Иван сусанин — краткое содержание рылеев

Об Иване Сусанине, его подвиге и значении этой истории для российской государственности рассказывает Арсений Замостянов.

Подвиг Ивана Сусанина

С царя Михаила Фёдоровича началось трёхсотлетнее правление династии Романовых – и случилось это после лихого, позорного десятилетия смуты.

«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным», — это слова Гоголя.

Иван Сусанин - краткое содержание Рылеев

М.И.Скотти «Подвиг Ивана Сусанина» (1851

Этот последний подданный – крестьянин Иван Осипович Сусанин, ключевая фигура самодержавной идеологии. Помните триаду графа Уварова — «Православие, самодержавие, народность»? Министр народного просвещения сформулировал её в 1840-е, но в исторической реальности эта идеология существовала веками.

Без неё невозможно было бы одолеть смуту. Эту самую «народность» олицетворял Иван Сусанин – крестьянин села Домнина, что в семидесяти вёрстах от Костромы, крепостной дворян Шестовых.

Инокиня Марфа Ивановна, она же – Ксения, жена боярина Фёдора Романова и мать царя Михаила Фёдоровича – в девичестве носила фамилию Шестова, и село Домнино было её вотчиной.

Имя Ивана Сусанина в России известно каждому, но о его жизни сохранились лишь отрывочные и туманные сведения. Православные – в особенности костромичи – почитают героя, но в ответ на извечный вопрос о канонизации звучит резонное: «Нужно изучать, исследовать биографию мученика. Мы должны побольше о нём узнать…».

Официальная версия

Как было дело? Обратимся к официальной версии – на которой воспитывали всех Романовых.

В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы. Они намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол. А, может быть, хотели захватить его, чтобы требовать выкупа.

По легенде, которая передавалась из поколения в поколение в домнинском приходе, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина.

Крестьянин попотчевал его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью.

Поляки налетели на дом Сусанина и принялись пытать старика. Он Михаила не выдал. Найти его с собаками полякам не удалось: головешки перебивали человеческий запах. Охмелевшие враги изрубили Сусанина – и ускакали прочь. Михаил и выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь.

Более известна другая трактовка событий. Неподалёку от Домнина поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села.

Сусанин успел послать в Домнино своего зятя – Богдана Сабинина – с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повёл поляков в противоположную сторону – на болота.

Его пытали и казнили – но именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до Ипатьевского.

«За веру православную стою…» Козьма Минин

Похоронили Сусанина сначала в родном селе, а через несколько лет перенесли прах в Ипатьевский монастырь – который стал символом спасения династии. Правда, эту версию частенько подвергают сомнению – есть несколько предположительных могил Ивана Сусанина. А десять лет назад археологи (не в первый и, наверное, не в последний раз) обнаружили место гибели Сусанина…

Иван Сусанин - краткое содержание Рылеев

Словом, тайна окутанная секретом. Даже день памяти героя не установлен.

Наиболее вероятная дата подвига и гибели – февраль 1613-го, 400 лет назад… До революции почести спасителю первого царственного Романова приносили 11 сентября, в праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Совершалось особое заупокойное поминовение народного героя. Эта традиция возродилась в ХХI веке.

Покойный Святейший патриарх Алексий II обратился к землякам легендарного героя: «Кострома, на протяжении нескольких веков именуемая «колыбелью дома Романовых», осеняемая всероссийской святыней — чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери — имела особое значение в событиях 1613 года, положивших начало преодолению Смутного времени.

Обращение к памяти Ивана Сусанина видится Нам добрым знамением духовного возрождения Костромского края и всей России.

С любовью вспоминая состоявшееся в 1993 году посещение Нами мест жизни и подвига Ивана Сусанина, ныне со всей костромской паствой Мы возносим Свои Первосвятительские молитвы о блаженном упокоении раба Божиего Иоанна в селениях праведных, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

История символическая, притчевая, таинственная.

Почему же легенда об Иване Сусанине оказалась необходимой?

Дело не только в том, что сельский староста стал образцом жертвенной, самозабвенной преданности государю.

Яркий (хотя и загадочный) эпизод расправы над крестьянином, заманившим польский отряд в непроходимые болота, стал последним проявлением смутного времени – таким и остался в народной памяти.

Смута – это и гражданская война, и безвластие, и предательство правящих кругов, и озверение народа, и разгул самозванчества, и бесчинства завоевателей… Иван Сусанин отдал жизнь во имя прекращения этой беды.

Скептики всплеснут руками: да не мог он думать о таких материях, как спасение государственности или национальный суверенитет… В лучшем случае крестьянин проявил вассальную преданность.

Возможно, он неприязненно относился к иноверцам-католикам, но никаким сознательным государственником Сусанин не был и быть не мог… Да, Сусанин навряд ли был политически грамотным патриотом.

Маловероятно, что он мыслил такими категориями, как «государство», «суверенитет», «освободительная война». Возможно, ему даже не довелось повидать великих русских городов.

Но смысл любого деяния определяется с течением десятилетий…

Иван Сусанин - краткое содержание Рылеев

Михаил Федорович Романов

В 1619-м году, во время паломнического путешествия, царь Михаил Фёдорович вспомнил зиму 1613-го. Скорее всего, именно тогда, по горячим следам событий, ему рассказали о погибшем крестьянине.

