Михаи́л Петро́вич Пого́дин (23 ноября 1800, Москва — 20 декабря 1875, Москва) — русский историк, коллекционер, журналист и публицист, писатель-беллетрист, издатель. Академик Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности (с 1841). Тайный советник (1871).
Начиная с 1820-х годов отстаивал норманскую теорию. В 1826—1844 годах профессор Московского университета. Почётный член Московского университета (1845). Вместе с Н. Г. Устряловым развивал теорию официальной народности. Придерживался консервативных взглядов.
В середине XIX века интерес к славянству и славянской истории, понимание самобытности русской истории сблизили Погодина со славянофилами. В 1841—1856 годах издавал близкий к славянофилам журнал «Москвитянин». Разрабатывал идеи панславизма.
Ранние годы
Сын крепостного, служившего домоправителем у графа И. П. Салтыкова и получившего вольную в 1806 году. Дед академика был крепостным крестьянином графа Чернышёва.
Как писал в статье для «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» М. А. Полиевктов, «обстановка барского двора, искательство отца у знатных и богатых не остались без влияния на характер Погодина: он отличался большой практичностью, совмещавшуюся в нём с немалой долей сентиментальности, с одной стороны, и критическим умом, с другой».
До десятилетнего возраста мальчик обучался дома, и уже в эту раннюю пору жизни в нём стала развиваться страсть к учению; знал он в то время одну лишь русскую грамоту и с жадностью прочитывал «Московские ведомости», тогдашние журналы «Вестник Европы» и «Русский Вестник» и переводные романы.
С 1810 по 1814 год Погодин воспитывался у приятеля своего отца, московского типографа А. Г. Решетникова. Глубокое впечатление на мальчика произвёл 1812 год, когда дом отца Погодина погиб в пламени московского пожара, а его семья должна была искать спасенья в Суздале.
С 1814 по 1818 год Погодин обучался в Московской губернской гимназии, а с 1818 по 1821 год на словесном отделении Московского университета. Вошёл в состав студенческого кружка Раича, из которого позднее выросло Общество любомудров; подружился со многими участниками кружка, и в особенности с Д. Веневитиновым.
По окончании университета до 1825 года преподавал географию в университетском благородном пансионе и одновременно давал частные уроки в семействе князя И. Д. Трубецкого. Летом жил в подмосковной усадьбе последнего, Знаменском, где «любил только княжну Голицыну и княжну Александру Трубецкую» (дневниковая запись).
Погодин как литератор и журналист
Во второй половине 1820-х гг., став секретарём Общества любителей русской словесности, Погодин активно занимался литературной деятельностью, внёс заметный вклад в становление русской повести и святочного рассказа.
Из под его пера вышли повести «Нищий» (1825), «Как аукнется, так и откликнется» (1825), «Русая коса» (1826), «Суженый» (1828), «Сокольницкий сад» (1829), «Адель» (1830), «Преступница» (1830), «Васильев вечер» (1831), «Чёрная немочь», «Невеста на ярмарке» и другие, изданные отдельно в сборнике «Повести» (ч.
1—3, 1832). В дальнейшем, в 1860—1866 годах был председателем Общества любителей русской словесности.
В 1826 году Погодин издал литературный альманах «Урания», к участию в котором привлёк Веневитинова, Е. А. Баратынского, А. Ф. Мерзлякова, Ф. И. Тютчева, А. И. Полежаева, С. П. Шевырева, П. А. Вяземского, по просьбе которого и А. С.
Пушкин предоставил пять своих стихотворений. Сам Погодин опубликовал в альманахе свою повесть «Нищий» (с. 15—30), написанную в Знаменском летом 1825 года.
Белинский считал, что это произведение замечательно «по верному изображению русских простонародных нравов, по теплоте чувства, по мастерскому рассказу».
После восстания декабристов Погодин опасался, что навлёк на себя подозрения властей.
В его дневниковых записях 1820-х годах содержится много ценных сведений о Пушкине, с которым он был тогда на короткой ноге, хотя и записал при первой встрече: «Превертлявый и ничего не обещающий снаружи человек».
В позднейших воспоминаниях о Пушкине описал первое чтение поэтом «Бориса Годунова» на вечере у Веневитиновых. Под впечатлением от «Бориса Годунова» сочинил историческую трагедию в стихах «Марфа, посадница Новгородская» (1830). Обширные дневники Погодина ещё ждут своего издателя.
Знаменитая Погодинская изба на Девичьем поле
«К Трубецким приехала Голицына, у которой жила или гостила Лизавета Фоминишна Вагнер со своею дочерью Елизаветой Васильевной. У меня было тепло на сердце, когда я смотрел на Лизавету Васильевну», — записал Погодин в феврале 1826 года. Вскоре Елизавета Вагнер стала его женой. Квартировали молодожёны в Дегтярном переулке и на Мясницкой улице. В 1836 году у них родился сын Дмитрий.
В 1827—1830 годах Погодин издавал журнал «Московский вестник». Во время эпидемии холеры был редактором информационной газеты «Ведомости о состоянии города Москвы».
Для «Телескопа» в 1831—1836 годах он писал рецензии на исторические книги и статьи. Совместно с С. П.
Шевырёвым издавал и редактировал журнал «Москвитянин» (1841—1856), также редактировал первые шесть номеров «Русского зрителя», а с 1837 года «Русский исторический сборник». С 1836 года член Российской академии.
В погодинском доме у Девичьего Поля (ул. Погодинская, дом 12а) на протяжении многих лет проходили литературные вечера. У Погодина живали Николай Гоголь и Афанасий Фет, которого Михаил Петрович готовил к поступлению в университет.
От усадьбы, сгоревшей во время Великой Отечественной войны, сохранилась только изба в русском народном стиле 1856 года постройки — один из ключевых предшественников т. н. «русского стиля» в архитектуре. По характеристике Д.
Мирского,
В течение пятидесяти лет Погодин был центром литературной Москвы, и его биография (в двадцати четырех томах!), написанная Барсуковым, фактически представляет собой историю русской литературной жизни с 1825 по 1875 годы.
