Святая ночь — краткое содержание рассказа сельмы лагерлеф

Урок Конспект Дополнительные материалы

Подберите отрывок из произведения С. Лагерлёф к иллюстрациям.

Святая ночь - краткое содержание рассказа Сельмы Лагерлеф Святая ночь - краткое содержание рассказа Сельмы Лагерлеф Он снял с плеча мешок, развязал его, вынул мягкую, тёплую пушистую овечью шкурку, и передал её незнакомцу, чтобы завернуть в неё Младенца. Оглянувшись, пастух увидел, что ангелы были повсюду. Что это за ночь, — спрашивал он сам себя, — в которую собаки не кусаются, овцы не пугаются, палка не ударяет и огонь не жжёт? Это был старый, угрюмый человек, который был жесток и суров ко всем людям. Завидя чужого человека, он схватил длинную, остроконечную палку, которой гонял своё стадо, и с силой бросил её в незнакомца. До самой своей смерти она проводила всё время, сидя в своей комнате на угловом диване и рассказывая нам чудные вещи.

Выберите из списка название книги, в которой писательница собрала легенды Востока.

Писательница собрала легенды, рожденные на Востоке, в книге «Сказания о Христе» «Чудесная свеча» «Легенда о Рождестве» .

Восстановите последовательность событий, описанных в произведении Сельмой Лагерлёф «Святая ночь».

Пастух подарил семье овечью шкуру.

Поиски огня для жены и ребёнка.

Пастух пошёл за незнакомцем.

Воспоминания о бабушке и её рассказе.

Добавьте подписи к изображениям по произведению «Святая ночь».

Святая ночь - краткое содержание рассказа Сельмы Лагерлеф Святая ночь - краткое содержание рассказа Сельмы Лагерлеф Святая ночь - краткое содержание рассказа Сельмы Лагерлеф

Распределите в столбцы примеры средств выразительности.

Образуйте пары из пословиц к произведению «Святая ночь».

Соберите картинку, на которой изображена сцена из рассказа С. Лагерлёф «Святая ночь».

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/4522/train/

Лагерлеф Сельма рассказ

  • Сельма Лагерлёф
  • Название произведения: «Святая ночь»
  • Число страниц: 3
  • Жанр: рассказ
  • Главные герои: бабушка, незнакомец, пастух, младенец, мать, ангелы, овцы, собаки.

Характеристика главных героев:

  1. Бабушка — мудрая и начитанная женщина.
  2. Ласковая, добрая.
  3. Умеет словом приковать внимание.
  4. Девочка — любознательная и добрая.
  5. Внимательная, открытая.
  6. Пастух — озлобленный и мнительный.
  7. С недоверием отнесся к человеку.
  8. Просветленный, милосердный,  добродушный.

Краткое содержание рассказа «Святая ночь» для читательского дневника

  • Бабушка рассказала внучке историю о том, как когда-то один человек ходил в поисках огня для своего ребенка.
  • Его встретил пастух и очень удивился, что овцы не испугались незнакомца, а угли его не обожгли.
  • Старик последовал вслед за ним, затем увидел, что его семья живет в пещере.
  • Сжалился он — подарил семье незнакомца овечью шкуру.
  • С этого момента мир для пастуха переменился, а он увидел летающих вокруг младенца ангелов.

План для пересказа:

  1. 1) Воспоминания о бабушке и ее рассказе.
  2. 2) Поиски огня для жены и ребенка.
  3. 3) Встреча с пастухом.
  4. 4) Огонь для проходимца.
  5. 5) Старик пошел за незнакомцем.
  6. 6) Овечья шкура.
  7. 7) Ангелы вокруг Спасителя.

Рисунок — иллюстрация

Синквейн

  • Душа.
  • Чистая, открытая.
  • Смотрит, видит, наслаждается.
  • Красота — в глазах смотрящего.
  • Духовность.

Главная мысль

Все прекрасное — в глазах смотрящего.

Чтобы увидеть, что-то хорошее, надо самому стать лучше.

Чему учит произведение «Святая ночь»

Произведение учит видеть сердцем, становиться лучше, проявлять доброту и благородство.

Краткий отзыв по произведению «Святая ночь»

  1. Этот трогательный, светлый рассказ входит в цикл «Сказаний о Христе».
  2. Я считаю, что эту историю должны знать взрослые, дети.
  3. Ведь она «открывает глаза» на окружающий мир, учит замечать волшебство, величие Господа.
  4. Произведение мне понравилось также своим сюжетом.

  5. Это история про внучку, которая любила слушать рассказы про Христа от бабули.
  6. Она рассказала девочке необычайную историю про рождение младенца — Иисуса Христа.
  7. Даже я узнал, почему та самая ночь стала священной.
  8. Я всем рекомендую прочитать этот увлекательный рассказ.

