городе регулирует жизнь? Рупь? Рупь! Так вот этот же самый рубль и мне тоже начинает мозги кособочить! Я уже тоже думаю, как бы мне его, голубчика, приласкать к себе — в гости позвать, так сказать. Но один маленький честный вопрос: чем я больше буду зарабатывать, тем меньше я буду думать, что там после меня родится. Вот штука-то!»
Шукшин доводит свое неприятие стяжательства до того, что даже честно заработанный рубль (капитал) сам по себе потихоньку подчиняет себе человека, не говоря уже о «непосильно нажитом».
Такое предельно аскетическое, христианское понимание материального блага (совершенно отличное от протестантизма и западного успеха) исходит от предельной честности перед самим собой, перед ближним — когда Шукшин буквально раздевает душу человека и вытряхивает оттуда все нечистое и лживое, что может затем принести беду, заманить в бездну. Жизнь по правде для Шукшина и есть высшая нравственность, цель и смысл жизни.
«А какой же это вопрос — это уже ответ», — замечает герой Буркова, жулик, притворившийся попутчиком. Да, предельно конкретный ответ. Даже более того — принципиальная жизненная позиция. Которой сейчас так остро не хватает.
Эдуард Биров, ИА REGNUM
Источник: https://russkiy-malchik.livejournal.com/892914.html
Энергичные люди читать онлайн, Василий Шукшин
Василий Шукшин «Энергичные люди»
Annotation
Повесть закончена 1 января 1974 года в Москве, в больнице. Впервые опубликована (с подзаголовком «сатирическая повесть») в еженедельнике «Литературная Россия» 7, 14, 21 июня 1974 года.
Собрание сочинений в шести томах, Том 3. Издательство «Молодая гвардия», М., 1993.
На переплете использован рисунок В. М. Шукшина.
- Василий Шукшин
- Вечер, который незаметно превращается в ночь
- Утро
- Два часа спустя
- Вечер, который не успел превратиться в ночь
Василий Шукшин
•
ЭНЕРГИЧНЫЕ ЛЮДИ
Сатирическая повесть для театра
Жил-был на свете Аристарх Петрович Кузькин, и жила-была жена его, Вера Сергеевна… Впрочем, почему — жили, они и теперь живут, а это и есть рассказ про их жизнь: какая случилась с ними и с их друзьями непредвиденная печальная история.
Обоим им под сорок, конкретные, жилистые люди; у Аристарха Петровича интеллигентная плешь, маленькие, сведенные к носу глаза, он большой демагог, не лишен честолюбия. Вера Сергеевна — тоже демагог; но нет того мастерства, изящества, как у Аристарха Петровича, она из рабочей семьи, но тоже очень честолюбива и обидчива.
Он и она — из торговой сети, он даже что-то вроде заведующего, что ли, она — продавщица ювелирного магазина «Сапфир». Была у них трехкомнатная квартира. Все было бы хорошо, но… Про это «но» много уже рассуждали — да: НО…
- Аристархушка крепко пил.
- И пил, собака, изобретательно.
- Вечер, который незаметно превращается в ночь
Аристарх назвал гостей пять человек, заставили письменный стол шампанским, коньяком, икрой в баночках… В комнате у Аристарха накурено и шумно — что-то такое, кажется, обмывали, может быть, автомобильные покрышки, потому что в коридоре лежали автомобильные покрышки, пять штук.
Вера Сергеевна много боролась с пьянством мужа, обозлилась вконец и отрешилась. Сидела в своей комнате и смотрела телевизор, нарочно запустив его на полную громкость, чтобы хоть как-то помешать этим идиотам, которые шумели в комнате Аристарха.
Гости шумели.
— Ты ль меня, я ль тебя любить буду!.. — пел один, вовсе лысый; и все одно: «ты ль меня, я ль тебя:»
— Ну, полетели?! Вы, полетели?! — приставал ко всем курносый человек в очках и смеялся, и махал руками, как птица, и все звал: — Ну, полетели?!
— Рано, рано, — говорил Аристарх. — Тут еще полно всяких мошек.
Похоже, этот курносый хотел затеять какую-то знакомую игру, в перелетных птиц, что ли, но еще не все наклюкались. А один — с большим брюхом — не знал что это такое — «полетели». И тоже приставал ко всем:
— А куда полетели-то? А? Куда это лететь-то?
— На Кудыкину гору!
— Куда, куда?
— Туда!..
— Да он же не знает, чего ты озверел-то? — остановил Аристарх одного чернявого, который обозлился на этого, с брюхом.
— Ну, полетели же! — стонал курносый.
- — Ну, полетели, — сказал Аристарх.
- Присели на дорожку, налили по чарочке…
- — Прощай, родина, — грустно сказал Аристарх. — Березки милые…
- Курносый всерьез заплакал и замотал головой.