В 1840-е годы, серьёзно увлёкшись панславизмом, Погодин установил контакты с чешскими филологами Шафариком и Палацким. Накануне Славянского съезда был у них в Праге, где оставил на руках у Шафарика тяжело больную супругу, которая вскоре скончалась.
В конце 1857 года предложил Александру II организовать Славянский комитет, который возглавил после смерти первого председателя комитета Бахметьева А. Н.
Со временем «адская скупость» Погодина, неохотно выплачивавшего гонорары, стала притчей во языцех среди московских литераторов.
Недальновидная финансовая политика привела к тому, что молодые сотрудники «Москвитянина» стали переходить в столичные журналы.
Среди них оказались Аполлон Григорьев и Александр Островский, сохранившие и в дальнейшем славянофильское миросозерцание, воспринятое в годы работы у Погодина. В 1856 году Михаил Петрович свернул свою издательскую деятельность.
Погодин как историк
В гимназии и в университете Погодин стал усердно изучать русскую историю, главным образом под влиянием появившихся в год его поступления в университет первых восьми томов «Истории государства Российского» Карамзина и за девять лет до этого изданного начала русского перевода шлецеровского «Нестора». Эти два труда имели решающее значение в учёных работах и воззрениях Погодина: он стал убеждённым, но не слепым, поклонником русского историографа; а также — первым и самым ярым из этнически русских историков последователем исторической критики Шлецера и его «норманской теории» происхождения Руси.
В университете на Погодина оказали сильное влияние своими чтениями профессора Мерзляков, прививший ему определённый устный и письменный слог, и Тимковский, развивший в Погодине склонность к критическому разбору текстов, впоследствии приложенную им к изучению русских исторических памятников письменности.
Профессор М. П. Погодин
В 1823 году он сдал магистерский экзамен, а в 1824 году напечатал магистерскую диссертацию «О происхождении Руси», посвятив её Карамзину и защитив публично в Москве, в январе 1825 года. После защиты Погодин поехал в Петербург, где лично «представился» Карамзину, и, по его собственному выражению, «получил как бы его благословение».
Диссертация Погодина составляет свод всех мнений о происхождении Руси, начиная с Байера, и, на основании большой и малой критики Шлёцера, доказывает непреложность норманнской теории происхождения Руси.
На этом этапе его основным оппонентом выступал представитель скептической школы профессор М. Т. Каченовский, высказывавшийся за хазарское происхождение первых русских князей.
Но, в отличие от большинства других норманистов, подобно Каченовскому, Погодин отстаивал республиканский (в трактовке Канта) дух русского народа.
Магистерство открыло перед Погодиным двери университетского преподавания, но не сразу удалось ему получить кафедру излюбленного им предмета — отечественной истории. С 1825 по 1828 год он преподавал всеобщую историю на первом курсе словесного отделения, а в 1828 году был утверждён адъюнктом на этико-политическом отделении, где читал новую историю (XVI—XVIII вв.).
Адъюнктуру на чужом для него отделении (позднее преобразованном в юридический факультет) Погодин занимал до 1833 года и лишь после увольнения профессора всеобщей истории Ульрихса он стал читать на старших курсах словесного отделения курс всеобщей истории — в течение шести лет, до возвращения из-за границы в 1839 году намеченного на эту кафедру министром народного просвещения С. С. Уваровым, Т. Н. Грановского.
С ноября 1835 года Погодин в звании ординарного профессора занял кафедру всеобщей истории. В 1841 году он был избран академиком Петербургской академии наук.
В 1844 году Погодин оставил службу в Московском университете. С 1844 года до самой смерти Погодин занимается изучением древней русской и славянской истории, а также публицистической деятельностью, — в качестве редактора основанного им в 1841 году журнала «Москвитянин» и других периодических изданий и автора отдельных политических брошюр.
Погодин открыл и ввёл в научный оборот ряд важных исторических источников и памятников русской словесности, как-то: «Псковская летопись» (1837), 5-й том «Истории Российской» В. Н. Татищева, «Казацкая летопись» Самуила Величко, «Книга о скудости и богатстве» И. Т. Посошкова. Кроме того, ему удалось первому правильно локализовать летописный город Блестовит.
Научные взгляды
В магистерской диссертации «О происхождении Руси» (1825) Погодин обосновывал норманскую теорию возникновения российской государственности. И в дальнейшем его занимал в основном домонгольский период русской истории. В 1834 г.
защитил докторскую диссертацию «О летописи Нестора», в которой впервые поставил вопрос об источниках «Повести временных лет». Изучал причины возвышения Москвы. Доказывал постепенность процесса закрепощения русского крестьянства.
На заре своей деятельности Погодин увлекался романтической философией Шеллинга, совмещая немецкий идеализм с патриархальной московской закваской.
Зрелость его пришлась на годы оформления теории официальной народности, на страже которой он стоял около тридцати лет, отрицая общность путей России и Запада, ибо у каждого народа свой путь — самобытность.
Погодин сформулировал три основных отличия России от Запада:
- Роль государя. Он считал, что для славян государь, князь — это гость и защитник, в то время как на Западе — враг.
- Положение вассалов в русском обществе: это промежуточный слой между государем и народом, находящийся у трона; на Западе же действует принцип «вассал моего вассала — не мой вассал».
- Собственность на землю: в России — общинная земля находилась у народа, но под властью князя и его вассалов; на Западе — земельные угодья принадлежали только вассалу.
Икона начала XIV века из Погодинского древлехранилища
Также особенностью России Погодин считал её географию. Огромная территория страны не позволяла завоевателям осесть на ней, завоевать полностью. В отличие от костяка славянофилов, к Борису Годунову, Петру I и их реформам Погодин относился положительно, считая, что петровские преобразования позволили стране уйти от социального взрыва.
Древлехранилище
Погодиным было собрано «Древлехранилище» — значительная коллекция предметов старины: около 200 икон, лубочные картины, оружие, посуда, около 400 литых образов, около 600 медных и серебряных крестов, около 30 древних вислых печатей, до 2000 монет и медалей, 800 старопечатных книг, около 2000 рукописей, включая древние грамоты и судебные акты. Отдельный раздел составляли автографы знаменитых людей, как российских, так и зарубежных, включая бумаги российских императоров начиная с Петра I.
