Сообщение о буддизме кратко изложенное в этой статье, расскажет Вам много полезной информации об одной из самых влиятельных религий мира.
Доклад о буддизме
Главный объект поклонения и основатель буддизма — принц Гаутама Сиддхартха. Он жил в 563 — 483 годах до н. э. Поэтому данная религия одна из самых древних в мире.
Согласно легенде, когда Гаутаме исполнилось 35 лет, он достиг просветления и изменил свою жизнь, а также жизнь тех людей, которые за ним последовали.
Они называли его Буддой, что от санскритского обозначает пробужденный, просветленный. Свои проповеди он распространял 40 лет и умер Сиддхартха в 80-летнем возрасте.
Примечательно, что после себя Сиддхартха не оставил никакого письменного сочинения.
Как трактуется Бог в буддизме?
Секты, которые отделились от буддизма, чтят Будду как Бога. А вот основная часть последователей видят в Сиддхартхе наставника, основателя и просветителя. Они уверены, что просветления можно достичь только при помощи бесконечной Вселенской энергии.
Поэтому можно сделать следующий вывод: мир буддизма не признает существование бога-творца, всемогущего и всезнающего. Согласно их верованиям каждый человек является частью божества. У буддистов постоянного Бога нет, ведь каждый просветленный способный достигнуть великого звания «Будда».
Это понимание Бога и отличает Буддизм от других западных религий.
В чем суть буддизма?
Главное стремление буддистов – очищение замутненного состояния ума, которое искажает реальность. К такому состоянию относят чувства страха, злости, эгоизма, невежества, лени, жадности, зависти, раздражения и так далее.
Религия развивает благотворные и чистые качества сознания: сострадание, щедрость, мудрость, доброту, благодарность, трудолюбие. Они помогают постепенно очищать и познавать свой разум. Когда он становится и ярким и сильным, то уменьшаются раздражение и беспокойство, ведущие к депрессиям, невзгодам.
В целом буддизм – это религия больше философского плана. В ее доктрине заложены 4 основные истины:
- о происхождении и причинах страдания
- о природе страдания
- о путях к прекращению страдания
- о прекращении страдания и устранения его источников
Все они в итоге ведут к уничтожению боли и страдания. Достигнувшее состояние человеческой души позволяет погрузиться в трансцендентную медитацию, достигнув просветления и мудрости.
Этика и мораль буддизма
Буддийские этика и мораль основаны на принципах не совершения умеренности и вред. В человеке религия воспитывает и развивает чувство сосредоточенности, нравственности и мудрости.
Медитация позволяет постичь работу ума и причинно-следственных связей между духовными, телесными и психологическими процессами.
Каждый уровень учения буддизма направлен на всестороннее развитие личности человека – разума, речи и тела.
Надеемся, что доклад про буддизм помог узнать много полезной информации об этой мировой религии. А свое сообщение о религии буддизм Вы можете оставить через форму комментариев ниже.
Источник: https://kratkoe.com/soobshhenie-o-buddizme/
Доклад на тему Буддизм 4, 5, 6, 7, 8 класс
Буддизм одна из самых древних религий во всем мире. Своей известностью и почитанием, буддизм идет наравне с мусульманством и христианством. Буддизм отрицает присутствие божества или самого бога. В христианстве и исламе, наоборот. В исламе поклоняются Аллаху, в христианстве – Иисусу. Что же тогда проповедует буддизм, и каких рамок придерживается это направление? А все достаточно просто.
Вера буддизма проповедует то, что человек должен освободиться от жизненных хлопот и суеты, когда он пройдет через все страдания, то достигнет нирваны, блаженства его души. Данную религию назвали в честь пророка, который ее проповедовал. Его называли Будда, конечно у этого человека было совсем другое имя, просто он назвал себя так после того, как смог просветиться и познать все тонкости бытия.
Возник буддизм в Индии, в VI веке до нашей эры. Началом буддизма считается история о ее основателе Сиддхартхи Гаутаме. Он был индийским царевичем, жил достаточно нормальной жизнью, но казалось, ему чего-то не хватает.
Когда ему исполнилось больше тридцати лет, молодой человек решил оставить свою семью и стать отшельником. Семь лет он жил жизнью, в которой искал способ избавить человеческую душу от страданий. Ему удалось достичь долгожданного пробуждения и выбрать правильный жизненный путь. После чего Гаутама становится Буддой.
Он решает помочь человечеству и продолжает проповедовать свое учение на продолжении 40 лет. Основой буддизма становятся 4 истины. Согласно им, жизнь человека всегда связана со страданиями. Наш мир – это круговорот рождений и смертей.
И вот когда человек постигнет отрешенность от жизни, он освободиться от круговорота страданий. И если человеку посчастливиться победить свои желания он постигнет нирвану.
Даже сегодня во многих странах мира сильно распространен культ поклонения Будде. Множество храмов, с самыми красивыми фасадами и украшениями, а так же статуй, возведены во многих уголках планеты.
Хотя говориться, что сам Будда не требовал к себе внимания, он не хотел, чтобы ему поклонялись, он просто делал то, что считал необходимым для человечества. Он считал себя самым простым человеком, который познал многие вещи, и всячески старался помочь в этом другим людям.
