Роман Ивана Гончарова «Обрыв», краткое содержание которого приведено в этой статье, был завершен в 1869 году. Это заключительная часть своеобразной трилогии автора, в которую также входят произведения «Обломов» и «Обыкновенная история».
В общей сложности автор работал над романом два десятилетия. Дополнительные трудности возникли из-за конфликта с Тургеневым, который, по мнению Гончарова, использовал некоторые сюжетные линии в своих романах «Накануне» и «Дворянское гнездо».
Впервые «Обрыв» был напечатан в журнале «Вестник Европы».
История создания
Роман Ивана Гончарова «Обрыв», краткое содержание которого вы можете найти в этой статье, дался автору невероятно тяжело. Работа над ним была долгой, упорной и кропотливой.
Если говорить кратко, история создания романа «Обрыв» такова. Замысел начал формироваться еще в 1849 году, когда писатель находился в Симбирске. Это родина Гончарова, которую он посетил после длительного перерыва. Тогда у него и родилась идея воссоздать атмосферу российской провинции, в которой оказывается герой, много лет проживший в столичном Петербурге.
Интересна творческая история романа «Обрыв». Рабочее название романа менялось несколько раз. Среди вариантов были «Вера», «Художник Райский», «Художник», «Райский». Работал Гончаров медленно, параллельно написав «Обломова» и съездив в кругосветное плавание на фрегате «Паллада».
Краткое содержание
Роман Гончарова «Обрыв», краткое содержание которого вы можете читать в этой статье, начинается со сцены между двумя друзьями — Иваном Ивановичем Аяновым и Борисом Павловичем Райским. Они встречаются за карточным столом в доме Пахотина.
Там же и две его сестры — Надежда и Анна, давно в статусе старых дев. А также дочь Пахотина Софья, оставшаяся недавно вдовой. Именно к ней проявляет наибольший интерес Райский.
Если Аянов ездит к Пахотину без задней мысли, только для того, чтобы поиграть в карты, то Райский мечтает пробудить страсть в Софье, приходящейся ему дальней родственницей.
Сам Райский в романе «Обрыв» — персонаж, которого обуревают страсти. Он сам и пишет, и рисует, и даже сочиняет музыку, вкладывая в каждое занятие всю душу. Но ему и этого мало, он стремится пробудить жизнь во всех окружающих. Ему немного за 30.
Образ Райского в романе «Обрыв»
В Петербург Райский приехал из родового имения. Пытался освоить много занятий, но ни в чем не нашел своего призвания. Понял только, что главным в его жизни будет искусство. Именно в таком состоянии духа он отправляется на свою малую родину.
После смерти его родителей имением управляет двоюродная бабушка, которую зовут Татьяна Марковна Бережкова. Она старая дева, которой в молодости не позволили выйти замуж за ее избранника — Тита Ватутина. Примечательно, что и он остался холостяком, до сих пор ездит к Татьяне Марковне с подарками для нее и ее сирот, находящихся на воспитании, Марфы и Веры.
Имение Райского
Имение, в котором прошло детство Райского, называется Малиновка. Иван Александрович Гончаров описывает его как благословенный уголок. Картину в нем портит только жуткий обрыв, который находится в конце сада. Он пугает практически всех обитателей дома. Существует предание, что давным-давно ревнивый супруг убил на дне этого оврага свою жену и ее любовника, а потом покончил собой. Прямо на месте преступления его тело и зарыли.
Татьяна Марковна с радостью встречает Райского, которого тут же пытается ввести в курс дела, чтобы он помогал ей в управлении хозяйством. Но Борис абсолютно равнодушен к делам, его волнуют только поэтические впечатления.
После каникул Райский возвращается в Петербург. В университете он сближается с сыном дьякона Леонтием Козловым, забитым и робким. Читатели романа «Обрыв» часто удивляются, что общего могло быть между ними. Один — скромный юноша, мечтающий о преподавании в российской глубинке, а второй — поэт, одержимый романтическими страстями.
После окончания университета Леонтий уезжает в провинцию, а Райский остается в столице. Правда, он так и не может найти себе дела. Важнейшей целью остается кузина Софья, которую он все пытается покорить. Все вечера он проводит у Пахотиных, рассказывая девушке, какой ему представляется истинная жизнь. Но ни к чему конкретному это не приводит.
А следующим летом приходит письмо от Татьяны Марковны, она снова зазывает юношу в Малиновку. Оказывается, что поблизости от имения обосновался и Леонтий. Отчаявшись пробудить страсть в Софье, он решает ехать.
К тому же происходит досадная неприятность. Он показывает портрет Софьи Аянову, который дает весьма нелицеприятную оценку, заявив, что она тут будто пьяна. Не оценивает его и признанный художник Кирилов.
Райский находит красоту
Приехав в Малиновку, Райский первым делом встречает очаровательную девушку, которая не замечает его, занявшись кормлением домашних птиц. Она вся дышит свежестью, грацией и чистотой. Главный герой романа Гончарова «Обрыв» (краткое содержание произведения поможет вам восстановить в памяти сюжет) сразу понимает, что именно здесь отыщет истинную красоту, которой не оказалось в неприветливом Петербурге.
Той самой девушкой оказывается Марфа, воспитанница Татьяны Марковны. Бабушка снова пытается увлечь молодого человека хлопотами по хозяйству, но опять безуспешно.
Друг Леонтий
Иван Александрович Гончаров с упоением описывает жизнь Малиновки. Тут же обосновался и Леонтий Козлов, который, как выясняется, женат на дочери эконома Ульяне. В нее были влюблены многие студенты, но она в итоге выбрала Леонтия и уехала за ним в российскую глубинку.
Дома Райский застает множество гостей, приехавших его повидать. Деревенская жизнь катится по наезженной колее. Главный герой ездит по окрестностям, вникая в жизнь и быт окружающих людей. Однажды он становится свидетелем выяснения отношений с дворовым Савелием, который приревновал свою жену Марину. Райский убеждается, что именно здесь кипят истинные страсти.
Крутится вокруг него и кокетка Полина Крицкая, пытаясь любыми способами привлечь его внимание. Конечная же цель весьма обыденна: рассказать потом всему городу, что даже заезжий столичный кавалер не устоял перед ее чарами. Райский в ужасе от нее шарахается и пытается всячески избегать.
Вторая воспитанница Татьяны Марковны Вера уехала к попадье и уже долго не возвращается. Борис тем временем пытается образовать Марфу. Постепенно он узнает ее вкусы и пристрастия в литературе и живописи. Он надеется хотя бы в ней пробудить истинную жизнь. Регулярно Райский навещает Козлова, однажды встретив там Марка Волохова. Это чиновник 15-го класса, находящийся под надзором полиции.
