Анализ стихотворения журавли заболоцкого 8 класс

Презентация на тему: Николай Алексеевич Заболоцкий (8 класс) Анализ стихотворения Журавли Заболоцкого 8 класс

Скачать эту презентацию

Получить код Наши баннеры Анализ стихотворения Журавли Заболоцкого 8 класс Анализ стихотворения Журавли Заболоцкого 8 класс

Анализ стихотворения Журавли Заболоцкого 8 класс

Анализ стихотворения Журавли Заболоцкого 8 класс

Анализ стихотворения Журавли Заболоцкого 8 класс

Анализ стихотворения Журавли Заболоцкого 8 класс

Анализ стихотворения Журавли Заболоцкого 8 класс

Анализ стихотворения Журавли Заболоцкого 8 класс

Анализ стихотворения Журавли Заболоцкого 8 класс

Скачать эту презентацию

№ слайда 1

Описание слайда:

Николай Алексеевич ЗаболоцкийПрезентация к уроку литературы в 8 классеВыполнена учителем литературы Карась Светланой ВладимировнойМОУ Школы № 96 имени П. П. Мочалова г. Самары

№ слайда 2

Описание слайда:

Николай Алексеевич Заболоцкий1903-1958

№ слайда 3

Описание слайда:

Фотография Заболоцкого в детстве

№ слайда 4

Описание слайда:

Краткий жизненный путь поэта – знакомство по учебнику

№ слайда 5

Описание слайда:

Поэт мысли, поэт философских раздумий и классической завершённости стиха. Писал он стихи скупо, лишь когда вызревала мысль, и оставил читателям томик своих поэтических произведений и несколько книг переводов («Слово о полку Игореве»), единодушно признанных образцовыми.

№ слайда 6

Описание слайда:

Первая книжка стихов – «Столбцы» (1929). В ней поэт сатирически изображает чуждый ему быт дельцов и предпринимателей. Это пошлые, тусклые люди, интересующиеся лишь материальными благами. Склонность к такому образу жизни грозит лишить человека чувства красоты мира.

№ слайда 7

Описание слайда:

В одно время со «Столбцами» поэт пишет поэму «Торжество земледелия» ( 1933), стихотворения «Лицо коня» (1926), «В жилищах наших» (1926), «Прогулка» (1929). В них обращается к философской проблематике, к вопросам жизни и смерти. Поэт противопоставляет жизни людей, живущих «умно и некрасиво», нераскрытую мудрость природы, жизнь и красоту деревьев.

№ слайда 8

Описание слайда:

Шишкин. Среди долины ровныя…

№ слайда 9

Описание слайда:

К циклу поэм о природе принадлежат поэмы Заболоцкого «Безумный волк» (1931), «Деревья», «Птицы». Это философские произведения, в основе которых лежат излюбленные натурфилософские идеи Заболоцкого о разумности природы, превращённые в сказочный миф.

№ слайда 10

Описание слайда:

Второй этап творчества (40-е года)Обращение Заболоцкого к классической русской поэзии – Пушкина, Тютчева, Баратынского. Тема природы остаётся основной. Это стихотворения «Я не ищу гармонии в природе», «Я воспитан природой суровой», «Журавли». Нов отношении к природе возникает и моральная проблема: природа не понимает добро и зло, равнодушна к человеческому страданию.

№ слайда 11

Описание слайда:

Фото Заболоцкого в Переделкино

№ слайда 12

Описание слайда:

Последний периодВ последние годы жизни в творчестве Заболоцкого заметно обращение к человеку, появление личной темы, интерес к быту. Человек интересует его как образ Человека в его отношении к природе. Он стремится показать в своих стихотворениях личность, характер.

№ слайда 13

Описание слайда:

Слушание стихотворения «Я воспитан природой суровой»

Скачать эту презентацию

Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

Получить доступ

Источник: https://ppt4web.ru/literatura/nikolajj-alekseevich-zabolockijj0.html

Журавли Заболоцкий Н

В творчестве Николая Заблоцкого довольно много произведений, которые посвящены родной природе, но при этом имеют глубокий философский и житейский смысл. К ним, в частности, относится стихотворение «Журавли», которое поэт написал в 1948 году, став очевидцем одного трагического события.

Сюжет этого произведения вполне обычен и для наших реалий, однако в трактовке Заблоцкого обретает совершенно другую психологическую и эмоциональную окраску. Речь идет о стае журавлей, которые возвращаются на родину из далекой Африки. Стройный журавлиный клин «вел вожак в долину изобилья». Однако когда под крылом блеснуло знакомое озеро, «черное зияющее дуло из кустов навстречу поднялось».

Прозвучавший выстрел лишил стаю гордого вожака, « и частица дивного величья с высоты обрушилась на нас».