Оказывается, что буддизм возник намного раньше христианства и ислама. Все сторонники буддизма искренно верят в переселение души. Жизнь человека не может закончиться его смертью, это лишь необходимая составляющая всего процесса.
После смерти душа человека всего лишь переселяется в новое тело, и неважно будет это снова человек, или уже животное.
Буддисты придерживаются того мнения, что Будда сам прожил много разных жизней. Кем он только ни был. Но пройдя все испытания, даже разных перевоплощений, он все же, смог познать просвещения. Пройдя через все испытания, Будда получил бесценный опыт, чтобы передать его людям тем, кто этого попросит.
Все буддисты не проповедуют насилие, они считают, что все люди равны между собой с самого рождения. На протяжении веков у них сложилась своя культура и традиции. Все это искусство отлично проявляется в изготовлении маленьких статуэток Будды, и даже больших его статуй.
Одна из них даже занесена в книгу рекордов Гиннеса, как самая высокая статуя. Большим спросом пользуется институт монашества. Монахи всегда живут в монастырях, давая при этом обет безбрачия. Они ходят в яркой, оранжевой одежде, с бритой головой.
Почти все монастыри, где проповедуется буддизм стали центром боевых искусств, восточной медицины, и других отраслей культуры.
На сегодняшний день буддизм – это самая распространенная мировая религия. Ее сторонники живут на территории Азии. Но это не значит, что в других частях мира этой религии нет.
Хоть в небольшом количестве, но можно найти буддизм во многих странах. Буддизм оказывает огромное влияние на жизнь людей. Все это поддерживают монахи, которые несут огромный вклад в развитие буддизма.
Они обучают, просвещают и хранят все то, что было создано так давно.
Доклад Буддизм
Буддизм является одной из древних мировых религий, а если быть точнее – это религиозно-философское учение. Зародилось оно в Индии в VI веке до н.э. Основателем этого учения является Будда Шакьмуни. Будда в переводе со санскрита буквально означает “пробуждённый”, “просветлённый”, то есть буддизм – это “учение просветлённого”.
Будда Шакьмуни (дословно означает “пробуждённый из рода Шакьев”) родился в семье царя Шуддходаны, правившим одним из северо-индийских царств в предгорье Гималаев, и царицы Махамайи.
При рождении имел имя Сиддхартха Гаутама. По традиции рода Шакьев царице для родов было необходимо отправится в дом своих родителей, правившими соседним царством Колиев.
Но до места назначения так и не дошла и родила младенца в роще Руммини под деревом ашока.
Для благословления долгожданного царевича был приглашён мудрец-отшельник Асита. Внимательно осмотрев его он обнаружил на теле младенца 32 знака великого человека, и на объявил, что на основании этого ребёнку суждено стать либо великим правителем, либо великим просветлённым мудрецом.
Царь Шуддходана естественно хотел, чтобы его сын стал великим царём, а не отшельником. Для этого он с ранних лет всячески ограждал царевича от знаний о человеческих страданиях.
Но, несмотря на то, что Сиддхартха жил в богатстве и роскоши, он всё же стал понимать, что целью жизни не может быть стремление к материальным благам.
Когда Сиддхартхе было 29 лет, он вместе со своим колесничим Чану однажды отправился за пределы своего дворца, где его ожидали четыре встречи: он повстречал старика, сражённого недугом человека, человеческий труп и отшельника. Увиденная реальная картина жизни людей коренным образом повлияла на его дальнейшую жизнь.
Сиддхартха Гаутама осознал, что старение, недуги, мучения, и смерть неизбежны, и что ни благосостояния, ни принадлежность к высшим кастам не в состоянии уберечь от этого.
Поняв, что только саморазвитие является единственным путём для познания причин всех этих страданий, Сиддхартха оставляет всё – жену, сына, дворец, богатства – и уходит в отшельники, чтобы найти пути для избавления от страданий.
В течении шести лет Сиддхартха Гаутама присоединялся к различным общинам других отшельников и придавался суровым аскезам.
В конце концов понял, что аскезы по большому счёту больше изнуряют тело, чем приводят к большему пониманию, и решил пересмотреть свой путь. Он начал погружать себя сосредоточения.
В этом состоянии он сел под дерево Бодхи и дал обет, что не поднимется, пока ему не придёт познание об истине.
После сорока девяти дней медитации Сиддхартха Гаутама достиг полного просветления, после чего его и стали называть Буддой. Достигнув наивысшего просветления, Будда Шакьмуни начал просвещать людей своим учением.
В основе учения Будды лежат “Четыре Благородные Истины”:
- Есть страдание.
- Есть причина страдания.
- Есть возможность прекращения страдания.
- Есть путь, ведущий к прекращению страданию.
Слово “страдание” здесь следует понимать не буквально, а как совокупность пристрастий, от которых потом происходят неприятные чувства в течение всей человеческой жизни.
Для того, чтобы прекратить страдания существует “Благородный восьмеричный путь“:
- Правильное воззрение.
- Правильное намерение.
- Правильная речь.
- Правильное поведение.
- Правильный образ жизни.
- Правильное усилие.
- Правильное памятование.
- Правильное сосредоточение.
