Краткое содержание спартак джованьоли

Подробности Категория: Историческая проза Опубликовано 26.05.2017 11:15 Просмотров: 1784

Краткое содержание Спартак Джованьоли

Исторический роман «Спартак» итальянского писателя Рафаэлло Джованьоли был написан в 1874 г.

Уже в 1880-1881 гг. он был переведён на русский язык. Главный герой романа – раб Спартак, который возглавил восстание рабов в Древнем Риме в 74-71 гг. до нашей эры. Спартак – реальный исторический персонаж.Что известно об этом восстании? 

Восста́ние Спарта́ка

По счёту это было третье восстание рабов в Древнем Риме, но самое значительное, представлявшее угрозу центральной Италии.Восстание было подавлено военными, которыми командовал полководец Марк Лициний Красс.А начиналось всё так.

Первоначально было примерно 70-80 беглых рабов-гладиаторов, начавших создание военизированной группы. Очень быстро эта группа численно увеличивалась, и в результате более чем 120 тыс. мужчин, женщин и детей стали перемещаться по Италии под руководством своих лидеров.

Одной из групп руководил гладиатор Спартак.Скажем несколько слов о том, кто такие гладиаторы.

Гладиа́тор – от латинского gladiator – «меченосец». Так называли в Древнем Риме бойцов, которые сражались с подобными себе для забавы публики на специальных аренах.

Краткое содержание Спартак Джованьоли

Жан-Леон Жером «Pollice verso» (1872). Художественный музей Финикса (Аризона, США)На картине изображён победитель, попирающий побеждённого на арене римского Колизея в ожидании вердикта толпы – жеста «pollice verso». Эта латинская фраза означает: «повернув большой палец».

Служительницы храма богини Весты (весталки) в белых одеждах уже вынесли своё решение, повернув большие пальцы вниз, фактически приговорив побеждённого гладиатора к смерти. Сидящий в отдельной ложе римский император изображён совершенно равнодушным к происходящему, но именно он манипулирует беснующейся толпойЗнаменитый гладиатор Спартак руководил одной из боевых групп.

Это был вооружённый отряд, способный противостоять римской военной мощи, хотя сначала это восстание было воспринято с презрением и считалось обыкновенным проявлением недовольства рабов и гладиаторов. Историки по-разному описывают причины, побудившие рабов к восстанию.

Например, древнегреческий писатель и философ Плутарх считал действия рабов попыткой сбежать от своих хозяев и уйти через Галлию (римское название исторической части Европы). Древнеримский историк греческого происхождения Аппиан и римский историк Флор изображали восстание как гражданскую войну, в которой рабы планировали даже захватить Рим.

Но эти разногласия частично можно объяснить тем, что античные и византийские историки относились к восстанию в целом негативно, т.к. рабство в то время считалось нормой, а восстание рабов – нарушением общественного порядка. Отношение к этим событиям начало изменяться лишь во второй половине XVIII в. В 1769 г.

Вольтер одним из первых говорил об этом восстании как о праве людей на вооружённое сопротивление угнетателям. Он назвал восстание Спартака «справедливой войной, действительно единственной справедливой войной в истории». Во время Великой французской революции Спартак стал восприниматься как героический борец за свободу.Но вернёмся к самому восстанию.

Римский сенат был очень обеспокоен успехами армии Спартака, поэтому республика привлекла к борьбе с восставшими армию из 8 легионов под жёстким, но эффективным руководством Марка Лициния Красса. Армия Спартака, отступая после долгих и кровопролитных боёв перед легионами Красса, Помпея и Лукулла, была полностью уничтожена, оказав при этом ожесточённое сопротивление. Спартак был убит.

Краткое содержание Спартак Джованьоли

Николо Санези «Гибель Спартака»Это история. Но роман – художественное произведение, поэтому помимо исторических фактов в книге присутствуют также вымышленные герои и обстоятельства.

Р. Джованьоли. Роман «Спартак»

  • Краткое содержание Спартак Джованьоли«Лучше мужественная и почетная смерть, чемпостыдная и позорная жизнь».
  • Р. Джованьоли «Спартак»

Спартак влюблён в знатную патрицианку Валерию и пользуется её благосклонностью. В Древнем Риме патриций принадлежал к исконным римским родам, составлявшим правящий класс и державшим в своих руках общественные земли. Несмотря на то, что Спартак был рабом, чувства у молодых людей были взаимными, в результате у них рождается дочь Постумия.В Спартака влюблена и гречанка Эвтибида, но её любовь Спартак отвергает. Отвергнутая и оскорблённая Эвтибида предаёт Спартака, и это сыграло важную роль в его гибели и поражении восстания в целом. Ради Валерии Спартак даже готов вступить в переговоры со своими злейшими врагами и прекратить восстание. Но этого не случается.В романе присутствуют и другие романтические линии: любовь галльского гладиатора Арторикса и родной сестры Спартака Мирцы, бывшей рабыни.В книге, как и в жизни, восстание рабов было подавлено, а Спартак убит. Роман заканчивается тем, что Валерия плачет над урной с прахом Спартака, при этом присутствует дочь Спартака и Валерии.Дени Фойятье. Скульптура Спартака (1830). Лувр (Париж)Главное достоинство романа – его историзм, а также удачно изображённый автором героически-революционный пафос борьбы. Этот пафос был близок автору и читателям в связи с восстанием Гарибальди. Поэтому восстание Спартака (восстание угнетённых Римской империей народностей) так захватывало воображение людей, ведь конечный идеал Спартака у Джованьоли – освобождение своей родины, Фракии, из-под власти Рима.

Фра́кия – историческая и географическая область на востоке Балкан. В соответствии с Лозаннским мирным договором 1923 г., в настоящее время Фракия разделена между тремя государствами: Болгарией, Грецией и Турцией, которой отошла Восточная Фракия вместе с крупнейшим мегалополисом региона – Константинополем.

Джованьоли в романе ограничился только лишь националистическим идеалом и не призывал к уничтожению рабства.Роман Р. Джованьоли был неоднократно экранизирован в различных странах, в том числе и в России в 1926 г.

В 1956 г. Арам Хачатурян создал балет «Спартак», который до сих пор ставится на сценах театров.

  1. Краткое содержание Спартак Джованьоли
  2. Сцена из балета «Спартак» А. Хачатуряна в хореографии Юрия Григоровича

Об авторе

Краткое содержание Спартак Джованьоли

Рафаэлло Джованьоли родился в 1838 г. в Риме и умер там же в 1915 г. Известен как популярный итальянский романист-историк. Широкую известность писатель получил после выхода исторического романа «Спартак» в 1874 г. Это был первый роман из большого цикла исторических романов об истории Римской империи.На творчество Джованьоли оказали сильное влияние романы Вальтера Скотта и Дюма-отца.

