Анализ стихотворения ахматовой сероглазый король

Меню статьи:

«Сероглазый король» – порождение раннего ахматовского творчества, шедевр, год рождения которого – 1910-й. Это – одно из самых таинственных, непонятных, загадочных ахматовских произведений.

Литературоведы и критики, исследователи творчества русской поэтессы до сих пор не пришли к единому мнению. Споры о том, кем был тот король, о котором писала Ахматова, продолжаются по сей день.

Знаем мы только одно: смерть короля сильно сказалась на писательнице, сильно впечатлила Ахматову.

Несколько слов о раннем творчестве поэтессы

В истории русской литературы именно «Сероглазый король» считается самым пронзительным, самым личным и наиболее нежным ахматовским творением. Ранее творчество поэтессы часто характеризуют в контексте акмеизма – литературного направления, которое возникает именно в этот период (1910-е годы).

Теоретиками акмеизма были люди из близкого окружения писательницы. Обычно в этом плане звучат имена Николая Гумилева и Сергея Городецкого. До этого в литературе, пожалуй, господствовал символизм. Но теперь писатели призывают обратиться к реальному миру, который окружает человека.

Акмеисты считали необходимым отойти от описания мистических любовных переживаний, чтобы описать эмоции реальные.

Анализ стихотворения Ахматовой Сероглазый король

Ранняя ахматовская лирика эмоционально скромна и сдержанна, очень фиксирована в плане пространства и времени.

Поэтому произведения поэтессы, написанные в 1910-е годы, отличаются сюжетностью и повествовательностью. Иногда лирические тексты Ахматовой (раннего периода) сравнивают с новеллами, с прозой в стихах.

Читатели силятся отыскать в художественных произведениях подробности реальной жизни Ахматовой.

Ахматова вдохновляется творчеством Державина и Некрасова. Именно к этим писателям поэтесса сводила собственную творческую родословную. Стоит отметить, что Ахматова всегда была последовательна в своих увлечениях, даже в юном возрасте. Писательница желала раскрыть суровую правду жизни.

Идеалистка Ахматова считала, что призвание поэта – это необходимость самоотверженно служить родине, отечеству. Писательница стремилась завоевать читательское доверие, но и сама рисковала доверять своим читателям. Таковой была ахматовская Муза.

Заканчивая свой долгий – как жизненный, так и творческий – путь, Ахматова сказала:

Когда я писала их – я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым нет равных…

Жизнь и творчество Ахматовой в 1910 году

Говорят, что писатель пишет то, что видит вокруг. Увиденное, пережитое преломляется сознанием и воображением автора. Итак, что же окружало Ахматову в этот период жизни? Поэтесса – молода, красива, увлечена семейной жизнью и бытом.

В произведении Анны Ахматовой “Не с теми я, кто бросил землю”, слышится несколько настроений. Во-первых, поэтессе жаль тех, кто покидает свою родину. Но, во-вторых, писательница ощущает к этим людям презрение. Предлагаем читателям ознакомиться с подробным описанием стихотворения

Сейчас писательница не рассматривает себя как автора, не думает издавать свои лирические сборники. Казалось бы, должен все-таки существовать некий реальный прототип этого короля с серыми глазами.

Но кто же он? Такого мужчины в окружении поэтессы не было. Это заставляет литературоведов предполагать, что король – лишь поэтический вымысел Ахматовой. Ибо, в конце концов, писатель не обязан черпать впечатления исключительно из реальной жизни.

Не менее сильно порой вдохновляет собственное воображение.

Анализ стихотворения Ахматовой Сероглазый король

Но рыцарь, которого описывает писательница, – вполне закономерный образ. Недавно Ахматова вернулась из свадебного путешествия по европейским городам.

И флер старой Европы вдохновил поэтессу на создание этого произведения, так много черт которого напоминает старинные баллады. Ахматова словно изобретает несколько параллельных миров. Эти миры причудливо переплетаются.

И читатель неизбежно запутывается в таинственных лабиринтах этих поэтических вселенных.

Образы ахматовского произведения

Итак, Ахматова изображает некоего сероглазого короля, который гибнет во время охоты. При этом смерть короля заставляет писательницу ощущать «безысходную боль». Окружающий мир равнодушен к смерти этого героя. Читатель чувствует этот невероятный контраст: накал страстей одного человека и безразличие мира вокруг.

Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король…

Новость о смерти короля приносит поэтессе супруг. Откуда муж узнал об этом? Оказывается, о несчастном короле уже успели написать утренние газеты.

Именно любовь считается самым прекрасным  чувством, которое можно встретить среди людей. Предлагаем читателям, а особенно ученикам, ознакомиться с сочинением под названием “Что такое любовь…”

Мужчина замечает, что окружающие люди не проявляют никакого интереса к этому происшествию. Более того, общество и мир равнодушны также к чувствам самой поэтессы. А точнее – героини произведения. Однако Ахматова олицетворила себя и эту героиню, поэтому провести разделительную черту между образом женщины в стихе и самой писательницей сложно.

Образ супруга ахматовской героини

Отдельное внимание следует уделить фигуре мужа героини из «Сероглазого короля». Этот герой изображен спокойным, уравновешенным, способным на сочувствие и сострадание. Супруг искренне сопереживает жене, жалеет несчастную, страдающую женщину. Но еще больше герой чувствует жалость не к жене, а к вдове-королеве. Измученная горем королева стала седой за одну ночь.

Вечер осенний был душен и ал, Муж мой, вернувшись, спокойно сказал: «Знаешь, с охоты его принесли, Тело у старого дуба нашли. Жаль королеву. Такой молодой!..

За ночь одну она стала седой»…

В таких странных, фантасмагорических образах Ахматова представляет собственную семейную жизнь. Поэтесса преломляет свои переживания сквозь призму творческого воображения и мировосприятия.

Анализ стихотворения Ахматовой Сероглазый король

Брак оказался не таким сладким, как казалось в первые минуты влюбленности и туманной увлеченности. Но теперь Ахматова видит, что идеала не существует.