Также основу учения составляют и следующие аспекты:
- учение о карме;
- принцип бессущностности;
- учение о мгновенности;
- представление о мироздании
В учении Будды имеется такое понятие как серединный путь, согласно которому Будда не поддерживал ни сурового аскетизма, ни ярого стремления к наслаждениям. Любому последователю учения Будды в каждой новой ситуации нужно будет искать заново серединный путь.
Последователями учения Будды становятся через осознанное принятие клятвенного обета, именуемым “прибежищем”, под которым понимается три драгоценности:
- Будду;
- Учение Будды (Дхарма);
- Буддийская община (Сангха)
В буддизме выделяют три основных течения: хинаяна, махаяна и ваджраяна.
Несмотря на то, что Буддизм зародился в Индии, большее распространение он имел за её пределами: Китай, Монголия, Таиланд, Вьетнам, Шри-Ланка, Корея и др. В России буддизм исповедуют жители Тувы, Калмыкии и Бурятии.
Вариант №3
Буддизм возник в первом тысячелетии до нашей эры в Индии, как одно из течений, противостоящее брахманизму. Тогда индийцы переживали социально-экономический и культурный кризис.
Развалились родовая организация и традиции, возрастали классовые отношения. Было очень много людей избравших путь воздержания и строгий образ жизни, которые пропагандировали свое мировоззрение.
Среди этих течений был и буддизм, у которого было больше влияния на общественность.
Большинство ученых считают, основателем буддизма был реальный человек. Он был сыном главы племени в Индии,Сиддхартха Гаутама. Он жил беспечной и счастливой жизнью, но еще будучи молодым увидел тщетность и недолговечность жизни. Он ушел из дома, в поисках ответа: как человеку избавиться от страданий.
Однажды, спустя несколько лет путешествия, сидя под деревом, ему на ум пришла догадка. Ответ был найден. Потрясенный своими умозаключениями, он просидел возле дерева несколько дней, потом пришел к людям и рассказывал о своем открытии. Его идеи пришлись по душе многим.
В течение 40 лет он распространял свое учение по всей Индии.
Основные истины, состояли в следующем
Человеческая жизнь — страдание. Основана на непостоянстве. Все рождается и создается, чтобы погибнуть или быть разрушенным. Причина страдания — наше желание. Люди страдают потому что хотят жить.
Чтобы не страдать, избавься от желания. Этого можно достичь только в нирване, которая понимается как поглощение страстей, исчезновение жажды чего — либо. Но на вопрос является ли это смертью, прямого ответа учения не дают. Нирвана это состояние освобождения души от всего мирского.
Теперь это понимается как блаженство, свобода от всего сущего и одухотворение. Чтобы избавиться от желания, нужно идти восьмеричным путем. Это срединный путь, позволяющий избежать:чувственных удовольствий и мучений плоти.
Это называется восьмеричный путь, у него восемь состояний, через которые человек достигает спокойствия, очищает ум и развивает интуицию.
Вот эти состояния:
- нужно верить, что мир состоит из скорби и страданий;
- твердо знать свой путь и следовать ему, ограничить себя в страстях и стремлениях;
- быть доброжелательным и не злословить;
- не совершать плохих поступков;
- отгонять злые мысли, настроиться на добро;
- помыслы должны быть чисты, похоть-это зло;
- Быть терпеливыми, уметь сосредотачиваться, созерцать и искать истины;
Первые два правила приводят к достижению мудрости. Следующие три — нравственность. И последнее- сила воли. Только их нельзя постигать по отдельности. Все взаимосвязано. Без нравственности не будет мудрости, а нравственности нет без воли. Мудрость, нравственность и сила воли не могут существовать по отдельности, если нет чего-то одного, значить нет и всего остального.
Спасение будет только при личной решимости человека, если будешь идти правильным путем и правильно действовать. Также необходимо сострадание ко всему живому.
Первые буддисты были лишь одной из сект, но по прошествии времени их влияние возросло. Буддизм был принят правителями, воинами, которые хотели освободиться от брахманов.
Первые ученики создавали общины. Те кто вступал в общину должны были отказаться от собственного имущества. Называли их нищими.
Брили головы, одевались в старую одежду, в основном желтого цвета, единственное что позволялось иметь при себе: три предмета одежды (верхняя, нижняя и ряса), бритва, игла, пояс, сито, зубочистку, чашку для подати. Много странствовали, принимая подаяния. Ели они только до обеда, к тому же были вегетарианцами.
Непогоду пережидали в пещерах. Хоронили умерших недалеко от мест обитания. Позже на их могилах стали ставить склепы и замуровывали вход. Спустя несколько лет на этих местах появились монастыри.
Было несколько сборов с попыткой утвердить текст священного писания, но ни как не могли прийти к общему согласию. Буддизм как государственная религия стал в 3 веке до нашей эры.
В последнем столетии до нашей эры в Индии скифы построили свое царство, правителем которого был ревностный буддист.В эти годы и написали священные тексты учений Будды.
Считалось что благочестие обеспечивает спасение. Появились институты святых, которые достигли просвещения и помогали людям найти правильный путь. Стало много святых, которым молились. Появились рай и ад. Начали придавать значение обрядам и колдовству. Так же появлялись статую Будды.
- В конце первого тысячелетия нашей эры эта религия уступила индуизму. Было несколько причин, приведших к этому:
- вражда разных направлений буддизма;
- арабы, они захватили некоторые территории Индии и принесли ислам.
