Защита лужина — краткое содержание с планом романа набокова

Защита Лужина - краткое содержание с планом романа Набокова

В. В. Набоков «Защита Лужина» как роман

о трагической судьбе талантливого человека

Защита Лужина - краткое содержание с планом романа Набокова

Работа над романом велась в течение двух лет 1929-30года. » width=»640″>

«Защита Лужина» — один из наиболее известных романов Набокова. В основе сюжета лежат события из жизни друга Набокова — Курта фон Барделебина (Curt von Bardeleben), гроссмейстера, который покончил жизнь самоубийством в 1924г.

При этом Лужин существенно русский — подробно описано его детство, гимназия и эмигрантская среда в Берлине. В книге использован фирменный приём Набокова — несмотря на то, что герой описан с детства, его имя появляется только в самом конце, когда он уже мёртв.

Работа над романом велась в течение двух лет 1929-30года.

Защита Лужина - краткое содержание с планом романа Набокова

И еще он о России, хотя главный герой Лужин большую часть жизни живет в Германии. » width=»640″>

Передайте краткое содержание романа.

Это роман об одиноком человеке, который был поглощен шахматами и не находил себя в этом мире. Шахматы не только профессия, но и всепоглощающая страсть героя, который в конце концов выбрасывается из окна.

Его жизнь, с точки зрения обывателей, заканчивается трагически. Это роман о творчестве, о первенстве в искусстве, о творческих победах и поражениях.

И еще он о России, хотя главный герой Лужин большую часть жизни живет в Германии.

Защита Лужина - краткое содержание с планом романа Набокова

Для выстраивания словесных рядов подбираем слова, словосочетания и предложения, которые с одной стороны показывают безмятежную жизнь, с другой – «ужас перемены», когда ребенка хотят отдать в школу. Что для мальчика рай? Счастье детства: «быстрое дачное лето, состоящее из трёх запахов: сирень, сенокос, сухие листья», «веранда, плывущая под шум сада». («Через много лет… он (Лужин) с обморочным восторгом вспомнил эти часы… Воспоминание пропитано было солнцем и сладко-чернильным вкусом»). Пугающая новизна: «ужас перемены», «нечто отвратительное своей неизвестностью, невозможный неприемлемый мир». » width=»640″>

1 глава. Эпизод «Изгнание из рая».

В основе характера маленького Лужина лежит врожденный страх перед непредсказуемостью и неизвестностью бытия. Его родители, несчастливые в браке, живут каждый своей жизнью и не понимают единственного сына.

Мальчик смотрит на мир как на источник обид, слёз, жестоких ударов и инстинктивно ищет от него «защиты».

Для выстраивания словесных рядов подбираем слова, словосочетания и предложения, которые с одной стороны показывают безмятежную жизнь, с другой – «ужас перемены», когда ребенка хотят отдать в школу.

Что для мальчика рай?

Счастье детства: «быстрое дачное лето, состоящее из трёх запахов: сирень, сенокос, сухие листья», «веранда, плывущая под шум сада». («Через много лет… он (Лужин) с обморочным восторгом вспомнил эти часы… Воспоминание пропитано было солнцем и сладко-чернильным вкусом»).

Пугающая новизна: «ужас перемены», «нечто отвратительное своей неизвестностью, невозможный неприемлемый мир».

Защита Лужина - краткое содержание с планом романа Набокова

2 глава. Эпизод «В школе».

Юный Лужин противопоставляет себя одноклассникам. Он чувствует, что это чуждый ему мир, ищет от него спасение – «защиту» и от толпы сверстников, и от мира взрослых. Поэтому он – за поленницей.

Углубленность в себя, уход от общего мира: «За поленницей он просидел около двухсот пятидесяти больших перемен», иногда «вставал с дров, делал несколько шагов… к одноклассникам, которые бывали особенно свирепы в этот час… возвращался к дровам. Он избрал это место в первый же день, в тот темный день, когда почувствовал вокруг себя такую ненависть, такое глумливое любопытство…»

Защита Лужина - краткое содержание с планом романа Набокова

«Он научился разыгрывать бессмертные партии… угадывал их гармонию по чередовавшимся знакам». Отец в ужасе, оттого что страсть к шахматам завладела и сыном. Это роковое увлечение, и отец понимает, что сын не будет жить нормальной жизнью. Смысл названия романа можно объяснить так: герою нужна защита от этого мира. Но для чего? » width=»640″>

3 глава эпизод «Знакомство с шахматами»

Переплетаются словесный и звуковой ряд. Эти музыкальные комбинации встречаются и в дальнейшем («Комбинации как мелодии. Я… просто слышу ходы». Игра в шахматы приобретает символический смысл: это жестокая игра с жизнью. Лужин делает свой выбор: шахматы.

Это «блестящий островок, на котором обречена была сосредоточиться вся его жизнь». Природный дар Лужина, как неоднократно подчеркивается в романе, сродни дару музыкальному. Он – внук композитора, в тайну шахмат его посвящает скрипач, в минуты задумчивости он «будто слушает музыку».

«Он научился разыгрывать бессмертные партии… угадывал их гармонию по чередовавшимся знакам».

Отец в ужасе, оттого что страсть к шахматам завладела и сыном. Это роковое увлечение, и отец понимает, что сын не будет жить нормальной жизнью. Смысл названия романа можно объяснить так: герою нужна защита от этого мира. Но для чего?

Защита Лужина - краткое содержание с планом романа Набокова

Как складывается жизнь Лужина после гимназии?

Следующие главы говорят о жизни Лужина в мире шахмат. Шахматы полностью поглощают Лужина, он стремительно вырастает в сильного мастера.

По главам 5-7, в которых показана блистательная игра Лужина в течение 16 лет в разных городах и в которых происходит его знакомство с известным шахматистом Турати, «игра невиданной дерзости», у Лужина наступает кризис в творчестве.

Защита Лужина - краткое содержание с планом романа Набокова

Глава 8. Эпизод «Поединок с Турати». Расскажите о нём?

Лужин блестяще играет в берлинском турнире, однако ему предстоит ещё главная партия – с молодым Турати.

Вот он – поединок со знаменитым шахматистом, который многое должен решить в судьбе Лужина. Лужин придумал оригинальную защиту против Турати, которая так и останется ненужной, так как хитроумный соперник разгадал лужинские планы и начал партию иным способом.

Защита Лужина - краткое содержание с планом романа Набокова

«Сперва шло тихо, тихо, словно скрипки под сурдинку… Тут произошла странная вещь… Затем ни с того ни с сего нежно запела струна. Это одна из сил Турати заняла диагональную линию. Но… и у Лужина наметилась какая-то мелодия… Все на доске дышало жизнью… Сверкнули в воздухе пальцы Турати»

«Сверкнули в воздухе пальцы Турати» — эти строки написаны Мастером; попробуйте заменить хоть одно слово – вот она, «тайна соседства слов». Игру Турати В.Набоков представляет как симфонический оркестр – выстраиваем метафорический ряд: «музыкальная буря охватила доску», «фигуры с головами…» Поражение Лужина было очевидно. Он не мог доигрывать партию.

