Живое пламя — краткое содержание рассказа носова

Носов Е. И. относится к числу писателей-фронтовиков. Восемнадцатилетним юношей он отправился на войну, участвовал в масштабных сражениях, был ранен. До конца жизни не смог Евгений Иванович забыть ужасов пережитого. «Дело в нашей памяти», — писал он спустя годы.

Он очень хорошо знал цену победе, достигнутой народом в самой кровопролитной войне.

И пусть писал он об этом немного, каждое созданное произведение пронизано болью за тех, кто пожертвовал жизнью для спасения родной страны, кто осиротел и раньше времени познал страшную действительность.

Живое пламя - краткое содержание рассказа Носова

Прошлое и настоящее соединилось в небольшом по объему повествовании о, казалось бы, обычных садовых цветах – маках, напоминающих своим цветением, как подчеркивает Е. Носов, живое пламя.

Краткое содержание рассказа: завязка

Сюжет произведения прост и на первый взгляд не имеет никакого отношения к войне. Писатель, он же рассказчик, снимает комнату у немолодой уже одинокой женщины, тети Оли. Она живет в тихом стареньком доме, хранящем память о ее сыне. И комната его сохранилась в том виде, в каком была при хозяине.

По весне тетя Оля собралась засеять клумбу под окном. Доставала из пакетиков и узелков семена цветов-аристократов, радующих глаз своей красотой в течение всего лета. На вопрос писателя о том, почему она не сеет маки, ответила, что проку от них мало. Цветут недолго: раскроют бутоны всего на пару дней и затем опадают.

Лишь «колотушки» от них остаются, которые весь вид портят. Но рассказчик все же сыпанул тайком от хозяйки щепотку маковых зерен в центр клумбы. Так начинает Носов «Живое пламя».

Краткое содержание рассказа ведет читателя к главной сюжетной линии, действующим лицом которой является обычный «овощ» — как называет мак в начале повествования тетя Оля.

Кульминация

Прошло время. Семена проросли, и вскоре клумба должна была зацвести буйным цветом. Писателю пришлось уехать на пару недель. После возвращения он не узнал сад. Разросшиеся цветы преобразили клумбу до неузнаваемости.

Казалось, ничего прекраснее этой картины с маттиолами, анютиными глазками, львиными зевами и другими заморскими гостями уже быть не может. А в центре клумбы, среди пышных красавиц и сплошных зеленых ковриков, выбросили три бутона маки.

Так продолжает рассказ Носов.

«Живое пламя» появилось на клумбе следующим утром, когда распустились маки. Этот день стал настоящим открытием для тети Оли и ее постояльца. Яркие, свежие лепестки цветков затмили своим великолепием всех «благородных» соседей. Они слепили глаз и «горели» два дня, а следующим вечером опали так же быстро, как зацвели. И все вокруг сразу осиротело и поблекло…

Живое пламя - краткое содержание рассказа Носова

Скоротечная, но яркая жизнь

Удивительно описывает цветение маков Е. И. Носов. «Живое пламя» — название, которое выбрано для рассказа неслучайно. Яркие цветки распустившихся и раскачивавшихся маков действительно напоминали зажженный факел.

Два дня они то вспыхивали на клумбе «трепетно-ярким огнем», то вдруг «наливались густым багрянцем». Создавалось впечатление, что стоит к ним дотронуться, и они обожгут руку.

Большую смысловую нагрузку в этом плане несут глаголы: сначала пламенели, затем осыпались и погасли.

Контрастное описание «цветочной аристократии» и обычных маков помогает автору подчеркнуть незначительность первых и силу, величие последних.

Жизнь короткая, «зато без оглядки прожита»

Лепестки опали – и тетя Оля, стоявшая у клумбы, вдруг вся сгорбилась и со словами «и у людей так бывает» тут же поторопилась уйти. Вспомнила она о погибшем на войне сыне, боль о котором ее никогда не покидала. Так подводит читателя к основной идее произведения Е. Носов.

«Живое пламя», краткое содержание которого на самом деле не сводится только к описанию истории с маками, еще и рассказывает о героическом подвиге простого воина, о готовности пожертвовать собой ради других. Таким был сын героини, военный летчик Алексей.

Его жизнь оборвалась в самом расцвете, когда он на своем крохотном ястребке бесстрашно вступил в бой с бомбардировщиком противника. Очень короткая, но героическая жизнь. Такая, какая была у многих защитников отечества в военные годы.

Живое пламя - краткое содержание рассказа Носова

Финал рассказа

Вскоре писатель съехал с квартиры. Но он часто навещал тетю Олю, в саду которой теперь каждое лето алел большой ковер из маков. Удивительная картина всякий раз открывалась гостю. На смену осыпающимся цветкам поднимались все новые бутоны, которые вскоре зажигали свои лепестки, не давая погаснуть этому вечному огню.

Так завершает свое произведение Евгений Носов. Живое пламя из цветов символизирует в нем человеческую память. Для тети Оли это память о ее погибшем сыне. Для всех жителей страны это сохранение имен миллионов людей, отдавших себя в разное время великой цели – победе над врагом и освобождению Родины.

Это и есть та прочная нравственная основа, на которой держится все человечество.

Живое пламя - краткое содержание рассказа Носова

Изображение войны в рассказе

В произведении Носов Е. И. не дает описаний боев, бомбардировок и других героических сцен. Однако нескольких предложений, в которых говорится об Алексее, достаточно, чтобы понять чувства матери, испытывающей одновременно горечь от потери единственного сына и гордость за него.

Жить с пользой для других. Не бояться трудностей и смело идти вперед. Сделать так, чтобы собственная жизнь не стала для окружающих просто безликим существованием. Об этом заставляет задуматься читателя Е. Носов («Живое пламя»).