Русские самодержцы часто совершали поездки по монастырям – но Михаил Фёдорович избрал для благодарственной молитвы Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже. Эта обитель связана с трудами преподобного Макария Желтоводского.

Святой старец жил 95 лет, умер в 1444-м – и побывал в татарском плену, в ещё не покорённой Казани. Ему (ещё до канонизации, которая прошла как раз в годы правления Михаила Фёдоровича) молились о спасении пленённых.

Отец царя, патриарх Филарет, был освобождён из плена живым и невредимым – и Романовы видели в этом покровительство желтоводского старца. Есть версия, что и в феврале 1613-го, когда Иван Сусанин погубил польский отряд, Марфа и Михаил направлялись на Унжу, в Троице-Макарьевский монастырь.

Шипка, Плевна и Белый Генерал – 7 фактов о русско-турецкой войне

Иван Сусанин - краткое содержание Рылеев

Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже

Подвиг Сусанина предотвратил разграбление монастыря и пленение будущего царя. Царь, поклонившись мощам преподобного Макария, решил наградить родственников павшего героя.

Тогда-то и составил государь жалованную грамоту зятю Ивана Сусанина – Богдану Собинину.

Это единственный документ, свидетельствующий о подвиге! Не забудем: эти строки написаны через шесть лет после февральских событий 1613-го, когда память о них ещё не выветрилась:

“Божией милостью, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом 121 (то есть, в 1613-м от Рождества Христова!) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти.

И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день”.

Обратим внимание: Сусанин назван не Ивашкой, а Иваном – с почтением. А его зять – Богдашкой. В те годы самодержцы редко оказывали «подлому люду» такую честь.

Иван Сусанин: мученический венец

С тех пор об Иване Сусанине Россия не забывала.

«Верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог помазал елеем святым и нарече его царем России», — в таком духе писали о Сусанине к началу XIX века.

Таким узнавали героя школьники и гимназисты.
А разве можно забыть думу Кондратия Рылеева – которую и в советские годы изучали в школе. Правда, вместо «за царя и за Русь» в наших хрестоматиях значилось: «За родимую Русь».

В советской традиции Сусанин – герой освободительной борьбы русского народа против интервентов, о монархических устремлениях умалчивалось.

Строки эти незабываемы:

«Куда ты завел нас?» — Лях старый вскричал.
— «Туда, куда нужно!» — Сусанин сказал.
— «Убейте! замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте, и рвитесь: — я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит,

И душу изменой свою не погубит». —

«Злодей !», закричали враги закипев:
«Умрешь под мечами !» — «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, то бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!» —
«Умри же!» Сарматы Герою вскричали —
И сабли над старцем, свистя, засверкали!
«Погибни, предатель! Конец твой настал!» —
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила :

Она для России спасла Михаила!

С Ивана Сусанина началась и русская опера, в которой так впечатляюще заявил о себе крестьянин в тулупе, выводивший басом чудесные незаёмные напевы: «Чуют правду! Ты, заря, скорее заблести, скорее возвести, спасенья час возвести!». Великий оперный образ.

Кстати, глинковская «Жизнь за царя» была не первой оперой о том подвиге. Ещё в 1815-м Катерино Кавос создал оперу «Иван Сусанин». Это сюжет воспринимался как государствообразующий. Но потом наступило время пересмотра привычных представлений об истории Руси. С монархических мифов слетала позолота.

«Да разве это святыни? Сплошное враньё!».

Читайте также:  Сочинение на тему все ли мечты должны сбываться? 11 класс

«Могло быть, разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год», — писал историк Николай Костомаров, вечный возмутитель академического спокойствия и ниспровергатель идеалов.

Нет, подвиг Ивана Сусанина – не фальсификация, не чья-то фантазия, крестьянин действительно пал жертвой интервентов в костромских болотах. Но главное в этом подвиге – притча, легенда, исторический контекст.

Если бы юный Михаил Романов не стал первым царём могущественной династии – вряд ли история сохранила бы имя благочестивого крестьянина. В те годы русские люди нередко становились жертвами бесчинств – и первыми погибали те, кто сохранял верность вере и законной власти.

Сама история сплела лавровый венок для Ивана Осиповича – а посрамление благородных идеалов ещё никому не принесло счастья. Нам толкуют о рабской («собачьей») преданности крепостного Сусанина своим хозяевам.

Но какие основания у скептиков для столь жестокого диагноза? По многим свидетельствам (в том числе – по свидетельствам зарубежных гостей Руси) у крестьян-московитов, несмотря на рабский статус, развито было чувство собственного достоинства. Не забрасывайте грязью верность, не относитесь к ней высокомерно.

Конечно, Сусанин не ведал, что в Москве принято соборное решение о призвании на царство Михаила Фёдоровича. Как ни трудно в это поверить, не было в те годы, ни радио, ни интернета. Но можно предположить, что до мудрого крестьянина дошли толки о том, что этот юный боярин – наш будущий самодержец.

И он ощущал высокое значение подвига – спасти юношу, не пропустить в Домнино врага, с молитвой отдать жизнь за других…
Славна героями русская земля. У многих подвигов – крестьянские корни. А первым в народной памяти остался Сусанин – он был (надеюсь, что и остаётся!) примером для потомков. Он ещё послужит Отечеству: герои, павшие за Родину, не умирают.

Не стоит село без праведника – и без легенд и мифов.