Защита Лужина - краткое содержание с планом романа Набокова

Он бежит в лес: он тот же, как в России, и тропинка и усадьба те же. И, заболев «нервным переутомлением, не доиграв решительной партии», проснувшись в больнице здесь, в Германии, Лужин «увидел опять голубой блеск русской осени». » width=»640″>

Глава 8. Эпизод «Бегство». От чего он бежит?

Всю жизнь Лужина можно разделить на два этапа: детство и шахматы. Воспоминания детства: тропинка в лесу, родина, Россия – лейтмотивом пройдут через все творчество В. Набокова, есть они и в романе «Защита Лужина».

Происходит совмещение картин детства и реальности, некий параллелизм, когда Лужин после детской обиды бежит к своей даче и когда пытается забыться после поединка с Турати, убежать, вырваться из этого мира.

Он бежит в лес: он тот же, как в России, и тропинка и усадьба те же.

И, заболев «нервным переутомлением, не доиграв решительной партии», проснувшись в больнице здесь, в Германии, Лужин «увидел опять голубой блеск русской осени».

Счастлив ли Лужин в обычной жизни?

В дальнейших главах, выстраивая словесные ряды, можно прийти к выводу: в наступившем новом этапе жизни, где нет места шахматам, Лужин несчастлив.

Лужин пытается найти счастье в семейной жизни, отрекается от шахмат.

Теперь у него есть красивая жена, которая делает всё для его блага («благополучная квартира», красивые вещи, вкусная изысканная еда, новый костюм, фрак, картины на стене – вещи-символы, которые вначале ошибочно радуют Лужина). Бытовая семейная «защита» против ходов судьбы оказывается недейственной. В шахматном мире Лужин всё умеет – здесь он неповоротлив, несвободен.

Глава 14. Эпизод «Прощание».

«Комбинация, которую он разгадывал всё это время неожиданно ему открылась… и он не властен прекратить движение… Надо прервать игру».

Итак, защиты нет. Есть единственный способ, чтобы «прервать игру».

Почему герой не может найти

другого выхода?

«В верхней части окна чернела квадратная ночь с зеркальным отливом… надо было только отпустить то, за что он держался, — и спасен… И в тот миг, что Лужин разжал руки… он увидел, какая именно вечность угодливо раскинулась перед ним».

(В открытое окно гостиной влезает юный Лужин, когда убегает со станции и стремится вернуться назад, в «дачный рай». После выздоровления, в начале новой жизни, где не будет места шахматам, Лужина приветствует «сияющее голубое окно».

А это окно с черным квадратом ночи – последнее окно).

Людям, которые выбили дверь и зовут Лужина по имени и отчеству, незнаком и чужд Лужин-творец. Он ушел, не понятый никем, кроме автора… Набоков осмысляет уход своего героя из шахмат как отступничество.

Набоковед Марк Лилли писал: «Лужин похож на шахматного короля… загнан в угол ванной комнаты, как король, загнанный в угол доски. Лужин не умер, как не умирает шахматный король. Повисший над бездной, Лужин как бы соединяет воедино игру и жизнь, которая всего-навсего сон».

Источник: https://multiurok.ru/files/v-v-nabokov-zashchita-luzhina-kak-roman-o-tragiche.html

Краткое содержание Набоков Защита Лужина

В произведении «Защита Лужина», созданном писателем Владимиром Владимировичем Набоковым, повествуется о жизни Александра Ивановича Лужина — одного из лучших игроков в шахматы.

В детстве Саша был замкнутым и своеобразным ребёнком. Его действия не всегда понимали даже родители. Его отец хотел, чтобы сын стал человеком, сумевшим реализовать себя.

Когда мальчику исполнилось десять лет, то ему сообщили ужасную весть, что скоро он пойдёт в школу. Будущие изменения в жизни так испугали Сашу, что он даже сбежал с железнодорожной станции обратно в деревенскую усадьбу, где жил с родителями всё лето. Забравшись на чердак, он нашёл шахматную доску, которая мальчику очень понравилась. Конечно же Сашу нашли и всё равно увезли в город.

Осенью мальчик пошёл в гимназию. Но Саша, несмотря на ожидание родителей, плохо учился и не сумел выстроить отношения с другими гимназистами. Когда дома родители интересовались его жизнью, то мальчик закатывал истерики.

Из депрессии Сашу вывело новое увлечение — шахматы. Его тётя показала мальчику шахматную партию. Страсть к игре захватила Сашу. Он перестал ходить на уроки, а стал ездить к тёте играть в шахматы.

Когда родители узнали о пропусках уроков, то стали выяснять причину такого поведения сына. Подросток даже не пожелал говорить со взрослыми, но в гости к женщине ездить не перестал. Жених тёти продолжил обучение Саши всем премудростям игры в шахматы. Вскоре всем стало понятно, что подросток очень талантлив. Он обыгрывал всех людей, которые садились с ним за шахматную доску.

Когда умер жених тёти, Саша так переживал это событие, что даже заболел. Мать увезла его на лечение за границу. После выздоровления Александр снова начал играть в шахматы.

Организацией турниров Лужина и лучших игроков Европы организовал Валентинов. Вскоре родители юноши умерли. А Александр, невзирая ни на что, продолжил игру в шахматы.

Вскоре он познакомился с дочерью богатых русских эмигрантов и предложил ей выйти за него замуж. Девушка, несмотря на сопротивление родителей, согласилась.

Постепенно Лужин стал полным, неряшливо одетым, страдающим одышкой мужчиной. Всё его внимание было сосредоточено на шахматах. На одном из турниров Александр встретился за шахматной доской с итальянцем Турати. К своему удивлению Лужин не обыграл своего противника. Это так расстроило Александра, что он снова заболел.

Жена гроссмейстера пыталась обустроить жизнь так, чтобы ничего не напоминало мужу о шахматах. Но у неё ничего не получилось. Александр не может жить без шахматных образов.

Вскоре Валентинов изъявил желание встретиться с Лужиным, но жена Александра всячески препятствовала этому. Она боялась, что встреча обострит болезнь мужа.

Женщина пыталась отвлечь Лужина от дум о шахматных партиях, предлагала ему поехать на могилу отца. Но

больной мозг мужчины не мог воспринимать ничего, кроме партии с Турати. Это очень утомило и самого Александра, и окружающих его людей.

Гроссмейстер принял единственно правильное, с его точки зрения, решение.

Он запланировал совершить нелепое действие, которое не ожидал его вымышленный противник. Совершенно безумный Лужин убежал от жены и тёщи и попал в женскую парикмахерскую.

Затем он пошёл домой и встретил Валентинова, который предложил гроссмейстеру участвовать в съёмках фильма. Воспалённый мозг Александра воспринял слова мужчины как попытку повторить шахматную игру.

Лужин отказался и пошёл в квартиру. Когда пришли гости, то мужчина выбросился из окна.