Живое пламя - краткое содержание рассказа Носова

Краткое содержание рассказа можно уложить в несколько строк из стихотворения Е. Акимовой: «И память прошлого в душе земли горит, как тот пожар в траве из маков алых» — вечное напоминание о пережитом, которое ни в коем случае нельзя забывать. Именно в этом и заключается мастерство настоящего художника.

Источник: https://info-4all.ru/dosug-i-razvlecheniya/iskusstvo-i-razvlecheniya/e-nosov-zhivoe-plamya-kratkoe-soderzhanie-rasskaza/

Е.Н. Носов «Живое пламя». Видеоурок. Литература 7 Класс

На уроке вы познакомитесь с содержанием рассказа Е. Носова «Живое пламя»; определите тему и идею рассказа, ставшего продолжением военной темы в творчестве автора. Предложенный цитатный материал поможет вам оценить художественное своеобразие рассказа, найти  и дать трактовку основным образам и метафорам.

Вот уже почти 70 лет весна для русского человека связана с Днем Победы. Почти в каждом городе нашей страны горит вечный огонь (рис. 1), как символ памяти о страшных и трагических годах Великой Отечественной войны, памяти о тех, кто пал смертью храбрых на ее фронтах. Об этом было написано много рассказов, стихов и песен.  

Тема памяти стала главной в рассказе Евгения Ивановича Носова «Живое пламя».

Живое пламя - краткое содержание рассказа Носова

Рис. 1. Фото. Вечный огонь (Источник)

Автор ведет повествование от первого лица. Он рассказывает, как однажды помог своей квартирной хозяйке тете Оле посеять цветы на клумбе перед домом. Среди прочих семян им попались семена мака. Тетя Оля не хотела сажать их на клумбу.

 « — Ну, какой из маков цвет! — убежденно ответила она. — Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют… Цветком он всего два дня бывает. Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка и только вид портит».

Рассказчик все же потихоньку от хозяйки насыпал семян в центре клумбы. Когда цветы проросли, тетя Оля заметила маки, но не стала их вырывать. Когда же клумба зацвела, красота цветов поразила всех:

«Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени.  Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться — сразу опалят!

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия» (рис. 2).

Живое пламя - краткое содержание рассказа Носова

Рис. 2. «Живое пламя» (Источник)

Зажженные факелы, полыхающее пламя, слепящее и обжигающее. Образы, которые использует писатель, — яркие, запоминающие, символичные.

Действительно, маки в рассказе стали символом Вечного огня. Поэтому и название автор выбрал соответствующее: «Живое пламя». Такое скрытое сравнение в литературе называется метафорой.

Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни.

Глядя на цветущие маки, автор вспоминает дороги войны, которые он прошел. Как и во многих произведениях Носова (рис. 3), образ рассказчика автобиографичен.

Живое пламя - краткое содержание рассказа Носова

Рис. 3. Фото. Е.И. Носов (Источник)

Отечественная война застала писателя, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, которому пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения (5 июля — 23 августа 1943), свидетелем которого он был, Носов уходит на фронт, поступив в артиллерийские войска.

В 1945 под Кенигсбергом он был ранен и 9 мая 1945 встретил в госпитале в Серпухове, о чем позже напишет рассказ «Красное вино победы».

Для рассказов Носова характерна одна особенность. Война часто присутствует в его произведениях, но не в рассказах о героизме советских воинов, а в судьбах простых русских людей, прошедших войну. Так было в рассказе «Кукла», когда мы знакомились с судьбой Акимыча. Так происходит и в рассказе «Живое пламя», когда мы узнаем о судьбе Ольги Петровны, потерявшей на войне сына.

Ей тяжело говорить о гибели сына, поэтому мы узнаем только то, что он был летчиком и погиб, «спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика…»   

Строки рассказа Е. Носова слишком скупы и не описывают подробно подвиг Алексея.

Боль, которая живет в сердце матери, потерявшей на войне сына, вырывается наружу в тот день, когда лепестки мака опали: «И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.

— Да, сгорел… — вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. — А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…

Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом».

Там, в доме фотография погибшего сына, его вещи. Они хранят память о человеке. Но маки своей яркой и короткой жизнью еще больше и живее напомнили Ольге Петровне о сыне.

С тех пор на клумбе  Ольга Петровна не сажает никаких других цветов. Только маки. Когда рассказчик навестил свою старую знакомую, он увидел поразительную картину: «А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков.

Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки.

А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню».

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник). 
  2. Словари. Литературные термины и понятия (Источник). 
  3. Толковый словарь русского языка (Источник). 
  4. Е.И. Носов. Биография (Источник). 
  5. Е.И. Носов «Живое пламя» (Источник). 

Домашнее задание

  1. Прочитайте рассказ Е.И. Носова «Живое пламя». Составьте его план.
  2. Какой момент стал кульминацией рассказа?
  3. Прочитайте описание цветущих маков. Какие средства художественной выразительности использует автор?
  4. Что объединяет рассказы Е. Носова «Кукла» и «Живое пламя»?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/russkaya-literatura-20-veka/e-n-nosov-zhivoe-plamya

«Живое пламя»: краткий пересказ рассказа Е. Носова

Произведение Е. Носова «Живое пламя» в кратком содержании рассказывает о юноше и его размышлениях. Молодой человек метафорично сравнивает цветение ярких маков и человеческую жизнь, вспоминая о погибшем сыне своей соседки — женщины, сдающей ему комнату в деревянном доме.

Основные персонажи

Главный герой — рассказчик, повествующий читателю о собственных раздумьях по поводу жизни и смерти. Он живет в частном доме тёти Оли, арендуя у неё комнату. Именно Ольга Петровна натолкнула его на такие суждения. Кроме того, в рассказе Носова упоминается о сыне женщины, погибшем на войне. Переживания матери трагично умершего юноши приводят автора к описываемой в рассказе метафоре.