Райского привлекает Марк, о котором он уже успел услышать много нелицеприятного от своей бабушки. Но когда он знакомится лично, тут же приглашает его на ужин. Трапеза в комнате Бориса сопровождается неизменной жженкой, которая приводит в ужас Татьяну Марковну, панически боящуюся пожаров. Еще большее возмущение вызывает присутствие в ее доме Марка.
Волохов, как и Райский, считает, что обязан пробудить людей. Но в отличие от Бориса, его усилия направлены не на конкретную женщину, а на абстрактное большинство. Их он побуждает думать, тревожиться и читать запрещенную литературу. Его философия проста и цинична, сводится она исключительно к личной выгоде. Райский даже увлекается его загадочностью и туманностью.
Возвращение Веры
В это время от попадьи возвращается Вера. Она совсем не похожа на ту девушку, которую ожидал увидеть Борис. Вера замкнута, таинственна. Райский понимает, что ему во что бы то ни стало нужно разгадать свою кузину, узнать, в чем ее тайна. А в том, что эта тайна есть, Райский не сомневается.
Со временем главный герой чувствует, что в нем пробуждается дикий Савелий. Как этот дворовый следил за своей неверной женой, так и Борис начинает неусыпно наблюдать за Верой.
Между тем его бабушка планирует женить Бориса на дочери откупщика, чтобы он уже осел в Малиновке и не мечтал о столичной жизни. Райский категорически против. Его поглощают загадки, которые таятся вокруг, поэтому он не намерен окунаться с головой в прозу жизни.
К тому же неожиданные события действительно начинают происходить. Появляется некий Викентьев, у которого возникает роман с Марфой. Вера же все так же угнетает главного героя своим равнодушием. При этом Волохов куда-то исчезает, Раевский бросается на его поиски.
Совершеннейшей неожиданностью становится требование Веры больше за ней не шпионить и оставить в покое. Их беседа, начавшаяся на повышенных тонах, заканчивается примирением. Они даже начинают чаще видеться, обсуждать книги, известных персон.
Торжественный обед
Вскоре Татьяна Марковна устраивает в Малиновке торжественный прием, на который приглашает всю округу. Обед устраивают в честь Бориса Павловича.
Внезапно вечер проходит на повышенных тонах, в доме вспыхивает скандал. Раевский высказывает Нилу Тычкову все, что о нем думает, а Татьяна Марковна встает на сторону внука. Тычкова прогоняют из Малиновки.
А Вера, которую покорила смелость и откровенность Райского, впервые целует его. В этом эпизоде образ Веры в романе «Обрыв» раскрывается в полной мере. Правда, для Райского этот поцелуй практически ничего не значит.
Он теряет интерес к девушке, в скором времени планирует вернуться в Петербург к привычной жизни.
Правда, большинство окружающих не верят, что скоро ему удастся уехать. Вера покидает имение, отправляясь к подруге за Волгу. В ее отсутствие Борис пытается выведать у Татьяны Марковны, что она за человек.
Оказывается, что бабушка считает ее близкой себе по духу. Любит ее и сострадает, видя, что она часто повторяет ее ошибки.
От нее же Райский узнает, что уже давно посвататься к Вере собирается лесничий Иван Тушин.
Не в состоянии отделаться от мыслей о девушке, Райский позволяет Крицкой увезти себя к ней в дом. Уже оттуда направляется к Козлову, где его с распростертыми объятиями встречается Ульяна. Борис и тут не смог устоять перед чарами.
В одну из грозовых ночей Веру в имение привозит Тушин на своих лошадях. У Бориса появляется возможность познакомиться с человеком, о котором так много рассказывала ему Татьяна Марковна. Он начинает ревновать к нему и вновь собирается уехать в столицу. Но опять остается, понимая, что так и не разгадал тайны Веры.
Разговоры Бориса о том, что Вера тайно влюблена в конце концов не на шутку встревожили Татьяну Марковну. Она решает провести эксперимент: устроить семейное чтение книги о Кунигунде, которая влюбилась против родительской воли и заканчивает свои дни в монастыре.
Результат оказывается совершенно ошеломляющим. Вера относится к сюжету абсолютно равнодушно, буквально засыпая над книгой, а вот Марфа с Викентьевым объясняются в любви под пение соловьев.
Уже на следующий день в Малиновку приезжает мать Викентьева, которая устраивает официальное сватовство и сговор. Марфа становится невестой.
Избранник Веры
Избранником же Веры оказывается Марк Волохов. Она является к нему на свидание в тот самый обрыв, где находится могила ревнивого самоубийцы. Вера мечтает сделать Марка своим мужем и переделать в соответствии со своими представлениями.
Но молодых людей разделяет слишком многое. Их отношения напоминают поединок двух противоположных убеждений и правд, в котором все отчетливее проявляются их характеры. Тем временем Райский еще не подозревает, кто стал избранником его кузины.
Он все пытается разгадать эту загадку.
Покой же маленького городка нарушает внезапный побег Ульяны с учителем мсье Шарлем. Козлов остается один. Леонтий в совершенном отчаянии, Райский вместе с Марком пытаются привести его в чувства.
При этом жизнь продолжает кипеть вокруг Бориса. Все, как он когда-то мечтал. Из Петербурга приходит письмо от Аянова, в котором тот рассказывает о романе между Софьей и графом Милари. В действительности их отношения сложно было назвать романом, но общество расценило их как компрометирующие девушку, в результате дом Пахотиных разорвал всякие отношения с графом.
Удивительно, но это письмо, которое еще совсем недавно поразило бы Бориса, теперь не произвело на него практически никакого впечатления. Все его мысли полностью заняты образом Веры. Автор романа «Обрыв» Гончаров описывает вечер накануне помолвки Марфы.
Именно тогда Веры вновь отправляется к обрыву. Райский уже поджидает ее на самом краю. Он осознает, куда и к кому она направляется. В окно девушки Борис бросает померанцевый букет, который был специально заказан к торжеству Марфы.
Вера, увидев этот подарок, падает без чувств.
На следующий же день она тяжело заболевает. Самым жутким для нее становится то, что необходимо рассказать бабушке о своем падении, но она не в силах этого сделать. Тем более сейчас, когда в доме полно гостей.
Они приехали поздравить Марфу и проводить в дом Викентьевых. Вера открывается Райскому и Тушину, только так хоть немного успокаивается. Она просит Бориса Павловича рассказать о произошедшем Татьяне Марковне.
Бабушка начинает сутками выхаживать свою беду. Она без остановки ходит по всему большому дому, окрестным полям, никто не в силах ее остановить. После непрерывного многочасового бдения она приходит к Вере, которая лежит в горячке. Она выхаживает свою воспитанницу, снова поставив на ноги.