Источник: http://ency.info/slovesnost/istoricheskaya-proza/714-roman-r-dzhovanoli-spartak

Краткое содержание джованьоли спартак точный пересказ сюжета за 5 минут —

Краткое содержание Спартак ДжованьолиКраткое содержание Спартак Джованьоли

Рецензии на все книги собраны здесь.Моя проза находится в этом разделе.Не успев получить свободу и толком вкусить все её прелести, он находит давно, казалось бы, потерянную сестру Мирцу. Встречает свою настоящую любовь — Валерию, супругу Римского правителя Суллы. Одновременно с этим он вместе с друзьями Эномаем, Криксом и Граником продолжает подготавливать гладиаторов к восстанию, поводом и толчком для которого служит смерть Суллы. Пока римский сенат ссорится, кто будет следующим правителем, Спартак с Эномаем покидают Рим и отправляются в Капую. Там их ждут десять тысяч гладиаторов из дома Ботиака.Вместе с ними Спартак с боем пробивается из города. К нему на помощь из соседнего города спешит Крикс, за которым следуют ещё несколько тысяч гладиаторов. Но им всем просто катастрофически не хватает оружия и доспехов. Спасаясь от преследования римских солдат, Спартак и его войско укрываются на вершине Везувия. У них преимущество в высоте и любая атака легионеров обречена на провал. Римлянам остаётся только ждать, когда голод и отчаяние вынудят бывших рабов спуститься и сдаться на милость победителей.

Но не так прост вожак рабов! Из виноградных лоз, коих на горе большое множество, он и его люди сплетают гигантскую верёвку, по которой в течение двух суток армия Спартака спускается вниз и внезапно нападает на неожидающих подвоха римлян.

Первые победы рабов пугают жителей Италии. На войну с крепнущей не по дням, а по часам армией Спартака отправляют Марка Красса.

Число легионеров в его армии приблизительно равно количеству гладиаторов, сплотившихся под знамёнами Спартака, но римские солдаты лучше экипированы, вооружены и обучены.

Это опытные ветераны, прошедшие не одну битву. Но даже им было суждено допустить слабину в схватке со Спартаком, за что Красс подверг их жестокому и давно забытому наказанию — децимации.

Это стимулировало их быть более смелыми и решительными.

Но фракиец оказался опасным противником – талантливый полководец и стратег, он продолжает одерживать победу за победой. Ряды армии Спартака постоянно пополняются новыми гладиаторами. Беглые рабы со всей Италии спешат к нему, чтобы кровью и потом отвоевать своё право на свободную жизнь.

Беда пришла, откуда её меньше всего ждали. Прелестная гречанка, некогда тоже бывшая рабыней-куртизанкой, а ныне – свободная женщина Эвтибида, воспылала нездоровой страстью к могучему предводителю рабов, но тот отверг её, сохраняя верность Валерии. Гречанка в отместку соблазняет Эномая и подбивает его на предательство.

Легионы германцев, которыми командовал Эномай, покидают армию Спартака, обвинив последнего в измене, вступают в неравный бой с римлянами и терпят поражение. Эномай умирает, а чудом выжившая Эвтибида переходит в лагерь Красса. Она всё никак не может простить Спартаку оскорбление, которое он якобы нанёс ей своим отказом и не оставляет мечту отомстить фракийцу.

Следующей жертвой она наметила для себя Мирца, сестру Спартака. Но волей богов она сама попадает в ловушку, которую уготовила для бедной девушки. Интриганка умирает под проклятия гладиаторов, пронзённая стрелами ею же подговорённых убийц.

Мирца и Арторикс, молодой галл, влюбляются друг в друга. Но девушка отказывается идти на сближение с юношей. Арторикса терзают сомнения — люб ли он ей, но когда узнаёт причину холодности Мирцы, то успокаивается.

Девушке просто стыдно признаться, что она была некогда проституткой и теперь боится, как бы Арторикс, узнав правду, не отказался от неё и не начал презирать. Но для истинной любви разве может быть преградой такая мелочь? Ведь во всём виноваты жестокие римляне и им отвечать за бесчестие, а не бедной девушке.https://www.youtube.com/watch?v=3_ZRemLEEZ4Спартак получает письмо от Валерии, в котором она уговаривает его вернуться в лоно семьи. Мол, его дома ждут верная жена и любящая дочь. Расчувствовавшийся Спартак решается на переговоры с Крассом, но самовлюблённый полководец и слышать не хочет о том, чтобы сохранить жизнь войску гладиатора. Его недавняя победа над легионами Крикса, ставшими жертвами коварного предательства всё той же Эвтибиды, заставляет его раздуваться от гордости за себя любимого. Высокомерный Красс пообещал смерть всем гладиаторам, кроме Спартака, дабы другие рабы на их горьком опыте осознали, насколько ошибочны любые мечты о свободе.

Разгневавшись, лидер восставших гладиаторов решительно отверг встречное предложение римского главнокомандующего и уходит готовиться к последней битве.

Вскоре армия Спартака терпит поражение от ветеранов Красса. Сам отважный фракиец, возвышаясь над горой трупов своих врагов, достойно принимает смерть, сражённый издалека дротиками легионеров, так как в ближнем бою его никто не смог одолеть.

Арторикс умирает на руках Мирцы, которая, не желая дальше жить без двух самых любимых на свете мужчин, перерезает себе горло и падает замертво на грудь молодого галла.

Тело Спартака увозят слуги Валерии, дабы с почестями похоронить его. Так закончилась длившаяся четыре года война рабов с их хозяевами.

Пока ещё сильная и единая Римская Империя доказала всем, что в состоянии долгое время править миром.

Роман о восстании рабов по достоинству оценили во всём мире. Её автор, Рафаэлло Джованьоли, сам сражался в рядах войска Гарибальди, который воевал с экспансией испанцев.

Вожди мирового пролетариата, Маркс и Ленин, неоднократно упоминали Спартака в своих письмах, ставя в пример доблесть и отвагу фракийца, попытавшегося вместе со своими единомышленниками сбросить рабские ошейники и установить всеобщее равноправие в мире.

Мальчишки во всех уголках Земли зачитывались книгой, завидуя приключениям гладиатора. Девушки плакали над трагической судьбой Мирцы и Арторикса. Этот роман угодил всем: и стар и млад находили в нём что-то интересное для себя. Книга выдержала не одну экранизацию, в честь Спартака в нашей стране называли футбольные клубы, кинотеатры, магазины, пионерские отряды и так далее.

Рафаэло Джованьоли – Спартак

Источник: https://realdealer.ru/kratkij-pereskaz/kratkoe-soderjanie-djovanoli-spartak-tochnyi-pereskaz-sujeta-za-5-minyt

Балет «спартак»: содержание, видео, интересные факты — Art Music

Краткое содержание Спартак Джованьоли

Сцены из римской жизни. Балет на музыку Арама Хачатуряна в четырех актах, девяти картинах. Либретто Н. Волкова.