При этом писательница не желает признавать, что проблемы в супружеской жизни порождаются обоими супругами. Ахматова (как это часто характерно для молодых женщин) обвиняет мужа в семейных неурядицах.

Но поэтесса не хочет признавать собственных ошибок. Мужа писательница не любит, мужчина для нее – лишь друг. И это мучит обоих молодых людей.

Истинная любовь русской поэтессы

По-настоящему писательница любит того самого мифического сероглазого короля, мертвое порождение творческого воображения Ахматовой. В этом произведении писательница показывает всю оригинальность, на которую способна.

Поэтесса нетривиально, намеками представляет свою позицию касательно собственного счастья. Ахматова считает, что замужняя женщина не должна увлекаться романами на стороне, даже если эта женщина не счастлива в браке. То есть нравственность здесь превыше всего – даже в случае неудачного семейного союза.

Но героиня ахматовского произведения чувствует некую отстраненность от мужа:

Трубку свою на камине нашел И на работу ночную ушел…

Творчество – это поле, где писательница может дать волю своим фантазиям и мечтам. Ахматова делает изящный намек: серость глаз ее дочки – это то, что дарит своей возлюбленной на прощанье сероглазый, ныне мертвый король:

Дочку мою я сейчас разбужу, В серые глазки ее погляжу. А за окном шелестят тополя:

«Нет на земле твоего короля…».

Так кто же этот мужчина? Вымышленный герой-любовник? Плод творческого воображения? Или же реально существовавшая, но тайная история? В любом случае, Ахматова этим произведением раскрывает простую истину.

Что это за истина? Увлекаясь воображаемой жизнью, живя мечтами и грезами, можно легко разрушить и без того хрупкую реальную жизнь. Так, из-за грезы нестабильный баланс брака расшатывается, и семья рушится.

Художественные и стилистические особенности произведения

Что ж, это, казалось бы, короткое, лаконичное по объему произведение умудрилось вместить жизнь, боль, страдания поэтессы. Все эти эмоции воплощаются в переживаниях главной героини «Сероглазого короля».

Если говорить о композиции этого произведения, то начало ахматовского шедевра отличается пронзительностью. Здесь слышатся даже трагические нотки. Писательница говорит о «безысходной боли», пронзившей сердце героини.

Женщина страдает, потому что погибает ее возлюбленный. Однако даже исчезновение тела любимого короля не означает, что любовь к нему перестанет существовать.

Более того, Ахматова намекает, что пронесет это чувство через всю жизнь.

В нескольких строках поэтессе удается вместить целую жизненную драму. Супруг главной героини, который принес своей жене столь нерадостную весть, с жалостью думает о вдове-королеве. Между тем, мужчина не догадывается, что трагедия ближе к нему, чем он думает. Драма разворачивается в самом доме главного героя.

Может возникнуть вопрос, как Ахматова умудряется совмещать возвышенность и балладность своего шедевра с легкостью его восприятия.

Действительно, читается это произведение очень легко – за счет разговорной речи, используемой здесь автором (например, такие слова, как «знаешь», «дочка», «глазки» и другие).

Таким образом, Ахматова убирает дистанцию между автором, читателем, а также событием, о котором говорит писательница. Герои произведения становятся ближе, прозрачнее, понятнее публике.

Произведение отличается обилием тропов. Например, в большом количестве здесь присутствуют эпитеты (тот же «сероглазый» король). Завершение текста – это некая острая кульминация, неожиданная, шокирующая для читателя. Серые глаза дочери героини словно намекают на реальность короля.

Ребенок, оставшийся от возлюбленного мужчины, будет вечно напоминать о мертвом короле. Заканчивает Ахматова печальной строкой: «Нет на земле твоего короля…». Печальный образ дополняют меланхолично шумящие за окном деревья.

Может быть, это ахматовское обращение – в целом – к женщинам, предпочитающим жить мечтами об истинной любви, которой на самом деле нет?

Источник: https://r-book.club/russian-classics/anna-akhmatova/seroglazyj-korol.html

Анализ стихотворения Ахматовой Сероглазый король

Анна (Андреевна) Ахматова – талантливый литературовед и поэтесса, романтическая представительница российского Серебряного века поэзии конца XIX — начала XX веков, переводчица.

В 1910 году Анна Андреевна сочетается браком с выдающимся поэтом Николаем Гумилевым. В этот же период она пишет стихотворение «Сероглазый король» — одно из самых, покрытых тайной, своих произведений.

  Кому оно посвящено, кто стал прообразом неведомого короля, кто смог затронуть нежные струны поэтессы и подвигнуть на написание этих строк – на эти вопросы до сих пор нет однозначных ответов, как и единого мнения среди литературоведов современности.

Таинственный «король», как и ряд других действующих лиц в произведениях Анны – вероятнее всего, выдумка автора, ее поэтический вымысел. Ведь в то время среди ее знакомых не было мужчин, соответствующих этому образу или тех, кто мог бы претендовать на более чем дружеское внимание поэтессы. Да и романтический период, после недавнего замужества, отложил в сердце свой отпечаток.

Возможно, вдохновение навеяно путешествием, в которое «молодожены» отправились после свадьбы. Старая Европа — замки, рыцарские турниры, короли и менестрели.

Все это навеяло Ахматовой образы, которые переносят читателя в мир Средневековья, на королевскую охоту, где гибнет «у старого дуба» король. Его смерть символизирует окончание еще одного жизненного периода самой Анны.

Периода романтических надежд и ожидания того единственного принца, который ей предназначен Свыше. Но принц, увы, не стал властелином ее души, и нелепо погиб на охоте.

Именно поэтому, муж, как символ новой эпохи в жизни автора, приносит эту «черную» весть. Он не страдает по поводу кончины «сероглазого» монарха. Сохраняет спокойствие и обстоятельность.

