Урок Конспект Дополнительные материалы
Подберите отрывок из произведения С. Лагерлёф к иллюстрациям.
Он снял с плеча мешок, развязал его, вынул мягкую, тёплую пушистую овечью шкурку, и передал её незнакомцу, чтобы завернуть в неё Младенца. Оглянувшись, пастух увидел, что ангелы были повсюду. Что это за ночь, — спрашивал он сам себя, — в которую собаки не кусаются, овцы не пугаются, палка не ударяет и огонь не жжёт? Это был старый, угрюмый человек, который был жесток и суров ко всем людям. Завидя чужого человека, он схватил длинную, остроконечную палку, которой гонял своё стадо, и с силой бросил её в незнакомца. До самой своей смерти она проводила всё время, сидя в своей комнате на угловом диване и рассказывая нам чудные вещи.
Выберите из списка название книги, в которой писательница собрала легенды Востока.
Писательница собрала легенды, рожденные на Востоке, в книге «Сказания о Христе» «Чудесная свеча» «Легенда о Рождестве» .
Восстановите последовательность событий, описанных в произведении Сельмой Лагерлёф «Святая ночь».
Пастух подарил семье овечью шкуру.
Поиски огня для жены и ребёнка.
Пастух пошёл за незнакомцем.
Воспоминания о бабушке и её рассказе.
Добавьте подписи к изображениям по произведению «Святая ночь».
Распределите в столбцы примеры средств выразительности.
Образуйте пары из пословиц к произведению «Святая ночь».
Соберите картинку, на которой изображена сцена из рассказа С. Лагерлёф «Святая ночь».
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/4522/train/
Лагерлеф Сельма рассказ
- Сельма Лагерлёф
- Название произведения: «Святая ночь»
- Число страниц: 3
- Жанр: рассказ
- Главные герои: бабушка, незнакомец, пастух, младенец, мать, ангелы, овцы, собаки.
Характеристика главных героев:
- Бабушка — мудрая и начитанная женщина.
- Ласковая, добрая.
- Умеет словом приковать внимание.
- Девочка — любознательная и добрая.
- Внимательная, открытая.
- Пастух — озлобленный и мнительный.
- С недоверием отнесся к человеку.
- Просветленный, милосердный, добродушный.
Краткое содержание рассказа «Святая ночь» для читательского дневника
- Бабушка рассказала внучке историю о том, как когда-то один человек ходил в поисках огня для своего ребенка.
- Его встретил пастух и очень удивился, что овцы не испугались незнакомца, а угли его не обожгли.
- Старик последовал вслед за ним, затем увидел, что его семья живет в пещере.
- Сжалился он — подарил семье незнакомца овечью шкуру.
- С этого момента мир для пастуха переменился, а он увидел летающих вокруг младенца ангелов.
План для пересказа:
- 1) Воспоминания о бабушке и ее рассказе.
- 2) Поиски огня для жены и ребенка.
- 3) Встреча с пастухом.
- 4) Огонь для проходимца.
- 5) Старик пошел за незнакомцем.
- 6) Овечья шкура.
- 7) Ангелы вокруг Спасителя.
Рисунок — иллюстрация
Синквейн
- Душа.
- Чистая, открытая.
- Смотрит, видит, наслаждается.
- Красота — в глазах смотрящего.
- Духовность.
Главная мысль
Все прекрасное — в глазах смотрящего.
Чтобы увидеть, что-то хорошее, надо самому стать лучше.
Чему учит произведение «Святая ночь»
Произведение учит видеть сердцем, становиться лучше, проявлять доброту и благородство.
Краткий отзыв по произведению «Святая ночь»
- Этот трогательный, светлый рассказ входит в цикл «Сказаний о Христе».
- Я считаю, что эту историю должны знать взрослые, дети.
- Ведь она «открывает глаза» на окружающий мир, учит замечать волшебство, величие Господа.
- Произведение мне понравилось также своим сюжетом.
- Это история про внучку, которая любила слушать рассказы про Христа от бабули.
- Она рассказала девочке необычайную историю про рождение младенца — Иисуса Христа.
- Даже я узнал, почему та самая ночь стала священной.
- Я всем рекомендую прочитать этот увлекательный рассказ.
Пословицы:
- Шуба овечья, да душа человечья.
- Жизнь безумно красива, когда начинаешь её замечать.
- У кого нет души, у того и жизнь плохая.
Отрывок из рассказа, поразивший меня больше всего:
Старик предпочел бы ответить отказом, но, когда он вспомнил, что собаки не смогли укусить этого человека, овцы не разбежались от него и посох, не задев его, пролетел мимо, ему стало не по себе, и он не посмел отказать ему в просьбе.
