Фрэнсис Фицджеральд считается одним из самых выдающихся американских писателей первой половины XX века. Его романы пользовались и пользуются повсеместной популярностью.
В своих книгах автор фактически отразил собственный богемный и легкомысленный образ жизни. Фицджеральд писал не только крупную и малую прозу, но и сценарии к голливудским фильмам.
Многие его произведения экранизировались даже больше одного раза.
До службы в армии
Будущий писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд родился в Сент-Поле – американском городе в Миннесоте. Появившийся на свет 24 сентября 1896 года мальчик был выходцем из состоятельной семьи (его дед по матери переехал в США, покинув Ирландию). В подростковом возрасте Фрэнсис учился в престижных учебных заведениях, после которых поступил в Принстонский университет.
Уже в студенчестве Фицджеральд начал писать пьесы и рассказы (с ними он становился победителем молодежных конкурсов). Также молодой человек увлекался спортом и играл в команде по футболу. В 1917 году Фрэнсис Скотт Фицджеральд сделался добровольцем и ушел на службу в армию. Там ему удалось стать адъютантом у бригадного командира, выполнявшим функции генеральского секретаря.
На перепутье
В 23 года Фицджеральд решился демобилизоваться. Он поселился в Нью-Йорке и недолго работал в качестве рекламного агента. Хотя в дальнейшем военный сменил не одно место работы, его настоящей мечтой оставалась писательская слава. Пока же Фрэнсис Скотт Фицджеральд зарабатывал крохи. Это обстоятельство чуть было не загубило его личную жизнь.
Еще на военной службе мужчина познакомился с девушкой Зельдой Сейр. Она происходила из состоятельной и именитой семьи (отец был судьей Алабамы). Молодые люди полюбили друг друга. Однако родители Сейр были против их помолвки.
Членов высшего общества не устраивал Фицджеральд, который даже не имел постоянной работы. Жених возложил все свои надежды на писательский труд. Он с удвоенной энергией принялся за сочинение рассказов, стихов и пьес.
Автор отсылал эти черновые произведений в разные издательства, но везде получал отказ на публикацию.
Первый успех
Из-за непрекращающихся неудач Фрэнсис Скотт Фицджеральд пристрастился к алкоголю. Оставшись без средств к существованию, он вернулся жить к родителям.
Там был переписан роман «Романтичный эгоист», который до того существовал только в необработанной черновой версии. Обновленная книга получила название «По эту сторону рая». Она тут же попала в издательство и стала хитом продаж.
Никому не известный прежде автор внезапно попал в центр внимания читающей американской публики.
Чем писатель продолжил успех «По эту сторону рая»? Фрэнсис Скотт Фицджеральд (через год после первого романа) написал рассказ «Загадочная история Бенджамина Баттона».
Его главный герой родился младенцем со всеми признаками старости, но с возрастом только молодел. К концу жизни он стал ребенком, а затем вновь новорожденным, после чего автор оборвал повествование.
Оригинальный сюжетный прием сделал писателя закрепил успех его дебюта и продемонстрировал – молодой автор задержится на литературном Олимпе надолго.
Прекрасный и проклятый
Что дали автору рассказ о Бенджамине Баттоне и роман «По эту сторону рая»? Фрэнсис Скотт Фицджеральд разбогател и даже купил крупный нью-йоркский особняк. В 1920 году писатель исполнил свою давнюю мечту и все-таки женился на Зельде Сейр. Супруги стали известными светскими персонами.
Они вели роскошный образ жизни и были знакомы со всей элитой Манхэттена. Фицджеральды устраивали регулярные приемы, часто ездили на фешенебельные курорты.
И жена, и муж, употребляли немало алкоголя и часто устраивали друг другу скандалы, некоторые из которых затем становились достоянием общественности.
Образ жизни Фрэнсиса отразился на его втором романе «Прекрасные и проклятые». Его сюжет повествует о браке двух артистов. В романе угадываются черты самого писателя и его жены Зельды.
Интересно, что в первый раз «Прекрасные и проклятые» издавались по частям. Право на такие журнальные публикации получил Metropolitan. В 1922 году роман появился в обычном книжном формате.
Тогда же была снята кинокартина, однако она, как и многие фильмы того времени, оказалась утерянной.
В старом свете
В 1924 году Фрэнсис Скотт Фицджеральд переехал в Европу. Некоторое время он жил в Италии, затем обосновался в Париже. Во французской столице писатель познакомился со своим коллегой по творческому цеху Эрнестом Хемингуэем.
Именно они вдвоем стали ключевыми американскими представителями «потерянного поколения». Этот литературный феномен возник в 1920 гг. К нему причисляются писатели, пережившие пик популярности в интербеллум – период двух межвоенных десятилетий.
К «потерянному поколению» относятся не только Фрэнсис Скотт Фицджеральд и Хемингуэй, но и, например, немец Эрих Мария Ремарк.
В США интербеллум несколько отличался от европейского.
Молодость Фицджеральда пришлась на небывалый экономический рост Штатов после Первой мировой, когда американское общество на некоторое время забыло о большинстве невзгод и социальных проблем.
Ускоренными темпами развивалась индустрия развлечений. Автор нашумевших романов с его легкомысленным образом жизни как никто другой олицетворял свою эпоху, вскоре названную «эпохой джаза» (джаз-музыка стала одним из символов двадцатых).
«Гэтсби»
Культура каждого поколения имеет свой устоявшийся образ. Для американцев, чьи лучшие годы жизни пришлись на «эпоху джаза», таким символом стал третий роман Фицджеральда «Великий Гэтсби».
Он был издан в 1925 году. Автор начал писать эту книгу, еще живя в роскоши Нью-Йорка.
Оказавшись в Европе, Фицджеральд не забросил рукопись, а ключевой этап работы над ней пришелся на его пребывание в Париже.
У романа было несколько проектных названий. Например «Великий Гэтсби» мог стать «Неистовым любовником» (это словосочетание наглядно характеризует главного героя). В книге автор обратился к миру нью-йоркских богачей, живших в своем замкнутом мире роскоши и непрекращающихся праздников.
Главный герой, Гэтсби, также состоятельный человек. Автор окрестил его «Великим» в качестве иронии.
С одной стороны, Гэтсби действительно представлен как человек с неукротимой энергией и выдающимися способностями, а с другой, несмотря на все свои положительные качества, он в конце концов растрачивает свою жизнь зря.
В середине XX века этот роман был забыт широкой аудиторией, несмотря на то, что в свое время был экранизарован и поставлен на Бродвее.
Позже, во второй половине столетия, «Гэтсби» вызвал новую волну интереса точно так же, как и сам Фицджеральд Скотт, биография которого стала преподаваться в каждой американской школе. Сегодня именно этот роман – самое известное произведение писателя.
В 2013 году на большие экраны вышла новая современная экранизация «Гэтсби» режиссера Мартина Скорсезе (главную роль сыграл Леонардо Ди Каприо).
Особенности творчества
Все биографы и исследователи творчества Фицджеральда отмечают, что он обладал обостренным чувством исторического момента. От этой черты его характера произошли многие его же писательские привычки.