Пословицы:

  • Шуба овечья, да душа человечья.
  • Жизнь безумно красива, когда начинаешь её замечать.
  • У кого нет души, у того и жизнь плохая.

Отрывок из рассказа, поразивший меня больше всего:

Старик предпочел бы ответить отказом, но, когда он вспомнил, что собаки не смогли укусить этого человека, овцы не разбежались от него и посох, не задев его, пролетел мимо, ему стало не по себе, и он не посмел отказать ему в просьбе.

«Бери, сколько тебе нужно!» — сказал пастух.

Еще читательские дневники по произведениям Сельмы Лагерлёф:

  1. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
  2. «В Назарете»
  3. Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Источник: https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-4-klass/lagerlef-selma-rasskaz-sviataia-noch

Сельма Лагерлеф. Святая ночь — Кому за пятьдесят — медиаплатформа МирТесен

Обложка к рассказу «Святая ночь».

Шведская писательница Сельма Лагерлеф прославилась как первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе. Представляю  святочный рассказ именитой сказочницы, автора «Чудесного путешествия Нильса с дикими гусями».

Когда мнe было пять лет, меня постигло большое горе. Я не знаю, испытала ли я впоследствии горе большее, чем тогда. У меня умерла бабушка. До того времени она каждый день сидела на угловом диване в своей комнате и рассказывала чудные вещи. Я не помню бабушку иной, как сидящей на своем диване и рассказывающей с утра до ночи нам, детям, притаившимся и смирно сидящим возле нее; мы боялись проронить хоть слово из рассказов бабушки. Это была очаровательная жизнь! Не было детей, болee счастливых, чем мы.

Я смутно помню образ бабушки. Помню, что у нее были прекрасные, белые, как мел, волосы, что была она очень сгорбленна и постоянно вязала свой чулок. Еще помню, что, когда бабушка кончала рассказ, она клала свою руку мне на голову и говорила: «И все это такая же правда, как то, что я тебя вижу, а ты меня».

Помню, что бабушка умела петь красивые песни; но пела их бабушка не каждый день. В одной из этих песен говорилось о каком-то рыцарe и морской девe, к этой песне был припев: «Как холодно веет ветер, как холодно веет ветер по широкому морю.

Вспоминаю я маленькую молитву, которой научила меня бабушка, и стихи псалма. О всех рассказах бабушки сохранилось у меня лишь слабое, неясное воспоминание. Только один из них помню я так хорошо, что могу рассказать. Это—маленький рассказ о Рождестве Христовом.

Вот, почти все, что у меня сохранилось в памяти о бабушке; но лучше всего я помню горе, которое меня охватило, когда она умерла. Я помню то утро, когда угловой диван остался пустым, и было невозможно себе представить, как провести длинный день.

Это помню я хорошо и никогда не забуду. Нас, детей, привели, чтобы проститься с умершей. Нам было страшно поцеловать мертвую руку; но кто-то сказал нам, что последний раз мы можем поблагодарить бабушку за все радости, которые она нам доставляла.

Помню, как ушли сказания и песни из нашего дома, заколоченные в длинный черный гроб, и никогда не вернулись. Помню, как что-то исчезло из жизни. Будто закрылась дверь в прекрасный волшебный мир, доступ в который нам был до того совершенно свободен. С тех пор не стало никого, кто смог бы снова открыть эту дверь.

Помню, что пришлось, нам, детям, учиться играть в куклы и другие игрушки, как играют все дети, и постепенно мы научились и привыкли к ним. Могло показаться, что заменили нам новые забавы бабушку, что забыли мы ее.

Но и сегодня, через сорок лет, в то время, как разбираю я сказания о Христе, собранные и слышанные мною в далекой чужой стране, в моей памяти живо встает маленький рассказ о Рождестве Христовом, слышанный мной от бабушки.

И мне приятно еще раз его рассказать и поместить в своем сборникe.

* * *

Это было в Рождественский сочельник. Все уехали в церковь, кроме бабушки и меня. Я думаю, что мы вдвоем были одни во всем доме; только мы с бабушкой не смогли поехать со всеми, потому что она была слишком стара, а я слишком мала. Обе мы были огорчены, что не услышим Рождественских песнопений и не увидим священных огней.

Когда уселись мы, одинокие, на бабушкином диване, бабушка начала рассказывать: «Однажды глубокой ночью человек пошел искать огня. Он ходил от одного дома к другому и стучался:

— Добрые люди, помогите мне — говорил он.— Дайте мне горячих углей, чтобы развести огонь: мне нужно согреть только что родившегося Младенца и Его Мать.

Ночь была глубокая, все люди спали, и никто ему не отвечал. Человек шел все дальше и дальше. Наконец увидел он вдали огонек. Он направился к нему и увидел, что это — костер. Множество белых овец лежало вокруг костра; овцы спали, их сторожил старый пастух.

