?
Categories:
- Общество
- Литература
- Философия
- Cancel
Творчество Гессе условно можно разделить на два периода – до и после Первой Мирово войны. Произведения первого периода, безусловно, полны психологизма. Но, если рассматривать Гессе как философа, то следует больше обратить внимание на второй период его творчества, в котором Гессе поднимается от психологизма к экзистенциальной и метафизической проблематике.Все романы его периода объединяет тема «пути внутрь», пройдя который, человек осознает предельные основания своего бытия, свои внутренние хаос и космос, постоянно борющихся зверя и человека в себе. Точкой отсчета этого второго философского этапа не случайно стала Первая мировая война. В ней как будто совокупный зверь всего человечества вырвался наружу, подкосив веру в Разум. Этот феномен требовал осмысления, – как на уровне бытия всего человечества, так и на уровне бытия отдельного человека.Герои Гессе опускаются на самое дно своей души, проходят через культурные и социальные наслоения, чтобы, оттолкнувшись от дна, снова двигаться вверх, но уже обретя гармонию между самостью и окружающим миром, между ангелом и демоном в себе.
Первым произведением, написанным Гессе после Первой Мировой войны, стала повесть «Демиан». Её главный герой Синклер занят поисками внутренней гармонии, он мечется в этих поисках, теряя почву под ногами. Его друг Демиан, напротив, уверен в себе, – он, кажется, с юных лет постиг некое тайное знание, позволяющее ему управлять собой и миром. Но оба юноши отмечены «печатью Каина», оба живут сразу в двух мирах – светлом и темном, только у Синклера эти миры находятся в противостоянии друг другу, а Демиан постиг их единство. Но и Синклер, проходя стадии инициации, в конце концов приходит к такому постижению, находя «светло-темного» бога Абраксаса. Демиан становится проводником Синклера на пути к этому богу, а мать Демиана Ева довершает инициацию, возвращая Синклера к вечно женственному началу, к праматери.
Однако повесть выходит за рамки «пути внутрь». Оказавшись на войне, Синклер обращает взгляд вовне и обнаруживает, что он «людей недооценивал».
Гностическое деление людей на избранных (обладающих «печатью Каина») и всех остальных переосмысливается: под конец повести для Синклера уже все люди становятся материалом для строительства нового мира: «Что бы они ни думали и во что бы ни верили, они были готовы, они были нужны, из них строилось будущее.
И чем упрямее настаивал мир на войне, на героизме, чести и на других старых идеалах, чем отдаленнее и неправдоподобнее звучал всякий голос кажущейся человечности, тем более поверхностным все это становилось… А в глубине происходило становление чего-то. Чего-то вроде новой человечности».
Гессе пытается переосмыслить гностическую традицию и выйти на новую человечность, – ведь он осознает, что прежний бюргерский гуманизм эпохи Модерна отыграл своё, и война поставила на нем точку. «Демиан» оставляет надежду на приход обновленного мира, в котором человек сможет жить дальше, не теряя человеческого в себе.
Этого не скажешь о другом произведении Германа Гессе – знаменитом романе «Степной волк». Его герой Гарри, как и Синклер, не в ладах с самим собой; он мучительно ощущает противоречие как между ярким собственным «я» и будничным миром вокруг, так и между хаосом и порядком своего внутреннего мира.
Он чувствует в себе разрушающее звериное начало – степного волка, тоскующего по свободе в заорганизованном мещанском обществе. Жажда зверя вырваться из клетки чуть не доводит Гарри до самоубийства. Он проходит процесс индивидуализации, освобождаясь от всех обусловленностей во имя обретения самости.
Человек и волк встречаются внутри Гарри через смех, игру, разрушение установленных норм. Попадая в магический театр, который предназначен «только для сумасшедших», он проходит через расщепление «я» на множество частей. И всё же «куски его он всегда может в любом порядке составить заново и добиться тем самым бесконечного разнообразия в игре жизни».
Понимание жизни как игры, а собственного «я» как составной конструкции, элементы которой можно тасовать бесконечным числом способов – таков ответ Гарри на вызов мира, пытающегося загнать человека (с обоими его началами – человеческим и звериным) в рамки принятых правил.
Общество предоставило Гарри на выбор две возможности: или постоянно держать своего зверя на коротком поводке, тем самым заставляя убить и свою истинную человечность, или сохранить свою самость, тем самым став сумасшедшим в «нормальном» мире. Гарри выбирает второй путь. Третий выход – постоянная связь с миром при отстаивании собственного творческого начала, преобразование мира посредством этого начала – в романе не предусмотрен. Гарри попадает в паутину собственного сумасшествия, жизнь для него уже никогда не выйдет за рамки игры. В магическом театре он приговорен к «наказанию вечной жизнью» за то, что спутал «прекрасную картинную галерею с так называемой действительностью».
Иной выход пытается найти Иозеф Кнехт, герой ещё одного, не менее известного романа Германа Гессе – «Игры в бисер». В романе члены ордена интеллектуалов из вымышленной Кастильи пытаются сохранить духовность своего локального мира среди океана всеобщей пошлости.
Они занимаются «игрой в бисер» – синтезом науки и искусства, ювелирной сборкой различных элементов культуры.
В чём-то эта «игра» похожа на «магический театр» из «Степного волка»: и там, и там речь идет о попытке синтеза чего-то разрозненного – но в «театре» происходит сборка фрагментов личности, а в «игре» сборке подвергается вся человеческая культура.
Казалось бы, сборка культуры – достойное занятие, но проблема в том, что происходит оно в «башне из слоновой кости». Жители Кастильи не пытаются спасти окружающий мир, они отгораживаются от него, замыкаясь в своем интеллектуализме.
И только Иозеф Кнехт, достигнув высокого звания мастера Игры и постигнув высшую духовность, решает уйти из Кастильи в обыденный мир. Вечная «игра в бисер» — без связи с реальной жизнью, без самоотдачи, его не устраивает. Он понимает, что эта «игра» – путь в никуда, и что, занимаясь ей, он не спасет мир и не спасется сам.
Уйдя из Кастильи, Кнехт становится учителем своего давнего приятеля Дезиньори. Жить не ради себя и не ради пусть и высшего, но замкнутого в самом себе искусства Игры, но жить ради другого человека – это выбор Иозефа Кнехта. Однако вскоре жизнь Кнехта заканчивается – он тонет, спасая друга. Эту метафору можно понимать по-разному.
