Белокурый экберт — краткое содержание произведения тика

Действие новеллы происходит в средние века в немецком городе Гарце.Рыцарь лет сорока, белокурый Экберт со своей женой Бертой живёт в замке. Друг друга они очень любят, но детей не имеют. Живут они в глуши и гости бывают у них очень редко, кроме друга семьи Филиппа Вальтера.

Однажды, по просьбе Экберта, после ужина Берта рассказывает Вальтеру о своих странных приключениях молодости. Жила она в семье бедного пастуха и, в восемь лет она убежала в лес из дома , где повстречала старуху, которая ее и приютила.

Вместе со старухой в хижине жила маленькая собачка, кличку корой она никак не могла вспомнить, и птица в клетке, которая всегда пела песню про уединенье. Старушка достаточно часто молилась и говорила какие-то непонятные слова. Берта искренне полюбила старушку, а птичка и собачка стали ей друзьями.

По истечении четырех лет старушка рассказала тайну, которая заключалась в том, что птица каждый день откладывает по яйцу, в котором находится или самоцвет, или жемчужина. Через несколько дней, когда старушки не было дома, Берта убежала из хижины и, забрала с собой птицу и сосуд с самоцветами.

В одном городке она сняла себе небольшой домик и потихоньку стала забывать старушку. Петь птица перестала, но один раз ночью птица запела другую песню, про преступленье. Птица стал петь эту песню не переставая, и тогда Берта задушила птицу. А потом она вышла замуж за рыцаря Экберта.

Когда Филипп Вальтер уходил он скал, что очень ясно представляет себе сударыню с этой птицей и как она кормит маленького Штромиана.

Белокурый Экберт очень жалеет о том, что попросил жену рассказать о своих приключениях, так как именно после этого вечера Вальтер стал очень редко навещать своего дуга, а Берта после сильного потрясения очень сильно заболела.

Потом она говорит мужу о том, что никак не могла вспомнить как звали собачку, а в то вечер Вальтер ее назвал. Она не понимала какую роль этот человек имеет в ее судьбе.

Экберт хочет убить Вальтера, так как ему мучают сомнения по поводу верности друга. На охоте в лесу он встречает его и убивает из арбалета. В это время в горячке умирает и Берта. Экберт познакомился с рыцарем Гуго, и рассказал ему об убийстве друга. Экберт начинает сходить с ума и он видит в каждом мужчине Вальтера, он считает, что его призрак всегда преследует Экберта.

Во время одного из путешествий он встречается с той самой старухой, которую в молодости его жена обманула. Выясняется, что эта старуха — колдунья связана не только с его женой Бертой, но и с отцом Экбертом.

Она ему говорит о том, что преступление всегда влечет за собой наказание; о том, что его другом Вальтером, и Гуго была она, и что Берта приходится ему сестрой.

Также она рассказала ему о том, что в детстве он слышал, как его отец ради своей жены не стал воспитывать дочь, которая осталась от первого брака, а отдал ее на воспитание пастуху. Экбет лежит на земле и умирает, так он расплатился за грехи жены и отца.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Белокурый Экберт». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Источник: https://biblioman.org/shortworks/tik-ludvig/belokurij-ekbert/

«Белокурый Экберт»

Действие происходит в немецком городе Гарце в Средние века.

Белокурый Экберт, рыцарь сорока лет, живёт со своей женой Бертой. Они любят друг друга, но детей у них нет. Живут они в уединении, гости у них бывают редко, за исключением друга семьи Филиппа Вальтера.

Однажды после ужина по просьбе Экберта Берта рассказывает Вальтеру о странных приключениях своей молодости. В детстве она жила в семье бедного пастуха и, когда ей было восемь лет, она убежала из дома в лес, где встретила старуху, которая приютила ее.

В хижине вместе со старухой жила маленькая собачонка (кличку которой Берта никак не может вспомнить) и птица в блестящей клетке, которая пела песню: «Уединенье — мне наслажденье. Сегодня, завтра — всегда одно мне наслажденье — уединенье». Старушка часто молилась и говорила странные слова.

Берта полюбила старушку, а собачка и птица стали ей друзьями. Через четыре года старушка открыла тайну: оказалось, что птица каждый день кладёт по яйцу, в котором находится или жемчужина, или самоцвет.

Спустя несколько дней, когда старуха в очередной раз отправилась путешествовать, Берта убежала из хижины и, унеся с собой птицу и взяв сосуд с самоцветами, пустилась в так называемый свет на поиски рыцаря, о котором мечтала. В красивом городке она наняла себе небольшой домик и со временем стала забывать старушку.

