Сочинение пословица недаром молвится рассуждение

ПОСЛОВИЦА НЕДАРОМ (не мимо) МОЛВИТСЯ. Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами. Уваженье к ним выразилось многими поговорками: «Пословица недаром молвится», или «Пословица вовек не сломится».

Известно, что если сумеешь замкнуть речь ловко прибранной пословицей, то сим объяснишь ее вдруг народу, как бы сама по себе ни была она свыше его понятия. Сочинение Пословица недаром молвится рассуждение В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги.Сочинение Пословица недаром молвится рассуждение Пословица – жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме.Сочинение Пословица недаром молвится рассуждение Веками создавал народ мудрые изречения – пословицы и поговорки. В них из поколения в поколение передавались главные мысли о жизни. Пословиц много, они охватывают все стороны жизни народа. Во все времена народ уважал в человеке ум и высмеивал глупость, потому что ум равносилен добру, чести, благородству, а глупость порождает зло и беду. В пословице обычно говорится о конкретных явлениях, но за ними всегда открывается другой, обобщённый смысл. Есть пословицы о Родине, семье, дружбе, в которых отразились вечные нравственные и человеческие ценности.Сочинение Пословица недаром молвится рассуждение «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Родимая сторона — мать, чужая – мачеха», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Глупый осудит, а умный рассудит», «Доброе братство – лучше богатства»,

«Злой плачет от зависти, а умный от радости».

Сочинение Пословица недаром молвится рассуждение От греческого названия Пословица — paroimia — идет научная терминология: паремиология — отрасль литературоведения, занимающаяся историей и теорией пословиц. Восточные культуры дали богатые образчики древнееврейских, индийских, арабских и других пословиц, часто получавших литературную обработку (Библия, Панчатантра, Коран). Русская литература XVIII в., будучи по преимуществу просветительной и дидактической, весьма тяготела к пословицам, они приводились в учебных книгах, вводилась в журналы, в театральные пьесы. Использовались и в «Словаре Академии Российской» (1789—1794), для которого их собирал поэт Богданович.Сочинение Пословица недаром молвится рассуждение Первое научное собрание русских пословиц принадлежит Снегиреву, продолжателями его явились Буслаев и Даль. Труд Даля «Пословицы русского народа» (1862) и работа Иллюстрова «Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках» (1910) являются для дореволюционной России наиболее богатыми собраниями русских пословиц.Сочинение Пословица недаром молвится рассуждение В художественной литературе интерес к пословицам мы обнаруживаем уже у русских писателей XVIII в. Разнообразные пословицы использует Крылов; Пушкин вносит их в «Капитанскую дочку»; Островский берет пословицы в качестве заголовков или постоянного сопровождения речи своих персонажей; у Толстого и Достоевского пословицы — это целая историко-литературная проблема. Часто пословица творится писателем в духе живой речи: так, Горький широко использует ходовую пословицу и творит ее зачастую сам.Сочинение Пословица недаром молвится рассуждение В статье «О том, как я учился писать» Горький говорит: «Вообще, пословицы и поговорки образцово формулируют весь жизненный социально-исторический опыт трудового народа, и писателю совершенно необходимо знакомиться с материалом, который научит его сжимать слова, как пальцы в кулак, и развертывать слова, крепко сжатые другими, развертывать их так, чтобы было обнажено спрятанное в них враждебное задачам эпохи, мертвое. Я очень много учился на пословицах, — иначе: на мышлении афоризмами».Сочинение Пословица недаром молвится рассуждение На пословицах растили себя многие писатели: тот же Пушкин, Кольцов, который сам записывал пословицы (сохранилась его записная книжка с пословицами), Островский. От Достоевского до нас дошла запись пословиц, слышанных им на каторге, от Толстого — записная книжка 70-х гг., в которую он заносил свои записи народных оборотов и пословиц. В последствии, многие из них использовали пословицы в произведениях для своих героев.Сочинение Пословица недаром молвится рассуждение Однако, мы не поняли бы пословицы, если бы не приняли во внимание их особую связь с речью. Никто не вспоминает пословицы так, без повода и причины. Они всегда приходят нам на память в разговоре, к случаю. Пословицы тем и ценны, что суждение в них интересно не столько само по себе, сколько тем, что оно может применяться ко множеству сходных жизненных случаев и ситуаций. Со временем пословицы вошли в речь и стали тесно с нею связаны. Созданные в веках, переходя от поколений к поколениям, пословицы и поговорки поддерживали устои народной жизни, крепили нравственный и духовный облик народа. Пословица всегда поучительна в широком смысле слова, но ее поучительность не всегда назидание. Пословица может и просто толковать о чем-либо, однако в ней всегда есть «вывод» пли нечто такое, что полезно помнить и принять к сведению. Чего нет в опыте народа, того не может быть и в пословицах… В пословицах оседало бесспорно ценное, то непреходящее, что имело значение и для последующих эпох. Время безжалостно уносило то, что противоречило новому социально-историческому опыту народных масс. В. И. Даль. Сказал о пословицах так: это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый». И. Снегирев, писал: «Сколь часто одна и та же пословица, прошедши сквозь несколько веков и чрез разные места, облекалась в разные формы, переиначиваясь в словах и в строении речи, там сокращалась, здесь распространялась, там относилась к одному, здесь к другому предмету, там принималась в собственном, здесь в переносном смысле. Как в народе, так равно и в… пословицах, представляется смесь древнего с новым, коренного с прививным, отечественного с чужеземным, городского с сельским. Из этой смеси разных элементов сложилось органическое целое». Знакомые с детства крылатые выражения, оказывается, могут быть длинней и иметь совсем другой смысл. Некоторые из тех пословиц и поговорок, которые известны нам много лет, в оригинале были не совсем такими. Или стали не совсем такими со временем. Устное народное творчество редко записывалось раньше и, переходя от одного поколения к другому, могло лишиться какой-то части, и преобразиться семантически. А иногда их значение меняли через века наши современники, подгадывая под настроение или новые реалии. «Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет». «Бедность – не порок, а гораздо хуже». «В здоровом теле здоровый дух — редкая удача». «Везет как субботнему утопленнику — баню топить не надо».

«Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит».

«Гол как сокол, а остер как топор». «Голод не тётка, пирожка не поднесёт». «Губа не дура, язык не лопата». «Два сапога пара, оба левые».

«Дураку хоть кол теши, он своих два ставит».

«Девичий стыд – до порога, переступила и забыла». «Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку». «За битого двух небитых дают, да не больно-то берут».