Первое понимание рождается из параллели с главным новозаветным сюжетом. Гибель Кнехта – это надежда на возрождение мира духовности и человечности через жертву. Жертва не напрасна: Кнехт оставляет после себя ученика Дезиньори, который сможет подхватить знамя гуманизма. Но я склоняюсь к мнению, что Гессе смертью мастера Игры хотел показать неспособность интеллектуальной культуры вдохнуть жизнь в наступающий мир бездуховности – и в этом случае жертва оказывается напрасной, а выход из «башни из слоновой кости» бесполезеным.
Герман Гессе ставит проблемы поиска человеком своих глубинных оснований и соотнесению своего «я» с внешним миром почти во всех своих произведениях. Но эти три – «Демиан», «Степной волк» и «Игра в бисер», представляются мне самыми значимыми. Они дают три возможных варианта судьбы – как отдельного индивида, так и всего человечества.
Герои всех трех произведений проходят путь к себе, раскрепощая свое истинное «я» и пытаясь уберечь его от разрушающей обыденности. Но все они в результате по-разному сопрягают найденное «я» с действительностью. Синклер, обретя внутреннюю гармонию, выходит в жизнь, готовым принять её.
Но примет ли, в свою очередь, Синклера жизнь? Герой «Степного волка» Гарри зацикливается на бесконечной сборке-разборке своей личности, играя элементами самости как детскими кубиками. Тут результат очевиден: Гарри не принимает реальный мир, а мир, в свою очередь, не принимает Гарри.
И, хотя ему при этом удается не сдаться на милость повседневности, он навсегда утрачивает связь с реальностью. Иозеф Кнехт, овладев Игрой, постигает вершины духовности – как собственной, так и общечеловеческой, и выходит в мир, чтобы принести себя в жертву. Казалось бы, путь Кнехта самый благородный.
Но остальные члены его ордена, нанизывая на интеллектуальные нити бисер культурных ценностей, предпочитают оставаться в «башне из слоновой кости». В своем порыве отдать себя миру Иозеф Кнехт оказывается одинок, а в одиночестве человек ничего не может, – и в этом смысле гибель Кнехта не случайна. Правда, есть надежда, что его приятель-ученик примет эстафету.
Герман Гессе, мучительно переживая исчерпание прежних идеалов человечества, ищет точку отсчета для нового гуманизма. Он видит её в осознании всей сложности человеческой природы, и, соответственно, в новом выстраивании диалога человека с самим собой и с окружающим миром.
Вот только каков будет этот диалог? И достаточно ли его для спасения духовности? На это у Гессе нет окончательных ответов. Но и истинный философ поступает так же: ищет ответы на вопросы «что такое человек», «что такое мир», «на каких основаниях выстроена связь человека с миром» и не дает окончательных ответов.
В этом смысле труд талантливого писателя всегда схож с трудом философа. Многих литературных гениев можно назвать если не философами в строгом смысле этого слова, то настоящими Мыслителями (именно с большой буквы). Труд их не бесплоден, несмотря на отсутствие готовых схем и законов на выходе. Литература, как и философия, в отличие от позитивной науки, не рождает строгих незыблемых законов. Но сам поиск позволяет человеку не превратиться ни в зверя, ни в робота.
Литература:1. Гессе Г. Собрание сочинений: В 4-х т. Т. 1: Повести, сказки, легенды, притчи. – СПб: Северо-запад, 1994, — 607 с.2. Гессе Г. Собрание сочинений: В 4-х т. Т. 2: Роман, повести. – СПб: Северо-запад, 1994, — 415 с.3. Гессе Г. Собрание сочинений: В 4-х т. Т. 4: Игра в бисер: Роман. – СПб: Северо-запад, 1994, — 543 с.4. Гучинская Н. Герман Гессе на пути духовному синтезу. (Вступительная статья. Гессе Г. Собрание сочинений: В 4-х т. Т. 1: Повести, сказки, легенды, притчи. – СПб: Северо-запад, 1994, — 607 с.)5. Маркович Е. Герман Гессе и его роман «Игра в бисер» (Вступительная статья. Гессе Г. Игра в бисер. — М., 1969)Philology.ru (Русский филологический портал)
https://philology.ru/literature3/markovich-69.htm
6. Акопян Я. Философская концепция личности в творчестве Германа Гессе. ЕГЛУ им. В. Брюсова. Научные труды 2008 г. – Ереван: Лингва, 208
https://old.brusov.am/docs/prak-6-final.pdf
Источник: https://invirostov.livejournal.com/264345.html
Герман Гессе, биография, история жизни, творчество
Герман Гессе родился в немецком городке Кальв. Его родители были глубоко верующими и относили себя к миссионерам. На момент рождения Германа в семье уже подрастала девочка Адель, позже появились еще одна сестра Марулла и брат Ганс.
Мальчика воспитывали в соответствии с строжайшими религиозными канонами в духе пиетизма, но, не смотря на все старания родителей привить ему любовь к религии, для себя он выбрал иной путь. Однако до того как определиться с призванием было еще далеко.
В 1881 году семейство перебралось в Швейцарию, в город Базель. Здесь мальчик поступил в миссионерскую школу, а после стал учеником христианского пансионата. С юных лет Герман проявлял себя всестороннее: он рисовал, пытался освоить музыкальные инструменты, а будучи десятилетним мальчишкой, написал свое первое произведение. Им стала сказка «Два брата» созданная для маленькой сестрички.
Юность
Вскоре семья вернулась в родной Кальв, где Герман и продолжил обучение. В 1880 году он поступил в школу в Геппингене, а через год уже числился студентом семинарии в Маульборнском монастыре.
Период обучение в семинарии выдался крайне непростым для юноши. Несмотря на то, что его увлекала наука (причем интересовался он многими дисциплинами), через полгода он покинул монастырь.
Некоторые эпизоды из пребывания Германа в Маульборне позже он перенесет в свою автобиографическую повесть «Под колесом».
Вскоре после ухода из семинарии Гессе попытался свести счеты с жизнью. Неудавшаяся попытка суицида закончилась «ссылкой» в психиатрическую лечебницу, куда его отправили напуганные родители.
Далее следовала еще одна неудачная попытка закончить гимназию, потом работа в типографии, после должность помощника в одном из миссионерских издательств Кальва.
Но все это не приносило радости юному Герману.
В 1895 году Гессе наконец-то нашел работу более-менее по душе. Он не жалея себя трудился в небольшом книжном магазинчике в Тюбингене.