Описывая падение подстреленной птицы в холодную апрельскую воду, автор использует метафору «два больших горя», с помощью которой характеризует журавлиные крылья. При этом оставшиеся журавли рванули в небо, «рыданью горестному вторя».

Таким образом поэт наделяет обычных птиц настоящими человеческими чувствами, считая, что они так же, как и люди, могут ощущать горесть утраты, душевную боль, обиду и, возможно, ненависть к тем, кто разбил их безмятежную жизнь, прервав полет вожака.

Николай Заболоцкий убежден, что только природа может вернуть этим гордым птицам вернуть то, что отнял у них человек – «гордый дух, высокое стремленье, волю непреклонную к борьбе». Ведь после гибели вожака журавлиные стаи нередко распадаются и многие птицы погибают.

Однако, передавая те чувства, которые испытывают осиротевшие журавли, автор проводит параллель с людьми, утверждая, что все самые лучшие качества, которые есть в человеке, он получает в дар от прошлых поколений.

Поэтому они не исчезают бесследно, но могут быть запрятаны глубоко в душе тех, кто перенес личную трагедию и потерял веру в справедливость, счастье и достойную жизнь.

Поверженный птичий вожак – еще один яркий пример аллегории, к которой прибегает поэт. Ведь человеческий мир устроен почти так же, как и животный.

Поэтому если тот, кто способен объединить людей и повести их за собой, внезапно погибает, воцаряются хаос и смута. Правда, в отличие от птиц, люди помнят и чтят своих героев, слагая о них легенды и возводя памятники.

А для журавлиного вожака последней данью уважения и памяти является «золотого зарева пятно» — солнечный заказ, напоминающий о том, что жизнь быстротечна.

  • Вылетев из Африки в апреле
  • К берегам отеческой земли,
  • Длинным треугольником летели,
  • Утопая в небе, журавли.
  • Вытянув серебряные крылья
  • Через весь широкий небосвод,
  • Вел вожак в долину изобилья
  • Свой немногочисленный народ.
  • Но когда под крыльями блеснуло
  • Озеро, прозрачное насквозь,
  • Черное зияющее дуло
  • Из кустов навстречу поднялось.
  • Луч огня ударил в сердце птичье,
  • Быстрый пламень вспыхнул и погас,
  • И частица дивного величья
  • С высоты обрушилась на нас.
  • Два крыла, как два огромных горя,
  • Обняли холодную волну,
  • И, рыданью горестному вторя,
  • Журавли рванулись в вышину.
  • Только там, где движутся светила,
  • В искупленье собственного зла
  • Им природа снова возвратила
  • То, что смерть с собою унесла:
  • Гордый дух, высокое стремленье,
  • Волю непреклонную к борьбе —
  • Все, что от былого поколенья
  • Переходит, молодость, к тебе.
  • А вожак в рубашке из металла
  • Погружался медленно на дно,
  • И заря над ним образовала
  • Золотого зарева пятно.

Источник: https://avosya.ru/sochinenij/analiz-stihotvorenij/zhuravli-zabolockij-n/

Анализ стихотворения Журавли Заболоцкого

Заболоцкий написал произведение под названием “Журавли” в 1948 году на этапе своей жизни. Стихотворение само по себе очень печальное, и даже трагичное, так как сам сюжет произведения – очень необычайно. Не каждый поэт или писатель раскрывал такие эмоции и такие сюжеты.

Но поэт смог открыть те прикрытые чувства и эмоции, которые скрыты в тех образах, которые он написал и описал в произведении “Журавли”.

Стихотворение большого размера, оно, если быть точнее, состоит из восьми строф, которые полностью вмещают смысл и сильные эмоции от прочитанного. В произведении Заболоцкого “Журавли” описывается такая картина – журавли летят мирно по небу, их полет виден всем с высоты. Они – красивая стая, которую впереди всех ведет вожак, который очень горд и красив, а также – величественен.

Вся стая – это свобода, свобода полета, красота и величие птиц, которые имеют нежные большие крылья.

Журавли летят в свой родной край, где хотят снова поселиться, там – на озере, где они и жили раньше. Птицы радостно курлычут, уже предвкушая радость от того, что они снова увидят свой родной край, и даже дом. Их озеро – большое, красивое и немного романтичное. Там живется прекрасно свободным птицам.

И вдруг это спокойствие и красоту, не только природы, но и птиц – нарушает выстрел ружья. Выстрел попадает в одну птицу, которая является вожаком стаи. Красивый и гордый журавль падает медленно в озеро, с высоты полета.

Птицы остальные сначала даже не понимают и не верят, что случилось. Но потом резко поворачивают, и летят оттуда. Они печально и горестно курлычут, они плачут и кричат от гнева, от такой несправедливости.

Но уже ничего нельзя поделать.

Заболоцкий недаром затронут в своем произведении такую нежную тему. Он хочет показать, что не только люди способны по-настоящему чувствовать, как горе, так и любовь.