После этого Татьяна Марковна понимает, что им обеим необходимо выговориться и снять груз с души. Тогда она признается Вере, что сама страшно согрешила много лет назад. В далекой юности к ней сватался к ней нелюбимый человек, который застал ее вместе с Титом Никоновичем в оранжерее. Ей пришлось дать ему клятву, что они никогда не выйдет замуж.
Проблематика романа «Обрыв»
Это психологический роман, в котором пристальное внимание уделено внутреннему миру персонажей. Герои романа «Обрыв» сильно меняются под воздействием внешних обстоятельств. Перемены в них усиливаются, в зависимости от глубины трагедии, которую они переживают.
Смысл романа «Обрыв» заключается в конфликте старого и нового. Персонажи вынуждены считаться со старыми порядками и традициями, их по-прежнему заботит, что о них могут сказать люди.
В тоже самое время истинное величие их замысла проявляется в нарушении общепринятых в обществе традиций, которое происходит ради здравого смысла.
Проблематика романа «Обрыв» заключается в том, что для каждого персонажа внутренние правила диктуют разные модели поведения, в зависимости от окружающей их морали. Например, для Райского любовь к дворянке, прежде всего, связана с браком.
А вот Марк ни за что не желает венчаться, считая это прямым ограничением своей свободы. Для Марфы страшный грех то, что Викентьев объяснился ей в любви, не спросив разрешения у бабушки, а для Веры неприемлемы любовные отношения вне брака.
При этом самого автора глубоко возмущает двойная мораль, существующая в обществе. Давая характеристику роману «Обрыв», нужно отметить, что по таким двойным принципам живут многие персонажи.
Например, Тычков считается известным морализатором, но все в курсе, что он отобрал умение у родной племянницы, отправив ее в сумасшедший дом.
При этом Татьяна Марковна находит в себе силы простить Веру, во многом потому, что сама в юности пережила подобную драму.
В этом смысле интересен образ вдовы Крицкой, которая только на словах кажется блудливой и развязной, а в действительности — сама целомудренность. Общественная мораль нисколько не порицает ее за пустую болтовню.
Проводя анализ романа «Обрыв», нужно отметить, что его проблематика напрямую связана с серьезными переменами, происходившими в то время в общественной и частной жизни страны.
Большое значение имеет смысл названия романа «Обрыв». Ключевую роль играет легенда про обрыв в именье Малиновка, в котором, по рассказам, погибло целое семейство, а убийца покончил собой. Все трагические события произведения происходят непосредственно у обрыва. Например, именно там обрывается благополучная жизнь Веры.
Основные события, связанные с обрывом, происходят в заключительных, четвертой и пятой частях. События начинают развиваться наиболее стремительно. Кульминацией произведения Гончарова становится падение Веры.
Пятая часть этого романа посвящена ее глубокому раскаянию и необычному и своеобразному духовному возрождению. Важную роль в этом играет бабушка Татьяна Марковна. Она прощает девушку и открывает ей собственную потаенную историю.
Интересно, что финал романа при этом открыт. Неопределенной остается судьба Веры. С одной стороны, ее готов взять в жены Тушин. С другой стороны, читатель остается в неведении, состоится ли эта свадьба, либо Вера, как и бабушка, останется на всю жизнь старой девой.
Под вопросом и будущее Райского. Он выражает желание заниматься скульптурой в Италии. Но опытный читатель подозревает, что это стремление закончится точно так же, как и желание сочинять роман или писать портреты.
Источник: https://www.syl.ru/article/362696/roman-ivana-aleksandrovicha-goncharova-obryiv-kratkoe-soderjanie-istoriya-sozdaniya
«Обломов» краткое содержание романа по главам
Не всем под силу прочесть весь роман «Обломов», а иногда надо просто освежить его в памяти, не вдаваясь в подробности, потому предлагаем краткое содержание по главам.
О романе гончарова обломов
Это самое знаменитое произведение Ильи Андреевича. Название «обломовщина» стало нарицательным. Роман вскрывает глубинные процессы, свойственные не только 19 веку, но и нашему времени.
Главные герои романа
- Ему противостоит его друг детства энергичный Штольц Андрей Иванович с немецкой рациональной душой.
- Ольга Сергеевна Ильинская – девушка, в которую влюблен главный герой, она романтична и прагматична одновременно, как умеют это совмещать все женщины.
- Захар Трофимович – слуга, ленивый, как и его барин, но начисто лишенный романтики.
- Пшеницина Агафья Матвеевна – простая русская женщина, с которой в результате стал жить Обломов.
Второстепенные герои
- Знакомые Ильи Ильича: Тарантьев – ищет во всем своей выгоды.
- Мухояров – брат Пшенициной, чиновник, алчный, как Тарантьев.
- Волков, Судьбинский, а также Пенкин и Алексеев – посетители Обломова.
Обломов краткое содержание по главам и частям
Часть 1
Глава 1
У него нелады со старостой имения. Еще ему надо найти новую квартиру. Все это для него слишком хлопотно, мысли сбиваются. Он упрекает в этом своего слугу Захара.
Обломов настолько ленив, что даже не читает книг и не ведет дневника.
Глава 2
Автор описывает рядовое утро Обломова. К нему приходят знакомые, тормошат его, но Обломов ссылается на свою занятость и никуда не идет.
Глава 3
Снова приходят знакомые. Алексеев послушен и незаметен, Тарантьев – беспокоен, шумен, зовет его на прогулку.
- Глава 4
- Обломов советуется с Тарантьевым по поводу своих дел со старостой и квартирой, тот предлагает ему квартиру свой приятельницы, а на старосту жаловаться губернатору.
- Глава 5
Рассказывается, как Обломов закончил службу: отправил одну бумагу вместо одного города в другой. Сам засовестился и написал прошение об отставке. Первое упоминание о его друге Штольце.
- Глава 6
- Лежание, мечты.
- Глава 7
Посвящена слуге Захару, если сказать кратко, слезливый пьяница. В то же время, умер бы за барина.
Глава 8
Захар напоминает барину о переезде. Но Обломов не может даже на время покинуть квартиру, чтобы люди перевезли вещи. С этой тяжелой проблемой главный герой засыпает.
Глава 9
Ему снится сон-воспоминание о своей детской жизни в Обломовке, его родовой усадьбе, где он родился, и где текла вечная спокойная жизнь. В этом сне автор романа вскрывает начальные причины лени Обломова: потакание от челяди, балование от многочисленных тетушек, всеобщее сонное царство.
Глава 10
Юмористическая сцена с Захаром (он сначала ругает своего барина перед другими слугами во дворе, а потом, когда слуги начинают смеяться над его барином, начинает неистово защищать его). Долго будит его, Обломов в полусне ругается с Захаром.
- Глава 11
- Эту сцену, улыбаясь, наблюдает Штольц, который только что приехал.