Источник: https://www.pravmir.ru/ivan-susanin-podvig-i-legenda/

Подвиг Ивана Сусанина кратко, Подвиги Ивана Сусанина

Уроженец Костромской области Иван Сусанин по сей день считается эталоном патриотизма. Ему установлен не один памятник и о его подвиге до сих пор спорят историки.

Биография

Точных данных о дате рождения Ивана Сусанина нет. Можно строить лишь догадки. Обычно, его изображают старцем, но историки предполагают, что в 1613 году ему было около 40 лет.

К подобным заключениям ученые пришли из сведений о дочери мужчины, которой в то время было 16 лет и она уже была замужем. По своему происхождению Иван Осипович был крепостным из села Домнино и относился к помещикам Шестовым.

Мать Михаила Романова была в девичестве Шестовой, то есть село было ее родиной. По некоторым источникам Иван Сусанин был деревенским старостой и пользовался большим уважением.

Версии подвига

Существует несколько версий как происходили события. Историки и сейчас не могут достичь одного мнения.

Версия №1

Официальная версия подвига крестьянина гласит о том, что в 1613 году после Земского Собора и официального избрания Михаила Романова на царствование, воспрепятствовать этому должны были поляки. Сам царь со своей матерью в это время как раз находились под Костромой. Ляхи, узнав об этом, отправились в деревню.

Подойдя к Домнино они встретили Ивана Сусанина, которого заставили показать где прячется молодой Романов. Крестьянин согласился и повел поляков, но в противоположную сторону — к болотам и лесам. Зайдя в самую глубь леса поляки поняли, что идут в другую сторону и начали пытать Сусанина. Крестьянин принял мучительную смерть, но не рассказал, где прятался царь.

Сам Михаил Романов со своей матерью в это время укрылся за стенами Ипатьевского монастыря.

Версия №2

Еще одна из распространенных версий называет место смерти не топи и леса Костромской губернии, а непосредственно саму деревню Домнино.

О близком подходе поляков к деревне староста Сусанин узнал заранее и успел спрятать царя в овинной яме, предварительно забросав горелыми ветками и различным тряпьем. Ляхи, ворвались в дом к Ивану Осиповичу и провели обыск.

Никого не найдя в доме они начали пытать крестьянина. Даже под страшными пытками Сусанин не выдал место, где спрятался молодой царь.

https://www.youtube.com/watch?v=UcNy5H-oSKo

По официальной версии местом захоронения крестьянина изначально была сама деревня, а после прах перенесли в Ипатьевский монастырь. Но несмотря на это, археологами за все время были найдены несколько могил героя.

Признание подвига

О том, как происходили события точных версий нет. Существует лишь документальное подтверждение подвига. В 1619 году Михаил Федорович царским указом даровал зятю Ивана Сусанина Богдану Собинину половину деревни Деревнищ за подвиг его тестя. Этим Романовы признавали подвиг крестьянина и были благодарны ему за спасение царского рода и России.

Увековечивание подвига

В 1851 году был воздвигнут памятник Ивану Сусанину в Костроме, а центральная площадь стала носить его имя. Но в 1918 году с приходом к власти большевиков бюст был уничтожен. в 1967 году памятник был вновь воздвигнут, надпись на котором говорит о Сусанине, как о патриоте Русской земли.

О подвиге Ивана Сусанина рассказывается в известной опере М.И. Глинки “Жизнь за царя”.

Заключение

Иван Сусанин реальный человек, который ценой своей жизни спас первого Романова. Но до сих пор историки спорят о мотивах подвига и как же было на самом деле. Еще одна загадка истории, которая останется неразгаданной.

Дополнительная информация

Более 400 лет назад Иван Сусанин завершил своим подвигом так называемое «Смутное время» на Руси, положив начало трехвековому правлению династии Романовых. Подвиг этого крестьянина известен нам с детства, из школьной программы.

Но где кончаются факты, и начинается вымысел? Россия, 1612 год. Полыхает гражданская война. Московский престол делят бояре, Борис Годунов, Лжедмитрий I и польские интервенты.

Наконец появляется надежда на стабильность: подрос Михаил Федорович, двоюродный племянник Федора Иоанновича, последнего царя из рода Рюриковичей.

Поляки понимают: легитимного наследника нужно как можно быстрее ликвидировать. На выполнение кровавой миссии отправляется отряд во главе с капитаном Пршездецким.

Головорезы устремляются в село Домнино Костромского уезда, в коем, по их сведениям, и укрывается юный Михаил с матерью Марфой. От гибели наследника престола спасает Иван Сусанин.

Он заводит поляков в непролазную чащу и объявляет, что царевич в безопасности, а пути назад он не покажет. Разъяренные интервенты рубят героя саблями…

Вот факты, известные всем. Так чего же мы не знаем? Оказывается, многого.

Первый вопрос, который приходит в голову: кем же был народный герой? Простым крепостным или старостой села Домнино? Царские документы той поры указывают на второй вариант. Сусанин хоть и числился крепостным, но занимал важный для поселения пост: исполнял приказы Марфы Ивановны, собирал подати, иногда вел суды.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Возникновение государственности у восточных славян

Хитрые и предусмотрительные поляки не могли довериться первому встречному мужику. Прибыв в заветное село Домнино, они сразу ринулись на поиски главы. Ведь кому еще надлежало знать, где находится царевич?