8 класс

(2 votes, average: 5.00

Источник: https://soch.biographiya.com/analiz-stixotvoreniya-zhuravli-zabolockogo/

План-конспект урока по литературе (7 класс) по теме: Стихотворение Н.А.Заболоцкого"Журавли" | Социальная сеть работников образования

Урок литературы.

Тема урока: Стихотворение Н.А.Заболоцкого «Журавли».

Тип урока: урок-практикум по анализу лирического стихотворения.

Цель урока: 1). Проникнуть во внутреннюю структуру текста лирического стихотворения.

                     2). Учиться выполнять литературоведческий и языковой анализ  стихотворения на основе вопросов учителя.

Читайте также:  Военная тайна - краткое содержание повести гайдара

                      3). Воспитывать чувство любви и сострадания к живой природе.

Форма работы: фронтальная дифференцированная работа с классом.

Опережающее домашнее задание для учащихся 3 уровня:

 а) Внимательно прочитайте стихотворение Н.Заболоцкого «Журавли». Посчитайте, сколько раз повторяется каждый согласный звук в пятой строфе? С какой целью поэт чаще всего повторяет звуки р, л, в, н? Какие метафору и сравнение и с какой целью использует поэт в пятой строфе?

 б) Каково поэтическое пространство стихотворения? Как поэт добивается реализации своей поэтической антитезы – « полёт – паденье»?

Ход урока.

Заболоцкий писал: «Смысл слова – ещё не всё слово. Слово имеет звучание. Звучание каждого отдельно взятого слова не имеет художественного значения. Художественное значение возникает лишь в сочетаниях слов.

Слова должны понимать и ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать, они должны перекликать друг с другом, словно влюблённые в лесу, подмигивать друг другу, назначать свидания и дуэли.

Обычно у поэта они получаются сами собою, и часто поэт начинает замечать их лишь после того, как стихотворение написано». Сегодня на уроке мы обратимся к стихотворению Н.Заболоцкого «Журавли» и попробуем провести работу, связанную с исследованием текста данного стихотворения.

 Попробуйте понять, какими средствами созданы художественные образы. Мы будем учиться  сегодня создавать интерпретацию текста по вопросам учителя. В перспективе же вы должны попытаться создать свои вопросы для анализа, которые помогут вам в разработке плана будущего сочинения.

  1. Выразительное чтение стихотворения.
  2. Фронтальная работа с классом по вопросам учителя. (Вопросы и задания для школьников минимального и среднего уровня литературного развития.)

А) Перечитайте первую и вторую строфы стихотворения «Журавли». Какие слова и выражения, художественные средства поэтической речи помогают нам отчётливее представить эту картину? Подберите к ним синонимические ряды.

     ( Отеческая земля – Родина; утопая в небе – легко, свободно, опираясь на воздух; серебряные крылья __ светлые, лёгкие, но прочные, как из металла; широкий небосвод – безграничное свободное пространство; долина изобилья – место, где всего много).У автора эпитеты, метафоры ярче, образнее, необычнее, чем придуманные к ним синонимы.

      Б) на что указывает союз «но» в начале третьей строфы? Как меняется настроение в этой строфе? Какие чувства у вас появляются?

      (Тревога, страх, напряжение). Какая антитеза помогает нам понять ужас и несправедливость происходящего?  («Озеро, прозрачное насквозь» – символ чистоты и красоты природы, и «чёрное зияющее дуло» – символ приближающейся смерти).

     В) Что происходит с журавлём в четвёртой строфе? Какие средства находит поэт, чтобы передать выстрел? В чём пространственная антитеза четвёртой строфы? (Полёт – паденье.

) Почему поэт называет журавля «частица дивного величья»? (журавль был частью «дивного величья», красоты и гармонии природы. Его неожиданная, несправедливая гибель нарушила эту гармонию и красоту. И сделал это человек.

) Что поэт заставляет почувствовать читателя? (Страданье от жестокости, гнев и боль от непоправимого, чудовищного поступка; не просто убили журавля, а разрушили единство, красоту и гармонию природы.)

     Г) Устный ответ ученика по опережающему домашнему заданию а).

(  Д-4, в-6, к-3, р-8, л-6, м-2, н-8, х-2, б-1, с-2, т-1, ф-1, ш-1. Два крыла, как два огромных горя, обняли холодную волну…)

    Д) Изменилась ли авторская интонация в шестой-седьмой строфах? Каким стало настроение? Почему светлым? Почему природа возвратила молодым птицам силу «в искурленье собственного зла»? Ведь зло совершила не природа, а человек? ( Горько, больно, когда кто-то умирает, но жизнь не кончается. Это один из вечных законов жизни и искусства, когда на смену старому приходит новое, хотя это всегда горько и грустно.)