Своим произведением Владимир Набоков предупреждает читателей о том, что нельзя слишком увлекаться никаким делом.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Набоков. Все произведения

Защита Лужина. Картинка к рассказу

Защита Лужина - краткое содержание с планом романа Набокова

Сейчас читают

  • Краткое содержание Дом с мезонином Чехова
    Молодой художник гостил у своего друга. Рисовать ему не хотелось. Чтобы как-то скоротать время, он целый день бродил и любовался округой. Как-то гуляя, он попал в чужую усадьбу.
  • Краткое содержание былины Волх Всеславьевич
    Главным героем произведения является былинный богатырь Волх Всеславьевич, обладающий недюжинной физической силой и умением превращаться в птиц и зверей.
  • Краткое содержание Солоухин Черные доски
    В произведении «Чёрные доски», написанном советским писателем Владимиром Алексеевичем Солоухиным, повествуется о том, что во время Советской власти огульно уничтожали бесценные иконы, а некоторые самоотверженные люди спасали их.
  • Маркес
    Габриэль Гарсия Маркес – талантливый, величайший писатель – прозаик мирового значения. Кроме литературной деятельности он так же занимался журналистикой и издательством, являлся политическим деятелем.
  • Краткое содержание Факультет ненужных вещей Домбровский
    Обычный невзрачный тридцатилетний мужчина Георгий Зыбин. Он историк в краеведческом музее. Он решил изменить себя еще больше, по его мнению, стать правильней, для него это значит стать еще незаметнее, чтобы никому не причинять неудобства
Читайте также:  Любовь к жизни - краткое содержание рассказа лондона

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/nabokov/zashchita-luzhina-chitat-pereskaz

Защита Лужина

Родители десятилетнего Лужина к концу лета наконец решаются сообщить сыну, что после возвращения из деревни в Петербург он пойдёт в школу.

Боясь предстоящего изменения в своей жизни, маленький Лужин перед приходом поезда убегает со станции обратно в усадьбу и прячется на чердаке, где среди прочих незанимательных вещей видит шахматную доску с трещиной.

Мальчика находят, и чернобородый мужик несёт его с чердака до коляски.

Лужин старший писал книги, в них постоянно мелькал образ белокурого мальчика, который становился скрипачом или живописцем. Он часто думал о том, что может выйти из его сына, недюжинность которого была несомненна, но неразгаданна.

И отец надеялся, что способности сына раскроются в школе, особенно славившейся внимательностью к так называемой «внутренней» жизни учеников.

Но через месяц отец услышал от воспитателя холодноватые слова, доказывающие, что его сына понимают в школе ещё меньше, чем он сам: «Способности у мальчика несомненно есть, но наблюдается некоторая вялость».

Продолжение после рекламы:

На переменах Лужин не участвует в общих ребяческих играх и сидит всегда в одиночестве. К тому же сверстники находят странную забаву в том, чтобы смеяться над Лужиным по поводу отцовских книжек, обзывая его по имени одного из героев Антошей. Когда дома родители пристают к сыну с расспросами о школе, происходит ужасное: он как бешеный опрокидывает на стол чашку с блюдцем.

Только в апреле наступает для мальчика день, когда у него появляется увлечение, на котором обречена сосредоточиться вся его жизнь. На музыкальном вечере скучающая тётя, троюродная сестра матери, даёт ему простейший урок игры в шахматы.

Через несколько дней в школе Лужин наблюдает шахматную партию одноклассников и чувствует, что каким-то образом понимает игру лучше, чем играющие, хотя не знает ещё всех её правил.

Брифли существует благодаря рекламе:

Лужин начинает пропускать занятия — вместо школы он ездит к тёте играть в шахматы. Так проходит неделя. Воспитатель звонит домой, чтобы узнать, что с ним. К телефону подходит отец. Потрясённые родители требуют у сына объяснения.

Ему скучно что-либо говорить, он зевает, слушая наставительную речь отца. Мальчика отправляют в его комнату. Мать рыдает и говорит, что её обманывают и отец, и сын.

Отец думает с грустью о том, как трудно исполнять долг, не ходить туда, куда тянет неудержимо, а тут ещё эти странности с сыном…

Лужин выигрывает у старика, часто приходящего к тёте с цветами. Впервые столкнувшись с такими ранними способностями, старик пророчит мальчику: «Далеко пойдёте». Он же объясняет нехитрую систему обозначений, и Лужин без фигур и доски уже может разыгрывать партии, приведённые в журнале, подобно музыканту, читающему партитуру.

Однажды отец после объяснения с матерью по поводу своего долгого отсутствия (она подозревает его в неверности) предлагает сыну посидеть с ним и сыграть, например, в шахматы.

Лужин выигрывает у отца четыре партии и в самом начале последней комментирует один ход недетским голосом: «Худший ответ. Чигорин советует брать пешку». После его ухода отец сидит задумавшись — страсть сына к шахматам поражает его.

«Напрасно она его поощряла», — думает он о тёте и сразу же с тоской вспоминает свои объяснения с женой…

Продолжение после рекламы:

Назавтра отец приводит доктора, который играет лучше его, но и доктор проигрывает сыну партию за партией. И с этого времени страсть к шахматам закрывает для Лужина весь остальной мир. После одного клубного выступления в столичном журнале появляется фотография Лужина.

Он отказывается посещать школу. Его упрашивают в продолжение недели. Всё решается само собой. Когда Лужин убегает из дому к тёте, то встречает её в трауре: «Твой старый партнёр умер. Поедем со мной».

Лужин убегает и не помнит, видел ли он в гробу мёртвого старика, когда-то побивавшего Чигорина, — картины внешней жизни мелькают в его сознании, превращаясь в бред. После долгой болезни родители увозят его за границу. Мать возвращается в Россию раньше, одна.

Однажды Лужин видит отца в обществе дамы — и очень удивлён тем, что эта дама — его петербургская тётя. А через несколько дней они получают телеграмму о смерти матери.

Лужин играет во всех крупных городах России и Европы с лучшими шахматистами. Его сопровождает отец и господин Валентинов, который занимается устройством турниров. Проходит война, революция, повлёкшая законную высылку за границу.

В двадцать восьмом году, сидя в берлинской кофейне, отец неожиданно возвращается к замыслу повести о гениальном шахматисте, который должен умереть молодым. До этого бесконечные поездки за сыном не давали возможности воплотить этот замысел, и вот сейчас Лужин-старший думает, что он готов к работе.

Но книга, продуманная до мелочей, не пишется, хотя автор представляет её, уже готовую, в своих руках. После одной из загородных прогулок, промокнув под ливнем, отец заболевает и умирает.

Брифли существует благодаря рекламе:

Лужин продолжает турниры по всему миру. Он играет с блеском, даёт сеансы и близок к тому, чтобы сыграть с чемпионом. На одном из курортов, где он живёт перед берлинским турниром, он знакомится со своей будущей женой, единственной дочерью русских эмигрантов.

Несмотря на незащищённость Лужина перед обстоятельствами жизни и внешнюю неуклюжесть, девушка угадывает в нём замкнутый, тайный артистизм, который она относит к свойствам гения. Они становятся мужем и женой, странной парой в глазах всех окружающих. На турнире Лужин, опередив всех, встречается с давним своим соперником итальянцем Турати. Партия прерывается на ничейной позиции.