Мы привыкли думать, что Иван Сусанин — дряхлый старик. Таким он изображен на полотне художника Константина Маковского и выведен в опере Михаила Глинки «Жизнь за царя». Седые голова и брови, косматая борода…

Но обратимся к фактам. Доподлинно известно, что у героя была единственная дочь по имени Антонида. В 1612 году ей исполнилось 16 лет, и она уже была замужем. С женитьбой и детьми в те далекие времена на Руси не затягивали: жили люди относительно недолго. Следовательно, Сусанину было всего-навсего от 32 до 40 с небольшим лет.

Иван Сусанин - краткое содержание Рылеев

• «Сусанин» — это прозвище?

Скорее всего, да. На Руси отсутствовала традиция давать фамилии крестьянам. Этой чести удостаивались только люди знатного рода. А простые холопы довольствовались лишь прозвищем по отцу.

К примеру, если ты родился у Ивана, то ты Иванов, а если у Петра, то Петров. Мужского имени Сусан не было, но было в моде женское — Сусанна.

Прозвище нашего героя по матери говорит об одном: Иван вырос без отца, который, очевидно, рано умер или погиб в годы Смуты.

Логично предположить, что отчество Осипович, указываемое в ряде источников, — лишь выдумка историков. Во-первых, отчеств у крестьян также не имелось. Во-вторых, в документах XVII века никаких упоминаний об отчестве Сусанина не встречается. И, наконец, будь Осип отцом Ивана, мы бы знали героя как Ивана Осипова.

• Подвиг не уникален?

В воспоминаниях Самуила Маскевича, жившего в ту эпоху, можно найти интересный эпизод: «На излете марта 1612-го года, близ Можайска мы пленили мужика, которого заставили показать дорогу к деревеньке Волок. После долгих блужданий по лесу проводник вывел нас… прямо к заставам казаков! Негодяю мы отсекли голову и лишь чудом спаслись!»

Как видим, подвиг Сусанина был повторен на Руси всего через месяц. Знал ли новый безымянный герой о поступке Ивана? Вряд ли: новости в те далекие годы распространялись крайне медленно.

• Убит не в лесу?

Современные историки склонны полагать, что Иван Сусанин мог быть убит не в лесу, а в одном из сел — либо Домнине, либо соседнем Исупове. Ведь поляки любили публичные допросы с пытками, к тому же еще и массовые. Возможно, Сусанина, как старосту, истязали первым — для большего устрашения остальных. А может, наоборот — заставляли смотреть на мучения невинных…

Более того, в самом начале нашего тысячелетия археологи обнаружили под Костромой останки человека, с большой долей вероятности, принадлежащие именно Ивану Сусанину. Для идентификации они вскрыли еще и могилы его родственников. Их ДНК и позволила провести генетическое сравнение.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Храм Василия Блаженного — история создания

Версия с жуткими лесными топями, якобы поглотившими интервентов, также кажется ученым сомнительной. Во-первых, Михаил Федорович был провозглашен царем Земским собором 21 февраля 1613 года. Стало быть, свой подвиг Сусанин совершил в середине зимы.

Понятно, что в средней полосе России, к которой относится Костромская область, морозы в это время были нешуточные. Любые болота замерзают — утонуть в них невозможно.

К тому же все топи близ села Исупово небольшие: в самом широком месте всего-то около пяти километров.

Во-вторых, Костромская область — это не Сибирь. Между селами здесь от силы десяток километров. А это максимум день пути, а то и меньше при сильном желании выбраться из чащи.

Что поляки наверняка и сделали без лишней паники. Это для современного человека лес — неведомая стихия. А для воинов XVII века — привычная обстановка. Нет еды? Есть стрелы и дичь. Нет воды? Можно растопить снег.

Нет огня? Есть порох и огниво.

Читайте также:  Сочинение каждый человек есть живой излучающий личный центр по тексту ильина

И, наконец, главное: купол церкви села Домнино был виден за десятки верст — храмы на Руси строились на возвышенностях. Скорее всего, Сусанин сразу понял, что лес ему не поможет. И принял мученическую смерть близ родного дома, на глазах селян.

• А виноваты ли поляки?

Как бы плохо мы не думали о Смутном времени, в любом случае мы его недооценим. В начале XVII столетия русские пережили страшный голодомор, террор Василия Шуйского, польскую интервенцию, разрушение Костромы Лжедмитрием II, разграбление Ипатьевского монастыря, разгром Кинешмы.

Иван Сусанин - краткое содержание РылеевПростой люд в далеких селах грабили все, кто хотел: поляки, литовцы и даже казаки с берегов Дона, Днепра, Урала или Терека. Вот почему в некоторых упоминаниях о подвиге Сусанина говорится, что его пытали то ли поляки, то ли литовцы. Для нас разница колоссальная, а вот для людей того времени — никакой. Все «ироды чужеземные» — и те, и эти. А посему можно полагать, что на царевича охотились даже не поляки, а бандиты без роду-племени. Ведь за наследника престола можно было потребовать хороший выкуп.

• Герой остается героем

Все описанные противоречия не умаляют подвига Ивана Сусанина. Он действительно погиб от рук злодеев, не выдав им места нахождения царевича Михаила. Более того, подвиг Сусанина был повторен многократно. Лишь по самым скромным подсчетам историков, «Сусаниных» в истории нашей страны — около семи десятков.