Человек, искавший огня, подошел к стаду; три огромные собаки, лежавшие у ног пастуха, вскочили, заслыша чужие шаги; они раскрыли свои широкие пасти, как будто хотели лаять, но звук лая не нарушил ночной тишины.

Человек увидел, как шерсть поднялась на спинах собак, как засверкали в темноте острые зубы ослепительной белизны, и собаки бросились на него.

Читайте также:  Сочинение на тему лицемерие рассуждение 9, 11 класс

Одна из них схватила его за ногу, другая — за руку, третья — вцепилась ему в горло; но зубы и челюсти не слушались собак, они не смогли укусить незнакомца и не причинили ему ни малейшего вреда.

Человек хотеть подойти к костру, чтобы взять огня. Но овцы лежали так близко одна к другой, что спины их соприкасались, и он не мог дальше идти вперед. Тогда человек взобрался на спины животных и пошел по ним к огню. И ни одна овца не проснулась и не пошевелилась».

До сих пор я, не перебивая, слушала рассказ бабушки, но тут я не могла удержаться, чтобы не спросить:

— Почему не пошевелились овцы? — спросила я бабушку.

— Это ты узнаешь, немного погодя, — ответила бабушка и продолжала рассказ: «Когда человек подошел к огню, заметил его пастух. Это был старый, угрюмый человек, который был жесток и суров ко всем людям.

Завидя чужого человека, он схватил длинную, остроконечную палку, которой гонял свое стадо, и с силой бросил ее в незнакомца.

Палка полетела прямо на человека, но, не коснувшись его, повернула в сторону и упала где-то далеко в поле».

В этом месте я снова перебила бабушку:

— Бабушка, почему палка не ударила человека?— спросила я; но бабушка мне ничего не ответила и продолжала свой рассказ.

«Человек подошел к пастуху и сказал ему:

— Добрый друг! Помоги мне, дай мне немного огня.

Только что родился Младенец; мне надо развести огонь, чтобы согреть Малютку и Его Мать. Пастух охотнее всего отказал бы незнакомцу. Но когда он вспомнил, что собаки не смогли укусить этого человека, что овцы не разбежались перед ним, и палка не попала в него, как-будто не захотела ему повредить, пастуху стало жутко, и он не осмелился отказать незнакомцу в его просьбе.

— Возьми, сколько тебе надо, — сказал он человеку.

Но огонь уже почти потух. Сучья и ветки давно сгорели, оставались лишь кроваво-красные уголья, и человек с заботой и недоумением думал о том, в чем донести ему горячие уголья.

Заметя затруднение незнакомца, пастух еще раз повторил ему:

— Возьми, сколько тебе надо!

Он с злорадством думал, что человек не сможет взять огня. Но незнакомец нагнулся, голыми руками достал из пепла горячих углей и положил их в край своего плаща. И уголья не только не обожгли ему руки, когда он их доставал, но не прожгли и плаща, и незнакомец пошел спокойно назад, как будто нес в плаще не горячие уголья, а орехи или яблоки.

Тут снова не могла я удержаться, чтобы не спросить:

— Бабушка! почему не обожгли уголья человека и не прожгли ему плащ?

  • — Ты скоро это узнаешь — ответила бабушка и стала рассказывать дальше.
  • Старый, угрюмый, злой пастух был поражен всем, что пришлось ему увидеть.
  • — Что это за ночь, — спрашивал он сам себя,— в которую собаки не кусаются, овцы не пугаются, палка не ударяет и огонь не жжет?
  • Он окликнул незнакомца и спросил его:

— Что сегодня за чудесная ночь? И почему животные и предметы оказывают тебе милосердие?

— Я не могу тебe этого сказать, если ты сам не увидишь, — ответил незнакомец и пошел своей дорогой, торопясь развести огонь, чтобы согреть Мать и Младенца. Но пастух не хотел терять его из вида, пока не узнает, что все это значит. Он встал и пошел за незнакомцем, и дошел до его жилища.

Тут увидел пастух, что человек этот жил не в доме и даже не в хижине, а в пещере под скалой; стены пещеры были голы, из камня, и от них шел сильный холод. Тут лежали Мать и Дитя.

Хотя пастух был черствым, суровым человеком, но ему стало жаль невинного Младенца, который мог замерзнуть в каменистой пещере, и старик решил помочь Ему. Он снял с плеча мешок, развязал его, вынул мягкую, теплую пушистую овечью шкурку, и передал ее незнакомцу, чтобы завернуть в нее Младенца.

