Собрание песен Байрона под названием «Дон Жуан» — далеко не первая интерпретация художественно-литературного описания жизни знаменитого испанского «ловеласа», но, определённо, одна из самых уникальных своём роде.
Похождения славного дона приправлены немалой долей сатиры.
горько изрекает автор в первой песне. Описывает поэт родной город Жуана:
Также в ходе повествование затрагивает он тему вечных проблем взаимоотношений мужчин и женщин:
Растёт юный герой:
На его характер во многом влияет плохое взаимоотношение родителей:
Любовные приключения молодого героя начинаются с невинной донны Юлии:
За вольность повествования о любовных утехах автор неоднократно извиняется:
В отступлениях от сюжета Байрон часто характеризует различные явления. Как, например, страсть женщин к мщению:
В числе любовных интриг была связь с прекрасной гречанкой («Она красой, как статуя, сияла») Гайне:
История заканчивается трагично – отец девушки – пленяет Жуана и отсылает в Константинополь:
Волею судьбы главный герой оказывается в центре театра боевых действий – турецкой крепости Измаил:
Сам Суворов награждает отважного бойца и командирует в Петербург:
И вновь любовная интрига ждёт Жуана – на этот раз с самой императрицей:
Дальнейшая часть поэмы происходит в Англии, которую Байрон всячески «хает». Герой поэмы восклицает:
Сдержанная любовь к Родине у автора не мешает прибегать к сатире:
Как известно читателю, блистательный лорд не дописал поэмы. И мы не знаем её настоящего конца.. Одна из последних любовных историй поэмы связана со знатной леди Аделиной: «Жуан мой не встречал еще на свете столь роковой красавицы и был взволнован.
» и милой девушкой-сиротой Авророй Рэби: «Прелестная, как светлое виденье, как фея, как сиянье, как весна, — Аврора Рэби. Нежное волненье рождала в сердце каждого она.».
Последняя была предметом настоящей страсти главного героя, но интриги, учинённые Аделиной мешают любви..
Так обрывается замечательная серия сочинений о доне Жуане. Тонкая политическая сатира и занимательные рассуждения автора на темы любви и человеческих отношений отличным образом вплелись в описание выдающейся истории о бравом испанском юноше.
Вот и краткое содержание!
Источник: https://www.bolshoyvopros.ru/questions/3006966-bajron-don-zhuan-kratkoe-soderzhanie-kto-glavnye-geroi.html
Дон Жуан: соблазнитель, живущий в веках
Севильский озорник: Дон Жуан в Испании и Франции
Первым о Дон Жуане написал испанский драматург Тирсо де Молина, который сделал его главным героем пьесы «Севильский озорник, или Каменный гость». Его Дон Хуан — коварный соблазнитель, готовый на любые ухищрения, чтобы добиться желанной женщины.
Он не заботится о последствиях своих поступков, походя убивает мужчин, подставляет друзей, предает женщин. Кажется, ему доставляет удовольствие вызывать ненависть мужчин и печаль брошенных женщин. Рефреном звучат его слова, что впереди у него еще долгая жизнь, и есть время покаяться.
В дополнение, Дон Хуан Тенорио — сын оберкамергера, одного из советников короля.
Притворившись маркизом де ла Мотой, Дон Хуан проникает к донне Анне. В комнату врывается отец девушки, командор, но дворянин убивает его в поединке. Позже в церкви он видит статую убитого, дергает ее за бороду и приглашает на ужин. Через некоторое время Командор является, делит с дворянином стол и приглашает в гости к себе.
Дон Жуан и статуя Командора. Источник: Wikimedia. Commons
Хотя Дон Хуан напуган, он приходит ночью в церковь. Командор встречает его. Из гробовой доски делают черный обеденный стол, на трапезу подают змей и насекомых, вместо вина пьют уксус, за столом прислуживают лакеи-призраки, замогильный хор поет о скорой смерти.
В конце концов, Командор берет дворянина за руку и утаскивает его в преисподнюю. Тем временем к королю являются все обиженные Дон Хуаном. Для них все кончается хорошо — они возвращаются к любимым или находят новую любовь.
А дон Диего Тенорио проклинает распутного сына.
Пьеса Тирсо де Молина была впервые опубликована в 1630 году, но написана раньше. Предположительно, в 1616 году, когда ее автор жил в Севилье. Пьеса заложила канон, которому следовали авторы большинство продолжений. Здесь ключевые герои — Дон Жуан, его слуга, донна Анна, командор.
Впрочем, на сцене Анна не появляется — ее реплики звучат за сценой. Она раскрыла обман Дон Хуана до того, как он успел ее соблазнить. В финале его слуга Каталинон передает это королю, что позволяет донне Анне воссоединиться с женихом де ла Мотой.
Трусоватого слугу, который недоволен господином и сочувствует его жертвам, здесь зовут Каталинон. Мольер назовет — Сганарелем, а в XVIII веке он получит «каноничное» имя Лепорелло.
Слуга Сганарель. (wikipedia.com)
Здесь же появляется соперник Дон Жуана дон Октавио. У Тирсо де Молина он — жених неаполитанской дворянки Изабеллы. Позднейшие драматурги уберут из сюжета испанского автора Изабеллу и жениха Анны де ла Моту, сделав Октавио женихом донны Анны. В «Севильском озорнике» впервые появилась сцена, где соблазнитель появляется на крестьянской свадьбе и пытается овладеть невестой.
Образ соблазнителя вошел в европейскую культуру. Через 40 лет о нем написал английский драматург Шедуэлл. Во Франции о севильском соблазнителе написал Мольер («Дон Жуан, или Каменный пир»). Его Дон Жуан — циник, не верящий ни во что, кроме того, что видит. В финале небо через образы призрака и времени дает ему шанс покаяться, но он его отвергает.
Он искренне влюбляется в женщин, но каждая вскоре ему надоедает, поэтому он, не стесняясь, бросает их. На многих он был женат. Ему не чужды благородные порывы — он, не раздумывая, бросается на помощь человеку, отбивающемуся от нескольких разбойников.
В конце Дон Жуан притворно кается перед своим отцом и заслуживает его прощение. После этого насмешливо произносит монолог о добродетели лицемерия.
Отныне он будет осуждать всех вокруг и заработает тем самым репутацию человека строгих правил, внутри оставаясь собой.
Дон Жуан, или Каменный пир: современная постановка. Источник: Wikimedia. Commons
Мольер ввел в историю севильского соблазнителя новую героиню — Эльвиру. Это дворянка, на которой Дон Жуан женился, но которая ему наскучила, как и другие женщины. В пьесе ему приходится спасаться от мести ее братьев. В последней своей сцене Эльвира прощает мужа и объявляет об уходе в монастырь.
Верный слуга Дон Жуана носит у Мольера имя Сганарель. Это добродушный человек, которого пугают выходки его господина, но который боится противостоять ему открыто.
Пока Дон Жуана нет, он пытается образумить влюбленных в него крестьянок. Он верит в искренность раскаяния хозяина, радуется ему и приходит в ужас, что оно было ложным.
В финале он остается подвести итог: что Дон Жуана больше нет лучше для всех кроме Сганареля, который остался без жалования.
Оперный певец Герман Гура в роли Дон Жуана. (wikipedia.com)
Итальянские авторы заметили, что действие пьесы Тирсо де Молина начиналось в Неаполе, где Дон Хуан соблазнил герцогиню Изабеллу.
В 1736 году вышла пьеса Карло Гольдони «Дон Джованни, или Распутник», действие которой разворачивалось в Неаполе.
Джованни попадает в этот город и пытается соблазнить жену бывшего слуги Ратацци, но терпит неудачу. В финале неаполитанцы прославляют Габриэллу и Ратацци.
В этот же город перенес историю соблазнителя Марио Антонио Серсале в пьесе «Каменный гость». У него дон Джованни — племянник Пьетро Тенорио, командира гвардии короля Неаполя. Пьеса сохранилось только в пересказе.