Возможно, вам также будет интересна статья: Русь и Орда проблема взаимоотношений

Самых знаменитых героев два. 16 мая 1648 года Микита Галаган был послан Богданом Хмельницким на верную смерть, чтобы решить исход Корсунской битвы. Герой завел 25-тысячное войско поляков в лесные дебри, что позволило казакам атаковать врага с более выгодных позиций. Как и Сусанин, Галаган был до смерти замучен ляхами. Причем он изначально понимал, что будет убит.

В ходе Великой Отечественной войны подвиг Сусанина и Галагана повторил Матвей Кузьмин.Иван Сусанин - краткое содержание Рылеев Памятник герою скульптора Н.А. Лавинского установлен в Костроме в 1967 году, на месте разрушенного монумента 1851 года Фашисты, захватив родную деревню 83-летнего крестьянина, приказали ему провести батальон знаменитой гитлеровской дивизии «Эдельвейс» в тыл Красной армии. Было это в районе Малкинских высот. За предательство Родины фрицы пообещали выдать старику керосин, муку, а также новое охотничье ружье. Кузьмин долго водил захватчиков по лесам и вывел в итоге под пулеметный огонь советских войск. Спастись герою не удалось: в последний момент его убил немецкий командир.

Источник: https://factstore.ru/podvig-ivana-susanina-kratko/

Иван Сусанин

Есть что добавить?Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Краткие содержания / Рылеев К.Ф. / Иван Сусанин

  Скачать краткое содержание

    Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха — Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня.

Это возвращается Собииин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село.

Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие.
    В старинном польском замке короля Сигизмунда III беспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта. Ярко освещенная зала полна веселящихся гостей. Внезапно танцы прерываются появлением гонца. Он сообщает о разгроме наемных войск и осаде польского отряда в Москве.

Шляхта в смятении. Рыцари собираются в бой, хвастливо бряцая оружием, клянутся покорить «ненавистных смердов».
    В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот.

Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве. Напрасно враги уговаривают Сусанина — он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу.

Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами.
    Ваня сообщает русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу.

    Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. Тяжело умирать, но свой долг он выполнил. Поднимается метель, и в свисте ветра Сусанину чудятся голоса детей. Светлеет.

Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. Взбешенные поляки убивают его.

    В Москве, на Красной площади, народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом.

Добавил: 120898250598

Смотрите также по произведению «Иван Сусанин»:

Источник: https://www.litra.ru/shortwork/get/swid/00558741370433420959

История создания «Ивана Сусанина» кратко

Михаил Глинка и его опера «Иван Сусанин»Историческое прошлое костромского края связано со многими великими личностями. Но, пожалуй, самой известной личностью стал простой костромской крестьянин Иван Сусанин.Его подвиг-это особая страница в истории России.

Иван Сусанин ценой собственной жизни спас жизнь русского царя Михаила Романова во время русско-польской войны. Отряд польских интервентов прибыл в Россию с целью убийства русского царя.

Сусанин, навязавшись к полякам в проводники, завел их в непроходимую лесную чащу. За это поляки подвергли его пыткам.

Но даже под пытками, костромской крестьянин не выдал убежище русского царя-Ипатьевский монастырь и был жестоко убит.

Подвиг простого русского крестьянина стал любимой темой для поэтов, писателей и композиторов. Ему посвятил свои строки Рылеев, была написана опера.Автором оперы «Иван Сусанин» стал молодой композитор Михаил Глинка. Идея написания оперы, проникнутой национальным русским духом, давно занимала мысли композитора.

Еще во время поездки по Италии и Германии эта мысль не давала ему покоя. Глинка никак не мог найти сюжет для оперы. Вернувшись в Россию, он решил для своей оперы использовать повесть «Марьина роща» Жуковского. На одном из вечеров у Жуковского Глинка сообщил ему, что хочет написать русскую опера, посвященную национальному герою.

Жуковский одобрил намерение молодого композитора и предложил сюжет об Иване Сусанине. Мнение Жуковского стало решающим для композитора и Глинка выбрал именно этот сюжет.С самого начала речь шла даже не об опере. Глинка задумал написать ораторию. Это важное свидетельство, Оно объясняет особенности драматургии оперы.

Но, пожалуй, самой большой особенностью при написании оперы стало то, что Глинка продумывал композицию и драматургию оперы. Он создавал музыку раньше текста, что случается крайне редко. Либретто писалось уже под готовую музыку.Жуковскому очень хотелось стать автором слов оперы, но, волею судьбы, им стал некий Георгий Розен, в то время секретарь наследника Александра Михайловича.

Как его характеризовал Глинка «это был усердный литератор из немцев». Розен не испытывал большой любви к русскому языку и не очень хорошо им владел. Поэтому, в будущем использовалось либретто, написанное С. Городецким.

Глинка начал писать оперу в 1834 году. Это была первая опера композитора. Она писалась легко и довольно быстро.

Опера была написана всего за 1,5 года После написания оперы, Глинка объявил что посвящает ее русскому царю. Именно поэтому у оперы «Иван Сусанин» появилось другое название –“ Жизнь за царя ”. Хотя, эта опера еще называлась — «Смерть за царя». Премьера оперы прошла успешно. Это был полный и безусловный успех.

В мировой музыкальной культуре не было оперы, в которой служение родине и всенародный героизм были показаны с такой силой и вдохновением. В первые, за всю историю оперного искусства, героем оперы был простой народ. Глинка показал его русский характер, русскую душу, стойкость и героизм.