Но в тот же миг, когда показал пастух, что и он может быть милосердным, открылись у него глаза и уши, и он увидел то, чего раньше не мог видеть, и услышал то, чего раньше не мог слышать. Он увидел, что пещеру окружают множество ангелов с серебряными крыльями и в белоснежных одеждах.

Все они держат в руках арфы и громко поют, славословя родившегося в эту ночь Спасителя Мира, который освободит людей от греха и смерти.

Тогда понял пастух, почему все животные и предметы в эту ночь были так добры и милосердны, что не хотели никому причинить вреда. Ангелы были всюду; они окружали Младенца, сидели на горе, парили под небесами.

Всюду было ликование и веселье, пение и музыка; темная ночь сверкала теперь множеством небесных огней, светилась ярким светом, исходившим от ослепительных одежд ангелов.

И все это увидел и услышал пастух в ту чудесную ночь, и так был рад, что открылись глаза и уши его, что упал на колени и благодарил Бога».

  1. Тут бабушка вздохнула и сказала:
  2. — То, что увидел тогда пастух, могли бы и мы увидеть, потому что ангелы каждую Рождественскую ночь летают над землею и славословят Спасителя, но если бы мы были достойны этого.
  3. И бабушка положила свою руку мне на голову и сказала:

— Заметь себе, что все это такая же правда, как то, что я тебя вижу, а ты меня. Ни свечи, ни лампады, ни солнце, ни луна не помогут человеку: только чистое сердце открывает очи, которыми может человек наслаждаться лицезрением красоты небесной.

Источник: https://komu-za-50.mirtesen.ru/blog/43847309474/Selma-Lagerlef.-Svyataya-noch

План-конспект урока по чтению по теме: Сельма Лагерлеф Святая ночь" | Социальная сеть работников образования

  • Тема:  Сельма Лагерлеф «Святая ночь»
  • Цели урока: познакомить учащихся с творчеством Сельмы Лагерлеф;
  •         — развитие словарного запасы учащихся;
  • — воспитывать любовь и добро  к ближнему;
  • — воспитывать уважительное отношение к православной культуре.
  • Используемая методическая литература: 
  • 1. Библия

2. Журнал «Воспитание школьника» №7, 2006г. 

  1. Используемое оборудование: 
  2. Ноутбук, учебники 
  3. ХОД УРОКА.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

—         Наш урок проходит в праздничные дни, в преддверии дня Святой Троицы.

     Я желаю, чтобы урок прошел для вас с пользой. Может быть, вам удастся что-то для себя открыть.

    2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

—         Сегодня на уроке мы познакомимся с великим волшебником в

https://www.youtube.com/watch?v=H6BmNDdVWb4

области литературы Сельмой Лагерлеф, которая поведует нам о великом таинстве рождения Господа нашего Иисуса Христа.

3.РАССКАЗ ОБ АВТОРЕ.

  —  Давайте мысленно перенесемся в Швецию. Именно здесь родилась и прожила всю свою жизнь писательница Сельма Лувиса Оттилия Лагерлеф.

        Легенды родились в сердце Швеции – Вермланде – и поселились в дворянской усадьбе Морбакка. Это они шуршали на чердаке, играли ветвями огромных рябин, плотным кольцом окружавших Морбакку, порхали вокруг колыбели, где лежала дочь отставного военного и учительницы, хозяев усадьбы.

         Но,  увы,  легенды не были всемогущи. Они не сумели уберечь ребенка от тяжелой болезни, лишившей возможности ходить. Единственным развлечением девочки стали рассказы ее тетушек и бабушки. А в 5 лет девочка потеряла любимую бабушку, смерть которой стала для нее настоящей трагедией.

          Девочка очень рано пристрастилась к чтению. Ее любимыми писателями были Андерсен, Вальтер Скотт, Майн Рид. Уже в 7 лет Сельма решила непременно стать писательницей. Любой попадавшийся на глаза на лист бумаги заполняла стихами и прозой, пьесами и романами.

           Когда Сельме исполнилось 10 лет, врачи вернули ей возможность двигаться. Но чтобы стать писательницей, девочке надо было учиться.

Училась она долго и упорно, став впоследствии одной из самых замечательных писательниц Швеции.

Сельма Лагерлеф автор 27 крупных произведений, в том числе сказочной эпопеи «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции», «Сага о Йесте Берлинге», трилогия о Левеншельдах.

            В книге «Сказания о Христе» писательница собрала легенды, рожденные на Востоке. А начала она эту книгу с рассказа о Спасителе, услышанного от бабушки в рождественскую ночь.

4. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ПЕРВОЙ ЧАСТИ ТЕКСТА.

(Чтение детьми законченными частями)

—         Прочитайте заголовок. Как вы думаете, о чем поведует нам автор?

(О чем-то  таинственном. Об ангелах, которые с небес смотрят на нас. О святом празднике.)