Читайте также:  Думай и богатей - краткое содержание наполеона хилла

Очень краткий пересказ

Произведение можно разделить на несколько условных глав, структурирующих повествование по смыслу:

  1. Разговор с Ольгой Петровной, соседкой рассказчика. Она попросила юношу о помощи на участке, и он посадил маки.
  2. Отъезд молодого человека из съемного жилья на некоторое время. За две недели цветки успевают вырасти и распуститься.
  3. Беседа на кухне. Женщина рассказывает о сыне, обращая внимание на портрет, который висит на стене.
  4. Прогулка в саду. Автор выходит посмотреть на клумбу, над которой они трудились вместе с тётей Олей. Там у них завязывается разговор о быстротечности жизни.

Через два дня рассказчик вышел на улицу и увидел, что лепестки опали. Взяв один из них в руку, он стал всматриваться. В эту минуту подошла Ольга Петровна и сказала, что у мака короткая жизнь, зато проживает он её без оглядки, и что с людьми бывает то же самое. Эта фраза является ключевой, так как в ней заложена основополагающая идея произведения.

Краткое содержание рассказа

События рассказа «Живое пламя» разворачиваются в огороде близ дома тёти Оли. Она предлагает квартиранту помочь ей в работе на участке.

Соседи разговаривают, общаются, вместе проводят время, занимаясь бытовыми делами. Главный герой поинтересовался у женщины, почему та не сеет маки вместе с другими цветами.

Она отвечает, что сажает их вместе с овощами, ибо отцветает растение быстро, а после портит вид своим внешним обликом.

Молодой человек все же кидает семена на клумбу, в самый её центр. Тётя Оля решает оставить три мака среди остальных цветков, уступив арендатору.

После мужчина, от лица которого ведется повествование, уезжает на две недели и вновь возвращается домой. По приезду тётя Оля угостила юношу домашним квасом — любимым напитком её сына. К тому времени клумба уже расцвела, и в ее середине красовались три маковых головки. Автор сравнил их с факелами, которые при одном прикосновении способны опалить руку.

Живое пламя - краткое содержание рассказа НосоваЯркие маки представляют собой метафору короткой, но полной героизма жизни

Женщина, посмотрев на бутоны, заметила, как они похожи на жизнь некоторых людей. Рассказчик стал осмыслять эту метафору и размышлять по поводу событий, произошедших с сыном соседки.

Спустя некоторое время главный герой переехал в другой конец города, но изредка все же навещал старую знакомую. Приходя в гости, он видел клумбу, сплошь усеянную красными маками. Некоторые растения уже увядали, а другие только наливались цветом — это было сделано специально, дабы не дать погаснуть «живому огню».

Основная идея рассказа

Краткий пересказ произведения подводит читателей к ключевой мысли автора: лучше прожить яркую, полную событий, хотя и короткую жизнь, нежели тянуть долгое, но лишенное смысла существование. Иными словами, человека можно сравнить с красным маком, цветущим всего несколько дней, но поражающим своей красотой и яркостью.

У тёти Оли возникают постоянные воспоминания о её умершем сыне Алексее. Он погиб в бою, направив горящий самолёт в сторону вражеской техники. Горящие бутоны алых маков заставляют её гордиться героическим подвигом сына, скорбя о его потере.

Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/nosov/zhivoe-plamya.html

«Живое пламя» по рассказу Е.И.Носова

«Живое пламя»

по рассказу Е.И.Носова

Тема: Е.И.Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

Цель:

Познакомить учащихся с содержанием рассказа Е. И. Носова «Живое пламя», краткими биографическими сведениями об авторе;

  • Ход урока
  • Добрый день (1 слайд)
  • Здравствуйте, ребята, я рада вас приветствовать на уроке литературы, сегодня нам предстоит сложная и интересная работа, на уроке мы вспомним о самом трагическом периоде истории нашей страны — Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., познакомимся с рассказом Евгения Ивановича Носова «Живое пламя»,
  • Цель сегодняшнего нашего урока, как и многих других уроков литературы, в прочитанном найти жизненные ориентиры для будущей жизни, постараемся проследить, как писатель поднимает тему памяти и решает её на страницах своего произведения, выражает своё отношение к истинным ценностям.
  • (2 слайд)

2. Вызов.

Сейчас давайте поразмышляем:

  • Верите ли вы в то, что некоторые цветы могут олицетворять определённые чувства человека: роза-любовь, хризантемы – печаль, гвоздики и маки – память и др.? ( 3 слайд )
  • Верите ли вы в то, что в определённой ситуации человек может, не задумываясь, пожертвовать своей жизнью ради других людей?
  • Верите ли вы в то, что память о погибших ради других людей живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей?(4 слайд)

— Молодцы, вы хорошо размышляли. Наша с вами задача убедиться в правильности данных утверждений или опровергнуть их.

  1. — Наш урок называется «Живое пламя» (5 слайд)
  2. — Посмотрите внимательно на это название, предположите, о чём может повествовать нам рассказ с таким названием?
  3. — И сейчас мы на самом деле узнаем, о чём этот рассказ?

3. Осмысление.

— Сейчас мы будем читать рассказ Евгения Носова «Живое пламя». (6слайд)

Сообщение учащегося о писателе.