Человек «эпохи джаза», он сам считал себя историческим лицом, творящим историю. Именно поэтому основным источником вдохновения для него была собственная биография. В данном смысле Фицджеральд был похож на Уайльда.
В то же время Хемингуэй считал его «Великого Гэтсби» очень похожим на его, Хемингуэя, первый роман «И восходит солнце».
В художественных произведениях главного писателя «ревущих двадцатых» ключевыми темами неизменно оставались богатство и женщины. В его книгах можно без труда не раз наткнуться на фешенебельные автомобили, загородные теннисные клубы и дорогие бары. Фицджеральд не мог писать не о благополучии. Каждая его попытка отойти от этой основополагающей темы заканчивалась неудачей.
Профессиональные привычки
Писатель бережно относился к каждому событию в своей жизни, так как любое впечатление от чего-то нового могло стать материалом для прозы. Уже в девять лет наблюдательный мальчик начал вести дневник. Повзрослев, Фицджеральд не изменил этой своей привычке – у него всегда при себе была объемная записная книжка.
Существовал и другой рефлекс – он снимал копию со всех личных писем. Боясь упустить самую мелкую деталь, писатель верил, что в творчестве ему пригодится любой материал. На рабочем столе литератора всегда находились всевозможные списки и перечни – привычка каталогизировать оставалась с ним до конца дней.
Писательский стиль
Автор «Прекрасных и проклятых» с самых юных лет сохранил в себе привязанность к высокому романтизму. При этом он умел обходиться без существовавших тогда литературных традиций и приемов.
В своем новаторстве он был очень похож на своего предшественника Джона Китса. При всем при этом Фицджеральд никогда не терял чувства юмора. В его книгах традиционно много иронии и остроумного скептицизма.
Хотя Фрэнсис Скотт Фицджеральд — американский писатель, друзья литератора справедливо считали, что в его характере было много ирландского.
Семейная трагедия
Жизнь Фицджеральда пошла под откос, когда в 1930 году его жена Зельда сошла с ума и стала страдать шизофренией.
Признаки помутнения рассудка посещали ее уже на протяжении нескольких лет, однако до поры до времени семье удавалось минимизировать их ущерб. Теперь состояние Зельды оказалось необратимым.
С этим ничего не могли поделать ни врачи, ни сам Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Остаток жизни Зельда в основном провела в различных клиниках. Она умерла в 1948 году во время пожара в очередном своем госпитале.
Американский писатель впал в депрессию, несколько лет он сильнее обычного злоупотреблял алкоголем. В определенном смысле художника спас собственный талант. В 1934 году вышел его новый роман «Ночь нежна». Это произведение было автобиографическим. Фицджеральд описал, каково это – спасать собственный брак, сохраняя при этом внешнюю роскошь и беззаботность жизни.
«Последний магнат» и «Крушение»
В 40 лет Фрэнсис Скотт Фицджеральд, «Ночь нежна» которого не пользовалась особенным успехом в США, решил несколько изменить характер своей деятельности. Он взялся за новое для себя ремесло голливудского сценариста.
Как раз в это время американский кинематограф переживал свой золотой век. В Голливуде уже работали многие выдающиеся, в том числе и молодые писатели. Там же автор «Гэтсби» познакомился с обозревательницей Шейлой Грэм. Фицджеральд влюбился в нее и прожил с этой женщиной еще несколько лет до самой своей смерти.
Жизнь в Голливуде подарила писателю множество новых идей, и он принялся за работу над своим очередным романом о «внутренней кухне» американского кинематографа. Так появились первые главы «Последнего магната».
В это время Фрэнсис Скотт Фицджеральд, книги которого часто писались одновременно, также закончил множество статей и рассказов. Эти произведения были опубликованы в «Крушении» – сборнике, появившемся уже после смерти автора. Фицджеральд скончался 21 декабря 1940 года.
Причиной его ухода из жизни стал сердечный приступ. «Последний магнат» так и остался незавершенным.
Источник: https://www.syl.ru/article/292538/frensis-skott-fitsdjerald-amerikanskiy-pisatel-biografiya-tvorchestvo
Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Подробная биография
Фрэнсис Скотт Кей Фицджеральд – американский писатель, крупнейший представитель так называемого «потерянного поколения» в литературе – родился 24 сентября 1896 года в городе Сент-Пол (штат Миннесота) в обеспеченной католической ирландской семье.
До его рождения семья потеряла двоих детей, поэтому Фрэнсис Скотт был желанным ребёнком.
Своё имя он получил в честь Фрэнсиса Скотта Ки (1779-1843), своего очень дальнего родственника со стороны отца, автора текста государственного гимна США «Знамя, усыпанное звёздами».
Дед Фицджеральда по материнской линии, Филип Маккуиллан, эмигрировал в США из Ирландии. Семья быстро разбогатела, и уже к 30 годам старший Маккуиллан стал владельцем крупной фирмы.
Отец Фрэнсиса, Эдвард Фицджеральд, происходил из древнего ирландского рода. В отличие от семьи своей будущей жены, Молли Маккуиллан, Эдвард разбогатеть не смог, а во времена кризиса окончательно разорился.
Его брак с дочерью Маккуилланов последними не одобрялся, и в дом Маккуилланов на главной улице Сент-Пола Эдварда Фицджеральда не приглашали.
Несмотря на это Маккуилланы обеспечили молодой семье достаток, а будущий писатель получил возможность учиться в престижных учебных заведениях:
1908-1910 — в Академии Сент-Пола,1911-1913 — в Newman School, где во время учёбы Фицджеральд посвящает очень много времени самостоятельным занятиям,1913-1917 — в Принстонском университете.
Во время учёбы в Принстоне Фрэнсис Скотт Фицджеральд играл в университетской футбольной команде, писал рассказы и пьесы, которые нередко побеждали в университетских конкурсах. К этому времени у него уже сформировалась мечта стать писателем и автором музыкальных комедий.
В годы учёбы в Принстоне Фицджеральду пришлось столкнуться с классовым неравенством. Он ощущал различия между собой и детьми из более богатых семей. В 1917, незадолго до выпускных экзаменов, Фицджеральд ушёл добровольцем в армию.
В армии он сделал карьеру и дослужился до адъютанта командира 17-й пехотной бригады генерала Дж.А. Райана. Фактически он выполнял обязанности секретаря генерала.
В 1919 Фицджеральд демобилизовался, некоторое время работал рекламным агентом в Нью-Йорке.
Ещё во время службы в армии он познакомился с Зельдой Сейр, происходившей из богатой и почтенной семьи (она была дочерью судьи штата Алабама) города Монтгомери, и считавшейся красавицей и одной из наиболее завидных невест штата.
Именно с ней связана вся последующая биография и творчество Фицджеральда. Зельду не раз называли «блистательным прототипом героинь его романов».
Первая помолвка Фицджеральда и Сейр расстроилась, поскольку семья Сейр была против брака. На тот момент у Фицджеральда не было постоянной работы и постоянного заработка. Единственным шансом жениться на Зельде оказался литературный успех. Фицджеральд отправился в Нью-Йорк, где устроился литературным сотрудником в рекламное агентство.