«Бери, сколько тебе нужно!» — сказал пастух.
Еще читательские дневники по произведениям Сельмы Лагерлёф:
- «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
- «В Назарете»
- Библиотека читательских дневников автора пополняется.
Источник: https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-4-klass/lagerlef-selma-rasskaz-sviataia-noch
Сельма Лагерлеф. Святая ночь — Кому за пятьдесят — медиаплатформа МирТесен
Обложка к рассказу «Святая ночь».
Шведская писательница Сельма Лагерлеф прославилась как первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе. Представляю святочный рассказ именитой сказочницы, автора «Чудесного путешествия Нильса с дикими гусями».
Когда мнe было пять лет, меня постигло большое горе. Я не знаю, испытала ли я впоследствии горе большее, чем тогда. У меня умерла бабушка. До того времени она каждый день сидела на угловом диване в своей комнате и рассказывала чудные вещи. Я не помню бабушку иной, как сидящей на своем диване и рассказывающей с утра до ночи нам, детям, притаившимся и смирно сидящим возле нее; мы боялись проронить хоть слово из рассказов бабушки. Это была очаровательная жизнь! Не было детей, болee счастливых, чем мы.
Я смутно помню образ бабушки. Помню, что у нее были прекрасные, белые, как мел, волосы, что была она очень сгорбленна и постоянно вязала свой чулок. Еще помню, что, когда бабушка кончала рассказ, она клала свою руку мне на голову и говорила: «И все это такая же правда, как то, что я тебя вижу, а ты меня».
Помню, что бабушка умела петь красивые песни; но пела их бабушка не каждый день. В одной из этих песен говорилось о каком-то рыцарe и морской девe, к этой песне был припев: «Как холодно веет ветер, как холодно веет ветер по широкому морю.
Вспоминаю я маленькую молитву, которой научила меня бабушка, и стихи псалма. О всех рассказах бабушки сохранилось у меня лишь слабое, неясное воспоминание. Только один из них помню я так хорошо, что могу рассказать. Это—маленький рассказ о Рождестве Христовом.
Вот, почти все, что у меня сохранилось в памяти о бабушке; но лучше всего я помню горе, которое меня охватило, когда она умерла. Я помню то утро, когда угловой диван остался пустым, и было невозможно себе представить, как провести длинный день.
Это помню я хорошо и никогда не забуду. Нас, детей, привели, чтобы проститься с умершей. Нам было страшно поцеловать мертвую руку; но кто-то сказал нам, что последний раз мы можем поблагодарить бабушку за все радости, которые она нам доставляла.
Помню, как ушли сказания и песни из нашего дома, заколоченные в длинный черный гроб, и никогда не вернулись. Помню, как что-то исчезло из жизни. Будто закрылась дверь в прекрасный волшебный мир, доступ в который нам был до того совершенно свободен. С тех пор не стало никого, кто смог бы снова открыть эту дверь.
Помню, что пришлось, нам, детям, учиться играть в куклы и другие игрушки, как играют все дети, и постепенно мы научились и привыкли к ним. Могло показаться, что заменили нам новые забавы бабушку, что забыли мы ее.
Но и сегодня, через сорок лет, в то время, как разбираю я сказания о Христе, собранные и слышанные мною в далекой чужой стране, в моей памяти живо встает маленький рассказ о Рождестве Христовом, слышанный мной от бабушки.
И мне приятно еще раз его рассказать и поместить в своем сборникe.
* * *
Это было в Рождественский сочельник. Все уехали в церковь, кроме бабушки и меня. Я думаю, что мы вдвоем были одни во всем доме; только мы с бабушкой не смогли поехать со всеми, потому что она была слишком стара, а я слишком мала. Обе мы были огорчены, что не услышим Рождественских песнопений и не увидим священных огней.
Когда уселись мы, одинокие, на бабушкином диване, бабушка начала рассказывать: «Однажды глубокой ночью человек пошел искать огня. Он ходил от одного дома к другому и стучался:
— Добрые люди, помогите мне — говорил он.— Дайте мне горячих углей, чтобы развести огонь: мне нужно согреть только что родившегося Младенца и Его Мать.
Ночь была глубокая, все люди спали, и никто ему не отвечал. Человек шел все дальше и дальше. Наконец увидел он вдали огонек. Он направился к нему и увидел, что это — костер. Множество белых овец лежало вокруг костра; овцы спали, их сторожил старый пастух.