Птица петь перестала, но однажды ночью она запела иную песню: «Уединенье, ты в отдаленье, жди сожаленья, о преступленье! Ах, наслажденье — в уединенье». Птица пела эту песню не переставая, и Берта задушила ее. В скором времени она вышла замуж за молодого рыцаря Экберта.

После рассказа этой истории, на прощание, Филипп Вальтер произносит следующую фразу: «Благодарю вас, сударыня, я живо представляю себе вас со странной птицей и как вы кормите маленького Штромиана».

Белокурый Экберт начинает раскаиваться, что попросил жену рассказать о приключении, так как именно с этого вечера Вальтер редко посещает замок своего друга, а Берта сильно заболевает на нервной почве.

Вскоре она говорит мужу, что никогда не могла вспомнить кличку собачки, Вальтер же, в тот вечер назвал её! «Какую связь имеет этот человек с моей судьбой»? — думала она, умирая.

Экберт решает убить Вальтера из-за терзавших его сомнений по поводу верности друга. Он встречает его на охоте в лесу и убивает из арбалета. В то же время в лихорадке умирает Берта.

Экберт знакомится с рыцарем Гуго, сближается с ним и признается ему в убийстве друга.

Над Экбертом висит проклятие, и он начинает сходить с ума: в каждом мужчине теперь он видит Вальтера, его призрак постоянно преследует Экберта.

Во время путешествия он встречает ту самую старуху, которую в молодости обманула его жена. Оказывается, что старуха-колдунья связана не только с Бертой, но и с самим Экбертом, вернее с его отцом.

Она говорит ему: «Смотри, как преступление влечёт за собой наказание: это я, а не кто другой, была твоим другом Вальтером, твоим Гуго… а Берта была сестра твоя … Однажды в раннем детстве ты слыхал, как твой отец в угоду своей жене не стал воспитывать при себе дочь от первого брака, а отдал ее пастуху».

Лёжа на земле, обезумевший Экберт умирает, расплачиваясь за грехи отца и жены. Пересказала Лидия Стяжкина

В Гарце живет рыцарь Экберт с супругой Бертой. Они были счастливы всю жизнь. Их часто навещал Филипп Вальтер – близкий друг Экберта. В один из таких визитов Берта рассказала историю из своего детства. Она воспитывалась в семье пастуха и однажды заблудилась в лесу.

Там она нашла маленький домик в которой жила старуха. Старуха приютила Берту. В доме жила маленькая собачка, но Берта не может вспомнить ее кличку и маленькая птичка, которая ежедневно несла по яичку, в яйце можно было найти жемчужину или драгоценный камень.

Берта хоть и любила старушку, но однажды взяла птичку и собаку и сбежала на поиски своего рыцаря.

В одном из красивых городов Берта сняла себе богатый дом. Но птичка совсем загрустила и перестала петь. Но однажды птичка затянула очень грустную песню о преступлениях и не прекращала петь ни на минуту. Берта, устав от этого пения удавила птичку. В скором времени Берта вышла замуж за Экберта.

Как только Берта закончила историю Вальтер тут же встал и, покидая дом, сказал Берте, что он видит ее с птичкой и кормящей собаку Штромиана. Вальтер перестал посещать дом друга, а Берта слегла от переживаний, что Вальтер с ходу назвал кличку собаки.

Экберт решил убить Вальтера и в лесу стреляет в него из арбалета. Вскоре умирает и Берта. Отчаявшийся Экберт заводит дружбу с рыцарем. Он рассказывает своему новому другу Гуго историю своей жизни. Экберт начинает лишаться рассудка от пережитого.

Во время странствий Экберт встречает ту самую старую женщину, которая приютила его жену в детстве и та открывается ему. Оказывается, что все, что с ним произошло – это искупление за грехи его отца и жены.

Экберт узнает, что его отец отказался воспитывать дочку от первого брака и отдал ее пастуху – это была Берта. А Вальтер и Гуго – его верные друзья, были старухой, которая в них обращалась. Экберт, обезумев от горя, ложится на землю и тихо умирает.

Своей смертью он расплатился за все грехи родного отца и воровки жены.

Источник: https://www.allsoch.ru/tik/belokurij_ekbert/

Людвиг Тик — Белокурый Экберт — Краткие содержания произведений — Что значит, описание, фото, толкование, определение

Действие происходит в немецком городе Гарце в Средние века.Белокурый Экберт, рыцарь сорока лет, живет со своей женой Бертой. Они любят друг друга,но детей у них нет. Живут они в уединении, гости у них бывают редко, за исключениемдруга семьи Филиппа Вальтера.Однажды после ужина по просьбе Экберта Берта рассказывает Вальтеру о странныхприключениях своей молодости.