Действующие лица:

  • Спартак, фракиец
  • Фригия, фракийка, его жена
  • Гармодий, молодой фракиец
  • Красс, римский богач, полководец
  • Эгина, греческая танцовщица, возлюбленная Красса
  • Вольноотпущенник Красса
  • Умирающий раб
  • Лентул Батиат, владелец школы гладиаторов
  • Гладиаторы: Mapмилон (рыба), Ретиарий (рыбак), Андабаты (гладиаторы в безглазых шлемах), Фракийцы, Самниты
  • Глашатай
  • Египетская танцовщица
  • Грек-мим
  • Старуха, служанка Эгины
  • Ремесленники, германцы, галлы, сирийцы, нумидийцы, фракийцы, циркачи, гости на пиру Красса, гадитанские девы, гетеры, танцовщицы-нимфы, крестьяне-пастухи, римские легионеры, римские купцы, горожане, пираты
Читайте также:  Анализ стихотворения возвращение на родину есенина

Действие происходит в Римской империи в 73—71 годах до н.э.

История создания

В декабре 1941 года, в самые трагические дни Великой Отечественной войны, Хачатурян в газетной статье сообщал о своих творческих планах: «В 1941 году по заказу Большого театра СССР, совместно с либреттистом Н. Д. Волковым и балетмейстером И. А. Моисеевым я приступаю к работе над балетом «Спартак».

Это должен быть монументальный героический спектакль, который покажет советскому зрителю самого лучшего человека всей древней истории, каким, по выражению Маркса, является Спартак». Этот образ, давно привлекавший Хачатуряна, казался ему особенно актуальным в связи с ожесточенной борьбой, которую приходилось вести нашему народу.

Об этом композитор также упоминал в одной из статей: «Некоторые были удивлены выбором мною этой темы, упрекали за уход в глубь истории. Но мне кажется, что тема Спартака и восстания рабов в древнем Риме имеет в наше время огромное значение и большое общественное звучание.

Нужно, чтобы народы знали и вспоминали имена тех, кто еще на заре человеческой истории смело подымался против поработителей за свою свободу и независимость».

Либреттист Н. Волков (1894—1965) начал работу над «Спартаком» еще в 1933 году. Он пользовался консультациями художника Ф. Федоровского (1883—1955) и балетмейстера И. Моисеева (1906—2007), давно уже мечтавшего поставить этот спектакль.

В работе над либретто Волков обращался к свидетельствам античных историков, в особенности к «Жизнеописаниям» Плутарха (50—120), были им использованы и сатиры Ювенала (ок. 60—140). Кроме того, либреттист опирался на статью Л. Фридлендера «Картины из бытовой жизни Рима» и книгу советского историка А.

Мишулина «Спартаковское восстание», кое-что было почерпнуто из популярного романа Джованьоли «Спартак» (описание ристалищ) и исторической хроники М. Оливье «Спартак».

«Архитектоника балета слагалась как трагедия о Спартаке, — писал Волков, — как рассказ о возвышении и гибели вождя, как история героя, чей ум, воля и высокие идеалы преодолели ограниченность своего времени и стали бессмертными символами борьбы угнетенных классов и народов против угнетателей». Не удивительно, что предложенный сюжет получил одобрение властей. Однако работа над балетом была отложена на многие годы.

В 1950 году Хачатурян побывал в Италии, видел Колизей, Аппиеву дорогу. Возможно, именно с этими впечатлениями было связано возвращение к задуманному балету. Работа над музыкой продолжалась три с половиной года — последняя точка в партитуре была поставлена в начале февраля 1954-го.

Премьера «Спартака» состоялась в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (Мариинском) 27 декабря 1956 года в постановке одного из самых оригинальных балетмейстеров советского времени, продолжателя традиций Фокина, прославленного мастера хореографической миниатюры Л. Якобсона (1904—1975).

В стремлении отойти от господствовавших в те годы на балетной сцене принципов «драмбалета» Якобсон перенес на сцену скульптурно-пластическую выразительность, увиденную им в экспрессии фигур сражающихся богов и титанов на знаменитом Пергамском алтаре, экспонировавшемся тогда в Эрмитаже.

«В его спектакле ожили фигуры, словно сошедшие с вазовых рисунков, античных мозаик, барельефов, — пишет автор книги об Аскольде Макарове, первом исполнителе роли Спартака, балетный критик М. Ильичева. — Композиция спектакля складывалась как грандиозный архитектурный ансамбль с храмами, дворцами, аренами и амфитеатрами, в декоре своем несущими темы Спартака, Эгины, Красса.

Спартак, высящийся монументом среди разгула и мишуры «буйного Рима», представал … героем своеобразной алтарной композиции… Четкие шаги, резкие выпады, тяжелый топот пехоты, наступательные скачки всадников … намечали образ военной машины … Лаконизм и чеканность движений воинского марша, торжественность выхода сенаторов … сообщали зрелищу скульптурность.

Эти качества определяли всю композицию, развернутую на зрителя…» Ансамблевые номера отличались тем, что каждому артисту кордебалета предлагался свой индивидуальный пластический текст. Таким образом создавалась своеобразная хореографическая полифония. Женские партии исполнялись не на пуантах: и солистки и кордебалет танцевали в сандалиях.

В Москве «Спартак» появился только через полтора года (11.03.1958), в постановке И. Моисеева, одного из самого титулованных мастеров, прославившегося своим Ансамблем народного танца.

Балет приобрел широчайшую популярность, был поставлен во многих городах нашей страны и стран Восточной Европы. В 1968 году в Москве была осуществлена постановка еще одного мастера советского балета, Ю. Григоровича (р.

1927), полемизирующая со спектаклем Якобсона и отличающаяся большим психологизмом, трагической напряженностью.

Сюжет (излагается по клавиру)

В Риме толпы радостно встречают вернувшегося из похода с победой Красса. Среди рабов, впряженных в его колесницу, — Спартак, Фригия и Гармодий. Среди тех, кто встречает Красса, — куртизанка Эгина. Изнемогая от усталости, Фригия падает, надсмотрщик замахивается бичом, Спартак бросается на него с такой силой, что останавливает колесницу. Народ восхищен его силой и смелостью.

На римском рынке рабов показывают свое искусство египетская танцовщица и молодой грек-мим. В нарядных носилках появляется Красс, с другой стороны рыночной площади — Эгина, которая бросает Крассу цветок.

Она покупает красавца Гармодия, хочет купить и Фригию, но та готова поразить себя кинжалом, если ее разлучат со Спартаком.

Цирк. В центральной ложе Красс и Эгина, за ее спиной стоит Гармодий. После пантомимы «Похищение сабинянок» начинаются бои. Последняя схватка — Спартака с самнитом. Зрители требуют добить поверженного самнита, но Спартак вонзает свой меч в песок, отказываясь убить побежденного.

В казарме гладиаторов. Фригия склонилась над умирающим. После тяжкого раздумья Спартак призывает гладиаторов к восстанию. Им все равно суждена смерть. Лучше найти ее в сражении с поработителями, чем на арене, на их потеху. Возглавляемые Спартаком гладиаторы обращают стражу в бегство, выламывают решетки окон и скрываются.