       Е) Что за рубашка из металла на вожаке? Зачем поэт рисует картину зари на водной глади в последних двух стихах? ( Появляется тема памяти. «Золотого зарева пятно» – это своеобразный памятник погибшему журавлю.)

      Ж) Устный ответ ученика по опережающему домашнему заданию.

( Для поэта символ красоты и гармонии в природе – высота, небо. Там хорошо, спокойно, вольно, в небе можно утопать, наслаждаясь полётом. Подтверждению этой мысли служат поэтические образы – «широкий небосвод», «крылья», «высота», «вышина», «там, где движутся светила».

Только там, наверху, живёт «гордый дух, высокое стремленье, воля непреклонная к борьбе». И эти высоты созвучны молодости, которая тоже должна парить в небе. Другой поэтический символ – паденье, низ, дно.

Там, «в кустах», притаилось «чёрное зияющее дуло»; неповторимые образы создаются выражениями «частица дивного величья обрушилась», «холодная волна», «погружался медленно на дно».

Диалектически соединились в поэтических образах символы «верх и низ», так как внизу не только смерть, зло, но и «отеческая земля», «долина изобилья»; «озеро, прозрачное насквозь».)

      З) Почему частица дивного величья с высоты обрушилась на нас? Значит мы тоже внизу, там, где зло, где чёрное дуло в кустах? (Этот вопрос помогает заострить проблему, заставить думать, рассуждать, а не выдавать правильные ответы.)

     И) Только ли о журавлях это стихотворение? Какие жизненные ситуации могли, по-вашему, привести к созданию такого произведения?

     К) Какие образные картины, созданные поэтом, позволяют нам разделить текст на несколько частей? С каким настроением нужно читать каждую часть? ( Первую и вторую строфы – свободно, легко, спокойно, величественно, рисуя интонациями дивную, величавую картину; с третьей по пятую строфу – создавая голосом настроение тревоги, скорби, отчаяния; изображая интонационно неожиданность, внезапность удара; шестую-седьмую строфы – светло, спокойно, возвышенно, с некоторым пафосом; восьмую строфу – грустно, горько, но без отчаяния.)

Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Поэтические контрасты в стихотворении Н.А.Заболоцкого «Журавли».

 Для учащихся третьего уровня индивидуальное  исследовательское домашнее задание: подсчитайте количество значимых ударений в первой строфе. Запишите схему ударных и безударных слогов. Что, по-вашему, подчёркивает абсолютное совпадение ударных и безударных слогов в первом и третьем, втором и четвёртом стихах?

 Для учащихся второго уровня групповое домашнее задание: почему в пятой строфе чаще других повторяются звуки р и н, а в последней звук з. Что, по-вашему, это символизирует?

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/11/08/stikhotvorenie-nazabolotskogozhuravli

Анализируем стихотворение Н. А. Заболоцкого "Журавли"

Может быть, вы не знаете, что Заболоцкий долгие годы провел в лагере и на поселении, где после каторжного труда ежедневно, пристроившись у ящика, служившего письменным столом, работал над переводом своего любимого произведения «Слово о полку Игореве» с древнеславянского на язык современной поэзии. Это был его личный подвиг – так биография поэта отождествилась с его жизненной философией, утвержденной в творчестве.

Журавли

  • Вылетев из Африки в апреле
  • К берегам отеческой земли,
  • Длинным треугольником летели,
  • Утопая в небе, журавли.
  1. Вытянув серебряные крылья
  2. Через весь широкий небосвод,
  3. Вел вожак в долину изобилья
  4. Свой немногочисленный народ.

  • Но когда под крыльями блеснуло
  • Озеро, прозрачное насквозь,
  • Черное зияющее дуло
  • Из кустов навстречу поднялось.
  1. Луч огня ударил в сердце птичье,
  2. Быстрый пламень вспыхнул и погас,
  3. И частица дивного величья
  4. С высоты обрушилась на нас.

  • Два крыла, как два огромных горя,
  • Обняли холодную волну,
  • И, рыданью горестному вторя,
  • Журавли рванулись в вышину.
  1. Только там, где движутся светила,
  2. В искупленье собственного зла
  3. Им природа снова возвратила
  4. То, что смерть навеки унесла:
  • Гордый дух, высокое стремленье,
  • Волю непреклонную к борьбе —
  • Все, что от былого поколенья
  • Переходит, молодость, к тебе.
  1. А вожак в рубашке из металла
  2. Опускался медленно на дно,
  3. И заря над ним образовала
  4. Золотого зарева пятно.

Это стихотворение создано поэтом в 1957 году.

Какой прекрасной и величественной предстает летящая журавлиная стая благодаря эмоционально окрашенным эпитетам: утопая в небе, длинным треугольником, серебряные крылья, широкий небосвод. Возникает чувство свободы, простора, красоты.