Он не оставляет попыток добиться литературного признания и пишет рассказы, пьесы и стихи, которые отсылает в различные издания. Его первые литературные опыты оказываются неудачными и рукописи возвращают. Фицджеральд глубоко переживал неудачи, начал выпивать, бросил работу и ему пришлось вернуться к родителям.
В доме родителей Фицджеральд садится переделывать рукопись романа «Романтический эгоист», которую до этого уже отказались публиковать.
Этот роман выходит 26 марта 1920 года под названием «По эту сторону рая» (This Side of Paradise). Роман сразу приносит Фицджеральду успех. 3 апреля 1920 состоялось венчание Фрэнсиса Скотта и Зельды, послужившей прототипом героини романа Розалинды.
Популярность романа открывает Фицджеральду дорогу в мир большой литературы: его произведения начинают печатать в престижных журналах и газетах: «Скрибнерс Мэгэзин», «Сэтердей Ивнинг Пост» и других. Помимо известности вырос достаток писателя, что позволило ему и Зельде вести шикарный образ жизни.
Вскоре их стали называть королём и королевой своего поколения.
В 1922 Фицджеральд приобретает особняк на Манхэттене, построенный четырьмя годами ранее в средиземноморском стиле с семью спальнями, дровяным камином и арочными окнами. Здесь он прожил с супругой два года, вплоть до отъезда в Европу. В этом доме писатель приступил к работе над романом «Великий Гэтсби» и написал три главы.
Став после публикации первого романа Фицджеральда одними из главных персонажей светской хроники, Скотт и Зельда стали жить с размахом и напоказ: они наслаждались весёлой богатой жизнью, состоявшей из вечеринок, приёмов и путешествий на европейские курорты.
Супруги постоянно «выкидывали» какие-нибудь эксцентричные выходки, которые заставляли говорить о них весь американский высший свет. При всём этом их жизнь состояла также из постоянных скандалов (часто на почве ревности) и непомерного употребления алкоголя обоими.
Все это время Скотт также умудрялся достаточно много писать для журналов, что приносило весьма ощутимый доход (он был одним из самых высокооплачиваемых авторов тогдашних «глянцевых» журналов). Фицджеральды были знамениты как своими произведениями, так и роскошным образом жизни. Однажды Фицджеральд сказал: «Не знаю, реальные ли мы с Зельдой люди или персонажи одного из моих романов».
За первой книгой в 1922 опубликован второй роман Фицджеральда «Прекрасные и проклятые» (The Beautiful and Damned), описывающий мучительный брак двух одарённых и привлекательных представителей артистической богемы. Выходит также сборник рассказов «Сказки века джаза» (Tales of the Jazz Age).
В 1924 Фицджеральд уезжает в Европу. Сначала в Италию, потом во Францию. Живя в Париже, он знакомится там с Э. Хемингуэем.
Именно в Париже Фицджеральд заканчивает и публикует роман «Великий Гэтсби» (The Great Gatsby, 1925) — роман, который многие критики, да и сам Фицджеральд, считают шедевром американской литературы того периода, символом «эпохи джаза».
В 1926 выходит сборник рассказов «Все эти печальные молодые люди» (All the Sad Young Men).
В эти годы было написано много рассказов, с помощью которых Фицджеральд зарабатывал деньги, чтобы обеспечить свой высокий уровень жизни.
Однако следующие годы жизни Фицджеральда оказываются очень тяжёлыми. Ради заработка он пишет для «The Saturday Evening Post». Его жена Зельда переживает несколько приступов помутнения рассудка, начиная с 1925, и постепенно сходит с ума. Вылечить её не удаётся. Фицджеральд переживает мучительный кризис и начинает злоупотреблять алкоголем.
В 1930 у Зельды произошло стойкое помутнение рассудка, после чего она всю жизнь страдала шизофренией.
В 1934 он выпускает роман «Ночь нежна» (Tender is the Night), во многом автобиографический — в нём Фицджеральд описал свою боль, битву за сохранение брака и обратную сторону их роскошной жизни.
Однако в Америке книга большим успехом не пользовалась. К концу жизни Фицджеральд стал думать, что в молодости богатство испортило Зельду.
В 1937 Фицджеральд решает стать сценаристом в Голливуде. Там собирается компания из молодых писателей, также решивших попытать своё счастье.
Среди них были Дональд Огден Стюарт, Дороти Паркер, Роберт Бенчли, Сидни Джозеф Перельман, Натанаэл Уэст, где знакомится с Шилой Грэм и влюбляется в неё.
Последние годы жизни Фицджеральд живёт с ней, правда во время очередных запоев он становится буйным и даже жестоким.
В октябре 1939 Фицджеральд приступил к созданию романа о жизни Голливуда — «Последний магнат» (The Last Tycoon, 1941), который остался незаконченным. За три года жизни в Голливуде он также написал серию рассказов и статей, в основном автобиографического характера, опубликованных после его смерти в сборнике «Крушение» (The Crack-Up, 1945).
- Незадолго до смерти в автобиографической статье в журнале «Esquire» Фицджеральд сравнил себя с разбитой тарелкой (cracked plate).
- Фрэнсис Скотт Фицджеральд умер от сердечного приступа 21 декабря 1940 года в Голливуде, Калифорния.
- В 1950 Эрнестом Хемингуэем написана автобиографическая книга «Праздник, который всегда с тобой», многие страницы которой посвящены Фицджеральду.
- Произведения:
- Романы:«По эту сторону рая» (This Side of Paradise, 1920)«Прекрасные и проклятые» (The Beautiful and Damned, 1922)«Великий Гэтсби» (The Great Gatsby, 1925)«Ночь нежна» (Tender is the Night, 1934)«Последний магнат» (The Last Tycoon, не завершён, опубликован посмертно, 1941)
- Рассказы:«Загадочная история Бенджамина Баттона» (The Curious Case of Benjamin Button, 1921)
- Пьеса:«Размазня» (The Vegetable, 1923)
- Сборники рассказов (изданы при жизни):«Эмансипированные и глубокомысленные» (Flappers and Philosophers, 1920)«Рассказы о веке джаза» (Tales of the Jazz Age, 1922)«Все эти печальные молодые люди» (All the Sad Young Men, 1926)«Сигналы побудки» (Taps at Reveille, 1935)
- Сборник публицистики:«Крушение»(The Crack-Up, 1945 — издан после смерти автора).
- После смерти издано множество сборников, в том числе и произведений, не издававшихся при жизни в книгах.