От перенапряжения Лужин тяжело заболевает. Жена устраивает жизнь таким образом, чтобы никакое напоминание о шахматах не беспокоило Лужина, но никто не в силах изменить его самоощущение, сотканное из шахматных образов и картин внешнего мира. По телефону звонит давно пропавший Валентинов, и жена старается предотвратить встречу этого человека с Лужиным, ссылаясь на его болезнь.

Несколько раз жена напоминает Лужину, что пора посетить могилу отца. Они планируют это сделать в ближайшее время.

Воспалённый мозг Лужина занят решением неоконченной партии с Турати. Лужин измучен своим состоянием, он не может освободиться ни на мгновение от людей, от себя самого, от своих мыслей, которые повторяются в нём, как сделанные когда-то ходы.

Повторение — в воспоминаниях, шахматных комбинациях, мелькающих лицах людей — становится для Лужина самым мучительным явлением. Он «шалеет от ужаса перед неизбежностью следующего повторения» и придумывает защиту от таинственного противника.

Основной приём защиты состоит в том, чтобы по своей воле, преднамеренно совершить какое-нибудь нелепое, неожиданное действие, выпадающее из общей планомерности жизни, и таким образом внести путаницу в сочетание ходов, задуманных противником.

Сопровождая жену и тёщу по магазинам, Лужин придумывает повод (посещение дантиста), чтобы оставить их. «Маленький манёвр», — усмехается он в таксомоторе, останавливает машину и идёт пешком. Лужину кажется, что когда-то он уже проделывал все это.

Он заходит в магазин, вдруг оказавшийся дамской парикмахерской, чтобы этим неожиданным ходом избежать полного повторения. У дома его дожидается Валентинов, предлагающий Лужину сняться в фильме о шахматисте, в котором участвуют настоящие гроссмейстеры.

Лужин чувствует, что кинематограф — предлог для ловушки-повторения, в которой следующий ход ясен… «Но этот ход сделан не будет».

Он возвращается домой, с сосредоточенным и торжественным выражением быстро ходит по комнатам в сопровождении плачущей жены, останавливается перед ней, выкладывает содержимое своих карманов, целует ей руки и говорит: «Единственный выход. Нужно выпасть из игры». «Мы будем играть?» — спрашивает жена.

Вот-вот должны прийти гости. Лужин запирается в ванной. Он разбивает окно и с трудом пролезает в раму. Остаётся только отпустить то, за что он держится, — и спасён. В дверь стучат, явственно слышится голос жены из соседнего окна спальни: «Лужин, Лужин».

Бездна под ним распадается на бледные и тёмные квадраты, и он отпускает руки.

Источник: https://briefly.ru/nabokov/zashita_luzhina/

Защита Лужина — краткое содержание с планом романа Набокова

Есть два Лужина: малоизвестный русский писатель Иван Лужин и его сын Саша – будущий всемирно известный шахматист. По окончании лета Саше предстоит пойти в школу и стать взрослым.

Когда родители сообщают ему о школе, то мальчик сильно пугается предстоящих изменений, сбегает в деревенскую усадьбу, в которой жил летом с родителями, и забирается на чердак. Там он впервые видит старую шахматную доску.

Его находят и отвозят обратно в город.

В школе Саша учился плохо, был замкнутым, ранимым и не умел общаться со сверстниками. Родители не могли понять причины поведения сына.

Саша перестал ходить в школу, так как у него появилось увлечение: он учился играть в шахматы у своей тети.

Родители узнали о пропусках, но сын не рассказал о шахматах. Однажды его отец застал в гостях у тети, и Саша ездить к ней временно перестал. Дома он обыграл отца в шахматы. Стало понятно, что у мальчика огромный талант. Его стал учить друг тети, а когда он умер, то мальчик тяжело переживал это событие и его увезли на лечение за границу. Мать была больна и вскоре умерла.

Умер отец, остался один Лужин. Он превратился в толстого нелюдимого чудака, который с легкостью мог обыграть любого шахматного гения.

На немецком курорте он познакомился с русской богатой девушкой. Она первая обратила на него внимание и проявила к нему одну из степеней любви – жалость. Он, по началу, боялся своего чувства и даже решил сбежать из гостиницы, но передумал.

Она представила его своим родителям — богатым эмигрантам из России, ничего не понимающим в шахматах, которым Лужин категорически не понравился.

Несмотря на это они поженились, но одним из условий было – ведение нормальной жизни и занятие обычной работой, которую мог предоставить отец невесты.

Жена Лужина старалась обустроить жизнь так, чтобы он чувствовал себя окруженным уютом и заботой и был подальше от шахмат, так как его душевное состояние становилось из-за них нестабильным. Он никак не мог пережить того, что проиграл итальянскому шахматисту Турати. Находясь во внешнем благоустроенном мире, он уходил в вымышленную реальность и придумывал ходы, способные обыграть Турати.

Однажды на званом балу к нему подошел его бывший одноклассник, которого Лужин не хотел узнавать. Воспоминание о прошлом, о детстве, в котором он не находил себе места сильно встревожили его и он сбежал с вечера.

Он все больше уходил в свой собственный мир и искал решение шахматных задач, чтобы победить противника и придумать новую защиту. И вскоре стал путать вымышленный мир и реальность. Лужин придумал тактику – совершить то, чего от него не ожидают. В тот вечер, когда его дом наполнился гостями, он выбросился из окна. Больше не было никакого Лужина.

Автор исследует проблемы гениальности, совпадений и попытки найти объяснение травмирующему детскому опыту и создание защиты против внешнего мира.

План романа

  1. Детство Лужина
  2. Реакция на сообщение о школе
  3. Прогулы уроков и обучение шахматам
  4. Визит отца к тете
  5. Смерть мамы
  6. Шахматные турниры и победы
  7. Смерть отца
  8. Знакомство с будущей женой
  9. Проигранный турнир
  10. Свадьба
  11. Устройство на работу к зятю
  12. Обычная жизнь
  13. Поиск защиты в шахматной игре
  14. Школьный товарищ на балу
  15. Помешательство Лужина
  16. Самоубийство

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

← Камера Обскура↑ НабоковаМашенька →

Источник: https://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/nabokov/zashchita-luzhina

Краткое содержание романа Набокова “Защита Лужина”

Родители десятилетнего Лужина к концу лета наконец решаются сообщить сыну, что после возвращения из деревни в Петербург он пойдет в школу.

Боясь предстоящего изменения в своей жизни, маленький Лужин перед приходом поезда убегает со станции обратно в усадьбу и прячется на чердаке, где среди прочих незанимательных вещей видит шахматную доску с трещиной.

Мальчика находят, и чернобородый мужик несет его с чердака до коляски.

Лужин старший писал книги, в них постоянно мелькал образ белокурого мальчика, который становился скрипачом или живописцем.

Он часто думал о том, что может выйти из его сына, недюжинность которого была несомненна, но неразгаданна. И отец надеялся, что способности сына раскроются в школе, особенно славившейся внимательностью к так называемой “внутренней” жизни учеников.

Но через месяц отец услышал от воспитателя холодноватые слова, доказывающие, что его сына понимают в школе еще меньше, чем он сам: “Способности у мальчика несомненно есть, но наблюдается некоторая вялость”.