Е. И. Носов — родом из курских мест, писатель, с любовью относящийся к их красотам и благодати, человек, прошедший войну, переживший ранение и другие беды военных лет, навсегда сохранивший в своей душе открытость и сочувствие к попавшим в беду. (7слайд)

  • Рассказы Носова пронизаны заботой о людях, о родной природе, полны возмущения бездуховным, бездумным и жестоким обращением с окружающим миром.( 8 слайд)
  • — Читать мы будем, с остановками, ваши тексты уже разделены на части, будьте внимательны, пожалуйста, не забегайте вперёд, работаем
  • Чтение 1 части (9 слайд)
  • 10слайд
  • Почему тётя Оля не любила сеять маки?
  • Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?

Чтение 2 части (11 слайд)

(12слайд)

  • Кто такой Алексей? Как его вспоминает тётя Оля?
  • Каким вы себе представляете Алексея?
  • Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?

Чтение 3 части (13 слайд)

(14 слайд)

  • Как выглядела клумба тёти Оли? Как вы думаете, почему человек начинает заниматься разведением цветов?
  • Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?

Чтение 4 части (15 слайд)

(16 слайд)

  • Найдите слова, которыми автор описывает маки.
  • Как называется этот приём в литературоведении?
  • Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?

Чтение 5 части

  • Сколько дней цвели маки? (17 слайд)
  • Как вы понимаете слова тёти Оли:

— Да, сгорел… — вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. — А я как-то раньше без внимания к маку-то этому Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…

  1. Чтение 6 части
  2. Сообщение учащегося о маках:
  3. Красный мак – символ Памяти.

О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.

А в Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам. 11 ноября — День Памяти всех павших на полях сражений, дата которого знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны.

Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.

  • Что произошло с Алексеем? (таран)

— И не один герой пал в бою, чтобы спасти свою мать, свою семью, своих детей, свободу, песню, город, край — все, что мы зовем величавым словом «Родина». Строки рассказа Е.

Носова слишком скупы и не описывают подробно подвиг Алексея. О событиях воины 1941-1941гг. написано много книг, снято много фильмов.

О подвиге лётчиков повествует уникальный фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики»,

посмотрите отрывок из него ( видеофрагмент-гибель Сергея – 19 слайд)

(20 слайд)

  • Как вы думаете, страшно ли солдату, который идет на такой поступок?
  • Хочется ли умирать молодым? Почему они это делали?
  • Каким же должен быть человек, способный на такой поступок?
  • Так могут ли цветы передавать определенные ассоциации человека?
  • Какой эпитет автор подбирает к слову пламя? Почему же живым называет рассказчик огонь полыхающих цветов?

21 слайд

  • Каким эмоциональнымнастроением проникнуты последние строки: “А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню”?
  • Можно ли сказать, что в последних строках образ живого огня ассоциируется с вечным огнем?
  • Чему же учит рассказ Евгения Ивановича Носова?
  • Какова же главная мысль рассказа Носова? (21 слайд)

Слово учителя.

Содержание рассказа подчинено главной мысли: память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь… дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или… ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.

Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других.

Маки как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни горят, “пламенеют”, но огонь этот живой, приносящий слезы очищения.

И если в центре рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже “большой костер” огненных цветов. Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания. 22 слайд

  • (23 слайд)
  • Мы огненное поднимаем Знамя
  • Ни Ты, ни Он не будет побежден
  • В любом из нас горит живое Пламя.
  • В любом из нас есть маленький Дракон!
  • Мы чувствуем возвышенное, священное состояние души, которое вызывало рождение подвига, привело страну к Победе.
  • И память о подвиге нашего народа священна.

Рассказ прочитан, анализ образов проведен. Вспомним основную цель урока: можно ли по одному эпизоду из жизни человека выразить своё отношение к истинным ценностям.

— О каких истинных ценностях из эпизода смерти Алексея мы можем говорить? (Любовь к Родине. Память. Подвиг во имя жизни других людей).

  1. 1 группа — Выразите своё отношение к этим ценностям в синквейне.
  2. Заполните , пожалуйста, эту карточку.
  3. (24 слайд)

У Е. Носова есть рассказ «Шопен, соната номер два».

Есть в этом рассказе такие слова: «Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жены, участники и очевидцы, пока ещё живы, … передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу». Всё меньше остается ветеранов – очевидцев тех ужасных событий. Значит, настала наша очередь хранить и передавать память о павших в ту страшную войну, чтобы мы жили!

Какими будут ваши дальнейшие жизненные ориентиры решать вам.

2 группа

А сейчас прошу вас раскрасить рисунок мак- символ вечного огня и написать свое обращение к потомкам, чтобы они помнили о всех погибших в годы ВОв и пронесли память через все свои годы и передали своим детям и внукам. (25 слайд) под музыку Ю.Антонов « Красные маки»

Обращение к потомкам!!!

Живое пламя - краткое содержание рассказа Носова

Проверка работ.

Для всех.

ТЕСТ по произведению Е. И. Носов.  «Живое  пламя».

Начало формы

  1. очерк;

  2. воспоминания;

  3. рассказ

  1. Определяет его тематику;

  2. Метафорически воссоздает образ сына;

  3. Указывает на источник авторского вдохновения;

  1. В этом произведении звучат голоса:

  1. одного персонажа;

  2. нескольких;

  3. двух

  1. В основе сюжета произведения:

  1. обычные бытовые сцены;

  2. жизнь тети Оли;

  3. короткая жизнь цветов.

  1. Главная мысль, которой подчинено содержание произведения:

  1. взаимоотношения людей;

  2. вечная память павшим в Великой Отечественной войне;

  3. забота об окружающих людях.

  1. В фразе: «Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью»- используется:

  1. сравнение;

  2. олицетворение;

  3. метафора.

  1. В произведении есть персонажи:

  1. только положительные;

  2. только отрицательные;

  3. и положительные, и отрицательные

  1. Сказав: » Да, сгорел…короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…»,- тетя Оля имела в виду:

  1. короткую жизнь мака;

  2. красоту цветка;

  3. судьбу сына.