Высказывая сочувствие жене покойного правителя, ставшей «седой» после смерти супруга, он сдержан в х. Его не тревожит прошлое и чужая боль, его беспокоят текущие проблемы.

Сухо сообщив вести жене, он уходит на работу.

И только героиня, всем сердцем, страдает от случившегося, понимая, что назад дороги нет, как и «нет уже на земле ее короля». И это один из признаков, что брак Анны Ахматовой весьма далек от романтического идеала. Но надежда, пусть и маленькая, с «серыми глазками» останется с ней навсегда.

Читайте также:  Писатель рэй брэдбери. жизнь и творчество

Но как бы там ни было, истинная тайна «Сероглазого короля» надежно скрыта в сердце великой поэтессы.

Анализ стихотворения Ахматовой Сероглазый король

  • Анализ стихотворения Есенина Край ты мой заброшенный
    В стихотворении повествуется о жизни его родной деревни Константиново. Он там родился и вырос. Но для достижения целей ему приходится уехать оттуда. Конечно, он с детства любил и леса, и поля, и всю природу. Но также он понимал
  • Анализ стихотворения Жуковского Вечер
    На ранних этапах своего творчества В.А. Жуковский, считающийся одним из родоначальников русского романтизма, занимался переводом произведений английских и немецких поэтов. Стихотворение «Вечер», увидевшее свет в 1806 г, было
  • Анализ стихоторения Апухтина В полдень
    Поэтическая сила творчества А.Н. Апухтина заключается в его проницательности, искренности, любви к родному краю. Не является исключением и его сочинение «В полдень», которое демонстрирует тонкую связь внутреннего мира автора с внешним,
  • Анализ стихотворения Фета Венеция ночью
    Небольшое, всего двенадцать строчек, стихотворение. Венеция — город влюблённых и путешественников. Побывать там хоть раз в жизни — мечта любого человека. Город полный романтики, стоящий на воде, где вместо улиц — каналы,
  • Анализ стихотворения Бродского Одиночество
    Стихотворение «Одиночество» было написано в 1959 году Иосифом Бродским. Уже в 19 лет поэта отвергали все печатные издания из-за его мыслей о властях, поэтому он чувствовал себя изгоем в обществе.

Источник: https://analiz-stihov.ru/ahmatova/seroglazyij-korol

Анализ стихотворения Ахматовой Сероглазый король

  • Произведение является одной из составных частей первого сборника лирических стихотворений поэтессы под названием «Вечер» и представляет собой творение в виде классической средневековой европейской баллады.
  • Основным мотивом стихотворения автор демонстрирует тему запретной любви, выразившуюся в трагическом финале гибели любимого человека.
  • Стихотворная структура произведения в виде трехстопного дактиля выстраивается трехсложными стопами, которые излагаются в двустишиях, состоящих из парных мужских рифм, содержащих прямую речь.

Сюжетная линия стихотворения выстраивается вокруг мучительных страданий лирической героини, являющейся замужней дамой, из-за настигшей ее новости о смерти любовника, от которого у женщины имеется маленькая дочка. Возлюбленный лирической героини представляется в качестве таинственного сероглазого короля, погибшего случайной смертью на охоте.

С помощью средств художественной выразительности в виде гипербол, метафор, эпитетов поэтесса передает безысходную, не проходящую боль утраты, которая охватывает ее на всю оставшуюся жизнь, заставляя ощущать чувство душевного одиночества. В качестве напоминания о счастливых минутах, проведенных с возлюбленным, перед героиней возникают глаза ее дочери, отражающие серый взгляд ее тайно любимого человека.

  1. Отличительная особенность стихотворения состоит в проникновенности, лаконичности и невероятной глубине описываемых душевных переживаний лирической героини, которые скрываются от окружающих, но при этом передают накал эмоций и трагизм произошедшего с использованием фольклорных традиций.  
  2. Обыденная жизненная ситуация, заложенная в классическом любовном треугольнике, представляется поэтессой в виде изображения сильной женщины, способной на искренние чувства, со смирением принимающей любовную потерю.
  3. Несмотря на небольшой размер стихотворения, в его коротких строках отражается драматизм жизненной судьбы лирической героини, раскрывающийся в мире ее душевных мучительных страданий.
  4. Композиционная структура произведения подчеркивает контрастность содержания, чередуя описание страданий женщины с ее волнительными воспоминаниями о сладострастных минутах счастья.
  5. Стихотворение демонстрирует необыкновенную музыкальность, выраженную в печальной трагической песне лирической героини.

Анализ 2

Произведение Анны Ахматовой долгое время исследуется литературоведами и исследователями – литературоведами. Для многих остается большой тайной, кому же все-таки посвящена данная баллада..

Читая его, становится понятно, что тот, кому она была посвящена, был горячо любим и невероятно дорог. Но дело все в том, что у великой поэтессы не было, как выяснили после, не было молодого человека, который бы попадал под описание.

Возможно, дело все в том, что весь образ, который представлен в творении – выдумка и не более, чем плод фантазии Анны Ахматовой.

Каждая строчка пропитана невероятной болью и тяжелыми переживаниями, в связи со смертью возлюбленного.

Когда читаешь его, невольно складывается впечатление, что написано оно в момент какой-то невероятной потери, которая заставила на какой-то момент «потерять себя».

Очень показательно и то, что описывает она свои эмоции и чувства весьма сухо, она не кричит о своих страданиях. Вероятно, она испытывает некоторое состояние шока и пока что слабо верит в случившееся.

Из строчек становится понятно, что у возлюбленного остался ребенок. Именно он, как  часть своего отца, будет напоминать героине баллады о любимом. Ребенок, словно какая-то надежда на лучшее, вера в не совсем безнадежное существование.

Помимо всего этого, очень показательно то, что с новостью о смерти приходит муж героини. Здесь подчеркивается трагизм ситуации.

Муж, даже и предположить не может, что в жизни человека, которому он рассказывает о случившемся, разворачивается настоящая драма и трагедия. Ни где-то там, а совсем рядом.