Пропадая на работе по 12, а порой и больше чесов, придя домой, он всегда находил время для чтения, так как в его понимании саморазвитие стояло превыше всего.
Выходные он с радостью проводил, изучая местные газеты, интересуясь событиями городка и, конечно же, — он писал стихи.
Первая книга писателя — «Романтические песни», — вышедшая в мир в 1899 году осталась практически незамеченной – тираж был мизерный, продажи минимальные. Далее последовала череда книг, выпускаемых Гессе, которые опять-таки, не принесли желаемого результата.
Начало профессиональной карьеры
В 1901 году миру были презентованы «Оставшиеся письма и стихи Германа Лаушера» — оригинальное произведение, написанное Гессе, но подписанное именем другого, вымышленного автора. Такой прием, хоть и был знаком опытному читателю, стал одним из любимых приемов Гессе. Позже он неоднократно подпишет свои работы чужими именами.
После публикации книги писатель берет небольшой творческий тайм-аут. Он решает воплотить свою давнюю мечту в реальность, а потому налегке отправляется в путешествие по Италии.
По возвращению домой он знакомится с будущей женой, а после свадьбы перебирается жить в Гайенхофен. Переезд способствовал развитию творчества Гессе, и он стал активно издавать повести и рассказы один за другим.
В том числе и упомянутую повесть «Под колесом» (1906), в которой открыто делился переживаниями времени, проведенного в семинарии.
В 1911 году писатель принимает решение отправиться в Индию — ему интересно увидеть, где жили его предки, где родилась мать и работал долгое время отец. Шри-Ланка, Сингапур, Индонезия – эти места оказали на него огромное впечатление, которое он искусно использовал во время создания сборника «Записки об индийском путешествии». В этом же году семейство переехал в Берн.
Венное время дальнейшая деятельность
Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война подвигла Гессе записаться добровольцем на фронт. Однако его инициатива была отклонена представителями посольства по состоянию здоровья.
В ноябре этого же года была опубликована статья, написанная Гессе, которая в полной мере демонстрировала отношение автора ко всему происходящему.
Название статьи было более чем красноречивым — «Друзья, довольно этих звуков!», а саму войну он называл не иначе как «кровавой бессмыслицей».
Гессе вел активную кампанию по сбору денег на создание библиотек для военнопленных, но в родной Германии отношение к нему было довольно прохладным. Писатель, сотрудничавший и с обеими враждующими сторонами, был ознаменован трусом и предателем. Гессе, в свою очередь, тоже не стеснялся в высказываниях, открыто призывая либералов наконец перейти от слов к действиям.
На период первой мировой войны припал развод Гессе с женой (1918 год), а также гибель отца, что способствовало ухудшению и без того слабого здравья писателя. Тогда же, после пережитого, он отправляется в Люцерн.
Этот город подарил ему знакомство с Йозефом Лангом — величайшим доктором своего времени, «вытащившим» его из болезни и впоследствии ставшим его хорошим приятелем. Ланг провел длительный курс психоанализа, включавший в себя более 50 сеансов терапии.
После пройденного лечения, автор издает роман «Демиан», под которым ставит подпись Эмиль Синклер. В период с 1918 по 1924 год Гессе издает еще несколько работ, в том числе «Последнее лето Клингзора» и «Сиддхартха. Индийская поэма».
В 1924 году он получает швейцарское гражданство, и уже на новом месте женится на местной певице Рут Венгер.
Следующим значимым творением писателя становится роман «Степной волк», выпущенный в 1927 году. Произведение является одним из важнейших за весь период писательской карьеры Гессе.
Он в очередной раз решил отступить от стандартной структуры сюжета, а потому, читая роман, создается впечатление чтения «книги в книге».
«Степной волк» стал основоположником так называемых «интеллектуальных романов», которые позже часто встречались в работах немецких писателей того времени.
В 1929 году к Гессе приходит ошеломляющий успех – повесть «Нарцисс и Златоцвет» находится на слуху, а его имя произносят с нескрываемым восторгом. Гессе в повести затрагивает довольно актуальную и часто используемую тему – тему разности бытия мирского и духовного.
В то же 29-ом году писатель начал активную деятельность по написанию оригинального романа, ставшего своеобразной кульминацией его творчества. На его создание ушло более 10 лет. Роман «Игра в бисер» отдельными частями публиковался на протяжении многих лет работы над ним, а полностью увидеть произведения мир смог в 1943 году; книга была издана в Цюрихе.
Немецкий читатель смог насладиться произведением соотечественника лишь в 1951-ом – до этого книги автора были под запретом на территории Германии.
Гессе творил и дальше – писал повести, заметки, статьи, — но это уже было больше «для души», знаковых работ более не последовало.
В 1946 году Герман Гессе был удостоен Нобелевской премии. Формулировка была довольно обширная: «За вдохновенное творчество, проявляющее гуманистические идеалы и неповторимый стиль». Гессе также присуждалась статусная премия Гете (1946 г.), Премия мира (1955 г.), а в 1958 году была учреждена премия имени самого писателя.
Личная жизнь
Герман Гессе вступал в брак трижды. Первой его женой стала дочь знаменитых математиков — Мария Бернулли. После женитьбы в 1904 году пара обосновалась в небольшом поселке вдали от шумного города, где Герман возвел дом, а Мария занималась обустройством сада. У пары родилось трое детей: Бруно, Хайнер и Мартин.
В 1918 году, на фоне обострения психической болезни жены, Гессе принял решение расторгнуть брак. После переезда в Швейцарию, Герман довольно быстро наладил личную жизнь – здесь он познакомился с дочерью популярной писательницы Лизы Венгер и вскоре молодые сыграли свадьбу.
Однако брак длится недолго — через три года, в 1927-ом пара расстается. Третьей женой писателя стала уроженка Черновцов, искусствовед Нинон Дольбин. Нинон отыграла значимую роль в жизни писателя – она помогала Гессе продолжать творить, когда болезнь уже стала подкашивать его.
После кончины мужа она занялась сбором, редактурой и печатью его последних произведений.
Герман Гессе был болен лейкемией. Его не стало 11 августа 1962 года.
Цитаты и афоризмы
- Истина должна быть пережита, а не преподана.
- В основном, свободу человек проявляет только в выборе зависимости.
- Истинным призванием каждого может быть только одно — найти самого себя.
- В безопасный путь отправляют только слабых.