На переменах Лужин не участвует в общих ребяческих играх и сидит всегда в одиночестве. К тому же сверстники находят странную забаву в том, чтобы смеяться над Лужиным по поводу отцовских книжек, обзывая его по имени одного из героев Антошей. Когда дома родители пристают к сыну с расспросами о школе, происходит ужасное: он как бешеный опрокидывает на стол чашку с блюдцем.

Только в апреле наступает для мальчика день, когда у него появляется увлечение, на котором обречена сосредоточиться вся его жизнь. На музыкальном вечере скучающая тетя, троюродная сестра матери, дает ему простейший урок игры в шахматы.

Через несколько дней в школе Лужин наблюдает шахматную партию одноклассников и чувствует, что каким-то образом понимает игру лучше, чем играющие, хотя не знает еще всех ее правил.

Лужин начинает пропускать занятия – вместо школы он ездит к тете играть в шахматы. Так проходит неделя. Воспитатель звонит домой, чтобы узнать, что с ним.

К телефону подходит отец. Потрясенные родители требуют у сына объяснения. Ему скучно что-либо говорить, он зевает, слушая наставительную речь отца.

Мальчика отправляют в его комнату. Мать рыдает и говорит, что ее обманывают и отец, и сын. Отец думает с грустью о том, как трудно исполнять долг, не ходить туда, куда тянет неудержимо, а тут еще эти странности с сыном…

Лужин выигрывает у старика, часто приходящего к тете с цветами. Впервые столкнувшись с такими ранними способностями, старик пророчит мальчику: “Далеко пойдете”. Он же объясняет нехитрую систему обозначений, и Лужин без фигур и доски уже может разыгрывать партии, приведенные в журнале, подобно музыканту, читающему партитуру.

Читайте также:  Лезвие бритвы - краткое содержание романа ефремова

Однажды отец после объяснения с матерью по поводу своего долгого отсутствия (она подозревает его в неверности) предлагает сыну посидеть с ним и сыграть, например, в шахматы. Лужин выигрывает у отца четыре партии и в самом начале последней комментирует один ход недетским голосом: “Худший ответ. Чигорин советует брать пешку”.

После его ухода отец сидит задумавшись – страсть сына к шахматам поражает его. “Напрасно она его поощряла”, – думает он о тете и сразу же с тоской вспоминает свои объяснения с женой…

Назавтра отец приводит доктора, который играет лучше его, но и доктор проигрывает сыну партию за партией. И с этого времени страсть к шахматам закрывает для Лужина весь остальной мир. После одного клубного выступления в столичном журнале появляется фотография Лужина.

Он отказывается посещать школу. Его упрашивают в продолжение недели. Все решается само собой.

Когда Лужин убегает из дому к тете, то встречает ее в трауре: “Твой старый партнер умер. Поедем со мной”. Лужин убегает и не помнит, видел ли он в гробу мертвого старика, когда-то побивавшего Чигорина, – картины внешней жизни мелькают в его сознании, превращаясь в бред. После долгой болезни родители увозят его за границу.

Мать возвращается в Россию раньше, одна. Однажды Лужин видит отца в обществе дамы – и очень удивлен тем, что эта дама – его петербургская тетя. А через несколько дней они получают телеграмму о смерти матери.

Лужин играет во всех крупных городах России и Европы с лучшими шахматистами. Его сопровождает отец и господин Валентинов, который занимается устройством турниров. Проходит война, революция, повлекшая законную высылку за границу.

В двадцать восьмом году, сидя в берлинской кофейне, отец неожиданно возвращается к замыслу повести о гениальном шахматисте, который должен умереть молодым.

До этого бесконечные поездки за сыном не давали возможности воплотить этот замысел, и вот сейчас Лужин-старший думает, что он готов к работе.

Но книга, продуманная до мелочей, не пишется, хотя автор представляет ее, уже готовую, в своих руках.

После одной из загородных прогулок, промокнув под ливнем, отец заболевает и умирает.

Лужин продолжает турниры по всему миру. Он играет с блеском, дает сеансы и близок к тому, чтобы сыграть с чемпионом.

На одном из курортов, где он живет перед берлинским турниром, он знакомится со своей будущей женой, единственной дочерью русских эмигрантов.

Несмотря на незащищенность Лужина перед обстоятельствами жизни и внешнюю неуклюжесть, девушка угадывает в нем замкнутый, тайный артистизм, который она относит к свойствам гения.

Они становятся мужем и женой, странной парой в глазах всех окружающих. На турнире Лужин, опередив всех, встречается с давним своим соперником итальянцем Турати. Партия прерывается на ничейной позиции. От перенапряжения Лужин тяжело заболевает.

Жена устраивает жизнь таким образом, чтобы никакое напоминание о шахматах не беспокоило Лужина, но никто не в силах изменить его самоощущение, сотканное из шахматных образов и картин внешнего мира.

По телефону звонит давно пропавший Валентинов, и жена старается предотвратить встречу этого человека с Лужиным, ссылаясь на его болезнь.

Несколько раз жена напоминает Лужину, что пора посетить могилу отца.

Они планируют это сделать в ближайшее время.

Воспаленный мозг Лужина занят решением неоконченной партии с Турати. Лужин измучен своим состоянием, он не может освободиться ни на мгновение от людей, от себя самого, от своих мыслей, которые повторяются в нем, как сделанные когда-то ходы.

Повторение – в воспоминаниях, шахматных комбинациях, мелькающих лицах людей – становится для Лужина самым мучительным явлением. Он “шалеет от ужаса перед неизбежностью следующего повторения” и придумывает защиту от таинственного противника.

Основной прием защиты состоит в том, чтобы по своей воле, преднамеренно совершить какое-нибудь нелепое, неожиданное действие, выпадающее из общей планомерности жизни, и таким образом внести путаницу в сочетание ходов, задуманных противником.

Сопровождая жену и тещу по магазинам, Лужин придумывает повод (посещение дантиста), чтобы оставить их. “Маленький маневр”, – усмехается он в таксомоторе, останавливает машину и идет пешком. Лужину кажется, что когда-то он уже проделывал все это. Он заходит в магазин, вдруг оказавшийся дамской парикмахерской, чтобы этим неожиданным ходом избежать полного повторения.

У дома его дожидается Валентинов, предлагающий Лужину сняться в фильме о шахматисте, в котором участвуют настоящие гроссмейстеры. Лужин чувствует, что кинематограф – предлог для ловушки-повторения, в которой следующий ход ясен… “Но этот ход сделан не будет”.

Он возвращается домой, с сосредоточенным и торжественным выражением быстро ходит по комнатам в сопровождении плачущей жены, останавливается перед ней, выкладывает содержимое своих карманов, целует ей руки и говорит: “Единственный выход. Нужно выпасть из игры”. “Мы будем играть?” – спрашивает жена. Вот-вот должны прийти гости.

Лужин запирается в ванной. Он разбивает окно и с трудом пролезает в раму. Остается только отпустить то, за что он держится, – и спасен.