Первые коллекции Погодин собрал в 1830-е годы лично в ходе поездок по России. Позднее по его заданиям древности приобретали агенты в различных регионах — Т. Ф. Большаков, А. Г. Головастиков, А. Е. Сорокин, К. Я. Тромонин, Н. П. Филатов, В. Я. Лопухин.
В 1852 году Николай I приобрёл собрание Погодина для государства, заплатив за него 150 тысяч рублей серебром. Рукописи были переданы в Публичную библиотеку, археологические и нумизматические древности (включая минц-кабинет) поступили в Эрмитаж, а древности церковные — в патриаршую ризницу (ныне в Оружейной палате).
Последние годы
Могила М. П. Погодина
Пожилой Погодин имел такой вес в обществе, что во время Крымской войны не раз подавал аналитические записки императору Николаю I, на которых тот делал многочисленные пометки. Бывший крепостной не стеснялся критиковать деятельность императора и вместе с тем в духе панславизма предлагал ему возглавить борьбу славянской Европы против Европы западной.
Лишь на склоне жизни он вернулся от публицистики к вопросам первоначальной русской истории и принялся с жаром защищать норманскую теорию от критики Н. Костомарова, а затем Д. Иловайского. По итогам полемики составил в 1872 году обобщающий труд «Древняя русская история до монгольского ига».
Погодин умер в возрасте 75 лет и был похоронен рядом с Буслаевым, Бодянским, Дювернуа и другими коллегами по университету в Новодевичьем монастыре.
В 1878 году его вдова Софья Ивановна (1826—1887) пожертвовала в Румянцевский музей его кабинетную библиотеку и личный архив. Имя историка носит в Москве Погодинская улица, где некогда стояла его усадьба.
Согласно оценке Д. Мирского, Погодин представляет собой
один из самых любопытных и сложных характеров современной русской истории, соединяющий в себе самые противоречивые черты: патологическую скупость и бескорыстную любовь к Древней Руси; высокую культуру и склад ума провинциального купца; природную трусость и способность к гражданскому мужеству.
Всем знавшим его он внушал более или менее сильное отвращение; и всё-таки была в нем значительность и внутренняя сила.
Дочь Погодина, Александра, была замужем за А. К. Зедергольмом. Внук историка, земский деятель Михаил Иванович Погодин (1884—1969), жил в имении Гнездилово (ныне Спас-Деменского района), основанном в екатерининскую эпоху генерал-поручиком Г. М. Осиповым.
В 1920-е годы организовал на базе усадьбы Алексино музей усадебного быта.
Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/mihail-petrovich-pogodin
Радий Погодин. Подробная биография
Радий Петрович Погодин родился 16 августа 1925 года в деревне Дуплево Тверской области в крестьянской семье.
Раннее детство провел в деревне, затем вместе с матерью и старшим братом переехал в Ленинград. К тому времени родители жили врозь. Здесь в 1941 окончил 8 классов. Когда началась война, мать отправила сына в родную деревню.
Но узнав о том, что к городу подходят немцы, он вернулся домой, сумев пройти через линию фронта. В первые месяцы блокады работал слесарем на заводе. В конце блокадной зимы обессиленного Погодина отправили на Урал. Едва набравшись сил, в 17 лет он ушел на фронт. После окончания пехотного училища Погодин отправлен в действующую армию.
Участвовал в освобождении левобережья Украины, форсировал Днепр, был ранен. После госпиталя был направлен в 33-ю бригаду 9-го корпуса 2-й гвардейской танковой армии в разведку. Участвовал в боях под Яссами, освобождал Люблин, Варшаву. Войну закончил в Берлине командиром отделения разведки в танковой дивизии.
Несколько раз был ранен, контужен. Награжден двумя орденами Славы, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями.
Учился на подготовительных курсах в ЛГИ имени Г.В. Плеханова. После демобилизации работал в редакции многотиражной газеты пожарной части.
В 1946 во время обсуждения в редакции постановления ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»» Погодин смело высказался в защиту писателей Зощенко и Ахматовой.
В ту же ночь один из руководителей пожарной части предупредил Погодина по телефону о грозящем аресте и посоветовал немедленно бежать: тогда будут судить за дезертирство, а не по политической статье. После поимки Погодин был осужден на 5 лет лагерей, лишен всех боевых наград.
Освободившись из заключения, будущий писатель перепробовал много профессий — от лесоруба до воспитателя в пионерском лагере и редактора на радио. Два десятилетия спустя, после вручения новых орденов за литературные заслуги («Знак почета» и ордена «Дружбы народов») Погодину были возвращены и его боевые награды.
Первый рассказ Погодина для детей «Мороз» был опубликован в ленинградском альманахе «Дружба» в 1954.
В 1957 в ленинградском детском издательстве вышла первая книга рассказов «Муравьиное масло», в 1958 — книга рассказов «Кирпичные острова», в 1960 — «Рассказы о веселых людях и хорошей погоде».
В том же году в 9-м номере журнала «Юность» публикуется его рассказ «Дубравка». С этого времени Погодин занял одно из ведущих мест в детской литературе. Его проза отличалась серьезностью нравственного поиска, изяществом формы.
Критика сразу заговорила о новаторстве Погодина. Детские писатели предыдущего поколения, при всей их талантливости, были лишены возможности разговаривать с ребенком всерьез на многие важнейшие темы жизни, которые считались в литературе для детей запретными.
Погодин смело перешагнул через искусственные перегородки и заговорил с юным читателем с предельной искренностью о главных вопросах человеческого существования. Соединение мудрой простоты и яркой метафоричности — одно из достоинств прозы Погодина.
Другим достоинством, не раз отмечаемым критиками, является полифоничность, «многослойность» его произведений, благодаря чему создается ощущение объемного восприятия мира в его противоречиях, проза Погодина пронизана чувством родной земли, родного дома, родной истории, гражданской ответственности за свой народ — тем спектром ощущении, из которых вырастает подлинный, не ходульный патриотизм.
После публикации рассказа «Дубравка» каждое новое произведение, будь то повесть для малышей «Откуда идут тучи», «Сказка о жеребенке Мише и мышонке Терентии» или проза для взрослых читателей — все становилось литературным событием.