- Сценарии для кино:1924 — Grit (автор оригинального сюжета, не сохранились ни копии фильма, ни рукопись рассказа)1938 — Три товарища / Three Comrades (вариант сценария Скотта Фицджеральда подвергся значительной переработке, однако в титрах его имя осталось. Оригинальный сценарий опубликован отдельной книгой)
- Также принимал участие в работе над сценариями для кинофильмов:1923 — Glimpses of the Moon, The (автор титров, фильм не сохранился)1932 — Женщина с рыжими волосами / Red-Headed Woman (вариант сценария Скотта Фицджеральда был отвергнут)1938 — Мария-Антуанетта / Marie Antoinette (вариант сценария Скотта Фицджеральда был отвергнут)1938 — Янки в Оксфорде / A Yank at Oxford (вариант сценария Скотта Фицджеральда был отвергнут)1939 — Raffles (доработка диалогов в сценарии другого автора, работа продолжалась одну неделю)1939 — Winter Carnival (вариант сюжета Скотта Фицджеральда и Бада Шульберга был отвергнут)1939 — Everything Happens at Night (вариант сценария Скотта Фицджеральда был отвергнут)1939 — Женские интриги / Women, The (вариант сценария Скотта Фицджеральда был отвергнут)1942 — Life Begins at Eight-Thirty (вариант сценария Скотта Фицджеральда был отвергнут)
- Биография
- Произведения
- Великий Гэтсби
- Ночь нежна
- По эту сторону рая
Критика
Ключевые слова: Фрэнсис Скотт Фицджеральд,Francis Scott Fitzgerald,потерянное поколение,биография Фрэнсиса Скотта Фицджеральда,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,американская литература 20 века,жизнь и творчество Фрэнсиса Скотта Фицджеральда
Источник: https://md-eksperiment.org/post/20180509-biografiya-frensisa-skotta-ficdzheralda
Загадочная история Фрэнсиса Скотта Фицджеральда
Стоит представить себе зарисовку из «века джаза», как зазвучит чувственная музыка, засияют пайетки на фантастических платьях по фигуре, меховые боа будут матово переливаться в лучах сияющих огней. Знаете ли вы, что такое обозначение для этого непростого времени сразу после Первой мировой войны придумал известный американский писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд?
О том, что джаз, легко набравший сумасшедшую популярность, поначалу обозначал не только музыку, сам писатель вспоминал позже в автобиографическом эссе. «Когда говорят о джазе, имеют в виду состояние нервной взвинченности, примерно такое, какое воцаряется в больших городах при приближении к ним линии фронта».
Буря чувств в брызгах шампанского, танец, в котором забываешь обо всем, сиюминутная жажда жизни, благословенное сегодня, после которого будь что будет, — все это «век джаза», который закружил «потерянное поколение» на изломе времени между войной и великой депрессией.
Эта атмосфера нам, сегодняшним читателям, знакома по ощущениям от главного, самого знаменитого романа Фицджеральда «Великий Гэтсби».
«Мой роман — о том, как растрачиваются иллюзии, которые придают миру такую красочность, что, испытав эту магию, человек становится безразличен к понятию об истинном и ложном», — Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Ликующая, искрометная жажда жизни, стремление к любви, манящей и ускользающей, волнующая погоня за богатством – но вот мечта разбивается под звуки джаза, а вечный праздник оборачивается трагедией.
Будущий знаменитый писатель появился на свет 24 сентября 1896 года в штате Миннесота. Его назвали в честь автора американского государственного гимна, приходившегося отцу дальним родственником.
Учился в престижных заведениях, в том числе одном из старейших университетов США Принстонском университете. Играл в футбол, с детства мечтал писать и массу времени уделял самостоятельным занятиям.
Его первые рассказы и пьесы побеждали на университетских литературных конкурсах.
Любовь к блистательной танцовщице, художнице и писательнице Зельде Сейр настигла его во время службы в армии.
Их взрывные отношения сами по себе были непросты, но усугублялись еще и тем, что избранница Фицджеральда происходила из состоятельной и авторитетной семьи, а молодой человек к тому времени не мог похвастаться именем или богатством.
Наконец, в 1920 году, сразу после выхода романа «По эту сторону рая», Фицджеральда настигла литературная слава, и двое влюбленных отправились к алтарю.
Первый роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда стал его первой ступенью на пути к славе. Избранница писателя стала прототипом главной героини Розалинды.
А герой романа, Эмори Блейн, чем-то похож на самого автора: молодой и амбициозный американец, истинный сын своего поколения, чье становление пришлось на «эпоху джаза», когда, казалось, стоит лишь отыскать правильную ноту — и жизнь перевернётся, засверкает, словно саксофон в огнях рампы.
Слава и деньги пришли рука об руку, Фицджеральда начали печатать в авторитетных изданиях, молодые жили, что называется, на широкую ногу. Первые главы знаменитого романа «Великий Гэтсби» Фицджеральд писал в собственном особняке на Манхэттене.
Бурная жизнь семейной пары и их эпатажные выходки частенько красовались в колонках светской хроники, алкоголь лился рекой, но все это не мешало главе семейства бесперебойно выдавать тексты для глянцевых журналов и укрепляться в статусе одного из самых высокооплачиваемых авторов Нью-Йорка, заполучить которого мечтали все издания.
«Прекрасные и проклятые» — еще один роман о героях «ревущих двадцатых», блистательном Энтони Пэтче и его прекрасной жене Глории.
Дожидаясь, пока умрет дедушка Энтони, мультимиллионер, и оставит им свое громадное состояние, они прожигают жизнь в Нью-Йорке, ужинают в лучших ресторанах, арендуют самое престижное жилье.
Не сразу к ним приходит понимание того, что каждый выбор имеет свою цену — иногда неподъемную…
«Его талант был таким естественным, как узор из пыльцы на крыльях бабочки», — говорил Эрнест Хемингуэй о своем друге Фрэнсисе Скотте Фицджеральде, с которым познакомился в Париже. После того, как некоторое время Фицджеральды прожили в Италии, они нашли свой дом в «городе огней», где продолжали вести роскошную жизнь.
Но у сияющей медали была и обратная сторона. Зельда страдала от приступов помрачнения рассудка, ее блистательный муж заливал алкоголем творческий кризис и семейные трудности. Семейная пара все чаще обнаруживает внутренние расхождения, а к 1937 году Фицджеральд перебирается в Голливуд, ведомый мечтой создавать сценарии для звездных фильмов.
Там он заводит новый мучительный роман с колумнисткой Шейлой Грэм, пишущей колонку о голливудской жизни. С ней он проводит три последних года своей жизни, все чаще сравнивая себя с разбитой тарелкой. Роковой сердечный приступ оставил неоконченным последний роман писателя о жизни Голливуда – «Последний магнат».
А рассказы позднего периода составили сборник с говорящим названием «Крушение».
«Последний магнат» — неоконченный роман великого Фицджеральда, который жил, отчаянно прожигая дни, и также творил, ни капли не жалея себя. По легенде, он умер от сердечного приступа прямо за рабочим столом…
Киномагнат Монро Стар, владеющий огромной студией в Голливуде, настоящий баловень судьбы, воплотивший в жизнь американскую мечту. Но стоит ли она утерянного человеческого счастья?..