«За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь».

«Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет». «И делу время, и потехе час». «Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет — тому оба». «Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте». «Копейка рубль бережет, — а пятачок — палтинничек». «Лиха беда начало — есть дыра, будет и прореха». «Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся». «На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай». «Не все коту масленица, будет и пост».

«Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса».

«Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется». «Один в поле не воин, а путник». «От работы кони дохнут, а люди – крепнут». «Палка о двух концах, туда и сюда бьет». «Повторенье – мать ученья, утешенье дураков». «Пьяному море по колено, а лужа — по уши». «Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена». «Работа — не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо». «Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой».

«Рука руку моет, да обе свербят».

«Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит». «Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает». «Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет». «Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь». «У страха глаза велики, да ничего не видят». «Ума палата, да ключ потерян». «Чудеса в решете — дыр много, а выскочить некуда».

«Шито-крыто, а узелок-то тут».

«Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет». «Дуракам закон не писан, если писан, то не читан, Если читан, то не понят, если понят, то не так. Будь закон такой написан, и в последствии прочитан,

Даже понят и исполнен — не изменится дурак».

Такие изменения пословиц, их смысла и содержания являются абсолютно нормальным явлением. Я задумалась, оказывается раньше, многое понимали наоборот. Кажется, пословица носит отрицательное значение, а по трактовке получается положительной. Объяснить это можно тем, что раньше народ был мудрее и сплоченнее. Люди в большинстве своем жили в гармонии с природой. Но жизнь менялась, менялись нравы, устои и ценности, с ними менялись и пословицы.

    Нам остается остановиться на весьма интересных и наиболее жизнестойких пословицах и поговорках, возникших в результате наблюдений над всеобщей диалектикой жизни. Эти пословицы и поговорки живут и будут жить сотни лет. Их долговечность кроется в сущности их как необыкновенно емких общих суждений, которые можно отнести к самым различным сторонам жизни: и к социально-историческим и к бытовым явлениям. Большинство пословиц и поговорок происхождением обязано непосредственному жизненному социально-историческому опыту народных масс. Это первый и основной источник народных пословиц и поговорок. Созданные в веках пословицы и поговорки будут всегда украшать и разнообразить нашу речь. Они не исчезнут, пока будет звучать русское слово. Далее, в х добавлю информацию об авторах иллюстраций, использованных мной в топике и дополню некоторыми пословицами, с трактовками, которые наиболее популярны. Пожалуйста дополняйте комментарии, если у вас сохранились варианты старорусских пословиц или поговорок, может, выражений. Материал обширный, всех пословиц не озвучить)) Спасибо.

    Источник: https://babiki.ru/blog/raznoe-interesting/37955.html

    Статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему: «Пословица недаром молвится» | Социальная сеть работников образования

    • Сценарий развлечения
    •  в подготовительной к школе группе
    • «Пословица недаром молвится»
    • Задачи:
    • — обобщить у детей знание о пословицах;
    • — развивать интерес к пословицам, потребность в их употреблении;
    • — воспитывать любовь к родной речи, обратить внимание на ее красоту, выразительность и точность;
    • — вовлекать детей в совместную игровую, творческую деятельность.
    • Подготовительная работа: заучивание пословиц с детьми, подготовка инсценировок и костюмов к ним, совместное рисование с родителями иллюстраций к пословицам.
    • Оформление: в музыкальном зале оформить выставку детских рисунков, на центральной стене зала изображены солнце, плетень, подсолнухи.
    • Декорации: деревенская изба, лавочка,  деревянная посуда.
    • Музыкальный центр, записи с русскими народными мелодиями, призы – шоколадные монетки, леденцы-петушки.
    • Ход развлечения
    • Звучит русская народная музыка, дети рассаживаются в зрительном зале.

    Ведущая: Добрый день! Мы приветствуем наших дорогих детей и гостей. Собрались мы на развлечение, всем на удивление, на других посмотреть, себя показать! Велик и могуч русский язык, много можно рассказать о нем, но наша сегодняшняя встреча посвящена пословицам. Давайте разделимся на две команды и посоревнуемся в знании пословиц (дети делятся на две команды). В этом сундучке необычные монетки (достает и показывает шоколадные монетки). Команды будут получать их за смекалку и знание пословиц. Ну что, команды готовы?

    Разминка

    Дети отвечают на вопросы ведущей и получают монетки.

    • Кто придумал пословицы? (народ)
    • Когда появились пословицы и поговорки? (очень давно)
    • Кто собирал пословицы и поговорки, как они сохранились до наших дней? (ученые, поэты, писатели, простые люди, любившие и знавшие и изучавшие русский язык)
    • О чем говорят пословицы? (о добре и зле, об уме и глупости, о правде и лжи, о труде и лени, о дружбе, о любви)
    • Почему вам нравятся пословицы? (они умные, складные, красивые, интересные, смешные)
    Читайте также:  Сочинение на тему эмоции человека

    Ведущая: Пословицы — это краткие изречения, выражающие житейскую мудрость народа. Поговорка, как и пословица, — остроумное, меткое народное суждение, краткое по форме. Пословицы отличаются от поговорок своей законченностью.

    Пословица — законченная мысль, поговорка — только часть суждения. Например: Под лежачий камень вода не течет (пословица) — Бить баклуши (поговорка). Каждый день мы используем в своей речи пословицы и поговорки.

    Практически к каждому случаю нашей жизни можно подобрать пословицу, их тематика очень разнообразна: работа, семья, любовь, дружба и т.д.

    Конкурс № 1 «Доскажи словечко»

    Ведущая: Давайте проверим, хорошо ли вы знаете русские пословицы. Я прочитаю пословицу, а вы закончите ее одним словом (пословицы читаются по очереди каждой команде за правильные ответы раздаются монетки).

    • Не спеши языком, торопись…(делом).
    • Сначала подумай, потом …(говори).
    • Сумел взять – умей и  … (отдать).
    • Пилу точат, чтобы стала острее, а человека учат, чтобы стал … (умнее).
    • О дереве судят по плодам, а о человеке по … (делам).
    • Терпение и труд, все …(перетрут).

    Конкурс № 2 «Узнай пословицу по двум словам»

    Ведущая: Молодцы! Отлично справились с заданием. А сейчас послушайте пару слов и скажите, в каких пословицах они встречаются.

    Семь – один. (Семеро одного не ждут. Один с  сошкой – семеро с ложкой. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Семь бед – один ответ.)