Человек, искавший огня, подошел к стаду; три огромные собаки, лежавшие у ног пастуха, вскочили, заслыша чужие шаги; они раскрыли свои широкие пасти, как будто хотели лаять, но звук лая не нарушил ночной тишины.
Человек увидел, как шерсть поднялась на спинах собак, как засверкали в темноте острые зубы ослепительной белизны, и собаки бросились на него.
Одна из них схватила его за ногу, другая — за руку, третья — вцепилась ему в горло; но зубы и челюсти не слушались собак, они не смогли укусить незнакомца и не причинили ему ни малейшего вреда.
Человек хотеть подойти к костру, чтобы взять огня. Но овцы лежали так близко одна к другой, что спины их соприкасались, и он не мог дальше идти вперед. Тогда человек взобрался на спины животных и пошел по ним к огню. И ни одна овца не проснулась и не пошевелилась».
До сих пор я, не перебивая, слушала рассказ бабушки, но тут я не могла удержаться, чтобы не спросить:
— Почему не пошевелились овцы? — спросила я бабушку.
— Это ты узнаешь, немного погодя, — ответила бабушка и продолжала рассказ: «Когда человек подошел к огню, заметил его пастух. Это был старый, угрюмый человек, который был жесток и суров ко всем людям.
Завидя чужого человека, он схватил длинную, остроконечную палку, которой гонял свое стадо, и с силой бросил ее в незнакомца.
Палка полетела прямо на человека, но, не коснувшись его, повернула в сторону и упала где-то далеко в поле».
В этом месте я снова перебила бабушку:
— Бабушка, почему палка не ударила человека?— спросила я; но бабушка мне ничего не ответила и продолжала свой рассказ.
«Человек подошел к пастуху и сказал ему:
— Добрый друг! Помоги мне, дай мне немного огня.
Только что родился Младенец; мне надо развести огонь, чтобы согреть Малютку и Его Мать. Пастух охотнее всего отказал бы незнакомцу. Но когда он вспомнил, что собаки не смогли укусить этого человека, что овцы не разбежались перед ним, и палка не попала в него, как-будто не захотела ему повредить, пастуху стало жутко, и он не осмелился отказать незнакомцу в его просьбе.
— Возьми, сколько тебе надо, — сказал он человеку.
Но огонь уже почти потух. Сучья и ветки давно сгорели, оставались лишь кроваво-красные уголья, и человек с заботой и недоумением думал о том, в чем донести ему горячие уголья.
Заметя затруднение незнакомца, пастух еще раз повторил ему:
— Возьми, сколько тебе надо!
Он с злорадством думал, что человек не сможет взять огня. Но незнакомец нагнулся, голыми руками достал из пепла горячих углей и положил их в край своего плаща. И уголья не только не обожгли ему руки, когда он их доставал, но не прожгли и плаща, и незнакомец пошел спокойно назад, как будто нес в плаще не горячие уголья, а орехи или яблоки.
Тут снова не могла я удержаться, чтобы не спросить:
— Бабушка! почему не обожгли уголья человека и не прожгли ему плащ?
- — Ты скоро это узнаешь — ответила бабушка и стала рассказывать дальше.
- Старый, угрюмый, злой пастух был поражен всем, что пришлось ему увидеть.
- — Что это за ночь, — спрашивал он сам себя,— в которую собаки не кусаются, овцы не пугаются, палка не ударяет и огонь не жжет?
- Он окликнул незнакомца и спросил его:
— Что сегодня за чудесная ночь? И почему животные и предметы оказывают тебе милосердие?
— Я не могу тебe этого сказать, если ты сам не увидишь, — ответил незнакомец и пошел своей дорогой, торопясь развести огонь, чтобы согреть Мать и Младенца. Но пастух не хотел терять его из вида, пока не узнает, что все это значит. Он встал и пошел за незнакомцем, и дошел до его жилища.
Тут увидел пастух, что человек этот жил не в доме и даже не в хижине, а в пещере под скалой; стены пещеры были голы, из камня, и от них шел сильный холод. Тут лежали Мать и Дитя.
Хотя пастух был черствым, суровым человеком, но ему стало жаль невинного Младенца, который мог замерзнуть в каменистой пещере, и старик решил помочь Ему. Он снял с плеча мешок, развязал его, вынул мягкую, теплую пушистую овечью шкурку, и передал ее незнакомцу, чтобы завернуть в нее Младенца.
Но в тот же миг, когда показал пастух, что и он может быть милосердным, открылись у него глаза и уши, и он увидел то, чего раньше не мог видеть, и услышал то, чего раньше не мог слышать. Он увидел, что пещеру окружают множество ангелов с серебряными крыльями и в белоснежных одеждах.