На полях Кампаньи близ Аппиевой дороги мирно проводят время отдыха пастухи. Появляются бежавшие гладиаторы. Пастухи присоединяются к повстанцам.

Во дворце Красса перед пирующими танцуют Эгина с Гармодием. Юноша приносит ее на ложе Красса. Пиршественное веселье нарушают звуки приближающегося боя. Все бегут, Красс велит Гармодию остаться и примкнуть к восставшим. Появляется Спартак с воинами и Фригией.

В лагере Спартака на площади перед его палаткой женщины прислушиваются к шуму затихающей битвы. Спартак в палатке держит совет с вождями отрядов фракийцев, сирийцев, германцев, галлов. Часть военачальников требует похода на Рим, другие, среди которых сам Спартак, хотят вернуться на родину на кораблях.

Некоторые начальники в раздражении покидают Спартака. Фригия пытается успокоить его. На площади появляются купцы и гетеры. Начинается торг, веселье. Вышедший из своей палатки Спартак приказывает изгнать посторонних из лагеря. На опустевшей площади появляется старуха, служанка Эгины.

Она увлекает за собой охваченного страстью к Эгине Гармодия.

В палатке Красса Эгина танцует перед полководцем. Приводят пленных вождей, отколовшихся от Спартака. Красс приказывает казнить их. Старуха, посланница Эгины, приходит с Гармодием. Красс требует от него сведений о Спартаке, и юноша раскрывает ему планы восставших. По знаку полководца распахиваются тяжелые занавеси, закрывающие огромные окна, и Гармодий видит распятых на крестах гладиаторов.

Морской берег. Видны мачты кораблей пиратов. За камнями скрываются римляне, которых привел Гармодий. Пираты пируют. К ним приходит Спартак. Он подкупает предводителя мешками золота, и тот обещает перевезти на своих кораблях его войска. С уходом Спартака пирушка возобновляется. Появившиеся римляне добиваются того, что пираты уводят свои корабли.

При появлении восставших римляне нападают на них из засады. Спартак гибнет в жестоком бою. Красс приказывает удушить Гармодия, Эгина, проходя мимо, небрежно наступает на его тело. По сигналу отбоя римское войско отходит, на опустевшем поле битвы ночью Фригия отыскивает убитого Спартака и горестно оплакивает его. Уцелевшие фракийцы поднимают его тело на щит.

Восходит солнце.

Музыка

  • В музыке «Спартака», одного из лучших произведений Хачатуряна, воплотились наиболее яркие особенности его творчества: броские, запоминающиеся образы, пышные и блестящие массовые сцены, своеобразная мелодика, в которой европейские черты органично сочетаются с восточными интонациями.
  • Музыкальная драматургия балета основана на резких контрастах, но при этом отличается внутренней цельностью и направлена на раскрытие основной идеи.
  • Балету свойственны сквозное симфоническое развитие, крупные музыкально-хореографические сцены, интонационное единство, широкое использование системы лейтмотивов.
  • Л. Михеева

Арам Хачатурян приступил к сочинению балета о Спартаке в 1950 году. Сценарист Николай Волков использовал сочинения античных писателей Аппиана и Плутарха, но ввел в сценарий новых героев — Эгину и Гармодия.

Мотив предательства, как причина поражения восстаний и революций, был характерен и почти обязателен для произведений искусства этого периода советского общества.

Музыка балета насыщена яркими контрастами: ликующий Рим и горе побежденных, жестокие гладиаторские бои и героика восстания, нежные лирические сцены и эпические картины побед и поражений. С большой творческой фантазией написаны и характерные танцы — египетской танцовщицы, афинского шута и гадитанских дев.

В целом балет решен в духе монументальной героической драмы, в центре которой образ Спартака. Несмотря на то что музыка балета носит привычный номерной характер, мощное симфоническое развитие размывало границы номеров, эмоционально обобщая драматургию событий. Это дало возможность в дальнейшем различным хореографам компоновать музыку «Спартака» по-своему.

В 1954 году после окончания партитуры в концертах прозвучала сюита из музыки нового балета, прочно завоевавшая признание у слушателей.

Балет «Спартак» Леонида Якобсона предстал перед зрителем громадной фреской. В горельефных «живых картинах» демонстрировался и патрицианский Рим с его победами и порочными радостями, и рвущийся к свободе мир рабов.

Хореограф выступил против канонов драмбалета, воплощая свой пластический идеал. На ногах исполнителей — мягкие сандалии, а их движения навеяны античной вазовой живописью.

Условностям классического танца Якобсон противопоставлял свободу движений, непринужденность своего хореографического языка. В нем сплавлены элементы и танца, и пантомимы.

Заметим, что своеобразный пластический язык Якобсона, как показало время, более убедителен в миниатюрах, нежели в масштабных балетах, грешащих монотонностью. Отрицательные персонажи были решены чисто пантомимно: превосходному исполнителю роли Красса Борису Шаврову было далеко за пятьдесят.

Образ Спартака был задуман и вылеплен хореографом с учетом незаурядной индивидуальности Аскольда Макарова. В скупом пластическом рисунке артист создавал яркий и монументальный образ вождя, полководца, для которого рабство хуже смерти.

В целом Спартак и его сподвижники оказались в спектакле бледнее, чем развратный, но победоносный Рим.

На первый план вышла гетера Эгина, в одиночку расколовшая восставших и тем обрекшая рабов на поражение. Алла Шелест создала образ огромной сложности и психологической глубины. В образе наложницы Красса оказалась сконцентрирована противоречивость Рима, оборотной стороной могущества которого предстала разочарованность, пустота и равнодушие.

Привлекали в спектакле изобретательно поставленные гладиаторские бои и многочисленные отдельные танцы. Пир у Красса порадовал зрителя развернутым дивертисментом, включавшим танец нимф, адажио Эгины и Гармодия, танец с кроталиями, танец гадитанских дев и общую вакханалию.

Необычность зрелища, отдельные яркие номера (некоторые из них казались в 1956 году даже эротичными) и многочисленные артистические удачи обеспечили спектаклю длительный успех. В течение более десяти лет состоялось почти 200 представлений.

В 1962 году Якобсона пригласили перенести «Спартак» в Большой театр, принудив к ряду переделок, не придавших большей логики сценам и образам балета.

В родном театре добрая память о необычном спектакле привела к его возобновлению в 1976 и 1985 годах, однако к этому времени в умах и сердцах зрителей царствовал иной «Спартак» — Юрия Григоровича.

Хореографический язык прежний — действенный классический танец. В танце решается и образ деспотичного Рима, и образ восстания. Григорович назвал свою постановку «спектаклем для четырех солистов с кордебалетом».

Пластическая характеристика Красса неотделима от танцев воинов и патрициев, которые дорисовывают его хореографический портрет. Образ Спартака вырастает из танцев рабов, гладиаторов, пастухов.