    Конкурс № 3 «Путаница»

    Ведущая: Дети, к нам в приехал заграничный гость (звучит музыка, появляется старик Хоттабыч в восточном наряде).

    Ведущая: Проходите, гость дорогой! Мы рады видеть вас в нашем детском саду.

    Хоттабыч (говорит с акцентом): Здравствуйте! Вы речь ведете о пословицах? Мне тоже нравятся русские народные пословицы. Я их быстро выучил. Вот, например: Что с возу упало, того не вырубишь топором.

    Ведущая: Ой-ой-ой! Ребята, вы поняли, что произошло? Наш гость перепутал все пословицы! Помогите ему, пожалуйста, назовите пословицы правильно (команды по очереди поправляют «иностранку»).

    Хоттабыч: А вот еще, какую пословицу знаю: Не рой другому яму – пригодится воды напиться (дети называют правильные пословицы).

    Хоттабыч: Ну а это правильно? Хочешь есть калачи – люби и саночки возить (дети называют правильные пословицы).

    Хоттабыч: И вот еще, какую знаю: Слово не воробей – разобьешь, не сложишь (дети называют правильные пословицы). Спасибо вам, друзья! Теперь я постараюсь говорить пословицы правильно (гость прощается и уходит).

    Конкурс № 4 «Аукцион»

    Ведущая: А сейчас мы проведем аукцион! Его правила очень простые: кто пословиц больше знает, тот награду получает. Назовите пословицы о дружбе.

    1. Старый друг – лучше новых двух.
    2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
    3. Скажи, кто твой друг и я скажу, кто ты.
    4. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
    5. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
    6. Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
    7. Конкурс № 5 «В селе Веселово-Говорково»

    Ведущая: Есть на свете маленькое село. Называется оно Веселово-Говорково. (звучит музыка «Во саду ли, в огороде», дети-артисты занимают места в избе, садятся на лавочку около дома)

    Ведущая: В этом селе живет славный народ. Здесь без пословицы речь не молвится, как без углов дом не строится. Не любят они лентяев, смеются над ними, говорят: «Люди – хлеб убирать, а они на солнышке лежать».

    Сценка «Ленивица»

    Действующие лица: матушка, Акулина и Марфушка (ее дочки), хор – все в русских народных костюмах.

    Из избы выходят две девочки. Марфушка садится на завалинку, зевает, начинает дремать.

    Акулина: Проснулась Марфушка не поздно, не рано. До обеда проспала, да обедать встала. Наелась, поклонилась да опять повалилась.

    Матушка (выглядывает из окна): Марфушка, сходи за водицей на речку!

    Марфушка: Да лень мне, дремота одолела!

    Акулина: Вот лодырь! Кто ленив, тот и сонлив!

    Матушка (из избы): Марфушка, иди кисель хлебать!

    Марфушка (поднимаясь): Раз матушка велит – надо идти. Где моя большая ложка? Без меня не начинайте! (уходит в избу)

    • Хор на завалинке запевает:
    • Хорошо лентяю жить, совсем не о чем тужить.
    • Он избы не прибирает, как испечь калач не знает.
    • С зарей рано не встает, с косой в поле не идет.
    • А уж как за стол идти, ложку знает, где найти.

    Марфушка (высовывается из окна): Ой-ой! Не надо про меня петь!

    Хор: Хочешь есть калачи – не сиди на печи!

    Ведущая: Дети, какие пословицы вы услышали? А какие еще можете сказать о труде? (ответы детей: Терпение и труд все перетрут. Труд кормит, а лень портит. Без труда не вынешь рыбку из пруда. Не бывает скуки, коли заняты руки.

    ) Много трудились в Веселово-Говорково, но и веселиться не забывали. Недаром в пословице говорится «Делу – время, потехе – час».

    Когда кончалась работа, собирались у околицы и стар и млад, смешили друг друга потешками да небылицами.

    Сценка «Веселый Емеля»

    Выбегает Емеля с балалайкой в костюме скомороха

    Емеля: Здрасьте! А вот и я – Емеля, весела неделя. Голоса услыхал – к вам прибежал. Эх, мы паря удалые да озорные – голосом спляшем, ногами споем. В общем и целом прекрасно живем! Вот присяду у ворот да потешу народ. Я спою, а вы подпевайте! (имитируя игру на балалайке, исполняет небылицы, дети ему отвечают)

    Емеля: На дубу коза пасется, в бане парится медведь. Рано утром вечерком, поздно на рассвете баба ехала верхом в ситцевой карете.

    Все:         Здорово, здорово у ворот Егорова, а у наших у ворот все идет наоборот.

    Емеля: На заборе чепуха жарила варенье. Куры съели петуха в одно воскресенье. Сидит ежик на заборе, новая рубашка, на макушке сапожок, на ноге фуражка.

    Все:         Здорово, здорово у ворот Егорова, а у наших у ворот все идет наоборот.

    Емеля: А наш дедушка Иван посадил кота в карман. Котик плачеи и рыдает, громко дедушку ругает. По реке плывет корова, обгоняет пароход. На рогах сидит ворона и соломинкой гребет.

    Все:         Здорово, здорово у ворот Егорова, а у наших у ворот все идет наоборот.

    Емеля: Эх, весело тут у вас! Смотрю, нарисовали много рисунков к пословицам, а давайте выберем те, которые больше всего всем понравились! (выбирает с детьми на выставке  рисунки-иллюстрации к пословицам, дарит победителям призы – леденецы-петушки)

    Ведущая: Вот так весело и дружно живет народ в селе Веселово-Говорково. Вам понравилось? (ответы детей) Давайте посмотрим, как команды справились с заданиями (подсчитывается количество монеток у команд, определяются победители). Молодцы, ребята! Все вы хорошо знаете пословицы.

    Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/11/16/poslovitsa-nedarom-molvitsya

    Исследовательский проект учащихся: "Пословица недаром молвится"

    • Слайд 1
    • Данная работа посвящена углубленному изучению и анализу пословиц. Тема исследования: «Пословица недаром молвится…»
    • Слайд 2
    • Пословицу можно считать универсальной моделью мира, потому что она отражает все стороны жизни человека.

    Но в наши дни пословицы изменяются в строении, что напрямую связано с их толкованием. Данная работа – попытка восстановить первоначальный вариант некоторых кратких изречений.