- Часть 2
- Глава 1
- Отец немец по происхождению воспитывал своего сына в спартанской манере.
- Когда Андрей Штольц окончил университет, отец вручил ему 350 рублей и отправил в Петербург, чтобы он сам нашел свое место в жизни.
- Глава 2
Продолжается рассказ о жизни Штольца. В Петербурге он неутомимо работал, продвигаясь по служебной лестнице. Всегда был бодр, весел, не позволял себе пустых мечтаний. Их дружба с Обломовым только крепчала с годами.
Глава 3
Илья Ильич обсуждает с Андреем Ивановичем Штольцем свои проблемы о переезде и лукавом старосте имения. Штольц побуждает друга к активной жизни.
Глава 4
Штольц вывозит Илья Ильича в свет, чем тот не доволен, жалуясь, что у него устают ноги от сапог. Возникает идея поехать за границу.
Глава 5
Обломов загорается-таки идеей визита в Париж, делает необходимые приготовления. Штольц знакомит его со своей приятельницей Ильинской Ольгой Сергеевной.
Глава 6
Обломов все чаще общается с Ольгой и между ними возникает чувство. Происходит неожиданное признание в любви под впечатлением ее пения. Обломов переживает по этому поводу.
Глава 7
Захар берет себе в жены Анисью. Она наводит в доме чистоту, что очень не нравится Захару. Обломов волнуется по поводу того, как относится к нему Ольга, не презирает ли она его. Та по-прежнему ровна с ним.
Глава 8
Обломов знакомится с родственницей Ольги, которая имеет большое влияние на ее жизнь. Он встречается с Ольгой в Летнем парке, между ними происходит объяснение. Ольга благосклонно к этому относится.
- Глава 9
- Жизнь Обломова наполняется счастьем любви и новыми надеждами.
- Глава 10
Обломов пишет Ольге письмо, в котором считает себя не достойным ее чувств и утверждает, что им надо расстаться. Он прячется в парке и видит, как Ольга читает письмо и плачет. Он просит прощения у девушки, поняв эгоистичность своих мыслей. Они мирятся.
- Глава 11
- Письмо Штольца об имении, чтобы Обломов уладил все дела.
- Глава 12
- Влюбленные пока встречаются тайно, собираются объявить о своей помолвке.
- Часть 3
- Глава 1
Тарантьев выпрашивает у Обломова денег, якобы за жилье. Обломов уже не такой нюня, не дает ничего.
Глава 2
Ольга советует Обломову быть практичнее и решить все дела с имением, а затем думать о свадьбе. Он едет на новую квартиру, знакомится там с Агафьей Пшенициной, отказывается от квартиры.
Глава 3
Ольга все требовательнее к делам Обломова, Илье Андреевичу это скучно. Все тянется вымогательство денег за квартиру, которую Обломов арендовал, но не живет там. С него требуют деньги, у него их нет.
Глава 4
Наконец-то Обломов переезжает на квартиру к Пшенициной. Агафья очень заботится о нем, ей нравится в Обломове как раз его барственная лень. Обломов узнает от Захара, что все слуги сплетничают об отношениях его с Ольгой.
Глава 5
Влюбленные снова встречаются в парке. Ольга торопит с разрешением всех дел. Обломову становится все тяжелее вести такую активную жизнь. К нему возвращаются сомнения и лень.
Глава 6
Ему уже не хочется идти к Ольге, он отговаривается больным и остается дома лежать на диване. В переписке с Ольгой лжет ей о своей болезни.
Глава 7
Девушка сама приезжает к Обломову, замечает его симуляцию, упрекает и вдохновляет снова на дела. Обломов воодушевляется.
- Глава 8
- Они обсуждают приготовления к свадьбе, все это пугает Обломова.
- Глава 9
Приходит письмо из имения о плохом состоянии дел. Обломов обсуждает, что делать с Иваном Матвеевичем. Тот советует ему в управляющие Затертого.
- Глава 10
- Мухояров и Тарантьев обсуждают, как они наживутся за счет деревни Обломова.
- Глава 11
Обломов сообщает, что женитьбу придется отложить на год из-за неурядиц с имением, Ольга падает в обморок. Ей начинает казаться, что она любит в Обломове то, каким он мог бы стать, а не какой он есть.
- Глава 12
- От переживаний о своей «обломовщине» Илья Ильич заболевает лихорадкой.
- Часть 4
- Глава 1
Прошел год, Обломов оставил Ольгу. Он живет у Агафьи, так же в лени. Она заботится о нем. Из имения снова присылают деньги от нового управляющего Затертого. Обломов доволен.
Глава 2
Появляется Штольц. Он говорит, что видел Ольгу за границей с тетей. Что она помнит Обломова.
- Глава 3
- Тарантьев напуган приездом Штольца, ведь он может раскрыть их аферы с имением, они с Мухояровым решают попугать Обломова его отношениями с Агафьей.
- Глава 4
Рассказывается об отношениях Штольца и Ольги в Швейцарии. Они полюбили друг друга, и девушка соглашается на брак.
- Глава 5
- Обломов все больше погрязает в бездействии, он обрюзг, его нагло обманывают с имением, но он даже не обращает на это внимание.
- Глава 6
- В гости приезжает Штольц, рассказывает о браке с Ольгой, Обломов рад за него.
- Глава 7
Штольц раскрывает аферы с имением. Обломов выгоняет Тарантьева.
- Глава 8
- Штольц и Ольга живут счастливо, но Ольга все же грустит по Обломову.
- Глава 9
Обломов живет с Агафьей в тишине и спокойствии. Здоровье его пошатнулось из-за апоплексического удара. Он рассказывает Штольцу, что у них с Агафьей родился сын, которого они назвали в честь Штольца.
Глава 10
В этой главе читатель узнает, что Обломов умирает от второго удара. Штольц забирает его сына Андрея к себе в семью. Агафья хоть и скучает по сыну, но смиряется с этим, иногда навещая его.
Глава 11
Штольц случайно встречает Захара. Тот побирается. Он не забывает барина и не отходит далеко от его могилы. Когда Штольца спрашивают, в чем причины такой судьбы Обломова, он отвечает: «обломовщина».
Заключение
Краткий пересказ в таком сильном сокращении не может заменить полноценного прочтения романа. Чтобы кое-какие мысли внести в читательский дневник, советуем читателям выделить время на прочтение, тем более, что роман читается интересно, с удовольствием.
Источник: https://tvercult.ru/literatura/oblomov-kratkoe-soderzhanie-romana-po-glavam
Краткое содержание “Обрыва” Гончарова – борьба с жизненными кризисами
Написанный в 1869 году роман «Обрыв» стал третьей частью трилогии, в которую входили 2 других известных произведения Гончарова – «Обломов» и «Обыкновенная история». «Обрыв» впервые был опубликован в журнале «Вестник Европы» в том же 1869 году. В 1870 году роман вышел отдельным изданием.