Для обычных людей – это ничего не значащая смерть, они вполне сухо реагируют на такое обстоятельство, а героиня втайне от мужа переживает невероятное чувство скорби и одиночества.

Для усиления ощущений от прочитанного стиха, автор использует художественные приемы, наверное, поэтому читатель столь остро переживает все то, о чем говорится в каждой строчке. В целом стихотворение, по большей части, написано в разговорном стиле, поэтому нельзя сказать, что оно вмещает в себя много стилистических фигур и тропов.

Очень важно отметить, что поэтесса упоминает  много деталей в балладу, ни один нюанс не остается незамеченным. Также используются олицетворения и эпитеты.

Стихотворение Анны Ахматовой вряд ли оставит кого-то равнодушным. Оно пропитано невероятно искренними горестными чувствами.

Анализ стихотворения Сероглазый король по плану

Анализ стихотворения Ахматовой Сероглазый король

  • Анализ стихотворения Баратынского Муза
    «Муза» – это богиня вдохновения, так считали и продолжают считать многие писатели. Для людей творческого образа это весьма характерный жест. Она даёт начало творчеству, помогает сделать стих поистине красивым.
  • Анализ стихотворения Пророк Лермонтова 9 класс
    Знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Пророк», написанное в год его гибели в 1841 году, является одним из последних творений, которые создал поэт перед тем, как уйти с этого мира.
  • Анализ стихотворения Приговор Некрасова
    «Приговор» — лирическое произведение Некрасова, которое было написано в 1877 году, а именно ночью с 7 на 8 января. Автор пишет его, но при этом не вносит в очередной сборник, который скоро должен выйти в свет.
  • Анализ стихотворения Буря Некрасова
    Стихотворение под названием «Буря», написанное Некрасовым, полностью раскрывает автора, как человека достаточно романтичного и целеустремленного. Складывается впечатление
  • Анализ стихотворения Лермонтова Я не люблю тебя; страстей…
    Лермонтов – автор произведения, в жанре стихотворения «Я не люблю тебя…». Михаил Юрьевич Лермонтов в 1830 году встретился однажды с Екатериной Сушковой. Эта девушка была очень красива, молода и очень кокетлива

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/ahmatova/seroglazyj-korol

Криминальная загадка от Анны Ахматовой

?

Илья Переседов (peresedov) wrote, 2015-06-10 14:55:00 Илья Переседов peresedov 2015-06-10 14:55:00 Categories:

  • История
  • Происшествия
  • Cancel

Мало кто знает, что в одном из ранних стихотворений Ахматовой спрятан детективный сюжет. Предлагаю обсудить его разгадку.

Эта история должна особо заинтересовать поклонников сериала «Игра престолов» – ведь жертвой убийства стал никто иной, как беспечный и необузданный в своих сексуальных желаниях властитель.

Анализ стихотворения Ахматовой Сероглазый король

  • Речь идёт, разумеется, о балладе «Сероглазый король» из первого поэтического сборника Ахматовой «Вечер«, увидевшего свет в 1912 году.
  • Вот её текст:
  • [Тыц!]

Слава тебе, безысходная боль!Умер вчера сероглазый король.Вечер осенний был душен и ал,Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:«Знаешь, с охоты его принесли,Тело у старого дуба нашли.Жаль королеву. Такой молодой!..За ночь одну она стала седой».Трубку свою на камине нашёлИ на работу ночную ушёл.Дочку мою я сейчас разбужу,В серые глазки ее погляжу.А за окном шелестят тополя:«Нет на земле твоего короля…»11 декабря 1910

Царское Село

  1. А вот каноническое исполнение этого стихотворения Александром Вертинским:
  2. Дано:
  3. Смерть короля.

Что ж, располагайтесь в круг на веранде старого дома, угощайтесь чаем с вишнёвым вареньем – кто курит трубку, отсаживается подальше – начнём изучать вводные происшествия.Имя – неизвестно, возраст – молодой, причина смерти – неизвестна, место проживания – неизвестно. Семейное положение – женат. Особые приметы – глаза характерного серого цвета.

Свидетель – анонимная женщина.

Имя – неизвестно, возраст – неизвестен (детородный), место проживания – неизвестно. Семейное положение – замужем. Дополнительные сведения – имеет дочку с глазами характерного серого цвета.Свидетель даёт показания со слов мужа. Крайне взволнована из-за смерти короля.

  • Волнение, дополненное особенностью внешности дочки, даёт основание предполагать, что свидетель состояла в любовной связи с покойным.
  • Я же берусь доказать, что мы имеем дело с убийством, убийца нам известен, известны даже детали происшедшего и всё это содержится в свидетельских показаниях, в которых практически нет случайной информации.
  • Итак, господа, разумеется, убийца – муж свидетельницы.
  • 1. Это преступление было тщательно спланировано и подготовлено

Раньше анализ стихотворения ограничивался этими сведениями, утверждая, что остальные обстоятельства гибели короля покрыты тайной и про них ничего невозможно знать в точности. Мы знаем об этом не только потому, что у него был мотив, но и на основании рассказа несчастной.

Решусь утверждать, что месть за адюльтер была заранее спланирована и настигла короля в самый неожиданный для него момент, и вот почему: Свидетельница родила дочь в результате любовной связи с покойным (и по её реакции мы видим, что, как минимум, ею произошедшее переживалось предельно серьезно).

Будь король мавром, всё стало бы очевидно сразу, но у него была другая особенность внешности.Цвет глаз дочки весьма убедительно подтверждает сегодня эту близость. НО! Мы с вами знаем, что все дети рождаются с серыми, голубыми или серо-голубыми глазами.

И вплоть до трёх лет цвет глаз у детей может меняться. Подчас настолько разительно, что родная мать до последнего не уверена окончательно в итоговом цвете глаз своего чада.