- А буддизм распространился в Восточной Азии, и стал мировой религией сохранившейся и до сегодняшнего дня.
Буддизм уклоняется от всяких утверждений, не говорит ни о чем конкретном. Как мне думается в писании говориться о чистоте и свободе души и правильном пути.Да религия приводит к мудрости и состраданию, Но не дает понятие о вечности или небытия. В писании говориться только о причинах человеческих страхов, которыми являемся мы сами, и о перевоплощениях.
Так же, Что наша карма — это либо возмездие или вознаграждение за наши поступки на жизненном пути. И чтобы нас вознаградили нужно идти правильным путем. Хотя об этом говориться в любой религии, в каждой из них есть и отмщение за плохие поступки, и вознаграждение за хорошие дела. Карма не погибает и приводит к переселению души.
И в зависимости от того какой ты путь выбрал в прошлой жизни ты переродишься в то что заслужил.
И не согласна с тем что наша жизнь дает только скорбь и страдание. Нет очень много хорошего дает нам жизнь. Любовь, радость, надежда и так далее.
Да есть и страдание, но это все как и счастье приходящее и уходящее, как пришло так и ушло. Пусть не сразу, но со временем все нормализуется в нашей жизни.
Да мы сами выбираем путь, сами строим жизнь, от этого и зависит на сколько ты будешь счастлив.
4, 5, 6, 7, 8, 10 класс
Популярные темы сообщений
- Цветок Гвоздика
Гвоздика — многолетний цветок семейства гвоздичных, в переводе с греческого «цветок Зевса». Красные, белые, желтые, розовые, сиреневые гвоздики всегда привлекали внимание и символизировали события, чувства, страны. - Юстиниан I
Юстиниан I взошел на престол Византии благодаря своему дяди Юстину I, так как тот был бездетным и не имел наследника. Ему пришлось усыновить собственного племянника, чтобы правящая династия не оборвалась. Он начал заботься о нем - Чувства человека
Чувства формируются в процессе развития человека. Они формируют эмоциональную устойчивость, умение испытывать какое-то определённое чувство, или эмоцию. Человек чувствителен, и это определяется в физических и эмоциональных ощущений.
Источник: https://more-dokladov.ru/doklad-soobshchenie/raznoe/buddizm-4-5-6-7-8-klass
Доклад на тему Буддизм сообщение
Подобно многим мировым религиям буддизм возник и сформировался благодаря фигуре основателя – уникальной личности, которая смогла предложить людям нечто невероятное, способ познания и действия в этом мире, который наделяет человеческое существование особым смыслом. В частности для буддизма речь идет о принце Ситхартхе Гуатаме, которого в дальнейшем стали называть Буддой Шакьямуни, то есть пробужденным из рода Шакья.
Ситхартха был на земле в 4-5 веках до новой эры, он проживал и проповедовал на территории современной Индии. Согласно легенде, этот великолепный принц до 16 лет оставался во дворце, оберегаемый своим отцом от страданий этого мира. Тем не менее, в 16 лет он сбежал из дворца на прогулку в город и последовательно увидел как проявляются в этом мире: старость, болезнь и гибель.
Как гласит предание, принц Гаутама увидел старика, больного и труп. Для простого человека такие образы с самого раннего детства не являются удивительными, но вот для принца, который обитал в достатке и здоровье во дворце и вообще не подозревал о страданиях этого мира, такие видения стали судьбоносными.
Подобно любому достойному человеку Ситхартка испытал в собственной душе сострадание и печаль, подобно любому достойному воину (а принц был именно из воинского рода, правителей той земли) он обрел решительность победить невзгоды. Таким образом юноша решает отыскать способ победить страдание. Для этого он отказывается от всего своего имущества и титулов и уходит из дворца, чтобы отыскать способ победы над страданиями.
Если смотреть в исторической перспективе, то для того времени подобный уход вообще был характерным поступком для представителей знати и аристократии. Многие люди добровольно уходили в леса и предавались аскезам и медитациям в поисках истины. Сначала будущий Будда присоединился именно к такой группе аскетов и укрощал собственную плоть, становясь ближе к постижению мира.
Однажды Будда понял чрезмерность аскетического пути и осознал актуальность так называемого срединного пути. Грубо говоря, поиска умеренности и гармонии во всем.
После Будды осталось множество писаний в частности Палийский канон и Трипитака, где записаны в том числе и слова Будды. В строгом смысле слова буддизм не является религией, так как не учит о Высшем существе и не требует поклонения. Как говорят сами буддисты, они просто занимаются различными методиками преобразования ума, которые позволяют избавить от страдания себя и других.
Вариант 2
Буддизм не является религией, так говорят сами буддисты. Данное учение представляет собой сочетание методов преобразования ума, которые позволяют людям избавиться от страданий и прийти к счастью. Идеалом буддизма является освобождение от так называемой сансары – круга перерождений и переход в так называемую нирвану – тотальное освобождение.
Возник буддизм в 400-500 годах до новой эры по причине проповеди Будды Шакьямуни, который прожил в этом своем перерождении 80 лет, большую часть своего земного пути, выполняя функции странствующего монаха и проповедника. После себя он оставил немало учеников и довольно много учений, которые и вошли в основу буддизма.