Все они держат в руках арфы и громко поют, славословя родившегося в эту ночь Спасителя Мира, который освободит людей от греха и смерти.
Тогда понял пастух, почему все животные и предметы в эту ночь были так добры и милосердны, что не хотели никому причинить вреда. Ангелы были всюду; они окружали Младенца, сидели на горе, парили под небесами.
Всюду было ликование и веселье, пение и музыка; темная ночь сверкала теперь множеством небесных огней, светилась ярким светом, исходившим от ослепительных одежд ангелов.
И все это увидел и услышал пастух в ту чудесную ночь, и так был рад, что открылись глаза и уши его, что упал на колени и благодарил Бога».
- Тут бабушка вздохнула и сказала:
- — То, что увидел тогда пастух, могли бы и мы увидеть, потому что ангелы каждую Рождественскую ночь летают над землею и славословят Спасителя, но если бы мы были достойны этого.
- И бабушка положила свою руку мне на голову и сказала:
— Заметь себе, что все это такая же правда, как то, что я тебя вижу, а ты меня. Ни свечи, ни лампады, ни солнце, ни луна не помогут человеку: только чистое сердце открывает очи, которыми может человек наслаждаться лицезрением красоты небесной.
Источник: https://komu-za-50.mirtesen.ru/blog/43847309474/Selma-Lagerlef.-Svyataya-noch
План-конспект урока по чтению по теме: Сельма Лагерлеф Святая ночь" | Социальная сеть работников образования
- Тема: Сельма Лагерлеф «Святая ночь»
- Цели урока: познакомить учащихся с творчеством Сельмы Лагерлеф;
- — развитие словарного запасы учащихся;
- — воспитывать любовь и добро к ближнему;
- — воспитывать уважительное отношение к православной культуре.
- Используемая методическая литература:
- 1. Библия
2. Журнал «Воспитание школьника» №7, 2006г.
- Используемое оборудование:
- Ноутбук, учебники
- ХОД УРОКА.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
— Наш урок проходит в праздничные дни, в преддверии дня Святой Троицы.
Я желаю, чтобы урок прошел для вас с пользой. Может быть, вам удастся что-то для себя открыть.
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с великим волшебником в
https://www.youtube.com/watch?v=H6BmNDdVWb4
области литературы Сельмой Лагерлеф, которая поведует нам о великом таинстве рождения Господа нашего Иисуса Христа.
3.РАССКАЗ ОБ АВТОРЕ.
— Давайте мысленно перенесемся в Швецию. Именно здесь родилась и прожила всю свою жизнь писательница Сельма Лувиса Оттилия Лагерлеф.
Легенды родились в сердце Швеции – Вермланде – и поселились в дворянской усадьбе Морбакка. Это они шуршали на чердаке, играли ветвями огромных рябин, плотным кольцом окружавших Морбакку, порхали вокруг колыбели, где лежала дочь отставного военного и учительницы, хозяев усадьбы.
Но, увы, легенды не были всемогущи. Они не сумели уберечь ребенка от тяжелой болезни, лишившей возможности ходить. Единственным развлечением девочки стали рассказы ее тетушек и бабушки. А в 5 лет девочка потеряла любимую бабушку, смерть которой стала для нее настоящей трагедией.
Девочка очень рано пристрастилась к чтению. Ее любимыми писателями были Андерсен, Вальтер Скотт, Майн Рид. Уже в 7 лет Сельма решила непременно стать писательницей. Любой попадавшийся на глаза на лист бумаги заполняла стихами и прозой, пьесами и романами.
Когда Сельме исполнилось 10 лет, врачи вернули ей возможность двигаться. Но чтобы стать писательницей, девочке надо было учиться.
Училась она долго и упорно, став впоследствии одной из самых замечательных писательниц Швеции.
Сельма Лагерлеф автор 27 крупных произведений, в том числе сказочной эпопеи «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции», «Сага о Йесте Берлинге», трилогия о Левеншельдах.
В книге «Сказания о Христе» писательница собрала легенды, рожденные на Востоке. А начала она эту книгу с рассказа о Спасителе, услышанного от бабушки в рождественскую ночь.
4. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ПЕРВОЙ ЧАСТИ ТЕКСТА.
(Чтение детьми законченными частями)
— Прочитайте заголовок. Как вы думаете, о чем поведует нам автор?
(О чем-то таинственном. Об ангелах, которые с небес смотрят на нас. О святом празднике.)