Вот почему мы можем утверждать: дочке героини не меньше трёх лет от роду – «в серые глазки её загляну…«

И значит, три года оскорблённый мужчина – муж свидетельницы – был вынужден жить, терзаемый подозрениями, в надежде, что они не оправдаются. Три года он всматривался в глаза своего ребёнка, молясь, чтобы они хотя бы сменили оттенок.

И всё это время из детской кроватки на него смотрели глаза того, кто его опозорил.

О да! У этого человека было время, чтобы спланировать месть на случай, если худшие подозрения подтвердятся. И они, как мы видим теперь, подтвердились!

2. Центральную роль в расследовании играет время встречи героини и мужа

Если присмотреться, без дополнительных объяснений удалённость момента смерти короля от встречи свидетельницы с мужем может показаться странной.Но на деле проясняет многие детали происшествия и подтверждает его насильственный, преступный характер.

Задумайтесь: в некоторой местности умирает король – фигура, мягко скажем, достаточно заметная.

Читайте также:  Овод - краткое содержание романа войнич

Событие исключительное. Но женщина, неравнодушная королю, родившая от него дочь, узнаёт об этом лишь вечером следующего!!! дня.

Как такое возможно, если смерть настигла правителя не в тиши покоев, а на улице, где стала тут же известна множеству людей? – «С охоты его принесли…«

Ответ один – женщина находилась в изоляции.

Муж запер её дома, сообщив перед этим, что отправляется покарать своего именитого обидчика.

Около двух дней несчастная провела в неопределенности, страдая от безысходности: ей предстояло принять либо смерть возлюбленного, либо задержание мужа, которое неизбежно привело бы к тому, что её грех станет публичным.

Это ожидание ввергло её в исступление – так чувствует себя подсудимый на бесконечном процессе, когда обреченно и радостно приветствует любой, даже самый жестокий по отношению к себе приговор: Слава тебе, безысходная боль! Умер…

Кому-то может показаться, что аргумент об изоляции не доказан и женщина день как могла знать о смерти короля, а муж лишь сообщил ей дополнительные подробности? — Но, нет: в этом случае муж застал бы жену, переживающей горе в обнимку с ребёнком. А так, лишь после встречи с мужем – жестоким гордецом и убийцей – женщина инстинктивно бросается к дочке, чтобы увидеть в её глазах прощальный взгляд короля – её отца.

3. Убийца свидетельствует против себя поступками и словами

Подведём промежуточный итог: Несчастная прелюбойдейка была заперта дома, ожидая исход мести, спланированной её мужем. Поэтому она всё понимает ещё до того, как супруг произносит первые слова.Поэтому во время рассказа муж спокоен, а не возбужден, как другие праздные зеваки.

Поэтому мститель лишь сообщает жене подробности произошедшего: «Тело у старого дуба нашли…«

Возможно, старый дуб играл какую-то роль в этой истории: например, под его кроной происходили встречи короля с фаворитками.

Важно другое: убийца даёт понять жене, что смерть соперника была жестокой и ужасной.

Делает он это весьма своеобразным образом – вспоминая про овдовевшую королеву: «за ночь одну она стала седой» Медицина знает случаи, когда люди седеют от горя, но чаще всего такие метаморфозы происходят с человеком по причине страха. Что же могло так напугать супругу короля? – Очевидно, вид тела.

И страх за свою жизнь. Почему у неё были основания бояться? – время написания стихотворения: начало XX века – период революций и антимонархических выступлений. Вероятно, королева просто не могла предположить, что такая жестокость может иметь обыденные, бытовые причины.

4.

Главное доказательство

Скептики на первых рядах нашего импровизированного салона ерзают и хмурятся – им не терпится заявить, что всё сказанное выше – пустые домыслы, не подтверждённые фактами.

Что ж, Господа, у меня есть факт, несомненно доказывающий вину мужа.

И по хитрым взглядам некоторых курильщиков на задних рядах я вижу, что они уже обо всём догадались: «Трубку свою на камине нашёл и на работу ночную ушёл…«

Трубка, господа! Курильщика мужа больше суток не было дома, а трубка его всё это время лежала на камине.

Как такое может быть, спрашивается?! Если он привык брать её повсюду с собой!Да просто ему предстояло отправиться туда, где дым табака мог бы его выдать и, чтобы не рисковать и не отвлекаться на соблазны, он оставил её дома.

Что же это за место – пустое и наполненное чистым воздухом – где дым от трубки может выдать своего владельца? – Разумеется, лес, где обманутый супруг прятался, охотясь на короля.

Тут можно было бы пофантазировать насчёт «ночной работы«, но оставим это для будущих детективов.

Я же считаю задачу, заявленную в начале нашей беседы, выполненной и преступление раскрытым!Интересно, что все перепетии этой детективной истории интонационно отражены Вертинским в его исполнении баллады.

Открыла ему Ахматова тайну своего стихотворения или он обо всём догадался сам мы уже, видимо, никогда не узнаем…

PS. В качестве бонуса предлагаю послушать ещё другую балладу Вертинского о гибели ещё одного любвеобильного короля. На этот раз от рук революционеров.

Тема, очевидно, висела в воздухе и была очень востребованной в начале прошлого века:

Источник: https://peresedov.livejournal.com/906648.html

«Сероглазый король» А. Ахматова

«Сероглазый король» Анна Ахматова

Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой».

  • Трубку свою на камине нашел
    И на работу ночную ушел.
  • Дочку мою я сейчас разбужу,
    В серые глазки ее погляжу.
  • А за окном шелестят тополя:
    «Нет на земле твоего короля…»

Стихотворение «Сероглазый король», написанное Анной Ахматовой в 1910 году, является, пожалуй, одним из наиболее загадочных лирических произведений поэтессы. До сих пор критики спорят о том, кому именно оно было посвящено, и кто был тем таинственным королем, смерть которого произвела на Ахматову столь неизгладимое впечатление.