Ария Дон Жуана: на сцене оперных театров
Первая опера о севильском обольстителе («Наказанный порок») была поставлена в Праге в 1730 году. В 1761 году был поставлен балет Глюка о знаменитом любовнике. В начале 1787 года в Венеции по либретто Джованни Бертати была поставлена опера «Дон Жуан, или Каменный гость». Ее либретто стало основой для написанного Лоренцо да Понте либретто оперы Моцарта.
Бертати не скрывал, что его либретто — переработка старых сюжетов. В одной из сцен импресарио говорит, что постановка основана на пьесах Тирсо де Молина, Мольера и «наших комедиантов».
Глюк, а вслед за ним Бертати поместили в начало истории убийство Дон Жуаном Командора, отца донны Анны. После этого, у Бертати следует знакомство с обманутыми севильцем женщинами. После этого — эпизоды со статуей Командора.
В мемуарах да Понте писал, что это он предложил композитору сюжет о дворянине-соблазнителе. Другим претендентом на авторство идеи был импресарио пражского театра Доменико Гвардасони.
В 1787 году в должности смотрителя библиотеки графов Вальдштейнов доживал свой век Джакомо Казанова. По легенде, он побывал на премьере «Дон Жуана», в образ которого да Понте, знавший Казанову, привнес некоторые его черты.
Оперный певец Джон Форселл в роли Дон Жуана. Источник: Wikimedia. Commons
В опере действуют герои двух главных драматургов-предшественников — донна Анна из «Севильского озорника» и Эльвира из «Каменного пира». Образ крестьянки Церлины собран из крестьянки-невесты Аминты (пьеса Тирсо де Молина) и крестьянки Шарлотты (пьеса Мольера).
29 октября 1787 года в Праге состоялась премьера оперы Моцарта «Дон Жуан». Прага всегда тепло встречала австрийского композитора, и в течение следующих ста лет «Дон Жуан» был поставлен на ее сцене 532 раза.
Романтический герой: Дон Жуан в XIX веке
Гофман в своем рассказе пытается сделать образ соблазнителя романтичным. По его мнению, Дон Жуан противостоит обывательскому миру. В литературе XIX столетия испанец становится положительным героем. Он ищет идеал женщины и стремится преступить, отмеренные человеку границы.
Байрон написал сатирическую поэму об этом герое. В ней он сделал его сыном благочестивой и образованной женщины и легкомысленного отца, который, впрочем, рано умер. Мать воспитывала сына в строгости, давала читать версии античных литературных произведений, из которых было вырезано все связанное с плотскими наслаждениями. Но это не помогло.
В 16 лет происходит его роман с дамой старше его на несколько лет. Когда он раскрывается, мать отправляет сына в путешествие, где его ждут новые приключения. Например, участие в штурме Исмаила и роман с императрицей России.
В пьесе Тирсо де Молина Хуан носит фамилию Тенорио. Иногда он появляется под фамилией Маранья. Проспер Мериме в рассказе «Души чистилища» пишет, что это разные люди со схожей судьбой. Его Хуан Маранья — обольститель и преступник, который в финале раскаивается и становится монахом.
Дитрих Граббе в 1829 году написал пьесу «Дон Жуан и Фауст». Два героя добиваются любви донны Анны. Оба они жаждут настоящей любви. Фауст в пьесе Граббе жесток. Ему служит загадочный Рыцарь, являющийся демоном.
Здесь Дон Жуан противопоставляет себя жениху Анны — Октавио. Этот человек изящен, образован, нежен, знает иностранные языки. Ведет умеренную жизнь, хорошо ездит верхом. Для Дон Жуана он воплощение посредственности: «Встать этой дряни поперек дороги мне наслажденье!». Позже Жуан убивает и Октавио, и отца Анны.
Фауст похищает донну Анну, но он ей отвратителен. Оккультист не пытается быть с ней ласковым, а сразу угрожает девушке. В порыве гнева Фауст произносит «слово смерти», и донна Анна умирает.
«Дон Жуан и донна Анна» (Илья Репин). Источник: Wikimedia. Commons
Подходит час, когда Рыцарь должен забрать душу Фауста. Доктор дает ему последнее поручение — Фауст хочет явиться Дон Жуану и рассказать о смерти его любимой. Во дворце испанца Рыцарь принимает истинное демоническое обличье и предвкушает, что получит души обоих героев. Он решает подождать мига смерти Жуана.
Фауст рассказывает сопернику о том, что убил женщину, которую они оба любили. Дон Жуан опечален, но не в отчаянии, потому что надеется встретить новую любовь в мире, где много прекрасных женщин. Он бросает Фаусту упрек, что тот всегда разрушал свой рай. После этого Рыцарь забирает душу немецкого доктора.
После этого к испанцу является статуя дона Гусмана. Он говорит Дон Жуану, что Анна и Октавио воссоединились на небесах. Дон Жуан до самого конца сохраняет мужество, называет гостя трусом. Статуя предлагает ему покаяться, но Дон Жуан желает остаться самим собой. После этого он проваливается в ад к Фаусту, а торжествующий Рыцарь-демон сжигает дом, в котором от огня гибнет трусливый Лепорелло.
Каменный гость: Дон Жуан в России
Александр Пушкин написал о Дон Жуане, вернее Дон Гуане, осенью 1830 года в Болдино. Пьеса «Каменный гость» вошла в цикл «Маленьких трагедий».
При жизни поэта она напечатана не была, но друзьям Александр Сергеевич ее прочитал. Поэт делает командора мужем, а не отцом Анны.
Он повторяет сюжет о приглашении статуи и рукопожатии, которым она утаскивает Дон Гуана в преисподнюю. Есть и свой сюжет — вечер в доме актрисы Лауры.
Владимир Высоцкий в роли Дон Гуана. (wikipedia.com)
Дон Гуан прибывает в Мадрид, под чужим именем знакомится с Анной, мужа которой он убил ранее. Она приглашает его на ужин, между ними зарождается чувство.
В ответ на насмешливое приглашение, сделанное на кладбище, приходит Командор. Дон Жуан поражен, что статуя ответила на его вызов, но заботится и потерявшей сознание Анне.
Он находит мужество достойно принять свою участь и проваливается в ад с именем любимой на устах.
После А. С. Пушкина к образу Дон Жуана обратился Алексей Константинович Толстой. Это было первым его драматическим произведением. «Дон Жуан» Толстого вышел в апреле 1862 года в журнале «Русский вестник».
Свое видение истории героя поэт изложил в письме своему другу Болеславу Маркевичу. Для него Дон Жуан — скептик и искатель идеала. Не найдя его, Дон Жуан бросает вызов Творцу.
Встретив донну Анну, герой сначала не верит в собственную любовь и понимает, что любит Анну, только когда теряет.
Кстати, статуя командора у него — «астральная сила, исполнительница решений, равно служащая добру и злу».
Алексея Толстого задело, что читатели были недовольны поэмой на вечный сюжет в пору изменений в России: «я слышал, что в одном кругу ее даже почли с моей стороны за неучтивость. «Что, мол, когда дело идет о мировых посредниках, он пришел толковать нам о каком-то испанце, который, может быть, никогда и не существовал».
Завязка «Дон Жуана» А. К. Толстого напоминает завязку «Фауста» Гете. На собрание ангелов (названы у поэта духами) является Сатана. Он рассказывает им о севильском юноше по имени Дон Жуан де Маранья. Этот юноша полон высоких помыслов. Ангелы предупреждают противника, что этот юноша избран Богом, и его ждет слава.
Сатана называет его и своим избранником и считает, что они с ним похожи. Он намерен сделать Дон Жуана похожим на себя. Он решает показать Дон Жуану идеал, прототип идеальной женщины. Юноша обречен влюбляться, видеть в каждой новой женщине идеал, а потом разочаровываться в ней.
Прошло десять лет. Дон Жуан завоевал славу любовника и любимца женщин. Сам он не верит в любовь, потому что много раз разочаровывался в женщинах. Дон Жуан сватается к донне Анне. Они любят друг друга, и севилец чувствует, что это настоящее чувство.