Читайте также:  Сочинение книга – это товарищ, это верный друг

В детстве она жила в семье бедного пастуха и, когдаей было восемь лет, она убежала из дома в лес, где встретила старуху, которая приютилаее. В хижине вместе со старухой жила маленькая собачонка (кличку которой Берта никакне может вспомнить) и птица в блестящей клетке, которая пела песню. «Уединенье — мненаслажденье. Сегодня, завтра — всегда одно мне наслажденье — уединенье».

Старушка частомолилась и говорила странные слова. Берта полюбила старушку, а собачка и птица сталией друзьями. Через четыре года старушка открыла тайну. Оказалось, что птица каждый денькладет по яйцу, в котором находится или жемчужина, или самоцвет.

Спустя несколько дней,когда старуха в очередной раз отправилась путешествовать, Берта убежала из хижиныи, унеся с собой птицу и взяв сосуд с самоцветами, пустилась в так называемый светна поиски рыцаря, о котором мечтала. В красивом городке она наняла себе небольшой домики со временем стала забывать старушку.

Птица петь перестала, но однажды ночью она запелаиную песню. «Уединенье, ты в отдаленье, жди сожаленья, о преступленье. Ах, наслажденье— в уединенье». Птица пела эту песню не переставая, и Берта задушила ее. В скоромвремени она вышла замуж за молодого рыцаря Экберта.

После рассказа этой истории, на прощание, Филипп Вальтер произносит следующую фразу:«Благодарю вас, сударыня, я живо представляю себе вас со странной птицейи как вы кормите маленького Штромиана».

Белокурый Экберт начинает раскаиваться,что попросил жену рассказать о приключении, так как именно с этого вечера Вальтер редкопосещает замок своего друга, а Берта сильно заболевает на нервной почве.

Вскоре она говоритмужу, что никогда не могла вспомнить кличку собачки, Вальтер же, в тот вечер назвалеё! «Какую связь имеет этот человек с моей судьбой». — думала она, умирая.Экберт решает убить Вальтера из-за терзавших его сомнений по поводу верности друга.

Он встречает его на охоте в лесу и убивает из арбалета. В то же времяв лихорадке умирает Берта. Экберт знакомится с рыцарем Гуго, сближается с ними признается ему в убийстве друга. Над Экбертом висит проклятие, и он начинаетсходить с ума.

В каждом мужчине теперь он видит Вальтера, его призрак постоянно преследуетЭкберта.Во время путешествия он встречает ту самую старуху, которую в молодости обманула егожена.

Оказывается, что старуха-колдунья связана не только с Бертой, но и с самимЭкбертом, вернее с его отцом. Она говорит ему. «Смотри, как преступление влечет за собойнаказание.

Это я, а не кто другой, была твоим другом Вальтером, твоим Гуго… а Бертабыла сестра твоя … Однажды в раннем детстве ты слыхал, как твой отец в угоду своейжене не стал воспитывать при себе дочь от первого брака, а отдал ее пастуху».

Лежана земле, обезумевший Экберт умирает, расплачиваясь за грехи отца и жены..

На нашем сайте Вы найдете значение «Людвиг Тик — Белокурый Экберт» в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Людвиг Тик — Белокурый Экберт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква «Л». Общая длина 29 символа

Источник: https://my-dict.ru/dic/kratkie-soderzhaniya-proizvedeniy/1397631-ludvig-tik—belokuryy-ekbert/

Краткое содержание “Белокурый Экберт” Тика

Иоганн Людвиг Тик Произведение “Белокурый Экберт”

Действие происходит в немецком городе Гарце в Средние века. Белокурый Экберт, рыцарь сорока лет, живет со своей женой Бертой. Они любят друг друга, но детей у них нет.

Живут они в уединении, гости у них бывают редко, за исключением друга семьи Филиппа Вальтера. Однажды после ужина по просьбе Экберта Берта рассказывает Вальтеру о странных приключениях своей молодости.

В детстве она жила в семье бедного пастуха и, когда ей было восемь лет, она убежала из дома в лес, где встретила старуху, которая приютила ее.

В хижине вместе со старухой жила маленькая собачонка (кличку которой Берта никак не может вспомнить) и птица в блестящей клетке, которая пела песню: “Уединенье – мне наслажденье. Сегодня, завтра – всегда одно мне наслажденье – уединенье”.