  • 1ч. «Когда мне было…» до слов  «Не было детей более счастливых…»
  • —         От чьего имени идет повествование?
  • (Повествование идет от имени автора рассказа.)
  • —         Какое настроение автора вы почувствовали?
  • (Автору грустно, потому что она потеряла свою бабушку, близкого ей человека, и этим горем хотела бы поделиться с нами.)
  • —         Что было для детей настоящим счастьем?
  • ( Настоящим счастьем для детей было слушать бабушкины рассказы.)
  • —         Прочитайте, как об этом пишет автор?
  • (Выборочное чтение.)
  • 2ч. «Я смутно помню…» до слов «Как холодно веет ветер…»
  • —         Прочитайте, какой образ бабушки навсегда сохранила Сельма Лагерлеф в своей памяти?
  • (Выборочное чтение.)
  • —         Прочитайте  слова, которые любила приговаривать бабушка.
  • (Выборочное чтение.)
  • —         Как вы думаете, зачем она это делала?

(Я думаю, бабушка хотела, чтобы дети верили в чудеса, росли добрыми, отзывчивыми. Может быть поэтому Сельма Лагерлеф стала писательницей.)

Читайте также:  Житие феодосия печерского - краткое содержание летописи нестора летописца

3ч. «Вспоминаю я …» до слов «…когда она умерла.»

—         Что из рассказанного бабушкой, запомнила писательница?

(Она помнила маленькие молитвы, стихи псалма, но больше всего ей запомнился рассказ о Рождестве Христовом.)

4ч. «Я помню то утро, …» до конца.

  1. —         Что навсегда ушло из жизни героини этого повествования со смертью бабушки?
  2. (Из дома ушли сказания и песни, будто закрылась дверь в прекрасный волшебный мир.)
  3. —         Подтвердите ответ текстом.
  4. (Выборочное чтение.)
  5. —         Что хотела бы нам рассказать Сельма Лагерлеф?
  6. (Сельма Лагерлеф хотела бы рассказать нам удивительную историю, услышанную от бабушки в Рождественский сочельник.)
  7. СЛОВАРЬ:  псалом – религиозное песнопение

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

  •                                А сейчас мы встанем дружно
  •                               Отдохнуть немножко нужно.
  •                               Повернитесь вправо, влево,
  •                               Наконец присядьте смело!
  •                               Поработайте ногами,
  •                               Поработайте руками!
  •                               Улыбнемся, день хороший!
  •                               И похлопаем в ладоши!   

6. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ.

  1.                            Помню я, как в детстве  в первый раз,
  2.                            Слышала о Рождестве рассказ.
  3.                            Я была взволнована до слез,
  4.                            Ведь родился маленький Христос.
  5.                            Не в богатом именитом доме
  6.                            И лежал не в пышной колыбели,
  7.                            А в глухой пещере на соломе…

—         Это случилось два тысячелетия назад в окрестностях города Вифлеема в стране Иудее. Родившегося Спасителя приветствовали пастухи.

  • 1 пастух:  Как темно было – и вдруг такой яркий свет!
  • 2 пастух:  В небе звезда зажглась новая, большая.
  • (появляется Светлый ангел.)
  • Светлый ангел:  Родился Спаситель мира, о котором предвозвещали   
  •                            пророки! 

                           Это Иисус Христос! Вы найдете его в той пещере!

  1. 1 пастух:  Смотри, та  далекая пещера вся словно в огне!
  2. 2 пастух:  Чтоб на Христа взглянуть,
  3.                   Чтоб поклониться Богу,
  4.                   Отправимся мы в путь,
  5.                   В опасную дорогу.
  6. 1 пастух:   В дар Младенцу принесем
  7.                    Меду, трав душистых.
  8.                    Путь по звездочке найдем
  9.                    Яркой, серебристой.
  10. (Пещера, в которой Мария качает колыбель и поет.)
  11.  Мария:  Как пылают звезды над горами,
  12.                Пастухи в долинах бродят со стадами.
  13.                Смолкни, колокольчик, не шуми, овечка,
  14.                Спит Младенец в яслях, догорает свечка.
  15. Ослик:  Постой-ка, может Младенец немного озяб?
  16. Вол:  Мы нашим дыханьем согреем его.
  17. Ослик:  Гляди-ка, кажется, кто-то идет?
  18. Вол:  Пришли пастухи и стоят у ворот.

Мария:  Бог в помощь, друзья! Заходите скорей!

  • 1 пастух:  А где новорожденный?
  • 2 пастух:  Да вот же он!
  • 1 пастух:  Прими, Христос, дары простые.
  •                   Вот хлеб и мед, а вот вода,
  •                   Мы люди бедные, но верим –
  •                   Грядут иные времена.

(Чтение учителем стихотворения А.А.Фета «Ночь тиха..» 