Желая подразнить будущего тестя, Дон Жуан исполняет серенаду под окнами женщины с плохой репутацией. Отец донны Анны приходит в ярость, бросается на жениха дочери, и Дон Жуан в поединке случайно убивает его.
Всю пьесу Толстого чередуются эпизоды с людьми и духами, которые борются за Дон Жуана. На кладбище севилец через Лепорелло передает статуе приглашение. Позже статуя готовится забрать его, но ангелы не позволяют ей это сделать. Выживший Дон Жуан уходит монастырь, где и умирает.
Сцена из фильма «Похождения Дон Жуана». (imdb.com)
Николай Гумилев в поэме «Дон Жуан в Египте» переносит Дон Жуана и Лепорелло в современную ему эпоху. Написанная четырехстопным ямбом в рифму пьеса полна остроумных диалогов и напоминает водевиль.
Командор утащил Дон Жуана в преисподнюю, но герой сумел спрятаться от демонов и начал путь наверх. Путь занял годы, а за это время Лепорелло окончил университет, защитил диссертацию и стал выдающимся ученым-египтологом.
Декан университета и выдающийся ученый Лепорелло посватался к дочери американского миллионера и отправился с невестой и ее отцом в Египет.
Надо же было такому случиться, что выход из подземного мира выводил в древний храм, который как раз осматривали Лепорелло с невестой и тестем. Дальше все просто.
Дон Жуан за несколько минут очаровал девушку, которая уже читала о нем и слушала оперу Моцарта, и они вместе сбежали. Лепорелло остается один и с грустью вспоминает о временах, когда он был просто слугой Дон Жуана.
Дон Жуан в XX веке
В XX столетии о севильском обольстителе писали романы и пьесы. Развитие кинематографа позволило ему покорить новую сцену. Некоторые фильмы были экранизациями драматических произведений, как советские «Маленькие трагедии» с Владимиром Высоцким. Но язык кино помогал осмысливать образ Дон Жуана по-новому.
Например, «Похождения Дон Жуана» Винсента Шермана (1948) — костюмная приключенческая история. Дон Жуан противостоит заговору против королевской четы Испании и побеждает главного заговорщика в поединке. Жуан влюблен в королеву, а она в конце влюбляется в него. Но герой считает, что ее долг править страной и покидает королевский двор.
Сцена из фильма «Если бы Дон Жуан был женщиной». Источник: imdb.com
Дона Жуана де Маранью в нем сыграл Эррол Флинн, один из секс-символов своего времени. Его амплуа были сильные и смелые герои костюмных драм. Например, Питер Блад и капитан Торп в экранизациях романов Сабатини, майор Викерс в «Атаке легкой кавалерии» и Робин Гуд. Норман Петт, мастер стиля пин-ап, сделал комикс-адаптацию фильма. Так Дон Жуан стал и героем комикса.
В фильме 1973 года «Если бы Дон Жуан был женщиной» Брижит Бардо сыграла Жуанну, женскую версию соблазнителя, живущую в XX веке. Она соблазняет, доводит до падения заинтересовавших ее мужчин, не чувствует раскаяния, но очень не любит когда так поступают с ней.
Источник: https://diletant.media/articles/45274753/
Краткое содержание дон жуан байрона точный пересказ сюжета за 5 минут —
“Эпическая поэма” – по отзыву автора, а по сути – роман в стихах, “Дон Жуан” – важнейшее и самое масштабное произведение позднего этапа творчества Байрона, предмет постоянных размышлений поэта и ожесточенной полемики критики.Подобно “Евгению Онегину”, шедевр позднего Байрона обрывается на полуслове. Судя по переписке и отзывам современников, работавший над “Дон Жуаном” на протяжении последних семи лет своей жизни, поэт сумел осуществить не более двух третей своего обширного замысла.В первой песне сочными сатирическими мазками поэт набрасывает эскиз существования достаточно ординарного дворянского семейства в Севилье во второй половине XVIII столетия, воссоздавая сословное и семейное окружение, в каком только и мог произойти на свет будущий неукротимый покоритель женских сердец. Опыт побывавшего в Испании создателя “Чайльд Гарольда” не мог не сослужить Байрону доброй услуги: образы жизнелюбивого, оптимистичного дона Хосе и его “высоколобой” томной и чопорной супруги доны Инесы кажутся нарисованными кистью какого-нибудь из фламандских мастеров жанровой живописи. Лукавый автор ни на минуту не теряет из виду и нравы современной ему британской аристократии, акцентируя, в частности, превалирующее в севильском богатом доме ощущение лицемерия и ханжества. Шестнадцатилетний молодой герой проходитпервые уроки эротического воспитания в объятиях лучшей подруги матери – молодой доны Юлии, жены дона Альфонсо, которого в былые годы связывали, намекает автор, с матерью Жуана, узы не вполне платонической дружбы. Но вот случается непоправимое: ревнивый дон Альфонсо обнаруживает подростка в спальне жены, и родители Жуана, стремясь избежать великосветского скандала, отправляют своего отпрыска в длительное морское путешествие.Корабль, плывущий в Ливорно, терпит крушение, и большинство пассажиров гибнет в волнах во время жестокой бури.
При этом Жуан теряет своего слугу и наставника, а его самого, изможденного, без сознания, волной выбрасывает на берег неведомого острова. Так начинается новый этап его биографии – любовь к прекрасной гречанке Гайдэ.
Пленительно прекрасная девушка, живущая с отцом-пиратом в изоляции от внешнего мира, находит на побережье сказочно красивого юношу и дарит ему свою любовь.
Гайдэ неведомы расчет и двуличие: “Гайдэ – как дочь наивная природы / И неподдельной страсти – родилась / Под знойным солнцем юга, где народы / Живут, любви законам подчинись.
/ Избраннику прекрасному на годы / Она душой и сердцем отдалась, / Не мысля, не тревожась, не робея: / Он с нею был – и счастье было с нею!”Однако, как и всякая утопия, эта безоблачная полоса в жизни героев скоро прерывается: отец Гайдэ, слывший погибшим в одной из своих контрабандистских “экспедиций”, возвращается на остров и, не внемля мольбам дочери, связывает Жуана и отправляет его с другими пленниками на рынок рабов в Константинополь. А потрясенная пережитым девушка впадает в беспамятство и спустя некоторое время умирает.Жуан, в свою очередь, вместе с товарищем по несчастью – британцем Джоном Джонсоном, служившим в армии Суворова и взятым в плен янычарами, оказывается продан в гарем турецкого султана.
Приглянувшийся любимой жене султана, красавице Гюльбее, он скрыт в женском платье среди очаровательных одалисок и, не ведая об опасности, “навлекает” на себя благосклонность одной из них – прекрасной грузинки Дуду.
Ревнивая султанша в ярости, но, подчиняясь соображениям трезвого расчета, вынуждена помочь Жуану и его другу Джонсону, вместе с двумя невезучими наложницами, бежать из гарема.
Атмосфера пряной эротической резиньяции резко меняется, когда беглецы оказываются в расположении русских войск, под командованием фельдмаршала Суворова штурмующих турецкую крепость Измаил на Дунае.Эти страницы романа поистине захватывают – не потому только, что стремившийся придать максимальную историко-документальную достоверность своему повествованию Байрон весьма подробно и колоритно характеризует бесстрашного русского полководца, но прежде всего потому, что в них сполна выразилось страстное неприятие Байроном антигуманной практики кровопролитных и бессмысленных войн, составлявших значимую – зачастую ведущую – часть внешней политики всех европейских держав. Байрон-антимилитарист по обыкновению далеко обгоняет собственное время: боготворя свободу и независимость и воздавая должное отваге и таланту Суворова, его простоте и демократизму, он говорит решительное “нет” монархам-завоевателям, ради эфемерной славы бросающим в жерло чудовищной бойни тысячи человеческих жизней. “Но, в сущности, лишь войны за свободу / Достойны благородного народа”.Под стать автору и герой: по неведению проявляющий чудеса героизма при осаде крепости Жуан, ни секунды не колеблясь, спасает от рук разъяренных казаков пятилетнюю турецкую девочку и в дальнейшем отказывается расстаться с ней, хотя это и препятствует его светской “карьере”.Как бы то ни было, его награждают русским орденом за отвагу и командируют в Петербург с депешей Суворова императрице Екатерине о взятии неприступной турецкой твердыни.