    1. Слайд 3
    2. Гипотеза:
    3. если художественной природе пословиц свойственно двухчастное строение, то утрата второй части приводит к искажению смысла.
    4. Слайд 4
    5. Цель работывыявить взаимосвязь смысловой и композиционной сторон пословиц.
    6. задачи:
    • изучить природу пословицы как малого жанра
    • проанализировать ряд пословиц
    • рассмотреть, как изменение строения пословиц влияет на содержание;
    • провести социологический опрос среди людей разных возрастных групп.
    • Слайд 5
    • В исследовательской работе были использованы теоретический и информационно-аналитический методы.
    • Слайд 6

    Пословицы – это формулы народной мудрости, они универсальны и применимы ко всем людям в качестве неписаного закона. Пословицы употребляются в зависимости от ситуации, носят обобщенный характер и легко воспроизводимы, поэтому, выполняя свою назидательную функцию, являются средством отражения картины мира.

    1. Слайд 7
    2. Прежде чем перейти к рассмотрению структуры пословиц, познакомимся с определением.
    3. Пословицы – это краткие, нередко ритмизованные изречения,

    представляющие собой законченные предложения и выражающие определенные умозаключения.Они относятся к речевым жанрам фольклора, так как не исполняются специально, а употребляются в разговорной речи, между прочим, кстати, к слову.

    Слайд 8

    Учёный-лингвистА.Н. Мартыноваотмечает, что главное в пословицене информация, а художественный образ, смысловая двуплановость.

    Исследователь В.П. Аникинвыделяет две основные формы построения пословиц: Одночастная«Всякая сосна своему бору шумит» идвухчастная. «Белый свет не околица, а пустая речь не пословица»

    • .
    • Слайд 9
    • Но всё же большинство пословичных предложений состоит из двух частей

    Пословицы довольно часто прибегают к сопоставлению двух предметов или явлений, что лежит в основе их поэтики и также требует двучленной формы выражения. Приведём примеры.

    • Параллелизм: «Без топора не плотник, без иглы не портной»;
    • Сравнение: «Красна девка в хороводе: что маков цвет в огороде»;

    На двухчастность пословиц указывал и В.И. Даль

    1. Слайд 10
    2. Двучленность пословиц проявляется и в интонационно-ритмической организации речи: обе части, отделенные друг от друга паузой, произносятся с одинаковой или близкой интонацией, что создает определенную ритмичность. «На бога надейся, а сам не плошай»
    3. Рассмотрев специфику пословиц, на композиционном и смысловом уровнях, мы можем сделать вывод: пословицам присуща двуплановость.
    4. Слайд 11

    Но встречаются пословицы, которые прижились в русском языке в усечённом виде, что затемняет их первоначальный смысл. Порой эти пословицы в современное время неверно трактуются. Рассмотрим конкретные примеры.

    «Голод не тётка»

    Почему голод — не тётка? Непонятно. Если услышать пословицу целиком, всё встанет на свои места: «Голод не тётка, пирожка не поднесёт» — т.е. не пожалеет! Пощады от него не жди.

    Эта пословица имеет несколько вариантов второй части, что приводит к различным трактовкам. Вы можете увидеть это на слайде.

    Слайд 12

    «Кто старое помянет, тому глаз вон» — нельзя быть злопамятным, нужно уметь прощать.

    Полный вариант: «Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет, тому оба» — из всего пережитого мы извлекаем определённый опыт, и ситуацию, породившую этот опыт, нужно уметь воспринимать с благодарностью и помнить о ней. Смысл пословицы изменился.

    Слайд 13

    «От работы кони дохнут» Неправильное толкование: «Работать вредно, поэтому работай поменьше».

    Полная версия пословицы: «От работы кони дохнут, а люди — крепнут». Мудрый народ хотел сказать, что работа вредна только для неразумных животных, которые не понимают радости труда. Для человека же работа — не просто полезна, а необходима для здоровой и счастливой жизни.

    Слайд 14

    Во времена письменности стали появляться пословицы, за которыми стоит конкретный автор, так называемые крылатые выражения. Они также порой употребляются в усечённом виде.

    «Разрешено всё, что не запрещено Законом»

    Это – лишь первая часть, в полном виде мысль звучит так:  «Разрешено всё, что не запрещено Законом, но разрешённое нельзя совершать с поспешностью».

    Совсем другая мысль: проповедуется не вседозволенность, а взвешенный подход к различным ситуациям. Массовое следование «усечённой» идее может принести много бед.

    Слайд 15

    Усечённые пословицы могут превращаться в поговорки, но вторая часть обычно усиливает звучание метких изречений. Вот некоторые примеры.

    «Два сапога пара»

    Про двух людей, которые как-то «отличились», русский скажет: «оба хороши», или «два сапога — пара». Полная версия: «Два сапога — пара, да оба на левую ногу».

    «Пьяному море по колено»

    Пьяному все нипочем, спиртное придаёт храбрости. Полный вариант: «Пьяному море по колено, а лужа по уши (а проспится — свиньи боится)». Вторая часть усиливает ироничное, неодобрительное отношение к мнимой храбрости.

    Слайд 16

    Язык – это живой процесс, и наряду с «усыханием» пословиц происходит своеобразное обыгрывание, перефразирование. Чаще всего изменённые пословицы носят ироничный или комический характер, при этом они теряют свое первоначальное значение и свою назидательность.

    Слайд 17

    Рассмотрев перефразированные пословицы и поговорки, можно сделать вывод, что изменения происходят почти на всех уровнях языка. Вы видите это на слайде.

    • С кем поведешься — так тебе и надо.
    • Не зная броду — не вытащишь и рыбку из пруда.
    • Рыбак рыбака ненавидит наверняка
    • Слайд 18
    • Не чаем единым сыт человек
    • Леди с дилижанса — пони легче.
    • И волки сыты, и овцы целы. И пастуху вечная память…
    • Слайд 19
    • Также мы провели социологический опрос среди населения, в котором приняли участие 100 человек, из них примерно 20 % – пожилые люди, а остальные – школьники и взрослые. Им были предложены «усечённые» пословицы:
    • На диаграмме видно, что подростки и молодые люди не знают полного варианта некоторых усечённых пословиц (76%), правильные ответы давали в основном люди пожилого возраста.
    • Слайд 20
    • Подведем итоги

    Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Особенно ярко психология русского человека выражена в пословицах.

    Это народная «заповедь», которой должны следовать все люди. «Старая пословица недаром молвится…» Но усечённые, усохшие пословицы искажают заложенную в них информацию, поэтому не могут выполнять как жанр свою функцию: нести безусловную истину, некий нравственный закон.