Прошлое прошло: было ли оно удачным или лучше бы его и вовсе не было, признаем ли мы за ним какой-то «смысл» или не признаем, — все это в равной мере лишено значения
Источник: https://theperson.pro/german-gesse/
Герман Гессе
Германа Гессе, известного немецкого писателя и публициста, называют гениальным интровертом. Гессе является одним из самых значимых авторов 20 века.
Родился писатель 2 июля 1877 года в немецком городе Кальв. Гессе принадлежал к роду протестантских священников, его предки занимались миссионерством еще с начала 18 века.
отец Германа Гессе Иоганнес Гессе также посвятил свою жизнь христианскому просвещению. Мать писателя Мария Гундерт была наполовину француженкой.
Она тоже родилась в религиозной семье, получила филологическое образование, несколько лет жила в Индии, где занималась миссионерской деятельностью.
Родители Германа Гессе видели в нем продолжателя семейных традиций, и поэтому отправили сына учиться сначала в миссионерскую школу, затем в христианский пансионат в Базеле. Учеба в миссионерской школе давалась будущему писателю легко, особенно ему нравилось изучать латынь. По словам самого Гессе, именно в школе он научился искусству лжи и дипломатии.
Замечание 1
Писатель в своих воспоминаниях говорил: «С тринадцати лет мне было ясно одно — я стану либо поэтом, либо вообще никем».
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Эти намерения в семье Гессе не нашли понимания. Писателя отправили в геппингенскую латинскую школу, а затем в теологическую семинарию. Из семинарии Гессе сбежал.
После этого будущий писатель занимался подработками в типографии, работал подмастерьем в механической мастерской, работал на фабрике башенных часов, а также помогал своему отцу в издательстве богословской литературы.
Затем устроился работать в книжную лавку, и это дело пришлось ему по душе. В свободное от работы время Гессе занимался самообразованием, много читал.
За четыре года Гессе изучил историю искусства, философию, мировую литературу. Кроме изучения наук, Гессе занимался сочинением своих первых произведений. В скором времени Герман Гессе сдал необходимые экзамены и сумел поступить в качестве вольного слушателя в Тюбингенский университет.
Позже Гессе перешел из книжной лавки в букинистический магазин, так как считал, что духовная жизнь возможна только через связь с историей и древностью. Но в букинистическом магазине он работал лишь для того, чтобы заработать себе на жизнь, и как только появилась возможность содержать семью на гонорары от произведений, отказался от этого занятия.
Творческая деятельность Германа Гессе
Дебютным литературным произведением писателя считается сказка «два брата», которую он написал еще в возрасте десяти лет для своей младшей сестры. Первый серьезный труд Гессе вышел в 1901 году. Это были «Посмертные сочинения и стихи Германа Лаушера».
Но настоящее одобрение со стороны критиков и читателей, а также финансовую независимость писателю принес его роман «Петер Каменцинд». Это произведение получило премию Эдуарда Бауэрнфельда.
Сам Гессе после выхода произведения получил предложение на приоритетную публикацию следующих произведений от крупного немецкого издательства S. Fischer Verlag.
В дальнейшем это издательство на протяжении пятидесяти лет было единственным обладателем права на публикации произведений писателя.
В 1906 году появилась повесть Германа Гессе «Под колесом». В этой книге писатель отразил элементы своей автобиографии, время учебы в семинарии в частности. Писатель также выступал в качестве рецензента и литературного критика. В 1907 году в коллаборации с писателем Людвигом Тома и издателем Альбертом Лангеном Гессе начал выпускать литературный журнал «März».
В 1910 году был опубликован роман Германа Гессе «Гертруда». Год спустя писатель отправился в путешествие по Индии, побывал в Индонезии, Шри-Ланке, Сингапуре. После возвращения из путешествия Гессе опубликовал сборник «Из Индии».
Через несколько лет Гессе написал аллегорический роман – притчу «Сиддхартха», в котором отразился его интерес к восточным практикам.
Герой произведения уверен в невозможности познания истины лишь учением, он считает, что истину возможно постичь лишь через собственный опыт.
Герман Гессе был противником Первой мировой войны, он выступал с очерками и статьями антивоенного характера, занимался сбором средств на открытие библиотек для военнопленных. Историки отмечают, что писатель сотрудничал с обеими враждующими сторонами. Поэтому против писателя развернулась пропагандистская кампания, в немецкой прессе Гессе называли предателем и трусом.
Герман Гессе, в знак протеста, отказался от немецкого гражданства и переехал в Берн. Схожесть взглядов и идей сблизили Германа Гессе с Роменом Ролланом, французским писателем и ярым сторонником пацифизма.
В Берне Гессе закончил работу над романом «Росхальде». Это было еще одно произведение автобиографического характера, в котором писатель рассказывал о внутрисемейном кризисе.
Трагические события в жизни писателя, связанные со смертью старшего сына, затем отца, затем попадания матери в психиатрическую клинику, способствовали публикации романа «Демиан». Это воспитательное произведение посвящено описанию моментов нравственного и социального становления личности главного персонажа.
В этом романе Гессе не просто рассказывает о вернувшемся с войны и находящемся в поисках своего места в жизни молодом парне, а описывает историю взросления мальчика, который под давлением жизненных обстоятельств и двойственности своей личности превратился в человека, превосходившего окружающих по уровню своего развития.
Замечание 2
Это произведение было написано под влиянием психоанализа Юнга. Юнг называл произведение Гессе «светом фары в ночи».
Двойственность главного героя Гессе отражает и в романе «Степной волк». Это произведение стало началом направления интеллектуальных романов в немецкой литературе.
После выхода повести «Нарцисс и Златоуст» Гессе накрыла новая волна популярности.
В книге, действие которой разворачивается в Германии эпохи Средневековья, аскетизм противопоставляется жизнелюбию, рациональное – эмоциональному, духовное — материальному.
После публикации своей последней книги «Игра в бисер» Гессе пишет только стихи, статьи и рассказы. В 1962 году у писателя обнаружили лейкемию, а в августе этого же года Гессе умер от кровоизлияния в мозг.
Библиография Германа Гессе
- «Петер Каменцинд»
- «Казанова исправляется»
- «Под колесом»
- «Гертруда»
- «Циклон»
- «Росхальде»
- «Кнульп»
- «Душа ребенка»
- «Демиан»
- «Сиддхартха»
- «Степной волк»
- «Превращения Пиктора»
- «Нарцисс и Златоуст»
- «Паломничество в Страну Востока»
- «Игра в бисер».