“Русский эпизод” в жизни испанского героя не слишком продолжителен, однако сообщаемое Байроном о нравах и обычаях российского двора достаточно подробно и красноречиво свидетельствует об огромной работе, проделанной поэтом, никогда не бывавшим в России, но искренне и непредвзято пытавшимся понять природу русского самодержавия. Интересна и неоднозначная характеристика, даваемая Байроном Екатерине, и недвусмысленно-неприязненная оценка поэтом фаворитизма, процветающего, впрочем, не при одном лишь императорском дворе.
Блестящая карьера любимца русской государыни, “засветившая” Жуану, скоро оказывается прервана: он заболевает, и всесильная Екатерина, снабдив красивого юношу верительными грамотами посланника, отправляет его в Англию.
Миновав Польшу, Пруссию, Голландию, этот баловень судьбы оказывается в отечестве поэта, который без обиняков высказывает свое весьма далекое от официозного отношение к роли, какую играет слывущая “свободолюбивой” Британия в европейской политике.
И вновь жанровая тональность рассказа меняется. Собственно “пикарескная” стихия торжествует здесь только в коротком эпизоде нападения на Жуана уличных грабителей на лондонской улице.
Герой, впрочем, без труда выходит из положения, отправляя одного из напавших на тот свет.
Дальнейшее – вплотную предвосхищающие пушкинского “Онегина” картинки великосветской жизни столичного и сельского Альбиона, свидетельствующие и о возрастающей глубине байроновского психологизма, и о присущем поэту несравненном мастерстве язвительно-сатирического портрета.
Трудно уйти от мысли, что именно эту часть повествования автор полагал центральной для своего грандиозного замысла. Едва ли случайно в начале этой полосы в существовании персонажа поэт “проговаривается” : “Двенадцать песен написал я, но / Все это лишь прелюдия пока”.
К этому моменту Жуану двадцать один год. Молодой, эрудированный, обаятельный, он недаром привлекает к себе внимание молодых и не столь молодых представительниц прекрасного пола. Однако ранние тревоги и разочарования заронили в нем вирус усталости и пресыщения.
Байроновский Дон Жуан, быть может, тем разительно и отличается от фольклорного, что в нем нет ничего “сверхчеловеческого”.
Став объектом сугубо светского интереса со стороны блестящей аристократки леди Аделины Амондевилл, Жуан удостаивается приглашения погостить в роскошном загородном имении лорда Амондевилла – красивого, но поверхностного представителя своего сословия, стопроцентного джентльмена и страстного охотника.
Его жена, впрочем, тоже плоть от плоти своей среды с ее нравами и предрассудками. Испытывая душевное расположение к Жуану, она не находит ничего лучшего, как… приискать своему ровеснику-иностранцу подобающую невесту. Он, со своей стороны, после долгого перерыва, кажется, по-настоящему влюбляется в юную девушку Аврору Рэби: “Она невинной грацией своей / Шекспира героинь напоминала”.
Но последнее никак не входит в расчеты леди Аделины, успевшей присмотреть для юноши одну из своих великосветских подруг. С ней-то в ночной тишине старинного сельского особняка и сталкивается герой на последних страницах романа.
Увы, судьба помешала поэту продолжить повествование…
Напишите М. Сервантес “Дон Кихот” очень краткий пересказ, пожалуйста! Заранее спасибо))
Afar Высший разум (250386) 6 лет назадНебогатый испанский идальго начитался рыцарских романов и малость на этом вопросе свихнулся. Захотелось ему красивой интересной жизни : походов, волшебства, битв с драконами и великанами, подвигов во имя прекрасной дамы. Ладно, дело нехитрое.
Нацепил он, стало быть, старые доспехи и тазик для бритья, взял копьё и отправился в путь со своим оруженосцем Санчо Пансой. Поскольку вокруг жили люди грубые и не склонные к романтике, ничего хорошего из этого не вышло, издевались над стариком по-полной, пока и вовсе не угробили. Забавная и очень печальная книга в два кило весом. Прочтите её как-нибудь на досуге.
- Kris Korvin Просветленный (24431) 6 лет назад
- хачатур мартиросян Ученик (120) 2 года назад
- Игорь Брох-реут Ученик (112) 2 года назад
- Nastya Ponomareva Ученик (121) 1 год назад
Старый идальго Дон Кихот со своим верным оруженосцем Санчо Панса отправляются в поход по Испании . Дон Кихот возвышенная натура, но немного мягко говоря тронутый . Поэтому воспринимает окружающий мир несколько неадекватно …Поэтому в течении всего путешествия он постоянно сражается то с одними, то с другими якобы враждебными силами, но верный Санчо Панса стоически оберегает Дон Кихота от всяких напастей, которые тот сам себе и создаёт …Ей богу дальше мне просто противно писать, потому, что вдруг в следующий раз вам придёт на ум попросить вкратце пересказать ” Руслан и Людмила ” А. С. Пушкина ?!вкруто!Небогатый испанский идальго начитался рыцарских романов и малость на этом вопросе свихнулся. Захотелось ему красивой интересной жизни : походов, волшебства, битв с драконами и великанами, подвигов во имя прекрасной дамы. Ладно, дело нехитрое. Нацепил он, стало быть, старые доспехи и тазик для бритья, взял копьё и отправился в путь со своим оруженосцем Санчо Пансой. Поскольку вокруг жили люди грубые и не склонные к романтике, ничего хорошего из этого не вышло, издевались над стариком по-полной, пока и вовсе не угробили. Забавная и очень печальная книга в два кило весом.(Я ЗНАЮ)
Stasya K Ученик (143) 9 месяцев назадДон Кихот – мужчина 50 лет, проживающий в селе со старой лошадью и собакой. Мужчина постоянно читал романы о рыцарях и постепенно сам захотел отправиться в рыцарское путешествие. Придумал даже для себя возлюбленную – Дульсинею.
Первая попытка путешествия была неудачной – главный герой забыл дома деньги и одежду ссылаясь на то, что в книгах об этом не писали. Держа путь обратно, Дон Кихот защитил мальчика, которого обижали другие. А потом он вдруг решил, что ему подобает иметь оруженосца. И взял на эту роль Санчо Пансе.
И они вместе отправились навстречу приключениям. Сначала товарищи встретили деревянные мельницы, которые приняли за страшных врагов в свете ночи. Затем перепутали баранов с разбойниками и долго с ними воевали.
Однажды, они нашли сокровищницу с деньгами и оружием, но все равно продолжили свое путешествие в поисках славы и геройских поступков. Затем случилось непоправимое – рыцаря искали во всех полицейских участках за то, что он освободил каторжников.
Товарищам удалось избежать тюрьмы, но по приезду домой рыцарь очень сильно заболел. Санчо Пансе поведал другу новость о том, что по их путешествию кто-то написал книгу и его верный товарищ выздоровел.
Мужчины еще не раз отправлялись в путешествия и переживали разлуку. Однако умер Дон Кихот как совершенно обычный человек: без славы и почестей. Он считал, что виной его бродяжнической жизни были рыцарские романы.
Краткое содержание Дон Жуан в сокращении (Байрон Д. Г.)
“Дон Жуана” автор называет эпической поэмой, но по своей сути – это роман в стихах. Произведение является масштабным и самым важным на позднем этапе творчества Джорджа Байрона, оно стало предметом частых размышлений поэта и жесткой критики. Этот шедевр автора заканчивается на полуслове, так же как не менее известное произведение “Евгений Онегин”.Байрон работал над произведением “Дон Жуан” в течение семи последних лет жизни, но при этом объем работы был выполнен всего на две трети от задуманного плана.На основании переписки самого писателя и отзывов современников, можно сделать вывод, что эпос должен был содержать 24 песни. В этих песнях планировалось показать жизнь героя в таких странах как Испания, Германия, Италия. Закончился бы роман гибелью Дон Жуана во время Великой революции во Франции.