В середине 1960-х Погодин написал пьесу «Трень-брень», которую первым поставил Ленинградский ТЮЗ. С нее началась известность театра и его главного режиссера З.Я. Корогодского, сопутствовавшая ему два десятилетия.
Этот спектакль изменил представление о том, какая должна быть драматургия для юного зрителя. В праздничном, карнавальном зрелище сливались одновременно счастье и трагедия человеческой жизни. К концу 1960-х этот спектакль обошел многие юношеские театры страны.
В те же годы Погодин становится известен не только как детский и юношеский писатель.
Первой из «взрослой» прозы Погодин была опубликована в 1969 повесть «Где леший живет», вместившая события нескольких эпох, — с Первой мировой войны до освобождения деревни от фашистских оккупантов. В ней невозможно вычленить главного героя.
Главные в повести все — и малолетние дети, и старики со старухами, и воины. Их характеры, выписанные с поразительной многозначностью, их личные судьбы сплетаются воедино — в единую жизнь и судьбу Отечества.
В последующих рассказах и повестях, адресованных взрослым («Мост», «Боль», «Дверь», «Я догоню вас на небесах», «Одинокая на ветру»), Погодин постоянно использует материал военной солдатской жизни.
Эта проза была создана им в последнее десятилетие жизни, когда сам Погодин сражался со смертельной болезнью. Перенося с интервалом в несколько лет одну за другой тяжелейшие операции, Погодин всякий раз открывал в себе новые горизонты своего дарования. Он проявил себя как талантливый художник.
Его картины демонстрировались на нескольких выставках, печатались в различных журналах. Находясь в реанимационной палате после одной из операций, Погодин стал создавать стихи. Эти стихи были опубликованы в конце 1990-х в журнале «Звезда» и «Нева».
Одной из последних его работ стала книга эссе.
В 1982 за книгу «Перейти речку вброд» Погодин был награжден премией СП РСФСР.
В 1988 ему была вручена Государственная премия РСФСР за книгу «Лазоревый петух моего детства».
В 1982 Погодин стал лауреатом Почетного Международного диплома им. Г.Х. Андерсена. В 1990 за книгу повестей и рассказов «Я догоню вас на небесах» Погодин удостоен Международной писательской премии.
Произведения Погодин переведены и изданы во многих странах.
Его творчеству посвящена отдельная книга, а также несколько десятков статей, опубликованных в России и за рубежом, произведения Погодин продолжают интересовать исследователей и в последние годы, о чем говорят Всероссийские «Погодинские чтения», которые регулярно собирают литературоведов, писателей, библиотекарей, педагогов, психологов со всей страны.
Радий Погодин умер 30 марта 1993 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.
Биография
Произведения
- Зелёный попугай
- Лазоревый петух моего детства
- Цветок для Оли
Критика
Ключевые слова: Радий Погодин,биография Радия Погодина,скачать биографию Радия Погодина,скачать бесплатно,русская литература 20 в.,русские писатели 20 в.,жизнь и творчество Радия Погодина
Источник: https://md-eksperiment.org/post/20170618-biografiya-radiya-pogodina
ПОГОДИН, МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ
ПОГОДИН, МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ (1800–1875), русский историк, писатель, публицист и коллекционер.
Родился 11 (23) ноября 1800 в Москве, в семье получившего вольную крепостного «домоправителя» московского градоначальника графа И.П.Салтыкова.
В 14 лет поступил в Московскую губернскую гимназию, которую окончил в числе лучших выпускников. В 1818 поступил и спустя три года окончил с золотой медалью словесное отделение Московского университета.
По окончании университета Погодин получил место учителя географии в университетском Благородном пансионе.
В 1823 сдал магистерский (кандидатский) экзамен, а через год представил к защите диссертацию О происхождении Руси, явившую собой, по мнению современников, «лучший свод главных доказательств норманизма» (происхождения русского государства от варягов).
Затем увлекся философией Шеллинга, попытался применить его философско-исторические построения к объяснению русской истории, написал Исторические афоризмы (1827), где доказывал «непохожесть» отечественного прошлого на западноевропейское.
Одновременно с занятиями историей Погодин в 1827–1830 издавал журнал «Московский вестник», в котором печатал свои произведения А.С.Пушкин.
Сам Погодин в течение жизни написал немало посредственных беллетристических и драматических произведений на историко-бытовые темы.
Среди них – повести Невеста на ярмарке, Руса коса, Черная немочь, драмы Марфа, посадница новгородская, История в лицах о царе Борисе Федоровиче Годунове, История в лицах о Дмитрии Самозванце, Петр I.
Преподавать Погодин начал в Московском университете в качестве адъюнкта в 1826, читая курс всеобщей истории. В 1834 защитил докторскую диссертацию О летописи Нестора, ставшую классикой норманизма в российской историографии. В следующем году, после перевода М.Т.
Каченовского на открытую кафедру истории и литературы славянских наречий, был назначен профессором на кафедру русской истории. Годы профессорской деятельности – период наиболее интенсивной научной работы.
Многочисленные статьи впоследствии были собраны в сборнике Исторические отрывки, первая часть которого вышла в 1846, и в семи томах его Исследований, замечаний и лекций о русской истории, напечатанных в 1840–1850-х годах.
В связи с Польским восстанием 1830–1831 Погодин написал верноподданнические Исторические размышления об отношениях Польши к России и послал их шефу жандармов и начальнику III отделения Его императорского величества канцелярии А.Х.Бенкендорфу. Статья понравилась, и автору предложили денежную награду. Погодин сначала обиделся, потом передумал и награду попросил.
В качестве профессора Погодин открыто пропагандировал с кафедры и развивал в своих трудах знаменитую формулу тогдашнего президента Академии наук и министра народного просвещения графа С.С.Уварова «Самодержавие, Православие, Народность».
В издаваемом Погодиным в 1841–1856 журнале «Москвитянин» теория официальной народности занимала излюбленное место.
Издатель и редактор писал, что «словене были и есть народ тихий, спокойный, терпеливый», они «всегда довольны своей участью», отмечал «безусловную покорность» русского народа, его преданность монархии и консерватизм.