Старушка часто молилась и говорила странные слова. Берта полюбила старушку, а собачка и птица стали ей друзьями. Через четыре года старушка открыла тайну: оказалось, что птица каждый день кладет по яйцу, в котором находится или жемчужина, или самоцвет.

Спустя несколько

дней, когда старуха в очередной раз отправилась путешествовать, Берта убежала из хижины и, унеся с собой птицу и взяв сосуд с самоцветами, пустилась в так называемый свет на поиски рыцаря, о котором мечтала.

В красивом городке она наняла себе небольшой домик и со временем стала забывать старушку.

Птица петь перестала, но однажды ночью она запела иную песню: “Уединенье, ты в отдаленье, жди сожаленья, о преступленье!

Ах, наслажденье – в уединенье”. Птица пела эту песню не переставая, и Берта задушила ее. В скором времени она вышла замуж за молодого рыцаря Экберта.

После рассказа этой истории, на прощание, Филипп Вальтер произносит следующую фразу: “Благодарю вас, сударыня, я живо представляю себе вас со странной птицей и как вы кормите маленького Штромиана”.

Белокурый Экберт начинает раскаиваться, что попросил жену рассказать о приключении, так как именно с этого вечера Вальтер редко посещает замок своего друга, а Берта сильно заболевает на нервной почве.

Вскоре она говорит мужу, что никогда не могла вспомнить кличку собачки, Вальтер же, в тот вечер назвал ее! “Какую связь имеет этот человек с моей судьбой”? – думала она, умирая. Экберт решает убить Вальтера из-за терзавших его сомнений по поводу верности друга. Он встречает его на охоте в лесу и убивает из арбалета. В то же время в лихорадке умирает Берта.

Экберт знакомится с рыцарем Гуго, сближается с ним и признается ему в убийстве друга. Над Экбертом висит проклятие, и он начинает сходить с ума: в каждом мужчине теперь он видит Вальтера, его призрак постоянно преследует Экберта. Во время путешествия он встречает ту самую старуху, которую в молодости обманула его жена.

Оказывается, что старуха-колдунья связана не только с Бертой, но и с самим Экбертом, вернее с его отцом.

Она говорит ему: “Смотри, как преступление влечет за собой наказание: это я, а не кто другой, была твоим другом Вальтером, твоим Гуго. а Берта была сестра твоя.

Однажды в раннем детстве ты слыхал, как твой отец в угоду своей жене не стал воспитывать при себе дочь от первого брака, а отдал ее пастуху”.

Лежа на земле, обезумевший Экберт умирает, расплачиваясь за грехи отца и жены.

Источник: https://englishtopik.ru/kratkoe-soderzhanie-belokuryj-ekbert-tika/

Творчество Людвига Тика. «Белокурый Экберт»

В своем стремлении охватить в искусстве всю широту мира, его прошлое и настоящее, зримое и духовное, немецкий романтизм искал разнообразия жанровых форм. В этом отношении весьма примечательна творческая индивидуальность Людвига Тика (1773—1853).

Он писал стихи, романы, драмы рока и дерзкие иронические комедии, явился одним из создателей жанра новеллы-сказки. Тику принадлежат переводы драм предшественников Шекспира, «Дон Кихота» Сервантеса; вместе с А. В.

Шлегелем он создал классические переводы Шекспира.

Тик много сделал и как собиратель и издатель наследия многих близких ему по времени и духу немецких писателей: Ленца, Новалиса, Клейста. Он первым привлек внимание к немецким народным книгам, о которых Ф.

Энгельс писал, что они обладают «необычайной поэтической прелестью»; Энгельс отмечал при этом, что «главный аргумент Тика заключался именно в этой поэтической прелести» (Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 352).

(Тику принадлежат драматические переложения народных книг «Геновева» и «Император Октавиан».)

Первый роман Тика «История господина Вильяма Ловелля» (1795—1796) во многом находился еще в русле просветительских традиций.

В нем представлен тип индивидуалиста, которого не останавливают никакие этические нормы.

Тик опирался на традицию «Бури и натиска», но его бурный герой искал только наслаждения; при всей своей антибуржуазной направленности книга была лишена социальной остроты штюрмеровских произведений.

Как романтический писатель Тик заявил о себе в 1797—1798 гг., продемонстрировав свое новаторство сразу в нескольких жанрах. Роман «Странствования Франца Штернбальда» (1798), действие которого отнесено к XVI в.

, сюжетно примыкает к очеркам Вакенродера «В память нашего достославного пращура Альбрехта Дюрера», а по жанру это воспитательный роман, как и «Годы учения Вильгельма Мейстера» Гёте.

Герой романа Тика — живописец Штернбальд, ищущий своего самоопределения.