- 1ч. «Когда мне было…» до слов «Не было детей более счастливых…»
- — От чьего имени идет повествование?
- (Повествование идет от имени автора рассказа.)
- — Какое настроение автора вы почувствовали?
- (Автору грустно, потому что она потеряла свою бабушку, близкого ей человека, и этим горем хотела бы поделиться с нами.)
- — Что было для детей настоящим счастьем?
- ( Настоящим счастьем для детей было слушать бабушкины рассказы.)
- — Прочитайте, как об этом пишет автор?
- (Выборочное чтение.)
- 2ч. «Я смутно помню…» до слов «Как холодно веет ветер…»
- — Прочитайте, какой образ бабушки навсегда сохранила Сельма Лагерлеф в своей памяти?
- (Выборочное чтение.)
- — Прочитайте слова, которые любила приговаривать бабушка.
- (Выборочное чтение.)
- — Как вы думаете, зачем она это делала?
(Я думаю, бабушка хотела, чтобы дети верили в чудеса, росли добрыми, отзывчивыми. Может быть поэтому Сельма Лагерлеф стала писательницей.)
3ч. «Вспоминаю я …» до слов «…когда она умерла.»
— Что из рассказанного бабушкой, запомнила писательница?
(Она помнила маленькие молитвы, стихи псалма, но больше всего ей запомнился рассказ о Рождестве Христовом.)
4ч. «Я помню то утро, …» до конца.
- — Что навсегда ушло из жизни героини этого повествования со смертью бабушки?
- (Из дома ушли сказания и песни, будто закрылась дверь в прекрасный волшебный мир.)
- — Подтвердите ответ текстом.
- (Выборочное чтение.)
- — Что хотела бы нам рассказать Сельма Лагерлеф?
- (Сельма Лагерлеф хотела бы рассказать нам удивительную историю, услышанную от бабушки в Рождественский сочельник.)
- СЛОВАРЬ: псалом – религиозное песнопение
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- А сейчас мы встанем дружно
- Отдохнуть немножко нужно.
- Повернитесь вправо, влево,
- Наконец присядьте смело!
- Поработайте ногами,
- Поработайте руками!
- Улыбнемся, день хороший!
- И похлопаем в ладоши!
6. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ.
- Помню я, как в детстве в первый раз,
- Слышала о Рождестве рассказ.
- Я была взволнована до слез,
- Ведь родился маленький Христос.
- Не в богатом именитом доме
- И лежал не в пышной колыбели,
- А в глухой пещере на соломе…
— Это случилось два тысячелетия назад в окрестностях города Вифлеема в стране Иудее. Родившегося Спасителя приветствовали пастухи.
- 1 пастух: Как темно было – и вдруг такой яркий свет!
- 2 пастух: В небе звезда зажглась новая, большая.
- (появляется Светлый ангел.)
- Светлый ангел: Родился Спаситель мира, о котором предвозвещали
- пророки!
Это Иисус Христос! Вы найдете его в той пещере!
- 1 пастух: Смотри, та далекая пещера вся словно в огне!
- 2 пастух: Чтоб на Христа взглянуть,
- Чтоб поклониться Богу,
- Отправимся мы в путь,
- В опасную дорогу.
- 1 пастух: В дар Младенцу принесем
- Меду, трав душистых.
- Путь по звездочке найдем
- Яркой, серебристой.
- (Пещера, в которой Мария качает колыбель и поет.)
- Мария: Как пылают звезды над горами,
- Пастухи в долинах бродят со стадами.
- Смолкни, колокольчик, не шуми, овечка,
- Спит Младенец в яслях, догорает свечка.
- Ослик: Постой-ка, может Младенец немного озяб?
- Вол: Мы нашим дыханьем согреем его.
- Ослик: Гляди-ка, кажется, кто-то идет?
- Вол: Пришли пастухи и стоят у ворот.
Мария: Бог в помощь, друзья! Заходите скорей!
- 1 пастух: А где новорожденный?
- 2 пастух: Да вот же он!
- 1 пастух: Прими, Христос, дары простые.
- Вот хлеб и мед, а вот вода,
- Мы люди бедные, но верим –
- Грядут иные времена.
(Чтение учителем стихотворения А.А.Фета «Ночь тиха..»
- * * *
- Ночь тиха. По тверди зыбкой Ясли тихо светят взору,
- Звезды южные дрожат. Озарен Марии лик,
- Очи Матери с улыбкой Звездный хор к иному хору
В ясли тихие глядят. Слухом трепетным приник.