В период подготовки крестьянской реформы 1861 ученый подготовил статью Должно ли считать Бориса Годунова основателем крепостного права (1858), где отстаивал тезис о постепенности процесса закрепощения крестьян и приписывал эту инициативу помещикам, отрицая роль государства. Тем самым Погодин стремился доказать, что государство, готовясь освободить крестьян, совершает акт благодеяния и избавляет их от помещичьей неволи, установление которой произошло без его участия.
К этому времени относится деятельность Погодина по собиранию и публикации древних памятников, особенно рукописей и старых книг.
Обширную и ценную коллекцию под названием «Древнехранилище», включавшую более тысячи грамот, около двухсот икон, двух тысяч старинных монет сотни медных и серебряных крестов, ученый в 1852 передал императору Николаю I. Вскоре коллекция была передана Публичной библиотеке в Петербурге.
Погодин открыл и ввел в научный оборот сочинения И.Т.Посошкова, «Первое слово Илариона, митрополита Киевского», «Слово на день святых Бориса и Глеба, сказанное до монголов», другие известные древние памятники.
Умер Погодин в Москве 8 декабря 1875. Похоронен на старом кладбище Новодевичьего монастыря.
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/POGODIN_MIHAIL_PETROVICH.html
Погодин, Михаил Петрович — это… Что такое Погодин, Михаил Петрович?
Михаи́л Петро́вич Пого́дин (11 (23) ноября 1800, Москва — 8 (20) декабря 1875, Москва) — русский историк, коллекционер, журналист, писатель, публицист, беллетрист, издатель, профессор Московского университета. Член Российской академии (1836).
Сын крепостного, получившего вольную в 1806. Окончил Московский университет (1821). Примыкал к литературно-философскому кружку «любомудров», в который входили Дмитрий Веневитинов, Иван Киреевский, Степан Шевырёв, Владимир Одоевский и другие.
Биография
Сын крепостного дворового человека графа И.П. Салтыкова, его «домоправителя», и внук крепостного крестьянина графа Чернышёва.
Принадлежит к разряду «русских самородков», являясь носителем природных свойств великорусского племени, разнообразных и противоположных одно другому: ширь натуры соединялась в нем со скопидомством и тонким денежным расчетом, щедрость мирилась со скупостью, «себе на уме» шло об руку с сердечностью, задушевностью и откровенностью, добродушие — с хитростью, грубость нрава и привычек — с деликатностью чувства, неряшливость в обработке научных вопросов — с мелочной педантичностью в детальных и библиографических разысканиях; сознание своих ученых достоинств уживалось у него с преклонением перед сильными мира, Погодин был религиозен, но религиозность его была также на великорусско-московский лад, приближаясь к «древлему благочестию» и заключаясь в преданности обрядовому ритуалу, который не был одухотворен широким и глубоким пониманием христианства. Столь же типически-великорусскими являлись у Погодина и политические убеждения. Его нельзя считать ни консерватором, ни реакционером, ни легитимистом, ни националистом — все эти западноевропейские политические определения к нему не подходят; он был сторонником русского политического строя в том виде, как этот строй сложился жизнью, историей и исповедовал триединые начала русской самобытности: православие, самодержавие и народность. Поэтому он тяготел к единокровным и частью единоверным нам славянским племенам и изучал их язык, быт и историю; но П. не был славянофилом: его ум был ум практический, чисто великорусский, чуждый теоретическим построениям, чем, наоборот, в особенности отличались славянофилы. — Более всего и всего плодотворнее Погодин занимался русской историей, которой посвятил всю многолетнюю свою ученую деятельность; но в русской истории, как и в жизни, он не был теоретическим мыслителем. Русскую народность П. знал и любил, как плоть от плоти своей, кость от костей своих. Он видел в ней остатки старины и увлекался этими остатками: он жил прошлым родной страны, инстинктивно стремясь к этому прошлому: вот где следует искать ключ к его поклонению перед русской историей, которая для него являлась миром чудес и исключительных особенностей.
До десятилетнего возраста Погодин обучался дома, и уже в эту раннюю пору жизни в нём стала развиваться страсть к учению; знал он в то время одну лишь русскую грамоту и с жадностью прочитывал «Московские Ведомости», тогдашние журналы: «Вестник Европы» и «Русский Вестник» и переводные романы.
С 1810 по 1814 год Погодин воспитывался у приятеля своего отца, московского типографщика А. Г.
Решетникова; здесь учение пошло систематичнее и успешнее, но в эти четыре года произошло общеисторическое событие, расстроившее, наряду со всеми обитателями Москвы, всё житьё-бытьё семьи Погодина и произведшее на мальчика глубокое впечатление.
Разумеем злосчастный 1812 год, когда дом отца Погодина погиб в пламени московского пожара, и семья Погодиных должна была искать спасенья, вместе с другими жителями пылавшей первопрестольной столицы, в одном из провинциальных городов средней России. Погодины перебрались в Суздаль.
С 1814 по 1818 год Погодин обучался в Московской, тогда единственной, губернской гимназии, а с 1818 по 1821 год в Московском университете, по словесному отделению, соответствовавшему в то время теперешнему историко-филологическому факультету.
В гимназии и в университете Погодин еще более пристрастился к чтению и стал усердно изучать русскую историю, главным образом, под влиянием появившихся в год его поступления в университет первых восьми томов «Истории Государства Российского» Карамзина и девять лет до того изданного начала русского перевода шлецеровского «Нестора».
Эти два труда имели решающее значение в ученых работах и воззрениях Погодина: он стал убежденным, но не слепым, поклонником русского историографа и первым и самым ярым из природных русских историков последователем исторической критики Шлецера и его «норманнской теории» происхождения Руси.
В Университете на Погодина оказали сильное влияние своими чтениями профессор Мерзляков и Тимковский. Первый поселил в Погодине уважение к русским классическим писателям XVIII в.
и способствовал развитию в его речи, устной и письменной, восторженности и напыщенности; второй, знаток римской литературы, обладавший учеными приемами филологической критики, — развил в Погодине филологический экзегетизм, впоследствии приложенный им к изучению русских исторических памятников письменности.
Знаменитая Погодинская изба на Девичьем поле
М.П. погодин, 1860-е годы.
По окончании курса в Университете молодой кандидат Погодин был определён преподавателем географии в Московском Благородном пансионе и занимал эту должность до 1825 года, давая вместе с тем частные уроки в семействе князя Н. П. Трубецкого и готовясь на магистра русской истории.