В дверь стучат, явственно слышится голос жены из соседнего окна спальни: “Лужин, Лужин”. Бездна под ним распадается на бледные и темные квадраты, и он отпускает руки.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/kratkoe-soderzhanie-romana-nabokova-zashhita-luzhina/

Краткое содержание — «Защита Лужина»

Роман «Защита Лужина» был написан Набоковым в 1929 г. в Ле-Булю (французский курорт в Восточных Пиренеях) и в Берлине, а опубликован в 1930 г. На первый взгляд может показаться, что книга содержит в себе историю жизни одного шахматиста. Но автор поднимает и более глубокие проблемы.

Главный герой — Лужин — уникальная, экстраординарная личность. Он с самого детства отличался своей индивидуальностью, которую одни принимали за вялость, другие за упрямство. Пожалуй, только отец пытался рассмотреть в своем сыне его внутренний гений, но и он не сумел найти подход к замкнутой душе мальчика.

Мать же любила в Лужине его ребяческую шаловливость, но, когда он стал шахматным гением, она отворачивается от него, уезжает обратно в Россию. Она чувствовала, что Лужин с большей любовью относится к шахматам, нежели к ней.

Ей было больно видеть, как единственный близкий ей человек отстраняется от нее, уходит в свой мир черно-белых фигур. На фоне измены мужа она рассматривала увлечение сына шахматами как предательство и обман. Отец же видел в нем черты вымышленного им мальчика, который был главным героем во всех его книгах.

Сам Лужин не был похож на те образы, которые хранили в сердцах отец и мать. Он постоянно стремился к переменам, упорно боролся за право быть собой.

Набоков наделил своего героя страстью к шахматам не просто так. Он тоже имел к ним искренний интерес, перерастающий в манию. Рассматривая Лужина как гения, творческую личность, Набоков противопоставлял ему пошлость и ограниченность окружающего мира.

В жизни главного героя был лишь один человек, который искренне пытался спасти его от пустой суеты окружающего мира. Жена Лужина охраняла покой мужа, продумывала до мельчайших подробностей досуг, стремясь избежать излишнего давления на него.

Ей было очень тяжело вести каждый день борьбу не только с помешательством мужа, но и со своей матерью, Валентиновым, обществом. Но для Лужина она была не только любящей женой.

Она была частью того мира, от которого он стремился сбежать, частью повторяющихся в его голове комбинаций.

Проводя параллель между Лужиным и Набоковым, следует сказать, что оба они были людьми искусства. Оба заранее знали, что не будут поняты другими, но тем не менее они продолжали следовать своему гению. Главный герой романа оказался сильной личностью.

Он сумел найти выход из тупика, в который его загнало безумие. Падая вниз, он видит шахматную доску, на которой его прыжок просчитывается как самый верный и героический поступок. Он сумел спастись от сумасшествия, которое неизбежно охватило бы его.

Оно разрасталось бы под давлением такого чужого для эмигранта европейского мира.

Смерть главного героя показана Набоковым не просто как самоубийство, она доказывала невозможность жить в условиях ограничения свободы разума и души. Стремление гения к саморазвитию не должно ограничиваться со стороны посредственных личностей, стремящихся нажиться на его таланте.

«Защита Лужина» — роман, повествующий о борьбе с отчаянием и безумием, когда страсть к искусству вынуждена скрываться внутри души гения. Набоков показал жизнь Лужина как борьбу с повторяющейся роковой комбинацией. Стремительный бег между турнирами, городами, странами, людьми не смог спасти главного героя от надвигающейся угрозы «шаха».

Но все же он смог выработать свою защиту, которая привела его к трагическому обретению свободы.

План пересказа «Защита Лужина»

  1. Детство Лужина.
  2. Начало занятий шахматами.
  3. Развитие таланта. Отъезд Лужина за границу.
  4. Знакомство с будущей женой.
  5. Поединок с Турати.
  6. Болезнь.
  7. Лужин кончает жизнь самоубийством.

Источник: https://sochynenie.ru/kratkoe-soderzhanie-zashhita-luzhina/

Защита Лужина

Родители десятилетнего Лужина к концу лета наконец решаются сообщить сыну, что после возвращения из деревни в Петербург он пойдет в школу.

Боясь предстоящего изменения в своей жизни, маленький Лужин перед приходом поезда убегает со станции обратно в усадьбу и прячется на чердаке, где среди прочих незанимательных вещей видит шахматную доску с трещиной.

Мальчика находят, и чернобородый мужик несет его с чердака до коляски.

Лужин старший писал книги, в них постоянно мелькал образ белокурого мальчика, который становился скрипачом или живописцем. Он часто думал о том, что может выйти из его сына, недюжинность которого была несомненна, но неразгаданна.

И отец надеялся, что способности сына раскроются в школе, особенно славившейся внимательностью к так называемой «внутренней» жизни учеников.

Но через месяц отец услышал от воспитателя холодноватые слова, доказывающие, что его сына понимают в школе еще меньше, чем он сам: «Способности у мальчика несомненно есть, но наблюдается некоторая вялость».

На переменах Лужин не участвует в общих ребяческих играх и сидит всегда в одиночестве. К тому же сверстники находят странную забаву в том, чтобы смеяться над Лужиным по поводу отцовских книжек, обзывая его по имени одного из героев Антошей. Когда дома родители пристают к сыну с расспросами о школе, происходит ужасное: он как бешеный опрокидывает на стол чашку с блюдцем.

Только в апреле наступает для мальчика день, когда у него появляется увлечение, на котором обречена сосредоточиться вся его жизнь. На музыкальном вечере скучающая тетя, троюродная сестра матери, дает ему простейший урок игры в шахматы.

Через несколько дней в школе Лужин наблюдает шахматную партию одноклассников и чувствует, что каким-то образом понимает игру лучше, чем играющие, хотя не знает еще всех ее правил.

Лужин начинает пропускать занятия — вместо школы он ездит к тете играть в шахматы. Так проходит неделя. Воспитатель звонит домой, чтобы узнать, что с ним. К телефону подходит отец. Потрясенные родители требуют у сына объяснения.

Ему скучно что-либо говорить, он зевает, слушая наставительную речь отца. Мальчика отправляют в его комнату. Мать рыдает и говорит, что ее обманывают и отец, и сын.

Отец думает с грустью о том, как трудно исполнять долг, не ходить туда, куда тянет неудержимо, а тут еще эти странности с сыном…

Лужин выигрывает у старика, часто приходящего к тете с цветами. Впервые столкнувшись с такими ранними способностями, старик пророчит мальчику: «Далеко пойдете». Он же объясняет нехитрую систему обозначений, и Лужин без фигур и доски уже может разыгрывать партии, приведенные в журнале, подобно музыканту, читающему партитуру.

Однажды отец после объяснения с матерью по поводу своего долгого отсутствия (она подозревает его в неверности) предлагает сыну посидеть с ним и сыграть, например, в шахматы.

Лужин выигрывает у отца четыре партии и в самом начале последней комментирует один ход недетским голосом: «Худший ответ. Чигорин советует брать пешку». После его ухода отец сидит задумавшись — страсть сына к шахматам поражает его.

«Напрасно она его поощряла», — думает он о тете и сразу же с тоской вспоминает свои объяснения с женой…

Назавтра отец приводит доктора, который играет лучше его, но и доктор проигрывает сыну партию за партией. И с этого времени страсть к шахматам закрывает для Лужина весь остальной мир. После одного клубного выступления в столичном журнале появляется фотография Лужина.