Нравы «Золотого века» знаменитой кинофабрики и вечная человеческая трагедия одиночества…
«Я за тебя умру»
Уже первый роман Фицджеральда «По эту сторону рая» был назван манифестом поколения. Следом были написаны «Великий Гэтсби» и «Ночь нежна», которые сделали писателя голосом джазовой эпохи. Он стал успешным и популярным. Потом были Великая депрессия и болезнь жены, поденная работа на голливудских киностудиях.
Фицджеральд искал новые темы, заходил на спорные территории, экспериментировал со стилем. Он боролся за публикации своих новых вещей. Он искал себя в сценариях к фильмам, которые так и не были поставлены. Он спорил с редакторами, отстаивая свою позицию.
Вместо того чтобы сглаживать новизну и идти на поводу у чужого вкуса, гений Фицджеральда предпочел остаться верным себе, тем, кем он был всегда, — голосом своего поколения, блестящим рассказчиком, великолепным стилистом.
«Загадочная история Бенджамина Баттона»
Фрэнсису Скотту Фицджеральду принадлежит, пожалуй, одна из ведущих сольных партий в оркестровой партитуре «века джаза».
Писатель, ярче и беспристрастней которого вряд ли кто отразил безумную жизнь Америки 20-х годов, и сам был плотью от плоти той легендарной эпохи, его имя не сходило с уст современников, он — главный персонаж светских хроник, эксцентричностью поведения повергавший в ужас одних и вызывавший восторг у других.
Но эксцентричность и внешняя позолота канули в прошлое, и в настоящем остались его бессмертные книги. В данный том вошли его лучшие рассказы, в том числе и «Загадочная история Бенджамина Баттона», по которой Дэвид Финчер в 2009 году снял одноименный нашумевший фильм с Брэдом Питтом в главной роли.
«Красавицы и джентльмены. Истории беспечной жизни»
В эту книгу включен последний авторский сборник знаменитого мастера «Сигнал побудки», поздние рассказы, опубликованные уже под занавес жизни Фицджеральда в журнале «Эсквайр» (в том числе полный цикл юмористических историй о неудачливом голливудском сценаристе Пэте Хобби), ранние рассказы, выпущенные молодым Фицджеральдом в журналах Принстонского университета, и другие истории от признанного мастера тонкого психологизма.
«Лови момент, завтра умрем»
Фрэнсис Скотт Фицджеральд — знаменитый американский писатель, написавший множество романов и рассказов, крупнейший представитель «потерянного поколения» в литературе.
Его книги пользуются колоссальным успехом во всем мире.
Фицджеральд умел находить тончайшие нюансы человеческих взаимоотношений, а его уникальный стиль полон красок, полутонов и едва уловимых оттенков воздушной легкости…
«Ночь нежна»
Во многом автобиографичный роман, который сам Фицджеральд называл своим любимым произведением, а многие критики оценили выше «Великого Гэтсби».
Этот роман – история непростых взаимоотношений юной американской актрисы Розмари, молодого талантливого врача-психиатра Дика Дайвера и его жены Николь, чья болезнь – драма самого Фицджеральда (его жена Зельда страдала шизофренией).
Это роман о любви, страсти, желании сохранить брак, отчаянии и самообмане, в котором за судьбой отдельных героев просматривается облик целой эпохи.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ace152e1410c3ab8458d3cb/5ba9f07cd898fb00b2d3ad97
Творчество Ф.С. Фицджеральда
Фрэнсис Скотт Кей (1896—1940) — американский писатель, известный своими романами и рассказами, описывающими так называемую американскую «эпоху джаза» 1920-х годов.
Известности автора также способствовала выставленная на «всеобщее обозрение» личная жизнь Фицджеральда с женой Зельдой.
Творчество Фицджеральда дает нам представление о той «особой» эпохе и о тех людях, которые «прожигали» свои жизни, и об авторе, поведавшем всему миру об особенностях «потерянного поколения».
желание жениться на Зельде и заставило Фицджеральда искать успеха на литературном поприще, ибо только успех позволил бы ему рассчитывать на благосклонность её семьи. Именно поэтому он садится переделывать свою рукопись «Романтический эгоист», которую ему на тот момент так и не удалось опубликовать, т.к. она уже пару раз возвращалась ему издательствами.
Этот роман выходит в марте 1920 года под названием «По эту сторону рая» (This Side of Paradise), который моментально приносит Фицджеральду успех. Месяц спустя после его публикации он женится на Зельде, которая послужила прототипом героини романа Розалинды.
Сюжет романа взят из собственной жизни автора. «This Side of Paradise» показывает стандартный сценарий жизни молодого человека в США 1920-х годов.
Популярность романа Фицджеральда открывает ему дорогу в мир большой литературы: его произведения начинают печатать в престижных журналах и газетах, например «Scribner's», «The Saturday Evening Post». Помимо известности, эта работа приносит неплохой заработок.
Такие неожиданные изменения в финансовом положении Фицджеральда позволили ему и Зельде жить настолько красиво и широко, что светская хроника называла их принцем и принцессой своего поколения.
В этом же году выходит в свет первый сборник рассказов Фицджеральда «Эмансипированные и глубокомысленные» (Flappers and Philosophers).
Основное своеобразие творчества Фицджеральда заключается в том, что американский писатель являлся представителем «века джаза», того короткого периода в американской истории, который начался вскоре после окончания первой мировой войны и завершился наступлением великой депрессии тридцатых годов.
Само название этого периода позаимствовано из сборника рассказов Фицджеральда «Сказки века джаза».
Понятие «век джаза» стало символом, характеризующим массовое увлечение карнавальным стилем жизни, которое стимулировалось безошибочным предчувствием скорого конца послевоенной эпохи бунтов против буржуазного утилитаризма и закабаления личности окаменевшими нормами прагматической морали.
Своим прочным положением в американской литературе он обязан прежде всего роману «Великий Гэтсби» (1925 г.) — блестяще написанному и экономно выстроенному рассказу об американской мечте, претворенной в жизнь выбившимся из низов человеком.
Главный герой, загадочный Джей Гэтсби, обнаруживает страшную цену успеха в том, что касается самореализации и любви. Среди других прекрасных произведений Фицджеральда — «Ночь нежна» (1934 г.
) о молодом психиатре, чья жизнь загублена женитьбой на неуравновешенной женщине, и несколько рассказов из сборников «Эмансипированные и глубокомысленные» (1920 г.), «Сказки века джаза» (1922 г.) и «Все эти печальные молодые люди» (1926).
Лучше, чем какому-либо другому писателю, Фицджеральду удалось передать блистательную и отчаянную жизнь двадцатых годов. В своем втором романе «Красивые и обреченные» (1922 г.) он продолжил исследование саморазрушительной экстравагантности его времени.
Источник: https://students-library.com/library/read/44497-tvorcestvo-fs-ficdzeralda
Алкогений: Фрэнсис Скотт Фицджеральд
Все, что выходило из-под пера Фицджеральда, моментально продавалось, ему платили больше, чем любому другому из его современников-писателей. Но писал он мало.
А все потому, что работать мог исключительно в трезвом виде, а это случалось весьма нечасто.
Тем не менее он успел написать минимум три гениальных романа, до сих определяющих литературную жизнь Америки и всей англоязычной литературы: «Ночь нежна», «Великий Гэтсби» и «Последний магнат».