Автор не стремился передать сложные исторические коллизии той бурной эпохи. В центре — проблема взаимоотношений искусства с обществом, но и она дается не в историческом плане, а в проекции на формирующийся буржуазный век с его острыми противоречиями.

Роман Тика, изобилующий множеством побочных эпизодов, стихотворных вставок, лирических монологов, открывал новую страницу в истории немецкой прозы. После строгого, точного языка гётевского «Вильгельма Мейстера» Тик, как и Новалис в «Генрихе фон Офтердингене», создал необычный сплав эпического повествования и лирики.

Читайте также:  Вильгельм телль - краткое содержание пьесы шиллера

Отдельные куски романа воспринимаются как стихотворения в прозе, автор искусно вплетает в повествовательную ткань музыкальные мотивы, создает пейзажи, которые должны намекать на таинственный смысл явлений природы («…

Все дышит, все прислушивается, все полно жуткого ожидания», — комментировал впоследствии Гейне пейзаж Тика).

Не будучи сам теоретиком романтизма, Тик живо подхватывал эстетические идеи, складывавшиеся в иенском кругу, и если даже иногда их упрощал, то придавал им зато наглядный и «популярный» характер.

Так было с концепцией романтической иронии, которая художественно воплощена в таких комедиях-сказках Тика, как «Кот в сапогах» (1797), «Мир наизнанку» (1799), «Принц Цербино, или Путешествие в поисках хорошего вкуса» (1799).

Здесь наиболее наглядно подвергается иронии сама драматургическая структура комедии: дерзко демонстрируется своеволие драматурга и режиссера, обнажается условность сценического действия (раньше времени поднимается занавес, публика слышит разговор между драматургом и машинистом сцены и т. д.). Но дерзкая игра драматургической формой не является самоцелью.

Она позволяет Тику создать веселую и злую сатиру на феодальных правителей и самодержавный закон и на самих зрителей — мещански ограниченных, оценивающих пьесу с позиций плоской филистерской морали. Вместе с тем ирония распространяется и на само романтическое искусство, демонстрируя (в комедии «Мир наизнанку») «крушение оптимистических упований на торжество поэзии над прозой реальной жизни » (А. Карельский).

Созданием жанра новеллы-сказки немецкий романтизм обязан прежде всего Тику. И хотя в известной мере Тик опирается на фольклорную традицию, структура новелл, образы героев и мотивировки их поступков кардинально отличают литературную новеллу-сказку от народной сказки.

Чаще всего автор рисует трагические судьбы. Легко угадываются социальные причины этого трагизма: погоня за материальным интересом, соблазны богатства и городской суеты, вторжение в отношения между людьми золота — «желтоглазого металла».

Но даже там, где эта жажда золота предельно обнажена, как в новелле «Руненберг» (1802), социальные мотивы осложняются иррациональными моментами, человек предстает игрушкой непонятных, таинственных сил.

Сложные отношения связывают героя новеллы с окружающей природой, которая живет особой загадочной жизнью.

В новелле-сказке «Белокурый Экберт» (1797) впервые появилось понятие «лесное уединение», выступающее как романтический идеал отрешенности от невзгод меркантильного мира.

Подробно исследуя душевное состояние своих необычных героев, автор стремится раскрыть загадку их не всегда логичных поступков, находя в них чаще всего смутное, неясное, труднообъяснимое.

Тик, а вслед за ним и другие романтики насыщают свою прозу такими значащими словами, как «томление», «невыразимый», «несказанный».

Наиболее интенсивный период художественного творчества Тика падает на годы, связанные с деятельностью иенской школы. В последующее время писатель посвящает себя главным образом переводческой и редакционно-издательской деятельности.

Когда Тик возвращается в 20-е годы к повествовательной прозе, в ней проступает уже другая манера. Создатель эмоционально-поэтического стиля в жанре новеллы-сказки, он теперь испытывает влияние ясной и точной по языку прозы Гёте, и в его творчестве обнаруживаются черты реалистического подхода к действительности.

Новым для Тика является исторический жанр. Посвятивший многие годы переводам Шекспира и изучению его эпохи, он создает историческую повесть «Жизнь поэта» (1826—1830), в которой набрасывает живые образы Марло, Грина, Шекспира и их современников.

Большой исторический роман «Виттория Аккоромбона» (1840) воспроизводит картины жизни из эпохи итальянского Возрождения.

В целом поздняя проза Тика уже выходит за рамки романтизма. Однако вклад писателя в немецкую литературу, несомненно, связан с ранним периодом его творчества, когда он проявил себя как подлинный новатор в создании и освоении романтических жанров.