Главный герой романа Борис Павлович Райский живёт без определённой цели в жизни. Он считает, что искусство – его призвание. При этом Райский не может ответить самому себе на вопрос: каким именно видом искусства ему лучше всего заниматься. Главному герою интересна и музыка, и живопись, и поэзия.
Однако ни на одном из выбранных поприщ Борису не удаётся достигнуть особенных успехов: у него быстро пропадает интерес к работе. Решив отдохнуть от шумной петербургской жизни, Райский отправляется на лето в своё имение Малиновка, которым управляет Татьяна Марковна, дальняя родственница Бориса.
Татьяна Марковна воспитывает двух внучатых племянниц, Веру и Марфеньку, рано оставшихся сиротами. Бабушка (так называют свою родственницу Борис и внучатые племянницы) добросовестно исполняет свои обязанности и хочет, чтобы Райский вернулся в имение навсегда и стал настоящим хозяином Малиновки.
Но Борису не интересна деревенская жизнь, он хочет подарить имение своим кузинам. Райский увлекается Марфенькой, проводит с ней много времени и пытается приучить её к искусству.
В Малиновку возвращается Вера, гостившая некоторое время у своей подруги. Райского перестаёт интересовать провинциальная Марфенька. Теперь объектом его внимания становится старшая сестра.
Борис следит за девушкой и узнаёт, что кузина влюблена в Марка Волохова, человека с сомнительной репутацией, состоящего под надзором полиции. Райский стал свидетелем любовного свидания Марка и Веры, во время которого девушка отдалась возлюбленному.
Борис чувствует отвращение к своей кузине. Вера и сама кается в содеянном и тяжело заболевает.
Старые грехи Узнав о том, что произошло с внучатой племянницей, бабушка впадает в отчаяние. Когда Вера приходит в себя после болезни, Татьяна Марковна рассказывает ей о том, что сама она в молодости тоже согрешила. Желая искупить свою вину, бабушка поклялась не выходить замуж и посвятить себя воспитанию сирот. Татьяна Марковна считает, что Вера наказана из-за её греха.
Райский решает уехать из деревни. Он отправляется в Европу. Борис уверен, что наконец-то нашёл своё призвание: он должен стать скульптором. Марфенька выходит замуж за молодого человека по имени Викентий, жившего в соседнем имении. Татьяна Марковна и Вера хотят уединиться, что вместе искупить свои грехи.
Характеристика персонажей
Борис Райский
Женщины – основной источник вдохновения Райского. Живя в Петербурге, он ухаживает за молодой вдовой и своей дальней родственницей Софьей Беловодовой. Борис считает Софью холодной неприступной женщиной и ставит перед собой цель разжечь в ней страсть. Не добившись успеха, Райский едет в деревню, где проявляет интерес сначала к одной, затем к другой кузине. Но и здесь Борису ни у кого не удалось вызвать ответные чувства. Марфенька слишком далека от тех возвышенных материй, о которых ей постоянно говорит её кузен. Вера видит в Борисе оторванного от жизни мечтателя и предпочитает ему «реалиста» Марка.
В конце повествования Райский приходит к выводу о том, что всё-таки нашёл то, что искал, и уезжает из страны. Однако автор ясно даёт понять, что, возможно, уже в скором будущем Борис разочаруется в своём выборе.
Вера Васильевна
Старшая внучатая племянница Татьяны Марковны горда и независима. Вера очень скрытная, никого не посвящает в свои дела. Независимый страстный характер девушки толкает её в объятья Марка Волохова. Вера считает, что Марк – настоящий борец за идеалы простого народа. Она хочет стать его спутницей и разделить с ним его жизнь.
На деле оказывается, что Вера ошиблась в своём возлюбленном. Волохов не тот, за кого стремится себя выдать. Марк никому не приносит никакой пользы. Весь его нигилизм заключён в презрительном отношении к окружающим и ненависти к общественной морали. Раскаяние Веры настолько велико, что она, как и Татьяна Марковна, согласна посвятить всю свою жизнь искуплению греха.
Марфа Васильевна
Марфенька набожна и послушна бабушке, чем очень гордится. Девушка утверждает, что даже замуж выйдет за того, кого для неё выберет Татьяна Марковна. Молодая кузина Райского – полная противоположность своей мятежной сестре. Марфа Васильевна умеет довольствоваться тем, что у неё есть.
Татьяна Марковна
Бабушка Татьяна Марковна является в романе воплощением консервативных устоев. Своих внучатых племянниц она воспитывает в соответствии с теми традициями, в которых была воспитана она сама. Татьяна Марковна – рачительная хозяйка, умеющая беречь не только своё, но и чужое имущество.
Однако за внешней строгостью и консервативностью скрывается совсем другая женщина. Татьяна Марковна стала жертвой моральных устоев, которые она ставит превыше собственных желаний. Не имея сил противостоять чувству, одновременно пытаясь соответствовать созданному для неё моральному идеалу, Татьяна Марковна не находит компромисс и наказывает себя сама.
Анализ произведения
Борис Райский, находящийся в поиске вдохновения, не обнаруживает его ни в одной встретившейся на его пути женщине: ни в холодной Софье, ни в глупой провинциальной Марфеньке, ни в мятежной «падшей» Вере. Райский продолжает свой поиск, который вряд ли когда-нибудь увенчается успехом.
Воплощающий в романе идеи нигилизма Марк Волохов не вызывает симпатий автора. Марк считает себя прогрессивным современным человеком и чтобы доказать это, становится нигилистом.
Волохов, как и многие молодые люди второй половины XIX века, примкнул к модному течению, чтобы идти в ногу со временем. Однако бесполезное отрицание традиций не может создать нового.
Марк в своей жизни не имеет ничего, кроме проблем с властями. Неслучайно латинское слово nihil означает «ничто».
Нашла свой обрыв и Вера, пытаясь связать свою судьбу с Волоховым. Яркий образ бунтаря и борца за лучшую жизнь обманул её. В результате, девушка получает одни угрызения совести. Единственное, что остаётся Вере, это повторить судьбу своей родственницы. Обрыв Татьяны Марковны, ошибка, сделанная ею в молодости, изменила всю её дальнейшую жизнь.
Есть в романе и те герои, которым удалось обойти обрыв. Эти люди просто плывут по течению, принимая жизнь и своё место в ней такими, какие они есть. Софья Беловодова сумела стать счастливой с нелюбимым мужем.
Молодая вдова не сожалеет о смерти супруга, вспоминая лишь приятные моменты их совместной жизни. Марфеньку вполне устраивает доставшаяся ей судьба. Её душа не требует бунта.