Фицджеральд придумал словосочетание «век джаза», ставшее образным названием эпохи 1910—1930-х годов. Наверное, поэтому Скотт пил так, словно играл джаз: лихо, виртуозно, с вариациями. Фицджеральд прослыл самым элегантным и безответственным кутилой своего времени, он был тем редким американцем, которому воплощение в жизнь великой американской мечты явно не пошло на пользу.
It’s all in the family, как говорят американцы: отец Скотта был пьяницей, мать — городской сумасшедшей, жена Зельда — шизофреничкой-алкоголичкой. Самого Скотта с отрочества больше всего притягивала возможность развлекаться с размахом. Для этого нужно было, как минимум, разбогатеть.
Долго ждать не пришлось: первый роман — «По эту сторону рая» — принес Скотту 18 тысяч долларов (по нынешним меркам — практически миллион). К 24 годам никому не известный провинциал внезапно стал состоятельным человеком и купил собственный особняк на Лонг-Айленде.
Американская мечта во плоти!
В «век джаза» алкоголизм был национальным американским пороком, как марихуана и ЛСД в 60-е. Как всякий уважающий себя писатель, Фицджеральд рьяно отражал веяния своей эпохи.
Сид и Нэнси своего времени — Скотт и Зельда швыряли деньги направо и налево, бесконечно питая желтую прессу новыми историями: «Скотт разделся практически догола на спектакле «Скандалы», «Зельда купалась в фонтане», «Скотт сбил с ног полицейского».
Когда родилась их дочь Скотти, Зельда сказала: «Кажется, я пьяна… А что малышка? Надеюсь, она прекрасна и глупа…»
Вскоре сумасшедшие супруги сбежали в Париж, где продолжили пьяные безобразия. Весь Париж знал, сколько и чего именно Скотт выпил накануне в отеле «Ритц», как он устроил в пьяном виде дебош в полицейском участке в Каннах и т.д.
Записные книжки Фицджеральда, написанные от третьего лица, — настоящие хроники пикирующего писателя: «Период протрезвления длился полгода, и он решительно не выносил всех, кто ему нравился, пока он пил», «Джина больше не осталось, — сказал он и прибавил с энтузиазмом: — Может, выпьем бром?»
Пил Фицджеральд так, что этого ритма не выдерживал даже друг-алкаш Хемингуэй: «Скотт впервые пил вино прямо из горлышка, а потому испытывал радостное возбуждение — как человек, когда знакомится с жизнью притонов, или как девушка, которая впервые решилась искупаться без купального костюма.
Я редко видел Фицджеральда трезвым, однако трезвый он всегда был мил, шутил и подтрунивал над собой. Но когда он был пьян, он любил приходить ко мне и мешал мне работать почти с таким же удовольствием, какое испытывала Зельда, когда мешала ему».
Хемингуэй недолюбливал жену Скотта, считая, что она специально спаивает его, ревнуя к работе.
В конце концов у Зельды обнаружилась шизофрения, и ее пришлось поместить в больницу. Скотт, страстно влюбленный в алкоголичку-жену, запил всерьез и мрачно. Ему пришлось устроиться в Голливуд сценаристом. Продюсеры так и сказали ему: «Мы вас берем за вашу индивидуальность, но на время нашего с вами контракта вы лучше о ней забудьте».
И Скотт охотно о ней забыл, накачивая себя виски. Дитя и бытописатель своей эпохи, в «Ревущих двадцатых» он констатировал: «Эпоха закончилась; считаю, что я закончился вместе с ней». Полностью разочаровавшийся в американской мечте Скотт умер в Голливуде, а Зельда погибла через восемь лет в пожаре, охватившем ее психлечебницу.
Самый великий и пьяный поэт довоенной Америки предпочел уйти вместе с эпохой, которая его породила.
Забавно, но именно Голливуд, проводивший Фицджеральда в могилу, оказался главным двигателем посмертного возрождения славы писателя. Сперва в 1949 году был удачно экранизирован «Гэтсби», а потом и все остальные романы Скотта.
В 2008 году вышла самая дорогая экранизация Фицджеральда — фильм по мотивам его рассказа «Бенджамин Баттон» с Брэдом Питтом и Кейт Бланшетт в главных ролях (режиссер — создатель «Бойцовского клуба» Дэвид Финчер).
О таком голливудский неудачник Фицджеральд вряд ли мог мечтать даже в самых хмельных снах.
Гений против употребления
1913—1917 Фицджеральд поступает в Принстонский университет — как он утверждал, исключительно ради членства в клубе театралов «Треугольник». Пьет и прогуливает занятия. Проучившись полгода, покидает колледж якобы из-за болезни. Идет в армию, где получает чин младшего лейтенанта, и берется за работу над романом «По эту сторону рая».
1918—1923 Знакомится с Зельдой Сейр. После увольнения из армии работает в рекламном агентстве в Нью-Йорке и рассылает по журналам свои рассказы. Издательство «Скрибнер» выпускает «По эту сторону рая»; роман становится бестселлером. Получив гонорар, женится на Зельде. Пишет второй роман — «Прекрасные, но обреченные», который тоже становится хитом.
Благодаря перманентному публичному пьянству Фиц и Зельда превращаются в персонажей газетной хроники. Подруга семьи Элизабет Бекуиз Макки: «Фицджеральд вел себя как клоун. Когда он напивался, ему нравилось шокировать общество. Он становился злым и вульгарным, совершенно непохожим на нежного трезвого Скотта».
Как-то в субботу вечером чета Фицджеральдов выехала из своего особняка на Лонг-Айленде в Манхэттен, но не появилась там ни в воскресенье, ни в понедельник, ни во вторник. Нашли их лишь в четверг утром в обшарпанном отеле в Нью-Джерси. Парочка алкоголиков была не в состоянии вспомнить, как они провели эти четыре дня, сколько выпили и как оказались в Нью-Джерси.
Через несколько дней Скотт с женой возвращались с вечеринки и зачем-то столкнули свой лимузин в океан с 30-метровой скалы.
1924—1939 Супруги уезжают во Францию и мгновенно становятся притчей во языцех и там: туристы ходят в кафе на Сен-Жермен-де-Пре посмотреть на знаменитого алкоголика.
Как-то выпив, Скотт, стоя на подоконнике, пообещал Джеймсу Джойсу броситься вниз, потому что Джойс написал «Улисса», признанного современниками величайшим романом. Пишет свой шедевр — «Великого Гэтсби». Роман продается плохо.
Из веселого кутилы Скотт постепенно превращается в депрессивного пьяницу и скандалиста. У Зельды обнаруживается шизофрения, и Скотт начинает целенаправленно спиваться.
1934—1939 Издает роман «Ночь нежна», перебирается в Калифорнию и пишет сценарии для Голливуда. Знакомится с журналисткой Шейлой Грэм, которая пытается помочь Скотту справиться с алкогольной зависимостью. Ей это не удается. Работа в Голливуде не ладится. Скотт не в состоянии связать и двух слов, и продюсерам приходится нанимать людей переписывать его тексты.