В первой песне эпоса автор в ярком сатирическом стиле, красочно делает описание достаточно обыкновенной дворянской семьи, проживающей в Севилье в середине XVIII века. В этом сословии и окружении как раз и мог родиться на свет будущий соблазнитель и укротитель очаровательных и отзывчивых женских сердец.
В произведении Джорджа Байрона очень живо и ярко представлены образы жизнерадостного оптимиста дона Хосе и его чопорной и сдержанной жены донны Инесы. Описание героев будто нарисованы кистью одного из фламандских талантливыхhttps://www.youtube.com/watch?v=FRVvkRdzhQkмастеров живописи. Автор так же ни на минуту не упускает из виду настроения и взгляды британской аристократии того времени, а основное внимание уделяется преобладающей атмосфере лицемерия в богатом севильском доме.Молодой герой получает первые уроки эротики в шестнадцать лет, учительницей становится лучшая подруга его матери – молодая донна Юлия (всего на семь лет старше юноши), которая замужем за доном Альфонсо. Автор намекает, что с ним мать дона Жуана была когда-то в любовной связи. И вот тайное становится явным: дон Альфонсо застает подростка со своей женой.
Для того, чтобы избежать громкого скандала, родители юноши решают отправить его в долгое морское путешествие. Во время этого плавания корабль тонет, погибает много людей, в том числе наставник и слуга дона Жуана. Самого же юношу без сознания, полуживого выбрасывает волнами на берег неизвестного острова.
С этого момента начинается новый этап его жизни – это любовь к очаровательно гречанке по имени Гайде.
Источник: https://realdealer.ru/kratkij-pereskaz/kratkoe-soderjanie-don-jyan-bairona-tochnyi-pereskaz-sujeta-za-5-minyt
Дон Жуан — краткое содержание романа Мольера
- Главным героем произведения является скандальный европейский дворянин, обожающий любовные похождения и победы в завоевании женского пола.
- Дон Жуан представляется в пьесе в качестве страстного, прямолинейного, временами добродетельного и честного человека, не верящего в божественное создание, не принимающего общественную мораль и нравственность, всегда готового заключить брак с любой прекрасной дамой, которая покорила его сердце.
- Первая часть пьесы повествует о скуке Дон Жуана по отношению к жене донье Эльвире, которую он когда-то похищает у ревнивого жениха, являющегося командором, убив его и не мучась муками совести.
Однако слуга Дон Жуана Сганарель боится, что за этот поступок его господину придется понести наказание перед божьим судом. К тому же в городе немало родственников убитого командора, желающих отомстить убийце.
При этом Сганарель считает хозяина человеком, являющимся безбожником, отличающимся скотским инстинктом, обманывающим и бросающим женщин ради собственных плотских утех. Иногда слуга находит в себе силы и высказывает хозяину собственное мнение. Однако Дон Жуан признается Сганарелю о том, что не может противостоять своей сущности и жить исключительно с одной женщиной.
Донья Эльвира видит изменившееся отношение Дон Жуана, и сама инициирует разговор с мужем, в котором он советует ей вернуться в монастырь. Женщина смиренно принимает ситуацию, но на прощание проклинает Дон Жуана и грозит неминуемой божьей карой.
Самоуверенный герой не обращает внимания на слова женщины и отправляется на поиски новой возлюбленной. На его пути появляются две молодые девушки, которых Дон Жуан с помощью лести и комплиментов соблазняет. Слуга пытается образумить девушек, но ему это не удается.
Однажды Дон Жуан узнает, что его разыскивают двенадцать всадников. Ловелас решает поменяться одеждой со слугой. В этом обличии он замечает статую командора и, издеваясь, приглашает ее отобедать, на что статуя соглашается. Видя это, слуга сильно пугается.
Затем Дон Жуана посещает отец, рассчитывающий, что сын изменился, однако его мечтам не дано осуществиться.
На ужин прибывает статуя командора и Дон Жуан самоуверенно пожимает ей руку. В этот момент с небес снисходит огненная кара и мужчина проваливается сквозь землю.
Гибель Дон Жуана радует многих людей, горевать остается лишь слуге Сганарелю, поскольку со смертью хозяина он лишается жалованья.
← Мнимый больной
← Мизантроп↑ МольерСкупой →
Школа жен →
- Деревья растут для всех — краткое содержание рассказа Астафьева
Весной мальчик Витя заболел малярией. Его лечила бабушка. Она была деревенской знахаркой и знала много методов лечения от разных хворей и недугов. Бабушка лечила святой водой, молитвами, заговорами и травами - Буря — краткое содержание пьесы Шекспира
В пьесе «Буря» мы окунаемся в жизнь людей, которые попали на почти необитаемый остров с совершенно разных стран. Корабль терпит крушение подле одинокого острова, на котором живет маг Просперо - Находка — краткое содержание рассказа Зощенко
Миша сестрой Лёлей нашли в доме пустую коробку из-под конфет, положили в неё паука и лягушку. Затем они завернули коробку в бумагу и перевязали красивой лентой. Когда пакет был готов, дети положили его на тротуар недалеко от забора - Про обезьянку — краткое содержание рассказа Житков
В рассказе под названием «Про обезьянку» автор описывает события прошлой школьной жизни. Будучи двенадцатилетним мальчиком, рассказчик получает предложение от друга – Юхминенко
Источник: https://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/moler/don-zhuan-roman
Краткое содержание Байрон Дон Жуан для читательского дневника
Роман в стихах, или как его называет сам автор, «эпическая поэма», переносит читателя в восемнадцатый век. Главный герой произведения, Жуан, путешествует по всей Европе – начиная от Испании и заканчивая Россией. Он бывает и в Турции, и в Греции, и в Польше, и в Германии…
Первая песня посвящена красочному описанию жизни одной дворянской семьи в Севилье. Именно здесь родился главный герой поэмы и будущий покоритель женских сердец. Жуану исполняется шестнадцать лет.
Он знакомится, а после вступает в интимные отношения с лучшей подругой своей матери и замужней женщиной – донной Юлией. В конце концов, муж Юлии застает любовников в их супружеской спальне.
Опасаясь громкого скандала, родители подростка отправляют его в дальнее морское путешествие.
Вскоре Жуан терпит кораблекрушение. Его выбрасывает на берег неизвестного острова. Здесь он встречает новую любовь – гречанку Гайдэ. Но счастье их длилось недолго. Отец девушки, ярый преступник и контрабандист, отправляет Жуана на рынок рабов в Константинополь. Юная Гайдэ не выдерживает столь сильного потрясения и вскоре умирает.
Жуана продают в гарем турецкого султана. Его жена, разумеется, влюбленная в главного героя, помогает Жуану и его другу бежать из заточения. Через некоторое время они сталкиваются с войсками Суворова, штурмующими крепость Измаил.
Вскоре Жуан присоединяется к штурму и проявляет в бою чудеса смелости и героизма. Его награждают за отвагу и отправляют в Россию, в Петербург. Здесь он делает блестящую карьеру, но спустя недолгое время серьезно заболевает. Императрица Екатерина отправляет Жуана в Англию.
Во время путешествия, герой проезжает Польшу, Пруссию, Голландию. Туманный Альбион встречает его недружелюбно. Практически сразу по приезду, на Жуана нападают уличные разбойники, но тот без труда с ними расправляется.
Далее автор рисует читателю картины светской жизни англичан и здесь же начинает повествование о новых приключениях Жуана.
Вскоре (на 17-ой главе) роман прерывается. Как утверждали современники поэта, в своем произведении Байрон смог реализовать лишь часть задуманного. По словам самого автора, герой поэмы после всех своих странствий и приключений, описанных в поэме, должен был принять участие в Великой французской революции и принять свою гибель.