Эта особенность построения центральных образов спектакля стала особенно ценной, когда на смену выдающимся артистам пришли не столь яркие исполнители, и великолепный кордебалет Большого театра своим совершенным мужским танцем буквально дорисовывал требуемые масштабы личностей.

Виртуозный, полетный танец главного героя создавал образ поистине свободного человека. Уникальная пластическая свобода Владимира Васильева делала его Спартака героичным изначально и навсегда.

Думается, что сам образ героя балета рождался у Григоровича с учетом личностных и профессиональных качеств Васильева — человека и артиста. Михаилу Лавровскому в этой роли потребовались дополнительные краски.

Его герой был мужественен и решителен, он лишь постепенно становился легендарным вождем.

Читайте также:  Особенности российской цивилизации кратко 10, 11 класс

О сложности партии антагониста Спартака точно и образно написала Вера Красовская: «Он красив и элегантен, этот Красс, ставший крупным достижением танцовщика Мариса Лиепы.

Но, гарцуя по земному шару, он нет-нет да поддается какому-то стихийному ужасу, заставлявшему вспомнить не Красса в спектакле Якобсона, а Эгину — Шелест. Как та, Красс — Лиепа мечется в пределах, установленных его же властью, и, как та, понимает, что вырваться из этих пределов ему не дано.

Поэтому его когтящий пространство полет захлебывается судорогой движений, а самодовольный жест спешит сгладить растерянность, досаду, тоску».

«Спартак» Григоровича — не «сцены из римской жизни», а героический мужской балет. Поэтому и образы подруг героев не столь сложны психологически: Эгина (Нина Тимофеева) — коварна и обольстительна, Фригия (Екатерина Максимова) — нежна и верна. Недаром, когда спектакль наградили Ленинской премией — высшей наградой тех лет, в списке лауреатов значились одни мужчины.

Изобразительное решение спектакля Симоном Вирсаладзе органично вытекает из концепции постановки. В декорациях нет пышности и великолепия, но есть суровость и величие. Две мощные арки из серого камня, с темными швами грубых стыков. Сзади — небо, сумрачно тревожное, багровое, серое, черное.

Над сценой раскинулся свободно провисающий полог. Опускаясь в промежутке между картинами, он образует внутренний занавес, на фоне которого звучат монологи. В костюмах нет бытовизма, есть лишь детали, намекающие на античную эпоху.

В цветовой гамме спектакля золотой блеск мира деспотии оттеняется кровавыми зарницами народных восстаний.

Московская постановка «Спартака» заслуженно привлекла большое общественное внимание. Одно время она официально считалась лучшим советским балетом. Ныне, когда подобные утверждения вышли из моды, она остается своего рода визитной карточкой балета Большого театра. Редкие крупные зарубежные гастроли этой труппы обходятся без этого спектакля Юрия Григоровича.

А. Деген, И. Ступников

Публикации

Источник:

Вечные сюжеты. Арам Хачатурян. Балет Спартак

Краткое содержание Спартак Джованьоли

Вечные сюжеты

Источник: https://olga-dubova.ru/tvorchestvo/balet-spartak-soderzhanie-video-interesnye-fakty.html

Рафаэлло Джованьоли «Спартак»

Сейчас имя Спартака известно всем. Он стал самым популярным гладиатором в истории, символом свободы и доблести человека, решившего побороться за справедливость против римской власти. Жизни и подвигам легендарного бойца посвящен роман итальянского писателя Рафаэлло Джованьоли «Спартак», который вы можете читать оналйн на нашем сайте.

Гладиаторы в Древнем Риме

Традиция гладиаторских боев пошла со времен древних этрусков, у которых эти сражения носили ритуальный характер.

Позже бои стали приобретать популярность как светское развлечение, и этим быстро воспользовалась римская знать.

Создав знаменитый принцип «хлеба и зрелищ» римская элита, стремившаяся к власти, начала организовывать масштабные гладиаторские бои для потехи жителей города. Особенно прославился этим Гай Юлий Цезарь, организовавший более трех сотен боев в одних играх.

Постепенно гладиаторские бои стали целой отраслью. Под них строились огромные арены, создавались специализированные школы, где тренировали будущих бойцов. Многие рабы сами стремились стать гладиаторами, так как выступления на арене перед римской публикой обеспечивали им популярность и славу, а иногда и последующую свободу.

Гладиаторы приобрели классификация по оружию, которым владели и по тому, как проходил бой. Некоторых бойцов готовили исключительно для сражения с дикими животными. Проводились бои на колесницах, а так же на кораблях, для чего в Риме был специально выкопан огромный пруд, в котором могли бы маневрировать небольшие суда. Так же в гладиаторских боях принимали участие и женщины.

Окончательно прекратились гладиаторские бои лишь к V веку, когда к власти пришли императоры христиане и вели запрет на смертельные состязания бойцов.

Рафаэлло Джованьоли и его роман

Итальянский писатель Рафаэлло Джованьоли родился в 1838 году в Риме. Огромное влияние на писателя произвели события его юности, когда в Италии шла борьба за объединение страны, а также личность Гарибальди. Подъем национального самосознание, желание объединения Италии в единое государство и противодействие иностранному влиянию, которое было крайне велико в то время — все это отразилось и на творчестве Джованьоли и на его самосознании.

За свою жизнь писатель создал множество произведений. Он был автором поэм и научных эссе по истории, выпустил несколько сборников стихов, но мировую славу и известность ему принесли романы об истории Древнего Рима, и самый главный из них – «Спартак».

Это исторический роман был переведен на множество языков мира и романтизировала образ раба, сражающегося за свою свободу и свободу товарищей, оказавшихся приговоренными к смерти на арене ради развлечения богатой римской публики.

Борьба Спартака, противостоящего превосходящим ему силам империи, ассоциировалась у читателей с Италией, какой она оказалась в конце XIX века.

Краткое содержание книги «Спартак»

Спартак был известным гладиатором, фракийцем по происхождению. Не известно, как он стал рабом и как оказался на гладиаторских боях, но в них доказал свою смелость и боевые навыки.

Побеждая одним за другим лучших бойцов, Спартак приобретает популярность, а позже и помилование от императора Суллы, который освобождает бывшего раба на свободу.

Спартак становится тренером в гладиаторской школе императора, а после его смерти отправляется в Капую, где продолжает свои тренировки.

Именно там Спартак начинает осуществлять свой заговор. Вместе с другими гладиаторами он поднимает восстание, но оно проваливается из-за предательства и рабы бегут к Везувию, где им удается разбить посланные римские войска.

Известность о восстании Спартака ширится Римской империей и к нему примыкают новые люди, как беглые рабы, ищущие спасения под руководством бывшего гладиатора, так и беднейшие свободные римляне, отчаявшиеся ждать помощи от сената.