И вместе с тем эта красота хрупкая: об этом говорит эпитет немногочисленный. Журавлям приданы человеческие черты – стая названа народом, у них есть отеческая земля — это олицетворение, подтверждающее единство всего живого на земле.

В третьей строфе, построенной на антитезе, появляется чувство тревоги: «…блеснуло / Озеро, прозрачное насквозь, / Черное зияющее дуло…» В словах возникает более общее значение: это столкновение света и тьмы, добра и зла, жизни и смерти.

О выстреле говорят метонимии: луч огня, быстрый пламень– эти слова-образы позволяют наглядно представить себе происшедшее и передать внезапность трагедии.

А журавль изображен посредством перифраза (замены названия предмета описательным оборотом): частица дивного величья.

Читайте также:  Доклад на тему медведи сообщение

Благодаря этому тропу, созданному из высоких, поэтических, открыто эмоциональных слов, мы понимаем, что погибла не просто птица, каких много, а уникальная частица дивной и великой природы. И это необычайно усиливает эмоциональную окраску изображаемого, заставляет почувствовать горечь и невосполнимость утраты.

Контраст настроения первых двух строф с двумя последующими создается и средствами стиха. Стихотворение написано пятистопным хореем. Этот размер дает возможность чрезвычайно разнообразить звучание строк.

Сравните, как звучат первые строки: «Вылетев из Африки в апреле…» Здесь всего три ударения, и речь течет плавно, замедленно. А вот другая строка: «Луч огня ударил в сердце птичье…» – здесь все нечетные слоги ударные, их оказывается пять, и потому стих звучит жестко, резко.

Изменение ритма при сохранении размера помогает подчеркнуть антитезу и таким образом передать мысль: гибель журавля – катастрофа для всего мира, ведь погибла красота!

По-разному построены предложения в этих строфах: в первой строфе предложение начинается с второстепенных членов, главные члены появятся только в его конце, отчего мысль развертывается постепенно, а в третьей строфе предложение начинается сразу с главных членов, и это тоже придает речи жесткость. Но помните: как изменение ритма, так и изменение строения предложений только помогают передать мысль, заставляют читателя обратить внимание на главное – на противопоставление значений слов, которые определенным образом организованы синтаксисом и стихом для усиления контраста.

Дальше – опять антитеза: смерть вожака – жизнь журавлиной стаи. Главное слово здесь – горе, звуки его повторяются в других словах: огромных, горестному, вторя, и этот повтор усиливает значение открыто эмоционального слова.

Однако, несмотря на горе, жизнь продолжается, об этом говорит энергичное и эмоциональное слово рванулись, противопоставленное словам с отрицательной эмоцией. Средствами сопоставлений и противопоставлений слов поэт утверждает: жизнь сильнее смерти, есть вечные ценности, неподвластные смерти.

Уходящие передают новым поколениям бессмертные чувства: «Гордый дух, высокое стремленье, / Волю непреклонную к борьбе».

Не только тропы, но и слова в прямом значении приобретают большую значимость. Журавли– это птицы, но и не только птицы, это образ красоты и величия.

Глагол обрушилась не утратил своего прямого значения, но стал еще означать внезапную гибель чего-то очень значительного и неповторимого. Прилагательное холодную (волну) означает реальный холод апрельской воды, но еще говорит и о холоде смерти.

Так слова изображают картину и вместе с тем переносят нас к мыслям о жизни и смерти, о бессмертии гордого духа.

Поэт утверждает, что такое бессмертие есть. Рассмотрим последнюю строфу. Нельзя не заметить, как внезапно после описания гибели, окрашенной трагической эмоцией в двух первых строках, вдруг возникает светлое чувство. Смена настроения передается прежде всего лексическим прямым и переносным значением слов, но не менее важны и фонетические средства, звучание слов, аллитерация.

В двух первых строках вы обратите внимание на метафору – в рубашке из металла, будто на вожака надели металлическую рубашку, так сковала его смерть.

Слова погружался медленно тоже открыто эмоциональны.

Здесь очевидна роль аллитерации: вожак– в рубашке – погружался; металла – медленнона дно– эти повторы делают речь затрудненной, замедленной.

А в двух последних строках эмоциональная окраска слов светлеет, и это подчеркнуто их звучанием, непохожим на звуки предыдущих строк: заряобразовалазолотого (здесь г звучит как в) зарева, к тому же большинство ударных гласных – а.

Это не означает, что сами по себе звуки несут в себе светлую или темную эмоцию, все дело в контрасте звучания двух первых и двух последних строк.

Именно контраст звучания усиливает противопоставление слов, эта антитеза подчеркивает возникшее в словах новое значение – утверждение бессмертия тех высоких духовных ценностей, о которых говорилось в предыдущей строфе.