1940 Фицджеральд пьет, пишет роман о закулисной киножизни «Последний магнат», зарабатывает два сердечных приступа и от второго умирает. Когда о его смерти сообщили в газетах, публика удивлялась: «А что, он был еще жив?» Денег, оставшихся после смерти, хватило только на гробовщика и перевозку тела на родину. «Последний магнат» остался незаконченным.
Источник: https://www.MaximOnline.ru/guide/music/_article/alcogenius-fitzgerald/
Многоликий Фрэнсис Скотт Фицджеральд | Великие и ужасные | Наша Психология
В своей записной книжке Фрэнсис Скотт Фицджеральд (1896–1940), основатель англоязычного авангарда в литературе первой половины XX века, как-то записал: «романист, если он чего-то стоит, – это множество людей в одном лице». Эти слова в полной мере можно отнести к самому писателю. Рассмотрим эту многоликую личность с психопатологических позиций, начиная с наследственности.
Отец Фицджеральда хотя и не был семи пядей во лбу, постоянно что-то писал и сочинял стихи. Но отовсюду, куда бы он ни устраивался на работу, его выгоняли за профессиональную непригодность.
Еще более экзотической фигурой представляется мать будущего писателя. Согласно разным свидетельствам, она являлась чрезвычайно эксцентричной женщиной, бестактной и со склонностью к так называемому «вербальному садизму»: испытывала особое удовольствие от того, что говорила окружающим неприятные вещи.
По предположению психиатра О.Г. Виленского, личность и поведение матери Фицджеральда не оставляют сомнений в том, что она страдала шизофренией с постепенным углублением дефекта психики.
Например, известна такая ее характеристика: «Всегда неряшливо одета; могла, говорят, появиться в обществе в разных ботинках, в старом, черном на одной ноге, и новом, бежевом – на другой».
И вот в такой не самой благополучной семье родился крайне одаренный ребенок. Скотт обладал поразительной памятью, мог без запинки повторять длинные отрывки из прослушанного диалога. Природа наделила его и актерскими способностями. В нем проявлялось активное стремление выставлять себя напоказ, которое усердно подогревалось эксцентричной матерью.
Своим «всезнайством» и гиперсоциальностью он вызывал у педагогов раздражение, а у товарищей – ревность и зависть. Было ли его стремление демонстрировать свои достоинства подсознательным или осознанным? Скорее всего, и то и другое.
В сентябре 1909 года рассказ Скотта удостоился публикации в школьном журнале «Время от времени». Ему еще не исполнилось пятнадцати лет, а он уже успел заявить о себе.
В 1913 году Фицджеральд поступил в Принстонский университет, в котором, как и во многих других американских учебных заведениях, самой большой популярностью пользовались спортсмены.
Но спорт – не та стезя, на которой мог бы блистать не обладавший мускулатурой культуриста интеллигентный юноша. Зато он брал остроумием и артистичностью.
А также сотрудничал в университетских юмористических журналах, где печатал свои сценарии, пьесы и тексты песен.
На студенческой же скамье Скотт принимается писать свой первый большой роман «По эту сторону рая», принесший ему вскоре известность и славу.
Таким образом, мы можем отметить, что одним из ведущих механизмов психологической защиты личности юноши в тот период являлась гиперкомпенсация.
В ноябре 1917 года Скотт получил чин младшего лейтенанта как «лицо с незаконченным высшим образованием» (университет он так и не окончил) и стал готовиться к отправке в Европу, чтобы прославиться на полях Первой мировой воны. В армии научился пить «по-молодецки» и, бывало, напивался так, «что валялся под окном казармы, не в силах дотащиться до кровати».
Биографы отмечают такую особенность его развивавшегося алкоголизма: он быстро пьянел и сразу терял контроль над своими поступками, превращаясь в «другого человека». Известно, что, если потеря количественного и ситуационного контроля проявляется у пациента достаточно рано, это является в прогностическом плане неблагоприятным фактором.
На театр военных действий Фицджеральд не попал – в ноябре 1918 года было объявлено перемирие и всех офицеров демобилизовали. В это время Скотт знакомится со своей будущей женой Зельдой Сейр, которая сыграла роковую роль в его судьбе.
Возможно, это обстоятельство было обусловлено тем, что девушка страдала приступообразной формой шизофрении. Первая помолвка с ней весной 1919 года была разорвана, потому что у будущей знаменитости не имелось пока достаточно денег для женитьбы и семейной жизни.
В отчаянии Скотт бросил работу, с горя три недели пропьянствовал, а затем заперся дома и закончил рукопись «По эту сторону рая».
И в этот момент счастье наконец-то улыбнулось ему. Весной 1920 года вышел в свет первый роман Фицджеральда и ставший сразу знаменитым писатель наконец-то добился руки своей возлюбленной.
Жизнь забила ключом. Но эксцентричные выходки молодоженов быстро приняли неадекватный характер. Если в первое время их похождения в Нью-Йорке рассматривались как веселые проделки, носившие отпечаток студенческих лет, то теперь разгул семейной пары вел к явному саморазрушению.
Фицджеральд мог исчезнуть на несколько дней, а затем соседи находили его спящим на лужайке перед собственным домом. На званых обедах он мог залезть под стол или есть суп вилкой.
Список эпатажных поступков можно было бы продолжить.
Например, в 1927 году в Голливуде супруги явились без приглашения и в состоянии сильного опьянения на бал-маскарад в честь киноактрис сестер Талмидж, «встали у входа на четвереньки и стали громко, наперебой лаять».
Сначала Фицджеральд пил, чтобы «обострить восприятие жизни, расширить для себя ее горизонты». После нескольких коктейлей, когда ему начинало казаться, что мысль летит как на крыльях и надо срочно садиться писать, хмель непреодолимо брал свое, делая его неспособным к усидчивой работе.
Современники, впрочем, недаром считали, что Скотт не пил бы так безобразно, если бы его не спаивала жена. Но в конечном итоге алкогольная зависимость развилась у Фицджеральда, а не у его супруги, которая в 1930 году наконец-то была госпитализирована в психиатрическую клинику.
Совместная жизнь с непредсказуемой Зельдой, разумеется, не прибавляла ему покоя. Следует отметить, что врач-психиатр, который лечил супругу писателя, настаивал на «обоюдной терапии», принуждая Скотта задуматься над своим пристрастием к спиртному.
Фицджеральд упорно отказывался от психотерапии из-за инстинктивного нежелания, чтобы ему каким-либо образом «подправляли камертон души». Он опасался, что психолечение превратит его в рассудочного человека и подменит им человека эмоционального. Он считал алкоголь частью своего рабочего инструмента.
Подобный психопатологический феномен, отличающийся от анозогнозии, был свойственен и другим выдающимся писателям (Гоголю, Достоевскому, Рильке) и назван нами «терапевтическим негативизмом».
Обычно рабочий день знаменитого писателя Соединенных Штатов строился по следующему графику. Просыпался он около 11 часов, за работу садился около пяти часов дня и трудился с перерывами до трех часов ночи. Но это расписание «рабочего дня» писателя.