В 1823 году он сдал этот экзамен, а в 1824 году напечатал магистерскую диссертацию «О происхождении Руси», посвятив её Карамзину и защитив публично в Москве, в январе 1825 г. После защиты П.
поехал в Петербург и лично «представился» Карамзину, и, по его собственному выражению, «получил как бы его благословение».
Диссертация Погодина составляет свод всех мнений о происхождении Руси, начиная с Байера, и, на основании большой и малой критики Щлёцера, доказывает непреложность норманнской теории происхождения Руси.
Магистерство открыло перед Погодиным двери университетского преподавателя, но не сразу удалось ему получить кафедру излюбленного им предмета — отечественной истории.
С 1825 по 1828 году он преподает всеобщую историю лишь на первом курсе словесного отделения, а в 1828 году получает место адъюнкта, но не на словесном, а на этико-политическом отделении, для преподавания новой истории XVI—XVIII вв., истории русской.
Адъюнктуру на чужом для него отделении (в настоящее время юридический факультет) Погодин занимает до 1833 г.
и лишь в этом году, после увольнения от службы профессора всеобщей истории Ульрихса, ему поручается на высших курсах словесного отделения временное преподавание всеобщей истории, которое он и ведет в течение шести лет до возвращения из-за границы в 1839 г. намеченного на эту кафедру министром народного просвещения, С. С. Уваровым, кандидата Тимофея Грановского, впоследствии столь известного профессора Московского университета, оказавшего благотворное просветительное влияние на целый ряд русских поколений.
Только в 1835 году удается Погодину занять, наконец, кафедру русской истории в звании ординарного профессора, но это профессорство продолжается всего девять лет.
В 1844 году Погодин оставляет службу в Московском университете, сохраняя лишь звание академика по Отделению русского языка и словесности, каковое он был избран в 1841 году.
С 1844 года до самой смерти Погодин предается кабинетным занятиям и отчасти публицистическим, в качестве редактора основанного им в 1841 году журнала «Москвитянин» и других периодических изданий и автора отдельных политических брошюр.
В доме Погодина у Девичья Поля (ул. Погодинская, дом 12А) жили Николай Гоголь и Афанасий Фет, которого Михаил Петрович готовил к поступлению в университет.
Позднее интерес к славянству и славянской истории, понимание самобытности русской истории сближало его со славянофилами. Погодин как историк стоит особняком в истории своего времени.
Деятельность его пришлась на время реакции и годы оформления теории официальной народности, на стороне который он стоял около тридцати лет ( и именно поэтому иногда его называют консерватором). Он отрицал общность путей России и Запада, считая , что у каждого народа свой путь — самобытность.
Формулирует 3 отличия России и Запада: 1. Роль государя: он считает, что для славян государь, князь — это гость и защитник, в то время как на Западе — враг; 2.
Положение вассалов в обществе в России: это промежуточный слой между государем и народом, находящийся у трона, на Западе же действует принцип «вассал моего вассала не мой вассал»; 3.
Собственность на землю: в России — общинная земля находилась у народа, но под властью князя и его вассалов, на Западе — земельные угодья принадлежали только вассалу. Также особенностью России Погодин считал ее географию. Огромная территория страны не позволяла завоевателям осесть на ней, завоевать полностью. К Петру I и его реформам погодин относился положительно, считая, что преобразования позволили стране уйти от социального взрыва.
Научная деятельность
Икона начала XIV века из Погодинского древлехранилища
В магистерской диссертации «О происхождении Руси» (1825) обосновывал норманскую теорию возникновения русской государственности. Профессор всеобщей истории Московского университета (1826—1835), затем в 1835—1844 профессор русской истории. Занимался изучением древнерусской и славянской истории, процессов закрепощения русского крестьянства, причин возвышения Москвы. Защитил докторскую диссертацию «О летописи Нестора» (1834). Открыл и ввёл в научный оборот ряд важных исторических источников и памятников русской словесности.
Собрал «Древнехранилище» — значительную коллекцию икон, медных и серебряных крестов, различных предметов старины, монет и медалей, оружия, рукописей, старопечатных книг, автографов российских и зарубежных деятелей науки, литературы, искусства, а также государственных, военных, политических, церковных деятелей. Часть собрания была приобретена для Публичной библиотеки в Петербурге и Эрмитажа.
Литературная деятельность
Издал литературный альманах «Урания, карманная книжка на 1826 год для любительниц и любителей Русской словесности», к участию в котором привлёк Е. А. Баратынского, Д. В. Веневитинова, А. Ф. Мерзлякова, Ф. И. Тютчева, А. И. Полежаева, С. П. Шевырева, П. А. Вяземского, при содействии которого А. С.
Пушкин предоставил пять своих стихотворений. Сам Погодин опубликовал в альманахе свою, написанную в Знаменском летом 1825 года, повесть «Нищий» (с. 15—30). В 1834 году Белинский писал, что повесть «Нищий» замечательна «по верному изображению русских простонародных нравов, по теплоте чувства, по мастерскому рассказу» (Белинский В. Г.
Полн. собр. соч.,Т.I., с. 94).
После восстания декабристов Погодин опасался, что навлёк на себя подозрения властей.
В 1827—1830 издавал журнал «Московский вестник», с 1830 года по 1831 год во время эпидемии холеры был редактором информационной газеты Ведомости о состоянии города Москвы[1]. Совместно с С. П. Шевырёвым издавал и редактировал журнал «Москвитянин» (1841—1856), также редактировал первые шесть номеров «Русского зрителя», а с 1837 года «Русский исторический сборник».
Автор повестей «Нищий» (1825), «Как аукнется, так и откликнется» (1825), «Русая коса» (1826), «Суженый»(1828), «Сокольницкий сад» (1829), «Адель» (1830), «Преступница» (1830), «Васильев вечер» (1831), «Чёрная немочь», «Невеста на ярмарке» и других (изданы отдельно в сборнике «Повести», ч. 1—3, 1832), также исторической трагедии в стихах «Марфа, посадница Новгородская» (1830).
Сочинения:
Проза:
- Повести Михаила Погодина. Ч. 1 — 3. М., 1832.