Источник: http://uchitel-slovesnosti.ru/blog/analiziruem_stikhotvorenie_n_a_zabolockogo_quot_zhuravli_quot/2013-09-10-583

Николай Заболоцкий — Журавли: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Вылетев из Африки в апреле К берегам отеческой земли, Длинным треугольником летели,

Утопая в небе, журавли.

  • Вытянув серебряные крылья Через весь широкий небосвод, Вел вожак в долину изобилья
  • Свой немногочисленный народ.
  • Но когда под крыльями блеснуло Озеро, прозрачное насквозь, Черное зияющее дуло
  • Из кустов навстречу поднялось.
  • Луч огня ударил в сердце птичье, Быстрый пламень вспыхнул и погас, И частица дивного величья
  • С высоты обрушилась на нас.
  • Два крыла, как два огромных горя, Обняли холодную волну, И, рыданью горестному вторя,
  • Журавли рванулись в вышину.
  • Только там, где движутся светила, В искупленье собственного зла Им природа снова возвратила
  • То, что смерть с собою унесла:
  • Гордый дух, высокое стремленье, Волю непреклонную к борьбе — Все, что от былого поколенья
  • Переходит, молодость, к тебе.
  • А вожак в рубашке из металла Погружался медленно на дно, И заря над ним образовала
  • Золотого зарева пятно.

Анализ стихотворения «Журавли» Заболоцкого

Прекрасное и трагичное стихотворение «Журавли» Н. Заболоцкий написал вскоре после окончания своей ссылки, в 1948 году. Это сюжетное произведение с глубоким философским подтекстом через описание случая, произошедшего в природе с перелетными птицами, повествует о человеческом мире и ставит перед читателем морально-этические вопросы.

Начинается стихотворение торжественными строками:

Вылетев из Африки в апреле К берегам отеческой земли, Длинным треугольником летели,

Утопая в небе, журавли.

Автор с любовью и трепетом говорит о прекрасных, свободных птицах, летящих во главе со своим вожаком обратно домой после долгой зимы. Но в третьем четверостишии появляется все усиливающаяся тревожность и читатель буквально, как на картине, видит «черное зияющее дуло», направленное из кустов в «широкий небосвод»:

Луч огня ударил в сердце птичье, Быстрый пламень вспыхнул и погас, И частица дивного величья

С высоты обрушилась на нас.

Как величественны эти слова! Как много в них любви, трепета, восхищения и сострадания к беззащитным, прекрасным созданиям! Подстрелен вожак стаи, а остальные птицы рванули в ввысь, «рыданью горестному вторя».

В описываемых событиях зашифрован символ неизбежности смерти и преемственности поколений. Здесь заложена мысль о вечной природе, которая касается и нас, людей.

Вожак убит, но жизнь продолжается, стая взмыла ввысь, туда, где не достанут выстрелы ружья и только там, в вышине, «им природа снова возвратила то, что смерть с собою унесла».

Это глубокая философская мысль дополняется строками о непреклонной борьбе со смертью, несмотря ни на что, оставшихся в живых птиц.

Особо стоит отметить зловещую аллегорию, имеющую отношение к судьбе поэта, несправедливо обвиненного в измене: возвращающихся из дальних стран птиц убивают выстрелом на родине. Именно в родной стороне они, пролетев сотни километров над чужими краями, находят свою гибель. Все это выглядит еще более злободневно и трагично, учитывая послевоенное время написания стихотворения.

В произведении отсутствует лирический герой, но в нем говорится о людях, умеющих с достоинством переносить жизненные невзгоды и трудности. Это произведение о зле, которое подло, исподтишка направляет из кустов свое «черное зияющее дуло» и о борьбе с этим злом, о сохранении достоинства и чести в этой борьбе.

Написанное хореем с пиррихием, придающим строфам свободную интонацию, с замедлением ритма и использованием обособленных членов предложения, стихотворение звучит красиво и торжественно.

«Журавли» напоминают читателю о единых законах для всего мироздания, о нерушимой связи человека и природы, об их постоянном взаимодействии друг с другом и зоне ответственности человека за свои поступки.

Читать стих поэта Николай Заболоцкий — Журавли на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/nikolaj-zabolockij-zhuravli/

О стихотворении николая заболоцкого «журавли»

Перед вами фрагмент большого урока, посвящённого лирике Жуковского и Заболоцкого. Он проходил в форме диалога исследовательских групп. Здесь обобщены материалы группы, исследовавшей стихотворение «Журавли».

Ученик 1. Это стихотворение создано поэтом в 1957 году. Какой прекрасной и величественной предстаёт летящая журавлиная стая благодаря эмоционально окрашенным эпитетам: Утопая в небе, длинным треугольником, Серебряные крылья, Широкий небосвод.

Возникает чувство свободы, простора, красоты. И вместе с тем это красота хрупкая: об этом говорит эпитет Немногочисленный.