Источник: https://spravochnick.ru/literatura/zarubezhnaya_literatura/german_gesse/
Гессе, Герман
(1877-1962) немецкий писатель, критик, публицист
Герман Гессе родился в маленьком немецком городке Кальве. Отец писателя происходил из древнего эстонского рода священников-миссионеров, представители которого жили в Германии с середины XVIII в.
В течение ряда лет он жил в Индии, а в преклонном возрасте вернулся в Германию и поселился в доме своего отца, также известного миссионера и издателя богословской литературы. Мать Германа, Мария Гундерт, получила филологическое образование и тоже занималась миссионерской деятельностью.
Овдовев, она вернулась в Германию с двумя детьми и вскоре вышла замуж за отца Германа.
Когда мальчику исполнилось три года, семья переехала в Базель, где его отец получил место учителя в школе миссионеров. Герман рано научился читать и писать. Уже во втором классе Герман Гессе пытался писать стихи, но родители не поощряли подобных занятий, поскольку хотели, чтобы их сын стал ученым-богословом.
Когда мальчику исполнилось тринадцать лет, Гессе поступил в закрытую латинскую школу при монастыре цистерианцев в небольшом городке Геппингем.
Сначала Герман увлекся учебой, но вскоре разлука с домом вызвала у него нервный срыв.
С огромным трудом он завершил годичный курс, и, хотя он блестяще сдал все экзамены, после первого года обучения отец забрал сына из монастыря. Позже Гессе опишет учебу в монастыре в романе «Игра в бисер» (1930—1936).
Чтобы продолжить образование, Герман Гессе поступил в протестантскую семинарию в Маульбронне (пригороде Базеля). В ней был более свободный режим, и мальчик мог навещать родителей. Он становится лучшим учеником, изучает латынь и даже получает премию за перевод Овидия.
Но все же жизнь вне дома снова привела к нервным расстройствам.
Отец забрал его домой, но отношения с родителями осложнились, и мальчика отдали в закрытый интернат для детей с психическими отклонениями, где Герман попытался покончить с собой, после чего попал в психиатрическую лечебницу.
Пройдя курс лечения, Гессе возвратился в родительский дом, а затем по собственной инициативе поступил в городскую гимназию, где один из учителей стал его духовным наставником. Постепенно к Герману вернулся интерес к учебе, он даже сдал часть обязательных экзаменов, но все же в октябре 1893 года его исключили из выпускного класса.
В течение последующих шести месяцев, Герман находился дома, много читал, помогал отцу в издательской деятельности. Тогда он впервые осознал свое истинное призвание — быть писателем. Он просит у отца дать возможность пожить самостоятельно, чтобы подготовиться к литературному труду.
Но отец наотрез отказал сыну, и Герману пришлось поступить в ученики к знакомому их семьи, известному в городе мастеру башенных часов и измерительных инструментов Г. Перро. В этом доме молодой человек нашел понимание и обрел душевный покой. Через несколько лет Перро станет прототипом одного из персонажей романа «Игра в бисер».
В знак благодарности Гессе даже сохранит герою романа его фамилию.
Спустя год по совету Перро, Герман Гессе оставил мастерскую и стал работать учеником в магазине тюбингенского книготорговца А. Хеккенхауэра.
Все свое время он проводил в магазине: продавал научную литературу, вел закупки у издателей, общался с покупателями, большая часть которых состояла из профессоров и студентов местного университета.
Вскоре Гессе сдал необходимые экзамены за курс гимназии и поступил в Тюбингенский университет вольным слушателем. Он посещал лекции по истории искусства, литературе, богословию.
Через год Герман сдал экзамен и стал дипломированным книготорговцем. Но он не покинул фирму Хеккенхауэра и каждый день по несколько часов проводил за книжным прилавком. В это время он начинает печататься, вначале публикуя в местных газетах и журналах небольшие рецензии о книжных новинках.
В Тюбингене Герман Гессе стал членом местного литературного общества, на заседании которого читал свои стихи и рассказы. В 1899 году он выпустил за свой счет первые книги — томик стихов «Романтические песни» и сборник рассказов «Час после полуночи». В них он подражает немецким романтикам начала XIX в.
Гессе понимал, что для дальнейшего творческого роста ему нужно общение с профессионалами, поэтому он переехал в Базель, где поступил в крупнейшую в городе букинистическую фирму «П. Райх».
Начинающий писатель по-прежнему много занимается самообразованием, а свободное время отдает творчеству.
Гессе писал в одном из писем отцу: «Я продаю ценнейшие книги и собираюсь писать такие, какие еще не писал никто».
В 1901 году Герман опубликовал свое первое крупное произведение — роман «Герман Лаушер», в котором создал собственный художественный мир, построенный на образах, заимствованных из немецких мифов и легенд.
Критика не оценила роман, выход его прошел практически незамеченным, но Гессе был важен сам факт его опубликования. Менее чем через год он выпустил второй роман — «Петер Каменцинд», который вышел в крупнейшем немецком издательстве С. Фишера.
Писатель рассказал историю одаренного поэта, который преодолевает множество препятствий на пути к счастью и известности. Критика высоко оценила это произведение, и Фишер заключил с Гессе долгосрочный договор на приоритетное право выпуска всех его произведений. С.
Фишер, а впоследствии его преемник П. Цуркамп станут единственными немецкими издателями книг Гессе.
Одно за другим выходят несколько изданий романа, к Герман Гессе приходит европейская популярность. Договор с издателем позволил писателю обрести материальную независимость. Он оставил работу в букинистической фирме, женился на своей знакомой М. Бернулли, дальней родственнице знаменитого математика и физика Д. Бернулли.
Вскоре после свадьбы супруги перебрались в небольшую деревню Хайенхоффен на озере Бодензее. Гессе занимался крестьянским трудом и одновременно погрузился в работу над новым произведением — автобиографической повестью «Под колесом», а также продолжал выступать как критик и рецензент. Писатель пробует свои силы в различных жанрах: пишет литературные сказки, историко-биографические повести.
Известность Германа Гессе растет, крупнейшие немецкие литературные журналы обращаются к нему с просьбами о предоставлении статей и обзоров новинок. Вскоре Гессе начинает издавать собственный литературный журнал.