Тем не менее, современные последователи, хотя и сходятся во многом, разделяются на разные школы.
Сейчас существует четыре основные школы буддизма, а также догматически есть деление на так называемую Большую и Малую колесницы.
Последователи Большой колесницы видят собственной целью освобождение от сансары всех живых существ, последователи Малой имеют более скромную цель – они стремятся достичь нирваны хотя бы сами.
Помимо этого существует так называемая Алмазная колесница, которая исходит от тайной доктрины и во многом является мистическим учением. В каждой стране буддизм приобрел собственную вариацию и подобно всем религиям, которые приходят на новые земли и национальные почвы, впитал в себя особенности этой земли.
К примеру, довольно известным является тибетский буддизм, который частично впитал в себя традиции изначальной религии Бон, подобно тому, как православие на русской земле ассимилировало в себе некоторые языческие традиции.
В Японии распространен дзен-буддизм, который также является особенным учением, почитаемым и у китайцев. Особенностью дзена является использование своеобразных практик, которые немного отличаются от традиционных буддийских.
Лидером (условно говоря) буддизма является Далай-Лама, который считается перерождением бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары. Помимо этого следует отметить Кармапу, который тоже считается одним из верховных иерархов и ламой, который сознательно перерождается на благо всех живых существ.
4, 5, 7 класс
- Умный дом
Технологии меняют действительность и система, которая называется умный дом является характерным примером этого факта. На самом деле относительно недавно люди и представить совсем не могли что - Созвездие Орион
Созвездие Орион – группа звезд расположенная в северном полушарии небесного экватора. Его хорошо видно над европейской частью континента Евразия. Это одно из самых красивых и запоминающихся с - Передвижение кошек (Как передвигается кошка)
Кошка относится к млекопитающим, семейству кошачьих, отряд хищных. Наши домашние красавицы относятся к подвиду лесной кошки. - Дежнёв Семён Иванович
Примерный год рождения великого исследователя – 1605, появился на свет он в Великом Устюге. Семья Дежнева не была богатой, с самого детства всех детей учили, тому, что любой труд почетен - Норвегия
Королевство Норвегия располагается на севере и западе Скандинавского полуострова. Археологические раскопки говорят о том, что история государства уходит корнями к далекой древности - Нефть — полезное ископаемое
Совершенно обоснованно нефть называют черным золотом. Ведь этот ценный природный ресурс на данный период является своеобразным эквивалентом общей ценности в экономике и представляет собой уни
Источник: https://doklad-i-referat.ru/soobshchenie/drugie/buddizm
Сообщение на тему: Буддизм (кратко)
Одной из ведущих мировых религий является буддизм. Зарождение буддизма началось в Индии, в первом веке до нашей эры. Буддизм считается одной из самых древних религий мира. В индийском обществе буддизм распространился как альтернатива брахманизму.
В Индии тех времен, в результате глубокого социально-экономического кризиса шёл распад родовых и традиционных связей, устанавливались классовые отношения. Общество было жёстко разделено на касты. Большую симпатию в обществе стала вызывать идеология буддизма, которая давала облегчение духовной жизни людей в эту эпоху.
Постулаты буддизма получили одобрение и признание народа Индии.Принято считать, что основателем буддийской веры был реальный человек. Легенда гласит, что рождён он в 562 году до нашей эры, на границе Индии и Непала. Имя его было Сиддхартха Гаутама.
Отцом его был вождь племени «шакьёв», поэтому его называли Будда Шакьямуни, что означало «отшельник из племени шакьёв». Царевич никогда не знал ни нужды, ни забот, купаясь в роскоши. В стенах дворца он изучил многие науки, но был ограждён от суровой правды повседневной жизни простых людей.
Только когда юноше исполнилось 29 лет, он впервые столкнулся с вещами, о существовании которых не подозревал. Царевич впервые увидел старика, больного человека и покойника. Он вдруг понял, что жизнь человека это, в конечном счёте, цепь непрерывных страданий.
Что в мире нет постоянства, всё мимолетно, и что никто из людей не избежит вещей — старости, болезней и смерти. С того дня уже ничто не могло отвлечь юношу от мысли о том, как можно, преодолевая неизбежные страдания земной жизни, находить душевный покой. Поиски ответа на этот вопрос стали целью его жизни.
Царевич покинул дворец и отправился странствовать по стране в образе нищего. Он жил с отшельниками в разных местах Индии, приняв их аскетический образ жизни. За шесть лет, превзойдя в аскетизме всех своих товарищей, молодой человек доводит свой организм до истощения. Подойдя близко к смерти, он понимает, что цели он так и не достиг.
Сев под дерево он погрузился в состояние медитации. Утром, в полнолуние Гаутама обрёл просветление и получил ответы на свои вопросы. Отныне его стали называть Будда, что значит «просветлённый».
Вернувшись к людям, Будда стал открывать народу новое учение. Стали появляться всё новые последователи Будды, так как проповеди его были близки и понятны многом.
Основанием его учения стали 4 истины, открывшиеся ему в момент просветления.