Давний друг Райского Леонтий Козлов не стремится к головокружительной карьере, довольствуясь должностью учителя и не слишком добродетельной женой.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/ivan-goncharov/obryv.html
Краткий пересказ романа "Обломов" по частям (краткое содержание)
Главная страницароман «Обломов»
«Обломов». Художник В. М. Меньшиков |
Роман «Обломов» Гончарова — это история о добром, но ленивом барине Илье Обломове. Роман состоит из 4 частей, каждая из которых разбита на 10-12 глав.
В этой статье читайте краткий пересказ романа «Обломов» Гончарова по частям: краткое содержание каждой из 4 частей произведения.
Смотрите:
— Краткое содержание (наиболее сжатое)
— Краткое содержание по главам (самое детальное)
— Все материалы по роману «Обломов»
Часть первая Середина XIX века. Петербург.
Главный герой романа – помещик Илья Ильич Обломов, добрый, но очень ленивый человек. Он живет в Петербурге на Гороховой улице со своими слугами Захаром и Анисьей. Обломов нигде не служит, ничем не занимается и почти не выходит из дома. Он все время лежит на диване и о чем-то думает.
1 мая. Утро. Обломов, как обычно, лежит в постели. Его беспокоит его имение Обломовка, где дела идут все хуже и хуже. Обломову стоило бы самому поехать в деревню, но ему лень. Он не был в имении уже 12 лет.
В это утро к Обломову по очереди приходят его знакомые: Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев и доктор Обломова. Позже в этот день Обломов видит сон (см. «Сон Обломова») о своей любимой деревне Обломовка. В тот же день к герою приезжает его лучший друг – Андрей Штольц.
Часть вторая
Штольц останавливается у Обломова на пару недель. Андрей Штольц – деловой, успешный, трудолюбивый человек. Он всегда занят делом и много читает. Штольц и Обломов знакомы с детства. Андрей борется с ленью друга и вывозит его в свет, «в люди».
В один из таких дней Штольц знакомит Обломова с молодой красавицей Ольгой Ильинской. Ольга и Обломов влюбляются друг в друга и много времени проводят вместе. Живая и деятельная Ольга борется с апатией возлюбленного и пытается изменить его. Наконец Обломов делает Ольге предложение. Влюбленные решают подождать с женитьбой, пока Обломов не уладит дела в своем имении Обломовка.
Часть третья
Илья Обломов переезжает на новое место жительство — в дом на Выборгской стороне. Хозяйкой дома оказывается бедная вдова Агафья Пшеницына, 30-летняя женщина с двумя детьми. Обломов по-прежнему ездит к Ольге в гости. Когда наступает осень, влюбленные видятся реже. Обломову по-прежнему лень ехать в Обломовку, чтобы улаживать дела. Тогда герой нанимает для Обломовки управляющего, господина Затертого. Этот человек должен уладить все дела в Обломовке без присутствия хозяина. Ольга узнает об этом и понимает, что Обломов никогда не изменится и всегда будет лениться. Влюбленные разрывают отношения.
Часть четвертая
Два года спустя после событий, описанных в начале романа.
Обломов по-прежнему живет в доме Агафьи Пшеницыной. Хозяйственная и трудолюбивая Агафья окружает его заботой и уютом.
Тем временем доходы Обломова сильно падают, так как аферист Затертый присваивает себе деньги, которые дает Обломовка. Подлец Затертый действует сообща с Мухояровым, братом Агафьи Пшеницыной. К счастью, Штольц раскрывает эту аферу, выгоняет Затертого из Обломовки и берет дела в свои руки.
Вскоре доверчивый Обломов снова становится жертвой афериста Мухоярова. Мошенник «выкачивает» последние деньги из Ильи Ильича, шантажируя его. В результате Обломов впадает в бедность и начинает пить. Штольц снова вмешивается, раскрывает аферу Мухоярова и добивается того, чтобы негодяя уволили со службы.
Андрей Штольц и Ольга Ильинская женятся, у них рождаются дети. Илья Обломов женится на Агафье Пшеницыной, у супругов рождается сын Андрюша. Брак Обломова и Агафьи длится 7 лет. Все эти годы Илья Ильич по-прежнему лежит на диване и ничем не занимается.
В возрасте около 40 лет Илья Обломов умирает от инсульта. Агафья тяжело переносит эту потерю и теряет смысл жизни. Она отдает сына Андрюшу на воспитание к Штольцу и Ольге, а сама иногда навещает сына. Слуга Захар после смерти Обломова спивается и становится бродягой.
Конец.
Источник: https://www.literaturus.ru/2016/05/kratkoe-soderzhanie-oblomov-po-chastjam.html
Краткое содержание к уроку «И.А. Гончаров. Роман "Обломов"»
В Петербурге, на Гороховой улице, в такое же, как и всегда, утро, лежит в постели Илья Ильич Обломов — человек лет тридцати двух — тридцати трех.
Его лежание — это образ жизни, своего рода протест против сложившихся условностей, поэтому Илья Ильич так горячо и осмысленно возражает против всех попыток поднять его с дивана.
Таков же и слуга его, Захар, — он привык жить так же, как и его барин: как живется…
Утром первого мая к Обломову один за другим приходят посетители: в этот день в Екатерингоф собирается весь петербургский свет, вот и стараются друзья растолкать Илью Ильича, заставив принять участие в светском праздничном гулянье.
Но ни Волкову, ни Судьбинскому, ни Пенкину это не удается. С каждым из них Обломов пытается обсудить свои заботы — письмо от старосты из Обломовки и грозящий переезд на другую квартиру; но никому нет дела до тревог Ильи Ильича.
Зато готов заняться проблемами ленивого барина Михей Андреевич Тарантьев, земляк Обломова, «человек ума бойкого и хитрого».
Зная, что после смерти родителей Обломов остался единственным наследником трехсот пятидесяти душ, Тарантьев не против пристроиться к лакомому куску, тем более что вполне справедливо подозревает: староста Обломова ворует и лжет.
А Обломов ждет друга своего детства, Андрея Штольца, который единственный, по его мнению, в силах помочь ему разобраться в хозяйственных сложностях.
Первое время, приехав в Петербург, Обломов как-то пытался влиться в столичную жизнь, но постепенно понял тщетность усилий: ни он никому не был нужен, ни ему никто не оказывался близок. Так и улегся Илья Ильич на свой диван… Так и улегся на свою лежанку необычайно преданный ему слуга Захар, ни в чем не отстававший от своего барина.
Он интуитивно чувствует, кто может по-настоящему помочь его барину, а кто, вроде Михея Андреевича, только прикидывается другом Обломову. Но от подробного, с взаимными обидами выяснения отношений спасти может только сон, в который погружается барин, в то время как Захар отправляется посплетничать и отвести душу с соседскими слугами.