    Слайд 21

    Полученный материал можно использовать в интегрированном курсе «Русская словесность», в беседах, посвящённых этико-эстетическому воспитанию школьников, на классных часах.

    Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/issledovatelskii-proekt-uchashchikhsia-poslovitsa.html

    Пословица недаром молвится

    В своей работе в вечерней школе я столкнулась с такими проблемами со стороны учащихся, как неумение выражать свою мысль, выделять основную мысль произведений, давать характеристику героям, анализировать произведения, строить устную и письменную речь, красиво говорить. Этот барьер трудно преодолеть, но возможно. Возникает необходимость помочь учащимся, тем более, что наши ученики попадают в одинаковые условия с учащимися дневных школ при сдаче ЕГЭ и ОГЭ.

    Каждый учитель использует свои, уже проверенные временем методы и приемы; я для ликвидации выше перечисленных проблем выбрала следующий путь: на своих уроках русского языка и литературы прибегаю к пословицам. А теперь обо всем по порядку.

    Я считаю, на уроках литературы вообще невозможно обойтись без жанров устного народного творчества, а именно, без пословиц и поговорок — это замечательный материал для развития речи.

    Во-первых, речь с пословицами это богатая, красивая речь, во-вторых, в пословицах содержится народная мудрость, истина, проверенная не одним поколением, в-третьих, работа с пословицами развивает логическое мышление и заставляет нас заглянуть в прошлое нашего народа.

    Если систематически использовать пословицы, то такая работа формирует умения выделять связи слов, словосочетаний.

    Объясняя значение не только пословицы в целом, но и отдельных слов, дети встречаются с таким явлением, как многозначность слов, тем самым обогащают словарный запас, совершенствуют связную речь, проникают в смысл, какого-либо высказывания, развивают мыслительные способности. Кроме того, прежде чем учащемуся употребить в речи ту или иную пословицу или поговорку, в его уме происходит активная мыслительная деятельность: нужно соотнести сложившуюся ситуацию с имеющимся запасом пословиц и подобрать соответствующую.

    При работе с малыми жанрами устного народного творчества большое внимание уделяется развитию понимания прямого и переносного значения слов, в то же время приобретаются навыки таких типов речи, как объяснение, доказательство, рассуждение.

    Рассматривая пословицы в контексте, учащиеся понимают, что пословицы приобретают особое значение: придают речи выразительность, эмоциональность, колоритность, глубину. Именно употребление пословиц, крылатых выражений, поговорок в речи говорит о ее богатстве. Естественно, задачи, которые я ставлю на уроках, следующие:

    1.              способствовать более глубокому погружению в народную культуру. Например, пословица «Изба красна углами, а человек — делами» заставит обратиться к истории нашего народа и понять его: что значит красные углы в избе, какое большое значение придавалось иконам.
    2.              воспитывать нравственные качества, потому что через пословицу и поговорку выражены ирония, юмор, насмешка, любовь, гнев. Например, «Дашь палец, всю руку откусит», «Паршивая овца все стадо портит», «На устах — мед, а на сердце — лед». Через пословицы мы часто характеризуем человека, и не надо лишних слов, чтобы понять, какое качество подчеркивается.

    Вырабатывать навыки уместного употребления пословиц в своих высказываниях, тем самым обогащая устную и письменную речь, делая ее более образной и выразительной.

    Бывают случаи, когда не можешь подобрать нужных слов, а вспомнишь пословицу или поговорку, и выход найден. Употребляя пословицы в речи, мы обращаем тем самым внимание на ее выразительность, яркость, подчеркиваем остроту, углубляемся в содержание.

    К тому же, если правильно повести разговор, то открывается новая дорожка и к сердцу человека.

    С малыми жанрами УНТ работать надо начинать как можно раньше. Уже в начальной школе учащиеся прекрасно справляются с объяснением смысла пословиц, могут подобрать аналогичные, вспоминают те поговорки, которые употребляются в речи их семьей и близкими людьми.

    В 5 классе при изучении народных и литературных сказок, учащиеся встречают большое количество поговорок в текстах. Нельзя проходить мимо такого ценного материала. Помимо смыслового разбора можно предложить и другие задания. Например, подобрать пословицы, поговорки синонимичные данным, выявить смысловые связи слов.

    • Например:
    •                    Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто за сохой ходит.
    •                    Белые руки чужие труды любят.
    •                    Горька работа да хлеб сладок.
    • К данным подбирают синонимичные:
    •                    Без мук труда не будет и радости.
    •                    Без дела жить — только небо коптить.
    •                    Без труда — нет плода.
    • Работая над текстом литературного произведения, учащиеся затрудняются выразить своими словами главную мысль, тогда я призываю их к тому, чтобы они обращались к пословицам: либо включают уже готовую пословицу в свое высказывание, а те, кто «посильнее», на основе уже известных им, строят устную или письменную речь.
    • В средних и старших классах я предлагаю ряд пословиц, учащиеся выбирают ту, которая наиболее точно выражает идею произведения. Например, к роману «Война и мир» предлагаются следующие пословицы:
    •                    Дружно за мир стоять — войне не бывать.
    •                    Войной да огнем не шутят.
    •                    Вражда не делает добра.
    •                    Держи порох сухим — будешь непобедим.
    • К рассказу «Кавказский пленник»:
    •                    Друзья познаются в беде.
    •                    Человек без друзей, что дерево без корней.
    •                    Из огня да в полымя.
    •                    Чужбина-калина, родина-малина.
    •                    Лучше пропасть, чем терпеть напасть.
    •                    Не зная броду, не суйся в воду.

    Другой пример в 5 классе после изучения следующего ряда произведений: А. Погорельского «Черная курица», М. Ю. Лермонтова «Бородино», Н. А. Некрасова «Мороз, красный нос», И. С.

     Тургенева «Муму» предлагаю задание: к каким произведениям из изученного раздела подходят эти пословицы? При таком вопросе учащиеся невольно перебирают изученные произведения, обращаются к ним, вспоминают героев, их поступки, авторскую позицию, к тому же им следует проанализировать и ряд пословиц и соотнести с произведением.

    1.                    Давши слово держись, а не давши крепись.
    2.                    Жизнь дана на добрые дела.
    3.                    От бородинской пушки под Москвой земля дрожала.
    4.                    Не одежда красит человека, а добрые дела.

    Предлагается ряд пословиц, и следует вопрос: о каком поступке идет речь в этих пословицах? Героев каких произведений вы бы охарактеризовали?