- — Полянки… Простор…
- Чернявый дал кулаком по столу.
— Не распускать нюни!..
— Инстинкт, — сказал один пожилой с простым лицом.
— Выпили на дорожку! — пригласил Аристарх.
- Все выпили… Аристарх первый поднялся из-за стола, пошел, открыл дверь комнаты, вернулся и стал наизготове посреди комнаты.
- — Я — вожак, — сказал он.
- За «вожаком» выстроились остальные пятеро…
И они «полетели»… Они замахали руками, закурлыкали и мелкими шажками потянулись за «вожаком». Сделали прощальный круг по комнате, «вылетели» в коридор, пролетели, курлыкая, через комнату Веры Сергеевны и очутились в третьей комнате, где был тоже стол и холодильник.
Они сели, печальные, за стол… А Аристарх доставал из холодильника коньяк.
— Далеко теперь наши березки, — сказал курносый; он уже опять готов был плакать.
— А я люблю избу! — громко и враждебно сказал человек с простым лицом. — Я вырос на полатях, и они у меня до сих пор — вот где! — он стукнул себя в грудь. — Обыкновенную русскую избу! И вы мне с вашими лифтами, с вашими холодильниками…
— А коньячок-то любишь — похолодней, — вставил чернявый.
— Он и в погребе будет холодный.
— В погребе он будет плесенью отдавать, — сказал брюхатый. — Ты попробуй поставь на недельку в погреб — потом выпей: плесенью будет отдавать.
— Сам ты плесень! — свирепел человек с простым лицом. — Свесил на коленки… По какому месяцу?
— Только… знаешь… не надо, — обиделся брюхатый.
— Не надо? Не надо и вякать, про чего не знаешь!
— Хватит вам, — хотел утихомирить Аристарх. — Это вечная тема…
— Вот в деревне-то у тебя не было бы такого брюха! Ты бы там не жрал на ночь бифштексы кровавые, боров, а утром не валялся бы до двенадцати…
— Ты!.. Жлоб! — прикрикнул брюхатый. — Ты грузишь тару — грузи дальше, а язык не распускай, а то на него наступить можно!
— Да хватит вам! — встрял опять Аристарх.
— Деревню он любит!.. — тоже очень обозлился брюхатый. — Чего ж ты не едешь в свою деревню? В свою избу?..
— У меня ее нету.
— А-а… трепачи. Писатель есть один — все в деревню зовет! А сам в четырехкомнатной квартире живет, паршивец! Я… — брюхатый ударил себя в пухлую грудь. — Я в коммунальной тогда жил, а он — в такой же — один…
— Как один? — не понял чернявый.
— Ну, с семьей!.. Но я — в коммунальной и никуда не призывал…
— Ему за это деньги хорошие платят, что призывает, — вставил курносый.
— Я его один раз в лифте прижал: чего ж ты, говорю, в деревню-то не едешь? А? Давай — покажи пример! А то — понаехало тут… не пройдешь. В автобусе не проедешь…
— Брюхо надо нормальное иметь, тогда и проедешь, — сказал человек с простым лицом. — А то отрастили тут… на самом деле, не проедешь. По какому месяцу, я тебя спрашиваю?
— Грузите бочки апельсинами! — огрызнулся брюхатый. — Избу он любит… Полати он любит… А дулю с маком любишь? Ну, и катись отсюда!
— Вот: я занимаюсь погрузкой, — показал свой кулак человек с простым лицом, — поэтому он у меня тренированный: разок двину, так у тя сразу выкидыш будет.
— Ну!.. — громко огорчился Аристарх, — прилетели в жаркие страны и давай тут… Мы же в жарких странах!
Все засмеялись.
— С прие… это — с прилетом! — воскликнул чернявый.
(Мы уж теперь так и будем называть их: чернявый — это Чернявый, брюхатый — Брюхатый, курносый — Курносый, лысый, который все песенки поет, — это Лысый, а человек с простым лицом будет, для краткости, — Простой человек).
— С приехалом! — поддержали Чернявого.
— С прилетелом! — сострил Аристарх.
— А мне здесь не нравится, — заявил Лысый. — Вообще мне вся эта история с журавлями… не того… не очень. Давайте споем?
— Выпить же надо, — сказал Простой человек.
— Да, елочки!..
— Коньяк стоит, а мы…
— С прилетелом! — еще раз громко сострил Аристарх.
Выпили.
— Споем? — предложил опять Лысый. И запел:
Из-за острова на стрежень,
На просто-ор речной волны-ы:
Его поддержали Чернявый и Курносый.