Главный замысел автора заключался не в том, чтобы показать читателю не судьбу главного героя, а изобразить общественный уклад и устройство частной жизни людей разных национальностей, подданств и гражданств.
Источник: https://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/bajron/don-zhuan
«Дон Жуан»
«Эпическая поэма» — по отзыву автора, а по сути — роман в стихах, «Дон Жуан» — важнейшее и самое масштабное произведение позднего этапа творчества Байрона, предмет постоянных размышлений поэта и ожесточённой полемики критики.
Подобно «Евгению Онегину», шедевр позднего Байрона обрывается на полуслове.
Судя по переписке и отзывам современников, работавший над «Дон Жуаном» на протяжении последних семи лет своей жизни, поэт сумел осуществить не более двух третей своего обширного замысла (задумывался эпос в 24 песнях, и автор предполагал показать жизнь своего героя в Германии, Испании, Италии, а закончить повествование гибелью Жуана во Франции в период Великой французской революции).
В первой песне сочными сатирическими мазками поэт набрасывает эскиз существования достаточно ординарного дворянского семейства в Севилье во второй половине XVIII столетия, воссоздавая сословное и семейное окружение, в каком только и мог произойти на свет будущий неукротимый покоритель женских сердец.
Опыт побывавшего в Испании создателя «Чайльд Гарольда» не мог не сослужить Байрону доброй услуги: образы жизнелюбивого, оптимистичного дона Хосе и его «высоколобой» томной и чопорной супруги доны Инесы кажутся нарисованными кистью какого-нибудь из фламандских мастеров жанровой живописи.
Лукавый автор ни на минуту не теряет из виду и нравы современной ему британской аристократии, акцентируя, в частности, превалирующее в севильском богатом доме ощущение лицемерия и ханжества.
Шестнадцатилетний молодой герой проходит первые уроки эротического воспитания в объятиях лучшей подруги матери — молодой (она всего на семь лет старше юноши) доны Юлии, жены дона Альфонсо, которого в былые годы связывали, намекает автор, с матерью Жуана узы не вполне платонической дружбы.
Но вот случается непоправимое: ревнивый дон Альфонсо обнаруживает подростка в спальне жены, и родители Жуана, стремясь избежать великосветского скандала, отправляют своего отпрыска в длительное морское путешествие.
Корабль, плывущий в Ливорно, терпит крушение, и большинство пассажиров гибнет в волнах во время жестокой бури. При этом Жуан теряет своего слугу и наставника, а его самого, измождённого, без сознания, волной выбрасывает на берег неведомого острова. Так начинается новый этап его биографии — любовь к прекрасной гречанке Гайдэ.
Пленительно прекрасная девушка, живущая с отцом-пиратом в изоляции от внешнего мира, находит на побережье сказочно красивого юношу и дарит ему свою любовь.
Гайдэ неведомы расчёт и двуличие: «Гайдэ — как дочь наивная природы / И неподдельной страсти — родилась / Под знойным солнцем юга, где народы / Живут, любви законам подчинясь.
/ Избраннику прекрасному на годы / Она душой и сердцем отдалась, / Не мысля, не тревожась, не робея: / Он с нею был — и счастье было с нею!»
Однако, как и всякая утопия, эта безоблачная полоса в жизни героев скоро прерывается: отец Гайдэ, слывший погибшим в одной из своих контрабандистских «экспедиций», возвращается на остров и, не внемля мольбам дочери, связывает Жуана и отправляет его с другими пленниками на рынок рабов в Константинополь. А потрясённая пережитым девушка впадает в беспамятство и спустя некоторое время умирает.
Жуан, в свою очередь, вместе с товарищем по несчастью — британцем Джоном Джонсоном, служившим в армии Суворова и взятым в плен янычарами, оказывается продан в гарем турецкого султана.
Приглянувшийся любимой жене султана, красавице Гюльбее, он скрыт в женском платье среди очаровательных одалисок и, не ведая об опасности, «навлекает» на себя благосклонность одной из них — прекрасной грузинки Дуду.
Ревнивая султанша в ярости, но, подчиняясь соображениям трезвого расчёта, вынуждена помочь Жуану и его другу Джонсону, вместе с двумя невезучими наложницами, бежать из гарема.
Атмосфера пряной эротической резиньяции резко меняется, когда беглецы оказываются в расположении русских войск, под командованием фельдмаршала Суворова штурмующих турецкую крепость Измаил на Дунае (песни 7−8-я).
Эти страницы романа поистине захватывают — не потому только, что стремившийся придать максимальную историко-документальную достоверность своему повествованию Байрон весьма подробно и колоритно характеризует бесстрашного русского полководца (кстати, в этих эпизодах находится место и будущему победителю Наполеона Кутузову), но прежде всего потому, что в них сполна выразилось страстное неприятие Байроном антигуманной практики кровопролитных и бессмысленных войн, составлявших значимую — зачастую ведущую — часть внешней политики всех европейских держав. Байрон-антимилитарист по обыкновению далеко обгоняет собственное время: боготворя свободу и независимость и воздавая должное отваге и таланту Суворова, его простоте и демократизму («Признаться вам — Суворова я сам / Без колебаний чудом называю»), он говорит решительное «нет» монархам-завоевателям, ради эфемерной славы бросающим в жерло чудовищной бойни тысячи человеческих жизней. «Но, в сущности, лишь войны за свободу / Достойны благородного народа».
Под стать автору и герой: по неведению проявляющий чудеса героизма при осаде крепости Жуан, ни секунды не колеблясь, спасает от рук разъярённых казаков пятилетнюю турецкую девочку и в дальнейшем отказывается расстаться с ней, хотя это и препятствует его светской «карьере».
Как бы то ни было, его награждают русским орденом за отвагу и командируют в Петербург с депешей Суворова императрице Екатерине о взятии неприступной турецкой твердыни.
«Русский эпизод» в жизни испанского героя не слишком продолжителен, однако сообщаемое Байроном о нравах и обычаях российского двора достаточно подробно и красноречиво свидетельствует об огромной работе, проделанной поэтом, никогда не бывавшим в России, но искренне и непредвзято пытавшимся понять природу русского самодержавия. Интересна и неоднозначная характеристика, даваемая Байроном Екатерине, и недвусмысленно-неприязненная оценка поэтом фаворитизма, процветающего, впрочем, не при одном лишь императорском дворе.
Блестящая карьера любимца русской государыни, «засветившая» Жуану, скоро оказывается прервана: он заболевает, и всесильная Екатерина, снабдив красивого юношу верительными грамотами посланника, отправляет его в Англию.
Миновав Польшу, Пруссию, Голландию, этот баловень судьбы оказывается в отечестве поэта, который без обиняков высказывает своё весьма далёкое от официозного отношение к роли, какую играет слывущая «свободолюбивой» Британия в европейской политике («она — тюремщик наций…»).
И вновь жанровая тональность рассказа меняется (с песни 11-й до 17-й, на которой и прерывается роман). Собственно «пикарескная» стихия торжествует здесь только в коротком эпизоде нападения на Жуана уличных грабителей на лондонской улице.
Герой, впрочем, без труда выходит из положения, отправляя одного из напавших на тот свет.
Дальнейшее — вплотную предвосхищающие пушкинского «Онегина» картинки великосветской жизни столичного и сельского Альбиона, свидетельствующие и о возрастающей глубине байроновского психологизма, и о присущем поэту несравненном мастерстве язвительно-сатирического портрета.
Трудно уйти от мысли, что именно эту часть повествования автор полагал центральной для своего грандиозного замысла. Едва ли случайно в начале этой полосы в существовании персонажа поэт «проговаривается»: «Двенадцать песен написал я, но / Все это лишь прелюдия пока».
К этому моменту Жуану двадцать один год. Молодой, эрудированный, обаятельный, он недаром привлекает к себе внимание молодых и не столь молодых представительниц прекрасного пола. Однако ранние тревоги и разочарования заронили в нем вирус усталости и пресыщения. Байроновский Дон Жуан, быть может, тем разительно и отличается от фольклорного, что в нем нет ничего «сверхчеловеческого».