    •                    Не все то золото, что блестит.
    •                    Смелость города берет.
    •                    Не место красит человека, а человек место.
    •                    Трусливому каждый шорох — беда.

    Даже при чтении зарубежной литературы используем на уроках пословицы. Проработав ту или иную, учащиеся лучше понимают героев, суть их поступков. Например, при чтении М. Твена «Том Сойер» встречаются такие:

    1.                    Где есть желание, там найдётся и способ.
    2.                    Но нет хуже дурака, чем старый дурак.
    3. Или рассказ Э. Сеттон-Томпсона «Снап»:
    4.                    Друга в верности без беды не узнаешь.
    5.                    Верный друг любит до смерти.
    6. При чтении стихотворений русских поэтов о родной природе предлагается задание: соотнести стихотворение с пословицей:

                       Солнце встанет, так и утро настанет. (И. С. Никитин «Утро»)

                       Зимавесну пугает, да сама тает. (Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится»)

                       Как не злись метелица, всё весною пахнет.

                       Весна отмыкает ключи и воды. (Ф. И. Тютчев «Еще в полях белеет снег»)

                       Апрель с водой, май с травой. (А. Н. Плещеев «Уж тает снег»)

                       Вода с гор потекла — весну принесла.

    После выполнения задания напрашивается вопрос: пословицы уходят глубокими корнями к нашим далеким предкам, так почему же и сейчас они актуальны?

    На протяжении долгих лет наши предки изучали природу, ее поведение и особенности, после чего и рождались пословицы и поговорки. Каждая из них открывает нам тайну природы, показывая ее характер.

    В заключение вышесказанного можно сделать вывод: пословицы и поговорки — эффективное средство формирования речемыслительной деятельности, обогащения и уточнения словарного запаса учащихся, улучшения понимания речи окружающих за счет ознакомления с образностью и многозначностью русского языка.

    В результате такой работы активизируется память, развивается мышление и речь, учащимся легче выразить свои мысли, они точнее могут назвать идею текста, выразить авторскую позицию.

    Даже краем уха можно услышать в речи учащегося при общении друг с другом пословицы, значит, они анализируют, знают, в конце концов запоминают их, ориентируются в той или иной ситуации, где и какую пословицу уместно употребить, как точнее выразить свою мысль.

    От урока к уроку учащимся становится легче работать с произведением: выражать основную мысль, давать оценку поступкам героев.

    Это вкратце я рассказала об уроках литературы.

    На уроках русского языка пословицы используются не менее. О достоинствах пословиц уже выше рассказано, поэтому я сразу перейду к тому, как именно я использую этот материал.

    Прежде всего, пословицы использую при работе над орфографической зоркостью. Таким образом, и работа над орфографией, и работа над речью.

    • Назовите форму выделенных глаголов, спишите, ь подчеркните.
    •                    Воду толочьвода и будет.
    •                    Трудно ли пересечь канал тому, кто пересек море.
    •                    Пытается из песка масло извлечь.
    •                    Люблю греться, да боюсь обжечься.
    •                    Из одной хворостине трудно разжечь огонь, одного сына трудно воспитать.
    • Спишите пословицы и поговорки, подчеркните глаголы в неопределенной форме с ь после шипящих на конце.
    •                    Одежду не беречь — порвется, дружбу не хранить — оборвется.
    •                    Тщеславие всем готово пренебречь и ради славы может дом поджечь.
    •                    Все доброхоты, а в беде помочь нет охоты.
    •                    С малого начинай, чтоб высокого достичь.
    • При отработке навыков пунктуации предлагаю такие задания:

    Спишите пословицы, обозначая в них грамматические основы. Подчеркните однородные члены предложений. Расставьте недостающие знаки препинания. Постройте схемы, отображающие пунктуацию при однородных членах.

    1.                    Дружба и братство дороже всякого богатства.
    2.                    Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.
    3.                    Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
    4.                    Невелика птичка, зато поет хорошо.
    5.                    Слово не стрела, а разит пуще стрелы.
    6.                    Не только штык, но и колос врага колет.
    7.                    Щедр на слова да скуп на дела.

    Как сказал В. И. Даль: «Много еще надо работать, чтобы раскрыть сокровища нашего родного слова». И я думаю слова великого русского ученого, писателя созвучны всем учителям-филологам. Желаю всем удачи!

    Основные термины (генерируются автоматически): пословица, учащийся, поговорка, слово, ряд пословиц, речь, работа, письменная речь, русский язык, авторская позиция.

    Источник: https://moluch.ru/conf/phil/archive/178/9759/

    Пословица недаром молвится | loshany

    • 6 КЛАСС
    • Цель: познакомить учащихся с одним из малых жанров фольклора – пословицами и поговорками.
    • Задачи:
    • Формировать понятия о пословице и поговорке как фольклорных жанрах.
    • Формировать интерес учащихся к родному языку, знакомить их с богатством и разнообразием родной речи, расширять их кругозор.
    • Способствовать повышению культуры речи учащихся, обогащению их словарного запаса пословицами и поговорками.
    • Развивать творческие способности, логическое, ассоциативное и абстрактное мышление детей.
    • Знакомить учащихся с национальными особенностями разных народов.
    • Воспитывать детей в духе межнациональной терпимости и толерантности.
    • Формировать умение командной работы.
    1. ​​
    2. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

    Дети делятся на три команды. Каждая занимает свое рабочее место.
    Звучит фонограмма песни «Вместе тесно…» (автор М.Скребцова).

    Ведущая: Дорогие ребята! Нашу программу я хочу начать с загадки. А ну-ка, отгадайте, о чем идет речь?

    Вам выражения знакомы:
    Про первый блин, что вечно комом,
    Про сор, что из избы несут…

    Как их в народе все зовут?      (Пословицы)

    Пословицы недаром молвятся,
    Без них прожить никак нельзя!
    Они великие помощницы
    И в жизни – верные друзья.
    Порой они нас наставляют,
    Советы мудрые дают.
    Порой чему-то поучают

    И от беды нас берегут.

    Без пословиц не проживешь – точно и справедливо сказано народом. В краткой, образной форме они отражают все стороны человеческой жизни. В них заключены вековая мудрость, красота и сила русской речи.
    Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится.

    Читайте также:  Иосиф и его братья - краткое содержание романа манна

    • Пословица – всем делам помощница.
    • Без пословицы не проживешь.

    Русский народ очень богат пословицами. Свое глубокое уважение к пословицам и свой взгляд на них народ выразил в пословицах о самих пословицах:

    • Пословица вовек не сломится.
    • Пословицы ни обойти, ни объехать.
    • Пословица ведется, как изба веником метется.