Повествовательное (или, точнее, стилистическое) мастерство раннего Тика оказало большое влияние на развитие романтической прозы, в частности на Арнима, Гофмана, в известной мере и на Гейне, который в «Романтической школе» высоко оценил и многие другие грани таланта Тика: его ироническую фантазию, его приверженность традициям старинных народных сказаний.

Вопрос 8

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s22947t9.html

4.Поэтика новеллы-сказки л.Тика «Белокурый Экберт»

Романтизм даже на своём раннем этапе
не был однороден. Пример тому- «БЭ» Тика.
Реально-бытовое сплетено здесь с
фантастикой. Романтическая ирония и
гротеск господствуют как в композиции,
так и в специфике характеров, ищущих в
себе взаимоисключающие идеи. Тик
использует идеи Йенского периода и
одновременно подвергает их критическому
осмыслению.

В романтической традиции
город противостоит лесу и деревне, ибо
в последних живёт душа мира, высшая
духовность. Однако Берта страдает от
грубости крестьян, будто бы от своих
родителей. Старуха, приютившая её в
лесу, внушает сначала ужас, а позднее
становится жестокой мстительницей,
толкая мужа Берты на два убийства.

НО
вместе с тем старуха выше всего ценит
красоту каменьев, которые несёт её
птица-говорун, и «уединение в лесу».

Сама Берта не способна ни к какой
практической деятельности, по романтической
традиции она должна была стать носителем
высокодуховного начала. Однако в лесу
она скучает, похищает птицу, каменья
превращает в деньги, убивает птицу,
становится женой рыцаря и покупает на
украденные деньги дом.

Романтическое
начало здесь пародируется, ибо героиня
боится леса, ценит не красоту каменьев,
а их материальную ценность – героиня
не наделена высокой духовностью. Городу
и природе равно оказываются присущи
начала обмана, меркантилизма и
преступления.

Тема нищеты, введённая в
произведение, создаёт ещё большую
сложность и непредсказуемость:
непознаваемы ни судьба, ни психика
человека. Над всеми реальными отношениями
людей господствует неведомая сила.

Сказочное начало в новелле о реальных
людях открывало перед Тиком возможность
указать как на неоднозначность
человеческих характеров, так и ситуаций.

Краткое содержание:

Действие происходит в немецком городе
Гарце в Средние века.

Белокурый Экберт, рыцарь сорока лет,
живет со своей женой Бертой. Они любят
друг друга, но детей у них нет. Живут они
в уединении, гости у них бывают редко,
за исключением друга семьи Филиппа
Вальтера.

Однажды после ужина по просьбе Экберта
Берта рассказывает Вальтеру о странных
приключениях своей молодости. В детстве
она жила в семье бедного пастуха и, когда
ей было восемь лет, она убежала из дома
в лес, где встретила старуху, которая
приютила ее.

В хижине вместе со старухой
жила маленькая собачонка (кличку которой
Берта никак не может вспомнить) и птица
в блестящей клетке, которая пела песню:
«Уединенье — мне наслажденье. Сегодня,
завтра — всегда одно мне наслажденье
— уединенье». Старушка часто молилась
и говорила странные слова.

Берта полюбила
старушку, а собачка и птица стали ей
друзьями. Через четыре года старушка
открыла тайну: оказалось, что птица
каждый день кладет по яйцу, в котором
находится или жемчужина, или самоцвет.

Спустя несколько дней, когда старуха в
очередной раз отправилась путешествовать,
Берта убежала из хижины и, унеся с собой
птицу и взяв сосуд с самоцветами,
пустилась в так называемый свет на
поиски рыцаря, о котором мечтала. В
красивом городке она наняла себе
небольшой домик и со временем стала
забывать старушку.

Птица петь перестала,
но однажды ночью она запела иную песню:
«Уединенье, ты в отдаленье, жди сожаленья,
о преступленье! Ах, наслажденье — в
уединенье». Птица пела эту песню не
переставая, и Берта задушила ее. В скором
времени она вышла замуж за молодого
рыцаря Экберта.

После рассказа этой истории, на прощание,
Филипп Вальтер произносит следующую
фразу: «Благодарю вас, сударыня, я живо
представляю себе вас со странной птицей
и как вы кормите маленького Штромиана».

Белокурый Экберт начинает раскаиваться,
что попросил жену рассказать о приключении,
так как именно с этого вечера Вальтер
редко посещает замок своего друга, а
Берта сильно заболевает на нервной
почве.

Вскоре она говорит мужу, что
никогда не могла вспомнить кличку
собачки, Вальтер же, в тот вечер назвал
её! «Какую связь имеет этот человек с
моей судьбой»? — думала она, умирая.