Став объектом сугубо светского интереса со стороны блестящей аристократки леди Аделины Амондевилл, Жуан удостаивается приглашения погостить в роскошном загородном имении лорда Амондевилла — красивого, но поверхностного представителя своего сословия, стопроцентного джентльмена и страстного охотника.
Его жена, впрочем, тоже плоть от плоти своей среды с её нравами и предрассудками. Испытывая душевное расположение к Жуану, она не находит ничего лучшего, как… приискать своему ровеснику-иностранцу подобающую невесту. Он, со своей стороны, после долгого перерыва, кажется, по-настоящему влюбляется в юную девушку Аврору Рэби: «Она невинной грацией своей / Шекспира героинь напоминала».
Но последнее никак не входит в расчёты леди Аделины, успевшей присмотреть для юноши одну из своих великосветских подруг. С ней-то в ночной тишине старинного сельского особняка и сталкивается герой на последних страницах романа.
Увы, судьба помешала поэту продолжить повествование…
Роман начинается со знакомства читателя с дворянской семьей, где и родился будущий покоритель женских сердец. События разворачиваются в конце XVIII века в Севиле.
Еще в шестнадцатилетнем возрасте Жуан начинает изучать мастерство эротического поведения с помощью приятельницы своей матери доны Юлии, которая является супругой дона Альфонсо.
Однажды, когда он застает Жуана в постели со своей женой, разгорается скандал, в результате которого родители главного героя отправляют его в длительное морское путешествие.
Корабль, на котором находился юноша, плывет в Ливорно и неожиданно терпит крушение. Множество пассажиров погибает в сильно разбушевавшихся волнах, а Жуана выбрасывает волной на берег неопознанного острова, герой находится в бессознательном состоянии.
Проживавшая вдали от внешнего мира со своим отцом Гайдэ, находит юношу на берегу, и дарит ему свою безмерную любовь. Отец Гайдэ — пират, которого многие считают погибшим в контрабандистской поездке, внезапно возвращается на остров. Жуана он связал и с остальными пленниками отправил на рынок в городе Константинополе, где торговали рабами.
Гайдэ не смогла перенести разлуку с любимым, она умирает через несколько дней. В то время, Жуан со своим другом по несчастью британцем Джоном Джонсоном был продан турецкому султану в гарем. Там он сразу понравился любимой жене султана Гюльбее.
Жуан прячется под женским одеянием в обществе прекрасных одалисок, и ревнивая Гюльбее помогает Жуану с его другом и еще двумя наложницами сбежать из гарема.
В то время идет осада турецкой крепости Измаил русской армией под предводительством самого Суворова, и беглецы попадают в ее расположение.
Дон Жуан спасает от казаков маленькую девочку и его награждают орденом за отвагу, а также командируют в Санкт-Петербург, передав послание Суворова к императрице Екатерине о том, что неприступная турецкая крепость, наконец, взята.
Ему уже сулили карьеру фаворита государыни, но он, вдруг, тяжело заболевает. Тогда, императрица Екатерина вручает молодому человеку грамоты посланника и отправляет его в Англию.
В это время, герою уже исполнился двадцать один год. Он весьма умен, немыслимо обаятелен и привлекает к себе все больше внимания представительниц прекрасного пола разных возрастов. Правда, пережитые Жуаном неприятности в какой-то мере разочаровывают его, и даже селят в нем состояние усталости, пресыщения и апатии.
Но как-то раз, Жуан становится объектом интереса со стороны светской красавицы и аристократки леди Аделины Амондевилл. Юношу приглашают для времяпрепровождения в роскошное загородное имение ее мужа лорда Амондевилла. Аделину сильно привлекает молодой человек, и она придумывает найти подходящую для него невесту.
Дон Жуан после длительного перерыва всерьез влюбляется в молодую и красивую Аврору Рэби. Однако это явно не входило в некий план Аделины, которая присмотрела для юноши одну из своих великосветских приятельниц.
С этой дамой и встречается Дон Жуан в сумраке старинного особняка на последних страницах романа, который так и не был завершен автором.
Источник: https://www.allsoch.ru/bajron/don_zhuan/
Краткое содержание: Дон Жуан
В начале произведения, используя сатирические краски, автор знакомит читателей с дворянским семейством в Севилье конца 18-го века, в которой родился в будущем непревзойдённый покоритель дамских сердец.
В 16-тилетнем возрасте Жуан получает начальные уроки эротического воспитания в объятиях подруги своей матери — любвеобильной доны Юлии, супруги дона Альфонсо. Ревнивый дон Альфонсо находит юношу в спальне жены.
После этого родители Жуана отправляют сына в долгое морское путешествие.
Корабль, плывущий в Ливорно, потерпел крушение, и большинство пассажиров погибло в волнах во время сильнейшей бури. Жуана измождённого, без сознания, волной выбросило на берег неизвестного острова.
Прекрасная девушка Гайдэ, которая проживала с отцом в изоляции от внешнего мира, нашла на берегу красивого юношу и подарила ему всю свою любовь. Ее отец-пират, которого все считали погибшим в одной из своих контрабандистских «экспедиций», вернулся на остров.
Он связал Жуана и отправил его с остальными пленниками на рынок, торгующий рабами, находящийся в городе Константинополе. От пережитых потрясенний Гайде впала в беспамятство, а через несколько дней умерла.
Тем временем Жуан, вместе с британцем Джоном Джонсоном, товарищем по несчастью, был продан в гарем турецкого султана. Понравившись красавице Гюльбее, любимой жене султана, он скрывается под женским платьем в обществе очаровательных одалисок.
Ревнивая султанша помогает Жуану и его другу с еще двумя невезучими наложницами совершить побег из гарема.
Беглецы попадают в расположение русской армии под предводительством великого фельдмаршала Суворова, в то время осаждающих турецкую крепость Измаил на Дунае. Дон Жуан спасает от рук казаков маленькую турецкую девочку.
Молодой человек награжден русским орденом за отвагу и командирован в Санкт-Петербург с посланием Суворова великой императрице Екатерине о взятии неприступной турецкой крепости. Но блестящая карьера фаворита русской государыни, которая вдруг засветила Жуану, скоро оказалась прервана. Он тяжело заболел.
Всесильная императрица Екатерина снабдила красивого юношу грамотами посланника и отправила в Англию.
К этому моменту герою произведения Жуану двадцать один год. Он эрудирован, очень обаятелен, поэтому и привлекает к себе пристальное внимание молодых, да и не совсем молодых представительниц прекрасного пола. Однако пережитые невзгоды и разочарования зародили в нем вирус усталости и пресыщения.
Как-то став объектом светского интереса со стороны леди Аделины Амондевилл, блестящей аристократки, Жуан удостоился приглашения провести время в роскошном загородном имении лорда Амондевилла. Его жена, испытывая душевное расположение к молодому человеку, не придумывает ничего лучшего, как найти ему подходящую невесту.
Жуан после долгого перерыва похоже серьез влюбляется в юную красивую девушку Аврору Рэби. Это никак не входило в расчёты Аделины, которая уже успела присмотреть для Жуана одну из своих великосветских подруг.
Именно с ней в ночной тишине старинного сельского особняка и встречается Жуан на последних страницах байроновского романа, который так и не суждено было дописать автору…
Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Дон Жуан». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.
Источник: https://biblioman.org/shortworks/bayron/don-zhyan/
Краткое содержание поэмы Байрона «Дон Жуан»
«Эпическая поэма» — по отзыву автора, а по сути — роман в стихах, «Дон Жуан» — важнейшее и самое масштабное произведение позднего этапа творчества Байрона, предмет постоянных размышлений поэта и ожесточенной полемики критики.
Подобно «Евгению Онегину», шедевр позднего Байрона обрывается на полуслове. Судя по переписке и отзывам современников, работавший над «Дон Жуаном» на протяжении последних семи лет своей жизни, поэт сумел осуществить не более двух третей своего обширного замысла.