  1. *       *        *
  2. Ночь тиха. По тверди зыбкой             Ясли тихо светят взору,
  3. Звезды южные дрожат.                        Озарен Марии лик,
  4. Очи Матери с улыбкой                        Звездный хор к иному хору

В ясли тихие глядят.                            Слухом трепетным приник.

  • Ни ушей, ни взоров лишних,-             И над Ним горит высоко
  • Вот пропели петухи-                            Та звезда далеких стран:
  • И за ангелами в вышних                      С ней несут цари Востока

Славят Бога пастухи.                            Злато, смирну и ладан.

7. ЧТЕНИЕ ВТОРОЙ ЧАСТИ ТЕКСТА.

  1. (Чтение по ролям: маленькая девочка, бабушка, пастух, человек.)
  2. СЛОВАРЬ:  Рождественский сочельник-канун церковного     праздника Рождества;
  3.                      лампада –небольшой сосуд, зажигаемый перед иконой.

8. ОБОБЩЕНИЕ.

—         Давайте попробуем ответить на вопросы, которые волновали маленькую девочку. Почему животные и предметы оказывали милосердие?

(Родился Иисус Христос и вся природа  радовалась этому.  Даже злой пастух сжалился над Матерью и Младенцем.)

—         Как вы думаете, ребята, зачем Господь пришел к людям на

землю?

(Любя людей, заботясь о них, Господь хотел показать смысл жизни и открыть путь к вечному счастью. Иисус-значит Спаситель. Христос-помазанник Божий.)

  • —         А в чем, по — вашему, счастье?
  • (Счастье-это когда люди не болеют.
  • Когда на земле нет войны – это тоже счастье.
  •  Люди должны любить друг друга и заботиться друг о друге.
  • Господь пришел на землю, чтобы очистить людей от греха.)
  • —         Заканчивая свой рассказ, бабушка произнесла такие слова:
  • «Ни свечи, ни лампады, ни солнце, ни луна не помогут человеку: только чистое сердце открывает очи, которыми может человек наслаждаться лицезрением красоты небесной»,- как вы их понимаете?
  • —         Подумайте, как еще можно было озаглавить рассказ?

(«Рождество». «Ночь перед Рождеством». «Рождение Господа».)

9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

—         Дома, чтобы прочувствовать каждое художественное слово и образ, перечитайте текст еще раз. Подготовьте по содержанию вопросы, которые будете задавать друг другу.

10. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

— Каждый вдумчивый читатель при знакомстве с произведением открывает что-то для себя. Какие же открытия вы сделали?

(Высказывания детей.)

—         Ребята, помогите мне оценить наш урок. Чтобы вы взяли: солнышко или тучку?

                         (Дети выбирают солнышко и объясняют свой выбор)

—         Пусть ваши добрые дела просветляют нашу душу, как солнечные лучики, а грехи и пороки только затемняют ее, как тучки небо.

У наших предков была традиция: в Святки «сжигать» все свои неприятности. И сейчас я зажгу свечу, а вы, глядя на ее огонь, вспоминайте про себя, кого вы обидели, обманули, кому сказали плохое слово. И пусть все ваши неприятности сгорят на этом пламени и больше не повторятся никогда.

  1. Муниципальное общеобразовательное учреждение
  2. «Каплинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
  3. СЕЛЬМА ЛАГЕРЛЕФ
  4.  «СВЯТАЯ НОЧЬ»
  5. Конспект урока чтения в 4 классе
  6. Подготовила и провела
  7.  учитель начальных классов
  8. «Каплинская СОШ»
  9.  Калинина Александра Ивановна
  10. с. Федосеевка
  11. 2010 год

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/11/05/selma-lagerlef-svyataya-noch

Читаем детям о Рождестве | Сельма Лагерлёф | Святая ночь

:star: Что вы рассказываете детям о Рождестве Христовом? Ждут ли они этого дня? Небольшой рассказ Сельмы Лагерлёф, одной из самых известных детских писательниц, «Святая ночь» подводит нас к сути праздника. Но хорош рассказ не только этим. Сельма Лагерлёф с теплотой и трепетом вспоминает о своей бабушке. Именно она нашла нужные слова и поведала девочке историю рождения Христа.

Предлагаем вам перед сном прочитать рассказ вместе с детьми. Возможно, они запомнят этот вечер и через несколько лет с такой же любовью поведают о Рождестве своим малышам.

***:stars: Когда мнe было пять лет, меня постигло большое горе. Я не знаю, испытала ли я впоследствии горе большее, чем тогда.У меня умерла бабушка. До того времени она каждый день сидела на угловом диване в своей комнате и рассказывала чудные вещи.