- Ни ушей, ни взоров лишних,- И над Ним горит высоко
- Вот пропели петухи- Та звезда далеких стран:
- И за ангелами в вышних С ней несут цари Востока
Славят Бога пастухи. Злато, смирну и ладан.
7. ЧТЕНИЕ ВТОРОЙ ЧАСТИ ТЕКСТА.
- (Чтение по ролям: маленькая девочка, бабушка, пастух, человек.)
- СЛОВАРЬ: Рождественский сочельник-канун церковного праздника Рождества;
- лампада –небольшой сосуд, зажигаемый перед иконой.
8. ОБОБЩЕНИЕ.
— Давайте попробуем ответить на вопросы, которые волновали маленькую девочку. Почему животные и предметы оказывали милосердие?
(Родился Иисус Христос и вся природа радовалась этому. Даже злой пастух сжалился над Матерью и Младенцем.)
— Как вы думаете, ребята, зачем Господь пришел к людям на
землю?
(Любя людей, заботясь о них, Господь хотел показать смысл жизни и открыть путь к вечному счастью. Иисус-значит Спаситель. Христос-помазанник Божий.)
- — А в чем, по — вашему, счастье?
- (Счастье-это когда люди не болеют.
- Когда на земле нет войны – это тоже счастье.
- Люди должны любить друг друга и заботиться друг о друге.
- Господь пришел на землю, чтобы очистить людей от греха.)
- — Заканчивая свой рассказ, бабушка произнесла такие слова:
- «Ни свечи, ни лампады, ни солнце, ни луна не помогут человеку: только чистое сердце открывает очи, которыми может человек наслаждаться лицезрением красоты небесной»,- как вы их понимаете?
- — Подумайте, как еще можно было озаглавить рассказ?
(«Рождество». «Ночь перед Рождеством». «Рождение Господа».)
9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
— Дома, чтобы прочувствовать каждое художественное слово и образ, перечитайте текст еще раз. Подготовьте по содержанию вопросы, которые будете задавать друг другу.
10. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
— Каждый вдумчивый читатель при знакомстве с произведением открывает что-то для себя. Какие же открытия вы сделали?
(Высказывания детей.)
— Ребята, помогите мне оценить наш урок. Чтобы вы взяли: солнышко или тучку?
(Дети выбирают солнышко и объясняют свой выбор)
— Пусть ваши добрые дела просветляют нашу душу, как солнечные лучики, а грехи и пороки только затемняют ее, как тучки небо.
У наших предков была традиция: в Святки «сжигать» все свои неприятности. И сейчас я зажгу свечу, а вы, глядя на ее огонь, вспоминайте про себя, кого вы обидели, обманули, кому сказали плохое слово. И пусть все ваши неприятности сгорят на этом пламени и больше не повторятся никогда.
- Муниципальное общеобразовательное учреждение
- «Каплинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
- СЕЛЬМА ЛАГЕРЛЕФ
- «СВЯТАЯ НОЧЬ»
- Конспект урока чтения в 4 классе
- Подготовила и провела
- учитель начальных классов
- «Каплинская СОШ»
- Калинина Александра Ивановна
- с. Федосеевка
- 2010 год
Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/11/05/selma-lagerlef-svyataya-noch
Читаем детям о Рождестве | Сельма Лагерлёф | Святая ночь
:star: Что вы рассказываете детям о Рождестве Христовом? Ждут ли они этого дня? Небольшой рассказ Сельмы Лагерлёф, одной из самых известных детских писательниц, «Святая ночь» подводит нас к сути праздника. Но хорош рассказ не только этим. Сельма Лагерлёф с теплотой и трепетом вспоминает о своей бабушке. Именно она нашла нужные слова и поведала девочке историю рождения Христа.
Предлагаем вам перед сном прочитать рассказ вместе с детьми. Возможно, они запомнят этот вечер и через несколько лет с такой же любовью поведают о Рождестве своим малышам.
***:stars: Когда мнe было пять лет, меня постигло большое горе. Я не знаю, испытала ли я впоследствии горе большее, чем тогда.У меня умерла бабушка. До того времени она каждый день сидела на угловом диване в своей комнате и рассказывала чудные вещи.
Я не помню бабушку иной, как сидящей на своем диване и рассказывающей с утра до ночи нам, детям, притаившимся и смирно сидящим возле нее; мы боялись проронить хоть слово из рассказов бабушки. Это была очаровательная жизнь! Не было детей, болee счастливых, чем мы.Я смутно помню образ бабушки.