Одну за другой писатель выпускает три небольшие повести, в которых рассказывает историю странствий и внутренних метаний бродяги Кнульпа. После выхода произведений он совершил путешествие в Индию. Свои впечатления о поездке он отразил в сборниках очерков и стихотворений.
Вернувшись на родину, он застал разгул военной истерии и яростно выступил против войны. В свою очередь, против него была развернута настоящая пропагандистская кампания. В знак протеста писатель вместе с семьей перебрался в Швейцарию и отказался от немецкого гражданства.
Герман Гессе поселился в Берне, а когда началась Первая мировая война, он организовал благотворительный фонд помощи военнопленным, для которого собирал средства, выпускал книги и газеты антивоенной направленности.
В 1916 году в жизни Германа Гессе началась полоса неудач: от тяжелой формы менингита умер старший из трех сыновей, жена писателя оказалась в доме для душевнобольных, а в довершение всего писатель узнал о смерти отца. У Гессе произошел нервный срыв, на несколько месяцев он попал в частную лечебницу к знаменитому психологу К. Юнгу, что помогло ему вновь обрести уверенность в себе.
Тогда Гессе начинает обдумывать новый роман под названием «Демиан» (1919). В нем он рассказал драматическую историю молодого человека, вернувшегося с войны и пытавшегося найти свое место в мирной жизни. Роман вернул Гессе популярность в родной стране и стал настольной книгой молодежи послевоенного времени.
В 1919 году Герман Гессе разводится со своей женой, поскольку ее болезнь оказалась неизлечимой, и переезжает в курортное местечко Монтаньола на юге Швейцарии. Приятель предоставил писателю дом, и он вновь начинает печататься, пишет роман «Сиддхартха», в котором пытается осмыслить современность с позиций паломника-буддиста.
Через некоторое время Гессе женился во второй раз, но этот брак продлился всего около двух лет. Супруги расстались, и писатель с головой уходит в работу над новым большим произведением — романом «Степной волк».
В нем он рассказывает историю художника Г. Галлера, который путешествует в странном, фантастическом мире и постепенно находит свое место.
Чтобы показать раздвоенность героя, писатель наделяет его чертами человека и волка.
Постепенно у Германа Гессе восстановились контакты с Германией. Его избрали членом Прусской академии, он стал читать лекции в немецких университетах. Во время одной из поездок в Цюрих Гессе случайно встретил свою давнюю знакомую, искусствоведа Нику Дольбин, на которой впоследствии женился.
Супруги поселились в Монтаньоле, где знакомый Гессе, меценат Г. Бодмер, построил для него дом с большой библиотекой. В этом доме писатель прожил с супругой до конца своей жизни.
После прихода фашистов к власти, в 1933 г. в знак протеста, Герман Гессе вышел из Прусской академии. Он практически перестал заниматься публицистикой, хотя и не прекратил антифашистских выступлений. В Германии книги Гессе сжигали на площадях, а его издатель П. Цуркамп оказался в концлагере.
Писатель выпускает роман «Паломничество в страну Востока» и начинает работу над своим главным произведением — романом «Игра в бисер», который вышел в 1943 году. Действие произведения разворачивается в начале XXV века в сказочной стране Касталии.
Гессе рассказывает историю своеобразного рыцарского ордена, представители которого занимаются загадочной игрой в бисер, составлением и разгадыванием головоломок. Главный герой романа И. Кнехт проходит путь от ученика до Великого магистра ордена.
Хотя в романе нет ни малейших намеков на современность, читатели легко узнавали в персонажах крупнейших представителей немецкой культуры — Томаса Манна, Иоганна Гёте, Вольфганга Моцарта и многих другие.
Первую часть романа, посланную автором издателю в 1934 году, гитлеровские власти сразу же внесли в список запрещенных книг.
В 1946 году Герману Гессе присудили Нобелевскую премию «за вдохновенное творчество и блестящий стиль».
В конце сороковых годов он также получает самые престижные награды в Германии — литературные премии имени И. Гёте и Г. Келлера. Книги писатели переводятся на разные языки.
В 1955 году Герман Гессе получает премию немецкой книготорговли, которой отмечают самые читаемые произведения, написанные на немецком языке.
Писателя также избирают членом различных академий, научных сообществ, но Гессе отстраняется от обрушившейся на него популярности. Он редко покидает свой дом, занимаясь написанием воспоминаний и небольших эссе. Вместе с женой он приводит в порядок свой огромный архив и издает несколько томов переписки с крупнейшими деятелями XX века.
Летом 1962 года писатель умер во сне от инсульта. После смерти Германа Гессе его вдова организовала в доме международный центр памяти писателя, в котором работают исследователи из разных стран мира.
Источник: https://biografiivsem.ru/gesse-german
Список книг и других произведений Герман Гессе Сортировка по году написания
Герман Гессе (нем.
Hermann Hesse; 2 июля 1877, Кальв, Германия — 9 августа 1962, Монтаньола, Швейцария) — швейцарский романист, поэт, критик, публицист и художник немецкого происхождения, лауреат Нобелевской премии по литературе(1946). Считается одним из крупнейших писателей XX в. Творчество Гессе стало своеобразным «мостом между романтизмом и экзистенциализмом».
Герман Гессе родился в семье миссионеров и издателей богословской литературы в г. Кальв, в Вюртемберге. Мать писателя была филологом и миссионером, многие годы прожила в Индии. Отец писателя, в свое время также занимался в Индии миссионерской деятельностью.
В 1880 г. семья переехала в Базель, где отец Гессе преподавал в миссионерской школе до 1886 г., когда Гессы снова возвратились в Кальв. Хотя Гессе с детства мечтал стать поэтом, его родители надеялись, что он последует семейной традиции, и готовили его к карьере теолога. В 1890 г.
он поступает в Латинскую школу в Гёппингене, а на следующий год, блестяще сдав экзамен, переходит в протестантскую семинарию в Маульбронне. 7 марта 1892 г. Гессе без всяких видимых причин бежит из Маульброннской семинарии.
После проведенной в открытом поле очень холодной ночи беглеца подбирает жандарм, водворяет его назад в семинарию, где в качестве наказания подростка сажают на восемь часов в карцер. После этого пребывание в семинарии для Гессе становится невыносимым и в итоге отец забирает его из заведения.
Родители пытались определить Гессе еще в ряд учебных заведений, однако из этого ничего не вышло и в итоге Гессе начал самостоятельную жизнь.
Некоторое время юноша работал подмастерьем в механической мастерской, а в 1895 г. устроился работать учеником книготорговца, а затем помощником продавца книг в Тюбингене.