Он отказывается посещать школу. Его упрашивают в продолжение недели. Все решается само собой. Когда Лужин убегает из дому к тете, то встречает ее в трауре: «Твой старый партнер умер. Поедем со мной».

Лужин убегает и не помнит, видел ли он в гробу мертвого старика, когда-то побивавшего Чигорина, — картины внешней жизни мелькают в его сознании, превращаясь в бред. После долгой болезни родители увозят его за границу. Мать возвращается в Россию раньше, одна.

Однажды Лужин видит отца в обществе дамы — и очень удивлен тем, что эта дама — его петербургская тетя. А через несколько дней они получают телеграмму о смерти матери.

Лужин играет во всех крупных городах России и Европы с лучшими шахматистами. Его сопровождает отец и господин Валентинов, который занимается устройством турниров. Проходит война, революция, повлекшая законную высылку за границу.

В двадцать восьмом году, сидя в берлинской кофейне, отец неожиданно возвращается к замыслу повести о гениальном шахматисте, который должен умереть молодым. До этого бесконечные поездки за сыном не давали возможности воплотить этот замысел, и вот сейчас Лужин-старший думает, что он готов к работе.

Но книга, продуманная до мелочей, не пишется, хотя автор представляет ее, уже готовую, в своих руках. После одной из загородных прогулок, промокнув под ливнем, отец заболевает и умирает.

Читайте также:  Творчество василия перова

Лужин продолжает турниры по всему миру. Он играет с блеском, дает сеансы и близок к тому, чтобы сыграть с чемпионом. На одном из курортов, где он живет перед берлинским турниром, он знакомится со своей будущей женой, единственной дочерью русских эмигрантов.

Несмотря на незащищенность Лужина перед обстоятельствами жизни и внешнюю неуклюжесть, девушка угадывает в нем замкнутый, тайный артистизм, который она относит к свойствам гения. Они становятся мужем и женой, странной парой в глазах всех окружающих. На турнире Лужин, опередив всех, встречается с давним своим соперником итальянцем Турати. Партия прерывается на ничейной позиции.

От перенапряжения Лужин тяжело заболевает. Жена устраивает жизнь таким образом, чтобы никакое напоминание о шахматах не беспокоило Лужина, но никто не в силах изменить его самоощущение, сотканное из шахматных образов и картин внешнего мира. По телефону звонит давно пропавший Валентинов, и жена старается предотвратить встречу этого человека с Лужиным, ссылаясь на его болезнь.

Несколько раз жена напоминает Лужину, что пора посетить могилу отца. Они планируют это сделать в ближайшее время.

Воспаленный мозг Лужина занят решением неоконченной партии с Турати. Лужин измучен своим состоянием, он не может освободиться ни на мгновение от людей, от себя самого, от своих мыслей, которые повторяются в нем, как сделанные когда-то ходы.

Повторение — в воспоминаниях, шахматных комбинациях, мелькающих лицах людей — становится для Лужина самым мучительным явлением. Он «шалеет от ужаса перед неизбежностью следующего повторения» и придумывает защиту от таинственного противника.

Основной прием защиты состоит в том, чтобы по своей воле, преднамеренно совершить какое-нибудь нелепое, неожиданное действие, выпадающее из общей планомерности жизни, и таким образом внести путаницу в сочетание ходов, задуманных противником.

Сопровождая жену и тещу по магазинам, Лужин придумывает повод (посещение дантиста), чтобы оставить их. «Маленький маневр>, — усмехается он в таксомоторе, останавливает машину и идет пешком. Лужину кажется, что когда-то он уже проделывал все это.

Он заходит в магазин, вдруг оказавшийся дамской парикмахерской, чтобы этим неожиданным ходом избежать полного повторения. У дома его дожидается Валентинов, предлагающий Лужину сняться в фильме о шахматисте, в котором участвуют настоящие гроссмейстеры.

Лужин чувствует, что кинематограф — предлог для ловушки-повторения, в которой следующий ход ясен… «Но этот ход сделан не будет».

Он возвращается домой, с сосредоточенным и торжественным выражением быстро ходит по комнатам в сопровождении плачущей жены, останавливается перед ней, выкладывает содержимое своих карманов, целует ей руки и говорит: «Единственный выход. Нужно выпасть из игры». «Мы будем играть?» — спрашивает жена.

Вот-вот должны прийти гости. Лужин запирается в ванной. Он разбивает окно и с  трудом пролезает в раму. Остается только отпустить то, за что он держится, — и спасен. В дверь стучат, явственно слышится голос жены из соседнего окна спальни: «Лужин, Лужин».

Бездна под ним распадается на бледные и темные квадраты, и он отпускает руки.

Источник: https://reedcafe.ru/summary/zashchita-luzhina

Краткое содержание Защита Лужина, Набоков читать

­Главная>Краткие содержания

Краткое содержание Защита Лужина

Школа не представлялась Лужину, десятилетнему, замкнутому мальчику, чем-то интересным.

Ему и в голову не приходило, что можно свое беззаботное лето в деревне, приятные раздумья после завтрака, отдых на диване под теплым пледом, катания в открытом ландо променять на скучную жизнь в городе, пять уроков в школе, смену имени и толпу страшных мальчиков.

Лужин, по натуре был нервным и капризным ребенком, любые перемены ему давались нелегко, поэтому родители не знали, как сказать, что скоро он переедет в Петербург и пойдет в школу.

Узнав об этом, он сбежал со станции до прихода поезда и спрятался на чердаке их семейной усадьбы. Там ему на глаза среди многих ненужных вещей попалась занимательная новинка – треснувшая шахматная доска. Недолго ему пришлось с ней повозиться, потому что вскоре его нашли и бородатый мельник, который впоследствии станет героем кошмаров Лужина, вернул его обратно на станцию.

Отец мальчика был писателем. Героем большинства его книг был одаренный белокурый мальчуган, который становился то талантливым музыкантом, то живописцем. Так Лужин-старший выражал свои надежды на будущие успехи своего сына, в котором, по его мнению, крылся недюжинный талант.

Он был более чем уверен, что эти так называемые «таланты» проявятся в мальчике в школе, которая к тому же отличалась вниманием к «внутренней» жизни учеников.

Вскоре его глубоко огорчили воспитатели заявлением о том, что мальчик, несомненно, талантлив, но ко всему относится без интереса и вяло.

Многое не нравилось Лужину в школе, но больше всего огорчало, что одноклассники смеялись над книгами его отца. Он испытывает «смутный стыд» за эти однообразные и скучные книги.

Сам он с детства зачитывается только рассказами о Ш. Холмсе и приключениями героя романа Ж. Верна. Здесь нужно отметить, что эти книги были подарком его рыжеволосой троюродной тети со стороны матери.

Эта дама сыграла основополагающую роль в жизни Лужина и всей его семьи.

На одном из званых вечеров мальчик заинтересовывается трюками фокусника, приглашенного к ним, и стал изучать карточные фокусы. Он пока сам не понимал, что же его увлекало в этих хитрых, но точных действиях.