Я не помню бабушку иной, как сидящей на своем диване и рассказывающей с утра до ночи нам, детям, притаившимся и смирно сидящим возле нее; мы боялись проронить хоть слово из рассказов бабушки. Это была очаровательная жизнь! Не было детей, болee счастливых, чем мы.Я смутно помню образ бабушки.

Помню, что у нее были прекрасные, белые, как мел, волосы, что была она очень сгорбленна и постоянно вязала свой чулок.Еще помню, что, когда бабушка кончала рассказ, она клала свою руку мне на голову и говорила:«И все это такая же правда, как то, что я тебя вижу, а ты меня».Помню, что бабушка умела петь красивые песни; но пела их бабушка не каждый день.

В одной из этих песен говорилось о каком-то рыцарe и морской девe, к этой песне был припев:«Как холодно веет ветер, как холодно веет ветер по широкому морю».Вспоминаю я маленькую молитву, которой научила меня бабушка, и стихи псалма.О всех рассказах бабушки сохранилось у меня лишь слабое, неясное воспоминание. Только один из них помню я так хорошо, что могу рассказать.

Это — маленький рассказ о Рождестве Христовом.Вот, почти все, что у меня сохранилось в памяти о бабушке; но лучше всего я помню горе, которое меня охватило, когда она умерла.Я помню то утро, когда угловой диван остался пустым, и было невозможно себe представить, как провести длинный день. Это помню я хорошо и никогда не забуду.Нас, детей, привели, чтобы проститься с умершей.

Нам было страшно поцеловать мертвую руку; но кто-то сказал нам, что последний раз мы можем поблагодарить бабушку за все радости, которые она нам доставляла.Помню, как ушли сказания и песни из нашего дома, заколоченные в длинный черный гроб, и никогда не вернулись.Помню, как что-то исчезло из жизни.

Будто закрылась дверь в прекрасный волшебный мир, доступ в который нам был до того совершенно свободен. С тех пор не стало никого, кто смог бы снова открыть эту дверь.Помню, что пришлось, нам, детям, учиться играть в куклы и другие игрушки, как играют все дети, и постепенно мы научились и привыкли к ним.Могло показаться, что заменили нам новые забавы бабушку, что забыли мы ее.

Но и сегодня, через сорок лет, в то время, как разбираю я сказания о Христе, собранные и слышанные мною в далекой чужой стране, в моей памяти живо встает маленький рассказ о Рождестве Христовом, слышанный мной от бабушки. И мне приятно еще раз его рассказать и поместить в своем сборникe.***Это было в Рождественский сочельник. Все уехали в церковь, кроме бабушки и меня.

Я думаю, что мы вдвоем были одни во всем доме; только мы с бабушкой не смогли поехать со всеми, потому что она была слишком стара, а я слишком мала. Обе мы были огорчены, что не услышим Рождественских песнопений и не увидим священных огней.Когда уселись мы, одинокие, на бабушкином диване, бабушка начала рассказывать:«Однажды глубокой ночью человек пошел искать огня.

Читайте также:  Космос сообщение доклад 2, 3, 4 класс окружающий мир

Он ходил от одного дома к другому и стучался;— Добрые люди, помогите мне — говорил он.— Дайте мне горячих углей, чтобы развести огонь: мне нужно согреть только что родившегося Младенца и Его Мать.Ночь была глубокая, все люди спали, и никто ему не отвечал.Человек шел все дальше и дальше. Наконец увидел он вдали огонек. Он направился к нему и увидел, что это — костер.

Множество белых овец лежало вокруг костра; овцы спали, их сторожил старый пастух.Человек, искавший огня, подошел к стаду; три огромные собаки, лежавшие у ног пастуха, вскочили, заслыша чужие шаги; они раскрыли свои широкие пасти, как будто хотели лаять, но звук лая не нарушил ночной тишины.

Человек увидел, как шерсть поднялась на спинах собак, как засверкали в темноте острые зубы ослепительной белизны, и собаки бросились на него. Одна из них схватила его за ногу, другая — за руку, третья — вцепилась ему в горло; но зубы и челюсти не слушались собак, они не смогли укусить незнакомца и не причинили ему ни малейшего вреда.Человек хотеть подойти к костру, чтобы взять огня.

Но овцы лежали так близко одна к другой, что спины их соприкасались, и он не мог дальше идти вперед. Тогда человек взобрался на спины животных и пошел по ним к огню. И ни одна овца не проснулась и не пошевелилась».До сих пор я, не перебивая, слушала рассказ бабушки, но тут я не могла удержаться, чтобы не спросить:— Почему не пошевелились овцы? — спросила я бабушку.

— Это ты узнаешь, немного погодя, — ответила бабушка и продолжала рассказ:«Когда человек подошел к огню, заметил его пастух. Это был старый, угрюмый человек, который был жесток и суров ко всем людям. Завидя чужого человека, он схватил длинную, остроконечную палку, которой гонял свое стадо, и с силой бросил ее в незнакомца.