В романе «Спартак» множество персонажей, большая часть из которых основываются на исторических личностях, среди них такие как:

  • Спартак;
  • Император Сулла;
  • Марк Красс;
  • Публий Вариний;
  • Луций Катилина;
  • Марк Лукулл.

Источник: https://bookmp3.ru/blog-rafaello-dzhovanoli-spartak-63

Рафаэлло Джованьоли и его роман "Спартак"

Рафаэлло Джованьоли (1838—1915) — писатель, участник движения за воссоединение Италии, был преподавателем истории в Риме, несколько раз избирался депутатом парламента, был близок к Д. Гарибальди.

Его первые романы на темы современной жизни оказались неудачными, а исторические труды еще ждут своих исследователей.

Зато роман «Спартак» (1874) сразу же привлек к себе читательское внимание.

Героическая эпоха гарибальдийских походов вызвала ассоциативную связь со временем Суллы и Цезаря, когда против тирании Рима выступили угнетенные. Писатель обратился к этой теме потому, что увидел тут солидарность людей из различных рас, каст, сословий и глубокий революционный накал под спудом беззакония, рабства, преступного подавления свободы.

В романе «Спартак» с большим сочувствием изображено восстание гладиаторов и рабов в Древнем Риме в 74—71 гг. до н. э.

Несомненно, творческая удача писателя — яркий, романтический образ фракийца Спартака, выдающегося героя одного из самых крупных восстаний рабов, который проявил себя как блестящий полководец, отважный вождь угнетенных, поднявшихся против политической тирании и заявивших о свободе человеческой личности.

В круг действующих лиц автор ввел известных политических и военных деятелей того времени — Суллу, Катилину, жестоких, развращенных, и героев менее известных, коварных, циничных и несчастных.

Достоинством романа Рафаэлло Джованьоли было не столько добросовестное переложение реальных событий на язык художественной прозы, сколько пафос изображения грозного народного движения, величие и гуманизм его идеалов.

Трагичен исход событий, но ничто не в состоянии истребить память о них.

Трогательна история любви Спартака к патрицианке Валерии, жене диктатора Суллы, но еще более волнующе столкновение двух судеб — Спартака и Цезаря, двух противоположных жизненных концепций.

Ум, властность Цезаря, презирающего толпу, но не гнушающегося заигрывать с низами, чтобы завоевать доверие народа и захватить власть, противостоят истинному свободолюбию и демократизму Спартака, который хочет «разбить цепи несчастных, прикованных к колеснице римских побед», и, перековав цепи на мечи, с их помощью изгнать позор рабства, дать всем счастье, равноправие, братство. Оптимистичен финал романа, когда Спартак произносит свою речь — завещание грядущим поколениям: «Я встречу славную смерть за правое дело, и кровь, пролитая нами, оплодотворит поле свободы, выжжет новое позорное клеймо на лбу угнетателей, родит бесчисленных мстителей. Вот самое лучшее наследство, которое можно оставить потомкам: пример для подражания».

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века — М.: Кн. палата, 1991

Источник: https://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/rafaehllo_dzhovanoli_i_ego_roman_spartak/62-1-0-2582

Краткое содержание "Спартака" Р. Джованьоли

10 ноября 78 года до н. э. улицы Рима были переполнены народом — все спешили к Большому цирку.

Трехдневный праздник, устроенный римским диктатором Луцием Корнелием Суллой Счастливым, начался сутки назад и теперь достиг своего апогея — гладиаторских боев.

В огромном амфитеатре собрались как простолюдины, так и римская знать во главе с Суллой. Присутствовала на боях и прекрасная матрона Валерия, которая неделю назад развелась с мужем.

Пока на арене сражались разделенные на две группы гладиаторы, Сулла беседовал с Луцием Сергием Катилиной, очень смелым патрицием со вспыльчивым характером. Неподалеку сидела прекрасная гречанка, куртизанка Эвтибида.

Тем временем одна из групп начала побеждать — семеро окружили трех, среди которых был могучий и красивый гладиатор Спартак. Он был фракийским вождем и сражался против римлян, затем попал в плен и некоторое время служил в римской армии.

Когда Рим снова начал войну с Фракией, Спартак дезертировал, чтобы сражаться за родину, снова попал в плен и стал рабом-гладиатором.

Несмотря на численный перевес противника на арене, Спартак не сдался. Он набросился на семерых гладиаторов и уничтожил их. Восторженная публика потребовала у Суллы свободу для храброго гладиатора, просьбу поддержала Валерия, и тому пришлось освободить Спартака. Вскоре Сулле наскучило зрелище, и он удалился, предварительно предложив Валерии стать его женой.

Вечером Спартак праздновал свое освобождение в таверне Венеры Либитины. Несмотря на победу гладиатор был невесел, ведь свободу получил только он, а его друзья так и остались рабами, обреченными на смерть. В разгар праздника в таверну вошел Катилина.

Он хотел разделить со Спартаком деньги, выигранные благодаря его победе. Катилина шепнул гладиатору, что знает о его тайной борьбе за освобождение рабов и разделяет его взгляды. В это время в таверну вошла красивая белокурая девушка-фракийка. Как рабыня сводника, она была вынуждена заниматься проституцией.

Спартак узнал в ней давно потерянную сестру Мирцу.

Спартак попытался выкупить сестру, но хозяин запросил за нее огромную сумму.

Тогда гладиатор отдал негодяю деньги Катилины с условием, что на месяц Мирна будет освобождена от работы и поселится в отдельной комнате. За месяц Спартак близко сошелся с «мятежным патрицием» Катилиной.

Тем временем другу гладиатора удалось устроить так, что Мирну купила прекрасная Валерия, которая уже стала женой Суллы.

Избавив сестру от жестокого хозяина, Спартак вплотную занялся заговором. Со своими соратниками, гладиаторами Криксом и Арториксом он ходил по гладиаторским школам и тавернам, сколачивая костяк будущей армии. Не ограничиваясь Римом, они завели знакомства в Капуе.

Там их поддерживал гладиатор-германец Эномай, человек смелый, но легковерный и неблагоразумный. Через два месяца после знакомства с Катилиной Спатрак понял, что им не по пути.

Если гладиатор желал добиться свободы для всех рабов и свергнуть власть Рима над миром, то патриций желал изменить существующий порядок лишь в пользу свободных римлян. Он, как и все, считал уроженцев других стран варварами, недостойными свободы.

На приеме, устроенном Катилиной в его честь, Спартак убедился, что он и его друзья готовы бороться с сенатом только за права свободных граждан знатного происхождения. Он заявил, что отказывается от своего замысла, после чего сменил пароль и знаки, с помощью которых заговорщики узнавали друг друга.

После триумфальной победы в цирке Спартак привлек внимание двух женщин — Валерии и Эвтибиды. Гладиатор преклонялся перед красотой и умом Валерии.

Вскоре Мирца сообщила брату, что ее госпожа предлагает ему место ланисты — главы гладиаторской школы, которую Сулла организовал в своем загородном поместье. В тот же вечер Спартак и Валерия стали любовниками.