    По мнению народа, каждая пословица наполнена содержанием: «Всякая пословица недаром молвится», «Старинная пословица не на ветер молвится». Придавая высокое значение пословице, народ считает, что пословица – это речь умная, разумная, содержательная: «Глупая речь – не пословица», или: «Белый свет – не околица, а пустая речь – не пословица».

    Какие еще пословицы о пословицах сложил русский народ, вы узнаете, выполнив задание игры «Составь пословицу!»

    1. Проводится дидактическая игра «Составь пословицу!»

    Каждая команда получает карточку, на которой отдельными словами в произвольном порядке написаны пословицы. Задача детей составить эти пословицы.

    1 команда

    • пословица, Всякая, не, мимо, молвится, дела. (Всякая пословица не мимо дела молвится.)
    • слово –, Не, пословица, всякое. (Не всякое слово – пословица.)
    • Егорку, поговорка, всякого, На, есть. (На всякого Егорку есть поговорка.)
    • строится, Без, дом, не, углов, не, пословицы, речь, без, молвится. (Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.)

    ​​

    2 команда

    • пословица, в, Хороша, лад. (Хороша пословица в лад.)
    • есть, на, пословица, спесь, И, твою. (И на твою спесь пословица есть.)
    • слова, Из, выкинешь, поговорки, не.  (Из поговорки слова не выкинешь.)
    • строится, Без, дом, не, углов, не, пословицы, речь, без, молвится. (Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.)

    ​​

    Ведущая: Что же такое пословица? Пословица – это краткое изречение, заключающее в себе какое-нибудь практическое поучение.

    Пословица учит, как надо жить, как обходиться с людьми, как надо относиться к труду, к своему  отечеству и т.д.

    Пословица величает труд и тружеников, порицает лень и лентяев, высмеивает и обличает жадность богатых, заступается за бедных, учит верить в добро, справедливость, правду, уважать науку, просвещение и книгу.

    Эти маленькие мудрые изречения веками учили и воспитывали целые поколения, служили для размышлений. Недаром русские люди уже много лет назад составляли для себя рукописные сборники пословиц, перечитывали их, раздумывали над ними, старались их запомнить. И еще заметили, что стихи запоминаются лучше, чем проза. Поэтому и  становились пословицы стихотворными строчками:

    • Вся семья вместе, так и душа на месте.
    • Если мил друг, то и семь верст не крюк.

    2. Проводится  игра «Загадки, загаданные пословицами».

    Ребятам предлагается отгадать загадки, загаданные пословицами и поговорками. А затем вспомнить и назвать пословицу со словами-отгадками.

    1 команда

    • Лапки её мягки, да когти остры.
    • Она спит, а мышей видит.
    • Доброе слово и ей приятно. (Кошка)
    • И она помнит, кто ее кормит.
    • Не бойся ее брехливой, а бойся молчаливой.
    • Она на сене: сама не ест и другим не дает. (Собака)
    • Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
    • Как его ни корми, он все в лес смотрит.
    • Его ноги кормят. (Волк)

    Вспомните и назовите пословицу, которая характеризует взаимоотношения постоянно ссорящихся людей. (Живут, как кошка с собакой.)

    2 команда

    • Грозит она кошке, да из норы.
    • Она гложет, что может.
    • Надулся, как она на крупу. (Мышь)
    • Она на порог, а мышка в уголок.
    • Ее против шерсти не гладят.
    • Знает она, чье мясо съела. (Кошка)

    ​​

    • Он неуклюж, да дюж.
    • С ним дружись, а за топор держись.
    • Два их в одной берлоге не уживутся. (Медведь)

    Вспомните и назовите пословицу, которая означает предостережение человеку, обидевшему слабого. (Отольются кошке мышкины слезки.)

    Ведущая: Если бы собрать все до единой пословицы одного только русского народа, то образовалась бы огромная многотомная энциклопедия народной мудрости, завещанной нам веками.

    Знаменитый собиратель русских народных пословиц Владимир Иванович Даль, современник А.С.Пушкина, потратил 50 лет своей жизни на собирание пословиц, и все же его сборник пословиц считается далеко неполным.

    «Пословица – это коротенькая притча… Это суждение, приговор, поучение, высказанное и пущенное в оборот, под чеканом народности», – такое определение дал пословице В.И.Даль.

    3. Проводится дидактическая игра «Живые буквы» – тема «Пословица».

    • Команды  получают наборы карточек с буквами, из которых они сначала составляют исходное слово «Пословица», а затем из букв исходного слова  –  слова-ответы на вопросы.
    • Ведущая (дает задание):
    • Вам буквы выданы не зря,
      Несложен их секрет.
      Из них составьте вы, друзья,
    • На мой вопрос ответ!
    1. Оно не воробей, вылетит – не поймаешь.  слово

    2. Когда она есть, ума не надо.  сила

    3. Им лучше в грязь не ударять.  лицо

    4. Кто и во сне кур считает?  лиса

    5. Паршивая, она все стадо портит.  овца

    6. В сказке был чудесный пир, что на нем я с медом пил?  пиво

    7. Бывает он долог, да ум короток.  волос

    Чтецы:

    Бывает частенько, что слово одно,
    Но очень по-разному служит оно
    Примеры тут можно найти без труда:
    Возьмем хоть короткое слово «вода».
    Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
    С тех пор уж «не мало воды утекло».
    О смелом мы вправе сказать на перед,
    Такой «сквозь огонь и сквозь   воду пройдет».
    А гуси и утки сухие всегда,
    Заметили люди: «Как с гуся вода».

    Случалось с тобою, ты правил не знал,
    Молчал при опросе? «Воды в рот набрал».
    Лентяй отдыхает, а время идет,
    «Под камень лежачий вода не течет».
    Сказать болтуну мы порою не прочь:
    «Довольно мол, воду-то в ступе толочь!»
    Не прочь и другому сказать невзначай:
    «Довольно лить воду, ты дело давай».
    Работать впустую. Что скажут потом?
    Не дело, мол, «воду носить решетом».

    Стихи я пишу не жалея труда,

    1. Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».
    2. В.Суслов «Как работает слово»

    Ведущая: Пословицы стали возникать еще до появления письменности. В России они были известны свыше тысячи лет назад.
    Русская народная пословица существовала в различных слоях общества, но большинство пословиц возникло в народной среде, и творцом их является сам народ.