Палка полетела прямо на человека, но, не коснувшись его, повернула в сторону и упала где-то далеко в поле».В этом месте я снова перебила бабушку:— Бабушка, почему палка не ударила человека?— спросила я; но бабушка мне ничего не ответила и продолжала свой рассказ.«Человек подошел к пастуху и сказал ему:— Добрый друг! Помоги мне, дай мне немного огня.

Только что родился Младенец; мне надо развести огонь, чтобы согреть Малютку и Его Мать.Пастух охотнее всего отказал бы незнакомцу. Но когда он вспомнил, что собаки не смогли укусить этого человека, что овцы не разбежались перед ним, и палка не попала в него, как-будто не захотела ему повредить, пастуху стало жутко и он не осмелился отказать незнакомцу в его просьбе.

— Возьми, сколько тебе надо, — сказал он человеку.Но огонь уже почти потух. Сучья и ветки давно сгорели, оставались лишь кроваво-красные уголья, и человек с заботой и недоумением думал о том, в чем донести ему горячие уголья.Заметя затруднение незнакомца, пастух еще раз повторил ему:— Возьми, сколько тебе надо!Он с злорадством думал, что человек не сможет взять огня.

Но незнакомец нагнулся, голыми руками достал из пепла горячих углей и положил их в край своего плаща. И уголья не только не обожгли ему руки, когда он их доставал, но не прожгли и плаща, и незнакомец пошел спокойно назад, как будто нес в плаще не горячие уголья, а орехи или яблоки».

Тут снова не могла я удержаться, чтобы не спросить:— Бабушка! почему не обожгли уголья человека и не прожгли ему плащ?— Ты скоро это узнаешь — ответила бабушка и стала рассказывать дальше.«Старый, угрюмый, злой пастух был поражен всем, что пришлось ему увидеть.

— Что это за ночь, — спрашивал он сам себя,— в которую собаки не кусаются, овцы не пугаются, палка не ударяет и огонь не жжет?Он окликнул незнакомца и спросил его:— Что сегодня за чудесная ночь? И почему животные и предметы оказывают тебе милосердие?— Я не могу тебe этого сказать, если ты сам не увидишь, — ответил незнакомец и пошел своей дорогой, торопясь развести огонь, чтобы согреть Мать и Младенца.Но пастух не хотел терять его из вида, пока не узнает, что все это значит. Он встал и пошел за незнакомцем, и дошел до его жилища.Тут увидел пастух, что человек этот жил не в доме и даже не в хижине, а в пещере под скалой; стены пещеры были голы, из камня, и от них шел сильный холод. Тут лежали Мать и Дитя.Хотя пастух был черствым, суровым человеком, но ему стало жаль невинного Младенца, который мог замерзнуть в каменистой пещере, и старик решил помочь Ему. Он снял с плеча мешок, развязал его, вынул мягкую, теплую пушистую овечью шкурку, и передал ее незнакомцу, чтобы завернуть в нее Младенца.Но в тот же миг, когда показал пастух, что и он может быть милосердным, открылись у него глаза и уши, и он увидел то, чего раньше не мог видеть, и услышал то, чего раньше не мог слышать.Он увидел, что пещеру окружают множество ангелов с серебряными крыльями и в белоснежных одеждах. Все они держат в руках арфы и громко поют, славословя родившегося в эту ночь Спасителя Мира, Который освободит людей от греха и смерти.Тогда понял пастух, почему все животные и предметы в эту ночь были так добры и милосердны, что не хотели никому причинить вреда.Ангелы были всюду; они окружали Младенца, сидели на горе, парили под небесами. Всюду было ликование и веселье, пение и музыка; темная ночь сверкала теперь множеством небесных огней, светилась ярким светом, исходившим от ослепительных одежд ангелов. И все это увидел и услышал пастух в ту чудесную ночь, и так был рад, что открылись глаза и уши его, что упал на колени и благодарил Бога».Тут бабушка вздохнула и сказала:— То, что увидел тогда пастух, могли бы и мы увидеть, потому что ангелы каждую Рождественскую ночь летают над землею и славословят Спасителя, но если бы мы были достойны этого.И бабушка положила свою руку мне на голову и сказала:

— Заметь себе, что все это такая же правда, как то, что я тебя вижу, а ты меня. Ни свечи, ни лампады, ни солнце, ни луна не помогут человеку: только чистое сердце открывает очи, которыми может человек наслаждаться лицезрением красоты небесной.

:black_nib: Сельма Лагерлёф. Святая ночь (из сборника «Легенды о Христе»)

Источник: https://elitsy.ru/communities/111065/1504481/

Ссылка на основную публикацию