Конец формы

Ответы:

1.с, 2.в,3.с, 4.с, 5.в, 6.в, 7. а, 8. С Взаимопроверка.

5. Рефлексия(26 слайд)

Все в твоих руках”

— Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

  • — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
  • Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
  • Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
Читайте также:  Хамелеон - сообщение доклад

— Всё в твоих руках…

— Каждый человек делает свой выбор в жизни: можно прожить короткую, но яркую жизнь, а можно жить долго и спокойно, так и не совершив в жизни главного поступка – все в ваших руках.

На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой вы выразите свое мнение, которое появилось у вас после урока.

  1. Большой – для меня было важным и интересным на уроке…
  2. Указательный – я после урока поняла…
  3. Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…
  4. Безымянный – мне на уроке работалось отлично, комфортно, некомфортно, плохо, хорошо….
  5. Мизинец – я ещё хочу узнать…
  6. — Оценки

6.Д/З(27 слайд) по выбору.

  1. Выучить наизусть отрывок о цветущих маках.

  2. Подготовить рассказ о родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны.

  3. Какую иллюстрацию ты бы придумал к этому рассказу? Нарисуй ее.

  4. Подготовьте развернутый ответ на вопрос «Что волнует писателя?» «Можно ли сказать, что это проблема нашего времени?»

(28 слайд)

Заключительное слово учителя.

Прошло 68 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но её эхо до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить, чтобы извлечь для себя уроки из прошлого на настоящее и будущее. Мы обязаны всё помнить, чтобы жить.

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=109899

Краткое содержание «Живое пламя» Евгения Носова

Главный герой рассказа Евгения Носова «Живое пламя», сам писатель, жил в съемной комнатке в старом тихом доме, где от чистых полов тянуло прохладой, куст жасмина за окном бросал тени на письменный стол и оплетал его кружевами.

Комнату сдавала тетя Оля, она жила одна. Комнатка, которую снимал писатель, раньше принадлежала Алеше, ее сыну, но он погиб на войне. Спикировал на своем маленьком самолетике на спину тяжелого бомбардировщика, принадлежащего немцам.

На стене над письменным столом до сих пор висел портрет Алеши.

Однажды тетя Оля позвала писателя помочь подготовить ей клумбу, а заодно проветриться и размять спину. Он взбивал граблями пахнущую влагой землю, а женщина на завалинке раскладывала по сортам семена цветов. Автора заинтересовало, почему она не сажает на клумбах маков.

Но для тети Оли маки были овощем, который сеют рядом с огурцами и луком. Их и цветами не назовешь. Цветут лишь два дня, а потом опадают. Загорелись, и тут же погасли. А на клумбе потом стебли с коробочками все лето стоят и портят вид, разрушают красоту других цветов.

Маки были для тети Оли, таким образом, символом бессмысленности и скоротечности.

И все же писатель бросил несколько семян на середину клумбы. Через несколько дней появились всходы, среди которых были и маки. Тетя Оля заметила это, посмеялась над озорством, выполола часть ростков, а на самой середине оставила несколько стебельков.

Вскоре автору пришлось уехать на две недели. После тяжелой душной дороги приятно было вернуться домой и выпить прохладного квасу из тяжелой медной кружки, который, кстати, так любил тети Олин сын. Потом она повела писателя поглядеть на клумбу, которую они вместе засеяли.

Ее края сейчас окаймлял зеленый ковер с орнаментом из разных цветов. Подмигивали желто – голубые анютины глазки, очаровывали своим невероятным, загадочным ароматом ночные фиалки.

А в самом центре клумбы, протягивая к солнцу свои бутоны, готовые вот-вот открыть свои лепестки, стояли маки, посаженные писателем.

На следующий день они раскрылись. Теперь это были будто и не цветы вовсе, а маленькие огоньки с живыми, трепещущими на ветру язычками жаркого пламени. Солнце пронзало их своим светом, словно огненными стрелами, и лепестки как будто теряли свою плоть, становились прозрачными и то вспыхивали алым огнем, то наполнялись багряным цветом и уходили в тень.

Рядом с этими огоньками меркли, тускнели все остальные цветы. Два дня огонь разливался по клумбе, обжигал все окружающее, согревал своим теплом людей. А на третий погас. Алые лепестки падали на черную землю, и клумба становилась блеклой и безжизненной, пустела.

Свет, яркость исчезли, оставив доживать свой век спокойные, аристократичные, полные очарования анютины глазки, маттиолы и львиные зевы.

Писатель взял один лепесток, еще мягкий, полный жизни, с поблескивающей на нем капелькой росы, положил его на свою ладонь. Тетя Оля с удивлением отметила, что раньше не обращала на маки никакого внимания, не замечала, как коротка, но ярка их жизнь. Живут они в полную силу, без оглядки – загорелись, прогорели и погасли.

Так же и у людей бывает – живут ярко, даря надежду и любовь, а потом их сжигает, пожирает огонь. И ушла, сгорбившись, вспомнив своего погибшего Алешу.

Печаль и грусть наполнили ее душу, слишком сильна была ассоциация между огнем маков, так ярко вспыхнувшим и так быстро погасшим, и ее сыном, пожертвовавшим свою жизнь и сгоревшим в пламени войны.

Писатель сейчас живет на другом конце города, но иногда навещает тетю Олю. Вот и совсем недавно вновь зашел к ней в гости. Посидели за летним столом, попили чай, поделились новостями.

А соседняя клумба полыхала маковым костром, алым, светящимся, ярким пламенем. Некоторые цветы уже осыпались, их лепестки покрывали землю. Другие еще только раскрывали свои огненные лепестки.

Снизу же поднимали свои бутоны новые стебельки.