Здесь у него появилась возможность много читать (особенно юноша увлекался Гёте и немецкими романтиками) и продолжить свое самообразование. В 1899 г.
Гессе опубликовал свои первые книги: томик стихов «Романтические песни» и сборник коротких рассказов и стихотворений в прозе «Час после полуночи». В том же году он начал работать продавцом книг в Базеле.
Первый роман Гессе «Посмертные сочинения и стихи Германа Лаушера появился в 1901 г., однако литературный успех пришел к писателю только через три года, когда вышел его второй роман «Петер Каменцинд». После этого Гессе оставил работу, уехал в деревню и стал жить исключительно на доходы от своих произведений. В 1904 г. он женился на Марии Бернуйи; у супругов было трое детей.
В эти годы Гессе пишет много очерков и эссе в различные периодические издания и до 1912 г. работает соредактором журнала «Март». В 1911 г. Гессе совершает путешествие в Индию, по возвращении откуда выпускает сборник рассказов, очерков и стихотворений «Из Индии».
В 1912 г. Гессе и его семья окончательно поселяются в Швейцарии, однако писатель не находит покоя: его жена страдает душевным заболеванием, а в мире начинается война.
Будучи пацифистом, Гессе выступал против агрессивного германского национализма, что привело к падению популярности писателя в Германии и личным оскорблениям в его адрес. В 1916 г.
из-за тягот военных лет, постоянных болезней сына Мартина и душевнобольной жены, а также из-за смерти отца у писателя произошел тяжелый нервный срыв, от которого он лечился методом психоанализа у ученика Карла Юнга. Полученный опыт оказал огромное влияние не только на жизнь, но и на творчество писателя.
В 1919 г. Гессе покидает семью и переезжает в Монтаньолу, на юг Швейцарии. Жена писателя уже находится к этому времени в психиатрической лечебнице, детей отдают кого в интернат, а кого оставляют у знакомых. 42-х летний писатель как будто начинает жизнь заново, что подчсеркивается использованием псевдонима для вышедшего в 1919 г.
романа «Демиан». В 1924 г. Гессе женится на Руфи Венгер, однако этот брак продлился всего три года. В 1931 г. Гессе женится в третий раз (на Нинон Долбин) и в том же году начинает работу над своим наиболее известным романом: «Игра в бисер», который был опубликован в 1943 г. Кроме литературного труда, Гессе увлекается живописью (с 20-х г.
) и много рисует.
В 1939-1945 г. произведения Гессе внесены в Германии в список нежелательных книг. Отдельные произведения даже подпадают под запрет публикации, выход в свет романа «Игра в бисер» запрещен в 1942 г. Министерством пропаганды.
В 1946 г. Гессе была присуждена Нобелевская премия по литературе «за вдохновенное творчество, в котором все с большей очевидностью проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль».
После получения Нобелевской премии Гессе не написал больше ни одного крупного произведения. Продолжали появляться его эссе, письма, новые переводы романов. Последние годы писатель безвыездно прожил в Швейцарии, где и умер в 1962 г. в возрасте 85 лет, во сне, от кровоизлияния в мозг.
- Награды писателя
- Нобелевская премия по литературе (1946)
- Почетный доктор Бернского университета (1947)
- Премия имени Вильгельма Раабе (1950)
- Премия мира Биржевого объединения германской книжной торговли (1955)
Источник: https://librebook.me/list/person/gesse_german
Герман Гессе — Немецкий Писатель — Биография
Награды
«Кальвская премия Германа Гессе» — вручается каждые два года поочередно либо немецкому литературному изданию, либо переводчику произведений Гессе. Одним из первых ее лауреатов стал российский переводчик Соломон Апт.
Организаторами данной премии три раза в год присуждается «Кальвская стипендия Германа Гессе», ее получают немецкоязычный писатель или переводчик, который имеет право провести три месяца в Кальве для завершения уже начатой работы.
«Литературная премия Германа Гессе» — вручается каждые два года в Карлсруэ. Среди ее обладателей Мартин Вальзер и Рафик Шами.
«Медаль Германа Гессе города Кальв» — медаль, вручаемая за заслуги перед городом. Среди ее обладателей жена Гессе Нинон и Курт Георг Кизингер.
В России с 2008 года вручается музыкальная премия «Степной волк», учрежденная московским Центральным домом художника, московским Открытым книжным фестивалем и Артемием Троицким.
Музеи
Музей Германа Гессе в Кальве — открылся в 1990 году на Марктплатц, 30. Здесь представлена самая крупная экспозиция, посвященная писателю. В музее выставлены рукописи, фотографии, письма и личные вещи Гессе.
Дом Гессе в Гайенхофене — здесь проводятся экскурсии по отреставрированному в 2004 году дому, где Гессе жил в 1907-1912 годах, а также по заново воссозданному саду.
Музей Германа Гессе на полуострове Хери — расположен в Гайенхофене, неподалеку от первого дома писателя, где он поселился в 1904 году. Музей находится в бывшем здании школы, построенном в XVII веке, и, по сути, является краеведческим. Помимо экспозиции, посвященной Гессе, включает в себя также художественную галерею и зал неолита.
Музей Германа Гессе в Монтаньолле — основан в 1997 году в здании Torre Camuzzi, неподалеку от Casa Camuzzi. Среди экспонатов представлены личные вещи писателя, его картины, фотографии и рукописи. Помимо всего, здесь проводятся разнообразные тематические лекции, посвященные творчеству Гессе.
Памятники
В июне 2002 года на мосту святого Николая в Кальве была открыта бронзовая скульптура Германа Гессе, созданная Куртом Тассотти. В Гайенхофене находится скульптура Гессе, созданная Фридхельмом Цилли. На площади Германа Гессе в Кальве располагается фонтан в честь писателя с памятным барельефом.
- Также в честь Германа Гессе названы площади в Кальве и Бад-Шенборне, улицы в Берлине, Ганновере, Мангейме и многих других городах.
- Посвящения
- В 2008 году в издательстве «Suhrkamp» вышла книга «Мой Герман Гессе» ( Mein Hermann Hesse — Ein Lesebuch), написанная немецким рок-певцом Удо Линденбергом, относящим себя к преданным поклонникам писателя.