Эх, выплыва-ают расписны-ые
Стеньки Ра-азина-а челны…
Но песня не сладилась — не вышла. — Поехали обратно! — предложил Брюхатый. — Мне здесь тоже не нравится.
— Полетели?! — выкрикнул радостно Курносый. — К березкам!
— Я больше не полечу, — наотрез отказался Брюхатый. — Я поеду поездом.
— Идея! — закричал Лысый. — Едем поездом. Прихватим с собой на дорожку, будем на станциях выходить…
— Можно всю дорогу в вагон-ресторане просидеть, — предложил Простой человек. — Я раз из Воронежа ехал…
— Нет, нет!.. — кричал Лысый. — Нет, мы нормально сядем, в поезд, выпьем на дорожку…
— Можно с собой взять…
— Не надо! — Лысый воодушевился и сильно кричал. — Не надо! Зачем? Мы нормально сядем в поезд, выпьем на дорожку…
— Можно сразу… Слушай суда! — закричал тоже Простой человек. — Мы — сели, поклали чемоданы — и в вагон-ресторан…
— Да иди ты со своим вагон-рестораном! — оборвал его Брюхатый. — Дай сказать человеку. Когда это ты в вагон-ресторане сидел?
— Я не сидел! — гордо сказал Простой человек. — Я там ночевал!
— Мы нормально сядем в поезд, — продолжал Лысый, — выпьем на дорожку…
— Ты только один в вагон-ресторанах сидишь, да? — Простого человека задело за живое, что Брюхатый ему не верит.
— Так, дальше? — слушал Брюхатый Лысого. — Выпили на дорожку?..
— Выпили на дорожку, малость проехали — у нас пересадка!
— Где пересадка?
— А вон в этой комнате, — показал Лысый на комнату, где сидела Вера Сергеевна. — Мы ее счас развеселим!
— По вагона-ам! — скомандовал Брюхатый. — Берите с собой на дорожку, а то пять минут осталось!
— А на посошок-то? Э-э!.. — напомнил Чернявый.
— Давайте быстрее! Быстрее, быстрее. — Брюхатый посмотрел на часы. — Четыре минуты осталось.
Тут все оживились, засмеялись, задвигались… Стали скоренько разливать коньяк по рюмкам.
— Скорей, скорей, — суетился Брюхатый. — А то опоздаем.
— Успеем. Он не точно отходит…
— На ходу запрыгнем.
— Ты-то запрыгнешь, а некоторые… могут родить на рельсах, — это Простой человек все кусал Брюхатого. Тот снисходительно посмотрел на него.
— Я предлагаю вот этого… жлоба не брать с собой, — сказал он. — Он напьется, и нас из-за него в милицию заберут.
— Ничего! — кричал Лысый. — Дернули!
Выпили.
И «побежали на поезд». На этот раз в голове строя стал Брюхатый и запыхтел, и даже ногой подстукивал.
— Пх-х, пх-х, пх-х… Ну, сели?
— Сели.
— Ту-ту-у!.. — тонко и выразительно «загудел» Брюхатый и медленно стронулся с места. И «поехали»…
«Выехали» в комнату Веры Сергеевны… Брюхатый стал «замедлять ход» и опять тонко, с какой-то даже тоской «прогудел»:
— Ту-ту-у!..
Вера Сергеевна с ненавистью смотрела на «поезд».
— Пересадка! — объявил Брюхатый.
«Пассажиры» вышли из вагона… Расселись кто где смог: кто на тахту присел, кто на кресло… Простой человек сел на полу прямо.
— Много народу на вокзале, — сказал он.
— Вы давно сидите, гражданка? — любезно обратился Аристарх к Вере Сергеевне.
— Нет, я недавно. А вот вам… не знаю, сколько сидеть придется, — как-то значительно сказала Вера Сергеевна.
«Пассажиры» переглянулись.
— То есть? — не понял Аристарх.
— Я эти… путешествия с выпивками пресеку раз и навсегда, — опять зло и непонятно сказала Вера Сергеевна. — Вы у меня подудите… Подудите у меня, паразиты.
— Что, контролеры пришли? — испуганно спросил Простой человек с пола. — А у нас билеты-то есть?
Брюхатый засмеялся и хлопнул одобрительно по плечу Простого человека.
— Да это так — путают, — сказал Чернявый. — Гражданочка, а вы что, билет не можете достать?
Вера Сергеевна больше не смотрела на «пассажиров», а смотрела телевизор.
— Ну, а почему же сразу — «паразиты»? — оскорбился Аристарх.
— А кто же вы? — повернулась Вера Сергеевна. И зло смотрела на мужа. — Ну — спекулянты, если не паразиты: еще хуже.
— Гражданочка, — опять заговорил Чернявый весело, — вы нас …
Источник: https://knigogid.ru/books/313329-energichnye-lyudi/toread