Экберт решает убить Вальтера из-за
терзавших его сомнений по поводу верности
друга. Он встречает его на охоте в лесу
и убивает из арбалета. В то же время в
лихорадке умирает Берта.

Экберт знакомится
с рыцарем Гуго, сближается с ним и
признается ему в убийстве друга.

Над
Экбертом висит проклятие, и он начинает
сходить с ума: в каждом мужчине теперь
он видит Вальтера, его призрак постоянно
преследует Экберта.

Во время путешествия он встречает ту
самую старуху, которую в молодости
обманула его жена. Оказывается, что
старуха-колдунья связана не только с
Бертой, но и с самим Экбертом, вернее с
его отцом.

Читайте также:  История создания поэмы демон лермонтова + интересные факты

Она говорит ему: «Смотри, как
преступление влечет за собой наказание:
это я, а не кто другой, была твоим другом
Вальтером, твоим Гуго… а Берта была
сестра твоя … Однажды в раннем детстве
ты слыхал, как твой отец в угоду своей
жене не стал воспитывать при себе дочь
от первого брака, а отдал ее пастуху».
Лежа на земле, обезумевший Экберт
умирает, расплачиваясь за грехи отца и
жены.

Источник: https://studfile.net/preview/4465642/page:4/

Читать

Немецкая романтическая повесть. Том I

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Немецкий романтизм не был явлением чисто немецким. Он был лишь отдельным отрядом сложного и разностороннего литературного течения, охватившего и другие страны.

В начальной стадии своего развития немецкий романтизм своеобразно воспринял лозунги «свободы» буржуазной французской революции, а затем стал выразителем политической реакции, которая началась с Термидора и достигла наивысшей силы в Европе после разгрома наполеоновских армий, реставрации Бурбонов и воцарившейся диктатуры «Священного союза» на континенте.

В Германии романтизм проявился в более отчетливых формах, чем в других странах, и сложился в законченную школу, что было естественно для страны, которая «разделяла с другими народами реставрацию, не участвуя в их революциях» (Маркс).

Германия конца XVIII и начала XIX столетия была весьма отсталой страной в сравнении с Англией, Францией и Голландией.

Ее промышленность, если не считать отдельных участков крупного производства, например в горном деле, еще находилась на стадии ремесла и кустарной промышленности.

В государственно-политическом отношении Германия была крайне отсталой и раздробленной.

В то время как Англия и Франция сложились в крупные и сильные буржуазные государства с объединенным внутренним рынком и сильной централизованной властью, десятки мелких германских княжеств, с их таможенными барьерами, дробили ее экономический организм, задерживали развитие торговли и промышленности и на этом слабом хозяйственном базисе плодили огромные наросты паразитической бюрократии.

Германия медленно и с величайшим трудом оправлялась от тяжелых последствий изнурительной Тридцатилетней войны, надломившей ее силы. В сравнении с Францией и Англией на всей ее городской жизни лежала печать или застоя, или крайне медленного движения, печать провинциализма, захолустности и филистерства.

Быстрей всего развивалась торговля, особенно в приморских городах и по водной артерии Рейна. Буржуазия как класс была представлена прежде всего купечеством, промышленная буржуазия находилась в детском возрасте, политически господствующим классом оставалась крупная земельная аристократия, хотя уже значительно обессиленная развитием товарнорыночных отношений и укреплением торгового капитала.

Но несмотря на столь большую отсталость и крайнюю медленность своего буржуазного развития Германия и по своему географическому положению, и по степени развития мирового торгового обмена, и по степени ее культурных и хозяйственных связей с Англией, Францией и Голландией не могла оставаться в стороне от жизни своих более развитых в буржуазном отношении соседей. На свой манер и в специфически немецких формах она отозвалась на тот процесс формирования буржуазной идеологии, который происходил в Англии и Франции. По словам Маркса, немцы проделывали в идеологии революцию, которую французы проделывали на практике. Германия имела «эпоху бури и натиска» в литературе. Такой величайший поэт всемирного значения, как Гете, не мог взойти только на дрожжах уездно-провинциальной ограниченности своего Веймара, он идейно отражал развитие всего буржуазного мира Европы. Исторические драмы Шиллера, призывавшие к борьбе за политическое и национальное освобождение, не могли создаться в стране без перспектив на преодоление феодальных препятствий для поступательного движения вперед на буржуазных путях. Гениальный критик Лессинг расчищал путь для формирования буржуазной идеологии и был продуктом не только немецкого развития. Наконец, философия Канта, при всей ее робости и половинчатости, все же представляла большой шаг вперед в деле борьбы с авторитетом церкви и средневековьем в общественной жизни тогдашней Германии и имела связь с движением буржуазной философской мысли в Англии и Франции. При таких условиях потребности буржуазного развития страны могли крайне смутно осознавать и формулировать лишь наиболее передовые представители интеллигенции.