- Погодин М. Невеста на ярмарке. Повесть: В 2-х ч. М., 1837.
- Погодин М. Повести. Драма. М., 1984.
Погодин похоронен в Новодевичьем монастыре рядом с Буслаевым, Бодянским, Дювернуа и другими коллегами по университету
Дневниковая и автобиографическая проза Погодина:
- 1.Дневник М. П. Погодина. 1820—1822 // ОР РГБ. Ф. 231/I. К. 30. № 1.
- 2. Дневник М. П. Погодина. 1822—1825 // ОР РГБ. Ф. 231/I. К. 31. № 1.
- 3. Дневник М. П. Погодина. 1840—1845 // ОР РГБ. Ф. 231/I. К. 33. № 1.
- 4. Погодин М. Автобиография // ИРЛИ, ОР, Ф. 26; 18 ед. хр.; 1826—1876.
Путевые очерки:
- Погодин М. Год в чужих краях (1839). Дорожный дневник. Ч. 1 — 4. М., 1844.
- Погодин М. Псков (Из дорожных заметок). Псков, 1881. Шифр: 18.156.3.186
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/106622
Погодин михаил петрович
0 комментариев
Историк, публицист, писатель, издатель, коллекционер.
Окончил Московский университет (1821). Магистерская диссертация: «О происхождении Руси» (1825). Докторская: «Нестор. Историко-критическое рассуждение о начале русских летописей» (1836). С 1825 по 1844 год преподавал в Московском университете: адъюнкт, ординарный профессор (1833). Академик Петербургской Академии наук (1841).
Из-за конфликта с попечителем университета С.Г. Строгановым вышел в отставку. Секретарь (1837-1844), председатель (1875) Общества истории и древностей Российских. Председатель Общества любителей российской словесности (1860-1866). Издатель журналов: «Московский вестник» (1827-1830); «Москвитянин» (1841-1856, совместно с С.П. Шевыревым).
Считал, что история должна заниматься изучением народа. Метод своих исследований называл «математическим», основанным на складывании всех известных фактов. Был ярко выраженным историком-эмпириком.
Придерживался теории «неприметной точки», согласно которой русское государство образовалось не путем завоевания одних народов другими, а в результате добровольного призвания варягов.
Эта «неприметная точка» является причиной того, что русское общество не разделено на враждебные классы потомков завоевателей и завоеванных, поэтому в нем царит гармония и отсутствует классовая борьба. Отстаивал скандинавское происхождение первых русских князей.
Выделял следующие периоды русской истории: варяжский, монгольский, московский, европейско-русский и самобытный (начиная с правления Николая I). Придерживался панславистских взглядов.
Сочинения:
Исторические афоризмы. М, 1836;
Исследования, замечания и лекции М.П. Погодина о русской истории. М, 1846-1859. Т. 1-7;
Историко-критические отрывки. М, 1846-67. Кн.1-2;
Древняя русская история до монгольского ига. М, 1871. Т. I-III.
Автор статьи: В.В. Тихонов
Смежные статьи
Литература
- Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина. СПб., 1888-1907. Кн. 1-22
- Дурновцев В.И., Бачинин А.Н. Разъяснять явления русской жизни из нее самой: Михаил Петрович Погодин // Историки России. XVIII – начало XX века. М., 1996. С. 194-214
- Умбрашко К.Б. М.П. Погодин: Человек. Историк. Публицист. М., 1999
- Петров Ф.А. М.П. Погодин и создание кафедры российской истории в Московском университете. М., 1995
- Павленко Н.И. Михаил Погодин. М., 2003
- Рясенцев К.В. М.П. Погодин: Политические идеи и проекты. М., 2007
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/pogodin_mikhail_pietrovich
Родился историк, публицист, переводчик, издатель, коллекционер Михаил Петрович Погодин
11 (23) ноября 1800 г. в Москве родился историк, публицист, переводчик, издатель, коллекционер Михаил Петрович Погодин.
Михаил Петрович происходил из семьи крепостного, домоправителя графа И. П. Салтыкова, отпущенного на волю в 1806 г. Основы грамоты мальчик получил дома. С 10 лет Михаил воспитывался у приятеля отца, московского типографа и издателя А. Г. Решетникова. В 1814-1818 гг.
обучался в Московской губернской гимназии; с 1818 г. — в Московском университете на словесном отделении философского факультета. За годы учёбы он пристрастился к чтению, изучению русской истории. Его взгляды формировались под влиянием «Истории Государства Российского» Н. М.
Карамзина и русского издания «Нестора» А. Л. Шлёцера. После получения диплома в 1821 г. Погодин был направлен преподавателем в Московский Благородный пансион; давал также частные уроки в доме князя Н. П. Трубецкого. Защитив диссертацию «О происхождении Руси» в 1825 г.
, Михаил Петрович получил приглашение в Московский университет, где с 1826 г. читал курс всеобщей истории, а в 1835 г. занял кафедру русской истории. В 1841 г. Погодин был избран академиком по Отделению русского языка и словесности. Преподавательскую деятельность Михаил Петрович оставил в 1844 г.
, посвятив себя в дальнейшем научным изысканиям, переводами, публицистике, издательской деятельности.
Сфера научных интересов Погодина лежала в области славянской истории домонгольского периода, истории Московского государства XVI-XVII в. и времени Петра Великого.
Являясь сторонником норманской теории происхождения Руси, доказательства которой были приведены в диссертации, Погодин в 1820-30-х гг. выступал с критикой историка М. Т. Каченовского. Позднее, в 1860-70-х гг.
полемизировал по этому вопросу с Н. И. Костомаровым и Д. И. Иловайским.
Михаил Петрович автор большого количества исследований, публикаций, посвящённых русской истории — это монографические работы, учебники, руководства, критические статьи.
Заслугой Погодина является изыскание и публикация исторических документов, письменных источников, не известных ранее. Среди них издание «Псковской летописи», сочинений И. Т. Посошкова, публикация записок библиотекаря Екатерины II Я. Штелина и другое.
Большое значение для изучающих русскую историю представляет многотомный труд «Исследования, замечания и лекции».