Журавлям приданы человеческие черты — стая названа Народом, у них есть Отеческая земля — это олицетворение, подтверждающее единство всего живого на земле.

В третьей строфе, построенной на антитезе, появляется чувство тревоги: “…блеснуло // Озеро, прозрачное насквозь, // Чёрное зияющее дуло…” В словах возникает более общее значение: это столкновение света и тьмы, добра и зла, жизни и смерти.

Луч огня, быстрый пламень — эти слова-образы позволяют наглядно представить себе происшедшее и передать внезапность трагедии. А журавль изображён посредством перифраза: Частица дивного величья.

Благодаря этому тропу, созданному из высоких, поэтических, открыто эмоциональных слов, мы понимаем, что погибла не просто птица, каких много, а уникальная частица дивной и великой природы — и это заставляет почувствовать горечь и невосполнимость утраты.

Сравните, как звучат первые строки: “Вылетев из Африки в апреле…” Здесь всего три ударения, и речь течёт плавно, замедленно. А вот другая строка: “Луч огня ударил в сердце птичье…

” — здесь все нечётные слоги ударные, их оказывается пять, и поэтому стих звучит жёстко, резко.

Изменение ритма при сохранении размера помогает подчеркнуть антитезу и таким образом передаёт мысль: гибель журавля — катастрофа для всего мира, ведь погибла красота!

Ученик 2. По-разному построены предложения в этих строфах. В первой строфе предложение начинается с второстепенных членов, главные члены появятся только в его конце, отчего мысль развёртывается постепенно.

В третьей строфе предложение начинается сразу с главных членов, и это придаёт речи жёсткость.

Изменение ритма и структуры предложений только помогают передать мысль, заставляют читателя обратить внимание на главное — на противопоставление значений слов, которые определённым образом организованы синтаксисом и стихом для усиления контраста.

Дальше — опять антитеза: смерть вожака — жизнь журавлиной стаи. Главное слово здесь — Горе, звуки его повторяются в других словах: ОГроМных, гОреСтному, втОрАя, и этот повтор усиливает значение открыто эмоционального слова.

Однако, несмотря на горе, жизнь продолжается, об этом говорит энергичное и эмоциональное слово Рванулись, противопоставленное словам с отрицательной эмоцией. Поэт утверждает: жизнь сильнее смерти, есть вечные ценности, неподвластные смерти.

Уходящие передают новым поколениям бессмертные чувства: “Гордый дух, высокое стремленье, // Волю непреклонную к борьбе”.

Ученик 3. Не только тропы, но и слова в прямом значении приобретают предельную значимость. Журавли — это не просто птицы, это образ красоты и величья.

Глагол Обрушить не утратил своего прямого значения, но стал ещё обозначать внезапную гибель чего-то очень значительного и неповторимого. Прилагательное Холодную (волну) обозначает холод апрельской воды, но ещё говорит о холоде смерти.

Так слова изображают картину и вместе с тем переносят нас к мыслям о жизни и смерти, о бессмертии гордого духа.

Поэт утверждает, что такое бессмертие есть. Рассмотрим последнюю строфу. Нельзя не заметить, как внезапно после описания гибели, окрашенной трагической эмоцией в двух первых строках, вдруг возникает светлое чувство. Смена настроения передаётся прежде всего лексикой, но не менее важны и фонетические средства, звучание слов, аллитерация.

Ученик 4. Очень выразительна метафора В рубашке из металла, будто на вожака надели металлическую рубашку, так сковала его смерть. Слова Погружался медленно тоже открыто эмоциональны.

Здесь очевидна роль аллитерации: ВоЖак — в рубАшкЕ — погруЖаЛся; МеТаЛлА — МедЛеНнО — На дно — эти повторы делают речь затруднённой, замедленной.

А в двух последних строках эмоциональная окраска слов светлеет, и это подчёркнуто их звучанием, непохожим на звуки предыдущих строк: Зря обРазОВаЛа ЗолОтоГо (здесь Г звучит как В) Зарева, к тому же большинство ударных гласных — А.

Это не означает, что сами по себе звуки несут в себе светлую или тёмную эмоцию, всё дело в контрасте звучания двух первых и двух последних строк. Именно контраст звучания усиливает противопоставление слов. Антитеза подчёркивает возникшее в словах новое значение — утверждение бессмертия тех высоких духовных ценностей, о которых говорилось в предыдущей строфе.

Источник: http://www.sochuroki.com/o-stixotvorenii-nikolaya-zabolockogo-zhuravli/

Урок литературы в 8 классе на тему: «Человек и природа в лирике Николая Заболоцкого»

  • Урок литературы в 8 классе.
  • Тема: «Человек и природа в лирике Николая Заболоцкого».
  • Цель урока:
  • дать учащимся представление о Н. А. Заболоцком как о человеке и поэте;
  • познакомить учащихся с лирикой поэта;
  • уметь находить в стихотворениях выразительные средства языка и при их помощи анализировать поэтические произведения;
  • воспитывать у учащихся душевные качества.