В рассказе проводится прямая ассоциация между алыми яркими цветами и людьми, чья жизнь была яркой, но оборвалась так рано и внезапно. Так было со всеми, кто погиб на войне. Так было и с сыном тети Оли, Алешей. Маки в себе несут память обо всех тех людях, которые не вернулись с войны. Служат им живым напоминанием, памятником, наполняющим огнем и светом жизни людей.

Источник: https://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-zhivoe-plamya-evgeniya-nosova.html

Краткое содержание «Живого пламени» Носова

В то лето я снимал комнату в маленьком деревянном домике тети Оли. Однажды она решила посадить цветы и попросила меня разрыхлить землю на клумбе.

Работая лопатой, я поинтересовался: почему моя хозяйка никогда не украшает клумбу маками, ведь это такие красивые цветы. Тетя Оля ответила, что считает мак не цветком, а овощем, который сеют на грядке, вместе с луком и огурцами.

Цветет он дня два — «пыхнул и сразу сгорел» — а потом его некрасивая маковка весь вид портит.

Несмотря на мнение хозяйки, я «все-таки сыпанул щепотку мака на самую середину клумбы». Большую часть ростков мака тетя Оля выполола, оставила только три цветка в угоду хорошему жильцу.

Затем я уехал по делам и вернулся через две недели. Тетя Оля угостила меня домашним квасом, который так любил ее сын Алексей — летчик, погибший во время войны. Портрет юноши в летной форме висел в моей комнате.

Клумба тем временем расцвела. Ее украшали яркие цветы, а в центре полыхали маки.

Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. ‹…› Казалось, что стоит только прикоснуться — сразу опалят!

Прочая «цветочная аристократия» померкла рядом с ними.

Два дня пламенели маки, а на третий день отцвели. Тетя Оля задумалась: раньше она не замечала, что короткое, но яркое цветение маков похоже на иную человеческую жизнь. Я вспомнил, что ее сын Алексей погиб, спикировав в своем маленьком истребителе-«ястребке» на тяжелый фашистский бомбардировщик.

Переехав на другой конец города, я изредка навещал тетю Олю. Мы пили чай за столиком под кустом жасмина, а рядом полыхала клумба, усеянная маками. Одни цветки уже осыпались, а другие еще только поднимали тугие бутоны, «чтобы не дать погаснуть живому огню».

Краткое содержание «Живого пламени» Носова

  1. Краткое содержание рассказа Носова «Красное вино победы» Весна 45-го застала нас в Серпухове. После всего, что было на фронте, госпитальная белизна и тишина показались нам чем-то неправдоподобным….
  2. Краткое содержание романа Носова «Незнайка на Луне» События развиваются спустя два с половиной года после посещения коротышками Солнечного города Знайка вместе с их учеными Селедочкой и Фуксией…
  3. Краткое содержание повести Носова «Веселая семейка» После неудачного испытания паровой машины два закадычных друга Мишка и Коля решают сделать инкубатор, чтоб выводить цыплят. Из кучи старой…
  4. Краткое содержание рассказа Носова «Шумит дуговая овсяница» Ы В середине лета по Десне закипали сенокосы. Тут же на берегу выкашивали поляну под бригадное становище, плели из лозняка…
  5. Единство всего живого в поэзии Исса Исса родился в 1763 г. в горной провинции Синано в семье зажиточного крестьянина Кобаяси Ягохея. Его мать умерла в молодом…
  6. В поисках «живого» лица Пушкина (Первые десятилетия XX века) В истории жизни образа Пушкина были этапы переломные, как в 30-е годы XIX века, во вторую половину 50-х, в начале…
  7. Герои сказки Носова «Волшебник Изумрудного города» Литературным обработкам обычно редко удается обогнать по популярности оригинальные тексты. «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова — редкое исключение из этого…
  8. В поисках «живого» лица поэта (об истории жизни образа Пушкина в вервые десятилетия XX века) В истории жизни образа Пушкина были этапы переломные, как в 30-е годы XIX века, во вторую половину 50-х, в начале…
  9. Размышления о книге Носова «Незнайка на луне» и не только В рамках явления, которое просит названия феномена, появление такой рецензии не вызывает удивления. Также не вызывает удивления поверхностность, с которой…
  10. Краткое содержание рассказа Шукшина «Критики» Семидесятитрехлетний дед Тимофей вместе с тринадцатилетним внуком Петькой очень любят ходить в кино, хотя на билеты уходит половина дедовой пенсии….
  11. Краткое содержание повести Воробьева «Убиты под Москвой» Рота кремлевских курсантов идет на фронт. Действие происходит в ноябре 1941 г.; фронт приближается к Москве. По пути курсанты встречают…
  12. Оповідання Носова «Мишкина каша» Фабула оповідання «Мишкина каша» повсякденна: мама Коли їде на два дні, залишаючи сина і його друга погосподарювати самостійно. Хлопці нітрохи…
  13. Рецензия на роман-сказку Носова «Незнайка Рецензия на роман-сказку Носова «Незнайка на Луне» В эпоху холодной войны Николай Носов написал замечательную детскую книжку «Незнайка на Луне»….
  14. Роман-сказка Н. Н. Носова «Незнайка на Луне» В эпоху «холодной войны» Николай Носов написал замечательную детскую книжку — «Незнайка на Луне». Она поражает вдумчивого читателя размахом затронутых…
  15. Краткое содержание драмы Зорина «Царская охота» Москва. Ранняя весна 1775 г. Дом графа Алексея Григорьевича Орлова. Граф Григорий Григорьевич Орлов благодаря тому, что находится в свите…
  16. Краткое содержание «Барышни-крестьянки» Пушкина В одной из отдаленных губерний в имении своем Тугилове живет отставной гвардеец Иван Петрович Берестов, давно овдовевший и никуда не…
  17. Краткое содержание повести Карамзина «Наталья, боярская дочь» Рассказчик тоскует о временах, когда «русские были русскими», а московские красавицы носили сарафаны, а не щеголяли в галло-саксонских нарядах. Чтобы…
  18. Краткое содержание рассказа Тургенева «Свидание» Однажды осенью, в середине сентября, я сидел в березовой роще и любовался погожим днем. Незаметно для себя я заснул. Проснувшись,…
  19. Краткое содержание новеллы Мериме «Маттео Фальконе» Если пройти от Порто-Веккьо в глубь Корсики, то можно выйти к обширным зарослям маки — родине пастухов и всех, кто…
  20. Краткое содержание рассказа Шукшина «Обида» Сашку Ермолаева обидели. В субботу утром он собрал пустые бутылки из-под молока и сказал маленькой дочери: «Маша, пойдешь со мной?»…