В окружении молодой поэтессы, которая к этому времени была полностью погружена в семейный быт и даже не думала об издании своего первого сборника стихов, не было ни одного мужчины, который мог бы подходить под описание «сероглазого короля».

Поэтому существует предположение, что он, как и многие другие герои произведений Ахматовой, является поэтическим вымыслом. А сама идея воплотить в стихах образ рыцаря навеяна свадебным путешествием по Европе. Поэтому неудивительно, что стихотворение «Сероглазый король» по своей форме напоминает старинную балладу.

Однако его содержание переносит читателя в два параллельных мира, которые по воле автора неожиданно пересекаются.

Таинственный король, погибающий на охоте, привносит в жизнь автора «безысходную боль», которая резко контрастирует с равнодушием окружающего мира.

Даже тот факт, что эту печальную весть приносит не кто иной, как муж, вычитавший новость из газет, лишь подчеркивает, что никому нет дела до того, что же на самом деле испытывает героиня этого стихотворения, с которой себя олицетворяет Ахматова.

Ее супруг, представленный в произведении, как вполне спокойный и уравновешенный человек, предпочитает жалеть не собственную супругу, а вдову-королеву, так как «за ночь одну она стала седой». И это – первый намек на то, что семейная жизнь Ахматовой весьма далека от идеала.

Но со свойственным любой женщине стремлением представить себя в более выгодном свете, в личных проблемах поэтесса подспудно винит именно супруга, к которому испытывает лишь дружеские чувства, а не любовь.

Истинный ее возлюбленный, мифический сероглазый король, мертв. Таким нетривиальным образом Ахматова пытается поставить точку на собственном счастье, считая, что замужней женщине не пристало заводить романы на стороне, если ее брак оказался неудачным.

Однако в стихах поэтесса дает волю своей фантазии и намекает на то, что серые глаза ее дочери – прощальный подарок умершего короля, вымышленного героя-любовника, которого она оплакивает в душе, еще не осознавая, что тем самым разрушает и без того хрупкое равновесие семейной жизни.

Источник: https://pishi-stihi.ru/seroglazyj-korol-ahmatova.html

Сероглазый король

Стихотворение «Сероглазый король» впервые увидело свет в 1912 году, года вышел первый сборник Ахматовой «Вечер». В стихах нашлось место раннему романтизму Горенко, но чётко в нём просматриваются и нотки боли, через которую поэтессе пришлось пройти в дальнейшем.

В строках «Нет на земле твоего короля» Ахматова словно бы предчувствует скорый разлад с Гумилёвым, а строки «За ночь одну она стала седой» являются символом тяжёлой судьбы поэтессы.

Образ короля

Да, сказать точно, кто точно стал образом короля нельзя, в окружении Ахматовой нет подобного мужчины, возможно, это лишь литературная задумка, не имеющая своего прообраза. Также возможен вариант, когда в роли короля выступает скрытое одиночество поэтессы, приносящее боль. Даже муж не выражает эмоций к трагедии или является ей?

Знаешь, с охоты его принесли, Тело у старого дуба нашли.

Для него это обыденность, в голосе нет эмоций, что вбивает линий гвоздь боли в душе поэтессы, ведь ей не с кем даже поплакать о смерти. В строках:

Жаль королеву. Такой молодой!.. За ночь одну она стала седой».

Она ставит себя на место королевы, вся уходит в пучину боли, и сама же себя жалеет, ибо этого больше некому сделать.

Интересный момент «серые глазки» дочери, это может быть желанием показать, что король и есть её муж, который начинает для Ахматовой умирать из-за своего безразличия к её жизни.

Героиня пытается найти поддержку хоть у дочери, так как муж сообщил равнодушно о смерти и ушел, холодный и чужой.

Может быть последняя фраза стихотворения, обращённая к дочери, даёт понять, что у неё нет настоящего отца, а у её матери мужа:

Нет на земле твоего короля….

Стихотворение сразу нашло своего почитателя, хотя в 1912 году говорить об Ахматовой, как о состоявшемся поэте ещё слишком рано. Возможно, читателя подкупила искренность произведения и его уклон в строну европейских баллад. В любом случае стихотворение «Сероглазый король» одно из признанных произведений на раннем этапе творчества поэтессы.

Текст

Слава тебе, безысходная боль!Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его принесли,Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой!..За ночь одну она стала седой».

Трубку свою на камине нашелИ на работу ночную ушел.

Дочку мою я сейчас разбужу,В серые глазки ее погляжу.А за окном шелестят тополя:

«Нет на земле твоего короля…»

1912 год

Слушаем стих

Стихотворение «Сероглазый король» читает Алёна Бабенко.

Источник: https://stihirus24.ru/anna-akhmatova/115-seroglazyj-korol.html

Два разбора стихотворения Ахматовой "Сероглазый король"

  • ДВА РАЗБОРА СТИХ. АХМАТОВОЙ «СЕРОГЛАЗЫЙ КОРОЛЬ»
  • Соня Дмитриева
  • Стихотворение “Сероглазый король” было написано Ахматовой в 1910 году в Царском селе.

Произведение написано четырехстопным дактилем с парной рифмовкой и мужскими окончаниями — стихом, характерным для жанра короткой баллады.

Стоит сопоставить стихотворение с «Морской царевной» Лермонтова.

В море царевич купает коня; Слышит: «царевич! взгляни на меня!» Фыркает конь и ушами прядет, Брызжет в плещет и дале плывет. Слышит царевич: «я царская дочь! Хочешь провесть ты с царевною ночь?»

       Можно отметить, что не только стихотворный размер и рифмовка, но и само строение стихотворений (деление на двустишия) совпадают. Объединяют произведения и признаки баллады: наличие сюжета, тема смерти, прямая речь.

Однако баллада Ахматовой явно приобретает ряд лирических признаков, среди которых можно выделить прозаические детали и подробности (трубка, ночная работа), элементы разговорной речи, нехарактерные для баллад («знаешь»).