Обломов видит в сладостном сне свою прошлую, давно ушедшую жизнь в родной Обломовке, где все дышит спокойствием и безмятежным сном.
Здесь только едят, спят, обсуждают новости, с большим опозданием приходящие в этот край; жизнь течет плавно, перетекая из осени в зиму, из весны в лето, чтобы снова свершать свои вечные круги.
Все мирно, тихо, покойно в этом благословенном краю — никакие страсти, никакие заботы не тревожат обитателей сонной Обломовки, среди которых протекало детство Ильи Ильича.
Этот сон прерван появлением друга Обломова, Андрея Ивановича Штольца, о приезде которого радостно объявляет своему барину Захар. Андрей рос в селе Верхлёве, некогда бывшем частью Обломовки; здесь теперь отец его служит управляющим.
Штольц сформировался в личность, во многом необычную, благодаря воспитанию, полученному от волевого, сильного, хладнокровного отца-немца и русской матери, чувствительной женщины, забывавшейся от жизненных бурь за фортепьяно. Ровесник Обломова, он являет полную противоположность своему приятелю: «…
он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу — выбирают его. Между тем он ездит и в свет, и читает; когда он успевает — Бог весть».
Первое, с чего начинает Штольц, — вытаскивает Обломова из постели и везет в гости в разные дома. Так начинается новая жизнь Ильи Ильича.
Вот уже Обломов встает по утрам и начинает писать, читать, интересоваться происходящим вокруг, а знакомые надивиться не могут: «Представьте, Обломов сдвинулся с места!» Но Обломов не просто сдвинулся — вся его душа потрясена до основания: Илья Ильич влюбился.
Штольц ввел его в дом к Ильинским, и в Обломове просыпается человек, наделенный от природы необыкновенно сильными чувствами, — слушая, как Ольга поет, Илья Ильич испытывает подлинное потрясение, он наконец-то окончательно проснулся. Но Ольге и Штольцу, замыслившим своего рода эксперимент над вечно дремлющим Ильей Ильичом, мало этого — необходимо пробудить его к разумной деятельности.
Тем временем и Захар нашел свое счастье, женившись на Анисье, простой и доброй бабе, он осознал, что и с пылью, и с грязью, и с тараканами следует бороться, а не мириться. За короткое время Анисья приводит в порядок дом Ильи Ильича, распространив свою власть не только на кухню, как предполагалось вначале, а по всему дому.
Но пробуждение длилось недолго: первое же препятствие, переезд с дачи в город, превратилось постепенно в ту топь, что и засасывает Илью Ильича, не приспособленного к принятию решений. Долгая жизнь во сне сразу кончиться не может… Ольга, ощущая свою власть над Обломовым, слишком многого в нем не в силах понять.
Поддавшись интригам Тарантьева в тот момент, когда Штольц вновь уехал из Петербурга, Обломов переезжает в квартиру, нанятую ему Михеем Андреевичем, на Выборгскую сторону. Не умея разделаться с долгами, не умея управлять имением и разоблачать окруживших его жуликов, Обломов попадает в дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной, чей брат, Иван Матвеевич Мухояров, приятельствует с Михеем Андреевичем
Постепенно все хозяйство Обломова переходит в руки Пшеницыной. Простая, бесхитростная женщина, она начинает управлять домом Обломова, и снова душа Ильи Ильича погружается в сладостный сон. Изредка покой и безмятежность этого сна взрываются встречами с Ольгой Ильинской, постепенно разочаровывающейся в своем избраннике.
Слухи о свадьбе Обломова и Ольги Ильинской уже ходят — узнав об этом, Илья Ильич приходит в ужас: ничего еще не решено, а люди уже переносят из дома в дом разговоры о том, чего, скорее всего, так и не произойдет. «Это все Андрей: он привил любовь, как оспу, нам обоим.
И что это за жизнь, все волнения и тревоги! Когда же будет мирное счастье, покой?» — размышляет Обломов.
Дни текут за днями, вот уже и Ольга сама приходит к Илье Ильичу на Выборгскую сторону и убеждается: ничто уже не пробудит Обломова от медленного погружения в окончательный сон.
Тем временем Иван Матвеевич Мухояров прибирает к рукам дела Обломова по имению, так глубоко запутывая Илью Ильича в своих махинациях, что тот вряд ли уже сможет выбраться из них.
А в этот момент еще и Агафья Матвеевна чинит халат Обломова, который, казалось, починить уже никому не по силам. Это становится последней каплей в муках сопротивления Ильи Ильича — он заболевает горячкой.
Год спустя после болезни Обломова жизнь потекла по-прежнему: сменялись времена года, к праздникам готовила Агафья Матвеевна вкусные кушанья, с воодушевлением праздновала Ильин день… И внезапно поняла, что полюбила барина.
Она так предана ему, что, когда нагрянувший в Петербург на Выборгскую сторону Андрей Штольц разоблачает темные дела Мухоярова, Пшеницына отрекается от своего брата, которого еще совсем недавно так почитала и даже побаивалась.
Пережившая разочарование в первой любви, Ольга Ильинская постепенно привыкает к Штольцу и отвечает согласием на его предложение…
А спустя несколько лет Штольц вновь появляется на Выборгской стороне. Он находит Илью Ильича, ставшего «полным и естественным отражением и выражением покоя, довольства и безмятежной тишины.
Вглядываясь, вдумываясь в свой быт и все более и более обживаясь в нем, он, наконец, решил, что ему некуда больше идти, нечего искать…». Обломов нашел счастье с Агафьей Матвеевной, родившей ему сына Андрюшу.
Приезд Штольца не тревожит Обломова: он просит своего старого друга лишь не оставить Андрюшу…
А спустя пять лет, когда Обломова уже не стало, обветшал домик Агафьи Матвеевны и первую роль в нем стала играть супруга разорившегося Мухоярова, Ирина Пантелеевна, Андрюшу выпросили на воспитание Штольцы.
Живя памятью о покойном Обломове, Агафья Матвеевна сосредоточила все свои чувства на сыне: «Она поняла, что проиграла и просияла ее жизнь, что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда…
» И высокая память навсегда связала ее с Андреем и Ольгой Штольцами — «память о чистой, как хрусталь, душе покойника». А верный Захар там же, на Выборгской стороне, где жил со своим барином, просит теперь милостыню…
- Источник
- Аудиокнига
- Радиоспектакль
Источник: https://interneturok.ru/article/textfiles/literatura/kratkoe-soderzhanie-oblomov
«Обломов» (И. Гончаров)
Цитата: «Всё знаю, всё понимаю — но силы и воли нет».