Помню, что у нее были прекрасные, белые, как мел, волосы, что была она очень сгорбленна и постоянно вязала свой чулок.Еще помню, что, когда бабушка кончала рассказ, она клала свою руку мне на голову и говорила:«И все это такая же правда, как то, что я тебя вижу, а ты меня».Помню, что бабушка умела петь красивые песни; но пела их бабушка не каждый день.
В одной из этих песен говорилось о каком-то рыцарe и морской девe, к этой песне был припев:«Как холодно веет ветер, как холодно веет ветер по широкому морю».Вспоминаю я маленькую молитву, которой научила меня бабушка, и стихи псалма.О всех рассказах бабушки сохранилось у меня лишь слабое, неясное воспоминание. Только один из них помню я так хорошо, что могу рассказать.
Это — маленький рассказ о Рождестве Христовом.Вот, почти все, что у меня сохранилось в памяти о бабушке; но лучше всего я помню горе, которое меня охватило, когда она умерла.Я помню то утро, когда угловой диван остался пустым, и было невозможно себe представить, как провести длинный день. Это помню я хорошо и никогда не забуду.Нас, детей, привели, чтобы проститься с умершей.
Нам было страшно поцеловать мертвую руку; но кто-то сказал нам, что последний раз мы можем поблагодарить бабушку за все радости, которые она нам доставляла.Помню, как ушли сказания и песни из нашего дома, заколоченные в длинный черный гроб, и никогда не вернулись.Помню, как что-то исчезло из жизни.
Будто закрылась дверь в прекрасный волшебный мир, доступ в который нам был до того совершенно свободен. С тех пор не стало никого, кто смог бы снова открыть эту дверь.Помню, что пришлось, нам, детям, учиться играть в куклы и другие игрушки, как играют все дети, и постепенно мы научились и привыкли к ним.Могло показаться, что заменили нам новые забавы бабушку, что забыли мы ее.
Но и сегодня, через сорок лет, в то время, как разбираю я сказания о Христе, собранные и слышанные мною в далекой чужой стране, в моей памяти живо встает маленький рассказ о Рождестве Христовом, слышанный мной от бабушки. И мне приятно еще раз его рассказать и поместить в своем сборникe.***Это было в Рождественский сочельник. Все уехали в церковь, кроме бабушки и меня.
Я думаю, что мы вдвоем были одни во всем доме; только мы с бабушкой не смогли поехать со всеми, потому что она была слишком стара, а я слишком мала. Обе мы были огорчены, что не услышим Рождественских песнопений и не увидим священных огней.Когда уселись мы, одинокие, на бабушкином диване, бабушка начала рассказывать:«Однажды глубокой ночью человек пошел искать огня.
Он ходил от одного дома к другому и стучался;— Добрые люди, помогите мне — говорил он.— Дайте мне горячих углей, чтобы развести огонь: мне нужно согреть только что родившегося Младенца и Его Мать.Ночь была глубокая, все люди спали, и никто ему не отвечал.Человек шел все дальше и дальше. Наконец увидел он вдали огонек. Он направился к нему и увидел, что это — костер.
Множество белых овец лежало вокруг костра; овцы спали, их сторожил старый пастух.Человек, искавший огня, подошел к стаду; три огромные собаки, лежавшие у ног пастуха, вскочили, заслыша чужие шаги; они раскрыли свои широкие пасти, как будто хотели лаять, но звук лая не нарушил ночной тишины.
Человек увидел, как шерсть поднялась на спинах собак, как засверкали в темноте острые зубы ослепительной белизны, и собаки бросились на него. Одна из них схватила его за ногу, другая — за руку, третья — вцепилась ему в горло; но зубы и челюсти не слушались собак, они не смогли укусить незнакомца и не причинили ему ни малейшего вреда.Человек хотеть подойти к костру, чтобы взять огня.
Но овцы лежали так близко одна к другой, что спины их соприкасались, и он не мог дальше идти вперед. Тогда человек взобрался на спины животных и пошел по ним к огню. И ни одна овца не проснулась и не пошевелилась».До сих пор я, не перебивая, слушала рассказ бабушки, но тут я не могла удержаться, чтобы не спросить:— Почему не пошевелились овцы? — спросила я бабушку.
— Это ты узнаешь, немного погодя, — ответила бабушка и продолжала рассказ:«Когда человек подошел к огню, заметил его пастух. Это был старый, угрюмый человек, который был жесток и суров ко всем людям. Завидя чужого человека, он схватил длинную, остроконечную палку, которой гонял свое стадо, и с силой бросил ее в незнакомца.