Источник: https://ege-russian.ru/kratkoe-soderzhanie-zhivogo-plameni-nosova/

Урок литературы в 7 классе по теме Е.И.Носов «Живое пламя» методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Тема:   Е.И.Носов  «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с содержанием  рассказа   Е. И. Носова «Живое пламя», краткими биографическими сведениями об авторе; 
  2. Развивать речь учащихся, мыслительные процессы:  понимание,  анализ, синтез,  оценка,  применение;  логическое и творческое мышление;
  3. Формировать навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения,  определять тему и идею произведения, донести до учащихся мысль автора о высоком предназначении человека, священной памяти о погибших на войне.
  4.  Воспитывать у школьников чувство  патриотизма как важнейшей духовно-нравственной социальной ценности, укрепление духовной связи между поколениями, обращение сознания школьников к высоким нравственным идеалам, которые имели место в Отечественной истории; сохранение благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.  
Читайте также:  Характеристика и образ кутузова и наполеона в романе война и мир толстого сочинение

Технология: РКМ

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор,  тексты рассказа Е.Носова «Живое пламя», карточки — синквейны,  высказывания, обращения к потомкам, тест.

  • Тип урока: изучение нового материала.
  • Ход урока
  •  Добрый день (1 слайд)
  •     Здравствуйте, ребята, я рада вас приветствовать на уроке литературы, сегодня нам  предстоит сложная и интересная работа.
  • (2 слайд)

На уроке мы будем говорить о рассказе Е.И . Носова «Живое пламя», постараемся в прочитанном найти жизненные ориентиры для себя, 3 слайд узнаем, какую тему поднимает писатель на страницах своего произведения, что волнует его, о чем хочет сказать нам….

2Сообщение учащегося  о писателе. (4 слайд)

Носов Евгений Иванович родился 15 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.

Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Летом 1943 года, закончив восьмой класс, ушёл на фронт, поступил в артиллерийские войска, стал наводчиком орудия.

Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше.

В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино Победы».

После войны Носов продолжил учёбу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу.

В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».

(5 слайд )Рассказы Носова пронизаны заботой о людях, о родной природе, полны возмущения бездуховным, бездумным и жестоким обращением с окружающим миром.

В 1961 году возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького, публикует свои произведения «Тридцать зерен», «Дом за триумфальной аркой», «Где просыпается солнце». 6 слайд

Е. И. Носов был награждён Орденами Ленина и Отечественной войны, медалями. В 1975 году писатель был удостоен Государственной премии РСФСР, в 1996 году — Международной премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства.

  1. Умер писатель 13 июня 2002 года, похоронен в Курске.
  2. 3Беседа по рассказу
  3. -Какому событию посвящен этот рассказ?  (ВОВ)
  4. -Образ какого цветка запечатлен в этом рассказе? (мак)   7 слайд                                       
  5.       Вызов.
  6.  Сейчас давайте поразмышляем:  
  • Согласны ли вы с тем, что некоторые цветы могут олицетворять определённые чувства человека? (роза-любовь, хризантемы – печаль, гвоздики и маки – память и др.) ( 8слайд )
  • Согласны ли вы с тем, что в определённой ситуации человек может,  не задумываясь,  пожертвовать своей жизнью ради других людей?
  • Согласны ли вы с тем, что  память о погибших ради других людей живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей?(9 слайд)

(N.B.После объявления  «ситуации-вызова» на доску вывешивается табличка (слова-таблички). В конце урока учитель возвращает внимание учеников к этим табличкам с тем, чтобы проверить их первоначальные утверждения.)

— Молодцы, вы хорошо размышляли. Наша с вами задача убедиться в правильности данных утверждений или опровергнуть их.

      Осмысление.

— Итак, мы сказали, что в центре рассказа образ цветка, мака

-Как вы считаете, почему тётя Оля занималась разведением цветов? (Чтобы унять душевную боль.)

— Почему же тётя Оля не любила  маки?(зачитать) Ну, какой из маков цвет! — убежденно ответила она. — Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют…

-Цветом он всего два дня бывает, — упорствовала Ольга Петровна. — Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка и только вид портит.

  • Как маки все-таки оказались на клумбе у т. Оли?

      -Выразительно прочитайте описание клумбы (слайд 10)

. Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер.

Потом клумбу опоясывала лента маттиол — скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц.

Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих,

  • тяжелых бутона.(слайд11)
  • -Зачем писателю потребовалось подробное описание клумбы?
  • -Каким цветам автор уделяет особое внимание?
  • -Можно ли сказать, что маттиолы, анютины глазки, куртинки так же сильно волновали сердце героя, как и маки?