В «опьянении любовью» гладиатор почти забыл «святое дело свободы», которое поклялся довести до конца.

В это время Спартак получил приглашение от Эвтибиды, якобы связанное с заговором, о котором узнала гречанка. Притворившись единомышленницей Спартака, она попыталась его соблазнить.

Прелести рыжеволосой гречанки оставили гладиатора равнодушным. Коварная Эвтибида не могла смириться с тем, что гладиатор ее отверг.

Читайте также:  Жизнь и творчество федора достоевского

Она поручила своему поклоннику, актеру Метробию, разведать о планах гладиатора, узнала о его связи с Валерией и приказала добыть доказательства этой связи.

Тем временем заговор Спартака чуть не раскрыли. В таверну Венеры Либитины проник шпион, отпущенник одного из друзей Каталины, присутствовавших на приеме. Он не поверил, что гладиаторы так легко откажутся от своих планов, и решил донести о них сенату, надеясь получить крупную сумму денег. К счастью, Крикс вовремя заметил шпиона и велел его казнить.

Восемь дней спустя Метробий явился к Эвтибиде с доказательствами. Подкупив рабыню Валерии, он видел, как Спартак ночью выходил из спальни почтенной матроны. В тот же вечер Эвтибида отправила анонимный донос Сулле, но вскоре поняла, что донос навредит не только ненавистной Валерии, но и любимому Спартаку. Через несколько часов она послала Метробия перехватить гонца.

Проведя ночь в непристойной оргии, Сулла нежился в горячем бассейне. Накануне он узнал о непочтительном высказывании в свой адрес. Теперь несчастного привели в термы, и Сулла наблюдал за наказанием. Кровавое зрелище, бессонная ночь и горячая вода привели диктатора к смерти. Донос Эвтибиды он прочесть не успел.

Смерть Суллы вызвала волнения в Риме. Город разделился на его сторонников и противников. В это время Спартаку предложили место учителя фехтования в большой гладиаторской школе в Капуе, где он мог навербовать несколько тысяч солдат для своей армии. Сделав нелегкий выбор между любовью и долгом, Спартак отправился в Капую.

15 февраля 73 года до н. э. в Рим вернулся Гай Юлий Цезарь. Он пригласил на ужин Метробия, но комедиант к вечеру так набрался, что до дома Цезаря не дошел, а прикорнул на поляне, которую Спартак использовал для тайных встреч. Проснувшись, Метробий услышал голоса — это гладиаторы обсуждали свой заговор.

Выбравшись с поляны незамеченным комедиант кинулся к Цезарю. Решив использовать заговор в своих целях, Гай Юлий отправился в таверну Венеры Либитины и предупредил Спартака об опасности. Цезарь успел понять, что гладиатор — талантливый полководец, и звал его с собой в поход.

Он считал, что абсолютная свобода, за которую борется Спартак, невозможна, но гладиатор не пожелал сдаться и оставить своих друзей.

Наутро Метробий донес сенату о готовящемся восстании. Сразу после разговора с Цезарем Спартак помчался в свою школу, но не успел — гонец с приказом сенаторов закрыть всех гладиаторов в зданиях школы успел раньше. Подавить восстание поручили военному трибуну Титу Сервилиану, самонадеянному молодому человеку.

С трудом пробравшись за ограду школы, Спартак застал своих солдат готовыми к бою, но без оружия. Он вооружил их горящими факелами и велел пробиваться к дверям оружейных комнат. Однако к школе уже подошли военные легионы, и гладиаторам пришлось разойтись по комнатам.

Спартак с сотней соратников с боем вырвался из города и стал лагерем на горе Везувий, собрав по дороге всех рабов с окрестных вилл.

Спартак разослал гонцов в крупные города, и вскоре в лагерь повстанцев начали стекаться группы гладиаторов. Мятежники оборудовали лагерь на площадке, с трех сторон окруженной ущельями и отвесными скалами. Вскоре Спартак сокрушил легионы Тита Сервилиана.

Префекты окрестных городов просили помощи у Рима, но сенаторы не относились к восстанию рабов серьезно, да и страна в то время веля более серьезные войны. В конце концов, подавить восстание поручили опытному воину, трибуну Клодию Глабру.

Тем временем Спартак успел сформировать войско по римскому образцу.

Подойдя к лагерю гладиаторов, Глабр понял, что повстанцы в ловушке, и ему надо лишь дождаться, когда у них кончится провизия. Однако Спартак нашел выход. Он велел сплести длиннейшие лестницы из ивовых прутьев. По ним гладиаторы спустились на дно ущелья, обогнули скалу, ночью напали на легионы Глабра и разбили их. Так началось победное шествие армии Спартака.

Через 20 дней легионы мятежников, насчитывающие более 5000 человек, уже были в Кампанье. Спартак ввел в своем войске строжайшую дисциплину. Гладиаторы не грабили мирных жителей, поэтому города Кампаньи сдавались им один за другим. Через два месяца сенат послал против гладиаторов армию во главе с претором Публием Варинием.

К этому времени Спартак, к которому присоединился Крикс, сбежавший из Рима с большим отрядом, успел хорошо натренировать своих легионеров, и без особых потерь разбил войско претора.

Преимуществом Спартака была быстрота передвижения его армии, тогда как римские легионы действовали по раз и навсегда установленным правилам и были предсказуемы.

Победив, Спартак двинулся в Капую, вызволили оставшихся там гладиаторов и на месяц вернулся в свой лагерь в Кампаньеа. Вскоре в лагерь приехала Мирца, чтобы ухаживать за братом. Вернулся и верный друг Спартака Арторикс.

Мирца рассказала брату, что Валерия, которая восхищается им и считает великим полководцем, всегда грустна. Единственное ее утешение — маленькая дочь Постумия. В этот момент Спартаку сообщили о юном солдате из Рима.

К удивлению гладиатора, под боевой амуницией скрывалась Эвтибида. Притворившись, что сочувствует делу Спартака, она отдала ему все свое состояние и попросила взять ее в ординарцы.

Тем временем Вариний набрал новые войска, но это ему не помогло — несмотря на самовольные действия германца Эномая, Спартак разбил легионы претора в длительной и кровопролитной битве.

После сражения гладиаторы остановились на отдых в бывших римских квартирах, куда стекались рабы со всей страны. Спартак создал армию, ни дисциплиной, ни воинским мастерством не уступающую римской. Один из легионов Спартак отдал под командование Арторикса, который полюбил Мирцу. Девушка, оставшаяся с братом, отвечала ему взаимностью, но считала себя недостойной его любви.

Спартак же, воспользовавшись передышкой, провел ночь у Валерии. Это была его последняя встреча с дочерью и возлюбленной. Старый домоправитель Валерии, двое сыновей которого ушли в войско гладиатора, считал, что рабам не нужна свобода — без поддержки хозяев рабы просто умрут с голоду.