Чаще же проводил ночь, шляясь по барам со своей женой. А писал «приступами» в недолгие часы повышенной активности и сосредоточенности, когда ему удавалось за день набросать до 8000 слов.
Этот метод годился для рассказов, которые Фицджеральд предпочитал писать одним махом.
Так что Фицджеральд творил по принципу «разом густо, разом пусто». Если требовалось сдать в печать рассказ, он мог просиживать ночами, куря одну сигарету за другой, за письменным столом.
А мог годами ничего не делать. После разгульных запоев – а они уже вошли у Фицджеральда в привычку – он чувствовал облегчение и даже «просветление».
Неделями не прикасался к спиртному, чтобы потом снова нырнуть в хмельную бездну.
Спустя два года немыслимых безумств, развлекая своими эпатажными выходками и скандалами прессу и любопытствующую публику, Фицджеральды «доигрались» до наркотиков.
В таком состоянии в 1925 году Фицджеральд «выстрелил дуплетом», выпустив в свет книгу рассказов и свой самый знаменитый роман «Великий Гэтсби».
Но потом с февраля 1926 года по июнь 1927-го из-под пера Фицджеральда не вышло ровным счетом ничего.
У известного писателя имели место и невротические расстройства, уходящие корнями в раннее детство. Он никогда не снимал обувь на людях, это было для него равнозначно полному обнажению. О плавании не могло быть и речи, Скотт был известен тем, что даже на пляже появлялся в ботинках и носках.
Был ли он сексуальным фетишистом с особым отношением к ступням ног (мы имеем в виду феномен аутоэротизма) или в основе лежали обсессивно-компульсивные проявления, с полной уверенностью сказать не представляется возможным. Однако факт остается фактом.
На фоне протекавшего запойного пьянства Фицджеральд пишет один из самых популярных своих романов «Ночь нежна» (вышел в свет в 1934 году).
А потом только до 1937 года восемь раз госпитализируется в различные клиники с целью лечения алкоголизма.
В 1937 году Фицджеральд попытался покончить с собой, проглотив все содержимое флакона с морфием, но от сверхдозы его лишь стошнило. Постепенно отчаяние уступило место стыду, он понимал, что скатился на самое дно.
В 1939 году Скотт писал об этом периоде так: «Каждую ночь мне требовалась все большая доза снотворного – три чайные ложки хлоралгидрата и две таблетки нембутала, чтобы спать, и сорок пять капель наперстянки с утра, чтобы сердце могло работать весь день…» Разумеется, «основным источником энергии» у него продолжал оставаться джин.
Не рассчитывая на постоянный доход от литературной работы романиста, что не удивительно при такой выраженности алкогольной зависимости, Фицджеральд устраивается на работу в Голливуд сценаристом – не самая почетная должность по тем временам.
Там, в частности, он работал над сценарием по знаменитому роману Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Однако «попасть в струю» проходных голливудских сценариев ему так и не удалось, что вызвало соответствующую и вполне предсказуемую реакцию.
У Фицджеральда развилась настоящая паранойя («я попал в черный список», «меня невзлюбили», «мне мстят», «против меня что-то замышляют»), которая усугублялась уже психологически и клинически понятной депрессией.
Все чаще стали появляться суицидальные мысли. Депрессивное состояние носило циклический характер, сопровождаясь сильными колебаниями настроения. Он то «сторонится многолюдных вечеринок, а то, наоборот, с удовольствием общается с голливудскими знаменитостями в Беверли-Хиллз.
Он весел, остроумен, прекрасно держится, но может, если “переберет”, нагрубить, посреди разговора встать и уйти, может даже наброситься на собеседника с кулаками, бывало и такое.
Пишет, что у него раздвоение личности; и действительно, в это время посылает сам себе открытку…»
Ремиссии в течение его заболевания вряд ли можно рассматривать как свидетельство появившейся критики. Последняя носила своеобразный и типично «алкогольный» характер. Так, в одном из писем в 1934 году Скотт пишет: «Конечно, я чересчур много пью, и это мне мешает. Но если бы я не пил, не уверен, что смог бы протянуть так долго».
Одновременно он сочиняет рассказы для журналов, а в конце 1939 года принимается за роман «Последний магнат», в котором успевает написать только шесть глав. Его творческий потенциал был исчерпан.
После блестящего юношеского успеха (в двадцать три года он сделался самым популярным автором), после долгого разочарования, которое стало темой почти всех его произведений – от «Великого Гэтсби» до романа «Ночь нежна», наступил кризис: полное психическое и физическое истощение.
Когда главный редактор журнала, для которого Фицджеральд должен был подготовить серию статей, потребовал выполнения контракта, он вывел от руки пятьсот раз фразу: «Я не могу писать», дабы отработать выплаченный аванс.
Самый длительный и самый отчаянный запой начался у Фицджеральда в феврале 1939 года. Три месяца у его постели день и ночь дежурили медицинские сестры. Друзьям он говорил, что у него рецидив туберкулеза (они, разумеется, подозревали рецидив алкоголизма). Последний запой закончился в сентябре 1940 года, а в декабре Фицджеральд скончался от второго инфаркта.
Существует довольно радикальное мнение одного из современных психиатров О.Г. Виленского, который считает, что «Фрэнсис Скотт Фицджеральд с детства страдал шизофренией с гебефреническим синдромом, а алкоголизм писателя был, скорее всего, отчаянной попыткой компенсации его психопатологии», с чем трудно согласиться.
Предположительный диагноз
Запойная форма алкогольной зависимости. Истерическое расстройство личности. В связи со снижением творческого потенциала на первый план выходят депрессивные эпизоды с суицидальной попыткой.
Источники:
- Виленский О.Г. Психиатрия. Социальные аспекты. М. : Познавательная книга плюс, 2002.
- Карри М. Режим гения: распорядок дня великих людей / Пер. с англ. 2-е изд. М. : Альпина паблишер, 2014.
- Каули М. Третий акт и эпилог // Фицджеральд Ф.С. Портрет в документах. Художественная публицистика / Пер. с англ. М. : Прогресс, 1984. С. 294–300.
- Лельевр М.-Д. Франсуаза Саган / Пер. с фр. А.Е. Винник. М. : Эксмо, 2010.
- Ливергант А.Я. Оскар Уайльд. М. : Молодая гвардия, 2014.
- Надеждин Н.Я. Фрэнсис Скотт Фицджеральд. «Времена Гэтсби». М. : Майор, 2008.
- Тернбулл Э. Скотт Фицджеральд / Пер. с англ. Е. Логинова и Г. Логиновой. М. : Молодая гвардия, 1981.
- Шнакенберг Р. Тайная жизнь великих писателей / Пер. с англ. И.Е. Копыловой. М. : Книжный Клуб 36.6, 2010.
- Waldron A. Writers and Alcohol // The Washington Post. March 14, 1989. P. 13–15.
Источник: https://www.psyh.ru/mnogolikij-frensis-skott-fitsdzherald/