Первая истина: Человеческая жизнь есть страдание. Всё в мире рождается, чтобы умереть, исчезнуть.Вторая истина: Причиной страдания являются желания. Люди страдают оттого, что они привязаны к жизни. Жизнь человека наполнена скорбями. Человек будет страдать, пока будет хотеть жить.Третья истина: Для избавления от страданий необходимо, ограничить свои желания. Погасить пламя страстей и прекратить жажду желаний — этого можно достичь только в нирване.Четвёртая истина: К избавлению от желаний, нужно идти Восьмеричным путем спасения, который ведет к окончательному освобождению.
Эти 4 истины составляют ступени на пути к нирване и называются срединным путём. Этот путь позволяет избежать двух крайностей: удовлетворению чувственных удовольствий и самоистязания.
Для следования по Восьмеричному пути спасения, нужно овладеть восемью ступенями: правильным пониманием, правильными намерениями, правильной речью, правильными поступками, правильным образом жизни, правильными усилиями, правильными помыслами, правильной сосредоточенностью.
Две первых ступени это приобретение мудрости, затем следуют три ступени, означающие нравственное поведение и завершают путь три последние ступени — дисциплина ума.Эти ступени взаимосвязаны между собой. Чтобы стать мудрым, необходимо следовать нормам нравственного поведения, а развитие нравственного поведения невозможно без дисциплины ума.
Мудрец тот, кто сострадает другим и сострадателен тот, кто принимает мудрые решения.Главной задачей людей, исповедующих буддизм, является следование по этим ступеням Восьмеричного пути.
Не причинять зла живому существу, отказаться от лжи, излишних благ и удовольствий, стремиться к покою, сосредоточиться на своём духовном пути — вот те условия, выполнение которых поможет человечеству достичь нирваны и, наконец, избавиться от вечных страданий.
Отличие буддизма от других религий заключается в том, что буддизм учит каждого человека самостоятельно искать свой путь к достижению нирваны. В буддизме нет жёстких требований по выполнению всех его постулатов, а учение Будды — это только его советы, как преодолеть свою карму, избавиться от колеса сансары и достичь нирваны.
Сообщение на тему: Буддизм (кратко) (вариант 2)
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/14668-soobschenie-na-temu-buddizm-kratko.html
Буддизм для детей: кратко и понятно. Интересное о буддизме для детей
Буддизм — одна из мировых религий. Основой для зарождения буддизма как мировой религии стало Учение Будды, которое принёс в наш мир Будда Шакьямуни ещё две с половиной тысячи лет назад.
Родившись царевичем в семье влиятельного правителя, принц Сиддхартха треть жизни прожил во дворце своего отца, но затем покинул его, стал отшельником и долгие годы посвятил практике медитации, чтобы постичь Истину.
Что же заставило принца покинуть роскошный дворец своего отца, беззаботную жизнь и даже отказаться от права наследования трона? Каких успехов на своём пути достиг принц Сиддхартха и в чём принципиальное отличие его Учения от других философских и религиозных концепций?
Возникновение буддизма: кратко для детей
Две с половиной тысячи лет назад где-то в районе современной северной Индии в семье царя Шуддходаны родился мальчик, которого назвали Сиддхартхой.
Когда у царя родился наследник, которого он ждал много лет, во дворец пригласили мудреца Аситу, чтобы тот предсказал судьбу новорожденного. Когда же мудрец Асита увидел мальчика, он заплакал. Отец принца встревожился и спросил у мудреца, почему он плачет.
На что тот ответил, что сыну царя суждено стать Буддой — «пробудившимся ото сна», — познать Истину и поделиться этой Истиной со всеми.
Отец принца не хотел мириться с тем, что наследник трона станет отшельником, и решил окружить сына богатством, роскошью и блаженством, чтобы тот никогда не познал страданий и нужды и, как следствие, чтобы у него даже не возникло мысли о том, что нужно искать какие-то методы избавиться от страданий.
Сказано — сделано. Царь Шуддходана велел выслать из города Капилавасту, в котором размещался его дворец, всех старых, больных, немощных и нищих людей. Царь с детства окружил сына только красивыми, молодыми и жизнерадостными людьми.
По ночам слуги даже срезали в царском саду увядшие цветы, чтобы принц Сиддхартха был в полной иллюзии абсолютного совершенства мира. И именно так Сиддхартха жил 29 лет своей жизни, пребывая в полной иллюзии, что все люди счастливы, никто не страдает и у всех всё хорошо.
Но затем с принцем произошла история, которая навсегда перевернула его жизнь.
Однажды принц решил отправиться на прогулку за границы своего дворца. Отец строжайше запрещал сыну выходить за пределы дворца, однако тот хотел посмотреть, как живёт его народ. Во время этой прогулки принц Сиддхартха встретил сначала старика, затем человека, который лежал посреди улицы и бился в лихорадке, а потом — похоронную процессию.
Так принц узнал о том, что люди не могут быть вечно молодыми, что существуют старость, болезнь, смерть и другие страдания. Молодой принц был шокирован таким открытием, ведь 29 лет своей жизни его окружали только молодые, красивые и счастливые люди, он купался в роскоши и блаженстве и думал, что все люди так живут и никто в этом мире не страдает.
Эти три встречи перевернули сознание принца, и он понял, что мир полон страданий и, самое главное, старости, болезни и смерти не избегнет никто в его государстве, в том числе его любимая семья и он сам. Однако впереди принца ждала ещё одна судьбоносная встреча — четвёртая.