В первой песне сочными сатирическими мазками поэт набрасывает эскиз существования достаточно ординарного дворянского семейства в Севилье во второй половине XVIII столетия, воссоздавая сословное и семейное окружение, в каком только и мог произойти на свет будущий неукротимый покоритель женских сердец.
Опыт побывавшего в Испании создателя «Чайльд Гарольда» не мог не сослужить Байрону доброй услуги: образы жизнелюбивого, оптимистичного дона Хосе и его «высоколобой» томной и чопорной супруги доны Инесы кажутся нарисованными кистью какого-нибудь из фламандских мастеров жанровой живописи.
Лукавый автор ни на минуту не теряет из виду и нравы современной ему британской аристократии, акцентируя, в частности, превалирующее в севильском богатом доме ощущение лицемерия и ханжества.
Шестнадцатилетний молодой герой проходит первые уроки эротического воспитания в объятиях лучшей подруги матери — молодой доны Юлии, жены дона Альфонсо, которого в былые годы связывали, намекает автор, с матерью Жуана узы не вполне платонической дружбы. Но вот случается непоправимое: ревнивый дон Альфонсо обнаруживает подростка в спальне жены, и родители Жуана, стремясь избежать великосветского скандала, отправляют своего отпрыска в длительное морское путешествие.
Корабль, плывущий в Ливорно, терпит крушение, и большинство пассажиров гибнет в волнах во время жестокой бури. При этом Жуан теряет своего слугу и наставника, а его самого, изможденного, без сознания, волной выбрасывает на берег неведомого острова. Так начинается новый этап его биографии — любовь к прекрасной гречанке Гайдэ.
Пленительно прекрасная девушка, живущая с отцом-пиратом в изоляции от внешнего мира, находит на побережье сказочно красивого юношу и дарит ему свою любовь.
Гайдэ неведомы расчет и двуличие: «Гайдэ — как дочь наивная природы / И неподдельной страсти — родилась / Под знойным солнцем юга, где народы / Живут, любви законам подчинясь.
/ Избраннику прекрасному на годы / Она душой и сердцем отдалась, / Не мысля, не тревожась, не робея: / Он с нею был — и счастье было с нею!»
Однако, как и всякая утопия, эта безоблачная полоса в жизни героев скоро прерывается: отец Гайдэ, слывший погибшим в одной из своих контрабандистских «экспедиций», возвращается на остров и, не внемля мольбам дочери, связывает Жуана и отправляет его с другими пленниками на рынок рабов в Константинополь. А потрясенная пережитым девушка впадает в беспамятство и спустя некоторое время умирает.
Жуан, в свою очередь, вместе с товарищем по несчастью — британцем Джоном Джонсоном, служившим в армии Суворова и взятым в плен янычарами, оказывается продан в гарем турецкого султана.
Приглянувшийся любимой жене султана, красавице Гюльбее, он скрыт в женском платье среди очаровательных одалисок и, не ведая об опасности, «навлекает» на себя благосклонность одной из них — прекрасной грузинки Дуду.
Ревнивая султанша в ярости, но, подчиняясь соображениям трезвого расчета, вынуждена помочь Жуану и его другу Джонсону, вместе с двумя невезучими наложницами, бежать из гарема.
Атмосфера пряной эротической резиньяции резко меняется, когда беглецы оказываются в расположении русских войск, под командованием фельдмаршала Суворова штурмующих турецкую крепость Измаил на Дунае.
Эти страницы романа поистине захватывают — не потому только, что стремившийся придать максимальную историко-документальную достоверность своему повествованию Байрон весьма подробно и колоритно характеризует бесстрашного русского полководца, но прежде всего потому, что в них сполна выразилось страстное неприятие Байроном антигуманной практики кровопролитных и бессмысленных войн, составлявших значимую — зачастую ведущую — часть внешней политики всех европейских держав. Байрон-антимилитарист по обыкновению далеко обгоняет собственное время: боготворя свободу и независимость и воздавая должное отваге и таланту Суворова, его простоте и демократизму, он говорит решительное «нет» монархам-завоевателям, ради эфемерной славы бросающим в жерло чудовищной бойни тысячи человеческих жизней. «Но, в сущности, лишь войны за свободу / Достойны благородного народа».
Под стать автору и герой: по неведению проявляющий чудеса героизма при осаде крепости Жуан, ни секунды не колеблясь, спасает от рук разъяренных казаков пятилетнюю турецкую девочку и в дальнейшем отказывается расстаться с ней, хотя это и препятствует его светской «карьере».
Как бы то ни было, его награждают русским орденом за отвагу и командируют в Петербург с депешей Суворова императрице Екатерине о взятии неприступной турецкой твердыни.
«Русский эпизод» в жизни испанского героя не слишком продолжителен, однако сообщаемое Байроном о нравах и обычаях российского двора достаточно подробно и красноречиво свидетельствует об огромной работе, проделанной поэтом, никогда не бывавшим в России, но искренне и непредвзято пытавшимся понять природу русского самодержавия. Интересна и неоднозначная характеристика, даваемая Байроном Екатерине, и недвусмысленно-неприязненная оценка поэтом фаворитизма, процветающего, впрочем, не при одном лишь императорском дворе.
Блестящая карьера любимца русской государыни, «засветившая» Жуану, скоро оказывается прервана: он заболевает, и всесильная Екатерина, снабдив красивого юношу верительными грамотами посланника, отправляет его в Англию.
Миновав Польшу, Пруссию, Голландию, этот баловень судьбы оказывается в отечестве поэта, который без обиняков высказывает свое весьма далекое от официозного отношение к роли, какую играет слывущая «свободолюбивой» Британия в европейской политике.
И вновь жанровая тональность рассказа меняется. Собственно «пикарескная» стихия торжествует здесь только в коротком эпизоде нападения на Жуана уличных грабителей на лондонской улице. Герой, впрочем, без труда выходит из положения, отправляя одного из напавших на тот свет.
Дальнейшее — вплотную предвосхищающие пушкинского «Онегина» картинки великосветской жизни столичного и сельского Альбиона, свидетельствующие и о возрастающей глубине байроновского психологизма, и о присущем поэту несравненном мастерстве язвительно-сатирического портрета.
Трудно уйти от мысли, что именно эту часть повествования автор полагал центральной для своего грандиозного замысла. Едва ли случайно в начале этой полосы в существовании персонажа поэт «проговаривается» : «Двенадцать песен написал я, но / Все это лишь прелюдия пока».
К этому моменту Жуану двадцать один год. Молодой, эрудированный, обаятельный, он недаром привлекает к себе внимание молодых и не столь молодых представительниц прекрасного пола. Однако ранние тревоги и разочарования заронили в нем вирус усталости и пресыщения.
Байроновский Дон Жуан, быть может, тем разительно и отличается от фольклорного, что в нем нет ничего «сверхчеловеческого».
Став объектом сугубо светского интереса со стороны блестящей аристократки леди Аделины Амондевилл, Жуан удостаивается приглашения погостить в роскошном загородном имении лорда Амондевилла — красивого, но поверхностного представителя своего сословия, стопроцентного джентльмена и страстного охотника.
Его жена, впрочем, тоже плоть от плоти своей среды с ее нравами и предрассудками. Испытывая душевное расположение к Жуану, она не находит ничего лучшего, как… приискать своему ровеснику-иностранцу подобающую невесту. Он, со своей стороны, после долгого перерыва, кажется, по-настоящему влюбляется в юную девушку Аврору Рэби: «Она невинной грацией своей / Шекспира героинь напоминала».
Но последнее никак не входит в расчеты леди Аделины, успевшей присмотреть для юноши одну из своих великосветских подруг. С ней-то в ночной тишине старинного сельского особняка и сталкивается герой на последних страницах романа.
Увы, судьба помешала поэту продолжить повествование…
Краткое содержание поэмы Байрона «Дон Жуан»
Источник: https://essay.englishtopic.ru/kratkoe-soderzhanie-poemy-bajrona-don-zhuan/