Палка полетела прямо на человека, но, не коснувшись его, повернула в сторону и упала где-то далеко в поле».В этом месте я снова перебила бабушку:— Бабушка, почему палка не ударила человека?— спросила я; но бабушка мне ничего не ответила и продолжала свой рассказ.«Человек подошел к пастуху и сказал ему:— Добрый друг! Помоги мне, дай мне немного огня.
Только что родился Младенец; мне надо развести огонь, чтобы согреть Малютку и Его Мать.Пастух охотнее всего отказал бы незнакомцу. Но когда он вспомнил, что собаки не смогли укусить этого человека, что овцы не разбежались перед ним, и палка не попала в него, как-будто не захотела ему повредить, пастуху стало жутко и он не осмелился отказать незнакомцу в его просьбе.
— Возьми, сколько тебе надо, — сказал он человеку.Но огонь уже почти потух. Сучья и ветки давно сгорели, оставались лишь кроваво-красные уголья, и человек с заботой и недоумением думал о том, в чем донести ему горячие уголья.Заметя затруднение незнакомца, пастух еще раз повторил ему:— Возьми, сколько тебе надо!Он с злорадством думал, что человек не сможет взять огня.
Но незнакомец нагнулся, голыми руками достал из пепла горячих углей и положил их в край своего плаща. И уголья не только не обожгли ему руки, когда он их доставал, но не прожгли и плаща, и незнакомец пошел спокойно назад, как будто нес в плаще не горячие уголья, а орехи или яблоки».
Тут снова не могла я удержаться, чтобы не спросить:— Бабушка! почему не обожгли уголья человека и не прожгли ему плащ?— Ты скоро это узнаешь — ответила бабушка и стала рассказывать дальше.«Старый, угрюмый, злой пастух был поражен всем, что пришлось ему увидеть.
— Что это за ночь, — спрашивал он сам себя,— в которую собаки не кусаются, овцы не пугаются, палка не ударяет и огонь не жжет?Он окликнул незнакомца и спросил его:— Что сегодня за чудесная ночь? И почему животные и предметы оказывают тебе милосердие?— Я не могу тебe этого сказать, если ты сам не увидишь, — ответил незнакомец и пошел своей дорогой, торопясь развести огонь, чтобы согреть Мать и Младенца.Но пастух не хотел терять его из вида, пока не узнает, что все это значит. Он встал и пошел за незнакомцем, и дошел до его жилища.Тут увидел пастух, что человек этот жил не в доме и даже не в хижине, а в пещере под скалой; стены пещеры были голы, из камня, и от них шел сильный холод. Тут лежали Мать и Дитя.Хотя пастух был черствым, суровым человеком, но ему стало жаль невинного Младенца, который мог замерзнуть в каменистой пещере, и старик решил помочь Ему. Он снял с плеча мешок, развязал его, вынул мягкую, теплую пушистую овечью шкурку, и передал ее незнакомцу, чтобы завернуть в нее Младенца.Но в тот же миг, когда показал пастух, что и он может быть милосердным, открылись у него глаза и уши, и он увидел то, чего раньше не мог видеть, и услышал то, чего раньше не мог слышать.Он увидел, что пещеру окружают множество ангелов с серебряными крыльями и в белоснежных одеждах. Все они держат в руках арфы и громко поют, славословя родившегося в эту ночь Спасителя Мира, Который освободит людей от греха и смерти.Тогда понял пастух, почему все животные и предметы в эту ночь были так добры и милосердны, что не хотели никому причинить вреда.Ангелы были всюду; они окружали Младенца, сидели на горе, парили под небесами. Всюду было ликование и веселье, пение и музыка; темная ночь сверкала теперь множеством небесных огней, светилась ярким светом, исходившим от ослепительных одежд ангелов. И все это увидел и услышал пастух в ту чудесную ночь, и так был рад, что открылись глаза и уши его, что упал на колени и благодарил Бога».Тут бабушка вздохнула и сказала:— То, что увидел тогда пастух, могли бы и мы увидеть, потому что ангелы каждую Рождественскую ночь летают над землею и славословят Спасителя, но если бы мы были достойны этого.И бабушка положила свою руку мне на голову и сказала:
— Заметь себе, что все это такая же правда, как то, что я тебя вижу, а ты меня. Ни свечи, ни лампады, ни солнце, ни луна не помогут человеку: только чистое сердце открывает очи, которыми может человек наслаждаться лицезрением красоты небесной.
:black_nib: Сельма Лагерлёф. Святая ночь (из сборника «Легенды о Христе»)
Источник: https://elitsy.ru/communities/111065/1504481/