(Сконцентрировав внимание на подробном описании клумбы, Носов тем самым намечает два противоположных, контрастных образа: образ мака и всех остальных цветов. В рассказе “цветочная аристократия” “кажется настоящим ковром”, если рядом – маки. Но без них “сразу на пышной клумбе стало пусто”.)

  1. -Какие художественные приёмы использует автор при описании маков?
  2. (Эпитеты, сравнения, метафоры)
  3. -Перечитайте эпизод, где герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак.
  4. (слайд12)

..Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени.  Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться — сразу опалят!

        Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия…

-Как показана недолгая красота маков?

..  Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто…

  • -Назовите глаголы, передающие действие маков.
  • -Рассмотрите цепочку глаголов: пламенели – осыпались – погасли. (слайд13)
  • -Художественный прием, основанный на усилении или, наоборот, ослаблении какого-либо признака, называется градация. (слайд14)

-Ребята, а какие ассоциации у вас возникают, когда произносим слова  «пламенели – осыпались – погасли»? О чем мы так говорим?( об огне, пламени)

-Итак, читая здесь  о маках, вы вспоминаете огонь. А Дима предлагает вам узнать еще кое-что о маках. 

Сообщение учащегося  о маках:

     Красный мак – символ Памяти.

    О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.

Считается, что семена мака любят, когда землю «беспокоят»: они могут годами пролежать в почве и начнут прорастать только после того, как почву перекопали.

В Первую мировую войну во Фландрии шли кровопролитные сражения, после которых немногим, оставшимся в живых, приходилось хоронить погибших товарищей прямо на поле боя.

Говорят, такого количества маков в тех местах не видели никогда ни до, ни после того страшного времени.

В Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам, который отмечается 11 ноября или в ближайшее к этой дате воскресенье. Эта дата знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны.

 За 2 недели до Дня маков повсеместно начинают продавать красные искусственные маки, средства от которых полностью идут на помощь ветеранам войн.

Яркий и символичный цветок покупает почти каждый, чтобы сразу же приколоть к одежде в знак благодарности и светлой памяти.

Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.

-Вот такие цветы –маки-символ памяти. А т. Оле маки напоминали о ее сыне

-Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля?

-Как вы понимаете слова тёти Оли: (слайд15)

— Да, сгорел… — вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. — А я как-то раньше без внимания к маку-то этому Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита.  И у людей так бывает…

-Что мы узнали о сыне тёти Оли? Как погиб Алексей?

-О судьбе Алексея Носов сказал в одном предложении. Достаточно ли этого, чтобы мы, читатели, представили его? Каким вы себе представляете Алексея?

 -Вот такой портрет Алексея висел в комнате ( слайд 16)

-И не один герой пал в бою, чтобы спасти свою мать, свою семью, своих детей, свободу, песню, город, край — все, что мы зовем величавым словом «Родина». Строки рассказа Е. Носова слишком скупы и не описывают подробно подвиг Алексея. О событиях воины 1941-1945гг. написано много книг, снято много фильмов. О подвиге лётчиков повествует уникальный фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики»,

посмотрите отрывок из него ( видеофрагмент-гибель Сергея –

  • Как вы думаете, страшно ли солдату, который идет на такой поступок?
  • Хочется ли умирать молодым? Почему они это делали?
  • Каким же должен быть  человек, способный на такой поступок?

КАРТОЧКА №2!!!

  -Изменила ли т.Оля  свое отношение к макам? ? О чём это нам говорит?

(Мак сравнивается с человеческой жизнью. Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других.)

  • Так могут ли цветы передавать определенные ассоциации человека? (карточка!!)
  • Какой эпитет автор подбирает к слову пламя? Почему же живым называет рассказчик огонь полыхающих цветов?

(О погибшем на войне Алексее, сыне тети Оли, мы узнаем из последних строк рассказа. Эти строки являются ключевыми в произведении Носова.

Память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей.

Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или ярко вспыхнувшим цветком на клумбе)

  • Каким эмоциональным настроением проникнуты последние строки: “А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню”?
  • Какие ассоциации вызывает у вас образ живого огня?( ассоциируется с вечным огнем) (слайд 18)
  • Какова  же главная мысль рассказа Носова? (ответы учеников, если необходимо, учитель добавит)

Слово учителя.

      Содержание рассказа  подчинено главной мысли: память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь… дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или… ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.

      Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других.

Маки как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни горят, “пламенеют”, но огонь этот живой, приносящий слезы очищения.

И если в начале рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже “большой костер” огненных цветов. Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания

Мы чувствуем возвышенное, священное состояние души, которое вызывало рождение подвига, привело страну к Победе.

И память о подвиге нашего народа священна.

Рассказ прочитан, анализ образов проведен.  Вспомним основную цель урока: можно ли по одному эпизоду из жизни человека выразить своё отношение к истинным ценностям. (возвращаемся к нашим табличкам)

— О каких истинных ценностях из эпизода смерти Алексея мы можем говорить? (Любовь к Родине. Память. Подвиг во имя жизни других людей).

  1. -Какими будут ваши дальнейшие жизненные ориентиры решать вам.
  2. Задание по выбору  Выразите своё отношение к этим ценностям в синквейне.
  3. Заполните , пожалуйста, эту карточку.
1 Кто? Что? 1 существительное Память
2 Какой? 2 прилагательных
3 Что делает? 3 глагола
4 Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов
5 Кто? Что? Новое звучаниетемы 1 существительное

ИЛИ   прошу вас раскрасить рисунок  мак- символ вечного огня  и написать свое обращение к  потомкам, чтобы они помнили о всех погибших в годы ВОВ и пронесли память через все свои годы и передали своим детям и внукам.    (25 слайд) под музыку Ю.Антонов « Красные маки»

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/11/24/urok-po-literature-v-7-klasse-po-teme-e-i-nosov-zhivoe-plamya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]