    «Вот как хорошо сочиняют мужики. Все просто. Слов мало, чувства много», – сказал однажды великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.

    Пословичная энциклопедия народной мудрости непрерывно обновляется и обогащается, как и сама народная жизнь. На место устаревающих пословиц всегда возникают новые, отвечающие потребностям народа.

    Кроме того, среди старых пословиц много таких, которые не устарели еще и в наше время.

    Самые устойчивые из старинных пословиц те, которые величают труд и учение и выражают презрение к невеждам, глупцам и лентяям.

    • Лентяй да шалопай – два родных брата.
    • Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
    • Где ум, там и толк.
    • Красна птица пером, а человек умом.

    4. Проводится дидактическая игра «Азбука – к мудрости ступенька».

    • Ребятам предлагается заменить предложения пословицей или поговоркой.
    • Без знаний не прожить. (Ученье – свет, а неученье – тьма.)
    • Учиться надо всю жизнь. (Век живи, век учись.)
    • Освоение грамоты – большой труд. (Сперва аз да буки, а там и науки.)
    • Для учения нет старости. (Грамоте учиться всегда пригодится.)
    • Учиться трудно, но результат стоит трудов. (Корень учения горек, а плод его сладок.)

    Ведущая: Не каждый человек сумеет рассказать сказку или спеть песню. Но любой человек может употребить в разговоре пословицу или поговорку и даже сам того не заметит. Не зря в народе говорится: «Без пословицы речь не молвится».

    Я прочитаю вам одну сказочную историю из книжки «Пословицы и поговорки в сказках». Вы внимательно слушайте и назовите потом те пословицы и поговорки, смысл которых объясняется в этой сказке.

    Ведущая читает сказку «Делу время – потехе час» О.Перовой.

    Ведущая: Все народы имеют пословицы, и у всех народов пословицы ведут свое начало от самой глубокой древности. Но у каждого народа они свои, потому что пословицы отражают национальные черты каждого народа.

    «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», – говорят русские люди. А в Азербайджане о том же самом скажут иначе: «Два арбуза одной рукой не удержишь».

    «Новая метла чище метет»,– говорят русские. А таджики на ту же тему сложили свою пословицу: «В новом кувшине вода холодней». 

    У русских есть пословица: «Попал из огня да в полымя». А у индусов: «Вырвался из пасти крокодила, угодил в пасть к тигру».

    И таких примеров можно найти сотни. Недаром говорится: «В каком народе живешь, того и обычая держись».

    5. Проводится дидактическая игра «Пословицы – мудрость народов».

    Ведущая дает каждой команде карточку с русской пословицей. На отдельном столике разложены пословицы и поговорки народов мира.

    1. Детям предлагается к русской пословице подобрать подходящие по смыслу пословицы народов мира.
    2. 1 команда – «У семи нянек дитя без глазу»
    • Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает. (ассирийская пословица)
    • У многих хозяев и собака дохнет.  (карельская пословица)
    • Где много нянек, там дитя без носу.  (польская пословица)
    • Много поваров плохой суп варят.    (английская пословица)
    • В доме, где много петухов, поздно наступает утро.  (турецкая пословица)
    • Верблюда под мостом не спрячешь.  (афганская пословица)
    • В сене огня не скроешь.  (грузинская пословица)

    2 команда – «Сапожник всегда без сапог»

    • У кровельщика крыша дырявая.  (бенгальская пословица)
    • Дверь плотника всегда сломана.  (арабская пословица)
    • Торгующий овощами ест ботву.  (китайская половица)
    • Красильщик в некрашеных шароварах ходит.  (японская пословица)
    • Гадалка своей судьбы не знает.  (осетинская пословица)
    • Верблюда под мостом не спрячешь. (афганская пословица)
    • В сене огня не скроешь.  (грузинская пословица)

    Ведущая: Очень близки к пословицам поговорки, недаром их обычно рассматривают вместе. Но многие люди их часто путают. Поговорка отличается от пословицы тем, что в ней нет законченной мысли, как в пословице. Например, выражение «Воду в ступе толочь» – поговорка, а «Воду в ступе толочь – вода и будет» – пословица. 

    В.И.Даль образно сказал, что поговорка – это цветочек, а пословица – ягодка.

    • Демонстрируются диафильмы «Коломенская верста» (о поговорке «Начать с азов») и «Хватит бить баклуши» (о поговорке «Писать с красной строки»).

    Ведущая: Если верить пословице, то в народной речи «На всякого Егорку есть поговорка». Главное назначение поговорок в том, чтобы разговорной речи придавать красочность и образность.

    6. Проводится игра «Мыслей и речи украшение».

    Каждая команда получает альбомный лист, на котором нарисованы: бабушка, два зайца, кот, пара сапог, шляпа, метла, ложка. Рядом с рисунком написана зашифрованная поговорка. Рисунок служит подсказкой.

    Задание: Расшифруйте поговорки и объясните их смысл.

    • Б*б*ш*а   н*дв*е   ск*з*л*.  (Бабушка надвое сказала.)
    • *б*ть   дв*х   *ай*ев. (Убить двух зайцев.)
    • К*п*ть   *от*   в   *еш*е. (Купить кота в мешке.)
    • Д*а   с*п*г*    *ар*. (Два сапога пара.)
    • Д*л*   в   *л*п*. (Дело в шляпе.)
    • *ов*я   *е*ла   по-н*в*му   м*т*т. (Новая метла по-новому метет.)
    • *ор*г*   *ож*а   к   *б*д*. (Дорога ложка к обеду.)

    Ведущая: Российская Императрица Екатерина II говорила: «Русские пословицы изощряют разум и придают силу речам». Пословицы и поговорки делают речь яркой, богатой и выразительной, они неразрывно связаны с разговорным языком. Человека образованного всегда отличало умение правильно использовать их в разговоре.

    …Гаснет умная словесность,
    Разговорная краса
    Отступают в неизвестность
    Речи русской чудеса.
    Сотни слов родных и метких
    Сникнув, голос потеряв,
    Взаперти, как птицы в клетках,
    Дремлют в толстых словарях.
    Ты их выпусти оттуда
    В быт обыденный верни,
    Чтобы речь – людское чудо

    Не скудела в наши дни.

    Наша программа подошла к концу, и завершаю ее я пословицей: «Поговорки и пословицы читай – себе ум набирай!».

    Источник: https://feriteu.wixsite.com/loshany/kopiya-scenarij-ko-dnyu-materi-1

    Ссылка на основную публикацию