Если в балладах Жуковского повествователь лишь рассказывает основную историю, то “Сероглазый король” написан от лица участницы событий. Более того, баллада приобретает нехарактерный для этого жанра аллегорический смысл.

Читайте также:  Робинзон крузо - краткое содержание романа дефо

В произведении можно выделить вполне определенную сюжетную основу – у жены простого рабочего есть дочь от короля, король умирает на охоте (возможно, от руки мужа героини), весть о его смерти опечаливает ее. Но, на мой взгляд, не стоит буквально воспринимать текст произведения.

Как мне кажется, его ключевым словосочетанием являются слова «безысходная боль». Важно, что вместе с известием о смерти короля читатель узнает о сероглазом ребенке. На мой взгляд, серый цвет в стихотворении является символом безысходной боли (можно заметить не только серые глаза короля и дочери героини, но также и поседевшие волосы королевы).

Таким образом, безысходная боль возрождается в ребенке.

В связи с этим стоит отметить и кольцевую композицию произведения (оно начинается с известия о смерти сероглазого короля и завершается ее упоминанием; стихотворение начинается с восклицания в настоящем времени, все последующие события описаны в прошедшем времени, затем настоящее время вновь появляется в последнем двустишии); такая композиция подчеркивает мотив безысходности. Тема боли, переходящей от одного человека к другому, проявляется в стихотворении и в антитезе молодости и старости (старый дуб, поседевшая королева противопоставляются молодому покойному королю, малолетней дочери героини). Более того, старость, увядание проявляются и в упоминании в стихотворении вечера и ночи, осени (как поры увядания природы). Важно и то, что вечер показан душным и алым. Духота подчеркивает общее настроение произведения, когда как алый цвет сочетает в себе и увядание деревьев, смерть природы, и ассоциацию с кровью (то есть это слово объединяет темы смерти и безысходной боли). В одном из комментариев, которые я нашла, «Сероглазый король» Ахматовой сравнивается со стихотворением Блока 1903 года «Потемнели, поблекли залы…»:

  1. Потемнели, поблекли залы.
  2. Почернела решетка окна.
  3. У дверей шептались вассалы:
  4. «Королева, королева больна».
  5. И король, нахмуривший брови,
  6. Проходил без пажей и слуг.
  7. И в каждом брошенном слове
  8. Ловили смертный недуг.
  • У дверей затихнувшей спальни
  • Я плакал, сжимая кольцо.
  • Там — в конце галереи дальней
  • Кто-то вторил, закрыв лицо.
  • У дверей Несравненной Дамы
  • Я рыдал в плаще голубом.
  • И, шатаясь, вторил тот самый —
  • Незнакомец с бледным лицом.

Саша Жирнова

«Сероглазый король» — пожалуй, одно из самых загадочных стихотворений «Вечера», первого сборника Ахматовой: загадочен его сюжет, его хронотоп и, прежде всего, центральный образ — образ короля-возлюбленного.

Разберёмся сперва с сюжетом стихотворения; на первый взгляд, он прост и незамысловат: лирическая героиня влюблена в короля, от которого, вероятно, у неё есть дочь и о смерти которого ей сообщает муж, что повергает её в глубокую печаль. Однако Ахматова со свойственной ей лаконичностью даёт несколько подсказок, которые раскрывают несколько важных загадок стихотворения. Так сообщается о смерти “сероглазого короля”:

  1. Вечер осенний был душен и ал,  Муж мой, вернувшись, спокойно сказал: 
  2. «Знаешь, с охоты его принесли, 

Тело у старого дуба нашли».

Это “спокойно” и, кроме того, полное равнодушие при рассказе о смерти короля, создают ощущение, что, возможно, он погиб от руки мужа героини.

Кроме того, множество вопросов вызывает упоминание “ночной работы” в пятой строфе: можно было бы предположить, что герой – стражник, однако в таком случае возникает неувязка со временем в стихотворении; к тому же, само это словосочетание рождает ассоциацию с героем-разбойником, который часто фигурирует в балладах.

Время в стихотворении тоже необычно и загадочно. Если проследить за всеми упоминаниями проходящего времени, можно заметить, что между смертью короля и моментом, когда героиня узнаёт об этом, проходят как минимум сутки.

О королеве говорится, что «за ночь одну она стала седой», а муж героини, говорящий это, вернулся «вечером осенним», то есть на другой день после смерти короля – или даже позже.

В связи с этим можно сделать предположение относительно пространства стихотворения: как мы можем догадаться, действие происходит в неопределённой европейской стране, вероятнее всего, в сельской или лесной местности, так как в замке и его окрестностях известие о смерти короля через сутки было бы уже известно всем.

  • О времени в более широком смысле — то есть, об эпохе, к которой относятся описываемые события — говорит всего одна деталь:
  • Трубку свою на камине нашел
  • Так как курение не было распространено в Европе до 17-18 веков, можно с уверенностью сказать, что эпоха, о которой идёт речь в стихотворении — однозначно не Средневековье и не древность, а гораздо более современный век.

В стихотворении и время, и пространство, и сюжет неясны, они лишены отчётливости и однозначности, что придаёт ему сказочно-балладный тон. К элементам баллады также относятся и сюжет (смерть возлюбленного), и “европейскость”, и повествовательность сюжета.

Стоит также отметить роль природы в «Сероглазом короле».

Жирмунский пишет, что у Ахматовой, в отличие от символистов, природа не является мистическим миром символов и не живёт, как это было свойственно поэтам “настоящего” Серебряного века (в большей степени Фету, а также Тютчеву), одной жизнью с душой героев — она живёт и развивается отдельно от человеческой души и событий жизни героев, а зачастую противопоставляется им. Таково, например, противоречие “душного и алого” вечера и спокойствия мужа героини, а “безысходная боль” в первой строфе противопоставлена равнодушному шелесту тополей в последней.

Но самым загадочным в стихотворении остаётся образ “сероглазого короля”.