Причиной такого всемирного признания оперы стала прекрасная музыка, которая содержала в себе народные мелодии.Глинка считал, что национальным должен быть не только сюжет оперы, но и его музыка. Сам государь и члены его императорской семьи поблагодарили композитора за его работу, а Николай I , вскоре после премьеры, подарил Глинке ценный перстень.

До появление на оперной сцене «Ивана Сусанина» было написано несколько опер, Однако, ни одна из них не стала такой известной и знаменитой, и не получила такую всемирную известность.

«Иван Сусанин» первая русская классическая опера. Она стала достоянием не только русского, но и мирового оперного искусства.

Источник: https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/14939-istorija-sozdanija-ivana-susanina-kratko.html

Краткое содержание оперы "Иван Сусанин" Михаила Ивановича Глинки

Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки не однажды меняла название. Первоначально, в 1836 году, композитор дал ей название «Иван Сусанин». Но перед постановкой один из высоких чиновников посоветовал переименовать произведение в «Жизнь за царя» и даже в «Смерть за царя». Но Глинка решил, что за царя надо жить, а не умирать, И спектакль до 1917 года ставился под названием «Жизнь за царя».

В 1939 году постановку возобновили, переделав ее на советский лад. В конце 1990-х годов опера вновь получила свое прежнее название. В репертуаре Мариинского театра Санкт-Петербурга значится опера «Жизнь за царя».

Действие оперы происходит в начале 17 века, в период русско-польской войны. В далекой деревеньке среди глухих костромских лесов встречают воинов, возвратившихся с битвы с врагами.

Семья Ивана Сусанина небольшая – дочка Антонида и Ваня, приемный сын. Антонида собирается выходить замуж за Богдана Собинина, который только что вернулся вместе с другими воинами. Жених уговаривает Ивана Сусанина поскорее сыграть свадьбу. Но отец не согласен – не время веселиться, когда в стране идет война.

Богдан сообщает, что в Москве избирают нового царя, и скоро безвластие закончится. Иван Сусанин на радостях соглашается на свадьбу дочери.

Тем временем враги собираются на торжественный бал в роскошном зале. Они предвкушают победу. Но неожиданно на сцену выходит воин с нерадостной вестью о разгроме войска. Несколько смельчаков выходят вперед и предлагают напасть и схватить русского царя Михаила Романова. Праздник продолжается.

А в избе Сусанина Ваня беспокоится о том, что, если поляки снова пойдут войной, то могут зайти в их деревню. Входят крестьяне. Все они говорят, что готовы защитить своего молодого царя. Иван Сусанин благословляет дочь и ее жениха перед свадьбой. Счастливая Антонида собирается устроить девичник.

В доме Сусанина готовятся встречать гостей. Скоро свадьба. Слышится топот коней. Это польские всадники. Они врываются в дом и требуют показать им дорогу к царю. Сусанин притворно соглашается, якобы соблазненный предложенным ему золотом.

Незаметно он отправляет Ваню короткой дорогой, чтобы тот успел к утру предупредить царя об опасности. Иван решает, что он пойдет и заведет их в глушь, в трясину, из которой выйти невозможно. Антонида не понимает хитрости отца и просит не бросать их с женихом.

Читайте также:  Мильон терзаний - краткое содержание статьи гончарова

Но Иван успокаивает дочку, благословляет ее и говорит, что вернется не скоро. Сусанин с поляками уходят. Антонина в отчаянии. Богдан уверяет, что он найдет и спасет отца.

Ночь. Метель заметает все пути. Ваня спешит на помощь к царю, понимая, что рано или поздно враги догадаются о хитрости Сусанина и найдут верную дорогу. Собинин вместе с вооруженными крестьянами пытается найти Сусанина.

Ваня подходит к высоким стенам монастыря и долго пытается достучаться. Наконец, царские слуги открывают тяжелые монастырские ворота. Ваня рассказывает им о том, что произошло, и какая опасность грозит царю и царице.

Глухой и темный лес. Изнуренный отряд поляков бредет по заснеженным дебрям. Они еще думают, что случайно заблудились и проклинают Сусанина. Перед воинами большая поляна. Здесь отряд собирается передохнуть. Сусанин в раздумьях о своей жизни, о семье и судьбе.

Он мысленно прощается с близкими и молит Господа о прощении, понимая, что ждет его неминуемая смерть. Враги засыпают. Под утро метель утихает. Проснувшись, поляки понимают, что Сусанин нарочно завел их в места, из которых нет пути назад. Герой признается, что сделал это намеренно.

Враги в гневе расправляются с Сусаниным.

В Москве гуляния по поводу победы и избрания царя. Осиротевшие дети Сусанина рассказывают людям о своем отце, спасшем родину путем самопожертвования. Звучит знаменитый хор «Славься! ».

Источник: https://kakoy-smysl.ru/summary/kratkoe-soderzhanie-opery-ivan-susanin-mixaila-ivanovicha-glinki/

Методическая разработка по чтению (4 класс) на тему: К.Ф.Рылеев "Иван Сусанин". | Социальная сеть работников образования

1. Вступительная беседа

Звучит песня М.Матусовского «  С чего начинается Родина?» На фоне этой мелодии учитель спрашивает детей:

-А что такое Родина? (Высказывания детей)

Верны ли ваши высказывания? Обратимся к Толковому словарю (Учащиеся работают с Толковым словарём  Ожегова, зачитывают лексическое значение слова Родина.)

-Итак, ребята, тема нашего урока – « Родина бывает разная, но у всех она одна». Как вы понимаете данные слова? (Высказывания детей, обобщение учителем). Затем дети подбирают синонимы к слову Родина.