Слова старика заставили Спартака на миг усомниться, однако после долгих размышлений к нему вернулась прежняя уверенность.

Тем временем Рим всерьез испугался грозного войска гладиаторов, и передал руководство армией опытному полководцу, патрицию Каю Анфидию Оресту. Полководец попытался перехитрить Спартака, подослав к нему «дезертиров» с ложными сведениями, но гладиатор разгадал эту хитрость. Произошла битва, принесшая большие потери обеим сторонам и очередную победу гладиаторам.

Спартак решил не идти на Рим, «где каждый гражданин был солдатом», а увести войско в Апулию и увеличить его за счет беглых рабов. Вскоре к Спартаку явился посол от сената. Он предложил гладиатору высокий пост в римском войске или должность префекта и спокойную жизнь с Валерией и дочерью, если он распустит свое войско или приведет солдат на бойню. Спартак отказался.

Ночью Эвтибида попыталась соблазнить гладиатора, но он отверг ее. Оскорбленная гречанка поклялась отомстить. Утром Спартак сделал Эвтибиду ординарцем Эномая. Гречанка быстро покорила недалекого германца и внушила ему недоверие к Спартаку.

Гладиатор решил предложить Каталине принять командование над своим войском, тем самым привлечь на свою сторону часть свободнорожденных римлян и превратить восстание всеми презираемых рабов в гражданскую войну.

Узнав от Эномая об этих планах, Эвтибида велела доверенному слуге перехватить и убить гонца, посланного Спартаком к Каталине.

К патрицию добрался другой гонец гладиатора, Арторикс, но Катилина отказался от предложения Спартака — гордому римлянину внушала отвращение мысль возглавить войско грязных рабов. В доме патриция Арторикс услыхал болтовню Метробия — тот хвастался, что разоблачил заговор гладиаторов. Комик узнал Арторикса и решил схватить его, но гладиатор вырвался, а актер погиб.

Потеряв надежду покорить Рим, Спартак решил перейти через Альпы и распустить войско. Он рассчитывал, что бывшие гладиаторы вернуться в свои страны и поднимут там восстания против римского ига. Сенат тем временем послал против него двух консулов, Лентула и Гелия, с огромной армией.

Военный совет одобрил план Спартака уйти через Альпы, против был только Эномай. Эвтибида внушила германцу, что Спартак продался сенату. Гречанка держала свою связь с Эномаем в глубокой тайне, и Спартак не подозревал, что на его друга кто-то дурно влияет. Однажды ночью германские легионы покинули лагерь Спартака.

Гладиатор с трудом остановил галлов, которые тоже решили последовать за германцами.

Эномай двинулся на Рим. Спартак, разбив войско Лентула, поспешил ему на помощь, но не успел — германские легионы были легко разбиты армией консула Гелия. Гладиатор прибыл на поле боя, когда все уже было кончено, напал на Гелия и разгромил его легионы. Для Эномая это был последний бой.

Умирая от многочисленных ран, он звал Эвтибиду, но та отнеслась к нему с презрением, и германец понял, как сильно ошибался. Гречанка же притворилась раненной. Ее нашли среди трупов, Спартак был восхищен мнимой доблестью девушки и зачислил ее в ординарцы Крикса. Не теряя времени, Эвтибида втерлась в доверие к доброй и наивной Мирце.

Свободно передвигаясь по лагерю, она выяснила, что некоторые военачальники недовольны намерением Спартака прекратить восстание. Они хотели идти на Рим. Когда Спартак начал готовиться к очередной битве, свободнорожденный Кай Ганник и нумидиец Орцил заявили, что после сражения отделятся от основной армии и двинутся на Рим.

После очередной победы гладиатор решил покориться воле большинства, хотя и знал, что это приведет армию к гибели.

Несмотря на установленную Спартаком железную дисциплину, многотысячное войско начало разлагаться изнутри. Солдаты, привыкшие к постоянным победам, расслабились, начали думать о наживе и грабить окрестные селения. Спартак пресек это, казнив самого неуемного мародера Орцила.

Тем временем испуганный сенат поставил во главе войска недавно избранного претора Марка Лициния Красса. Римляне и повстанцы пытались обмануть друг друга, совершая длинные переходы и хитроумные маневры.

Однажды ночью к Крассу явилась Эвтибида и предложила хитрый план, основанный на предательстве. Пользуясь должностью ординарца, она бралась запутать и разделить войско гладиатора.

В результате этой подлой интриги погиб Крикс и была уничтожена значительная часть войска Спартака, а взятых в плен гладиаторов распяли на крестах вдоль дорог. Так Спартак узнал о предательстве Эвтибиды.

Желая отомстить, Спартак напал на армию праздновавшего победу Касса, разбил его и велел распять пленных римлян. Серия боев отбросила гладиаторскую армию к городу Темезе, где Спартак укрепился и велел строить флот из небольших лодок.

Мирца часто посещала храм, посвященный Марсу Луканскому. Эвтибида, оставшаяся у Красса, решила исследовать местность вокруг города и набрела на храм.

Подкупив жреца, она выяснила, что сюда часто приходит Мирца, и решила ее убить. Взяв двоих солдат она устроила засаду возле храма, но в это время мимо проходил патруль гладиаторов.

Они заметили гречанку, та побежала, угодила в собственную ловушку и погибла.

Тем временем гладиаторский флот был готов, но Спартаку не повезло — ветер и бурное море не дали отплыть далеко. Тогда полководец построил укрепленный лагерь на небольшом полуострове. Подошедший вскоре Красс решил построить поперек перешейка стену со рвом и поймать Спартака в ловушку. Однажды ночью, когда стена была почти готова, гладиаторы заполнили ров мешками с песком и ушли от Красса.

Вскоре после этого от войска Спартака откололись легионы Кая Ганника. Это дало Крассу возможность еще больше ослабить войско гладиаторов. Однако лавры победы Красс присвоить уже не мог — к нему на помощь шел знаменитый римский полководец Помпей, закончивший недавно войну.

Спартак узнал об этом из письма Валерии, которая предупреждала его об опасности и умоляла сдаться Крассу, покинуть войско и скрыться в ее поместье. Арторикс тем временем успел узнать тайну Мирцы и уверил девушку, что это для него не препятствие. Спартак попытался договориться с Крассом.

Он хотел, чтобы сенат пощадил его воинов, но Красс с презрением отказал гладиатору, для которого исчезла последняя надежда на спасение. Послав Валерии прощальное письмо, Спартак повел свое войско в последний бой и погиб.

После боя Мирца отыскала тело брата и тяжело раненого Арторикса, который умер на ее руках. Не в силах жить без любимого, девушка покончила с собой. Сыновья домоправителя Валерии сожгли Спартака на погребальном костре, а прах отвезли своей госпоже.

Источник: https://goldsoch.com/kratkie-soderzhaniya/60602-kratkoe-soderzhanie-spartaka-r-dzhovanoli.html

Ссылка на основную публикацию