Вскоре наступила годовщина смерти дедушки Лужина и родители устроили особый «музыкальный вечер», чтобы обратить на себе внимание прессы.

Чтобы избежать шума и суеты, Лужин спрятался в кабинете отца, где он случайно стал свидетелем телефонного разговора одного из гостей со своей любовницей.

Гость этот был скрипачом, но увидев на рабочем столе шахматы, поинтересовался, умеет ли мальчик в них играть и сравнил настольную игру с божественной мелодией. Все эти события и слова запали Лужину в душу.

Однажды, увидев в школе, как двое из его одноклассников играют в шахматы, он стал пристально вглядываться, стараясь понять, где же эта мелодия, о которой говорил музыкант.

Сам себе он удивляется, отчего так ясно понимает шахматные композиции лучше, чем сами играющие.

Тем временем, Лужин-старший обдумывал, как бы помягче признаться жене, что влюблен в ее троюродную сестру, ту самую рыжеволосую тетю. Но жена и сама догадывается.

Кстати, именно эта тетя объяснила Лужину, как ходят фигуры и познакомила его со своим престарелым поклонником, который носил ей цветы и был хорошим шахматистом. Эта игра всецело завладела душой ребенка и больше никогда не отпускала до конца жизни.

Очень скоро выяснилось, что из него выйдет гроссмейстер мирового уровня. Лужин-старший, сам бездарный игрок, видя уровень одаренности сына, быстро понял, что этот талант нужно развивать.

Между тем старик, ухаживающий за тетей Лужина, пророчит мальчику большое будущее. В игре с этим профессионалом мальчик учится ясно видеть и предугадывать шахматные ходы.

Старик учит его системе шахматных обозначений, встречающихся в профессиональной литературе. Поначалу он выигрывал у мальчика, но вскоре Лужин стал угадывать «гармонию ходов по чередовавшимся знакам», точно как его дед-музыкант, пробегаясь глазами по нотам.

Старик о нем говорил: «Далеко пойдет» и продолжал приносить его тете ландыши и фиалки.

С тетей у него были хорошие отношения. Она была одним из немногих людей, с которыми Лужин чувствовал себя непринужденно. К сожалению, после того, как раскрылся ее роман с его отцом, в их дом она больше не приходила.

Тогда Лужин стал прогуливать школу и ходить к тете с украденным у отца ящиком с шахматами. Когда обман раскрылся, мать заметила, что и сын ей врет, также как отец.

Лужин-старший, тем временем, мучается от того, что ему приходится «исполнять свой долг» и «не ходить туда, куда его так неудержимо тянет».

Лето семья Лужина проводит на даче. В один из дней его мать, вывихнув ногу, надолго остается прикованной к постели. Уезжая в город, его отец задерживается до позднего часа и возвращается в необычайно веселом настроении.

Однажды он приводит с собой угрюмого бородатого доктора, который по слухам слывет хорошим шахматистом. Доктор и впрямь хорошо играет и становится постоянным гостем в их доме.

Время от времени он приносит Лужину хитрые задачки, вырезанные из шахматных журналов.

Вскоре мальчик обыгрывает настоящих профессионалов, а весть о его победах появляется в петербуржских газетах. С этого момента он отказывается ходить в школу и хочет заниматься одними шахматами.

После ссоры с родителями, он убегает к тете, которую встречает по пути с траурными цветами. Оказывается, умер их общий друг – первый партнер Лужина по игре. Теперь она направлялась к нему на похороны.

Так как на улице было холодно и дождливо, Лужин отказался идти на кладбище. Вернувшись домой, он тяжело заболел.

Врачи предположили, что он не переживет этой болезни, но мальчик оклемался. Родителям советуют на лето отвезти его на море. К осени всей семьей они намерены вернуться домой, но мать уезжает первой. Отец начинает появляться в обществе с его тетей, а через несколько дней они получают известие о смерти матери.

Ответственность за устройство турниров, в которых участвует Лужин, берет на себя господин Валентинов. Он возит мальчика по городам России и Европы. Отец пытается писать, но в дело вмешивается революция.

На время Первой мировой Лужин со своим «благодетелем» находится в Швейцарии, а отец в России до тех пор, пока его не высылают в Берлин.

Валентинов в Россию возвращаться не хочет и под предлогом, что там не до шахмат дальше возит мальчика по европейским турнирам. Становится ясно, что Лужин его интересует только, как источник дохода.

Как только парню исполняется двадцать, он его бросает, предварительно дав немного денег. Лужин полностью погружается в свою игру и сам организует свои путешествия. Все города для него выглядят одинаково, так как все, что он видит, это шахматные клубы и квадратные столы.

Он плохо следит за собой, запускает, потому что занят только игрой.

Лужину удается выиграть у всех своих противников, кроме итальянца Турати, с которым партия прерывается ничьей. По причине этого, он постоянно мучается головной болью и кошмарами, пытаясь придумать верный стиль игры для победы над Турати.

Рассчитав гениальную тактику под названием «защита Лужина», он уже предчувствует свою скорую победу, но это пока только в его воспаленном мозгу. Отец, тем временем, начинает работу над новой повестью под названием «Гамбит».

В ней он хочет описать жизненный путь мальчика-вундеркинда с музыкальными задатками, который умирает молодым.

Об этой новости уже знают многие его знакомые и пишут в берлинских газетах, но он никак не может начать писать повесть. После непродолжительной простуды он умирает. Лужина на его похоронах не было.

Со временем его здоровье ухудшается, врачи советуют взять отпуск и отдохнуть на каком-нибудь нешумном курорте. Во время реабилитационного отдыха он знакомится со своей будущей невестой и супругой.

До этого он никогда за женщинами не ухаживал, так как Валентинов считал, что игра в шахматы для него и есть выход сексуальной энергии.

Будущая жена приходится дочерью состоятельных русских эмигрантов. Поначалу они против этого брака, но со временем свыкаются с мыслью о странном, замкнутом и по-своему гениальном зяте.

Понимая, что неоконченная партия с Турати тяготит Лужина, жена устраивает его жизнь таким образом, чтобы он не сталкивался с темой шахмат. К сожалению, его самоощущение давно соткано из шахматных композиций и ходов.

Он никак не может избавиться от мыслей о когда-то сделанных неверных ходах и все еще пытается в своем воображении обыграть соперника.

Как нарочно звонит Валентинов и пытается выйти на связь. Жена пытается предотвратить эту встречу, напоминая, что ему нужно посетить могилу отца и сходить к дантисту.­ Но все напрасно. Лужина внезапно осеняет гениальный план.

Он понимает, что перехитрить соперника можно только, сделав какой-нибудь совершенно неожиданный, нелепый ход. Дома его ждет очередной вечер с гостями. Воспользовавшись занятостью жены, он запирается в ванной и выпрыгивает из окна в бездну, которая распадается перед ним на бледные и темные квадраты.

Когда дверь в ванную выбили, «никакого Александра Ивановича не было».

  • см. также:Краткие содержания других произведений
  • Характеристика героя Лужин, Защита Лужина, Набоков
  • Краткая биография Владимира Набокова

Источник: https://www.sdamna5.ru/zaschita_luzhina_kratko

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]