Для понимания немецкого романтизма и той роли, которую он сыграл в истории литературы, в частности для понимания тех избранных произведений романтиков, которые даются в наших двух сборниках, необходимо иметь в виду следующее: романтизм прошел через различные стадии в своем развитии, социальный состав участников этого литературного течения отнюдь не был однороден.

Первый период романтизма можно рассматривать не только как бунт против установившихся и окостеневших правил художественной формы, характерных для ложноклассицизма, не только как провозглашение права художника на свободу творчества, на свободу фантазии и на вольное обращение с действительностью, не только как резкий поворот в сторону субъективизма в искусстве, но и как литературное течение, многие участники которого сочувствовали идеям французской революции, защищали свободу личности, свободу любви и увлекались поэзией прошлого в знак протеста против жалких и убогих условий тогдашней Германии. В этом отношении характерно, например, то обстоятельство, что идейный руководитель и теоретик иенской группы романтиков Фридрих Шлегель был сначала сторонником французской революции. В помещаемом в нашем сборнике романе «Люцинда» он выступает защитником эмансипации женщин, свободы чувства не только для мужчины, но и для женщины, хотя все это дано при крайней гипертрофии субъективизма в форме мистического извращения и кривляния. В свое время этот роман произвел целый скандал в филистерско-мещанском болоте тогдашней Германии, и не только потому, что имел автобиографическое значение.

Основатель другой, гейдельбергской группы романтиков Геррес был сначала энтузиастом французской революции, боролся за отделение Рейнской провинции от остальной Германии и за провозглашение независимой Прирейнской республики.

И Шеллинг первого периода не похож на Шеллинга второго периода, когда он впал в мистику, хотя произошло это отнюдь не случайно.

Между прочим, в провозглашении принципов буржуазной свободы, в частности в борьбе за свободу чувства, за религиозное свободомыслие, в первый период развития этого течения не было ничего специально романтического. Здесь романтики копировали своих собратьев по ту сторону Рейна, причем копировали весьма грубо и неуклюже.

Но романтизм сложился в определенную литературную школу и приобрел наиболее характерные черты в своих политических тенденциях не в этот ранний период, а во втором периоде своего развития, когда в нем возобладали феодально-реакционные тенденции.

Именно в этот второй период ряд романтиков-протестантов переходит в католичество, и эта католическая реакция, наряду с усилением роли дворянско-консервативных элементов, идеализирующих не только средневековое прошлое, но и подогревающих симпатии к остаткам этого прошлого в настоящем, задает тон всему течению.

Третий период романтизма — это период его разложения, эволюции ряда романтиков в сторону либерализма, буржуазного реализма и вытеснения романтизма новой волной освободительного движения в Германии, которое особенно усилилось после Июльской революции во Франции и привело к созданию «Молодой Германии».

В классовом отношении романтики неоднородны. Среди них были выходцы из мелкобуржуазных бюргерских элементов, которые давали тон в первый период романтизма и были пропагандистами освободительных идей французской революции в политической области.

Среди романтиков были дворянские и клерикальные элементы, которые задавали тон во второй период романтизма, самый характерный для всего этого течения.

Уже в первый период романтизма обе эти социальные группы отворачивались от тогдашней немецкой действительности и обращались к ее прошлому по разным мотивам: одни отворачивались от всего того буржуазного, что уже успело войти в немецкую жизнь и искали в прошлом нетронутого средневековья.

Другие отворачивались от настоящего, потому что в нем было слишком еще мало настоящей буржуазной культуры, мало элементов буржуазного правопорядка и слишком много феодального хлама и филистерской дряни.

Но когда начались наполеоновские войны и когда началось пробуждение немецкого патриотизма, во главе романтизма стала наиболее организованная социальная сила, которая была на авансцене политической жизни Германии, то есть дворянско-феодальные и клерикальные элементы. Буржуазные элементы как более слабые пошли на поводу у первых. И вот тогда-то характерный для всех романтиков поворот к прошлому и увлечение этим прошлым получил специфически консервативный и реакционный характер. И, наоборот, в третий период романтизма в нем начинают усиливаться буржуазные элементы и тенденции; романтизм начинает вытесняться новыми течениями в литературе.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=230780&p=41

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]