Исследователи пытались найти, кому могло быть посвящено это стихотворение, однако, поскольку пока никак нельзя доказать обратное, считается, что у этого героя нет никакого прообраза и он является поэтическим вымыслом. Такая точка зрения подтверждается и тем, что черты “сероглазого короля” возникают у Ахматовой и в более поздних стихах:

Покорно мне воображенье              В изображеньи серых глаз.  

или:

Все равно, что ты наглый и злой,             Все равно, что ты любишь других.             Предо мной золотой аналой,             И со мной сероглазый жених. 

Особенно важным мне кажется последнее стихотворение (по первой строчке — «У меня есть улыбка одна…», 1913) — в нём Ахматова возвращается к образу сероглазого короля и переосмысливает его.

Если в балладе одной из важнейших является строчка «Нет на земле твоего короля», относящаяся скорее не к героине стихотворения, а к самой Ахматовой, влюблённой в поэтический образ, то в стихотворении 1913 года “сероглазый король” возникает именно в образе жениха (словно в балладе, возлюбленный возвращается для неё из мёртвых).

Источник: http://sobolev.franklang.ru/index.php/nachalo-xx-veka/235-dva-razbora-stikhotvoreniya-akhmatovoj-seroglazyj-korol

Тайна сероглазого короля

Портрет дворянина (Ипполито Риминальди?), Тициан. Фрагмент. Фотобанк.

11 декабря 1910 года в Царском Селе Анна Ахматова написала балладу «Сероглазый король».

Слава тебе, безысходная боль!Умер вчера сероглазый король.Вечер осенний был душен и ал,Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:«Знаешь, с охоты его принесли,Тело у старого дуба нашли.Жаль королеву.

Такой молодой!..За ночь одну она стала седой».Трубку свою на камине нашелИ на работу ночную ушел.Дочку мою я сейчас разбужу,В серые глазки ее погляжу.

А за окном шелестят тополя:«Нет на земле твоего короля…»

Фрагмент страницы журнала «Аполлон» (1911, №4), https://erdes.livejournal.com/533621.html

Стихотворение стало невероятно популярным, его положили на музыку, пели как романс. У Ахматовой это вызывало раздражение: «смрадный Сероглазый король». Однако любовь к этим стихам сохранилась и десятилетия спустя: в 1932 году Вертинский записывает их страстное исполнение.

Современный читатель тоже их любит. Правда, выясняется, что история, скупо изложенная в четырнадцати строках, воспринимается всеми по-разному.

На странице в фейсбуке литературного критика Галины Юзефович развернулась бурная дискуссия, что же всё-таки произошло с несчастным королём.

Приводим самые интересные теории и версии.

Джеймс Арчер «Смерть короля Артура», 1860, Манчестерская художественная галерея. Фотобанк.

Галина Юзефович:

Пришел из школы разгневанный Гоша: они на литературе проходили «Сероглазого короля» Ахматовой, и Гоша уверен, что, конечно же, короля убил муж лирической героини. А одноклассники утверждают, что там этого не написано, а раз так, то получается, что это не стихи, а детектив. А в стихах детектива быть не может.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d5bdab9c6e2a400ac0d3f64/5d7ccaef1e8e3f00ad9bf02d

Сероглазый король

Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал, Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его принесли, Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой!.. За ночь одну она стала седой».

  • Трубку свою на камине нашел И на работу ночную ушел.
  • Дочку мою я сейчас разбужу, В серые глазки ее погляжу.
  • А за окном шелестят тополя: «Нет на земле твоего короля…»

Анализ стихотворения «Сероглазый король» Ахматовой

Детские и юношеские годы А. Ахматовой прошли в счастливой и безоблачной атмосфере. Ее окружали одаренные творческие люди. Она сама получила прекрасное образование, увлекалась искусством, рано начала писать стихи. Девушка обладала очень тонкой возвышенной душой, часто мечтала. В 1910 г. она вышла замуж за Н.

Гумилева. Примечательно, что свое согласие Ахматова дала после долгих лет ухаживания и даже попытки самоубийства своего будущего мужа. Она никогда не скрывала, что не любит Гумилева, а пошла на брак только из жалости. Вскоре после свадьбы Ахматова написала стихотворение «Сероглазый король».

Литературоведы долгое время пытались определить, кому оно было посвящено. В результате общепризнанным стало версия, что произведение не имеет реального адресата. Оно символизирует крушение волшебных надежд поэтессы в связи с браком.

Несмотря на холодное отношение к мужу, Ахматова всегда заявляла о своей непогрешимой верности семье.

Произведение написано в жанре сказочной баллады. С первых строк удивляет «безысходная боль», которую испытывает лирическая героиня при известии о смерти «сероглазого короля». Складывается впечатление о наличии какой-то тайной связи.

Сообщение о смерти приносит муж героини, который относится к нему совершенно равнодушно. Единственное проявление чувств – жалость к вдове короля, которая «за ночь… стала седой». Да и эта жалость выглядит как стандартное изъявление соболезнования.

Распорядок дня мужа не нарушен, он берет свою трубку и спокойно уходит на «работу ночную».

Финал стихотворения содержит намек на упомянутую связь. После ухода мужа героиня уже не скрывает своих чувств. Она даже будит свою дочь, испытывая непреодолимое желание поглядеть в «серые глазки».

В одном и том же цвете глаз скрывается указание на возможное отцовство короля. Прошлое уточнение о ночном характере работы мужа также намекает на тайные свидания героини. Наконец, в шелесте тополей женщина слышит фразу «Нет на земле твоего короля…».

Даже природа выражает ей свои сожаления по поводу смерти тайного любовника.

Учитывая обстоятельства личной жизни Ахматовой, нельзя воспринимать буквально тайные намеки стихотворения. Вряд ли в нем описан реальный любовник. «Сероглазый король» — это идеал, мечта восторженной девушки, которой так и не суждено было сбыться в жизни.

Источник: https://rustih.ru/anna-axmatova-seroglazyj-korol/

Ссылка на основную публикацию