Уже возвращаясь во дворец, принц встретил отшельника, который ходил в простой накидке, просил подаяния, а всю жизнь посвятил медитациям и поиску истины. Принц был настолько поражён умиротворённостью и спокойствием отшельника, а также его простым отношением к жизни, что впоследствии решил тоже достичь такого состояния.
Вернувшись во дворец, Сиддхартха долго обдумывал увиденное и принял решение покинуть отцовский дворец, чтобы найти способ избавиться от страданий и, самое главное, потом рассказать об этом способе всем людям. Ночью принц в сопровождении своего слуги покинул отцовский дворец.
Доехав до границы царства своего отца, он попрощался со слугой, облачился в одежду отшельника и отправился на поиски истины.
Долгие семь лет Сиддхартха посвятил этим поискам — он обучался у различных учителей йоге и медитации. Сиддхартха сознательно подвергал себя различным лишениям и ограничениям: спал под открытым небом, ограничивал себя в пище.
Он настолько истощил своё тело, что чуть не умер от голода, но добрая девушка Суджата, обнаружив его без сознания, накормила Сиддхартху рисом.
Тогда он понял, что излишнее самоистязание не ведёт ни к чему хорошему, и сел под деревом, принял намерение погрузиться в медитацию и не выходить из неё до тех пор, пока не постигнет истину. 49 дней и ночей Сиддхартха провёл в медитации.
Чтобы этому помешать, к нему приходил демон Мара, присылал своих дочерей и пытался напугать Сиддхартху своим войском из демонических существ. Но Сиддхартха выдержал все испытания и на 35 году жизни, ровно в ночь своего рождения, достиг пробуждения и стал именоваться Буддой, то есть «пробудившимся».
Познав Истину, Будда, как и планировал, начал делиться ею с людьми. Первыми, кому он прочитал проповедь, были его товарищи, с которыми он медитировал ранее. Это были пять отшельников, которым он и прочитал свою первую проповедь. Именно эта проповедь и стала основой Учения Будды. Какую же истину Будда поведал своим товарищам?
Будда рассказал своим друзьям-отшельникам о том, что познал сам. Он объяснил им, что жизнь полна страданий и все живые существа, так или иначе, их испытывают.
Это происходит потому, что жизнь переменчива, всё очень быстро меняется и это причиняет страдания. Человек не может достичь какого-то стабильного счастья, потому что ситуация вокруг всё время меняется.
Поэтому в мире так много страданий, причиной которых являются, как сказал Будда, человеческие желания и привязанности.
К примеру, если человек очень любит употреблять какую-то определённую пищу, она доставляет ему удовольствие, и он стремится постоянно есть именно эту пищу, то её отсутствие будет причинять ему страдания.
К тому же, эта пища может быть ещё и вредной, как это часто бывает, и, употребляя её, человек будет причинять вред своему здоровью. В итоге это всё приведёт к страданиям, причиной которых является привязанность к определённой пище.
И так во всём: любые привязанности приводят к страданиям.
Что же Будда предложил в качестве выхода из этой ситуации? Будда сказал, что состояние, когда нет привязанностей и, как следствие, нет страданий, достижимо. Это состояние называется нирваной. И чтобы достичь такого состояния, Будда рекомендовал своим последователям соблюдать восемь предписаний:
- Правильное воззрение, то есть понимание основ Учения Будды.
- Правильное намерение, желание достичь состояния «нирваны», а также быть доброжелательным по отношению ко всем живым существам.
- Правильная речь (избегать грубых слов, лжи, сплетен и так далее).
- Правильное поведение. В первую очередь, речь идёт о том, чтобы не причинять вред живым существам: как людям, так и животным — не убивать, не обманывать, не воровать и так далее.
- Правильный образ жизни. Следует отказаться от тех видов заработка, которые причиняют вред живым существам. Любой вид заработка, который кому-либо причиняет страдания, считается недопустимым.
- Правильное усилие. Следует сосредоточить свои силы на том, чтобы двигаться по пути освобождения от страданий.
- Правильное памятование. Следует постоянно осознавать и контролировать свои поступки, слова и мысли.
- Правильное сосредоточение. Следует обучиться медитации и регулярно её практиковать. Медитация — это главный метод для устранения страданий.
Именно эту истину поведал Будда своим товарищам-отшельникам во время своей первой проповеди. И именно она легла в основу современного буддизма.
Интересное о буддизме для детей
Помимо первой проповеди, Будда прочитал своим ученикам ещё множество проповедей. И помимо стремления к личному освобождению от страданий, он призывал своих учеников также помогать на этом пути и другим.
Будда призывал взращивать в себе четыре самых главных качества: любящую доброту, сострадание, сорадование и беспристрастность. Под любящей добротой следует понимать доброжелательное отношение ко всем живым существам и готовность помочь им, а также воздержание от проявления гнева и ненависти.
Под состраданием следует понимать полное осознание того, что живые существа страдают, и не быть к этому безразличным. Сорадование — значит разделять с окружающими их радости, не завидовать им, радоваться их успехам. А беспристрастность — это равностное, одинаково благожелательное отношение ко всем.
Будда призывал не разделять окружающих на тех, кто нам нравится, и тех, кто не нравится. Следует одинаково хорошо относиться ко всем.