( По мере ответов детей учитель прикрепляет на доску карточки с синонимами: Родина, Отечество, Отчизна.)

 А у вас ребята, где Родина? (Дети зачитывают отрывки из сочинений о Родине, которые писали дома)(см. Приложения).

Я уверена, что вы любите свою Родину. А готовы ли вы в час испытаний защитить свою страну от врага? Пожертвовать ради неё жизнью? Это очень сложный вопрос, наверное, не каждый готов ответить на него. Но все вы знаете таких людей, кто ради Родины  « ни сил, ни жизни не жалел»?  ( Да, это А.Невский, Д.Донской, герои Великой Отечественной войны…) Как называют таких людей? (патриоты).

  Патриотом можно назвать и автора произведения, которое мы будем изучать на уроке, Кондратия Фёдоровича Рылеева. Современник Пушкина, он прожил недолгую жизнь-31 год. Это молодой, блестящий офицер, который сам был героем, защитником русской земли. Поэт-декабрист.

Участвовал в восстании, целью которого было облегчить участь простого человека, крестьянина. Восстание было подавлено. Рылеева и других декабристов арестовали и приговорили к смерти. Рылеев погиб, но его произведения живут и поныне, а герои этих произведений – смелые, отважные люди.

Сегодня мы познакомимся с одним из таких героев – Иваном Сусаниным.

2.Работа над новым материалом.

Что вы слышали об этом человеке? Это вымышленный герой или живший на самом деле? (учитель кратко обрисовывает обстановку, сложившуюся на Руси в тот исторический период).

 —  Почему автор назвал своё произведение думой? Назовите однокоренной глагол к слову дума и подберите к нему синонимы. ( Дума  — думать, размышлять, рассуждать, мыслить).

  • Наша задача на уроке – ответить на вопрос: почему поэт выбрал для своего произведения жанр дума, над, чем он заставляет задуматься своих читателей?
  • (Текст думы сложно организован, поэтому мы рекомендуем читать учителю).
  • -Какое впечатление произвела на вас дума?
  • -Какие чувства и переживания вызвала?
  • -Какой момент повествования показался самым напряжённым?

3.Словарно-лексическая работа.

Прочитайте текст про себя, приготовьтесь к чтению вслух. Найдите непонятные слова и выражения. Постарайтесь понять их смысл из контекста, прочитав ещё раз. (Вотще — напрасно; дебри -непроходимое место в лесу; мнили – думали, сарматы, ляхи-поляки, враги; москаль, жупан и т.д.)

4.Вторичное чтение и анализ думы.

С чего начинается дума?

Что означают слова: «сердцем вскричали враги»?

Найдите и прочитайте строки, где ляхи упрекают Сусанина. В чём же?

В каких словах звучит уверенность ляхов в своей победе?

 С кем разговаривает Сусанин ночью? Каким настроением, какими чувствами проникнуты слова главного героя?  А кого защищает Сусанин? Куда он приводит неприятеля? Каким мы здесь видим героя думы? С какой целью он так себя ведёт? Прочитайте описание леса, в который входят на следующий день поляки, идущие за Сусаниным. Почему мы понимаем, что обратной дороги им не найти? Прочитайте, что говорит Сусанин, остановившись в самой глуши.

Как, с каким чувством звучат последние слова  Сусанина? Как вы думаете, в каких словах выражена главная мысль думы? Сформулируйте её своими словами.

 5.Закрепление.

Работа над образом героя, составление характеристики.

Начинается составление характеристики героя. Для этого необходимо рассмотреть Сусанина с разных сторон. Класс делится на группы.

1 группа работает над внешностью героя, пользуясь иллюстрацией. Доказать текстом.

2 группа оценивает поступки Сусанина до гибели. (Принял поляков как гостей, прикинулся хлебосольным человеком, их сторонником; как истинный христианин, всю ночь молится, но просит помощи не для себя, а для царя; прощается с сыном, но в своём решении остаётся непреклонен.) Привести доказательства текстом.

3 группа определяет роль природы в произведении. Зачем автор вводит описание зимнего леса? (Природа помогает Сусанину. Она насторожилась, приготовилась к встрече врага. Деревья боятся лишних движений, звери и птицы притаились. Враги почувствовали опасность.) Обязательно доказательство текстом.

4 группа работает над характером героя. (Иван Сусанин шел на смерть осознанно, обдуманно. Уходя из дома, он знал, что не вернётся. Сусанин умный, смелый, отважный, самоотверженный, крепкий духом герой. Он горячо любит свою Родину, царя.) Зачитать в тексте.

  1. Можно ли поступок Сусанина назвать подвигом?
  2. (идёт дискуссия, работа с Толковым словарём.)
  3. Что такое подвиг? (в словаре Ожегова слово подвиг-

— это героический, самоотверженный поступок; раскрывается смысл понятий героический, самоотверженный.) Дети приходят к выводу, что Сусанин действительно совершил подвиг.

-М.И.Глинка написал оперу, которую посвятил народному герою. Послушайте арию Ивана Сусанина. Постарайтесь представить себе Сусанина, его чувства перед смертью. ( Звучит ария И.Сусанина из оперы М.Глинки «Иван Сусанин»)

-Какие чувства вызвала у вас музыка? (Беспокойство, скорбь, готовность к подвигу.)