Позиция Погодина по ряду вопросов русской истории, понимание её самобытности сближало его со славянофилами. Однако к концу жизни Михаил Петрович стал придерживаться точки зрения необходимости сближения России с Западом.
Литературно-издательская деятельность Погодина свела его со многими представителями русской литературы разных поколений. В 1826 г. Михаил Петрович выпустил литературный альманах «Урания», к участию в котором были привлечены Е. А. Баратынский, Д. В. Веневитинов, П. А. Вяземский; при посредничестве последнего был опубликован ряд стихотворений А. С. Пушкина.
Также в сборник вошла повесть самого Погодина — «Нищий». В 1827-1830 гг. Погодин, как редактор-издатель, принимал участие совместно с Веневитиновым, А. С. Хомяковым, братьями И. В. Киреевским и П. В. Киреевским, С. П. Шевырёвым в издании литературного журнала «Московский вестник». А с 1841 по 1856 гг. совместно с С. П.
Шевырёвым издавал «учёно-литературный» журнал «Москвитянин», выступая с его страниц сторонником теории официальной народности. В журнале печатались произведения поэтов и писателей: П. А. Вяземского, Ф. Н. Глинки, Н. В. Гоголя, В. И. Даля; учёных: И. И. Срезневского, И. Е. Забелина, Ф. И. Буслаева и других. На страницах «Москвитянина» помещали свои статьи и славянофилы.
Михаил Петрович являлся автором ряда литературных произведений: нескольких повестей, исторической трагедии «Марфа, посадница Новгородская».
В 1820-х гг. Погодин увлёкся коллекционированием предметов старины, памятников культуры.
В составленном им знаменитом «Древлехранилище» были собраны: рукописи, старопечатные книги, иконы, кресты, оклады, шитьё, печати, монеты и медали, оружие; автографы русских и зарубежных государственных, церковных и культурных деятелей; произведения графики.
«Древлехранилище», одно из крупнейших частных собраний России, стало одной из достопримечательностей Москвы: посмотреть его приезжали великие князья, государственные и общественные деятели. По определённым дням оно было доступно и для обывателей. По желанию императора Николая I в 1852 г.
«Древлехранилище» было приобретено государством. Часть собрания: рукописи, автографы, лубочные картинки и гравюры были переданы в Императорскую Публичную библиотеку; коллекция археологических редкостей, монет, печатей, медалей — в Эрмитаж; церковные древности пополнили патриаршее собрание в Кремле.
Круг общения Михаила Петровича был обширен, он был знаком с государственными сановниками, представителями общественности, деятелями науки и культуры. В его доме жили Н. В. Гоголь и А. А. Фет.
Михаил Петрович Погодин умер 8 (20) декабря в 1875 г. и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
См. в Президентской библиотеке:
Барсуков Н. П. Жизнь и труды Н. П. Погодина. СПб., 1888. Кн. 1;
Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1889. Кн. 2;
Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1890. Кн. 3;
Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1891. Кн. 4;
Барсуков Н. П. Жизнь и труды Н. П. Погодина. СПб., 1892. Кн. 5;
Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1892. Кн. 6;
Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1893. Кн. 7;
Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1894. Кн. 8;
Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1895. Кн. 9;
Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1896. Кн. 10;
Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1897. Кн. 11;
Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1898. Кн. 12;
Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1899. Кн. 13;
Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1900. Кн. 14;
Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1901. Кн. 15;
Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1902. Кн. 16;
Барсуков Н. П. Жизнь и труды Н. П. Погодина. СПб., 1903. Кн. 17;
Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1905. Кн. 19;
Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1906. Кн. 20;
Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1907. Кн. 21;
Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1910. Кн. 22;
Бестужев-Рюмин К. Н. Биографии и характеристики: Татищев, Шлёцер, Карамзин, Погодин, Соловьев, Ешевский, Голифердинг. СПб., 1882;
Бестужев-Рюмин К. Н. М. П. Погодин. Статьи политические и польский вопрос (1856-1867). [СПб., 1878];
Добровский И. Кирилл и Мефодий, словенские первоучители. Перевод с немецкого [М. П. Погодина]. М., 1825;
Письма М. П. Погодина, С. П. Шевырева и М. А. Максимовича к князю П. А. Вяземскому 1825-1874 годов (из Остафьевского архива). СПб , 1901;
Погодин М. П. Г. Гедеонов и его система о происхождении варягов и Руси. СПб, 1864;
Погодин М. П. Исследования, замечания и лекции. М., 1846. Т. 1;
Погодин М. П. Исследования, замечания и лекции. М., 1846. Т. 2;
Погодин М. П. Исследования, замечания и лекции. М., 1846. Т. 3;
Погодин М. П. Исследования, замечания и лекции. М., 1850. Т. 4;
Погодин М. П. Исследования, замечания и лекции. М., 1857. Т. 5;
Погодин М. П. Исследования, замечания и лекции. М., 1855. Т. 6;
Погодин М. П. Исследования, замечания и лекции. М., 1856. Т. 7;
Погодин М. П. Историческое похвальное слово Карамзину, произнесённое при открытии ему памятника в Симбирске, августа 23, 1845 г. М., 1845;
Погодин М. П. История в лицах о Димитрии Самозванце. М., 1835;
Погодин М. П. Николай Михайлович Карамзин, по его сочинениям, письмам и отзывам современников. М., 1866. Ч.1;
Погодин М. П. Николай Михайлович Карамзин, по его сочинениям, письмам и отзывам современников. М., 1866. Ч. 2;
Погодин М. П. Норманский период русской истории. М., 1859;
Погодин М. П. О Москве.[М., 1837];
Погодин М. П. О происхождении Руси : историко-критическое рассуждение. М., 1825;
Погодин М. П. О старшинстве между князьями Древней Руси. [СПб., 1844];
Погодин М. П. Св. Кирилл и Мефодий – славяне, а не греки. [М., 1864];
Погодин М. П. Семнадцать первых лет в жизни императора Петра Великого : 1672-1689. М., 1875;
Публичный диспут 19 марта 1860 года о начале Руси между г.г. Погодиным и Костомаровым. [СПб., 1860];
Собрание документов по делу царевича Алексея Петровича, вновь найденных Г. В. Есиповым, с приложением рассуждения М. П. Погодина. М., 1861.
Источник: https://www.prlib.ru/history/619745