Источник: https://ruspekh.ru/people/german-gesse
Герман Гессе — Биография души Германа Гессе
Гессе Герман
'Биография души' Германа Гессе
«Биография души» Германа Гессе
Герман Гессе, нобелевский лауреат 1946 года, — один из самых читаемых авторов XX века. Все свое творчество он называл «затянувшейся попыткой рассказать историю своего духовного развития», «биографией души». Одна из основных тем творчества писателя — судьба художника во враждебном ему обществе, место подлинного искусства в мире.
Гессе (2.07.1877-9.08.1962) был вторым ребенком в семье немецкого священника-миссионера. Детство он провел в обществе трех родных сестер и двух двоюродных братьев.
Религиозное воспитание и наследственность оказали глубокое влияние на формирование мировоззрения Гессе. И тем не менее он не пошел по теологической стезе.
После побега из духовной семинарии в Маулбронне (1892), неоднократных нервных кризисов, попытки самоубийства и пребывания в лечебницах он краткое время работал механиком, а затем торговал книгами.
В 1899 году Гессе выпустил свой первый — никем не замеченный — сборник стихов «Романтические песни» и написал большое число рецензий. В конце своего первого базельского года он опубликовал «Оставшиеся письма и стихи Германа Лаушера» — произведение в духе исповеди.
Это был первый случай, когда Гессе говорил от лица вымышленного издателя — прием, который он в дальнейшем активно использовал и развивал. В своем неоромантическом романе воспитания «Петер Каменцинд» (1904) Гессе вывел типаж своих будущих книг ищущего аутсайдера.
Это история духовного формирования юноши из швейцарской деревни, который, увлекшись романтическими мечтами, отправляется в странствия, но не находит воплощения своих идеалов.
Разочаровавшись в большом свете, он возвращается в родную деревню к простой жизни и природе. Пройдя через горькие и трагические разочарования, Петер приходит к утверждению естественности и человечности как непреходящих жизненных ценностей.
В тот же год — год своего первого профессионального успеха — Гессе, теперь целиком посвятивший себя литературному творчеству, женился на швейцарке Марии Бернулли. Молодая семья переехала в Гайнхофен, отдаленное местечко на Бодензее.
По-следовавший период оказался весьма плодотворным. В основном Гессе писал повести и рассказы с элементом автобиографизма.
Так, роман «Под колесами» (1906) во многом основан на материале школьных лет Гессе: чувствительный и тонкий школьник погибает от столкновения с миром и косной педагогикой.
Во время первой мировой войны, которую Гессе охарактеризовал как «кровавую бессмыслицу», он работал в немецкой службе по делам военнопленных. Писатель пережил тяжелый кризис, который по времени совпал с расставанием с психически больной женой (развод в 1918 году).
После длительного курса терапии Гессе в 1917 году завершил роман «Демиан» , вышедший под псевдонимом «Эмиль Синклер»,- документ самоанализа и дальнейшего внутреннего освобождения писателя. В 1918 году была написана повесть «Последнее лето Клингзора» . В 1920 году вышла «Сиддхартха.
Индийская поэма» , в центре которой стоят основополагающие вопросы религии и признания необходимости гуманизма и любви. В 1924 году Гессе стал гражданином Швейцарии.
После женитьбы на швейцарской певице Рут Венгер (1924; развод в 1927 году) и курса психотерапии вышел в свет роман «Степной волк» (1927), ставший своего рода бестселлером.
Это одно из первых произведений, открывающих собою линию так называемых интеллектуальных романов о жизни человеческого духа, без которых нельзя представить себе немецкоязычную литературу XX в. («Доктор Фаустус» Т.Манна. «Смерть Вергилия» Г. Броха, проза М.Фриша). Книга во многом автобиографична.
Однако считать героя романа. Гарри Галлера, двойником Гессе было бы ошибкой. Галлер, Степной волк, как он сам себя называет, мятущийся, отчаявшийся художник, измученный одиночеством в окружающем его мире, не находящий с ним общего языка. Действие романа охватывает около трех недель жизни Галлера.
Некоторое время Степной волк живет в небольшом городе, а затем исчезает, оставив «Записки», которые и составляют большую часть романа.
Из «Записок» выкристаллизовывается образ талантливого человека, не способного найти свое место в мире, человека, живущего мыслью о самоубийстве, для которого каждый день становится мукой.
В 1929 году Гессе добился самого громкого признания у публики повестью «Нарцисс и Гольмунд» . Предметом повествования стала полярность духовной и мирской жизни, что было темой, типичной для того времени. В 1931 году Гессе в третий раз женился — на этот раз на Нинон Долбин, австриячке, историке искусства по профессии — и переехал в Монтаньолу (кантон Тессин).
В том же году Гессе начал работу над романом «Игра в бисер» (опубликован в 1943 году), который как бы суммировал все его творчество и поднял на небывалую высоту вопрос о гармонии духовной и мирской жизни.
В этом романе Гессе пытается разрешить всегда тревожившую его проблему — как совместить существование искусства с существованием бесчеловечной цивилизации, как спасти от губительного влияния так называемой массовой культуры высокий мир художественного творчества.
История фантастической страны Касталии и жизнеописание Иозефа Кнехта — «магистра игры» — якобы, написаны историком-касталийцем, живущем в неопределенном будущем. Страна Касталия основана избранными высокообразованными людьми, которые видят свою цель в сохранении духовных ценностей человечества.
Им чужд жизненный практицизм, они наслаждаются чистой наукой, высоким искусством, сложной и мудрой игрой в бисер, игрой «со всеми смысловыми ценностями нашей эпохи». Реальный облик этой игры остается туманным. Жизнь Кнехта — «магистра игры» — это история его восхождения к касталийским высотам и ухода его из Касталии.
Кнехт начинает понимать всю опасность отчужденности касталийцев от жизни других людей. «Я жажду действительности»,- говорит он. Писатель приходит к выводу, что попытка поставить искусство вне общества превращает искусство в бесцельную, беспредметную игру.
Символика романа, множество имен и терминов из различных областей культуры требуют от читателя большой эрудиции для понимания всей глубины содержания книги Гессе.
В 1946 году Гессе присудили Нобелевскую премию за вклад в мировую литературу. В том же году он был удостоен премии Гете. В 1955 году ему вручили Премию мира, учрежденную немецкими книготорговцами, а через год группа энтузиастов учредила именную премию Германа Гессе.
Гессе умер в возрасте 85 лет в 1962 году в Монтаньоле.
Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose/18898-german-gesse-biografiya-dushi-germana-gesse.html