Ход урока.

l. Оргмомент.

ll. Сегодня на уроке поговорим о творчестве известного поэта Николая Заболоцкого.

  1. 1 слайд.
  2. — Откроем тетради и запишем тему урока.
  3. 2 слайд.

— А эпиграфом к нашему уроку послужат слова самого Н. Заболоцкого.

3 слайд.

— На его стихи написано много песен (звучит песня из кинофильма режиссера Э. Рязанова «Служебный роман»). И это не единственная песня, прозвучавшая в этом фильме на стихи Н. Заболоцкого.

— Хочется процитировать слова поэта, на мой взгляд, самые важные.

4 слайд.

Н. Заболоцкий никогда в своей жизни не изменял себе, своим принципам.

5 слайд.

— Так писал поэт в письме к своей будущей жене в конце 1928 года. Преданность своему делу, поэзии была характерной чертой Заболоцкого.

6 слайд.

— Итак, сегодня на уроке мы с вами более подробно будем знакомиться с лирикой поэта Н. Заболоцкого, а начнём это знакомство со словарной работы.

7 слайд.

— При данной работе будем пользоваться раздаточным материалом (дать определение литературным терминам (средства выразительности), при желании учителя можно определения записать в тетрадь).

8 слайд. Звукопись.

9 слайд. Аллитерация.

10 слайд. Ассонанс.

11 слайд. Метонимия.

12 слайд. Юмор.

13 слайд. Метафора.

14 слайд. Эпитет.

— Обратимся к хорошо известному стихотворению Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» (учащиеся с ним уже знакомы). (Можно предложить прочитать стихотворение ученику).

— Прочитайте первое четверостишье. В нём намечена тема стихотворения, о чём оно? (О том, что человек должен трудиться).

— Скажите, а ДУША это КТО или ЧТО? (КТО. Человек).

— К какому выразительному средству отнесём слово душа? (метонимия).

— А как вы понимаете выражение «душа трудится»? Как называется этот троп? ( Метафора, по сходности. Человек трудится, и в переносном значении трудится душа).

— В этом стихотворении поэт использует и другие поэтические приёмы. Например, это скрытое сравнение. Найдите его? (Последнее четверостишие). В данном стихотворении автор использует и устойчивые выражения (фразеологизмы), найдите их?

  • — Автор в стихотворении использует вышеперечисленные средства выразительности для того, чтобы выразить свою мысль более наглядно.
  • — Обратимся к стихотворению «Птичий двор» (читает учитель).
  • — Какое настроение – весёлое или грустное вызывает чтение данного стихотворения?

— Прочитайте последнее четверостишье, каков его философский подтекст? О чём размышляет автор? (Жизнь птиц зависит от человека. Тема – неволя).

— Найдите пример звукописи в данном стихотворении. Что даёт такая звукопись? (Учащиеся работают с текстом, а наглядным примером могут являться слайды).

  1. 15 слайд.
  2. Укажите в тексте примеры аллитерации и ассонанса?
  3. 16, 17 слайд.
  4. Аллитерация здесь не несёт особой смысловой нагрузки, но она придаёт стихотворению музыкальное своеобразие, какое-то изящество и подчёркивает его шутливый характер.
  5. — Далее поговорим о стихотворении «Журавли» (читает учитель).
  6. — Стихотворение «Журавли» заключает в себе «прямой» и «переносный» смысл.

— В чём вы видите прямой смысл стихотворения? (Летит стая журавлей).

— А что касается переносного, то он связан с трагедиями жизни и бессмертием человеческого духа, с наслаждением лучших человеческих качеств каждым приходящим на землю поколением. Случилось несчастье: убит вожак «немногочисленного народа». Но природа, таящая в себе жизнь и смерть, «искупает собственное зло».

— Покажите как? ( Вожак погиб, но все его качества перешли к молодому поколению).

— Подумайте, только ли эти слова относятся к журавлям? Можно их отнести к людям?

— Ребята, поэт относился к природе с особой любовью, верил в её великую мощь, был убеждён, что человек – часть природы, сын её, а не хозяин. Он считал, что не только человек обучает природу, но и она его. Это отличает Заболоцкого от других поэтов – певцов природы. Он писал, что природа полна загадок и человек может её разгадать.

— А закончить урок хочется строчками Н. Заболоцкого.

18 слайд.

Домашнее задание: в стихотворении «Журавли» выделить все знакомые выразительные средства языка, записать в тетрадь.

lll. Итог урока.

— Спасибо за урок, до свидания.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-litieratury-v-8-klassie-na-tiemu-chieloviek-i-priroda-v-lirikie-nikolaia-za.html

Ссылка на основную публикацию