— Страшно ли было нашему герою? ( Иван Сусанин понимал, что его замысел поляки раскроют. Свои последние минуты жизни он называет «горький час», «страшный час». Но в выборе своём он уверен.)

Почему Рылеев выбрал для своего произведения жанр дума? ( В своём произведении Рылеев размышлял о судьбе народа, думал об Отечестве. Автор прославляет простого крестьянина, настоящего народного героя, совершившего подвиг во имя России.)

-А кто из вас знает людей, совершивших другие подвиги? Как мы помним и чтим память этих героев?

  • А какие качества вы взяли бы у Ивана Сусанина, которых вам не хватает, над какими чертами характера вам ещё предстоит работать?
  • Урок завершается подведением итогов, объяснением домашнего задания.
  • Формирование
  • эмоционально-чувственного компонента  патриотизма через слушание музыки, восприятие музыкальных образов.
  • Формирование потребностно-мотивационного компонента патриотизма через написание сочинений о Родине.
  • Формирование потребностно-мотивационного компонента патриотизма  через воспоминания о подвигах предков.
  • Введение учеников-читателей в авторский мир произведения, систему мировоззренческих идей и взглядов автора.
  • Сопереживание герою, раскрытие идей патриотизма через яркий эмоциональный образ народного героя.
  • Обогащение словарного запаса, приобщение учащихся к истокам русского языка.
  • Введение учеников-читателей в авторский мир произведения, систему мировоззренческих идей и взглядов через групповую форму работы.
  • Восприятие нравственных ценностей народного героя.
  • Осмысление нравственного понятия героизм, когда человек забывает о себе, а думает о других или ещё более высоком — о Родине.
  • Формирование эмоционально-чувственного компонента патриотизма через восприятие музыкальных образов.
  • Пробуждение у учащихся чувства сопереживания, благодарности к мужественному герою.
  • Побуждение к стремлению взять у героя положительные качества личности.

Актуализация нравственного содержания произведения. Воспитание чувства гордости за страну, где жили и живут настоящие герои.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/02/22/k-f-ryleev-ivan-susanin

Краткое содержание оперы "Иван Сусанин", что писать?

Сюжет оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» (первое название — «Жизнь за царя») имеет реальную историческую основу, отнесенную к 1613 г., когда Москва уже была освобождена от польских интервентов, однако отдельные отряды противника еще блуждали по нашей земле, надеясь изменить ход войны. Один из таких отрядов поставил своей целью пленить царя Михаила Федоровича, жившего недалеко от Костромы. Тогда и совершил свой подвиг крестьянин села Домнино Иван Осипович Сусанин. Враги хотели сделать его проводником, но он завел их в непроходимый лес и этим погубил, однако погиб и сам.

Действие первого акта происходит в селе Домнино. Крестьяне радостно встречают ополченцев. Печальна только дочь Сусанина Антонида, которая ждет из военного похода Богдана Собинина — своего жениха. Он с дружиной отправился громить шляхту. Сусанин сочувствует Антониде, но все-таки хочет подготовить ее к испытаниям тяжелого времени.

Не до свадьбы сейчас. И тут с реки слышится песня. Это идет Собинин с дружиной, несет радостную весть: русское войско возглавлено Мининым и Пожарскими и теперь активно пополняется. Народ радуется: враг осажден, недалек час освобождения. Но Собинина огорчает решение Сусанина отложить свадьбу: ведь ради нее он приходит в село.

Сусанин же, узнав хорошие новости, соглашается.

Место второго действия — Польша. В старинном замке короля Сигизмунда III пирует надменная, не сомневающаяся в своей победе шляхта. Неожиданно появляется гонец с вестью о разгроме наемных войск и осаде польского отряда. Все в смятении. Рыцари собираются в бой. Бряцая оружием, они клянутся победить «ненавистных смердов».

Действие третьего акта происходит в доме Сусанина. Идет подготовка к свадьбе. Ваня, приемный сын хозяина, мечтает отправиться против поляков вместе с Собининым. Пришедшие в дом крестьяне поздравляют невесту и жениха, Сусанин приглашает их на торжество. Вдруг слышится конский топот, распахивается дверь, появляются поляки.

Им нужен проводник, который проведет их к Москве. Они уговаривают Сусанина, но напрасно. Тогда предлагают золото и неожиданно получают согласие. Сусанину приходит в голову идея завести врагов в непроходимую чащу. Тайком он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками.

Узнав о случившемся, Собинин с дружиной мчится в погоню за поляками.

Ваня сообщает русским о появлении польского отряда. Полные решимости, они выступают навстречу врагу.

Место действия четвертого акта — глухой лес. Бредут замерзшие, уставшие поляки. Они уже догадываются, что сбились с пути. Наконец объявляется привал, поляки засыпают. Не спит только Сусанин. Он сознает, что его ждет гибель.

Мысль о ней тяжела, но свой долг герой выполнил. Разыгралась метель, и в ее музыке Сусанину чудятся детские голоса. Наступает утро. Пробудившиеся враги с ужасом понимают, что из лесных дебрей им уже не выйти.

Сусанин с торжеством подтверждает страшную правду и гибнет.

Финал драмы происходит в Москве, на Красной площади. Народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Собинин и Антонида. Празднуется освобождение, славятся герои, отдавшие жизнь в борьбе с врагом.

Источник: https://www.bolshoyvopros.ru/questions/2639409-kratkoe-soderzhanie-opery-ivan-susanin-chto-pisat.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]