Интересно, что Будда, достигнув Просветления, вспомнил все свои прошлые жизни, а также узнал о том, как устроен мир, как происходит процесс перевоплощения и так далее.
И, познав всё это, именно на основе этих знаний он дал своим ученикам рекомендации для максимально гармоничной и счастливой жизни. К примеру, достигнув Просветления, Будда узнал о так называемом законе кармы, который можно описать простой поговоркой: «Что посеешь, то и пожнёшь».
И именно с этой точки зрения он призывал своих учеников не совершать плохих поступков, потому что всё, что мы совершаем, к нам возвращается.
Делаем добрые дела — так же будут поступать и с нами, совершаем зло — то же самое вернётся и к нам. И Будда увидел в момент Просветления, что этот закон работает всегда и в отношении всех живых существ.
И сегодня большинство людей страдают именно потому, что не знают или не верят в этот закон. И от этого Будда предостерегал своих учеников. Неверие в закон кармы он называл самым тяжёлым заблуждением, которое приносит людям много вреда.
Потому что, не понимая закон кармы, люди совершают зло и потом то же самое получают в ответ.
Также Будда в момент Просветления узнал и о реинкарнации — процессе, в ходе которого живое существо умирает, а затем рождается снова, но в другом теле. Это может быть тело человека, животного и так далее. И от нашей нынешней жизни напрямую зависит то, кем и в каких условиях мы родимся после смерти.
Таким образом, после смерти ничего не заканчивается. Смерть — это то же самое, что вечером заснуть, а утром проснуться, только уже в другом теле и в других условиях. И чтобы родиться в хороших условиях, Будда предостерегал своих учеников от совершения зла, которое может повлиять на последующее рождение.
Именно в этом базовое отличие Учения Будды от многих других учений: наставления и советы Будды основаны на его личном опыте, на той истине, которую он смог познать. Советы, которые дал нам Будда, позволяют нам счастливо и гармонично жить. В этом главное их преимущество: эти советы просты и эффективны.
Источник: https://www.oum.ru/literature/buddizm/buddizm-dlya-detey-kratko/
Буддизм – основные идеи кратко, философия буддизма
Буддизм наравне с исламом и христианством считается мировой религией. Это означает, что ее не определяют по этническому признаку ее последователей. Исповедовать ее можно любому человеку независимо от его расы, национальности и места проживания. В статье мы рассмотрим кратко основные идеи буддизма.
Краткое изложение идей и философии буддизма
Кратко об истории возникновения буддизма
Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.
Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис.
Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения. Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений.
Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми.
Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.
Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Родился он в 560 году до н.э.
в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью.
И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть.
Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников.
Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения.
Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.
Краткая история возникновения буддизма
Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос.
После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.
Основные понятия и идеи буддизма
Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды.
Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей.
Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.
Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма
- Есть понятие дукхи (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени.
- У дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др.
- От зависимости и страдания можно избавиться.
- Полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване.
Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни.
В буддизме выделяют три драгоценности
- Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления.
- Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.
- Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.
Чтобы достигнуть всех трех драгоценностей, буддисты прибегают к борьбе с тремя ядами:
- отстранение от истины бытия и неведения;
- желания и страсти, способствующие возникновению страданий;
- несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас.
Согласно идеям буддизма, каждый человек испытывает и телесные, и душевные страдания. Болезни, смерть и даже рождение являются страданием. Но такое состояние противоестественно, поэтому от него нужно избавляться.
Кратко о философии буддизма
Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – это философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.
В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.
В буддизме есть основные истины, открытые Буддой
- Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.
- Страдания возникают из-за желаний.
Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.
- Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний.
Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.
- Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения.
Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.
Комплекс буддийских храмов
Восьмеричный путь спасения предполагает:
- правильное понимание – первое, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
- правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
- правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);
- правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;
- правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
- правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
- правильные помыслы – главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
- правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.
Первые две ступени называются праджня и предполагают этап достижения мудрости. Три последующие – регулирование нравственности и правильного поведения (шила). Оставшиеся три ступени олицетворяют дисциплину ума (самадха).
Направления буддизма
Самые первые, кто поддержал учение Будды, стали собираться в уединенном месте на тот период, пока шли дожди. Так как они отказывались от любой собственности, их прозвали бхикша – «нищие». Они брили голову наголо, облачались в лохмотья (в основном желтого цвета) и переходили с места на место.
Их жизнь была необычайно аскетична. В дожди они прятались в пещерах. Их хоронили обычно там, где они обитали, а на месте их могил сооружали ступу (строения-склепы куполообразной формы). Их входы делали глухо замурованными и вокруг ступ сооружали строения различного предназначения.
После смерти Будды состоялся созыв его последователей, которые канонизировали учение. Но периодом наибольшего расцвета буддизма можно считать время правления императора Ашоки – III в. до н.э.
Можно выделить три основные философские школы буддизма, сформировавшиеся в разные периоды существования учения:
- Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая, культовые скульптуры, иконы. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.
- Махаяна. Даже мирянин (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв.
- Ваджраяна. Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.
Итак, философия буддизма заключается в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него. Это учение продолжает уверенно распространяться по планете, завоевывая все больше сторонников.
Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки — нажмите CTRL+D
Источник: https://indiada.ru/religia/buddizm-osnovnye-idei.html