История создания
Роман «Обломов» восходит к ранней повести Гончарова «Лихая болесть». В ней описывается очень странная эпидемия: физически люди остаются здоровыми, но на них находит странная хандра. Заражённые этой болезнью предпочитают всё своё время направлять на мечтания и возведение воздушных замков.
Конечно, впоследствии этот замысел многократно перерабатывался, ведь Гончаров работал над «Обломовым» 9 лет.
Проблематика:
- «обломовщина» как культивирование идеала ленивой и праздной жизни;
- противопоставление русского и европейского менталитета;
- проблема лишнего человека (Обломов);
- любовные перипетии (Ольга — Обломов; Агафья — Обломов; Ольга — Штольц);
- проблема смысла жизни и счастья (Обломов).
Смысл названия
Роман назван по фамилии главного героя — Ильи Ильича Обломова. Исследователи отмечают, что в самой фамилии таится ряд подсказок для интерпретации романа:
- Обломов — от слова «обломок», что указывает на будущий распад личности героя;
- Обломов — от устаревшего слова «облый» (круглый). И впрямь, Илья Ильич округл и физически, и душевно (то есть избегает проблем, «острых углов»).
- Литературное направление: реализм.
- Литературный жанр: роман.
- Жанровые особенности: уже в самом романе мы можем найти обобщённое понятие «обломовщина», которое позволяет типизировать главного героя и обозначить соответствующий тип в обществе.
Время и место действия: действие происходит в 1843 г. в Петербурге (в главе «Сон Обломова» действие переносится в деревню Обломовку).
Действующие лица
- Илья Ильич Обломов — дворянин тридцати двух лет, крайне ленивый, мечтательный.
- Ольга Сергеевна Ильинская — дворянка, интересная и умная девушка.
- Андрей Иванович Штольц — друг Ильи Ильича, очень практичный и активный, полная противоположность Обломову.
- Агафья Матвеевна Пшеницына — вдова чиновника, простая хозяйственная женщина.
Сдаёт Обломову квартиру, впоследствии становится его женой.
- Иван Матвеевич Мухояров — чиновник, брат Агафьи Пшеницыной.
- Захар Трофимович — слуга Обломова, большой лентяй.
- Анисья — жена Захара.
- Михей Андреевич Тарантьев — приятель Ильи Обломова, хитрец и ловкач.
Краткое содержание
Часть 1
Илья Ильич Обломов живёт в Санкт-Петербурге на улице Гороховой. Жизнь его исполнена неги и лени: Илья Ильич только и делает, что лежит, предаваясь мечтаниям. В романе описывается один обычный день жизни Обломова: постель, халат, ленивая перебранка с Захаром.
В этот день Илью Обломова посещает сразу несколько знакомых, предлагающих ему встать и заняться делом: весёлый франт Волков, скучный карьерист Судьбинский, модный писатель Пенкин…
А Михей Тарантьев приходит с предложением решить все проблемы ленивого барина с Обломовкой, деревней, унаследованной им не так давно (сразу ясно, что Тарантьев аферист и хочет нажиться на этой работе, но лень Обломова пересиливает его разумность).
Илья Ильич ждёт своего друга Штольца — уж этот-то поможет ему разобраться с делами и решить все вопросы с Обломовкой. Трудна для Ильи Ильича столичная жизнь: не влился он в среду — он предпочитает спать. Вот и сейчас Обломов засыпает. И сон ему снится счастливый: родная Обломовка, никаких забот и хлопот, одна сплошная благодать. Но появление Штольца заставляет Илью Ильича проснуться.
Часть 2
Андрей Штольц и Илья Обломов дружили с детства, так как были ровесниками и жили в соседних сёлах. Но по характеру, темпераменту и мировоззрению они были полными противоположностями: Обломов романтический, мечтательный, мягкий, Штольц практичный, живой, подвижный.
Штольц решает вытащить Обломова из привычной жизни и заставить действовать. И во многом его затея успешна. Андрей Штольц возит друга в гости к разным людям. Он побуждает Илью Ильича вставать по утрам, читать книжки и газеты. Обломов оживает и даже проникается романтическими чувствами к Ольге Ильинской, его новой знакомой. И эта любовь вполне взаимна: дело идёт к свадьбе.
Часть 3
Активная Ольга в какой-то момент смущает Обломова (Штольц в это время в городе отсутствует): Илья Ильич стушёвывается и потихоньку отступает. Он попадает под разлагающее влияние Тарантьева и, столкнувшись с жизненными проблемами вроде необходимости управлять имением, отступает. Обломов меняет квартиру.
Новый дом очень напоминает ему родную Обломовку, а квартирная хозяйка Агафья Пшеницына, полная деловитая женщина, можно сказать, воплощает его мечту о сытости, спокойствии и всяческих приятностях. Встречи с Ольгой Ильинской становятся для Обломова нарушением гармонии. Свет наполнен слухами о том, что Обломов женится на Ильинской, но сам Илья Ильич возмущается: он ещё не созрел.
Ольга оскорблена его поведением, она отворачивается от Обломова.
Часть 4
В течение года Обломов болеет. Агафья Пшеницына заправляет хозяйством и принимает решения вместо Ильи Ильича. Они живут как супруги, и жизнь их спокойна и размеренна. Ольга Ильинская выходит замуж за Андрея Штольца.
Спустя несколько лет Штольц навещает старого друга. Ничего не изменилось: Илья Ильич всё так же лежит, как Илья Муромец. Единственная просьба, с которой Обломов обращается к другу, — позаботиться о его сыне Андрее, которого родила Пшеницына.
Когда Обломов умирает от второго инсульта (что является вполне логичным следствием его лежачего образа жизни), его сына берут на воспитание Штольц и Ольга.
Экранизации
«Обломов» (СССР, 1965, в роли Обломова — Олег Басилашвили); «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (СССР, 1979, режиссёр Никита Михалков, в роли Обломова — Олег Табаков).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Что такое «обломовщина»?
Ответ. Представление о счастье как о безделии, стремление к такому образу жизни. Названо по фамилии Ильи Обломова, главного героя романа Ивана Гончарова «Обломов».
Назовите любимую одежду Обломова.
Ответ. Халат.
Эта любимая одежда главного героя романа описывается так: «Как шёл домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него». Халат Обломова стал в русской литературе метафорой лени и сибаритства.
С каким былинным богатырём сравнивается Илья Обломов?
Ответ. С Ильёй Муромцем. На это указывает и имя героя — Илья, и упомянутые в романе истории об Илье Муромце, которые маленький Обломов слыхал от няни. Напомним, что былинный Илья Муромец пролежал на печи тридцать лет и три года — а потом поднялся и стал совершать подвиги. Илья Обломов же, к сожалению, так и не смог заставить себя подняться.
Поделиться ссылкой
Источник: https://SiteKid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/laquooblomovraquo_i_goncharov.html